« В.В.Маяковский о назначении поэта и поэзии.
Известный русский поэт Владимир Маяковский с ответственностью подходил к назначению своей поэтической мысли, понимая, что своими художественными работами он оказывает существенное влияние на широкие массы. Он всегда стремился с помощью своих стихотворений служить другим людям. Именно поэтому Маяковский сравнивал миссию поэта с шахтерской деятельностью, говоря о том, что необходимо очень внимательно подбирать выражения и выбирать «единое слова» среди огромного количества «словесной руды».
Из-за того, что Владимир Маяковский всем сердцем верил в высокое назначение поэта, он работал над своими произведениями очень долго, подыскивая наиболее подходящие слова и фразы.
Очень часто, не находя достоверного выражения своих мыслей, Маяковский создавал свои собственные словесные элементы, во многом благодаря которым поэт и прославился. В качестве примера можно привести такие авторские неологизмы, как «сердцелюдый», «испавлинился», «задолицая», «быкомордой» и многие другие.
Известны строки поэта из его литературной работы под названием «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»: «светить всегда, светить везде…». И, действительно, поэт мечтал быть светилом действительности, выражая социальную обстановку и пытаясь сделать жизнь в стране лучше. Он всегда старался расставлять верные акценты с помощью острых слов, сатирических оборотов и четких мыслей, понятный, пожалуй, каждому человеку.
Несмотря на то, что Маяковский достаточно противоречиво относился к классикам, он все-таки уважал тех поэтов, которые также как и он вкладывались всей душой в это нелегкое дело.
Но вместе с этим он не желал быть похожим на классических деятелей литературного творчества. Так, например, в своем стихотворении «Юбилейное» он обращается к Пушкину, признаваясь любви к «живому» поэту, а не к его «мумии», не к тому образу, который был впоследствии создан «хрестоматийным глянцем». Ведь Маяковский был уверен, что в каждой новой эпохе должны быть свои поэты с собственным стилем, мыслями и мировоззрением. И, пожалуй, я соглашусь с этим мнением, ведь, несмотря на огромную роль классиков литературы, поэтическое творчество всегда должно двигаться вперед. И Владимир Маяковский во многом способствовал этому прогрессивному движению.
В заключение хотелось бы сказать, что Маяковский, несомненно, осознавал свое высокое назначение как поэта. И, скорее всего, именно поэтому его широко почитают в обществе. Его стихотворения и поэмы прошли настоящую проверку временем, поэтому можно смело утверждать, что Владимир Маяковский выполнил свою жизненную миссию. Ведь он в полной мере проявил свой поэтический талант, заставляя людей размышлять на противоречивые темы, касающиеся политической, социальной и культурной жизни страны.
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского
В. Маяковский -- крупнейший поэт двадцатого столетия, который намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровождались улюлюканьем и свистом. Такой же громкой и яркой была его поэзия.
Маяковский в своих стихах выражает убежденность в необходимости поэтического слова. Назначение поэта он видит в том, чтобы вызвать в людях стремление преодолеть некрасивость мира и изменить его.
Маяковский был далек от поэзии чисто эстетической, услаждающей, наполняющей душу лишь возвышенным лиризмом. Настоящего поэта он видит, прежде всего, агитатором, главарем, борцом за переустройство несовершенной жизни. Стихи, по мнению Маяковского, непременно должны обладать взрывной, действенной силой. У самого поэта стихотворение никогда не бывает вялым и инертным, оно всегда заряжено большой идеей, страстью, энергетикой. Маяковский не просто рисует мир, он убедительно доказывает, призывает к соучастию своего читателя.
В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о назначении творчества, о своем месте в жизни современного общества, о роли поэзии в жизни людей.
Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение "Послушайте!", созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта, своеобразным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.
По мнению Маяковского, "если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно". В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине ХХ века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Автор, которому на момент создания стихотворения "Послушайте!" едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.
Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью - всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь "кто-то называет эти плевочки жемчужиной". А, значит, это и есть главный смысл в жизни - быть для кого-то нужным и полезным. Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.
Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости, который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу. Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение "Послушайте!" является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.
У Маяковского было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал "глаголом жечь сердца людей", Некрасов считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные.
В. Маяковский определял же свою задачу так: " Светить всегда, светить везде". В ироническом стихотворении "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче", в этой нереальной фантастической истории, аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца -- светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей -- то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу, которую и озвучивает в этом стихотворении:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить --
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой --
и солнца!
Владимир Маяковский считал, что поэт должен быть строителем новой жизни. Он большое внимание уделял профессионализму поэта. Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение "Разговор с фининспектором о поэзии".
Маяковский также считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали. Автор поднимает такую тему, как тема долга перед людьми, Вселенной, перед всем, что не успел написать. У поэта есть высшее призвание: "Долг наш - реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи". Ему очень важно доказать, что слово настоящего поэта - слово вечное, бессмертное, что его будут помнить всегда. агитаторство маяковский поэтический мастерство
Часто в его строках можно увидеть душевную борьбу, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт написал вступление к поэме "Во весь голос", являющееся его поэтическим завещанием потомкам. Собственно в данном произведении видится нам истинное лицо и подлинные чувства поэта. Через головы современников он говорит грядущим поколениям, будущим потомкам, обещаясь рассказать "о времени и о себе".
Маяковский был прав: его стихи, миновав время, не потеряли своей ценности, а его "звонкая сила поэта" указывает людям место, занимаемое творчеством поэта и гражданина Владимира Маяковского в русском литературном наследии.
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!
В. В. Маяковский
Вслед А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову и Н. А. Некрасову Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил к поэзии в целом и к своему творчеству в частности. Энергично и образно автор говорил о своем назначении служить людям. Деятельность поэта Маяковский сравнивал с работой шахтера и рудокопа.
Та же добыча радия.
В грамм добыча,
В год труды.
Изводишь
Единого слова ради
Тысячи тонн
Словесной руды.
Бескомпромиссно поэт подходил к печатному слову. По свидетельству сестры, Владимир Владимирович часто месяцами работал над произведением, доводя его до совершенства. Маяковского не смущало сравнение его с солнцем. В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» поэт обращается к солнцу, называя его «дармоедом», запросто приглашая светило к себе на чай.
Такое непосредственное общение нужно автору, чтобы доходчиво объяснить своим читателям огромное значение творчества поэта. Его труд так же необходим людям, как свет и тепло солнца. Маяковский нисколько не преувеличивал, говоря о большой роли стихов в жизни народа. Мы знаем, что действенное слово звало на битву и на труд, вело за собой миллионы людей. В заключении поэт гордо утверждает, что, подобно солнцу, он будет: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!
Владимир Владимирович Маяковский был всегда там, где требовались его острый слог, бескомпромиссная сатира и политически четкая мысль. Поэзия Маяковского прошла проверку временем, потому что пропущена через сердце поэта. Все написанное им было выстрадано и пережито, ярко и честно изложено большим и талантливым художником. Сам Владимир Владимирович говорил, что людям нужно «больше поэтов хороших и разных... », они ведут за собой, открывают новые рубежи миллионам своих читателей.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ. В чем заключается сущность поэзии, ее «сокровенный смысл» и назначение? В каких отношениях находятся поэзия и действительность, поэт и его эпоха? Должна ли лира служить великой цели, к которой стремится народ, новые и новые поколения?
Ответ на эти вопросы Владимир Владимирович Маяковский ищет всю жизнь, тема поэта и поэзии пульсирующим нервом проходит через все творчество поэта,- «горлана-главаря».
Все великолепие математики состоит в том, что она лишена конкретности и оперирует абстрактными понятиями. Ее законы и доказательства, ее логика не зависят от того, чего они касаются - ив этом ее Особая красота и гармония. Искусство - не математика, искусство - это жизнь. Поэтому Маяковский презирал лжепоэтов, лишь восхваляющих «дворцы, любовь, сирени куст». Однако критиковать и отрицать мало. Нужно созидать. Поэтому Маяковский много экспериментирует в области рифм, структуры стиха, «копает» свой колодец поэтического слова.
Товарищи,
дайте новое искусство -
Такое,
чтобы выволочь республику из грязи,
- писал поэт-трибун в стихотворений «Приказ №2 армии ис¬кусств». Он понимает, что поэзия - не пустая болтовня для слабохарактерных малокровных барышень. Поэзия - грозное оружие в руках умелых. Протест поэта против империалистической войны, против жестокой, бессмысленной кровавой бойни - убедительное подтверждение этому. «Я от первых дней войнищу эту проклял, плюнул рифмами в лицо войне»,- сказал Маяковский.
Он не ищет легкой поэзии, все счастье поэта он видит в полезности своей Родине, своему родному народу.
Кто выше - поэт или техник, который ведет людей к вещественной выгоде спрашивает Маяковский в стихотворении «Поэт рабочий». И здесь же с уверенностью отвечает: «Мы равны». Главное отличие поэта от рабочего в том, что поэт влияет на жизнь по-своему, обращаясь к миллионам людей. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковский говорит о воздействии поэтического слова:
Эти слова
приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца.
Это обязанность искусства - смело вторгаться в гущу жизни, принимать участие в ее преобразованиях. Так мыслил поэт, и слово у него не расходилось с делом. Весь свой талант, всю свою звонкую силу поэт Маяковский отдал служению своему народу. А ведь это громадная работа:
Поэзия -
та же добыча радия:
В грамм добыча, в год труды.
Поэзия Маяковского - страстный и смелый разговор «агитатора, горлана-главаря». Для того чтобы писать так, как писал Маяковский, требуется недюжинный талант и гражданское мужество. Может поэтому так не хватает сейчас настоящих писателей, говорящих прямо, искренне, безбоязненно. Как верно писал Ярослав Смел яков в своем стихотворении «Маяковский»:
Как ты нужен стране сейчас,
Клубу, площади, газетам революции трубный бас, голос истинного поэта.
Не каждый может писать стихи. Этот дар присущ настоящим талантам, наделенным «искрой божьей». Поэт способен влиять на умы и сердца людей, будить их чувства. Но сколько сил надо, чтобы написать строки, которые проникнут в каждое сердце!
У одаренных поэтическим талантом людей особая душевная организация. Поэты наделены способностью тонко чувствовать и переживать жизненные перипетии, в обыденном они видят чудесное.
Маяковский из числа тех поэтов, которые пишут эмоционально. Вспомним его статью «Как писать стихи », в которой он пишет как «крутились» рифмы в его голове, как он беспрестанно повторял их, записывал, запоминал наизусть. Темы его стихов были разными: о быте, о любви. На особом месте стоят стихи-размышления о предназначении поэта.
«Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана », — так говорит поэт о внутреннем состоянии души творца. Так в чем же предназначение поэта?
В преддверии революции Маяковский считает, что поэт обязан призывать общество к действию, к революционному перевороту. Стихи должны звать к движению вперед, они неотделимы от народа. Свою связь с народом Маяковский подчеркивает строками: «А что если я народа водитель и одновременно народа слуга? Класс гласит из слова нашего, а мы пролетарии, двигатели пера».
Владимир Маяковский был революционным поэтом. Он приветствовал ее победу и ратовал за новое искусство. Стихотворение «Приказ №2 по армии искусств» содержит обращение поэта к работникам пера: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи» . А свою задачу и предназначение он видит в том, чтобы «светить всегда, светить везде» («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче »). Поэт дает сравнение с солнцем. Солнце дает жизнь всему живому, без него невозможно жить. Так и поэт, он должен творить, несмотря ни на что, нести в массы живое горячее слово.
Профессионализм поэта Маяковский ставил на главное место. Настоящий мастер слова трудится над произведением упорно, оттачивая слова так, чтобы они были услышаны и поняты народом. Об этом поэт размышляет в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии »: «Поэзия – та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды» . Он говорит о том, что эти слова «приводят в движение тысячи лет миллионов сердец». А значит назначение поэта и поэзии – звать за собой, быть вдохновителем борьбы с «серым хламом» . Поэт по мнению Маяковского, рядовой труженик поэзии, которому не всегда оплачивают работу, он говорит о о том, что «поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени».