Усадьба замятиных-львовых- третьяковых. Собственный особняк Шехтеля на Большой Садовой, встреча с почетным реставратором Г.В
Неподалеку от метро Кропоткинская на Гоголевском бульваре стоит прекрасный особняк неорусского стиля. Долгое время он был закрыт, да и сейчас доступ туда ограничен, здесь располагается Российский фонд культуры. Это Главный дом бывшей городской усадьбы А. Е. Замятина, позже С. М. Третьякова, а ещё позже П.П. Рябушинского.
Как же особняк выглядит внутри, что сохранилось и что было отреставрировано —>
История особняка
Главный дом усадьбы был построен здесь еще во второй половине XVIII века при князе Петре Александровиче Меншикове и представлял собой каменные палаты. К стене Белого города он стоял, как и положено, задом, а красивым фасадом и въездом с пилонами ворот он выходил к Большому Знаменскому переулку.
В 1806 году у усадьбы появился новый владелец, полковник Андрей Егорович Замятин. После пожара 1812 года Замятин перестроил дом, развернув его на 180 градусов. Парадная анфилада с красивым шестиколонным портиком под треугольным фронтоном смотрела теперь на новый Пречистенский бульвар, появившийся на месте снесённой стены Белого города.
Далее усадьбой владели статский советники камергер Дмитрий Михайлович Львов и почётная гражданка купчиха Ольга Андреевна Мазурина. После смерти Мазуриной в 1871 году усадьба была продана купцу Сергею Михайловичу Третьякову (1834 — 1892).
Сергей Михайлович – младший брат Павла Михайловича Третьякова. Братья продолжали дело своего отца, Михаила Захарьевича Третьякова, они были «льнянщики». Лен в России всегда считался коренным русским товаром. Поставщиком отечественного льняного полотна, пряжи и ниток была Кострома. Здесь Третьяковы вместе со своим зятем Коншиным учредили в 1866 году большую льняную мануфактуру (прядильную и ткацкую фабрики) — Большую Костромскую Мануфактуру.
Сергей Михайлович женился рано, в 1856 году, на дочери купца Мазурина Елизавете Сергеевне (1837-1860). Красивые и молодые, они любили веселые балы, которые во время жениховства постоянно проходили в Толмачах, где жили Третьяковы. Съезжались известные артисты, художники, музыканты. С последними особенно был дружен Сергей Михайлович, среди которых выделял Рубинштейна и Булахова. «Танцевали до упаду, до зари», – пишет В.П. Зилоти. «Молодая его жена во время бала раза три переодевалась: то вишневое платье с бриллиантами, то белое атласное с золотыми колосьями на фижмах, то палевое «тюль-иллюзион». И весь вечер личный парикмахер укладывал ее прическу после каждого переодевания. Всех пленяла юная красота жениха и невесты».
6 декабря 1857 года у них родился сын Николай. Но счастье длилось недолго. В 1860 году при родах Елизавета Сергеевна умерла. Рано оставшись вдовцом, Сергей Михайлович возглавил парижское отделение фирмы и много времени проводил в Париже.
В 1868 году он вновь женится. Избранницей его становится Елена Андреевна Матвеева. Дочь дворянина, вышедшего из купеческой среды. Своим дворянством Елена Андреевна очень гордилась и все время его подчеркивала. Характер имела вздорный и тяжелый. В результате семьи братьев не дружили. Для блестящей светской жизни, к которой стремилась жена, и был куплен новый дом.
Для коренной перестройки особняка приглашен был архитектор Александр Степанович Каминский (муж сестры Третьяковых). Именно тогда главный дом получил декор фасадов, выполненный в неорусском стиле. Декор арок, консолей придает зданию сходный с постройками древнерусского зодчества облик.
Главный вход в здание смещен вправо и выделен металлическим козырьком красивого узора на тонких чугунных колоннах - любимой и часто используемой Каминским в своих проектах деталью.
Красивая ограда особняка.
Перестройка главного дома проводилась в 1871-1873 годах. В это же время для размещения художественной коллекции владельца усадьбы Каминский возвёл двухэтажный флигель с большими окнами. Здание стоит справа с небольшим отступом от главного дома и соединено с ним двумя переходами — галереями.
Если войти в дом через парадное крыльцо, то мы оказываемся в вестибюле первого этажа.
Надо сказать, что нижний этаж, где размещались людские комнаты, кладовые, кухня и прислуга, был оформлен весьма просто. Первоначальные каменные своды в ходе перестройки Каминским были заменены железобетонными сводами «монье». Это было одно из первых применений этой конструкции в Москве, да еще в таком масштабе.
Из вестибюля посетители попадают на парадную лестницу, оформленную в классическом стиле.
Люстра над лестницей.
Во втором этаже во всю длину особняка была оформлена парадная анфилада залов. Особняк сразу был рассчитан на парадную, шумную толпу гостей, многочисленные приемы, банкеты и так далее. C площадки второго этажа дверь прямо ведет в аванзал, дверь справа — в бальный зал, с которого начинается анфилада залов, идущих вдоль фасада, дверь слева ведет в переход, соединяющий основное здание с галереей.
Вид лестницы с площадки второго этажа.
С верхней площадки лестницы гости попадали в бальный зал. Он пышно отделан лепниной с большим количеством амуров, поэтому его теперь называют амурным.
Сергей Михайлович с детства дружил с Николаем Григорьевичем Рубинштейном. Его очень любила даже Елена Андреевна. Именно на ее руках он скончался в Париже в 1881 году. В этом зале великий пианист и композитор играл очень часто. Здесь выступали и другие выдающиеся музыканты того времени.
Необыкновенно хорош в этом зале потолок – изящная лепнина и в центре панно с колесницей Аполлона и амурами.
Двери в зале отделаны шпоном карельской березы и обильной позолотой. Однако это вовсе не значит, что столько позолоты было при Сергее Михайловиче.
Еще один амур находится в углублении у амурного зала.
За арками в зале находится аванзал с камином. Это не единственный камин в доме, архитектор любил их, недаром он носил фамилию Каминский. Свою любовь к каминам он передал своему ученику, знаменитому впоследствии архитектору Шехтелю.
Хочу заметить, что это один из первых особняков, где помещения выполнены в разных стилях. В 1871 году это еще было в диковинку. Но потом это вошло в моду и каждый уважающий себя дом стал иметь готические, романские, рокайльные, барочные комнаты. Достаточно назвать известные московские особняки Смирнова и Стахеева.
Из бального зала дверь ведет в столовую. Это одна из первых столовых, выполненных в готическом стиле. Каминский мастерски использовал детали старых готических построек в декоре и убранстве. Главным в этом зале становится огромный средневековый камин. В стенах спрятались шкафы и двери в буфетную.
В ходе реконструкции Каминский пристраивает к основному зданию здание галереи в два больших этажа. В эту галерею мы проходим через переход. Последние годы в особняке шла реставрация, которая убрала все перестройки, сделанные Министерством обороны в советское время. В ходе этой реставрации было перекрыто пространство между основным зданием и галереей и образовался внутренний дворик, который мы видим, выйдя на сохранившимся чугунный балкон.
Пол на балконе.
Снизу основание балкона выглядит вот так.
Здание галереи внутри.
В окнах есть небольшие витражи.
Украшения на потолке галереи.
Сергей Михайлович начал собирать картины чуть позже брата. Как и старший брат, он мог часами ходить по выставкам, безошибочно угадывать в картинах их настоящую ценность, открывать новые таланты. Бывая часто за границей по торговым делам, он собрал хорошую коллекцию западноевропейской живописи. Собирал он в основном художников французской школы. Несколько известных полотен из собрания, таких как «Купание Дианы» Камиля Коро, теперь находятся в Пушкинском музее.
Но нельзя сказать, что С.М. Третьяков собирал только заграничных художников. У него была собрана неплохая галерея русских художников, однако они чаще всего висели в галерее брата. А в этом особняке всегда были «Бабушкин сад» Поленова и «Лунная ночь» Крамского (портрет хозяйки особняка).
В 1880-е годы сбылась мечта Елены Андреевны – муж получил дворянство и звание статского советника. В 1889 году она всё-таки уговорила мужа больше жить в Петербурге, поближе к высшему обществу и царю. Там на даче в Петергофе в августе 1892 года он неожиданно скончался. Похоронен он в Москве на Даниловском кладбище.
В 1893 году Елена Андреевна продает особняк Павлу Павловичу Рябушинскому (1871-1924). Старший из девяти сыновей Павла Михайловича Рябушинского, он в это время стал заместителем отца во всех делах. Павел Павлович на свои средства издавал журнал «Слово церкви» и еженедельник «Голос старообрядчества». Один из известнейших политиков начала XX века, П. П. Рябушинский оказывал финансовую поддержку «Совету съездов представителей промышленности и торговли», издавал газету «Утро России». В его доме на Пречистенском бульваре собирались виднейшие российские экономисты, намечались планы предотвращения в империи разного рода революций и экономического переустройства России. Но этим планам не суждено было воплотиться в жизнь: помешали сначала война, потом революция. В 1918 году все братья уехали в эмиграцию. Умер П.П.Рябушинский в совершенной нищете в 1924 году в Париже.
История – каверзная вещь. После прихода к власти большевиков в 1917 году именно в этом доме разместился Революционный трибунал, который стал карать врагов советского государства, в том числе сподвижников и коллег Рябушинского.
Вот эти гостиные были переделаны в 1902 году по заказу Рябушинского. Их старых фотографий не сохранилось. По мнению известного знатока дворянской Москвы Ирины Левиной, материалы которой легли в основу данного рассказа, и обои и львы на камине — это современные фантазии, так же как итальянские двери в этих помещениях. Здесь в последние двадцать лет вообще много всего сделано заново.
В советское время особняк находился в ведении Народного комиссариата по военным и морским делам, продолжительное время его занимали службы Министерства обороны СССР. В 1986 году усадьба была передана Советскому Фонду Культуры, во главе которого находился академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Но главное – в руководстве Фонда была супруга генсека, Раиса Максимовна Горбачева, благодаря которой и удалось отобрать особняк у Министерства обороны. В 1989 году здесь произошел пожар, и здание пострадало.
В 1993 году Фонд Культуры, ставший теперь российским, возглавил Никита Сергеевич Михалков. В феврале 1994 года в здании Фонда опять произошел сильный пожар, нанесший уникальному зданию огромный ущерб. Только благодаря авторитету и настойчивости Михалкова Правительством Российской Федерации были выделены средства на реконструкцию и реставрацию здания. Здание Российского Фонда Культуры было удостоено диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве.
Уже в нашем веке была осуществлена новая реставрация особняка, которая длилась восемь лет. В 2006 году началась программа реставрации усадьбы силами фонда. Позже подключили государство. Ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия проводились Минкультуры России с 2011 по 2014 год в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Эта реставрация убрала все перестройки Минобороны. Например, залы галереи были разбиты на этажи, а теперь они воссозданы.
Отреставрированный особняк был торжественно открыт 1 октября 2014 года. В церемонии открытия принял участие министр культуры РФ Владимир Мединский.
Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.
Путеводитель по архитектурным стилямНовая перестройка ждала усадьбу после пожара 1812 года - тогда она получила ампирные формы. Далее усадьбой владели статский советник, камергер Дмитрий Львов, а за ним купчиха Ольга Мазурина.
Наконец городскую усадьбу Замятиных купил С.М. Третьяков, брат основателя Третьяковской галереи. В 1873 году его зять архитектор А. Каминский перестроил дом в модном русско-византийском стиле для размещения предметов искусства. После смерти владельца его коллекция пополнила собрание Третьяковки.
Новым владельцем усадьбы стал фабрикант П.П. Рябушинский. И если к Третьяковым заглядывали Репин и Чайковский, то у Рябушинского собирались промышленники для обсуждения планов по предотвращению революции.
В 1917 году дом национализировали, и в нем разместился Революционный трибунал, затем - Военная прокуратура, а после Великой Отечественной войны - одна из служб Министерства обороны. В 1987 году здание усадьбы Замятиных-Третьяковых передали Фонду культуры.
Главный дом усадьбы датируется второй половиной XVIII века, когда её владельцем являлся князь Пётр Александрович Меншиков. При следующем хозяине, полковнике Андрее Егоровиче Замятине, в 1806 году к дому были симметрично добавлены две пристройки.
Дом пострадал во время 1812 года, во время восстановления он был расширен и перестроен в стиле ампир. Выходящий на бульвар главный фасад обновлённого здания был украшен характерным для архитектуры того периода шестиколонным портиком с фронтоном.
Затем усадьба принадлежала военному и государственному деятелю Дмитрию Михайловичу Львову, далее ей владела почетная гражданка, купчиха Ольга Андреевна Мазурина. В 1854 году по соседству с усадьбой на деньги Мазуриной была выстроена богадельня при церкви Ржевской Богоматери. После смерти владелицы в 1871 году имение согласно завещанию досталось церкви. В том же году усадьбу приобрёл купец, меценат и коллекционер Сергей Михайлович Третьяков, участок с богадельней церковь оставила себе.
Архитектор Александр Степанович Каминский, приходившийся Третьякову зятем, стал автором проекта перестройки усадьбы, завершившейся в 1873 году. Декор фасадов был выполнен в русско-византийском стиле. Композиция парадного фасада здания симметрична, вдоль него идёт ряд равномерно расположенных больших окон с полукруглыми арками, края здания выделяются похожими на башни ризалитами, которые венчает крыша в форме палаток. Карниз выполнен в форме полосы небольших арочек, ещё больше элементов древнерусского зодчества архитектор использовал при оформлении ризалитов: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники. Парадные залы дома были оформлены в разных исторических стилях: готическом, рокайльном и классическом.
Для размещения художественной коллекции владельца усадьбы Каминский возвёл двухэтажный флигель. Здание стоит с небольшим отступом от главного дома и соединено с ним двумя переходами-галереями.
Alexander Kaminsky , Public DomainТретьяков скончался в 1894 году, после чего его дом был продан предпринимателю Павлу Павловичу Рябушинскому, который владел им до революции 1917 года. С приходом новой власти усадьба была национализирована. Первоначально в 1917 году здание занял Революционный трибунал, затем здесь разместилась Военная прокуратура, а после Великой Отечественной войны - отдел внешних сношений Министерства обороны СССР.
В 1987 году дом перешёл в ведение только что созданного Советского фонда культуры. В феврале 1994 года здание сильно пострадало в результате пожара. Во время реставрационных работ 1994-96 годов был восстановлен лепной декор и роспись плафонов перекрытия второго этажа, элементов ограждений лестниц. В центральной части дома со стороны двора была сделана мансарда. Восстановление затронуло и флигель, были отремонтированы стропильные конструкции и кладка стен перехода между ним и главным домом.
Проект работ был выполнен институтом «Спецпроектреставрация» (научный руководитель Н. И. Сафонцева, автор проекта Т. В. Башкина) и был удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве. В бывшей усадьбе располагается Российский фонд культуры, правопреемник советского фонда.
Гоголевский бульвар в Москве – это одно из самых красивых и исторически ценных мест столицы России. Этот бульвар входит в знаменитое Бульварное кольцо Москвы, состоящее из 10 бульваров. Площади, также входящие в Бульварное кольцо, в названиях которых есть слово "ворота", являются своеобразным напоминанием об оборонительной стене Белого города, на месте которой и было заложено Бульварное кольцо. Именно задумки архитектора В. Долганова, с успехом воплотившиеся в жизнь, придали каждому бульвару Бульварного кольца Москвы индивидуальность. В 1978 году Бульварное кольцо объявлено памятником садово-паркового искусства.
Гоголевский бульвар начинается от площади Пречистенские ворота и доходит до площади Арбатские ворота. С площади Пречистенские ворота и с Гоголевского бульвара начинается Бульварное кольцо Москвы. Со стороны бульвара на площадь Пречистенские ворота выходит станция метро Кропоткинская, названная так в честь князя Петра Алексеевича Кропоткина, бывшего ярым революционером, теоретиком анархизма, знаменитым ученым, посвятившим свою жизнь изучению Восточной Азии.
История Гоголевского бульвара весьма интересна. До 1924 года он именовался Пречистенский из-за той самой тщательно отштукатуренной стены Белого города, которая тогда стояла на месте бульвара. Сам город располагался на крутом берегу ручья Черторой, который позже был взят в подземную трубу. От Арбатской площади до Кропоткинской площади можно добраться на троллейбусе. Необходимо также отметить, что там, где на сегодняшний день пересекаются Гоголевский бульвар и переулок Сивцев Вражек, раньше в ручей Черторой впадал его приток ручей Сивец. Сам Черторой отличался тем, что один берег его был высоким, другой низким. В прошлом веке здесь любили бывать многие знаменитые личности: Гоголь, Герцен, Тургенев.
Известный пожар 1812 года не обошел стороной и Пречистенский бульвар. Многие строения были разрушены, поэтому бульвар утратил свой первоначальный облик, но в скором времени он был почти полностью восстановлен. В 1880 году здесь была проложена конно-железная дорога, которая проходила через все Бульварное кольцо. В 1911 году на месте этой дороги был введен в строй трамвай "А", т.е. Аннушка, долгое время бывший единственным видом транспорта на Бульварном кольце. Станция метро на бульваре открылась в 1935 году. На тот момент она называлась Дворец Советов и только с 1957 года стала именоваться Кропоткинская.
Нынешнее название бульвар получил в 1924 году в период празднований 125-летия известного русского писателя Н.В. Гоголя. Если сравнить Гоголевский бульвар со всеми остальными бульварами Москвы, то оказывается, что он занимает второе место по протяженности. Не менее примечателен тот факт, что Гоголевский бульвар является трехступенчатым, так как его внутренний проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторой имел неодинаковые по высоте берега.
Сам Гоголевский бульвар таит в себе немало секретов, в частности касаемо архитектуры. Каждая сторона бульвара имеет свою эстетику, свой характер, свою индивидуальность. Привлекает взор старинный особняк №5, возведенный для статского советника Секретарева. Позже дом занимал архитектор Тон, руководивший строительством храма Христа Спасителя. В 40-е годы 20 века в этом доме жила семья Василия Сталина. Весьма примечателен дом № 23, он привлекает туристов витражными лопатками, расположенными между окнами пятого этажа. Летом в ясный погожий день нельзя не заметить, насколько цвет керамических вставок близок к цвету неба. Немного поодаль в одном из дворов виднеется небольшая церквушка Апостола Филиппа, построенная в 17 веке.
Четная сторона Гоголевского бульвара знаменита тем, что практически в каждом доме здесь либо жили, либо останавливались известные люди. Так, в доме №2 часто проводил время А.С. Пушкин, а дом №6 был построен специально для городского головы С.М. Третьякова, брата знаменитого мецената П.М. Третьякова. В 1929-1930 годах здесь был возведен Дом Художников, над проектом которого работала группа архитекторов, среди которых И. Леонидов, В. Владимиров, М. Барщ и другие. Ярким образцом московского классицизма является особняк №10 на Гоголевском бульваре. Изначально в нем жил и впоследствии был арестован известный декабрист М. Нарышкин. На сегодняшний день, гуляя по Гоголевскому бульвару, на этом доме можно увидеть мраморную доску с изображением кандалов, переплетенных веткой лавра, которая была установлена в память о собиравшихся здесь декабристах. Пройдя чуть дальше, оказываемся возле дома №14, где сейчас разместился Центральный шахматный клуб. А в 19 веке это здание было своеобразным центром музыкальной жизни Москвы. В доме бывали Шаляпин, Рахманинов, Глазунов.
Символом Гоголевского бульвара является памятник Н.В. Гоголю, который имеет долгую и неоднозначную историю.
Практически в конце Гоголевского бульвара находится памятник М.Шолохову, проект которого был разработан скульптором А. Рукавишниковым. Пока еще основная идея автора не просматривается полностью, так как памятник находится в стадии установки. Перейдя через дорогу от Гоголевского бульвара, мы попадаем в тихое, спокойное место. Здесь красуется Храм Христа Спасителя, построенный как своеобразная благодарность Господу Богу за заступничество в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Если пройти по Гоголевскому бульвару назад до Пречистенских ворот, то вас ожидает еще один сюрприз: подходя к арке у входа на бульвар, вы с удивлением обнаружите, что прямо за ней начинается небо.
Гоголевский бульвар фигурирует и в литературе, и в кино. Он описан в Москве будущего Кира Булычева, именно здесь происходит действие двух сцен фильма "Москва слезам не верит" режиссёра Владимира Меньшова. Сам Гоголевский бульвар представляет собой символ слияния природы и цивилизации, поскольку рядом с лесистыми участками, где даже можно собирать грибы, проходят дороги. Можно с уверенностью заявлять, что туристы останутся довольны прогулкой по Гоголевскому бульвару, ведь здесь максимально сконцентрирован дух истории, отраженный в старинной архитектуре.
Наше путешествие-прогулка начнется от павильона станции метро Кропоткинская.
Маршрут подготовлен по материалам проектаГлавный дом усадьбы (Гоголевский бул., д. 6, стр. 1) датируется второй половиной XVIII века, когда её владельцем являлся князь Пётр Александрович Меншиков. При следующем хозяине, полковнике Андрее Егоровиче Замятине, в 1806 году к дому были симметрично добавлены две пристройки. Дом пострадал во время Московского пожара 1812 года, во время восстановления он был расширен и перестроен в стиле ампир. Выходящий на бульвар главный фасад обновлённого здания был украшен характерным для архитектуры того периода шестиколонным портиком с фронтоном.
Затем усадьба принадлежала военному и государственному деятелю Дмитрию Михайловичу Львову, далее ей владела почетная гражданка, купчиха Ольга Андреевна Мазурина. В 1854 году по соседству с усадьбой на деньги Мазуриной была выстроена богадельня при церкви Ржевской Богоматери (Большой Знаменский переулок 5 стр.1). После смерти владелицы в 1871 году имение согласно завещанию досталось церкви. В том же году усадьбу приобрёл купец, меценат и коллекционер Сергей Михайлович Третьяков, участок с богадельней церковь оставила себе. Архитектор Александр Степанович Каминский, приходившийся Третьякову зятем, стал автором проекта перестройки усадьбы, завершившейся в 1873 году. Декор фасадов был выполнен в русско-византийском стиле. Композиция парадного фасада здания симметрична, вдоль него идёт ряд равномерно расположенных больших окон с полукруглыми арками, края здания выделяются похожими на башни ризалитами, которые венчает крыша в форме палаток. Карниз выполнен в форме полосы небольших арочек, ещё больше элементов древнерусского зодчества архитектор использовал при оформлении ризалитов: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники. Парадные залы дома были оформлены в разных исторических стилях: готическом, рокайльном и классическом.
Для размещения художественной коллекции владельца усадьбы Каминский возвёл двухэтажный флигель. Здание стоит с небольшим отступом от главного дома и соединено с ним двумя переходами-галереями.
Третьяков скончался в 1894 году, после чего его дом был продан предпринимателю Павлу Павловичу Рябушинскому, который владел им до революции 1917 года. С приходом новой власти усадьба была национализирована. Первоначально в 1917 году здание занял Революционный трибунал, затем здесь разместилась Военная прокуратура, а после Великой Отечественной войны - отдел внешних сношений Министерства обороны СССР.
В 1987 году дом перешёл в ведение только что созданного Советского фонда культуры. В феврале 1994 года здание сильно пострадало в результате пожара. Во время реставрационных работ 1994-96 годов был восстановлен лепной декор и роспись плафонов перекрытия второго этажа, элементов ограждений лестниц. В центральной части дома со стороны двора была сделана мансарда. Восстановление затронуло и флигель, были отремонтированы стропильные конструкции и кладка стен перехода между ним и главным домом. Проект работ был выполнен институтом «Спецпроектреставрация» (научный руководитель Н. И. Сафонцева, автор проекта Т. В. Башкина) и был удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве. В главном доме бывшей усадьбы располагается Российский фонд культуры, правопреемник советского фонда[.