Урок обучения грамоте. Звуки,, согласная буква Н
Знакомство с буквой Н
Цели: правильное произнесение и различение согласных звуков “Н”, “Нь” по артикуляционным и акустическим признакам; формирование умения выделять звуки “Н”, “Нь” из слоговых рядов и из слов; упражнение в определении позиции заданного звука в слове; закрепление в речи предлога “на” в составе предложения; совершенствование умения в образовании прилагательных от существительных; усвоение в речи существительных в родительном падеже; знакомство с буквой “Н”;
Ход занятия
1. Приветствие.
Прослушивание музыки из сказки “Три поросёнка”.
– Из какой сказки эта мелодия? (Выставляются фигурки поросят).
– Поздоровайтесь как поросята: потритесь носиками, хвостиками, похлопайте глазками, улыбнитесь, покивайте головками. Психологический настрой:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим.
И тихонечко сидим.
2. Дыхательная гимнастика «Волшебный цветок».
Вспомните как звали трех поросят?
– Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф?
3. Сообщение темы и цели занятия.
– Сегодня мы будем учиться произносить и различать звуки “Н” и “Нь”. Характеристика звуков: “Н”, “Нь”:
Произнесение звука “Н” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.
Напряжённо языком
На десну, наверх нажмём.
Н! – звонко произноси
Звуку помогает носик.
Характеристика звуков:
“Н” – согласный, твёрдый, звонкий, носовой; “Нь” – согласный, мягкий, звонкий, носовой.
4. 3вуко-буквенный анализ.
“4 лишний”- найти лишний слог в слоговых рядах:: На- но- ну- ма; ну- на- са- но; со-ну-ни-на.
Анализ слогов НА, НИ.
Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета.
Анализ слогов НА, НИ;
Работа двух детей у доски.
Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.
Проверка выполнения задания.
5. Определение позиции звуков “Н”. “Нь
Работа по картине-таблице.
– С какими сказочными героями дружили поросята? (Незнайка, Буратино).
– Определение позиции звука в словах: Незнайка, Буратино. Работа со звуковыми линейками.
6. Чтение письма-рисунка.
Ориентировка в направлении, ориентировка в пространстве.
Кто ещё из героев был в сказке “Три поросёнка”? (Волк).
Волк хотел помириться с поросятами, но так как он не умел писать, то он нарисовал своё письмо..
Словарная работа: напрямик.
4. Физминутка.
Логопед:
Устали поросятки бежать, волк далеко, давайте отдохнём и выполнять движения начнём!
Четыре пухлых поросёнка
Купаются в пруду (разводят руками в стороны).
Четыре ловких поросёнка
Играют в чехарду (бег на месте).
Четыре сильных поросёнка
Играют в баскетбол (прыжки на месте).
Четыре самых быстроногих
Забивают гол (мах ногой).
Четыре маленьких весёлых
Танцуют и поют (танцуют).
Как наши поросята
Весело живут (хлопки в ладоши).
8. Знакомство с буквой “Н”.
Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
– На что похожа буква “Н”?
Дети выбирают картинки похожие на букву “Н”.
– Из каких элементов состоит буква “Н”?
10. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать?
Цель:
Закрепление знаний о звуках Н, НЬ .
Задачи:
Развивать фонематический слух;
Формировать навыки звукового анализа;
Упражнять в подборе слов-антонимов;
Поддерживать интерес к занятию.
1. Организационный момент.
Звучит музыка «Три поросёнка».
Логопед:
Ребята, вы любите сказки? А сказку «Три поросёнка» вы знаете? А хотите сказку на новый лад? Сегодня мы с вами отправимся в сказку «Четыре поросёнка».
Раз, два, три - поросята стали вы! (логопед надевает детям маски поросят).
Логопед: - Слушаем сказку внимательно. Жили-были четыре брата. Розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них похожи (логопед показывает на детей и знакомит): - Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф, Нюф-Нюф.
Какой первый звук в ваших именах? Давайте расскажем о звуках Н, НЬ (согласные, звонкие, Н – твёрдый, НЬ – мягкий). 3. Дифференциация звуков Н, НЬ.
Логопед:
Весело жили поросята, резвились на поляне и весело напевали:
(логопед поёт вместе с детьми)
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк?
Старый волк, страшный волк?
Логопед:
Поросята испугались и со всех ног пустились наутёк. Волк за ними (побежали).
Поросята бегут, визжат на весь лес. А на пути яблоня (останавливаются).
Яблонька, яблонька пропусти нас! (Дети повторяют.) Крапива:
Ну-ка, стойте, поросятки!
Куда бежите без оглядки?
Скажите слог наоборот,
И пропущу я вас вперёд.
Я буду называть слог с твёрдым звуком Н , а вы слог с мягким НЬ .
На – ня ан - ань
Но – нё он - онь
Ну – ню ун - унь
Ны – ни ын - ынь
Нэ – не эн – энь
Расступилась крапива, пропустила поросят. А волка крапива обожгла. Ещё сильнее разозлился волк, но поросята уже убежали!
Яблоня поросят не пропускает, просит выполнить задание:
Яблоня: - У меня в словах потерялись звуки Н, НЬ . Найдите их, пожалуйста!
Логопед: - Поможем яблоне найти звуки в словах? (Слова написаны на яблоках.)
Зеле… апельси… коре…
Осе… бана… сока стака…
Логопед:
Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками.
5. Звуковой анализ.
Логопед:
У детей индивидуальные картинки. Дети называют картинку, обозначают место звуков в слове – логопед ставит мостик.
Логопед:
6. Формирование лексико-грамматического строя речи.
Логопед:
Подбежали поросята к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.
А замок им говорит:
«Поросята, дом закрыт. Слова наоборот подберите, меня разомкните».
Логопед:
Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки Н, НЬ (дети подбирают антонимы к словам):
День - … земля - …
Высоко - … верхний - …
Налево - … вылить - …
7. Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог? (соединение пальцев рук в замок)
Потянули, (сцепленные пальцы тянуть в разные стороны)
Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в стороны).
Логопед:
Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов.
Подбежал серый злодей к дому. Дул, дул на дом, царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку:
Вместе:
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на новоселье к трем поросятам.
2. Целеполагание.
Как зовут наших новоселов?
С каких звуков начинаются имена поросят?
С какого звука начинается слово НОВОСЕЛЬЕ?
Что означает это слово?
3. Объяснение нового материала.
Ребята, давайте все вместе подумаем, как мы можем охарактеризовать звуки [н] [н’]. Они согласные, потому что не поются и у них есть преграда. Они согласные, потому что когда мы их произносим образуется преграда. Они звонкие, потому что работает голосок (в голове звенит колокольчик). Звук [н] – твердый, а звук [н’] – мягкий.
Оба этих согласных звука обозначаются на письме буквой Н. посмотрите, как она выглядит.
Буква Н, сказать вам можно очень на кровать похожа. На какую еще букву похожа буква Н? (на букву И).
Н надела поясок.
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
(А. Шибаев)
4. Тренировочные задания на развитие элементарных форм звукового анализа.
Ребята, на новоселье к трем поросятам пришли не только мы, но и еще много других гостей. (Выставляются картинки с изображением слоненка, тигренка, теленка, львенка, жеребенка, верблюжонка и носорога.) Какой звук есть в названиях этих животных? Где он находится?
5. Тренировочные задания на развитие ориентировки в пространстве.
Кого три поросенка не пригласили на новоселье? (Выставляется картинка с изображением волчонка). Он решил им насолить. Как вы понимаете это слово? (Рассуждения детей).
Направился Волчонок к поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, как пройти в гости к трем поросятам. Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке (дети показывают рукой направление), а затем налево, через темный лес, а потом снова направо, до высокого холма, и еще раз налево… Подбежал Волчонок к домику Ниф-Нифа, а там никого нет. У Ниф-Нифа домик из соломы, значит он … (соломенный). Потом добежал Щенок до домика Нуф-Нуфа. А там тоже никого. Из каких прутьев сделан домик Нуф-Нуфа? (из деревянных.) Значит, домик… (деревянный). Наконец-то Щенок добрался до домика Наф-Нафа. У него домик крепкий, сделан из кирпича. Значит он… (кирпичный). Поросята с гостями заждались Щенка.
6. Физминутка.
7. Различение твердых и мягких согласных в словах.
На новоселье принято дарить подарки. И наши гости тоже приготовили подарки для новоселов. Помогите им разобраться, где чей подарок. Подарки, в названии которых есть твердый звук [н] достанутся Наф-Нафу и Нуф-Нуфу, а подарки с мягким звуком [н’] – Ниф-Нифу. На доску вывешиваются картинки: ножницы, нарциссы, нож, ножницы, незабудки, носки, насос, полено, коньки, окно, колонна. Дети определяют твердость/мягкость согласных звуков и распределяют подарки.
8. Самостоятельная работа по карточкам.
Ребята, мы тоже приготовили подарки для поросят. Только их надо немного доделать. Я подготовила для вас карточки с изображением наших подарков. Определите, какой звук первый в каждом слове. Обведите картинку синим карандашом, если звук твердый и зеленым, если звук мягкий.
Наступил вечер. Гости вспомнили, что дома их ждут мамы. И разошлись по домам. А чтобы помочь им быстрее добраться до дома, мы послушаем стих и поработаем с волшебными кружочками. Поднимите синий кружочек, когда услышите твердый звук [н], или зеленый, когда услышите мягкий звук [н’].
Надо, можно и нельзя –
Всем знакомые слова.
Надо маме помогать.
Можно с другом погулять.
Но нельзя без разрешенья
Нам из дома убегать.
9. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня познакомились?
Какой буквой они обозначаются?
10. Рефлексия.
Ребятки, если вам понравилось наше занятие? Что запомнилось? Что понравилось больше всего?
Тема: Звук (Н) и буква (Н).
Цель: Совершенствование устной речи, обогащение словаря.
- Уточнить артикуляцию звука «Н».
- Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком «Н».
- Составление предложений с предлогом «на, над».
- Познакомить с образом буквы «Н».
Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, карандаш-штамп, лист темной бумаги, гуашь.
Ход занятия
1. Разминка для ума.
Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).
Теленок – (в хлеву)
Бельчонок – (в дупле)
Зайчонок – (под кустом)
Медвежонок – (в берлоге)
Лисенок – (в норе)
Вороненок – (в гнезде).
2. Повторение пройденного.
Артикуляционная гимнастика.
Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)
Новый дом высотный строит.
Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)
Новоселы въедут в дом.
3. Новый материал.
Дети, отгадайте загадку:
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда раскинут
Над тобой и надо мной
То он серый, то он синий,
То он ярко- голубой. (Небо)
На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)
- Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):
Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…
- Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.
(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)
Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.
4. Закрепление нового материала.
- У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.
Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:
Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.
Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит), сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»
Воспитатель: - Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.
Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н» и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.
Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.
Например: - Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа
(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)
После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.
(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).
- Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».
Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.
Педагог задает вопросы:
Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже?)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».
(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)
Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».
(- Над зайчонком живет бельчонок).
Физкультминутка
А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.
Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)
Превратимся в воронят и... полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящихворонят.)
А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)
Превратились в лягушек и прыгаем, как они.
А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)
А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем.
- Знакомство с буквой.
У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.
Кого можно услышать? (Звук «Н»)
Кого можно увидеть? (Букву «Н»)
Познакомьтесь! Вот она буква «Н».
Буква «Н» как лесенка,
Все движемся вперед,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовет!
5. Заключительная часть.
Развитие мелкой моторики.
Буква «Н» собралась в гости к новоселам, но наступила ночь. На небе не было ни одной звездочки и буква «Н» заблудилась. Ребята, давайте поможем букве «Н» добраться до дома, зажжем на небе много маленьких звездочек, которые осветят ей путь.
Работа с карандашом – штампом.
Коррекционно-развивающие задачи.
Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении.
Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.
Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.
Учить анализировать и преобразовывать слова.
Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.
Задание 1 . Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.
Задание 2 . Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.
Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:
губки свободны;
зубки видны, но не сомкнуты;
язычок кончиком прижат к верхним зубам;
воздух проходит через носик;
горлышко «работает».
Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».
Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».
Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:
н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.
Задание 6 . Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.
Задание 8 . Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).
Задание 9 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].
Задание 10 . Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д.
Задание 11 . Выучить чистоговорки:
На-на-на — лампа у окна.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Он-он-он — телефон.
Ан-ан-ан — это барабан.
Ин-ин-ин — это магазин.
Задание 12 . Знакомство с предлогами на, над.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)
Составить предложения по картинкам:
Кот спит... (на окне).
Мальчик сидит... (на стуле).
Солнышко светит... (над домом).
Птица пролетает... (над деревом)...
Выбрать нужный предлог (на, над):
Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване.
Составить предложения по опорным словам.
Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.
Задание 13. Знакомство со звуком [Н"].
Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....
Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»:
нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;
Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.
Задание 15 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание 16 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"].
Задание 17 . Выучить чистоговорки:
Ни-ни-ни — звонок, звони.
Ень-ень-ень — теплый день.
Задание 18 . Дифференциация звуков [Н] — [Н"]. Назвать первый звук в словах:
Нина, нитки, ноты, носок, небо.
Назвать последний звук в словах:
стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А догнать друг друга не могут. (Ноги)
Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]):
ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:
налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]).
Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]:
В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла.
У носорога рог. Катя порвала нитку.
Задание 19 . Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Н?
Игры с буквой .
Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д.
нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...
Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.
НАТА И НИНА
Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.
Баймулова Сафият Рамазановна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОУ СОШ № 17
Курского муниципального района
Ставропольского края
Урок в 1 классе. Обучение грамоте.
Тема урока: « ЗВУКи [ н ], [ н ’], БУКВЫ Н, н».
Цели : познакомить учащихся с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [н], [н’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование : шаблоны для схем предложений (прямоугольники и треугольники); рисунки к многозначному слову «конь».
I. Введение в урок
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
II. Знакомство с содержанием урока
Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране слов, слогов и звуков, познакомимся с новой буквой.
На доске карта путешествия. Стрелки указывают нам направления движения. Не волнуйтесь, путешествие будет интересным и познавательным. Правда вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке.
В путешествие с нами отправятся Маша и Миша.
Но прежде, чем отправиться в наше путешествие, мы должны вспомнить правила поведения на уроке.
Ответить хочешь не шуми, А только руку подними. Ответить хочешь надо встать, Когда же сесть позволят – сядь. Парта – это не кровать И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно
III. Повторение пройденного материала
Итак, отправляемся в наше путешествие. Путешествовать каждый будет на своем любимом транспорте.
- Закройте глаза и представьте себя в этом транспорте. И, вот мы встречаемся на 1 станции.
1) Работа с моделями слов
Станция 1 « Схема предложения ».
Составьте схему предложения
Птицы улетают.
Птицы улетают на юг.
Почему они улетают?
Можем ли мы помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?
Снова закрыли глаза, каждый едет в своем транспорте.
2) Работа со слогами
Станция 2 Слоги
2.1
На какие более мелкие частицы делятся слова? (слова делятся на слоги)
- Как узнать количество слогов в слове?
1) поставить руку к подбородку, произнести слово, сколько раз ударился подбородок о руку, столько и слогов
2) сколько в слове гласных, столько и слогов
Я показываю картинки, вы показываете пальчиками количество слогов
(корова, лиса, утка, петух, оса, …)
Станция 3 «Звуки»
3.1
На какие более мелкие частицы делятся слоги? (Звуки)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Как обозначаются?
- Какие бывают гласные звуки?
- Как обозначаются?
- Какие бывают согласные звуки?
- Дайте характеристику звукам.
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданиями.
Мы вспомнили важные для нас сведения.
Физминутка
Станция 4 «Музыкальная»
IV Работа над новым материалом
4.1 Станция 5 - «Загадки» (?)
Их приготовили нам Миша и Маша.
Если вы их отгадаете, то узнаете с какой буквой и какими звуками мы сегодня познакомимся.
Какие согласные звуки любит Маша? (твердые)
- Какие согласные звуки любит Миша? (мягкие)
Этот человек выступает в цирке,его дети оченьлюбят и зовут его …..
4.2 Знакомство с обозначением этих звуков буквой Н н
Составьте схему слова
клоун
- Какой звук вы слышите в конце слова?
- Звонкий или глухой? Как можно это определить? Три раза произнесите этот звук.
- Как обозначается в схеме?
- Твердый или мягкий? Как обозначается?
- Буква Н может обозначать твердый звук.
Значит, Маша принесла нам загадку, в отгадке которой слышится какой звук?
(твердый). На доске вывешивается [ Н ]
А сейчас послушайте загадку Миши.
Это домашнее животное на нем можно ездить,возить груз и зовут его лошадь,а еще по другому…..
Слово конь –многозначное
1) лошадь;
2) шахматная фигура с изображением головы лошади;
3) гимнастический снаряд в виде обитого кожей широкого бруса на подставках.
V. Конструирование большой и малой букв Н, н.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Н», «н».
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор –
Поиграем в волейбол.
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки.
А теперь, ребята, давайте отдохнем.
4.3. Станция «Узнай звук».
На этой станции живут друзья Маши и Миши.
Сейчас поиграем в игру, которая называется
«Узнай звук»
Если услышите звук [н] – встанут мальчики
Если услышите звук [ н, ] – встанут девочки.
(коньки,пень,Дон, день,ночь,нос,нам.
И, вот, ребята, буква Н – сегодня главная на уроке Маша и Миша пригласили ее в гости к своим друзьям вместе с вами.
А вы любите ходить в гости?
Как нужно вести себя в гостях? Существуют ли правила поведения в гостях? Какие?
Пришли с буквой Н в гости к друзьям Маши и попали на улицу ….твердых команд
Какую команду отдают жители этой улицы?
Читай твердо!
4.4 Чтение слогов по заданным схемам
(Дети читают слоги: на но ну ны нэ) 1-ряд
Какие слова вы знаете с буквой нитки назовите их.
4.5 Работа по учебнику. Сравнение звуков по звонкости-глухости
V1. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эн» и двух звуков [н], [н’].
Буква «эн» обозначает два согласных звука: звонкий твердый звук [н] и звонкий мягкий звук [н’].
VI1. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен? Как зовут собаку? (Нил.)
– Что делал пес? (Ныл.)
– Прочитайте слова по слогам и орфоэпически.
– (Буква «ы» в слове «ныл» указывает, что предшествующая буква «н» обозначает твердый звук [н], а в слове «Нил» буква «и» определяет произношение мягкого звука [н’].)
– Рассмотрите нижний рисунок. Кто здесь нарисован? Как зовут девочек? (Нина, Нана.)
– С какой буквы надо писать имена собственные? (С заглавной буквы.)
– Прочитайте слова «Нина» и «Нана» по слогам и орфоэпически.
– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «а» в слове «Нана» указывает, что предшествующая буква «н» обозначает твердый звук [н], а в слове «Нина» буква «и» указывает на мягкий звук [н’].)
– Что делают Нина и Нана? Составьте предложения по данной иллюстрации.
– Сколько слов в полученном предложении?
– Составьте схему своих предложений.
У Нины кукла.
Нина и Нана – подруги.
VII I . Задания на развитие речи, внимания.
1. Развитие речи.
Учитель читает стихотворение.
РАЗНЫЕ НОСЫ
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес. Я. Aким
– Объясните знание крылатых выражений со словом «нос».
џ Зарубить на носу. Означает хорошо и надолго запомнить
џ Вешать нос. Выражение означает: приходить в отчаяние, огорчаться.
џ Задирать нос (просторечн.). Зазнаваться, важничать, чваниться.
џ Водить за нос. Обманывать, вводить в заблуждение.
џ Под нос (говорить). Очень тихо, невнятно
џ Из-под носа. С самого близкого расстояния от кого-либо (брать, хватать, тащить и т. п.; уходить, удирать, выводить и т. п.).
џ С гулькин нос. Очень мало.
џ Высунуть нос. Выйти, показаться.
џ Нос не дорос. Кто-либо еще слишком молод, чтобы делать что-либо, заниматься чем-либо.
џ Совать под нос. Давать, подавать непочтительно, небрежно.
џ Соваться со своим носом. Вмешиваться не в свое дело.
џ Утереть нос. Подчеркнуть, показать, доказать свое превосходство в чем-либо перед кем-либо.
џ Уткнуть нос. Не отрываясь, с увлечением читать, писать и т. п.
џ Комар носа не подточит. Не к чему придраться.
џ Тыкать носом. Указывать в назидание на что-либо, обычно в резкой форме.
2. Игра «Кто больше запомнит слов».
Носорог нашел наволочку. Нюхал. Надкусил – невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не налезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак!
– Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! – насупился носорог .
Л. Яхнин
IХ. Итог урока
Пора подводить итоги. Итог урока мы подведем предложениями, в которые вы доскажите слова.
«Я сегодня на уроке узнал…»
«Я сегодня научился…»
Х. Рефлексия
На доске яблоня, на ней сейчас благодаря вам вырастут яблоки, а какие решать вам. Если вам на уроке было все понятно, и урок понравился, то повесите красные яблоки, а если вы остались не довольны уроком и собой – прикрепите зеленые яблоки.
Урок окончен.
НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром»детский сад №25 г.Соликамск.
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ. Тема: «Звуки [Н] [Нь] .Буква [ЭН]»
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие
Формы организации: групповая.
Цель : знакомство с понятиями “звук[Н],[НЬ] буква [ЭН], дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.
Задачи:
Развивающая:
Развивать умение детей придумывать слова на заданный звук.
Обогащать представления о том, что имена людей пишутся всегда с большой буквы.
Закреплять зрительный образ буквы, посредством лепки из пластилина.
Образовательная :
Познакомить детей с буквой «ЭН» (заглавной и строчной) и звуками, которые она обозначает «Н» и «НЬ».
Формировать навык слогового чтения.
Учить детей слышать звуки «Н», «НЬ» в словах.
Воспитательная:
Воспитывать инициативность и активность детей.
Методы и приемы:
словесные : объяснение, закрепление, напоминание, использование художественного слова, обобщения, поощрение.
наглядные : демонстрация слайдов (презентации), наглядных пособий.
практические : моделирование графической модели (лепка буквы).
игровые: создание игровой ситуации.
Оборудование и материалы:
Проектор, с презентация по теме НОД.
Коврограф Ларчик В.Воскобовича с приложением буквами в кармашках для размещения на каврографе.
Раздаточный материал: разноцветный пластилин, доска, губка (на каждого ребёнка).
Предварительная работа: дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком»; рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Приложение: Развивающая предметно — пространственная среда: буквари, азбука, вагончики с буквами гласными и согласными.
Литература : Крылова Н.М. Старшая группа научно — методическое пособие для специалистов дошкольного образования/Перм.гос.пед.универ. -2-е изд, Пермь, 2008.
Интернет источники
Регламент: 20 минут
Ход НОД.
Организационный момент. Мотивация.
Слайд №1
Незнайка: Я забыл буквы, которые мы учили.
Воспитатель: Ребята, покажите и назовите буквы, которые мы уже знаем.
Слайд №2
Незнайка : Почему буквы в вагоне все красные? (потому что это гласные буквы). Назовите их.
Слайд»3
А в этом вагоне, какие буквы? (согласные). Назовите согласные буквы.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой согласной буквой и звуками, которые она обозначает. Слушайте внимательно.
Слайд №4
Я буду называть слова, а вы послушайте, с какого звука начинаются слова? (ноябрь, носки, нос, носорог). Правильно со звука [Н]. Этот звук звучит твёрдо или мягко? (воспитатель ещё раз произносит слова). Звук звучит твёрдо — [Н]. Давайте произнесём все вместе твёрдый звук [Н].
Слушайте внимательно. (небо, нитки,). С какого звука начинаются эти слова? Со звука [НЬ]. Это звук твёрдый или мягкий? (мягкий). Давайте произнесём все вместе мягкий звук [НЬ].
Как вы думаете, эти звуки [Н] — [НЬ] гласные или согласные? Какие преграды встречает воздух при произнесении этих звуков? (зубы, язык). Эти звуки согласные.
Слайд №5
На письме эти звуки обозначаются буквой [ЭН]. Посмотрите на эту букву. На что она похожа? (воспитатель показывает карточку с буквой).
Слайд № 6
В красном или синим вагоне поедет буква [ЭН]?
Дети: В синем вагоне, эта буква согласная.
Слайд №7
С какого звука начинается Незнайкино имя? Произнесём – Незнайка. С мягкого звука.
Слайд№8 Незнайка
Посмотрите как пишется его имя (написано имя Незнайка). Что вы ещё заметили? В имени 2 буквы, одна большая, а другая маленькая. Правильно, ребята. В русском языке есть правило – все имена всегда пишутся с большой, заглавной буквы. Придумайте имена, которые начинаются на букву [ЭН]? (Нина, Наташа, Настя, Никита,Надежда и т.п.)
Основная часть
А теперь присаживайтесь, слушайте сказку.
Жила была [ЭН] была она согласная. Очень она любила, когда к ней приходили гласные. Они очень дружили. Звуку «Н» очень хотелось петь, но без гласных звуков никак не получалось. Тогда гласные звуки решили: «будем ходить к звуку [Н] по очереди в гости и учить его петь. Рядом с нами любой запоёт (работа со схемой на каврографе В.Воскобовича) .
Пришёл в гости дружок [А] Встал перед [Н] вот так: [АН]. Попробовали петь, не получается. А вы попробуйте. Тогда они поменялись местами: получилось… Читаем вместе [НА]
Воспитатель: Получилась песенка? (Да) Обрадовался звук «Н» и пригласил звук «У»
(так же со звуками [О], [Ы])
Воспитатель: Какой звук [Н] не пригласил? (звук [И]). Обиделся звук [И], но пришёл в гости. Встал рядом [НИ]. Звук [НЬ] стал ласковый, мягкий. Произнесите [НЬ] мягко звучит.
Воспитатель: Давайте скажем слоги с твёрдым звуком [Н] (на, но, ну, ны). А теперь с мягким звуком [НЬ] (ни, ня, нё, ню).
Незнайка: Я ребята совсем запутался, какой мягкий, какой твёрдый.
Слайд №9
Воспитатель: А вы ребята, вместе с Незнайкой, посмотрите и найдите слова с мягким звуком [НЬ].
Слайд №10
А теперь с твёрдым [Н]. Молодцы.
Физкультминутка
Наш Незнайка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Слайд №11
Воспитатель: Ребята, чтоб наш Незнайка лучше запомнил [Н], предлагаю её слепить. Выберите любой цвет, возьмите доску, губку. Обтираем губкой руки. Насколько частей нужно разделить пластилин, чтоб получилась буква [Н]? (на три). Две части, будут какими, длинными или короткими? (две одинаковые длинные), а одна будет какая? (короткая). Молодцы! Приступаем к лепке, подарим Незнайку букву, чтоб он её запомнил.
В завершение лепки, дети подходят к Незнайке и дарят вылепленную букву.
Заключительная часть .
Воспитатель: С какими звуками и буквой мы познакомились? Какая эта буква? (согласная). Какие два звука обозначает? Что понравилось? Что было для вас сложно? Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, вы очень старались, были активными, умными и внимательными.