Универсальные международные экономические организации. Универсальные международные организации Универсальная организация
Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации. Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основных черты, определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенции и решений. Среди международных организаций можно выделить: 1. межправительственные организации (МПО - есть стабильные объединения государств, основанные на международных договорах, обладающие определенной согласованной компетенцией и постоянными органами), 2.неправительственные организации (НПО - нетерриториальные образования, ибо их члены не являются суверенными государствами.) МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная Организация Труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической и социальной областях. Типологии Межправительственных организаций: Универсальные (ООН), Региональные (ОБСЕ), Межрегиональные (Организация Исламская Конферениция), Функциональные (Всемирный Почтовый Союз), Общецелевые (ООН), Экономические (ЕАСТ), Финансовые (ВТО, Всемирный Банк), Научные (Эврика), Комплексные.
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них.Число международных организаций постоянно растёт.Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений.Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определённые особенности и специфику.Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединённых Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов
Еще по теме проекты универсальной организации мира и международного сотрудничества:
- Шпаргалки. Универсальные Международные Организации, 2011
Классической международной межправительственной организацией универсального типа является Организация Объединенных Наций. С ООН связано соглашениями более 130 специальных организаций, действующих для решения конкретных вопросов. Это различные программы, фонды и специализированные учреждения, имеющие собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения являются независимыми международными организациями, финансируемыми как за счет добровольных, так и обязательных взносов .
Попытки формирования глобальной международной организации предпринимались и раньше, после Первой мировой войны, реализуясь в основании Лиги Наций - предшественницы ООН. Однако именно Вторая мировая война поставила вопрос о совместном решении проблем мира и безопасности еще более жестко, впервые в истории способствуя созданию действительно универсальной международной организации с ведущей ролью стран-победительниц. Решение о создании ООН было окончательно принято союзниками по антигитлеровской коалиции в 1945 г., когда стал понятен исход Второй мировой войны. Однако уже в августе 1941 г. Президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер- министр Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии У. Черчилль подписали Атлантическую хартию, обозначившую направления международного сотрудничества с целью поддержания международного мира и безопасности. Впоследствии всеобщее следование идее глобальной международной организации многократно подтверждалось в совместных декларациях союзнических государств. В январе 1942 г. было впервые использовано предложенное Ф. Д. Рузвельтом словосочетание “объединенные нации", представителями 26 союзных государств подписана Декларация Объединенных Наций в поддержку Атлантической хартии. В октябре 1943 г. на Московской конференции, в декабре 1943 г. на Тегеранской конференции, в сентябре - октябре 1944 г. на конференции в Вашингтоне, а в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции США, Соединенное Королевство, СССР и другие страны неоднократно подтверждали готовность к созданию ООН. Были разработаны цели и структура Организации. Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско в апреле, 24 октября 1945 г. был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и другими подписавшими его государствами и вступил в силу. С тех пор 24 октября ежегодно отмечается как День ООН .
В январе 1946 г. создаются основные действующие органы, формируется организационная структура ООН. Впервые созываются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, принимаются первые резолюции, назначается Генеральный секретарь, принимается Всеобщая декларация прав человека. В Уставе ООН сформулирована миссия этой международной организации - для чего она создается, какие цели и функции реализует в своей деятельности: “Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями; сотрудничать в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека; быть центром для согласования действий наций” . Выражение миссии предполагало наиболее общие формулировки, отражающие направленность и предназначение создаваемой международной организации. Конкретизация миссии была осуществлена в главах Устава, посвященных целям и принципам ООН, провозгласивших “суверенное равенство” “миролюбивых государств” - членов ООН и “решение международных споров только мирными средствами”. Конечно, декларируемые цели впоследствии были неоднократно нарушены различными странами - членами ООН, на протяжении второй половины XX и XXI вв. неоднократно прибегавшими далеко не к мирным средствам разрешения споров и осуществлявшими бомбардировки других стран без мандата ООН. Однако с самого начала своей деятельности именно ООН выступала главным наднациональным арбитром, устанавливавшим правила международного взаимодействия и способствовавшим урегулированию международных конфликтов.
Согласно Уставу, шестью главными действующими органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат . Генеральная Ассамблея действует на сессионной основе, состоит из представителей всех государств- членов, проводит очередные сессии один раз в год. Также предусмотрена возможность созыва Генеральным секретарем специальных сессий Генеральной Ассамблеи по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи каждое государство - член ООН имеет один голос и может быть представлено в составе не более пяти делегатов и пяти заместителей. В настоящее время членами ООН являются 193 государства (14 июля 2011 г. 193-м государством, вошедшим в число членов ООН, стала Республика Южный Судан).
Работа сессий Генеральной Ассамблеи осуществляется в рамках шести комитетов, в которые могут входить делегаты из различных стран - членов ООН. Первый комитет занимается политическими вопросами, проблемами безопасности и разоружения, Второй комитет - экономическими и финансовыми вопросами, Третий комитет - социальными, гуманитарными и культурными вопросами, Четвертый комитет - вопросами международной опеки и территорий, Пятый комитет - административными и бюджетными вопросами, Шестой комитет - правовыми вопросами. Помимо комитетов, Генеральной Ассамблеей могут формироваться отдельные вспомогательные комиссии и конференции, например Комиссия по правам человека при Экономическом и социальном совете, экономические комиссии, Комиссия по международному праву, Комиссия по проблемам разоружения, Конференция ООН по торговле и развитию. В системе ООН комиссии и конференции выполняют функции координационных центров, обеспечивающих работу по соответствующим направлениям и проблемам развития. На основе исследований проблем по ключевым направлениям международного сотрудничества Гене- ральная Ассамблея представляет странам - членам ООН обоснованные рекомендации.
Установленный порядок предполагает принятие решений по вопросам поддержания мира и безопасности Советом Безопасности, состоящим из 15 членов. В соответствии с Уставом, именно на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24). Все члены ООН соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их (ст. 25). В то время как другие органы ООН выносят рекомендации государствам-членам, только Совет Безопасности (СБ) обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу . В настоящее время, как и ранее, со времени основания ООН, в число постоянных членов СБ ООН входят Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция. Каждый из десяти непостоянных членов СБ ООН избирается сроком на два года (пять непостоянных членов ежегодно). Сегодня в их число входят Ангола, Венесуэла (Боливарианская Республика), Египет, Испания, Малайзия, Новая Зеландия, Сенегал, Украина, Уругвай и Япония . Избрание непостоянных членов СБ ООН осуществляется по географическому принципу: пять непостоянных членов избираются от государств Азии и Африки, два - от государств Латинской Америки, два - от государств Западной Европы и других государств, и один - от государств Восточной Европы. Совет Безопасности выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного суда .
Именно Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, дает рекомендации или принимает решение о том, какие меры следует предпринять (ст. 39 Устава ООН). Он призывает стороны урегулировать спор мирным путем и рекомендует методы или условия урегулирования (ст. 33 Устава ООН). В своей практической деятельности для поддержания мира и безопасности СБ ООН нередко прибегает к санкциям, в том числе санкционирует военные операции против государств-нарушителей, введение миротворческих формирований в зоны конфликта, организацию постконфликтного урегулирования, введение международной администрации в зонах конфликта. Для этого государства-члены предоставляют в распоряжение СБ ООН “по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода” (ст. 43 Устава ООН).
Чтобы иметь возможность совместных международных принудительных действий, члены Организации Объединенных Наций поддерживают в состоянии немедленной готовности контингенты национальных военно-воздушных сил. Численность и степень готовности этих контингентов и планы их совместных действий определяются Советом Безопасности с помощью Военно-штабного комитета (ст. 45-46 Устава ООН). В случае спора между государствами именно Совет Безопасности заявляет требования о мирном урегулировании спора и рекомендует процедуры и способы мирного урегулирования. При нарушении мира и актах агрессии он принимает решение о квалификации деяний как агрессии, подписывает с государствами - членами ООН соглашения о предоставлении ими вооруженных сил, применяет сформированные вооруженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности.
