"Ты сдохнешь не своей смертью". Лия Ахеджакова в России получает письма с угрозами
Борьба длиною в жизнь наконец-то увенчалась успехом!
У меня полно прекрасных воспоминаний, которые связаны с творчеством Лии Ахеджаковой. Это она рассказывала нам, чем отличается деловая женщина от женщины в «Служебном романе», это она пела «Вагончики» в «Иронии судьбы». Ну а как можно забыть легендарную фразу: «Мой ребенок: хочу - кормлю, хочу - нет» из кинофильма «Гараж»?
Интересно, что в жизни актриса вовсе не похожа на своих немного странных и нелепых героинь. Она волевая и сильная женщина, которая не очень любит говорить о личной жизни, но может часами напролет обсуждать творческие вопросы.
Маленькая Лия росла в творческой семье. Ее отчим работал режиссером в Адыгейском драматическом театре, а мама трудилась там же актрисой. Когда родители узнали, что дочь также хочет пойти по их стопам, они попросили Лию сильно задуматься…
После школы девушка поступает на факультет журналистики, но с треском проваливается. Чтобы не терять целый год, Лия идет учиться в институт цветных металлов. Но случайный вуз смог удержать девушку в своих стенах только на полгода.
На следующий год целью Ахеджаковой стал ГИТИС. Лия боялась, что ее не примут, но опасения были напрасными. Неординарная девушка была на высоком счету у преподавателей и считалась одной из лучших студенток на курсе.
После учебы Ахеджакова по распределению попала в ТЮЗ. Там актриса научилась выдержке и терпению. Но со временем Лия поняла, что больше не развивается, а топчется на месте. Тогда она собралась с силами и пошла к Галине Волчек, которая приняла ее в «Современник».
Первым мужем Ахеджаковой стал актер Валерий Носик, который работал вместе с ней в ТЮЗе. Их брак продлился недолго. О причинах расставания до сих пор доподлинно неизвестно. С уверенностью можно лишь сказать, что Носик всегда отзывался о своей бывшей супруге с большой теплотой, как и Ахеджакова о нём.
Второй избранник Ахеджаковой - художник Борис Кочейшвили. Мужчина долго добивался внимания актрисы: рисовал ее портреты, забрасывал цветами. Лия всё не шла на контакт, потому что боялась подпустить к себе чужого человека, но в итоге сдалась.
Оказалось, опасения Ахеджаковой были не напрасны. Столкнувшись с первыми же трудностями, вольная душа художника заскучала. Даже когда у Лии Меджидовны заболела мать, Кочейшвили отказывался помогать супруге по хозяйству. Он считал, что художника не должен волновать быт. Она промолчала и ушла.
После этого Ахеджакова была уверена, что больше никогда не сможет построить личное счастье. Она много работала и рьяно отстаивала свою гражданскую позицию, не взирая на молву и осуждения.
Неожиданно в 2001 году стало известно, что Ахеджакова вышла замуж за фотографа Владимира Персиянинова. Лия Меджидовна крайне редко появляется с супругом на людях, наслаждаясь семейным счастьем на даче вдали от глаз.
Мужчина несколько моложе актрисы, но это не мешает им любить друг друга. Подруги Ахеджаковой говорят, что сейчас эта женщина действительно счастлива. Помимо всего прочего Лия Меджидовна огромное количество времени уделяет своему хобби - садоводству. В том числе она выращивает и различные экзотические растения.
Сейчас Лие Ахеджаковой 79 лет. За свою долгую жизнь она подарила миру много прекрасных ролей, которые станут наследием для следующих поколений ценителей хорошего кинематографа.
Чего только стоит образ секретарши из «Служебного романа», подруги Наденьки из «Иронии судьбы», которая так душевно исполняла песню «Вагончики», Елены Павловны Малаевой из фильма «Гараж».
В жизни Лия Ахеджакова отличается от своих героинь. Она мало морализирует, философствует, не разводит сплетни, не обсуждает личное. Напротив, у актрисы очень волевой и жесткий характер. Расслабляется она, только когда говорит о творчестве.
И неудивительно. Лия росла в творческой семье. Ее отчим работал режиссером в Адыгейском драматическом театре, а мама была там же актрисой. Но по стопам родителей Лия пошла не сразу. Сначала она поступала на факультет журналистики, но не прошла по баллам. И чтобы не терять времени, пошла учиться в Московский институт цветных металлов и золота.
А потом гены взяли свое. Молодая девушка бросила всё и поступила в ГИТИС. Там сразу оценили ее неординарность и прирожденный профессионализм.
По окончании вуза девушка работала в ТЮЗе, театре «Современник», частной антрепризе. Но настоящее признание к ней пришло после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Тогда актриса проснулась знаменитой. За роль Фимы в «Небесах обетованных» она получила премию «Ника».
Первым мужем Ахеджаковой был актер Малого театра Валерий Носик. С ним она прожила недолго, но после расставания всегда с теплотой отзывалась о нём, как и он о бывшей супруге.
Потом был брак с художником Борисом Кочейшвили. Мужчина долго добивался внимания Ахеджаковой, писал ее портреты, дарил цветы. Когда они сошлись, то, по мнению художника, сказка должна была продолжаться, а по мнению актрисы — нужно было выполнять обязательства друг перед другом. У Ахеджаковой заболела мать, а супруг ей помогать в быту в это трудное время отказался.
Он считал, что приземленные дела не для творческих людей. Брак не выдержал испытаний.
И только в 63 года Ахеджакова нашла свое счастье. В 2001-м она вышла замуж за фотографа Владимира Персиянова и до сих пор с ним. Избранник актрисы моложе ее, но разница в возрасте не вносит дискомфорт в отношения пары.
Они редко появляются на публичных мероприятиях вместе, предпочитая наслаждаться семейным уютом наедине и вдали от чужих глаз. Ведь счастье любит тишину.
До сих пор Лия Ахеджакова продолжает сниматься. Последний фильм с ее участием под названием «Кроткая» вышел в прошлом году. А еще много времени она уделяет любимому хобби — выращиванию экзотических растений.
Бывает, нужно прожить целую жизнь, полвека с хвостиком, набраться опыта и только после этого получить вознаграждение за правильно усвоенные уроки. В любом случае сейчас актриса счастлива, и остается только порадоваться, что этот талантливый человек реализовал себя не только на сцене театра и в кино, но и в личной жизни.
Мне будет очень приятно, если ты поделишься этой статьей с друзьями.
Звезда дала откровенное интервью.
Известная актриса Лия Ахеджакова никогда не скрывала, что . Впрочем, мыслей об эмиграции из России не допускает.
Об этом, а также – о полученных угрозах звезда рассказала в интервью "Радио Свобода".
"Я намертво связана с русским языком. И – все, на этом кончено. Иногда я встречаю русских актеров, сумевших преодолеть это страшное препятствие. Но я не столь талантлива, чтобы блестяще выучить язык на старости лет. Петь я не могу, танцевать, увы, тоже. Я на такое не способна. Во-первых, для меня важен привычный московский круг общения. Без него не могу. Во-вторых, мне здесь страшно, но очень интересно. Я не отношусь к людям, способным видеть вокруг себя только черное", - признается она.
Лия Меджидовна заявляет, что, в России есть города, отказывающиеся принять спектакли, где она занята.
Читайте также:
"Боятся, отказывают в аренде зала. К примеру, я очень опасалась ехать в Тюмень. Да, в Тюмени были листовки, порхавшие по всему фойе. Люди, пришедшие на спектакль, их в урны выбрасывали. Одну из них я сохранила. Что там было написано?! "Русофобка, ненавидит русский народ, 5-я колонна, они хотят Майдана, оранжевая революция", словом, какая-то непроходимая чушь! Весь набор про "печеньки от ЦРУ"", - подчеркивает она.
УНИАН
Лия Ахеджакова
От имени звезды создают фейковые аккаунты в Twitter, а недавно – взломали ее сайт, где актриса общалась на тему культуры.
"Недавно мне начали звонить друзья со всего мира, узнавшие через ФБ, что якобы я умираю с инсультом в московской городской больнице №2", - рассказала звезда о распространении фейковых новостей о себе, добавляя, что она уже "стреляная".
Читайте также:
При этом, Лия Ахеджакова подчеркивает "жертв пропаганды" не вживую не видела.
"Я не знаю, вижу их только по телевизору. Клянусь! А в жизни – ни разу. Может быть, когда-нибудь встречу, и это станет последним днем в моей жизни. Вот письма пишут: "Ты сдохнешь не своей смертью, в грязном подъезде!" А в конце письма стоит крест", - шокирует рассказом легендарная актриса.
В разговоре об Ахеджаковой, особенно юбилейном, всегда есть соблазн некоторого сюсюкающего умиления, и мы от него хотели бы предостеречь.
Ахеджакова - явление сложное, тонкое, она себе на уме. Очень легко отождествить ее с Малаевой из «Гаража» или с девочкой-травести, в качестве которой она впервые прославилась. И еще легче купиться на ее превосходно выстроенную манеру разговаривать с гостями - чудачество, забывчивость, хлопотливость.
Она прошла через травлю, у нее не самая легкая актерская биография, она все за всеми замечает, автоматически изображает всех, о ком говорит, и лучше с ней не расслабляться. Потому что, как только вы себе позволите снисходительность или умиление, она осадит вас резко, как умеют только очень наблюдательные и трезвые люди. Театральный мир вообще не для слабаков. Так что меньше умиления, больше внимания. И никаких вопросов про Путина, Мединского и прочих - о них ее и так спрашивают в каждом интервью. Поговорим лучше о самой Ахеджаковой.
«Фанатизм всегда пахнет фашизмом»
У вас же последняя госнаграда датируется 2006 годом - «За заслуги перед Отечеством» IV степени. И больше наград не было, хотя заслуги-то есть.
Бог с ним. Глупо обижаться, что не сыпятся награды к юбилеям, тем более что сегодня можно быть обласканным орденами только при симпатии к власти, а я не проявляю особой любви к некоторым «избранникам народа».
Грустно, что ни одна моя работа на сцене не была отмечена театральной общественностью. Кинематографисты как-то отмечали мои роли - и у Рязанова, и у Серебренникова. Хотя дом мой - театр. И тут уж полная взаимность. И театр меня любит, и я бесконечно люблю его генетически: мои мама и папа - люди театра.
Один только раз вдруг пронеслась новость: нас с Богданом Ступкой награждают за «Старосветскую любовь»! Пульхерия Ивановна, моя дорогая, принесла мне такую радость - «Турандот»! И когда я уже выходила разнаряженная из дома, волнуясь, с дрожащими руками и ногами (вместе с Бодей мы получаем «Турандот»! Ура!), мне позвонили. И сказали, что произошла ошибка. Поскольку спектакль антрепризный, за него, мол, ничего не положено… Но Богдана не оскорбили, дали награду «За вклад в русский театр». Хотя он такой замечательный артист, что ему награда ни прибавит ни убавит. Слава Богу, этот спектакль, который сделал Валерий Фокин на радость артистам и зрителям, был в моей жизни, пока жив был мой чудесный партнер, сын Украины Богдан Ступка!
- Вы с Петрушевской отметили юбилей почти одновременно…
Петрушевская сыграла огромную роль в моей актерской судьбе. К моменту появления ее в драматургии и Романа Виктюка в «Современнике» я от ролей мальчиков, девочек, зайчиков и «куриных ног», которые носили избушку Бабы-яги (это еще в ТЮЗе), плавно перешла к старушкам.
«Квартира Коломбины» - это мое «крещение» театром нового поколения. Тогда два знамения пронеслись: Кира Муратова (в кино на Одесской студии) и Петрушевская (в «Современнике» и Ленкоме, в последнем ставили «Трех девушек в голубом»). Я - в «Современнике», а моя подруга Инна Чурикова - в Ленкоме. Муратова и Петрушевская чем-то казались мне похожими: мощная харизма, жесткость и бескомпромиссность. Потом уже в моей жизни на миг появился Лёша Герман - такой же «правдоруб», нетерпимый и тоже огромный талант. Может, я ошибаюсь, но считаю: эти люди определили целую эпоху в театре и в кино.
И вот снова такие же кодовые люди в искусстве: Могучий, Лозница, Серебренников - осветили мою жизнь своей дружбой, участием и новыми важными для меня смыслами, ради которых стоит заниматься нашей профессией. Мы на днях должны были идти смотреть «Донбасс» Лозницы в «Гараже»...
Спасибо друзьям: мне прислали ссылку, и мы дома посмотрели этот потрясающий фильм. Счастлива за него - что сделал вовремя, именно сейчас нужен этот фильм. И его, конечно, не в Каннах нужно показывать, а в Уренгое, Нижневартовске, Екатеринбурге, Ростове, Воронеже...
- А Рязанов? Он ведь был отнюдь не просто комедиограф.
Мой друг, мой учитель Эльдар Александрович - самое важное, что было в моей актерской жизни. Это он заразил меня своей нетерпимостью к жестокости, извращению кровавой истории и нежностью к «маленькому» человеку.
Эльдар Александрович был очень серьезной личностью, оказавшей на меня колоссальное влияние. А последние годы мы уже дружили, созванивались, вместе подписывали письма... Как-то у нас сошлось все в итоге. Однажды он сказал мне фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Ненавижу фанатизм ни с той стороны, ни с другой. Фанатизм всегда пахнет фашизмом». А сегодня в обществе, к сожалению, слишком много агрессии, граничащей с фанатизмом.
«Хожу на суд над Серебренниковым, чтобы не быть идиоткой»
- Вы знаете, за что сидит под домашним арестом Серебренников?
Не знаю.
- Вы же ходите на заседания суда.
Ходила, чтобы не быть идиоткой и не узнавать всё из ТВ. «Гоголь-центр» Серебренникова - один из лучших театров Москвы. Смотрю там все спектакли. Видела, как они сами довели до ума «Маленькие трагедии». Последнее - «Пир во время чумы»… Мы с Аллой Покровской плакали: это пророчество про нас, старых актеров, не нужных театру. Чума на нас. Кирилл еще когда-нибудь прикоснется к этому спектаклю с учетом своей трагедии.
- Давно испытывали культурный шок?
Вчера. «Благодаря» тому, что нигде нельзя посмотреть, пришлось опять-таки воспользоваться ссылкой в интернете на фильм «Знаешь, мама, где я был?» Резо Габриадзе. Картина про детство в Кутаиси, про бабушку, про непреклонного дедушку, про пленного немца, про туалет на улице как знак бедности, традиции, детства.
Я позвонила Резо и сказала: «Ты всех нас влюбил в свою Грузию. Когда звучала грузинская музыка и шла нарисованная бабушка, а дедушка крушил туалет, сделанный немцем, я плакала». Премьера фильма была в Питере - и все заглохло. Мы сейчас с Грузией вроде уже не в таких плохих отношениях, как раньше? Так покажите людям шедевр!
- Вы очень добры в оценках.
Мне Сергей Женовач как-то сказал, когда восторгалась его спектаклем «Москва - Петушки»: «Вы перехваливаете». На что я ему ответила: «Сережа, я так люблю любить... Вы дали мне эту возможность. Спасибо!»
«Люблю Крым, но это не оправдывает воровство»
- Вам не тошно, когда вас начинают травить по любому поводу?
Интернет ко мне безжалостен, иногда даже приходится обращаться к адвокату Саркису Дарбиняну. Такое впечатление, что против меня ведется целая кампания: столько лжи, черной ненависти, 3 фальшивых твиттера, обвинения в экстремизме. Даже семью мою - маму, папу - не оставили без вранья и злобы.
Мы приехали в Тюмень со спектаклем - меня оскорбляли по местному ТВ, разбрасывали листовки по всему залу и в фойе. Там было написано, что я «русофобка», «подруга мамы Надежды Савченко». А я вообще ни с Надей, ни с ее мамой не знакома.
Теперь я - «террористка» по отношению к Крыму. Правда, я «террорист» в компании наиболее уважаемых представителей нашей культуры. Мы - «враги народа» и, главное, «террористы». Но такая компания чу́дная - честь для меня.
Я пришла к ней, когда были жуткие лесные пожары. Лиза собирала вещи для погорельцев. Принесла ей все, что было. Она сказала: нужны помпы и грузовик. Я достала грузовик, стали перезваниваться. Однажды прихожу к ней - там масса волонтеров, какой-то мальчик-аутист, у которого она проверяла уроки. Там с Лизой сидела легендарный журналист Лена Масюк, мы так чудесно втроем говорили, смеялись...
Лиза занималась паллиативной медициной, пробивала строительство хосписа, кажется, в Екатеринбурге, кормила бомжей у Павелецкого вокзала, лечила их… С ней было очень легко и уютно. Потом я узнала, что она везет в Москву больных детей, оказавшихся в черте войны на Украине. А потом… Кто же придумал послать ее в Сирию в этом проклятом самолете?! После Лизы у меня осталось острое чувство огромной потери.
- У Лизы, видимо, не было выбора, пришлось лететь. А у Хаматовой, по-вашему, тоже не было выхода - агитировать?
Она не агитировала - она приняла решение, чувствуя огромную ответственность за больных детей. За онкобольных. И она должна сделать все, чтобы было на что их лечить, привлекать лучших врачей, приобретать самую совершенную медицинскую технику. И не допустить подлые грязные руки, которые будут наказывать фонд (а в конечном итоге - детей) за непослушание, невнимание, оппозиционность, охлаждение и т.д.
Мне поручили больную девочку, к которой после излечения вернулся рак. Она была такая влюбленная в театр, в актерский мир… Умерла. Звоню ее маме Гуле, предлагаю деньги на похороны. «Спасибо, - ответила она. - Нас фонд хоронит».
И еще. Чулпаша - актриса милостью Божьей, как говорится. Талант требует реализации, а это уже не в остатке, а главное! Мы все в долгу перед ней, перед Чулпан.
«Хороших людей очень много»
- Можете вы вспомнить момент абсолютного счастья?
Их много было. Например, общение с Анатолием Васильевичем Эфросом. Мы с моей подругой Инной Чуриковой были ужасно влюблены в него. Наше поклонничество достигло высшей фазы, когда я снялась у Эфроса в «Тане» на ТВ. Помню, после «Отелло» Анатолий Васильевич развозил нас с Инной по домам. Он тогда купил машину и научился водить. Мы, счастливые, обсуждали с ним спектакль. Кажется, тогда Эфрос сказал: «Есть артисты-клоуны, а есть артисты исповедальные. Им не надо все время меняться, они исповедуются». И главное: «В трагедии не надо орать. Трагедия - вещь тихая».
Именно Анатолий Васильевич посоветовал мне пойти в «Современник» к Волчек (мне уже было 37 лет): «Там вам будет хорошо». Не всегда было так уж хорошо, но я сыграла здесь очень важные для меня спектакли и роли. И до сих пор я играю в спектаклях Галины Борисовны, чудесных, лучших ее работах. Ее спектакль «Крутой маршрут» - на все времена! Это страшное лицо (если лицо) России. То, что она дала возможность высказаться на тему сталинских лагерей всем актрисам театра - очень важно. Сейчас, через столько лет, спектакль опять актуален как никогда. Тема русской тюрьмы, пыток врывается в нашу жизнь. Как говорил Виктор Черномырдин, «никогда такого не было, и вот опять»…
Посмотрите, что происходит с историком, открывшим тысячи имен расстрелянных людей, исследователем жертв Большого террора : терзают, унижают, мучают... именем закона, именем России.
Боюсь, ничего хорошего. Пока в Донбассе стреляют, пока гибнут люди, ничего хорошего не будет. Сенцов очень плох. Теперь, если и захотят обменять, уже стремно. Могут припоздниться. Он погибает не за себя - за други своя, за Украину.
- Как получилось, что вы стали правозащитницей?
Да я не правозащитница! Просто раз позвонили и спросили мнение, два позвонили - и как-то так пошло, что ко мне стали регулярно обращаться те порядочные, честные, умные СМИ, которые еще остались. Так я себе репутацию и «испортила». Стала «врагом народа» и «русофобом».
- Вы не стали хуже думать про народ?
Да что вы?! Я объездила всю Россию. Посмотрела чудный фильм «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» - вот всё понимаю, знаю этих людей - Лёху с Витькой, но люблю.
Сейчас вся оппозиционность убита напрочь. Митинги не работают. Подписи мировых имен, деятелей культуры - всё прахом. Но людей хороших в России очень много. Бывает: маленький город, театрик без ремонта лет 60, пол проваливается, а зритель - намоленный, воспитанный, чувствует каждую метафору, сечет все смыслы. И очень сердечный. Такое удовольствие играть для них, играть на разрыв аорты, благо партнеры подобрались превосходные (мы в последнее время возим с продюсером Ефимом Спектором спектакль по пьесе Люси Улицкой «Мой внук Вениамин», поставленный Марфой Горвиц). Разговаривать в поезде Уренгой - Нижневартовск с проводницами - счастье. На каждом шагу по всему Уралу, Сибири, в Благовещенске, во Владивостоке - люди, которые благодарят за эту гражданскую позицию, хотят поговорить, поддержать, присоединиться. Умные, скромные, простые и образованные люди. Это «другая» страна, не телевизионная.
- А где же тогда многочисленные сторонники власти?
Я их не видела. Но они в каком-то диком количестве живут в телевизоре.
Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2018.
Известная актриса Лия Ахеджакова рассказала про анонимные угрозы в ее адрес. Также она пожаловалась на фейковые аккаунты в соцсети Twitter.
Лия Ахеджакова рассказала, что недавно она обнаружила в социальной сети Facebook новости о своей смерти. Там было написано, что она лежит в одной из Московских больниц, и вскоре может умереть. После этого ей начали звонить ее друзья и знакомые, потому что переживали за здоровье актрисы. Ахеджакова их успокоила, и сказала, что с ней все в порядке.
Также она заметила несколько ее фейковых аккаунтов в Twitter. По ее словам, там про нее писали всякую гадость. Позже она наняла юриста, чтобы тот разобрался с этим. Потом актриса добавила, что это бессмысленно, ведь потом могут создать еще такие аккаунты. Накануне Ахеджаковой пришло письмо с угрозой, где неизвестный обещал, что актриса умрет не своей смертью, а в каком-нибудь подъезде. Под этими словами был нарисован крест. Стоит напомнить, что Лию Ахеджакову многие презирают, называя «русофобкой». Она сказала, что много видела плохого про себя в интернете и по телевизору, но на улицах никто и никогда не говорил ей ничего плохого.
Вконтакте
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать