Уральские горы биография. Уральские горы, урал
Откуда пришли арии заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования свидетельствуют об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии, Малой Азии и Средиземноморья.
Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия
, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.
Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими
.
До настоящего времени не предпринималось попытки воссоздания целостной исторической картины Южного Урала. Обратимся к сведениям, разбросанным в десятках томов древних священных писаний, скрытых в мифологических и эзотерических символах. Многочисленные совпадения в древних литературных памятниках разных культур, как и в археологических находках весьма разбросанных географически мест, оставлены практически без внимания и ждут своих исследователей.
Уже давно перед учеными стоит вопрос: откуда пришли арии, заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования доктора исторических наук Г.Н.Матюшина свидетельствуют об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии. Он сделал этот вывод на основании распространения микролитов — стандартизированных вкладышевых лезвий из камня, имеющих форму трапеции, треугольника, ромба и других геометрических фигур. Они режут дерево, кость и даже стекло, а по твердости уступают лишь корунду и алмазу.
Возраст найденных Г.Н.Матюшиным микролитов около 10-12 тысяч лет, они в сто и более раз острее самых совершенных стальных скальпелей. Их использовали народы, населявшие Синайский полуостров, горы Тавра и юга Анатолии, иракский и иранский Загросы, а также Урал. По количеству обнаруженных микролитов Южный Урал значительно превосходит вышеперечисленные районы, причем здешние лезвия подходят для жатвенных ножей Синайского полуострова и наоборот.
Есть основания полагать, что распространение культуры микролитов происходило с Урала.
Попробуем наложить схему их распространения на современную карту народов мира. Эта процедура продемонстрирует нам точное совпадение региона микролитов с территорией, которую занимают индоевропейские народы в настоящее время.
Если предположить, что расселение ариев происходило с Урала, то оно могло идти двумя путями: через Среднюю Азию, Иран и Индию; а также через Поволжье, Кубань (город Синдика с заселяющими его синдами Кубани), Кавказ — в Малую Азию (следы чего обнаруживаются в языке хеттов) и далее в Иран и Индию.
Обратимся к устным сказаниям — поэмам Индии и Авесте. В них встречается немало описаний природных явлений, характерных для областей выше 55-56 градусов северной широты, но совершенно необычных для территории современной Индии и Ирана.
Исследуя геологические, палеонтологические и астрономические данные, а также анализируя древнейшие литературные источники, один из создателей «полярной теории» происхождения индоариев, политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1851—1920 гг.) сделал вывод, что обитатели прекрасной страны — мифической прародины ариев — Айрьяна Ваеджо (Авеста) или Арьяварта (Веды) пришли с севера и почитались в Индии как мудрейшие Учителя или Боги. Свои выводы он изложил в книге «Орион» и в монографии «Арктическая родина в Ведах».
В Ведах и Авесте — эпических сказаниях индоариев — множество преданий гласит о земле «Хаир» и странах Северного и Южного Хайрата, как первых государствах на нашем материке. Слова «Хаир», «арии», «Хараити» имеют общий корень. А Хараити — древнейшее название Уральских гор.
В последние два десятилетия на территории Южного Урала были обнаружены уникальные памятники культуры: крепость Аркаим
близ Магнитогорска и поселение Синташта
. Многие специалисты, отечественные и зарубежные, считают, что они принадлежат одной из древнейших групп арийских (индоиранских) племен. О высокой материальной культуре этих древних городов свидетельствуют их четко выраженная планировка, хорошо развитые металлургическое производство и ремесла.
Они обнесены мощным валом (высотой не менее трех метров), сложенным из крупных глиняных блоков и двойным рядом бревенчатых частоколов по верхнему основанию стены. Система стока дождевых вод и водоотстойники, совмещенные, возможно, с канализацией, напоминают древнейшие города долины Инда — Махенджо-Даро и Хараппа.
Возле Синташты расположен «Большой курган» — предполагаемое место захоронения древнеперсидского пророка Зороастра. Когда-то это был грандиозный Храм.
Сегодня же, спустя тысячи лет, его развалины достигают 4,5 метров в высоту, а диаметр равен примерно 120 метрам. Храм был обнесен глубоким рвом и валом, центральная его часть представляла своеобразную композицию многоярусных помещений. Наличие солярных знаков на многочисленных обнаруженных предметах, а также особенности обряда погребения говорят о том, что объектом поклонения синташтинцев являлось Солнце.
По древним преданиям Зороастр в двадцатилетнем возрасте отказался от мирской жизни. Однажды, когда ему было тридцать лет, он отправился в день весеннего праздника за водой. Вошел в реку, а когда вернулся обратно, перед ним возникло видение — сияющее Существо, которое привело его к Верховной Сущности и пяти другим излучающим свет Персонам. В тот момент Зороастр получил откровение и потом начал проповедовать новое религиозное мировоззрение, получившее название зороастризм. «Для этого я стал принадлежать Тебе с самого начала» (Авеста, Ясна 44, 11).
Покинув свой народ, который не понял его, он отправился в странствия и с почтением принимался в других землях.
Зороастр создал религиозно-нравственное учение Авеста, в котором впервые законы этики были определены как Законы Космоса. Знакомство греков с зороастризмом, по всей видимости, произошло значительно ранее греко-персидских войн (500-449 г. до н.э.). Упоминание о Зороастре встречается в произведениях Гермодора и Гермиппа из Смирны, Ксанфа Лидийского и Аристотеля.
Связь между античными культурами народов Средиземноморского бассейна и древней цивилизацией на Южном Урале подтверждается результатами раскопок шестого из девяти культурных слоев Трои, пережившей многочисленные разрушения и восстановления. Было отмечено резкое изменение в технике градостроительства, распространение нового вида керамики, найдены останки домашних лошадей и боевые колесницы.
Удивителен факт, что костяные пластинчатые псалии (часть узды), обнаруженные в Синташте и в древнегреческом городе-крепости Микенах — идентичны.
Путь племен из уральских степей, через Южную Украину до Микен четко зафиксирован огромными могильными ямами с погребениями воинов. А сохранившиеся в них предметы конской сбруи, более совершенной формы и украшенные специфическими элементами микенского орнамента, говорят об обратном импульсе распространения, достигшем Урала.
Н.К.Рерих. «Зороастр»
Существуют сведения о связи Южного Урала с Грецией периода Микен и о посещении Рипейских (Уральских) гор героями произведений Аристея, Эсхила, Геродота, Страбона и Плиния. Аристей (7 в. до н.э.) из Проконнеса, отправившись с берегов Понта (Черного моря) в путешествие, достиг страны длинноволосых исседонов, одноглазых аримаспов и гипербореев. Рихард Хеннинг в своем труде «Неведомые земли» говорит, что страну исседонов следует искать на берегу реки Исеть на Среднем Урале. А поселения аримаспов расположены ниже, т.е. на территории Южного Урала.
В древнегреческих произведениях реки, текущие в золотых руслах, золото, которое стерегут грифы, связывается с Рипейскими (или Рифейскими) горами. Там, в пещере, находится жилище сурового Северного ветра. А еще дальше, за горами, помещали море, или океан, и«славившийся баснословными чудесами» народ, называемый гипербореями.
Вот что пишут об этих землях античные авторы. Геродот со слов Аристея: «Над исседонами живут одноглазые люди — аримаспы, над аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше — гипербореи, простирающиеся до моря».
Софокл (Трагедия «Эдип в Колоне»): «Как на севере зимою в море мыс, отовсюду волн прибоем потрясен… То с востока прибой гремит, то подымется с запада, то от гор Рипейских полуночных».
Плиний: «Перенесемся теперь мысленно через Рипейские горы и пойдем… по берегу океана».
Он говорит здесь о Северном океане.
Современные ученые по-разному трактуют данные античной традиции и различно помещают пароды за Скифией (Скифы — группа племен Юго-Восточной Европы). Б.Н.Граков на основе археологических данных убедительно показал, что торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье и у Южного Урала или в Зауралье.
Представление о Земле Гекатея (кон. VI в. до н. э.)
Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках) с названием реки Исеть, на которой стоит современный Екатеринбург.
Тогда Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.
Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими.
Представления античных авторов об обилии золота и текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из золотоносного песка рек.
А теперь обратимся к древнеиндийским источникам. В «Махабхарате» так говорится о великой горе Меру:
Представление о Земле Геродота (V в. до н.э.)
«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапсти, псе подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь восходят Семь божественных риши во главе с Васиишюй (семь звезд Большой Медведицы. — Прим. ред.). Гляди, на этой незапятнанной стороне высочайшая вершина Меру».
Индийские сказания о горах Меру несравненно богаче сведений о Рипейских горах. «Золотой горой» называют в эпосе Меру. Золотом блистают ее вершины, золотом и самоцветами украшены ее склоны. В золотых руслах текут там реки, озера с золотым дном блестят как Луна.
Отсюда берут начала священные потоки, самые чисьые прозрачные, ибо их воды несутся над чистейшим золотом. Здесь лучшая из рек — «небесная Ганга», «дочь Мандары», — источник всех вод земли. Отсюда и в мир людей боги направили великие потоки.
К северу от Меру также простирается обширный океан, часто его называют Молочным морем. Мудрец и герой, старший из Кауравов — Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря — вот та страна». («Махабхарата»)
В зороастрийской литературе встречаются упоминания о священных горах Хара Березайти (Высокая Хара, Хараити). Эти сведения содержатся в некоторых частях Авесты. Вершина Хараити — гора Хукайрья. «Молюсь горе Хукайрья, преславной, золотой, что поднялась высоко в рост тысячи мужей, с которой к нам стекает благая Ардви-Сура. Она стремится мощно и столько счастья носит, сколько все эти воды, что по земле текут» (Авеста, Гимн Ардви-Суре).
Хараити создана самим Ахурой Маздой — величайшим богом, творцом вселенной. Вокруг нее он проложил пути для светил — быстроконного Солнца, Луны и звезд.
И по индийской традиции бог-создатель Брахма сам определил пути движения светил над Меру. Как Солнце-Сурья никогда не покидает Меру, так и Солнце-Хвар в своем, полете «по созданной Маздой дороге» постоянно обходит Хараити. Здесь пребывают многие великие боги. Ее вершины подобно сияющим пикам Меру и Рипейских гор покрыты золотом. Зороастрийская традиция сообщает и об озерах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на высокой Хараити.
Отсюда берут начало великие земные реки.
Хребты Хараити и Меру протянулись по всей земле с запада на восток. То же рассказывали греки о Рипейских горах. И вместе с тем эти горные массивы находятся на севере.
Интересно сопоставление сведений о чудесной стране, содержащихся в зороастрийских, греческих и индийских источниках.
«На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни болезней, ни созданной дайванами (злыми богами) скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары», — гимны богам Митре и Рашну (Авеста). Страна эта — у северного моря Воурукаша.
«Махабхарата»: «Священная обитель находилась на склоне Меру, владыки гор»; «Северный склон Меру, побережье Молочного моря».
«Страна блаженных» существовала и за Скифией, в дальних северных областях за Рипейскими горами. Античные авторы называют этот «счастливый народ» гипербореями. Упоминание об этой стране встречается у Аристея, Дамаста, Гелланика, Геродота, Помпония Мелы, Плиния и др. Хотя «страна блаженных» располагалась далеко на севере, она обладала счастливым климатом, была свободна от холодных и знойных ветров.
Во всех источниках это — благая страна небожителей. Туда могли попасть живыми лишь самые выдающиеся и справедливые герои.
При сотворении мира ранее всех была создана Харашпи. Все остальные горы выросли из нее и были соединены с ней подземными корнями: «Сперва гора восстала, … Высокая Хараити поднялась на земле, что окружает страны с заката до восхода» (Авеста, Гимн Хварно).
Сходное представление было и у индийцев: хребты Меру возникли первыми при сотворении мира, а корни их уходят далеко в глубь земли и соединяют Меру с другими горами.
Возможно, здесь содержится указание на первые государства нашего материка, явившиеся прародиной ариев.
Если понимать эти священные горы древних не только в материальном, но и в духовном смысле, то они могли бы символизировать также первое Великое Духовное Учение нашей пятой или арийской расы и (или) место его возникновения. Конечно, этим не исчерпываются все возможные истолкования, ибо древние Священные Писания необычайно сложны и многоплановы.
Множество сходных деталей и сюжетов в античной, древнеиндийской литературе и в Авесте говорит о единой общеарийской традиции. Есть основания полагать, что Рипейские горы, Меру и Хараити — одни и те же священные горы древних ариев. А Рипейский хребет идентифицируется как Уральский.
Название «Рипы», «Рипейские» сначала считалось греческим. Однако оно встречается и в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведы», более раннем, чем упоминавшиеся произведения античных греческих авторов:
Агнц (бог Огня) «охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» («Ригведы», Угимн III книги).
Не исключено, что в «Ригведе» слово «Рипы» имеет нарицательное значение — «гора». Слово «реп» в значении «гора» имеется и в языке хантов — одного из народов угорской ветви финно-угорской языковой семьи. Формирование угорских племен происходило на территории между Волгой и Зауральем, примерно в том же ареале, где в скифское время обитали исседоны и аргиппеи. По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, но лексические совпадения свидетельствуют о глубоких, длительных и многообразных контактах финно-угорских и арийских племен
Основные моменты
Сама эта горная система, не просто разделяющая оба материка, но и являющаяся официально очерченным кордоном между ними, относится к Европе: граница обычно проводится по восточной подошве гор. Образовавшиеся в результате столкновения Евроазиатской и Африканской литосферных плит, Уральские горы охватывают огромную территорию. Она включает в себя просторы Свердловской, Оренбургской и Тюменской областей, Пермского края, Башкортостана и Республики Коми, а также Актюбинской и Кустанайской областей Казахстана.
По своей высоте, не превышающей 1895 метров, горная система значительно уступает таким исполинам, как Гималаи и Памир. Например, вершины полярного Урала по уровню средние – 600-800 метров, не говоря уже о том, что по ширине хребта они еще и самые узкие. Однако в таких геологических характеристиках заложен несомненный плюс: они остаются доступными для человека. И речь тут идет не столько о научных исследованиях, сколько о туристической привлекательности тех мест, по которым они пролегают. Ландшафт Уральских гор поистине неповторим. Тут начинают свой бег кристально чистые горные ручьи и реки, вырастающие в более крупные водоемы. Такие большие реки, как Урал, Кама, Печора, Чусовая и Белая тоже протекают здесь.
Для туристов здесь открываются самые разнообразные возможности для отдыха: как для настоящих экстремалов, так и для новичков. А еще Уральские горы – это подлинная сокровищница полезных ископаемых. Помимо залежей каменного угля, природного газа и нефти, здесь разрабатываются рудники, в которых добывают медь, никель, хром, титан, золото, серебро, платину. Если вспомнить сказы Павла Бажова, зона Урала богата и малахитом. А еще – изумрудом, алмазом, хрусталем, аметистом, яшмой и другими драгоценными камнями.
Атмосфера Уральских гор, независимо от того, побываете вы на Северном или Южном Урале, Приполярном или Среднем – непередаваема. А их величие, красота, гармония и чистейший воздух заряжают энергией и позитивом, вдохновляют и, конечно же, оставляют яркие впечатления на всю оставшуюся жизнь.
История Уральских гор
Уральские горы были известны еще с античных времен. В дошедших до наших дней источниках их связывают с Гиперборейскими и Рифейскими горами. Так, Птолемей указывал, что данная горная система состоит из гор Римнус (это нынешний Средний Урал), Норосы (Южный Урал) и северной части – собственно Гиперборейских гор. В первых письменных источниках XI века нашей эры ее из-за большой длины называли не иначе, как «Земным поясом».
В первой русской летописи «Повесть временных лет», которая относится к тому же XI веку, горы Урала именовались нашими соотечественниками Сибирским, Поясовым или Большим Камнем. Под названием «Большой Камень» их нанесли и на первую карту Русского государства, известную также как «Большой чертеж», изданную во второй половине XVI века. Картографы тех лет изобразили Урал в виде горного пояса, откуда берет свое начало множество рек.
Существует много версий происхождения названия этой горной системы. Разработавший так называемую мансийскую версию этого топонима Э. К. Гофман сравнивает название «Урал» с мансийским словом «ур», которое переводится как «гора». Вторая точка зрения, тоже очень распространенная – это заимствование названия из башкирского языка. Она же, по мнению многих ученых, кажется наиболее убедительной. Ведь если взять язык, легенды и традиции этого народа – например, известный эпос «Урал-Батыр» – то нетрудно убедиться, что в них данный топоним не только существует с древних времен, но и поддерживается из поколения в поколение.
Природа и климат
Природный ландшафт Уральских гор невероятно красив и многогранен. Здесь можно не только посмотреть на сами горы, но также спуститься в многочисленные пещеры, искупаться в водах местных озер, получить порцию острых ощущений во время сплава по бурным рекам. Причем, как именно путешествовать, каждый турист выбирает сам для себя. Одни любят самостоятельные походы с рюкзаком за плечами, другие предпочитают более комфортные условия экскурсионного автобуса или салона личного автомобиля.
Не меньшим разнообразием отличается и животный мир «Земного пояса». Преимущественное положение в местной фауне занимают лесные животные, ареал обитания которых – хвойные, широколиственные или смешанные леса. Так, в хвойных лесах обитают белки, основу рациона которых составляют семена ели, а зимой эти симпатичные зверьки с пушистым хвостом питаются предварительно запасенными кедровыми орехами и высохшими грибами. Широкое распространение в местных лесах имеет куница, существование которой трудно представить без уже упомянутой белки, за которой эта хищница охотится.
Но настоящим богатством этих мест является пушной промысловый зверь, слава о котором простирается далеко за пределы региона, например, соболь, обитающий в лесах Северного Урала. Он, правда, отличается от темного сибирского соболя менее красивой шкуркой рыжеватого цвета. Бесконтрольная охота за ценным пушистым зверьком запрещена на законодательном уровне. Без этого запрета он наверняка уже был бы полностью уничтожен.
В таежных лесах Уральских гор также обитают традиционные для России волк, медведь и лось. В смешанных лесах встречается косуля. На равнинах, прилегающих к горным массивам, себя вольготно чувствуют заяц-русак и лисица. Мы не оговорились: они обитают именно на равнинной местности, а лес для них – всего лишь укрытие. Ну и, конечно, кроны деревьев хорошо обжиты многими видами птиц.
Что касается климата Уральских гор, то географическое положение играет в этом плане далеко не последнюю роль. На севере эта горная система уходят за границу Полярного круга, однако большая часть гор располагается в умеренном климатическом поясе. Если двигаться с севера на юг по периметру горной системы, то можно заметить, как температурные показатели постепенно повышаются, что особенно заметно в летний период. Если на севере в теплый период года столбик термометра показывает от +10 до +12 градусов, то на юге – от 20 до 22 градусов выше нуля. Однако зимой температура между севером и югом разнится не так резко. Среднемесячная температура января на севере составляет 20 градусов со значком минус, на юге 16-18 градусов ниже нуля.
Воздушные массы, перемещающиеся с Атлантического океана, также оказывает заметное влияние на климат Урала. И хотя по мере продвижения атмосферных потоков с запада в направлении Урала воздух становится менее влажным, однако 100% сухим его тоже не назовешь. Как следствие, больше осадков – 600-800 миллиметров в год – выпадает на западном склоне, в то время как на восточном этот показатель варьируется в пределах 400-500 мм. А вот восточные склоны Уральских гор зимой подпадают под власть мощного сибирского антициклона, на юге же в холодный период года устанавливается малооблачная и холодная погода.
Ощутимое влияние на колебания местного климата оказывает и такой фактор, как рельеф горной системы. По мере поднятия на гору, вы почувствуете, что погода становится суровее. Разная температура ощущается даже на разных склонах, в том числе расположенных по соседству. Для различных участков Уральских гор характерно и неодинаковое количество осадков.
Достопримечательности Уральских гор
Одной из самых известных заповедных зон Уральских гор является парк «Оленьи ручьи», расположенный в Свердловской области. Любознательные туристы, особенно интересующиеся древней историей, совершают «паломничество» к расположенной здесь скале Писаница, на поверхность которой нанесены рисунки, выполненные античными художниками. Немалый интерес вызывают пещеры и Большой провал. В «Оленьих ручьях» довольно развитая туристическая инфраструктура: на территории парка оборудованы специальные тропы, имеются смотровые площадки, не говоря уже о местах для отдыха. Есть и канатные переправы.
Если вы знакомы с творчеством писателя Павла Бажова, его знаменитой «Малахитовой шкатулкой», то вам наверняка интересно будет побывать в природном парке «Бажовские места». Возможности для полноценного отдыха и релаксации здесь просто великолепные. Прогулки можете совершать как пешие, так и велосипедные и верховые. Проходя по специально разработанным и продуманным маршрутам, вы охватите взором живописные пейзажи, сможете взобраться на гору Марков камень и побывать на озере Тальков камень. Экстремалы обычно устремляются сюда летом, чтобы совершать сплавы по горным рекам на байдарках и каяках. Путешественники приезжают сюда и зимой, с удовольствием катаясь на снегоходах.
Если вы цените природную красоту самоцветных камней – именно природную, не подверженную обработке – обязательно побывайте в заказнике «Режевской», объединяющем месторождения не только драгоценных, но и полудрагоценных и поделочных камней. Путешествовать по местам добычи самостоятельно запрещено – вас обязательно должен сопровождать сотрудник заказника, однако это никоим образом не сказывается на впечатлениях от увиденного. По территории «Режевского» протекает река Реж, она образовалась в результате слияния Большого Сапа и Аяти – рек, берущих свое начало в Уральских горах. Популярный среди путешественников Шайтан-камень находится на правобережье Режи. Уральцы считают этот камень средоточием мистических природных сил, помогающих в различных жизненных ситуациях. В это можно верить или не верить, но поток туристов, приходящих к камню с различными просьбами к высшим силам, не иссякает.
Конечно же, Урал магнитом притягивает любителей экстремального туризма, с удовольствием посещающих его пещеры, которых здесь огромное количество. Самыми знаменитыми являются Шульган-Таш, или Капова, и Кунгурская ледяная пещера. Протяженность последней составляет почти 6 км, из которых туристам доступны только полтора километра. На территории ледяной пещеры Кунгура находится 50 гротов, свыше 60 озер и бесчисленное количество сталактитов и сталагмитов. В пещере всегда держится минусовая температура, поэтому для визитов сюда оденьтесь как на зимнюю прогулку. Визуальный эффект от великолепия ее внутреннего убранства усиливается благодаря особой подсветке. А вот в пещере Капова исследователями были обнаружены наскальные рисунки, возраст которых оценивается в 14 и более тысяч лет. Достоянием нашего времени стали примерно 200 работ древних мастеров кисти, хотя их наверняка было больше. Путешественники также могут полюбоваться подземными озерами и посетить расположенные на трех уровнях гроты, галереи и многочисленные залы.
Если пещеры Уральских гор создают зимнюю атмосферу в любое время года, то некоторые достопримечательности лучше посещать именно зимой. Одной из них является ледяной фонтан, который находится в национальном парке «Зюраткуль» и возник благодаря усилиям геологов, пробурившим в этом месте скважину. Причем это не просто фонтан в привычном для нас «городском» понимании, а фонтан подземных вод. С наступлением зимы он замерзает и превращается в объемную сосульку причудливой формы, впечатляющую еще и своей 14-метровой высотой.
Многие россияне, чтобы поправить здоровье, едут на заграничные термальные источники, например, в чешские Карловых Вары или купальни Геллерт в Будапеште. Но зачем устремляться за кордон, если наш родной Урал тоже богат термальными источниками? Чтобы пройти полный курс целебных процедур, достаточно приехать в Тюмень. Горячие источники здесь богаты полезными для человеческого здоровья микроэлементами, а температура воды в них колеблется от +36 до +45 градусов Цельсия в зависимости от сезона. Добавим, что на этих источниках построены современные базы отдыха. Минеральными водами лечат и в оздоровительном комплексе «Усть-Качка», расположившемся недалеко от Перми и уникальном по химическому составу своих вод. Летнее оздоровление здесь можно совместить с катанием на лодках и катамаранах, зимой к услугам отдыхающих ледовые горки, катки и полноценные лыжные трассы.
Несмотря на то, что для Уральских гор водопады не столь типичны, однако они здесь имеются и привлекают внимание туристов. Среди них можно выделить водопад Плакун, находящийся на правобережье реки Сылва. Он низвергает пресную воду с высоты, превышающей 7 м. Другое его название – Ильинский, оно дано местными жителями и приезжими, считающими этот источник святым. Имеется водопад и под Екатеринбургом, названный за свой ревущий «нрав» Грохотун. Его особенность в том, что он рукотворный. Свои воды он бросает вниз с более чем 5-метровой высоты. Когда устанавливается летняя жара, посетители с удовольствием становятся под его струи, охлаждаясь и получая гидромассаж, причем совершенно бесплатно.
Видео: Южный Урал
Крупные города Урала
Миллионный Екатеринбург, административный центр Свердловской области, называют столицей Урала. Он же, неофициально, третья после Москвы и Санкт-Петербурга столица России и третья столица русского рока. Это крупный промышленный мегаполис, особенно очаровывающий зимой. Его щедро засыпает снегом, под покрывалом которого он напоминает великана, уснувшего глубоким сном, и никогда точно не знаешь, когда он проснется. Но уж когда выспится, то, не сомневайтесь, обязательно развернется на всю свою мощь.
Екатеринбург обычно производит на своих гостей сильное впечатление – в первую очередь, многими архитектурными достопримечательностями. Среди них можно выделить знаменитый Храм-на-Крови, возведенный на месте расстрела последнего российского императора и его семьи, Свердловский рок-клуб, здание бывшего Окружного суда, музеи различной тематики и даже необычный памятник… обыкновенной компьютерной клавиатуре. Столица Урала знаменита еще и своим самым коротким в мире метрополитеном, занесенным в Книгу рекордов Гиннесса: на 7 станций приходится всего 9 км.
Широкую известность в России получили также Челябинск и Нижний Тагил, и прежде всего благодаря популярному камеди-шоу «Наша Russia». Полюбившиеся зрителям персонажи передачи, конечно же, являются вымышленными, однако туристы все равно интересуются, где найти Ивана Дулина, первого в мире фрезеровщика нетрадиционной сексуальной ориентации, и Вована с Геной, незадачливых и любящих выпить русских туристов, постоянно попадающих в откровенно трагикомические ситуации. Одной из визиток Челябинска являются два памятника: Любви, исполненного в виде железного дерева, и Левше с подкованной блохой. Впечатляет в городе и панорама местных заводов, расположенных над рекой Миасс. А вот в нижнетагильском Музее изобразительных искусств можно посмотреть картину Рафаэля – единственную в нашей стране, которую можно найти за пределами Эрмитажа.
Еще одним уральским городом, получившим известность благодаря телевидению, является Пермь. Именно здесь живут «реальные пацаны», ставшие героями одноименного сериала. Пермь претендует на звание очередной культурной столицы России и эту идею активно лоббируют дизайнер Артемий Лебедев, работающий над внешним обликом города, и галерист Марат Гельман, специализирующийся на современном искусстве.
Настоящей исторической сокровищницей Урала и всей России является также Оренбург, который называют краем бескрайних степей. В свое время он пережил осаду войска Емельяна Пугачева, его улицы и стены помнят визиты Александра Сергеевича Пушкина, Тараса Григорьевича Шевченко и свадьбу первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина.
В Уфе – еще одном уральском городе – находится символический знак «Нулевой километр». Местный почтамт является той самой точкой, от которой ведется отсчет расстояния до других точек нашей планеты. Другая известная достопримечательность столицы Башкортостана – Уфимский бронзовый знак, представляющий собой диск с полутораметровым диаметром и весящий целую тонну. А еще в этом городе – по крайней мере, так заверяют местные жители – находится самая высокая на европейском континенте конная статуя. Это памятник Салавату Юлаеву, которого также именуют башкирским Медным всадником. Конь, на котором восседает этот сподвижник Емельяна Пугачева, возвышается над рекой Белой.
Горнолыжные курорты Урала
Самые главные горнолыжные курорты Урала сосредоточены в трех регионах нашей страны: Свердловской и Челябинской областях, а также в Башкортостане. Завьялиха, Банное и Абзаково – наиболее известные из них. Первый расположен у города Трехгорный, последние два – вблизи Магнитогорска. По результатам конкурса, который проводится в рамках Международного конгресса горнолыжной индустрии, Абзаково был признан лучшим горнолыжным курортом РФ в сезоне 2005-2006 годов.
Целая россыпь горнолыжных курортов сосредоточена и в регионах Среднего и Южного Урала. Любители острых ощущений и просто любопытствующие туристы, желающие попробовать себя в таком «адреналиновом» виде спорта, как горные лыжи, приезжают сюда едва ли не круглый год. Путешественников здесь ждут хорошие трассы как для лыж, так и для санок и сноубордов.
Помимо горных лыж, большой популярностью среди путешественников пользуются спуски по горным рекам. Любители таких сплавов, тоже повышающих уровень адреналина, отправляются за острыми ощущениями в Миасс, Магнитогорск, Ашу или Кропчаево. Правда, доехать до места назначения быстро не получится, так как путешествовать придется на поезде или на машине.
Курортный сезон на Урале длится в среднем с октября-ноября по апрель. В этот период еще одним популярным развлечением являются катания на снегоходах и квадроциклах. В Завьялихе, ставшей одним из самых популярных туристических местечек, даже установили специальный батут. На нем опытные спортсмены отрабатывают сложные элементы и трюки.
Как добраться
Добраться во все крупные уральские города не составит никакого труда, поэтому регион этой величественный горной системы является одним из самых удобных для отечественных туристов. Перелет из Москвы займет всего три часа, а если вы предпочитаете ехать на поезде, то путь по железной дороге займет немногим более суток.
Главным уральский городом, как мы уже сказали, является Екатеринбург, находящийся на Среднем Урале. Благодаря тому, что сами Уральские горы невысокие, удалось проложить несколько транспортных магистралей, ведущих в Сибирь из Центральной России. В частности, по территории этого региона можно путешествовать по знаменитой железнодорожной артерии – Транссибу.
Как в старину называли Уральские горы?
Правильный ответ на вопрос – КАМЕНЬ. Если быть точнее Большой камень. Впервые это название нам встречается в Повести временных лет. Еще их называют каменным поясом – это литературный синоним для Уральских гор. Например в книжке Евгения Федорова Каменный пояс про уральских горнозаводчиков.
Уральские горы стоят очень много лет и за это время сменили несколько названий. Гиперборейскими горами раньше называли горы с северной стороны Урала, средняя часть имела название – Римнус, а с южной стороны горы называли – Норосские. А на Руси эти прекрасные места называли Камень.
Правильный ответ: камень
Уральские горя протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров. Эти горы довольно старые и уже полуразрушены природными стихиями. В пятнадцатом веке в описании похода москвитян под руководством воеводы Василия Курбского упоминаются горы с названием Камень. В старину Уральские горя называли Каменным поясом, Поясом и просто словом Камень . Это название продержалось до конца восемнадцатого века.
Слово камень подойдет в качестве ответа на заданный вопрос.
Сами Уральские горы до их покорения людьми русские называли Каменным поясом или просто Поясом или просто собственно Камнем. Постепенно, с освоением этих гор, за ними закрепилось новое название из языка народа манси – Ур-ала горная вершина – первоначально так назывался северный отрезок горного кряжа (Полярный Урал), который был изучен раньше.
Ответ – Камень
Помню фильм смотрел про Ярмака. Частями, урывками. Но все же помню там сюжет, как кто-то из казаков просит разрешения у царя Ивана IV пойти за Камень. Именно так назывались тогда Уральские горы. Другое название- Каменный Пояс. Так что ответ, вероятно, Камень .
Названий у Урала и Уральских гор насчитывается не одно, а даже несколько, выбрать нужный вариант можно лишь опираясь на количество букв. Например,
Из предложенного перечня можно выбрать КАМЕНЬ, это и будет нужный нам ответ.
Извините граждане, я знаю, что Уральские горы, раньше назывались Рипейские (Рифейские), они же Рипеи , Рифеи – там, согласно Гиппократу, располагается страна Скифия и там же находится жилище северного ветра Борея:
О Рипейских горах упоминает Аристотель, Страбон считает их мифическими(как впрочем и гипербореев), а Птоломей – во II веке н. э(!- между прочим, куда уж раньше!)отмечает их в своих картах.
Слово рипе имеет перевод с греч. полет, напор, порыв ветра, скорее всего из-за жилища за ними ветра Борея.
Но так как все приведенные мною слова содержат 5 букв, то все это воспринимайте просто для сведения.)
Как только наши предки ни называли Уральские горы, отделяющие европейскую часть нашей страны от далеких Сибирских земель. В летописях встречаются названия Пояс, либо Поясовые горы, Земной пояс, а также Большой камень. Ответ тут КАМЕНЬ.
Несмотря на то, что в кроссворде задано 6 букв (и это, конечно, приводит к мысли, что искомое название – Камень), но увы, река Урал в древности, до времен Пугачевского восстания, называлась Яик, а Уральские горы – Рифейскими. Путаница происходит потому, что Уральские горы называют еще Каменным поясом. Но это, скорее, поэтико-беллетрестическое название, к реальной топонимике оно относится очень и очень косвенно.
Многие ученые считают, что Уральские горы одними из первых возвысились на нашей планете. С давних времен их именовали по-разному, а античные географы разделяли горы на отдельные участки. Так, северный Урал они называли Гиперборейскими горами, южный – Норосскими , а средний Урал именовали Римнусом .
В древней Руси, судя по описаниям в первой летописи Повесть временных лет, Уральские горы называли Поясовыми, Земным Поясом и Большим Камнем. Кроме того, горные хребты Урала называли просто: Камень .
Ответ: Камень.
К истории названия Урал
Около 600 млн лет назад Урал предстает тектонически спокойной страной. Преобладала суша. Мелководные теплые моря занимали небольшие участки. Обитателями этих морей были губки, археоцеаты, другие, ныне вымершие, организмы, остатки которых сохранились в толщах осадочных пород.
В палеозойскую эру активные тектонические движения охватывают восточные площади Палеоурала. Протяженные долины (рифты), сопровождаемые глубокими разломами, попеременно образуются в разных частях этой территории, как бы раздвигая, расширяя ее. Возобновляется вулканическая деятельность. Вулканические пояса охватывают обширные пространства. Большинство вулканов было морскими, поэтому продукты вулканической деятельности (лавы, туфы, бомбы) часто перемешивались с осадками, накапливавшимися в тех же бассейнах. Обширный уральский палеоокеан простирался к востоку не менее, чем на 1500 км.
Около 400 млн лет назад в этом палеоокеане образуются вулканические острова, почти такие же, как сегодняшние Курильские и Японские. Остатки такой "островной дуги" сегодня можно наблюдать в районе Магнитогорска.
Топонимия Урала давно привлекла внимание ученых. Еще в ХVIII в. В. Н. Татищев и П. С. Паллас пытались проникнуть в тайны происхождения названий нашего края, иногда с успехом, иногда наивно и беспомощно.
Топонимическое районирование Урала в основном совпадает с его традиционным членением на Северный, Средний и Южный. На западном склоне Северного Урала господствует топонимия коми, на восточном преобладают мансийские географические названия В процессе этой работы были установлены существенные отличия между коми и мансийской топонимией.
Коми приняли христианство в XIV в., их топонимия прошла через многолетний религиозно-культурный и языковой фильтр, утратив в основном языческие черты и древнюю образность.
Напротив, манси стали христианами сравнительно недавно (XVIII в.), в глубине души оставаясь язычниками. Отсюда удивительная яркость и образность мансийских топонимов, которые содержат ценные сведения о мансийской религии, мифологии и истории.
Так, в топонимии самых разных народов мира горы получают названия со значением "Старый человек". Признак старости, древности, вечности гор по сравнению с человеком - семантическая универсалия, которая представлена и в мансийской топонимии, но у манси она имеет два способа реализации.
В первом случае семантическая модель "Старый человек" претерпевает значительную метаморфозу. Уральский хребет делится на своего рода округа. В каждом таком округе возвышается свой Нёр-Ойка, т.е. "Старик Урал" или "Хозяин Урала", который должен стеречь Уральский хребет и помогать манси. Разумеется, ему надо приносить жертвы. При этом один из этих каменных богов - в вершине Северной Сосьвы - был главным, ему подчинялись остальные.
В другом варианте древность гор подчеркивается сравнением с событиями времен всемирного потопа. При этом выясняется, что горы старее, поскольку высокие вершины, по поверьям, оставались сухими, и там спасались люди и животные. На горе Холат-Сяхыл ("Гора мертвецов") во время потопа искали убежище девять манси, но они умерли от голода, откуда и название.
В настоящее время манси - оленеводы, которые пасут свои стада на горных пастбищах. Понятно, что каждая гора, перевал, скала получили у них свое особое обозначение. Но что поразительно: главный хозяйственный персонаж - олень - почти не упоминается в топонимии, зато неоднократно отмечены названия типа Лув-Нёр "Конь-Камень" и другие подобные оронимы. Эти наименования связаны с характерным для манси культом коня, который отражает их былой коневодческий быт, а в прошлом находил также выражение в жертвоприношении белой или пегой лошади, подробно описанном в дореволюционных источниках по этнографии.
Отсюда вывод, что манси, как и их ближайшие сородичи венгры, когда-то жили южнее и занимались коневодством, но затем под давлением более мощных кочевых племен отошли на север и в конце концов стали оленеводами. Другой небезынтересный момент: многие названия рек Северного Урала (Вишера, Лозьва и др.), а иногда и гор не имеют мансийских этимологий. Они явно принадлежат какому-то более древнему населению, может быть, родичам современных ненцев, живущих в полярных тундрах. Это также свидетельствует о том, что манси не являются аборигенами, а пришли на Северный Урал из других мест.
На Южном Урале видим совсем другую картину. Здесь господствует тюркская (башкирская и татарская) топонимия, которая образует верхний слой названий
Проблему создают довольно многочисленные дотюркские названия, подступы к "расшифровке" которых серьезно затрудняются их переработкой в тюркской среде. А между тем интерпретация дотюркских названий может иметь радикальные последствия для реконструкции лингвоэтнической карты Южного Урала в древности. В свое время идет активная разработка и обсуждение двух труднейших вопросов, связанных с происхождением субстратной топонимии Южного Урала, а именно с поиском древневенгерских и иранских топонимических реликтов в этих местах. Был предложен ряд этимологий субстратных топонимов, но в целом проблема оказалась очень сложной и "прорывных" исследований в этой области пока нет. Однако фактов довольно много, и надо надеяться, что рано или поздно ключ к ним будет подобран.
Весомее результаты изучения топонимии Среднего Урала, для которой характерен верхний русскоязычный слой и довольно многочисленный, но очень пестрый и неравномерно распределенный по территории дорусский субстрат.
Средний Урал, где горы очень низкие, а перевалы иногда, например, близ Екатеринбурга, вообще незаметны, не представлял собой какого-либо препятствия для кочевников. Он был в древности и в Средние века настоящим проходным двором. По этой причине в некоторых местах, особенно в средней части Зауралья между Турой и Исетью, уцелели буквально "обломки" былых топонимических систем. Топонимия здесь исключительно трудна для исследования. Чем севернее, тем она однороднее и прозрачнее, поскольку обрусение здесь произошло недавно.
1. Получены доказательства того, что в северной части Среднего Урала манси пришдли на смену древнему хантыйскому населению. Название самого большого озера нашей области - Индра - в Тавдинским районе и таких рек, как Ляля и Оус убедительно объясняются из хантыйского языка. Более того, есть основание думать, что древнее обско-угорское население, возможно, типа хантов, некогда (до тюрков) обитало и далее к югу - между Турой и Пышмой. Во всяком случае, такие названия, как Нейва, Пышма, Тагил и некоторые другие лучше всего объясняются тоже из хантыйского языка.
2. Выявлен мощный клин коми названий, идущий от Уральского хребта на восток. Его основание - условная линия, которая соединяет истоки Южной Сосьвы и Нейвы, а острие направлено к месту слияния Ницы с Турой. Эти названия (Косьва, Лобва, Сосьва, Ясьва и т.п.) распространены в основном на той же территории, что и русские топонимы, образованные от названия народа зыряне, как русские раньше именовали коми (Зырянка, Зырянский и т.п.).
Первоначально считалось, что как те, так и другие, начиная со времен Ермака, распространялись коми-зырянскими проводниками русских войнов, но, вероятнее, этот примечательный клин образовался в результате переселения различных групп коми вместе с русскими в период освоения Урала.
Вместе в тем оказалось, что некоторые названия, образованные от этнонима зырянин (от финского syrjainen - "крайний"), могут быть связаны не с коми, а с другим народом, жившим по реке Устья в бассейне Северной Двины - загадочной зырью, имя которой было перенесено в XVI - XVII вв. на северных коми (пермяков или пермян русских летописей). Кем были эти двинские зыряне, окончательно пока не установлено, возможно, родичами волжских мерян или какой-то ветвью Чуди Заволочской. Так или иначе, но со временем они были захвачены русским переселенческим движением, оказались в Зауралье и обрусели.
Поэтому и в наши дни на Русском Севере реку называют Устья, жителей ныне русских деревень на берегах - зырь, глухой заболоченный лес - лагмас, а в Пышминском районе Свердловской области деревня именуется Устьянка, другая - Зыряны, есть и урочище Лагмас, хотя никто уже не знает, что обозначает это слово.
Отсюда следует, что переселенческий поток XVII - XVIII вв. захватил не только русских, но и некоторые финно-угорские народы, которые находились на том или ином этапе обрусения. Это позволяет понять, каким образом среди чисто русских названий населенных пунктов вроде Ивановка или Липовка появились наименования типа Карелы или Черемисское.
3. В настоящее время можно довольно точно обозначить ареал тюркской субстратной топонимии на территории Среднего Урала, прежде всего татарской, северная граница распространения которой идет примерно от Шамар к Нижнему Тагилу, затем к Кушве, Верхотурью и далее по Туре, т.е. она кое-где пересекается с южной границей прежнего мансийского ареала. Тюркских названий много и в окрестностях Екатеринбурга (Шарташ, Билимбай и т.п.). Но далеко не все из них являются собственно татарскими. На востоке Свердловской области безусловно преобладает западносибирско-татарская топонимия с ее характерным цоканьем (старинное название села Чубаровского в Ирбитском районе было Цубартура при казанско-татарском Чубартура - "Пестрый город").
На юге области и в окрестностях Екатеринбурга заметное место принадлежит башкирским названиям, которые, однако, нелегко отличать от татарских. Наконец, в Предуралье обнаружены следы пребывания волжских болгар - энергичных предпринимателей и торговцев своего времени, государство которых было уничтожено монголами в XIII в. Волжские болгары - особая ветвь тюрков, их родичами считаются современные чуваши. Показательно, в частности, гнездо речных названий в бассейне Бисерти к западу от Дружинино - Барышан, Киргишан, Чикишан, в повторяющейся части которых опознается чувашское caнa - "рукав", волжско-болгарское шан - "рукав", "проток", "приток".
А. К. Матвеев
ТОПОНИМИЯ УРАЛА КАК ПАМЯТНИК ЯЗЫКА И ИСТОРИИ
(Известия Уральского государственного университета.
- Екатеринбург, 2001. - № 19.)
В башкирской мифологии самый могучий богатырь — Урал-батыр. Однажды в жестокой схватке с драконом-аждахой он добыл живую воду из родника бессмертия. Он мог бы выпить ее сам, чтобы обрести вечную жизнь. Но Урал-батыр разбрызгал эту воду вокруг, даровав бессмертие природе. А когда он умер, люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого и образовались Уральские горы.
У батыра, продолжает древнее сказание, было много прекрасных сыновей и дочерей. Старшая дочь уродилась в отца — мужественная, сильная, волевая. Урал-батыр назвал ее Иделью и, когда пришла пора, выдал замуж за чужеземного батыра Валдая.
Иделью тюркоязычные народы называли в старину Волгу. Позвольте, спросит читатель, какое отношение имеет Волга к Уралу? Где она течет сегодня, где ее начало и конец — знает любой школьник. Но не каждый поверит, что когда-то исток Волги действительно находился на склонах Урала, лишь в Жигулевских воротах древнее русло великой реки примерно совпадало с нынешним. Версия об уральском происхождении Волги подтверждается современными геологическими исследованиями.
Младшую, самую любимую дочь Агидель Урал-батыр оставил при себе. Доверчивая и простая, баловница и шалунья — светлоглазая Агидель была его радостью и утешением. Она так и осталась жить в отцовском доме, за длинной стеной хребта Урал-тау. Живая вода из родника бессмертия перемешалась с ее водой, и река бежит, струится, плещется, оставаясь такой же светлоглазой и юной, как и тысячелетия назад. А ее верховья — воздвигнутые природой великолепные королевские чертоги — привлекают туристов со всех концов страны. «Урал-батыр» (башк. Урал батыр) — башкирский народный эпос.
Река Белая названа так не случайно — вода в ней очень светлая, что особенно заметно при впадении в Каму. Здесь она не сразу смешивается с более темной, желтовато-бурой водой Камы. На расстоянии нескольких сот метров две реки текут разными по цвету потоками в одном русле.
Раньше, на старинных картах, Волгу рисовали не как сейчас, а по руслу Камы и далее по Белой. Возможно- тогдашние географические заблуждения, а возможно тому и были какие-то причины.
.
(кликабельно)
***
Урал был присоединен к Московской Руси окончательно в 16 веке, (но осваивался и ранее), южно-уральская Башкирия - еще позже.
Тюрки называют горы тау, а манси — нёр. У пришедших на Урал русских была тенденция назвать горную страну по-своему, они называли Урал - Камнем. “Ехать в Сибирь” у русских до 18 века звучало как “ходить за Камень”. Состязание двух топонимов (Камень и Урал) закончилось победой последнего.
.
Урал.
Уралу.
Об Урале...
И все о нем,
Все об одном!
А Татьяничева
Более чем на две тысячи километров протянулись Уральские горы. На севере они подходят к берегам Северного Ледовитого океана, южные отроги их теряются в знойных степях Казахстана. Нет в нашей стране другого хребта, равного по протяженности Уральским горам.
Слава о природных богатствах Урала давно разнеслась по свету. И как только в древности его не называли! У античных ученых встречается название Гиперборейские горы, позже появились другие наименования: Рифей, Каменный Пояс, Большой Пояс, Земной Пояс, Камень Большого Пояса, Пояс Мира или Земли. Такой разнобой в обозначении гор наблюдался в течение многих веков, пока за ними не утвердилось название Урал. Откуда оно пошло?
Слово "Урал" не русское. Это отмечали все исследователи, изучавшие данный термин. Одни из них считали, что оно пришло к нам от северного народа манси, другие склонны были искать его истоки в языке коми-пермяков, третьи высказывали мысль о возможном его марийском происхождении. Но большинство авторов считает слово "Урал" башкирским. В пользу этого мнения много доводов. Слово это уходит своими корнями в глубь башкирского народного эпоса. Известна старинная народная поэма о герое Урале-батыре (Урале-богатыре), легендарном защитнике башкирского народа.
Кроме того, в древних былинах и песнях Урал воспевается как священная родина башкир, надежная природная крепость, которая защищает их от врагов. Ни у какого другого народа, населяющего соседние территории, в народном эпосе нет сказаний об Урале.
В русском языке слово "Урал" появилось уже после присоединения Башкирии, находящейся на территории Южного Урала, к России.
До этого, за всю многовековую историю проникновения русских людей на Северный Урал, оно не было известно на Руси. По документам XVII - XVIII столетий можно заключить, что это название относилось в то время именно к горам Южного Урала, но никак не Северного.
Весь хребет стал называться Уралом позже. Впервые термин "Урал" (Аралтова гора) встречается в "Книге к Большому чертежу" 1627 года. Эта гора помечена на территории Башкирии. Современный хребет Уралтау находится там же.
В русских источниках XVII века употребляются такие написания слова, как Урал, Оурал и Аралтовы горы.
Часто можно услышать, что башкирское слово "Урал" переводится на русский язык как пояс. Действительно, горы долгое время назы- вали Каменным Поясом, но подобное толкование неверно. Пояс по-башкирски "кушак", или "билбау", а дословного перевода термина "Урал" не существует. Урал - это тюркское мужское имя. В упомянутой выше башкирской поэме легендарный батыр по имени Урал победил смерть, пожертвовав при этом своей жизнью. Над его могилой люди насыпали курган, который со временем вырос в Уральские горы, а останки Урала-батыра превратились в золото, серебро, железо.
В старинной башкирской песне есть такие слова: "Эй, Урал мой, Урал мой! Ты оружие для защиты от врагов "; "Яик занял - за ворот взял, Уральские горы занял - в середину (страны) вошел, до Белой дошел - всю страну занял".
Таким образом, древний башкирский народный эпос о батыре Урале дал имя горам. В научной литературе термин "Урал" впервые появился в книге историка и географа Г. Ф. Миллера "Описание Сибирского царства", которая была издана в Петербурге в 1750 году, и в конце XVIII века названия Урал и Уральские горы стали общеизвестными.