Успешно испытана абсолютная защита россии. Успешно испытана абсолютная защита россии Модернизация была неизбежна
Провело успешное испытание новой российской противоракеты. На модернизированной версии ракеты установлены новые двигатель и бортовая аппаратура на современной базе, поэтому ее боевые возможности расширены. Это уже второй пуск ракеты: первый состоялся еще в ноябре прошлого года.
На этой неделе российские военные провели успешные испытания новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО). Они прошли на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Противоракета успешно поразила условную цель.
Практически все противоракеты 53Т6 (или ПРС-1М) к системе ПРО А-135 изготовлены еще во времена СССР.
Однако рано или поздно у этих изделий закончатся сроки эксплуатации, в связи с чем было принято решение о возобновлении серийного производства противоракет этого типа, но уже на совершенно новой основе.
Как ранее писала «Газета.Ru», c 2010 года концерном ВКО «Алмаз-Антей» для начала было возобновлено производство твердотопливных ракетных двигателей для противоракет 53Т6. 20 декабря 2011 года осуществлен первый запуск ПРС-1М с новым двигателем. Затем кооперация соисполнителей концерна приступила к возобновлению серийного производства противоракет в целом.
23 ноября 2017 года с площадки № 35 взлетело совершенно новое изделие. По внешнему виду это противоракета 53Т6 предыдущей версии, чей корпус выполнен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов с коническими зарядами твердого топлива специфической формы. Ракета имеет отделяемую управляемую боевую часть с газодинамическими рулевыми двигателями.
Теперь же на противоракете установлены новые двигатель, бортовая аппаратура на современной электронно-компонентной базе, конструкционные материалы.
Отсюда и вытекают расширенные боевые возможности этого изделия.
Обновленная противоракета стала развивать еще большую скорость. 53Т6 и в прежние времена летела в несколько раз быстрее пули и набирала за считанные секунды скорость более 3 км/сек., являясь самой скоростной ракетой в мире. В модернизированном же варианте ее скорость приблизилась уже к 4 км/сек.
Значительно возросли располагаемые перегрузки изделия. Если раньше они превышали 200 g, то теперь они вплотную подобрались к 300 g (для примера - ракета ЗРК С-75 выдерживала всего 8 g, зенитные управляемые ракеты современных систем «держат», как правило, не больше 30 g). И при таких перегрузках бортовая аппаратура противоракеты ПРС-1М сохраняет свою работоспособность.
У нового изделия практически в полтора раза возросла зона поражения по высоте и дальности. Теперь перехват боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет противника уверенно осуществляется на высоте значительно более 50 км.
Однако распространенные после пуска 12 февраля 2018 года некоторыми источниками сведения, согласно которым «новая система ПРО разгонит вражеские ракеты, как стаю комаров» является весьма большим преувеличением.
Даже модернизированный вариант А-135 имеет вполне конкретные боевые возможности и принципиально не предназначен для отражения массированного ракетно-ядерного удара.
Также не имеют отношения к реальности и данные, что модернизированную ракету ПРС-1М испытывали бросковыми испытаниями в Плесецке. На 1-м ГИК для этого нет ни развернутого многоканального стрельбового комплекса, ни шахтных пусковых установок, ни измерительного комплекса.
И, наконец, в модернизированном варианте системы ПРО А-135 нет никаких «новых принципов», на которые указывали отдельные источники. В «Амуре» реализован классический дуэльный принцип построения системы противоракетной обороны.
Противоракета ПРС-1М - это атмосферная высокоскоростная противоракета ближнего эшелона системы ПРО А-135. В июле 1979 года на площадке № 35 был произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1.
Первый пуск ракеты 53Т6 в замкнутом контуре управления состоялся в июле 1981 года, а уже 18 июня 1982 года две противоракеты, стартовавшие с площадки № 35, осуществили перехват баллистических ракет РСД-10 (пуск произведен с полигона Капустин Яр) и баллистической ракеты Р-29, запущенной с ракетного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота. 17 февраля 1995 года система ПРО А-135 принята на вооружение ВС России.
Командование войск Воздушно-космической обороны (ВКО) России сообщило о сроках экспериментальных и учебно-боевых испытаний новой системы А-235 «Самолет-М», которая станет основным элементом противоракетного щита Москвы и области. Источник газеты «Известия» в командовании ВВКО сообщил, что испытания пройдут в конце весны или начале осени 2013 года. Сразу после них А-235 может заступить на боевое дежурство.
По сообщению источника, «стрелять будут ракетой 53Т6, которая на Западе классифицируется как Gazelle. Сейчас Московский позиционный район защищают А-135 «Самолет», оснащенные только ядерными боеголовками. А «Газель» может иметь как ядерную, так и кинетическую боевую часть. Проще говоря, болванку.»
