В каких городах был иисус христос. Когда, где и как жил иисус христос
Я никогда не слыл очень набожным, но, тем не менее, интересовался религией. В Евангелиях от Матфея и Луки рождение Иисуса Христа описано очень детально. Читая Писания, мы можем определить его место рождения.
Где родился Иисус Христос
Вифлеем - город, в котором родился Иисус Христос. Он расположен недалеко от Иерусалима. Его площадь - 6 квадратных километров, численность населения - примерно 25 тыс. человек.
Это очень древний город. Неизвестна точная дата его основания, но примерно можно утверждать, что он был основан в XVII–XVI до н. э.
Факты о городе
Тот факт, что Вифлеем - место рождения Иисуса Христа, уже вызывает интерес к этому городу, но можно обратить внимание и на другие факты:
- Правильное произношение названия города «Бэйт-Лэхэм», что в переводе означает «Дом хлеба».
- Мэром города обязательно должен быть христианин.
- Палестинская национальная администрация контролирует Вифлеем, и он отделен от Израиля стеной.
- В этом городе был рожден царь Давид.
- В США около десяти населенных пунктов были названы в честь Вифлеема.
- Город основали хананеи, позже они были вытеснены иудеями.
Все христианские паломники и путешествующие по Израилю туристы стекаются в Вифлеем, что неудивительно, учитывая историю этого города.
Культурные ценности города
Одна из самых величайших городских достопримечательностей - это Пещера Рождества. Внутри этой пещеры можно увидеть серебряную звезду. На том месте, где находится эта звезда, по преданиям, был рожден Иисус Христос. У нее есть 14 лучей, собой она символизирует Вифлеемскую звезду.
Над пещерой можно увидеть базилику Рождества Христова. Она представляет собой массивное строение, похожее на крепость.
Также можно лицезреть Молочную пещеру. По преданиям, именно в ней Святое Семейство пыталось спастись от воинов царя Ирода. Когда Матерь Божия собиралась кормить младенца, она нечаянно разбрызгала капли молока, после чего темный камень окрасился в белый цвет.
Вифлеем действительно интересный город. Он манит своей историей, своей загадочностью, своей религиозностью.
Вифлеем - священный для христианства город, который является вторым по значимости после Иерусалима, здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. Также в Вифлееме родился и был помазан на царство Давид.
С 1967 года и до 1995 года город был под контролем Израиля. В результате переговоров в 1995 году, он был отдан Палестинской автономии, где и находится по сей день.
Город находится в 8 км от Иерусалима и практически с ним граничит. Чтобы попасть в этот город, необходимо пройти блокпост. На израильских автомобилях сюда не пускают, да и прокатный автомобиль по правилам рент-контор сюда провозить нельзя.
От Дамасских ворот, расположенных в Восточном Иерусалиме, до Вифлеема без остановки в пограничном пункте ходит автобус. До пограничного пункта от Дамасских ворот и обратно курсируют мини автобусы. Для туристов нет ограничений в проходе на данную территорию.
Мария и Иосиф пришли в Вифлеем для переписи населения, поскольку для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род. При этом город не был родным ни для Девы Марии (которая по одной из версий была из Назарента, по второй из Иерусалима), ни для Иосифа, жившего в Назарете.
Рождение Спасителя в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5). Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).
Ясельная площадь - берёт свое название от яслей, в которых родился Иисус Христос там, где сегодня расположен храм Рождества. На фото вы можете увидеть Мечеть Омара (единственная мечеть города) и Палестинский центр мира. Название улиц, ведущих на площадь также связаны с Иисусом: улицы Звезды и Рождества.
Храм Рождества Христова. Первый храм на этом месте был построен святой царицей Еленой, но сгорел в 529 году. Это же здание построено в VI—VII вв., который считается единственным христианским храмом в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.
"Врата смирения" - вход в храм очень скромный и имеет высоту всего 120 см. В средние века, для защиты храма от кочевников, имевших привычку заезжать внутрь верхом, вход сделали низким и узким. С тех пор, каждый, входящий, должен склониться перед рожденным здесь Спасителем.
Мозаичные полы - единственное, что сохранилось от первого храма. Сейчас они накрыты дощатым настилом и открыты в одном месте для осмотра.
На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме несколько веков назад. Во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи было неоткуда, и тогда они начали молиться. Просьбы их были услышаны, и из одной колонны вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.
В храме всегда огромное количество туристов и паломников. В то время, когда мы пришли туда, в пещере Рождества шла служба и мы примерно полтора часа простояли в ожидании его окончания. Как же неприятно было слышать возмущения по этому поводу стоящих вокруг людей. Удивительно, что приходя на такое святое место, у людей хватает духа жаловаться и критиковать работников храма.
Возле входа в пещеру Рождества находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Это единственная икона, на которой Дева Мария улыбается.
А вот и главная святыня храма - пещера Рождества Христова.
В те времена была традиция строить дома над пещерами или надстраивать пещеры так, что сама пещера становилась первым этажом, где содержали домашний скот. Пещера довольно узкая и длинная, потолки ее сильно закоптились.
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» (Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.
“И родила Сына Своего первенца,и спеленала Его, и положила Его в ясли,потому что не было им места в гостинице” (Лук. 2:7). Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.
Именно поэтому Деву Марию после рождения Иисуса Христа вместе с волхвами изображают в хлеву рядом с животными.
В нишах стен выставлены небольшие скульптуры Св. Георгия Победоносца, он воспитывался в Вифлееме и является покровителем города.
Рядом с базиликой расположен главный католический храм города - церковь Святой Екатерины.
Еще интерес представляет Молочная пещера абсолютно белого цвета, которая находится в 5 минутах ходьбы от Ясельной площади Вифлеема. Над пещерой стоит францисканская церковь 1871 года.
Согласно легенде, Дева Мария останавливалась для кормления Иисуса в этой пещере по пути из Вифлеема в Египет и пролила несколько капель на стены. Порошок, соскобленный со стен пещеры, способствует женщинам при проблемах с беременностью.
Рождество
Артишок
Рождество Христово считается одним из главных христианских праздников, установленным в честь рождения сына Божьего Иисуса Христа от Девы Марии.
Праздник Рождества входит в число двунадесятых - двенадцати важнейших праздников после Пасхи.
Впервые праздник Рождества Христова был отделен от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века при папе Юлии.
Когда отмечают Рождество?
Православная церковь отмечает Рождество 7 января (25 декабря по старому стилю), а католическая - 25 декабря.
Такая традиция возникла из-за введения в Европе в XVI веке григорианского календаря.
На территории Украины и России только в ХХ веке перешли на европейское летоисчисление. Но православная церковь не приняла новый календарь и продолжает считать христианские праздники по старому юлианскому календарю.
История Рождества
Согласно Евангелию, Иисус Христос родился в городе Вифлееме.
Когда император Октавиан Август постановил провести перепись населения Римской империи, Мария и Иосиф Обручник отправились в Вифлеем, чтобы внести свои имена в список.
Свободных мест в гостиницах города не нашлось, и им пришлось ночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для скота.
В этой пещере Дева Мария родила Иисуса и положила его в ясли. Первыми гостями божественного Младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2, 10-12).
Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре нa землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.
Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Но был на свете человек, желавший смерти Спасителю. Царь Ирод, который видел в Богомладенце претендента на царский престол, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков до двух лет.
Ирод рассчитывал, что среди убитых будет и Сын Божий. Тогда было погублено 14 тысяч младенцев, которых считают первыми мучениками за Иисуса Христа. Поэтому в Рождественские дни церковь чтит память святых Невинных Младенцев Вифлеемских.
Вконтакте
В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит .
Место Рождества
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.
Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:
«Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est»
«Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»
Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.
За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.
Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.
На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и .
Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты мозаики.
В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.
Придел Яслей
В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.
Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.
Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.
В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.
Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.
Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.
Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата , возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.
Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.
За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.
В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.
Описание пещеры
Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.
В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.
Северная лестница принадлежит , южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.
Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V-VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.
Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.
Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.
Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.
В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой . Как правило эта дверь заперта.
Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).
Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».
Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.
Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. , в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:
«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа - Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те - Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».
Фотогалерея
Полезная информация
Пещера Рождества́
Грот Рождества́
Святой Верте́п
Святой Вертеп
Адрес и контакты
Вифлеем, Ясельная площадь, Храм Рождества Христова
Первые упоминания о пещере
Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том что Христос родился в Вифлееме сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7).
Древнейшее, вероятно, дошедшее до нас прямое письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу.
В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150-155 гг., он утверждает что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема.
Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы 18-21), написанном, предположительно, около 150 г.
Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 г. Позднее, в сочинении «Против Цельса», написанном около 247 г., он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.
Происхождение пещеры
Что это была за пещера и кому принадлежала неизвестно. Скорее всего она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных.
В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы.
Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже.
Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца чтобы можно было привязать животных на ночь.
Эти пещеры совершенно такие же как грот Рождества, они использовались для содержания животных вплоть до середины XX в.
Возможно в одной из таких пещер и родился Христос.
21. Когда и где родился Иисус
Мы не знаем точно, когда родился Иисус. Известно, что счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, скифом по происхождению, Дионисием Малым. Этот расчет предполагал некоторые совершенно гипотетические данные и не совпал, как предполагалось, с рождением Иисуса.
Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII). Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, т. е. на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: «Hoc cons. dominus Iesus Christus natus est VIII kal. Ian. d. Ven. luna XV» («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»). Однако нетрудно при помощи расчетов убедиться, что 25 декабря 1 г. н. э. было воскресенье, а возраст Луны на этот день был равен 20-ти дням.
Константинопольский список консулов за 395 год (Consularia Constantinopolitana ad a. CCCXCV) относит рождение Иисуса на год консульства Августа и Силивана: «His conss. natus est Christus die VIII kal. Ian.» («При этих консулах родился Христос в день 8-й до январских календ»). Ириней и Тертуллиан считали, что «Господь наш родился около сорок первого года правления Августа» (Iren.Haer.III.24:2{21:3}). Евсевий говорит конкретнее: когда родился Иисус Христос, «шел сорок второй год царствования Августа и двадцать восьмой с покорения Египта» (Eus.HE.I.5:2). Епифаний указывает, что Спаситель родился в 42-й год Августа при консульстве самого Августа в 13-й раз и Сильвана (Epiph.Haer.LI.22). Секст Юлий Африканский пишет: «Около года 29-го после битвы при мысе Акциуме». Несколько позже греческий историк Иоанн Малала (491–578) отнес «рождество Христово» на год Ol.193.3 - 752-й «от основания Рима», 42-й Августа. Таким образом, перечисленные авторы указывают на 3 или 2 год до н. э., а Пасхальная хроника - на 1 год до н. э. («в консульство Лентула и Писона»).
Вероятно, упомянутые писатели (как и многие другие, не названные мною здесь) пользовались каким-то одним источником, которым, по-видимому, были следующие евангельские указания: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее {…}, был глагол Божий к Иоанну {…}» (Лк.3:1–2); и Иоанн начал свою общественную деятельность и вскоре крестил Иисуса в Иордане. При этом «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати {…}» (Лк.3:23). Император Тиберий Клавдий Нерон управлял Римской империей с 14 по 37 годы. Тертуллиан и другие писатели, видимо, принимали, что Иоанн Креститель начал свою деятельность в 14 + 14 (число полных лет правления Тиберия) = 28 год н. э., в начале 29-го он крестил Иисуса, которому было около 30 лет. Отсюда следовало, что Основатель родился во 2-м году до н. э.
Итак, все писатели основывались в данном вопросе на упоминании Терциуса о пятнадцатом годе правления Тиберия. Однако можно ли доверять Луке, хороший ли он хронограф? Критика текста произведений Терциуса показывает, что он хронограф никудышний. Прежде всего Лука противоречит самому же себе, утверждая, что Иисус родился тогда, когда «вышло от кесаря повеление сделать перепись {…}» (Лк.2:1), т. е. в 6–7 гг. н. э. - «в тридцать седьмом году после поражения Антония Цезарем Августом при Акциуме» (Jos.AJ.XVIII.2:1). С другой стороны, Иисус, согласно Луке, родился никак не позже, чем через 15 месяцев после смерти Ирода Великого, т. е. не позже октября 3 года до н. э. (Jos.AJ.XVII.6:4; 8:1). Кроме того, евангелист заявляет, что в 28–29 гг. н. э. в Авилинее правил некий Лисаний (Лк.3:1), который в действительности был уже убит за 30 лет до нашего летоисчисления (Jos.AJ.XV.4:1). В Деяниях апостолов Лука устами Гамлиэля упоминает как о факте прошлого об одном восстании, которое случилось десятком лет позднее того времени, когда произносил свою речь Гамлиэль; а вслед за тем как о последующем событии говорит о другом мятеже, который случился четырьмя десятками лет раньше первого, а именно, Гамлиэль во времена Тиберия говорит: «Незадолго перед сим явился Февда {…}» (Деян.5:36), а затем рассказывает о восстании Февды так, как о нем говорит Иосиф Флавий (Jos.AJ.XX.5:1), однако нам доподлинно известно, что восстание Февды случилось тогда, когда наместником был Куспий Фад (44–46 гг.), который был послан в Иудею императором Клавдием (41–54 гг.). Затем Гамлиэль продолжает: «После него (Февды. - Р.Х.) во время переписи явился Иуда Галилеянин {…}» (Деян.5:37). Но в данном случае речь идет об известной Квириниевой переписи, произведенной после смещения Архелая Августом в 6–7 гг. н. э.
Отметим, что все вышеперечисленные писатели - от Терциуса до Епифания и Малалы - противоречат Евангелию от Матфея, в соответствии с которым Иисус родился во времена правления иудейского царя Ирода Великого, который умер в 4 году до н. э. (Jos.AJ.XVII.6:4; 8:1). Сопоставив этот факт с тем утверждением Примуса, что Ирод приказал избивать младенцев до двух лет (Мф.2:16), можно предположить, что Иисус родился около 5 года до н. э. Сам факт избиения младенцев, конечно же, не имеет отношения к Иисусу; вообще, это событие исторически не достоверно; по всей вероятности, евангелист сам выдумал его, чтобы приурочить к пророчеству Иеремии (Иер.31:15). Однако, как всегда бывает в легендах, возрастные ограничения - «от двух лет и ниже» - приведены на каких-то основаниях. Так что вполне возможно, что когда Ирод умер, Иисусу еще не было двух лет.
В средневековой литературе очень много было проведено изысканий взаимного расположения планет на небе, которые могли бы позвать в дорогу волхвов на поклонение новорожденному Мессии (Мф.2:2). Ведь Исаак Абарбанель говорил: «Наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна. Моисей родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб».
Соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб было в 7 году до н. э.; в следующем году к этим планетам присоединился и Марс. На основании расчетов положений упомянутых планет на небе немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630) сделал в 1603 году вывод, якобы Иисус родился в 6 году до н. э. Ничто не мешает нам придерживаться этой даты, хотя принцип ее расчета весьма условен ввиду того, что, как мы увидим далее, восхождение «звезды Мессии» - событие, не имеющее с исторической действительностью ничего общего и вызванное догматическими соображениями.
В вышеприведенной фразе из Хронографа 354 г., а также в записи из Константинопольского списка консулов за 395 год и у Епифания (Epiph.Haer.LI.22) сказано, что Иисус родился «в день восьмой до январских календ» (a. d. VIII Kal. Ian.), т. е. 25 декабря. Разумеется, эта дата не может точно определять день рождения Иисуса, ибо никаких авторитетных документов на этот счет не существовало.
Однако почему день рождения Иисуса был приурочен ко дню солнцеворота? Оказывается, именно в этот день язычники Римской империи праздновали день рождения Непобедимого Солнца - Dies natalis Solis Invicti. «У язычников, - пишет анонимный сирийский писатель-христианин, - был обычай праздновать 25 декабря день рождения Солнца {…}. В этих торжествах и веселии участвовали также христиане. Когда отцы Церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово».
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2 = Мика.5:1), - это изречение пророка Михея (Мики) толковалось в том смысле, что Мессия должен родиться в Вифлееме Иудейском - в том селении, в котором родился царь Давид; и поэтому евангелисты Примус и Терциус умозаключили, что если Иисус - Мессия, то и Ему надлежало родиться в городе Давидовом (Ин.7:42).
Однако было хорошо известно, что родители Иисуса были из Назарета и что в Назарете рос и воспитывался сам Иисус. Поэтому Примус решил, что родители до рождения Иисуса жили в Вифлееме и лишь после рождения Основателя перебрались в Назарет. Причем все перемещения, включая бегство в Египет, родители Иисуса делали по подсказкам ангела, что ставит под сомнение всю достоверность рассказа Примуса.
Терциус, наоборот, говоря о родителях Иисуса, отмечает, что исконным и постоянным местом их жительства был Назарет и что лишь ввиду переписи (ценза) Иосиф и Мария оказались в Вифлееме, где и родился Иисус (Лк.1:26; 2:4–8,39).
Однако народная перепись была произведена Квиринием после низложения Архелая, т. е. спустя, по крайней мере, десять лет после рождения Иисуса. И это была именно «первая перепись (???????? ?????) в правление Квириния Сирией» (Лк.2:2), поскольку именно по низложении Архелая Иудея вошла в состав Сирии и перешла под непосредственное управление Рима (Jos.AJ.XVII.13:5). Именно при этой первой переписи 6–7 гг. н. э. - «?? ???????? ????????? ??? ?????? ???? ???? ??? ???????? ?? ????? ????? ??? ????????» (Jos.AJ.XVIII.2:1) - и произошло восстание Иуды Галилеянина (Jos.AJ.XVIII.2:1; BJ.II.8:1; Деян.5:37).
Но может быть, перепись была произведена в Иудее 10–12 годами раньше? И в этом случае нам приходится развести руками. Ценз в Иудее не мог произойти одновременно при Квиринии, правителе Сирии (Лк.2:2), и при Ироде I, царе Иудеи (Мф.2:1), так как Квириний был назначен наместником в Сирии много лет спустя после смерти Ирода; к тому же, и это главное, Иудея, Самария и Идумея были присоединены к Сирии лишь после смещения Архелая в 6 году н. э., и поэтому перепись в Иудее не могла быть проведена никаким сирийским правителем - вне зависимости, имел ли Квириний какие-либо полномочия в Сирии при Квинтилии Варе или не имел.
Если все же, вопреки здравому смыслу, представить, что в Иудее при Ироде I по приказу Августа была произведена какая-то перепись, то и здесь мы сталкиваемся с неразрешимыми трудностями, ибо римляне при цензах преследовали статистико-финансовые цели, а не руководствовались при этом родо-племенными соображениями. Даже если допустить, что Иосиф был потомком Давида, ему незачем было отправляться из Назарета в Вифлеем, где родился его великий пращур. Сверх того, по закону Сервия Туллия, римский гражданин вовсе не был обязан приводить на перепись своих жен и детей, а должен был лишь заявить о них; личного привода женщин не требовал римский закон также и от областей провинций. Так что Марии, которая, кстати, согласно каноническим Евангелиям, вовсе и не являлась потомком Давида, не имело никакого смысла отправляться на перепись в Вифлеем, тем более на последнем месяце беременности.
Если бы производилась не римская, а иудейская перепись, то Иосифу при условии, что он был потомком Давида, действительно пришлось бы отправляться в Вифлеем, ибо иудейская государственность - по крайней мере, в древности - покоилась на родовых и племенных началах. Но и при иудейских переписях, согласно Ветхому завету (Чис.1:2,20,22; 3:15,22,28,34,39–40; 2 Цар.24:9; 1 Пар.21:5), женщины постоянно игнорировались, т. е. опять же Марии незачем было отправляться в Вифлеем.
Из всего вышесказанного можно констатировать, что Иисус не мог родиться в Вифлееме и что все утверждения евангелистов (Примуса и Терциуса) по этому поводу основываются лишь на догматических соображениях. Сверх того, утверждение Церкви, что Иисус родился 25 декабря 1 года до н. э. (или 1 г. н. э.), ни на чем не основывается и носит чисто условный характер, противоречащий историческим фактам.
Иисус родился в середине последнего (или, если применять отрицательный счет, первого) десятилетия до нашей эры в Галилее, именно в городе Назарете. Всю свою жизнь Он именовался Галилеянином (? ?????????) и Назареянином (? ?????????) (Мф.26:69; Мк.1:24; 14:67; Ин.1:46; 7:41) и та же кличка остается за Ним и после Его смерти (Лк.24:19; Вав Талм. Санhедрин.107б). Кроме того, Иисус именовался Назореем (? ?????????) (Мф.26:71; Лк.18:37; Ин.19:19; Деян.2:22; 3:6; 4:10; 6:14; 22:8; 26:9), хотя имел к назорейству (назирству) весьма и весьма отдаленное отношение (ср. Чис.6:1-21; Суд.13:5; Ам.2:12 и Мф.11:19; Лк.5:33; 7:34; 7:37–38; Ин.12:3). В ранней христианской литературе термин назорей (????????? = ??????) без достаточного на то основания стал рассматриваться как обозначение жителя Назарета (?????????), назареянина (назарянина) (Мф.2:23). Именно в этом значении слово назорей перешло на последователей Основателя (Деян.24:5; Hier.Epist.112{89}:13).
Назарет был столь незначительным городком, что он не упоминается ни в книгах Ветхого завета, ни в сочинениях Иосифа Флавия. Некоторые исследователи даже решили, что в I веке никакого Назарета не существовало, что местечко это возникло позже, а город Назарет был создан фантазией евангелистов для объяснения прозвища назорей, которое применялось к Иисусу. Однако археологические раскопки на территории Назарета обнаружили следы поселения, восходящие к первым векам до нашей эры. Также в Кесарии Приморской была найдена надпись, в которой перечислены места расселения иудейского жречества после разрушения Иерусалимского храма в 70 году; среди этих мест назван и Назарет (????).
Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович4. Как понять: Христос Единородный Сын Бога Отца, и, как и Отец, Безначален и Вечен. Когда же Он родился? Имел ли Он начало? Этот вопрос труднопонимаемый для ограниченного человеческого ума. Это те истины, которые искупленные будут изучать всю вечность. Подобные истины
Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий ПавловичСколько лет было Аврааму и Сарре, когда у них родился Исаак? Рождение Исаака можно считать чудесным, ибо к тому времени Аврааму было уже 100 лет, а Сарре 90 лет. Свое имя, по-еврейски означающее «смеющийся», Исаак получил по Божьему повелению, которое было вызвано, вероятно,
Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRuКогда родился Иисус Христос? Мы сейчас исчисляем годы от Рождества Христова, однако римский монах Дионисий Малый, который предложил в 525 году эту систему летоисчисления, ошибся в своих расчетах на несколько лет, относя дату Рождества Христова к 754 году от основания Рима.
Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков ОлегПри каких обстоятельствах родился Иисус Христос? Принято считать, что обстоятельства рождения Иисуса Христа хорошо известны, однако это вовсе не так. Евангелия, в которых эти обстоятельства изложены, в данном отношении расходятся одно с другим. Только два евангелиста –
Из книги О календаре. Новый и старый стиль автораПочему Иисус Христос родился в Вифлееме? Согласно пророчеству Ветхого Завета, будущий царь Израиля должен быть прямым потомком царя Давида и появиться на свет в его родном городе – Вифлееме. Богословам, стремившимся отождествить Иисуса с еврейским мессией, очень мешало
Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин АлександрПочему Иисус Христос родился в хлеву? Утверждая, что Иисус Христос родился в хлеву, евангелист Лука (2:7, 12) сообщает и причину: «потому что не было им места в гостинице» (некоторые комментаторы Библии усматривают в этом свидетельство бедности Иосифа). Указанные факт и его
Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр2.2.2.1. Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом Прикровенное указание на сверхъестественный характер рождения Спасителя содержится уже в словах о «семени жены» (Быт. 3, 15).Более конкретный характер имеет пророчество Исайи:«Итак, Сам
Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий13.2. Родился ли Иисус в год 0? Нет.Для этого есть две причины: Не было года 0. Иисус родился до 4 г.до н.э.Понятие о «нулевом годе» - это современный миф (но очень популярный). В римских цифрах нет обозначения для нуля, и в 6–м веке, когда наша современная система счета годов
Из книги Рождественская книга для детей [антология] [Художник Д. Ю. Лапшина] автора Антология5. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его "Авраам был ста лет..." Ввиду чрезвычайной важности этого события, бытописатель указывает на его
Из книги Сказания евангелистов автора Косидовский Зенон16. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. (Лк. 3:23). По евангелисту Матфею и Луке родословия ясно относятся к Иосифу. Но отцом Иосифа Матфей называет Иакова, Лука 3:23 - Илия. А по преданию отцом и матерью Марии были Иоаким и Анна.
Из книги автора1. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: При объяснении этого стиха нужно прежде всего обратить внимание на вероятность быстрой смены событий первоначального детства Спасителя.Мы с трудом можем
Из книги автора4. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Проведя целую ночь на море и ничего не поймав, ученики ранним утром увидели, что кто-то стоит на берегу. Это был Иисус, Которого за дальностью расстояния ученики не
Из книги автора§ 135. Господь Иисус родился по человечеству сверхъестественным образом, и Пресв. Матерь Его есть Приснодева. Впрочем, хотя Христос–Спаситель произошел от нас по плоти, воспринял единосущное нам естество человеческое, но произошел не так, как происходят все люди, а
Из книги автораГде Иисус родился? Рождество Христово совершилось в маленькой стране, носившей название Земли Израиля, или Иудеи. В то время она была под властью Римского государства. Находится она между Азией, Африкой и Европой.Предки жившего там народа, израильтян, или иудеев,
Из книги автораГде, когда при каких обстоятельствах родился Иисус? Многие читатели, должно быть, удивятся, узнав, что о возрасте Иисуса достоверно ничего не известно. Мы не знаем в точности, когда он родился и сколько ему было лет в момент гибели на кресте. Нам могут сказать: как же так?