Васильев суперпамять для всех pdf с рисунками. Суперпамять для всех
Античные корни
Политическая мысль средневековья
Глава 2. Формирование предпосылок политической философии в Новое время
Глава 3. Институционализация политической философии
Формирование основных политико-философских идей и теорий
Две тенденции в развитии политической философии
Глава 4. Основные течения политико-философской мысли
Либерализм
Консерватизм
Социал-демократизм
Марксизм
Тоталитаризм: левый и правый
Глава 5. Политическая философия: сущность и основные параметры
Мир политического как объект политико-философской рефлексии
Что такое политическая философия?
Онтология мира политического
Глава 6. Государство и власть: сущностные характеристики
Политическая система
Территориальный императив
Легитимность и суверенитет
Власть и монополия на законное насилие
Абстрактность и анонимность государства
Глава 7. Что такое свобода?
Сущность свободы
Соотношение свободы и равенства
Глава 8. Политическая идеология
Сущностные характеристики идеологии
Место идеологии во внешней политике
Идеология в современном мире
Глава 9. Политическая этика
Морально-нравственный аспект мира политического
Политика между профессионализмом и моралью
Антиномия между равенством и свободой
Глава 10. Реализм и идеализм в политике
Политический реализм
Политический идеализм
Глава 11. Философия войны
Война как крайняя форма конфликта
Война вытекает из самой природы человека
Оценка феномена войны в мировых религиях
Pax quaerenda est
Тотализация войны
Война как продолжение политики в ядерную эпоху
О неискоренимости войн из жизни человечества
Глава 12. Методология познания мира политического
Рационализм и позитивизм
Объяснение и понимание
Предметный указатель
ВВЕДЕНИЕ Человек есть существо, живущее в пространстве и в необратимом историческом времени. В этом смысле человеку не дано уйти от истории, жить вне истории или, как говорил К. Ясперс, «нет пути в обход мира , путь идет только через мир, нет пути в обход истории, путь идет только через историю»1. Но следует иметь в виду, что человек живет еще и вне исторического времени, или, по М. Элиаде, в своей мечте, своем воображении. Иными словами, человек имеет духовное и мировоззренческое измерения. То же можно сказать об обществе, о государстве, мировом сообществе
Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшие свою пригодность к истории, основываются на особом, присущем только им идеале, или центральной, осевой идее. «Без высшей идеи, - совершенно справедливо подчеркивал Ф. М. Достоевский, - не может существовать ни человек, ни нация». Доминирующие в данной цивилизации образ жизни, формы менталитета, культуры, социальной, экономической и политической организации, философии и религии и т.д. так или иначе сообразуются с этой высшей идеей или идеалом. Когда они подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация, держава обречены на исчезновение или же на радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что, как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни, служащие основополагающими скрепами цивилизации, можно говорить о начале ее заката. Всякий строй сохраняет жизнеспособность и эффективность до тех пор, пока большинство людей сохраняет веру в его законность и эффективность
Каждый человек, как представитель конкретного сообщества людей определенной исторической эпохи, имеет особые личностные параметры и характеристики, и именно через них он воспринимает остальных членов общества как своих современников и партнеров по общению и жизнедеятельности. Эти параметры и характеристики, в свою очередь, определяются тем фактом, что социальные рамки любого сообщества людей, будь то национальное государство, профсоюз, университет или что-либо другое, подпадающие под данную категорию, не просто обеспечивают нас средствами для удовлетворения материальных потребностей и гарантируют личную безопасность, а предписывают определенный порядок жизни, устанавливают морально-этические нормы, обычаи, формы и правила поведения и т.д
1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 280
При всей множественности последних люди, живущие в едином социокультурном и политико-культурном пространстве, нуждаются в некоем комплексе общих для всех них ценностей, норм, установок, которые в совокупности обеспечивают modus vivendi всех членов общества. Этот комплекс, определяющий содержание и направленность общественного сознания, общественной и политико-философской мысли, можно назвать парадигмой. Данную проблему я более подробно рассматривал в другой своей работе2. Тем не менее в контексте анализируемой здесь проблемы целесообразно отметить, что под парадигмой понимаются не те или иные социально-философская теория или течение мысли, а фундаментальная картина социального универсума, включающая комплекс основополагающих представлений об обществе и индивиде, гражданском обществе и государстве, сакральном и мирском. Этот комплекс представляет собой субстрат важнейших концепций, теорий, течений данного исторического периода. Иначе говоря, парадигма является мировоззренческой инфраструктурой, характеризующей пространство и время, природу и общество, человека, общество и государство, свободу и рабство, добро и зло и т.д
Парадигма - это система взаимосвязанных универсалий, призванных обеспечить хранение и трансляцию социального опыта от поколения к поколению. Она суть модель «законной» для каждой данной исторической эпохи общественно-политической системы, смысла, форм, целей и средств ее существования. Главным предназначением парадигмы служат интерпретация значимых для субъекта реалий социальной действительности, их оценка и ориентация в этой действительности. Формируясь и существуя в системе реальных общественных отношений, парадигма приобретает в определенной степени функции своего рода регулятора и координатора деятельности людей. Она призвана обеспечить мировоззренческие и ценностно-нормативные рамки для объединения людей, их интегрирования в единые сообщества
Парадигма включает в себя признанные всеми или большинством интеллектуальных и социально-политических сил язык и понятийно-категориальный аппарат , важнейшие элементы которых более или менее адекватно отражают и интерпретируют существующие экономические, социальные, политические и иные реалии. Она формируется и развивается путем выдвижения альтернативных гипотез и теорий, концепций и идей, преодоления одних и синтеза других основоположений. Парадигма всячески 2 См.: Гаджиев К. С. О смене общественно-политических парадигм//Вестник МГУ
Серия 12. Социально-политические исследования. 1993. № 1. С. 30 - 45
защищает себя, отвергая или подавляя новшества, способные подрывать ее основополагающие установки. Естественно, эти новшества не могут подавляться слишком долго, если они вызваны изменившимися условиями и реалиями, которые по мере своего вызревания и проникновения в новые ниши не будут заявлять о себе все настойчивее. И так до тех пор, пока господствующая парадигма воочию не продемонстрирует свою неспособность служить в качестве нормального и дееспособного инструмента объяснения наличного социального бытия
В каждый конкретный исторический период общественные и политические процессы разворачиваются и реализуются в рамках особых мировоззренческих парадигм, придающих этим процессам определенную конфигурацию и направленность. В отличие от природного процесса, в котором прошлое преодолевается и умирает, в историческом процессе те или иные аспекты прошлого продолжают жить в настоящем. Можно сказать, что общественно- исторический процесс имеет двойственную природу. Это, с одной стороны, эволюция, развитие и отрицание старого, разрыв с прошлым и творение нового, а с другой, он сохраняет и переносит из прошлого в настоящее и будущее все жизнеспособное, будь то позитивное или отрицательное. Общественно-историческая система может трансформироваться во многих своих аспектах, в то же время сохраняя преемственность в других аспектах
Лишь при наличии взаимодействия и тесного переплетения двух начал: развития и творения нового, с одной стороны, и сохранения преемственности с прошлым - с другой, можно говорить об истории и общественно-историческом процессе
Поэтому любая социально-философская или идейно-политическая конструкция, претендующая на объективное отражение существующих общественно-политических реальностей, должна учитывать оба этих начала. В противном случае либо она нежизнеспособна, либо попытки ее реализации чреваты непредсказуемыми последствиями, представляющими угрозу самим основополагающим моральным, этическим, нормативным и иным принципам и ценностям. При этом смена парадигм всегда имеет в своем основании пересмотр большинства, если не всех, основополагающих ценностей, норм и установок, всей системы миропонимания людей. Иначе говоря, суть появления, трансформации и исчезновения человеческих сообществ или цивилизаций и культурных кругов выражается в ницшеанской формуле: «переоценка всех ценностей». С такой «переоценкой всех ценностей» связаны радикальные трансформации в Европе, которые привели к смене античной цивилизации сначала средневековой, а этой последней, в свою очередь, современной западной рационалистической (или капиталистической) цивилизацией
Соответственно изменялись и трактовки мира политического, его компонентов, предназначения и функций
Здесь вопрос состоит в том, чтобы не путать историю политических учений и идей, накопление политического знания с политической наукой, политической философией и политической социологией в собственном смысле слова, хотя и нельзя отрицать факт существования между ними преемственной, генетической связи. Если зачатки первых в той или иной форме возникли с появлением самого государства, то политическая наука и политическая философия могли формироваться лишь по мере вычленения мира политического, т.е. той сферы, рефлексией которой и являются эти дисциплины, в качестве самостоятельной подсистемы человеческого социума или сферы жизнедеятельности людей. Подобно тому, как социология формировалась и развивалась в русле основных тенденций и закономерностей становления и эволюции гражданского общества, политическая философия в собственном смысле слова и политическая наука также могли возникнуть лишь по мере отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпало с новым периодом истории
Все высказанные здесь соображения и подтолкнули меня взяться за эту весьма сложную и трудноразрешимую, но в высшей степени интересную проблему
Монография подготовлена в Институте мировой экономики и международных отношений РАН и рекомендована к печати дирекцией Института
НАУЧНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Шамхалов Ф.И. (председатель), Абалкин Л.И. (зам
председателя), Аганбегян А.Г., Агеев Ш.Р., Алекперов В.Ю., Аксенов В.А., Аносова Л.А., Аристер Н.И. (зам. председателя), Артюхов В.Г., Балабанов B.C., Богомолов ОТ., Брячихин A.M., Васильев С.А., Винокуров М.А., Гаджиев К.С., Глазьев С.Ю., ГранбергА.Г. (зам. председателя), Грязнова А.Г., Долгов С.И., Емельянов A.M., Журкин В.В., Золотарев B.C., Ивантер В.В., Иншаков О.В., Киселев В.В., Козлов А.А., Колесов В.П., Кукура С.П., Кулешов В.В., Лузин Г.И., Львов Д.С., Мазин Г.И. (зам
председателя), Макаров В.Л., Мартынов В.А., Мелентьев А. Ю., Микульский К.И., Минакир П.А., Муравьев А.И., Невзлин Л Б., Некипелов А.Д., Панибратов Ю.П., Петраков Н.Я. (1-й зам
председателя), Попов Г.Х., Поршнев А.Г., Проценко О.Д., Прусак М.М., Рассолов М.М., Ресин В.И., Рогов С.М., Романов А.Н., Савченко В.Е., Сильвестров С.Н., Симония НА., Ситарян С.А., Смирнов С.А., Сохроков Х.Х., Татаркин А.И., Тихомиров В.П., Шулус А.А., Шупыро В.М., Черник Д.Г., Юзбеков З.К., Явлинский Г.А., Яковлев В.Ф., Ясин Е.Г
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ Петраков Н.Я., акад. РАН (председатель), Аганбегян А. Г., акад
РАН (зам. председателя), Алекперов В.Ю., д.э.н. (1-й зам председателя), Аносова Л.А., д.э.н, проф., Аристер Н.И., д.эн., проф., Артюхов В.Г., д.э.н., проф., Гранберг А.Г., акад. РАН, Емельянов A.M., акад. РАСХН, д.э.н., проф. (зам. председателя), Кукура С.П., к.э.н., Львов Д.С., акад. РАН, Мазин Г. И., к.э.н., Мартынов В А., акад РАН, Могилевский В.Д., д.т.н., проф
(ответственный секретарь), Петров А.А., акад РАН, Ресин В. И., д.э.н., проф., Ситарян С.А., акад. РАН, Яковлев В.Ф., д.ю.н., проф., Шамхалов Ф.И., д.э.н., проф. (зам, председателя)
© Гаджиев К. С., 1999
© Оформление, оригинал-макет ОАО "Издательство "Экономика", 1999
Книга является учебником мнемотехники — искусства запоминания точной информации. Вы можете научиться запоминать любые таблицы, юридические и экономические статьи, энциклопедические сведения, сложные тексты и определения, стихи, списки, прайс-листы и многое другое, используя специальные приемы и способы, изложенные в этой книге.
И в доказательство этому, любой из вас запомнит всю таблицу Менделеева!
Познакомимся со своей памятью
Хорошая новость: наша память безгранична и может вместить объем информации, равный двум Британским библиотекам. Кроме того, мы запоминаем абсолютно все, только не можем это вспомнить. Если стимулировать определенные участки мозга, как это делал в своих опытах доктор Пенфильд, то мы сможем вспомнить все, что угодно. А вот без стимуляции, сами понимаете…
Не очень хорошая новость: мы используем память всего на 1 - 3 %. Маловато! Не правда ли?
Хорошая новость: можно обойтись без стимуляции извне, т.к. память можно развить. И развивается она также как и мускулы тела, т.е. тренировками. Так что хорошая память - это тренированная память! А вот «режим» тренировок, дозировку нагрузки, количество подходов и последовательность упражнений мы обеспечим.
Выслушав все новости про нашу память, можем приступать. И начнем мы со знакомства. Да, именно со знакомства с мнемотехникой - искусством запоминания. В Греческой мифологии была богиня памяти - Мнемозина, жена Зевса, мать 9 муз. Греки почитали ее, поэтому и искусство запоминания назвали ее именем. Мнемотехника уходит своими корнями в глубокую древность, насчитывает как минимум 2 тысячи лет. И понятно почему, ведь раньше статус человека определялся его памятью. До появления книг знатный человек должен был помнить большое количество информации. Богословы вели многочасовые дискуссии с использованием фактов: точных названий, имен, дат, и должны были дословно цитировать Библию. Ораторы произносили длинные речи без бумажки, не то, что сейчас. (Кстати, в древности человека, ведущего записи, считали неумным). Мнемонике, так раньше называли мнемотехнику, обучали с самого детства.
Но вот Гутенберг изобрел в 1445 году книгопечатание. Это событие коренным образом изменило отношение людей к мнемотехнике, интерес к которой заметно ослаб. «Зачем утруждать себя лишний раз и запоминать информацию, когда проще записать ее на бумаге?» — так стали рассуждать многие. Теперь «хорошая» память у всех, т.к. можно подсмотреть в спасительную «шпаргалку». А вот, когда «шпаргалки» нет…
Да, хорошая память нужна. Нужна, чтобы хорошо учиться, нужна, чтобы отлично сдавать экзамены, нужна, чтобы быстро запоминать профессиональную информацию. В наше время уже недостаточно знать что-то приблизительно и частично. Нас уже не устраивает поговорка: «слышал звон, да не знает, где он». Поэтому сегодня, как и в старину, стали вновь цениться цепкий ум и хорошая память, поэтому мнемотехника возродилась. Мнемотехника восстала из пепла, стала расти и развиваться, разрастаться новыми приемами и способами. И на сегодняшний день существует много разных подходов к развитию памяти, много новых систем мнемотехники. В этой книге мы познакомимся с одним из таких подходов, с системой «Суперпамять», разработанной в «Авторской школе Васильевых».
ГЛАВА № 1
КАК ЗАПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ВСПОМНИТЬ?
Как запомнить, чтобы все быстро вспомнить? На этот вопрос мы и постараемся ответить в этой главе. А начнем разговор с учебника…
Давайте вместе полистаем любой учебник и найдем ответ на вопрос: «Какие виды информации есть в учебнике?» Итак, берем в руки учебник. Учебник - это предмет, который можно увидеть, пощупать, понюхать, одним словом, воспринять всеми органами чувств. Это и есть предметная зрительная информация. Открываем учебник и видим текст, т.е. слова, напечатанные одно за другим. Текст - это текстовая информация . А теперь давайте внимательнее рассмотрим текст, наверняка вы заметите различные названия, фамилии, числа, даты, — все это точная информация , т.е. информация, которую смысла не имеет запоминать приблизительно. В общем, мы с вами выделили три вида информации: предметную зрительную, текстовую и точную.
Интересно, а как эти виды информации запоминаются! Оказывается, что они запоминаются по-разному. Например, предметная зрительная информация запоминается сама собой, без всяких усилий и имеет самый высокий процент припоминания 98%. И действительно, стоит нам всего один раз увидеть человека, чтобы потом, при новой встрече, вспомнить его. Также легко мы можем вспомнить расположение предметов в нашей квартире, в школе, в институте, в офисе, — одним словом там, где мы часто бываем. Ведь мы специально не стараемся запомнить эту информацию, она запоминается сама собой, без наших усилий. Ко всему прочему, зрительная информация хранится в памяти сколь угодно долго, т.е. мы сможем все это вспомнить и через месяц, и через год.
А вот с текстом дело обстоит иначе. Текстовая информация запоминается гораздо хуже. После одного прочтения текста многие могут вспомнить только 30 - 50 % информации, причем даже многоразовое чтение помогает слабо, увеличивая процент запоминания всего на 10 - 20%. Да к тому же это запоминание краткосрочное, т.е. на 3 дня. А что потом? Скорее всего, вы хорошо знаете, что через месяц этот текст вы вспомните в лучше случае на 20 %. А через 4 месяца, к сожалению, в памяти останется только 5%. Вот такая печальная действительность. И перед экзаменами мы занимаемся ни чем иным, как новым заучиванием текстов.
Гость / 21.06.2016 если вас неинтересует какая то книга нечитайте его только для того чтобы довезти до конца
Алексей / 30.04.2014 Женька ЛОБАЗ верно пишете, но только в том, что нет смысла запоминать огромные цепочки. А этого и правда не стоит делать. Например, если запомнил образов и соединил последовательно и потом забыл 69 - й, то последующие будут потеряны. Цепочки надо создавать, но не более 10 штук. Если запомнить надо больше, то разбивай по структуре. Один образ содержит в себе пять подобразов. На каждый подобраз по 10 элементов. Это лучше, чем сразу тупо последовательно 50 соединить...
Женька ЛОБАЗ / 2.03.2014 Действительно, кажется глупо как-то запоминать информацию в виде цепочек. Как сказал Андрей теряется эффективность, оперативность в нужный момент припомнить информацию, а тут в голове будут одни лишь километры цепочек с буквами. Я думаю память нужна в данный момент, эрудированно достоверно ответить кому-нибудь, а тут получается вы как компьютер с этими кодами, "Птица говорун отличается умом и сообразительностью", да вы выдадите полноценную информацию, но вам как тугодуму потребуется время на это, чтобы её расшифровать, да и не факт что вы вспомните о каком-нибудь факте из этой заученной(кодированной) информации, ассоциации просто не будет в данный момент. Будете отвечать на вопросы как "библиотекарь, который вам по 15 минут книжки с полок ищет")))
Гость / 25.08.2013 С рисунками http://nnm-club.me/forum/viewtopic.php?t=150942
Vetal / 13.12.2012 2ДЖО Рисунки надо самим рисовать по ходу...
джо
/ 12.12.2012
не открываются рисунки(((
Ринат / 12.12.2012 Андрей, а не подскажите какой системой пользуетесь или какая система или книга натолкнула вас на данный метод?
Олег / 6.09.2012 Уважаемый Неосанньясин, "здесь сидя на ж..пе" этого не происходит только потому, что Вы в это не верите! Бог не ограничивает Вашу свободу - хошь верь, хошь нет! К сожалению, рая на Земле не может быть и для верующих, и для неверующих, которые и знать не хотят о Боге, который их создал, да и весь мир вокруг. Иначе бы, неверующие выгляде ли бы, пардон в лучшем случае смешно))) Помоги вам Господь!
я
/ 10.08.2012
люди не запоминать надо учиться, а вспоминать.
каким надо быть идиотом чтобы одну и тужи инфу 2000 раз запихнуть в голову да еще с путаницой))))))
Кость / 25.07.2012 На самом деле мнемоники не улучшают память. Это просто способы для запоминания. Они просто захламляют мозг ненужными ассоциативными связями.
Неосанньясин / 23.06.2012 Гость для людей с богатым воображением?Значит верующим эта книга подойдет!На самом деле это они научат автора.А еще они научат как жить в этом воображении.И еще после смерти они отправятся в свое воображение!Круто,да!Там кущи, девственницы и вино и состояние как под кокаином.Секрет прост надо просто верить в это!Интересно, а почему здесь сидя на ж..пе и веря во все это, - этого нет?Ответ прост - после смерти никто не возвращался и попам очень удобно лапшу вешать.Ведь тем самым у них появляется власть, и свечками можно подъторговывать.:)Вообще меня это так веселит, что я даже рад, что есть православие.Аминь!)))))))
Гость
/ 23.06.2012
Люди!Предлагаемая методика работает только для людей у которых богатое воображение!!!На собственном и опыте знакомых убедилась!
Мне этот метод подошел.А друзьям нет, им легче запоминать классическим способом. Чтобы подобрать ассоциацию к слову, они думают по несколько минут. И потом с трудом припоминают, что запоминали.
Гость / 5.03.2012 у меня картинки не отображаются. если кто знает как испр ответ пришлите на почту [email protected]
Ваше имя* / 22.12.2011 Все может оказаться тщетно! Тренировка памяти- это всерьез и надолго. Заниматься продуктивно- это всерьез и на долгую ПАМЯТЬ.
Alex / 15.12.2011 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СИСТЕМА ПРИЕМОВ. Пугач Ю.К. рекомендую. КПД больше) запоминаю 100 слов, пока на этом остановился.Кстати, нужна некоторая концентрация,немного алкоголя или небольшое отвлечение отражается на качестве крайне пагубно. Стихи учить методом ассоциаций забавно,эффективно но как-то не по-человечески чтоли,поэзии не чувствуется)))
Юра / 30.11.2011 Тренировать память, по-моему, можно ив повседневной жизни.
Андрей / 26.11.2011 Прочитав суть запоминания, которая предлагается в начале даной книжки до конца, у меня не осталось другого обьяснения, кроме того, что методики этой книжки - это развод.
Я сам практикую длительное время ефективность изучения новых знаний, управления знаниями, занимаюсь ментальным развитием.
Я запоминаю почти 100% идей от прочитанного текста, даже если в тексте будут цифры и точная информация, если я выстраиваю в своем уме идеи в виде системы. Это естественно для человека, вы сами подумайте - двое людей могут несколько часов говорить по телефону - это равнозначно десяткам страниц текста - и они без проблем запоминают все что было оговорено, легко запонимают факты о своих друзьях и т.д. --- А то что предлагают Васильевы - это неестественно для ума, потому что информация записывается в такой вид, в котором она напрямую недоступна вашему уму, а вам приходится ее расшифровывать в уме. Это бессмыслица.
Иван / 9.09.2011 Друзья, кто прочел, попробуйте не забыть написать впечатление от прочитанного.
Эльнар / 22.01.2011 Люди что и в правду помогает?!и как много или долго надо тренироваться?!
Гость / 23.12.2010 Андрей, спасибо за ссылочку
Алена / 14.10.2010 Можно ли ее скачать бесплатно