В какой стране зародился коммунизм. Что такое
Лозунги социализма и коммунизма известны уже давно. Но если раньше старшеклассники бывшего СССР на уроках обществоведения знакомились с основными идеологическими направлениями и принципами этих двух построений социума, то на сегодняшний день разобраться в их отличиях может далеко не каждый. В первую очередь здесь понадобится изучить экономические труды мыслителей прошлого, а также ознакомиться с историей нашего государства.
Отличия общественных фракций
Изначально понятия "социализм" и "коммунизм" были основаны на определении социума. И здесь на первый взгляд они схожи между собой. Ведь образование социализма идет от социума, а коммунизма - от коммуны. Но и в том и в другом случае это группа людей, которые объединены между собой некими интересами. Однако если рассматривать данный вопрос глубже, то те отношения, которые возникают внутри общественной группы, особой роли для данных понятий не имеют.
Существование социализма и коммунизма зависит от экономических отношений, которые складываются в стране. Так что же это за фракции и в чем кроются их основные отличия? Для того чтобы выяснить это, стоит рассмотреть указанные понятия подробнее.
Что такое социализм?
Данный термин обозначает учения, основной целью и идеалом которых является осуществление определенных принципов. Это равенство, свобода и социальная справедливость.
Также под социализмом понимают такой общественный строй, который воплощает в себе указанные выше принципы. Его основной целью является свержение капитализма и построение в ближайшем будущем самой совершенной формации, стоящей на пике развития человечества, - коммунизма. Для решения подобной задачи социалистическим строем мобилизуются все ресурсы, находящиеся в его распоряжении. При этом реализуется главный принцип общества, который звучит так: «От каждого по способностям, каждому по его труду!»
В период социализма все люди являются равными. При этом общественном строе национализированы средства производства, но в то же время присутствует и небольшая доля частной собственности. Все люди, живущие при социализме, работают для развития промышленного потенциала государства. С этой же целью постоянно разрабатываются и внедряются новые технологии. Все имеющиеся у страны блага при социализме распределяются справедливо. Каждому человеку дано право на определенную часть, эквивалентную его вкладу в общественно полезный труд. Мерой благ являются деньги, которые считаются пережитком предшествующего капиталистического строя. Своих граждан подобное государство воспитывает и готовит к жизни в грядущем коммунизме.
История знает и наиболее распространенную форму практической реализации данной теории. Ею является государственный социализм, который построен на полном контроле высших звеньев структуры власти над экономикой. При этом подразумевается ведение планового хозяйства и наличие командно-административной системы.
Порой под термином «социализм» понимают и совершенно иное построение общества. В нем имеется наличие капиталистической экономики, сочетающейся с социальным государством. Примером тому может служить шведская модель социализма.
Что такое коммунизм?
При изучении трудов классиков марксизма становится понятно, что это некий гипотетический экономический и общественный строй, в основе которого лежит полное равенство, а также национализированная собственность на средства производства. Подобная формация, которая обозначается термином «коммунизм», предполагает наличие высокоразвитых производительных ресурсов, отсутствие социальных классов, упразднение государства как такового, изменение функций денег и постепенное их отмирание. Основным принципом коммунистического общества, по мнению основателей марксизма, должен стать лозунг «От каждого по способностям, каждому - по его потребностям!».
Исходя из того, что коммунизм является высшей стадией в развитии общественных отношений, он должен преодолеть основную экономическую проблему человечества, касающуюся отчуждения производственных средств. При этом стоит отметить, что человек рассматривается освобожденным от всякой кабалы. Ведь становление экономики будет происходить быстрее, чем растут потребности личности. Развитие средств, предназначенных для производства, а также личности человека происходит творчески и свободно. Оно перестает подчиняться классовой выгоде.
Разумеется, представить себе, что люди в один момент и добровольно поделятся с остальными всем своим нажитым, просто невозможно. Тем не менее добровольность подобного отказа от своего накопленного является одной из особенностей коммунизма и тем, чем он отличается от социализма. Согласно теории построения подобного общества, люди должны осознать, что им лучше проявлять заботу о своих ближних. Жить только для себя - это эгоистично. Общество станет коммунистическим постепенно. Причем произойдет это эволюционным путем, без смуты и потрясений.
Подобные идеи своего воплощения так и не нашли. Порой их считают утопическими. Ведь сложно, исходя из современных позиций, представить себе человека, который бы был способен воплотить принципы коммунизма на практике. Может быть, исходя из этого, теоретики, разрабатывающие данное направление, считали, что для построения подобного высшего общества необходима мировая революция.
Чем отличается коммунизм от социализма? Исходя из трудов классиков марксизма, последнее понятие является явлением временным и вынужденным. Экономика социализма подразумевает обобществление собственности, а также наличие диктатуры пролетариата. Они являются средствами и инструментами, необходимыми для достижения такого состояния в развитии производства, когда оно станет удовлетворять все потребности человека и давать даже еще немного больше.
Социализация средств и диктатура пролетариата являются временной мерой. Они способствуют чрезвычайному управлению обществом для достижения главной цели - построения коммунизма.
Исторические факты
На сегодняшний день многие ученые, а также эксперты в сфере экономики, рассматривая идеологию социализма и коммунизма, утверждают, что и то и другое явление в жизни общества является не более чем утопизмом. И подтверждением этому является самый первый труд, написанный еще Томасом Мором. Обе концепции построения общества были изложены им в произведении «Утопия», где он рассказал своим читателям о несуществующей стране. Именно с тех пор построение коммунизма и социализма принято считать тем, что находится лишь в воображении, но никак не на самом деле. Тем не менее подобные идеи все же получили широкое развитие в трудах теоретиков марксизма-ленинизма.
И здесь стоит отметить, что порой, когда рассматривается вопрос, чем отличается коммунизм от социализма, возникает еще один термин. Это марксизм. Что же он обозначает? Марксизм является не чем иным, как теорией коммунизма. Он и рассматривает два, как считали теоретики, последних устройства человеческого общества.
Написал о социализме и коммунизме Карл Маркс. Самым фундаментальным его трудом является «Капитал». Участие в разработке данной теории приняли Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Последний, как известно, впоследствии развил основную концепцию выдвинутой Марксом идеи и применил ее к отдельно взятому государству.
Учение, о котором идет речь, предполагает построение коммунизма на всей планете. На этой теории зиждется и вся практика социализма. В своих трудах Карл Маркс описал основные черты коммунизма. Это национализация предприятий, а также упразднение товарно-денежных отношений.
Утопические мечты
Для того чтобы понять, чем отличается коммунизм от социализма, необходимо как можно глубже разобраться в этих терминах. В основе и того и другого общественного устройства лежат определенные принципы, о которых говорилось выше. Их может принять любая страна, выбирающая для себя самый приемлемый путь развития. Ведь люди стремятся к совершенствованию общественного устройства и нередко берут за пример крепкую семью. Известно, что в ней существуют идеальные отношения, когда каждый получает желаемое, отдавая безвозмездно остальным то, что для них нужно и ценно.
Подобные мечты присутствовали у людей во все времена, найдя свое отражение в принципах коммунизма, которые могли бы быть приняты при устройстве государства. При этом строе имеющиеся в обществе материальные блага могут принадлежать всем, и каждый гражданин способен воспользоваться ими по своему усмотрению, внося посильную лепту в развитие страны.
На практике же дело обстоит иначе. На сегодняшний день в истории существует лишь одна страна, в которой нашли свое применение принципы социализма. Однако черты и этого общественного строя были далеки от мечты.
История социализма и коммунизма в России
СССР стал одним из тех государств, в которых общественный строй был некапиталистическим. Его создание было обусловлено стремлением построить коммунизм. Об этом говорил еще Ленин. Он утверждал, что различия социализма и коммунизма состоят в том, что последнее из этих двух общественных устройств является высшей стадией социальных отношений. Построить самое справедливое общество в СССР к 1980 г. обещал и Никита Сергеевич Хрущев.
Однако, как известно, этого не произошло. И когда стало понятно, что построение коммунизма на основе существующего общества невозможно, идеологами был придуман новый термин - «развитой социализм». Что это такое? Развитой социализм был представлен как некая переходная стадия. Она и должна была привести людей к коммунизму. Как известно из истории, это понятие также не прижилось.
Роль СССР в мировом развитии
На сегодняшний день Россия вновь вернулась к капитализму. Социализм в СССР просуществовал сравнительно недолго. Тем не менее страна оказала огромное влияние на мировое развитие, недооценить которое просто невозможно. Например, в годы холодной войны руководство СССР учитывало принципы Маркса, утверждавшего в свое время, что капиталистическое общество непременно перейдет на стадию экономического империализма. И в этом классик оказался прав. Тем не менее в СССР, где также существовали имперские амбиции, социалистическое общество пошло по совершенно иному пути развития. Это ярко подтверждают периоды правления Хрущева, а также Брежнева, когда основной упор стал делаться на посев кукурузы, развивалось сельское хозяйство Нечерноземья и повышалось количество выпускаемой продукции с одновременным снижением ее качества, имел место постоянный дефицит многих товаров и т. д. В результате социализм в СССР был построен, а к коммунизму страна так и не пришла.
Однако в истории СССР был особый период. Это годы так называемого военного коммунизма (1918-1921 гг.). В указанное время государство проводило довольно жесткую политику диктата по изъятию у деревенских жителей сельхозпродукции, которая шла на нужды питания армии и городских рабочих. Конечно, политика военного коммунизма являлась крайней мерой, но без нее невозможно было бы победить контрреволюцию и кулаков.
Отношение к труду
Ознакомившись с понятиями и кратко рассмотрев историю нашей страны, можно дать более детальный ответ на вопрос, чем отличается коммунизм от социализма. И начнем с отношения к труду. Здесь сразу же вспоминаются следующие знаменитые фразы: «Кто не работает, тот не ест», «От каждого по способностям, каждому по труду», а также «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Что же такое труд? Это товар, который человек продает работодателям, чтобы получить средства для жизни. То есть первая фраза говорит о том, что труд должен быть реализован полностью. Ведь не будешь работать - не поешь.
Вторая фраза понимается уже несколько иначе. Если от каждого общество принимает по способностям, а каждому выдает по его труду, то, следовательно, человек продает лишь то количество своих знаний и умений, которые он может реализовать без всякого ущерба для себя. Это и дает ему средства, необходимые для существования. Считается, что при социалистическом строе этого будет вполне достаточно каждому члену общества для нормальной жизни. Если человеку все же чего-либо не будет хватать, то здесь на помощь придет государство. Оно обеспечит нормальное существование гражданина, что является его неотъемлемым правом.
Рассматривая различия социализма и коммунизма, становится понятным, что на высшей стадии общественного развития человек будет работать столько, сколько он сочтет возможным для себя и необходимым для страны. Получать же он будет в соответствии со своими потребностями.
Первый из рассмотренных вариантов имеет место при капитализме. Этот строй вынуждает человека продавать весь свой труд. При социализме реализуется только часть навыков и умений. Коммунистический строй приводит к тому, что человек и вовсе ничего не продает. Его труд становится творческим и доставляет лишь удовольствие.
Развитие материальной базы
Если проводить сравнение коммунизма и социализма, то нельзя не обратить внимания и на эту сторону, которая отличает две общественные формации. То, насколько развита материальная база, непременно должно указывать на этап в развитии человечества. Так, при социализме люди принимают участие в выпуске тех или иных благ только частично. Определенный объем работы за них делают автоматы. При коммунизме такого участия от человека не требуется.
Именно по уровню развития материальной базы можно судить о постепенном высвобождении человека от подневольного труда, когда все большее количество времени он начинает уделять творчеству. Это и дает возможность каждому члену общества уже от рождения получать необходимые средства к существованию в виде права на жилье, на получение образования и медицинское обслуживание, а постепенно - и на другие блага.
Если рассматривать по этому критерию Советский Союз, то стоит сказать о том, что несмотря на заверения руководства страны об уже имеющем место развитом социалистическом обществе, оно еще только начинало строиться. При этом имелись все предпосылки, способствующие развитию данного процесса с переходом его в необратимую стадию.
Отличие принципов
Сравнивая идеи социализма и коммунизма, стоит отметить, что основу и того и другого учения составляет полное равенство людей. Этим самым выдвигается идея о том, что в этих обществах не должно быть ни богатых, ни бедных людей. Этот вопрос касается лишь экономической стороны. Ведь существует еще и качественное развитие личности, когда один человек сравнивается с другим по его духовному развитию и творческим возможностям. Но об этом в принципах социализма и коммунизма речи даже и не идет. Таким образом, рассматривая вопрос об отличии этих двух общественных формаций, говорят лишь об экономической стороне. При этом моральные отношения между людьми не рассматриваются.
Исходя из принципа социалистического общества, средства, предназначенные для выпуска материальных благ, принадлежат только тем, кто занимается производством товаров или услуг. И не более того. Концепция вовсе не рассматривает вопрос распределения денег. Ведь отказаться от них социализм просто не может.
Что касается принципов коммунизма, то они обладают некоторыми отличиями. В них присутствует идея всемирного братства и равенства. Если рассматривать обоснование данной идеи с чисто экономической стороны, то можно понять, что средства производства, имеющиеся в обществе, а также материальные блага должны распределяться между людьми одинаково или исходя из их потребностей. При этом надобность в деньгах отпадет сама собой. Ведь они служат средством экономических отношений, которых на высшей стадии развития общества не будет.
Рассмотрев основные отличия двух описанных фракций, все же неясным остается ответ на вопрос, можно ли прийти к коммунизму. На данную тему до сих пор продолжают вести свои споры ученые, ведь аргументов «за» и «против» достаточно много. От чего же зависит успех создания столь справедливого общества? Кто заставит капиталистов отказаться от имущества, чтобы затем все люди смогли пользоваться им? Способен ли человек перемениться и подобреть настолько, чтобы наступило желанное благоденствие? Все это и является утопией. Построение коммунизма напрямую зависит от мудрости и крепости людей. Причем это касается как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. Но понятно, что те, кто богаче других, подобных перемен не пожелают. Однако их меньшинство, и решить вопрос о построении общества им одним не под силу. Люди, пережившие и отвергнувшие социализм, продолжают мечтать о коммунизме, осознавая большую разницу между этими двумя устройствами. Исполнится ли их желание? Время покажет.
доктрина, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, основанного на уничтожении частной собственности и насаждении государственной собственности, ликвидации старой государственной машины, создании новых принципов управления, распределения.
Отличное определение
Неполное определение ↓
КОММУНИЗМ
от лат. commи-nis - общий) - 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации.
Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.
Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись как в мифах о «золотом веке» человечества, об утраченном и взыскуемом рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе - как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII - нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856).
Позднее научно обосновать принципы устройства коммунистического общества попытались основатели марксизма. По мнению К. Маркса коммунизм - это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, - писал К. Маркс, - после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».
В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).
Система взглядов на общество, получившая название «научный коммунизм», основана на представлении об универсальном характере метода диалектического и исторического материализма, подходящего для объяснения всех феноменов социальной жизни. «Научный коммунизм», одна из «трех составных частей марксизма» (наряду с материалистической философией и политэкономией), с точки зрения его последователей теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.
После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации - социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов.
К. Маркс, Ф. Энгельс и позднее В. Ленин (1870–1924), развивший идеи предшественников о двух фазах коммунистической формации, были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества - по потребностям, а классы исчезнут. Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само.
Еще при жизни создателей «научного коммунизма» их идеи подвергались серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уж об их откровенных противниках. Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие общественной жизни к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность «надстроечных» отношений - не только политическую и социальноклассовую сферы, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.
Критикуя Ф. Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить как с «религиозным дурманом». Эту линию последовательно продолжили русские большевики, когда пришли к власти в 1917 г.
Среди марксистов было немало тех, кто, в отличие от основателя учения, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских государств, Америке, России, заметное улучшение материального положения рабочих, возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными методами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну - все это повсеместно сделало неактуальным лозунг пролетарской революции уже к концу XIX в.
Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине. XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного «врастания» буржуазного государства в социализм и коммунизм.
Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового коммунистического движения, для пролетариата доказывал Э. Бернштейн (1850–1932), позднее - К. Каутский (1854–1938).
В России ярым противником немедленного революционного захвата власти выступал Г. Плеханов (1856–1918). По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат, и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические предпосылки для социализма.
Его оппонентом был В. Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха - наличие сильной организации революционеров, партии «нового типа». От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе «демократического централизма» (на практике - абсолютного подчинения рядовых членов решениям руководства).
С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и форсированное строительство коммунистического общества.
Октябрьская революция 1917 г. в России впервые в мировой истории привела к власти политическую силу, которая на практике стала претворять в жизнь теоретические установки марксизма и строить коммунистическое общество.
Сам Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Но этот коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции.
Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории научного коммунизма.
На протяжении многих десятилетий она оставалась официальной идеологией в этих государствах. Реально же правящие коммунистические партии по примеру большевиков «творчески развили» коммунистическую идеологию применительно к местным условиям, приспособив марксистские лозунги и схемы к потребностям правящих элит. Уже ленинизм радикально отличался от классического марксизма: большевики огромное значение придавали роли субъективного фактора в истории, фактически утверждая примат идеологии над экономикой. И. Сталин отказался от базового для научного коммунизма положения о необходимости победы революции во всемирном масштабе (на чем настаивал Л. Троцкий) и взял курс на фактическое построение государственного капитализма.
Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ - одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.
Со сходных позиций к коммунистическому строительству подходили и в Китае. Кроме того Мао Цзэдун (1893–1976) привнес в теорию коммунистического движения еще более волюнтаристский оттенок. Он придавал огромное значение проведению масштабных пропагандистских кампаний («народные коммуны», «большой скачок», «культурная революция») для мобилизации народа на решение экономических задач. То, что в стране на тот момент не было реальных возможностей для экономического рывка, в расчет не принималось.
В еще большей степени отход от марксизма проявился в КНДР, где теоретическим обоснованием особого пути страны к коммунизму были объявлены идеи корейского диктатора Ким Ир Сена (1912–94) - «чучхе», в основе которых лежит принцип «опоры на собственные силы».
Идеологический волюнтаризм, игнорирование экономических законов в той или иной мере проявлялись во всех странах социалистического лагеря. Характерно, что в большинстве из них (за исключением Чехословакии и Венгрии) капитализм был развит слабо или вовсе отсутствовал. Тогда была сформулирована теория о переходе отсталых стран к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию (например, в отношении Монголии). Единственным условием для возможности такого рывка объявлялась всемерная поддержка со стороны социалистического лагеря и мирового коммунистического движения.
Доктрина «некапиталистического пути развития», поддержка в отсталых государствах «социалистической ориентации» правящих режимов, использующих коммунистическую фразеологию, полностью противоречили марксизму. Не удивительно, что с октября 1917 г. и до начала 1990-х гг., когда рухнул социалистический лагерь, западная социалистическая мысль, включая марксистскую, категорически выступала против теории и практики коммунистического строительства в СССР и в других государствах народной демократии. Советских коммунистов критиковали за то, что вместо постепенного проведения экономических и политических реформ, которые должны привести к демократизации, в СССР был создан тоталитарный строй с подавлением инакомыслия.
В современной России действует несколько коммунистических партий и движений (прежде всего КПРФ). Однако серьезного влияния на политический процесс они уже не оказывают.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Основные идеи коммунизма сложились к середине XIX века. Учение, разработанное Карлом Марксом и было призвано стать альтернативой традиционным либерализму и консерватизму. Это стало возможным в связи с быстрым ростом количества наемных рабочих, что определило новую структуру общества: классу промышленного пролетариата стали противостоять капиталисты.
Предыстория
Особенностью ментальности первых пролетариев было отсутствие политической культуры и серьезного образования, поэтому пропаганда достаточно радикальных коммунистических идей не являлась сложной задачей. В авангарде тайных обществ, разрабатывающих новые идеи, оказались немецкие эмигранты. В 1834 году в Париже появился "Союз изгнанников" - организация, призывавшая к насильственному изменению политической структуры. "Союз изгнанников" и возникший после его разгрома властями "Союз справедливых" предлагал воспользоваться для достижения своих целей услугами маргинальных слоев общества - бандитов, воров и бродяг. В 1839 году члены "Союза справедливости" попытались устроить вооруженное восстание, но попытка не увенчалась успехом. Некоторые члены общества сумели избежать ареста и перебрались в Лондон, где в 1847 году был создан "Союз коммунистов", во главе которого встали Маркс и Энгельс.
"Манифест коммунистической партии"
Первые программные документы новой организации достаточно ярко демонстрировали направленность мыслей коммунистов. В уставе союза прозвучала и основная идея коммунизма 19 века: пролетарская революция, которая покончит с промышленниками-эксплуататорами, неизбежна. В появившемся вскоре "Манифесте коммунистической партии" подчеркивалось, что свержение прежнего строя будет насильственным, а по приходу коммунистов к власти установится диктатура пролетариата.
Таким образом, суть идеи коммунизма состояла не в сглаживании противоречий между буржуазией и пролетариатом, а в их эскалации. Причина проста: без роста социальной напряженности идея коммунистической революции была бы невостребованной.
Основные принципы и идеи коммунизма
Внешне построения Маркса и Энгельса рисовали утопическую картину будущего, в которой навсегда покончено с несправедливостью, и каждый человек будет причастен к управлению государством и перераспределению доходов на справедливом уравнительном начале. Достигнуть этого предполагалось следующим образом:
- все формы и виды собственности будут находиться в общем пользовании;
- уничтожение частной собственности и любых форм зависимости;
- создание системы общественных отношений на основании классового подхода;
- воспитание человека нового типа, моральные установки на бескорыстный труд которого заменят прежнюю материальную заинтересованность;
- превалирование общественных интересов над личными;
- реализация принципа равенства результатов в противовес либеральному равенству возможностей;
- сращивание государства и коммунистической партии.
Принципы организации труда
В первую очередь Маркс был экономистом, поэтому не мог не задумываться о создании нового обменного эквивалента взамен денег, которые тоже должны были быть изъяты из жизни общества. К числу основных идей коммунизма относится также создание трудовых отрядов, членству в которых обязывался каждый человек без исключения. Чтобы избежать накопления собственности в одних руках, предполагалось отменить право передачи имущества по наследству. Удовлетворение основных потребностей общества передавалось бы партии-государству, которое на основе централизованного планирования устанавливало бы нормы потребления ("от каждого по возможностям, каждому по потребностям").
Важную роль в жизни государства нового типа должны были играть логистика и банковская деятельность. Эта проблема также решалась в русле политико-правовых идей раннего коммунизма: все средства транспорта и связи должны были перейти под контроль партии-государства, как и все банки. Рентные отчисления за пользование землей изымались из рук их прежних владельцев и направлялись в государственный бюджет. Все эти меры, по мысли Маркса и Энгельса, должны были составить содержание переходного к социализму периода.
Социальный аспект
Одной из главных идей коммунизма является создание человека нового типа. Государство-партия должно было взять на себя контроль за образованием. Предполагалось обучать подрастающее поколение на безвозмездной основе. Серьезное внимание уделялось идеологической подготовке молодежи. Все юноши и девушки должны были воспринять основные идеи коммунизма и научного социализма, тщательно следовать им в повседневной жизни. Религия - как противостоящая коммунизму система взглядов - должна была быть изгнана из духовной сферы жизни общества.
Устранение неравенства предполагало также постепенное стирание различий между городом и деревней. Однако осуществить это планировалось своеобразным способом: сельское хозяйство, управляемое из центра, должно было обеспечивать потребности промышленных предприятий.
Деструктивные элементы теории
Коммунизм рождался в жестком противостоянии с другими теориями общественного развития, в особенности с либерализмом. Если либералы предполагали, что каждый индивид свободен, а его поведение - разумно, то коммунизм основывался на необходимости инъекции революционных идей в общество. Пролетариат и крестьянство представлялись идеологам коммунизма недостаточно сознательными.
Из этого следовал вывод, что просветительскую работу коммунистов способны саботировать его противники. На практике это обернулось поиском врага. В эту категорию безоговорочно попадали все носители иной идеологии, в особенности иностранцы. Коммунистическая теория воспитания молодежи на практике сводится к зазубриванию основных постулатов учения без критического их рассмотрения. Отсюда и неприятие религии с самых первых дней существования учения: по сути своей коммунизм навязывал людям новую веру, а для закрепления такого положения полностью растворял личность в обществе.
Первая попытка воплощения в жизнь основных идей коммунизма была предпринята в России. Хотя сам Маркс скептически относился к возможности коммунистической революции в России, история распорядилась иначе. В настоящее время для обозначения идеологии, установившейся в СССР, используется термин "марксизм-ленинизм", но в основании политической практики молодой Советской Республики лежали идеи в большей степени Маркса, чем Ленина.
Первая мировая и Гражданская войны имели своим следствием полный регресс производительных сил. Деклассированное и деморализованное общество оказалось неспособным к продуктивной деятельности. Между тем новому государству требовались средства для защиты суверенитета в условиях возможной экспансии со стороны Германии и Антанты, а также на борьбу с белым движением. На первых порах советская власть пыталась придерживаться ортодоксального марксизма: опубликовала дипломатические документы Российской империи с целью дискредитации империализма, отказалась от уплаты долгов, сославшись на отмену товаро-денежных отношений, и т. д. Но уже в апреле 1918 года несостоятельность такого курса стала очевидной.
Военный коммунизм
Для многих историков существует достаточно сложная проблема: являлся ли военный коммунизм идеей или необходимостью? С одной стороны, это была попытка предотвратить полный крах экономики, с другой же, военный коммунизм выступил учением, продолжающим теорию Маркса и Энгельса. Существует и третья позиция: нет никакой причины связывать режим, установившийся в России после революции, и ортодоксальный коммунизм. По мнению этих исследователей, речь идет лишь о естественной необходимости социума периода массовой разрухи организоваться в коммуну.
Исследователи третьей группы, как правило, не учитывают идеологическую составляющую. Согласно теории ортодоксального коммунизма, революция должна распространиться из одной страны по всему миру, поскольку пролетариат везде представляет собой угнетаемый и бесправный класс. Поэтому одной из целей политики военного коммунизма было создать такой режим, который позволил бы продержаться советскому государству во враждебной обстановке до начала мировой революции.
Научный коммунизм
Теория оказалась ошибочной. После осознания этого факта советское руководство перешло к строительству социализма в отдельно взятой стране. Особое внимание вновь уделялось идеологии. Учение Маркса и Энгельса, а впоследствии и Ленина стало восприниматься научной дисциплиной, без изучения которой советский человек не мог бы существовать. Авторы идеи научного коммунизма разработали собственную методологию анализа, которая, по их мнению, работала в любой отрасли науки - как в истории, так и в биологии или языкознании. Основой научного коммунизма стали диалектика и исторический материализм.
Поскольку СССР долгое время являлся единственной страной, в которой произошла коммунистическая революция, именно советский опыт был поставлен во главу угла. Существенную часть теории научного коммунизма составило учение Ленина о технологии проведения пролетарской революции.
Коммунизм и социализм
Как уже указывалось, коммунизм с самых первых дней своего существования резко противостоял остальным учениям о развитии общества. Утопический социализм не стал исключением. Теоретики коммунизма указывали, что только на базе их учения оказалось возможным соединить рабочее движение и основные постулаты социализма. Особенно негативное отношение коммунистических идеологов вызывало отсутствие в идейной платформе социализма положения о неизбежности социалистической революции. Фактически авторы теории коммунизма с самого начала проводили идею, что именно их учение является единственно верным.
Значение идей коммунизма
Несмотря на все перекосы и ошибки в применении учения Маркса и Энгельса на практике, основные идеи коммунизма оказали достаточно значительное положительное влияние на развитие общественной мысли. Именно оттуда идет мысль о необходимости социально ориентированного государства, способного защитить угнетаемые слои общества от произвола власть имущих, дать гарантии сносного существования и предоставить возможность для самореализации. Многие идеи ортодоксального коммунизма были восприняты социал-демократами и реализовались в политической практике многих государств, указав возможности для сбалансированного развития общественно-экономической сферы жизни.
Коммунизм, по определению данному, одним из величайших людей в истории человечества, Владимиром Ильичём Лениным “есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу”. Очень краткое и ёмкое определение, передающее основную суть понятия “коммунизм”. Да, именно работа на общее благо, а не удовлетворение своих корыстных, эгоистических интересов, как при капитализме.
Одним из главных аспектов коммунистической идеи является коллективизм. Интересы коллектива должны превалировать над личными эгоистическими интересами в коммунистическом обществе. Ну а сторонники либеральных ценностей во главу угла ставят личность и удовлетворение её потребностей, коммунизм же общество и работу на общественное благо. То есть, по сути, либерализм утверждает, что удовлетворение потребностей отдельной клеточки несёт благо всему организму – через частное к общему, а коммунизм же, что при удовлетворении потребностей всего организма, удовлетворяются потребности и каждой его отдельной клеточки – от общего к частному. Последнее, по моему мнению, выглядит логичнее, так как в первом случае ресурсы организма неизбежно будут распределяться неравномерно, то есть в каких-то клетках будет переизбыток их, а в каких-то нехватка ресурсов и острая нужда, и как следствие гипертрофия и дистрофия отдельных клеток. Кроме того также неизбежно возникновение раковых клеток, которые будут стремиться только потреблять ничего не давая взамен.
Представьте себе такой вот организм, в котором его клетки борются за ресурсы между собой. Конечно же, болезни, деградация и смерть. Распределение должно быть равномерным клеточки единого организма не могут конкурировать между собой.
Это допустимо в животном мире (естественный отбор), но губительно в человеческом обществе. Это в зверином мире каждый сам за себя и если не съешь ты, съедят тебя, но мы же не звери.
В пику либералистической конкуренции за блага в “зверином” мире рынка коммунистическое учение постулирует принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”. Конечно применение этого принципа в жизни, в достаточном мере, возможно лишь при определённом уровне духовного и морально-нравственного развития общества, когда “труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью”. В этом коммунистическое учение во многом перекликается с Учением Христа, призывавшего человека отдавать всего себя на служение Богу и людям. И вообще, коммунизм и христианское учение имеют очень много общих черт. Об этом говорил даже сам патриарх РПЦ Кирилл в одной из телевизионных передач. Он указал на обилие общих черт между христианской этикой и коммунистической моралью, разошедшихся лишь в атеистической компоненте имевшей место в коммунистическом учении советского времени.
Именно атеизм, по моему мнению, и является основной причиной недолговечности советского проекта и неудачи построения в нём коммунистического общество. Ибо во главу угла построения коммунизма ставился тогда, прежде всего, материальный аспект, классовая борьба и построение высокоразвитого индустриального общества, в то время на первом месте должно было стоять духовное и морально-нравственное совершенствование людей и общества в целом, но в атмосфере грубого материализма, отрицания существования Бога (Высших Сил) и высших миров выходящих за рамки грубой материи, построение коммунистического общества, мне представляется, вряд ли осуществимым.
Коммунизм ставит своей целью, построение бесклассового общества, ибо разделение на классы есть первопричина неравенства людей. А равенство это один из основных принципов коммунистического общества. Предвкушая негодующие вопли либералов или людей введённых ими в заблуждение, хочу сказать, что равенство не означает уравниловку и серую однородную массу. Каждый человек это неповторимая индивидуальность, обладающая присущими ей своеобразными чертами, способностями и потребностями. И развитое коммунистическое общество будет заинтересовано в том, что бы каждая такая индивидуальность смогла максимально полно раскрыть и проявить свои лучшие качества и в полной мере послужить на благо общества. И для этого оно постарается создать наиболее благоприятные для каждого отдельного своего члена условия. Единство коммунистического общества будет заключаться в многообразии индивидуальных черт людей его составляющих, а не в наборе однообразных болванчиков.
Говоря о коммунизме нельзя не упомянуть и об отношении к частной собственности (не путать с индивидуальной) в свете коммунистического учения. В то время как при капитализме частная собственность это священная корова, посягательства на которую считается наижутчайшим святотатством, согласно коммунизму это корень всех зол, таких как неравенство людей, эксплуатация человека человеком, спекуляция, преступность. Именно из-за стремления обладать чем либо (деньгами, вещами, собственностью) в человеке развиваются худшие его качества - алчность, корысть, зависть, жадность, а также свершается подавляющее большинство преступлений. Особенно это заметно сейчас, когда ужасающе участились случаи, когда даже самые близкие родственники безжалостно убивают друг друга или нанимают убийц ради денег, квартир, и другой собственности. Это типичные болезни неизбежно уродливого либерально-капиталистического общества потребления. Его разложение и смерть неизбежны, так же как неизбежно человечество придёт к построению коммунистического общества. Коммунизм неизбежен!
идеал общества, в основе которого лежит всеобщее благополучие, равенство людей. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет стадию социализма, постепенно переходящую в коммунизм - бессклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, человеческого сознания и культуры.
Отличное определение
Неполное определение ↓
КОММУНИЗМ
от лат. communis - общий, всеобщий) - сменяющая капитализм высшая обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства производства, на товарищеском сотрудничестве свободных от эксплуатации, классового и нац. угнетения трудящихся. Первой ступенью (фазой) в развитии коммунистич. формации является социализм. Второй, высшей ступенью развития - коммунистич. общество. "Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой Жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа" (Программа КПСС, 1961, с. 62). Как мечта об уничтожении частной собственности, классовых различий и установлении полного социального равенства К. зародился в условиях раннего капитализма. Идеи общности имущества, обязательного труда для всех и равного удовлетворения потребностей получили распространение в Таборе во время гуситского революц. движения в Чехии в 15 в. (М. Гуска), во время Крестьянской войны в Германии в 16 в. (Т. Мюнцер), у диггеров во время англ. бурж. революции 17 в. (Дж. Уинстэнли), среди участников франц. бурж. революции конца 18 в. ("заговор равных", или заговор Г. Бабефа). Социальные чаяния трудящихся масс находили свое отражение и в фантастич. описаниях идеального коммунистич. строя: в соч. Т. Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516), в книге Т. Кампанеллы "Город Солнца, или Идеальная республика" (1623), в "Истории севарамбов" Дени Вераса (1677-79). В 18 в. во Франции появляются коммунистич. теории Ж. Мелье, Морелли и Г. Мабли. В нач. 19 в., выражая протест против капиталистич. системы угнетения и эксплуатации трудящихся, с утопич. проектами устранения классовых различий выступили социалисты-утописты, непосредственные предшественники науч. социализма А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. К созданию социализма путем революции призывали Э. Кабе, О. Бланки, Т. Дезами. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Науч. К., как теоретич. выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистич. общества, возник в 40-х гг. 19 в., когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских рабочих в 1831 и 1834, подъем движения англ. чартистов в сер. 30-50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844). Основоположниками науч. К. явились К. Маркс и Ф. Энгельс. К. из утопии стал наукой благодаря двум великим открытиям Маркса: материалистич. пониманию истории и теории прибавочной стоимости, вскрывшей тайну капиталистич. эксплуатации. Маркс и Энгельс раскрыли всемирно-историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Они покончили со взглядом на К. как на некий сочиненный гениальными людьми "разумно-нравственный идеал", с к-рым должна сообразоваться капиталистич. действительность, показав, что К. представляет "... действительное движение, которое уничтожает теперешнее (капиталистическое. - Ред.) состояние" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 34) и является закономерным результатом развития общественных производит. сил и, с другой стороны, неизбежным следствием классовой борьбы пролетариата. В результате объективного анализа капиталистич. формации, данного в "Капитале" Маркса, была глубоко научно обоснована необходимость ее превращения путем революции в коммунистич. общество. Вследствие роста производит. сил "монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 766). Обобществление труда и централизация средств производства - главные материальные предпосылки неизбежного перехода к К., революционного превращения капитализма в социализм. "Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 54-55). Маркс и Энгельс выдвинули и обосновали идею необходимости социалистической революции как условия ликвидации капитализма и создания социализма. Для социального освобождения пролетариата необходимо завоевание гос. власти, установление диктатуры пролетариата, к-рая сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов. Маркс и Энгельс показали необходимость переходного периода от капитализма к социализму и определили основные контуры развития будущего коммунистич. общества, создав науч. теорию о двух фазах К. На основе обобщения опыта борьбы рабочего класса в эпоху империализма и пролетарских революций В. И. Ленин развил дальше основные принципы науч. К. Подвергнув всестороннему анализу всю совокупность данных о капиталистич. обществе в его империалистич. стадии, Ленин показал, что империализм есть канун социалистич. революции, что вследствие неравномерности экономич. и политич. развития при империализме возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, стране, причем рабочий класс вначале победит не обязательно в наиболее развитой капиталистич. стране, а там, где империализм окажется слабее, где революц. авангард пролетариата обеспечит руководство широкими массами эксплуатируемых (прежде всего крестьянством) и парализует неустойчивость колеблющихся обществ. слоев. Вместе с тем необходимой предпосылкой социалистической революции является известный уровень социально-экономич. развития. Ленинская теория социалистич. революции явилась теоретич. основой победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в России, открывшей новую всемирно-историч. эпоху, эпоху перехода от капитализма к социализму. В условиях страны, вставшей на социалистич. путь, Ленин, раскрыв закономерности переходного периода от капитализма к социализму, обосновал политику социалистич. гос-ва в период диктатуры пролетариата, выработал новую экономич. политику (нэп), рассчитанную на победу социализма, разработал план построения социалистич. общества, предусматривавший индустриализацию страны, социалистич. кооперирование крест. х-в, культурную революцию. Сов. народ под руководством Коммунистич. партии за два десятилетия в основном построил социализм. После второй мировой войны 1939-45 в результате разгрома фаш. Германии и милитаристской Японии, решающую роль в победе над к-рыми сыграл сов. народ, от империалистич. системы отпал ряд стран Европы и Азии, где установился революц. строй нар. демократии и началось социалистич. переустройство общества. Сложилась мировая социалистическая система. На рубеже 50-60-х гг. мировой социализм вступил в новый этап своего развития. В СССР, где социализм победил полностью и окончательно, началось развернутое строительство коммунистич. общества. В большинстве стран народной демократии успешно завершается социалистич. переустройство экономики, и их народы приступают к созданию развитого социалистического общества. Продолжается и дальнейшее расширение мировой системы социализма. Опыт СССР и других социалистич. стран подтвердил коренное положение науч. К. о том, что процессы социалистич. революции и социалистич. строительства основаны на определенных общих закономерностях, к-рые проявляются во всех вступающих на путь социализма странах, при наличии и учете разнообразия исторически сложившихся нац. особенностей и традиций. Такими важнейшими закономерностями являются: проведение пролетарской революции и осуществление диктатуры пролетариата в разных формах; союз рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся при руководящей роли рабочего класса, возглавляемого марксистско-ленинской партией; преобразование капиталистич. частной собственности в гос. социалистич., постепенное кооперирование крест. х-в; плановое развитие нар. х-ва, направленное на построение социализма и К., на повышение благосостояния трудящихся; осуществление культурной революции; ликвидация нац. гнета и установление равноправных и дружественных отношений между народами; защита социалистич. завоеваний от покушений внешних и внутренних врагов; междунар. солидарность трудящихся - пролетарский интернационализм. Научно обоснованный план развернутого строительства К., создания его материально-технич. базы содержится в материалах и решениях XX, XXI, XXII съездов КПСС, в Программе Коммунистической партии Советского Союза, к-рая определяет практич. пути становления К. в экономич., социальной, политич. и духовной областях. Социализм и К. как две последовательные фазы в развитии одной общественно-экономич. формации Имеют ряд общих черт. Как при полном К., так и при социализме не существует эксплуатации человека человеком; нет нац. угнетения и неравноправия; средства производства находятся в обществ. собственности; анархия внутри обществ. произ-ва заменена плановой организацией; гигантскими шагами происходит развитие производит. сил; труд является всеобщим - все члены общества трудятся; развитие производства осуществляется в общих интересах трудящихся, в целях удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества и возможно более полного гармоничного развития человеческой личности; руководство обществ. процессами принадлежит самим трудящимся и осуществляется на основе науч. коммунистич. мировоззрения. В то же время полный К. имеет ряд существ. отличий от социализма в уровне развития производит. сил, степени экономич. зрелости всей совокупности производств. отношений, условиях жизни и труда людей. "...Научная разница между социализмом и коммунизмом, - указывал Ленин, - ясна. То, чту обычно называют социализмом, Маркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм. Великое значение разъяснений Маркса состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии, рассматривая коммунизм как нечто развивающееся из капитализма... Маркс дает анализ того, что можно бы назвать ступенями экономической зрелости коммунизма" (Соч., т. 25, с. 442). Особенности социализма как первой или низшей фазы К. заключаются в том, что социалистич. общество возникает не на своей собств. основе, поэтому оно длит. время "...во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 18). В результате социалистич. преобразований и развития производит. сил общество освобождается от наследия капитализма. Две формы социалистич. собственности, социально-экономич. и культурно-бытовые различия между городом и деревней, существенные различия между людьми умств. и физич. труда, остатки классовых различий, распределение по труду и т.п. - все эти особенности, отличающие социализм от полного К., могут отпасть только на основе развития обществ. производства. К. означает дальнейшую, более высокую ступень экономич. зрелости нового общества, когда оно вполне освобождается от всех традиций и следов капитализма. К. представляет собой такое общество, к-рое "...развилось на своей собственной основе..." (там же), т.е. возникло путем укрепления и дальнейшего совершенствования социалистич. строя, первой фазы К., новых обществ. отношений. Строительство К. означает не только преодоление еще сохраняющихся при социализме следов капитализма, но и развитие тех черт и особенностей, к-рые являются общими как для высшей, так и для низшей фазы ком-мунистич. формации. Главная особенность К. заключается в том, что он представляет высшую по сравнению с капитализмом и социализмом производительность труда, к-рая обеспечивает при наименьших затратах рабочей силы материальное изобилие и создает условия для того, чтобы устранить еще существующее при социализме фактич. неравенство в удовлетворении потребностей членов общества, заменив вознаграждение в соответствии с количеством и качеством труда ("оплата по труду") распределением по потребностям ("от каждого - по способностям, каждому - по потребностям"). Высшая, ком-мунистич. производительность труда достигается путем гигантского развития производит. сил в пром-сти и с. х-ве, построения качественно новой материально-технич. базы и явится также следствием роста квалификации и культурно-технич. уровня трудящихся масс, сознательной дисциплины и творческой инициативы работников. Создание материально-технич. базы К. рассматривается в Программе КПСС как главная экономич. задача партии и сов. народа на данном этапе. Ее решение предполагает переход к новому, значит. более высокому, чем в наиболее развитых капиталистич. странах, уровню технологии и культуры производства, к высшей ступени организации труда. Стержнем программы строительства экономики коммунизма является полная электрификация всей страны. В ходе создания материально-технич. базы К. наука станет все в большей мере непосредственной производит. силой, а производство - технологич. применением совр. науки. Непрерывное развитие общественного производства, научно-технический прогресс, совершенная и могущественная техника создают все возрастающие возможности господства людей над природой. Для высшей фазы К. характерен более высокий, чем для любого другого общества, уровень материальных и культурных условий жизни членов общества. Поскольку строительство К. опирается на принципы материальной заинтересованности, оплата по труду остается в период перехода к К. основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей. В то же время обществ. фонды потребления, за счет к-рых будут удовлетворяться потребности людей при К., растут более быстрыми темпами, чем индивидуальная оплата по труду. Переход к коммунистич. принципу "каждому - по потребностям" происходит постепенно, непрерывно, по мере создания материально-производственных условий, охватывая все более разнообразные потребности человека: бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, гос. обеспечение детей в детских учреждениях и в школах, материальное обеспечение нетрудоспособных, бесплатное пользование квартирами, коммунальными услугами, обеспечение населения пособиями, льготами, стипендиями, переход к бесплатному обществ. питанию и т.п. Предметы личного потребления при К. будут находиться в полном владении и распоряжении каждого члена общества. Социалистич. принцип распределения по труду экономически исчерпает себя в условиях, когда будет достигнуто изобилие материальных благ, а труд превратится в первейшую жизненную потребность каждого человека. Построение материально-технич. базы К. позволит постепенно преобразовать социалистич. производственные отношения в коммунистические, создать бесклассовое общество. При социализме еще существуют две формы общественной, социалистич. собственности: государственная и колхозно-кооперативная и в связи с этим два класса - социалистич. рабочий класс и социалистич. колхозное крестьянство. Различие между двумя формами социалистич. собственности преодолевается лишь в результате мощного подъема всей экономики страны, промышленности и сельского хозяйства. Условия для сближения, а в перспективе и слияния кооперативной собственности с общенародной создаются по мере дальнейшего развития колхозов и совхозов в высокомеханизированные и высокопродуктивные хозяйства, выравнивания материальных и культурных условий жизни и труда в деревне с городскими и т.п. При полном К. будет существовать единая общенародная форма коммунистической собственности, сотрутся классовые грани между рабочими и крестьянами, социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней. Электрификация нар. х-ва, механизация, автоматизация и химизация произ-ва, применение электроники, счетно-решающих устройств, внедрение в произ-во новейших науч. и технич. достижений - все это приведет к коренному изменению характера труда. Исчезают профессии, изнуряющие человека, неизмеримо облегчается физич. труд. Человек освобождается от выполнения утомительных, монотонно однообразных механич. процессов физич. и умств. труда. Открываются необъятные горизонты для труда творческого и радостного, повышающего жизненные функции человека. Труд работников с. х-ва становится разновидностью труда индустриального, к-рый в свою очередь приближается по своему существу к труду инженерно-технич. работников. Происходит органич. соединение умств. и физич. труда в производств. деятельности людей. На основе роста культурно-технич. и общеобразоват. уровня масс работники физич. труда поднимаются до уровня людей умств. труда. На базе коммунистич. Производств. отношений осуществится полное социальное равенство людей. Все члены общества будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам произ-ва, равные условия труда и распределения. При полном К. люди, естественно, не освобождаются от обязанности трудиться, но вследствие изменения характера труда, благодаря высокому уровню сознательности людей, каждый будет добровольно и по своим склонностям трудиться на благо общества. Труд в условиях К. оценивается уже не с точки зрения его количества и качества, а прежде всего исходя из того, работает ли человек в полную меру своих способностей, применяются ли его дарования с наибольшей пользой для народа. Вследствие роста производительности труда деятельность в сфере материального произ-ва, обязательная для всех членов общества, потребует все меньшего времени и будет совершаться с наименьшей затратой сил на основе науч. регулирования затрат труда. Люди коммунистич. общества будут располагать большим временем для занятий искусством, наукой, спортом. Они вступят в подлинное царство свободы, к-рое расцветает на основе высокопроизводительного труда, совершаемого в условиях, наиболее достойных человека и дающих полный простор для его всестороннего развития. Уже при социализме начинается процесс формирования нового человека. Для перехода от социализма к К. необходимы высокий уровень сознательности всех граждан социалистич. общества, творческое участие в коммунистич. строительстве самых широчайших масс народа. В этой связи Коммунистич. партия придает особо важное значение усилению идеологич. работы, воспитанию масс в духе морального кодекса строителя К., формированию нового человека, дальнейшему развертыванию борьбы с чуждыми социализму идеологич. влияниями, с пережитками капитализма в сознании людей. При социализме, а тем более при К. каждый получает равные возможности для творческого труда и образования. Формируется всесторонне развитый индивид. Главное условие всестороннего физич. и умств. развития человека - сокращение рабочего дня на основе высокопроизводительного труда (см. К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 833). Осуществление всеобщего обязат. среднего политехнич. образования, создание условий для получения высшего или среднего спец. образования всеми, кто желает учиться, - все это обеспечит необходимые предпосылки для воспитания и всестороннего развития нового, коммунистич. человека, в к-ром гармонически сочетаются духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. В политич. отношении "...различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 442). Необходимым орудием построения полного коммунистич. общества является социалистич. гос-во, через посредство к-рого трудящиеся управляют производством, направляют его развитие в интересах всего общества. С созданием социалистич. общества и переходом к развернутому строительству К. "...диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР. Государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство, в орган выражения интересов и воли всего народа" (Программа КПСС, 1961, с. 100-01). В социалистич. гос-ве и на новом этапе его развития руководящая роль принадлежит рабочему классу. Социалистич. гос-во сохранится до полной победы К. Главное направление развития социалистич. государственности в период создания К. - это развитие и совершенствование социалистич. демократии, активное участие всех граждан в управлении гос-вом, в руководстве хоз. и культурным строительством, улучшение работы гос. аппарата и усиление нар. контроля над его деятельностью. По мере постепенного продвижения общества к полному К., когда все члены общества будут вовлечены в управление обществ. производством, когда соблюдение единых общепризнанных правил коммунистич. общежития станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, когда члены общества будут добровольно трудиться по способностям, вмешательство гос. власти в обществ. отношения станет излишним, и политич. управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством процессами производства со стороны экономич. и культурных органов общества. Социалистич. государственность разовьется в коммунистич. обществ. самоуправление. Развитие социалистич. экономики по пути к К. вызывает необходимость совершенствовать организац. формы и методы планирования и управления нар. х-вом, всемерно развивать демократич. основы управления, усиливать роль обществ. организаций трудящихся, коллективов рабочих и служащих в решении вопросов деятельности предприятий. По мере продвижения общества к К. возрастает роль различных организаций трудящихся и прежде всего руководящая и направляющая роль Коммунистич. партии. Укрепление и развитие гос. руководства экономикой подготовляет механизм управления производством, необходимый и при полном К., когда экономич. функции государства утратят свой политич. характер, гос. органы планирования и учета, руководства х-вом и развитием культуры станут органами обществ. самоуправления. Однако отмирание государства зависит не только от внутренних условий коммунистического общества, но и от внешних условий его существования. До тех пор, пока в других странах будет существовать капитализм, остается надобность в особом государственном органе для защиты коммунистического общества. Важнейшей составной частью коммунистич. строительства является проведение политики братской взаимопомощи и сотрудничества со странами социалистич. содружества, политики пролетарского интернационализма. В мировой системе социализма все с большей силой действует закон планомерного, пропорционального развития социалистич. стран. Общая линия их экономич. и культурного развития выравнивается. Вследствие этого все страны социализма более или менее одновременно, в пределах одной историч. эпохи, перейдут в высшую фазу К. Совершенствование системы междунар. разделения труда путем координации нар.-хоз. планов, специализации и кооперирования производства в рамках мировой системы социализма, развитие всестороннего братского сотрудничества укрепляет экономич. базу мирового социализма. Развиваются тенденции к созданию в будущем мирового коммунистич. хозяйства, регулируемого трудящимися по единому плану. При К. еще длительное время будут существовать нац. особенности; вместе с тем на основе полной общности интересов, братской дружбы и сотрудничества нации все больше будут сближаться между собой, пока, наконец, не произойдет их слияние в высшую, объединяющую все народы коммунистич. общность людей. К. открывает практически безграничный простор для развития экономики и улучшения жизни людей, совершенствования человеческой личности. К. есть высшая и последняя общественно-экономическая формация, в рамках к-рой развернется подлинная история человечества. Строительство социализма и К. в СССР и других странах социалистич. содружества является единым процессом, укрепляющим мировую систему социализма, вдохновляющим нар. массы во всем мире, способствует успехам международного революционного движения. Коммунистич. строительство может успешно осуществляться только в условиях мира. Проведение ленинской политики мирного сосуществования стран с различным социальным строем, обеспечивая необходимые внешнеполитич. условия для перехода к К., вместе с тем способствует осуществлению историч. миссии К. - уничтожению войн и утверждению вечного мира на земле. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Капитал, там же, т. 21-23; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Р., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, О кооперации, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1962; Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, История социалистич. идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; его же, Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Из истории социально-политич. идей. Сб. ст., M., 1955; Францев Ю. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1964. Е. Г. Панфилов. Москва.