Трансперсональный психолог. Трансперсональная психология: представители и методы направления
Данный подход берет свое начало в мистицизме, неоплатонизме и восточных религиях. Маслоу предрекал появление "трансперсональной, трансчеловеческой" психологии, сосредоточенной на "космосе, а не на человеческих потребностях. Трансперсональная психология - одно из направлений современной психологии, которое начало оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этоо направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и д.р. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает своё направление исследований, методы и школу.
Термин "трансперсональная психология " имеет латинские и греческие корни. Греческое слово "психология" состоит из двух слов - "psyche", что означает душа, дух, дыхание и "logos", т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова "психология" следующее: "слово души" или "слово духа". Слово "трансперсональная" происходит от латинских "trans" и "persona", т.е. "сквозь", "через" и "маска". Таким образом, изначально "трансперсональная психология" подразумевает "слово души сквозь и по ту сторону маски ".
Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, пара-психологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.
Станислав Гроф стал психиатором и исследователем психоделиков в середине 50-х годов. В 1954 году получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельныой исследовательской работе. С 1954 по 1973 г.г. он занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1974 году его жена Кристина Гроф прошла занятия по ребефингу у Л.Орра, что дополнило опыт доступа к трансперсональным периживаниям через более глубокое и быстрое дыхание.
Этот человек олицетворяет для меня поразительный мир души, который столь удивителен и фантастичен, как миры, которые открывают нам знаменитые писатели-фантасты, - Роберт Желязны, Роберт Шекли, Клиффорд Саймак и т.д. Гроф открыл для современной научной психологии мир необычайных, не до конца освоенных и исследованных возможностей развития психотерапии, психотехники, психологической культуры и индивидуального поиска. Гроф нащупал что-то чрезвычайно важное - возможность пережить переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что характерно для каких-то необычайных моментов: экстаза, моментов катастроф.
Концепция личн. в трансперсональной психологии разработана Графом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внеш. мира; или же субъект продолжает переживать свою собств. идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собств. идентичности и полностью отождествляется с сознанием др. существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.
Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: "расширение переживаний в рамках объективной реальности " и "расширение переживаний за пределы объективной реальности ". Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, "путешествие во времени"); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, "пространственные путешествия", телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеч. духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифич. переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др.
Переживания в измененных состояниях сознания и наблюдения, к ним относящиеся, не могут быть обьяснены внутри понятийных рамок академической психологии. Поэтому С.Гроф ввел более широкую картографию психики, которая, как представлялось ему, более соответствует работе в холотропных процессах.Эта карта в, добавление к биографическому уровню включает в себя также околородовую (перинатальную) область, связанную с травмой биологического рождения и надличностную (трансперсональную) область, которая отвечает за такие феномены, как происходящие отождествления себя с другими людьми, животными, растениями и т.п. Последняя область является также источником проявления наследственной, этнической, филогенетической памяти, как и видений архитепических существ и мифологических царств.
Термин «перинатальный » - это сложное слово греческо-латинского происхождения; приставка peri- буквально означает «вокруг» или «близко», a natalis переводится как «имеющее отношение к родам». Этот термин определяет события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению, связаны с ним или следуют сразу за ним.
В результате своих исследований С.Гроф открывая новое в понимании биографического и связанного с воспоминаниями уровня психики ввел понятие «системы конденсированного опыта » - СКО.
СКО состоят из эмоционально нагруженных воспоминаний из разных периодов жизни, которые схожи друг с другом по качеству чувства или физического ощущения, которое они разделяют. Каждая СКО имеет базовую тему, которая проходит сквозь все ее слои и представляет собою общий знаменатель. Тогда получается, что слои индивидуальной психики содержат в себе вариации этой базовой темы, которые имели место в разные периоды жизни индивида. Бессознательное же отдельного индивида может содержать в себе несколько СКО. Их количество и природа базовых тем значительно варьируется у разных людей.
С.Гроф считает, что существует определенное взаимодействие движущих сил между СКО и внешним миром. Внешние события нашей жизни особым образом могут приводить в действие соответствующие СКО, и наоборот, действующие СКО вынуждают нас чувствовать и вести себя таким образом, чтобы мы воспроизводили их базовые темы в нашей нынешней жизни.
С.Гроф также ввел понятие четырех функциональных комплексов глубинного бессознательного как базовых, перинатальных матриц (БПМ)
Первая БПМ связана с внутриутробным существованием до начала родов. Об опытном мире этого периода может быть сказано как об «околоплодной вселенной». Эмбрион не обладает осознаванием границ и не различает между внутренним и внешним. Все это отражается на природе переживаний, связываемых с воспроизведением памяти о дородовом состоянии. В моменты ничем не нарушаемого эмбрионального существования мы обычно переживаем ширь, волю, пространства, не имеющие границ или пределов, отождествляемся с галактикам или со всем космосом. Положительные внутриутробные переживания могут также соединяться с архетипическими видениями Матери-природы – безопасной, прекрасной и безусловно-питающей, подобно «доброй матке».
Когда же мы воспроизводим в памяти эпизоды внутриматочных нарушений, воспоминаний о «злой матке», у нас возникает чувство темной, зловещей угрозы, что нас чем-то травят. Весь мир грозит нас уничтожить и помешать нашему комфортному существованию.
Вторая БМП в памяти воскрешает начало биологического рождения. На уже полностью развернувшейся первой стадии биологического рождения маточные схватки периодически сдавливают плод, но шейка матки все еще не раскрыта. Каждая схватка вызывает сдавливание маточных артерий, и плоду угрожает нехватка кислорода. Воспроизведение в памяти этой стадии рождения, как правило, сопровождается образами людей, животных и даже мифических существ, пребывающих в состоянии страдания и безнадежности, схожим с положением плода, зажатого в клещи родового канала. Мы переживаем отождествление себя с узниками в темнице, жертвами инквизиции, обитателями концлагерей. Наши страдания попавших в капкан животных или достигают архетипических измерений. Находясь под влиянием этой матрицы, мы поражены избирательной слепотой и не способны увидеть что-либо положительное в нашей жизни и в человеческом существовании вообще.
Третья БМП это переживание прохождения процесса проталкивания плода через родовой канал уже после раскрытия шейки матки и нисхождения головы в малый таз. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но шейка раскрыта и допускает теперь постепенное проталкивание плода через родовой канал. Это вызывает сильное механическое сдавливание, боль, а часто высокую степень недостатка кислорода и удушье. Естественным сопровождением такого столь сильно стесненного и угрожающего жизни состояния является переживание сильной тревоги. БПМ 3 – чрезвычайно сложный и яркий образец переживаний. Помимо действительно реалистичного воспроизведения в памяти разных стадий борьбы при прохождении родового канала, он включает в себя широчайшее разнообразие видов образности, черпаемых из истории, природы и архетипических сфер. Из всего этого наиболее значимым является атмосфера титанической борьбы, агрессивные и садомазохистские сцены, опыты извращенных половых отношений, демонические сюжеты, скотологические увлечения и столкновение с огнем. Большинство из этих сторон БПМ 3 могут быть содержательно отнесены к некоторым анатомическим, физиологическим или биохимическим характеристикам соответствующей стадии рождения.
Четвертая перинатальная матрица БПМ 4 переживание смерти и возрождения) соотносится с третьей клинической стадией родов – окончательным выталкиванием плода из родовых путей и обрезанием пуповины. Когда мы переживаем эту матрицу, мы завершаем предшествующий трудный процесс проталкивания через родовые пути, достигаем взрывоподобного освобождения и появляемся на свет. Часто это может сопровождаться подробными и правдивыми воспоминаниями об особых сторонах этой стадии рождения.
Воскрешение памяти о биологическом рождении переживается не только как простое механическое проигрывание исходного биологического события, но также как духовно-душевная смерть и возрождение. Чтобы это понять, нужно представить себе, что происходящее в этом процессе включает в себя некие важные дополнительные элементы. Из-за того, что ребенок в процессе рождения полностью ограничен и не имеет никакого способа выразить крайние чувства и отреагировать на вызванные сильные физические ощущения, память об этом событии остается психологически не усвоенной и не проработанной.
Согласно теории С.Грофа наше отношение к себе и наши установки по отношению к миру в послеродовый период несут в себе напоминания о той уязвимости, беспомощности и слабости, которые мы пережили при рождении. Мы прошли этот физиологический процесс, не будучи вовлеченными в него эмоционально. Мы умерли как живущий в воде и родились как воздуходышащее существо.
Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.
Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание . Если переводить на русский, то holos - целый, tropos - направление, стремление. Т.е. стремление к целостности. Это очень интересный метод, и отношение к нему в среде психологов неоднозначное. Холотропное дыхание - один из самых эффективных методов, использующий глубокие измененные состояния сознания в терапевтических или исследовательских целях. В процессе холотропного дыхания у человека могут возникать сильные телесные ощущения и эмоциональные переживания. В первые дыхательные сессии переживания часто связаны с решением наиболее актуальных проблем и состояний, воспринимаемых человеком, как травматические. Это действительно один из самых эффективных методов трансформации внутреннего мира человека, и те, кто не желает беспокоить «своих скелетов в шкафу», интуитивно избегают этого метода и распространяют нелепые домыслы, вызывающие у других людей боязнь и недоверие
Типичный результат хорошего холотропного сеанса - глубокое эмоциональное облегчение и физическое расслабление; многие люди рассказывали, что чувствовали себя при этом более расслабленно, чем когда-либо раньше, продолжающееся в течение сеанса интенсивное дыхание оказывается таким образом чрезвычайно мощным и эффективным средством уменьшения стресса и ведет к эмоциональному и психосоматическому здоровью. Спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психиатрических пациентов можьо рассматривать как попытки самолечения организма. Подобное понимание можно найти в литературе по духовным проблемам. В сиддха-йоге и кундалини-йоге намеренное интенсивное дыхание (бхастрика) используется в качестве одной из медитативных техник, а эпизоды быстрого дыхания, называемые "крийа", часто возникают спонтанно как одно из проявлений Шакти, или активизированной энергии кундалини. Эти наблюдения указывают, что спонтанные эпизоды быстрого дыхания, возникающие у психиатрических пациентов, следует скорее поддерживать, чем подавлять любыми средствами.
В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Так же как и контролируемое дыхание, музыка и другие формы звуковой технологии в течение тысячелетий использовалась как мощное средство изменения сознания. С незапамятных времен монотонное пение и барабанный бой использовались шаманами в различных частях мира. Многие незападные культуры независимо друг от друга создали ритмические рисунки, которые в недавних лабораторных экспериментах проявили способность заметно воздействовать на физиологическую ацтивность мозга, что отражается в изменениях ЭЭГ. На этом фоне манифестируются именно те психотравматич. моменты жизни индивида, которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.
Внутренние переживания в необычных состояниях сознания могут создать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с необычными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления таким образом, что внутренняя мудрость тела выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени.
Разница между большинством психотехник, основанных на вербальной работе и работой в необычных состояниях сознания под наблюдением состоит в том, что традиционная психология ожидает от психолога структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От психотерапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется ведущим.
В целом концепция трансперсональной психологии представила новые возможности изучения индивидуального и коллективного бессознательного, описала неизвестные в традиционной психологии уровни психической жизни, включающие феномены архетипических знаний, переживания из предыстории жизни личности, ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения.
Трансперсональная психология ("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная ) — это направление в современной психологии , исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом , бихевиоризмом и гуманистической психологией .
Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии. Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме ("holos" — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.
В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.
Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию : телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение. В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций , используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.
К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг . Ребефинг (от англ. "rebirthing" — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр .
Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.
В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.
Гроф выделял два вида сознания : ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.
Психика человека богаче, чем мы себе представляем. Наше подсознание таит в себе такие сокровища, которые не обнаружишь в обычном состоянии. Из глубин подсознания можно вытащить такие воспоминания о своей жизни, о которых активное сознание не имеет никакого представления. Причём, эти воспоминания могут быть живыми, интенсивными и превзойти реальные переживания материального мира.
Человек, прошедший через такой опыт, испытав ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Он обретает чувство радости, безмятежности, появляется вкус к жизни. Также происходят качественные изменения течения заболеваний. Трансперсональные переживания имеют огромное значение для творчества и обладают особым терапевтическим потенциалом.
Установив связь с надличностной сферой своей психики, вы сможете разобраться с любыми трудностями, встречающимися на вашем жизненном пути.
Одна известная поговорка гласит: «Выше головы не прыгнешь». С этим трудно поспорить, так как физически такое невозможно осуществить. А вот выйти за рамки своего «я» вполне реально, по крайней мере, так говорит трансперсональная психология.
Психология вне себя
Слово "трансперсональный" значит "выходящий за рамки конкретной персоны". Можно сказать, что существующая за пределами разумного опыта, за пределами человека. Первое упоминание о трансперсональной психологии датировано 1902 годом. О ней говорил на лекциях Уильям Джеймс. Именно его некоторые исследователи считают основателем трансперсональной психологии, хотя первым, кто заговорил о трансперсональном бессознательном, был Карл Юнг. Он использовал этот термин как синоним коллективного бессознательного.
В самостоятельную науку это направление оформилось в конце 60-х годов прошлого века как направление гуманистической психологии. Представителями трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Мейлз Виз, Алан Уотс и другие.
Измененное сознание
Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.
Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления - преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?
Уильям Джеймс
В джиффордских лекциях, которые назывались «Многообразие религиозного опыта», У. Джеймс акцентировал внимание на том, что для понимания духовных переживаний необходимо пользоваться эмпирическими методами. Ученые допускают ошибку, когда начинают делить реальность на объект наблюдения и субъект, потому что все зависит от внешнего наблюдателя. То, как человек интерпретирует видимую им реальность, должно стать предметом исследования. В результате можно будет исследовать, каким уровнем сознания обладает индивид и насколько ему нужна духовная трансформация.
Абрахам Маслоу
Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности - «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.
Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.
Новая школа
Спустя несколько месяцев после того, как Маслоу заявил о необходимости создания «четвертой силы», в штате Калифорния, в Менло-Парке, произошло собрание ученых, на котором присутствовали А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, М. Виз, Д. Фейдимен и С. Маргулис. Задача этой встречи - создать новую школу, которая могла бы заниматься изучением опыта, доступного человеку, включая и измененные состояния сознания. Сначала получило название трансгуманистического, но после ученые пришли к общему согласию и дали ему современное имя.
Чтобы обозначить предмет трансперсональной психологии, ученые вывели два аспекта изучения: субъективный и объективный. В субъективном аспекте ученые исследуют опыт человека, которому удалось покинуть пределы собственной личности и соединиться с космосом и природой. В сегменте объективных исследований ученые изучают факторы, которые влияют на человеческое поведение и мышление.
Через два года после основания этой школы была создана Ассоциация трансперсональной психологии. После смерти А. Маслоу и Э. Сутича новое течение разделилось на три основных направления. Первое базировалось на исследованиях Станислава Грофа, второе было создано на основе учений Кена Уилбера. У третьего направления не было своего представителя, в нем были сосредоточены основные засады развития и достижения нового течения в психологии.
Особенности
Трансперсональная психология - это особый раздел в психологии, что не только исследует измененные состояния сознания, но и создает методы, которые помогут человеку решить его внешние и внутренние проблемы. Это ответвление психологии не ограничивает себя какими-то рамками или условностями. Здесь успешно совмещаются новые теории, взгляды и подходы с восточным мировоззрением.
Психологи этого изучают духовный мир человека, которому раньше не придавали особого значения.
Трансперсональная психология отличается от других течений сочетанием разных направлений и наук. Здесь присутствуют и психологические направления, и философия, точные науки и духовные практики.
Основные направления
К самым существенным направлениям в трансперсональной психологии относятся:
- Исследование измененных состояний сознания.
- Изучение духовных практик в разрезе психиатрии и психологии.
- Парапсихология.
- Дыхательные упражнения.
- Йога и медитация.
- Фармакологические и психоделические препараты.
- Целительные практики.
- Духовный рост и процессы старения.
- Смерть и переживания, с ней связанные.
Переживания
Личность в трансперсональной психологии подчас подвержена переживаниям. Трансперсональная наука делит их на две группы: переживания в расширенных состояниях сознания и за его пределами.
К первой подгруппе относят опыт, полученный в пределах пространственно-временного континуума. Например, предсмертные состояния, рождение, перинатальный период, ясновидение, возвращение в прошлые жизни, телепатия и т. д. Что касается второй подгруппы, то к ней относят духовный и медиумический опыт, во время которых человек вступает в контакт с высокоразвитыми существами или происходит слияние человеческого сознания со сверхпланетарным.
Школы, направления, непринятие
Сегодня в трансперсональной науке выделяются такие направления:
- Психология Юнга.
- Архетипическая, или глубинная, психология, основанная на учениях Д. Хиллмана.
- Психосинтез.
- Работы Маслоу, Уилбера, Тарта, Уошберна, которые выделились в одно направление.
- Работы Станислава Грофа.
- Психотерапия.
Как бы ни звучало, но в настоящее время Американская психологическая ассоциация не признает трансперсональную психологию как полноценное психологическое направление. Ученые по всему миру считают, что течение является еще одним явлением псевдонауки.
Научные сообщества не признают современные направления в трансперсональной психологии. Гуманистические идеи, на которых ранее базировались первые подходы нового психологического направления, сейчас подвергаются критике со стороны консервативно настроенных ученых. Хотя в этом нет ничего удивительного, на протяжении всей истории человечества общество всегда с негодованием относилось к новым, революционным взглядам.
Теория Кена Уилбера
И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.
Согласно существует 5 уровней:
- Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
- Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
- Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он - личность, а есть и внешний мир.
- Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
- Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.
Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.
Трансперсональная психология Грофа
Большой вклад в развитие этого течения сделал введя понятие холотропной терапии. Под этим понятием подразумевается теория и практика психотерапии и самопознания в измененных состояниях восприятия, которые ведут к возвращению целостности. Чтобы разработать этот метод, ученый 30 лет изучал состояние измененного сознания. Сейчас холотропную терапию используют:
- Для решения безвыходных ситуаций.
- Лечения расстройств психического характера.
- Лечения психосоматических заболеваний.
- Развития талантов и способностей.
Суть терапии
Достижения Грофа в трансперсональной психологии больше предназначены для практического применения. Суть холотропной терапии основана на активации бессознательной части сознания. Для этого используется специальная техника холотропного дыхания и особые музыкальные произведения.
Эти приемы позволяют активизировать внутренний энергетический поток, который превращает подавленное состояние в поток переживаний. Тогда человеку нужно только следовать за этим потоком, куда бы он его ни привел. Энергия способна самостоятельно отыскать путь к исцелению.
Холотропное дыхание создает такие условия, при которых весь мусор, накопленный в подсознании, выходит совершенно естественным образом. Незавершенные дела высвобождаются через движения, невысказанные слова превращаются в различные звуки, подавленные эмоции высвобождаются через мимику и позу. Эта работа должна продолжаться, пока все, что было разбужено дыханием, не иссякнет и тело полностью не расслабится.
Сеансы холотропной терапии
Пребывая в состоянии измененного сознания, человек может вернуться в прошлое и вновь увидеть или даже заново пережить травматические события своей жизни. Наблюдая за событиями прошлого, человек получает возможность понять произошедшее, принять сложившуюся ситуацию и освободиться от груза прошлого. Стоит отметить, что индивид получает возможность посетить не только события своего прошлого, но и свои прошлые жизни. А это куда сильнее может изменить его взгляды на мир. Увидев свои прошлые воплощения, человек поймет, почему он родился именно в этом месте и времени. Он сам сможет ответить на вопросы, почему именно такие возможности у него есть, поймет, какими способностями обладает и почему его окружают именно эти люди.
На сеансах холотропной терапии человек может ощутить себя растением или животным, может общаться со сверхчеловеческими существами и испытает опыт единения с Вселенной. Даже сегодня холотропная терапия считается одним из лучших достижений трансперсональной психологии. Ощутив подобные переживания, человек больше никогда не станет прежним, нет, он не потеряет себя, наоборот, поймет, в чем состоит его истинное предназначение, и по-новому посмотрит на мир.
Трансперсональная психология - это наука, которая изучает измененное состояние сознания. Несмотря на то что ее никогда не признают в научном сообществе, она будет существовать, ведь человек - это не просто кожа да кости, но еще и душа, стремящаяся соединиться с Вселенной.
Трансперсональная психология – направление современной психологии, изучающее сознание и трансперсональные (надличностные) переживания человека, их природу, форму, причину и следствия. Трансперсональная психология рассматривает сознание в единстве и широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, мистические и религиозные переживания, духовные кризисы, околосмертные состояния, развитие интуиции, творчества, личностные ресурсы, парапсихологические феномены.
Иногда, о трансперсональной психологии говорят как о «четвертой силе» - после психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии.
В трансперсональном подходе при исследовании психики человека учитываются как данные предшествующих направлений современной психологии и других наук, так и результаты многовековых исканий разнообразных духовных и культурных традиций Востока и Запада.
Истоки
Существует личностная преемственность и смысловая связь между гуманистическим и трансперсональным проектами в психологии. Основателями этих направлений были одни и те же люди - А Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Гуманистическая психология возникла, как результат осмысления процессов, происходящих в различных странах, как в общественной жизни, так и в психологии в 60-ые годы прошлого столетия. В социальной сфере это было время массового движения молодежной контркультуры, направленной на поиск новых форм общности людей, не ограниченных стереотипами, сформированными традиционным семейным укладом и здравым смыслом, определяющих материальное благосостояние людей их основной жизненной ценностью. В психологии это был протест против засилья бихевиоризма и фрейдизма, которые, ограничив предмет своего изучения поведением человека, фактически исключили исследование сознания и личности человека. Представители «новой волны», признавая значительный вклад З. Фрейда в развитие психологии, видели и ограниченность психоанализа. Маслоу считал, «что Фрейд дал нам психологию болезни, а мы теперь должны дополнить ее психологией здоровья».
Наиболее весомым вкладом в гуманистическую психологию Маслоу можно считать его концепцию самоактуализирующейся личности. Он выдвинул свою знаменитую «иерархию потребностей», на вершине которой находится потребность человека в самореализации, или, по его собственному определению, «полное использование талантов, способностей и возможностей».
Гуманистическая психология не стала строго организованной теоретической системой и ее следует рассматривать скорее как движение, то есть особую группу новых для того времени и плодотворных теоретических подходов к личности в психологии и психотерапии. И. Ялом известный психолог и писатель, один из активных создателей «третьей волны» пишет: «В большом шатре гуманистической психологии приют находил каждый, и вскоре там образовался хаос различных школ и течений, которые даже на экзистенциальном эсперанто едва могли объясняться между собой. Гештальттерапия, трансперсональная терапия, группы встреч, холистическая медицина, психосинтез, суфизм и многое, многое другое – все это оказалось под одной крышей».
Большой значение в развитии гуманистических, а в дальнейшем и трансперсональных принципов в психологии имела деятельность Института Исален (Колифорния, США). Здесь в разное время жили и проводили семинары, читали лекции люди, которые во многом определили современное лицо гуманистического и трансперсонального движений в психологии. Это Алан Уотс, Олдос Хаксли, Кен Кизи, Джоан Бэйез, Дж.В.Райн, К. Кастанеда, Л. Паулинг, П. Тиллих, А. Маслоу, И. Рольф, Ф. Перлз, В. Шютц, С. Гроф и др.
С середины 60-х гг. основатели и идеологи «третьей волны» стали относиться к гуманистической психологии как к направлению, которую необходимо расширить и дополнить.
«Четвертая волна»
В предисловии ко второму изданию своей книги «К психологии Бытия» Маслоу заявил, что считает «гуманистическую третью психологию переходной формой, готовящей нас к более "высокой", четвертой психологии, – трансперсональной, трансчеловеческой, скорее обращенной к миру вообще, чем к человеческим потребностям и интересам, выходящей за пределы человеческой природы и самобытности человека, его самоактуализации и т.п.».
В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое направление, в 1968 году кругом его основателей - А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и др. – было узаконено название “трансперсональная психология”. Следует отметить, что впервые термин “transpersonal” (трансперсональное) использовал еще в 1905 году американский психолог Уильям Джеймс в своем курсе психологии в Гарвардском университете.
Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых психодуховных практиках. Среди своих основных предшественников основатели трансперсональной психологии указывают, американца У. Джеймса, который по праву считается первым трансперсональным психологом за опубликованную в 1902 году пионерскую работу “Многообразие религиозного опыта”, австрийца Отто Ранка с его идеей травмы рождения, швейцарца К.Г. Юнга, обогатившего психологию теорией архетипов, мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения, а также американских трансценденталистов - Эмерсона и Торо.
В 1969 г. вышел первый номер "Журнала трансперсональной психологии" (The Journal of Transpersonal Psychology).
В 1980 году в Австралии на Филипп Айленд, недалеко от Мельбурна прошла первая Международной трансперсональной конференции.
Направления исследований
Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистической тягой к преодолению границ прежнего предметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики.
Новое предметное поле, вобрало в себя как достижения, накопленные к тому времени, научной психологии и психотерапии, так и подходы сохраненные в восточных мистических традициях, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, а также в традициях шаманизма древних цивилизаций.
Мировоззренческой основой нового направления психологии послужили результаты современных исследования человеческого мозга и открытий в области квантовой механики (в первую очередь это исследования нейрохирурга Карла Прибрама и физика Дэвида Бома), которые создали широкие перспективы для изучения сознания.Благодаря этим исследованиям стало ясно, что « та фикция, которую мы считаем индивидуальным сознанием, по существу включает в себя весь потенциал универсального сознания, а та реальность, в которой мы так уверены, быть может, является только одной малой частью гораздо более широкого спектра , в который мы не можем встроиться с помощью несомненно ограниченных возможностей нашего восприятия».
Изучая сознание и глубины человеческой психики с указанных позиций, трансперсональная психология:
Сделала предметом науки психологические измерения мистического и религиозного опыта;
Поставила задачу обоснования психологии на материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций за время существования человеческой цивилизации;
Предложила новую, расширенную картографию человеческий психики;
Ввела новаторские взгляд она духовные кризисы как источник развития человека, а не его патологию;
Дала мировому духовному опыту человечества научное выражение, которое позволило заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы - в экстатических состояниях, на границах его жизни и смерти.
При этом она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесноориентированная психотерапия, психосинтез, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и др.
Лидерами современной Трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, Ф. Воон, М. Мерфи, М.Уошберн, Р. Мецнер и др., каждый из которых развивает свои школу, методы и направление исследований.
Холотропный подход
Среди исследователей трансперсональных миров одно из первых мест по праву принадлежит Станиславу Грофу. С 1961 года он возглавлял в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств. С 1973 по 1987 год С. Гроф живет и работает в Институте Эсален (США). В этот период вместе с женой Кристиной он разрабатывает холотропное дыхание - уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста, который является базовым методом трансперсональной психологии. Понятием "холотропное" (holotropick - с греч.: стремящийся к целостности) обозначается сознание, не имеющее границ и охватывающее явления и предметы, не входившие когда-либо в контакт с конкретным человеком.
Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей:
- (Фрейдового) личного и биографического бессознательного;
Трансперсонального бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном);
Перинатального бессознательного, являющегося мостом между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения. Четыре аспекта этой части бессознательного Гроф назвал четырьмя базисными перинатальными матрицами, которые стали визитной карточкой его метода.
Гроф в своих работах дает классификацию трансперсональных переживаний, выявленных в его исследованиях.
Холотропная стратегия в психотерапии основывается на данных изучения необычных (расширенных) состояний сознания и представляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам различных школ глубинной психологии, которые подчеркивают вербальную коммуникацию между терапевтом и клиентом и эмпирической психотерапией, проводимой в обычных состояниях сознания. Главная цель холотропной терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, содержащуюся в эмоциональных и психосоматических симптомах, и трансформировать эти симптомы в поток переживания. Роль терапевта в холотропной терапии состоит в том, чтобы поддерживать процесс переживания с полной верой в него и без попыток управлять им или изменять его.
Теория спектра сознания
Кен Уилбер является одним из виднейших теоретиков трансперсональной психологии. Выдвинутая Уилбером идея состоит в попытке согласованной интеграции почти всех областей знания от физики и биологии, теории систем и теории хаоса, искусства, поэзии и эстетики, всех значительных школ и направлений антропологии, психологии и психотерапии, великих духовно-религиозных традиций Востока и Запада.
Уилбер делает следующий вывод: «… создается впечатление, что хорошо знакомое и все же в высшей степени таинственное явление, называемое сознанием, представляет собой как бы спектр, нечто вроде радуги, состоящей из нескольких диапазонов или уровней самоотождествления… Этот спектр непрерывно покрывает все возможные уровни состояний сознания от состояния единства человека со Вселенной до уровня маски, на котором человек сужает «свою самотождественность до одной из частей своего ума, отчуждая от себя и вытесняя теневые или нежелательные стороны собственной психики». В описанном спектре сознания Уилбер выделяет пять уровней: сознание единства – организм в целом – эго – персона – тень.
Рассматриваемая картография сознания позволила Уилберу выдвинуть «интегральный подход» в рассмотрении современного состояния психологии и психотерапии, которое характеризуется наличием большого разнообразия и противоречивостью подходов и методов в работе с сознанием. Суть «интегрального подхода» заключается в том, что «разные религиозные и психологические школы представляют собой не столько взаимоисключающие подходы к рассмотрению человека и его проблем, сколько дополняющие друг друга подходы к рассмотрению разных уровней человеческого сознания. При этом все множество школ распадается на пять-шесть ясно различимых групп и становится очевидным, что каждая группа ориентирована преимущественно на какой-то один из диапазонов спектра сознания».
Модель «спектр сознания», оказалась очень плодотворной и позволила Уилберу сформировать подход к описанию эволюции человеческого сознания в рамках проекта Атман. «Ему удалось самым убедительным образом показать, что мотивирующей силой на всех уровнях эволюции (кроме уровня изначального единства самого Атмана) является целенаправленное стремление человека к исходному космическому единству».
Особенности и перспективы
Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью.
Прикладное значение трансперсональной психологии в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития, для психологического оздоровления общества.
Перспективность трансперсональной психология определяется тем, что она как направление современной психологии содействует исследованию путей гармоничного и целостного развития человека, повышению его творческой активности и обновлению жизни. Методы трансперсональной психологии, включая интенсивные интегративные психотехнологии, способствуют позитивным личностным изменениям, самопознанию и важным открытиям в отношении постижения смысла жизни и смерти, гармонизации отношений человека с собой и окружающими людьми, его движению к целостности и единству с миром.
Использованная литература:
Гроф C. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М.: ТПИ, 1994. – 504 с.
Маслоу А. Мотивация и личность/ Пер. А.М.Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. – 412 с.
Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, 1997б. – 304 с.
Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние. – М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2004. – 603, c.
Нэвилл Д. Трансперсональная психология / Пер. с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований; Львов: «Инициатива», 2001. - 208 с. (Серия: «Трансперсональная психология»).
Развитие науки о человеке в наши дни активно продолжается – об этом свидетельствует возникновение и само существование трансперсональной психологии. Ее родоначальники заложили фундамент универсального, новаторского понимания мира и личности, методов ее развития.
Характеризуя трансперсональную психологию как подход из будущего, специалисты стремятся воссоздать целостную, гармоничную картину мироздания, где человек перемещает границы своих возможностей, сознавая общность не только с другими людьми, но и с Вселенной. Что является содержанием данного подхода, на чем он основан, как трансперсональная психология развивается сейчас? Попробуем найти ответ.
Суть термина «трансперсональная психология» (ТП) напрямую можно свести к эквиваленту психологии «вне пределов личности», «сквозь личность». Она занимается рассмотрением особенных (трансперсональных) состояний нашей психики и сознания. Здесь создаются методы, способные решить проблемы, существующие вне и внутри личности, а также – методики познания себя, самосовершенствования и самореализации, обеспечения роста духовного потенциала.
ТП имеет интересный и широкий предмет изучения:
- особенности расширенного состояния сознания;
- феномены парапсихологии;
- духовные практики в разрезе психиатрии и психологии, в т.ч., религиозные (в буддизме, индуизме, христианском мистицизме, шаманизме и т.п.);
- психофармакология и действие препаратов психоделического плана;
- методы дыхательного воздействия на психическое состояние (холотропное дыхание, ребефинг);
исцеляющие практики народов (индейцев и проч.); - медитация и практика йоги;
- процессы старения, смерти и умирания;
- особенности духовного роста.
ТП «замахивается» именно на охват интегративной, полной картины всего сущего: ведь парадигма и все разработки различных наук описывают лишь ограниченную часть реальности.
Отличие трансперсональной психологии от других наук
Современные направления в психологии претендуют на роль сугубо научных и объективных, их исследования подтверждаются фактами и через проведение исследовательских экспериментов. Но традиционная наука о человеке несколько игнорирует отдельные феноменологические проявления личности – трансперсональный опыт.
Трансперсональный подход в психологии более сосредоточен на специфических сферах знаний о человеке:
- на особенном понимании психики, которая «соразмерна всей вселенной (всему сущему)» и не должна ограничиваться личностным опытом;
- на вдохновляющих для творчества явлениях – их природе, формах, причине и следствии;
на изучении человеческого сознания в сочетании с творческим разумом Вселенной, когда личность рассматривается в многообразии контекстов (межличностном, межкультурном, экологическом, космическом); - на целостности рассудка и телесности, которые неотъемлемо существуют друг от друга и по отдельности не определяют целое (личность человека), но в сочетании позволяют жить в гармонии с собой ;
- на широте охвата и адаптивности, когда в сферу интересов ТП попадают даже диаметральные области знаний (религия и физика, к примеру).
Четко можно сформулировать чем ТП не является: ее называют скорее паранаукой, до научной дисциплины она не суживается, почти все научные общества выступают с критикой по поводу слабости научных оснований подхода и результативности применяемых в нем методов. Хотя популярность ТП от этого не уменьшается и даже растет!
Пересматривая сложившиеся традиции научного подхода, ТП удается объединять несочетающиеся с научной точки зрения психофизику и психофизиологию.
Представители трансперсональной психологии
Основатели изначально дали имя трансперсональной психологии как «четвертой силе» – поставив ее в один ряд с уже существующими традициями бихевиаризма, психоанализа и гуманистического подхода.
Истоки новой традиции закладывались уже в разработках Карла Юнга. Его архетипы – символы, сложившиеся за долгие годы существования человечества, являются интегрированным опытом людей и коллективным бессознательным. Именно с их помощью может осуществляться исследование глубинных (духовных) уровней психики.
Юнговское личностное развитие человека превращается в познание и интеграцию разрозненных смыслов коллективного бессознательного (его символов – архетипов).
Абрахам Маслоу
А.Маслоу по праву признан родоначальником – как гуманистической психологии, так и трансперсональной. Для последней он четко выписал общие принципиальные моменты. Учение про самоактуализацию личности прославило его в области гуманистического подхода.
Видя ограниченность гуманистической психологии, Абрахама Маслоу заинтересовали «пиковые переживания» личности:
- кульминационные мгновения любовных отношений;
- инсайты (внезапное «озарение»);
- ситуации экстаза;
- утрата границ своего «Я».
Эти исследования явились каркасом будущей «четвертой силы». А спустя некоторое количество времени (1968 г.), в ходе заседания по поводу создания новой научной школы, ученый Абрахам Маслоу и психотерапевт Энтони Сутич поддержали предложение своего коллеги ввести термин «трансперсональная психология». Автором названия школы психологии стал Станислав Гроф.
Про успешность начинания говорит тот факт, что уже в 1969 году трое упомянутых исследователей издали 1-й номер журнала, полностью посвященного новому направлению в психологии и с таким же названием (Journal of Transpersonal Psychology).
Станислав Гроф
Психолог чешского происхождения, С.Гроф стал известен как руководитель программы по изучению психоделиков (класс психоактивных препаратов, меняющих восприятие, эмоциональную сферу и сознание) в одном из центров психиатрических исследований в США. Хотя психоделические вещества уже в 1973 году оказались под запретом, их исследования подтолкнули Станислава Грофа к созданию авторской концепции холотропной терапии.
Данный подход автором охарактеризован как теоретическая и практическая основа психотерапевтической работы и самопознания через измененные состояния сознания. Ядром концепции является усилия и активность личности по восстановлению целостности. Здесь совмещены опыт по изучению измененных состояний сознания человека под воздействием психоактивных препаратов (например, ЛСД) с нефармакологическим влиянием на сознание личности.
С.Грофом был предложен метод холотропного дыхания, в ходе использования которого снимаются блоки, удерживающие внутренний поток энергии человека – тогда возможным становится активизировать подавленное сознание и превратить его в поток познавательных переживаний.
Владимир Майков
Отечественные представители ТП удачно адаптируют и развивают опыт западных исследований. Первый президент ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП) Владимир Майков инициировал распространение холотропной терапии в России.
Внедряя традиции ТП через тренинговую работу, В.Майков раскрывает возможности практик холотропного дыхания и пневмосинтеза как средства разрешения жизненных затруднений. Философия поддержки, основанная на холотропной мудрости, противопоставляется манипулятивной философии и философии управления человеческой психикой.
Лишь расширенные состояния сознания, достигаемые через дыхательные практики, проявят механизмы интеграции до того разделенных во времени и пространстве переживаний, людей, событий. Тогда раскрываются грани единого процесса исцеления и самопознания.
Многообразие трансперсонального подхода легло в основу совместного издания В.Майкова с В.Козловым (доктором психологических наук, психологом-практиком), в нем показаны фундаментальные основы ТП, представлены идеи о ее роли, функциях, значении для современного мира (в культуре и науке про особенности психики человека).
Герман Карельский
Практическую работу по обучению принципам ТП проводит еще один учредитель АТПП – Г.Карельский. Будучи соавтором программы духовного акушерства и перинатальной психологии, Герман Карельский способствовал продвижению альтернативного акушерства через многолетнюю подготовку профессионалов в этой области.
Как сертифицированный специалист международного уровня в психотерапии методами ТП, Г.Карельский реализует практику развития личности посредством интенсивных интегративных технологий. Тут психика человека рассматривается как комплекс дихотомических (дуальных, противоположных) структур, а развитие – сущностное слияние пространства Я с не-Я.
Трансперсональная психология: методы исследования
Методы исследования в ТП основаны на использовании устоявшихся и передовых подходов. К традиционно психологическим методам в ТП следует отнести: психофизиологические (активность мозга исследуется через ЭЭГ – электроэнцефалографию), психодиагностические (применяются тестовые методики и опросники – индекс базовых духовных переживаний, методика САН).
Сугубо трансперсональными можно назвать:
- психоделические методы (использование фармакологии – психостимуляторов);
- дыхательные психотехники;
- работа с органами чувств (воздействие на анализаторы – зрительные, слуховые);
- визуализация и работа с воображением.
Отдельно существуют техники инициации измененного состояния сознания (ИСС). В практике используются несколько приемов, которые берутся из различных областей (религиозных, шаманизма, мистицизма):
№ п/п | Название техники ИСС | Содержание техники ИСС |
---|---|---|
1 | Фокусировка внимания и внезапное его переключение | прикосновение предметом в момент суггестии (жезлом, символическим предметом) |
2 | Стимуляция через жидкостную депривацию | отказ от питья на некоторое время, воздержание от жидкости при интенсивных физических нагрузках |
3 | Усиленная двигательная активность | безостановочный бег, бесконечный танец |
4 | Температурное (значительное снижение/повышение) воздействие | купание в ледяной воде, пробежки по снегу босыми ногами, пребывание в условиях повышенных температур |
5 | Акустическое воздействие | непрерывное песнопение, звуковое воздействие музыкальных инструментов или предметов |
6 | Ограничение двигательной активности, уединение | неподвижное сидение в уединенном, темном и тихом месте |
7 | Депривация сна | создание условий, когда невозможно погрузиться в сон |
Устоявшимися в ТП и применяемыми наиболее часто являются: холотропное дыхание, ребефинг, тета-хилинг.
Холотропное дыхание
Особенность холотропной терапии состоит в пробуждении бессознательной составляющей психики через холотропное дыхание (глубокое, с высокой интенсивностью и частотой), телесные упражнения и специальные музыкальные композиции. Под таким воздействием снимаются блоки, восполняется энергия жизненных переживаний в психике человека, которые до этого подавлялись.
Человек должен двигаться в потоке активированной энергии, спонтанные действия (движения, позы, звуки) не нужно сдерживать в ходе сеанса. Именно так отыщется путь к трансформирующему исцелению, энергия потечет в необходимое русло. Практика дыхания должна продолжаться до момента угасания потока энергии, полого расслабления тела.
Результатом сеанса должно стать обретение целостности Я. В измененной реальности могут возникать любые образы: нерешительный понравившейся женщине, преодолевая свои комплексы; женщина, утратившая свою идентичность из-за жизненного кризиса, вновь постигает очарование женственности и словно перерождается. Или запутавшийся в жизненных приоритетах человек обретает способность понять, что любит свою семью, что именно ей сейчас нужно уделить максимум внимания.
Главное, что реальность личности действительно меняется.
Ребёфинг
Техника словно заставляет пережить процесс рождение заново, тем самым проработать родовую травму и выплеснуть из себя негативные переживания. Последовательность реализации ребефинга включает 5 элементов:
- дыхание, организованное по определенному циклу (чередование вдоха и выдоха без пауз);
- достижение расслабленного состояния (мышц, психики в целом);
- особое внимание (тотальное, не пропускающее мельчайших нюансов);
- позитивное интегрирование (изменение контекста – от негатива к позитиву во всем);
- доверительное отношение к сеансу ребефинга.
Тета-хилинг
Изменение активности мозга путем сосредоточения и работы на определенной волне (тета) стало основой тета-хилинга. Через тренировки и медитативное состояние человек научается чувствовать энергетическое поле особого порядка. Тут могут возникать зрительные образы, ощущения парения в воздухе, творческие озарения.
Простейшая технология перехода в тета состояние начинается с воображения пульсирующего у себя в груди сгустка света. Дальше надо представить, что световой поток поднимается вверх (2,5 м над головой). Через короткое время поток нужно вернуть назад.
Результатом подобной визуализации должно стать ощущение необычного спокойствия в сочетании со сконцентрированным вниманием. Схему нужно повторять до состояния полного отсутствия мыслительных процессов – это и называют состоянием тета.
Обучение трансперсональной психологии
Передача и получение знаний по ТП должны носить целостный характер, активизироваться не поверхностным желанием получить диплом или формально пройти обучение («для галочки»), а скорее опираться на мотивы познания себя и мира, овладевая не только теоретическими постулатами, но и практикой трансперсональной парадигмы.
Удачным примером служит Институт интегративной психологии и психотерапии. Каждый желающий может обучаться в магистратуре по специальности «Трансперсональный психолог» и получить второе высшее образование.
Примечательной есть сама образовательная программа, опирающаяся на подходы ТП: обязательными являются дистанционное обучение и самообучение, а также практическая подготовка в виде цикла тренингов под руководством признанных специалистов в ТП, т.к. никакие книги не заменят непосредственного опыта постижения.
В заключении еще один пример проникновения традиции ТП в нашу жизнь – в культорологическую сферу.
Яркой иллюстрацией трансперсонального подхода стала одна из радиопередач – Фрэнки шоу. Она выходила на одной из российских радиостанций (около 7 лет) в виде некой биографической викторины.
Трансляция была в стиле эфира из сумасшедшего дома, а ее ведущий, умалишенный Фрэнки, каждый раз представлялся каким-либо вымышленным или реальным персонажем. В течение всей программы повествование Фрэнки велось от имени и о событиях, происходящим с персонажем. Задача слушателей – угадать, чья роль исполняется.
Подобные медиа эксперименты позволяли слушателям выйти за границы своего Я, разнообразить свою жизнь через понимание и охват другой реальности, тем самым лучше осознавать свое место в картине целостного мира.
С уверенностью можно сказать – трансперсональная психология может стать той универсальной кистью на пути самопознания, самопринятия и самосовершенствования, которая способна раскрасить любую черную полосу в жизни каждого развивающегося как личность человека.