Устье реки унжа. река Унжа, Россия
Такие храмы строили на «избытки капитала» тотемеские мореходы, вкладывая в них свою сыновнюю любовь к Родине, всю свою душу. Так они благодарили Бога за счастливое плавание, возвращаясь на родную тотемскую землю. Не такие современные богатеи в России, которые норовят подальше увезти свои капиталы за границу, и строят где угодно, только не на своей родине.
В 1791 году в Тотьме было зафиксировано 19 церквей приходского строения (не казенного). Большая часть престолов и лучшие церкви города были посвящены Николаю Чудотворцу, как главному покровителю мореплавателей и землепроходцев и как покровителю торговли; несколько престолов было воздвигнуто в честь Великомученицы Параскевы, которая на севере Руси оберегала соляные промыслы.
Тотемские храмы устремленны ввысь, украшены уникальным декором. Изысканные орнаменты на фасадах церквей делают их непохожими на другие. Эти орнаменты казались необычными для русской архитектуры XVIII века.
Троицкая Зеленская церковь белым лебедем стоит на берегу реки Сухоны, как памятник эпохе морских экспедиций тотемских купцов. В Тотемском краеведческом музее был найден редкий документ «Летопись Троицкой церкви», который поведал, что построена церковь «от избытка капитала» тотемского купца Степана Черепанова, который с молодых лет проживал в Сибири. Из него мы узнали и имя одного из зодчих особого тотемского архитектурного стиля Федора Титова (сольвычегодского крестьянина), С ним был заключен контракт «скласть двухсветную церковь в три лета за 800 рублей».
Река Унжа, Унженское городище, Макарьев, курганы предков, синяя костромская тайга. Это в той части России, о которой не говорят на страницах глянцевых журналов и в теленовостях. На границе Костромской, Нижегородской области есть дивный затерянный, патриархальный мир, где дети на улицах поселков сами подходят к тебе и говорят “Здравствуйте”, девушки с чуть раскосыми глазами, рыжими волосами и веснушками мило тебе улыбаются, мужики степенны и немногословны, а гостю в знак особого расположения могут поднести драгоценную мерянскую черную соль.
Это Унжа-река, зеленое море лесов с редкими пыльными дорогами и прожилками студеных речек, иногда пересыхающих летом.
Старый вятский тракт у д. Дешуково. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com
Столица Унженского края город Макарьев. В Макарьев поезда не ходят. Добраться в этот бывший край лесопромышленников, крестьян-миллионщиков, раскольников и сектантов, народных художников и сильных колдунов можно только на автомобиле. От Костромы почти 200 километров по разбитым дорогам через Судиславль, Островское, Кадый. Зимой дымами печей, а летом травяными улицами и куполами церквей встретит вас патриархальный Макарьев.
Посад переросший позднее в город образовался вокруг монастыря основанного в 1439 г. преподобным Макарием Желтоводским, пришедшим сюда, после разорения татарским ханом Угу-Магометом Желтоводского монастыря, где он был настоятелем.
Река Унжа весной. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com
Унжа на которой стоит город - река древнего мерянско-марийского пограничья. Правый берег - мерянский, левый - марийский. Так было в раннем средневековье, так было еще лет сто назад.
Унжа- река..
в ней раки и рыбы
носят мерянские имена:
Айма и Лайви, Пашай и Кираш..
Унжа-река..
Унжа-река..
Перефразированный Денис Осокин. «Овсянки»
- Этносы
Формирование костромской мери и ветлужских мари, автохтонов нынешней Костромской земли, сложилось на основе двух близких финно-угорских культур раннего железного века: Ананьинской в Волго-Камье, из которой потом развилась Азелинская культура, и Дьяковской в Волго-Окском междуречье. У костромских мерян в большей степени заметно влияние Дьяковской культуры, наслоившейся на протосаамскую культуру более древнего автохтонного населения, а у ветлужских мари преобладают черты Азелинской.
- Костромские мари
Меря и мари родственники. Даже самоназвание их, похоже. На северо-западном диалекте марийского, самоназвание народа, в отличие от литературного варианта «мари», звучит «мӓрӹ»,. На вопрос «ты чей?» ветлужские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в славянской транскрипции записывается как «мерен». Это является одним из доводов сторонников культурной близости, если не тождественности мерян и мари. Среди них такие известные историки и языковеды как М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков.
Меря. Реконструкция Ивана Купцова
Но дело не только в похожести самоназваний народов. Слишком много переплелось между ними в чащах костромской тайги, камышах бесчисленных рек и топей её болот. Об этом мы и расскажем в этом материале, совершив виртуальное путешествие на Унжу.
Унженские плёсы. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com
- Унжа-река
Богатейшая многовековая история и культура древней Унженской земли, наличие множества памятников археологии, удивительная топонимика и этнография - являют собой бескрайнее нетронутое поле деятельности для историков, археологов, краеведов, фольклористов.
- Мифы финно-угров
Например, еще слабо изучен фольклорный пласт о «панах» который является одним из универсальных мерянских и марийских этнических маркеров.
Многочисленные сказания о «панах», в позднее время, отождествлявшихся с «литовскими воровскими людьми» времен Смутного времени, сохраняют, как увидим ниже, элементы преданий, сложившихся в гораздо более раннюю эпоху.
В стародавние времена, передает одна из легенд, в окрестностях села Валы, рядом с Макарьевым, обитали «паны», люди крупного телосложения, всю жизнь проводившие в военных походах и разбоях.
Кладоискатели в курганах, на берегах рек и в самом деле находили многочисленные костяки больших размеров, оружие и различные шумящие украшения. В легендах «паны» явно мыслятся как аборигены края, не знавшие православной веры, так как в захоронениях не встречаются ни крестики, ни другие изображения христианского культа.
В лесах Ветлужско - Унженского междуречья, ходит такая легенда:
«паны» это не нашей веры люди, которые когда-то в старину жили в этих местах. Они нападали на жителей, уводили скот. Местные жители несколько раз пытались их прогнать, но безуспешно, но не смогли их одолеть, потому, что они были очень сильны и хорошо вооружены. Пока благодаря одному сметливому человеку «панов» не перебили. После панов долго сохранялись в народе перстни и украшения, но теперь их трудно встретить, потому что они были неудобны для ношения - велики и потому переделаны в другие вещи. (Записал священник в.Ильинский)
По своему происхождению все выше перечисленные истории - объединены с идентичными легендами бытующими от Марий Эл до Карелии. В них мы видим один финский мифологический мотив.
Они сходны с наиболее ранними финно-угорскими сказаниями о великанах, восходящими к представлениям наших людей о первопредках. Из них видно, что художественное сознание родоплеменного общества сохранялось в более поздние периоды, чуть отставая от социальной жизни, потому деятельность более поздних народных героев находила отражение в традиционной образной форме.
Архаичная резьба. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com
- Язык
Не был забыт местными жителями и древний язык предков - «панов». По Унже еще в середине 20-го века был распространен удивительный язык называемый «жгонским».
Жгонский язык относится к числу так называемых «условных языков» поволжских ремесленников, которые употребляли подобные языки в качестве особых корпоративных средств общения с целью, чтобы разговоры не были понятны окружающим. Впервые наличие особого языка у костромских шерстобитов отметил В.И. Даль. Региональные и этнические особенности этого языка — интереснейшая тема, совершенно, к сожалению, не затрагиваемая специалистами., а между тем, жгонский содержит не мало мерянской и марийской лексики.
Вот, к примеру, марийско-мерянская лексика в жгонском из собрания Бондалетова, изредка с нашими дополнениями.
Жители Макарьева. Типичные финно-угорские лица. Фото: Татьяна Гапошкина.
Арбез, арбезя
- парень; арбезька - ребенок; арба - ребенок, мальчик; арбушка - девочка; Ербез, ербезя
- парень; ербезенок - мальчишка, ребенок; ербезеночек - ребенок, ребеночек; ербезька - сын; ербишка, ербишечка - мальчик, мальчишка, мальчишечка; прихлить ербезенка - родить. Марийск. рвезе - малыш, изи рвезе - мальчик
Башково, вашково
- скоро, быстро; вашкетно, башкетно - быстро; башкетнее, башковее - быстрее, скорее; башковый, вашкетный - быстрый, скорый; побашковее - побыстрее; Башкетить
- торопить. Марийск. вашкаш - торопиться; вашкен - торопливо: вашке - скоро.
Валгаж
- день; белгаж (+ явное влияние русского слова "белый") - мел, бумага, сахар, снег, град, все белое; белгажовый - белый; белгажовые - булки; волгаж, волгажовый, Валгажовый
- дневной, белый, светлый; валгажовые - сутки; волгаженить, волгажетиться - светать. Марийск. волгыдо - свет, светло; волгыжаш - рассветать.
Вата
- баба. Марийск. вате - жена, женщина.
Вид
- вода, река; вит - вода, дождь; вид хлит - дождь идет; витить, видить - мыть; Вититься, видиться
- мыться; вит, вид - озеро, пруд; повититься - помыться, искупаться; Вывитить
- измочить; навитить - налить; витный, видный - мокрый; видник, витник - колодец; витячий
- колодец; витовая - река; витовый - пароход; витоносное - ведро; Вительник
- полотенце; вительный, витерный, виченный, обвиченный, обвитенный - мокрый. Марийск вуд (у - ипсилон=ижица) - вода, водяной.
Вычур, высур
- пять; вычур иксов - пятак, 5 копеек; вычурница - пятерка; вычурный - пятый; вычуром - впятером. Марийск. выч, визьт - пять; вичыр - пятак.
Гогуза, гогузя, гогузень
- старик, дед, отец; гогузный - старший. Марийск. о шон гугыза, диал. кугызай - старик; шон го - стариковский.
Елашты, глашты, еланьки
- брюки, штаны; елашты кокурные (букв. штаны вторые) - кальсоны; подъелаштники - подштанники. Марийск. йолаш - штаны.
- Топонимика
Мерянское городище. Фото: Галина Суслова.
Окрест Макарьева как и сотни лет назад простираются нехоженые леса, болота, реки истаринные деревни с причудливыми названиями.
- Деревни
Пелегово
- от личного имени Пелег, пеле - отпрыск.
Аманово
- от личного имени Аман, Аманай - видно, похоже.
Карыково
- карык диал. вырубка, выем в стене.
Шемятино
- от личного имени Шемят, Шемятай - небольшого роста, коротышка.
Лопалово
- лоп - низина.
Шохра
- шохра - лес на болоте.
Илейкино
- от личного имени Илей, Илейка - жизнеспособный, молодой.
Кукуй
- кукуй, кук - холм, возвышенность над рекой.
Мелешево
- от личного имени Мелеш - близкий к сердцу.
Самылово
- от личного имени Самыл, образовано от христианского Самуил.
Сокорново
- сокор, сокыр - слепой.
Полома
- пола - древн.фин - ягода. родствен. марийск. полан - калина. ягодное место.
Шохра
- заболоченный лес.
Нея-река.Фото с сайта: http:// ko44.ru
- Реки
Унжа
- от древнепермского - унджа - ручей, река.
Томша
- томаша, тымаша - шум.
Нерег
- нёр, нёрго - сырой, влажный, заболоченный.
Шокша
- шокшо - тёплый, незамерзающий.
Пода
- древне.пермск. пода - корень, побег.
Шомохта
- шом - гидрооснова, от др.уральского сом-ручей, ухт или охта - гидроформант- волок.
Койка
- кой - древне.пермск. - род, родство, га - гидроформант.
Нозома
- от древне.пермск. нёзь, неж - низина, лощина, топкое место, ма - гидроформант.
Водгать
- вӱд - вода.
Пизвас
- пиз, пиж- корень древне.пермск. происхождения означающий нечистое место, формант вас - возможно видоизмененное вож - корень, источник.
Шолокша
- шола - левый, кша, кса - гидроформант.
Кусь
- куз, кусь- ель.
Томша
- томшо - приятный.
Яхронка
- яхр - озеро, пруд.
Воломша
- древне.ф-у топооснова вола, вала - провал, долина, ша - гидроформант.
Юронгаш
- юр, йыр - древн.пермск. топооснова - омут, глубокое место в воде, глубь, га - гидроформант.
Коклаш
- кокла - средний.
Вожора
- вож - корень, вожора - корневище; корневая система.
Лахтога
- лахт, ляхт - приалто-финск. источник воды.
Тоехта
- древн.ф-у. той - поддержка, опора, прут, вершина, хта - гидроформант.
Лехта
- лекташ - выходить, выйти; покидать (покинуть) пределы чего-н.
Вонда
- ванды, вонды - куст, росток, рукоятка, род большой верши, морды из лоз для ловли рыб в ярах.
Шилекша
- ши - древне.ф-у гидрооснова. кша - гидроформант.
Жители Макарьевской стороны. Фото: Петр Бушманов.
- Ономастика
А современные русские локальные фамилии восходят к древним дохристианским именам и прозвищам напоминающими о недалёких временах, когда жившие здесь меря и мари ещё говорили на родном языке.
Алябышев
- московитское мирское имя Алабыш встречается в грамотах уже с XV века. Любопытно, что один из Алабышей (1556), ямщик, был сыном Колоба и, очевидно, по деду носил фамилию Перепечин - пример традиционных родовых имен по сходным предметам или калькамс туземных языков. (Фасмер). Алябыш, олябыш - изделие из теста: у жителей верхнего Поволжья это пирожок, у жителей Вятки - колобок.
Шешин
- шеш - ямный овин для сушки снопов перед полотьбой. мерян.-мар.
Мазин
- маза, маз- красиво, красивый. От личного имени Мазай. мерян.-мар.
Улегин
- улеги, улиги - простые, грубые кожаные башмаки, арханг., вологодск., перм., улеви мн. "крестьянская обувь", перм., унеги "верхние сапоги из оленьей шкуры", сиб., улиги "мягкие женские туфли без каблуков", петергофск. (Булич, ИОРЯС 1, 330). Согласно языковеду Калиме, родственно фин. uilo, uilokas "полусапожки с широкой, загнутой кверху подошвой".
Шурканцев
- 1. шурка - хохол, хохолок; торчащий клок перьев у птиц. мерян.-мар. 2. меряно-марийский женский головной убор "шурка". Название происходит от слова «шур» - рог, «шурка» - дословно переводится «рогатый»
Шоляков
- мерян.-мар. мирское имя Шоляк - братишка.
Телешев
- теле - зима, зимний. мерян.-мар.
Конышев
- мерян.-мар. мирское имя Коныш - кон - дом, +ыш - суфф. Домашний.
Вагурин
- вага, вагы - рычаг, шест. мерян.-мар.
Шиганов
- шига - рыба ёрш. мерян.-мар.
Шабанов
- шабан - проклислый, вязкий, топкий. мерян.-мар.
Шабаров
- шаба - дитя. мерян.-мар.
Каргашин
- каргаш - проклинать, проклясть. мерян.-мар.
Мардасов
- мерян.-мар. мирское имя Марда - средний. от др.финн. мардас - существо мужского рода.
Кокырев
Симанов
- мерян.-мар. мирское имя Симан - румяный, молодой.
Тетенев
- от прозвища Тетень. Оно ведет свое начало от глагола «тетенькать», значение которого В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет следующим образом: «ласкать, качать, тешить ребенка, нянчиться». От тете, тетя - дитя, детский. мерян.-мар.
Чамин
- мерян.-мар. мирское имя Чам, Чамай - чам, цам - жеребенок
Катаев
- мерян.-мар. мирское имя Катай - ката-й - древн. финнск. стойкий, выносливый
Шинов
- шин, шун - глина. мерян.-мар.
Толмаков
- мерян.-мар. мирское имя Толмак. От толмаш, толаш - приход, прибытие, приходящий.
Кокурин
- кокыр, кокур уст. полкопейки, грош. мерян.-мар.
Серышев
- серыш - письмо; текст с сообщением для отправления кому-либо. Серыше - прич. от сераш 2. прил. пишущий. мерян.-мар.
Шабаров
- мерян.-мар. мирское имя Шабар. От волго-финнск. шабра - сосед, товарищь.
Суснин
- сусна - свинья. мерян.-мар.
Челиков
- челык - божница, святое место. мерян.-мар.
Корёгин
- фамилия образована от топонима - Корёга - река текущая в тиснине, овраге.
Пагин
- мерян.-мар. мирское имя Пагин. От паг+ин - древн. пермск. финнск. - небольшая рыба, потомок.
Таламанов
- мерян.-мар. мирское имя Таламан, Талай, Талим. От тале - сильный, быстрый, смелый. мерян.-мар.
Шадрунов
- мерян.-мар. мирское имя Шадра, Шадрун. От шадыра, шадра - рябой. мерян.-мар.
Шалагин
Визяев
- мерян.-мар. мирское имя Шала, Шалага. От шала - кисть кудели, перен.смс. привет, поклон. мерян.-мар.
Полностью перейдя на русский язык чуть более двухсот лет назад, на территории нынешней Костромской области меря и мари физически никуда не исчезли. Об этом, как мы видим, свидетельствует распространённый среди современных жителей Унженской земли антропологический тип, финно-угорские фамилии, особенности языка, топонимика. Потаённая Финноугрия и ныне живет и здравствует среди нас.
Унжа - река, протекающая на территории самого большого государства, расположенного на материке Евразии. Ее русло проходит в европейской части РФ по двум областям - Вологодской и Костромской. На ее берегах можно встретить базы отдыха, рыболовецкие комплексы, также есть места для отдыха с палатками. В эту местность люди часто приезжают поохотиться и порыбачить. Любители «дикого» отдыха будут в восторге от окружающих пейзажей, чистого воздуха и уникальной природы.
Характеристика реки
Унжа - река, которая является левым Она достаточно крупная. Протяженность водной артерии - 426 км.
Свое начало Унжа берет в месте, где сливаются реки Кема и Лундонга, на склоне в Вологодской области (северная часть Восточно-европейской равнины). Протекает по территории в направлении с севера на юг и впадает в Горьковское водохранилище (Унжинский залив), недалеко от города Юрьевец. Унжа относится к Волжскому речному бассейну.
В водоток впадает около 50-ти притоков, самые крупные левые - Княжая, Пеженга, Ужуга, Межа, Пумина; самые большие правые - Юза, Вига, Кунож, Понга, Нея. Река Унжа (Костромская область) - главная водная артерия Макарьевского и Кологривского районов.
В переводе с тюркского «унжа» означает «песчаная». И этому полностью соответствует дно реки. Оно сложено песчаными отложениями. Как правило, для отдыха больше подходит левый берег. Здесь часто встречаются песчаные пляжи.
Вдоль всего течения реки проходит проселочная дорога, которая имеет множество близких заездов. Кроме рыбалки Унжа популярна для сплавов на надувных лодках и плотах.
Особенности
В верхнем течении у истока Унжа широкая. Когда в реку впадают первые крупные притоки (Кунож и Вига), расширяется еще больше, до 60 м. Русло слабоизвилистое. На протяжении всего течения водная артерия имеет разный характер берегов: правый - крутой и высокий, основные населенные пункты находятся именно с этой стороны, в то время как левый - низкий, местами заболоченный, поросший лесной и кустарниковой растительностью. Унжа - река равнинная, иногда встречаются перекаты. В нижнем течении она расширяется до максимальных 300 м. Именно здесь образовался Унжинский залив. Максимальная глубина реки в верхнем течении - около 4-х м, в нижнем - до 9 м.
Флора и фауна
Растительность берегов представлена елово-пихтовыми сырыми лесами, которые богаты ягодами и грибами, а также представителями крупных млекопитающих, такими как медведи, лоси, рыси и волки. В нижнем течении, там, где берега болотисты, растительность представлена сосновыми борами и пойменными лугами.
Как и все реки этого региона, Унжа богата представителями ихтиофауны. В водах много щуки, леща, окуня, судака, жереха и плотвы. Унжа - река достаточно привлекательная для рыбаков. Рыбачить здесь можно в любое время года. Самый распространенный способ ловли - с берега. На дне встречаются топляки - остатки бывшего лесосплава. Рыбацкие места на реке встречаются вдоль всего течения.
Ранее по артерии осуществлялся лесосплав, сейчас прекращен. Унжа в некоторых местах судоходна. В зимний период она замерзает, а в апреле разливается. Весной поднимается до 9 м.
Строительство первого моста
Переход с одного берега на другой долгое время осуществлялся с помощью паромной, а зимой ледовой переправы. Однако летом 2016 года запланировали построить первый мост через Унжу. Данное сооружение будет находиться недалеко от поселка Гарчуха. Сообщается, что мост сможет выдерживать автомобильный поток, а максимальный вес нагрузки - 40 тонн. Его постройка чрезвычайно важна для местного населения, так как это значительно облегчит перевозку товаров. Кроме того, возведение моста поможет увеличить поток туристов, сообщают местные власти.
Не так давно мне удалось побывать на красивейшей реке Унжа, которая протекает в Вологодской и Костромской областях. Целью нашей поездки была сплавная рыбалка. Мы долго продумывали маршрут, изучая за компьютером спутниковые карты и собирая по крупицам всевозможную информацию о реке. Мне повезло: на просторах интернета я случайно наткнулся на одно любительское видео с Унжи, связался с его автором и узнал много полезного.
В планах у нас было подняться на моторах вверх по Унже на восемьдесят километров, до того места, где она берет свое начало от слияния рек Кема и Лундонга. Из вещей мы взяли с собой только самое необходимое, чтобы не захламлять лодки.
До реки добрались сравнительно быстро и без приключений, дорога заняла часов тринадцать. Прибыли на место уже вечером. До темноты оставалось около двух часов, а нам надо было еще спустить лодки на воду, пройти ходом вверх по течению и найти место для лагеря.
Последняя задача оказалась непростой: обрывистый берег и густой лес не давали нам возможности даже сойти на сушу. Все же, где-то через час мы заметили небольшой уступ берега и стежку. Высадились, осмотрелись и нашли маленькую полянку, на которой места как раз хватало на две палатки.
Утром, проснувшись пораньше, решили пройтись по берегу, и... О, чудо! В каких-то трехстах метрах от нашего лагеря оказался отличный «жилой комплекс»: дом из сруба, большая поляна, все условия для отдыха, не говоря уж о том, чтобы просто переночевать.
После плотного завтрака мы продолжили подъем по реке. Густой лес, яркая зелень, синее небо, чистый воздух - здорово! Первому экипажу, шедшему впереди, повезло: они наблюдали, как два лося переплывали реку. Вообще, зверя тут очень много. На берегах мы находили свежие следы медведей, тех же лосей, ну а про зайцев и говорить нечего, эти вплотную подходили к нашему лагерю. Невозможно словами передать всю красоту этой местности.
Сама Унжа с ее многочисленными перекатами очень интересна; мы еле сдерживали себя, чтобы не начать ловлю раньше времени. Река все время петляла, и порой нам казалось, что мы плывем в обратном направлении. Удручало обилие сетей. Правда, жизнь у местных - не сахар, и рыба для них - важное подспорье. Нам рассказали, что раньше, когда работала лесопилка, валили лес, работа была у всех, и жили хорошо, была школа и два детских сада. Но потом все позакрывали, и люди остались ни с чем. Кто уехал в город, а кто остался в деревне. Их жалко, но радует то, что они полны оптимизма. Все встретившиеся нам местные оказались добрыми и отзывчивыми людьми, ни один из них не был пьян.
Здешние рыболовы перемещаются на самодельных лодках, длинных и узких. Очень забавно смотреть, как они проходят мелководные перекаты. У нас же с нашими «заряженными» лодками с водометными моторами, специально рассчитанными на мелководье, никаких проблем, конечно не возникало.
Наконец, мы у цели. Кема и Лундонга, сливаясь, дают здесь начало Унже. Отсюда и начнется наш сплав, в ходе которого мы будем облавливать все перспективные места.
В это путешествие я взял с собой два спиннинга. Основная снасть состояла из удилища Norstream Areal 662L и катушки Shimano Vanquish 2500S. В запасе я держал Norstream Areal New 702L. Эти спиннинги оказались идеальны для наших условий, и я всегда мог без труда перейти от вращающихся блесен к небольшим минноу и крэнкам.
Основным объектом нашей ловли был голавль, вес которого в Унже, по словам местных жителей, достигает трех килограммов. Но с первых же забросов стало понятно, что придется немало потрудиться. Вездесущий окунь не давал прохода нашим приманкам. Казалось бы, вот оно, отличное место для стоянки красноперого красавца! Ан нет, опять окунь или что ещё хуже, дикая плотва, которая так же охотно клевала на наши вращающиеся блесна River Old Torpedo. И через несколько часов мы уже задумались, правильно ли мы построили свой маршрут.
Принимаем решение уделять больше внимания перекатам, которых здесь немало. Правда, глубина на перекате редко превышает тридцать сантиметров и на крупную рыбу рассчитывать не приходится. Зато некрупный хариус присутствует в изобилии, надо только найти перекат с мелкой галькой на дне. Это мой первый опыт ловли хариуса, и мне очень интересно, хоть товарищи и подтрунивают: дескать, это не хариус, это детский сад, а вот когда граммов хотя бы от семисот.... Они-то знают что говорят, у них за плечами не один выезд на Север за этой рыбой, и на их счету особи далеко за килограмм.
Что ж, если здесь есть мелочь, значит, должно быть и что-то покрупнее. Продолжаю извлекать из воды хариусов одного за другим на блесну River Old Satellite Torpedo 2.8, которая у меня особо отличилась в этом путешествии. Делаю проводку на снос, без какого либо вращения катушки: скорости потока хватает, чтобы блесна заиграла, и остается только сопровождать ее удилищем, поддерживая леску в натянутом состоянии. Поклевка хариуса ощущается как четкий ударчик, или, как еще говорят, тычок. А после подсечки рыба начинает показывать свой характер. Форсировать вываживание не стоит, поскольку у хариуса слабые губы и крючок может их порвать, оставив вас без добычи.
А у Кирилла Satellite Torpedo сработала и по голавлю, причем в типичном для крупной рыбы месте: там, где мелководный перекат плавно переходит в омут с обраткой. Услышав крик Кирилла, мы подумали, что он подсек крупного хариуса, но он подвел к лодке красноперого красавца-голавля весом за килограмм. Все дело, как я понял, было в месте. А таких мест, к сожалению, на нашем пути встретилось немного. В одном из них мне удалось взять отличного голавля на воблер Timon PaniCra SR. Было еще несколько хороших поклевок, и у меня, и у Кирилла.
Итак, нам надо искать похожие места или вообще сразу плыть на глубину. Уже не на веслах, а на моторе мы устремляемся вниз по течению, останавливаясь только на перекатах. Но на перекатах стоит вездесущий хариус вперемешку с окунем. Кстати, хариус хватает не только блесны, но и небольшие воблерки, и хотя поклевки не столь часты, как на River Old Torpedo, зато размер хариуса чуть побольше. Неплохо зарекомендовал себя при облове небольших канавок и приямков воблер Jackall Soul Shad 45SP. Он хорошо держал струю и сразу погружался на нужный горизонт, а на медленной монотонной проводке, чиркая лопаткой по мелкой гальке, провоцировал рыбу на поклевку.
Пройдя в быстром темпе весь намеченный маршрут и вернувшись к месту старта, мы решили спуститься вниз по течению километров на двадцать, где река шире и глубже, а на дне еще со времен лесосплава лежат массивные бревна - идеальные укрытия для рыбы.
И вот уже в сумерках на Soul Shad 58 у меня попалась неплохая для здешних мест щука. Я сделал заброс под берег и начал медленную проводку с небольшими протяжками и паузами. Чувствовалось, как воблер стучит лопаткой по бревнам. И тут - мощный удар, тормоз визжит, удилище гнется... У меня промелькнула мысль, которую я даже озвучил: это же он, голавль, и очень хороший!
Пока я занимался вываживанием, Кирилл поймал несколько неплохих окуней. Был один интересный момент: когда он вытаскивал очередного полосатого, того до самой лодки сопровождали другие окуни. Глядя на эту картину, мы почти одновременно подумали и сказали, что это уже совсем другая река, тут рыбы явно больше!
Утром, встав пораньше, мы немедленно отправились на воду. В этот последний день нам не хотелось терять ни минуты. Казалось, мы нашли, наконец, рыбное место. И это было так! Среди затопленных бревен стояло немало крупных экземпляров. Кирилл буквально выдирал из-под завалов отличных голавлей, не давая им возможности достичь укрытия. Мы наблюдали, как туда-сюда курсировали небольшие стаи килограммовых голавлей. Иногда голавли сопровождали наши приманки до самого борта лодки.
сожалению, времени уже не оставалось, пора было отправляться домой. Как назло, нам всегда не хватает одного дня: только найдем рыбу - и уже надо возвращаться. Но, как бы то ни было, поездка на Унжу получилась интереснейшей, и мы получили богатый опыт.
Река Унжа
У́нжа - река во Владимирской и Рязанской областях России, левый приток Оки. Одна из наиболее красивых и немного таинственных речек в юго-восточной части Владимирской области. У нее есть тезка – приток Волги, более полноводный и известный.Река Унжа вытекает из Меленковских болот и впадает в Оку на уровне 78 м. Длина реки - 122 км, средний уклон - 0,431 м/км. Две трети пути Унжа течет по территории Владимирского региона, а низовье реки находится в Рязанском крае. Унжа – притягательна как для рыбаков (там ловится щука, окунь, лещ, ерш, плотва, елец и верховка), так и для туристов: байдарочные походы по ней, особенно в нижнем течении, – обычное дело.
По мнению доктора географических наук, специалиста по топонимике и ономастике нижегородца Льва Людвиговича Трубе, гидроним «Унжа» имеет финно-угорское происхождение и соотносится с марийским «унгшо», означающим «тихая, спокойная».
Точное место истока Унжи определить почти невозможно. Это где-то в обширном Волковском болоте неподалеку от заброшенного погоста Пьянгус с давно разоренной церковью в честь преподобного Сергия Радонежского из красного кирпича. Из болотистой низины близ погоста и вытекает маленькая речка, петляя в северном направлении. В паре километров после того, как болотный исток становится Унжей, на левом берегу неподалеку стоит деревня Тимошино - первое и одно из многих селений на этой реке.
Миновав Тимошино, Унжа, постепенно забирая к северо-востоку, опять втекает в заболоченную местность – так называемое Мощеное болото и далее, проделав путь еще в километр-полтора по полю, пересекает шоссе Максимово-Синжаны-Меленки, там через набирающую силы речку наведен первый мост.
Затем, вбирая несколько лесных истоков, в том числе 11-километровую речушку Вареху, Унжа в северо-восточном направлении достигает деревень Копнино на правом берегу и Верхоунжа – на левом. Далее на пути Унжи стоит большое село Архангел со старинным храмом Архангела Михаила. До 1920-х гг. в этой церкви хранился знаменитый « ». С его происхождением связано несколько легенд, по одной из которых крест принесен из Царьграда и помещен «на погосте, в церкви святого Архангела Михаила в Муромском уезде, в Унженском стане, на реке Унже в 25-ти поприщах от города Мурома». Случилось это не позднее XVI столетия, когда города Меленки не было и в помине. Сделанный из чистого золота крест в серебряном позолоченном и украшенном драгоценным жемчугом ковчеге пропал после разорения храма, и его судьба до сих пор остается неизвестной.
От Архангела река поворачивает на юго-восток, а потом в примерно двухкилометровом лесу и вовсе на юг. Выбравшись из леса, Унжа подходит к большой деревне Злобино на правом берегу. Там находится воинская часть, представляющая собой огромный арсенал боеприпасов, созданный еще во время Великой Отечественной войны. Прежде шоссе на Меленки проходило прямо через Злобино, но недавно там провели объездную дорогу, благодаря чему основной поток автотранспорта теперь минует специфический военный объект.
По-прежнему петляя в юго-восточном направлении, Унжа еще через полтора километра подходит к деревне Иватино, которая прославилась тем, что именно на ее окраине были выстроены новые дома для погорельцев Меленковского района, потерявших жилье во время погодных катаклизмов 2010 года.
После Иватино на пути Унжи на возвышенном правом берегу находится старинное , ныне ставшее пригородом Меленок. В старину Приклон являлся имением помещиков Названовых. Из них более всего известен последний – отставной штабс-капитан лейб-гвардии Измайловского полка , герой сражений с наполеоновской армией при Аустерлице и Фридланде, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость». Названов, выйдя в отставку, служил меленковским предводителем дворянства и держал у себя в имении крепостной театр, на приме которого в итоге и женился. Умер бравый вояка от холеры в 1848 году. Сегодня от великолепной усадьбы уцелели лишь выстроенная помещиком Михаило-Архангельская церковь и парковые аллеи из вековых лип на унженском берегу.
сегодня уже слилось с райцентром Меленки, ведущим историю с деревни Рогожино, входившей в XVIII веке в состав дворцовой Унженской волости. Позднее Рогожино получило название Веретево, а в 1709-м стало называться селом после постройки там церкви и стало именоваться Меленки. В 1778 году при учреждении Владимирской губернии Меленки сделаны уездным городом. Унжа делит Меленки на две связанные между собой автомобильным мостом неравные части, из которых большая с историческим центром остается на левом берегу.
За Меленками Унжа, сильно петляя, по-прежнему течет в южном направлении, причем ее правый берег порос смешанным сосново-березовым лесом, а левый – лишь мелким кустарником. У деревни Лехтово на левом берегу в Унжу впадает речушка Лехтовка. Немного ниже по течению Унжа принимает еще один, уже правый приток – речку с трогательным названием Кормилица. Затем речная излучина огибает село Войново с расположенной на возвышенности деревянной Спасской церквушкой с невеликой двухъярусной звонницей. За Войновом близ Илькинского лесничества слева в Унжу впадает еще одна небольшая речушка с замечательным именем Яселька.
Дальше Унжа несет свои воды между селом Илькино (сельский статус оно получило после строительства деревянного Богоявленского храма в 1870 году, один из илькинских крестьянских домов ныне находится в Музее деревянного зодчества в Суздале) и деревней Осинки. Берега Унжи там безлесные. Она продолжает стремиться на юг и юго-восток. В километре от Илькино на левом берегу Унжи находится деревня Кулаки, а еще через километр с небольшим на том же берегу – село Кудрино, ведущее историю с Кудринского селища (считается, что его основало племя мурома) у ручья, впадающего в Унжу.
За Кудрином Унжа вновь течет среди лесов почти параллельно Оке. Примерно в 6 с лишним километрах ниже последнего владимирского села река уходит на территорию Рязанской области. Пограничная полоса отличается безлюдьем. В 4 км. от межобластной границы Унжа принимает правый приток речку Ксегжу (Черную), длиной в 37 км. Рядом с устьем Ксегжи на правом берегу Унжи находится старинное село Ардабьево, где в XIX веке находилась богатая усадьба помещиков Воейковых с большим парком, садом и церковью. Уцелел лишь храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, круглое в плане здание которого по преданию перестроено из татарской мечети.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери. с. Ардабьево, Рязанская обл.
В нижнем течении на Унже встречаются пороги и затопленные деревья, а берега по большей части голые и местами холмистые, лишь с кустарником у воды. Кстати, сама речная вода имеет коричневый оттенок, так как река течет по торфянистым низинам.
Примерно в 5 км. от Ардабьево неподалеку от левого берега Унжи находится большой – бывший уездный город Тамбовской губернии, известный со времен Дмитрия Донского. Елатьма стоит на правом берегу Оки, причем между двумя реками там всего 4 километра. Неподалеку от Елатьмы близ села Ермолово раньше находился железоделательный унженский завод, от которого давно не осталось и следа. О нем напоминает Успенская церковь в Ермолово, выстроенная в 1795 году тогдашним владельцем завода Андреем Родионовичем Баташевым. Существовавший там прежде деревянный храм Баташев перенес в соседнее село Сабурово, где уникальный памятник старины сохранился до сих пор.
От Сабурово до устья Унжи, которая там становится заметно шире и течет среди зарослей ивняка, всего пара километров. У самого устья на левом унженском берегу находится деревня Урдово, прославившаяся в 1995 году, когда там режиссером Владимиром Хотиненко был снят кинофильм «Мусульманин», получивший призы на различных конкурсах и фестивалях.
В устье Унжа намывает песчаную косу, которую местные жители в шутку называют «Бермудским треугольником». Эту мель обозначает красный бакен, символ того, что дальше – уже Ока…
Николай Фролов
Copyright © 2018 Любовь безусловная