Умер николай щукин. Николай Щукин: советский певец Гавайских островов, которому на войне оторвало ногу
Николай Николаевич Щукин - один из кумиров советской эстрады 50-60-х годов, блестящий исполнитель отечественных и зарубежных песен, певец с удивительным тембром голоса. Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в г. Армавир. Воспитывался в детском доме. В 1939 году - трубач кавалерийского полка. Во время войны служил в разведке, был тяжело ранен, потерял ногу. В 1945 году Николай поступил в Московскую музыкальную консерваторию, но вскоре понял, что оперный певец из него не получится и через год ушёл на эстраду. Профессиональные выступления на сцене начал с 1946-го года. В начале своего творческого пути работал в различных заштатных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кино...
Николай Николаевич Щукин - один из кумиров советской эстрады 50-60-х годов, блестящий исполнитель отечественных и зарубежных песен, певец с удивительным тембром голоса. Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в г. Армавир. Воспитывался в детском доме. В 1939 году - трубач кавалерийского полка. Во время войны служил в разведке, был тяжело ранен, потерял ногу. В 1945 году Николай поступил в Московскую музыкальную консерваторию, но вскоре понял, что оперный певец из него не получится и через год ушёл на эстраду. Профессиональные выступления на сцене начал с 1946-го года. В начале своего творческого пути работал в различных заштатных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кинотеатрах и ресторанах. С конца 40-х Николай Щукин, под сценическим псевдонимом Ника Стефан, выступал с популярным на Северном Кавказе ростовским джаз-биг-бэндом п/у И.Стельмана. Широкий успех пришел к артисту в середине 50-х. На советской эстраде, после десятилетий запретов, вновь зазвучали иностранные песни. Самым первым и наиболее знаменитым шлягером Николая Щукина стала лирическая песня - "Вернись", разошедшаяся на пластинках гигантскими тиражами. По воспоминаниям очевидцев, он исполнял шлягеры так, как никто в мире их не пел. Иногда Николай Щукин выходил на сцену в шикарном смокинге (одевался и выглядел он всегда блестяще), подтянутый, сверкающий "голливудской" улыбкой, с бриолином, по тем временам это было чрезвычайно модно. Лирический и эффектный образ певца Николая Щукина, в начале своего творчества не исполнявшего советских патриотических песен, не устраивал культурных "деятелей" от власти. Шибко ретивые чиновники из Министерства Культуры пренебрежительно называли его "рафинированным, салонным и про-западным", и не слишком стремились поддерживать певца в его творческой карьере, несмотря на большую популярность у слушателей. С 1959 года Николай Щукин стал солистом Укрконцерта. Выступал в Киеве со знаменитым и лучшим эстрадно-джазовым биг-бэндом страны конца 60-х, оркестром х/рук. и дирижера В.Людвиковского (оркестр созданный Леонидом Утёсовым). С 1969 года Николай Щукин - солист Москонцерта. В Москве работал с известным оркестром Гостелерадио п/у Г.Гараняна, с эстрадно-джазовым ансамблем "Кругозор" п/у В.Купревича и другими коллективами. Записывался на пластинки. До 1970-го года в основном исполнял популярные сезонные шлягеры и лирические песни известных советских и зарубежных композиторов. В составе групп советских артистов неоднократно гастролировал за рубежом. В последние годы жизни певец с успехом выступал в концертах с репертуаром военных лет, в которых нашла отражение его собственная биография. Участвовал в памятных телепередачах посвященных ветеранам войны. С 1984 года Николай Щукин - Заслуженный артист РСФСР. Позднее, в 90-ые получил звание Народного артиста СССР. Ушёл из жизни 25 июля 1999 года. Нас всё меньше и меньше, А ведь было нас много... Николай Николаевич Щукин - это имя было дано ему не от рождения, потому что воспитывался он в детском доме. Возможно люди, которые принесли маленького смуглого мальчика с копной жёстких, как воронье крыло, волос, в детский дом, знали его настоящее имя. Но записан он был как Коля Щукин, горько плакавший, когда с него снимали красивый матросский костюмчик, и надевали серую униформу, в которую были одеты все детдомовские ребятишки. Имя Николая Щукина было овеяно легендами. Сам о себе Николай Николаевич рассказывал, что он был сыном полка, во время войны ранен, потерял ногу, награждён двумя орденами «Славы»... Я его узнала именно таким. Но были и другие версии его жизни. В самые первые послевоенные годы на улицах Ростова среди полной разрухи, телогреек и шинелей можно было встретить человека, который приводил в изумление весь город. В кремовом костюме в полосочку, в канотье, он шагал слегка прихрамывая по главной улице Энгельса, а за ним - толпы зевак. Это был новый солист ростовского джаза, и звали его Ника Стефан. Причём объявляли его в концерте, как певца с Гавайских островов! Ника Стефан исполнял в основном лирические песни на непонятных для всех языках. На русском, но с большим акцентом, он исполнял только песню о Ростове.На самом же деле это был Николай Щукин, выступавший под псевдонимом "Ника Стефан". Придумал ему этот образ руководитель ростовского джазового оркестра трубач Иосиф Стельман, и молодой певец с успехом эксплуатировал свой псевдоним несколько лет. Даже в жизни Нике Стефану было запрещено разговаривать без акцента. Но мне кажется, что он охотно исполнял эту роль, ибо вспоминал об этом периоде всегда с удовольствием! После Ростова Ника Стефан долгое время работал в Киеве и пользовался оглушительным успехом. На его концерт невозможно было попасть. На одном юбилее Щукина Иосиф Кобзон рассказывал, что, будучи ещё мальчишкой, он пытался попасть на его концерт, но безуспешно: конная милиция, толпы поклонниц, горы цветов и ни одного лишнего билетика. Всё это было связано с именем - Ника Стефан. А его главный шлягер «Вечер, шумит у ног...
Автор - Domenika_Live . Это цитата этого сообщения
"Мне бесконечно жаль…" Николай Щукин: советский певец Гавайских острововНиколай Щукин. Имя этого артиста памятно, прежде всего, старшим поколениям. Он был безумно популярен в первое послевоенное десятилетие, когда советское телевидение ещё только начинало появляться, и телевизоры были далеко не у всех.
Однако концерты этого певца проходили с неизменными аншлагами. В 1950-е годы он выступал под именем Ника Стефан и остался «в памяти народной» как первый исполнитель песни «Здравствуй, чужая милая» и роскошного танго «Вернись».
Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в Армавире. Однако, каким было его настоящее имя и кто были его родители, не известно.
Мальчика нашли на улице и определили в детский дом. Там ему дали и имя, и фамилию, и отчество - Николай Николаевич Щукин. Поэтому и настоящая дата рождения в связи с этим вызывает подозрение.
В детском доме - со всеми его плюсами и минусами - он пробыл, пока ему не исполнилось 15 лет. А в 39 году Коля стал «сыном полка» - его приняли в кавалерийский полк, научили играть на трубе. Так что, по большому счету, будучи подростком, Николай Щукин уже стал музыкантом - горнистом в кавалерии. Совсем как в легендарном фильме «Неуловимые мстители».
В 1941 с началом войны Николай Щукин оказался на фронте, на передовой. В 17 лет он уже служил в разведке - до 1944 года, пока не получил тяжелое ранение. Настолько тяжелое, что из госпиталя он выписался без ноги - её ампутировали.
Но у боевого старшины, кавалера двух орденов «Славы» Николая Николаевича Щукина хватило сил и мужества сопротивляться судьбе.
Он не хотел быть инвалидом и в 1945 году поступает в Московскую музыкальную консерваторию на вокальное отделение.
Однако Щукин быстро понял, что оперного певца из него не получится.
Он бросает консерваторию и уходит на эстраду.
С профессиональной эстрадной сцены голос Николая Щукина зазвучал с 1946-го года.
В начале своего творческого пути Николай Щукин работал в разных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кинотеатрах и ресторанах - колесил по стране в поисках, как говорится, лучшей доли.
Думается, неспроста в конце 40-х он оказался в Ростове-на-Дону. Этот город в послевоенное время стал своеобразной меккой советского джаза. Может быть, потому что туда всем составом из Харбина приехал оркестр Олега Лундстрема?
Во всяком случае, в каждом уважающем себя заведении Ростова - при летних кафе, домах культуры, учебных заведениях - был свой небольшой биг-бенд, играющий приджазованные эстрадные мелодии.
В одном из таких джазовых оркестров по управлением трубача Иосифа Стельмана был солистом и Николай Щукин. Именно И. Стельман придумал Щукину сценический псевдоним Ника Стефан. Стельман же предложил и стиль, не в последнюю очередь благодаря которому певец стал необычайно популярен.
Конец сороковых-начало пятидесятых - это время повального увлечения латиноамериканскими ритмами. Европеизированные ритмы танго и босса-новы звучали буквально отовсюду.
А Н.Щукина представляли на эстраде так: «певец Гавайских островов Ника Стефан». И он выходил на сцену в безупречном кремовом и полосочку костюме с набриалиненными волосами и задушевно пел с едва уловимым акцентом популярные мелодии на непонятных для большинства языках. Своеобразный эпатаж заморского денди Николай Щукин поддерживал и в быту.
По улицам Ростова-на-Дону он ходил в том же элегантном костюме, неизменно притягивая внимание прохожих. И даже специально говорил с акцентом - будто иностранец.
Позже Николай Николаевич рассказывал друзьям такой эпизод. Как-то он приехал в Ростов, и в единственной гостинице «Деловой Двор» не оказалось ни одного свободного номера. Его попросили одну ночь переночевать в общем номере.
Ника Стефан основательно поужинал в ресторане, зашёл в общий номер, разделся и уснул мертвецким сном. Когда проснулся, оказалось, что нет ни чемодана, ни костюма...
Широкий успех пришел к Николаю Щукину в середине 50-х. На советской эстраде, после десятилетий запретов, вновь зазвучали иностранные песни. По воспоминаниям очевидцев, он исполнял шлягеры так, как никто в мире их не пел.
Иногда Николай Щукин выходил на сцену в шикарном смокинге (одевался и выглядел он всегда блестяще), подтянутый, сверкающий "голливудской" улыбкой. Этот же образ Щукин сохранил и будучи солистом Укрконцерта.
Лирический и эффектный образ Николая Щукина остался в памяти старшего поколения на всю жизнь…
Вспоминает Ирина Гвоздева Гин, в книге мемуаров "Друзья по счастью" (2007).
«В Москонцерте мы некоторое время работали с одним инструментальным ансамблем.
Ника Стефан тогда уже был Николаем Николаевичем Щукиным, ветераном, и пел песни не только о любви, но и о войне. Мы с ним очень дружили, выступали в одних концертах и в нашей стране, и за рубежом.
Однажды, помню, мы выступали в каком-то холодном клубе. Решили согреться чаем. Но в этом клубе даже в гримёрках не было розеток, и я пристроилась со своим кипятильником за кулисами, рядом со сценой. Когда вода закипела, пар начал валить на сцену. Николай Николаевич боковым зрением заметил это, решил, наверное, что это пожар, и забыл слова песни; спел: «Мне бесконечно...» и, повернувшись к кулисам, спросил меня: «— Рыбонька, а что дальше?...». Я от неожиданного вопроса онемела. И тут зрители дружно подсказали: «жаль...». «— Конечно, конечно!» — обрадовался Николай Николаевич:
Мне бесконечно жаль
Моих не сбывшихся мечтаний.
И только боль воспоминаний...
Гнетёт меня.
Из Ростова в Киев он перебрался в 1959-ом и выступал со знаменитым оркестром Людвиковского. Этот коллектив создал в свое время Л.Утёсов, и он считался лучшим эстрадно-джазовым биг-бэндом Советского Союза в 1960-х годах.
Позже на одном из юбилеев Н.Щукина Иосиф Кобзон рассказывал, что, будучи ещё мальчишкой, он пытался в Киеве попасть на его концерт, но безуспешно: конная милиция, толпы поклонниц, горы цветов и ни одного лишнего билетика. Всё это было связано с именем — Ника Стефан.
А его главный шлягер «Вечер, шумит у ног морской прибой...» ("Вернись") распевали буквально все.
Вернись, тебя любовь зовёт, вернись.
Ты вспомни, как сердечно
Мы в чистой и вечной
Любви клялись.
Вернись, я вновь и вновь зову, вернись,
Одно твоё лишь слово
Вернёт нам снова
Любовь и жизнь!
В Киевской филармонии Николай Щукин проработал десять лет. К этому периоду относится исполнение Никой Стефаном еще одного шлягера, который, как говорится, ушел в народ. Да настолько глубоко, что потом его исполнял еще Аркадий Северный, а в наше время эта песня звучит в исполнении Александра Солодухи. Речь идет о песне «Здравствуй, чужая милая».
Правда вариант 50-х годов и сегодняшний, естественно, различаются. И не только в аранжировке и ритмах. К стихам Леонида Татаренко в пятидесятые годы музыку написал украинский композитор Анатолий Горчинкий. Песня даже была записана на пластинку, а потом прочно вошла в репертуар Николая Щукина.
По воспоминаниям очевидцев, впервые на широкой публике он исполнил её на одном из концертов во Львове в 1959 году. Рассказывают, что зрители просили его исполнить "Чужую милую" четыре раза "на бис"…
Сегодня музыкальные критики утверждают, что белорусский композитор Эдуард Ханок все-таки слышал в свое время эту песню. Однако это не помешало ему в семидесятые написать свой вариант мелодии на стихи Л. Татаренко.
Свою песню Ханок даже предлагал Валерию Ободзинскому, который по каким-то причинам отказался тогда включить её в свой репертуар.
Имя исполнителя русских, цыганских, французских песен и романсов Александра Зелькина известно сегодня, к сожалению, немногим. Его благородный баритон покорял слушателей в США и Канаде, Франции, Израиле и многих других странах в 1960-1980-е годы. Одной из самых знаменитых стала пластинка «Русские фольклорные песни», где интерпретации «Бубличков», «Чубчика кучерявого», «Песни старого извозчика», «Подмосковных вечеров» можно разве что сравнить с великими предшественниками Саши, вроде Миши Эпельбаума, Леонида Утёсова или Алёши Димитриевича.
Памяти Вилли Ивановича Токарева
Вольф Мессинг в Казани
Скоро исполнится 120 лет со дня рождения Вольфа МЕССИНГА, одного из самых загадочных людей прошлого века. Продолжая серию публикаций о выдающихся личностях в истории, рассказываем о днях пребывания Вольфа Григорьевича в Татарстане – через собранные воспоминания свидетелей и участников выступлений и встреч со знаменитым парапсихологом.
Вольфа Мессинга называют человеком-загадкой ХХ века. Он обладал даром предвидения, читал чужие мысли, используя данные ему большие возможности на благо людям. Подарил фронту два самолета, за что получил телеграмму от Сталина следующего содержания: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Вольф Мессинг, за вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин». Интересно, о каком желании шла речь? Возможно, получить разрешение выступать с концертами по стране.....
Читайте на Шансон - Портале.
«Нас всё меньше и меньше,
А ведь было нас много…»
Певец с Гавайских островов
(Николай Щукин)
Николай Николаевич Щукин. Это имя не было дано ему от рождения, потому что воспитывался он в детском доме.
Возможно люди, которые принесли маленького смуглого мальчика с копной жёстких, как воронье крыло волос, в детский дом, знали его настоящее имя. Но записан он был как Коля Щукин, горько плакавший, когда с него снимали красивый матросский костюмчик, и надевали серую униформу, в которую были одеты все детдомовские ребятишки.
Имя Николая Щукина было овеяно легендами.
Сам о себе Николай Николаевич рассказывал, что он был сыном полка, во время войны ранен, потерял ногу, награждён двумя орденами «Славы»… Я его узнала именно таким.
Но были и другие версии его жизни.
В самые первые послевоенные годы на улицах Ростова среди полной разрухи, телогреек и шинелей можно было встретить человека, который приводил в изумление весь город. В кремовом костюме в полосочку, в канотье, он шагал слегка прихрамывая по главной улице Энгельса, а за ним - толпы зевак. Это был новый солист ростовского джаза, и звали его Ника Стефан. Причём, объявляли его в концерте, как певца с Гавайских островов!
Ника Стефан исполнял в основном лирические песни на непонятных для всех языках. На русском, но с большим акцентом, он исполнял только песню о Ростове.
« Площадь Театральная,
Тополей приют.
Фонари хрустальные
Свет весёлый льют.
По утрам гудки Аксая
Слушает Сельмаш.
И шумит волна донская,
Омывая пляж.»
На самом же деле это был Николай Щукин, выступавший под псевдонимом. Придумал этот образ руководитель джаза Иосиф Стельман, и молодой певец с успехом эксплуатировал его несколько лет. Даже в жизни Нике Стефану было запрещено разговаривать без акцента. Но мне кажется, что он охотно исполнял эту роль, ибо вспоминал об этом периоде всегда с удовольствием!
Смешной случай из того времени рассказал мне как-то Николай Николаевич.
Однажды он приехал в Ростов и в единственной гостинице «Деловой Двор» не оказалось ни одного свободного номера. Его попросили одну ночь переночевать в общем номере. Ника Стефан основательно поужинал в ресторане, зашёл в общий номер, разделся и уснул мертвецким сном. Когда он проснулся, оказалось, что нет ни чемодана, ни костюма… В одних трусах он бросился к гостиничному начальству.
Директор только развёл руками:
- Никочка, это же Ростов! Здесь, кто раньше просыпается, тот лучше и одевается».
После Ростова Ника Стефан долгое время работал в Киеве и пользовался оглушительным успехом. На его концерт невозможно было попасть. На одном юбилее Щукина, Иосиф Кобзон рассказывал, что, будучи ещё мальчишкой, он пытался попасть на его концерт, но безуспешно: конная милиция, толпы поклонниц, горы цветов и ни одного лишнего билетика.
Всё это было связано с именем - Ника Стефан. А его главный шлягер «Вечер, шумит у ног морской прибой…» распевали буквально все:
«Вернись, тебя любовь зовёт, вернись.
Ты вспомни, как сердечно
Мы в чистой и вечной
Любви клялись.
Вернись, я вновь и вновь зову, вернись,
Одно твоё лишь слово
Вернёт нам снова
Любовь и жизнь!»
В Москонцерте мы некоторое время работали с одним инструментальным ансамблем. Ника Стефан уже был Николаем Николаевичем Щукиным, ветераном, и пел песни не только о любви, но и о войне. Мы с ним очень дружили, выступали в одних концертах и в нашей стране, и за рубежом.
Однажды, помню, мы выступали в каком-то холодном клубе. Решили согреться чаем. Но в этом клубе, даже в гримёрках не было розеток, и я пристроилась со своим кипятильником за кулисами, рядом со сценой. Когда вода закипела, пар начал валить на сцену. Николай Николаевич боковым зрением заметил это, решил наверно, что это пожар, и забыл слова песни: Спел: «Мне бесконечно…» И повернувшись к кулисам спросил меня:
- Рыбонька, а что дальше?…»
Я, от неожиданного вопроса, онемела. И тут зрители дружно подсказали: «Жаль…»
- Конечно, конечно! Обрадовался Николай Николаевич:
«Мне бесконечно жаль
Моих не сбывшихся мечтаний
И только боль воспоминаний...
Гнетёт меня»
И в проигрыше мне за кулисы своё любимое «изречение»: «Хабен зи гевейзен махен зи фуз».
Сейчас, когда я пишу эти строки, Николая Николаевича Щукина уже нет с нами. Но я с нежностью вспоминаю о нём, певце с Гавайских островов Нике Стефане, нашем Николае Николаевиче!