В семье творческих личностей paola. Памяти паолы волковой
Паола Волкова, она же Ола Одесская, была необыкновенным созданием.
С этим согласны без исключения все, кто хотя бы раз встречался с ней.
Она сотворила из своей жизни миф,
унеся большинство тайн и секретов с собой, предоставив решать нам,
что происходило с ней в действительности,
а что было лишь плодом ее неуемной фантазии.
Портрет Паолы Волковой. Художник Владимир Вейсберг
Читаю "Дневник" Паолы Волковой
.
Узнал прежде всего, что она была очень известным человеком, даже где-то в чем-то легендой.
А c появлением Паолы Дмитриевны на ТВ, она была ведущей цикла передач на канале "Культура", её популярность в узких кругах сделалась широкой популярностью.
Т.е. я как бы стыжусь того, что не знал ничего о знаменитой Паоле Волковой Но вот теперь - знаю.
Впечатление неоднозначное. Ее дневник в литературном отношении - ноль. Т.е. писатель из неё - никакой.
Содержание его, тоже малоинтересно. Общие банальные слова по поводу известных событий. Постоянные жалобы на отсутствие денег и болезни.
Отсутствие денег, это понятно, денег мало кому хватает, но она постоянно ездила, Франция, Германия, Италия, Греция, Голландия. В Париже она была судя по дневнику, гораздо чаще, чем на какой-нибудь московской окраине, не говоря уже о воронежах и прочих рязанях. Правда, ее дочь Маша замужем за французом, поэтому Париж для нее был просто вторым домом, кроме Москвы.
Тем не менее, деньги на все эти поездки всегда находились. Перечисление десятков имен, почти все - известные. Но в основном, перечисление, никакой значимой информации об этих людях найти в ее дневнике невозможно.
Создается впечатление, что все они перечисляются, чтобы показать, какие у нее знаменитые друзья, не более.
Отдельная история с Тарковским. Волкова была главной по Тарковскому и возглавляла фонд его имени. Но при этом, вдова режиссера, Марина Тарковская, с ней судилась. И Паола Дмитриевна признается, что суд этот она проиграла, но в подробности не вдается.
Я не пытался выяснить, в чем там было дело, хоть в Сети конечно есть информация об этом конфликте.
Еще одна история с выставкой русского авангарда в Финляндии. Выставку готовила Паола Дмитриевна, но ее обвнили в том, что вместо подлинников на выставку привезли фальшивки.
Она оказалась выше этого и не оправдывалась. Может действительно фальшивки?
Даю выдержку из ВИКИ об этом эпизоде:
Репутация
Имя Паолы Волковой связано с несколькими историями, вызвавшими большой отклик у мировой культурной общественности. Так, в июне 2009 года в воскресном приложении финского делового издания Kauppalehti появилась статья художественного критика Отто Кантокорпи (англ. Otso Kantokorpi ), в которой он подверг сомнению подлинность картин (Александра Родченко , Казимира Малевича , Владимира Татлина), представленных на выставке Русского авангардного искусства в городе Турку . Статья вышла под заголовком «Подозрение в мошенничестве на выставке русского авангарда. Таинственный коллекционер и неизвестный профессор вызывают вопросы в Турку» (англ. Suspicions of fraud at exhibition of Russian avant garde art. Secretive collector and unknown professor raise questions in Turku ). Выставку пришлось немедленно закрыть .
Организаторы выставки адресовали свои претензии к Паоле Волковой, которая составляла экспозицию:
Паола Волкова и её российские коллеги несут ответственность за всё, что может быть сказано об этой выставке. Мы не может отвечать за подлинность тех или иных работ на выставке. Я настаиваю на том, что мы просто предоставили перечень работ русского авангарда из частных коллекций, в преддверии выставки эстонского художника Леонарда Лапина.
Paola Volkova and her Russian colleagues are responsible for what can be said at all about this exhibition. We cannot be responsible for the authenticity of any of the works in the exhibition. I emphasise that we are bringing out the alphabet of Russian avant-garde out of private collections as a background of the exhibition of Estonian Leonhard Lapin, Kiiski said.
Ну и завершающий ее жизненный успех, цикл передач на ТВ. Здесь тоже я нашел довольно жесткую критику этих лекций. Если свести к одной фразе претензии критика, ее лекции о искусстве, это: "Искусство для бедных".
Но это ведь телевиденье, самое массовое на сегодняшний день СМИ. Они сознательно ориентируются на мало что знающую аудиторию.
Тем не менее, я нашел в Сети море восторженных отзывов о Паоле Волковой. Восторги ее учеников, в основном, мужчин, она преподавала во ВГИКе, восторги ее коллег, восторги ее слушателей и зрителей.
Я даже ненароком подумал, может она была красавицей-раскрасавицей и дело в этом? Нет, по фотографиям и видео этого не скажешь. Не уродлива, но не больше.
Здесь я сделаю небольшое отступление. Это общие рассуждения, к Волковой прямого отношения не имеющие. Вернее, они имеют к ней обратное отношение:Мне кажется, что у каждого успешного человека есть непонятный талант, во всяком случае, непонятный мне, талант нравиться окружающим. Наверное Волкова обладала именно этим талантом, этим всё объясняется.
Для гуманитариев этот талант просто необходим. Вот великому математику Григорию Перельману он ни к чему. Есть его доказательство теоремы Пуанкаре, а нравится он, или не нравится, это не имеет значения.
Но Паола Волкова ни математиком ни инженером не была, она была искусствоведом. В этом случае, без таланта нравиться - не обойтись.
Я полжизни ездил в общественном транспорте. И вот что я заметил. Автобус, троллейбус или трамвай почти достаточно свободен и даже есть одно место. Но рядом со свободным местом сидит какой-то человек, неважно, мужчина или женщина, молодой или старый, уродливый, или с правильными чертами лица, хорошо или плохо одетый. Заходят на каждой новой остановке новые пассажиры, в первый момент видят свободное место и туда устремляются. Но дошли, посмотрели на этого человека и... пошли дальше. Место остается свободным рядом с ним. В чем дело? Понятия не имею. Он никому не нравится, не хотят рядом с ним сидеть.
Без разумных на то причин. Вы не сталкивались с таким явлением?Скорее всего, Паола Волкова талантом нравится обладала в полной мере. Отсюда и восторги.
Дам цитату из "Дневника". Остальной текст похож на этот кусок:
5 января 2003
Очень хорошо, вкусно и даже весело, только очень дорого встретила Новый год! Первого была у Вовочки, потом дома вечером приехал водитель Галушко, Виктор, и привез подарок – сумка и туфли Эскада и корзина сыров в вином.
2. I была у Наташи, потом мы были в ресторане «Перчик», там очень вкусно кормили, а вина такого не пила никогда. Наташа подарила мне кучу подарков. Кораллы, шарфы, большие красивые платья для лета, рубашку как я люблю. Мне ее очень, очень жалко. Она не справляется с жизнью. Ей надо было не втюхивать деньжищи в этот дом, а переехать в Москву с детьми. Дима хочет избавиться от парижских квартир. Он закрывает ей жизнь в Париж. Но пока что Наташа предложила мне поехать в Париж в конце января. Мне надо написать концепцию, чтобы передать ее Наташе и вообще думать, что делать дальше. Но я отлежалась, отоспалась и слишком много съела вредных продуктов.Ставлю полностью одну из передач Волковой на канале "Культура". Она длится 26 минут:
И последнее. В качестве приложения к этой записи, копирую текст критика Волковой, но в следующей записи.
Автор - ГалаМаг . Это цитата этого сообщения
Знакомство с Паолой ВолковойЯ есть то, на что я смотрю.
Добавлю: и то, как я осмысляю, на что я смотрю.Паола Волкова
Paola. Алфавит Паолы Волковой / Сост. Н.Ю. Семенова, Н.В. Семенова. - М. - Слово/Slovo, 2014. - 216 с.
На обложке книги представлен портрет Паолы Волковой, выполненный в 1959 году Владимиром Вейсбергом. Сейчас он находится в ГТГ.
Откроем книгу и прочитаем конец Предисловия, написанного Наталией Ю. Семеновой, чтобы распознать всего одну грань этой неповторимой женщины:
«При этом женское ее начало всегда доминировало. Всю жизнь Паола была озабочена тем, как она выглядела. Ее не волновало, насколько эффективны ее суждения о Леонардо, она могла проигнорировать дифирамбы в свой адрес о блистательном знании Эль Греко, понимании Рублева и Малевича, но не заметить и не восхититься ее платьем значило нанести ей смертельную обиду. Паола, как заметил Юрий Рост, всегда была одета очень продуманно и как бы невзначай надевала все то, что идеально ей подходило. Сергей Бархин блистательно описал наряды в которые она облачалась (иначе просто не скажешь), появляясь на телеэкране, - как театральный художник он не мог не оценить их совершенство».
Теперь же посмотрим на несколько ее поздних фотопортретов, чтобы убедиться в правильности приведенных мнений.Вернемся к началу книги, чтобы составить хотя бы общее представление об этой женщине.
Паола Волкова много лет, с начала семидесятых, была московской легендой. Это необычное имя слышали многие, но кто она, понимали только ее друзья и ученики. Паола Волкова была ученицей философа Мераба Мамардашвили и востоковеда Льва Гумилева, печаталась в журналах и газетах по вопросам искусства, написала несколько книг о Тарковском. Публичный же успех пришел, как часто бывает, гораздо позже, чем следовало. Но все-таки это произошло: Паола Дмитриевна Волкова появилась на телевидении и завоевала любовь зрителей канала «Культура». В одночасье круг ее поклонников невероятно расширился, и она стала интеллектуальной звездой. Привел ее на ТВ директор и главный редактор канала «Культура» Сергей Шумаков, в прошлом ее любимый ученик из ВГИКа. Так родился цикл передач «Мост над бездной», посвященных шедеврам мировой живописи, и Паолу смогли услышать миллионы. Ее авторская программа стала необыкновенно популярна не только среди любителей искусства, интеллектуалов, но и среди тех, чей интерес к искусству ограничивался лишь поверхностным любопытством. Она умела увлечь и вовлечь, рассказать о мировых шедеврах живописи с азартом, без лишнего пафоса. Ее передачи для многих стали первым шагом в удивительный мир искусства, а для тех, кто интересовался им давно и всерьез, был очень важен именно ее взгляд, ее подход, ее, как теперь принято говорить, стиль. Когда она начинала говорить, Леонардо с Рафаэлем оживали, превращаясь в знакомых итальянцев из Флоренции, а Тезеи, Орфеи и прочие небожители спускались на землю.
Потом вышли ее книги, лишь одна из которых была выпущена при ее жизни, - первая книга цикла «Мост через бездну». Они также стали бестселлерами, приобретя популярность не только среди поклонников ее передачи, но и среди тех, кто лишь мельком слышал о ней.
О многом она говорила в лекциях и телепередачах, что-то успела записать сама (к огромному сожалению, текстов ее немного). Что-то рассказали те, кто был с ней близок, - начиная с брата Павла, сына Володи и дочери Маши, кончая друзьями и учениками. В записных книжках обязательно оставляют чистые листы.
Паола Волкова, она же Ола Одесская, была необыкновенным созданием. С этим согласны без исключения все, кто хотя бы раз встречался с ней. Она сотворила из своей жизни миф, унеся большинство тайн и секретов с собой, предоставив решать нам, что происходило с ней в действительности, а что было лишь плодом ее неуемной фантазии.
Далеко не у каждого из нас есть возможность ознакомиться с ее книгами. Можно выбрать более легкий путь - посмотреть передачи с участием и главным действующим лицом - Паолой Волковой.
Джотто. Поцелуй Иуды. (1 серия)
Рублев. Троица. (2 серия)
Боттичелли. Весна. (3 серия)
Веласкес. Менины. (4 серия)
Микеланджело. Гробница Медичи. (5 серия)
Леонардо. Анна, Мария... (6 серия)
Босх. Корабль дураков. (7 серия)
Дюрер. Меланхолия. (8 серия)
Рембрандт. Возвращение блудного сына. (9 серия)
Ван Гог. Ночное кафе в Арле. (10 серия)
Пикассо. (11 серия)
Малевич. Черный квадрат. (12 серия)
Эль Греко. Похороны графа Оргаса. (13 серия)
Феофан Грек. Успение богородицы. (14 серия)
Ренуар и Ярошенко. (15 серия)
Рафаэль. Мадонна в кресле. (16 серия)
Сальвадор Дали. Тайная вечеря. (17 серия)
Клод Моне. Восход солнца. (18 серия)
Последнее прижизненное видео
Фрагмент из воспоминаний Сергея Бахрина «Милая Паола»
«Для каждого художника Паола облачалась в соответствующую одежду - платья, кофточки, бусы, ожерелья, перстни, кольца, серьги. Даже прически были разные. Когда я похвалил изобразительный ряд, она ревниво сказала: «Это я им принесла. Приносила буквально тонны книг».
Так для Джотто она была в черно-фиолетовом, возможно, бархатном платье на фоне фрески «Поцелуй Иуды». А для «Троицы» Рублева она для нас оказалась в ярко-синем (как кобальт у самого Рублева) платье с черно-шелковым воротом и оторочкой полосой вниз по всему платью, как у бабочки траурницы – оторочка белая на черном. На ней было одето множество серебряных браслетов, колец и перстней. Босху соответствовало темно-фиолетовое шерстяное платье с большим и широким отложным воротом, к которому серебряной булавкой был прикреплен шелковый белый платок с лиловыми, малиновыми и розовыми фрагментами. Для Леонардо Паола надела белую кофту с выпуклой белой рельефной вышивкой с короткими рукавами ниже плеч с красно-рыжей блузкой без воротника под ней. И все это - на темном умбристом фрагменте картины. Для Микеланджело подошло шелковое темно-изумрудное платье с кокеткой и плечами, с длинными, широкими рукавами с манжетами. Ожерелье было сложной формы, заканчивающееся большой круглой солнцеобразной медалью. Для Пикассо Паола гладко причесалась, подстриглась и оказалась в стиле тридцатых годов. На ней серебристые жемчужные серьги, две большие жемчужные бусины серег и жемчужная нитка бус нарядно уложенные тремя рядами на шее и груди. Черное гладкое платье с небольшим декольте. Она могла бы стать подругой Пикассо.
Казимиру Малевичу, которого Паола считала главным гением нашего века, она приготовила платье, скорее подходящее Баксту, а не Малевичу. Это было толстое шерстяное платье с фоном цвета темной охры или умбры натуральной с темно-бордовыми фигурами - цветами. На шее ожерелье из длинных серебристых бусин. Дети назвали бы ее платье «серобуромалиновым». Она так любила Малевича, что моя Лена заказала и купила тарелки Малевича в Эрмитаже и подарила их Паоле. Паола была потрясена.
Описываю одежду Паолы не для того, чтобы сказать, что Паола была какой-то модницей и любила переодеваться. Она так выражала почтение к художнику и картине, о которых рассказывала. Паола задумывала даже фон – фрагмент картины, который подчеркивал одежду. То темно-синий, то грязно-зеленый, то умбристый.
Заинтересованные лица могут посетить сайт и более подробно ознакомиться с жизнеописанием Паолы Дмитриевны Волковой:
http://www.paolavolkova.ru/Хочется уточнить, что на сайте и в Википедии указано, что она окончила исторический факультет МГУ, а на самом деле - Государственный библиотечный институт по кафедре искусствоведения (1953). Волкова получила диплом искусствоведа-библиографа. Тема ее дипломной работы - "Илья Остроухов", которую она выполнила под научным руководством профессора Михаила Алпатова.
Оригинал записи и комментарии на
Паола Волкова – российский искусствовед и историк культуры. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Всероссийскую популярность Паола Волкова получила после выхода цикла «Мост над бездной» на телеканале "Культура", где она читала лекции об искусстве общедоступным языком. За свою жизнь женщина написала немалое количество статей, сценариев, рецензий и книг.
Женщина так подробно рассказывала о жизни великих художников и деятелей культуры, но так ни разу и не посвятила зрителей в собственную жизнь. О ее детстве, родителях ничего не известно. Будто биография ее берет начало с поступления в Московский государственный университет. Паола окончила факультет по специальности «историк искусства» в 1953 году.
Читатели и зрители считали, что имя «Паола» женщина сама себе выдумала, но, как оказалось, получила она столь оригинальное имя при рождении. Журналистка , которая дружила с Волковой, рассказала, что сама Паола объяснила это тем, что в роду ее семьи были итальянцы. По традиции из поколения в поколение мальчика называли Павлом, а девочку – Паолой. Правда, существует и иная версия, будто мама Паолы во время беременности читала книгу, в которой ей приглянулось имя Паола.
Искусство
С 1960 года Паола Волкова стала преподавать во ВГИКе, вела курсы всеобщей истории искусств и материальной культуры. Волкова была не намного старше своих студентов, но умела по-настоящему вовлечь в объясняемую ею тему. Паола покоряла всех веселой открытостью и невероятными знаниями. У женщины была феноменальная память, она с легкостью оперировала историческими фактами.
В 1979 году Паола Дмитриевна стала преподавать изобразительное решение фильма на курсах для режиссеров и сценаристов. Она работала с популярными кинорежиссерами и художниками-постановщиками: , Вадимом Абдрашитовым, Павлом Каплевичем. В 1991 году Волкова была награждена орденом «Заслуженный деятель искусства РСФСР».
Паола Волкова была ученицей философов Мераба Мамардашвили и . Позже она вела переговоры со ВГИКом, чтобы организовать для студентов лекции Мамардашвили. Она не раз говорила, что Мераб был исключительным носителем целого мира культуры. Стоит отметить и дружбу Паолы с великим кинорежиссером и поэтом Тонино Гуэррой. Волкова была составителем изданных в России книг Гуэрры и автором вступительных статей к ним.
Паола Волкова – крупнейший эксперт в области творчества , она написала несколько книг и десятки публикаций, посвященных режиссеру. С 1989 года Паола Дмитриевна Волкова занимала пост директора Фонда Андрея Тарковского в Москве. Волкова вместе с Фондом организовала свыше 20 выставок и фестивалей в России и за границей.
На родине Тарковского по ее инициативе был создан дом-музей его имени. Также Фонд установил надгробную плиту на его могиле в Париже. Паолу Волкову постоянно приглашали для чтения лекций, посвященных жизни и творчеству режиссера. Сегодня Фонд не действует.
В 2011 году на канале «Культура» вышла передача Паолы Волковой «Мост над бездной». За 2 года было отснято 12 серий, женщина выступала и автором, и телеведущей программы. Она рассказывала об искусстве доступным языком, раскрывала тайные знаки и послания, скрытые в великих картинах. Цикл пользовался успехом у зрителей, а Паола Волкова получила всероссийскую популярность. Волкову смотрели, слушали, читали.
При жизни была издана лишь одна книга – первая книга из цикла «Мост через бездну». Она сразу же стала бестселлером. Паоле удавалось заинтересовать не только человека, интересующегося искусством, но и крайне далекого от него.
Паола Волкова была исполнена планами и новыми начинаниями. В 2012 году она читала лекцию об искусстве эпохи возрождения в "Сколково". Женщина много путешествовала и накануне смерти была в Риме. Она скончалась через 3 дня после возвращения. Телевизионный цикл «Мост над бездной» так и не был окончен.
Личная жизнь
Паола Дмитриевна Волкова была дважды замужем. О первом ее муже ничего не известно. Вторым ее супругом стал Вадим Владимирович Гогосов – советский и российский ученый, заслуженный деятель науки.
В книге «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой» женщина писала, что знакомство с Вадимом произошло случайно, но по воле судьбе. Она пришла в библиотеку, но впервые поднялась по боковой лестнице. А мужчина по этой запасной лестнице в этот момент спускался. Так и столкнулись. Она считала, что случайностей не бывает.
У них родилось двое детей – дочь Маша и сын Владимир. Пережила Паола супруга на 11 лет.
Смерть
Скончалась Паола Дмитриевна в Москве 15 марта 2013 года. Похоронили ее на Донском кладбище. Но часть праха по просьбе самой Волковой была развеяна в ее любимом городе – Венеции. Она не раз говорила, что чувствует неразрывную связь с Венецией. О прощании рассказала жена кинорежиссера Тонино Гуэрра – Лора.
В Венецию приехали дети Паолы и их семьи, ее друзья. В завещании она хотела, чтобы ее развеяли над морем, поэтому они плыли по каналам, а увидев остров Сант-Андреа в цветущих вишнях, решили, что здесь и найдет покой Паола Волкова.
Библиография
- 2002 – «Арсений и Андрей Тарковские»
- 2002 – «Арсений Тарковский. Жизнь семьи и история рода»
- 2009 – «Мост над бездной. Книга первая»
- 2012 – «Леонид Завальнюк. Другое измерение»
- 2013 – «Мост над бездной. Книга вторая»
- 2013 – «Мост над бездной. Книга третья»
- 2013 – «Цена Nostos– жизнь»
- 2014 – «Мост над бездной. Книга четвертая»
- 2014 – «Мост над бездной. Книга пятая»
- 2014 – «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой. Портреты. Книга 1»
- 2015 – «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой Портреты. Книга 2»
- 2015 – «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой Портреты. Книга 3»
- 2015 – «Мост над бездной. Книга шестая. Часть 1»
- 2015 – «Мост над бездной. Книга шестая. Часть 2»
- 2015 – «Мост над бездной. В пространстве христианской культуры»
- 2015 – «Мост над бездной. Мистики и гуманисты»
- 2016 – «Мост над бездной. Великие мастера»
Паола Дмитриевна Волкова (23 июля 1930, Москва - 15 марта 2013, там же) - советский и российский искусствовед, историк культуры. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991).
Биография
Окончила исторический факультет МГУ (1953) по специальности «историк искусства». Доктор искусствоведения (2000).
В 1960-1987 годах преподавала во ВГИКе всеобщую историю искусств и материальной культуры.
С 1979 года преподавала на Высших курсах сценаристов и режиссёров культурологию и дисциплину «Изобразительное решение фильма». В 1970-1980-х годах организовывала лекции Мераба Мамардашвили, Натана Эйдельмана, Георгия Гачева, Льва Гумилёва и других мыслителей.
С 1989 года - директор Фонда Андрея Тарковского в Москве (ныне не существует). За время своей работы Фонд провёл больше двадцати фестивалей и выставок в России и за рубежом, был инициатором и одним из создателей Дома Андрея Тарковского на родине режиссёра в Юрьевце; установил надгробье на могиле Андрея на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Паола Волкова считается одним из основных мировых специалистов в области творчества Андрея Тарковского. Её неоднократно приглашали для чтения курса лекций, на церемонии открытия ретроспективных показов его фильмов, а также для интервью о его творчестве западной прессе.
Похоронена Паола Волкова в Москве на Донском кладбище (часть праха развеяна над Венецианской лагуной)[неавторитетный источник? 1074 дня].
Скандал в Турку
Летом 2009 года на выставке Русского авангардного искусства в городе Турку разразился скандал с возможными подделками картин. Его инициатор, финский художественный критик Отто Кантокорпи, назвал текст, написанный Паолой Дмитриевной для каталога выставки, «топорным и дилетантским».
Библиография
- Андрей Тарковский. Архивы, документы, воспоминания / сост. П. Д. Волкова. - М.: Подкова, Эксмо-Пресс, 2002. - 464 с. - 7100 экз. - ISBN 5-04-010282-8.
- Волкова П. Д. Арсений Тарковский. Жизнь семьи и история рода. - М.: Подкова, Эксмо-Пресс, 2002. - 224 с. - 5100 экз. - ISBN 5-04-010283-6.
- Волкова П. Д. Арсений и Андрей Тарковские. - М.: Зебра Е, 2004. - 384 с. - 5000 экз. - ISBN 5-94663-117-9.
- Волкова П. Д., Герасимов А. Н., Суменова В. И. Профессия - кинематографист. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 808 с. - 5000 экз. - ISBN 5-94799-432-1.
- Волкова П., Гуэрра Л., Гуэрра Т. Тонино. - М.: Зебра Е, 2005. - 463 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-94663-252-3.
- Волкова П. Д. Андрей Тарковский. Ностальгия. - М.: Зебра Е, 2008. - 528 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-17-051170-9.
- Волкова П. Д. Мост через Бездну. - М.: Зебра Е, 2009. - 368 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-94663-967-5.
- Волкова П. Д. Николай Акимов. Театр - искусство непрочное. - М.: Зебра Е, 2010. - 493 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-94663-732-9.
- Гуэрра Т. Парадиз / сост. П. Д. Волкова. - М.: Амаркорд, 2010. - 192 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-4287-0001-5.
- Волкова П. Д. Тонино Гуэрра. Гражданин Мира. - М.: Зебра Е, 2010. - (Весь ХХ век). - 3000 экз. - ISBN 978-5-905629-83-9.
- Леонид Завальнюк. Другое измерение / сост. П. Д. Волкова. - М.: Зебра Е, 2012. - 532 с. - ISBN 978-5-905629-84-6.
- Волкова П. Д. Цена Nostos - жизнь. - М.: Зебра Е, 2013. - 568 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-905629-48-8.
- Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга вторая. - М.: Зебра Е, 2013. - 223 с. - 15 000 экз. - ISBN 978-5-906339-34-8.
- Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга третья. - М.: Зебра Е, 2014. - 240 с. - 20 000 экз. - ISBN 978-5-906339-66-9.
- Волкова П. Д. Мост через бездну. Книга четвертая. - М.: Зебра Е, 2014. - 250 с. - 20 000 экз. - ISBN 978-5-90633-987-4.
- Волкова П. Д. Портреты. Часть Первая. - М.: Зебра Е, 2014. - 272 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-90633-993-5.