Удивительные опыты с растениями. Опыты с растениями с детьми старшего дошкольного возраста
Опыты по окружающему миру с растениями. Докажем, что …. Выясним какая среда самая благоприятная и многое другое… Советую создать дневник наблюдения, в который вы будет записывать или зарисовывать ваши наблюдения…
Опыты по теме «Растение и среда»
С водой и без воды
Цель : выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Оборудование : два одинаковых растения (бальзамин), вода.
Ход опыта : Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода) ; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д. )?
Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод ….. Да, растения без воды жить не могут.
На свету и в темноте
Цель : определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Оборудование : лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход опыта : Выясним, с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем результат опыта через 7-10 дней (лук под колпаком стал светлым ). Убираем колпак. Через 7-10 дней вновь зарисовываем результат (лук на свету позеленел - значит в нем происходит фотосинтез (питание) ).
В тепле и в холоде
Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
Оборудование : зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.
Ход опыта : Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят» ). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются ), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.
Вывод : Для жизни и роста растениям нужно тепло.
А как скорее увидеть первые весенние цветы? (внести их в помещение, чтобы им стало тепло ). Выкапывайте корневище мать-и-мачехи с частью почвы, перенесите в помещение, наблюдайте за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4- 5 дней, на улице - через одну-две недели ). Вывод: холодно - растения растут медленно, тепло - растут быстро.
Как же продлить лето для цветов? (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их ). Наблюдайте за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении - продолжают цвести ).
Кому лучше?
Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Оборудование : два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
Ход опыта : Определите, могут ли растения долго жить без почвы? (не могут ); где они лучше растут - в воде или в почве?
Поместите черенки герани в разные емкости - с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;
Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
Как быстрее?
Цель : выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Оборудование : веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.
Ход опыта : Определите, нужно ли растениям удобрение, и выберите разный уход за растениями: одно - поливайте обычной водой, другое - водой с удобрениями.
Для удобства пометьте емкости разными символами. Наблюдайте до появления первых листочков, следите за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее ).
Вывод: в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет.
Где лучше расти?
Цель : установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Оборудование : черенки традесканции, чернозем, глина с песком
Ход опыта : Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе - растению хорошо ). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост ).
Почему цветы осенью вянут?
Цель : установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги.
Оборудование : горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.
Ход опыта : Перед поливом измерьте температуру воды (вода теплая ), полейте оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Наблюдайте за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охладите воду с помощью снега, измерьте температуру (стала холоднее ), полейте — вода в трубку не поступает.
Вывод: Осенью цветы вянут, хотя воды много, так как корни не всасывают холодную воду.
Что потом?
Цель : систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Оборудование : семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Ход опыта : Во что превращаются семена? В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко- росток — взрослое растение — цветок — плод.
Что есть в почве?
Цель : установить зависимость факторов неживой природы от живой (плодородие почвы от гниения растений).
Оборудование : комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.
Ход опыта : Рассмотрите лесную почву и почву с участка. С помощью лупы определите, где какая почва (в лесной много перегноя) . Выясните, на какой почве лучше растут растения, почему? (в лесу растений больше, в почве больше питания для них ).
Вместе со взрослым (!) сожгите лесную почву в металлической тарелочке, обратите внимание на запах при сгорании. Попробуйте сжечь сухой лист. Определите, что делает почву богатой? (в почве леса много перегнившей листвы ). Обсудите состав почвы города. Как узнать, богатая ли она? Рассмотрите ее с помощью лупы, сожгите на тарелочке.
Что у нас под ногами?
Цель : подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.
Оборудование : почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.
Ход опыта : Рассмотрите почву, найдите в ней остатки растений. Пусть взрослый нагреет почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Выясните, почему стекло запотело? (в почве есть вода ). Продолжайте нагревать почву, попробуйте определить по запаху дыма, что находится в почве? (питательные вещества: листья, части насекомых ). Затем почву нагрейте до исчезновения дыма. Выясните, какого она цвета? (светлая ), что из нее исчезло? (влага, органические вещества ). Высыпьте почву в стакан с водой, перемешайте. После оседания в воде частиц почвы, рассмотрите осадок (песок, глина ). Почему в лесу на месте костров ничего не растет? (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной ).
Где дольше?
Цель : выяснить причину сохранения влаги в почве.
Оборудование : горшки с растениями.
Ход опыта : Полейте почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставьте один горшок на солнце, другой - в тень. Объясните, почему в одном горшке почва сухая, в другом - влажная (на солнце вода испарилась, а в тени - нет ). Решите задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему? (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца).
Хватает ли света?
Цель : выявить причину того, что в воде мало растений.
Оборудование : фонарик, прозрачная емкость с водой.
Ход опыта : Обратите внимание на комнатные растения, расположенные около окна. Где растения растут лучше - около окна или вдали от него, почему? (те растения, что ближе к окну, - им больше достается света ). Рассмотрите растения в аквариуме (пруде), определите, будут ли расти на большой глубине водоемов растения? (нет, свет через воду проходит плохо ). Для доказательства подсветите фонариком воду, уточните, где растениям лучше? (ближе к поверхности воды ).
Где растения быстрее получат воду?
Цель : выявить способность разных почв пропускать воду.
Оборудование : воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.
Ход опыта : Рассмотрите почвы: определите, где лесная, а где - городская. На дно воронки положите вату, затем исследуемую почву, поставьте воронку на емкость. Отмерьте одинаковое количество воды для той и другой почвы. По стеклянной палочке в центр воронки медленно влейте воду до появления воды в емкости. Сравните количество жидкости. Через лесную почву вода проходит быстрее, лучше впитывается.
Вывод : растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе.
Вода - это хорошо или плохо?
Цель : выделить из многообразия растений водоросли.
Оборудование : аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.
Ход опыта : Рассмотрите водоросли, выделите их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше ). Попробуйте изменить среду обитания растения: лист бегонии опустите на воду, элодею поднимите на поверхность, ряску опустите в воду. Наблюдайте, что происходит? (элодея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист ).
Бережливые растения
Цель : Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.
Оборудование : Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия, лупа, целлофановые пакетики.
Ход опыта : Докажите, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Самостоятельно выберите растения, которые, по вашему мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Выполните опыт: наденьте на лист целлофановый пакет, наблюдайте за появлением влаги внутри него, сравните поведение растений. Вывод: листья этих растений испаряют мало влаги.
Почему меньше?
Цель : Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.
Оборудование :
Ход опыта : Выясните, какие из растений смогут жить в джунглях, лесной зоне, саванне.
Возможно, вы считаете, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу - обычные растения; в саванне - растения, накапливающие влагу. Ок, докажем.
Налейте одинаковое количество воды в колбы, поместите туда растения, отметьте уровень воды; через один-два дня отметьте изменение уровня воды. Вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги - они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.
Какие корни у растений тундры?
Цель : понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
Оборудование : пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.
Ход опыта : Назовите особенности почвы в тундре… Да, мерзлота. Выясните, какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Поместите проращённые бобы на толстый слой влажной ваты, прикройте влажной тканью, поставьте на холодный подоконник, наблюдайте в течение недели за ростом корней, их направлением. Вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.
Опыты по теме «Лист»
Может ли растение дышать?
Цель : выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Оборудование : комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход опыта : Дышат ли растения, как доказать, что дышат? Вы знаете, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него, процесс дыхания как и у человека. Вот и начало опыта проведем сами на себе. Попробуйте сначала сами подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином. Теперь попробуйте подышать через эту трубочку. Да, вазелин не пропускает воздух.
Выдвинем гипотезу, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Через неделю сделайте вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Как дышат растения?
Цель : определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Оборудование : прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа
Ход опыта : Узнаем, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Как нам обнаружить воздух? рассмотреть срез стебля через лупу (есть отверстия) , погрузить стебель в воду (наблюдать выделение пузырьков из стебля ). И проведем еще опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
- налить в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см;
- вставить лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
- здесь же проделать отверстие для соломинки и вставить ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить соломинку пластилином;
- выгнать из бутылки воздух — через соломинку втянуть воздух.
Из погруженного в воду конца стебля начнут выходить пузырьки воздуха. Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Цель : установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.
Оборудование : большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход опыта : Почему в лесу так легко дышится?…. Да, конечно, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания человека. Предположение докажем опытом: поместите внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Поставьте в теплое, светлое место . Через 1-2 суток ответьте на вопрос: как узнать, накопился ли в банке кислород? (кислород горит, значит можно поднести туда горящую спичку ). Наблюдайте за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Вывод: растения нужны животным и человеку для дыхания.
Во всех ли листьях происходит фотосинтез?
Цель : доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях.
Оборудование : кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.
Ход опыта : Выясним, происходит ли фотосинтез в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Поместите лист в кипящую воду, через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. (Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску) . Вывод: в листе происходит фотосинтез.
Лабиринт
Цель : уставить наличие фототропизма у растений.
Фототропи́зм (от греч. свет и поворот) - изменение направления роста органов растений, в зависимости от направления падающего света.
Оборудование : картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном - отверстие.
Ход опыта : В коробку поместите клубень, закройте ее, поставив в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Откройте коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассмотрите их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону ). Оставьте коробку открытой, продолжайте в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели ).
В погоне за светом
Цель: установить, как растение двигается в направлении источника света.
Оборудование : два одинаковых растения (бальзамин, колеус).
Ход опыта : Обратите внимание, что листья растений повернуты в одном направлении. Установите растение к окну. Обратите внимание на направление поверхности листьев (во все стороны ). Через три дня обратите внимание, что все листья потянулись к свету. Переверните растение на 180 градусов. Отметьте направление листьев. Наблюдайте еще дня три, отметьте изменение направления листьев (они опять повернулись к свету ). Результаты зарисуйте.
Происходит ли фотосинтез в темноте?
Цель : доказать, что фотосинтез в растениях происходит только на свету.
Оборудование : комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.
Ход опыта : Загадка: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее ). Преверим опытом: часть листа заклейте пластырем, растение поставьте к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимите. Вывод: без света фотосинтеза в растениях не происходит.
Фабрика питания
Цель: определить, что растение может само себя обеспечить питанием.
Оборудование : горшок с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.
Ход опыта : Внутрь прозрачной большой емкости поместите черенок растения в воде или небольшой горшочек с растением. Почву полить. Емкость герметично закрыть крышкой, поставьте в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдайте за растением. Выясните, почему оно не погибло (растение продолжает расти: на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают). Вывод: Растение кормит само себя.
Испарение влаги с листьев растений
Цель : проверить, куда исчезает вода с листьев.
Оборудование : растение, целлофановый пакетик, нить.
Ход опыта : Рассмотрите растение, как движется вода из почвы к листьям? (от корней к стеблям, затем к листьям ); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать? (вода с листьев испаряется ). Предположение проверим, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение поставьте в теплое светлое место. Заметьте, что внутри пакетик «запотел». Спустя несколько часов, снимите пакетик, в котором вы обнаружите воду. Откуда она появилась? (испарилась с поверхности листа ), почему не видно воды на остальных листьях? (вода испарилась в окружающий воздух ).
Почему меньше?
Цель : установить зависимость количества испаряемой воды от величины листьев.
Оборудование : стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.
Ход опыта : Срежьте черенки для дальнейшей посадки, поместите их в колбы. Налейте одинаковое количество воды. Через один-два дня проверьте уровень воды в каждой колбе. Почему он неодинаков? (растение с крупными листьями поглощает и испаряет больше воды ).
Бережливые растения
Цель : установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребностью их в воде.
Оборудование : фикус, сансевьера, диффенбахия, фиалка, бальзамин, целлофановые пакеты, лупа.
Ход опыта : Почему фикус, фиалка и некоторые другие растения не требуют много воды? Проведем опыт: наденьте на листья разных растений целлофановые пакетики, плотно закрепите, наблюдайте за появлением влаги в них, сравните количество влаги при испарении с листьев разных растений (диффенбахия и фикус,фиалка и бальзамин).
Вывод: фиалку поливать часто не надо: опушенные листья не отдают, сохраняют влагу; плотные листья фикуса тоже испаряют меньше влаги, чем листья такого же размера, но неплотные.
Что чувствуешь?
Цель : выяснить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.
Оборудование : губка, смоченная водой.
Ход опыта : Попрыгайте немножко… Что вы чувствуют при прыжке? (жарко ); когда жарко, что происходит? (пот выступает, потом он исчезает, испаряется ). Представьте, что рука - листочек, с которого испаряется вода; смочите губку в воде и проведите ею по внутренней поверхности предплечья. Какие ощущения? (почувствовали прохладу ). Что происходит с листьями, когда из них испаряется вода? (они охлаждаются ).
Что изменилось?
Цель : доказать, что при испарении воды с листьев происходит их охлаждение.
Оборудование : термометры, два кусочка ткани, вода.
Ход опыта : Рассмотрите термометр, отметьте показания. Заверните термометр в мокрую ткань и положите в теплое место. Через 5-10 минут проверьте, почему температура понизилась? (при испарении воды из ткани происходит охлаждение ).
Много - мало
Цель : выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.
Оборудование : три растения: одно - с крупными листьями, второе - с обычными листьями, третье - кактус; целлофановые пакетики, нитки.
Ход опыта : Почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими? Выберите три растения с разными по величине листьями. Проведем опыт. Наденьте пакетики на листья, закрепите, наблюдайте за изменениями в течение суток; сравните количество испаряемой жидкости. Сделайте вывод (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать ).
Опыты по теме «Корень»
Нужен ли корням воздух?
Цель : выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.
Оборудование : емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Ход опыта : Почему одно растение растет лучше другого? Рассмотрите и определите, что в одном горшке почва плотная, в другом - рыхлая. Почему плотная почва - хуже? Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха ). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью - на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей - растение гибнет ), делаем выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовываем результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха .
Цель : выяснить, куда направлен рост корешка при прорастании семени.
Оборудование : стакан, фильтровальная бумага, семена гороха.
Ход опыта : Возьмите стакан, полоску фильтровальной бумаги и сверните из нее цилиндр. Вставьте цилиндр в стакан так, чтобы он прилегал к стенкам стакана. С помощью иглы поместите несколько набухших горошин между стенкой стакана и бумажным цилиндром на одной высоте. Затем налейте на дно стакана немного воды и поставьте в теплое место. Через некоторое время наблюдайте появление корешков. Куда направлены кончики корней? Почему так происходит?
Зарывающийся корешок
Цель : доказать, что корни всегда растут вниз.
Оборудование : цветочный горшок, песок или опилки, семянки подсолнечника.
Ход опыта : Положите в цветочный горшок на влажный песок или опилки несколько замоченных в течение суток семянок подсолнечника. Прикройте их кусочком марли или фильтровальной бумаги. Наблюдайте за появлением корешков и их ростом. Делайте выводы.
Почему корень меняет свое направление?
Цель : показать, что корень может менять направление роста.
Оборудование : консервная банка, марля, семена гороха
Ход опыта : В небольшое решето или невысокую консервную банку, у которой удалено дно и затянуто марлей, положите десяток набухших горошин, засыпьте их сверху слоем в 2-3 см влажных опилок или земли и поставьте над миской с водой. Как только через отверстия марли проникнут корешки, поставьте решето наклонно к стенке. Через несколько часов вы увидите, что кончики корешков изогнулись в сторону марли. На 2-3 день все корешки будут расти, прижавшись к марле. Как вы это объясните? (Кончик корня очень чувствителен к влаге, поэтому, оказавшись в сухом воздухе, он изгибается в сторону марли, где находятся влажные опилки ).
Для чего нужны корни?
Цель : доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.
Оборудование : черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
Ход опыта : Рассмотрите черенки бальзамина или герани с корешками, выясним, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле ), всасывают ли они воду. Проведем опыт: поместите растение в прозрачную емкость, отметьте уровень воды, плотно закройте емкость крышкой с прорезью для черенка. Определите, что произошло с водой спустя несколько дней? (воды стало мало ). Да, через через 7-8 дней воды стало меньше. Вывод: идет процесс всасывания воды корнями.
Как увидеть движение воды через корни?
Цель : доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.
Оборудование : черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Ход опыта : Рассмотрите черенки герани или бальзамина с корешками, уточните функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу ). А что еще могут брать корни из земли? Рассмотрите пищевой сухой краситель - «питание», добавьте его в воду, размешайте. Что должно произойти, если корни могут забирать не только воду? (корни должен окраситься в другой цвет ). Через несколько дней результаты опыта зарисуйте в дневнике наблюдений. Что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества? (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества ).
Живой кусочек
Цель : установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
Оборудование : плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности
Ход опыта : Есть ли в корнеплодах запас питательных веществ? Возьмите корнеплод, определите его название. Затем поместите корнеплод в теплое светлое место, наблюдайте за появлением зелени, зарисуйте (корнеплод дает питание для листьев, которые появляются ). Обрежьте корнеплод до половины высоты, поместите в плоскую емкость с водой, поставьте в теплое светлое место. Наблюдайте за ростом зелени, зарисуйте результат наблюдения. Наблюдение продолжайте, пока зелень не начнет вянуть. А теперь рассмотрите корнеплод (он стал мягким, вялым, невкусным, в нем мало жидкости ).
Куда тянутся корни?
Цель : установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.
Оборудование : два растения в горшках с поддоном
Ход опыта : Полейте два растения по-разному: циперус - в поддон, герань - под корешок. Через некоторое время обратите внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассмотрите герань и выясните, почему в поддоне у герани не появись корешки? (корни не появились, так как они притягиваются водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне ).
Необычные корни
Цель : выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.
Оборудование : Сциндапсус, прозрачная с плотной крышкой емкость с водой на дне, решетка.
Ход опыта : Почему в джунглях есть растения с воздушными корнями? Рассмотрите растение сциндапсус, найдите почки - будущие воздушные корни, поместите черенок на решетку в емкость с водой, закройте плотно крышкой. Наблюдайте в течение месяца за появлением «тумана», а затем капель на крышке внутри емкости (как в джунглях ). Рассмотрите появившиеся воздушные корни, сравните с другими растениями.
Опыты к занятиям по теме «Стебель»
В каком направлении растет стебель?
Цель : выяснить особенности роста стеблей.
Оборудование : брусок, иголки, стеклянная банка, семена гороха
Ход опыта : 2-3 проростка гороха со стеблем и двумя первыми листочками прикрепите к деревянному брусочку. Через несколько часов вы увидите, что стебелек изогнулся вверх. Вывод: стебель, как и корень, обладает направленным ростом.
Движение растущих органов растения
Цель : выяснить зависимость роста растений от света.
Оборудование : 2 цветочных горшка, зерна овса, ржи, пшеницы, 2 картонные коробки.
Ход опыта : В два маленьких цветочных горшка, наполненных влажными опилками, посейте по два десятка зерен. Один горшок прикройте картонной коробкой, другой горшок закройте такой же коробкой с круглым отверстием на одной из стенок. На следующем занятии снимите коробки с горшков. Вы заметите, что проростки овса, которые были прикрыты картонной коробкой с отверстием, будут наклонены в сторону отверстия; в другом горшке проростки не наклонятся.
Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?
Цель : познакомить обучающихся с искусственным получением двухстебельного растения.
Оборудование : цветочный горшок, семена гороха.
Ход опыта : Возьмите несколько горошин и посейте их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срежьте стебельки их у самой поверхности почвы. Через несколько дней появятся два новых стебелька, из которых разовьются два стебля гороха.
Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы. Искусственное получение двухстебельных растений имеет и практическое значение. Например, можно получить двухкочанную капусту, которая даст больший урожай, чем однокочанная.
Как растет стебель?
Цель : наблюдение за ростом стебля.
Оборудование : кисть, чернила, проросток гороха или фасоли
Ход опыта : Рост стебля можно наблюдать с помощью меток. Кистью или иглой нанесите на стебелек проросшего гороха или фасоли метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Проследите, через какое время, на какой части стебля раздвинутся метки.
По какой части стебля происходит передвижение воды от корней к листьям?
Цель : доказать, что вода в стебле продвигается по древесине.
Оборудование : отрезок стебля, красные чернила.
Ход опыта : Веточку комнатного растения фуксии или традесканции поставить в банку с водой, воду слегка подкрасить красными чернилами или обыкновенной синькой, или пищевыми красителями (краска для пасхальных яиц). Через несколько дней увидите, жилки листьев окрасились в розовый или синий цвет. Затем разрежьте вдоль кусочек веточки и посмотрите, какая ее часть окрасилась. Какой вывод вы сделаете из этого опыта?
Как по стеблям
Цель : показать процесс прохождения воды по стеблям.
Оборудование : трубочки для коктейля, минеральная (или кипяченая) вода, емкость для воды.
Ход опыта : Рассмотрите трубочку. Трубочка может проводить воду, так как в ней есть отверстия, как в стеблях. Погрузив один конец трубочки в воду, пробуйте легко потянуть в себя воздух из другого конца трубочки; наблюдают за движением воды вверх.
Запасливые стебли
Цель : выявить, как стебли (стволы) могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.
Оборудование : губки, бруски деревянные неокрашенные, лупа, невысокие емкости с водой, глубокая емкость с водой
Ход опыта : Рассмотрите брусочки разных пород дерева через лупу, расскажите об их разной степени впитывания (у некоторых растений стебель может впитывать воду так же, как губка ). В разные емкости налейте одинаковое количество воды. В первую опустите бруски, во вторую - губки, оставьте на пять минут. Куда больше впитается воды? (в губку - в ней больше места для воды ). Наблюдаем за выделением пузырьков. Проверяем бруски и губки в емкости. Почему во второй емкости нет воды (вся впиталась в губку ). Приподнимите губку, из нее капает вода. Объясните, где дольше сохранится вода? (в губке, так как воды в ней больше ). Предположения проверьте до высыхания бруска (1-2 часа).
Опыты по теме «Семена»
Много ли воды впитывают семена?
Цель : выяснить, какое количество влаги впитывают прорастающие семенами.
Оборудование : Мерный цилиндр или стакан, семена гороха, марля
Ход опыта : В мерный цилиндр на 250 мл налейте 200 мл воды, затем семена гороха положите в марлевый мешочек, завяжите ниткой так, чтобы остался конец ее длиной 15-20 см, и аккуратно опустите мешочек в цилиндр с водой. Чтобы из цилиндра не испарялась вода, необходимо завязать его сверху промасленной бумагой. На следующий день необходимо снять бумагу и за конец нитки вынуть мешочек с набухшим горохом из цилиндра. Дайте стечь воде с мешочка в цилиндр. Сколько воды осталось в цилиндре? Сколько воды впитали в себя семена?
Велика ли сила давления набухающих семян?
Цель : выяснить силу набухающих семян.
Оборудование : мешочек из ткани, колба, семена гороха.
Ход опыта : Насыпьте в небольшой мешочек семена гороха, крепко завяжите его и опустите в стакан или в банку с водой. На другой день вы обнаружите, что мешочек не выдержал давление семян - он лопнул. Почему это произошло? …. Это говорит о том, что сила набухающих семян велика.
Какую тяжесть могут поднять набухающие семена?
Цель : выяснить силу набухающих семян.
Оборудование : консервная банка, гиря, горох.
Ход опыта : Насыпьте в высокую консервную банку с отверстиями на дне одну треть семян гороха; поставьте ее в кастрюлю с водой, так, чтобы семена оказались в воде. Положите на семена кружок из жести и сверху поставьте гирю или любой другой груз. Наблюдайте, какую тяжесть могут поднять набухающие семена гороха. Результаты фиксируйте в дневнике наблюдений.
Дышат ли прорастающие семена?
Цель : доказать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.
Оборудование : стеклянная банка или бутылка, семена гороха, лучина, спички.
Ход опыта : В высокую, с узким горлом бутылку насыпьте «наклюнувшиеся» семена гороха и плотно закройте пробкой. До следующего занятия предположите о том, какой газ могли выделить семена и как это доказать? Откройте бутылку и докажите наличие углекислого газа в ней с помощью горящей лучины (лучина погаснет, т.к. углекислый газ подавляет горение ).
Выделяется ли при дыхании семян тепло?
Цель : доказать, что при дыхании семена выделяют тепло.
Оборудование : пол-литровая бутылка с пробкой, семена гороха, термометр.
Ход опыта : Возьмите пол-литровую бутылку, наполните ее чуть «наклюнувшимися» семенами ржи, пшеницы или гороха и заткните пробкой, через отверстие пробки вставьте химический термометр для измерения температуры воды. Затем бутылку оберните плотно газетной бумагой и поставьте в небольшой ящик, чтобы избежать потери тепла. Через некоторое время вы будете наблюдать повышение температуры внутри бутылки на несколько градусов. Объяснить причину повышения температуры семян….
Вершки-корешки
Цель : выяснить, какой орган раньше появляется из семени.
Оборудование : бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные ёмкости, зарисовка с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности.
Ход опыта : Выберите любые из предложенных семян, создайте условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость положите плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместите замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняйте. Ежедневно наблюдайте в течение 10-12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег - увеличиваться.
Опыты по теме «Размножение растений»
Такие разные цветы
Цель : установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Оборудование : сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Ход опыта : Рассмотрите цветы, опишите их. Выясните, где у цветка может быть пыльца, и найдите ее ватным шариком. Рассмотрите цветущие сережки березы (это тоже цветы) через лупу, постарайтесь обнаружить сходство с луговыми цветами (имеется пыльца ). Зачем пчелы прилетают к цветам, нужно ли это растениям? (пчелы летят за нектаром и опыляют растение ).
Как пчелы переносят пыльцу?
Цель : выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Оборудование : ватные шарики, порошок-краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа
Ход опыта : Рассмотрите строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые как бы волосками ). Представьте, что ватные шарики - это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасайтесь шариками к цветам. После прикосновения на них остается «пыльца». Так как насекомые могут помочь растениям в опылении? (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца ).
Опыление с помощью ветра
Цель : установить особенности процесса опыления растений с помощью ветра.
Оборудование : два полотняных мешочка с мукой, бумажный веер или вентилятор, сережки березы.
Ход опыта : Какие цветы у березы, ивы, почему к ним не летят насекомые? (они очень мелкие, для насекомых не привлекательны; когда они цветут, насекомых мало ). Выполните опыт: потрясите мешочками, наполненными мукой - «пыльцой». Выясните, что нужно, чтобы пыльца попала с одного растения на другое (растения должны расти близко или кто-то должен перенести на них пыльцу ). Используют веер или вентилятор для «опыления».
Зачем плодам крылышки?
Цель
Оборудование : плоды-крылатки, ягоды; вентилятор или веер.
Ход опыта : Рассмотрите плоды, ягоды и крылатки. Что помогает рассеяться семенам-крылаткам? Наблюдайте за «полетом» крылаток. Теперь попробуйте убрать у них «крылышки». Повторите опыт, используя вентилятор или веер. Почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семена на большие расстояния ).
Зачем одуванчику «парашютики»?
Цель : выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Оборудование : семена одуванчика, лупа, вентилятор или веер.
Ход опыта : Почему одуванчиков так много семян? Рассмотрите растение с созревшими семенами, сравните семена одуванчика с другими по весу, наблюдайте за полетом, за падением семян без «парашютиков», делайте вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко ).
Зачем репейнику крючки?
Цель : выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Оборудование : плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.
Ход опыта : Кто поможет репейнику разбросать свои семена? Разломайте плоды, найдите семена, рассмотрите их через лупу. Уточните, сможет ли им помочь ветер? (плоды тяжелые, нет крылышек и «парашютиков», поэтому ветер их не унесет ). Определите, захотят ли их есть животные? (плоды жесткие, колючие, невкусные, коробочка твердая ). Используйте кусочки меха и ткани, продемонстрируйте, как происходит распространение семян (плоды колючками цепляются за мех, ткань ).
По материалам http://gorsun.org.ru/.
Наталья Луцак
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир живой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства растений.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Принципы работы:
Принцип научности . Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности. Так, школьные методы экологического образования не могут быть механически перенесены в дошкольные учреждения, хотя это иногда и происходит. Воспитатель не должен забывать о том, что основной вид деятельности ребенка-дошкольника - игра, в то время как в начальных классах таковой становится учебная деятельность.
Принцип позитивизма предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах.
Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение.
Другим примером применения принципа проблемности является создание взрослым ситуаций, в которых ребенок должен проявить свои знания, умения и навыки.
Принцип системности. Как уже отмечалось, наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками.
Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника.
Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности, отражающей структуру блоков программы и тем внутри них.
Принцип безопасности предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка.
Принцип природосообразности: учитывать индивидуальные особенности ребенка в соответствии с интересами и потребностями.
Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов и родителей.
Материалы и ингредиенты для проведения экспериментов: красный пищевой краситель, растение сельдерей, прозрачный стакан воды, пипетка, ножницы, лупа, лист белой бумаги, прозрачный скотч, целлофановый пакет (на 4 литра, кувшин с водой (1 литр, губка для мытья посуду, 2 тарелки, желе любого вкуса и кувшин с водой, сухая кисточка, краски, листы бумаги с трафаретами кактусов в горшочках.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян;
Развитие познавательных и творческих способностей;
Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира;
У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях;
Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе;
Связь с другими видами деятельности;
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Опыты и эксперименты с растениями:
№1 «Как изменяется цвет растения?»
Материалы: красный пищевой краситель, растение сельдерей, прозрачный стакан воды, пипетка, ножницы, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите веточку сельдерей, поставьте её в прозрачный стакан с водой, возьмите красный пищевой краситель и добавьте 10 капель красителя в стакан с водой, тщательно перемешайте.
Наблюдайте 2 дня за изменением цвета сельдерей и появлением на лепестках красных полосок.
Вытащите растение из воды, возьмите ножницы, отрежьте маленький кусочек (длиной 3 см) от конца веточки сельдерея.
Найдите маленькие красные точки по краям этого кусочка. Для того, чтобы было лучше видно, возьмите лупу.
Как вы думаете, почему окрасился сельдерей?
Как мы получили красные полоски на растении?
Вывод: Растение берут большую часть воды из почвы. Вода попадает в них через корни и двигается дальше через крошечные отверстия в стебле к листьям и другим его частям. Благодаря проведенному опыту, мы определили, как окрасилось растение.
№2 «Почему кактусы не высыхают в пустыне?»
Материалы: лист белой бумаги, прозрачный скотч, целлофановый пакет (на 4 литра, кувшин с водой (1 литр) и ножницы.
Ход эксперимента:
Сложите лист бумаги, как веер. Складка веера должна быть около 2,5 см шириной.
Соедините концы веера так, чтобы получился цилиндр. Скрепите концы скотчем.
Положите в цилиндр целлофановый пакет. Загните открытый конец пакета снаружи.
Сожмите свой цилиндр так, чтобы он стал узким. Поставьте его на стол открытой стороной пакета вверх.
Налейте в пакет воды.
Держите цилиндр, в то время как твой помощник будет медленно наливать туда воду.
Наблюдайте за цилиндром, после того как нальете воды.
Вывод: Поверхность кактусов выглядит точно так же как этот цилиндр. Это позволяет им поглощать воду во время дождливых периодов точно так же, как наш цилиндр. Потом, когда дождей нет, кактус использует эту воду.
№ 3. «Как кожица растений (эпидерма) помогает им сохранять воду?»
Материалы: губка для мытья посуду, 2 тарелки, желе любого вкуса, кувшин с водой.
Ход эксперимента:
Разрежьте губку для мытья посуды пополам.
Положите 1 половину губки на тарелку.
Покройте большую часть другой половины губки тонким слоем желе.
Положите губку с желе намазанной стороной вниз на другую тарелку.
Налейте немного воды на каждую половину губки. Когда они полностью промокнут, вылейте лишнюю воду из тарелок.
Раз в день проверяйте влажные ли нижние части губок. Как скоро они высохнут? Какая из них высохнет быстрее?
Вывод: все растения «теряют» воду через листья и стебли. Листья многих пустынных растений покрыты тонким, мягким слоем. Вследствие опыта, мы определили, что этот слой (желе) помогает растениям сохранять воду.
Итоговое мероприятие: «В гостях у кактуса» (рисование сухой кисточкой).
Материалы: сухая кисточка, краски, листы бумаги с трафаретами кактусов в горшочках.
Ход: Предложить детям нарисовать с помощью сухой кисточки и красок разные разновидности кактуса и оживить кактус. Вручение рисунков родителям.
Вывод: Сухой кисточкой можно рисовать разные виды растений.
Публикации по теме:
Опытно-экспериментальная деятельность для детей группы раннего дошкольного возраста Содержание. Опыт №1 Ускорение цветения веток. Опыт №2 Луково-чесночная плантация. Опыт №3 Огород на подоконнике. Опыт №4 Странный огород.
Тема: Опыты с бумагой. Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Задачи исследования: - Развитие познавательных.
Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно - исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.
ЭКСПЕРИМЕНТ - один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Этот метод более активен, чем.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что там под землей?» Тема: «Что там под землей?». Цель: Познакомить детей с составом почвы. Задачи. Образовательные: Расширить представления детей о составляющих.
Ботаника. Цикл статей “Удивительные опыты с растениями”
Газета “Биология”, №8-9, 2000 г.
Искусственное прекращение жизни растения до формирования отделительного слоя лежит в основе приготовления зимних букетов. Чтобы сохранить осенние ветки с красиво окрашенными листьями, осторожно прогладьте листья и черешки горячим утюгом через бумагу. Если отделительный слой еще полностью не сформирован, проглаженные листья будут долго держаться на ветках.
Тот же принцип лежит в основе метода объемного засушивания цветков в горячем песке. Помимо температурного воздействия для приготовления объемных букетов можно применить другие приемы.
Для опыта нужны цветущие побеги роз, астр, хризантем и других растений с плотными мелкоцветными соцветиями, ящик (сосуд), который можно плотно закрыть, ложечка для сжигания серы.
Свежесрезанные побеги свяжите попарно и подвесьте «головками» вниз в плотно закрывающемся ящике. Удобно проводить опыт в пустом аквариуме или под стеклянным колпаком. В ящик внесите горящую серу. Сернистый газ обладает раздражающим действием, поэтому при выполнении опыта необходимо соблюдать правила техники безопасности: опыт проводить в хорошо проветриваемом помещении, под тягой или вне помещения. После того как ящик заполнится сернистым газом, закройте его крышкой. Через несколько часов под действием SO2 обесцвечиваются антоцианы цветков (они становятся белыми), затем погибают клетки. Извлеките побеги из ящика (растения с травянистыми стеблями выдерживайте меньше, с одревесневшими – дольше) и развесьте для проветривания и сушки в хорошо вентилируемом, затененном месте. По мере улетучивания сернистого газа восстанавливается окраска цветков. Так как ткани лепестка погибли в результате обработки, далее при высушивании цветков отделительный слой уже не образуется и лепестки не опадают. Для лучшего сохранения формы высохшего соцветия его можно периодически переворачивать.
К концу высушивания цветки уменьшаются в объеме, но сохраняют цвет и форму.
61. Влияние листовой пластинки на длительность жизни черешка
Установлено, что листовая пластинка играет важную роль в формировании отделительного слоя в черешке.
Для опыта нужен горшок с комнатным растением (пеларгония зональная), ауксиновая паста.
Выберите на растении несколько (по 4–6) молодых и старых листьев, причем лучше использовать верхние и нижние листья одного побега.
На выбранном побеге (чем он длиннее, тем больше разница в возрасте между верхними и нижними листьями) удалите у половины листьев листовые пластинки, оставив на стебле черешки. Делайте это так, чтобы по всей длине побега обрезанные листья чередовались с неповрежденными.
Через 2–3 недели станут заметны результаты опыта. Оставшиеся без листовой пластинки черешки постепенно начинают желтеть и опадать. Причем не все одновременно, а последовательно, в соответствии с возрастом: сначала старые, затем более молодые. Отметьте дату опадения каждого черешка, занесите данные в таблицу. У контрольных листьев никаких видимых изменений не происходит. Они продолжают оставаться зелеными, прочно удерживаются на стебле.
Таким образом, результаты опыта показывают, что вещества, поступающие в черешок из листовой пластинки, регулируют срок образования в нем отделительного слоя.
Казалось бы, черешки должны жить и без листовой пластинки. Клетки черешков содержат хлоропласты, в которых идет процесс фотосинтеза, образуются органические вещества в количестве, достаточном для их питания. Однако взаимодействие листа и черешка более сложное. Результаты описанного ранее опыта «Искусственный листопад» показывают, что скорость формирования отделительного слоя у основания черешков регулируется количеством этилена в них. Продолжительность жизни черешка без листовой пластинки значительно короче, следовательно, в изолированном черешке ускоряется синтез этилена и формирование отделительного слоя.
Важную роль в торможении синтеза этилена в отделительной ткани черешка играет ауксин, который синтезируется в делящихся клетках листьев и поступает в черешки. Стареющие листья вырабатывают меньше ауксина, что приводит к изменению количественного соотношения ауксина и этилена в пользу последнего. Поэтому черешки старых листьев опадают быстрее.
Чтобы убедиться в роли листовой пластинки как источника ауксина, несколько видоизмените опыт. На новом побеге удалите у части листьев, чередуя листовые пластинки. Срезы половины черешков смажьте ауксиновой пастой (методика ее приготовления описана в опыте № 31). Наблюдения показывают, что обработанные черешки опадают позже. Ауксина черешкам хватает и без листовой пластинки.
Задание . Летом и осенью изучите влияние удаления листовой пластинки на опадение черешков у листопадных деревьев и кустарников.
62. Получение растительного волокна
Упавшие на влажную землю осенние листья, как и отмершие стебли однолетних растений, постепенно чернеют под действием ферментов, выделяемых почвенными бактериями и грибами. Происходит разрушение тканей и клеток органов. Распад идет в определенной последовательности: сначала разрушается межклеточное вещество, которое соединяет соседние клетки, затем оболочки и протоплазма. Клетки сосудов и механических волокон, входящих в состав жилок листьев, более устойчивы благодаря толстым клеточным оболочкам. Поэтому поздней осенью и ранней весной, как только сойдет снег, в лужицах на лесных дорогах, в парках можно найти черные листья, у которых мягкие ткани перегнили и остался только кружевной «скелет».
«Скелет» листа
Неодновременность разложения микроорганизмами клеток паренхимы и жилок издавна использовалась человеком для получения из растений волокон и изготовления тканей.
Растительные волокна – это длинные клетки с очень толстой клеточной оболочкой, образующие механическую ткань растения. Волокна входят в состав проводящих пучков стеблей, корней, листьев прядильных растений. Так, из стеблей льна получают очень тонкое и прочное волокно. В стеблях конопли посевной волокно более толстое, ломкое, поэтому оно используется для изготовления веревок, канатов, парусины. Еще более грубое, но прочное волокно дают стебли джута длиннолистного, выращиваемого в Индии. Оно используется для изготовления мешковины.
Древнейшим прядильным растением была крапива двудомная. Из ее волокон делали прочные нитки для изготовления чулок, полотна. Хорошо известна сказка о девушке, которая, чтобы спасти братьев от злых чар, должна была в короткий срок сплести рубашки из крапивы.
Хлопковое волокно (составляет более 50% мирового производства волокна) – длинные и прочные волоски, окутывающие семена хлопчатника.
Волокно можно получить из некоторых растений с длинными листьями, имеющими дуговое и параллельное жилкование. Например, из листьев банана волокнистого получают манильскую пеньку, которая идет на изготовление веревок, мешковины. Из листьев агавы американской – волокно «сизаль», используемое на веревки, шпагат, ковбойские лассо. На острове Шри Ланка их делают из волокна листьев сансевьер, а в Южной Америке – из листьев алоэ.
Крапиву для прядильных целей заготавливают, как и лен, в конце августа–сентябре, когда созрели семена, стебли приобрели желтый или темный цвет.
Срезанные стебли подсушите в течение нескольких дней, чтобы было легче удалить листья, свяжите в пучки и погрузите в речную или прудовую воду. В ней всегда имеются микроорганизмы, разлагающие органические вещества (от 10 до 400 тыс. бактериальных клеток в 1 мл воды). Можно использовать и водопроводную воду, но перед этим она должна отстояться несколько дней для удаления остатков дезинфицирующих веществ.
Постепенно под действием ферментов, вырабатываемых водными микроорганизмами, происходит разложение межклеточного вещества. Спустя 1–2 недели волокна уже легко отделяются от остальных клеток стебля.
Описанный способ получения волокна из стеблей крапивы – вариант так называемой водяной мочки стеблей прядильных растений. При этом мацерация (разъединение клеток в результате разрушения межклеточных пластинок) осуществляется анаэробными бактериями. Главная роль принадлежит бактериям Clostridium pectinoforum . Название означает, что бактерии способны к расщеплению пектиновых веществ – основного компонента межклеточного вещества. Образующиеся растворимые углеводы расходуются бактериями на процессы брожения и роста.
Познакомимся поближе с этими бактериями.
В мертвых перегнивающих тканях растений находится огромное количество разнообразных бактерий. Чтобы выделить нужную группу, надо поставить опыт так, чтобы в питательной среде мог развиваться только один, интересующий исследователя вид бактерий.
Для опыта приготовьте снопик крапивы высотой 5–6 см, составленный из нескольких стебельков, пробирку, микроскоп, предметное и покровное стекла, раствор Люголя.
Перевяжите снопик нитками в двух местах, поместите в большую пробирку, залейте полностью водой и прокипятите в течение 10 мин. Смысл этого этапа работы в удалении из клеток растворимых веществ, которые могут быть использованы для питания посторонними бактериями. Воду слейте, а снопик залейте новой порцией воды и прокипятите еще раз в течение 10 мин. При кипячении из воды удаляется кислород.
Пробирку закройте ватным тампоном и поставьте на 6–7 дней в теплое место (25–30 °С).
На поверхности стеблей крапивы, льна и других растений всегда имеются споры пектинразрушающих бактерий. Они образуются при наступлении неблагоприятных условий. При кипячении споры не погибают, и в питательной среде уже через несколько часов из них вырастают жизнеспособные, активно делящиеся клетки. Постепенно в пробирке начинается процесс брожения пектиновых веществ, в результате которого образуются масляная кислота (имеет характерный запах прогорклого масла), углекислый газ и водород. От выделяющихся газов жидкость пенится. Полностью брожение заканчивается через 1,5–2 недели.
Для изучения морфологии бактерий через 3–5 дней достаньте снопик из пробирки и отожмите каплю жидкости на предметное стекло. Добавьте каплю раствора Люголя, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом при большом увеличении. На препарате видны крупные палочковидные клетки, окрашенные йодом в синий цвет.
Проведя эти наблюдения, вы убедитесь, что разложение растительных остатков происходит при активном участии микроорганизмов.
Мацерация тканей под действием ферментов, выделяемых микроорганизмами, – процесс достаточно длительный. В лабораторных условиях ее можно провести быстрее, используя искусственные способы разрушения пектиновых веществ межклеточных пластинок. Примените их для получения волокон из листьев комнатных растений: сансевьеры трехполосной, агавы американской, алоэ древовидного, куркулиго наклоненного.
Самый простой способ – механический. Н.Верзилин в книге «Путешествие с домашними растениями» приводит описание древнейшего метода получения волокна из листьев сансевьеры: «Сансевьера растет в диком виде на острове Цейлон (современное название Шри-Ланка), но возделывается с древних пор в Индии как волокнистое растение. Индусы добывают волокна вручную. Положив лист сансевьеры на доску, прижимают ее ногой, а руками сдирают часть листа до волокна».
Частичное разрушение пектиновых веществ происходит при кипячении листьев в воде. Из обработанных таким образом листьев волокна легко выделить вручную или вычесать гребнем.
Мацерация пройдет быстрее, если лист или часть его осторожно прокипятить в течение 5 мин в 1%-ной НСl. После этого тщательно промойте лист водой и, подложив ткань, выбейте мякоть осторожными ударами жесткой щетки либо вычешите гребнем с редкими зубьями.
Волокна, полученные из листьев и стеблей, имеют сероватый цвет, из них можно сплести веревочку, изготовить полотно.
Задание . Соберите осенью стебли льна, конопли, выделите волокна, сравните их длину и эластичность.
Осенние краски
Внезапно в зелень вкрался красный лист.
Как будто сердце леса обнажилось...
Д.Самойлов
Непременный признак осени – изменение цвета листвы, которое совпадает с началом формирования отделительного слоя. У каждого вида растений своя, характерная окраска листвы. У ольхи и робинии осенняя окраска выражена слабо. Листья липы – желто-зеленого цвета, тополей и берез – желтого. В красные тона окрашены листья дуба красного, ирги канадской, груши обыкновенной, бересклета европейского.
Это многообразие оттенков обусловлено различным сочетанием в осенних листьях трех групп пигментов: желто-оранжевых каротиноидов, зеленых хлорофиллов и красных антоцианов.
Изменение окраски листьев всегда начинается с прекращения синтеза хлорофилла. Имеющийся в хлоропластах хлорофилл постепенно разрушается: у одних видов – полностью (листья дуба), у других – частично (слива).
В хлоропластах зеленых листьев всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды. Каротиноиды маскируются хлорофиллом, поэтому в зеленых листьях не заметны. В отличие от хлорофиллов каротиноиды более устойчивы, осенью распад их идет гораздо медленнее, а у некоторых видов их количество даже возрастает. В конечном итоге цвет листа будет зависеть от того, способен ли данный вид к синтезу в листьях антоцианов.
У деревьев и кустарников, не образующих в листьях антоцианы, в результате осеннего распада хлорофилла становятся заметными каротиноиды, листья приобретают различные оттенки желтого, желто-зеленого цветов.
63. Влияние условий освещения на пожелтение листьев
Различные факторы внешней среды (освещенность растений, температура воздуха, водоснабжение) оказывают влияние на окраску листьев. Например, в зависимости от погодных условий цвет листьев клена меняется от желтого до пурпурно-красного.
Для опыта нужны листья нижних ярусов настурции большой, которые уже закончили рост, но еще не имеют внешних признаков старения, стакан, лист черной бумаги.
Половину листовой пластинки закройте с двух сторон черной бумагой. Лист поместите в стакан с водой и поставьте в хорошо освещенное место. Спустя 4–5 дней снимите бумагу, сравните цвет половинок листа. Хорошо заметны различия в окраске: освещенная часть зеленая, а затемненная – желтая. Результаты опыта свидетельствуют, что снижение интенсивности и продолжительности освещения листьев ускоряет распад молекул хлорофилла в хлоропластах.
У разных видов растений скорость распада хлорофилла различна. Это проявляется в неодновременности развития осенней окраски. Например, у шелковицы белой разрушение хлорофилла происходит медленно, в течение 60 дней, а у магнолии быстрее – за 35 дней.
Задание . Сравните устойчивость хлорофилла в листьях различных видов растений, в молодых и старых листьях.
64. Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла
Стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист любого светолюбивого растения опустите в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой.
Для этого закрепите лист в прорези укрывающей стакан плотной бумаги или пропитанной парафином марли. Стакан поставьте в темное место.
Через 3–5 дней станут заметны различия в окраске листа: находившаяся в воде часть сохранит зеленый цвет, другая – пожелтее.
Уменьшение скорости распада хлорофилла в той части листа, которая находилась в воде, свидетельствует, что в разрушении хлорофилла важную роль играет процесс дыхания. Содержание кислорода в воде намного ниже, чем в воздухе.
Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла
65. Искусственная осень
Многие виды растений одновременно с распадом хлорофилла синтезируют и накапливают в вакуолях клеток красный пигмент антоциан. У таких растений цвет листьев будет определяться сочетанием желто-оранжевых каротиноидов, красных антоцианов и остаточных количеств хлорофилла.
Ярко-красная окраска листьев бывает, однако, далеко не каждую осень у тех видов, для которых она характерна. Необходимы определенные условия: ясная солнечная погода, достаточно высокие дневные температуры, прохладные ночи.
В ясные солнечные дни в листьях еще довольно интенсивно идет процесс фотосинтеза, накапливаются углеводы, но отток органических веществ из листа затруднен как пониженными ночными температурами, так и началом формирования отделительного слоя. В листе накапливается некоторый избыток сахаров, которые и способствуют синтезу антоцианов.
Для опыта нужны растущие в естественных условиях растения, синтезирующие антоцианы в листьях: виноград девичий пятилисточковый, дерен красный, клен остролистный, груша и др.
В конце июля–начале августа на побеге растения сделайте поперечный надрез примерно на 2/3 древесины.
Спустя 2–3 недели сравните цвет листьев на надрезанном и неповрежденном побегах.
Листья, расположенные на побеге выше надреза, приобретут ярко-красную окраску, тогда как на остальном растении они сохранят зеленый цвет (рис. 44). Причина преждевременного усиления синтеза антоцианов – в избыточном накоплении сахаров в листьях, расположенных выше надреза.
Искусственная осень
Задание . Перерезав центральную жилку, изучите зависимость между накоплением углеводов и синтезом антоцианов на стареющих, но еще сохранивших зеленый цвет листьях дуба красного, груши обыкновенной, винограда девичьего.
Условия освещения влияют на накопление сахаров и, в свою очередь, на синтез антоцианов, образующихся не только в листьях, но и в созревающих плодах некоторых видов растений. Проверьте эту зависимость на плодах яблонь.
66. Надписи и рисунки на плодах
Для опыта нужны красноокрашенные яблоки, темный чехол с вырезанным рисунком или темная изолента.
Опыт проводите в саду в июле–августе, когда рост плодов уже заканчивается, но цвет еще остается зеленым. В этот период клетки плода приобретают способность к синтезу ферментов, необходимых для образования антоцианов из сахаров.
Наденьте на яблоко чехол. Можно прикрепить к плоду фигурку из темной бумаги или изоленты.
Чехол остается на плодах до того времени, пока не покраснеют остальные плоды на дереве. Снимите чехол, убедитесь, что антоцианы образовались только в тех местах, на которые падал свет. Затененные места приобрели бледно-желтый цвет.
В процессе формирования экологического сознания детей использую программу Н.А.Рыжовой «Наш дом — природа», учитываю рекомендации, применяю различные методические средства.
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания.
Так, проводя опытно – исследовательскую деятельность на примере комнатных растений, дети узнавали, как растения дышат, почему необходимо протирать пыль не только с внешней части листа, но и с внутренней.
Опыт помог узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Мы брали цветок в горшке и намазывали толстым слоем вазелина нижнюю поверхность 1 листочка. Также намазывали толстым слоем вазелина верхнюю поверхность другого листочка. Наблюдали за листочками.
Через три дня листок, на котором вазелин нанесен снизу, начал вянуть, тогда, как другой не пострадал.
Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист.
Чтобы показать, как через корень по стволу поднимается вода, проделали опыт. Взяли тарелочку с подкрашенной водой, опустили туда гигроскопический материал – марлю. Наблюдали, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Объяснила детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.
Сразу же перешли к опыту непосредственно с комнатным растением: Веточку бальзамина (с зелеными листьями), поместили в емкость с подкрашенной водой (использовала марганец) и наблюдали, как листочки постепенно начинали краснеть.
Тем самым делая вывод, что растение пьет воду корнем, и через корень влага поступает к остальным частям цветка.
Опытно – исследовательская деятельность помогает определить, что необходимо растению для жизни.
С детьми взяли два одинаковых цветка герани; один поставили на солнечную сторону окна, другой в тень. Через день заметили, что у герани, которая стояла на солнце, листочки стали засыхать. Это говорит о том, что этот цветок больше любит тень. Сравнили с цветком, который стоял в тени – у него листья выглядели здоровыми и свежими. Чтобы растение не погибло, срочно перенесли его в тень и обильно полили. Аналогичный опыт проделали с цветами жароустойчивыми – кактусами.
14. Здесь, напротив, цветок, который стоял на солнечной стороне, чувствовал себя очень хорошо, а кактус, который стоял в тени, причем его обильно поливали, начал вянуть.
С детьми сделали вывод, что прежде чем ухаживать за растениями, необходимо узнать родину его происхождения, т.к. неправильный уход может привести к гибели цветка.
В нашей группе много фиалок – белые, розовые, сиреневые. Но есть, которые еще не цвели. И мы решили узнать, что же нужно, чтобы наши цветочки зацвели. Снова взяли два одинаковых цветка, и начали ухаживать. Только за одним – просто поливали и удаляли пыль, а за другим — вели более тщательный уход: следили, что бы на растение не попадало прямых солнечных лучей, рыхлили землю, удаляли засохшие листочки, организовывали правильный полив. И уже через неделю мы заметили первые цветы.
Теперь мы тщательно следим за нашими комнатными растениями, создаем им благоприятные условия, а они радуют нас своими красивыми яркими цветами.
Спасибо за внимание.
Скачать презентацию
воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»,
г. Урюпинск Волгоградской области, Россия
Из интернет источника: www/dohme. Ru
Опыт с ветками .
Цель: выявить потребности растения в тепле.
В зимнее время вносят ветки, ставят их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят за раму, затем наблюдают за распусканием почек.
Опыт со светом и луковицами репчатого лука.
Цель: выявить потребность растения в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.
Последовательность наблюдения: до наблюдения необходимо прорастить 3 луковицы: 2 в темноте, одну на свету. Через несколько дней, когда разница будет очевидна, пригласить детей рассмотреть луковицы и установить, чем они отличаются друг от друга по окраске и форме листьев: жёлтые и искривлённые листья у тех луковиц, которые проросли в темноте.
Второе наблюдение проводят, когда луковица с жёлтыми листьями выпрямится и позеленеет. Затем выставляют третью луковицу на свет. Когда изменится состояние и третьей луковицы, проводится следующее наблюдение, на котором обсуждаются результаты опыта. Воспитатель помогает детям обобщить представление о значении благоприятных условий.
Опыт со светом и с проращиванием картофеля.
Цель: выявить потребность растения – клубня картофеля в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.
Последовательность наблюдения: для наблюдения берётся два клубня картофеля. Один клубень на неделю помещают в темноту, другой кладут на освещённый подоконник. Через неделю дети могут наблюдать оба клубня и обсуждать какие изменения произошли с ними, Картофель, который лежал на свету пустил ростки, а картофель, который лежал в темноте остался таким же без видимых изменений. На следующем этапе наблюдения дети кладут тот же клубень на освещённый подоконник и тот же клубень помещают в темноту. Ещё через неделю мы видим, что картофель, который лежал на свету продолжил свой рост: ростки стали зеленее и появились листики. А картофель, который лежал в темноте не пустил ростки и стал в объёме меньше – произошло усыхание.
Опыт с водой и комнатными растениями
Цель: выявить потребность растения в воде, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.
Последовательность наблюдения:
отобрать комнатные растения, быстро реагирующие на изменение влажности почвы (колеусы, бальзамины). Наблюдение проводится в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растения. Одно из растений за час до наблюдения поливается (без привлечения детей). К моменту наблюдения политое растение должно уже в нормальном состоянии, другое оказывается увядшим, с опустившимися листьями. Дети вместе с воспитателем рассматривают растения, сравнивают, выявляют различия в их состоянии. Затем, обследуя почву, обнаруживают, что одно полито, другому недостаёт воды. Обильно полив растение, оставляют его до вечера. Вечером или на утро следующего дня проводится повторное наблюдение, в котором, сравнивая оба растения, дети обнаруживают, что состояние у них одинаково хорошее. После этого делается вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе).Опыт с почвой.
Цель: выяснить, в какой из чашек овёс будет расти лучше: в чашке с землёй или в чашке с песком.
Последовательность наблюдения: дети раза два в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают обе чашки с овсом. Первое наблюдение следует сделать, когда появятся заметные всходы на обеих чашках. Во время наблюдения детям задаются следующие вопросы: «В какую почву посадили овёс?», «Что этим хотели узнать?», «Одинаково ли мы ухаживали за овсом?», «Одинаково ли хорошо пророс овёс?»
Следующее наблюдение проводится, когда обнаружится чёткая разница в состоянии овса в разных чашках.
Опыт с проращиванием моркови.
Цель: выяснить, в каком горшке морковь будет расти лучше: в горшке с землёй или в горшке с песком.
Наблюдение проводится также как с овсом.
Опыт с размножением картофеля
.Цель: показать детям на примере картофеля, как можно размножать растения.
Последовательность наблюдения : выбрать 1 крупный клубень картофеля, рассмотреть его «глазки»: именно в этих глазках появляются молодые ростки. Затем разрезать клубень на 4 части (на 3 части), чтобы на каждом кусочке картофеля были «глазки». После оставить опытные кусочки картофеля на подоконнике на солнечном свете. Когда появятся первые признаки ростков, можно будет закапать картофель на грядке и в дальнейшем наблюдать за ростом растений.
Опыт с размножением комнатного растения.
Цель: показать детям на примере традесканции, как можно размножат растения.
Последовательность наблюдения: на первом этапе рассмотреть с детьми сам комнатный цветок традесканцию: форму, окрас листьев, длину стеблей. На втором этапе рассказать, что этот цветок можно размножить и каким образом. Выбрать 3 старые, самые длинные стебли цветка, отрезать их под корень (цветок не должен цвести). Затем отрезать его концы с молодыми листьями и поставить в стакан с водой. Дать постоять отросткам в стакане несколько дней до тех пор, пока не появятся корни. Затем уже ростки с корнями необходимо посадить в горшок с влажной землёй. Накрыть горшок стеклянной посудой и наблюдать в дальнейшем как растение принимается, увлажнять периодически почву.
Опыт проращивания фасоли.
Цель : расширить представления детей о росте растений.
Последовательность наблюдения: выбрать здоровое, неповреждённое семя фасоли, и положить его на лоток с влажной марлей (ватой) – это начальный этап наблюдения. Дети наблюдают, на какой день у фасоли появится росток, делают зарисовку, записывают дату. На втором этапе - дети сажают проросшее семя фасоли в горшок с почвой, периодически поливают. Наблюдают за появлением первого листа у растения, зарисовывают, отмечают дату. В дальнейшем наблюдают за ростом растения.
Опыт с семенами нескольких овощей.
Цель : расширить представления детей о росте растений
Последовательность наблюдения: на лоток, поделённый на несколько ячеек, раскладывается влажная марля (вата). Затем выкладываются подготовленные семена кукурузы, подсолнечника, фасоли, гороха, кабачка, арбуза (одного семени достаточно). Дети наблюдают за всхожестью семян, фиксируют дату, зарисовывают. Затем поочерёдно пересаживают растения в горшки с питательной почвой. И в дальнейшем наблюдают за ростом растений.
Опыт с семенами сельдерея.
Цель : показать детям, как необходимо правильно подготавливать семена и сеять на рассаду.
Последовательность наблюдения: взять семена сельдерея (трудно всходящие), разделить на две группы. Первую группу семян посеять в ёмкость с питательной, влажной почвой и поставить на подоконник, на свет. Другую группу семян предварительно замочить на 2 часа в растворе марганцовки, тем самым подготавливаем семена к посадке и обеззараживаем. Только потом высеиваем в питательную, влажную почву, накрывает полиэтиленовой плёнкой, и ставим на подоконник, на свет. В течение некоторого времени дети наблюдают за всхожестью семян, фиксируют в календаре наблюдений дату и рисуют.
Опыт с семенами овощей: перца и помидор.
Цель : выяснить, что всхожесть семян зависит и от посаженной культуры.
Последовательность наблюдения: дети вместе с воспитателем высеивают по всем правилам семена помидор в одну ёмкость, семена перца сладкого в другую ёмкость. И наблюдают, какая культура быстрее взойдёт. Отмечают в календаре наблюдений. Делают вывод, что семена разных культур всходят каждое в своё время (помидоры через 7 дней, перец через 10 дней).
Опыт с пересадкой бархатцев в комнатные условия.
Цель : обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.
Последовательность наблюдения: куст бархатцев пересадить в комнатный горшок с почвой, поставить на освещённый подоконник. Дети наблюдают за растением, за его состоянием, поливают, а также сравнивают с бархатцами, которые ещё растут на клумбе. Делают выводы, как сезонные изменения в погоде влияют на растения, что в комнатных условиях можно продлить жизнь растению, что для этого необходимо тепло.