Татарская народная игра тюбетейка правила. Методическая разработка "татарские народные игры"
Организация: МБДОУ Детский сад № 117
Населенный пункт: г. Казань
Цель: Познакомить детей с татарскими народными играми.
Задачи:
Образовательные задачи: Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарских игр.
Развивающие задачи : Развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа. Формировать у детей нравственные качества через татарские народные игры, народный фольклор и традиции.
Ход занятия
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться! Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Исәнмесез диеп сүз башлыймын,
Танышулар шулай башлана.
Исәнмесез диеп сүз башласам,
Бәхетебез арта, күңел шатлана.
Яшәгез сез гел муллыкта.
Гел тыныч булсын галәм.
Сөекле кунакларыбызга
Ялкынлы кайнар сәлам!
Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей.
Воспитатель: Мы сегодня познакомимся с вами с татарскими народными играми и совершим путешествие во времена наших бабушек и дедушек, у которых было много народных праздников, гуляний, традиций и обрядов.
И я хочу вас пригласить в гости. Подойдите ко мне. Воспитатель приглашает детей в “дом” (вид дома: окно, сундук, стол с национальными сладостями). Дети садится на ковер рядом с воспитателем (делают круг).
Некоторое время назад наши бабушки и дедушки, когда были молодыми, собирались на посиделках «Аулак өй». Девушки вязали, вышивали красивые узоры на подушках, полотенцах, одеждах. Также здесь они пели песни и играли в народные игры. Они очень весело проводили время. Давайте мы тоже немного поиграем. Игра называется «Мой клубочек» («Йомгагым»). Вместо клубочка мы с вами возьмем мяч. Но прежде, чем играть, нам надо выбрать водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка:
Әке, бәке, кыек сәке.
Майлы ботка, эремчек.
С ин кал ып тор, ә син ч ык.
Игра «Йомгагым»
Тубым,тубым,тупкай
Син бик матур, кызылкай
Тәгәрәп кулыма кер,
Кулдан-кулга күчеп йөр,
Ә хәзер тукта.
С помочью считалки выбирается ведущий. У ведущего закрывают глаза и он читает стих. В это время участники передают друг - другу мяч, в конце стихотворения все прячут за спину руки. Ведущий должен угадать у кого мяч.
Воспитател ь: Ребята! А как же люди отдыхали после трудных весенних работ на полях, в огородах? Долгими вечерами после рабочего дня, когда огороды вскопаны, картошка посажена, собирался народ на посиделки. Не было раньше ни телевизоров, ни магнитофонов, поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки и потешки. Давайте и мы с вами поиграем в игру – забаву
«Без, без, без идек »
Игра – забава «Без, без, без идек»
Уенчылар түгәрәктә баш бармакларын күрсәтеп түбәндәге сүзләрне әйтәләр:
Без,без, без идек,
Без унике кыз идек.
Базга төштек май ашадык,
Келәткә кердек бал капт ык,
Кап та коп, авызыңны ач та йом !
Балалар уен сүзләрен көйләп әйтәләр, аннары, берьюлы авызларын йомып, җиңелчә, күңелле көйгә төрле шаян хәрәкәтләр ясыйлар. Кем көлеп җибәрә, шул уеннан чыга һәм җәза үтәргә тиеш була (җырлый, бии һ .б .)
Воспитатель: А под вечер молодежь собиралась у воды на вечерние игрища – “кичке уен”.Нарядная и веселая молодежь устраивала игры, водила хороводы, пела песни. Давайте и мы с вами спустимся к воде и весело проведем время.
Переход к воде под музыку «Бормалы су»
Воспитатель:
На завалинках, в светелках,
Иль на брёвнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели,
И водили хоровод.
А играли как детишки.
Ах, как игры хороши!
Словом эти посиделки,
Были праздником души.
Воспитатель: А теперь пора и к играм перейти. Вспомним народную игру «Кошлар һәм читлек ». ( Птицы в клетке)
Игра “Кошлар һәм читлек”
Бу уен балаларны тәвәккәл һәм түземле булырга өйрәтә. Ә уенның кагыйдәсе болай.
Уенда катнашучыларның яртысы (8-12 кеше), кулга-кул тотынышып, «читлек» хасил итәләр. Калганнары «кошлар» була. Алар төрле якта «очып йөриләр». Уенны алып баручы хәбәр биргәч, «читлек» ачыла - балалар кулларын югары күтәрәләр. «Кошлар» читлеккә кереп-чыгып йөриләр. Алып баручы яңадан хәбәр салгач, «читлек» ябыла - балалар, чүгәли төшеп, кулларын төшерәләр. Түгәрәктән чыга алмый калган «кошлар» тотылган дип исәпләнә. Алар да, кулга-кул тотынышып, «читлек» ясаучылар янына басалар. «Читлек» иркенәя. «Читлек» 3-4 кат ачылып-ябылгач, уенга йомгак ясала. Иң җитезләр билгеләнә. Соңыннан уенчылар урыннарын алмашалар.
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. А вы знаете, татарский народ – очень гостепреимный. Они без угощений и гостинцев никого не отпускают. И вы тоже приготовили гостинцы. Раздайте их нашим гостям. Пусть они напоминают им о сегодняшнем празднике. Дети, мы тоже хотим раздат ь вам гостинцы. Раздают аппликацию, сделанную детьми “Бабочка с татарским орнаментом”
Воспитатель:
Всем спасибо за внимание!
За задор, веселье, смех.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!
Татарские народные игры
Продаем горшки
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
Эй, дружок, продай горшок! Покупай. Сколько дать тебе рублей? Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Серый волк
На площадке на расстоянии 20-30 м чертят две линии. Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за одной чертой (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне за другой чертой. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
Вы, друзья, куда спешите? В лес дремучий мы идем. Что вы делать там хотите? Там малины наберем. Вам зачем малина, дети? Мы варенье приготовим. Если волк в лесу вас встретит? Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
-Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.
Правила игры . Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут привнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
Скок-перескок
На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место
одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
Хлопушки
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
- Хлоп да хлоп
- сигнал такой:
Я бегу, а ты за мной.
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Займи место
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет по кругу в противоположную сторону и говорит:
- Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу
-Беги!
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги.
Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Ловушки
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
Жмурки
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга, остальные занимают места в ямках-норках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!» - и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга, обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
Перехватчики
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
- Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
Тимербай
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
- Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре разные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Лисички и курочки
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На
противоположном - стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат «Ку-ка-ре-ку!» По этому
сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из
игроков, то он снова водит.
Угадай и догони
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.
Правила игры. В случае если водящий не поймает товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.
Кто первый?
Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой -ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, тот считается победителем.
Правила игры. Расстояние от одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды.
По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки с песком, стараясь, добросит до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
Мяч по кругу
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от которого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча производится путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча.
Спутанные кони
Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).
«Продаем горшки» (Чулмак уены)
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
Эй, дружок продай горшок!
Покупай
Сколько дать тебе рублей?
Три отдай
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры . Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
«Серый волк» (Сары буре)
Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
Вы, друзья, куда спешите?
В лес дремучий мы идем
Что вы делать там хотите9
Там малины наберем
Вам зачем малина, дети?
Мы варенье приготовим
Если волк в лесу вас встретит?
Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
Соберу я ягоды, и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.
Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
«Скок-перескок» (Кучтем-куч)
На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
«Хлопушки» (Абакле)
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп - сигнал такой
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
«Займи место» (Буш урьш)
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока арекочу
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу-
Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
«Ловишки» (Тотыш уены)
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры . Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
«Жмурки» (Кузбайлау уены)
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»- и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
«Перехватчики» (Куышу уены)
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы имеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать
Раз, два, три, четыре, пять
Ни за что ней не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
«Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
«Лисички и курочки» (Тельки хам тавыклар)
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном - стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
«Мяч по кругу» (Теенчек уены)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры . Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
«Спутанные кони» (Тышаулы атлар)
Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).
Калишкина Лариса Сергеевна, воспитатель
ДС № 171 «Крепыш» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти
1. Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
Дать детям представление о республике Татарстан, о городеКазани, о традициях татарского народа;
Закрепить понимание того, что Волга объединяет множество народов, и все они называются «волжане»;
Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству;
Воспитывать у детей ценность сотрудничества с другими детьми;
Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности.
2. Задачи ОО «Познавательное развитие»:
Познакомить с предметами одежды татар;
Развивать сосредоточенность, наблюдательность, воображение, зрительное восприятие и формирование целостного представления о предмете, во время выполнения задания с пазлами.
3. Задачи ОО «Развитие речи»:
Развивать свободное общение детей с педагогом и сверстниками;
Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, чекмень, читек, тюбетейка.
4. Задачи ОО «Физическое развитие»:
Познакомить детей с народными татарскими подвижными играми, их правилами, развивать желание использовать их в самостоятельной деятельности;
Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх способствующих развитию физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве;
Закреплять умение выполнять правила в игре.
5. Задачи ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.
Материалы и оборудование:
- детские национальные татарские костюмы: мальчика и девочки, карта России, фотографии и иллюстрации города Казани, флаг и герб Татарстана, картинки с изображением элементов национальной одежды, с людьми в разных национальных костюмах, конверт с пазлами: тюбетейка и калфак, магнитофон, кассета с песней «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова) изаписями песен на татарском языке, тюбетейка.
Образовательные технологии:
интерактивные - «Хоровод», «Цепочка», «Интервью».
ИКТ - видео - письмо из Казани, фотографии.
Предварительная работа с детьми: Дать представление о большой и малой Родина: знакомили детей с расположением России на карте, беседы на занятиях о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми, национальными костюмами разных народов Поволжья. Разучивали народные пословицы, загадки, игры.
Под мелодию песни « Любимая Россия » (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Воспитатель обращает внимание на осанку детей.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? (Россия)
Покажите Россию на карте.
Как называется город, в котором мы живём? (Тольятти)
Покажите его на карте.
На берегу какой реки стоит наш город? (Волга)
Правильно. Волга - это одна из самых больших рек в мире. На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты) .
Как называются люди, живущие на берегах Волги? (Волжане.)
Значит и русских, и татар, и мордву, и марийцев мы можем назвать волжанами? А россиянами? Почему?
Послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья» (Приложение № 1)
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знакомились с жизнью русских, чувашей, удмуртов. А сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.
А вы хотите побывать в Татарстане?
Столица Татарстана - город Казань. Казань современный красивый город.
Показ фотографий (на интерактивной доске): Казанского кремля, железнодорожного вокзала . (Приложение №2)
Татарстан - это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб. (рассматривают ) (Приложение № 3)
Воспитатель: Дети, нам пришло видео-письмо из Казани. Давайте его посмотрим.
На интерактивной доске демонстрируется видео-письмо. (Приложение 4)
Воспитатель: Сегодня мы встретимся с этими ребятами из Татарстана.
Звучит татарская народная мелодия.
В группу входят девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.
Воспитатель: Как вас зовут?
Дети: Рената и Дамир.
Рената и Дамир предлагают поиграть детям в татарскую народную игру «Тимербай » , объясняя правила игры .
Рената проводит I вариант игры, а Дамир II вариант. (Приложение №5)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.
А что в нем такого красивого и необычного? (Украшено оборками)
А это что? (Показывает на передник)
А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка - тюбетейка.
Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)
Давайте посмотрим, что в конверте. Дети достают картинки с изображением национальных татарских костюмов.
Ребята, как вы думайте это женский костюм или мужской?
Чем украшено платье?
Что одето на платье? Как называется жилетка по - татарски?
(Камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показывает камзул).
На голове женщины носили калфак (закрепить). (Приложение № 6)
Дамир: Это мужской костюм. (показывает картинку)
Что входит в мужской костюм? (Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой) (Приложение №6).
Как называется мужской головной убор у татар?
Какие элементы используются в украшении тюбетейки?
Рассматривают, как украшены тюбетейки (Приложение №7)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру "Не ошибись". Вам надо найти среди картинок людей в татарских национальных костюмах.
Дидактическая игра «Не ошибись» (Приложение № 8)
(показ фотографий на интерактивной доске)
Воспитатель: А теперь, я буду показывать вам части костюмов, а вы их называйте (жилет бархатный- камзул, калфак, чекмень, читек, тюбетейка,) (Приложение 8)
Воспитатель: Вы правильно назвали мужской головной убор - это тюбетейка. А есть игра с таким же названием. Давайте поиграем в неё.
Подвижная татарская игра «Тюбетейка» ИТ «Хоровод»
(Ребята под татарскую мелодию передают друг другу тюбетейку, тот, у кого останется тюбетейка, когда остановится мелодия, выходит в круг и показывает какое-либо татарское движение).
Игра «Собери мозаику» ИТ «Цепочка»
(Девочки собирают картинки калфака, мальчики - тюбетейки).
(Приложение №9)
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с татарским народом, их традициями, их играми.
Дамир и Рената берут интервью у детей:
Что нового вы сегодня узнали о нашей республике?
С какими новыми словами вы познакомились?
Какая татарская игра вам понравилась больше всего?
Что вам показалось трудным?
О чем бы вы хотели узнать на следующем занятии?
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А самое главное, вы узнали, что Татарстан - это соседняя с нашей республика, а татары - наши соседи, и поэтому мы должны дружить друг с другом, помогать друг другу.
И в завершение я хочу вас всех угостить национальным татарским блюдом «Чак-чак».
Угощение татарским блюдом «Чак-чак»
Приложение №1
Владимир Степанов « Российская семья »
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один кумыс готовит, другой - готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех - одна.
Приложение № 4
Видео-письмо. На экране дети в национальных татарских костюмах.
Рената и Дамир: Спросили нас: - Откуда мы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
Приложение № 5
Подвижная игра « Тимербай ».
Дети встают в круг, водящий в центре круга, произносят слова:
«Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись,
И красиво нарядились,
И ни есть, ни пить не стали,
Друг на друга поглядели,
И сделали вот так.
I вариант: водящий придумывает 2 или 3 запрещенных движения и показывает их остальным игрокам (например, приседание, хлопок в ладоши, мах рукой).Дети должны повторять движения водящего, но если он показывает запрещенное движение — нужно остаться неподвижным.
II вариант: водящий показывает игрокам разные движения, сначала медленно, а затем увеличивая темп.Дети должны повторять движения ведущего, но если он показывает запрещенное движение — нужно остаться неподвижным.Тот, кто повторил запрещенное движение, выходит из игры (в других вариантах получает штрафное очко).
Побеждает тот, кто «продержался» дольше всех или заработал как можно меньше штрафных очков.
Правило: Если игрок хотя бы попытался выполнить запретное движение, ошибка засчитывается, и он отходит назад.
Приложение №9
Татарская народная игра "Скок - перескок "(Кучтем-куч)
Цель игры: развитие внимательности, умения ори-ентироваться в пространстве, укрепление мускулатуры ног.
Дети встают в обручи. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (обручем), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останет-ся без места, становится водящим.
Правила игры:
- нельзя выталкивать друг друга из обруча;
Двое играющих не должны находиться в одном обруче;
При смене мест обруч считается за тем, кто рань-ше встал в него.
Веселые подвижные игры – наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловушек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Татарские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь человека к веселью, удальству. Татарские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении и оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли. Развивают нравственно и физически, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. И в самом деле, если даже слегка вникать в особенности детских игр у разных народов, то с первого взгляда заметно, что характер народа накладывает свой заметный оттенок на детские игры, отражаясь в них тем резче, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вместе с тем, конечно, с большей возможностью для проявления своего национального характера. Игры это суть, так сказать, отражения разных сторон жизни данного народа, связующее звено веселья с деловой жизнью, а от того рода, веками установившиеся игры в данном народе и симпатичнее, и понятливее, и увлекательнее для детей этого народа.
Сабантуй Очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева. В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту - победителю в национальной борьбе или в скачках. А молодые люди ходили по домам и собирали подарки, пели песни, шутили. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.
Татарская борьба на поясах Корэш Для победы в кореш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель кореша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором, холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем.
Приглашаю детвору На весёлую игру, А кого не примем За уши поднимем. Уши будут красные. До того прекрасные. Участники – юные наездники лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно! Лошадей тоже отмечали: им повязывали полотенца, в том числе и пришедшей последней.
Бой мешками. Бой мешками с сеном, сидя верхом на бревне (с вращательной степенью свободы), с целью вышибать из "седла" соперника - игра с давней традицией, требует силу, ловкость, смелость. Доставляет наблюдателям много смеха и веселья.
Бег в мешках. Бег в мешках – очень простой, но одновременно веселый и эмоциональный конкурс для детей, позволяющий проявить свою силу и ловкость. Для проведения конкурса нужно разделить участников на две или более команды и выстроить их перед стартовой чертой в колонны. Первым участникам игры выдаются мешки. По сигналу ведущего первые участники команд должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать (как вариант досеменить) до обозначенного места (флажка, стула). Обежав его, игрок возвращается к своей команде, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия. Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование. Эстафета продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнят задание.
Игра «Разбей горшок» Горшок (можно положить его на землю или на пол). Водящему завязываются глаза и дают палку. Задача - разбить горшок. Чтобы усложнить игру, водящего можно "запутать" : перед тем, как дать палку, покружить вокруг себя несколько раз.
Бег с ложкой во рту. Участники делятся на две команды, стартующие участники держат во рту по ложке, на которой лежит яйцо. Необходимо пробежать расстояние м, не уронив яйца. Последний участник команды, закончивший первым бег с ложкой, опередив соперника, определял команду победительницу.
Приглашаю детвору На весёлую игру, А кого не примем За уши поднимем. Уши будут красные. До того прекрасные. Играющие делятся на 2 команды. Посередине площадки кладется канат. Середина каната отмечается ленточкой, под серединой каната проводится поперек черта. В 2-3 м. от нее проводится параллельно еще две черты. Играющие берутся за канат и поднимают его с пола. По сигналу играющие стараются перетянуть канат в свою сторону. Канат считается перетянутым, если его середина окажется в 2-3 м. от средней линии на стороне одной из команд. Перетягивать канат можно только после сигнала. Игру проводят несколько раз. Выигрывает команда, которая перетянет канат на свою сторону большее число раз. Перетягивание каната.
Серый волк (Сары буре) Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 2030 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают): Вы, друзья, куда спешите? В лес дремучий мы идем Что вы делать там хотите? Там малины наберем Вам зачем малина, дети? Мы варенье приготовим Если волк в лесу вас встретит? Серый волк нас не догонит! После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят: Соберу я ягоды, и сварю варенье, Милой моей бабушке будет угощенье Здесь малины много, всю и не собрать, А волков, медведей вовсе не видать! После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово туда, где прятался сам. Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
Продаём горшки (Чулмак цены) Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: «Эй, дружок, продай горшок!» Покупай! Сколько дать тебе рублей? Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его; бегущие не имеют права задевать других игроков; водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Тимербай Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Хлопушки (Абакле) На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 2030 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова: Хлоп да хлоп - сигнал такой Я бегу, а ты за мной! С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Приглашаю детвору На весёлую игру, А кого не примем За уши поднимем. Уши будут красные. До того прекрасные. Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми. Игра «Колечко-колечко»
«Хромая лиса» (татарская народная игра) В начале игры надо расчертить площадку, определить, где будет располагаться «лисья нора», «дом», «ку рятник», и выбрать, кто из детей будет «хромой лисой» и «хозяином курятника». Все остальные дети становятся «курами». В зависимости от количества кур в курятнике вычерчиваются и его размеры: они должны быть достаточны для того, чтобы куры могли, не мешая друг другу, убегать от лисы, забравшейся в курятник. «Хромая лиса» скачет на одной ноге из своей норы к «курятнику» мимо «дома», а «хозяин дома» спрашивает у нее, куда она собралась. Шутливый диалог может выглядеть так (1): Лиса, лисонька хромая, куда ночью ковыляешь? Бикчантай, сынок Мамая, меня бабка ждет родная! А зачем к ней торопиться? Моя шуба там за печкой. А если шуба загорится? Окуну я шубу в речку. Вдруг умчит ее теченье? Я заплачу с огорченья. Лиса, лисонька хромая, как без шубы ты пойдешь? Бикчантай, сынок Мамая, как пройду, тогда поймешь! Доверчивый хозяин «ложится спать» (закрывает глаза), а плутовка-лиса залезает в «курятник» и начинает гоняться за «курами». При этом она должна прыгать на одной ноге, вставать на обе ноги сразу ей запрещено. Иногда до начала игры договариваются, что «хромая лиса» может менять ногу, если устанет долго прыгать на одной ноге. «Куры» разбегаются от лисы врассыпную, но выбегать из курятника им строго запрещено. Прыгая за «курами», «хромая лиса» стремится «осалить» кого-нибудь рукой. Игрок, которого лиса сумела коснуться, сам становится лисой в следующей игре. Если лиса встала на две ноги и хозяин курятника заметил это, то он с криком бросается к лисе, и она убегает в нору. Если хозяин догонит лисицу и она не успеет спрятаться в норе, то этой дисе придется водить еще раз. Правила: Выбежавшая из круга курочка считается пойманной. Если хозяин курятника был невнимателен и не заметил, что лиса встала на две ноги (даже на очень короткое время), то игра продолжается. Заметив нарушение правил, хозяин должен сначала окрикнуть лису, а только потом пускаться за ней вдогонку.