Тема дикие животные в старшей группе. Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Дикие животные нашего края
Лилиана Хакимова
«Дикие животные наших лесов». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Цель : Развивать монологическую речь .
Задачи :
Продолжать учить составлять небольшой рассказ по опорным картинкам.
Упражнять в умении образовывать названия животных в именительном и родительном падежах множественного числа,
Формировать умение грамматически правильного употребления предлогов при составлении предложений.
Учить подбирать слова, сходные по звучанию
5. Активизировать в речи детей названий диких животных наших лесов , и их детёнышей, частей тела, жилищ.
6. Развивать зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику пальцев рук
7. Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
Предварительная работа : отгадывание и придумывание загадок о животных , дидактические игры «Кто где живет» , «Чей детеныш» , рассматривание иллюстраций, картин о диких животных .
Методические приемы :
Сюрпризный момент (письмо)
Отгадывание загадок
Беседа о диких животных
Игры «Чей домик?» ,«Чей хвост, чья голова?» , «Угадай и повтори» , «Что не так?» .
Ход занятия
Дети стоят полукругом. Раздаётся стук в дверь Передача письма.
Воспитатель : Как вы думаете, кто написал нам письмо?
Воспитатель достает из конверта письмо и читает : “Здравствуйте дорогие ребята. Я обращаюсь к вам с огромной просьбой, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадки. Надеюсь на вашу сообразительность. Ваш друг Незнайка».
Ну что ребята поможем Незнайке.
Дети : Да.
Тогда давайте мы отправимся сегодня на экскурсию, а куда, вы догадайтесь сами, если внимательно послушаете музыку, то поймете.
Правильно в лес. Идем на лесную поляну, садитесь на пенечки, будем отгадывать загадки.
Воспитатель читает загадки.
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)
(На наборном полотне выложены силуэтные фотографии животных . При правильном отгадывании загадки на силуэт, ребенком накладывается фотография самого животного ).
Молодцы ребята. Правильно все отгадали, а сейчас нам нужно рассказать об этих животных , давайте опишем их.
Детям предлагается схема.
А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких . А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.
Воспитатель предлагает игру “Чей домик”.На столах у детей предметные картинки. На доске висят картины с изображением жилищ животных .
Ребята посмотрите внимательно, на ваши картинки и пожалуйста распределите животных по их домам . (Дети выполняют задание) .
Воспитатель : -Петя, почему ты поселил медведя в этот дом? Как он называется? (Берлога) . Значит, где живёт медведь? (В берлоге)
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живут ёж, лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)
Отвечая на вопрос, ребёнок берет картинку с изображением животного и помещает её на изображение жилища, в котором оно живёт.
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.
Отлично вы и с этим заданием справились. Но я вам хочу предложить поиграть еще в одну игру, называется она “Чей хвост, чья голова?”.
(При подачи картинок детям педагог “нечаянно их рассыпает”) . Ой! Ребята! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Картинки с изображением хвостов и животных , чьи эти хвосты)
Оля, чей хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.)
Эмиль, чьё это ухо? (Медвежье ухо, заячье ухо.)
Дети прикрепляют хвосты и головы по назначению, и объясняют почему они так сделали.
Воспитатель : -Вы устали? Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики) .
Дети открывают теремок : разводят руки в стороны .
Воспитатель :-. Стоит в поле теремок, теремок, Поднимают руки над головой.
Он не низок не высок. Приседают и подымаются на носочки.
На двери висит замок. Пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог? Делают движения запястьями вперёд – назад.
Слева – зайка, справа – мишка, Поворачивают голову.
Отодвиньте-ка задвижку! Пробуют потянуть замок в стороны.
Слева – ёжик, справа – волк,Делают повороты головой.
Нажимайте на замок! Сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок Разводят руки в стороны .
Воспитатель-. Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, а называется оно “Угадай и повтори”.
Педагог называет животного , а ребенок говорит какое оно.
Волк (какой) -злой, голодный, серый …
Заяц -трусливый, длинноухий, серый …
Белка -хитрая, рыжая, быстрая…
Медведь -большой, бурый, неуклюжий…
Воспитатель :
Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.
У волка – лисята. Они живут в логове
(Дети исправляют, и говорят правильно : - У волка– волчата, они живут в логове; и т. д.)
У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы – медвежата. Они живут в норе.
У ежа – бельчата. Они живут в норке.
У зайца –ежата. Они живут под кустом.
У белки – волчата. Они живут в дупле.
Воспитатель хвалит детей.
А сейчас я хочу с вами не много поиграть. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Давайте им поможем найти своих мам.
(На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами).
Лисёнок (лисята) – у лисицы;
Зайчонок (зайчата) – у зайчих;
Бельчонок (бельчата) – у белки;
Ежонок (ежата) – у ежихи;
Волчонок (волчата) – у волчицы;
Медвежонок (медвежата) – у медведицы.
Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!
Воспитатель : Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с обитателями леса. Узнали много интересного и теперь можем помочь Незнайке узнать о диких животных , а чтобы ему было легче мы отправим в письме наши игры
Подведение итога. Ребята а где мы с вами сегодня были, что вам понравилось, а с чем вам было тяжело справиться.
Раиса Фазулзянова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Дикие животные нашего края»
Экология «Дикие животные нашего края »
Области : познание,коммуникация, социализация, чтение художественной литературы игра,познавательно - исследовательская деятельность.
Цели : расширять представления детей о диких животных (лиса, медведь, заяц,белка, волк, ёж,их образе жизни.
Задачи :
1. Обучающие : Закрепить названия диких животных и их детенышей . Познакомить с дикими животными проживающими в наших краях .
2. Развивающие : Работа по словообразованию.
3. Воспитывающие : Развивать социальные навыки : умение работать в группе ,договариваться, учитывать мнение других. Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным .
Предварительная работа : Разучивание загадок, дидактические игры чтение сказок пальчиковые игры.
Методические приемы : беседа, показ объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.
Материалы : картинки с изображением диких животных , загадки, применение слайдов, раскраски для детей.
Ход : Непосредственно - образовательной деятельности.
Настрой детей :
Вместе с солнышком проснулись
Потянулись, улыбнулись.
Крепко за руки возьмись
Дети садятся на стульчики. Входит обезьянка. Она прибыла из Африки хочет подружиться с животными нашего края , хочет про них все знать.
Ребята! Поможем обезьянке? (да) .
А для этого сначала отгадайте загадки :
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета (заяц)
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Пышный хвост-краса
Кто это (лиса) .
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко
Ну конечно это (белка) .
В густом лесу под ёлкой,
Осыпанной листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колющий и живой . (ёж) .
Кто зимой холодной ходит злой голодный (волк) .
Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Выставляем картинки :
Молодцы ребята все загадки отгадали.
Подскажите же мне и обезьянке о ком же эти загадки? (о животных )
Где живут все эти животные (В лесу, в природе)
А кто их кормит? (сами себе находят корм, добывают)
Как можно назвать животных , которые сами себе находят и добывают корм?
(дикие животные )
Вывод : Дикими животными называют животных , живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.
Чем же питаются дикие животные ? (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными .
Как можно назвать животных ,которые питаются травой (травоядные) .
А животные , которые питаются другими животными называются (хищники) .
А, животные которые питаются и растениями и животными (всеядные)
Когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду.
(запасти корм)
Все ли животные запасают корм на зиму?, а медведь запасает себе корм (нет он зимой спит) .
Медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе дом где проводят зиму и впадают в спячку.
Спячка-это малоподвижный сонный образ жизни.
А ещё какие животные спят зимой ? (ёжик,барсук) показ слайдов.
Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску. Как вы думаете, почему они это делают?
Ответы детей.
Смена окраски шерсти на другую называется линькой. Какие животные меняют свои шубки ? (заяц, белка)
А сейчас мы немного отдохнем :
Физминутка :
Топай мишка раз-два
Хлопай мишка раз-два
Приседай со мной братишка
Руки вверх вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Ребята! обезьянка принесла нам интересные игры, давайте поиграем!
1. «Кто где живет?»
Где живет белка? (в дубле) - (слайд 1)
Где живет медведь? (в берлоге) – (слайд 2)
Где живет волк? (в логове) – (слайд 3)
Где живет ёж и лиса? (в норке) – (слайд 4)
Где живет заяц? (под кустом,зайчик домик не строит) – (слайд 5)
2. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их.
Лисёнок,лисята у кого (у лисицы) .
Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи) .
Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи) .
Ежонок ежата у кого? (ежихи) .
Волчонок, волчата у кого (волчицы) .
Медвежонок, медвежата у кого (медведицы) .
Молодцы помогли детенышам найти своих мам!
3. Игра : «Травоядные, хищники, всеядные» (дети одевают маски животных ,когда дается команда «День» все животные гуляют , а когда дается команда «Ночь» ,бегут в домики : травоядные в зеленый обруч, хищники в красный обруч, всеядные в синий обруч.)
4. Игра : «Собери из кусочков целое»
Кто у вас получился? ,расскажите о своем животном
Молодцы!
Ну, вот ребята мы с вами познакомили обезьянку с дикими животными нашего края . Молодцы!
Обезьянка очень довольна. Она благодарит вас за интересное занятие , что много узнала о своих собратьях. Пусть животные Африки дружат , с нашими животными , а мы со всеми ними.
За то, что вы хорошо занимались она хочет подарить вам раскраски с животными и угостить фруктами . На этом занятие закончилось молодцы !
О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
Что нового узнали?
Как помогли обезьянке?
Вам понравилось занятие ?
Если вам понравилось, протяните ручки вперед, а если нет, спрячьте назад.
Программное содержание: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания.
Развивать активную речь детей, память и сообразительность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование:игрушка "Гном". книжка с загадками, картинки с изображением диких животных.
Предварительная работа: Прочитать и вспомнить с детьми рассказы и сказки, где героями являются дикие животные(«Колобок», «Лиса и волк». «Три медведя», «Айболит», «Заюшкина избушка», « Красная шапочка», «Теремок» и другие.)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад,то увидела, что около нашей группы сидит маленький человечек и плачет. Ребята, как вы думаете, кто это? (достаю куклу)
-Дети:гномик.
- Я спросила гномика, почему он плачет и знаете, что он мне сказал.
Дети: нет.
В.: Оказывается, вчера к нему в гости приходил Буратино и подарил ему книжку. Читал, читал гномик книжку, да никак понять не мог: про кого эта книга.Грустно стало ему, вот он и заплакал. И сегодня пришел он к нам в сад, чтобы мы помогли ему.
В.: А вы хотите помочь гномику?
Дети: Да
В.: А вот и книжка, в этой книге, ребята загадки. А про кого эти загадки, гномик не знает.
- Давайте, мы ребята попробуем отгадать их. Слушайте меня внимательно.
Сердитый недотрога
Живет в глухом лесу.
Иголок очень много, а ниток не одной.
Воспитатель.: Про кого эта загадка? (про ежа)
- А почему вы решили, что это ежик?(он маленький и у него есть иголки и т.д.)
- Правильно, ребята, значит первая загадка про ежа.
(Читаю другие загадки и задаю аналогичные загадки)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна
Просыпается от сна (медведь)
Комочек пуха.
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет.
В деревне кур крадет(лиса)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (волк)
Воспитатель: Вот видишь, гномик, все твои загадки ребята отгадали (гном шепчет на ухо)
- Ребята, гномик говорит, что он почти ничего не знает про этих животных, кто они такие и где они живут?
-Давайте дети, расскажем гномику, все, что мы о них знаем. Про кого мы сейчас отгадывали загадки?
Дети: Про животных.
_ А какие это животные?
Дети: дикие. (хором)
- А почему этих животных называют « дикие животные»
(ответы детей).
-Ребята, гномик, говорит, что у него тоже дома живут животные:кошка,собака, корова, и поросенок.
- скажите, ребята, а как называют этих животных?
(ответы детей)
- Назовите еще раз гномику всех животных, которых вы знаете.
(ответы детей)
-А как, вы думаете,ребята, дикие животные живут в лесу все вместе или каждый в своем домике?
Дети: каждый в своем домике.
А где же живет еж?
Дети: в норке.
-А норка у него большая или маленькая?
Д.: маленькая.
- А почему?
Д.:потому что он маленький.
- Правильно, ребята, а еще для того чтобы он прятаться от своих врагов. Ведь,в маленькую норку не сможет залезть крупное животное.
- А какие у ежика могут быть враги?
Д.: Лиса
-Правильно, лиса. Лиса любит охотиться на ежей. А где же сама живет лиса
Д.: в норе.
- А какое животное очень похоже на на лису?
Д.: Волк
-А чем он похож на лису? Где он живет?
Аналогичные вопросы задаю и про других животных.
_ Правильно, ребята, у каждого животного в лесу есть свой домик.У белки –дупло на дереве, у лисы, волка и ежа-нора, заяц живет и прячется под ветками и деревьев. А медведь не делает себе ни норы, ни дупла. Но как только наступает зима, медведь находит удобное место, строит себе берлогу и до самой весны ложится в спячку.
-А что же делают другие дикие животные? Как они спасаются от холодной зимы?
(ответы детей)
-А Чем же питаются дикие животные в лесу? Я буду показывать вам картинки с изображением животных,а вы будете называть кто это, а потом перечислять, что он ест.
(ответы детей)
-Правильно, ребята,все животные питаются по-разному. Вот, например, заяц очень любит грызть сочную травку, а зимой –кору деревьев и кустарников.Белка тоже любит грызть, но т.к. она живет на дереве, то грызет орешки, семена, шишки, любит корешки и даже грибы.
-Как ребята, можно еще назвать белку и зайца)
Дети: грызуны.
В.: А почему мы их так называем?
(ответы детей)
-А вот волк, лиса и еж не едят траву, они охотятся на мелких животных. Как мы их называем?
Д.:хищники
-А почему мы их так называем?
(ответы детей)
- А как вы думаете, кто такой медведь? Медведь –это тоже хищник, хотя он любит полакомиться и ягодами, корешками растений и медом диких пчел.
_ А еще живут животные, которых мы называем травоядные. Какие это животные?
Дети: Лось, кабан.
- А почему мы их называем травоядными животными
(ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, все ли дикие животные похожи друг на друга.
Дети: нет
-А чем они отличаются? А чем они похожи?
(сравнивают по два животных)
- А теперь, каждый из вас мысленно представит себя каким –либо животными мы с вами поиграем
Физкультминутка: Мы проверим осанку
И свели лопатки.
Мы походили на цыпочках,
А потом на лопатках.
Пойдем мягко как лисята,
И как мишка косолапый,
И как зайка-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
(Дети садятся на свои места)
- Вот, видишь гномик, какие разные дикие животные живут в лесу.
-А давайте вместе с гномиком поиграем. Игра «Закончи предложение»
Хитрая, как ….(лиса)
Колючий, как …(еж)
Трусливый, как …(заяц)
Косолапый, как …(медведь)
Шустрая, как … (белка)
Злой, как …(волк)
-Ребята, а вы знаете ли сказки, стихи и рассказы про диких животных? В каких произведениях они встречаются?
(Дети перечисляют)
-Молодцы, ребята, давайте мы на память подарим книжку гномику.
(Гномик благодарит детей и уходит.)
Цель : формирование лексико– грамматических категорий у детей старшей логопедической группы по теме “Дикие животные” .
Задачи :
Образовательные :
Уточнить и расширить представления о диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, их семьях, среде обитания, питании;
Расширять и активизировать словарь по данной теме ;
Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных;
Учить согласовывать существительные с прилагательными;
Упражнять в падежном управлении существительных.
Коррекционно-развивающие :
- развивать логическое мышление , внимание, восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать произвольность поведения;
Развивать графические навыки;
Учить согласовывать речь с движением.
Коррекционно-воспитательные :
Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование : картинки с изображением диких животных, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные). Презентация.
Ход нод:
1.Организационный момент.
Звучит аудиозапись. Под музыку (стук дятла в лесу, голоса птиц, животных ) дети заходят в группу .
Логопед : - Ребята, вы узнали, чьи это голоса?
Дети : -Это голоса животных и птиц.
Логопед : -Где мы можем услышать этих птиц и животных?
Дети : - В лесу.
Логопед :- А вы хотите поближе познакомиться с животными и побольше узнать о них?
Дети : -Да.
Логопед: - Предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. Оденемся потеплее.
Имитация одевания в сочетании с массажными движениями по тексту:
Надеваем кофты, теплые штанишки,
Надеваем шапки, шубки, и манишки.
Варежки на ручки, обуем сапожки.
Ну, готовы, детки? Сани уже ждут нас. Слайд
Вот мы и в лесу!
Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы пришли.
Как здесь красиво! Слайд
Работа по развитию дыхания.
Давайте подышим чистым лесным воздухом.
Вдох через нос, выдох через рот.
Координация речи с движением
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)
Там деревья до небес, (Плавно через стороны поднимают
Ветер сильный налетает
И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)
Тише, тише не шуми,
Лесных зверей хотим найти.
Тихо сейчас в лесу, но
Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.
Волк в лесу - … воет Изобразите волчий оскал, воем как волки (У-у-у)
Медведица - … ревет (Ы-Ы-Ы)
Кабан - … хрюкает ……(хрюкаем)
Лиса - … тявкает…..
В лесу, кроме птиц и зверей, можно услышать еще и эхо.
Сейчас я буду говорить то тихо, то громко, а вы будете моим эхом.
Чистоговорки
Ду-ду-ду – по тропинке я иду Слайд
Ды-ды-ды – вижу на снегу следы
Де-де-де – а лесные звери где?
Ди – ди –ди – кто за елкой, погляди.
Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем.
Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.
Игра “Узнай по силуэту” (“зашумованые” картинки) . Слайд
Образование существительных в В. п без предлога
Кого вы увидели? Настя, кого ты видишь? А ты, Коля?...
(Я вижу лису. Я вижу медведя. И т. д.)
Логопед : Как мы называем животных, живущих в лесу, одним словом? (Дикие)
Почему их так называют?....(Ответы детей).....
Давайте поиграем в игру "Угадай ". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю.
Злой, голодный, серый. Слайд
Трусливый, длинноухий.
Хитрая, рыжая, хищная.
Рыжая, маленькая, быстрая.
Большой, бурый, неуклюжий.
Рогатый, мощный, неторопливый.
Колючий, маленький, ловкий.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Кого в лесу много? Игра «Один – много»
Волк – волков.
Белка – белок.
Лось – лосей.
Заяц – зайцев.
Крот – кротов и т. д.
Угадайте-ка, ребятки,
Что за звери захотели
С нами в прятки поиграть?
Мы должны зверушек с вами
По их хвостикам узнать. Слайд
Д/ Игра “Чей хвост? ” (образование притяжательных прилагательных)
Чей хвост ты видишь? (Я вижу лисий хвост… и т. д.
(Образование существительных в Р. падеже с предлогом У)
Логопед : У кого хвост самый короткий?
Самый пушистый?
Похож на лисий, но поменьше?
Самый некрасивый?
Вот зверушки осмелели,
выглянули из-за ели.
Чьи мы ушки увидали?
Назовете-всем медали знатоков вручу тотчас.
Чьи ушки? (медвежьи……. Слайд
Тихо так в лесу, прекрасно.
Только ищем мы напрасно
Ежика и барсука, мишку и бурундука.
И енота не найдем. Спят они зимою лютой.
И у каждого свой дом.
Так тепло, уютно в нем Слайд
Пальчиковая гимнастика.
У лисы в лесу глухомЕсть нора –надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Ну, а где же зайца дом?
Живет зайчишка под кустом.
Дом – ладошки, дети
загибают пальцы на обеих руках на каждое
двустишие.
делают ушки зайчика
разводят руки в стороны
Игра “Назови семью”.
Логопед : - Ребята, у всех животных есть семья .
Назовите семью животных: папу, маму, детеныша. (Это заячья семья. Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. И т. д) Слайд
Логопед :- А сейчас назовите диких животных ласковыми словами.
Игра «Назови ласково»
Медведь – медведюшка.
Заяц – заинька.
Лиса – лисичка.
Белка – белочка.
Волк – волчок и т. д.
Вспомните сказки, герои в которых - дикие животные. (Дети называют)
Как в сказках называют зверей?
Михайло Потапыч,
Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна
Волчок-серый бочок, заинька.
Логопед:-Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали и немного отдохнем.
Физкультминутка “На водопой”.
Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)
За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)
За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)
За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)
Волчица вела за собою волчат (крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)
Хорошо воды напиться, но пора и подкрепиться.
Игра “Кто чем питается?” Слайд
На доску выставляются картинки:
На первую строчку – мясо в тарелке;
На вторую - трава, гриб, ягода.
Ребята, все дикие животные делятся на две большие группы: хищники, которые питаются мясом, т. е. поедают более мелких животных; и травоядные, которые едят траву, грибы, зёрна. Подумайте, к какой группе можно отнести животное на картинке и поставьте его на соответствующую строчку (дети выходят по одному и к доске и выполняют задание).
Хитрые вопросы.
У кого больше лап – у зайца или белки?
Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?
Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?
Логопед : - Ребята, посмотрите внимательно на диких животных, на их внешние признаки. Давайте скажем о них одним словом.
Упражнение на развитие словообразования. Слайд
Логопед : - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая) ;
У зайца какие уши? (длинные) . Значит он какой? (длинноухий) ;
У белки как ИЕ ЗУБЫ? ) Значит она какая ( ОСТРОЗУБАЯ ).
У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий).
У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т. д.
У медведя какие лапы? (толстые)-…. толстолапый.
Упражнение для развития графических навыков
Логопед : Сегодня я приготовила для вас картинки с изображением диких животных . Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.
Оставьте их себе, дома раскрасите.
Вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой.
Звонко бубенцы звенят, сани мчат нас в детский сад.
Итог. Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Кого мы там встретили? Что нового вы узнали о диких животных?