Тор м2 зенитный ракетный комплекс характеристики. Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) Тор
ТАСС-ДОСЬЕ. 3 февраля 2018 года в Минобороны РФ сообщили, что при выполнении облета зоны деэскалации "Идлиб" в Сирии потерпел крушение штурмовик Су-25 Воздушно-космических сил (ВКС) России. Летчик успел доложить о катапультировании в районе, подконтрольном боевикам террористической организации "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ). При ведении боя с террористами пилот погиб. По предварительной информации российского военного ведомства, самолет был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса.
В Минобороны уточнили, что российским Центром примирения враждующих сторон в Сирии совместно с турецкой стороной, ответственной за зону деэскалации "Идлиб", принимаются меры по возвращению тела летчика.
Су-25 (по классификации НАТО - Frogfoot) - бронированный дозвуковой всепогодный турбореактивный штурмовик. Предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя, уничтожения наземных объектов и малоскоростных воздушных целей. Разработан в первой половине 1970-х годах в опытном конструкторском бюро (ОКБ) П.О. Сухого (Москва). Генеральный конструктор - Павел Сухой, главный конструктор - Олег Самойлович. Рабочий шифр самолета - Т-8.
Опытный образец впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года, его пилотировал заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин. Самолет серийно строился на Тбилисском (1978-2008 годы), а также Улан-Удэнском авиационных заводах (1978 год - н. в.). Всего предприятиями выпущено более 1 тыс. 300 машин этого типа. В ВВС СССР находился в эксплуатации с 1981 года, официально был принят на вооружение только в 1987 году Минобороны России планирует использовать самолет в модернизированных вариантах Су-25СМ и Су-25СМ3 как минимум до 2020 года.
Летно-технические характеристики
Экипаж - 1 человек (2 в учебных модификациях). Аэродинамическая схема самолета - двухдвигательный высокоплан с трапециевидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и трехопорным убираемым шасси с носовым колесом. Бесфорсажные турбореактивные двигатели размещаются в мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Кабина пилота и двигательные отсеки бронированы. Длина Су-25 - 15,53 м, высота - 4,8 м, размах крыла - 14,36 м. Максимальная взлетная масса - 16 тыс. 500 кг., максимальная боевая нагрузка - 4 тыс. 340 кг. Радиус действия с боевой нагрузкой 2 т - 400 км (у земли) и 700 км (на высоте). Максимальная дальность полета с максимальной боевой нагрузкой - 1 тыс. 250 км, практический потолок - 7 тыс. м.
Вооружение
Двухствольная пушка калибра 30 мм (боезапас 250 снарядов), на 10 точках подвески могут размещаться управляемые ракеты типа "воздух-поверхность" или "воздух- воздух", неуправляемые ракеты, авиационные бомбы, также штурмовик может нести стрелково-пушечные контейнеры с двухствольным пушками калибра 23 мм (боезапас 260 снарядов).
Модификации
Су-25 - базовый серийный; Су-25К ("коммерческий") - экспортный вариант базового; Су-25УБ и Су-25УБК - двухместные учебно-боевые; Су-25УТ и Су-28 - двухместные учебные; Су-25Т (Су-39), Су-25ТМ, Су-25ТК - противотанковые штурмовики; Су-25БМ - буксировщик мишеней; Су-25УТГ - учебно-тренировочный самолет для отработки посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров (эксплуатируется Морской авиацией ВМФ России); Су-25КМ "Скорпион"- модернизация для ВВС Грузии, выполненная совместно с Израилем.
Боевой опыт
Су-25 в разное время состояли на вооружении порядка 30 государств, в настоящее время этими самолетами располагают армии РФ, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Азербайджана, Армении, Анголы, Ирака, Ирана, КНДР, Перу, Чада и др. Применялись в ходе военных действий в Афганистане (1981-1989 год), ирано-иракской войне (1985-1988 год), войне в Персидском заливе (1990-1991 год), вооруженных конфликтах на территории Таджикистана (1992-1997 год), Абхазии (1992-1993 год), Нагорного Карабаха (1991-1994 год), Чеченской Республики (1994-1996 год, контртеррористическая операция 1999-2009 год), ДР Конго (1998-2000 год), Македонии (2001 год), Южной Осетии (2008 год), на Украине (в 2014 году), на севере Ирака (с 2014 года), в Сирии (с 2015 года).
Аварии и катастрофы
Точное число серьезных авиационных происшествий с участием Су-25 неизвестно. В открытых источниках приводится информация о 12 катастрофах самолетов этого типа (исключая боевые потери) в СССР и РФ, в результате которых погибли в общей сложности 13 человек.
Название «Грач» к этому самолету «прилипло» еще со времен войны в Афганистане, где новейший на тот момент получил первое активное боевое применение еще с 1981 года, хотя в состав ВВС официально вошел лишь в 1986 году. Сходство с одноименной птицей было подмечено – из-за горбинки на «холке» за кабиной пилота. Еще эти штурмовики, как и пернатые грачи, предпочитали работать большей частью в паре, а лучше группой – эффективность боевого применения повышалась. И, как их птичьи тезки червяков, легко «вытаскивали» из земли огневые точки моджахедов – из горных пещер, ДОТов, маневрирующих караванов.Этот штурмовик, начиная с Афганистана, участвовал во многих войнах и вооруженных конфликтах. И везде получил репутацию эффективного «летающего танка», способного поддерживать действия сухопутных сил своей мощной бомбовой, ракетной и пушечной поддержкой. Неслучайно этот самолет сейчас включен в состав российской воздушной группировки, которая действует в Сирии против боевиков ИГ – более надежного самолета поля боя (СПБ) не существует во всем мире.«Нынешний Су-25 существенно отличается от своих предшественников, – говорит экс-замглавкома ВВС России генерал-полковник Николай Антошкин. – У него гораздо больший арсенал вооружения и, что немаловажно, большая прицельная дальность, позволяющая поражать наземные цели не входя в зону противовоздушной обороны противника. Впрочем, и "старички" вполне эффективны. Для работы со средних высот для поддержки войск – это великолепный самолет».Он и правда великолепен и является, пожалуй, лучшим штурмовиком в своем классе – недаром Су-25 прозвали «летающим танком». «Грач» успешно решает три поставленные перед ним задачи. Первая – уничтожение танков, БТР, БМП и САУ (самоходные артиллерийские установки) противника на поле боя, на марше и местах их скопления. Вторая – уничтожение морских целей различных классов: десантные баржи, катера и более крупные цели - фрегаты и эсминцы. Третья - уничтожение авиации сухопутных войск, тяжелых и ударных военно-транспортных самолетов как на земле, так и в воздухе.Что же представляет собой в боевом плане «Грач»? имеет мощный комплекс вооружения. В него входят авиационная 30-мм пушка (единственное штатное вооружение), а также управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы различных видов. Всего на машину можно установить 32 вида различных вооружений. Штурмовик имеет десять точек подвески – по пять под каждым крылом.Самолет может использовать более десяти видов неуправляемых авиабомб, весом до 500 килограммов, неуправляемые авиационные ракеты и три вида управляемых ракет. Для использования этого вооружения самолет оснащен лазерным дальномером-целеуказателем. Впрочем, у каждой из его модификаций, а из основных – это и глубоко модернизированный Су-25ТМ (Су-39), появились свои совершенные системы вооружений и навигации.Из основных ТТХ, которые практически не отличаются от «первоисточника», известно, что этот дозвуковой самолет развивает максимальную скорость в 950 км/ч на высоте в 3 000 метров, при этом его практический потолок - 7 000 метров (без герметического оборудования). Су-25 может взлетать с грунтового аэродрома при длине разбега в 500 метров и садиться на подобный – с длиной пробега (с парашютом) в 600 метров. Дальность полета при перелете - около двух тысяч километров, при боевом применении - чуть менее 500 километров.Штурмовик имеет большое количество титановых сплавов в основе своей конструкции, что позволило снизить общую массу и при этом предоставить прочность и отличную броневую защиту. Кабина пилота является цельносварной, что повышает безопасность летчика при обстреле. Для повышения живучести машины конструкторами также была продумана система баков, которые не взорвутся даже при попадании в них пуль и осколков. Кроме этого, все системы самолета полностью дублированы, что позволяет продолжать полет даже при отказе одной из них. оснащен силовой установкой, которая состоит из двух двигателей, расположенных по бокам фюзеляжа и защищенных броней, что в свою очередь закрывает и топливные баки. Кроме пассивной защиты, самолет имеет целый комплекс активной защиты, к которой относится система радиоэлектронного противодействия, дипольные отражатели, а также система тепловых ловушек.Первые машины Су-25 имели силовую установку, которая была представлена двумя турбореактивными двигателями типа Р-25, позволяющими достичь тяги в 4100 кгс. Но вскоре эти двигатели были заменены на более новые и мощные. Двигатель нового класса имел маркировку Р-195 и давал самолету тягу в 4500 кгс. Новые двигатели давали не только больше мощности, но и были менее заметны в инфракрасном спектре, что позволяло лучше укрыть его от радаров противника.Если сравнивать «Грача» с «Бородавочником», как сами американцы прозвали свой аналогичный штурмовик А-10 «Тандерболт» II, то Су-25 явно превосходит конкурента по многим показателям. Хотя бы вот такой факт – наш штурмовик сейчас находится на вооружении 20 стран, а американский так никто и не приобрел, хотя к нему присматривалась в свое время Турция. И если «Тандерболту», похоже, уже не претендовать на господство в воздухе, то Су-25 в модификациях СМ и ТМ (Су-39), предстоит активная работа в составе фронтовой авиации России еще как минимум до 2020 года.Су-25, конечно, не сравнить по мировой популярности с автоматом Калашникова, но этот штурмовик хорошо известен и за пределами России – из-за своей огневой мощи в поддержке сухопутных войск при проведении наземных операций и из-за своей чрезвычайной живучести. Авиационный ас Герой Советского Союза Николай Тимофеевич Антошкин справедливо сравнивает его с легендарным штурмовиком Великой Отечественной войны Ил-2, который прославился именно такими же качествами.«Су-25 стал достойным преемником "летающего танка" штурмовика Ил-2, который немцы прозвали "черной смертью", – не без гордости за современную авиацию говорит Николай Антошкин. – Его нынешнее боевое применение как самолета поля боя в Сирии будет весьма эффективным. Модифицированные самолеты этого класса смогут выполнить те задачи, которые не доступны как истребителям и бомбардировщикам с одной стороны – высотной, так и вертолетам – в непосредственной близости к земле. Здесь штурмовик будет универсальным оружием».Если вспомнить применение Су-25 в Афганистане, то за восемь лет «Грачи» подтвердили высокую боевую эффективность и высокую живучесть. Тогда было выполнено около 60 тысяч боевых вылетов. Потери составили 23 самолета, при среднем налете на каждый по 2 800 часов. Сбитый штурмовик имел в среднем по 80-90 боевых повреждений. Случалось, что самолеты возвращались на базу со 150 пробоинами в фюзеляже. По этим показателям «Грач» значительно превосходил все другие самолеты, в том числе и американские, применявшиеся во время войны во Вьетнаме.
Штурмовик Су-25 уже более тридцати лет – одна из самых воюющих машин . За плечами «Грачей» войны в Афганистане, Таджикистане, оба чеченских конфликта, грузинская кампания и, конечно, продолжающаяся операция в Сирии.
К настоящему времени парк Су-25 прошел модернизацию. На обновленные машины, получившие индекс СМ, установлены современные навигационные системы и прицельный комплекс. Были и другие улучшения. Но, начиная с августовских событий 2008-го уже нельзя отрицать, что и доработанные Су-25СМ слишком уязвимы в современной войне даже против технологически слаборазвитого противника. Две главные проблемы «Грача» – как своевременно обнаружить противника и уклониться от огня ПВО .
9 августа 2008 года в Цхинвале в результате встречного боя с грузинскими войсками часть батальонной тактической группы российского 135-го мсп оказалась отрезана и, заняв круговую оборону, отбивала атаки противника. В 15.30 командование 4-й армии ВВС и ПВО перенацелило на поддержку заблокированных мотострелков самолеты 368-го штурмового авиационного полка, базирующегося в Буденновске. В операции участвовали и обычные Су-25, и .
Оказалось, что в условиях городского боя, когда грузинские войска не только отвечали огнем стрелкового оружия, но и активно применяли ПЗРК, «Грачи» действовали недостаточно эффективно. Из-за отсутствия современных оптико-электронных систем пилотам в условиях городского боя и сильного задымления было очень тяжело найти противника. Достаточно сказать, что один борт искал цель почти 11 минут. Все это время грузинские военные вели огонь по «Грачу» из стрелкового оружия и ПЗРК.
Об интенсивности работы вражеской ПВО в том бою говорит тот факт, что, по данным научно-производственной корпорации «Штурмовики Сухого», в среднем на каждый Су-25, который в том бою поддерживал в Цхинвале бойцов 135-го мсп, запускалось до шести ракет ПЗРК. От потерь пилотов-штурмовиков спасал только их высокий профессионализм. В 17.00, не выдержав непрерывных авиаударов, а также огня российской артиллерии и ближнего боя с отрезанными мотострелками, грузинские части и подразделения начали отступать, а после 19.00 полностью покинули Цхинвал. Несомненно, важнейшая роль в том бою принадлежала летчикам 368-го ошап.
А теперь ты бомбардировщик
На момент первых авиационных ударов российскими ВКС по позициям боевиков в Сирии на авиабазе «Хмеймим» были развернуты десять и два учебно-боевых Су-25УБ из состава 960-го отдельного штурмового полка из Приморско-Ахтарска. К началу вывода войск, по данным «ВПК», «Грачи» выполнили 3500 вылетов из общих девяти тысяч. В среднем каждый из десяти штурмовиков за пять месяцев боев провел в воздухе от 250 до 300 часов. Учебно-боевые машины, выполнявшие в первую очередь вспомогательные задачи (разведка погоды, осмотр районов), налетали всего по 60–80 часов на борт.
Отметим: в Сирии Су-25 работали не как классические штурмовики. Они выступили в несколько непривычном для себя амплуа обычных бомбардировщиков, сбрасывавших на противника боекомплект с высоты пять тысяч метров. Причем пилоты даже не искали цели, их координаты закладывались в бортовые системы перед вылетом.
Глазами Су-25 стали беспилотные летательные аппараты и бойцы сил специальных операций, которые после обнаружения и опознания объектов противника выдавали их точные координаты. В зависимости от типа цели штурмовики уходили на задачу с двумя или четырьмя свободнопадающими авиационными бомбами.
После взлета с авиабазы «Хмеймим» пилот выходил в район цели и задействовал бортовой прицельный комплекс, который и выводил штурмовик на объект, и автоматически сбрасывал бомбы.
«Грачи» показали в Сирии очень высокую точность, порой не уступая фронтовым бомбардировщикам , оснащенным специальной вычислительной подсистемой СВП-24. Так, по данным «Военно-промышленного курьера», подавляющее большинство сброшенных штурмовиками авиабомб независимо от времени суток и погодных условий ложилось в радиусе 10–15 метров от точки прицеливания.
При этом за счет более высоких эксплуатационных характеристик Су-25 за сутки успевали сделать больше вылетов, чем работавшие совместно с ними Су-24М и . В наиболее напряженные дни штурмовики поднимались в небо до десяти раз.
По словам представителя ВКС России, знакомого с ситуацией, сейчас, когда интенсивность боев резко упала, необходимости в Су-25 нет. Но если противоборство возобновится с прежней напряженностью, первыми на авиабазу «Хмеймим» вернутся именно Су-25, которые, как выразился собеседник, способны с высокой точностью завалить противника бомбами.
Но, несмотря на достаточно хорошие результаты сирийской командировки, нельзя отрицать, что штурмовики фактически работали как перевозчики бомб. Су-25 оказались неуязвимыми для средств ПВО боевиков в первую очередь за счет того, что летали не ниже пяти тысяч метров. Осталась серьезная проблема с поиском целей и, как признаются в НПК «Штурмовики Сухого», если бы не бойцы КССО и разведывательные беспилотники, находившие цели, эффективность «Грачей» в Сирии оказалась бы куда ниже.
Зорче и сильнее
В настоящее время в состав ВКС РФ входят четыре отдельных штурмовых авиационных полка (Черниговка, Домна, Буденновск и Приморско-Ахтарск) и штурмовая эскадрилья (Крым). До 2017 года планируется восстановить расформированный во время перехода на новый облик 899-й ошап на аэродроме Бутурлиновка. Так что пока ВКС отказываться от штурмовиков Су-25 не планируют.
По словам представителя военного ведомства, с начала 90-х идея списать «Грачей» возникала несколько раз. Главный довод противников штурмовиков – Тбилисский авиационный завод, серийно их выпускавший, остался за пределами России, а в Улан-Удэ был освоен выпуск только учебно-боевого Су-25УБ и созданного на его базе, но так и не пошедшего в серию противотанкового Су-25Т.
При этом Су-25 – надежная, неприхотливая и достаточно дешевая в эксплуатации машина. «Летающий автомат Калашникова», как говорят сами летчики и технический персонал штурмовых авиаполков. Опыт боев в Чечне показал: только эти машины могли обеспечить поддержку наземных войск.
В 2011 году Минобороны России предприняло попытку найти замену «Грачам», открыв конкурс на так называемый перспективный самолет-штурмовик (ПСШ). Рассматривалось несколько проектов, в том числе машина на базе Су-25УБ, которую планировалось оснастить герметичной кабиной, новой оптико-электронной системой, радаром и вооружить противотанковыми управляемыми ракетами «Вихрь».
Но насколько известно «ВПК», в настоящее время работы по ПСШ закрыты. Военное ведомство сделало выбор в пользу проекта глубокой модернизации «Грача», получившего индекс Су-25СМ3 .
По словам главного конструктора Су-25 Владимира Бабака, первые работы по СМ3 начались сразу после принуждения Грузии к миру. Штурмовики надо было сделать способными поражать хорошо защищенные подвижные цели, прикрытые современными средствами ПВО.
Сердцем нового штурмовика стали оптико-электронная система СОЛТ-25 и комплекс радиоэлектронной защиты «Витебск» . СОЛТ, устанавливаемый на место лазерной станции «Клен», позволяет не только обнаруживать, но и брать на сопровождение цели днем и ночью в плохих метеоусловиях на дальности до восьми километров с точностью до полуметра. В систему, способную давать изображение с 16-кратным увеличением, входят телевизионный канал, тепловизор и лазерный дальномер, который не только определяет расстояние до цели, но и подсвечивает ее для ракет и бомб с лазерной головкой самонаведения. Правда, работы по оптико-электронной системе, которую для нового штурмовика разрабатывал Красногорский механический завод, несколько затянулись и на испытания в составе всего комплекса Су-25СМ3 она выходит только сейчас.
«В августе 2008-го грузинская ПВО получала информацию от радиотехнических средств южного фланга НАТО. Как только Су-25 Буденновского полка поднимались над Кавказским хребтом, их тут же обнаруживали и стационарные радары, и самолеты ДРЛО, и РЛС, стоящие на кораблях. Данные передавались грузинским военным в автоматическом режиме, и «Грачей» ждала жаркая встреча. Ведь у Грузии были достаточно современные средства ПВО. Не только ПЗРК, но и дальнобойные «Буки» и «Осы », – вспоминает Владимир Бабак.
Поэтому второй важнейшей задачей, помимо обнаружения целей на поле боя, для конструкторов НПК «Штурмовики Сухого» стало оснащение Су-25СМ3 бортовым комплексом самообороны, способным справиться как с ЗРК типа «Бук», «Оса», «Тор» и «Пэтриот», так и с зенитными пушечными установками и ПЗРК.
«Раньше под прорывом ПВО подразумевалось преодоление некой линии. Пересек ее – и сопротивление уже минимально. Но в современном бою все возможные цели прикрывает объектовая ПВО. Надо не бояться ее, а уничтожать », – считает главный конструктор Су-25. Поэтому комплекс РЭБ «Витебск» не только ставит мощные шумовые и имитационные помехи, а, обнаружив пуск по самолету ракеты ПЗРК, отстреливает специальные ловушки, но и позволяет поразить вражеские радиолокаторы с помощью ракет Х-58 .
Кстати, «Витебск», разработанный самарским НИИ «Экран», вошел в состав бортового оборудования транспортных вертолетов Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5, а также ударных . Машины с новейшим комплексом, характерным признаком которых являются установленные на фюзеляже и узлах подвески «шарики» лазерных прожекторов, активно участвуют в боевых действиях в Сирии.
Правда, для размещения всего комплекса на борту самолета требуется достаточно много места, поэтому часть элементов «Витебска» в контейнерах Л370-3С-К25 помещается на узлах подвески, где раньше устанавливались входившие в состав боекомплекта Су-25, но снятые с вооружения ракеты Р-60.
Работу ПЗРК комплекс самообороны обнаруживает с помощью ультрафиолетовых датчиков. Правда, опять-таки из-за особенностей конструкции Су-25СМ3 на его борту не удалось разместить лазерный прожектор, способный подавить даже новейшие мультиспектральные тепловые головки самонаведения.
«Создавая Су-25СМ3, мы по опыту августа 2008 года закладывали ситуацию, когда за самолетом уже летит до шести ракет ПЗРК и от каждой нужно отбиться. В такой ситуации надо ставить групповую помеху. Лазерный прожектор справляется только с одной целью. Спасают ловушки. Мы сделали достаточно большой набор тепловых ловушек разных калибров, а также разработали различные программы их отстрела, которые выбираются автоматически в зависимости от того, с каких ракурсов к самолету идет угроза », – поясняет Владимир Бабак.
Су-25СМ3 сможет применять весь комплекс современных авиационных средств поражения, в том числе с лазерным и телевизионным наведением, а также корректируемых по ГЛОНАСС . К сожалению, в состав вооружения нового «Грача» не вошли уже реализованные на Су-25Т сверхзвуковые ПТУР «Вихрь», так как, по словам представителей НПК «Штурмовики Сухого», возникают трудности с постановкой лазерно-лучевого канала, необходимого для управления ракетами.
Как отметил Владимир Бабак, в качестве штатного ПТРК для новейшего Су-25СМ3 рассматривается создаваемый Тульским КБ приборостроения комплекс «Клевок», известный также как «Гермес». Но поскольку работы продолжаются, в состав вооружения «Грача» он, увы, пока не вошел.
Российские ВКС планируют получить к 2020 году не менее 45 штурмовиков Су-25СМ3 . Модернизация будет проводиться на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке, откуда выходят и Су-25СМ. Но на планы командования ВКС и НПК «Штурмовики Сухого» может повлиять тот факт, что во время проведения работ на модернизируемые «Грачи» нужно будет не только установить бортовое оборудование, но и предварительно провести комплексный ремонт самолетов – с восстановлением узлов, агрегатов и механизмов.
Как дальнейшее развитие семейства Су-25 его разработчики в настоящее время предложили российским ВКС самолет Су-25СМТ.
«На заводе в Улан-Удэ стоят несколько ранее выпущенных планеров Су-25Т. Мы предлагаем установить на них бортовое оборудование, аналогичное Су-25СМ3. На новой машине увеличится дальность полета, а за счет герметизированной кабины потолок вырастет до 12 тысяч метров. Готовы внести и другие изменения, повышающие возможности нового штурмовика. Если получим добро, новую машину сможем поднять в воздух уже в следующем году », – поводит итог главный конструктор Су-25 Владимир Бабак.
Смена амплуа
Если посмотреть на современный авиационный парк ВКС РФ, бросается в глаза, что в его составе нет относительно легких дешевых многофункциональных истребителей-бомбардировщиков. В начале 90-х бывший тогда президентом страны Борис Ельцин принял решение, что в российских ВВС должны остаться только боевые самолеты с двумя двигателями. В результате были списаны составлявшие основу ударной авиации Су-17 и Миг-27, а их задачи перешли к узкоспециализированным Су-25.
Как показал дальнейший опыт войн и военных конфликтов, ВВС России остро недоставало легких, простых в эксплуатации и способных выполнять большое количество вылетов в день ударных самолетов, оснащенных современными оптико-электронными станциями и применяющих как высокоточные, так и неуправляемые авиационные средства поражения. Не только старые Су-24, но и новейшие Су-34 – достаточно сложные и дорогие машины, требующие длительной подготовки к боевому вылету. Можно предположить, что именно по этой причине в Сирию и были переброшены неприхотливые Су-25, выполнявшие задачи фронтовых бомбардировщиков.
Су-25СМ3 уже не классический штурмовик – наследник Ил-2, как принято говорить. Это многофункциональная машина, способная решать широкий круг задач, начиная от уничтожения танков и других бронеобъектов и заканчивая подавлением вражеской ПВО. Обновленный «Грач» может эффективно действовать и против высокотехнологичного противника, и против отрядов боевиков.
Фактически Су-25 вышел из ниши узкоспециализированной машины для непосредственной поддержки войск на поле боя и сейчас постепенно занимает место легких многофункциональных ударных самолетов, решающих широкий круг задач, тратя на это умеренные средства. Поэтому вполне логичным становится и появление Су-25СМТ, который окончательно закрепит за семейством «Грачей» статус многофункциональной машины.
Штурмовик Су-25 разбился во вторник в Новогрудском районе Белоруссии, пилот погиб, сообщает агентство БЕЛТА со ссылкой на Минобороны республики.
Су-25 "Грач" (по кодификации НАТО: Frogfoot) - бронированный дозвуковой самолет-штурмовик , предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днем и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.
Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году.
Постройка опытного самолета Т8-1 была завершена в ноябре 1974 года, первый полет выполнен 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су-25 продолжались до октября 1976 года, после чего машины были поставлены на доработку.
С 1978 года начались государственные испытания самолета, которые продолжались до 1980 года.
Официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже 8 лет выпускался серийно, из них 6 лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане .
Летно-технические характеристики Су-25
Габариты:
длина - 15,53 м
высота - 4,8 м
размах крыла - 14,36 м
площадь крыла - 30,1 кв. м
Масса:
пустого - 9315 кг
взлетная нормальная - 14600 кг
взлетная максимальная - 17533 кг
нормальная - 1400 кг
максимальная - 4400 кг
Скорость:
максимальная у земли - 970 км/ч
крейсерская - 750 км/ч
посадочная - 210 км/ч
Дальность полета максимальная:
у земли - 750 км
на высоте - 1250 км
Радиус действия - 300 км
Практический потолок - 7000 м
Экипаж - 1 человек
Запас топлива - 3000 кг
Самолет имеет несколько модификаций:
Су-25 - первая серийная модификация штурмовика; Су-25УБ - двухместные учебно-боевые самолеты; Су-25УТ, Су-28 - двухместная учебная версия; Су-25УБК - экспортный вариант самолета Су-25УБ; Су-25УТГ - двухместный самолет для отработки техники посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров; Су-25БМ - самолет-буксировщик мишеней; Су-25К - экспортный вариант Су-25; Су-25Т - противотанковый штурмовик с новым радиоэлектронным оборудованием и вооружением; Су-25ТК - экспортный вариант Су-25Т; Су-25ТМ, Су-39 - всепогодный противотанковый штурмовик.
Вооружение серийного армейского самолета-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей надежное поражение различными способами в условиях их визуальной видимости.
Самолет имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом, на восьми из них, рассчитанных на погрузку 500 кг, он несет различное вооружение следующих типов: бомбардированное; управляемое ракетное; неуправляемое ракетное; пушечное (артиллерийское), а на двух остальных - управляемые ракеты (УР) воздух-воздух для ближнего боя. Всего на самолет может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.
Су-25 рассчитан на эксплуатацию минимально подготовленным летным и наземным составом. Время подготовки самолета к вылету незначительно.
Специальный аэромобильный комплекс наземного обслуживания АМК-8 обеспечивает автономное базирование штурмовика на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах.
Серийный выпуск Су-25 был завершен в 1992 году и, по данным западных экспертов, составил приблизительно 700 самолетов всех модификаций.
Одноместные штурмовики (Су-25, Су-25БМ и Су-25Т/ТМ) производились на авиазаводе в Тбилиси, двухместные (Су-25УБ и Су-25УТГ) - в Улан-Удэ.
В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении ВВС России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Чехии, Словакии, Болгарии, Анголы, Афганистана, КНДР и Ирака и др.
До 2020 года в войска должен начать поступать новый самолет-штурмовик с двойным управлением на базе Су-25. Он будет рассчитан на двух летчиков: штурмана и оператора.
Перспективная машина должна прийти на смену Су-25СМ, который, в свою очередь, явился результатом глубокой модернизацию Су-25.
Су-25СМ от стандартной машины отличает значительно более широкий спектр вооружения. Модернизация коснулась комплексов связи радиолокационного оборудования и прицельно-навигационного комплекса.
В частях ВВС РФ модернизировано свыше 30 штурмовиков Су-25, и до 2020 года .
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Самолет модели Су-25 является штурмовиком советского, а потом и российского производства. Данный бронированный аппарат создан специально для обеспечения поддержки наших военных формирований на земле. Данная машина может проводить активные боевые действия независимо от времени суток. Кроме того, она имеет возможность проводить прицельный огонь по объектам по заданным координатам. Данный аппарат имеет прозвище в рядах ВВС РФ − «Грач».
Краткая хронология создания самолета-штурмовика Су-25
Проектированием самолета Су-25 занималось конструкторское бюро имени Сухого с 70-х годов прошлого века. Данный проект был запущен за счет того, что признали ошибочным решение 56 года о том, что нужно создавать истребители-бомбардировщики. При создании самолета Су-25 главным конструктором был назначен О.С. Самойлович.
Конструкторы проводили массу исследований и опытов, которые позволили подобрать оптимальную компоновку нового самолета. По итогам всех исследований и разработок было представлено более 600 образцов. Впервые рабочий прототип машины Су-25 был поднят в воздух в начале 75 года. После конструкторских испытаний и доработок систем самолет был представлен государственной комиссии, которая дала добро на изготовление и подтвердила высокие летные характеристики аппарата.
С 1980 года данная машина была принята на вооружение в армию СССР. А еще через год 12 таких машин выполняли военные операции на территории Афганистана. Самолет тип Су-25 является актуальной и востребованной боевой единицей, поскольку Министерство обороны РФ продолжает заказ данных аппаратов. Данная машина в ВВС нашей страны будет еще служить до 2020 года.
Особенности конструкции Су-25
Данный аппарат создан по схеме высокоплана, который оснащен двумя двигателями, при этом машиной управляет один пилот. Крыло стреловидной формы оснащено надежной механизацией, в состав которой входят закрылки, тормозные щитки, маневренные предкрылки и элероны. Самолет имеет великолепные качества как в полете, так и в боевых условиях. Этого удалось достичь за счет того, что конструкторы первоначально знали конкретное назначение данной машины. В боевых условиях самолет имеет возможность летать на очень низких высотах, что позволяет ему проводить качественную работу по целям и при этом быть неуязвимым для противника.
Данный самолет имеет большое количество титановых сплавов в основе своей конструкции, что позволяет снизить общую массу и при этом предоставить прочность и отличную броневую защиту. Кабина пилотов является цельносварной, что повышает безопасность летчика при обстреле. Для повышения живучести машины конструкторами была продумана система баков, которые не будут взрываться даже при попадании в них пуль и осколков.
Кроме этого, все системы самолета продуманы очень хорошо и надежно, поскольку они полностью дублированы, что позволяет продолжать эффективный полет и бой при отказе одного из оборудований. Примером живучести может послужить даже тяга управления, которая имеет диаметр в 4 см, а это означает, что при прямом попадании пуля калибром в 12 мм не сможет ее перебить.
Штурмовик Су-25 оснащен силовой установкой, которая состоит из двух двигателей, которые расположены по бокам фюзеляжа и защищены броней, что в свою очередь закрывает и топливные баки. Кроме пассивной защиты, самолет имеет целый комплекс активных приемов, которые работают на безопасность машины. К активной защите относится система радиоэлектронного противодействия, дипольные отражатели, а также система тепловых ловушек. Все эти комплексы и системы позволяют поднять живучесть машины на качественно высший уровень при боевых операциях.
Первые машины типа Су-25 имели силовую установку, которая была представлена двумя турбореактивными двигателями типа Р-25. Данная силовая установка позволяла достичь тяги в 4100 кгс. Но вскоре эти двигатели были заменены на более новые и мощные. Двигатель нового класса имел маркировку Р-195 и давал самолету тягу в 4500 кгс. Новые двигатели давали не только больше мощности, но и были менее заметны в инфракрасном спектре, что позволяло лучше укрыть его от радаров противника.
Что касается шасси, то оно состоит из трех опор, которые оснащены пневматическими амортизаторами гашения колебаний, в которых находится низкое давление. За счет качественного шасси и мощной силовой установки самолет может производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.
Первоначально Су-25 был создан как дешевая, но надежная машина. Как показала практика, в афганской войне мало полагаться только на визуальную работу пилотов, поскольку они не могут всего видеть и заметить. Даже данные разведки не дают максимального эффекта для выполнения операции. Именно поэтому на самолет типа Су-25 начали устанавливать более современное навигационное оборудование, которое давало возможность использовать машину более эффективно и при этом наносить больше урона войскам противника.
Что касается вооружения самолета, то оно достаточно мощное, поскольку в перечень оружия аппарата входит двойная 30-миллиметровая пушка, которая заряжается 250 патронами. Но самое сильное оружие навешивается на консоли крыльев. Общая масса вооружения может составлять 4 тонны. На крыльях можно расположить разнообразные бомбы и ракеты, которые наиболее подходят для выполнения поставленных задач.
Характеристики самолета Су-25
Модификация | Су-25 |
Размах крыла, м | 14.36 |
Длина самолета, м | 15.36 |
Высота самолета, м | 4.80 |
Площадь крыла, м2 | 33.70 |
Масса, кг пустого самолета | 9500 |
Масса, кг нормальная взлетная | 14600 |
Масса, кг максимальная взлетная | 17600 |
Топливо: внутренние топливо, кг | 5000 |
Топливо ПТБ | 2 |
Тип двигателя | 2 ТРД Р-195 (на первых - Р95Ш) |
Тяга, кН | 2 х 44.13 (40.20) |
Максимальная скорость, км/ч у земли | 975 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте | М=0.82 |
Практическая дальность, км | 1850 |
Боевой радиус действия, км | |
на высоте | 1250 |
у земли | 750 |
Практический потолок, м | 7000-10000 |
Макс. высота боевого применения | 5000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 6.5 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение Су-25:
Вооружение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|