Валерий тодоровский сын. Валерий Тодоровский и Евгения Брик: причина развода
Актриса и супруга режиссера Валерия Тодоровского запомнилась зрителям по ролям в «Стилягах» и «Оттепели». Сейчас на экране – сериал ТНТ «Адаптация» с ее участием. Но как только заканчиваются съемки, Женя спешит в Лос-Анджелес, где уже снимается в кино 7-летняя дочь Зоя.
В «Адаптации» события разворачиваются в северном холодном городе Ноябрьск. Снимали тоже где-то в снегах?
У нас была увлекательная экспедиция в Мурманск. Да, там было жутко холодно. Но какой драйв мы ощущали от того, что действительно снимаем кино на севере, а не в Подмосковье.
Ваша героиня Марина там такая взрывная, эмоциональная…
Режиссер Федор Стуков говорил, что я могу позволить себе в той или иной сцене любую необычную реакцию. И это было здорово, актерский вызов для меня. Кажется, такого я еще точно не играла. Мою героиню я называю Дженнифер Лопес Ноябрьского уезда, потому что меня всю жизнь сравнивали с этой актрисой. Марина постоянно в макияже, яркие ногти, яркие губы. Она ведь парикмахер салона «Силуэт» и должна выглядеть соответственно для клиенток, которым делает невероятные прически в стиле «а-ля болонка» фиолетового цвета. В каких-то моментах она казалось нелогичной, но в этом и есть ее обаяние. Благодаря ее наивности и вере в настоящую любовь прощаешь ей все. Работает вместе с подругой Светой, их жизнь проходит в крошечной парикмахерской, расположенной в подвале жилого дома. Там они сидят и ждут своих принцев… За время съемок «Адаптации» вся киногруппа стала родной – это был тот проект, когда в последний день я заплакала. Теперь с нетерпением жду начала работы над вторым сезоном. Ведь первый заканчивается большой интригой.
Маленькая актриса
А в каких еще проектах вас можно будет увидеть?
В сериале Алексея Смирнова «Садовое кольцо». Мы с Машей Мироновой играем двух сестер, а Ирина Розанова – нашу маму. Это драматический триллер. Еще в сериале «Оптимисты» Алексея Попогребского исполняю роль диктора телевидения. Я давно мечтала поработать с этим режиссером (снимал фильмы «Коктебель», «Как я провел этим летом». - Прим. «Антенны»). Действие происходит в 60-х годах. Чтобы подготовиться к роли, много читала о людях этой профессии. Встречалась даже с легендарным диктором Игорем Кирилловым. Но моя самая большая радость – семилетняя дочь Зоя сыграла в сериале «The OA» американского канала Netflix главную героиню в детстве. По сюжету она сирота из России, незаурядная девочка – видит будущее. Режиссер искал маленькую актрису, которая говорила бы и на русском, и на английском.
Зоя родилась в Америке, там учится. Английский у нее, наверное, в совершенстве?
Наша цель с Валерой, чтобы у дочери с детства родным языком считался русский. Не могу представить себе, что Зоя обращается ко мне на английском. Дома мы общаемся только на русском, и она читает нашу классику в оригинале. А вот американских писателей – пожалуйста, на английском. Зоя уже третий год учится в Америке – тут школа начинается с пяти лет. Когда впервые пришла в класс, то плохо говорила на английском. Ей было тяжело, одноклассники не особо общались, потому что не понимали ее, но Зоя все преодолела. Мне потом учительница сказала: «У вас очень сильная дочь». Теперь она обожает учиться. Иногда мне жалко ее, вижу – устала, мало поспала, говорю: «Давай, завтра не пойдем в школу». «Нет, ты что!» – возражает она.
А как Зоя попала на кастинг в сериал?
Когда я снималась у ирландского режиссера Джонни О’Райли в фильме «Москва никогда не спит», познакомилась с актерским агентом Ричардом Куком, и с тех пор он стал моим западным представителем. Благодаря ему я встречалась с Сэмом Мендесом, который рассматривал меня на роль в новом «Джеймсе Бонде». И именно Ричард, увидев фотографию Зои, предложил попробовать ее на роль в сериал «The OA», прислал текст. Мы сняли дочь на айфон и отправили видео без всякой надежды, но Зою утвердили. Хотя на эту роль рассматривали 400 девочек.
Неужели до этого у вас или Валерия не возникало мысли, чтобы снять дочь в российском кино?
Зная нашу работу изнутри, понимая, что такое быть на съемочной площадке по 12 часов, мы с Валерой такого счастья своему ребенку никогда не желали. Правда, когда я пробовалась в сериал «Оптимисты», на одну из ролей искали девочку. И я заикнулась мужу: «Может, приведем Зою на пробы?» А Валера ответил: «Ты что? Кто сказал, что она сможет сыграть такую большую роль? Хочешь, чтобы наша дочь вместо того, чтобы заниматься музыкой, пропадала целыми днями на съемках?!» Я согласилась с мужем. А потом, когда уже нашли девочку, наблюдала за ней, видела, что она работает как профессиональная актриса, и думала: «Нет, конечно же, наша Зоя не справилась бы с этой ролью. Она у нас избалована, начнет ныть, жаловаться на усталость после десятка дублей». К слову, Зоя и Марта Тимофеева (исполнительница той роли) подружились. На самом деле, когда узнала, что Зоя делала в Нью-Йорке на съемочной площадке, поняла, что недооценивала дочь. Она ходила босиком по искусственному (но все равно холодному) снегу, прыгала в прорубь на озере, выстроенном в павильоне. Оказывается, когда надо – может собраться. И ее с площадки приходилось гнать. По закону ребенок в Голливуде не может сниматься больше шести часов. Главное – Зоя получала от всего дикое удовольствие, она светилась от счастья, была любимицей всей киногруппы. Пять месяцев съемок – запоминающийся яркий отрезок ее жизни.
Премьера уже была?
Да, в конце прошлого года. Пошли с Зоей в кинотеатр. Незабываемое ощущение, не сравнимое ни с одной моей премьерой. Игра дочери понравилась всем. Зоя ведь полная противоположность ее героини: светящийся, жизнерадостный ребенок, который постоянно шутит. А ее персонаж – депрессивная девочка с глазами, полными грусти. Но на экране все органично – она просто живет ролью. Может, это режиссер так сумел настроить Зою или моя мама, которая все время была с ней рядом на площадке. Валера, к сожалению, на премьеру не смог приехать, он работал, но сериал уже видел по интернету. Сразу позвонил: «Не представляешь, как у меня сердце колотилось, пока смотрел». Мы с Валерой сумасшедшие родители, боялись, переживали. Зоя для нас ведь лучшая на свете.
Жизнь в Лос-Анжелесе, работа в Москве
Считаете, профессия дочери уже предрешена?
Часто думаю об этом. Дочь хотя не кричит, что хочет сниматься, но сразу после премьеры сказала: «Я у Санты попрошу возможность попробоваться на новую роль». Она ведь с детства на площадке то со мной, то с Валерой. И ей, конечно, это интересно. Но надеемся, что в дальнейшем она свяжет жизнь с музыкой, которой серьезно занимается. От дедушки – Петра Ефимовича Тодоровского ей передался идеальный слух, и голос у нее замечательный. Петр Ефимович не имел музыкального образования, но мог прийти к нам и играть на фортепиано классические произведения, к примеру, Шопена. Я удивлялась: «Ну как же так, вы же без нот играете!» А он: «Я просто подбираю на слух».
Но и вы тоже поете отлично. В «Стилягах» это доказали.
У меня есть слух, я могу повторить мелодию, но голос я не развиваю. В «Стилягах» было две песни: «Скованные одной цепью» и «Будь со мной» Жанны Агузаровой. Помню, в студии записывала, казалось, что ничего не получится. Но Константин Меладзе подбадривал: «Петь тебе надо!» Потом во время съемок в сериале «Долгий путь домой» я позанималась несколько раз со своим другом из Большого театра. Мы распевались, и я поняла: если бы занималась голосом, то развила бы его. Вот и в «Оптимистах» моя героиня поет своему возлюбленному, сидя за роялем. Потрясающая старая советская песня «Звезды в кондукторской сумке». Ее пела замечательная Лидия Клемент, которой не стало очень рано, в 26 лет. Песня сложная, исполнять ее надо высоко, но я справилась. Зоя услышала ее несколько раз, и теперь исполняет лучше меня.
Женя, но вы же живете в Америке, где актеры зациклены на совершенствовании – берут постоянно различные мастер-классы. Почему вы этого не делаете?
Мне все об этом говорят. Но я тут ощущаю себя мамой, которая полностью занимается своим ребенком, а работа моя дома – в Москве. Хотя, конечно, причина – в моей лени и неуверенности в себе.
А вас родители тоже с детства готовили к творческой профессии?
Это все происходило на бессознательном уровне. Мама поступила в ГИТИС, а потом встретила моего папу – они оба обожали кино. И познакомились на премьере фильма Тарковского в Доме кино. У них красивая история большой любви. И мы с сестрой – дети, рожденные в этой любви. У нас было счастливое детство, и я мечтала бы еще раз окунуться в него. Мама с папой были неразделимы. Но при этом мама делала все для семьи. Она пожертвовала карьерой актрисы, папа не хотел, чтобы она была актрисой, и мама выбрала его спокойствие – ушла из театрального. Но подсознательно хотела, чтобы актрисой стала я. Я с пяти лет работала манекенщицей в Доме моделей – выходила на подиум. Папа же, когда я решила поступать в театральный, гибко, но трезво объяснил мне, что это тяжелая профессия. Так что параллельно я сдавала экзамены в институт приборостроения и информатики, где преподавал папа. Хотя, конечно, понимала, что этот институт, мягко говоря, не то, о чем я мечтаю.
Появился фильм, а потом дочь
Героини у вас в основном решительные, в жизни вы такая же?
Нет, я полная противоположность. Если мне надо на что-то решиться, то я переговорю с Валерой раз сто, потом раз двести с сестрой Лерой и мамой. И когда они одобрят мой план, приступлю к его осуществлению. Я большая паникерша и мне кажется, что ничего у меня не получится. В музыкальной школе боялась учителей и во время экзамена у меня всегда были холодные от страха руки. До сих пор боюсь полицейских… У Зои, слава богу, характер Валеры.
Вы с Валерой вместе уже более 10 лет вместе. Когда почувствовали, что две половинки?
Мы познакомились давно, но потом жизнь разбросала нас. Наверное, почувствовали что-то друг к другу при первой встрече… Я пробовалась в сериал «Закон» режиссера Александра Велединского – это был первый кастинг в моей жизни. Хорошо все помню. К нам в институт пришла ассистент по актерам, снимала нас, тогда еще существовала бумажная картотека. Мне было 19 лет, я подготовилась, пришла, все сделала, как нужно. И Велединскому я понравилась, но вышло так, что не подошла по возрасту, и режиссер сказал, что посоветуется с продюсером Валерием Тодоровским. На следующий день меня вызвал Валера: «Поймите, я с вами говорю, чтобы вы не подумали, что плохо сделали пробы. Все хорошо, просто не подошли по возрасту. Наша компания будет выпускать еще другие проекты, и мы обязательно пригласим вас». После этого разговора я посмотрела «Страну глухих», «Подмосковные вечера»… Осознала, какого масштаба профессионал меня успокаивал. Он для меня был каким-то небожителем. И с первой встречи почувствовала, что это мой человек. В итоге мы вместе уже много-много лет. А Зоя – подтверждение наших чувств. До ее рождения мы успели пожить для себя, попутешествовать, поработать вместе. И родилась она после того, как вышли «Стиляги». Появился фильм, а потом Зоя – самая большая любовь нашей жизни.
Ваш муж режиссер. А у вас из около 40 сыгранных ролей всего три в его фильмах. Почему?
И это хорошо. Мне бы не хотелось, чтобы Валера в каждом своем проекте снимал бы свою жену! Не дай бог ему такой судьбы! Валера меня брал, когда видел, что я подхожу на роль, или я достойно проходила пробы. Даже на роль Ларисы в «Оттепели» я участвовала в кастинге, хотя там у меня была всего одна сцена. Но она была очень важна для начала фильма, и для меня большая честь, что я сыграла в этом великом сериале.
А пробы у мужа и у другого режиссера чем-то отличаются?
Конечно, у Валеры все слишком волнующе для меня. Я досконально помню день, когда пришла на пробы «Стиляг». Ведь кроме того, что для меня, как для любой женщины, важно быть просто привлекательной для мужа, чтобы он не разочаровывался. А тут еще и в профессиональном плане показываешься ему как актриса. В киностудии на стене висели фото десятка девушек, пробующихся на мою роль, и это на меня тоже давило. Страх был безумный. В итоге Валера сказал: «Да, это твоя роль, она будто на бессознательном уровне написана для тебя – по характеру, по всему». И это счастье – ощущать, что ты оправдала его ожидания.
Валерий Петрович Тодоровский родился 9 мая 1962 года в Одессе в кинематографической семье: папа - оператор Одесской киностудии Петр Тодоровский - будущий классик советского и российского кино, и мама - Мира Тодоровская - будущий продюсер.
Отец - уже в то время известный режиссер Петр Тодоровский - маленького сына всегда брал на съемки. В павильонах киностудии мальчику нравилось все: как крепятся декорации, где устанавливают камеры, куда подвешивают софиты. Нравилось, что в огромном павильоне киностудии его отец во время съемок - самый главный, он может и покричать, и помолчать, и все всегда будут слушаться его.
«Мой папа не имеет никаких принципов воспитания. Он мне давал большое количество свободы, и я провел замечательное детство в прекрасном городе Одесса. А потом мы переехали в столицу. Папа всегда был очень занят, снимал кино, был постоянно в отъездах, и я жил сам по себе.… И все же, наверное, отец сумел донести мне какие-то важные вещи про эту жизнь, но сделал это очень ненавязчиво. Я захотел стать таким же, как папа. Узнав об этом, отец сказал, что на его помощь я могу не рассчитывать. Он почувствовал во мне будущего конкурента...» - с большой любовью в голосе всегда о своем детстве вспоминает Валерий Тодоровский.
В жизни Валерия Тодоровского все происходило естественно, без особых усилий. Не поступив сразу на режиссерский во ВГИК, он пошел на сценарный факультет, за что теперь благодарит Бога - пять лет провел не бессмысленно. Но как только появилась возможность снимать, тут же за нее ухватился.
Продюсер
А с приходом замечательной перестройки и необъятной гласности… все вдруг стали продюсеры. На студии Горького каждый второй человек - продюсер! Людьми двигало необъяснимое чувство: «Ух, теперь я наконец-то не буду иметь начальников!!! Как хотим, что хотим - то и снимаем!»
В 89-90-х начали создаваться первые независимые студии. Валерий Тодоровский с Толстуновым и Ливневым зарегистрировали компанию «ТТЛ» (аббревиатура так и расшифровывалась: Тодоровский, Толстунов, Ливнев). В наши время, конечно же, понятие «продюсер» существенно изменилось. Кто-то как-то невзначай гениально определил суть профессии продюсера: «Это человек, который умеет радоваться успехам других...»
Артист… это не главное
Артистом Валерий Тодоровский никогда не стремился быть - всегда хотелось самому делать историю, да и не очень был уверен в своих способностях в этом плане, да и никогда не испытывал амбиций видеть себя на экране. И все же в четырнадцать лет состоялся дебют - Валерий Тодоровский снялся в кинокартине «Странная женщина». А еще однажды Леша Балабанов, друг и коллега, утвердил на большую роль олигарха Бурова в свою картину «Американец», которую он начал снимать в Нью-Йорке. Но спустя какое-то время по независящим обстоятельствам фильм закрыли, тогда Тодоровского это почему-то очень расстроило. Правда, потом, еще несколько раз в качестве артиста приглашали сниматься, но что-то всегда все срывалось.
И в итоге сценарист Валерий Тодоровский, однажды поработав монтажером в сериале «Королева Марго», стал режиссером и продюсером, хотя совмещать эти две, свои самые «главные роли» в жизни, он так и не научился. «У меня наступает раздвоение личности. Я, когда продюсер, - один, а когда режиссер - другой», - толи с гордостью, толи с тоской говорит всегда Тодоровский.
На интересующий сейчас всех непростой вопрос: «Могут ли российские фильмы начать бить рекорды в кинотеатрах?», продюсер Тодоровский отвечает не задумавшись, правда с большой грустью в голосе: "Безусловно. Но для этого надо делать такие фильмы, которые перекрутят зрительское сознание, сформировав убеждение, что смотреть про себя интереснее. Я думаю, главное - в кинематографе до сих пор нет внятного цивилизованного продюсерства, продюсера, который сочетает в себе качества продюсера-творца, продюсера-бизнесмена, продюсера-прокатчика и продюсера-раскрутчика. Такое продюсерство осуществляет, на мой взгляд, только Сергей Сельянов (продюсер «Брата», «Брата-2», «Войны», «Сестер», сопродюсер «Бумера»).
Те-ле-ки-но!
Валерий Тодоровский - огромный приверженец телекино и его роли в стране. Для него - это полигон для новых идей... он и сам когда-то всерьез отнесся к жанру телекино, и заставил других отнестись к этому всерьез. Телевидение дисциплинирует - здесь нельзя не задавать себе вопроса: для кого и зачем? Валерий Тодоровский пришел на канал РТР, когда сериальный бизнес начал бурно развиваться. У него уже был, пусть небольшой, опыт - первая «Каменская» делалась для НТВ. В этот момент на ТВ к сериалам относились насторожено, некоторые актеры отказывались играть в сериалах, опасаясь замараться. Но ведь сериал - это всего лишь романная форма, история. А историю можно рассказать за десять минут, за час - а можно за двадцать часов.
На фоне бесконечных «ментов» был сделан «Закон» - выдающийся сериал, детище режиссера Велединского и продюсера Тодоровского. Вскоре стало понятно: в сериалах можно все - нельзя только, чтобы получалось скучно, иначе зритель на твоем фильме переключит канал, и тогда… ты можешь быть гением, но об этом никто не узнает.
Владимир Дмитриев, киновед, хранитель госфильмофондовского архива, считает: …есть хорошие фильмы, есть плохие, а есть просто фильмы этой эпохи. Так и сериалы. Они помогают понять, что происходило и происходит в стране, и именно сериалы могут послужить инструментом исследования самих себя. Они, как никакая другая киноформа, отражают жизнь, поскольку сама жизнь и есть сериал, где каждый день - следующая серия.
«Мастер и Маргарита» - миф рассеян
Самый крупный, масштабный сериал - «Мастер и Маргарита», режиссер Владимир Бортко. Тяжелейшая, сложнейшая, непредсказуемая картина, которую люди в нашей стране ждали, ждали давно. Роман, об экранизации которого мечтали многие. Целый миф о том, как «Мастер и Маргарита» не поддается кино, история несостоявшейся картины Элема Климова, история исчезнувшей лента Юрия Кары - все рассеяно. На этот раз никакой мистики не возникло, и все 10 серий были сняты и показаны на телеканале «Россия». Форма сериала здесь уместна: роман большой, и любые попытки рассказать его за два часа - нереальны. А Бортко - отважный человек, он решился и прошел очень уверенно своей дорогой с замечательной командой актеров - Анна Ковальчук, Олег Басилашвили, Кирилл Лавров, Александр Баширов, Александр Абдулов, Александр Галибин, Александр Филиппенко, Владислав Галкин и др.
«Мой сводный брат Франкенштейн» - социальная картина
Первая в жизни режиссера Валерия Тодоровского социальная картина «Мой сводный брат Франкенштейн» - современная драма... простая история, но с двойным дном, и про войну тоже.
На главные роли сознательно были взяты очень известные артисты, нужны были знаковые лица, поэтому играют Леонид Ярмольник и Елена Яковлева, большие роли у Сергея Гармаша и Сергея Газарова, а вот главный из тех, кто везет на себе картину, молодой актер Даниил Спиваковский, который и есть сын Франкенштейна. Это история одной семьи. Нормальные, не жирующие, но в меру благополучные люди. Подержанный автомобиль «Гольф» - не дорогой, но и неплохой. Дети ходят в хорошую школу. Компания старых друзей, с которыми хорошо. Такой вполне устроенный мир.
И Павлик… Тодоровский хотел показать человека, который изначально ни к какой войне отношения не имеет. Павлик по природе субтильное существо, и если бы не попал на войну, то работал бы в своем Батайске в художественной самодеятельности. Но его взяли и научили. А он на той войне уже так много нафантазировал о замечательном папе, что папа просто не может быть плохим и виноватым - папа святой! Павлик приехал защищать семью и ничему плохому про нее не поверит, и в свое сознание он не допускает самую идею судить семью, которую считает своей. Если бы Павлик мог обижаться на папу, или на Риту, или на мальчика, организовавшего его избиение, - была бы другая история. Для Павлика мир делится на «своих» и «чужих». «Свои» - семья, все остальное - опасно. И Даня Спиваковский с его негероической внешностью тут на месте: он и ударить - то не может нормально, потому что «удар-то сильный, но рука вылетает». Он здесь абсолютно случайный и потому точно передал тему фильма, который от этого только выиграл.
Тодоровский старший, Тодоровский младший…
Извечная проблема всех поколений - отцы и дети, обошла Тодоровских стороной. Нет, разногласия, конечно же, существуют, но… Тодоровский - старший считает, что "сын даже талантливее. Ну и хорошо. Было бы очень печально, если бы он был менее талантливым. Конечно, Валера — интересный режиссер. Очень много внимания уделяет форме. Валерий со мной советуется, как со старшим товарищем. Я читаю сценарии, высказываю свои соображения. Но больше помогает мне он. Когда монтирую картину, я ему показываю. Уже, кажется, все выскреб, убирать больше нечего. А он свежим глазом может посмотреть, сказать…
А если глобально: все-таки это поколение больше обращается не сюда (Петр Ефимович подносит руку к сердцу), а сюда (притрагивается ко лбу). К сожалению. Я вижу, как здорово сделано, но не заражаюсь. Как зритель я должен соучаствовать, сопереживать. А этого нет… Мне нравится «Любовь», мне нравится «Страна глухих». Ну а «Подмосковные вечера»… Это уже так. Нет, сделано очень хорошо. Но это все-таки другие люди: другое поколение, с другими возможностями. Мы были абсолютными идеалистами: не думали ни о фестивалях, ни о деньгах - только бы дали снимать…»
Талантливый режиссер Валерий Тодоровский признается, что в его жизни существует только, и только кино. Он избегает светских тусовок, не любит отдыхать. У него нет хобби, для него не существует семейных традиций, даже место за столом он занимает в зависимости от настроения, каждый раз другое.
Ни о семье, ни о личной жизни Валерий Тодоровский старается не рассказывать. Но в той самой, личной жизни, о которой он так не хочется говорить, есть несколько и интересных моментов. С первой женой знакомство произошло в буфете ВГИКа. Наташа училась тоже на сценарном факультете, но на курс моложе. О том, что она дочь писателя Виктории Токаревой, стало известно не сразу. Устойчивость своего первого брака Тодоровский объясняет невероятной терпимостью жены, которая подходила философски к его невыносимому характеру.
Детей своих любит, доверяет им, пытается быть с ними честным, открытым и готов в любой момент протянуть им руку помощи. И при всем при этом считает себя отцом безалаберным, неорганизованным, но неплохим. В глазах общественности Валерий Тодоровский долгое время был почти что идеальным - успешный режиссер и продюсер, добропорядочный отец семейства, зять Виктории Токаревой.
И вот тебе на…развод! Нынешняя супруга, молодая актриса Евгения Хиривская, привлекла своего будущего мужа на кастинге одного телесериала.
В свои сорок с лишним лет Валерий Тодоровский выглядит гораздо моложе, прямо как мальчишка. На вопрос о своей моложавости, он четко отвечает: «Предполагаю, что мой внешний вид обусловлен генетикой, и благодарить я должен маму с папой. Потому что я не хожу ни в какие спортивные залы, работаю на износ, пью, курю и всячески разрушаю свой организм, хотя иногда и задумываюсь: а не пора ли уже за себя взяться?!»
Фильмография:
1988 Бич божий - автор сценария
1990 Катафалк - режиссер
1990 Морской волк - автор сценария
1990 Гамбринус - автор сценария
1991 Кикс - продюсер
1991 Любовь - режиссер, автор сценария, продюсер
1991 Циники - автор сценария
1991 Отдушина - автор сценария
1992 Над темной водой - автор сценария
1993 Над темной водой 2 - автор сценария
1994 Подмосковные вечера - режиссер
1997 Человек свиты - автор сценария
1997 Странная женщина - актер
1998 Двойник - автор сценария
1998 Страна глухих - режиссер
1998 Любовник - режиссер
1999 Поклонник - продюсер
2000 Женская собственность - сериал - режиссер монтажа
2001 Московские окна - сериал - продюсер
2001 Семейные тайны - сериал - продюсер
2001 Леди на день - продюсер
2002 Тайга. Курс выживания - продюсер
2002 Бригада - сериал - продюсер
2002 Закон - сериал - продюсер
2003 Линии Судьбы - сериал
2003 Женщины в игре без правил - сериал - продюсер
2003 Небо и земля - сериал - продюсер
2003 Вокзал - сериал - продюсер
2003 Команда - сериал - продюсер
2003 Идиот - сериал - продюсер
2003 Каменская-3: Иллюзия греха - продюсер
2003 Тартарен из Тараскона - продюсер
2003 Дневник убийцы - продюсер
2004 Красная капелла - продюсер
2004 Морской дьявол - продюсер
2004 Три цвета любви - сериал - продюсер
2004 Сестры - сериал - продюсер
2004 Мастер и Маргарита - сериал - продюсер
2004 Мужчины не плачут - сериал - продюсер
2004 Курсанты - сериал - продюсер
2004 Человек-амфибия - продюсер
2004 Мой сводный брат Франкенштейн - режиссер
2006 Последний забой - сериал - продюсер
2006 Охота на пиранью - сериал - продюсер
2006 Обратный отчет - сериал - продюсер
2006 Бухта Филиппа - сериал - продюсер
2007 Ваша честь - сериал - актер
27-летняя звезда фильма «Стиляги» Евгения Брик беременна от режиссера фильма и по совместительству мужа актрисы Валерия Тодоровского .
Комсомолка Катя в строгом бушлате с ледяным взглядом - такой запомнили красавицу Женю после выхода на широкий экран мюзикла о стилягах 50-ых. В жизни Евгения оказалась куда более романтичной барышней.
Любовь
Ее пылкий роман с 46-летним режиссером Валерием Тодоровским начался около трех лет назад и плавно завершился походом в загс. Мэтр считает темпераментную брюнетку, ради которой бросил бывшую жену, музой и с удовольствием снимает ее в своих картинах. Кроме «Стиляг», Женя сыграла в предыдущей громкой работе Тодоровского - скандальном фильме «Тиски». Третьим совместным проектом Евгении и Валерия станет общий ребенок. Как стало известно, малыш появится на свет через полгода.
От первого брака с Натальей Токаревой у Валеры уже есть двое детей, - говорят коллеги влюбленной пары по «Стилягам». - А о том, чтобы появился ребенок от Жени, он мечтает уже не первый год. Сейчас, когда мечта, наконец, скоро осуществится, он стал самым счастливым человеком на свете.
Пока срок маленький и говорить об этом рано, - говорит Брик.
Женя
Кстати, такая амбициозная фамилия у жены Тодоровского не потому, то она мечтает о громких сравнениях с музой Маяковского . Путаница с фамилией тогда, когда Евгения, тогда еще Хиривская, начала работать на радио.
Однажды, в гостях у одной из передач на «Маяке» она призналась, что всегда мечтала вести эфиры. Мечты сбылись - через некоторое время ей предложили стать ведущей ночной программы в паре с Олегом Битовым . Женя согласилась, и чтобы лучше запомниться слушателям, решила сменить фамилию Хиривская на более запоминающуюся и броскую - Брик. Не как Лиля Брик , а как бабушка актрисы.
Если кто-то говорит что Валерий Тодоровский и Евгения Брик разводятся, то это неправда. Пара продолжает радовать поклонников совместными фото, которые подтверждают их близкие отношения.
Режиссер Валерий Тодоровский и талантливая актриса Евгения Брик уже много лет являются примерной семейной парой. Однако время от времени пресса пишет о разводе супругов. Ни Валерий, ни Евгения не комментируют эти слухи.
В 1984 г. сын выдающегося режиссера Петра Тодоровского окончил режиссерский факультет ВГИКа и начал снимать свои первые картины. В 1990 г. был представлен его первый фильм «Катафалк». Эта картина была снята по мотивам известного рассказа английской писательницы «Береги чужую жизнь – спасешь свою». В первой работе молодого неизвестного режиссера согласились принять участие знаменитые актеры: Вия Артмане, Андрей Ильин, Алика Смехова. Эта работа сразу заслужила похвалу критиков и зрителей.
Тодоровский младший получил многочисленные премии. Далее следовали другие, не менее успешные работы:
- «Любовь»;
- «Подмосковные вечера»;
- «Страна глухих»;
- «Мой сводный брат Франкенштейн».
До встречи с Евгенией Брик, Валерий Тодоровский уже был женат. Его избранницей была Виктория Токарева, дочь популярной писательницы.
Супруги жили счастливой семейной жизнью почти 20 лет. В браке у пары появилось двое замечательных детей: сын Петр и дочка Екатерина.
Дочь Виктории Токаревой — Наталья
Наталья Токарева с семьей
В 2003 г. на кастинге в один из своих фильмов Валерий Тодоровский познакомился с молодой, но очень талантливой актрисой Евгенией Брик. Актриса является коренной москвичкой. С детства она отличалась привлекательной внешностью, поэтому успешно работала в модельном бизнесе. Однако сфера интересов девушки была намного шире. Она занималась изучением иностранных языков и обучалась в музыкальной школе им. М. Ростроповича по классу фортепиано.
На момент знакомства с Валерием Тодоровским актриса уже успела сыграть несколько эпизодических ролей в популярных сериалах: «Марш Турецкого», «Каменская». Благодаря своей популярности, красоте и природному таланту сумела зацепить именитого режиссера.
В момент знакомства Евгении Брик было всего 22 года, а Тодоровскому 40 лет. Тем не менее, красавица сразу покорила сердце режиссера. Несмотря на огромную разницу в возрасте между ними завязался бурный роман. После чего отношения перешли в более серьезный этап их жизни. Сегодня можно точно говорить, что выбрали они друг друга не просто так.
Валерий Тодоровский всегда считался примерным семьянином и никогда не был участником крупных скандалов. Однако он предпочел подать на развод с Викторией Токаревой и начать жить с новой избранницей. Конечно же, это было решение взрослого мужчины, который убедившись в нежелании продолжать строить семью, решил расстаться.
Пара друг друга поддерживает, и их семейная идиллия продолжается по сегодняшний день. Поводов усомниться в их влюбленности не было, хотя и действия Валерия по отношению к первой жене были неправильными.
Однако это был не мимолетный роман, а крепкие серьезные отношения. В 2006 г. Валерий Тодоровский и Евгения Брик официально оформили свои отношения. Пара проживает в Лос-Анжелесе, а в Россию приезжает лишь на съемки и на светские мероприятия. Но иногда в СМИ появляются заголовки с информацией о том, что Валерий Тодоровский и Евгения Брик разводятся, что не соответствует действительности.
Средства массовой информации очень часто запускают такие слухи, которым совершенно не стоит верить. Это одна из самых интересных актерских пар, которые действительно радуют зрителей интересными ролями.
Совместная работа
В 2007 г. режиссер снял фильм «Тиски». В этом фильме рассказывается о молодом человеке, который невольно вовлечен в преступный наркобизнес. В этой картине Евгения Владимировна Брик играла второстепенную роль девушки Таи. Конечно же, роль не была серьезной, но позволила приобрести некоторый опыт и умения. В общем, перспективы впереди ее ждали невероятные.
Валерий Тодоровский на премьере фильма «Стиляги»
В 2008 г. на экраны кинотеатров вышел знаменитый фильм-мюзикл «Стиляги», который также снимал Валерий Тодоровский. Супруге досталась роль комсомолки Кати, которая боролась с нарушениями, совершаемыми молодежью того времени. Брик играла отрицательного персонажа, этот образ ей удался великолепно. За работу в фильме мужа актриса была награждена сразу несколькими престижными кинопремиями.
Валерий Тодоровский на съемках фильма «Оттепель»
Еще одна крупная роль в фильме Валерия Тодоровского была сыграна в сериале «Оттепель». Изначально Евгения Брик претендовала на главную роль в этой картине. Однако образ Ларисы ей понравился больше, поэтому после консультации с супругом она сыграла именно эту роль. Зрителям Евгения Брик запомнилась откровенными кадрами в сериале, где актриса снята обнаженной.
Все крупные роли Евгении Брик, безусловно, сыграны именно в фильмах Валерия Тодоровского. Тем не менее, нельзя говорить о том, что эти роли получены только из-за того, что актриса состоит в браке с известным режиссером.
Напротив, Евгений Тодоровский достаточно придирчиво относится к творчеству супруги, всегда высказывает конструктивную критику и никогда не предлагает ей роли, с которыми бы она не справилась. К тому же, кинокритики высоко оценивают актерское мастерство актрисы.
Семейная жизнь
В 2009 г. у пары родилась дочка Зоя. Она проживает на территории США, где получает образование. Перевозить дочку в Россию родители пока не хотят. Они полагают, что в Америке для Зои созданы лучшие условия. Рождение ребенка стало ярким событием в их совместной жизни. Может быть, благодаря ей они друг друга поддерживают и находят время для семейного отдыха.
Их дочка уже начала сниматься в кино. Она приняла участие в съемках американского сериала. Однако родители не торопятся подталкивать дочку к актерской профессии. Зоя занимается изучением иностранных языков и делает большие успехи в учебе. Что касается кинематографической карьеры, то у нее есть все шансы стать знаменитой именно в Америке.
Родители продолжают активно работать с отечественными киностудиями, что позволяет им быть всегда в курсе всех событий. Но большую часть времени Евгения и Валерий проводят по отдельности.
Валерий Тодоровский часто снимает в своих фильмах красивейших актрис современности: Паулину Андрееву, Викторию Исакову, Анну Чиповскую. Однако Евгения Брик никогда не ревнует своего супруга.
Напротив, она часто утверждает, что режиссер всегда должен быть влюблен в своих актрис, без этого невозможно творить. Такая поддержка жены является ярким примером доверия к своему мужу. Может быть, именно этого ему не хватало в первом браке.
Несмотря на молодость и разницу в возрасте с мужем в 19 лет, Евгения никогда не была замешана в крупных скандалах, считается примерной супругой. Она мечтает о большом количестве детей и счастливой семейной жизни.
Валерий Тодоровский никогда не прекращал общения с детьми от первого брака. Его сын Петр работает журналистом, но желает освоить профессию отца, поэтому обучается на режиссерских курсах. К слову, сын Петра как две капли воды похож на своего отца. Петр женат, у него есть двое детей.
Валерий Тодоровский принимает участие в воспитании внуков. Поэтому личная жизнь с актрисой Евгений Брик ни в коем случае не мешает ему общаться со своими близкими и родственниками.
Дочь Екатерина является студенткой МГУ. Она славится своей красотой, очень многие жалели о том, что она не выбрала карьеру актрисы. Некоторое время дочь Тодоровского состояла в отношениях с сыном другого известного режиссера Алексея Учителя.
В последнее время многие говорят о том, что Валерий Тодоровской и Евгения Брик разводятся, конечно же, в семье бывают различные сложные ситуации, но они со всем справляются. Супруги действительно достаточно редко видятся, но это связано с востребованностью актрисы и режиссера. Информацию о разводе Брик и Тодоровский не подтверждали.Личная жизнь актрисы Евгении Брик складывается крайне удачным образом.
В первый раз Валерий Тодоровский женился на дочери сценариста и писательницы Виктории Токаревой Наталье. "Наташа забеременела, куда было деваться? Ей было 20, Валере – 23. Впрочем, невестку, как и ее маму - Викторию Токареву, очень люблю и уважаю. Я никогда не лезла к Валере с советами, не говорила: "Не женись" или наоборот – "Женись", у нас это не принято. Благодарна Наташе за внуков Петра и Катю. Старшему сейчас 32 года, он сам уже дважды отец, воспитывает Сергея и Анну, моих правнуков. Правда, Петя больше тянется к другой бабушке – Виктории Токаревой, а со мной и с Валерой не часто общается. Вторая дочка сына и Наташи Катюша, которой сейчас 22 года, тоже. Увы, большой любви между нами не получилось. Мы все работаем, занятые люди, поэтому каждую неделю чаепития не устраиваем", – рассказала Мира Тодоровская.
ПО ТЕМЕ
Сейчас Валерий счастливо женат на актрисе Евгении Брик. Однако, по признанию матери режиссера, у нее с невесткой нет никаких отношений. "Получилось так, что я избегаю своих невесток и мы совсем не видимся. Женя (не понимаю, кстати, почему она взяла псевдоним Брик вместо своей фамилии Хиривская) родила моему сына еще одного ребенка – Зою. Ей восемь. В случае с Евгенией, кстати, Валера тоже как благородный человек женился, потому что Евгения забеременела. Внучка со мной тоже крайне редко общается. С другими бабушкой и дедушкой Зои, родителями Евгении, я и вовсе не виделась, видно, им это не надо. Я их не искала, если бы они хотели, могли бы общаться, а так – зачем мне нужно?" – цитирует мать Валерия Тодоровского Eg.RU .
Мира оценила оба брака своего отпрыска. "С первой женой он 20 лет был вместе. Она очень хорошая, сильная, мудрая, но они оказались слишком разными. Чудная женщина, но не его. Конечно, со второй женой ему лучше, несмотря на то что она на 20 лет моложе. И отстраненно ведет по отношению ко мне. Я не знаю, есть ли между Валерой и Женей безумная любовь, но живут – и слава богу. По мне, главное, чтобы сыну было хорошо", – заключила Тодоровская.