Поддержание мира и обеспечение международной безопасности со стороны ООН и других международных организаций может осуществляться по нескольким направлениям. В этой связи следует упомянуть прежде всего концепцию превентивной (предупредительной) дипломатии, участники которой стремятся предупредить возникновение споров между сторонами, не допустить перерастания уже имеющихся споров в конфликты или ограничить масштаб конфликтов после их возникновения. Первоначально идея “превентивной дипломатии” была высказана в 1960 г. в период холодной войны на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи Генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Она состояла в том, чтобы предупреждать локальные конфликты или препятствовать их разрастанию вследствие вмешательства сверхдержав на той или иной стороне. С тех пор политика “превентивной дипломатии” многократно осуществлялась в различных странах. По завершении холодной войны концепция превентивной дипломатии была снова взята на вооружение после выступления Генерального секретаря ООН Б. Бутроса-Гали в 1992 г. В докладе перед Генеральной Ассамблеей превентивная дипломатия была определена как деятельность в целях предупреждения возникновения споров между сторонами, недопущения перерастания существующих споров в конфликты и ограничения масштабов конфликтов после их возникновения .
О необходимости “расширения арсенала превентивной дипломатии” говорил в докладе “Превентивная дипломатия: достижение результатов”, посвященном памяти бывшего Генерального секретаря ООН Д. Хаммаршельда Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 г. Превентивная дипломатия нередко оказывается одним из немногих путей сохранения мира, а следовательно, спасения жизней людей и предотвращения тяжких экономических последствий. Ведь в среднем издержки гражданской войны поглощают более чем 30-летний рост объема валового внутреннего продукта (ВВП) развивающейся страны. Кумулятивные издержки, связанные с наиболее жестокими и продолжительными гражданскими войнами, составляют десятки миллиардов долларов США, а процесс восстановления до первоначального уровня роста занимает в среднем 14 лет. Усилия же по предупреждению кризисов могут быть гораздо менее дорогостоящими . Генеральный секретарь ООН отметил, что, несмотря на серьезные проблемы, которые по-прежнему препятствуют достижению успеха в области превентивной дипломатии, коллективные усилия все же привели к тому, что число конфликтов малой интенсивности, начавшихся в период 2000-2009 гг., составило примерно половину от числа таких конфликтов, начавшихся в 90-е гг. прошлого столетия. За этот же период количество новых конфликтов высокой интенсивности (изначально таковых или переросших в таковые) также сократилось с 21 до 16*.
Идея превентивной дипломатии реализуется несколькими способами. Прежде всего для поддержания мира и приведения враждующих сторон к соглашению с помощью мирных средств осуществляются миротворческие операции. Они могут реализовываться посредством превентивного размещения в проблемных регионах миссий наблюдателей - военного, полицейского и гражданского персонала ООН. Созданные для реагирования на кризисные ситуации и значительно различающиеся в целях и масштабах деятельности политические миссии в проблемных регионах проводят различную работу, способствующую предотвращению потенциальных конфликтов. Их сотрудники участвуют в оказании добрых услуг, взаимодействуют с правительствами вовлеченных стран, помогают осуществлять мирные инициативы сторон потенциального конфликта. Значимым направлением предотвращения выступает “превентивное разоружение” - сбор и уничтожение оружия, находящегося в руках потенциальных участников различных сторон конфликта. Конечно, предотвращение конфликта и недопущение насилия являются некоторым идеальным вариантом. В случае если превентивных мер оказывается недостаточно или они предпринимаются слишком поздно, для прекращения столкновений и примирения требуются переговорный процесс, дипломатические усилия и посредничество. На всех стадиях конфликта важны политические действия и решения по устранению противоречий, лежащих в основе конфликта.
Урегулированию конфликтов между сторонами способствует применение многонациональных сил под командованием ООН - миротворчество. Не располагая постоянным международным во-
оружейным контингентом военного или полицейского характера, в своей деятельности ООН использует миротворческие силы, добровольно предоставляемые государствами-членами. Миротворческие операции позволяют создавать буферные зоны между воюющими сторонами и играют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня. Также они могут оказывать помощь в проведении выборов и в обезвреживании смертоносных наземных мин . Миротворческие операции проводятся силами ООН с 1948 г. Со времени Первой арабо-израильской войны на Ближнем Востоке действует миссия ООН для наблюдения за выполнением условий перемирия. Начиная с 1949 г. до настоящего времени группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане играет важную роль в установлении мира в Джамму и Кашмире.
Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН оснащены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН .
Прекращению военных конфликтов способствует активная миротворческая деятельность генеральных секретарей ООН, которые, согласно ст. 99 Устава ООН, уполномочены “доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности”. По просьбе Совета Безопасности Генеральный секретарь может назначать представителей, посредников, координаторов для оказания содействия Совету в урегулировании ситуаций, представляющих угрозу для международного мира и безопасности. Известны случаи, когда Совет Безопасности обращался к Генеральному секретарю с просьбой использовать механизм добрых услуг и принять непосредственное участие в решении того или иного вопроса . Яркими примерами содействия генеральных секретарей и их специальных посланников в поиске решений проблем являются прекращение войны между Ираном и Ираком и достижение соглашения о выводе советских войск из Афганистана в 1988 г. Недавними примерами длительного личного участия Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в миссии добрых услуг и переговорном процессе на Кипре (а до него других генеральных секретарей начиная с 1964 г.) служат многочисленные встречи с лидерами общин киприотов-греков и киприотов-турок на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности.
В регионах международных конфликтов действуют миссии специальных (личных) представителей, посланников и советников Генерального секретаря ООН. Так, в резолюции 1244 от 10 июня 1999 г. Совет Безопасности ООН уполномочил Генерального секретаря учредить международное гражданское присутствие в Косово - Специального представителя Генерального секретаря ООН и Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК). После вступления в силу 15 июня 2008 г. новой конституции задачи Миссии были существенно скорректированы в направлении содействия безопасности, стабильности и уважения прав человека. Согласно резолюции 1528 от 27 февраля 2004 г., Совет Безопасности постановил учредить Операцию Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ). После президентских выборов 2010 г. в Кот-д’Ивуаре и последовавшего за ними политического кризиса ОООНКИ во главе со Специальным представителем Генерального секретаря в Кот-д"Ивуаре продолжала проводиться в стране с целью защиты гражданского населения, содействия оказанию гуманитарной помощи, поддержки ивуарийского правительства в осуществлении программы разоружения, демобилизации и реинтеграции комбатантов, а также помощи в области прав человека. Резолюцией 1401 от 28 марта 2002 г. учреждена Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА) во главе со Специальным представителем и Главой Миссии Генерального секретаря по Афганистану . К сожалению, далеко не все миссии ООН были успешными. Так, в 1993 г. не достигла своих целей миссия ООН в Сомали. В 1994 г. миссия ООН оказалась недостаточной для предотвращения геноцида в Руанде. В 1999 г. действия миссии ООН также не смогли воспрепятствовать гражданской войне на Балканах.
После стабилизации ситуации или завершения конфликта, в том числе благодаря миротворчеству, становится возможным осуществление миростроительства как последовательности действий, направленных на предотвращение рецидивов столкновений между противоборствовавшими сторонами и постепенный переход к миру. В структуре ООН действуют Комиссия по миростроительству и Управление по поддержке миростроительства (УПМ). В состав Управления входят Секция поддержки Комиссии по миростроительству, Секция планирования политики и Секция финансирования в целях поддержки миростроительства. Управление также помогает поддерживать мир в пострадавших от конфликтов странах путем мобилизации международной поддержки усилий в области миростроительства, прилагаемых национальными сторонами, которые несут за них ответственность. Эта помощь включает в себя предоставление поддержки Комиссии по миростроительству в ее работе и мобилизацию усилий системы Организации Объединенных Наций от имени Генерально- го секретаря, а также (в партнерстве с внешними субъектами деятельности) разработку стратегий миростроительства, мобилизацию ресурсов и усиление международной координации. Надежной основой для этой поддержки является функция Управления как методического центра, располагающего информацией об извлеченных уроках и передовых методах миростроительства . Миростроительство осуществляется в виде поддержки органов власти и структур гражданского общества, заинтересованных в упрочении мира в регионе, в контроле над уничтожением оружия и содействии адаптации участников военных действий к мирной жизни. Миссии по миростроительству были развернуты ООН в 7 странах и субрегионах Азии и в 11 странах и субрегионах Африки. В настоящее время продолжают действовать политические миссии ООН в Афганистане и на Ближнем Востоке, Ираке, Ливане и Центральной Азии, в Бурунди, Гвинее-Бисау, Западной Африке, Ливии, Сомали, Сьерра-Леоне и Центрально-Африканской Республике (Миссия ООН по содействию Сомали была учреждена в 2013 г.).
За годы существования деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и безопасности неоднократно претерпевала изменения. В годы холодной войны каждая из сторон стремилась активно использовать ООН и право вето в Совете Безопасности для реализации своих интересов. В 1963 г. происходит увеличение числа членов Совета Безопасности с 11 до 15, вызванное необходимостью вовлечения развивающихся стран, освободившихся от колониальной зависимости, равно как и общего возрастания числа государств - членов ООН. В это же время были введены действующие до настоящего времени региональные квоты по избранию непостоянных членов Совета Безопасности для государств Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной Европы и Западной Европы.
По завершении холодной войны полномочия ООН еще более усиливаются вследствие расширения круга контролируемых вопросов в направлении санкционных, экономических и административных решений. Разрушение биполярной структуры мировой политики и экономики не могло не сказаться на деятельности ООН как универсальной организации, регулирующей международные отношения во всем мире. Следствием разрушения Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений для ООН стало стремление ряда стран к увеличению собственного представительства в ООН и ее руководящих органах. Оно особенно проявилось в призывах к реформированию ООН и критике института постоянного членства в Совете Безопасности со стороны различных стран с целью их собственного вхождения в число постоянных членов. Также существуют проблемы лоббирования и лучшего финансирования миротворческих операций, более “выгодных” с точки зрения политических интересов ряда стран во главе с США.
В 1979 г. проблема представительства государств в Совете Безопасности и возможности его расширения была вынесена на рассмотрение 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1993 г. в ходе 48-й сессии была принята резолюция Генеральной Ассамблеи “Об учреждении Рабочей группы открытого состава для рассмотрения всех аспектов вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности и других вопросов, касающихся Совета Безопасности”. В данной резолюции шла речь о повышении эффективности и географической представленности регионов в Совете Безопасности, но не было определено, какими методами и в каких формах следует осуществлять реформирование .
Идея расширения численного состава Совета Безопасности широко дискутируется на различных уровнях и в различных странах. Еще до окончания холодной войны со стороны США звучали призывы к включению в Совет Безопасности Германии и Японии. Сегодня США выступают “мягким противником” предоставления ФРГ места постоянного члена Совета Безопасности ООН из-за опасений по поводу собственного исключительного влияния. Современный проект США предполагает увеличение состава Совета Безопасности ООН на два постоянных и два или три непостоянных члена. В американской политической элите нередко раздаются голоса о “завершении исторической миссии” и “ненужности” ООН, о необходимости создания новой универсальной международной организации “на демократических началах”, т. е. без включения не только в состав руководящего органа по безопасности, но и в число государств-членов России и Китая. Подобные идеи отражают стремление к усилению собственной власти, вседозволенности и неподконтрольности любым формам надзора со стороны международного сообщества и каким бы то ни было международным мандатам.
Наибольший прогресс в отношении реформирования ООН был достигнут к 2005 г., когда Генеральный секретарь Кофи Аннан выступил с докладом “При большей свободе”, содержащим предложения по поводу реформирования ООН. В докладе были представлены два варианта преобразования Совета Безопасности: иметь шесть новых постоянных членов плюс четыре новых непостоянных члена без права вето или же вариант нового порядка избрания состава Совета Безопасности без расширения числа постоянных членов. В том же году с идеями нового порядка формирования Совета Безопасности выступили Германия, Япония, Бразилия, Индия, предложив увеличить число постоянных членов до 11, а непостоянных до 14. В то же время африканские государства Гана, Нигерия, Сенегал и ЮАР, акцентируя внимание на том, что страны континента не представлены среди постоянных членов Совета Безопасности, как на ранних этапах существования ООН и в самой этой международной организации, предложили расширить состав постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности до 26. Согласно их общему мнению, это могло быть сделано в том числе за счет присутствия двух африканских стран в числе постоянных и двух - среди непостоянных членов. Напротив, Италия, Китай, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Пакистан и другие региональные державы выступили против создания новых постоянных мест в Совете Безопасности ООН (в том числе против вхождения Германии), зато предложили расширить состав Совета Безопасности до 25 членов за счет увеличения числа непостоянных членов на десять стран.
Поддерживая идею реформирования ООН с целью большего вовлечения в ее руководящие структуры, прежде всего Совет Безопасности, представителей различных развитых и развивающихся стран, Российская Федерация не раз призывала к достижению “широкого согласия” по данному вопросу. По мнению министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, “для реформы Совета Безопасности ООН необходим компромисс между двумя пока непримиримыми подходами к категориям расширения... Одна группа стран абсолютно настаивает на том, чтобы были созданы новые постоянные места, а вторая - считает, что категорически нельзя допускать создания новых постоянных мест и что нужно искать решение через расширение количества непостоянных членов” . Сложная структура и взаимоисключающие интересы государств - членов ООН как крупнейшей международной организации обусловливают необходимость длительного поиска консенсусов и компромиссов. Несмотря на проблемы и разногласия, миротворческая деятельность ООН для большинства государств-членов по-прежнему является не только наивысшей ценностью, но и альтернативой произволу одной страны или группы стран в международных отношениях. Разумное реформирование Организации Объединенных Наций могло бы способствовать более оперативному и результативному реагированию на международные кризисы и конфликты.
Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы и упрощают работу на мировом рынке.
Глобализация экономики и появление новых отраслей увеличивает количество международных соглашений и особенностей сотрудничества между странами. Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы, чтобы сделать работу на мировом рынке более простой и выгодной.
Количество и состав МЭО меняется в зависимости от политической ситуации, особенностей развития глобального рынка и целей сотрудничества в организации. Например, ООН была создана для поддержания мира по окончании Второй мировой войны, однако со временем полномочия организации значительно расширились. В организационную структуру добавились десятки специализированных МЭО, работающих под эгидой ООН.
Разновидности МЭО
В зависимости от спектра решаемых задач, такие объединения государств разделяются на универсальные и специализированные.- Специализированные регулируют отдельные направления международной деятельности: торговлю (ВТО, ЮНКТАД), валютные отношения (МВФ, ЕБРР), экспорт сырья и материалов (ОПЕК, МССТ), сельское хозяйство (ФАО).
- Универсальные организации — крупные объединения, которые способствуют развитию международных отношений в целом, упрощают доступ на мировой рынок. Например, ОЭСР — Организация экономического развития и сотрудничества.
- Межгосударственные оформлены договорами, заключенными между несколькими странами (или их объединениями) для решения установленного списка задач. Например, система ООН включает десятки специализированных международных организаций, которые выпускают законодательные нормы для государств-участников.
- Неправительственные организации — объединения стран, не предполагающие заключение соглашений между властными структурами. Такой вид МЭО преследует гуманитарные цели (Комитет Красного Креста), расследует нарушения прав человека (Комитет по надзору в сфере прав человека), борется с цезурой (комитет Репортеры без границ), сохраняет культурное наследие (комитет Мемориал).
Функции МЭО
Все международные организации создаются для формирования единого мирового рынка, адаптированного к национальным законодательствам и их особенностям. Субъектами (участниками) МЭО могут быть отдельные государства или их объединения, а объектами (предметами сотрудничества) таких организаций становятся экономические отношения.В зависимости от правового статуса и перечня решаемых задач, выделяют пять основных функций МЭО.
- Решение задач, актуальных для всех стран мира: борьба с голодом, эпидемиями, бедностью, безработицей, обеспечение стабильного экономического развития. Такие вопросы решает ООН и ее специализированные организации, группа Всемирного банка, Евразийский экономический союз.
- Решение экономических, правовых и социальных проблем, актуальных для данного региона. Например, Европейский банк реконструкции и развития финансирует структурные изменения в экономике стран Центральной и Восточной Европы.
- Создание комфортных условий для ведения бизнеса в отдельном сегменте рынка. Такие организации объединяют несколько стран, выпускающих одну группу товаров для мирового рынка. Например, ОПЕК — объединение государств-экспортеров нефти, которая координирует продажи сырья, контролирует уровень цен на рынке.
- Неформальные и полуформальные группировки, которые созданы несколькими странами для решения узких проблем. Например, Парижский клуб кредиторов — финансовый союз лидирующих экономик для урегулирования выплаты долгов отдельных государств.
ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между странами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. На конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г. Число государств - членов ООН составляет 191.
Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. Основные сферы деятельности ООН на сегодняшний день в области содействия экономическому развитию:
- - Сокращение масштабов нищеты в сельских районах развивающихся стран;
- - Оказание помощи палестинским беженцам;
- - Сосредоточение внимания на развитии в Африке;
- - Поощрение благополучия женщин;
- - Создание базовых условий для предпринимательской деятельности;
- - Поддержка промышленности в развивающихся странах;
- - Борьба с голодом;
- - Улучшение глобальных торговых отношений;
- - Поощрение экономических реформ;
- - Совершенствование воздушных и морских пассажирских перевозок;
- - Мобилизация мирового сообщества на решительные действия в поддержку детей;
- - Превращение трущоб в благоустроенные жилые районы;
- - Улучшение почтового обслуживания во всем мире;
- - Внедрение усовершенствованных методов ведения сельского хозяйства и снижение издержек;
- - Совершенствование глобальной электросвязи.
В составе ООН работает 16 специализированных учреждений ООН-это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Статья 57 Устава ООН перечисляет из основные черты:
- - межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;
- - широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;
- - осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
- - связь с ООН.
Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 году на Парижской мирной конференции. Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 ноября 1966 года. ЮНИДО оказывает техническую помощь развивающимся странам, в частности путем содействия развитию промышленности в форме экспертного обслуживания, поставок оборудования, профессиональной подготовки сотрудников. Организация ведет исследовательскую деятельность, устраивает семинары и конференции. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) создана в 1945 году в Квебеке. Организация ставит целью улучшение питания и повышение уровня жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства и др.
Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) учрежден в 1976 году на конференции ООН. Целями Фонда являются оказание всесторонней помощи в развитии сельского хозяйства развивающимся странам.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) учреждена в 1944 году на конференции в Чикаго. ИКАО создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов. Международная морская организация (ИМО) учреждена в 1948 году на Женевской конференции по вопросам мореходства. Создана в целях содействия международному сотрудничеству в области морских перевозок и морской торговли. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана резолюцией Генеральной Ассамблеи от 30 декабря 1964 года. Главные задачи ЮНКТАД - содействие международной торговле, особенно развивающихся стран, в целях ускорения их экономического развития, разработка принципов и политического курса содействия международной торговле, поддержка мер, нацеленных на создание многосторонних торговых соглашений, деятельность в качестве координационного центра торговли и политики развития для отдельных государств и региональных экономических групп. Программа развития ООН (ПРООН) создана на основании резолюции Генеральной Ассамблеи от 22 ноября 1965 года путем объединения Расширенной программы технической помощи ООН и Специального фонда.
К универсальным международным экономическим организациям относятся:
1) Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС). Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений. В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:
· Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
· Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
· Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
· Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.
ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года.
2) Всемирная торговая организация (ВТО). 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация, ВТО (World Trade Organization, WTO), учитывающая нормы действовавшего до 1994 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем: обеспечения полной занятости; роста производства и торгового обмена товарами и услугами; оптимального использования источников сырья в целях обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды. ВТО имеет следующую структуру:
1. Конференция министров (раз в два года).
2. Всеобщий совет: Комитет по урегулированию разногласий, Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).
3. Вспомогательные органы: Совет по услугам, Совет по товарам, Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность; Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным вопросам. Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Например, допускается принятие следующих мер: административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям; административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности, нарушение равновесия
платежного баланса и др.); пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров; добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран - экспортеров и импортеров; ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).
3) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
Создана в 1948 под названием Организа́ция европе́йского экономи́ческого сотру́дничества (англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.
В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств - членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП. Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.
4) Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – межправительственный форум, объединяющий около 20 государств региона и формально имеющий консультативный статус. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. В состав рабочих органов, занимающихся экономическими вопросами, входят:
Комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам;
Экономический комитет и рабочие группы: по содействию торговле; по инвестициям; по научным разработкам в промышленности и технологиям; по телекоммуникациям; по транспорту; по энергетическому сотрудничеству; по торговой и инвестиционной статистике; по сохранению морских ресурсов; по рыболовству; по туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству;
5) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South-East Asian Nations, ASEAN) была подписана 8 августа 1967 г. в Бангкоке представителями Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Ее членами являются: Вьетнам (1995 г.), Бруней (1984 г.), Индонезия, Камбоджа (1999 г.), Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Секретариат АСЕАН был образован в 1976 г. и находится в Джакарте. Основные цели АСЕАН на основе Бангкокской декларации : содействие экономическому, социальному и культурному развитию посредством сотрудничества стран региона; обеспечение экономической и политической стабильности в регионе; разрешение внутрирегиональных проблем.
6) Европейская экономическая комиссия ООН. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) - региональная организация Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС).
Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН) была создана в 1947 г. для содействия развитию экономического сотрудничества между странами-членами этой комиссии. Является одной из пяти региональных комиссий Организации Экономического и Социального Развития ООН (ЭКОСОС). Организация насчитывает 56 государств-членов. Наряду с европейскими странами в состав организации входят Соединённые Штаты Америки, Канада, Турция, Израиль, бывшие советские республики Средней Азии. Штаб-квартира ЕЭК ООН находится в Женеве, Швейцария. Годовой бюджет составляет около 50 млн. долларов США.
7) Международная торговая палата. Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, ICC) - всемирная предпринимательская организация, основными задачами которой являются выработка рекомендаций по экономической политике и практике на основе правил торговли и инвестирования, а также разработка стандартов коммерческой деятельности.
МТП создана в 1919 г. Членами МТП являются национальные комитеты и группы более чем из 60 стран. В 75 странах, где такие комитеты или группы не созданы, экономические субъекты (фирмы) осуществляют прямое членство в МТП. Местонахождение - Париж (Франция). Основными целями МТП являются:
Представлять торговлю, промышленность, финансы, транспорт, страхование и в целом все сектора международного предпринимательства;
Обобщать позиции отдельных лиц, фирм, корпораций и организаций, участвующих в международной торговле и родственной предпринимательской деятельности, и доводить их до соответствующих межправительственных учреждений и национальных правительств через национальные комитеты, группы и непосредственных членов;
Разрабатывать эффективные и последовательные меры в экономической и юридической областях в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
Предоставлять практические и экспертные услуги международному сообществу предпринимателей;
Поощрять эффективное сотрудничество между предпринимателями и их организациями в пределах их собственных стран.
8) Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ЮНИДО (англ. UNIDO - United Nations Industrial Development Organization) - является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощьразвивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. ЮНИДО была создана в 1966 году, а специализированным учреждением Организации Объединённых Наций стала в 1985 году. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие, в сотрудничестве со 174 государствами-членами, промышленному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 34 страновых и региональных отделений, 19 отделений по содействию инвестированию и передаче технологии и 9 технологических центров.
9) Организация Черноморского экономического сотрудничества. Организация черноморского экономического сотрудничества - межправительственная организация, объединяющая 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. ОЧЭС основана 1 мая 1999 на базе Договора о черноморском экономическом сотрудничестве от 25 июня 1992. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле.