Технические характеристики А129 Mangusta. Особенности конструкции А129 Mangusta
Вертолет А109А может быть переоборудован в грузовой, санитарный или поисково-спасательный варианты.
Модель А109А Мк.II оснащена усовершенствованной трансмиссией и турбовальными двигателями Аллисон 250-С20В с мощностью на валу 298 кВт/540 л.с. С момента выпуска первой машины в 1981 г. до 1989 г. было построено 200 вертолетов, не считая 150 машин первоначальной модели. В 1985 г. появилась модель Мк.II, снабженная выступами с боков фюзеляжа.
Военные модели А 109А Мк.II включали в себя легкий атакующий вертолет, вооруженный противотанковыми ракетами класса «Тоу» или НУР «Сами», вертолет-разведчик, вертолет для поддержки войск, вертолет для ведения радиоэлектронной войны, полицейский вертолет и военно-морской вариант вертолета.
А109ВО – разведывательный вариант для армии Бельгии.
А109В А – противотанковый вариант для армии Бельгии.
А109ЕОА – легкий разведывательный и боевой вертолет, предназначенный для наведения и управления, радиоперехвата и РЭБ, а также используемый на флоте в качестве легкого противолодочного вертолета и для полицейской службы.
А109К – вертолет с более мощными двигателями; имеет лучшие высотные характеристики и приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата.
А109КМ – военный вариант вертолета А109К, может использоваться как противотанковый, разведывательный, для управления и связи.
A109KN – палубный вариант вертолета для загоризонтного целеуказания и борьбы с кораблями.
А109К2 – поисково-спасательный вариант для ВС Швейцарии, снабженный спасательной лебедкой грузоподъемностью 200 кг
Модели А109ЕОА и А109К отличаются неубирающимся шасси и удлиненной носовой частью. Модель А109К оснащена двумя турбовальными двигателями Турбомека Ариэль IK с мощностью на валу 538 кВт/722 л.с. Первый полет состоялся в апреле 1983 г.
А109МАХ – санитарный вертолет скорой медицинской помощи.
А119 «Коала» – вариант вертолета А109 с усовершенствованным оборудованием, двигателями и лыжным шасси (первый полет совершил в 1995 г., сертифицирован в 1996 г.).
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов. Состоит из четырех отсеков: носовая часть с оборудованием, двухместная кабина экипажа, грузовая или шестиместная пассажирская кабина и хвостовая балка монококовой конструкции. Грузопассажирская кабина имеет двери с каждого борта. Багажный отсек расположен в ее задней части. Кабина снабжена стандартной системой обогрева и вентиляции. В санитарном варианте в кабине устанавливаются двое носилок в два яруса крестообразно (при замене обычных дверей выпуклыми), кресла для двух сопровождающих и медицинское оборудование. В спасательном варианте могут быть установлены сдвижные двери.
Несущий винт четырехлопастный, лопасти прямоугольной формы в плане, со стреловидными закон- цовками. Рулевой винт имеет лопасти прямоугольной формы в плане.
Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапециевидной формы в плане, стреловидного киля, служащего пилоном рулевого винта, и подфюзеляжного киля.
Два турбовальных двигателя установлены в горизонтальном положении сзади вала несущего винта и разделены противопожарной перегородкой. Топливо находится в двух баках по 560 л, расположенных под полом пассажирской кабины. Предусмотрен дополнительный внутренний бак (170 л) и подвесные баки. Продолжительность полета 3 часа 18 минут.
Шасси убирающееся (с помощью гидравлического привода), трехопорное с носовым самоориентирующимся колесом. Главные опоры убираются вверх и внутрь в отсеки по бокам кабины, носовая – вперед, в носовую часть фюзеляжа.
Кроме стандартного оборудования, по требованию заказчика может устанавливаться оборудование для полетов по приборам, КВ-передатчик с AM и автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго летчика.
Вооружение боевого вертолета включает два турельных пулемета калибра 7,62 мм и две ракетные направляющие ХМ-157 (каждая оснащена семью 70-мм ракетами); сменное вооружение предусматривает четыре ПТУР и турельный пулемет калибра 7,62 мм с электроуправлением или автоматизированный пулемет MG3 калибра 7,62 мм, или ракетную установку ХМ-159С для девятнадцати 70-мм ракет, или ракетную установку для семи 81-мм ракет, или ракетную установку 200А-1 для девятнадцати 70-мм ракет.
Противолодочный вариант имеет на вооружении две самонаводящиеся торпеды, шесть морских радиобуев и магнитный обнаружитель подводных лодок.
Морской радиолокационный вариант для обнаружения надводных целей оснащен РЛС с большим радиусом действия и высокой разрешающей способностью, а также ракетами AS.12 или другими управляемыми по проводам ракетами и военно-морским оборудованием.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ А109А
Экипаж, чел. 1-3
Скорость, км/ч
максимальная 310
крейсерская 266
Потолок, м
статический 2990
динамический 4970
Перегоночная дальность, км 565
Масса, кг:
максимальная взлетная 2450
пустого вертолета 1418
Габариты вертолета, м
диаметр несущего винта 11,01
длина с вращающимся винтом 13,05
длина фюзеляжа 10 71
высота 3,3
Двигатель: ТВД allison 250-С20В л.с. 2 по 420
Agusta А129 Mangusta
Агуста А129 «Мангуста»
БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ
Предназначен для разведки и поражения бронированных целей, поддержки сухопутных войск на поле боя; в противолодочном варианте служит для ведения разведки и проведения поисково-спасательных работ.
А 129 является наиболее совершенным противотанковым вертолетом, создаваемым вне США, и имеет лучшие летные характеристики по сравнению с более тяжелыми конкурирующими вертолетами при значительно меньшей стоимости.
Разработка вертолета А 129 «Мангуста» началась в 1973 г. Внешними характерными отличиями вертолета являются тандемная компоновка пилотских кабин, крылья небольшого размаха для подвески вооружения, ударостойкое неубирающееся шасси и узкий фюзеляж для уменьшения видимого силуэта. Вертолет впервые поднялся в воздух 15 сентября 1983 г. Первые 60 машин поступили на вооружение итальянской армии в 1989 г., а затем в Нидерланды.
Военно-морской вариант оснащен РЛС в носовой части фюзеляжа и противокорабельными ракетами.
Вариант LBH используется для транспортировки солдат и как санитарный. Проект Tonal, с участием фирм «Уэстленд», CASA и «Фоккер», связан с производством на базе А 129 фронтовых вертолетов нового поколения.
Фюзеляж вертолета А129 типа полумонокок, передняя часть выполнена из металла, носовой обтекатель и хвостовая балка – из композиционных материалов. Бронирование фюзеляжа обеспечивает защиту от пуль калибра 12,7 мм. Кабина экипажа бронированная, двухместная, с двумя раздельными фонарями для летчика и сидящего впереди второго летчика-стрелка. Сиденья экипажа имеют пуленепробиваемую конструкцию, а в случае аварийной посадки способны поглощать энергию удара с уменьшением величины перегрузки от 43 до 15 и меньше. Сиденье летчика приподнято относительно сиденья летчика-стрелка
Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший боковой и передний обзор, необходимый для полетов на предельно малых высотах. В ночных условиях летчик осуществляет поиск целей с помощью тепловизора, установленного в передней части фюзеляжа. С него изображение выводится на экран прицела стрелка и в нашлемную систему целеуказания пилота.
В книге представлены описания основных отечественных и зарубежных вертолетов, находящихся в настоящее время в эксплуатации. По всем вертолетам приведены сведения об их конструкции, силовой установке и трансмиссии, системе управления, оборудовании и вооружении, а также их характеристики и сведения о производстве и поставках. Книга предназначена для специалистов и широкого круга читателей.
АГУСТА А. 129 «МАНГУСТА»
Разделы этой страницы:
АГУСТА А. 129 «МАНГУСТА»
Легкии боевой и разведывательный вертолет
Требования армии Италии к легкому боевому вертолету были разработаны в 1972 г., затем уточнены в 1978 г, и окончательно сформированы в 1980 г. Предварительвая разработка проекта вертолета началась в 1973 г., полномасштабная – в 1980 г., и завершена в 1982 г. Было построено пять опытных вертолетов, первый полет первого опытного вертолета состоялся 15 сентября 1983 г. Серийное производство началось в 1986 г., поставки – в 1990 г. Было заказано 60 противотанковых вертолетов для армии Италии и 20 для армии Дании. Подготовлены требования для закупки еще 50 ветолетов для армии Италии. Потенциальный рынок оценивался в 200 вертолетов для армии Италии и 200-300 вертолетов на экспорт.
Первоначально по требованиям Италии вертолет предполагалось использовать для поражения бронированных целей, обеспечивая возможность эксплуатации в условиях плохой видимости и ночью. Вооружение должно было состоять из ПТУР и оружия для поражения площадных целей. Второе назначение вертолета-разведка поля боя, при этом вертолет должен решать три основные задачи: обнаружение и обозначение целей, защита противотанковых вертолетов во время атаки ими оборонительных позиций и действия по другим целям.
Для этого вертолет должен быть вооружен пушкой на турельной установке, ПТУР и ракетами класса «воздух-воздух» с ИК-системой наведения.
Для поставок на экспорт разработан усовершенствованный боевой вертолет А.129 «Интернешнл», который может использоваться как противотанковый или разведывательный. Вертолет снабжен ГТД большей мощности Роллс-Ройс «Джем», пятилопастным несущим винтом с лопастями с суженными законцовками. В носовой части установлена на турели трехствольная пушка калибром 20 мм, в боковых обтекателях боезапас для нее из 400 снарядов и оборудование. Под крылом подвешиваются ПТУР «Хеллфайр» или «Тоу» и контейнеры с НАР.
Разрабатывается новая модификация А.139, с динамическими системами и оборудованием вертолета А.129 с новым фюзеляжем – для использования в качестве многоцелевого вертолета для гражданского и военного применения.
Поставлено 38 вертолетов А.129 для армии Италии, поставки продолжаются.
КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом.
Фюзеляж типа полумонокок, передняя часть выполнена из алюминиевых сплавов; носовой обтекатель, хвостовая балка с килем, гондолы двигателей, шпангоуты кабины и панели для обслуживания – из КМ. Центральная часть имеет обшивку из панелей слоистой конструкции с сотовым заполнителем.
Кабина экипажа двухместная, имеет расположение сидений тандемом и снабжена двумя раздельными фонарями: для летчика, сидящего сзади, и второго летчика-стрелка, сидящего спереди. Сиденье летчика приподнято относительно сиденья летчика-стрелка. Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший боковой и передний обзор, необходимый для полетов на предельно малых высотах. Панели остекления кабины с целью уменьшения бликообразования выполнены плоскими.
Фюзеляж имеет небольшую площадь миделевого сечения и может выдерживать попадание пуль калибром 12,7 мм. Для аварийного покидания вертолета экипажем предусмотрены сбрасываемые боковые панели. Конструкция фюзеляжа рассчитана на обеспечение безопасности при аварийной посадке в соответствии с военными стандартами США MILSTD-1290 (вертикальная скорость 11,2 м/ с). Применение КМ в конструкции фюзеляжа достигает 45% массы.
Крыло. В средней части фюзеляжа установлено съемное крыло малого удлинения размахом 3,2 м, с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения. Конструкция крыла выполнена из КМ.
Хвостовое оперение состоит из стреловидного киля и нижней килевой поверхности, используемой для крепления хвостового колеса, и поворотного стабилизатора, крепящегося в середине хвостовой балки. Все поверхности хвостового оперения выполнены КМ.
Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. В конструкции втулки использованы эластомерные подшипники. Все механические соединения и подвижные части расположены внутри корпуса втулки и вала несущего винта, который установлен на подшипниках, не требующих смазки. Лопасти несущего винта прямоугольной формы в плане. Лонжерон лопасти выполнен из стекловолокна и кевлара. Носок и хвостик лопасти имеют слоистую конструкцию с использованием заполнителя номекс, а обшивка выполнена из КМ. Лопасти могут выдерживать попадание пуль калибром 12,7 мм. Несущий винт имеет низкий уровень вибраций и рассчитан на перегрузку от +3,5 до -1. Окружная скорость концов лопастей 210 м/ с.
Рулевой винт двухлопастный, полужесгкий, крепится с левой стороны в верхней части вертикального оперения. Конструкция втулки с косыми ГШ и эластомерными подшипниками. Лопасти выполнены из КМ.
Шасси неубирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Главные опоры имеют гидравлические амортизаторы. Конструкция шасси и кресел обеспечивает уменьшение перегрузки при ударе от 50 до 20 g. Колея шасси 2,2 м, база 6,95 м.
Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД Роллс-Ройс «Джем» 2 Мк.1004, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Мощность каждого ГТД: максимальная продолжительная 615 кВт/ 815 л. с., максимальная чрезвычайная (в течение 2,5 мин) 704 кВт/944 л. с., максимальная аварийная (в течение 20 с) 759 кВт/1018 л. с. Длина двигателя 1,1 м, ширина 0,575 м, высота 0,596 м. Сухая масса двигателя 140 кг. Сопла снабжены устройствами для снижения ИК-излучения и уровня шума.
Трансмиссия включает главный редуктор с двумя раздельными каналами передачи мощности. Такая конструкция предотвращает одновременное повреждение обоих каналов. При отказе маслосистемы трансмиссия может продолжать работу в течение 30 мин.
Топливная система. Установлены две взаимозаменяемые автономные топливные системы, протестированные топливопроводы и топливные баки, выдерживающие ударные нагрузки. Предусмотрено заполнение баков пеной для предотвращения пожара. Заправка баков производится под давлением. Имеется электронная цифровая система управления подачей топлива. Предусмотрена установка дополнительных топливных баков на внутренних подкрыльевых узлах подвески.
Система управления гидравлическая, дублированная, имеет три главные системы для управления полетом и две независимые для управления тормозами несущего винта и колес главных опор. Главные системы с давлением 20,8 мПа/213 кг/ см? приводятся от трех независимых источников мощности: две из них объединены и приводятся от главного редуктора, а третья приводится от редуктора рулевого винта. Расход жидкости в каждой из главных систем 23,6 л/мин. Исполнительные механизмы электрической системы стабилизации и автопилота совмещены с блоками гидравлической системы управления, электрическая проводка системы управления имеет тройное резервированние. Предусмотрена защита механической проводки управления от повреждений, столкновения с проводами и обледенения за счет размещения тяг управления и автомата-перекоса внутри канала, окружающего вал несущего винта. Предусмотрена установка электродистанционной системы управления рулевым винтом.
Электронное оборудование. Установлена цифровая мультиплексная система передачи данных IMS, обеспечивающая взаимосзязь между всеми системами электронного оборудования, включая радио и навигационное, распределение электроэнергии и управление силовой установкой, функционирование систем управления полетом и повышение устойчивости, а также управление вооружением. Система IMS управляется с помощью двух центральных независимых ЭВМ с двумя интерфейсами, на которые поступают сигналы от датчиков и электронного оборудования, преобразуемые в соответствии с требованиями MIL 1553В и передаваемые в центральную ЭВМ в реальном масштабе времени. Обработанная информация передается летчику и стрелку на многофункциональные дисплеи. Для управления навигацией ЭВМ система IMS сзязана с доплеровской РЛС и радиовысотомером. Усовершенствованное связное и навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию в условиях плохой видимости и ночью. ИК-система ночного видения летчика соединена с системой ночного видения FLIR для управления огнем и имеет общие датчики в носовой части вертолета. В бортовое электронное оборудование входит комбинированная активная и пассивная система самозащиты: приемник предупреждения о радиолокационном облучении, автомат для разбрасываная дипольных отражателей, передатчик помех.
Вооружение крепится на четырех узлах подвески под крьюом: два задних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 300 кг, и два внутренних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 200 кг. Все узлы имеют шарниры, обеспечивающие их отклонение от 2 до 10°. Для противотанковых операций вертолет будет вооружен 8 ПТуР М-65 «Тоу» и снабжен прицелом с лазерным дальномером и системой ночного видения FLIR.
Для действий по наземным целях вертолет может нести до 52 НАР калибром 70 мм в четырех подвесных контейнерах. Предусматривается также установка 6 ПТуР «Хеллфайр» с лазерной системой наведения и прицела Мартин-Мариетта модудьной конструкции, монтируемого на валу несущего винта. Возможна также установка пулеметов калибром 7,62 мм или 12,7 мм или пушки калибром 20 мм в контейнерах.
Для действий по воздушным целям возможна установка ракет класса «воздух-воздух» AIM-91 «Сайдуиндер», Матра «Мистраль», «Джевлин» или «Стингер».
Характеристика вертолета А.129 «Мангуста»
Размеры, м:
длина с вращающимися винтами 14,29
длина фюзеляжа 12,27
ширина с крылом и контейнерами
с ПТУР «Тоу» 3,6
высота вертолета 3,3
диаметр несущего винта 11,9
ометаемая площадь, м? 111,2
Двигатели: 2 ГТД Роллс-Ройс «Джем» 2
мощность, кВт/л. с.:
максимальная аварийная(в течение 20 сек), 2x759/2x1018
максимальная чрезвычайная (в течение 2,5 мин) 2x704/2x944
максимальная продолжительная 2x615/2x815
Массы и нагрузки, кг:
максимальная взлетная при выполнении задания 3700
пустого с оборудованием 2530
запас топлива во внутренних баках 650
Летные данные:
максимальная скорость при броске, км/ч 295
максимальная крейсерская скорость, км/ч 250
максимальная скороподъемность, м/с 10,3
статический потолок, м:
без учета влияния земли 1890
с учетом влияния земли 3140
максимальная продолжительность полета, ч 3
предельные перегрузки, д от +3,5 до -0,5
Agusta A.129 Mangusta
Многоцелевой ударный вертолет
Противотанковый и разведывательный вертолет А.129 Mangusta создан для борьбы с танками, бронетранспортерами и боевыми машинами пехоты противника, а также для проведения инженерной и радиоактивной разведок. Может применяться для противодействия воздушным целям ракетами "воздух-воздух" с инфракрасной системой наведения. Разработка вертолета началась в 1973 году, первый полет состоялся 15 сентября 1983 года, а серийное производство ведется с 1992 года.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. На вертолете установлены два английских двигателя, снабженных системой подавления инфракрасного излучения, что обеспечивает меньшую уязвимость машины для ракет типа "земля-воздух" с инфракрасной головкой наведения. Несущий винт имеет стеклопластиковые лопасти с эластомерными подшипниками. Конструкция вертолета на треть выполнена из композиционных материалов.
На вертолет можно подвешивать 8 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) и 4 блока неуправляемых авиационных ракет (НАР). Стрелковое вооружение - пулемет калибра 12,7 мм. Бронированная обшивка фюзеляжа защищает экипаж от пуль калибра 12,7 мм, лопасти винтов и трансмиссия обладают запасом живучести при поражении пулями такого же калибра. При неуправляемом падении вертолета со скоростью менее 13 м/с вероятность выживания экипажа приблизительно равна 0.9. Бронированная кабина имеет тандемное расположение мест стрелка (впереди) и летчика (сзади). Поиск целей ночью или в условиях плохой видимости летчик осуществляет с помощью тепловизора, работающего в инфракрасном диапазоне и расположенного, в носовой части фюзеляжа. Изображение целей выводится в нашлемную систему целеуказания летчика и на прицел стрелка. Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей мощностью по 895 л.с.
Кроме противотанкового варианта, который является основным, существуют модификации для военно-морских сил с противокорабельным комплексом вооружения (A.129ASW) и десантный вариант.
Основные модификации вертолета:
A.129 - первая серийная модификация.
A.129 Mk.2 Tonal - модернизированная версия в производстве которой принимали участие фирмы Westland, Fokker и CASA. На вертолете установлена новое РЭО, оружие и ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322 или Rolls-Royce Gem Mk 1004.
A.139 LBH - вертолет созданный по программе Light Battlefield Helicopter на базе А.129 с улучшенным фюзеляжем и шасси. На вертолете установлена носовая турель с пушкой или пулеметом. Появилась возможность высадки десанта в количестве 8 человек.
A129 INT - многоцелевой ударный вертолет, разработанный итальянской фирмой Agusta (Finmeccanica). Вертолет является развитием ударного вертолета Agusta A129 Mangusta. А129 INT предназначен для противотанковых операций, огневой поддержки сухопутных войск, разведывательных и наблюдательный операций, эскорта конвоев и целенаведения. На вертолете установлен новый пятилопастный винт и более мощный двигатель. РЭО вертолета включает в себя интегрированную систему управления на базе цифровой шины данных MIL-STD-1554B. Производство вертолета начато в 1998 году. К середине 1999 года было поставлено 15 вертолетов А129 INT, и начата программа модернизации по программе INT 45 вертолетов A129 Mangusta.
Основные тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1990
Диаметр главного винта - 11,90 м
Диаметр хвостового винта - 2,24 м
Длина - 12,275 м
Высота - 3,315 м
Масса, кг
- пустого - 2529
- нормальная взлетная - 3600
- максимальная взлетная - 4100
Внутренние топливо - 750 кг
Тип двигателя - 2 ГТД Piaggio (Rolls-Royce) Gem Mk 1004D
Мощность при взлете - 2 х 960 л.с.
Мощность при полете - 2 х 835 л.с.
Максимальная скорость - 315 км/ч
Крейсерская скорость - 259 км/ч
Практическая дальность - 600 км
Скороподъемность - 655 м/мин
Практический потолок - 6500 м
Статический потолок - 3750 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: 1 х 12.7-мм пулемет. Боевая нагрузка - 1200 кг на 4 узлах подвески: 8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или 6 AGM-114 Hellfire, 2 контейнера FN ETNA HMP с 12.7-мм пулеметом FN-M3P и 250 патронами или 2 ПУ HL-7-70 7х70-мм или HL-19-70 19х70-мм или с 81-мм НУР, или 4 УР "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder или Mistral или Tarelin.
Далеко не случайно Турция решила овладеть созданием ударных вертолетов. Ведь когда-нибудь перед армией этой страны встанет вопрос – какой ударный вертолет придется применять и, соответственно, кто его изготовит и какими характеристиками будет обладать новая машина.
Проанализировав множество вариантов предлагаемых импортных вертолетов, турецкие военные начали справедливо сомневаться в достоинствах американских воздушных машин и приняли решение приобрести другой современный вертолет. Но метод, посредством которого турки реализуют свой план, своеобразен.
Аскетизм в вертолетостроении
С самого начала турецкий тендер в рамках программы АТАК (Attack and Tactical Reconnaissance Helicopters - вертолет огневой поддержки) планировался как широкомасштабное обновление своих военно-воздушных сил. Поэтому, логично заметить, что прагматичные турки, выжимавшие из участников тендера всё возможное, и в этот раз сделают точно также. Но случилось невероятное.
Итальянский вертолет A 129 Mangusta, усовершенствованный предприятиями турецкого ВПК и AgustaWestland, выиграл турецкий тендер. Эта машина как таковым ударным вертолетом не является и в соответствии с этим не может позиционироваться в качестве конкурента для других представленных в тендере образцов. Разрабатывался прародитель турецко-итальянского вертолета как легкая, разведывательная, многоцелевая воздушная машина, которая не предназначена для серьезных боев.
История этого вертолета начинается в 2007 году согласно указанной выше программы ATAK, впоследствии в 2008 году 22 июня вступило в силу соглашение на производство 50 вертолетов T-129 (является модернизированным вариантом вертолета А-129 "Мангуста"), общей стоимостью 3.2 млрд долларов. Соглашение так же включало опцион на дополнительное производство 41-го вертолета. Турецкая компания AESLAN поставляла авионику, целевое оборудование и вела работы по разработке всего программного обеспечения, в то время как AgustaWestland выступала в качестве субподрядчика для TAI (Тюркиш аэроспейс индастриз). Вертолеты предполагались в двух различных модификациях TUC-1 и TUC-2.
Основные требования к системам и предварительный проект были завершены к 2009 году, а первый прототип T-129 совершил свой полет 28 сентября 2009 года, но 19 марта 2010 года прототип разбился во время высотных испытаний недалеко от Вербании (Verbania) в Северной Италии. Причиной катастрофы послужила нехватка мощности для хвостового винта. Первый полет Турецкого прототипа был завершен на площадке TAI в Анкаре 17 августа 2001 года.
В ноябре 2010 года Турция заключила контракт на 150 млн евро на поставку 9 вертолетов T129, доведя общее количество вертолетов до 60 штук. В данный момент такие страны как Азербайджан, Иордания, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Южная Корея, Объеденные Арабские Эмираты заинтересовались данным вертолетом.
22 апреля 2014 года компания TAI осуществила передачу первой партии вертолетов T-129A сухопутным войскам Турции.
Вертолет был сконструирован с учетом эксплуатации в жарких условиях, с применением технологий, которые снижают радиолокационную заметность. При его изготовлении использовались композитные материалы – их примерно 50% по сравнению с обычными авиационными материалами.
В носовой части вертолета установлена 20мм трех-ствольная пушка турельного типа. Опционально можно будет устанавливать 12.7 мм пулемет.
Еще одним нюансом этого вертолета стало применение составных пилонов для вооружения, представляющих собой съемные конструкции, которые подвешиваются к фюзеляжу и значительно снижают заметность воздушной машины для РЛС.
Вертолет имеет четыре точки подвеса вооружения, общей массой 1200 кг. На концах пилонов могут размещаться противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), ракеты класса "воздух-воздух" (АТАМ) 70мм (2,75 дюйма) и 70мм управляемые ракеты.
Так же на вертолете установлена система электронного противодействия, включая активные и пассивные системы радиоэлектронного подавления (РЭП) такие как защита от радиолокационного обнаружения, система предупреждения о ракетном нападении, система предупреждения о лазерном облучении, радиочастотный глушитель, система подавления в ИК диапазоне.
На Т-129 ATAK установлены два турбовальных газотурбинных двигателя LHTEC T800-4A. Двигатель Т800-4А является экспортным вариантом двигателя CTS800, с электронно-цифровой системой управления (FADEC) которая снижает нагрузку на пилота контролируя работу многих параметров двигателя в автоматическом режиме, мощность каждого двигателя составляет 1,014КВт, длинна 0,85м, диаметром 0,56м и весом около 154 кг.
С данными двигателями вертолет развивает максимальную крейсерскую скорость 269 км/ч, с дальностью полета 561 км в нормальном и 1000 км в перегоночном режиме. Практический потолок составляет 6096 метров, скорость набора высоты составляет 14 м/с, максимальный взлетный вес 5000 кг.
Вертолет выпускается в двух вариантах:
- первый T-129A EDH - вертолет огневой поддержки, эта версия оборудована 22мм пушкой Гатлинга и четырьмя пусковыми установками 70мм управляемых ракет. Было заказано 9 вертолетов этой модификации, 6 из которых были произведены и переданы Турецкой армии. T-129A будет модернизирован до версии T-129B.
- второй T-129B - многоцелевой вертолет который помимо средств огневой поддержки используемых в первом варианте будет оснащаться передовыми системами радиоэлектронной борьбы. Вертолет будет вооружен 20мм пушкой Гатлинга, а так же различными вариантами ракет таких как: 8 шт UMTAS (противотанковые ракеты), 12 шт Roketsan Cirit (управляемая ракета) и 2 AIM-92 Stinger (ракеты класса "воздух-воздух"). Всего будет произведен 51 вертолет в этой модификации.
Выжить на поле боя
Несмотря на технические возможности нового вертолета по мнению специалистов, мода на разнообразные инновационные (стелс) технологии и выживаемость «вне зоны контакта с техникой противника» - существенный просчет конструкторов вертолетов в Европе. До сих пор никто серьезно не занимался многоцелевым или малозаметным ударным вертолетом, которому не пришлось бы в бою на ближнем расстоянии столкнуться с машиной противника, влезть в самый разгар боя, подавляя врага огневой мощью.
Аналогичная ошибка была допущена и европейскими разработчиками вертолета Eurocopter Tiger, которые отдали бронирование и огромный боевой комплект на модернизацию в рамках малозаметности и стелс-технологий.
Значительной проблемой вертолета Т-129 - усовершенствованной копии A-129 является невысокий уровень защиты. Это объясняется тем, что многочисленные датчики, стелс-фюзеляжи и различные современные технологии в рамках РЭБ не могут обеспечить целостность машины во время боевых действий.
«Когда еще применялся Ка-50 в Чечне и Ми-24 в Афганистане в составе БУГ стало понятно, что не может быть и речи об однократном попадании в воздушную машину. Самый перспективный вертолет должен выдержать обстрел любым вооружением, при этом сохраняя нормальную функциональность, необходимую для планового выполнения боевых задач», - рассказал Виктор Кобец, специалист по бронезащите, авиационный инженер.
Экипаж современной ударной машины должен ворваться в разгар боевых действий, «обработать» нужный участок и не опасаться, что быстрый вход в зону непрекращающегося огня чем-то повредит машине. У турецко-итальянского вертолета такой возможности на текущий момент нет. По словам авиаспециалистов, боковые опциональные бронещитки и бронированный пол с маленькой долей вероятности помогут вертолету выдержат прямой огонь.
По словам производителя, конструктивные особенности воздушной машины обладают возможностью однократно выдерживать попадания осколков и 12,7 мм бронебойных пуль, но вместе с тем не приводятся никакие данные о том, что ждет вертолет после этого.
«Разработчики не уделяли повышенное внимание уровню бронирования. Основным для них было создать легкий и маневренный вертолет, оснащенный неплохим вооружением. Безусловно, странно со стороны наблюдать за воздушной машиной, которая не способна пережить кратковременного участия в бою, например, в том же Афганистане», - считает Андрей Сорокин, специалист в области БРЭО и систем управления, авиационный инженер.
Изучение результатов обстрела узлов, агрегатов, кабин других воздушных машин - российских Ми-28 и Ка-52, показали, что пилоты, находившиеся в них, оставались в живых и были способны завершить выполнение текущей боевой операции.
Для больших проблем временное решение
Турция в течение длительного времени успешно сотрудничала с военными в Израиле и приобретала новые разработки стран, входящих в НАТО, но в тоже время создать свой ударный высокоэффективный самолет у турецких военных пока не получалось.
Вся сложность даже не в том, что это требует значительных финансовых затрат, а в том, что во время встречи с хорошо оснащенным вертолетом противника, шансы выживания у турецкой воздушной машины Т-129 минимальны.
По мнению специалистов, такие технические проблемы не являются чем-то экстраординарным, просто не хватает опыта, который можно получить в реальных боевых условиях и присутствует неразумный выбор в пользу тех вертолетов, у которых подобного опыта тоже не было.
«Использование воздушных машин А-129 в Сомали в рамках поддержки миротворцев нельзя принимать за масштабные боевые действия, потому что никакого противодействия там практически не осуществляось. Всего лишь пара дыр от пуль 7,62 мм и несколько осколков в обшивке вертолета.
Это не является показателем надежности воздушной машины. А вот что касается Чечни, Афганистана или Сирии, то здесь как раз можно сделать определенные выводы», - замечают специалисты.
Эксперты помимо этого отмечают, что турецко-итальянский проект, который обернулся заключением контракта на 60 многоцелевых воздушных машин Т-129 можно расценивать в качестве промежуточного проекта самих турецких военно-воздушных сил.
Даже притом, что ВПК Турции смог наладить производство специализированных оптико-прицельных комплексов и противотанковых ракет к этой воздушной машине, нормальной защите Т-129 так и не научили. Если произойдет серьезный бой, то вертолет практически гарантированно получит значительные повреждения и выйдет из строя.
Турецкие печатные издания не раз отмечали, что нововведения Т-129 несущественно отличаются от предшественников – АН-1 Cobra и, соответственно, использование их в рамках реальных боевых действий на этом вертолете невозможно.
Ряд многолетних проблем, связанных с Т-129 указывают на то, что Турция очень хочет вырваться из «плена» американских технологий 30-й давности и начать, наконец, создавать свои эффективные боевые вертолеты. Но осуществить это, по мнению специалистов, в ближайшем будущем у них вряд ли получится.
Использованные материалы: