Терминатор 2 вырезанные сцены.
Ни для кого уже не секрет, что существуют 4 версии фильма "Терминатор 2: Судный день" - театралка, специальное издание, расширенное специальное издание и 3D-версия. Благодаря специальным изданиям мы увидели ряд сцен, вырезанных из театральной версии (которую сам Кэмерон считает режиссёрской). Но мало кто знает, что много вырезанных сцен не вошли ни в одно из изданий
Большинство из вырезанных сцен можно только по сценарию фильма. Некоторые из этих сцен кажутся смутно знакомыми. Такое ощущения, что когда я этот фильм смотрел в видеосалоне, они в нём были. Возможно это была пиратская версия, украденная пиратами с монтажного стола, до того как Кэмерон успел сократить фильм. Давайте же разберёмся, что Кэмерон не вставил в свой шедевр
Первая из вырезанных сцен идёт сразу, как байкер на кухне отдал ключи от своего мотоцикла и начал раздеваться. Терминатор выходит из кухни, полностью одетый в черную кожаную куртку, кожаные брюки и тяжёлые начищенные сапоги. Он движется по направлению к стонущему байкеру, пригвождённому к бильярдному столу. Не замедляя шаг, Терминатор вытаскивает из него нож. Парень со стоном падает на пол. Терминатор следует к выходу из закусочной, минуя владельца Ллойда. У двери он бок о бок сталкивается с двумя водителями, которые замерли как на моментальном фотоснимке. Один из них в конце концов кивает и пытается поздороваться. Терминатор невозмутимо оглядывается. Затем выходит в дверь.
Следующая сцена вошла в специальное издание, благодаря чему её мы можем увидеть полностью. После того, как студенты заглядывают в палату Сары, доктор Силберман советует санитарам удостовериться, приняла ли она положенные ей лекарства. Они заходят, начинают тыкать ее дубинками и в конце концов засовывают ей в рот назначенный ей торазин, а потом бьют ее, пока она корчится на полу от боли
Ещё одна из сцен из специального издания. Сара видит сон, в котором Кайл появляется у нее в палате и говорит, что ИХ сын в опасности, и что она должна защитить его. Он целует ее и выходит из комнаты. Она следует за ним и неожиданно оказывается на игровой площадке, заполненной детьми, наблюдая, как всех их сметает ядерный взрыв. На этом она просыпается
Кстати, если верить сценарию, эта сцена задумывалась немного по другому. Не знаю, была ли снята версия из сценария, или её просто изменили в процессе съёмок, но там её концовка выглядит так. После того как Сара бросилась за Ризом, вышедшим из её палаты, она попаадает прямо в руки Дугласа и трех его помощников. Они хватают ее, а она отбивается и кричит. Здесь и успокаивающе улыбающийся Зильберман. Они прижимают ее вниз, и она, крича, придавливается к полу. Приближается новая фигура... будто еще одна угроза. Терминатор точно отмерянными шагами идет по направлению к ней. С подсветкой со спины, глаза замаскированы солнечными очками, он встает над ней как ангел смерти собственной персоной. Он наклоняется и... Берет ее за руку. Помогает подняться. Ведет ее к двери. Они идут вместе. Выходят на ту самую игровую площадку вместе. И в ядерном взрыве Сара сгорает бок о бок с Терминатором
Идём дальше. Когда Т-1000 ищет Джона, две девочки сообщают ему, что Джон поехал в "Галерею", Т-1000 спрашивает, где она находится, и девочек его незнание очевидных для них вещей веселит - они хихикают. Это заставляет Т-1000 оправдываться: "Я здесь типа новенький..." Эта сцена не была восстановлена ни в одном издании
В это время Джон выбирает дорогу сквозь людный зал игровых автоматов. Замечает нескольких знакомых парней. Останавливается, чтобы поговорить, позирует. Магазинные крысы в своей стихии. Мы не слышим диалога.
Снова сцена из расширенного издания. После гонки по каналам мы видим несколько полицейских патрулей и брошенный грузовик, охваченный огнем. Т-1000 вслед за ними выбирается из канала. Прибывают еще полицейские. Т-1000 великолепно смешивается с ними. Полицейские всегда рядом с несчастьями и сценами насилия. Теперь мы понимаем, почему его выбор для имитации так совершенен. Он проходит среди других полицейских незамеченным. Садится в одну из машин бригады, трогается с места и уезжает
Один из самых интересных вырезанных моментов. Частично присутствовал в расширенном издании, более полный в расширенном специальном издании. После того, как T-1000 убивает приемных родителей Джона, он выходит на улицу и направляется в загончик пса, убивает его, снимает с него ошейник, видит, что на нем отпечатана кличка пса - Макс - и понимает, что Джон (а точнее Т-800) провел его, назвав собаку Вульфи. Т-1000 идет в комнату Джона, чтобы узнать, куда тот мог отправиться. Он ходит по комнате и касается всего пальцами, пытаясь "почувствовать" окружающие его вещи. В конце концов он останавливается перед постером и понимает, что за постером что-то есть. Он срывает его и обнаруживает коробку с надписью "Письма от мамы" и пачку фотографий в ней
Использованы:
Киносценарий фильма "Терминатор 2: Судный день" в переводе Евгении Кошечкиной с сайта www.rhapsody.ru/scripts/terminator2.html;
Информация о вырезанных сценах с сайта www.terminatorium.com/versions2.htm
Кадры и фрагменты из специального издания фильма "Терминатор 2: Судный день", реж. Д. Кэмерон, 1991 год
Терминатор 2
После того, как студенты заглядывают
в палату Сары, доктор Силберман советует санитарам удостовериться,
приняла ли она положенные ей лекарства. Они заходят, начинают
тыкать ее дубинками и в конце концов засовывают ей в рот назначенный
ей торазин, а потом бьют ее, пока она корчится на полу от боли
(так что ее жестокость по отношению к санитарам во время побега
вполне оправдана). Скачать >>> |
|
Сара видит сон, в котором Кайл
появляется у нее в палате и говорит, что ИХ сын в опасности,
и что она должна защитить его. Он целует ее
и выходит из комнаты. Она следует за ним и неожиданно оказывается
на игровой площадке, заполненной детьми, наблюдая, как всех
их сметает ядерный взрыв. На этом она просыпается. Скачать >>> |
|
Когда две девочки сообщают Т-1000, что Джон поехал в "Галерею", Т-1000 спрашивает, где она находится, и девочек его незнание очевидных для них вещей веселит - они хихикают. Это заставляет Т-1000 оправдываться: "Я здесь типа новенький..." Эта сцена не была восстановлена ни в одном издании. | |
После гонки по каналам, разбив
свой грузовик, T-1000 проходит по мосту, под которым горит грузовик
и работают пожарные, садится в оставленную без присмотра полицейскую
машину и уезжает на ней.. Скачать >>> |
|
После того, как T-1000 убивает
приемных родителей Джона, он выходит на улицу и направляется
в загончик пса, убивает его, снимает с него ошейник, видит,
что на нем отпечатана кличка пса - Макс - и понимает, что Джон
провел его, назвав собаку Вульфи. Т-1000 идет в комнату Джона,
чтобы узнать, куда тот мог отправиться. Он ходит по комнате
и касается всего пальцами, пытаясь "почувствовать" окружающие
его вещи. В конце концов он останавливается перед постером и
понимает, что за постером что-то есть.
Он срывает его и обнаруживает коробку с надписью "Письма от
мамы" и пачку фотографий в ней. Скачать >>> |
|
Когда Т-1000 в образе охранника больницы Льюиса тащит труп настоящего Льюиса в кладовку, медсестра спрашивает его: "Что там, Льюис?" - "Да так, мусор всякий" - отвечает он. Она продолжает что-то печатать, и Т-1000 спокойно дотаскивает труп до кладовки, где отбирает у него ключи и пистолет. Сцена не была восстановлена. | |
Когда Т-1000 подходит к палате Сары, он видит в окошко санитара, а тот, видя охранника, кричит, что "чертова сука" Сара сбежала и требует его освободить. Т-1000 это требование, конечно, игнорирует и идет дальше. Не восстанавливалось. | |
Чтобы проехать на территорию больницы, Т-800 стреляет в охранника и открывает ворота. Когда машина проезжает мимо раненого охранника, Джон говорит ему: "Простите..." Не восстановлено. | |
Когда машина выезжает за территорию больницы и мчится по темному шоссе, Джон спрашивает Терминатора: "Ты что-нибудь видишь?" - "Черно-белое изображение, но ясно, как днем..." Не восстановлено. | |
Чуть более расширенный диалог в машине во время бегства из Пескадеро. Сара справшивает Т-800, можно ли уничтожить Т-1000, и Терминатор отвечает: "Неизвестно". | |
На брошенной бензозаправке Сара
и Джон беседуют с Терминатором об его обучении. Он рассказывает,
что его процессор был изначально установлен на режим "read-only",
потому что "Сибердайн" не заинтересован в том, чтобы он слишком
развивался. Однако Джон выясняет, что это ограничение можно
снять. Они с Сарой вскрывают Терминатору голову и достают процессор.
Достав его, Сара кладет его на стол и пытается разбить молотком,
но Джон останавливает ее, потому что Терминатор им еще нужен.
Тут в нем впервые проявляется его будущая авторитарность: "Как
я могу верить, что стану всемирным лидером, если моя собственная
мать не слушает меня?" Скачать >>> |
|
Пока заправляется машина, Джон
пытается научить Терминатора улыбаться. Тот сканирует стоящего
неподалеку улыбающегося парня и пытается повторить его гримасу.
Правда, у него не очень получается. Скачать >>> |
|
Дайсон сидит дома и корпит над
новым процессором. К нему заходит жена и напоминает, что он
собирался провести выходной с детьми. А он в ответ начинает
рассказывать, какая замечательная вещь этот процессор и как
от этого будет хорошо всему человечеству. Скачать >>> |
|
На ранчо Энрике Джон
и Терминатор выбирают в бункере оружие, и у них заходит разговор
об эмоциях и о страхе смерти. Потом Джон рассказывает о своем
детстве и чувствах, которые вызывали у него все предыдущие любовники
матери. Скачать >>> |
|
Сара, попросив у Салкеды машину, сообщает ему, что собирается с наступлением темноты пересечь границу и что ему самому тоже слишком опасно здесь оставаться. Однако Салкеда презирает опасность и нецензурно выражается в отношении всяких ублюдков, которые хотят помешать ему жить. Сцена не восстанавливалась. | |
Сара
едет убивать Дайсона. Джон и Терминатор следуют за ней. Чуть более
расширенный диалог о том, почему нельзя убивать людей: "Потому что нам
больно! Потому что нам страшно! Ты должен это понять!". Скачать >>> |
|
Дом Дайсона,
сам Дайсон сидит за компьютером, а во дворе Сара собирает свою винтовку. После этого начинается стрельба. Скачать >>> |
|
В здании "Сибердайн" Дайсон просит
у Терминатора пожарный топорик и с возгласом "Я работал над
этим столько лет!" разбивает увеличенную модель процессора. Скачать >>> |
|
Финальная схватка на заводе.
После заморозки и последующего расплавления Т-1000 начинает терять контроль
над морфингом - рука врастают в схваченную балку, и он с видимым усилием ее отдирает. Скачать >>> |
|
Когда перед Джоном появляется
Т-1000 в образе его матери, Джон опускает взгляд на ее ноги и
видит, что они сливаются с полом. Скачать >>> |
|
Финальный диалог Т-800 и Джона был чуть шире. В ответ на просьбу остаться Терминатор сказал ему: "Это должно кончиться здесь. Или я - будущее..." Сцена не восстановлена нигде. | |
Альтернативный конец
Т2. 11 июля 2029 года. Под ясным солнечным небом раскинулась панорама Вашингтона со зданием Капитолия. Камера приближается к детской площадке, где дети катаются с горок и качаются на качелях. За кадром слышится голос Сары Коннор: "29 августа 1997 года наступило и прошло. Ничего не случилось. Майклу Джексону исполнилось сорок. Никакого Судного Дня. Люди шли на работу, как обычно, смеялись, жаловались, смотрели телевизор, занимались любовью." Камера двигается мимо каруселей и качелей, полных весело смеющихся детей. "Я хотела выбежать на улицу и закричать, чтобы все услышали: "Каждый день начиная с этого - это подарок. Используйте его хорошо!" Но вместо этого я напилась." Камера приближается к пожилой женщине, сидящей на скамейке. Это Сара, ей уже 64 года. Она говорит в диктофон. "Это было тридцать лет назад. Но темное будущее, которое не пришло, все еще существует для меня, и так будет всегда, как след сна. Теперь мы видим сорокалетнего человека, играющего с девочкой. Это Джон Коннор. На его лице никаких шрамов. "Джон борется иначе, чем было предсказано. Здесь, на поле битвы в Сенате, его оружие - здравый смысл... и надежда." Четырехлетняя девочка подбегает к ней с развязавшимся шнурком. "Завяжи, бабушка!" Сара улыбается. "Ну как?" - спрашивает она, завязав шнурок. "Спасибо, бабушка," - говорит девочка, и поцеловав ее, убегает к отцу. Сара заканчивает монолог: "Терминатор подарил мне роскошь надежды. Потому что если машина смогла понять ценность человеческой жизни, может быть, мы сможем тоже..." Затемнение. Скачать >>> |
Британский Совет по Классификации Фильмов (The British Board of Film Classification) перед тем, как присвоить фильму прокатную категорию "до 15 лет", потребовал сделать в нем ряд купюр. Они возражали против всех сцен, где Терминатор бъет полицейских, охранников и невинных свидетелей (а что бы тогда осталось в фильме?). Кэмерон под их нажимом вырезал несколько кадров из эпизода, в котором Сара бьет санитара больницы обломком швабры, так что в британской версии она наносит только 4 удара вместо шести американских. Кроме того, один эпизод был даже заново переозвучен специально для Великобритании. Из британской видео-версии (тоже имеющей категорию "15") исчез также эпизод, в котором полицейский ударяется лицом о бетонную колонну (сцена, в которой Терминатор в подземном гараже выгоняет полицейского из машины). В той же Великобритании позже выпущена так называемая "версия-Т1000" Терминатора-2 ("T1000 Edition"), в которой часть вырезанных эпизодов восстановлена. |
Сегодня исполняется 20 лет гибели человеческой цивилизации. Согласно мифологии серии фильмов «Терминатор» , в этот день, 29 августа 1997-го года в 9 часов 14 минут московского времени, искусственный интеллект SkyNet нанёс ядерный удар по России, которая совершила контрудар - 3 миллиарда жизней вмиг оборвалось. Выжившие назвали ту войну «Судным днём» .
Учитывая, что второй «Терминатор» как раз на днях, как и обещал, вернулся в кинотеатры, сегодняшняя дата - отличный повод вспомнить тонкости создания одной из самых впечатляющих сцен легендарного блокбастера.
Безусловно, «Терминатор 2» стал революционером в использовании компьютерных эффектов и совершил для своего времени прорыв не меньший, чем «Аватар» . Например, при создании жидкометаллического робота Т-1000 , Кэмерон и специалисты из Industrial Light & Magic использовали технологию захвата движения, известную как motion capture, ещё до того, как... нет, не до того, как это стало мейнстримом, а до того, как этот motion capture изобрели.
Роберт Патрик на съёмках Т2