Вера мухина - биография, фото, личная жизнь скульптора. Воспоминания о скульпторе вере мухиной Коттедж на берегу Исети
А она все реже улыбалась и неохотно появлялась на публике. Ведь признание и свобода - совсем не одно и то же.
На фото скульптор Вера Мухина
Детство, семья
Вера родилась в Риге в 1889 году, в семье богатого купца Игнатия Мухина. Мать потеряла рано -после родов та мучилась туберкулезом, от которого не спаслась даже в благодатном климате юга Франции. Опасаясь, что у детей может быть наследственная предрасположенность к этому заболеванию, отец перевез дочерей в Феодосию. Здесь Вера увидела картины Айвазовского и впервые взялась за кисти...Когда Вере было 14, скончался отец. Похоронив купца на берегах Крыма, родственники забрали сирот в Курск. Будучи людьми благородными, денег на них не жалели. Наняли в гувернантки сначала немку, потом француженку; девочки побывали в Берлине, Тироле, Дрездене.
В 1911 году их привезли в Москву - подыскать женихов. Вере эта затея опекунов сразу не понравилась. Все ее мысли занимало изобразительное искусство, мировой столицей которого был Париж, - именно туда она стремилась всей душой. А пока изучала живопись в московских художественных студиях.
Получить желаемое Мухиной помогло несчастье. Зимой 1912 года, во время катания на санях, она врезалась в дерево. Нос оказался почти оторван, девушке сделали 9 пластических операций. «Ну и ладно, - сухо бросила Вера, глянув в больничное зеркало. - Живут люди и с более страшными лицами». Чтобы утешить сироту, родственники отправили ее в Париж.
Скульптура
В столице Франции Вера осознала, что ее призвание - быть скульптором. Наставником Мухиной стал Бурдель, ученик легендарного Родена. Одно замечание учителя - и она разбивала свою очередную работу вдребезги. Ее кумир - Микеланджело, гений эпохи Возрождения. Если и ваять, то не хуже его!Париж подарил Вере и большую любовь - в лице беглого эсера-террориста Александра Вертепова. В 1915 году влюбленные расстались: Александр отправился на фронт, воевать на стороне Франции, а Вера поехала в Россию навестить родню. Там ее и застали известие о гибели жениха и Октябрьская революция.
Как ни странно, купеческая дочь с европейским образованием восприняла революцию с пониманием. И в годы Первой мировой, и во время Гражданской войны работала санитаркой. Спасла десятки жизней, в том числе и своего будущего мужа.
Личная жизнь
Молодой доктор Алексей Замков умирал от тифа. Целый месяц Мухина не отходила от постели больного. Чем лучше становилось пациенту, тем хуже самой Вере: девушка понимала, что снова влюбилась. Рассказать о чувствах не решалась - уж больно красив был доктор. Все решил случай. Осенью 1917-го в госпиталь попал снаряд. От взрыва Вера потеряла сознание, а когда очнулась, увидела перепуганное лицо Замкова. «Если бы ты погибла, я бы тоже умер!» -на одном дыхании выпалил Алексей...Летом 1918 года они обвенчались. Брак оказался на удивление крепким. Чего только не довелось пережить супругам: голодные послевоенные годы, болезнь сына Всеволода.
В 4 года мальчик травмировал ногу, в ране началось туберкулезное воспаление. Все врачи Москвы отказывались оперировать ребенка, считая его безнадежным. Тогда Замков прооперировал сына дома, на кухонном столе. И Всеволод выздоровел!
Работы скульптора
В конце 1920-х Мухина вернулась в профессию. Первой удачей скульптора стала работа под названием «Крестьянка». Неожиданно для самой Веры Игнатьевны «народная богиня плодородия» получила хвалебный отзыв известного художника Ильи Машкова и гран-при на выставке «10 лет Октября». А после выставки в Венеции «Крестьянка» была куплена одним из музеев Триеста. Сегодня это творение украшает коллекцию Ватиканского музея в Риме.Окрыленная Вера Игнатьевна творила без остановки: «Памятник Революции», работа над скульптурным оформлением будущей гостинцы «Москва»... Только все без толку - каждый проект беспощадно «зарубался». И каждый раз с одной и той же формулировкой: «из-за буржуазного происхождения автора». С мужем тоже беда. Его инновационный гормональный препарат «Гравидан» раздражал эффективностью всех врачей Союза. Доносы и обыски довели Алексея Андреевича до инфаркта...
В 1930 году супруги решились на побег в Латвию. Идею подбросил агент-провокатор Ахмед Мутушев, явившийся к Замкову под видом пациента. В Харькове беглецов арестовали и доставили в Москву. Допрашивали 3 месяца, а после сослали в Воронеж.
Двух гениев эпохи спас третий - Максим Горький. Поправить здоровье писателю помог тот самый «Гравидан». «Этот врач нужен стране!» - убедил Сталина романист. Вождь позволил Замкову открыть в Москве свой институт, а его жене -принять участие в престижном конкурсе.
Суть конкурса была проста: создать монумент, воспевающий коммунизм. Приближался 1937 год, а с ним и Всемирная выставка науки и техники в Париже. Павильоны СССР и Третьего рейха располагались друг напротив друга, что усложняло задачу скульпторам. Мир должен был понять, что будущее за коммунизмом, а не за нацизмом.
Мухина выставила на конкурс скульптуру «Рабочий и колхозница» -и неожиданно для всех победила. Конечно, проект пришлось доработать. Комиссия приказала обе фигуры одеть (у Веры Игнатьевны они были обнаженными), а Ворошилов посоветовал «убрать у девушки мешки под глазами».
Вдохновленная эпохой, скульптор задумала собрать фигуры из сверкающих листов стали. До Мухиной на подобное решался лишь Эйфель со статуей Свободы в США. «Мы его превзойдем!» - уверенно заявила Вера Игнатьевна.
Стальной монумент весом 75 тонн сварили за 2 месяца, разобрали на 65 частей и в 28 вагонах отправили в Париж. Успех был колоссальным! Композицией публично восхищались художник Франс Мазерель, писатели Ромен Роллан и Луи Арагон. На Монмартре продавались чернильницы, портмоне, платки и пудреницы с изображением монумента, в Испании - почтовые марки. Мухина искренне надеялась, что ее жизнь в СССР изменится в лучшую сторону. Как же она ошибалась...
В Москве парижская эйфория Веры Игнатьевны быстро развеялась. Во-первых, ее «Рабочего и колхозницу» сильно повредили при доставке на родину. Во-вторых, установили на низкий постамент и вовсе не там, где желала Мухина (архитектор видела свое творение либо на стрелке Москвы-реки, либо на смотровой площадке МГУ).
В-третьих, умер Горький, и гонения на Алексея Замкова вспыхнули с новой силой. Институт доктора был разграблен, а сам он переведен на должность обычного терапевта в заурядной поликлинике. Все обращения к Сталину не возымели действия. В 1942 году Замков скончался из-за последствий второго инфаркта...
Однажды в студии Мухиной раздался звонок из Кремля. «Товарищ Сталин желает иметь бюст вашей работы», - отчеканил чиновник. Скульптор ответила: «Пусть Иосиф Виссарионович приезжает ко мне в мастерскую. Требуются сеансы с натуры». Вера Игнатьевна и подумать не могла, что ее деловой ответ оскорбит мнительного вождя.
С того дня Мухина оказалась в опале. Она продолжала получать сталинские премии, ордена и сидеть в архитектурных комиссиях. Но при этом не имела права выезжать за границу, проводить персональные выставки и даже оформить в собственность дом-мастерскую в Пречистенском переулке. Сталин играл со скульптором, как кошка с мышкой: не добивал окончательно, но и не давал свободы.
Смерть
Своего мучителя Вера Игнатьевна пережила на полгода - ее не стало 6 октября 1953-го. Причина смерти - стенокардия. Последней работой Мухиной стала композиция «Мир» для купола сталинградского планетария. Величественная женщина держит глобус, с которого взлетает голубь. Это не просто завещание. Это всепрощение.В ера Мухина, ученица французского скульптора Бурделя, прославилась благодаря скульптурной группе «Рабочий и колхозница» . На фоне царившего в 1930–40-е годы бытового, иллюстративного понимания реализма художница боролась за язык образов и символов в искусстве. Она занималась не только монументальными проектами, но и прикладным творчеством: разрабатывала узоры для тканей, сервизы и вазы, много экспериментировала со стеклом. В 1940–50-х годах Вера Мухина пять раз стала лауреатом Сталинской премии.
Наследница «Рижского медичи»
Вера Мухина родилась в Риге в 1889 году. Ее дед Кузьма Мухин заработал многомиллионное состояние на продаже пеньки, льна и хлеба. На свои средства он построил гимназию, больницу, реальное училище и в шутку сравнивал себя с Козимо Медичи - основателем знаменитой флорентийской династии меценатов. Сын Кузьмы Мухина Игнатий женился по любви на дочке аптекаря. Молодой супруги не стало в 1891 году, когда старшей дочери Маше шел пятый год, а младшая Вера была совсем маленькой. В 1904 году девочки потеряли отца, и сирот приняли в свой дом родственники из Курска.
Спустя три года сестры переехали в Москву . Здесь Вера Мухина начала учиться рисунку и живописи. Это было время модных творческих объединений. Первым учителем Мухиной стал Константин Юон , член «Союза русских художников».
Вера Мухина. Фотография: domochag.net
Вера Мухина. Фотография: vishegorod.ru
Вера Мухина. Фотография: russkiymir.ru
«Порой думалось, что он учил совмещать несовместимое. С одной стороны, рациональное, чуть ли не арифметическое исчисление элементов рисунка и живописи, с другой - требование постоянной работы воображения. Однажды была задана композиция на тему «Сон». Мухина нарисовала заснувшего у ворот дворника. Константин Федорович недовольно поморщился: «Нет фантастики сна».
Искусствовед Ольга Воронова
В какой-то момент Вера Мухина поняла, что не хочет писать картины. В 1911 году она впервые попробовала работать с глиной в мастерской скульптора Нины Синицыной. И почти сразу загорелась идеей учиться скульптуре в Париже - художественной столице мира. Опекуны не пустили. Тогда в поисках нового опыта Мухина перешла в класс к авангардисту Илье Машкову, одному из основателей объединения «Бубновый валет».
В рождественские праздники 1912 года случилась беда. Катаясь с горки на санях в имении под Смоленском, юная художница врезалась в дерево. Веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью девушку привезли в больницу - здесь ей сделали девять пластических операций. «Живут и хуже», - сказала Мухина, впервые сняв бинты.
Чтобы отвлечь ее, родственники разрешили поездку в Париж. Вера Мухина поселилась в пансионе и стала брать уроки у Эмиля Антуана Бурделя - известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. У Бурделя она научилась всем основам ремесла: «крепко схватывать форму», думать об объекте как о целом, но уметь выделять нужные детали.
Художник широкого профиля
«Рабочий и колхозница». Фотография: voschod.ru
«Рабочий и колхозница». Фотография: mos.ru
«Рабочий и колхозница». Фотография: dreamstime.com
Из Парижа Мухина с другими молодыми художниками отправилась в Италию - изучать искусство Возрождения. Заехала в Москву, планируя затем вернуться в Париж, но грянула Первая мировая война. Художница стала медсестрой в госпитале. В 1914 году она познакомилась с отбывавшим на фронт молодым доктором - Алексеем Замковым. Вскоре судьба свела их вновь. Замкова, умирающего от тифа, привезли в госпиталь, Мухина его выходила. Вскоре молодые люди поженились, у них родился сын Всеволод.
В 1916 году художница стала сотрудничать с Камерным театром Александра Таирова . Сперва лепила скульптурные части декораций к спектаклю «Фамира-кифарэд», затем взялась за моделирование сценических костюмов. В 1920-е годы Вера Мухина работала с Надеждой Ламановой - звездой русской моды, которая прежде одевала царскую семью, а теперь шила наряды для советских женщин. В 1925 году Ламанова и Мухина издали альбом моделей «Искусство в быту». В тот же год их пригласили представлять холщовые и льняные платья с деревянными пуговицами на Всемирной выставке в Париже, где «крестьянская» коллекция получила Гран-при.
Как дизайнер Мухина оформляла советские павильоны на меховой и книжной международных выставках. Но не забывала и о скульптуре. В 1920-е годы она создала несколько известных работ: «Пламя революции», «Юлию», «Ветер». Особых восторгов удостоилась «Крестьянка» - «сделанная из чернозема» баба, «вросшая» ногами в землю, с мужскими руками (Мухина лепила их с рук своего мужа). В 1934 году «Крестьянку» экспонировали в Венеции, после чего продали в музей Триеста, а после Второй мировой войны скульптура попала в Ватикан. Для Третьяковской галереи - первого места хранения «Крестьянки» - отлили копию.
В это же время супруг Мухиной Алексей Замков создал первый промышленный гормональный препарат - «Гравидан». У врача появились завистники и противники, началась травля. Весной 1930 года Мухина, Замков и их сын были задержаны при попытке выехать из Советского Союза. Этот факт был обнародован лишь в 2000-е годы, когда в руки журналистов попал донос бывшего коллеги Замкова. За доктора вступились высокопоставленные пациенты и друзья, среди которых были Буденный и Горький . Замкова «всего лишь» выслали на три года в Воронеж. Мухина отправилась в ссылку вместе с мужем, хотя ей было позволено остаться в столице. В Москву супруги вернулись досрочно - в 1932 году.
«Не бойтесь рисковать в искусстве»
В 1937 году Вера Мухина выиграла конкурс на скульптуру для павильона, который планировалось построить на Всемирной выставке в Париже. Первоначальная идея принадлежала архитектору Борису Иофану , проектировавшему советский павильон:
«Советский Союз - государство рабочих и крестьян, на этом основан герб. Павильон должна была завершать двухфигурная скульптурная группа: рабочий и крестьянка, скрестившие серп и молот, - меня всю жизнь увлекала проблема синтеза архитектуры и скульптуры».
Мухина предложила решение в античном духе: обнаженные фигуры, устремленные ввысь. Рабочего и колхозницу приказали «одеть». Но главные идеи автора - много воздуха между фигурами, чтобы создать легкость, и развевающийся шарф, подчеркивающий динамичность, - остались без изменений. Однако согласования заняли много времени. В итоге первую в СССР статую из стальных пластин создавали в авральном режиме всего за три недели. Мухина лепила уменьшенный макет частями и тут же передавала для увеличения в Институт машиностроения (ЦНИИМАШ). Здесь фрагменты скульптуры вырезали из дерева. Затем рабочие забирались внутрь деталей и обстукивали их, подложив лист металла толщиной всего 0,5 миллиметра. Когда деревянное «корыто» разбивали, получался фрагмент из стали. После сборки «Рабочего и колхозницу» разрезали и, погрузив в вагоны, отправили в Париж. Там - тоже в спешке - 24-метровую статую вновь собрали и водрузили на постамент высотой 34 метра. Пресса наперебой публиковала снимки расположенных друг напротив друга советского и германского павильонов. Сегодня эти фотографии кажутся символичными.
ВДНХ). Постамент - «пенек», как его называла Мухина, - сделали высотой чуть более 10 метров. Из-за этого исчезло ощущение полета. Лишь в 2009 году после реконструкции «Рабочего и колхозницу» установили на специально возведенный павильон, похожий на павильон Иофана.
В 1942 году от инфаркта умер Алексей Замков, которого с конца 1930-х обвиняли в знахарстве и ненаучных методах лечения. В это же время не стало лучшей подруги Мухиной - Надежды Ламановой. Спасала работа и новое творческое увлечение - стекло. С 1940 года скульптор сотрудничала с экспериментальным цехом при зеркальной фабрике в Ленинграде. По ее эскизам и ею же придуманным методикам лучшие стеклодувы создавали вазы, статуэтки и даже скульптурные портреты. Мухина разработала дизайн полулитровой пивной кружки для советского общепита. Легенда приписывает ей и авторство созданного для первых посудомоечных машин граненого стакана.
В 1941–1952 годах Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. Одной из последних ее работ был памятник Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Установили его уже после смерти скульптора. Веры Мухиной не стало 6 октября 1953 года. После ее смерти министру Вячеславу Молотову было передано письмо, в котором Мухина просила:
«Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство».
Знаменитый памятник Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» стал символом эпохи победившего социализма, успехов, достигнутых СССР в предвоенные годы. На Всемирной выставке в Париже в апреле 1937 года величественный монумент, украшавший советский павильон, вызвал восторженные отзывы посетителей. Пабло Пикассо назвал его «величайшим произведением скульптуры ХХ
века». Однако мировая слава и престижные награды еще не гарантировали в стране победившего социализма безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Не успели утихнуть восторги по поводу парижского триумфа Мухиной, как начались гонения на ее мужа – доктора Алексея Замкова, ставшего прообразом профессора Преобра-
женского из булгаковского «Собачьего сердца».
Вера Игнатьевна Мухина родилась 1 июля 1889 года в богатой купеческой семье в Риге. Мухиным принадлежали заводы, склады, доходные дома... Но даже очень большие
деньги ни в какие времена не способны уберечь от беды, отвести несчастье. Девочке не исполнилось и года, когда от туберкулеза в 30-летнем возрасте умерла ее мать. Лечения от чахотки тогда не существовало и отец, опасаясь за здоровье детей, перевез Веру и ее старшую сестру Марию в Крым, в Феодосию.
Гимназия, частные уроки, занятия живописью и музицирование – обычная жизнь девочки из обеспеченной и культурной семьи русской буржуазии начала XX столетия. Раз в год Мухины приезжали в Москву «проветриться и накупить нарядов», в компании воспитательницы путешествовали по Европе. Но беда не обходила стороной дом Мухиных.
Когда Вере едва исполнилось 14 лет, неожиданно умирает ее отец Игнатий Кузьмич Мухин. Заботу о девочках взяли на себя его братья, жившие в Курске. Шло время, сестры Мухины превратились в хорошеньких барышень, блиставших на губернских балах и благотворительных концертах. Когда в 1909 году девушки решили перебраться в Первопрестольную, местный репортер с сожалением восклицал: «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных».
В Москве они поселились в собственной квартире на Пречистенке. Вера увлеченно занималась рисованием в студии Константина Юона. Уже тогда молодой девушке прочили блестящую карьеру, но в ее судьбу вновь ворвалась беда.
В конце 1911 года она поехала на Рождество к родственникам в имение под Смоленском. «Там собиралось много молодежи, двоюродных братьев и сестер, – вспоминала Мухина. – Однажды мы покатились с горы. Я полулежала в санях, приподняв лицо. Сани налетели на дерево, и я ударилась об это дерево лицом. Удар пришелся прямо по лбу. Глаза залило кровью, мне показалось, что треснул череп. Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван. Я тогда была очень хорошенькой. Первым ощущением стало: жить нельзя. Надо бежать, уходить от людей. Бросились к врачу.
Он наложил девять швов, вставил дренаж. От удара верхняя губа защемилась между зубами... Месяц не снимали повязку, не давали зеркало, и я смотрелась в ножницы. Правая половина лица была больше левой, но я подумала, живут и хуже».
Пластическая хирургия – изобретение не сегодняшнего дня. Многие сложные операции производили уже в начале прошлого века. В 1912 году Вера поступила на лечение в одну из престижных парижских клиник. Она стойко перенесла семь операций на лице. Хирург поработал на славу – рубцов от страшной травмы не осталось, но выражение лица Веры изменилось – ушла девичья мягкость, черты стали более жесткими, пристальный, серьезный взгляд из-под нахмуренных бровей выдавал крутой нрав художницы.
В Париже Мухина провела две зимы, занимаясь в академии ученика Родена скульптора Бурделя. Она много времени проводит в музеях, посещает художественные галереи, встречается с художниками и скульпторами. Здесь она впервые по-настоящему влюбилась в русского эмигранта Александра Вертепова. В мастерской Бурделя этот молодой человек, до того не бравший в руки карандаша, считался самым талантливым учеником. Но Вертепов не был склонен к романтическим чувствам, а Вера так и не решалась признаться в любви, хотя потом всю жизнь хранила его письма, напоминавшие о молодости, цветущих каштанах на парижских бульварах, силуэте Эйфелевой башни на фоне вечернего неба…
***
Летом 1914 года Вера возвращается в Москву. Начавшаяся Первая мировая война в корне изменила привычный уклад жизни. Мухина поступает на курсы медсестер, работает в госпитале: «Как откроешь грязные пересохшие бинты, кровь, гной... Работали бесплатно, брать деньги не хотели. Всю жизнь я не любила платных должностей. Люблю свободу».
Здесь, в стенах военного госпиталя, она встретила молодого врача Алексея Замкова. «С Алексеем Андреевичем я познакомилась в 1914 году, – писала Вера Мухина. – Это был молодой человек небольшого роста, кудрявый. Он тогда только кончил университет. Потом он уехал на фронт добровольцем. И я его увидела только в 16-м году, когда его привезли умирающим от тифа...».
***
Алексей Замков принадлежал к породе людей, о которых принято говорить, что они сами сделали себя сами. Внук крепостного, сын крестьянина, он родился в 1883 году. Учился в церковно-приходской школе, потом окончил уездное училище. С 15 лет работал грузчиком, увлекся революционной пропагандой, участвовал в Московском вооруженном восстании в декабре 1905 года. С годами Замков отошел от революционной деятельности, и всю жизнь потом утверждал: «Людей надо лечить, а не убивать». Уже взрослым человеком, в 27 лет, сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил в канун мировой войны.
В голодном, страшном 1918 году Мухина и Замков обвенчались. Отныне их судьбы оказались связаны навсегда, любовь помогла им преодолеть многие несчастья и беды, подстерегавшие на жизненном пути.
По словам Мухиной, мужа отличала особая мужская стать: «В нем очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости». С него она лепила Брута и Наполеона. Станиславский убеждал врача стать драматическим актером, предлагал престижные роли, но Замков остался верен избранному поприщу – медицине.
После революции у Мухиных в Риге оставались завод и недвижимость, позволяющие безбедно жить где-нибудь в Европе, и сестра Мария эмигрировала из России. Вера и Алексей избрали иной путь – они остались на родине, жили в холодной квартире на Пречистинке, пытались разжиться провизией, дровами.
«Становилось трудно, родственники разбежались, деньги наши ахнули, Алексей Андреевич каждое воскресенье ездил в свое село Борисово и принимал там больных. Приезжал с картофелем и хлебом. Тем мы и питались в 18-й, 19-й годы…».
В 1919 году семью посетила новая беда: в дверь квартиры на Пречистенке постучались люди в кожанках. Время было лихое – только что подавили очередной контрреволюционный мятеж, и врага революции могли запросто расстрелять по дороге, но судьба пока охраняла Замкова. На Лубянке он попал на допрос к самому Вячеславу Менжинскому – члену Президиума ВЧК, которому в свое время помог бежать за границу. Менжинский не забыл о том случае – Замкова отпустили с миром.
«Напрасно, Алексей, ты не пошел с нами, – на прощание сказал Менжинский, – нелегко тебе будет выживать здесь».
Легко, действительно, не было. Не было мастерской, кончались деньги, но они были молоды, сильны духом и не опускали руки. В 1920 году родился сын Всеволод, роды принимал Замков. Спустя четыре года, когда у мальчика начался костный туберкулез, отец сам оперировал сына, и поставил его на ноги.
Доктор Замков был не только хорошим практическим врачом, умелым хирургом – в нем жил дух экспериментатора, первооткрывателя, он упорно пытался найти скрытые резервы человеческого организма, открыть эликсир вечной молодости.
***
О лечении мочой (уринотерапии) различных кожных заболеваний знали еще Гиппократ и Авиценна. Но только в 1927 году немецкие ученые С. Ашгейм и Б. Цондека обнаружили в моче беременных женщин особый гормон, стимулирующий половую функцию человека. Замков писал: «Это натолкнуло меня на мысль использовать мочу беременных в лечебных целях вместо принятого выделения из нее отдельных гормонов и других веществ. Я рассчитывал на успех, прежде всего при заболеваниях, связанных с нарушениями половой функции, в частности с ее угнетением в пожилом возрасте».
Свой препарат Замков назвал гравиданом – от латинского graviditas – «беременность». Многочисленные опыты на животных впечатляли: старые, слабые, полысевшие мыши после инъекций гравидана буквально преображались, у них начинала блестеть шерсть, они давали здоровое потомство. 8 февраля 1929 года Замков решается поставить опыт на себе: «Будто выпил бутылку шампанского! Длился этот подъем, ну, дней 10. А подопытная фауна неистовствовала. Старый рысак, которого готовили к забою, после инъекции показал рекордную резвость. Всякая тварь крепла, плодилась и размножалась, как в раю».
По Москве ходили легенды о чудесном препарате, возвращавшем мужчинам потенцию, делавшим стариков легкомысленными юнцами. У Замкова не было отбоя от желавших получить эликсир молодости. Что-то очень похожее происходит на страницах «Собачьего сердца», где профессор Преображенский также занимался опытами по омоложению своих пациентов. Узнав о новаторских работах Замкова, директор Института экспериментальной биологии Николай Кольцов пригласил Алексея Андpeeвича на работу.
Впрочем, далеко не всем представителям ученого мира импонировали оригинальные идеи Замкова. Несколько ведущих профессоров выступили против экспериментов, не подкрепленных серьезными теоретическими выкладками. В 1930 году под лозунгом «борьбы со знахарством и лженаукой» работы по производству гравидана были остановлены, а на создателя препарата навесили ярлык «шарлатана». Началась откровенная травля врача.
После долгих колебаний Замков и Мухина решили уехать за границу. Но официально осуществить подобный замысел в условиях диктатуры пролетариата оказалось невозможно. До конца дней Вера Мухина с ужасом вспоминала то время: «О том не могу говорить без волнения... Открытие Алексея Андреевича стало сенсацией. Успех у всех рождает зависть, вокруг началось брожение: вы – за Замкова, или против? Многие испугались, подписали статью в «Известиях», где Замков был назван шарлатаном. Алексей Андреевича обвиняли во всех грехах, и даже в краже институтской мочи. Он не выдержал и решил бежать. Превратился в комок нервов. Я не могла оставить его в таком состоянии и решила ехать с ним. Мы взяли паспорта и поехали будто бы на юг – хотели перебраться через персидскую границу. В Харькове нас арестовали и повезли обратно в Москву. Привезли в ГПУ. Допросили первую меня. Я поняла, что Алексея Андреевича подозревают в том, что он хотел продать за границу секреты своего изобретения…. Не подтвердилось, все было напечатано. Меня отпустили. У меня начались страдания жены, у которой арестован муж. Это продолжалось три месяца. Наконец, ко мне домой пришел следователь и сообщил, что мы высылаемся на три года с конфискацией имущества. Я заплакала».
Местом ссылки назначили Воронеж, любимый дом Мухиной на Пречистенке был навсегда потерян. Но, не секрет: во все времена нужные связи с сильными мира сего частенько позволяют исправить то, что нельзя сделать законным путем. А на прием к доктору Замкову хаживали пациенты из самых высших эшелонов руководства советского государства. Среди тех, кто лечился у Замкова, желая повысить мужскую силу, почувствовать себя молодыми, были начальник сталинской охраны Карл Паукер, руководитель разведки Ян Берзин, по кличке «Старик», Максим Горький, Семен Буденный, нарком Григорий Орджоникидзе, Вячеслав Молотов. Высокопоставленные пациенты не забыли о своем лечащем враче…
***
21 августа 1932 года Замков был не только досрочно освобожден из административной сылки, но и назначен руководителем лаборатории урогравиданотерапии. Взамен конфискованной квартиры, Замковым выделили новое жилище с мастерской-студией у Красных Ворот. В подмосковном Хотьково был организован специализированный совхоз «Гравидан», где находились подопытные животные и налаживалось производство препарата в масштабах страны. Лаборатория в комплексе с совхозом получили статус Государственного института урогравиданотерапии, директором которого стал А.А. Замков. Неподалеку от института мужа располагалась просторная мастерская жены, в которой Вера Мухина трудилась над монументом «Рабочий и колхозница».
На доходы, полученные от родового имения Мухиных в Латвии, был куплен самый совершенный по тем временам микроскоп. Институт начал принимать первых пациентов, а всего с 1933 по 1937 год здесь прошли курс более 30 тысяч человек.
Гравидан начали использовать при самых разных заболеваниях – от малярии до наркомании. Лечили не только людей, но и крупнорогатый скот, оленей, домашних животных. В списке показаний для применения гравидана значились гипертония, трахома, полиартриты, грипп, гепатит, бронхиальная астма, ангина… По стране работали уже сотни пунктов гравиданотерапии. В среднем курс лечения продолжался около двух месяцев, инъекции делались через день. Дозы составляли от 1 до 10 мл. Замков утверждал, что выздоровление наблюдалось в 75-80 процентах случаев.
Передовики производства, принимавшие гравидан, рапортовали: после приема чудо-препарата, они работают по 14 часов, легко перевыполняя план на 300 процентов. Сама Вера Мухина, по воспоминаниям очевидцев, делала себе инъекции гравидана по несколько раз в сутки, что по еесловам, помогало работать над громадными монументами.
Как нередко случается, энтузиастов подводило отсутствие чувства меры: масштабы применения гравидана явно не соответствовали реальным возможностям этого средства. Необходимы были долгие поиски оптимального варианта применения препарата, определения его противопоказаний, возможных побочных действий. Такая долгая, черновая работа – неизбежный путь любого нового медицинского средства, перед тем, как оно появляется на аптечных прилавках. Объявлять гравидан панацей от всех недугов, по мнению многих авторитетных ученых, было преждевременно.
Какое-то время споры вокруг гравидана ограничивались академическими кабинетами и больничными ординаторскими, но затем в газете «Медицинский работник» появилась статья профессора М.П. Кончаловского «Невежество или шарлатанство?», в которой известный клиницист не оставлял камня на камне от гравиданотерапии. Шел 1937 год, началась эпоха «великих репрессий», заступаться за Замкова теперь уже никто не решался – каждый опасался за себя.
Через два месяца после публикации статьи институт Замкова был ликвидирован, микроскоп оказался сломан, подопытные животные уничтожены, но только в 1964 году приказом Минздрава СССР гравидан был окончательно исключен из номенклатуры отечественных препаратов.
Доктор Замков, потрясенный новым ударом судьбы, перенес тяжелый инфаркт. Каждую ночь Мухина теперь ожидала ареста мужа, но самого худшего варианта развития событий удалось избежать. А потом началась война, и всем стало не до гравидана и его создателя.
***
В октябре 1941 года Мухину и Замкова эвакуировали на Урал, в поселок под Каменск-Уральским. Когда фашистов отбросили от Москвы, Веру Игнатьевну вытребовали в столицу, где она начала работать над серией скульптурных портретов фронтовых героев. Замков остался на Урале. Он еще пытался доказать, что гравидан способен помочь раненым быстрее вылечиться, но ему отвечали, что гораздо нужнее на войне бинты, вата, йод, стрептоцид… Замков просил отправить его на фронт врачом, но и в этом ему отказали: инвалиду, перенесшему обширный инфаркт, там делать нечего. Действительно, с каждым днем силы доктора Замкова убывали. Его беспокоила одышка, боли в сердце, усиливающаяся слабость. Он предчувствовал свой близкий уход, в письмах к жене писал: «Милая Веруша, мое пребывание здесь равносильно гибели. Я превратился в старика, которого едва держат ноги. Я не верю, что мне опять удастся возродить дело с гравиданом. Столько пакостей и гадостей вокруг этого дела меня окончательно сломили и парализовали мою волю и сковали мое желание к жизни. Ты прости, моя милая...
… Я закрываю глаза, и ты выплываешь передо мной. И по моему телу, по всему моему существу разливается какая-то дрожь. Меня так тянут эти осенние леса, освещенные золотым заходящим солнцем. Так захотелось побродить с тобой вдвоем, прижать тебя к груди. Грустно, что нам дано, так мало времени…».
Им все-таки довелось встретиться, но вскоре после возвращения в Москву, в октябре 1942 года, Замкова настиг второй инфаркт. Участковый терапевт, пришедшая на вызов, рекомендовала покой и, главное, «никаких глупостейвроде препаратов Замкова». Это был контрольный выстрел заезжего киллера. Больной тяжело осел в постели и только сумел произнести: «Вон!». Ночью доктор Замков умер. Ему было всего 59 лет.
Вера Игнатьевна Мухина ушла из жизни, как и ее муж от тяжелой болезни сердца, 6 октября 1953 года. На могиле А. Замкова на Новодевичьем кладбище стоит памятник, работы Веры Мухиной. На камне высечены слова: «Я сделал для людей все, что мог».
1/7/12 , 02:00 pm
Алексей Андреевич Замков был таким же кудесником, как и Филипп Филиппыч.
В конце 1920-х годов он изобрел чудодейственный препарат гравидан, полученный из мочи беременных женщин. Тогда казалось, что была найдена панацея от всех болезней. В институте Урогравиданотерапии, которым заведовал Замков, лечение прошли более 30 000 человек. Выздоровление наблюдалось в 80 процентах случаев!
Это был если и не эликсир бессмертия, то средство для продления молодости однозначно. После приема гравидана увеличивалась работоспособность передовиков производства. Они могли трудиться по 14 часов, выполняя план на 300 процентов. Слава Замкова росла вместе со славой гравидана.
Его друзьями и пациентами были Семен Буденный, Максим Горький, Мичурин, Орджоникидзе, Рихард Зорге, Клара Цеткин, Долорес Ибаррури. Они же и заступились за доктора, когда того обвинили в шарлатанстве и противозаконных экспериментах на людях.
Теме не менее, в 1941 году «знахаря» вместе с семьей отправили в эвакуацию на Урал, в далекий поселок под Каменск - Уральским. А проще говоря, сослали.
Мухину скоро вызвали в Москву, а вот Замков остался не у дел, мучаясь от своей невостребованности. Как он мечтал помочь своим гравиданом раненым на фронте! Рвался на передовую простым фельдшером, но ему было отказано.
Без любимой работы великий врач умирал. Незадолго до смерти он написал своей Вере:
«Милая Веруша, мое пребывание здесь равносильно гибели. Я превратился в старика, которого едва держат ноги. Я не верю, что мне опять удастся возродить дело с гравиданом. Столько борьбы, сколько пакостей и гадостей вокруг этого дела меня окончательно сломили и парализовали мою волю и сковали моё желание к жизни. Ты прости, моя милая.
…Я закрываю глаза, и ты выплываешь передо мной. И по моему телу, по всему моему существу разливается какая-то дрожь. Меня так тянут эти осенние леса, освещенные золотым заходящим солнцем. Так захотелось побродить с тобой вдвоём, прижать тебя к груди. Грустно, что нам дано так мало времени…»
Бурденко позвал Алексея Андреевича в Москву вторым хирургом, но в 1942-м Замкова сразил очередной инфаркт. Врач, пришедшая по вызову к пациенту, не зная его фамилии, порекомендовала покой и, главное, «никаких глупостей вроде препаратов Замкова». Алексей Андреевич прокричал: «Вон!» - и умер. Ему не было и 60-ти.
После смерти Замкова пятикратный лауреат Сталинской премии Мухина обивала пороги, пытаясь спасти дело всей жизни мужа. Но на опыты с чудо-препаратом был наложен строжайший запрет.
На сегодняшний день секрет гравидана утрачен. Восстановить его рецепт по сохранившимся записям не удалось…
Мухина Вера Игнатьевна. Скульптор. Родилась в 1889 году. Народный художник СССР, член Академии Художеств СССР, лауреат Государственных премий. Автор монументов "Пламя Революции", "Рабочий и колхозница", памятников Т.Шевченко, П.Чайковскому. Оформляла выставки и театральные спектакли. Умерла в 1953 году.
Замков Всеволод Алексеевич. Кандидат физико-математических наук. В прошлом — заведующий кафедрой физики Ленинградского мединститута. Имеет дочь и внука. Живет в Санкт-Петербурге.
Константин Смирнов. На канале НТВ «Большие родители» — программа, в которой дети из знаменитых семейств рассказывают о своем детстве, о своих родителях.
Сегодня мы в гостях у Всеволода Алексеевича Замкова, сына великого русского скульптора, автора знаменитой скульптурной композици «Рабочий и колхозница» — Веры Мухиной. Всеволод Алексеевич, ваша мама широко известна в мире, а кто был ваш отец?
Работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»Всеволод Замков. Отец мой был врачом с очень интересной биографией. Он был крестьянин, его привез дед и отдал грузчиком в Московскую таможню, когда ему было 15 лет. Потом стал учиться, закончил бухгалтерские курсы, стал артельщиком в банке; втравился в революционную деятельность. В 1905 году занимался поставкой оружия на Пресню через баррикады. Там он познакомился с Красиным, Комовым.
К.С. Попал в дурную компанию?
В.З. Но потом, видимо, я не знаю почему, с 1906 года он начисто бросил всю эту компанию и всегда говорил, что «людей надо не убивать, а лечить».
К.С. Почему у него произошел такой переворот?
В.З. Ничего не говорил, он необычайно был скрытный человек, и его документы в 1941 году, во время ареста, куда-то пропали. Так вот. После того, как он ушел от большевиков он решил сдать на аттестат зрелости, два года он провалил, а на третий сдал и поступил в Университет на медицинский факультет. Он учился у выдающегося в то время Алексенского, который считал его лучшим учеником. Окончил он в 1914 году. Во время войны он пошел добровольцем на фронт. В 1915 году он уже был начальником госпиталей фронта; его привезли в 1916 году с сыпным и брюшным тифом одновременно, и он выходился, непонятно как.
В результате он остался жить в Москве, тут произошла встреча с матерью, которую он вылечил от трихиноза, она в это время медсестрой работала в госпитале конозаводства на Арбатской площади. В 1918 году они поженились. Так образовался своеобразный дуэт: мать, которая была высокой европейской культуры, и отец. Мать была человеком очень волевым, но он был гораздо сильнее ее морально.
Отец был к этому времени одним из самых известных хирургов времен. П.ервой Мировой войны, он, тем не менее, был, как говориться, бессеребрянником. Например, он в течение многих лет ездил каждое воскресенье вместо отдыха в свою родную деревню Борисовку, около Клина, где он бесплатно лечил своих односельчан. Это продолжалось много лет, и до сих пор его помнят там. Потом он специализировался на хирургической урологии. И тут произошел коренной перелом в его жизни, сыгравший большую роль во всем нашем семействе. Тимофей Лисовский, известный по роману «Зубр», познакомил его с академиком Кольцовым, «отцом нашей русской генетики», отец хотел заняться наукой, а Кольцов искал хирурга, который мог бы заниматься урологией. Его интересовала проблема омоложения при пересадке органов, и отец пошел лаборантом к Кольцову, оставил частную практику, которая не возбранялась, и таким образом он наткнулся на серьезное открытие, которое его сделало, с одной стороны, всемирно известным, а с другой стороны, все беды нашего дома произошли отсюда.
К.С. А о каком открытии идет речь?
В.З. Работая по омоложению под руководством Кольцова, он наткнулся на то, что моча беременных оказывает сильнейший омолаживающий стимулятор организма. Попробовал на себе. Он сказал, что после первой инъекции «у меня ощущение было, что я выпил бутылку шампанского». В результате путем экспериментов он выработал препарат и начал его широко применять у себя в частной практике.
К.С. Скажите, насколько я понимаю, он был врачем — экспериментатором, а на ком он экспериментировал — на себе или┘
В.З. Нет, пока у него была частная практика, он экспериментировал на своих пациентах и на себе. У меня был туберкулез в детстве в разных формах, и собственно, только когда он наткнулся на свои открытия, ему удалось окончательно избавить меня от костного туберкулеза, а я 5 лет провел на костылях, мне собирались ампутировать правую ногу. Но главное, появился институт, он назывался — специальный институт урогравидальной терапии.
Началось столпотворение, потому что он брал безнадежно больных и обычно их выхаживал. Было дикое количество пациентов. Однажды пришел курьер с пакетом, с печатями на углах сургучными. Принимаю документ -король Тайланда приглашает доктора Замкова быть президентом академии медицины. Причем это уже 1934-35 год.
Потом был такой эпизод, уже после войны, в нашем доме. Звонок, открываю — мужчина со смутно знакомым лицом: «Простите, я слышал, что доктор Замков умер, а кто-то из его родственников есть? Вы не можете мне рассказать. Я — Абель». Отец его смотрел перед отъездом. Он приехал узнать: что, как.
Отец работал на износ. Все шло очень хорошо, но, так всегда, во врачебной среде слишком хорошие врачи мало нравятся коллегам, и начинается травля, причем травля по известной схеме.
К.С. Всеволод Алексеевич, это какие годы?
В.З. Это уже 1929 год. Причем писали статьи, фельетоны по поводу отца, и особенно был такой грязный фельетон ко дню его рождения, по моему, в «Известиях», отец не выдержал и решил, что надо уезжать за границу. Он был в таком отчаянии, судя по документам, что не посмотрел, что ровно месяц назад вышло распоряжение о жесточайших наказаниях за выезд. У отца были визы в 1929 году, он не поехал, он еще боролся, а потом махнул, забрал меня, мать. Нашелся человек, который обещал все сделать, но он оказался провокатором и нас арестовали прямо в поезде.
К.С. Всех троих?
В.З. Всех троих. Так что у меня есть опыт: 5 дней на Лубянке в десятилетнем возрасте. У меня 5 дней, а у отца несколько месяцев. Потом ссылка. Его и мать сослали, это был либеральный соцлагерь в Воронеже, куда и Мандельштама сослали в это же время. Когда дело отца доложили Дзержинскому, он сказал, что от такого стреляются, не то, что бегут. В результате мы выехали из Воронежа, отец продолжил свои эксперименты. Опять был скандал с коллегами. В общем, кончилось это тем, что через полтора года пребывания в Воронеже отца вызвали в Москву, с конвоем привезли в Москву и прямо с поезда, не дав ему переодеться, заехать домой, повезли в Кремль и назначили директором института.
Естественно, мама тоже была, в Воронеже, хотя ее не содержали под стражей. Она работала мало, но успела сделать проект памятника Шевченко; а до этого уже сделала многие из своих лучших вещей — проект памятника Свердлову, пламя Революции, затем Юрий, деревянный; и, наконец, баба — крестьянка, которая была послана в Венецию и, по указанию Муссолини, была продана; и где она находится, не знаю, по слухам, в Ватиканском музее.
К.С. Всеволод Алексеевич, Ваша мама происходила из очень богатой семьи Мухиных, а вышла замуж за крестьянского сына.
В.З. Видите ли, необычайно высокие моральные устои отца, его огромная воля не на подавление окружающих, а на самодисциплину, такая, что мама всегда говорила, что она «выиграла отца, как сто тысяч по трамвайному билету».
К.С. Скажите, каким образом она, из семьи промышленников, стала заниматься искусством?
В.З. К искусству она тяготела всегда, с юности. Она была абсолютно самоучкой. В 1912 году с ней произошла катастрофа: она, катаясь на санях с гор зимой, вылетела из саней и оторвала нос. Случайно врач оказался по близости, который сумел все это прижить, но у нее лицо было деформировано больше года. После катастрофы искусство для нее было любительством, но она почувствовала, что это ее призвание. Она потребовала от своих опекунов разрешение ехать в Париж. Тем более, что она уже была знакома и подружилась с Любовью Поповой, одной из основательниц нашего кубизма. Она уехала в Париж, и пробыла там два зимних сезона. А промежуточный летний сезон она с Поповой и с еще одной подругой путешествовали по Италии. Собственно говоря, все ее образование заключалось в том, что она два года была в Париже. Там была такая компания: Борис Николаевич Терновец, потом создатель музея Западного искусства, Попова; Вертепов, в будущем — террорист, стрелявший в Петергофского губернатора, бежал потом во Францию, про которого говорили, что он сильнее Родена, но он умер. В 1914 году она вернулась домой на лето, отдыхать, и началась война. Она пошла сестрой милосердия. Подружилась с Александрой Экстер, одной из ведущих левого искусства. И Экстер привлекла ее к работе в театре. Она занялась театральным костюмом. Сначала она сделала по просьбе Экстер и Таирова две огромные маски Апполона Диониса, которые обрамляют арку сцены. Так что, эта компания дала дорогу Вере Игнатьевне в искусство, это была компания левых художников того времени, наиболее сильных, которые считаются отцами русского авангарда.
К.С. Всеволод Алексеевич, два года вы провели в ссылке в Воронеже, а Вера Игнатьевна известна как автор скульптуры, которая воспринимается как символ Советской власти, «Рабочий и колхозница». Объясните, каким образом дочь богатых родителей, стала сотрудничать с этой властью?
В.З. Красивые человеческие идеи всегда импонировали Вере Игнатьевне. Собственно говоря, основной, наиболее интересный, но малоизвестный результат ее творчества — то, что она называла «мечты на полке»: модели, эскизы памятников, монументов; но так получилось, что известной стала эта скульптура. Очень многое осталось только в макетах.
К.С. Мама никогда не рассказывала, как у нее родился этот замысел?
В.З. Замысел был не у Веры Игнатьевны, замысел был Иофана, то есть основная композиция была задана. Была, конечно, склока, потому что мама потребовала уменьшение на полтора метра. «Почему? Я же Вам задал такой-то размер?». Она сказала: «У меня не получается по композиции». Она всегда в композицию вкладывала определенное идейное содержание. Например, она сделала памятник Шевченко. Существенная деталь в том, что Шевченко — в национальном костюме. Композиция была такая: с одной стороны — группа гайдамаков с лошадью, с другой — группа свободных рабочих. Памятник признали очень хорошим, но не приняли. Почему? — Потому что Шевченко в национальном костюме. Сказали, что Мухина играет на национализме.
К.С. Расскажите, пожалуйста, историю композиции «рабочий и колхозница».
В.З. История началась с того, что на Всемирной выставке 1937 года был объявлен конкурс, и мамин макет был самым приемлемым. Начался сумасшедший дом, потому что это все происходило где- то в мае, в апреле следующего года надо было, чтобы это уже стояло. Значит, началась работа над окончательной моделью. Просмотров нет, мама написала письмо главному комиссару выставки, что если не будет проходить просмотр, то она отказывается работать. Наконец приняли, но начался скандал с шарфом. Шарф, который был основной композиционный элемент скульптуры, дающий динамику, не могли принять и понять, зачем это нужно.
Ей удалось уговорить Молотова, тогда макет был принят. Модель в натуральную величину — метр слишком; сделали ее за месяца два с половиной, но потом началось увеличение натуры на заводе. Это была сумасшедшая эпопея, все устали до такой степени, что однажды Вера Игнатьевна проснулась, стоящей на шарфе, без ограждения, на морозе, 15 метров над землей. Она ходила, осматривала и уснула на ходу. Такой был темп работы. В марте статую отвезли в Париж, и к 1 мая она уже была на месте.
К.С. А мама не ездила в Париж?
В.З. Ездила, конечно. Поехала ее помощница, Зинаида Григорьевна, я поехал, потому что она просто боялась одна ехать — попросила Молотова, чтобы мне разрешили ехать с ними. И ездила бригада рабочих и инженеров под руководством Львова Петра Николаевича, блистательного конструктора по самолетостроению, он взялся за эту работу. Вы спрашиваете, как могло получиться, что она взялась за такую работу┘ Дело в том, что у Веры Игнатьевны никогда не было противостояния прекрасным идеям, которые были заложены в идеологию коммунизма. Она была воплощением динамики и движения вперед в те времена, в годы первых пятилеток.
К.С. Когда вы были в Париже, не было мысли остаться?
В.З. Нет. Во-первых, был отец, которого мать безумно любила, она бы его никогда не оставила. Во-вторых, Франция того времени жила без образного искусства. Для Мухиной было главное — создание образа, воплощение некой духовной сущности. Такие ее работы, как «Оборона Севастополя», памятник Шевченко, статуя спасение челюскинцев, где основой всего был огромный Борей, летящий по воздуху в медвежьей шкуре, как бы злой дух Севера, улетающий от большевиков. То есть это все время были попытки найти художественное решение, но отнюдь не коммунистического плана.
К.С. Все-таки они жили не в оторванном мире, вокруг них происходили известные события, очевидно, кого-то арестовывали из близких, друзей?
В.З. Я могу рассказать такой эпизод. Квартира наша описывается, я услышал телефонный звонок, часа в 3 ночи; отец пошел отвечать, потом вернулся, мама спрашивает, в чем дело — «Звонила Ольга, сестра Орджоникидзе, он покончил с собой». «Почему?» — спрашивает мама. Ольга сказала, что он мотивировал это так: «Если я не убью себя, я должен убить усатого, а если я убью усатого, я убью партию, этого я допустить не могу». Эта фраза врезалась мне в память. Были смешные эпизоды, связанные с тем, что ее заставляли, даже в приказном порядке ваять портрет Сталина. Она говорила: «Я хочу с натуры, только с натуры». Сталин написал ответ: это большая честь для него, что Вера Игнатьевна хочет его лепить, но он сейчас не может и просит перенести на более поздний срок, когда он сможет, и так далее и т.д. Потом звонил Жданов, но у нее был первый инфаркт, она уже не могла, но ставила вопрос — только с натуры и никаких фотографий. Вопрос был снят.
К.С. И все-таки разговоры о власти в семье были?
В.З. Вероятно, у матери и отца были разговоры, но отец прошел суровую школу, и они решили, что никакие разговоры вести не следует. Разговоры были, но обсуждения не было. Понимаете, у нас своеобразная была семья, у нас не было общего трепа. Было так: мама готовила свои доклады, я часто их просматривал, редактировал. Упор делался только на принципиальные стороны, борьба за понятие образа в искусстве. Основным в ее творчестве было то, что она искала образ, символ как воплощение определенного человеческого духа.
Вее работах, с одной стороны, нет ничего противоестественного, противосоветского, но, с другой стороны, они были и внесоветские.
К.С. То есть над политическими играми?
В.З. Да, над ними. Она никогда не позволяла себе торговаться с Министерством. Ее называли «совестью союза художников, с другой стороны, устроили над ней суд, что она сбивает всем цены, не торгуется с Министерством.
К.С. Чтобы получить заказы, другие давали взятки?
В.З. Да. Более того, в своем предсмертном письме она писала, чтобы обратили внимание на взяточничество в аппарате Министерства. Ее поэтому и не любили — первый художник, но ничего с него не возьмешь. Например, в 1937 году за «Рабочего и Колхозницу» Вера Игнатьевна получила 25 тысяч рублей. В этом же году Меркуров за 3,5 метрового Сталина получает 480 тыс. рублей.
К.С. 25 тысяч по тем временам — большие деньги?
В.З. Это были средние деньги. То есть это были деньги, но это абсолютно не сравнимо с самой работой. Чудовищной, фантастической, не только творчески, но и физически.
К.С. Вера Игнатьевна умерла в 1953 году, после смерти Сталина?
В.З. Практически через 6 месяцев. Смерть Сталина застала ее уже в больнице.
К.С. Она умерла от рака?
В.З. Нет, она умерла от сердечной недостаточности. У нее было 5 или 6 инфарктов. Вскрытие показало, что у нее было сердце молотобойца. Сердце не выдерживало нагрузки. Сейчас бы ее выходили, но в то время…
К.С. Скажите, она была в сознании в то время, когда умер Сталин, вы обсуждали это событие?
В.З. Да. Она даже написала письмо в газету, когда все отзывались, но его не напечатали. Оно было интересно тем, что там было сказано, что ушла огромная историческая фигура. Между нами она признавалась, что это был самодур, который творил безумные вещи. Был Гротский, редактор Известий, был арестован, просидел 18 лет, первые годы его семью содержал отец. Я много узнал потому, что после смерти отца осталась записная книжка, где он писал свои расходы, — что он потратил несколько десятков тысяч.
К.С. Мы говорили об отношении с властями, в то время главным идеологом был Жданов┘
В.З. Он звонил два раза Вере Игнатьевне. Один раз он позвонил, что Сталин согласен позировать, но мама с инфарктом лежала, а второй раз он звонил и уговаривал вступить ее в партию, потому что она была Президентом Академии Художеств.
К.С. Она входила в президиум?
В.З. Она всегда входила, хотя это было вопреки желанию президиума, и почти вопреки ее желанию, потому что она бы предпочла сидеть тихо и заниматься делом, а не заниматься грязной идеологией. Она пользовалась большим уважением. Причем, уважением специфическим — она была нужна┘
К.С. Она стала нужна, по-видимому, после «Рабочего и колхозницы»┘
В.З. Да, до этого она была менее известный художник.
К.С. Контакты с властью у Веры Игнатьевны были весьма серьезные┘
В.З. Точнее сказать, их не было. Единственный факт общения, это, когда Хрущев в 1945 году начал восстанавливать Киев, — только что кончилась война, он вызвал Веру Игнатьевну в Киев для того, чтобы привести в порядок город. В Киеве пробыли 3 дня, режим был такой: нас поселили в уцелевшей гостинице, утром нам давали машину, и мы ехали к Хрущеву на дачу, где он жил; обычно было чаепитие с ним вместе. Между прочим, надо сказать, очень приятная была семья, но он сам вызвал во мне такой мистический ужас, потому что его внутренняя серость была фантастична. Например, как-то речь зашла о зарплатах. Хрущев говорит: «Поймите, как это можно, что президент Академии наук, Вавилов, недавно назначенный, 40 тысяч рублей получает. А я только 8». Мама отвечает: «У Вас все готовое, дом готовый, все, а у президента академии ничего» — «Как он смеет получать больше меня!». Причем без всякой злости.
К.С. То есть с Хрущевым у нее были отношения?
В.З. Нет. Хрущев ответил ей в директивном тоне, она обиделась и послала ему, что она работать над Киевом не может.
Мама должна была делать монументальные вещи. Она тут же придумала очень интересную вещь. Дело в том, что тогда предполагалось, что от Потомского моста наверх будет проложена новая дорога, прямо к Собору Софии, она должна была переходить на арке над Крещатиком на высоте 20 метров. И мама придумала следующее: сделать это в виде Арки Победы. Арка через весь Крещатик, выложенная золотой мозаикой киевской, на одной стороне черный Кирилл и красный Мефодий. Но, конечно, это было не реально.
К.С. Скажите, семья жила благополучно в финансовом отношении; у вас был дом в Москве?
В.З. Благополучно. Пока был жив отец, даже после закрытия института, у него была частная практика, и мы жили благополучно.
История нашего дома очень простая. Я родился в Москве на углу Плотникова переулка и Гагаринского. В этом доме мы жили до ареста родителей, квартира потом была конфискована, нам оставили одну комнату. Потом мы нашли другое помещение — 2 комнаты у Красных ворот — Садово-Спасская, 21. Это помещение — танцевальный зал, размером 120 метров и второе помещение — парадный зал 48 метров. Никаких удобств, даже водопровода нет. А посередине танцевального зала — колоннада из искусственного мрамора. Это был все перекроено: все разгородили, колонны срубили, заслали линолеумом паркеты, потому что мама говорила, что не может работать на паркете красного лимонного дерева. Сделали мастерскую. В зале две спаленки было. Большой кабинет — там была отцовская лаборатория, а под этим всем находилась кухня, ванная и т.д. 2 этажа. В войну дом был разграблен.
К.С. Где семейство было во время войны?
В.З. Мы были за Свердловском, где был алюминиевый завод огромный. Мама не хотела ехать, но ей позвонил Прокофьев, начальник, и сказал: «Вера Игнатьевна, я только что был в ЦК, все говорят, что Вы хотите остаться с немцами, уезжайте, чтобы не попасть совсем в другое место». Мы быстро собрали все, что можно. У нас было 3 чемодана, 24 ящика архива института, который уже был закрыт, отец спасал научные результаты многолетней работы.
Нас прилично устроили, по эвакуационным понятиям, — дали комнату в коттедже чуть ли не с горячей водой, что было фантастикой в эвакуации. В мае 1942 года маму затребовали обратно в Москву, поскольку она входила в комитет по Сталинским премиям. Я с отцом оставался. Отца опять начали травить закадычные друзья. Наконец мама смогла добиться, что он смог вернуться в Москву, но он умер 15 октября 1942 года, от инфаркта, третьего. Это был трагичный эпизод: прислали дурную врачиху с кардиографом; отец вскочил, вскричал: «Вон!». И умер.
К.С. Скажите, кто оказал больше влияние на Вас — папа или мама?
В.З. Больше влияние мама оказала, потому что я гораздо больше с ней был. Отец был человек очень добрый, но очень суровый. Я понимать его начал, по сути, только после его смерти. Близости прямой не было с отцом, с мамой был абсолютный контакт. Не только с моей, но и с ее стороны.
К.С. Каким образом, сын врача и скульптора пошел в физики?
В.З. Во-первых, и отец и мать, каждый хотел, чтобы я пошел по их стопам. Отец хотел, чтобы я продолжал его дело, а мама говорила, что я хорошо разбираюсь, что я вижу все малейшие дефекты, малейшие неточности. И поэтому, когда мама заканчивала работу, она меня вызывала, чтобы я проверил, все ли кости сходятся, скелет ли на месте. Но я не выбрал ни то, ни другое: я не так любил людей, чтобы жертвовать собой, как отец жертвовал своей собственной жизнью. И со скульптурой, притом, что у меня был точный взгляд, я мог хорошо лепить или рисовать, но видения духовного у меня не было. А у нас все в доме шло по высоким моральным требованиям. Всегда — и у отца, и у матери, что их сближало очень. Оба были духовными максималистами.
К.С. Они были религиозны?
В.З. Вы знаете, мама — нет. Она была очень терпима к религии. С отцом было интереснее, он очень религиозный человек, до старости церковную службу наизусть помнил.
Он мне говорил, что не существует религии более жестокой, чем атеизм. Ибо атеист, если он честный человек, он может сослаться только на себя, он не может сослаться на Бога ни в чем. Обычно, атеизм приводит к вседозволенности. Если ты настоящий атеист, то за все свои поступки перед человечеством, перед миром, ты отвечаешь сам. И это очень жестоко, очень трудно.
К.С. Вы можете вспомнить какие-то истории из семейной жизни?
В.З. Понимаете, у нас своеобразная очень была семья. Очень не стандартная. Например, никогда, я подчеркиваю это слово, никогда я не слышал поднятого голоса в разговоре отца и матери. Не то, что ссора, а просто резкого голоса. Это была абсолютно гармония — по высокому счету, не бытовому. Скажем, у мамы какая-то работа срывается, отец идет и начинает месить в бочке глину. А у него прием после этого. Точно так же мама всегда была готова бросить все и вся, отказаться для того, чтобы помочь и доставить удовольствие отцу.
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать