Универсальные международные организации примеры. Оон - универсальная международная организация
ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между странами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. На конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г. Число государств - членов ООН составляет 191.
Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. Основные сферы деятельности ООН на сегодняшний день в области содействия экономическому развитию:
- - Сокращение масштабов нищеты в сельских районах развивающихся стран;
- - Оказание помощи палестинским беженцам;
- - Сосредоточение внимания на развитии в Африке;
- - Поощрение благополучия женщин;
- - Создание базовых условий для предпринимательской деятельности;
- - Поддержка промышленности в развивающихся странах;
- - Борьба с голодом;
- - Улучшение глобальных торговых отношений;
- - Поощрение экономических реформ;
- - Совершенствование воздушных и морских пассажирских перевозок;
- - Мобилизация мирового сообщества на решительные действия в поддержку детей;
- - Превращение трущоб в благоустроенные жилые районы;
- - Улучшение почтового обслуживания во всем мире;
- - Внедрение усовершенствованных методов ведения сельского хозяйства и снижение издержек;
- - Совершенствование глобальной электросвязи.
В составе ООН работает 16 специализированных учреждений ООН-это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет из основные черты:
- - межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;
- - широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;
- - осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
- - связь с ООН.
Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 году на Парижской мирной конференции. Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 ноября 1966 года. ЮНИДО оказывает техническую помощь развивающимся странам, в частности путем содействия развитию промышленности в форме экспертного обслуживания, поставок оборудования, профессиональной подготовки сотрудников. Организация ведет исследовательскую деятельность, устраивает семинары и конференции. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) создана в 1945 году в Квебеке. Организация ставит целью улучшение питания и повышение уровня жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства и др.
Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) учрежден в 1976 году на конференции ООН. Целями Фонда являются оказание всесторонней помощи в развитии сельского хозяйства развивающимся странам.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) учреждена в 1944 году на конференции в Чикаго. ИКАО создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов. Международная морская организация (ИМО) учреждена в 1948 году на Женевской конференции по вопросам мореходства. Создана в целях содействия международному сотрудничеству в области морских перевозок и морской торговли. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи от 30 декабря 1964 года. Главные задачи ЮНКТАД - содействие международной торговле, особенно развивающихся стран, в целях ускорения их экономического развития, разработка принципов и политического курса содействия международной торговле, поддержка мер, нацеленных на создание многосторонних торговых соглашений, деятельность в качестве координационного центра торговли и политики развития для отдельных государств и региональных экономических групп. Программа развития ООН (ПРООН) создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи от 22 ноября 1965 года путем объединения Расширенной программы технической помощи ООН и Специального фонда.
Главной постоянно действующей межправительственной организацией является Организация Объединенных Наций (основана в 1945 г.). Согласно уставу ООН призвана осуществлять международное сотрудничество с целью разрешения глобальных экономических проблем (ст. 1) «с целью создания условий стабильности и благополучия», с целью «содействия повышению уровня жизни, экономическому развитию и прогрессу в мире».
Вопросами экономического сотрудничества занимается высший орган ООН - Генеральная Ассамблея и руководимый ею ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет).
Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и дает рекомендации государствам для содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других отраслях; ГА также осуществляет руководящие функции по отношению к ЭКОСОС.
Экономический и Социальный Совет призван решать конкретные задачи международного экономического сотрудничества. Согласно Уставу ООН, в функции ЭКОСОС входит проведение различного рода исследований и докладов по международным вопросам в областях: экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам.
В рамках Совета разрабатываются проекты международных соглашений и конвенций, которые в последствии предоставляются на утверждение в Генеральную Ассамблею. В функции ЭКОСОС входит также координация деятельности специализированных учреждений ООН, с которыми он заключает специальные соглашения, а также руководство региональными экономическими комиссиями.
Под руководством Экономического и Социального Совета работают следующие региональные экономические комиссии.
1. Европейская экономическая комиссия (Экономическая комиссия для Европы) была создана в 1947 г. сроком на пять лет для оказания эффективной помощи разоренным Второй мировой войной европейским странам. Затем срок деятельности этой комиссии был продлен на неопределенный срок. Высшим органом комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган Комиссии - Секретариат, который имеет отделы: планов и исследований, промышленный, транспортный, торгово-посреднический. В рамках Комиссии действует десять комитетов: по черной металлургии; по углю; по электроэнергии; по промышленности и внутреннему транспорту; по рабочей силе; по жилищному вопросу; по развитию внешней торговли и др.
2. Экономическая комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) создана в 1947 г. в качества временной организации. В 1952 г. комиссия была реорганизована в постоянную. Высшим органом Комиссии являются пленарные сессии (созываются один раз в год). Постоянно действующий орган - Секретариат, состоящий из отделов промышленности и торговли, транспорта и связи, социальных вопросов, исследований и планов. В ЭСКАТО имеются: Комитет по промышленности и естественным ресурсам, Комитет по внутреннему транспорту и связи, Комитет по торговле. При участии ЭСКАТО были разработаны проекты строительства трансазиатской железной дороги и строительства трансазиатского шоссе через 15 стран.
3. Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА) создана в 1948 г., в 1951 г. преобразована в постоянную комиссию. Ее членами являются 20 государств Латинской Америки Высшим и постоянно действующими органами Комиссии являются соответственно пленарные сессии и Секретариат. В составе Секретариата шесть отделов. При участии ЭКЛА создана Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС).
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) была образована на XXV сессии ЭКОСОС (1958 г.). Функции, высшие и постоянно действующие органы аналогичны другим экономическим комиссиям. ЭКА разработала проекты по строительству трансафриканской, транссахарской и восточно-африканской автомагистралей.
5. Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) сконцентрировала внимание на исследовательской форме деятельности, обобщая и прогнозируя тенденции и перспективы развития отдельных стран региона. В частности, исследуется практика транснациональных корпораций в нефтяной промышленности региона.
Важным вспомогательным органом Генеральной Ассаммб-леи ООН является Комиссия по международной торговле (ЮНИСТРАЛ), которая проводит работу по содействию и унификации прав международной торговли. В частности, ею разработана Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, принятая на конференции ООН в 1980 г.
Одним из наиболее значительных органов ООН, занимающихся проблемами экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. как вспомогательный орган ГА ООН и уже давно переросла в самостоятельную автономную. Высшим органом ЮНКТАД являются сессии конференции (собираются один раз в три-четыре года). Между сессиями конференция работает в виде Совета по торговле и развитию (собирается два раза в год). При Совете действует семь постоянных комитетов: по сырьевым товарам; по промышленным товарам; по преференциям; по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей; по морским перевозкам; по передаче технологий и экономическому сотрудничеству развивающихся стран, а также четыре рабочие группы.
В резолюции ГА ООН, которой была учреждена ЮНКТАД, ее функции были сформулированы следующим образом:
1)поощрение международной торговли, особенно с точки зрения ускорения экономического развития, в частности торговли между странами, находящимися на разных уровнях развития;
2)установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
4)рассмотрение и содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН;
5)принятие в случае необходимости мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для проведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
6)согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли;
7)рассмотрение любых других вопросов в пределах компетенции.
Характер деятельности ЮНКТАД, ее структура, универсальность, объем компетенций природа принимаемых документов дают все основания рассматривать ее в качестве постоянной международной организации. Штаб-квартира организации находится в Женеве.
Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создана в 1956 г. в целях содействия индустриализации развивающихся государств. В 1985 г. она приобрела статус специализированного учреждения ООН. Высшим органом ЮНИДО является Генеральная конференция, созываемая один раз в четыре года; руководящим органом является Совет по промышленному развитию, заседания которого проводятся один раз в год. Совет состоит из 45 членов, избираемых Генеральной конференцией сроком на три года на основании принципа справедливого географического представительства. Постоянный комитет является вспомогательным органом Совета и собирается на свои сессии дважды в год. Секретариат - административный орган ЮНИДО находится в Вене (Австрия). Генеральный секретарь ЮНИДО по представлению Совета утверждается Генеральной конференцией сроком на четыре года. К руководящим органам относится также Комитет по программным и бюджетным вопросам. С 1981 г. функционирует информационный банк по промышленности и технологии.
Основополагающими документами организации являются Лимская декларация и План действия по промышленному развитию и сотрудничеству, принятые в 1975 г. ЮНИДО разрабатывает рекомендации и программы для правительств развивающихся стран по оказанию технической помощи в проектировании и строительстве объектов.
Установление равноправного международного экономического сотрудничества в области науки и техники должна содействовать Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая призвана оказывать помощь развивающимся странам в становлении национальных систем охраны промышленной собственности и авторских прав.
Среди валютно-кредитных учреждений ООН выделяются: Международный валютный фонд (МВФ);
■ Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
■ Международная финансовая корпорация (МФК);
■ Международная ассоциация развития (MAP).
Все эти организации носят межправительственный характер и имеют статус специализированных учреждений ООН, т.е. ООН не может давать им рекомендации в отношении политики и основных направлений их деятельности.
МВФ и МБРР - крупнейшие международные валютно-кредитные организации - созданы на основании соглашений, принятых Бреттон-Вудской конференцией (США) в 1944 г. Членами каждой организации являются 184 государства, в том числе и Российская Федерация.
Цели МВФ состоят в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств-членов и представлять им займы для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.
Главная цель МБРР - содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей.
МФК (создана в 1956 г. в качестве филиала МБРР и насчитывает 176 государств-членов) занимается финансированием главным образом многонациональных проектов, в которых участвует местный и иностранный капитал, предоставляет кредиты на льготных условиях и без правительственных гарантий.
MAP (создана в 1960 г. как филиал МБРР, сейчас в нее входят более 160 государств) предоставляет беспроцентные кредиты развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Срок кредитования для наименее развитых (по списку ООН) стран составляет 40 лет, для остальных - 35 лет.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) - это крупнейший межправительственный торговый договор. Было принято в 1948 г. как временное соглашение. На протяжении всей истории (1948-1994 г.г.) его важнейшей функцией являлось проведение многосторонних раундов торговых переговоров. Всего таких раундов было 8. Последний, Уругвайский раунд завершился в апреле 1994 г. подписанием Заключительного акта, состоявшего из соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и ряда документов, которые в совокупности составили систему ВТО.
Высшим органом ВТО является Конференция министров государств-участников ВТО. Ее сессии проходят не реже одного раза в два года. Между сессиями по мере необходимости созывается Генеральный Совет участников ВТО. Он выполняет функции Органа по разрешению споров и Механизма по обзору торговой
политики. Конференция министров назначает Генерального директора, который руководит Секретариатом ВТО. Все решения в рамках ВТО принимаются консенсусом. В компетенцию ВТО входят:
■ Международная торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами;
■ торговля текстилем и одеждой;
■ международная торговля услугами; ■ интеллектуальная собственность;
■ связанные с торговлей инвестиции;
■ специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры;
■ санитарные и фитосанитарные меры;
■ правила происхождения товаров;
■ импортное лицензирование и др.
Все многосторонние соглашения ВТО обязательны для государств-участников, остальные страны вынуждены следовать нормам и правилам, выработанным в ГАТТ/ВТО.
В современных международных экономических отношениях значительная роль принадлежит универсальным объединениям, формально не являющимся международными организациями. К их числу следует, прежде всего, отнести Парижский и Лондонский клубы кредиторов.
Парижский клуб - межгосударственный механизм, созданный для выработки многосторонних договоренностей государствами-кредиторами по отношению к государствам-должникам с целью пересмотра условий погашения задолженности. Официально не имеет устава, правил приема и закрепленных структур.
Российская Федерация, являясь продолжателем СССР, в Связи с членством в Клубе получила возможность перевести в практическую плоскость реализацию значительных внешних активов, многие из которых считались «безнадежными».
Лондонский клуб был создан с целью выработки договоренностей со странами-должниками по выплате внешнего долга и погашения межбанковской задолженности. Он объединяет 600 коммерческих банков-кредиторов ведущих стран мира. Его возглавляют представители «Дойче банк» (Германия).
6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Речь идет об обладании международной организацией автономной волей, отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.
Международные организации имеют свои особенности, позволяющие их классифицировать. Существует несколько способов их классификации:
1. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные, доступные для участия всех государств, например, ООН, и региональные, объединяющие государства одного региона, например, Европейский Союз, СНГ, Лига американских государств и др.
2. По порядку вступления международные организации делятся на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (приём в члены производится с согласия первоначальных учредителей). С этой точки зрения международные организации, относящиеся ко второй группе численно преобладают.
3. По объектам (направлениям) деятельности международные организации подразделяются на организации общей компетенции, в которую входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества между государствами, например, ООН и специальной – например, ИКАО (международная организация гражданской авиации), Интерпол, Евроюст.
4. По юридической природе и их роли в международных отношениях международные организации делятся на межправительственные, межпарламентские и неправительственные.
Международные межправительственные организации (ММО) создаются для достижения определенных целей в отдельных областях международных отношений. Такие международные организации нельзя приравнивать к суверенным государствам. Они являются производными субъектами международного права. Их появление и ликвидация зависят от воли создающих их государств, которая выражена в учредительном акте; в нем же закрепляются права и обязанности международной организации, а также её цели, задачи и компетенция. В деятельности всех органов международных, межправительственных организаций участвуют официально назначенные представители и делегации; при ряде организаций существуют специальные представительства государств. Поскольку участниками международных организаций являются суверенные государства, то они не могут приобретать наднационального характера.
Международные неправительственные организации (МНПО) – это любые международные организации, не учрежденные на основании межправительственных соглашений. Такие организации обладают рядом прав и обязанностей: они могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судебных и арбитражных органах. Некоторые из них имеют консультативный статус в системе ООН. Установлены две категории такого статуса: I категория (общий консультативный статус) предоставляется тем МНПО, которые связаны с большинством видов деятельности Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), могут вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН (Всемирная федерация профсоюзов, Межпарламентский союз и др.); II категория (специальный консультативный статус) предоставляется МНПО, имеющим специальную компетенцию лишь в отдельных видах деятельности ЭКОСОС (Международная ассоциация юристов-демократов, Международная организация журналистов и др.). МНПО представляет собой широкое и массовое антивоенное движение, в котором активно действуют люди различного социального положения, политических взглядов и идейных убеждений.
2. ООН – универсальная международная организация
Главные органы ООН
Система ООН в её современном виде складывалась на протяжении длительного времени. Вторая мировая война в силу её масштабности, жестокости, кровопролитности принесла человечеству неслыханные страдания и подтолкнула правительственную и общественную инициативу во многих государствах к разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности. Более того, параллельно научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь и взаимозависимость наций друг от друга.
На первом этапе главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. Международные организации осуществляли скорее технико-организационную, чем политическую, функцию. В то же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой цивилизации требовало создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.
Идея создания глобальной международной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира возникла достаточно давно и подпитывалась военными лишениями. За период первой мировой войны было составлено более полусотни подобных проектов.
Один из таких проектов лёг в основу Лиги Наций (1919 г.), так и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания безопасности государств.
Однако, организационно-правовой механизм Лиги Наций был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей для развития межгосударственных отношений. Общеполитическая обстановка 1919-1939 годов, отмеченная усилением националистических тенденций государств-членов, стремящихся к изоляции или доминирующему положению в мире, не способствовала позитивным акциям новой международной политической структуры и разработки проблем организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными темпами.
Вторая мировая война, в силу её всеобщности, разрушительности для мировой цивилизации показала необходимость защиты общечеловеческих ценностей глобальной консолидации миролюбивых сил для создания послевоенной организации мира и безопасности. Вопрос о создании организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать, что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции уделяли немалое внимание и вопросу послевоенного устройства мира, занимались разработкой принципов и планов будущей глобальной международной организации.
В декабре 1942 года в Москве в беседах между представителями советского правительства и министром иностранных дел Великобритании имел место обмен мнениями по вопросам послевоенной организации мира и безопасности. Важным этапом на пути создания международной организации безопасности явилась конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации – от 30 октября 1943 года, подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства большие и малые.В этих документах была заложена принципиальная основа новой универсальной межправительственной организации.
Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, направленный на решение вопросов мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Этим она отличается от ранее существовавших межправительственных организаций.
Важнейшими этапом создания ООН стала конференция в Думбартон-Оксе в 1944 году, на которой были согласованы основные принципы и параметры деятельности будущей организации. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года главы правительств трёх государств – советского, британского и американского обсудили пакет документов, принятый на конференции в Думбартон-Оксе, дополнили его в ряде пунктов, и приняли решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.
На конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года были приняты учредительные документы Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года пять постоянных членов Совета Безопасности и большинство других государств сдали на хранение ратификационные грамоты. С этого момента был утверждён и вступил в силу Устав ООН.
В настоящее время ООН является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании и поддержании которого ей принадлежит важная роль. Она представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Её Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка и придавшим им императивную силу.
Международная организация – это объединение государств или их субъектов, учрежденное межгосударственным договором (соглашением) на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью (способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры, владеть и распоряжаться имуществом) и действующее для достижения общих целей.
Первые МО появились в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874)
На сегодняшний день эксперты насчитывают более 8 000 международных организаций разного масштаба и функционального назначения. Упорядочить их многообразия позволит классификация.
1) по характеру членства выделяют:
Международная межправительственная (межгосударственная) организация - объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора (ООН, ВТО, ЕС, СНГ)
Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации (МНПО) - это структуры, которые состоят из ряда субъектов разных государств (общественных организаций, отдельных граждан), действующие в специфических областях. К ним относят:
Профессиональные организации, например, Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов;
Демографические организации, такие как Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация молодежи;
Религиозные организации (Всемирный совет церквей, Всемирный исламский конгресс);
Правовые организации, например, Международная Амнистия (защищающая права и свободу человека);
Экологические организации (Гринпис и др.);
Гуманитарные организации, например, Международный Красный Крест;
Спортивные организации, например, Международный Олимпийский комитет, Международная федерация футбола.
Организации солидарности и защиты мира: Организация солидарности народов стран Азии и Африки, Всемирный Совет мира, Пагоушское движение (такие организации выступают за разоружение, против конфликтов, расизма, фашизма и т.д.)
2) по кругу участников:
а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, ВТО) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. В ООН в настоящее время входит 193 государства (из независимых государств не входят только:: Палестина, Святой престол (Ватикан),
из частично признанных САДР (Саха́рская Ара́бская Демократи́ческая респу́блика) , Китайская Республика (Тайвань), Абхазия, Южная Осетия, Республика Косово, Северный Кипр) признаны ООН, потенциальные члены .
Структура ООН:
а) Генеральная Ассамблея - занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа.
У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.
Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи, избираемого каждую сессию (или одного из его 21 заместителя)
Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности. На начало 2014 года было созвано 28 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.
Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.
б) Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.
в) Секретариат ООН
Это - орган, обслуживающий другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит 44 тысячи сотрудников - международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу
Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.
г) Международный Суд ООН
Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.
Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.
д) Экономический и Социальный Совет. Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества.
е) Почтовая администрация ООН
Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей, являющиеся по своей сути международными организациями. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Международный Валютный фонд, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), ЮНЕСКО (наука и знания).
ВТО - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.
Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года.
В ВТО входят 159 членов. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 года. 16 декабря 2011 года - в Женеве подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к ВТО»
б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (ЕС, СНГ);
Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году
Европейский Союз - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Решения принимаются независимыми наднациональными институтами или посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Суд Европейского союза, Европейский совет, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами Союза.
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.
СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года. Государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.
Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, например Туркмения) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов СНГ).
Официальными юридическими членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан
Согласно п. 1 и 3 ст. 104 конституции РСФСР ратификация данного соглашения находилась в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, Съезд до момента своего роспуска 4 октября 1993 года отказался ратифицировать данное соглашение. В связи с этим, комитет Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связи с соотечественниками 5 марта 2003 года пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом СНГ. Упоминания о конституции и законах СССР оставались в российской конституции вплоть до принятия новой в декабре 1993 года.
Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия по решению совета глав государств была принята в содружество, а 9 декабря 1993 года присоединилась к уставу СНГ. 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации.
Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому юридически она не являлась государством-членом СНГ. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ
в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
3) По характеру полномочий:
Межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников (большинство м.о. ООН, ВТО, СНГ)
Надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов. (ЕС, Таможенный союз ЕАЭС);
4) Классификация по компетенции (сфере деятельности)
а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН, ЕС, Организация Американских Государств);
б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью, при этом такие организации могут подразделяться на военные, политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные; (Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, НАТО)
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами - членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.
В НАТО входит 28 государств: Албания, США, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Голландия, Хорватия, Исландия, Италия, Канада, Греция, Литва, Люксембург, Латвия, Норвегия, Польша, Португалия, Франция, Румыния, Германия, Словакия, Словения, Великобритания, Дания, Чехия, Турция, Венгрия.
В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью «укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе». «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности». Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от неё.
В целом блок создавался для «отражения советской угрозы». По словам первого генерального секретаря Исмэя Гастингса, цель создания НАТО: «…удерживать русских в стороне, американцев внутри, а немцев под»
Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё сотрудничество, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор.
После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существование и начал расширяться на восток.
НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы:
Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.
5 сентября 2014 года на встрече руководителей стран НАТО в Ньюпорте было принято решение о создании сил быстрого реагирования. Силы в составе примерно 4000 человек предназначены для быстрой реакции, в случае нападения России на какую-либо из стран НАТО. Основная база и командный центр сил планируются размещением в Великобритании. Планируемый срок переброски и развертывания частей в странах, граничащих с Россией (Польша, Прибалтика), не превышает 48 часов.
5) Классификация по порядку приёма новых членов[править | править вики-текст]
Открытые (любой субъект может стать членом по своему усмотрению, ООН, Гринпис, членом ЮНЕСКО, МВФ может стать любой член ООН)
Закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей, ЕС, НАТО и т.д.)
Классической международной межправительственной организацией универсального типа является Организация Объединенных Наций. С ООН связано соглашениями более 130 специальных организаций, действующих для решения конкретных вопросов. Это различные программы, фонды и специализированные учреждения, имеющие собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения являются независимыми международными организациями, финансируемыми как за счет добровольных, так и обязательных взносов .
Попытки формирования глобальной международной организации предпринимались и раньше, после Первой мировой войны, реализуясь в основании Лиги Наций - предшественницы ООН. Однако именно Вторая мировая война поставила вопрос о совместном решении проблем мира и безопасности еще более жестко, впервые в истории способствуя созданию действительно универсальной международной организации с ведущей ролью стран-победительниц. Решение о создании ООН было окончательно принято союзниками по антигитлеровской коалиции в 1945 г., когда стал понятен исход Второй мировой войны. Однако уже в августе 1941 г. Президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер- министр Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии У. Черчилль подписали Атлантическую хартию, обозначившую направления международного сотрудничества с целью поддержания международного мира и безопасности. Впоследствии всеобщее следование идее глобальной международной организации многократно подтверждалось в совместных декларациях союзнических государств. В январе 1942 г. было впервые использовано предложенное Ф. Д. Рузвельтом словосочетание “объединенные нации", представителями 26 союзных государств подписана Декларация Объединенных Наций в поддержку Атлантической хартии. В октябре 1943 г. на Московской конференции, в декабре 1943 г. на Тегеранской конференции, в сентябре - октябре 1944 г. на конференции в Вашингтоне, а в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции США, Соединенное Королевство, СССР и другие страны неоднократно подтверждали готовность к созданию ООН. Были разработаны цели и структура Организации. Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско в апреле, 24 октября 1945 г. был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и другими подписавшими его государствами и вступил в силу. С тех пор 24 октября ежегодно отмечается как День ООН .
В январе 1946 г. создаются основные действующие органы, формируется организационная структура ООН. Впервые созываются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, принимаются первые резолюции, назначается Генеральный секретарь, принимается Всеобщая декларация прав человека. В Уставе ООН сформулирована миссия этой международной организации - для чего она создается, какие цели и функции реализует в своей деятельности: “Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями; сотрудничать в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека; быть центром для согласования действий наций” . Выражение миссии предполагало наиболее общие формулировки, отражающие направленность и предназначение создаваемой международной организации. Конкретизация миссии была осуществлена в главах Устава, посвященных целям и принципам ООН, провозгласивших “суверенное равенство” “миролюбивых государств” - членов ООН и “решение международных споров только мирными средствами”. Конечно, декларируемые цели впоследствии были неоднократно нарушены различными странами - членами ООН, на протяжении второй половины XX и XXI вв. неоднократно прибегавшими далеко не к мирным средствам разрешения споров и осуществлявшими бомбардировки других стран без мандата ООН. Однако с самого начала своей деятельности именно ООН выступала главным наднациональным арбитром, устанавливавшим правила международного взаимодействия и способствовавшим урегулированию международных конфликтов.
Согласно Уставу, шестью главными действующими органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат . Генеральная Ассамблея действует на сессионной основе, состоит из представителей всех государств- членов, проводит очередные сессии один раз в год. Также предусмотрена возможность созыва Генеральным секретарем специальных сессий Генеральной Ассамблеи по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи каждое государство - член ООН имеет один голос и может быть представлено в составе не более пяти делегатов и пяти заместителей. В настоящее время членами ООН являются 193 государства (14 июля 2011 г. 193-м государством, вошедшим в число членов ООН, стала Республика Южный Судан).
Работа сессий Генеральной Ассамблеи осуществляется в рамках шести комитетов, в которые могут входить делегаты из различных стран - членов ООН. Первый комитет занимается политическими вопросами, проблемами безопасности и разоружения, Второй комитет - экономическими и финансовыми вопросами, Третий комитет - социальными, гуманитарными и культурными вопросами, Четвертый комитет - вопросами международной опеки и территорий, Пятый комитет - административными и бюджетными вопросами, Шестой комитет - правовыми вопросами. Помимо комитетов, Генеральной Ассамблеей могут формироваться отдельные вспомогательные комиссии и конференции, например Комиссия по правам человека при Экономическом и социальном совете, экономические комиссии, Комиссия по международному праву, Комиссия по проблемам разоружения, Конференция ООН по торговле и развитию. В системе ООН комиссии и конференции выполняют функции координационных центров, обеспечивающих работу по соответствующим направлениям и проблемам развития. На основе исследований проблем по ключевым направлениям международного сотрудничества Гене- ральная Ассамблея представляет странам - членам ООН обоснованные рекомендации.
Установленный порядок предполагает принятие решений по вопросам поддержания мира и безопасности Советом Безопасности, состоящим из 15 членов. В соответствии с Уставом, именно на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24). Все члены ООН соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их (ст. 25). В то время как другие органы ООН выносят рекомендации государствам-членам, только Совет Безопасности (СБ) обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу . В настоящее время, как и ранее, со времени основания ООН, в число постоянных членов СБ ООН входят Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция. Каждый из десяти непостоянных членов СБ ООН избирается сроком на два года (пять непостоянных членов ежегодно). Сегодня в их число входят Ангола, Венесуэла (Боливарианская Республика), Египет, Испания, Малайзия, Новая Зеландия, Сенегал, Украина, Уругвай и Япония . Избрание непостоянных членов СБ ООН осуществляется по географическому принципу: пять непостоянных членов избираются от государств Азии и Африки, два - от государств Латинской Америки, два - от государств Западной Европы и других государств, и один - от государств Восточной Европы. Совет Безопасности выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного суда .
Именно Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, дает рекомендации или принимает решение о том, какие меры следует предпринять (ст. 39 Устава ООН). Он призывает стороны урегулировать спор мирным путем и рекомендует методы или условия урегулирования (ст. 33 Устава ООН). В своей практической деятельности для поддержания мира и безопасности СБ ООН нередко прибегает к санкциям, в том числе санкционирует военные операции против государств-нарушителей, введение миротворческих формирований в зоны конфликта, организацию постконфликтного урегулирования, введение международной администрации в зонах конфликта. Для этого государства-члены предоставляют в распоряжение СБ ООН “по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода” (ст. 43 Устава ООН).
Чтобы иметь возможность совместных международных принудительных действий, члены Организации Объединенных Наций поддерживают в состоянии немедленной готовности контингенты национальных военно-воздушных сил. Численность и степень готовности этих контингентов и планы их совместных действий определяются Советом Безопасности с помощью Военно-штабного комитета (ст. 45-46 Устава ООН). В случае спора между государствами именно Совет Безопасности заявляет требования о мирном урегулировании спора и рекомендует процедуры и способы мирного урегулирования. При нарушении мира и актах агрессии он принимает решение о квалификации деяний как агрессии, подписывает с государствами - членами ООН соглашения о предоставлении ими вооруженных сил, применяет сформированные вооруженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности.
Поддержание мира и обеспечение международной безопасности со стороны ООН и других международных организаций может осуществляться по нескольким направлениям. В этой связи следует упомянуть прежде всего концепцию превентивной (предупредительной) дипломатии, участники которой стремятся предупредить возникновение споров между сторонами, не допустить перерастания уже имеющихся споров в конфликты или ограничить масштаб конфликтов после их возникновения. Первоначально идея “превентивной дипломатии” была высказана в 1960 г. в период холодной войны на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи Генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Она состояла в том, чтобы предупреждать локальные конфликты или препятствовать их разрастанию вследствие вмешательства сверхдержав на той или иной стороне. С тех пор политика “превентивной дипломатии” многократно осуществлялась в различных странах. По завершении холодной войны концепция превентивной дипломатии была снова взята на вооружение после выступления Генерального секретаря ООН Б. Бутроса-Гали в 1992 г. В докладе перед Генеральной Ассамблеей превентивная дипломатия была определена как деятельность в целях предупреждения возникновения споров между сторонами, недопущения перерастания существующих споров в конфликты и ограничения масштабов конфликтов после их возникновения .
О необходимости “расширения арсенала превентивной дипломатии” говорил в докладе “Превентивная дипломатия: достижение результатов”, посвященном памяти бывшего Генерального секретаря ООН Д. Хаммаршельда Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 г. Превентивная дипломатия нередко оказывается одним из немногих путей сохранения мира, а следовательно, спасения жизней людей и предотвращения тяжких экономических последствий. Ведь в среднем издержки гражданской войны поглощают более чем 30-летний рост объема валового внутреннего продукта (ВВП) развивающейся страны. Кумулятивные издержки, связанные с наиболее жестокими и продолжительными гражданскими войнами, составляют десятки миллиардов долларов США, а процесс восстановления до первоначального уровня роста занимает в среднем 14 лет. Усилия же по предупреждению кризисов могут быть гораздо менее дорогостоящими . Генеральный секретарь ООН отметил, что, несмотря на серьезные проблемы, которые по-прежнему препятствуют достижению успеха в области превентивной дипломатии, коллективные усилия все же привели к тому, что число конфликтов малой интенсивности, начавшихся в период 2000-2009 гг., составило примерно половину от числа таких конфликтов, начавшихся в 90-е гг. прошлого столетия. За этот же период количество новых конфликтов высокой интенсивности (изначально таковых или переросших в таковые) также сократилось с 21 до 16*.
Идея превентивной дипломатии реализуется несколькими способами. Прежде всего для поддержания мира и приведения враждующих сторон к соглашению с помощью мирных средств осуществляются миротворческие операции. Они могут реализовываться посредством превентивного размещения в проблемных регионах миссий наблюдателей - военного, полицейского и гражданского персонала ООН. Созданные для реагирования на кризисные ситуации и значительно различающиеся в целях и масштабах деятельности политические миссии в проблемных регионах проводят различную работу, способствующую предотвращению потенциальных конфликтов. Их сотрудники участвуют в оказании добрых услуг, взаимодействуют с правительствами вовлеченных стран, помогают осуществлять мирные инициативы сторон потенциального конфликта. Значимым направлением предотвращения выступает “превентивное разоружение” - сбор и уничтожение оружия, находящегося в руках потенциальных участников различных сторон конфликта. Конечно, предотвращение конфликта и недопущение насилия являются некоторым идеальным вариантом. В случае если превентивных мер оказывается недостаточно или они предпринимаются слишком поздно, для прекращения столкновений и примирения требуются переговорный процесс, дипломатические усилия и посредничество. На всех стадиях конфликта важны политические действия и решения по устранению противоречий, лежащих в основе конфликта.
Урегулированию конфликтов между сторонами способствует применение многонациональных сил под командованием ООН - миротворчество. Не располагая постоянным международным во-
оружейным контингентом военного или полицейского характера, в своей деятельности ООН использует миротворческие силы, добровольно предоставляемые государствами-членами. Миротворческие операции позволяют создавать буферные зоны между воюющими сторонами и играют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня. Также они могут оказывать помощь в проведении выборов и в обезвреживании смертоносных наземных мин . Миротворческие операции проводятся силами ООН с 1948 г. Со времени Первой арабо-израильской войны на Ближнем Востоке действует миссия ООН для наблюдения за выполнением условий перемирия. Начиная с 1949 г. до настоящего времени группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане играет важную роль в установлении мира в Джамму и Кашмире.
Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН оснащены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН .
Прекращению военных конфликтов способствует активная миротворческая деятельность генеральных секретарей ООН, которые, согласно ст. 99 Устава ООН, уполномочены “доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности”. По просьбе Совета Безопасности Генеральный секретарь может назначать представителей, посредников, координаторов для оказания содействия Совету в урегулировании ситуаций, представляющих угрозу для международного мира и безопасности. Известны случаи, когда Совет Безопасности обращался к Генеральному секретарю с просьбой использовать механизм добрых услуг и принять непосредственное участие в решении того или иного вопроса . Яркими примерами содействия генеральных секретарей и их специальных посланников в поиске решений проблем являются прекращение войны между Ираном и Ираком и достижение соглашения о выводе советских войск из Афганистана в 1988 г. Недавними примерами длительного личного участия Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в миссии добрых услуг и переговорном процессе на Кипре (а до него других генеральных секретарей начиная с 1964 г.) служат многочисленные встречи с лидерами общин киприотов-греков и киприотов-турок на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности.
В регионах международных конфликтов действуют миссии специальных (личных) представителей, посланников и советников Генерального секретаря ООН. Так, в резолюции 1244 от 10 июня 1999 г. Совет Безопасности ООН уполномочил Генерального секретаря учредить международное гражданское присутствие в Косово - Специального представителя Генерального секретаря ООН и Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК). После вступления в силу 15 июня 2008 г. новой конституции задачи Миссии были существенно скорректированы в направлении содействия безопасности, стабильности и уважения прав человека. Согласно резолюции 1528 от 27 февраля 2004 г., Совет Безопасности постановил учредить Операцию Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ). После президентских выборов 2010 г. в Кот-д’Ивуаре и последовавшего за ними политического кризиса ОООНКИ во главе со Специальным представителем Генерального секретаря в Кот-д"Ивуаре продолжала проводиться в стране с целью защиты гражданского населения, содействия оказанию гуманитарной помощи, поддержки ивуарийского правительства в осуществлении программы разоружения, демобилизации и реинтеграции комбатантов, а также помощи в области прав человека. Резолюцией 1401 от 28 марта 2002 г. учреждена Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА) во главе со Специальным представителем и Главой Миссии Генерального секретаря по Афганистану . К сожалению, далеко не все миссии ООН были успешными. Так, в 1993 г. не достигла своих целей миссия ООН в Сомали. В 1994 г. миссия ООН оказалась недостаточной для предотвращения геноцида в Руанде. В 1999 г. действия миссии ООН также не смогли воспрепятствовать гражданской войне на Балканах.
После стабилизации ситуации или завершения конфликта, в том числе благодаря миротворчеству, становится возможным осуществление миростроительства как последовательности действий, направленных на предотвращение рецидивов столкновений между противоборствовавшими сторонами и постепенный переход к миру. В структуре ООН действуют Комиссия по миростроительству и Управление по поддержке миростроительства (УПМ). В состав Управления входят Секция поддержки Комиссии по миростроительству, Секция планирования политики и Секция финансирования в целях поддержки миростроительства. Управление также помогает поддерживать мир в пострадавших от конфликтов странах путем мобилизации международной поддержки усилий в области миростроительства, прилагаемых национальными сторонами, которые несут за них ответственность. Эта помощь включает в себя предоставление поддержки Комиссии по миростроительству в ее работе и мобилизацию усилий системы Организации Объединенных Наций от имени Генерально- го секретаря, а также (в партнерстве с внешними субъектами деятельности) разработку стратегий миростроительства, мобилизацию ресурсов и усиление международной координации. Надежной основой для этой поддержки является функция Управления как методического центра, располагающего информацией об извлеченных уроках и передовых методах миростроительства . Миростроительство осуществляется в виде поддержки органов власти и структур гражданского общества, заинтересованных в упрочении мира в регионе, в контроле над уничтожением оружия и содействии адаптации участников военных действий к мирной жизни. Миссии по миростроительству были развернуты ООН в 7 странах и субрегионах Азии и в 11 странах и субрегионах Африки. В настоящее время продолжают действовать политические миссии ООН в Афганистане и на Ближнем Востоке, Ираке, Ливане и Центральной Азии, в Бурунди, Гвинее-Бисау, Западной Африке, Ливии, Сомали, Сьерра-Леоне и Центрально-Африканской Республике (Миссия ООН по содействию Сомали была учреждена в 2013 г.).
За годы существования деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и безопасности неоднократно претерпевала изменения. В годы холодной войны каждая из сторон стремилась активно использовать ООН и право вето в Совете Безопасности для реализации своих интересов. В 1963 г. происходит увеличение числа членов Совета Безопасности с 11 до 15, вызванное необходимостью вовлечения развивающихся стран, освободившихся от колониальной зависимости, равно как и общего возрастания числа государств - членов ООН. В это же время были введены действующие до настоящего времени региональные квоты по избранию непостоянных членов Совета Безопасности для государств Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной Европы и Западной Европы.
По завершении холодной войны полномочия ООН еще более усиливаются вследствие расширения круга контролируемых вопросов в направлении санкционных, экономических и административных решений. Разрушение биполярной структуры мировой политики и экономики не могло не сказаться на деятельности ООН как универсальной организации, регулирующей международные отношения во всем мире. Следствием разрушения Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений для ООН стало стремление ряда стран к увеличению собственного представительства в ООН и ее руководящих органах. Оно особенно проявилось в призывах к реформированию ООН и критике института постоянного членства в Совете Безопасности со стороны различных стран с целью их собственного вхождения в число постоянных членов. Также существуют проблемы лоббирования и лучшего финансирования миротворческих операций, более “выгодных” с точки зрения политических интересов ряда стран во главе с США.
В 1979 г. проблема представительства государств в Совете Безопасности и возможности его расширения была вынесена на рассмотрение 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1993 г. в ходе 48-й сессии была принята резолюция Генеральной Ассамблеи “Об учреждении Рабочей группы открытого состава для рассмотрения всех аспектов вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности и других вопросов, касающихся Совета Безопасности”. В данной резолюции шла речь о повышении эффективности и географической представленности регионов в Совете Безопасности, но не было определено, какими методами и в каких формах следует осуществлять реформирование .
Идея расширения численного состава Совета Безопасности широко дискутируется на различных уровнях и в различных странах. Еще до окончания холодной войны со стороны США звучали призывы к включению в Совет Безопасности Германии и Японии. Сегодня США выступают “мягким противником” предоставления ФРГ места постоянного члена Совета Безопасности ООН из-за опасений по поводу собственного исключительного влияния. Современный проект США предполагает увеличение состава Совета Безопасности ООН на два постоянных и два или три непостоянных члена. В американской политической элите нередко раздаются голоса о “завершении исторической миссии” и “ненужности” ООН, о необходимости создания новой универсальной международной организации “на демократических началах”, т. е. без включения не только в состав руководящего органа по безопасности, но и в число государств-членов России и Китая. Подобные идеи отражают стремление к усилению собственной власти, вседозволенности и неподконтрольности любым формам надзора со стороны международного сообщества и каким бы то ни было международным мандатам.
Наибольший прогресс в отношении реформирования ООН был достигнут к 2005 г., когда Генеральный секретарь Кофи Аннан выступил с докладом “При большей свободе”, содержащим предложения по поводу реформирования ООН. В докладе были представлены два варианта преобразования Совета Безопасности: иметь шесть новых постоянных членов плюс четыре новых непостоянных члена без права вето или же вариант нового порядка избрания состава Совета Безопасности без расширения числа постоянных членов. В том же году с идеями нового порядка формирования Совета Безопасности выступили Германия, Япония, Бразилия, Индия, предложив увеличить число постоянных членов до 11, а непостоянных до 14. В то же время африканские государства Гана, Нигерия, Сенегал и ЮАР, акцентируя внимание на том, что страны континента не представлены среди постоянных членов Совета Безопасности, как на ранних этапах существования ООН и в самой этой международной организации, предложили расширить состав постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности до 26. Согласно их общему мнению, это могло быть сделано в том числе за счет присутствия двух африканских стран в числе постоянных и двух - среди непостоянных членов. Напротив, Италия, Китай, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Пакистан и другие региональные державы выступили против создания новых постоянных мест в Совете Безопасности ООН (в том числе против вхождения Германии), зато предложили расширить состав Совета Безопасности до 25 членов за счет увеличения числа непостоянных членов на десять стран.
Поддерживая идею реформирования ООН с целью большего вовлечения в ее руководящие структуры, прежде всего Совет Безопасности, представителей различных развитых и развивающихся стран, Российская Федерация не раз призывала к достижению “широкого согласия” по данному вопросу. По мнению министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, “для реформы Совета Безопасности ООН необходим компромисс между двумя пока непримиримыми подходами к категориям расширения... Одна группа стран абсолютно настаивает на том, чтобы были созданы новые постоянные места, а вторая - считает, что категорически нельзя допускать создания новых постоянных мест и что нужно искать решение через расширение количества непостоянных членов” . Сложная структура и взаимоисключающие интересы государств - членов ООН как крупнейшей международной организации обусловливают необходимость длительного поиска консенсусов и компромиссов. Несмотря на проблемы и разногласия, миротворческая деятельность ООН для большинства государств-членов по-прежнему является не только наивысшей ценностью, но и альтернативой произволу одной страны или группы стран в международных отношениях. Разумное реформирование Организации Объединенных Наций могло бы способствовать более оперативному и результативному реагированию на международные кризисы и конфликты.