Возможность отказаться от мощного ядерного противоракетного оружия появилась в связи с развитием современных средств наведения и связи. А-135 стоит на боевом дежурстве с 1970-х годов, когда операторы наведения не имели возможности точно попасть в атакующую ракету. В отличие от него А-235 может наводиться по радиосигналу с земли с точностью до сантиметров.
«Самолет-М», разработанный конструкторским бюро «Новатор» в Екатеринбурге, выполняет задачи, отличные от задач широко известных нынче С-400 «Триумф» и перспективных С-500 «Прометей». У него больше высота (до 30 км) и дальность (до 100 км) поражения. Кроме того, А-235 способен перехватить самые скоростные из существующих МБР. Указываются и недостатки: если «Триумф» оснащен головками самонаведения (система «выстрелил и забыл»), то «Самолет-М» управляется только по радиокомандам оператора.
Это логично, считает офицер командования ВВКО. Противоракеты всех типов наводятся по радиолучу РЛС. Ракета с головкой самонаведения нуждается только в первоначальном направлении, а дальше она ищет цель сама. Но на высотах 30 км вокруг противоракеты образуется облако плазмы, которое препятствует радиоимпульсам с земли. Так что в стратосфере головки самонаведения малоэффективны, а возможно только радиокомандное наведение с помощью узконаправленного луча высокой мощности.
В комплекс А-235 входят радиолокационная станция (РЛС) «Дон-2М» и пусковые установки «Газелей». Практически все тактико-технические характеристики А-235 составляют государственную тайну. Известно только, что вооружен он будет дальнобойными и противоракетами среднего радиуса. Зависит ли от радиуса оснащение ядерной боеголовкой или болванкой - тоже секретно, поделился с «Известиями» источник в командовании ВКО.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов назвал «Самолет-М» настоящим противоракетным комплексом в отличие от А-135. По его словам, «задача ПРО сохранить свои объекты и инфраструктуру, а «Самолет» способен только на ядерный перехват, от которого больше страдают собственные объекты. А-235 за счет кинетической боевой части уничтожит ракету противника без ущерба прикрываемым территориям. С другой стороны, ядерной противоракете достаточно взорваться в нескольких километрах от цели, а кинетической требуется сверхточность. Сомнительно, что конструкторы «Новатора» добились столь выдающегося результата в стратосфере.»
Работы по системе ПРО «Самолет-М» ведутся с 1997 года. В 2011 году прошли первые испытания на полигоне Сары-Шаган. Он должен стоять на боевом дежурстве совместно со своим предшественником А-135.
Ракета 53Т6
Конструкция - тип корпуса - несущий конус; корпус выполнен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов с прочноскрепленными коническими зарядами твердого топлива специфической формы. Согласно информации с Balancer, корпус ракеты выполнен из титана и имеет керамический наконечник. Отделяемая ступень со стартово-разгонным РДТТ, отделяемая управляемая БЧ с газодинамическими рулевыми двигателями, направленными перпендикулярно к оси ракеты. Старт ракеты газодинамический на собственном двигателе. Есть информация об использовании ПАД при старте - не подтверждена либо в разных модификациях ракет используются разные типы старта.
Двигатели - стартово-маршевый РДТТ 5С73 на смесевом высокоэнергетическом топливе с высоким удельным импульсом, горение топлива происходит со скоростью близкой к скорости звука ("управляемый взрыв"). Управление направлением движения газодинамическое с помощью впрыска в сопло основного двигателя продуктов сгорания из камеры сгорания. На отделаемой управляемой ГЧ - с ипользованием импульсных микродвигателей направленных перпендикулярно продольной оси ракеты (вероятно расположены в районе центра масс ракеты).
Двигатель ракеты 53Т6 разработан ОКБ-16 - Казанским КБ двигателестроения (позже КБ "Союз") главного конструктора П.Ф.Зубца, ведущий конструктор - И.Х.Фахрутдинов. Техническое задание на создание двигателей для ракет 53Т6 / ПРС-1 и ракеты ЗРК 9М82 поступило в 1969-1970 г.г. Вероятно, двигатель разделен на стартовую часть с одним составом топлива и маршевую часть с топливом другого типа (не подтверждено). В рамках работ по по созданию системы ПРО А-235 / РТЦ-181М в 2010 г. проводится комплекс работ по восстановлению производства для изготовления двигателей ракет 53Т6 (изделия 5С73). Серийное производство корпусов РДТТ по состоянию на 2010 г. ведется на ОАО "Авангард" (г.Сафроново, согласно годовому отчету ОАО).
Тип заряда твердого топлива - канально-щелевой (предположительно).
Длина двигателя без сопла - не менее 7 м (данные оценочные)
Тяга двигателя - 500-600 т / 650-750-1000 т (данные источника Щит России / данные оценочные)
Время работы РДТТ - 4 с
Тактико-технические характеристики
Масса - 9693 кг
Масса топлива - 7625 кг
Масса ГЧ - 500-700 кг (оценочно)
Масса БЧ - 150 кг (оценочно)
Дальность действия:
- 80-100 км
- 20.8 км (полигонные пуски 53Т6)
Высота поражения:
- 5000-30000 м
- 14000 м (полигонные пуски 53Т6)
Скорость:
- 10-14 М (по одним данным)
- 5200-5500 м/с (по др.данным)
- 4000 м/с (по др.данным)
- до 3600 м/с (источник - Щит России)
Скороподъемность - 30000 м высота за 5-6 с
Время разгона до максимальной скорости - 3-4 с (по разным данным)
Время выхода из шахты с момента запуска - 0.2-0.4 с
Максимальные перегрузки:
- 210G продольная
- 90 G поперечная
Угол отклонения ракеты после старта - до 70 град
Гарантийный срок хранения - не менее 10 лет, возможно, с продлением до 15-20 лет по итогам дополнительных испытаний и доработок.
Типы БЧ
Ядерная БЧ с боевым блоком АА-84 мощностью 10 кт. БЧ с системой подрыва разработана в КБ-11 под руководством С.Г.Кочарянца, ядерный боевой блок с начинкой из плутония-239 - ВНИИЭФ (г.Арзамас -16) под общим руководством Ю.Б.Харитона.
Осколочная БЧ направленного типа, возможно, аналогична ЗУР 9М83 ЗКР С-300ВМ и возможно разрабатывалась по теме ОКР "Самолет-М", 1990 г. или позже. Так же возможно, что такая БЧ применяется на модификации ПРС-1М. БЧ ЗУР 9М83 имеет плотность поражения цели активными поражающими элементами-осколками массой по 15 грамм 5-6 фрагментов на 1 кв.м.
Модификации
ПРС-1 / 53Т6 - атмосферная противоракета среднего радиуса действия; главный конструктор - Лев Люльев.
ПРС-1М / 53Т6М - атмосферная противоракета среднего радиуса действия, модернизированный более поздний вариант ПРС-1; главный конструктор - Павел Камнев; По состоянию на 2011 г. под ракетой 53Т6М понимается вариант противоракеты 53Т6 с вновь произведенным двигателем и модернизированной системой управления. Первое испытание (успешное) произведено 20 декабря 2011 г. на 35-й площадке полигона Сары-Шаган.
54Т6 - опытная модификация; автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 24Д6;
59Т6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 23Е6, полигонная ПУ - 17Ж6;
66Т6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 33Е6;
39В6 - опытная модификация, применение с мобильной ПУ 34Е6.
Статус - СССР / Россия
1987 г. - на вооружении состоит 32 ПУ (по оценкам западных экспертов);
1988 г. - суммарное производство 500 шт и планировалось производство еще 3 000 шт. (по оценкам западных экспертов);
1990-1992 г.г. - размещено 68 ПУ (по отечественным данным), стартовые позиции размещены рядом с населенными пунктами Лыткарино (16 ПУ), Сходня (16 ПУ), Королев (12 ПУ), Внуково (12 ПУ) и Софрино (12 ПУ) вокруг Москвы; поставки ракет на позиции системы ПРО А-135 завершены в 1992 г.
1992 г. лето - принимали участие в учениях сил ПРО;
1993 г. - серийное производство ракет прекращено.
1998 г. - по сообщениям СМИ (2005 г. и позже) комплекс с РЛС "Дон-2Н" в это время был полностью небоеспособен. В то же время в некоторых источниках (2005 г. и позже) указывается, что боеспособность комплекса с РЛС "Дон-2Н" в 1998 г. восстановлена до уровня 50%.
1999 г. 2 ноября - произведен испытательный пуск противоракеты ближнего перехвата 53Т6. Продление гарантийного срока.
2004 г. 29 ноября - на полигоне Сары-Шаган произведен испытательный пуск ракеты 53Т6. По данным "Коммерсантъ" пуск произведен в рамках испытаний на продление гарантийного срока на 2 года.
2006 г. 5 декабря - на полигоне Сары-Шаган произведен успешный испытательный пуск противоракеты системы ПРО А-135. Вероятно, это был пуск ракеты 53Т6 (т.к. ракеты 51Т6 сняты с вооружения в 2006 г.).
2007 г. 11 октября - на полигоне Сары-Шаган произведен испытательный пуск ракеты 53Т6. Вероятно, в рамках испытаний на продление гарантийного срока. Это 42-й пуск ракеты 53Т6 начиная с 1983 г.
2007 г. 30 октября - на полигоне Сары-Шаган произведен испытательный пуск ракеты 53Т6. Вероятно, в рамках испытаний на продление гарантийного срока. Это 43-й пуск ракеты 53Т6 с 1983 г.
2009 г. - состоит на вооружении ВС России, 68 ПУ;
2009 г. 29 октября - на полигоне Сары-Шаган проведено успешное испытание противоракеты 53Т6 (вероятно, 44-й пуск). Таким образом завершены работы по продлению срока эксплуатации ракет 53Т6 проводившихся концерном ПВО "Алмаз-Антей" в рамках ОКР "Приозерск".
2010 г. - Радиотехнический институт (РТИ) проводит подготовку к натурным работам БУРЦ-Б по продлению срока службы ракет 53Т6. Выполняется модернизация устройств передающей части и разработка компонентов боевых алгоритмов РЛС 5Н20.
2010 г. - по данным годового отчета концерна ПВО "Алмаз-Антей" в рамках работ по созданию системы ПРО А-235 / РТЦ-181М проводится комплекс работ по восстановлению производства для изготовления двигателей ракет 53Т6 (изделия 5С73).
2010 г. 26 октября - на 35-й площадке полигона Сары-Шаган проведено успешное испытание противоракеты 53Т6 (вероятно, 45-й пуск). Пуск проводился в рамках работ по продлению срока эксплуатации ракет 53Т6:
2010 г. - в рамках работ по по созданию системы ПРО А-235 / РТЦ-181М в 2010 г. проводится комплекс работ по восстановлению производства для изготовления двигателей ракет 53Т6 (изделия 5С73). Серийное производство корпусов РДТТ по состоянию на 2010 г. ведется на ОАО "Авангард" (г.Сафроново, согласно годовому отчету ОАО).
Ракеты 51Т6 и 53Т6 шахтного базирования
Макеты ракет: слева 51Т6 (А-135), в центре А-350 (А-35М), справа 53Т6 (А-135)
Памятник ракете 5Я26 / ПРС-1 в ТПК комплекса "Азов" в Приозерске, полигон Сары-Шаган
Продолжается процесс обновления стратегической противоракетной обороны, прикрывающей от ракетно-ядерного удара Москву и центральный промышленный район. В рамках обширной и сложной программы осуществляются различные работы по строительству и испытанию модернизированных или новых компонентов обороны. На днях состоялась очередная проверка перспективной ракеты, призванной защищать жизненно важные объекты от ракет противника. Как сообщается, ракета-перехватчик успешно уничтожила условную цель и показала требуемые возможности.
Утром 2 апреля департамент информации и массовых коммуникаций министерства обороны России опубликовал официальное сообщение о только что прошедших испытаниях новой отечественной противоракеты. Как указывалось в короткой заметке, боевой расчет войск противовоздушной и противоракетной обороны воздушно-космических сил успешно провел очередной испытательный запуск новой ракеты для стратегической ПРО. Испытания состоялись на полигоне Сары-Шаган – главной площадке для подобных мероприятий.
Подготовка к ноябрьскому испытательному запуску
По окончании испытаний заместитель командующего объединением ПВО и ПРО воздушно-космических сил генерал-майор Андрей Приходько заявил, что модернизированная противоракета успешно поразила условную баллистическую цель. Поставленная тестовая задача была решена в установленное время.
Пресс-служба Минобороны также напомнила цели и задачи нового проекта. Указано, что система противоракетной обороны состоит на вооружении ВКС и предназначается для защиты столицы от ударов с применением средств воздушно-космического нападения. Кроме того, сложный комплекс, включающий массу различных систем и средств, используется для контроля космического пространства и предупреждения о ракетном нападении со стороны третьих стран.
Следует отметить, что это уже второй испытательный запуск модернизированной противоракеты, состоявшийся в этом году. Если же брать несколько последних месяцев, начиная с осени 2017-го, то недавний старт оказывается третьим в текущей программе испытаний. Согласно официальным сообщениям, первый испытательный пуск нынешней программы состоялся 23 ноября 2017 года. Следующий старт осуществили всего несколько недель назад – 12 февраля. Сообщалось, что в обоих случаях ракета-перехватчик успешно выполнила поставленную задачу и уничтожила учебную цель.
В официальных сообщениях департамента информации министерства обороны такие моменты не уточнялись, но известно, что в последние месяцы летные испытания проходит обновленный вариант уже существующей противоракеты, известный под названиями ПРС-1М и 53Т6М. Также профильные ресурсы сообщают, что для проведения текущих испытаний была выбрана площадка №35 полигона Сары-Шаган, а запуски обеспечиваются многоканальным стрельбовым комплексом 5Ж60П «Амур-П».
По известным данным, текущий проект разработки и испытаний перспективной ракеты ПРС-1М является частью более крупной программы модернизации отечественной ПРО. С начала девяностых годов боевое дежурство по защите Москвы и близлежащего региона несет противоракетная система А-235, также известная под обозначениями РТЦ-181М и «Самолет-М». В ее состав входят различные технические средства наземного базирования и набор ракет-перехватчиков. В базовой конфигурации этой системы ближний эшелон перехвата основывался на ракете ПРС-1 / 53Т6. Целью нынешних работ является переоснащение системы А-235 новыми ракетами.
Старт изделия
По понятным причинам, оборонная промышленность и военное ведомство не спешили раскрывать подробные сведения о важнейшем проекте, вследствие чего информация публиковалась крайне редко и в ограниченных количествах. Тем не менее, некоторые сведения о ракете ПРС-1М все же попали в открытый доступ. Кроме того, определенное распространение получили некоторые оценки и предположения, отличающиеся достаточной правдоподобностью.
Известно, что разработкой новых управляемых ракет для российской стратегической ПРО занимается опытное конструкторское бюро «Новатор» (г. Екатеринбург), входящее в состав концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». Первые сообщения о разработке совершенно новой либо модернизированной ракеты-перехватчика относятся к середине прошлого десятилетия. В дальнейшем проект такого несколько раз упоминался в тех или иных сообщениях, но без излишних подробностей.
На рубеже десятилетий стало известно, что концерн «Алмаз-Антей» готовит возобновление производства некоторых компонентов сравнительно старых ракет 53Т6. В частности, упоминалось о планах по выпуску новых твердотопливных двигателей для такого оружия. Уже тогда были определенные основания предполагать, что речь шла о производстве силовых установок для модернизированной версии ракеты ПРС-1М. Считается, что все эти работы были связаны с истечением гарантийных сроков у имеющихся ракет ПРС-1. Появление новых партий двигателей позволяло переоснащать серийные ракеты и возвращать их на дежурство.
Запуск 12 февраля 2018 г.
В декабре 2011 года состоялся первый испытательный запуск изделия ПРС-1, оснащенного двигателем новой серии, выпущенным после возобновления производства. Вероятно, тогда испытывалась противоракета в базовой конфигурации, полностью соответствовавшая исходному проекту 53Т6. При этом появились версии об испытаниях новой ракеты, представляющей собой, как минимум, модернизированный вариант существующей. Впрочем, официальные лица никак не прокомментировали подобные предположения. События следующих лет, в свою очередь, стали косвенным подтверждением того, что в 2011 году главной задачей была именно проверка двигателя новой партии.
Сведения об испытании перспективного изделия, официально называемого «новой модернизированной ракетой», появились только осенью прошлого года. Как сообщала пресс-служба Минобороны, 23 ноября 2017 года состоялся испытательный пуск такой противоракеты. Командование отметило, что пуск прошел успешно и завершился перехватом учебной цели. Тип изделия, использованного в испытаниях, впрочем, не уточнялся. Однако в видеоролике от министерства обороны можно было заметить, что на транспортно-пусковом контейнере опытной ракеты присутствовал индекс 53Т6М.
12 февраля 2018 года одна из площадок полигона Сары-Шаган вновь была использована для испытательного запуска «новой модернизированной ракеты». По словам А. Приходько, тогда еще имевшего звание полковника, изделие выполнило задачу и поразило условную цель. При этом ракета-перехватчик показала заданную точность. Всего через несколько недель состоялся очередной испытательный запуск, завершившийся уничтожением третьей цели, имитировавшей вражеское оружие. Теперь в официальных заявлениях указывалось успешное поражение цели в заданное время.
Противоракета летит к условной цели
По всей видимости, концерн ВКО «Алмаз-Антей» и министерство обороны должны будут продолжать испытания новых ракет. После нескольких тестовых запусков с атакой учебных целей такое оружие сможет получить рекомендацию к принятию на вооружение. За этим последуют соответствующий приказ и новый заказ на полномасштабное серийное производство. Вследствие этого в течение нескольких следующих лет стратегическая ПРО Москвы заметным образом обновит свои средства перехвата ближнего эшелона.
Проект 53Т6М / ПРС-1М, равно как и вся программа А-235 / «Самолет-М», имеет особое значение для обороноспособности и стратегической безопасности страны. По этой причине большая часть сведений о нем пока не оглашалась официальными источниками. Министерство обороны регулярно сообщает о проведении тех или иных работ, публикует фотографии и видеосъемку различных процессов, в том числе запуска ракет, но определенные данные хранятся в секрете. Как следствие, существует немало версий, описывающих технический облик и характеристики перспективного противоракетного оружия. Какие из них соответствуют действительности – пока неизвестно.
Известно, что ракета ПРС-1М, как и ее предшественник, состоит из стартовой и маршевой ступеней. В сборе изделие имеет форму конуса с некоторыми выступающими элементами. Для получения максимально высоких летно-технических данных обе ступени комплектуются твердотопливными ракетными двигателями, использующими современное смесевое горючее. Ракета поставляется с завода в цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере. Вместе с ним она перевозится к месту дежурства и загружается в шахтную пусковую установку.
Третий старт опытной ПРС-1М
Согласно известным оценкам, противоракета 53Т6М сохраняет уже проверенные временем принципы работы. Ее наведение осуществляется по командам с земли. Наземные компоненты системы ПРО А-235 следят за перемещениями баллистической цели и ракеты, а параллельно рассчитывают и передают команды для последней. Цель поражается при помощи специальной боевой части, сравнительно большая мощность которой компенсирует возможный промах. По некоторым данным, ракеты 53Т6М или им подобные в теории могут нести и конвенциональный боезаряд.
Имея достаточно высокие характеристики, изделия ПРС-1 и ПРС-1М не отличаются большими размерами и массой. Длина таких противоракет вместе с контейнером не превышает 12 м. Диаметр ТПК – не более 2 м. Стартовая масса – менее 10 т. С ракетами 53Т6 работают транспортно-загрузочные машины, построенные на основе четырехосных шасси марки МЗКТ. При этом сравнительно большая длина изделия привела к необходимости дополнения грузовой платформы вынесенными элементами. Также разработан колесный полуприцеп с креплениями и средствами загрузки ТПК в пусковую шахту.
Точные сведения о летных данных «новой модернизированной» отечественной ракеты-перехватчика пока официально не оглашались. По некоторым данным, она развивает скорость не менее 4-5 км/с. Дальность стрельбы, по разным оценкам, достигает 100 км, максимальная высота – до 40-50 км. За счет высочайшей скорости полета время на перехват цели сокращается до минимально возможных значений. Полет на максимальную дальность занимает считанные секунды.
Быстрый разгон обеспечивается двигателем высокой мощности, оставляющим примечательные клубы дыма
Следует отметить, что зона перехвата ракеты ПРС-1М не отличается большими размерами. Дело в том, что такая противоракета должна использоваться совместно с другими изделиями своего класса, имеющими иные летно-технические характеристики. При помощи двух или трех ракет-перехватчиков с разными параметрами система А-235 создает эшелонированную защиту достаточно крупного района.
Она позволяет перехватывать опасные объекты на дальностях до 1000-1500 км и на высотах до нескольких сотен километров. Задачей ближнего эшелона ПРО, представленного изделиями 53Т6 / 53Т6М, в таком случае является перехват единичных целей, сумевших прорваться через зону ответственности других ракет. Такая архитектура системы противоракетной обороны позволяет получить достаточно высокий потенциал и снизить до минимума вероятность успешного ее прорыва.
На протяжении нескольких последних лет ряд ведущих предприятий российской оборонной промышленности работает над модернизацией существующей системы стратегической противоракетной обороны. Одним из главных способов ее обновления является обновление одной из существующих ракет, направленное на повышение ее технических и боевых характеристик. Такой проект, известный по индексу 53Т6М, еще в прошлом году дошел до стадии испытаний, и к настоящему времени было выполнено три тестовых запуска. По всей видимости, аналогичные мероприятия будут проводиться и в будущем. При этом следует помнить, что дата принятия ракеты на вооружение и последующая ее постановка на дежурство приближаются с каждым новым испытательным запуском.
По материалам сайтов:
https://function.mil.ru/
http://rg.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://bmpd.livejournal.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-354.html
Русские военные провели успешные испытания новой противоракетной отечественной системы ПРО, способной стать абсолютной защитой от ракетного нападения врага. В отличие от американских ракет ПРО, испытание которых в США закончилось очередной неудачей, российские изделия успешно поражают цель. Эта чуточку отдающая старой советской пропагандой фраза, тем не менее, исчерпывающе описывает то, что произошло на полигоне Сары-Шаган, где с 35-й площадки был произведён второй испытательный пуск противоракеты ПРС-1М (53Т6М). По свидетельству заместителя командующего объединением ПВО-ПРО особого назначения ВКС РФ полковника Андрея Приходько, изделие успешно поразило назначенную цель.
Это уже второй подряд удачный пуск противоракеты ПРС-1М. Предыдущий был осуществлён там же, в Сары-Шагане, 23 ноября 2017 года. Начальные же испытания с новым двигателем прошли 20 декабря 2011 года. Хотя особо скрупулёзные специалисты не упускают случая напомнить, что самые первые испытания ракеты 53Т6 прошли ещё аж в июле 1979 года. То есть снова мы видим в строю всевременные разработки бесконечномерного советского оборонно-промышленного комплекса, который так и не удалось до конца разрушить услужливым отечественным либералам и их хищным заокеанским заказчикам.
Что такое ракета ПРС-1М
Атмосферная высокоскоростная противоракета ближнего эшелона 53Т6М разработана Опытным конструкторским бюро "Новатор" в Екатеринбурге, которое входит в состав АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей".
Она является глубокой модернизацией противоракеты ближнего эшелона 53Т6 системы противоракетной обороны А-135 и предназначена для использования в качестве противоракеты ближнего эшелона в системе А-235. В этом качестве рассчитана на перехват и поражение боевых частей межконтинентальных баллистических ракет. Дальность действия - около 100 километров, высота - до 30 километров. Ракета, таким образом, является ударным элементом системы ПРО Москвы и Центрального промышленного района, способной автоматически фиксировать цель, самостоятельно идентифицировать её и самостоятельно принять решение о перехвате.
За этими казёнными данными таится, однако, совершенно новая разработка, у которой на данный момент вообще нет конкурентов. Так заявил известный военный эксперт Виктор Мураховский, который подчеркнул вдобавок: на сегодняшний день нет таких ракет, что могли бы превзойти российскую 53Т6М.
На видео заметно, с каким ускорением эта ракета стартует, - отметил он на сайте телеканала "Звезда". - Если сравнивать с другими ракетами, то становится понятно - вряд ли кто превзойдет 53Т6М".
Эти преимущества, по мнению специалиста, складываются из новых рецептур топлива, новых цифровых систем управления, а также некоей "конфигурации боевой части".
А начиналось всё действительно в глубокие советские года. В самой их романтической части, можно сказать: ОКБ "Новатор" под руководством главного конструктора Льва Люльева приступил к проектированию ракеты для системы объектовой ПРО С-225 "Азов" ещё в 1967 году. А эта система разрабатывалась под руководством таких легендарных конструкторов как Владимир Челомей и Александр Расплетин под кураторством не менее легендарного в узких кругах министра радиопромышленности Валерия Калмыкова. Так что можно сказать, что и совершенно новая ракета лежит на плечах у титанов…
Что такое система А-235 "Нудоль"
Американцы тогда не в деталях, но в целом были в курсе потенциала советских систем противоракетной обороны. Потому одним из приоритетных договоров в системе инициированной чуть позже Вашингтоном "разрядки" стало не логично напрашивающееся соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, а соглашение 1972 года по ПРО. При этом в логике американцам не откажешь: ограничим возможности русских в ПРО, а затем при нужде из договора можно будет и выйти, сохранив преимущество по наступательным системам.
Что в итоге и сделали.
Фото: www.globallookpress.com
Но только и русские уже тогда знали цену англо-саксонскому слову. А потому в договоре по ПРО было отдельно оговорено право сторон на один позиционный район ПРО. Американцы - в соответствии со всё той же вышеописанной логикой - прикрыли стартовые позиции своих ударных баллистических "Минитменов". Русские - Москву и Центральный район. Тоже в соответствии с понятной логикой - прикрыть основную массу населения, основные командные пункты и значительную часть промышленности.
Соответственно, не удалось американцам насладиться и бескровной победой над системой С-225. Потому как она плавно перетекла и вошла в проект системы ПРО А-135, в составе которого и была ракета 53Т6. Её почти боевым крещением стали испытания в июне 1982 года, когда сразу две противоракеты поразили одна - РСД-10 "Пионер" с подвижного комплекса, а вторая - Р-29 с подводной лодки. В 1984 году 53Т6 была официально включена в состав системы ПРО А-135. В феврале 1995 года вся система ПРО А-135 была принята на вооружение.
Сразу же начались работы по расширению возможностей этой системы - увеличению границ зоны поражения 53Т6, совершенствованию манёвренности, улучшению и убыстрению работы в целом. По ходу этих разработок усовершенствованная система получила индекс А-235 с обозначением проекта как "Самолёт-М" (ныне - "Нудоль").
С 2010 года система разрабатывается в НПО "Алмаз" в АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей", во главе работ стоит генеральный конструктор Борис Виноградов.
"Нудоль", как утверждается, работает полностью в автоматическом режиме, включая обнаружение и распознавание целей с последующим поражением боевых блоков МБР. При этом исключается детонация их зарядов. Система будет опираться на РЛС "Дон-2Н/5Н20", а также на полигонную РЛС "Дон-2НП/5Н20П". На ней будет стоять обновлённая программно-аппаратная часть в том числе на базе отечественных суперкомпьютеров "Эльбрус-3М".
Фото: www.globallookpress.com
Что сможет система "Нудоль"
Известно - и признано даже американскими конкурентами, - что развёрнутая сегодня вокруг Москвы система А-135 "Амур" по многим параметрам превосходит аналогичные системы в США. Например, уже противоракета 53Т6 может перехватывать баллистические ракеты противника и их головные части, летящие со скоростью до 6 - 7 км/с. Это, на минуточку, - класс гиперзвуковых ракет, близкий к собственно космическим скоростям. По переносимым нагрузкам и тяговооружённости она более чем в полтора раза превосходит лучшие иностранные образцы.
При этом спокойно осуществляется корректировка траектории противоракеты, в том числе на конечной стадии полёта перед отделением боевой части - её осуществляют импульсные газоструйные твердотопливные микродвигатели. Тем не менее, для полной надёжности поражения баллистических целей ракеты 53Т6 были оснащены ядерным зарядом.
А теперь представим на этой базе "совершенно новую" ракету…
"Нудоль" - это оружие комплекса противоракетной обороны Москвы, - отметил в разговоре с Царьградом один из ведущих военных экспертов России Виктор Литовкин. - Она напрямую не связана с семейством С-400 и С-500, но может использоваться в комплексе с ними. В том числе - против спутников. А ядерные боеголовки прежних противоракет заменяются на кинетические".
По некоторой информации дальность действия ракет составит до 1500 км, а высота поражения целей ракетами среднего эшелона - от 50 до 120 км. При этом новый комплекс будет обладать широкими возможностями не только по перехвату боевых частей баллистических ракет, но и космических аппаратов вероятного противника.
Благодаря этим и кое-каким другим, совсем засекреченным качествам, система ПРО "Нудоль" вскоре создаст непреодолимый антиракетный купол над центром России, заверяют военные специалисты.
2 апреля 2018 года Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, на полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Заместитель командующего объединением противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил генерал-майор Андрей Приходько в ходе мероприятия заявил, что «новая модернизированная противоракета системы ПРО успешно выполнила задачу и поразила условную цель в установленное время».
Испытательный пуск новой противоракеты ПРС-1М (53Т6М) разработки АО "Опытное конструкторское бюро "Новатор" (Екатеринбург; входит в состав АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") с многоканального стрельбового комплекса (МКСК) 5Ж60П "Амур-П". Сары-Шаган, 31.03.2018 (с) Министерство обороны России
Система противоракетной обороны состоит на вооружении объединения противовоздушной и противоракетной обороны Воздушно-космических сил, и предназначена для защиты города Москвы от ударов средств воздушно-космического нападения, а также выполнения задач в интересах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.
Комментарий bmpd. По известным сведениям, таким образом 31 марта 2018 года был осуществлен третий испытательный пуск с площадки № 35 новой противоракеты ПРС-1М (53Т6М) полностью нового производства разработки АО "Опытное конструкторское бюро "Новатор" (Екатеринбург; входит в состав АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей"), являющейся противоракетой ближнего эшелона новой системы противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного района А-235 (РТЦ-181М, ОКР "Самолет-М"). Первый пуск противоракеты ПРС-1М (53Т6М) полностью нового производства был произведен в Сары-Шагане 23 ноября 2017 года, второй пуск был произведен там 12 февраля 2018 года.
Система ПРО А-235 (РТЦ-181М) является модернизацией развернутой еще в 1980-е годы системы ПРО Москвы и Центрального промышленного района А-135 (РТЦ-181), принятой в опытную совместную эксплуатацию в декабре 1990 года и заступившей на боевое дежурство с февраля 1992 года.
Разработка модернизированного варианта системы ПРО А-135 была задана тем же Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 585-119 от 7 июня 1978 года, определившим развертывание системы А-135. Головным разработчиком выступал Научно-исследовательский институт радиоприборостроения (НИИРП, Москва).
Как сообщает веб-ресурс militaryrussia.ru , 31 января 1991 года Министерством обороны СССР был заключен с НИИРП Государственный контракт № 406/1591 на проведение ОКР "Самолет-М" по модернизации системы ПРО А-135, расширению боевых возможностей системы А-135 в части увеличения дальней границы зоны поражения, увеличению маневренности противоракет, а также оснащению противоракет новой боевой частью. Согласно Указу Президента России от 17 февраля 1995 года № 163 НИИРП (с 2002 года - в составе ОАО "Концерн ПВО "Алаз-Антей", с 2010 года - в составе ПАО "НПО "Алмаз" в АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей") определен головным предприятием по модернизации и совершенствованию системы ПРО Москвы - системы РТЦ-181 - и созданию системы РТЦ-181М. Генеральным конструктором по системе А-235 (РТЦ-181М) являлся А.Г. Басистов, с 1998 года - . Б.П. Виноградов.
Предназначенная для использования в качестве противоракеты ближнего эшелона в системе А-235 противоракета ПРС-1М (53Т6М) является модернизацией противоракеты ближнего эшелона ПРС-1 (53Т6) системы А-135.
Первый пуск модернизированной противоракеты ПРС-1М (53Т6М) с оснащением новым двигателем был произведен в Сары-Шагане 20 декабря 2011 года. Затем было организовано производство противоракет ПРС-1М (53Т6М) полностью нового производства, и к настоящему времени таким образом произведено уже два пуска новых ракет.
Испытательные пуски противоракет осуществляются в Сары-Шагане с многоканального стрельбового комплекса (МКСК) 5Ж60П "Амур-П".
Видео пуска 31.03.2018 (с) Министерство обороны России: