Урок вежливости в начальной школе. Разработка занятия «Урок вежливости Вежливый урок
Вежливый – это такой человек, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный. Вежливый – это такой человек, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный. Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Урок 1 «Зачем быть вежливым» Урок 1 «Зачем быть вежливым» Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Извините! Добрый день! Извините! Простите! Добрый вечер! Простите! Добрый вечер! До свидания! До свидания! До скорой встречи!
Из словаря Ожегова С.И. Из словаря Ожегова С.И. Здравствуйте Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья). Пожалуйста Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность. Извините Извините – попросить прощение. Спасибо – Спасибо – выражение благодарности. До свидания До свидания – приветствие при прощании.
Узелки на память Пожалуйста, не забывайте здороваться со знакомыми людьми. При этом мужчина должен первым произнести приветствие. А женщина должна первой протянуть руку Пожалуйста, не забывайте здороваться со знакомыми людьми. При этом мужчина должен первым произнести приветствие. А женщина должна первой протянуть руку Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке. Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке. Войдя в дом, или в кабинет к кому- нибудь, нужно поздороваться с хозяином. Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки. Войдя в дом, или в кабинет к кому- нибудь, нужно поздороваться с хозяином. Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки.
Узелки на память В кино или в театре, когда нам требуется пройти на своё место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним. В кино или в театре, когда нам требуется пройти на своё место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.
Узелки на память В транспорте вежливый мужчина обязательно уступит место женщине. В транспорте вежливый мужчина обязательно уступит место женщине. Тем более пожилой. Тем более пожилой. В гостях, на собрании или в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина.
Урок 2 «Как вести себя с мамой, папой, бабушкой и дедушкой» Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям хорошо. Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям хорошо.
Азбука вежливости Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту своё время. Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту своё время. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Всегда уступай своё место в транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны. Всегда уступай своё место в транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны. Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди. Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди.
Урок 3 «Дом, в котором ты живёшь» Урок 3 «Дом, в котором ты живёшь» Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Мы россияне. И Россия наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом, дом, где живут близкие родственники, семья. Надо знать, любить и беречь и общий дом Россию, и свой родной дом. Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Мы россияне. И Россия наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом, дом, где живут близкие родственники, семья. Надо знать, любить и беречь и общий дом Россию, и свой родной дом.
Правила вежливого поведения Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке. Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке. Не следует разговаривать с набитым ртом. Не следует разговаривать с набитым ртом. Всё, что положено на тарелку, нужно съесть. Всё, что положено на тарелку, нужно съесть.
Правила вежливого поведения Суп едят ложкой правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя. Суп едят ложкой правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя. Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия. Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия. Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки. Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.
Правила вежливого поведения откусывать от целого куска. откусывать от целого куска. После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично) После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично) Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой. Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой. Нарезанный хлеб подаётся на стол в тарелке или хлебнице. Не принято
Игра Словарь вежливых слов Растает даже ледяная глыба От слова тёплого СПАСИБО. Растает даже ледяная глыба От слова тёплого СПАСИБО. Зазеленеет старый пень, Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. Зазеленеет старый пень, Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. Если больше есть не в силах; Скажем маме мы: СПАСИБО. Если больше есть не в силах; Скажем маме мы: СПАСИБО. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ. Когда нас бранят за шалости, Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. Когда нас бранят за шалости, Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. И во Франции, и в Дании На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ. И во Франции, и в Дании На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Урок вежливости «Как стать волшебником»
(Сценарий внеклассного мероприятия
по речевому этикету в 5 классе)
подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям и необходимости соблюдать правила вежливости, прививать учащимся правила воспитанности и чувства ответственности за свое поведение в обществе, воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.
Оборудование: таблички с «вежливыми» словами «здравствуй», «спасибо», «пожалуйста», «извините» и др., импровизированная волшебная палочка, ситуативные картинки и рисунки на тему вежливого поведения.
В роли ведущих выступают старшеклассники.
Ход внеклассного мероприятия
Ведущий 1: Добрый день, ребята!
Ведущий 2: Здравствуйте!
Ведущий 1: Вы уже, конечно, задумывались над тем, кем вы хотите стать?
(ответы пятиклассников)
Ведущий 2: Вас впереди ждёт очень много славных дел: вы станете врачами, юристами, программистами, инженерами, художниками, бизнесменами, политиками… Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми.
Ведущий 1: А какого человека мы назовём хорошим? Какими качествами он должен обладать? (ответы пятиклассников: умным, честным, справедливым, мужественным, надёжным, добрым, отзывчивым и, конечно же, вежливым)
Ведущий 2: Именно о вежливости мы сегодня и поведём речь. Наш небольшой урок вежливости называется «Как стать волшебником». Поднимите руку, кто из вас хотел бы хоть на минуту превратиться в волшебника! (пятиклассники поднимают руки)
Ведущий 1: Молодцы! А что необходимо волшебнику, чтобы творить свои добрые чудеса? (ответы пятиклассников: волшебная палочка и волшебные слова, ведущий показывает волшебную палочку) А волшебным словам мы будем сегодня учиться. Помните, в сказке о Золушке один из персонажей говорил: «Я не волшебник, я только учусь!» Попробуем и мы с вами научиться быть волшебниками.
Ведущий 2: Стать добрым волшебником ну-ка попробуй! Здесь хитрости вовсе не нужно особой Понять и исполнить желанье другого – Одно удовольствие, честное слово!
Ведущий 1: Какая же хитрость нужна доброму волшебнику? (ответы пятиклассников: волшебные слова) Много на свете есть простых, добрых умных, полезных слов, но не все из них превращаются в волшебные. Волшебными становятся только те, без которых просто невозможно обойтись.
Ведущий 2: Какие волшебные слова вы знаете? Давайте вспомним их все вместе.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …(пятиклассники хором: спасибо
, ведущий вешает на доску плакат с этим словом). Ведущий 1: Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(прости, пожалуйста)
.
Ведущий 2: Зазеленеет старый пень
Когда услышит …(добрый день)
.
Ведущий 1: Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо)
.
Ведущий 2: Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
Ведущий 1: В России, Франции и в Дании
На прощанье говорим …(до свидания)
.
Ведущий 2: А какие ещё волшебные слова вы знаете? (ответы пятиклассников, ведущие вешают на доску плакаты с этими словами: Будьте добры. Будьте любезны. Извините. Простите! Доброе утро! Благодарю. Спокойной ночи! Добрый день! Добрый вечер! Скажите, который час? Извините за беспокойство )
Ведущий 1: Именно эти слова часто употребляют в своей речи воспитанные, вежливые люди. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливый человек – воспитанный, соблюдающий правила поведения, принятые в обществе.
Ведущий 2: Слово «вежливость» образовалось от старинного слова «вежа», которое еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Быть вежливым – значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают.
Ведущий 1: На Руси первые письменные правила вежливости были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. Где ни остано витесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. Чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем. Больного посещайте, мертвого приходите проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».
Ведущий 2: А знаете ли вы историю происхождения каких-либо добрых, вежливых слов? (ответы пятиклассников)
Ученик 1: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» «Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
Ученик 2: Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «Пожалуйста!»
Ученик 3: Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «Извините!»
Ученик 4: «Здравствуйте» – слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова – пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» – быть здоровым, благополучно существовать:
Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – значит, будь здоров!
Правило запомни, а знаешь – повтори:
Старшим это слово первым говори!
Ведущий 1: Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Ведущий 2: Сейчас мы решим речевые ситуации и выясним, насколько вы вежливы. Ответьте на вопрос: как нужно здороваться
с пожилым человеком,
с мужчиной,
с женщиной, с равным себе?
(ответы пятиклассников) Ведущий подводит итог: предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно.
Ведущий 1: Опишите речевые ситуации, изображённые на рисунках. Как бы вы поступили в данном случае?
Ведущий 2: Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: вежлив Витя или нет?
Малыша обидел Витя, но пред школою в строю
Витя просит: – Извините, я ошибку признаю. На урок пришел учитель, положил на стол журнал,
Следом Витя: – Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров, покажите нам на карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя, – я к уроку не готов.
Спор давно ведется в классе, вежлив Витя или нет,
Разберитесь в споре этом и пришлите нам ответ.
– Какой ответ можно дать? (ответы пятиклассников) Ведущий подводит итог: нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливостью
Ведущий 1: Правила вежливости нужно не только знать, но и выполнять. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Рука вверх – вежливо! Рука без движения – невежливо!
– Поздороваться при встрече...– Толкнуть, но не извиниться...– Перебивать во время разговора...– Уметь соблюдать на уроке тишину...– Уметь выслушать друга…– Пропустить вперед девочек...– Сказать, уходя: «До свидания!»…– Громко разговаривать...– Помочь поднять упавшую вещь...– Обозвать обидным словом соседа... – Сказать в столовой: «Приятного аппетита»…
Ведущий 2: Какие правила вежливости вы знаете? Сформулируйте их в в стихотворной форме (пятиклассники читают стихи)
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.Ежели вы вежливы и к совести не глухи
Вы место без протеста уступите старухе.И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,Не будете с товарищем трещать, как две сороки.И ежели вы вежливы, поможете вы мамеИ помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.И ежели вы вежливы, то вы в библиотекеНекрасова и Гоголя возьмете не навеки.И ежели вы вежливы, вы книжечку вернетеВ опрятном, не измазанном и целом переплете.И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётейИ с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.И ежели вы вежливы тому, кто послабее,Вы будете защитником пред сильным не робея. (С.Я.Маршак.)
Вова разбил драгоценную вазу, Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но Вова нашёлся: взглянул им в глаза И робко, и тихо «Простите» сказал. И мама молчит. Улыбается даже: – Мы купим другую, есть лучше в продаже... «Простите…» – казалось бы, что в нём такого? А вот ведь какое волшебное слово! Пошёл я гулять, и в саду по привычке Я дёрнул девчонку за обе косички. На крик прибежала девчонкина мать, Меня изловчилась за ухо поймать. Попробовать что ли? И в землю куда-то «Простите меня» я шепнул виновато. «Ступай!» – улыбнулась мамаша слегка, И ухо моё отпустила рука. «Простите…» Ура! Убедился я снова, Какое оно волшебное слово! (В.Юсупов)
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, С добрым утром!- я кричу. Добрый день! – кричу я вслед Всем идущим на обед! «Добрый вечер!» – так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. (О. Дриз)
Ведущий 1: Вспомните, как называется наш урок? (ответы пятиклассников) Наш небольшой урок вежливости называется «Как стать волшебником». Что же необходимо всем нам, чтобы мир стал добрее и наполнился волшебством? (ответы пятиклассников) Да, мы должны знать и употреблять в своей речи словесные формулы вежливости.
Ведущий 2: Вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть воспитанными доброжелательными к людям, уметь дружить.
Использованная литература:
Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы в школе. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
Данилов С.В.Праздник длиною в жизнь. С.П-б.: КАРО, 2001.
Иващенко З.Ю. Уроки вежливости. – М. Пестиж, 2011
Косова Г.В. Школа вежливости. – Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2008.
Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2008.
Анонс к занятию
«Поведение — это зеркало,
в котором каждый показывает
свой облик».
Гете
Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения - все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.
Занятие «Урок вежливости» направлено на формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим, желанию быть вежливыми.
Занятие
«Урок вежливости»
Подготовила и провела - Панютина В.И.,
воспитатель высшей категории.
Вежливость - это умение себя вести так,
чтобы другим было с тобой приятно.
Для детей младшего и
Среднего школьного возраста
Время проведения - 40 минут
Цель: развитие умений вести себя в согласии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.
Задачи:
Отработать навыки культурного поведения;
Развивать навыки культурной речи с использованием вежливых слов, и выражений;
Воспитывать желание быть вежливым, чутким, добродушным;
Ход занятия:
Вступление .
Много изменилось в жизни человечества за миллионы лет
Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.
Что такое вежливость?
До 16-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:
«ВЕЖЕ» - это знаток.
«ВЕЖЕ» - это ведать, знать.
«ВЕЖЕ» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.
«ВЕЖЕСТВО» - превратилось в «вежливость».
«Вежливость» - ценное качество
(чтение стихотворения «Урок вежливости »
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь,
нельзя реветь,
Нельзя грубить и чванится.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старость уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал, куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
(С. Маршак)
Существует несколько приемов, чтобы научиться вежливости:
Самонаблюдение
Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня - “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.
Самооценка
Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.
Изучение мнения других людей
Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.
Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.
Итак, быть вежливым значит: первое - знать общепринятые нормы и правила поведения; второе - тренироваться упражняться в правильном поведении; третье -вырабатывать прочные и устойчивые привычки поведения.
Практическая часть.
Входит король:
« Я король Людовик расскажу вам об этикете. Когда я правил страной меня называли Король - Солнце за необычную любовь к роскоши. Я устраивал различные баллы. Однажды на одном из приемов я решил вручить гостям
Карточки - этикетки, с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От слова этикетка и произошло слово «этикет». Пришёл я к вам для того чтобы посмотреть как вы владеете знаниями этикета и правилами вежливости, принёс вам игру «Беспроигрышная лотерея», с задачками на вежливость. (Задания на карточках, передаются ведущему).
Ведущий: Все вы знаете, что такое лотерея. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду - аплодисменты.
Итак, начинаем. Кто первый?
Задания для карточек:
- Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
- Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)
- Позвоните по телефону и узнайте, что задано по математике (трубку возьмет мама)
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
- Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
- Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите пожалуйста войти»)
- Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
- Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
(Нужно встать, поздороваться и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть)
8. Вы отправляетесь в театр, но так как театр расположен далеко вы вынуждены воспользоваться общественным транспортом. Перечислите правила поведения в общественном транспорте.
чего нельзя делать в общественном транспорте:
· бросать мусор на пол
· заглядывать в газету, которую читает другой пассажир,
· вытягивать ноги в проход;
· в переполненном транспорте ставить сумки на сидячие места;
· громко разговаривать.
9. Вы в кино, назовите правила поведения в кино, или на концерте.
10. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Ответ: надо поздороваться кивком головы или жестом, но ни в коем случае не кричать через весь автобус)
11. В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Вера Ивановна!” Какую ошибку допустил мальчик? (Ответ: ““Здравствуйте” должно быть адресованным всем учителям, а не только классному руководителю.)
12. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Ответ: надо)
13. Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Ответ: тот, кто позвонил)
14. встречаете вы человека часто, например, на автобусной остановке, по пути в школу, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Ответ: да)
15. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо другу. Оно написано, вложено в конверт. Спрашивается, надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? (Ответ: нет, не надо, иначе ваш знакомый может обидеться за недоверие к нему.)
16. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?
17. Разыграйте пантомиму, как не надо сидеть на стуле и чего не надо делать со своими руками.
Ведущий делает выводы.
Как сидеть
На стуле сидят прямо и свободно, не горбясь и не облокачиваясь. Не следует раскачиваться на стуле, сидеть на краешке, либо верхом. Садится и вставать нужно бесшумно. Стул не передвигают, а переставляют, держа его за спинку. Сидя не качают ногой, не стучат по ножке стула. Не ёрзают, колени держат вместе, ступни одна возле другой. Считается некрасиво подпирать щеку рукой или класть голову на руки. В такой позе невежливо разговаривать с другими.
Руки
Многие люди не знают, что делать со своими руками. Не занятые руки нужно держать спокойно. Плохая привычка теребить что-либо, стучать, щёлкать пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щёки, пальцем тереть переносицу, демонстративно рассматривать свои ногти. При разговоре жестикуляцию необходимо свести до минимума. Неприлично держать руки в карманах, хлопать собеседника по плечу, теребить его пуговицу, держать за рукав, подталкивать локтем.
Ведущий: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
Мы выиграли взаимные аплодисменты, значит, мы вели себя культурно.
Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит и выиграл.
Мы закрепили знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
Заключительная часть. Релаксация.
Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
На доске:
- Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда... .
- Мне помогают правила вежливости тогда, когда... .
- Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что...
Перед вами белый бумажный человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак вежливого человека.
(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и записываются характеристики вежливого человека)
Я НАДЕЮСЬ, ЧТО СЕГОДНЯ МЫ ОБЩАЛИСЬ НЕ ЗРЯ, И ВЫ БУДЕТЕ СТАРАТЬСЯ ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ, СЛЕДИТЬ ЗА СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ. 9Счастливый ребенок 30.01.2017
Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поднимем непростую, но очень важную тему –как научить ребенка быть вежливым? В наше время тема эта важна особенно. Многие дети не научены элементарным вещам. И, конечно, все зависит от того, насколько же родители уделили время и приучили ребенка к вежливости, какой пример подают сами. Что для этого необходимо делать родителям и близким, а от чего, наоборот, стоит воздержаться?
Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье. Своими мыслями и идеями по поводу воспитания вежливости у детишек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.
Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли успешными и приспособленными к жизни, смогли реализоваться и раскрыть свои таланты и наклонности. Современное общество диктует свои правила: хочешь жить – умей вертеться. Вот мы и стараемся максимально приспособить драгоценных чад к переменчивому будущему, изо всех сил пичкая их новыми знаниями и обучая каким-то навыкам. Занятия, секции, кружки, — все это является важной частью жизни нынешнего ребенка уже с раннего возраста.
Тренировки ума и тела – это очень важно и нужно. Но, увы, все чаще приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями у детей. Родители не всегда могут справиться с агрессией, тревожностью, непослушанием своих сыновей и дочерей. А те, в свою очередь, ощущают трудности в общении с ровесниками и старшим поколением, не умеют конструктивно выражать свои чувства, да и вообще правильно вести себя в обществе. Умные, хорошие, прекрасно обученные мальчики и девочки.
Можно пустить ситуацию на самотек, аргументируя решение тем, что в наши непростые времена все эти коммуникативные навыки – не главное. Будет необходимо, научатся сами. Но так бывает далеко не всегда. И умение общаться, выстраивать отношения с людьми, быть вежливыми и уважительными, по мнению многих специалистов, должно воспитываться в первую очередь в семье.
И сейчас я предлагаю вам поговорить о вежливости. Как научить ребенка употреблять вежливые слова? Как провести беседу с детьми на тему «Вежливые слова»? Давайте разберемся подробнее.
Что такое вежливость?
Для начала давайте вспомним, что же значит – быть вежливым? По определению, вежливость – это черта характера человека, подразумевающая обладание хорошими манерами, умение тактично и учтиво общаться с другими людьми, быть чутким и уважительным. Вежливый человек должен обладать хорошими манерами и знать правила этикета.
Синонимы слова «вежливый» — обходительный, внимательный, почтительный, галантный, уважительный, любезный. Антонимы к слову «вежливый» — резкий, грубый, невоспитанный, неучтивый.
И об этом обязательно стоит поговорить с нашими детьми. Мы, взрослые, понимаем значение слова «вежливый», а дети могут недопонимать его значение. И хорошо как раз будет привести примеры антонимов.
Сложно ожидать, что вежливые манеры появятся у ребенка сами по себе. Для их воспитания необходим личный пример в семье, а также целенаправленное обучение вежливым словам. Только так мы можем прийти к стойким результатам.
К тому же, нужно постоянно поддерживать и поощрять в детях желание быть вежливыми. Ведь вокруг сколько соблазнов и отступлений от желаемой нормы! Со всех сторон можно слышать грубые слова, ненормативную лексику, некорректное обращение людей друг к другу. Увы, даже не все педагоги владеют грамотной речью и хорошими манерами. И противостоять всеобщему давлению бывает очень непросто.
Вежливые слова и благодарности. Список слов
«Базовый» список вежливых слов, которым необходимо научить ребенка, включает следующие слова:
Приветствие и прощание:
- Здравствуйте;
- Привет;
- Доброе утро или С добрым утром;
- Добрый день;
- Добрый вечер;
- До свидания;
- Спокойной ночи.
Слова благодарности:
- Спасибо;
- Благодарю;
- Признателен.
Слова прощения:
- Извините;
- Прошу прощенья;
- Простите, пожалуйста.
Слова-просьбы:
- Разрешите мне;
- Позвольте мне;
- Можно спросить у Вас;
- Пожалуйста.
Слова поддержки, напутствия, приглашения, поздравления:
- Браво;
- Доброго пути;
- Будьте здоровы;
- Добро пожаловать;
- Угощайтесь;
- Приятного Вам аппетита;
- Приятно познакомиться;
- Разрешите представиться;
- Только после Вас;
- Будьте так добры;
- Можно, я помогу Вам;
- Разрешите Вам помочь;
- Поздравляю.
Стихотворения-загадки про вежливость для детей
Для разучивания этих слов с детьми придуманы специальные стишки-загадки:
Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ежик, …»
(Здравствуй!)
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…
(Добрый день!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «…»
(Извините!)
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «…» —
(Спасибо!)
Станет бабушка счастливой!
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…
(Добро пожаловать!)
Если попугайчик Гоша
В джунглях даст концерт хороший,
Аплодировать все будут,
Сказать «…»не забудут!
(Браво!)
Говорит Лиса Матрена:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»
(Поздравляем!)
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье …»
(Угощайтесь!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)
На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(Аппетита!)
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры).
Уроки вежливости в стихах
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь.
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь
А старых уважай.
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу.
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
А старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели,
Напрасно время тратили!
Еще одно хорошее стихотворение о вежливости:
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Обсуждаем тему вежливости в форме беседы
Обсуждайте с детьми стихи, задавайте вопросы, провоцируйте думать и запоминать. Для самых маленьких подберите яркие и красочные книжки со стихами. Ведь в стихах есть рифмы, их запомнить просто, вместе с самими правилами поведения.
Начинайте беседу о вежливости в легкой и непринужденной обстановке. Помните, что ребенок не должен сам сразу же понимать, зачем и когда говорить вежливые слова. И в помощь ему герои стихов, мультфильмов, сказок, которые наглядно покажут, почему надо быть вежливым.
Веселая игра «Вежливые часики»
Здорово поиграть с ребенком в веселую игру «Вежливые часики». В нее можно играть и с одним ребенком, и с несколькими. Попросите деток изображать часы. Две руки - стрелки, они ходят по кругу воображаемого циферблата.
Мама (или воспитатель):
Тики-так, тики-так -
Ходят часики вот так.
Семь утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.
Дети семь раз хлопают в ладоши, изображая бой часов: бом-бом.
Утро настало,
Солнышко встало…
Отвечайте-ка, ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?
Доброе утро!
Игра продолжается. Стрелки снова ходят; часики тикают и показывают теперь уже двенадцать часов дня.
Вот и день настал, ребята;
Добрый день!
Игра продолжается по такому же принципу.
Стрелки тикали-ходили
И шесть вечера пробили.
Дети хлопают в ладоши шесть раз.
Вечер наступил, ребята.
Что сказать при встрече надо?
Добрый вечер.
Молодцы!
В такой простой и легкой форме малыш, даже дошкольник, быстро запомнит вежливые слова. Но просто твердить постоянно ребенку эти слова, заставлять его разгадывать загадки – не выход. Очень важно доступно объяснять, в каких случаях говорятся те или иные слова, и подавать собственный пример. В семьях, где заведено вежливо общаться друг с другом, говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», дети обычно вырастают более вежливыми. Вот как много дает личный пример родителей и близких.
Шаги к воспитанию вежливости у детей
Чтобы научить ребенка быть вежливым, специалисты рекомендуют придерживаться таких правил:
Обязательно употребляйте вежливые слова самим в ситуациях, где они необходимы . Очень важно, чтобы в семье и близком окружении крохи такое поведение и общение стало нормой;
Покажите малышу, как работают на практике «волшебные» слова: не спешите выполнять его просьбы без слов «пожалуйста» и последующего за ним «спасибо», и т.д.;
Всегда первыми здоровайтесь, прощайтесь и благодарите , не дожидаясь, пока ребенок сам об этом вспомнит;
Разработайте вместе с чадом личные обязательные правила вежливости: @ с кем необходимо здороваться и т.д.;
Если ребенок перебивает вас, отрывает от важного разговора, откажитесь от нотаций и нравоучений – они все равно не принесут нужного эффекта. Лучше заранее учите малыша фразам типа: «Простите, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас». Но и сами будьте примером для чада, не перебивая его самого и не вмешиваясь без надобности в чужой разговор;
Учитывайте возраст ребенка и не требуйте от него невыполнимого;
Хвалите дитя за успехи в непростом деле обучения вежливости.
А вообще, начать, как обычно, стоит именно с себя. Объективно и беспристрастно оцените, насколько вежливо вы себя ведете с близкими, в кругу друзей, с воспитателями и учителями в садике и в школе, в транспорте, когда не очень комфортно и отдавливают ноги, за рулем в пробке. Особенно когда рядом находится ребенок. И даже если на данный момент результаты тестирования не самые лучшие, всегда можно начать их повышать. Срочным образом возьмитесь за себя! Ведь ребенок непременно скопирует вас в самой неожиданной ситуации и неподходящем месте, будьте в этом уверены!
Учите своих деток быть вежливыми, находите сами нужные слова и постигайте полезную науку вместе с детьми. Ведь это неоценимый вклад в их будущее! И пусть вам всегда будет приятно наблюдать, как ведут себя сыночки и дочки. Чем не повод гордиться, что вы вырастили вежливых и хороших людей?
Счастья вам и вашим деткам!
Анна Кутявина, психолог, автор статей и сказок, хозяйка сайта Сказочный мир
Я благодарю Аню за тему. Думаю, что многим из нас будет не лишнее вспомнить о правилах вежливости, поговорить об этом с детьми. И не забывать, конечно, про себя.
Хочу вам предложить посмотреть мультфильм вместе с детьми О том, как свинка была воспитанной . Добрый мультик для детей о маленькой свинке по имени Чуня. Прекрасные примеры, что маме надо сказать спасибо, быть отзывчивым, скромным, когда тебя благодарят и т.д.
Внеклассное мероприятие во 2 классе
Урок подготовила
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №8
Кияткина Т.Н.
Тема: Урок вежливости.
Цель: Познакомить детей с речевой этикой, с культурой общения; повторить вежливые слова, которые используют при приветствии, прощании, благодарности.
Оборудование:
На доске плакат с аппликацией букета из цветов. В начале урока лепестки перевернуты стороной, где напечатаны слова, к доске; макет «Азбуки вежливости»; карточки с вежливыми словами; бабочки с вежливыми словами; презентация «Урок вежливости» из семи слайдов;
музыкальная фонограмма песни Кота Леопольда.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме. Что такое «вежливость» и «благодарность».
Сегодня наш урок посвящен вежливости - тому, чему нужно учиться с самого детства, чтобы вырасти настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, культурными. Это очень важные качества для человека.
Хочу начать урок с подарка. Я дарю вам этот букет, пусть не настоящих, но волшебных цветов. Их секрет вам предстоит скоро раскрыть. (На плакате аппликация - в вазе четыре цветка, на стебельках которых написаны слова: хамство, вежливость, доброта и благодарность.)
Но в этом букете есть лишний цветок. Догадайтесь, какой?
(дети выбирают цветок со словом «хамство»)
Почему этот цветок лишний?
(дети дают свои объяснения и убирают этот цветок из букета)
Действительно, хамство – это качество не достойно культурного человека. А доброта, вежливость и благодарность – это лучшие качества воспитанного человека. Почему это так? Ответ на этот вопрос вы найдете в тексте, который называется «Вежливость и благодарность» (показ слайда №2).
3. Работа с текстом и иллюстрацией
Человек живет среди людей. Люди постоянно влияют друг на друга. Это влияние может быть неприятным, болезненным, если люди не учитывают интересы друг друга. Оно может быть ярким и теплым, если они заботятся друг о друге. Именно поэтому люди выработали правила поведения. Эти правила называются вежливостью.
Отсутствие вежливости называется хамством. В ответ на вежливость одного человека другой выражает ему благодарность.
Посмотрите на картинку (слайд №3). Кто из героев ведет себя плохо, а кто поступает вежливо?
(ребята обсуждают ситуации, изображенные на слайде №3)
Похожие ситуации бывают и у нас на уроках. Мы, все, так или иначе, зависим друг от друга. Например, вы можем сесть за партой так, что будете мешать соседу. Но можно разложить свои вещи так, что будет удобно соседу. А если вдруг у соседа испортится ручка или карандаш, вы можете дать ему свой запасной. Сосед же может взять ручку и поблагодарить, а может взять и забыть поблагодарить, не вернуть и даже не вспомнить о добром поступке. Это значит, что многие из вас могут приходить в класс, в школу и вести себя так, будто он один и не замечать остальных. Но каждый из вас может входить в школу, в класс, ожидая увидеть здесь друзей, которые помогут в трудную минуту, не обидят.
Итак, что же такое вежливость? (Слайд№4)
Вежливость – это умение вести себя так,
чтобы другим было приятно с тобой.
4. Правила вежливости. (Работа с плакатом на доске)
Нам всем нужно учиться быть вежливыми, чтобы всем было приятно находиться в школе и взрослым, и детям. Давайте откроем несколько важных правил вежливости для себя – это будет наш первый секрет. Эти правила находятся на лепестках гвоздики.
(Дети выходят к доске, переворачивают лепестки, читают правила и наклеивают их на плакат.)
На лепестках напечатаны правила вежливости:
В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Если мы будем думать друг о друге, будем вежливы друг к другу, а в ответ на вежливость отвечать благодарностью , то нам будет всем хорошо в классе, в школе и в любом другом месте.
5. Игровая минутка:
Выражая благодарность, люди в разные времена совершали определенные действия. Они могли поклониться друг другу в пояс, могли лишь слегка наклонить голову, а женщины делали реверанс.
Встаньте, повернитесь к соседу, улыбнитесь друг другу и, в благодарность за улыбку, поклонитесь, а девочки пусть сделают реверанс.
6.Правила поведения культурного человека. (Работа с плакатом)
- А теперь откроем секрет «цветика - семицветика» - еще семь правил поведения культурного человека. Эти правила напечатаны на лепестках волшебного цветочка.
(Дети выходят к доске, снимают лепесток, читают правила и приклеивают обратно на плакат.)
На лепестках этого цветка напечатаны следующие правила:
В школе, в классе не сори.
Сор увидишь – подбери!
Ты труд другого уважай.
Сам насорил – сам убирай!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр и пятен!
Дома близким не груби!
Малышей жалей, люби!
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
7.Работа с «Азбукой вежливости».
Стать грамотным человеку помогают книги. Первой книгой для всех была «Азбука», по которой учились читать, писать. А стать культурным человеком поможет вам «Азбука вежливости». (Слайд №5)
Соберем эту «Азбуку» из добрых и вежливых слов, которые записаны на карточках на ваших столах. (Дети читают слова на карточках и наклеивают их на плакат-макет «Азбука вежливости» в соответствующие группы)
Слова приветствия:
Здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро,
добрый вечер, приветствую вас.
Что означает простое слово «Здравствуйте»?
(ученик)
Что такое «здравствуйте»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь - повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
Можно применять приветствие «Доброе утро».
(ученик)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро! –
Солнцу и птицам,
-Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Слова внимания к собеседнику:
Как дела, как живете, как себя чувствуете, какие успехи,
пожалуйста, прошу вас, разрешите, будьте добры,
будьте любезны, если вас не затруднит.
(ученик)
«Будьте добры» или «Будьте любезны» -
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома:
Будет приятно их слышать любому.
Слова извинения:
Извините, простите, прошу прощения,
виноват, мне очень жаль.
К словам извинения следует добавить другое вежливое слово «пожалуйста» :
-Простите, пожалуйста.
-Извините, пожалуйста.
- Неслучайно народная мудрость гласит:
«Сумел провиниться – сумей и повиниться».
Слова благодарности:
Спасибо, большое спасибо, благодарю,
очень признательны.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, ему говорили: «Спаси Вас Бог!» (Слайд № 6)
(ученик)
Если, словом или делом.
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
-«Благодарю» - состоит из двух частей благо и дарю. Благо означает «хорошо», «добро», т. е. все доброе и служащее нашему счастью. (Слад №7)
Слова прощания:
До свидания, прощайте, до встречи,
всего доброго, пока, счастливо оставаться.
Волшебное, доброе слово поможет в трудную минуту
Ничто не ценится так дорого, как доброе и вежливое слово.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не было стыдно.
Подберите нужные слова из нашей «Азбуки вежливости» к разным ситуациям. (Дети читают предложенные ситуации и разыгрывают их в парах)
8. Разыгрывание речевых ситуаций:
Вы идете в школу и по дороге встретили одноклассника. Как поздороваетесь с ним?
В школе вы увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как поздороваетесь с учителем?
Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?
Вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учителем? С ребятами?
9. Что такое доброта?
Откроем еще один секрет. Он скрывается в колокольчике. (Слайд № 8)
Доброта – это стремление человека сделать
счастливыми других людей.
(Дети переворачивают колокольчик, читают и наклеивают его на плакат.)
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
10.Итог урока.
Пора подвести итоги нашего необычного урока вежливости и запомнить правила вежливости, которые помогут нам общаться с окружающими так, чтобы не ссориться, не огорчать никого, быть культурными людьми.
Ребята нам расскажут что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
(ученики)
Если учишься на пять,
Дисциплина – тоже,
То могу тебе сказать:
Лучше быть не может!
Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха,
То сказать тебе могу:
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в сорок раз
Ты собаки хуже!
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим!
Если ты среди ребят
Одинок, как в море,
Только ты и виноват
В этом горьком горе!
Ребята, старайтесь всегда быть вежливыми, добрыми, культурными людьми. Не забывайте про волшебные слова. Эти слова написаны на крыльях бабочек. Обведите их и украсьте наш букет этими бабочками, приклеивая их на любое место на плакате. Этот букет и «Азбуку вежливости» подарим ребятам нашей школы.
Ребята, вспомните самого доброго и воспитанного кота на свете. Это Кот Леопольд. К чему он всегда призывал мышей?
Ребята, давайте жить дружно!
11.Музыкальное завершение урока.
Ребята, давайте дружно споем добрую песенку Кота Леопольда.
(заканчивается урок исполнением песни Кота Леопольда)
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день –
Это хорошо,
А когда наоборот, плохо. 2раза
Слышишь, как звенит
В небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты,
То всегда легко.
А когда наоборот, трудно. 2раза
Песенкой своей,
Рассыпая смех звучный.
Если песни петь
С ними веселей.
А когда наоборот, скучно. 2раза