Урок на тему "сложное предложение".
Сложное предложение
Цели:
повторить и углубить знания обучающихся о сложном предложении, о знаках препинания между частями сложного предложения;
учить определять грамматические основы предложений, находить сложные предложения, правильно ставить знаки препинания, развивать связную речь обучающихся, творческие способности;
повторение и углубление сведений о сложноподчинённом предложении, известных учащимся по курсу 5-8 классов; углубить знания о сложноподчиненном предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение; дать понятие о классификации сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, последовательном, однородном, параллельном подчинении.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; Науч. редактор Н.М. Шанский]. – 6-е изд., М.: Просвещение, 2009. – 206 с., л. ил.: ил. – ISBN 978-5-09-021013-3
Организационный момент.
Создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке.
Закройте на минутку глаза. Представьте себе самого близкого вам человека. Улыбнитесь ему. Откройте глаза. Подарите свои очаровательные улыбки одноклассникам, мне. Ну что, готовы к уроку? Тогда приступаем к работе.
Проверка домашнего задания.
1 ученик у доски.
Сдают тетрадь на проверку: 2 сильных ученика и 2 ученика со средними способностями.
Остальные – работа с орфоэпическим диктантом (запись на доске).
Орфоэпическая работа.
Украинский, флюорография, звонишь, каталог, избалованный, благовест, газированный, нефтепровод, приданое, принявший, искра, христианин, танцовщица, ходатайствовать, иконопись, жалюзи, красивее, завидно.
Изучение нового материала.
На уроке мы должны будем вспомнить, что называется сложным предложением, изучим особенности постановки знаков препинания в данных предложениях, будем учиться находить сложные предложения в тексте и самим составлять данные предложения.
Фронтальный опрос учеников:
1. Что такое предложение?
2. Какие знаки препинания ставятся при ОЧП? Составить схемы.
3.Расскажите о постановке знаков препинания при обобщающем слове. Нарисовать на доске схемы.
4. Какие предложения называются сложными?
На доске предложение.
Я люблю осень.
Подчеркните грамматическую основу. Охарактеризуйте предложение.
Давайте дополним мою мысль.
Я люблю осень, потому что она горит красными, желтыми, багряными красками.
Подчеркните грамматические основы. Что за предложение? (самостоятельная формулировка правила ) давайте проверим себя по учебнику.
Работа со схемой ( на доске)
Сравните!
Ветер по целым дням рвал и трепал деревья.
Понятие о метафоре.
Закрепление изученного материала.
1.Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, союзы обведите в кружок.
Проходит дней осенних колдовство,
Мороз уже приход зимы венчает.
Плачет листва золотая
В старом осеннем саду,
Листьями ветер играя,
Все превратил в чехарду.
Холодает день за днем,
Солнце ярко так не светит.
2.Работа над текстом.
Тебе перелесок осенний мил,
Повитый разноцветным дымом.
А ты хоть одно деревце пос…дил
В кр…ю, что зовем мы р…димым?
Ты вздрогнешь, увидев срубленный ствол
На памятном перекрестке.
А сам ты удар отвел
Хоть от одной бере…ки?
Как вы думаете, к кому в первую очередь обращается автор этих сток? Почему?
Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
Укажите сложное предложение.
Работа с учебником. Упр.55 Работа с материалом учебника (стр.30). Выполнение тренировочных упражнений.
3.Творческая работа.(2 уровень)
Внимательно посмотрите на картины. Что на них изображено? Какой предстает осень? Одинаковой? Составьте связный текст, используя опорные слова.
Осень, осыпались, наступила, холода, листок остался, Новый год, праздник ёлки, лист украсил елку.
1 уровень – игра «Конструктор». (задание для отстающих учеников)
Составить сложные предложения из частей.
Небо медленно заволокло тучами, по лесу прошел ветер.
Когда ветер расстелил по земле разноцветный ковер, ярким пламенем запылал калиновый куст.
Солнце все реже ласкает землю, но изредка все же выглянет из-за туч.
Обобщение.
Сегодня, ребята, мы с вами вспомнили, что такое сложное предложение. Теперь вы знают, что сложным предложением называется предложение, в котором две и более грамматических основ. Напомним, что части данных предложений связываются союзами а, и, но, что, потому что, поэтому, чтобы, между частями сложного предложения ставится запятая.
Всем, кто активно работал на уроке, подойти к учителю с дневниками для выставления отметок.
Рефлексия.
Как вы работали сегодня на уроке? Поставьте отметку себе и мне. Если вы остались довольны уроком, поставьте в тетради на полях ! , если нет - ?.
Домашнее задание: §37, упражнение 212.
На партах – тексты, раздаточный материал (образцы всех видов разбора) На парте перед учащимися лежат отпечатанные тексты , план комплексной работы.
Отрывок из повести Б. Л.Васильева «А зори здесь тихие»
"После споем с тобой, Лизавета, - сказал старшина. - Вот выполним боевой приказ и споем…"
Лиза думала о его словах и улыбалась, стесняясь того могучего незнакомого чувства, что нет-нет да и шевелилось в ней, вспыхивая на упругих щеках. И, думая о нем, она проскочила мимо приметной сосны, а когда у болота вспомнила о слегах*, возвращаться уже не хотелось. Здесь достаточно было бурелома, и Лиза быстро выбрала подходящую жердь.
Перед тем как лезть в дряблую жижу, она затаенно прислушалась, а потом деловито сняла с себя юбку.
Привязав ее к вершине шеста, заботливо подоткнула гимнастерку под ремень и, подтянув голубые казенные рейтузы, шагнула в болото.
На этот раз никто не шел впереди, расталкивая грязь.
Жидкое месиво цеплялось за бедра, волоклось за ней, и Лиза с трудом, задыхаясь и раскачиваясь, продвигалась вперед. Шаг за шагом, цепенея от ледяной воды и не спуская глаз с двух сосенок на островке.
Но не грязь, не холод, не живая, дышащая под ногами почва были ей страшны. Страшным было одиночество, мертвая, загробная тишина, повисшая над бурым болотом. Лиза ощущала почти животный ужас, и ужас этот не только не пропадал, а с каждым шагом все больше и больше скапливался в ней, и она дрожала беспомощно и жалко, боясь оглянуться, сделать лишнее движение или хотя бы громко вздохнуть.
Она плохо помнила, как выбралась на островок. Вползла на коленях, ткнулась ничком в прелую траву и заплакала. Всхлипывала, размазывала слезы по толстым щекам, вздрагивая от холода, одиночества и омерзительного страха.
Вскочила - слезы еще текли. Шмыгая носом, прошла островок, прицелилась, как идти дальше, и, не отдохнув, не собравшись с силами, полезла в топь.
Поначалу было неглубоко, и Лиза успела успокоиться и даже повеселела. Последний кусок оставался и, каким бы трудным он ни был, дальше шла суша, твердая, родная земля с травой и деревьями. И Лиза уже думала, где бы ей помыться, вспоминала все лужи да бочажки и прикидывала, стоит ли полоскать одежду или уж потерпеть до разъезда. Там ведь совсем пустяк оставался, дорогу она хорошо запомнила, со всеми поворотами, и смело рассчитывала за час-полтора добежать до своих.
Идти труднее стало, топь до колен добралась, но теперь с каждым шагом приближался тот берег, и Лиза уже отчетливо, до трещинок видела пень, с которого старшина тогда в болото сиганул. Смешно сиганул, неуклюже: чуть на ногах устоял.
И Лиза опять стала думать о Васкове и даже заулыбалась. Споют они, обязательно даже споют, когда выполнит комендант боевой приказ и вернется опять на разъезд. Только схитрить придется, схитрить и выманить его вечером в лес. А там… Там посмотрим, кто сильнее: она или квартирная хозяйка, у которой всего-то достоинств, что под одной крышей со старшиной…
Огромный бурый пузырь вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.
Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом: шаг, полшага от нее, но эти полшага уже невозможно было сделать.
- Помогите!… На помощь!… Помогите!…
Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному майскому небу.
Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.
Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет - теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее…
*Слеги – это деревянные брусья или бревна, расположенные горизонтально. Они используются для крепления брусьев стропил.
Задание: найти сложные предложения в тексте. Выделить грамматические основы предложений, составить схемы.
Устно ответить на вопросы по тексту:
1.Тема.
2.Проблема текста.
3. Найти художественно - выразительные средства языка в тексте.
Графический диктант. Составить схемы предложений .
Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. (Гоголь) [ - = ], (потому что…)
Хотя было ещё рано, но ворота оказались запертыми. (Хотя…),
Если лето дождливое, то роскошная растительность степи сохраняет свою свежесть до начала июля и достигает великолепных размеров. (Если…), [то…].
Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении.
[ - = ],и [ - = ].
По улицам двигались тяжёлые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы. [ = - ], и [ = - ],и [ = - ].
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории,
МОУ "ООШ № 78» города Саратова.
Аннотация
В данной работе представлены фрагменты уроков по русскому языку в 9 классе, на которых ведётся целенаправленная подготовка к ГИА. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя работу с текстом и вопросы по теории языка. Такой вид деятельности направлен на количественное и качественное обогащение словарного запаса школьников, овладение нормами литературного языка, обучение учащихся различным видам речевой деятельности. Разработанная методика даёт возможность учителю вырабатывать у школьников навыки работы с текстом и умение составлять связное высказывание. Девятиклассники учатся раскрывать тему, определять основную мысль, выделять микротемы, высказывать свое мнение о проблеме.
Урок построен по системе развивающего обучения, когда каждый этап занятия учит девятиклассников думать, делать собственные выводы, используя их на практике. Использование разных методов работы позволяет успешно сдать экзамены.
Мультимедийная установка открывают большие возможности и для объяснения учащимся нового материала, и для закрепления, и просто для создания новой атмосферы на уроке.
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
442. Укажите виды придаточных предложений. Выделите союзы и союзные слова.
1. Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный (Г.). 2. Если лето дождливо, то роскошная растительность степи сохраняет свою свежесть до начала июля и достигает вели-колепных размеров (Акс). 3. Как ни было легко косить мокрую и слабую траву, но трудно было спускаться и подниматься по крутым косогорам оврага (Л. Т.). 4. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (Кор.). 5. Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости (М. Г.). 6. Трава была так густа и сочна, так ярко, сказочно-прелестно зелена и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве (Купр.). 7. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов (А. Н. Т.). 8. По безмолвно прыгавшим губам его было понятно, какие избранные поучения читал он нарушителям тишины (Фед.). 9. Он дождался той минуты, когда по железному мосту медленно прокатил шедший с севера экспресс (Наб.). 10. Он был так бледен, что всегда казался плохо выбритым (Наб.). 11. Он еще продолжал ощущать радость, когда входил в дом, полный русских игрушек (Наб.). 12. Смотри с печальною усладой, как в свет зари вползает дым (Бл.).
Для справок. В сложноподчиненных предложениях союзы служат только для связи придаточного предложения с главным и не являются членами придаточного предложения. Союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия) не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточного предложения.
443. Укажите виды придаточных обстоятельственных. Объясните постановку знаков препинания.
1. Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц (Г.). 2. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах (Л.). 3. Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево (Ч.). 4. С реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь (М. Г.). 5. Огурцы были настолько нежны, что парниковая зелень их кожицы отливала белизной (Фед.). 6. Хотя казаков было мало, Левинсон почувствовал вдруг сильное волнение, как и в первый, давнишний период его военной деятельности (Фад.). 7. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света (Кат.). 8. Свежий воздух рванулся в комнату, сдул лежавшую пыль так, что поднялся серый туман (По- лев.). 9. И даже когда там гранаты начали рваться, он не испугался (Б. В.). 10. Врал Юрий Петрович с некоторым прицелом, хотя никаких заранее обдуманных намерений у него не было (Б. В.). 11. Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости (Булг.). 12. Маргарита повернулась туда, куда указывал Аза- зелло, но ничего особенного там не обнаружила (Булг.). 13. Затем мгновенно, как будто из мозга выхватили иголку, утих висок, нывший весь вечер (Булг.). Человек, если он намерен достичь в жизни чего-либо, должен уметь отказывать (Бакл.).
444. Перепишите текст, ставя нужные знаки препина-ния. Выделите сложноподчиненные предложения.
ЧУВСТВО УТРАТЫ.
С каждым может случиться что жил с человеком глядел на него и не видел. И когда он вдруг исчез то тут-то и открылся в тебе внутренний взгляд на него а сердце сжалось смертельной тоской.
Этого так много бывало на земле во все времена что не обошло никого. Иногда и тот чувствует тоску кто не испытал еще смертельной утраты. Радуясь жизни которой полон он вдруг остановится и подумает: а если я радуясь пропущу что-то и потом буду жалеть?
(По М. М. Пришвину)
Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, в которых придаточные предложения связаны с главным: а) союзом; б) союзным словом.
Найдите слова с непроизносимыми согласными.
445 (повторение). Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы; поставьте нужные знаки препинания.
Небо на востоке стало светлеть по мере того как над горизонтом поднималось (тускло) багровое солнце.Деревья (по) немногу выступали из тьмы и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер что лес сразу ожил. Тревожным ш..потом пере-кликнулись между собой столетние сосны и сухой иней с мягким шелестом полился с потревожен..ых ветвей.
Ветер стих так (же) внезапно как и налетел. Настала такая полная и торжественная тишина что сразу стали слышны все предутренние лесные звуки жадная грызня волков на соседней поляне осто- рожное тявканье лисиц и первые удары проснувшегося дятла раздававшиеся в тишине леса так звонко будто он долбил не древесный ствол а полое тело скрипки.
Лес окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака вставал во всем своем зеленом величии. Волки ушли в лесную глуш.. переваривать ночную добычу убралась с поляны лисица оставив на снегу кружевной хитро сплетенный след.
Сорока чистившая на ветке ольховника черный клюв вдруг повернула голову (на) бок прислушалась присела готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья должно быть (от) того что кто-то большой сильный шел сквозь лес (не) разбирая дороги. Затрещали кусты заметались вершины молоденьких сосенок заскрипел оседая наст. Сорока вскрикнула и распустив хвост похожий на оперение стрелы по прямой полетела прочь.
Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда. Розовые ноздри извергавшие горячий парок встревоженного дыхания судорожно задвигались. Старый лось застыл в сосняке как изваяние.
(По Б. Н. Полевому)
Озаглавьте текст.
Составьте схему первого предложения.
Найдите обособленные определения, укажите, чем
они выражены.
446. Сделайте пунктуационный разбор приводимого ниже текста (объясните постановку знаков препинания).
Из всех людей, когда-либо встречавшихся с Чеховым, не было, кажется, ни одного, кто, вспоминая о нем, не отметил бы в нем этой глубоко народной черты - лютой ненависти к самовозвеличению и чванству. Нельзя было поверить, что тот, перед кем благоговеет вся страна, может до такой степени не ощущать своей славы.
Впрочем, мало сказать, что он не ощущал ее. Он словно задачу перед собой поставил стушеваться, не выпячивать ни перед кем своего «я», не угнетать никого своими заслугами, не извлекать из своего дарования никаких привилегий.
Одно лишь условие поставил он той библиотеке, которой жертвовал тысячи книг: «Пожалуйста, никому не говорите о моем участии в библиотечных делах».
Всем памятен рассказ Станиславского, как на репетиции своего «Вишневого сада» Чехов, несмотря на просьбы актеров, отказался занять подобающее ему место за режиссерским столом, а спрятался в зрительном зале, в задних рядах, в потемках, так что тот, кто разглядел бы его там, не поверил бы, что это автор пьесы.
(По К. И. Чуковскому)
Озаглавьте текст.
Укажите предложения с обособленными членами.
Найдите в тексте вводные слова.
Разберите по составу глаголы поверить, разглядеть,
спрятаться.
447. Перепишите, раскрывая скобки и ставя нужные
знаки препинания.
Война закончилась давно за (пол) века выросли и возмужали новые поколения. Прискорбно однако что человеческая память о ней (we) только сокращается в своих возможностях - подменяется как (бы) (анти) памятью активно замещается в сознании пропагандистскими стереотипами. Да мы победили коварнейшего врага немецкий фашизм но имеем (ли) мы право забывать о цене нашей победы?
Чем больше времени проходит с памятного мая 1945 года тем больше вопросов выдвигает прошедшая война. Обесцениваются многие из казалось (бы) (без) условных ценностей возникают новые. Поколениям (по) моложе кажется что для них наступило новое время (не) связанное с проклятым прошлым ставшим заслуженной участью их отцов и дедов. Но поостережемся с выводами. Все(таки)многое в мире связано прочной бечевой и (не) распутав ее крепкие узлы (не) очень (то) продвинешься в счастливое будущее. Хотя история как известно (ни) чему (не) учит но и учиться у себя (ни) кому (не) воспрещает. Тому конечно кто хочет чему (нибудь) научиться. Для прочих она - штука никчемная. В том числе и история прошлой большой и кровавой войны.
(В. В. Быков)
Объясните постановку тире в предложениях текста.
Составьте схему первого предложения текста.
Выделите суффиксы в прилагательных пропагандистский, коварнейший, немецкий, заслуженная.
448 (повторение). Перепишите, ставя нужные знаки
препинания.
1. Именно оттого что все это было слишком хорошо чего-то в нем недоставало (Л. Т.). 2. Напившись кофею Левин уехал опять на покос прежде чем Сергей Иванович успел одеться и выйти в столовую (Л. Т.). 3. Вскоре после того как часы пробили полночь послышались торопливые шаги (Ч.). 4. Но прежде чем этот кусок успевал упасть на землю рабочий с необыкновенной ловкостью обматывал его цепью в руку толщиной (Купр.). 5. Раз поутру когда во всех углах звенели тарелки больных из палаты Парабукина вызвали на осмотр оставив его одного (Фед.). 6. Вы опять как прежняя (Фед.). 7. Водитель как раз для того чтобы люди схлынули застопорил машину против калитки (Фад.). 8. Сабуров вернувшийся к себе вскоре после того как известие о немецкой атаке на этот раз оказалось ложной тревогой так и не лег (Сим.). 9. Никанору Ивановичу показалось будто в люстрах запрыгали огни (Булг.). 10. Пока они для костров хворост таскали он не таясь топором деревья подрубал (Б. В.). 11. Хотя у летней кофейни на Тверском бульваре не было своего названия звали ее все Cafe grec(Паст.).
Необходимая принадлежность степей Оренбургского края с весны до поздней осени - башкирские ночи, с их многочисленными стадами мелкого скота и конскими табунами. Как только покажется подножный корм, башкирцы, все без исключения, со всеми своими семействами, здоровые и больные, со всем своим скарбом, переселяются в степь. Выбирают привольное место, не слишком в дальнем расстоянии от воды и леса, с изобильными пастбищами для скота, ставят войлочные свои шатры, вообще известные под именем калмыцких кибиток, строят плетневые шалаши и водворяются в них. Тогда‑то степи населяются и принимают свой первобытный образ, бледнеющий с каждым годом. Здесь утонули в траве рассыпанные стада баранов, овец и коз, с молодыми ягнятами и козлятами, матки которых всегда ягнятся на траву; далеко слышно их разноголосное блеянье. Там бродят и мычат стада коров; там пасутся и ржут конские табуны; а вот появляются на концах горизонта, то с одной, то с другой стороны, какие‑то черные движущиеся точки: это остроконечные шапки башкир. Иногда такие точки помелькают на крайних чертах горизонта и - пропадут; иногда выплывают на степь, вырастают и образуют целые полные фигуры всадников, плотно приросших кривыми ногами к тощим, но крепким, не знающим устали, своим иноходцам: это башкирцы, лениво, беспечно, всегда шагом разъезжающие по родной своей степи. Пересекая ее во всех направлениях, они или просто гуляют от нечего делать, или едут в гости в шабры‑кочи (соседнее кочевье), иногда верст за сто, обжираться до последней возможности жирною бараниной и напиваться допьяна кумысом. В первых кочевьях башкирцы живут до тех пор, пока не потравят кругом кормов своими стадами; тогда переселяются они на другое место, а потом даже на третье. В выборе первой кочевки башкирцы руководствуются правилом: сначала занимать такие места, на которых трава скорее выгорает от солнца, то есть более высокие, открытые и сухие; потом переходят они к долинам, к перелескам (где они есть), к овражкам с родниками и вообще к местам более низменным и влажным. С самого начала весны отделяют они всех кобылиц, кроме дойных маток, в один табун, или косяк, и, под начальством жеребца, пускают в степь. Косячный жеребец делается полным хозяином и настоящею главою своего гарема. Он держит жен своих в строгом повиновении: если которая‑нибудь отобьется в сторону - он заворачивает ее в табун; он переводит их с одного пастбища на другое, на лучший корм; гоняет на водопой и загоняет на ночлег, одним словом, строго пасет свой косяк, никого не подпуская к нему близко ни днем, ни ночью.
1.Придаточные предложения отделяются от главного запятой или выделяются запятыми с обеих сторон, если находятся внутри главного: Лес , в который мы вступили, был чрезвычайно стар . (Т.)
2.Между двумя однородными придаточными предложениями, соединенными союзом и , запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы .
3.Если придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (ввиду того что, в силу того что, несмотря на то что, для того чтобы и др.) запятая ставится один раз- перед союзом или внутри него: Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми . (Ч.) Яков был прозван турком потому, что действительно происходил от пленной турчанки. (Т.)
4.При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие предложения не нарушает смысла, т.е. если не следует вторая часть двойного союза: то, так, но : Надвигалась гроза , и, когда тучи заволокли все небо, стало темно . Ср.: Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало темно ).
Задание 1.
1. Если лето дождливое то роскошная растительность степи сохраняет свою свежесть до начала июля и достигает великолепных размеров (Акс.). 2. Овсюг один из наиболее злостных сорняков какие бывают на пшеничном поле. 3.Сознание что мы заблудились действовало на всех угнетающе.(Арс.) 4. Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (Кат.) 5. Человек если он намерен достичь в жизни чего-нибудь должен уметь отказывать. (Бакл.) 6. Напившись кофею Левин уехал опять на покос прежде чем Сергей Иванович успел одеться и выйти в столовую. (Л.Т.) 7. Вскоре после того как часы пробили полночь послышались торопливые шаги. (Ч.) 8. Говорят что ценность жизни определяется тем что человек оставил после себя. (Купр.)
Задание 2. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку.
1. Я вздохнул еще глубже и поскорее поспешил проститься потому что ехал по весьма важному делу и сел в кибитку. (Г.) 2. Нехлюдов просил собрать сходку крестьян для того чтобы условиться в цене за отдаваемую землю. (Л.Т.) 3. Слышно было как на улице скрипели поводья как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди. (М.-С.) 4. Катя не ответила и не пришла хотя знала что я уезжаю надолго и что может быть мы не увидимся никогда (Кав.). 5. Глаза старика были красны и влажны и он чтобы разлепить их мигал ими (Л.Т.). 6. Хаджи Мурат так задумался что не заметил как нагнул кувшин и вода лилась из него. (Л.Т.) 7. Медведь так полюбил Никиту, что когда он уходил куда-нибудь зверь тревожно нюхал воздух. (М.Г.) 8. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться. (Л.Т.) 9. Челкаш почувствовал что он вор гуляка оторванный от всего родного никогда не будет таким жадным низким не помнящим себя. (М.Г.) Было слышно как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг. (Пауст.)
2.8.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении .
Двоеточие в бессоюзном предложении ставится, если:
Второе предложение поясняет первое, между ними можно вставить а именно : Внезапно все преобразовалось : небо потемнело, по дороге понеслись клубы пыли ;
Второе предложение дополняет смысл первого, между ними можно вставить и увидел : Я поглядел вокруг: лес стоял тихий и торжественный ;
Второе указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно вставить потому что : Всю дорогу молчали: говорить было не о чем.
Тире в бессоюзном предложении ставится, если:
Первое предложение указывает на время совершения действия, можно вставить союз когда : Лес рубят - щепки летят ;
Первое предложение указывает на условие, можно вставить союз если : Любишь кататься - люби и саночки возить ;
Второе предложение содержит в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первом, можно вставить слово поэтому : Солнце дымное встаёт - будет день хороший. (Твард.);
Задание 1. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Выясните смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений.
1. К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться они обращались в пыль. (Г.) 2. Вот мои условия вы ныне же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. (Л.) 3. Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. (Т.) 4. Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Попробовал читать взоры скользили над строками. (Л.) 5. Солнце взошло начинается новый день. (Н.) 6. Назвался груздем полезай в кузов. (Посл.) 7. Придет весна пароходы двинутся по реке. 8. Мелкий дождик сеет с утра выйти не возможно. 9. Береза в лесу без вершины хозяйка без мужа в дому. (Н.)
Контрольные работы
Вариант 1
Задание 1.
Агрономия, аристократия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, газированный, генезис, диспансер, договор, еретик, жалюзи, закупорить, звонишь, иконопись, каталог, кладовая, мастерски, мизерный, начерно, облегчить, премировать, ракушка, свекла, торты, украинец, факсимиле, ходатайство, цеховой, чистильный аппарат, шофер, ядровый.
Задание 2. [г]астроном; ску[шн]о; о[п’э]ка; О[д’э] сса.
- Герб, благо, диалог.
- Ильинична, яичница, беспечный.
- Аф…ра, осужд…нный, ман…вры.
- Бутерброд, крем, бандероль.
Задание 3.
1. Новый сотрудник решил проблему своеобразным образом.
2. Тема здоровья – постоянная константа наших бесед.
3. Оглянувшись вокруг, можно заметить много недостатков.
4. Львиную часть заданий уже выполнили.
5. Мой брат работает пожарным.
6. За время существования организации было немало добрых дел и свершений.
7. Обшарив место преступления, инспектор уголовного розыска обнаружил орудие убийства.
Задание 4.
Задание 5.
Толь, какао, бандероль, банкнот, пони, вуаль, бра, Батуми, пианино; диван - кровать, плащ - палатка; ООН, вуз.
Задание 6.
Век, доктор, договор, конюх, шофер.
Задание 7.
Поясы - пояса, образы - образа, тоны - тона, ордеры - ордера.
Задание 8.
1. Официальный визит Герхарда Шрёдер состоялся. 2. Обоим студенткам дали дополнительное задание. 3. Вокруг их всегда было много людей. 4. Он был горяч, полный жизни. 5. Вслед уходящему поезду провожатые махают руками.
Задание 9. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор .
1. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса (показало, показали) на экзаменах глубокие знания. 2. (Установлено, установлены) три новых спортивных рекорда.
Задание 10.
Беспокоиться... - тревожиться… (о ребенке, за ребенка), отчитываться... - делать отчет… (о работе, в работе), уверенность... - вера... (в победу, в победе).
Задание 11.
1. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.
2. Космологические теории различаются в зависимости от того, какие физические принципы и законы кладутся в основу космологии. Построенные на их основе модели должны допускать проверку для наблюдаемой области Вселенной, выводы теории должны подтверждаться наблюдениями, теория должна предсказывать новые явления.
Задание 12.
Дом, корреспондент, аксиома, ненаглядный, подсудность, красивый, зачетка, говорить, консенсус, картошка, исследование, сильный, голубушка, восхитительный, синтаксис, взыскание, хихикать, читать, воодушевить.
Задание 13. Составьте резюме.
Вариант 2.
Задание 1. Расставьте ударение в словах.
Асимметрия, афиняне, бомжу, баловать, верование, втридорога, генезис, гербовый, двоюродный, джинсовый, еретик, жалюзи, задолго, загнутый, издревле, исповедание, каталог, кашлянуть, мельком, мышление, новорожденный, обеспечение, прогул, рассредоточение, сковороду, туфля, умерший, феномен (необычное, редкое явление), христианин, щавель, ягодицы.
Задание 2. Отметьте особенности в произношении данных слов. Запишите их транскрипцию по образцу:
1. Гигиена, Бог, гвардия.
2. Командировочный, двоечник, Фоминична.
3. Ос…длый, перен…сший, остри…
4. Термин, темп, шинель.
Задание 3. Прочитайте предложения. Устраните лексические ошибки.
1. Каждому, кто сделает заказ сейчас, будет выслан подарок – фотоальбом для фотографий 10х15.
2. Ему была сделана кардиограмма сердца.
3. Нет ничего удивительного в том, что произошла эта долгожданная катастрофа.
4. Наш герой живет как сыр в масле.
5. Командировочный остановился в самой лучшей гостинице города.
6. Иногда нравоучения старшего брата вершились в столь обидной форме, что младший демонстративно отвергал их.
7. Неприятные разборки с Фондом имуществ ожидают виновников в срыве аукциона.
Задание 4. Определите значение следующих слов. Составьте с ними словосочетания.
Альтруизм, конфессия, легитимный, сублимация.
Задание 5. Подберите определения, правильно согласуйте их с данными словами.
Рельс, мозоль, табель, ситро, шампунь, тюль, Миссисипи, она молодчина, леди, фойе; платье - костюм, роман-газета; МИД, нэп.
Задание 6. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Директор, инженер, ректор, ордер, торт.
Задание 7.
Цветы-цвета, лагери-лагеря, счеты-счета, соболи-соболя.
Задание 8. Найдите грамматические ошибки и исправьте их.
1. Зрители бурными аплодисментами приветствовали актёра Андрея Синица. 2. Трое подруг сидели в комнате. 3. Все ихние конспекты лежали на столе. 4. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 5. Наверху целый день движут мебель.
Задание 9.
1. Большинство студентов института, состоящие в спортивных секциях, уже (сдало, сдали) нормы по лыжам.
2. По приблизительным подсчетам, сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей Латвии.
Задание 10. Перепишите, присоединяя к управляющим словам вместо точек управляемые слова, данные в скобках.
Превосходство... - преимущество… (перед врагом, над врагом), заплатить... - оплатить... (проезд, за проезд), предостеречь... - предупредить... (от беды, о беде).
Задание 11. Определите, к какому функциональному стилю относится каждый из приведенных текстов. Выпишите из текстов языковые средства, доказывающие их принадлежность к тому или иному стилю.
1. Архивные документы, находящиеся в частной собственности, могут быть вывезены за пределы Российской Федерации. Заявленные к вывозу указанные архивные документы подлежат экспертизе ценности документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. В результате длительного применения пестицидов в сельском хозяйстве и медицине почти повсеместно отмечается снижение их эффективности вследствие развития резистентных видов вредителей. У 250 видов вредителей обнаружена резистентность к пестицидам. Проявление этой неожиданной способности у вредителей заставило пойти на увеличение доз препаратов.
Задание 12. Сгруппируйте приведенные ниже слова следующим образом: 1) стилистически нейтральные слова; 2) слова, имеющие функционально-стилистическую окраску; 3) слова, имеющие эмоционально-экспрессивную окраску.
Окно, домище, вранье, газификация, языкознание, коррупция, понятный, нерукотворный, дивный, манерность, заявление, синий, буйный, очи, содеянное, биогенный, говорить, непревзойденный, хорошенький.
Задание 13. Составьте резюме.
Вариант 3.
Задание 1. Расставьте ударение в словах.
Анатом, алфавит, блага, бомбардировать, воспринятый, валовой, духовник, догмат, еретик, жалюзи, знамение, звонит, исковые (заявления), инсульт, комбайнер, красивее, маркетинг, мозаичный, намерение, откупоривать, родился, соболезнование, склады, танцовщица, тотчас, упрочение, умерший, факсимиле, ходатайство, цыган, эксперт.
Задание 2. Отметьте особенности в произношении данных слов. Запишите их транскрипцию по образцу: [г]астроном; ску[шн]о; о[п’э]ка, О[д’э] сса.
1. Богатый, снег, пятого.
2. Горчичник, алчный, прачечная.
3. Голол…дица, ист…кший год, ман…вры.
Задание 3. Прочитайте предложения. Устраните лексические ошибки.
1. Невольно вспоминаются в памяти слова А.С. Пушкина.
2. Этому вопросу необходимо придать динамический ход.
3. Этот депутат ярый сторонник коммунистической платформы.
4. Он занимается этим с молодых волос.
5. Этот праздничный образ жизни вскоре наскучил ему.
6. Кара за небрежности в обороне настигла футбольную команду уже на четвертой минуте первого тайма.
7. Высокий гость отстрелялся успешно.
Задание 4. Определите значение следующих слов. Составьте с ними словосочетания.
Импичмент, коммюнике, одиозный, тривиальный.
Задание 5. Подберите определения, правильно согласуйте их с данными словами.
Рояль, тапка, жираф, кофе, заусеница, щупальце, он сирота, мочало, Сочи, пальто; песня - романс, кресло - кровать; ГЭС, СПИД.
Задание 6. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Адрес, бухгалтер, выбор, закром, снайпер.
Задание 7. Определите семантические различия в следующих словах. Составьте с ними словосочетания.
Корпусы - корпуса, токи - тока, хлебы - хлеба, мехи - меха.
Задание 8. Найдите грамматические ошибки и исправьте их.
1. По телевидению показали интервью с Жаком Ширак. 2. Пятеро автомобилей закончили гонку. 3. У ней не было той книги, которую я просила. 4. Погода была чудесна, прекрасна, солнечная, ясная, совсем без дождей, без ветра. 5. Учёные двигают науку вперёд.
Задание 9. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.
1.Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, (принимается, принимаются) администрацией школы. 2. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично.
Задание 10. Перепишите, присоединяя к управляющим словам вместо точек управляемые слова, данные в скобках.
Воплощение... - претворение... (в жизнь, в жизни), идентичный... - сходный... (с героем, герою), обращать внимание... - уделять внимание... (на учебу, учебе).
Задание 11. Определите, к какому функциональному стилю относится каждый из приведенных текстов. Выпишите из текстов языковые средства, доказывающие их принадлежность к тому или иному стилю.
1. В отношении условий труда и вознаграждения, соответствующих законодательству или договорам, включая положения по безопасности труда и охране здоровья, работник имеет право на равное обращение, аналогичные льготы и защиту, что и работники принимающей страны. Если для работников фирмы установлена специальная система заработной платы, она должна распространяться и на работника по настоящему контракту.
2. Астрофизика уверенно говорит о том, что в момент рождения Вселенная представляла собой пространственный «пузырек» малых, почти точечных размеров. Расширяясь, она остывала, и в ней происходили превращения, подобные тем, которые претерпевает разогретое до парообразного состояния вещество.
Задание 12. Сгруппируйте приведенные ниже слова следующим образом: 1) стилистически нейтральные слова; 2) слова, имеющие функционально-стилистическую окраску; 3) слова, имеющие эмоционально-экспрессивную окраску.
Слушать, контракт, полномочия, обаятельный, чудесный, маршрутка, небо, бородища, грядущий, молекула, бюджет, белый, безудержный, работа, дочурка, отвращение, монитор, интерференция, солнышко.
Задание 13. Составьте резюме.
Вариант 4
Задание 1. Расставьте ударение в словах.
Августовский, аполог, бронированный, баловать, врученный, герпес, гуся, добыча, досками, еретик, жалюзи, заржаветь, индустрия, квартал, колледж, кухонный, мастерски, мизерный, нормирование, отогнутый, оптовый, поминки, ржаветь, сливовый, столяр, творог, украинец, ходатайствовать, христианин, щавель, цыган.
Задание 2. Отметьте особенности в произношении данных слов. Запишите их транскрипцию по образцу: [г]астроном; ску[шн]о; о[п’э]ка, О[д’э] сса.
1. Господи, диалог, гастроли.
2. Скворечник, конечный, пустячный.
3. Деловая см…тка, гренад…р, ист…кший год.
4. Интервью, академия, декан.
Задание 3. Прочитайте предложения. Устраните лексические ошибки.
1. Следственные органы расследовали преступление, связанное с нелегальным бизнесом.
2. Толпа людей ворвалась в здание.
3. Наша дружественная встреча подошла к концу.
4. Строители обещали воздвигнуть здание уже в сентябре, а к концу октября завершить все отделочные работы.
5. Экономическая политика в настоящее время должна все круче ориентироваться на такие цели.
Задание 4. Определите значение следующих слов. Составьте с ними словосочетания.
Априори, консалтинг, сакральный, филантроп.
Задание 5. Подберите определения, правильно согласуйте их с данными словами.
Туфля, какаду, рантье, меню, плацкарта, жюри, он умница, Тбилиси, георгин, погон; кафе - столовая, урок – лекция; ЮНЕСКО, ТЭЦ.
Задание 6. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Лектор, профессор, паспорт, свитер, штемпель.
Задание 7. Определите семантическое различие в следующих словах. Составьте с ними словосочетания.
Учители - учителя, тормозы - тормоза, пропуски - пропуска, поводы - повода.
Задание 8. Найдите грамматические ошибки и исправьте их .
1. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант Ярослава Гашек. 2. С докладом выступили четверо профессоров. 3. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 4. Многие мужики говорят, что молодой барин более добрее старого. 5. В это время рыба метает икру.
Задание 9. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.
1. Брат или сестра (поможет, помогут) мне устроиться на работу. 2.Большинство произведений поэта (посвящено, посвящены) теме любви.
Задание 10. Перепишите, присоединяя к управляющим словам вместо точек управляемые слова, данные в скобках.
Обидеться... - обиженный... (другом, на друга), опираться... - базироваться... (на доказательства, на доказательствах), отзыв... - рецензия... (на диссертацию, о диссертации).
Задание 11. Определите, к какому функциональному стилю относится каждый из приведенных текстов. Выпишите из текстов языковые средства, доказывающие их принадлежность к тому или иному стилю.
1. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями. Работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем.
2. Источником существования человеческого общества служат природные ресурсы, являющиеся важнейшими компонентами окружающей его естественной среды. Все они связаны с литосферой, гидросферой, атмосферой, биосферой, космосом. Это минеральные ресурсы, земля, вода, растительность и др.
Задание 12. Сгруппируйте приведенные ниже слова следующим образом: 1) стилистически нейтральные слова; 2) слова, имеющие функционально-стилистическую окраску; 3) слова, имеющие эмоционально-экспрессивную окраску.
Выговор, стол, желтый, крохоборство, юбчонка, рождаемость, нижеследующий, педантный, косинус, секретарша, хирургия, стоимость, смотреть, знать, прекрасный, презирать, экспериментальный, яростный, аккуратненько.
Задание 13. Составьте резюме.
Приложения
Орфографический минимум
ажиотаж | дерматин | коррупция |
аккомпанемент | дефицит | кристаллический |
аккуратный | диапазон | легитимный |
аннотация | дивиденд | манекен |
антрепренёр | диссидент | маркетинг |
альтернатива | дилемма | менталитет |
алюминиевый | дилетант | одинарный |
апартеид | дирижёр | одиозный |
аплодисменты | дискредитировать | оперетта |
аппендицит | диссертация | оппонент |
аппликация | дистиллированная (вода) | патология |
артезианский | дифирамб | периферия |
ассигнования | дифтерия | плакат |
ассимиляция | игнорировать | плюрализм |
ассортимент | идиллия | презентация |
балласт | иллюзия | прерогатива |
баллотироваться | имитация | претенциозный |
банальный | иммунитет | престиж |
бандероль | импрессионизм | прецедент |
барокко | инкриминировать | привилегия |
беспрецедентный | интеллигент | приоритет |
брошюровать | интриган | пропаганда |
бюллетень | инцидент | профанация |
вегетарианец | инъекция | референдум |
вернисаж | ирригация | сентенция |
винегрет | каллиграфия | суверенитет |
галерея | квинтэссенция | трансатлантический |
гегемон | кибернетика | трансъевропейский |
генеалогия | коллизия | тривиальный |
геноцид | комбинезон | эксгумация |
гомеопатия | коммивояжёр | экскаватор |
грейпфрут | коммюнике | эксклюзивный |
гуманизм | компрометировать | эксперимент |
девальвация | консенсус | экстравагантный |
деградация | констатировать | эликсир |
дезертир | конфиденциальный | энтузиазм |
дезинфекция | конфронтация | эскалация |
дезинформация | конъюнктура | эскорт |
декадентский | корректированный | явственный |
демагогия | корпоративность | ярмарка |
Акцентологический минимум
а́ вгустовский газиро́ ванный и́ скра
аге́ нт газопрово́ д испове́ дание
агроно́ мия ге́ незис исче́ рпать
алкого́ ль ге́ рбовый катало́ г
алфави́ т гофриро́ ванный каучу́ к
ана́ лог гражда́ нство кварта́ л
ана́ том гру́ шевый киломе́ тр
апартаме́ нты гу́ сеница кладова́ я
ара́ хис гу́ сеничный ко́ лледж
аристокра́ тия диспансе́ р комба́ йнер и
асимметри́ я добы́ ча комбайнё р
афе́ ра (не афёра) договорё нность коры́ сть
баллоти́ роваться докуме́ нт крапи́ ва
балова́ ть доне́ льзя кулина́ рия
бало́ ванный досу́ г ку́ хонный
безу́ держный дремо́ та манё вр
бензопрово́ д ерети́ к манё вренность
биржево́ й заброни́ ровать маркиро́ ванный
бла́ говест (закрепить) маркирова́ ть
блоки́ рование забронирова́ ть мастерски́
блоки́ ровать (покрыть броней) медикаме́ нт
бомбардирова́ ть зави́ дно мелкоопто́ вый
бухга́ лтеры завсегда́ тай меново́ й
бытие́ (не ё) за́ говор металлурги́ я и
валово́ й за́ дешево металлу́ ргия
ве́ рование задо́ лго мизе́ рный
вероиспове́ дание заку́ порить мусоропрово́ д
ветерина́ рия звони́ т, звоня́ т надо́ лго
ви́ дение зна́ мение назва́ ный (брат)
(способ видеть) зоотé хния наме́ рение
виде́ ние избалó ванный наскво́ зь
(мираж, призрак) и́ конопись настороже́
включё нный индустри́ я нача́ ть
втри́ дорога инжене́ рия некроло́ г
вы́ боры инстру́ кторы и не́ нависть
вы́говоры инструкторá нефтепрово́ д
никчё мный премирова́ ние ту́ фля
новорождё нный премиро́ ванный уве́ домить
нормирова́ ние прибы́ вший уве́ домленный
нормиро́ ванный пригово́ р углуби́ ть
обеспе́ чение прида́ ное углублё нный
облегчё нный призы́ в украи́ нец
облегчи́ ть при́ кус украи́ нский
одноимё нный прину́ дить уме́ рший
опе́ ка (не ё) приобрете́ ние уполномо́ чивать
опломбиро́ ванный приро́ ст упро́ чение
опто́ вый прогу́ л уста́ вный
осве́ домить(ся) пуло́ вер усугуби́ ть
осе́ длость разновреме́ нность усугублё нный
осмы́ сленный разновреме́ нный фарфо́ р
остриё рассредото́ чение фено́ мен
осуждё нный сантиме́ тр формирова́ ть
отгу́ л свё кла хво́ я
отку́ порить си́ лос хода́ тайствовать
па́ мятовать симме́ трия и хозя́ ева
парали́ ч симметри́ я христиани́ н
парте́ р сиро́ ты цеме́ нт
па́ хота сли́ вовый це́ нтнер
пе́ рвенствовать слу́ чай цехово́ й
пиццери́ я соболе́ знование цыга́ н
платё жеспособный созы́ в че́ рпать
пломбиро́ ванный сосредото́ чение шасси́
пломбирова́ ть сре́ дства шофё ры
повреме́ нный ста́ туя шпри ц (шпри́ ца)
поимё нный столя́ р шри фт (шри́ фта)
полу́ ночный тамо́ жня щаве́ ль
поми́ нки танцо́ вщица экспе́ рт
похоро́ н тво́ рог и экспе́ ртный
по́ хороны творо́ г языко́ вая (колбаса)
пра́ вы торги́ языкова́ я (система)
предвосхи́ тить то́ рты я́ сли (я́ слей)
Похожая информация.