Тарасов николай лазаревич. Тарасов николай лазаревич Николай лазаревич тарасов история любви
Дополните информацию о персоне
Биография
Выходец из армянской купеческой семьи Торос, которая происходила из Армавира. Имел доходы от капиталов во многих акционерных обществах, состояние получил в наследство от отца.
В Москве "Товарищество мануфактур братьев Тарасовых»" торговало очень успешно и тоже приносило немалые доходы.
В 1906 году, едва вступив в наследство, Тарасов, будучи в Берлине, одолжил деньги Немировичу-Данченко без всяких условий, когда труппа Московского художественного театра попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТа и спонсором многих актрис, в том числе Алисы Коонен.
В 1908 году вместе со своим другом Никитой Балиевым основал театр-кабаре «Летучая мышь». Они решили подыскать дом для будущего кабаре, и в результате нашли совершенно заброшенное помещение - подвал в доме Перцова недалеко от храма Христа Спасителя на Пречистенке. Когда взломали заколоченную дверь и Тарасов с другом впервые вошли в подвал, оттуда вылетела летучая мышь. Тут же и решили назвать будущее кабаре «Летучая Мышь».
Изображения
Разное
- Жизнь Николая Тарасова закончилась трагически из-за любовного «треугольника». Его бывшая любовница, актриса Ольга Грибова (жена магната Грибова) просила у Николая Тарасова денег для своего любовника, юнкера Николая Журавлева, содиректора Барановской мануфактуры, который сильно проигрался в карты. Тарасов отказал, и юнкер застрелился. На следующий день Ольга Грибова тоже стрелялась, но неудачно и умерла в больнице. На третий день Тарасов узнал об этом из газет и тоже застрелился. Подруга Ольги Грибовой якобы заказала гроб и венок на адрес Тарасова, когда он еще не знал о смерти своей бывшей любовницы. Слуга нашел тело самоубийцы и уже доставленный гроб. В день смерти Тарасова в МХТ отменили спектакль.
- Его похоронили на Армянском кладбище в Москве. Надгробие, которое воспроизводит сцену самоубийства Николая Тарасова, сделал известный скульптор Николай Андреев. Надгробие Тарасова считается лучшим из всех кладбищенских мемориалов созданных Андреевым. Могилу окружает кованая ограда, изготовленная в Венеции по рисункам Андреева. В советские времена Фигура Тарасова на надгробии исчезла. Восстановил ее скульптор Юрий Орехов.
Библиография
- Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.177, ISBN 978-9939-0-1120-2
- «Почитай отца и мать твоих», глава из книги Тарасов А. Миллионер: Исповедь первого капиталиста новой России, М., Вагриус, 2004, ISBN 5-475-00046-8
- Владимир Седов. Особняк Тарасова в Москве
- ТЕАТР ДЛЯ СВОИХ, ИЛИ ИСТОРИЯ С ТРЕМЯ САМОУБИЙЦАМИ Trud.ru № 36 02.03.2006
- Рустам Рахматуллин Облюбование Москвы: Кузнецкий Мост и выше «Новый Мир» 2002, № 11
- «Русская мемориальная скульптура» М.,1978
Никола́й Ла́заревич Тара́сов (1882 - октябрь 1910, Москва) - меценат, нефтепромышленник–миллионер, московский щёголь и ловелас.
Прославился как меценат. В 1906 году, едва вступив в наследство, Тарасов одолжил деньги Немировичу–Данченко, когда труппа Московского художественного театра попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТ и покровителем многих актрис.
Николай Лазаревич Тарасов - представитель до безумия богатого армяно–черкесского рода. И при всем том щеголь, богема, спортсмен и любитель прогресса (имел самый мощный в городе автомобиль). Пользовался английскими духами, название которых держал в тайне. Ежедневно прогуливался по Кузнецкому мосту, а по завершении прогулки в одиночестве сидел в кондитерской Трамбле. Немирович–Данченко писал о нем: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще не подделывается ни под какой тип, сам по себе: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел».
Если бы не богатство, которое губило Тарасова тем, что он ничего не должен был делать, он был бы жизнеспособнее. А одного жизнелюбия, чтобы жить, ему не хватало. Он никому не верил - ни друзьям, ни женщинам, за всяким их отношением к себе видел один стимул - своё богатство.
Жизнь Николая Тарасова закончилась трагически из–за «любовного треугольника».
Его бывшая любовница, актриса Оленька Грибова просила у Николая Тарасова денег для своего любовника, юнкера Николая Журавлёва (по его же просьбе), который сильно проигрался в карты. Юнкер обещал застрелиться если Оленька не попросит или Тарасов не даст денег. Ибо карточный долг - вопрос чести.
Тарасов отказал, рассудив, что нет смысла давать денег сопернику. Юнкер застрелился.
На следующий день Ольга Грибова тоже стрелялась и после нескольких мучительных дней умерла в больнице.
Тарасов наблюдал о судьбе Оленьки из газет. Когда же узнал что она умерла, зашел в спальню, накрылся одеялом и выстрелил себе в висок.
Когда слуга Тарасова вернулся домой, то обнаружил тело покойника, гроб и венок. Оказывается подруга Ольги Грибовой заказала гроб и венок на адрес Тарасова в отместку за свою подругу, когда он ещё не знал о смерти своей бывшей любовницы.
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент сразу после самоубийства. На постаменте лежит мертвое тело с беспомощно откинутой правой рукой. Лицо очень точно сделано с посмертной маски, и кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если посмотреть на могилу сбоку, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами (они изображены в стиле традиционных старинных армянских миниатюр).
Сейчас российский кинематограф не балует зрителя хорошими и запоминающимися фильмами, такими, которые хочется пересматривать много раз, потому и тянутся люди к старым советским картинам. Мы наизусть помним все сюжеты, крылатые фразы и, конечно же, любимых актеров. В эпоху СССР мастера перевоплощения еще не получали баснословных гонораров, но зато были богаты на народную любовь. Их судьба зачастую была непроста, им приходилось преодолевать трудности военного времени, постоянного безденежья или проблемы взаимоотношения с властью.
Одной из таких ярких личностей был известный советский актер Грибов Алексей Николаевич. Возможно, не все вспомнят его фамилию, но стоит взглянуть на фото, чтоб вспомнить его знаменитые образы в кино или театре.
Раннее детство
Родился Алексей Грибов в Москве в 1902 году. В официальных источниках семья актера обозначена, как рабочая, ведь его отец был шофером в доме богатых промышленников, а дед всю жизнь работал на железной дороге. Однако в конце 19-го века - начале 20-го такие профессии были чрезвычайно редки, так что мужчины в семье Грибовых отличались смелостью взглядов и стремлением ко всему новому и интересному. Отец Алексея даже принимал участие в автомобильном пробеге Москва - Париж.
Маленький Алеша уже в детстве столкнулся с горем и смертью, его мать умерла, когда ему было всего два года. Отец недолго оставался вдовцом и вскоре в доме появилась другая женщина, приход мачехи мальчик запомнил на всю жизнь, ее появление ассоциировалась у него с апельсинами, которые принесла новая жена Грибова-старшего.
Вскоре в семье родились еще дети, и на Алексея, как на старшего брата, легла большая ответственность. Отец, несмотря на свою высокую квалификацию, часто выпивал и вздорил с хозяевами, и потому семья постоянно переезжала с места на место. Жили небогато, и мальчик уже с детства подрабатывал как у своего отца, так и в других местах. Но мальчик не унывал, актер Алексей Грибов и его семья самой жизнью были научены бороться и, главное, не сдаваться никогда перед трудностями. А вскоре в его жизни появилась отдушина, увлечение, которое с годами стало для него всем.
Зарождение интереса к театру
Благодаря работе отца Алексей часто ездил с ним и его хозяином фон Кнопом за город. Неподалеку от имения находился летний театр, куда мальчик убегал и отдыхал от скуки и рутины родного дома. Там он впервые увидел игру актеров в спектакле "Дети Ванюшина" и, конечно же, влюбился в театр. Поддерживать его интерес помогали и две его тетушки, которые на большие праздники дарили племяннику билеты в театр. Так, актер позже с умиленьем вспоминал случай, когда он попал на показ пьесы "Снегурочка", но не смог досидеть до конца, и позже очень жалел, что не увидел, как тает снежная девочка. Алексей Грибов не довольствовался только лишь просмотром театральных постановок, а ставил сказки и маленькие сценки даже дома с сестрой.
Первая мировая война не обошла стороной и семью будущего актера. Отца призвали на фронт, а шестнадцатилетний Алексей вынужден был пойти на фабрику. Тяжелый труд по 12 часов в день не испугал подростка, он не переставал работать даже после революции, когда фабрика перешла в руки большевиков и вернулся с фронта отец. Более того, Алеша еще успевал участвовать в самодеятельности в клубе молодежи. Наверное, тогда он еще до конца понимал, что театр - это его призвание, но именно здесь, в этой актерской школе он встречает своего будущего наставника, давшего Грибову большой толчок в жизнь.
Начало актерской карьеры
Очень сложно даже талантливому человеку своевременно найти себя и свое призвание. Повезет тому, кто сможет встретить хорошего наставника, того, кто направит тебя в нужно русло. В этом смысле Грибову очень повезло, он попал в учебное учреждение, основателем которого был успешный юрист Вячеслав Барановский. Тот содержал частную школу, где, помимо основного обучения, ставились спектакли по русской классике.
Барановский сразу разглядел в Алеше талантливого человека и принял активное участие в его жизни. Так, мальчик был вхож в семью юриста, Вячеслав Валерьянович занимался с ним по своей особой программе, учил актерскому мастерству и даже забрал юношу с каторжной работы на фабрике, устроив его у себя.
В школе-студии Барновского Алексей Грибов впервыеиграет значительную роль в пьесе "Бедность не порок", и с этого времени уже не видит жизни вне театра. Он с восторгом принимает знания от своего учителя, который, кстати, отнюдь не прочил любимому наставнику актерского пути. Здесь их дороги разошлись, Грибов решает поступать в МХАТ, тогда как Барановский ожидал, что тот будет заниматься наукой.
И Алексей не прогадал, далеко не сразу и очень непросто начиналась его творческая судьба, однако Грибов все же смог доказать, что он совершенно особый актер, с собственной неповторимой харизмой.
Работа в МХАТе
Совсем не сразу достиг своей цели Алексей Грибов, биография его богата и неудачами. Увидев спектакль "На дне" по одноименной пьесе М. Горького на сцене МХАТа, постановщиками которого в то время были прославленные Немирович-Данченко и Станиславский, будущий актёр просто сошел с ума от обуревающей его гаммы чувств. Он видел себя только там, среди великих талантов. Однако первые три попытки поступить в институт не увенчались успехом. Грибов не отчаивался, и благодаря своему упорству не просто попал в ряды актеров этого театра, но и первой же своей ролью он в постановке "Битва жизни" заслужил похвалу самого мэтра Станиславского. Тот назвал его настоящим народным талантом. Правда, наставник увидел в Грибове именно талант комедийного актера, тогда как последний мечтал о драме и высоких чувствах.
Первые несколько лет Алексей играл преимущественно эпизодические роли, но даже небольшому выходу на сцену предшествовала серьезная подготовка. Продержаться все это время Грибову помогала безоговорочная любовь к театру.
В тот период МХАТ был буквально переполнен гениями сцены - Б. Ливанов, Н. Хмелев, В. Качалов. Начинающий актер долго находился лишь в массовке позади признанных авторитетов. Все изменилось в 30-е годы, когда молодое поколение МХАТа постепенно выходило из тени, и Алексею Грибову доверяют уже значимые роли. Так, он играет фактурного Собакевича из "Мертвых душ" Н. В. Гоголя, Чебутырина в "Три сестры" А. П. Чехова.
На него не обрушивалась баснословная слава, его путь скорее напоминал постепенное восхождение, Алексей Грибов действительно переживал каждую свою роль, в театре его ценили и признавали незаурядный талант. Подтверждение тому пришло несколько позже, когда ему доверили играть самого Ленина, привилегия только избранных и очень удавшихся актеров. Его вождь разительно отличался от предыдущих, несколько очеловеченный, не небожитель.
На одном из спектаклей в зрительном зале оказался бывший наставник Барановский, он был восхищен игрой Грибова, состоялось примирение, и Алексей, как и раньше, стал часто бывать в доме старого друга.
Путь в кинематограф
Фильмы Алексея Грибова известны всем, кто старше 30-40 лет. Да и молодежь, если и не слышала имени актера, сможет без труда узнать его знаменитые роли. В кино он начал сниматься в середине 30-х годов, на первых порах так же, как и в театре, Грибову доставались незначительные и маленькие роли. Но очень скоро фактурная внешность и большой талант актера обратили на себя внимание режиссеров.
Сам Грибов не придавал своему участию в фильмах такого уж большого значения, театр был и оставался его единственной любовью всю жизнь. А широкий зритель узнал об Алексее Николаевиче именно с экранов телевизора.
Удивительно, но ему доставались с одинаковым постоянством роли как примерных героев, так и людей с мелкой душонкой, бюрократов или завистников. Он не стал заложником одного образа, оттого, наверное, так полюбился всему народу.
В 1939 г. Алексей Грибов сыграл немецкого подпольщика, а в конце 40-х кинозрители увидели его в образе Ворошилова. Еще в первые его годы работы в МХАТе Станиславский предрек ему амплуа комедийного актера, это пророчество вполне оправдалось. Любимые и всем знакомые персонажи из фильма "Шведская спичка", незабвенный начальник строительства Нехода из "Верные друзья" или капитан корабля из картины "Полосатый рейс" - все это работы Алексей Грибова.
Особенно хорошо удавались ему трагикомические роли. В фильме В. Азарова "Взрослые дети" поднимались вечные проблемы непонимания разных поколений. Но одна роль стала особенной для Алексея Николаевича, любой при упоминании его имени сразу вспомнит хитренького Тимофея Храмова из кинокартины "Начальник Чукотки" и его знаменитые изречения.
Все фильмы Алексея Грибова несут положительные эмоции, даже отрицательные персонажи поданы зрителю так, что не оставят равнодушными к переживаниям героя ни одного человека.
Особый типаж
Настоящий актер никогда не выходит на сцену, как на работу, были в истории нашей страны такие таланты, которые буквально жили на сцене и все свои личные трагедии переплетали с конфликтом произведения.
Алексей Грибов почти сорок лет играл недотепу Чебутыкина из пьесы А. П. Чехова "Три сестры", это была его роль, каждый раз выстраданная и вывернутая наизнанку. Ведь внешность, по сути, не позволила бы ему играть героев-любовников или аристократов. Небольшого роста, коренастый, с широким лицом и несколько раздавшейся фигурой. Комичная внешность компенсировалась трагизмом содержания. Каждая роль была разной, но он всегда оставался один и тот же - Алексей Грибов. Фильмы, спектакли с его участием никогда не оставались незамеченными.
Даже его мужики, рабочие, слуги выделялись на сцене, сначала фигурой, потом игрой. А уж его комедийные персонажи в кино мало кто вспомнит без улыбки на лице. Фильмография Грибова Алексея насчитывает более 60 картин, даже в сложное время расцвета социалистической идеологии, когда правила игры для актера диктовала сама партия, ему удавалось привносить самобытность в своего героя, отделить его от массы.
Это был поистине народный характер, это отмечали и критики, и элита, и простой зритель. Недаром у Грибова множество наград и Государственных премий. Даже гастролируя за границей с труппой МХАТа, он оставался русским с головы до ног, зарубежные знатоки кино даже назвали его советским Жаном Гобеном.
Непростой характер
Наши мамы и бабушки без всяких подсказок интернета смогут ответить, кто такой Алексей Грибов. Фото актера в советское время часто встречалось в журналах, газетах или на киноафишах. В СССР люди привыкли относиться к гильдии актеров как к небожителям, про них писали только хорошее, они всегда лучезарно улыбались с экранов телевизоров. Но прежде всего это были просто люди, со своими переживаниями, проблемами и чудачествами.
Многие, кто работал с Грибовым, отмечают его непростой характер, еще Немирович-Данченко говорил, что как актер - он гениален, а вот как человек - непонятно. По воспоминаниям его сына, Алексей Николаевич иногда отличался нетерпимостью, мог быть жесток по отношению к коллегам или даже в семье. Театр занимал его полностью, единственное, что еще интересовало Грибова - это машины, черта, унаследованная от отца и деда. Зачастую был неудержим и азартен, и даже играл на конных бегах, и не всегда удачно для себя.
Еще одна тяжелая черта, доставшаяся от отца - запои. По воспоминаниям родственников, иногда алкоголь завладевал им на несколько дней, но Грибов всегда находил силы вернуться в нормально состояние. Однажды даже такое увлечение спиртным помогло ему найти свою любовь.
Вообще, личная жизнь Алексея Грибова не всем известна, было в ней что-то трагическое. Так, в самом начале войны на улице актер случайно встретил жену своего учителя Барановского, ее муж умер, и она не знала, куда идти и как питаться. Грибов неожиданно женился на женщине гораздо старше себя, поступок странный, если не учитывать, что в то тяжелое и голодное время благодаря такому браку у Барановской появилась возможность получать карточки на питание за Алексея Николаевича.
Со второй женой, красавицей Изольдой Апинь, он встретился уже после войны, и очень скоро у них родился сын, но два сложных характера не смогли существовать долго вместе, и они расстались.
Алексей Грибов, личная жизнь которого с самого начала не была простой, свое последнее счастье нашел уже позже, именно тогда, когда лежал дома, опустошённый после очередного запоя, а из театра приехала машина с очаровательной помощницей режиссера - Натальей Валандиной. Непросто начались отношения этих двух людей. Но все же она стала его третьей женой, выхаживала артиста после тяжелого инсульта и оставалась с актером до конца.
Последний спектакль
Алексей Грибов - актер действительно любимый и по-настоящему народный, все свои силы и здоровье он оставил там, на сцене. На гастролях любимого театра в Ленинграде еще до спектакля артисту стало плохо. Он уже предчувствовал беду и даже поделился своими переживаниями с коллегами, но к врачу не обратился и вместе со всеми вышел на сцену. Это была та самая значимая роль Чебутыкина, он мужественно пытался продолжать играть, но вскоре не смог говорить. Представление прервали, но актер вновь вышел на сцену! По недосмотру или упрямству организаторов спектакль не прекратили, и медики смогли оказать помощь Алексею Николаевичу только спустя несколько часов, когда уже стало очевидно, что организм не сможет восстановиться после тяжелейшего инсульта.
Трудно вообразить, как сложно было артисту вдруг оказаться запертым в своем теле и не иметь возможности заниматься любимым делом. Но в Москве он смог немного восстановиться и даже стал преподавать в школе-студии МХАТа. Алексей Грибов, фильмы и роли в театре которого внесли большой вклад в советский кинематограф, умер 26 ноября 1977 года тихо, перед телевизором, среди близких.
Чтобы перечислить все театральные работы и фильмы с участием Алексея Грибова, понадобится немало времени. Он был по-настоящему трудоголиком. Особенно это его качество ценила Екатерина Фурцева - министр культуры СССР, она даже предлагала ему возглавить МХАТ, от чего актер отказался, подчеркнув, что каждый должен заниматься своим делом.
Примечательно, что Грибов - единственный, кто после Николая Симонова удостоен звания Герой Социалистического Труда, в те времена это была огромная привилегия. Но даже все заслуги не спасали от вездесущей экономии государства. Алексей Николаевич в месяц мог играть спектаклей куда больше уставной нормы, что однажды сильно взбудоражило и рассердило проверяющую комиссию. Они нашли выход - просто распорядились отказать ему в некоторых работах.
Грибов никогда не боялся маленьких ролей, их в его активе было предостаточно, если он чувствовал, что из этого может получиться что-то необычно и значимое - брался за роль. Не пугали его и трудности съемок. Так, в фильме "Смелые люди" он так увлекся игрой, что чуть не свалился с лошади в пропасть.
Вообще, это был актер высшей лиги, с удивительной трудоспособностью и умением показывать на сцене по-настоящему народный характер.
Память актёра
Алексей Грибов, фильмография и театральные работы которого могут послужить примером для любого современного актера, учился у самого Станиславского и Немировича-Данченко и стал настоящим мэтром сцены. Его герои никогда не были проходными или случайными, каждый нес свою философию, был личностью.
Так, редкость для талантливого человека - быть признанным при жизни, Алексею Грибову в этом смысле повезло, он был любим народом, имел десятки премий и заслужил признание коллег по цеху.
Соответствующие почести актёру воздали и после смерти. Могила Алексея Грибоварасположена на Новодевьичем кладбище, любой желающий может почтить здесь память знаменитого актера. В Москве на доме, где когда-то жил артист, установлена мемориальная доска.
Улица Большая Дмитровка, самый центр Москвы, почти каждый дом, из сохранившихся, таит в себе ту или иную историю. Истории могут быть грустными, курьезными или же трагическими. Вот о трагической истории, произошедшей в доме № 9-11 по улице Большая Дмитровка, и пойдет речь. Но сначала немного о том, чем знаменит сей дом, который знают хорошо те москвичи, кто учился в технических ВУЗах и вынужден был выполнять великое множество чертежей. На первом этаже этого дома располагался в советское время знаменитый магазин "Чертежник".
Улица Большая Дмитровка, дом №9. Архитектор А.Э.Эрихсон 1905 г
Первоначально на месте нынешнего дома располагался дом генерала Н.Н. Муравьева. Создавая регулярную русскую армию, Петр Великий стремился перенять многое полезное из армий европейских государств. Одним из этих новшеств было создание квартирмейстерской части, явившейся прообразом современного Генерального штаба. К началу XIX века эта служба претерпела ряд изменений и стала называться по повелению императора Павла - “Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части”.
В конце 1810 года 14-летний студент Московского университета Михаил Муравьев (будущий граф), большой любитель математики, собрал вокруг себя товарищей с близкими ему интересами и организовал с ними Общество математиков. Им же был написан устав общества. Своей целью общество постановило распространение математических знаний путем сочинений, переводов и преподавания. Президентом общества был избран отец Михаила Муравьева - Николай Николаевич. Выйдя в отставку после окончания войны, Н. Н. Муравьев весной 1815 года вновь занялся в Москве у себя на дому преподаванием военных наук. Слушателями его были родственники и близкие знакомые. Узнав об этом, главный квартирмейстер князь Волконский предложил этим молодым людям вступить в колонновожатые.
В 1816 году было официально образовано училище, которое получило официальное название - Московское учебное заведение для колонновожатых. Однако оно оставалось по-прежнему на иждивении Н. Н. Муравьева, который предоставил ему свой каменный двухэтажный дом по Большой Дмитровке № 9, приличную библиотеку, большое количество инструментов и иных учебных пособий. Предоставив свой дом под учебный корпус, сам Н. Н.Муравьев жил в одном из дворовых флигелей, окружавших главное здание. Московское училище для колонновожатых воспитало многих будущих декабристов: И. Б. Абрамова, Н. Ф. Заикина, В. П. Зубкова, П. И. Колошина, А. 0. Корниловича, В. Н. Лихарева, Н. Н. Муравьева, П. П. Титова, А. А. Тучкова, 3. Г. Чернышова, А. В. Шереметева и других. Летом 1826 года по высочайшему повелению училище было упразднено. Причиной его закрытия явилось то, что большое количество выпускников Московского учебного заведения для колонновожатых было привлечено по делу 14 декабря "Декабристов". Из привлеченных осуждено было 13 человек...
С 1818 года, чувствуя нехватку средств для содержания своего любимого детища, Муравьев вынужден был сдавать под Английский клуб свой главный дом, переселив учеников во второй флигель. Английский клуб, находившийся в этом доме видел в своих стенах и А.С.Пушкина и его друзей. Потом клуб переехал и уже в 1903-1905 гг. двухэтажный особняк был перестроен и объединен в единое целое с домом № 11, став доходным домом купца Михайлова. На первом этаже располагался знаменитый меховой салон поставщика Двора Его Императорского Величества купца А.М. Михайлова, продававший горжетки, палантины и кокетливые шапочки, в общем меховые мечты многих женщин...
1910 год... именно в это время и разыгралась та самая трагедия, о которой упоминалось выше. Причиной трагедии стала и любовь и сложные человеческие отношения. Основных действующих лиц всего четверо: директор Барановской мануфактуры Журавлев, московская красавица Оленька Грибова, нефтяной магнат и меценат Николай Лазаревич Тарасов и также меценат, богатый промышленник Николай Павлович Рябушинский.
История не сохранила нам изображения Оленьки Грибовой, но внешность ее типична и пусть условно эта девушка на фото олицетворяет нашу... роковую женщину
Первый персонаж истории был удачливым карьеристом, бонвиваном. Его часто можно было встретить в "Славянском базаре" или же у цыган в "Яре". Оленька Грибова была хорошей знакомой Журавлева, дамой приятной во всех отношениях,. Она была невероятно красива и имела головокружительный успех у мужчин. В салон Оленьки Грибовой были вхожи лишь люди с деньгами и положением, она кружила головы и разбивала судьбы.
Н.Л.Тарасов
"Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще не подделывается ни под какой тип, сам по себе: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел".
В.И.Немирович-Данченко о Н.Л.Тарасове
Третий персонаж истории наиболее значителен. Николай Лазаревич Тарасов - представитель богатого армяно-черкесского рода. И при всем при том денди, спортсмен и любитель прогресса (у Тарасова был самый мощный в городе автомобиль). Пользовался английскими духами, название которых держал в тайне. Ежедневно прогуливался по Кузнецкому мосту, а по завершении прогулки в одиночестве сидел в кондитерской Трамбле (угол Петровки и Кузнецкого). Николай Лазаревич, писал изящные стихи. Но, правда, собственной манеры не имел, все больше увлекался подражаниями. К примеру, модному тогда Верлену. Актеру В. Качалову он подарил собственноручно сделанный этюдник "под Коровина". Из множества художников один лишь Бенуа смог разгадать подделку.
Но главным увлечением Тарасова все-таки был театр. Получив в наследство состояние отца, Николай Лазаревич отправился путешествовать за границу. В Германии в 1906 году труппа Московского Художественного театра, гастролирующая тогда в Европе, едва не прервала гастроли: у нее не было денег. Николай Лазаревич и его друг Никита Балиев встретились с Немировичем-Данченко и Тарасов одолжил безвозмездно труппе тридцать тысяч рублей. Театр смог продолжить гастроли, а Тарасова и Балиева записали в состав пайщиков и сделали членами дирекции МХТа. По правде сказать, Тарасов любил театр, но актрис - гораздо больше. Был увлечен Алисой Коонен и постоянно раскатывал с ней на своем шикарном авто.
Именно друзья Тарасов и Балиев и начали при МХТ новое дело - открыли кабаре под названием "Летучая мышь", где с конферансом Балиева (и, конечно, на средства Тарасова) устраивались знаменитые мхатовские капустники. Кабаре было закрытым, для своих. Поначалу оно размещалось в подвале доходного дома Перцова (Соймоновский переулок, 1) - этаком теремке, сделанном по рисункам Сергея Малютина. Когда Тарасов и Балиев в первый раз вошли в этот подвал, им навстречу метнулась летучая мышь. Так и возникло название. Главным же правилом было остроумно шутить и, естественно, не обижаться на шутки.
Затея удалась. Один из посетителей писал: "Лица, которые мы привыкли видеть важными и деловитыми, стонали от спазм неудержимого хохота. Всех охватило какое-то беззаботное безумие смеха: профессор живописи кричал петухом, художественный критик хрюкал свиньей. Такое можно встретить только на кипучем карнавале в Италии или веселой Франции ".
Н.П.Рябушинский
Четвертый персонаж, Николай Павлович Рябушинский. Меценат, издатель роскошного журнала "Золотое руно", любитель прекрасного, устраивающий, по слухам, на своей вилле "Черный лебедь" афинские ночи с голыми актрисами. Рябушинский спонсировал в тоже время приюты, больницы, помогал художникам и композиторам. Именно ему принадлежит фраза:"Богатство обязывает!"
И тут приключилась трагедия. Оленька Журавлева успешно морочила голову и Тарасову и Рябушинскому, но ни тот, ни другой успеха не достигли. Сердце же красавицы завоевал господин Журавлев, он был робок и нежен и не сводил глаз с дамы сердца. И тут господин Журавлев прилично проигрался в карты. Обратился к своей возлюбленной, Оленьке Грибовой с тем, чтобы та одолжила необходимые средства, иначе его ждал страшный скандал за растрауте денег акционеров. Угрожал, что иначе застрелится.
У красавицы денег, не было, и она обратилась за помощью к Николаю Тарасову. Нет, Тарасов вовсе не был до беспамятства влюблен в госпожу Грибову. Но выручать соперника не позволяла честь. Естественно, Тарасов отказал. А Журавлев и вправду застрелился - тоже дело чести. Тарасов вместе с Грибовой отправились на панихиду по директору. После чего Оленька Грибова покончила с собой. Она неумело стрелялась, попала в больницу, но спасти самоубийцу не смогли.
Николай Лазаревич по газетам следил за состоянием Грибовой. И, когда прочитал о ее смерти, то накрылся одеялом (чтобы не слышали соседи) и выстрелил себе в висок. Трагедия же эта разыгралась именно в этом доме на Большой Дмитровке №9, где Николай Лазаревич Тарасов снимал роскошнейше мебелированную квартиру. Тарасов занимал целый этаж, часть аппартаментов выделил другу Никите Балиеву.
После трагедии стали расползаться слухи о том, что застрелился еще и промышленник и меценат Николай Павлович Рябушинский. Но четвертый фигурант не состоялся - Рябушинский тихим образом сидел в Петровском парке, на своей вилле "Черный лебедь", конечно, сильно горевал среди своих роскошных статуй и картин, однако же стреляться и не думал.
Памятник-надробие на могиле Н.Л.Тарасова. Скульптор Н.Андреев
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал по тем временам шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент самоубийства. На постаменте возлежит мертвое тело с беспомощно откинутой рукой. Разве что пистолета не хватало. Лицо Николая Лазаревича сделано с посмертной маски, но кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если обойти могилу, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами, стилизованными под восточные миниатюры. Памятник окружает высокая кованная ограда из девяти прясел, изготовленная в Венеции, по рисункам Андреева. На пряслах изображен райский сад с павлинами и гроздьями винограда. По бокам входа стоят архангелы Гавриил и Михаил. Большая часть решетки в очень печальном состоянии: часть фрагментов разъята, часть исчезла. Детали памятника можно посмотреть вот тут: Ваганьковское (Армянское) кладбище. Надгробие Н.Л. Тарасова
Н.Ф.Балиев
С прекращением финансирования Балиеву пришлось самостоятельно зарабатывать деньги на содержание "Летучей мыши". Это уже был не закрытый клуб, а общедоступный театр с весьма дорогими билетами.После революции Балиев со своим театром эмигрировал в Америку. Артисты уехали в Париж, где уже назывались "La shouve sourrie" - "Летучая Мышь", а потом с большим успехом гастролировали на Бродвее. Свои восторженные отзывы о театре оставили и Мелани Гриффит, и Чарли Чаплин. Однако, по разным причинам, театр перестал существовать. Балиев умер в Нью-Йорке, в возрасте чуть более 60-ти лет.
Вот так выглядел магазин "Чертежник" во времена СССР
Улица Большая Дмитровка, дом № 9. Детали фасада
А дом? А дому в 2003 году исполнилось сто лет и он продолжает поражать московских обывателей своим смелым фасадом, оформленным архитектором А.Э.Эрихсоном в египетском стиле. И жильцы сейчас, как и раньше... богатые и самодовольные, квартиры в доме стоят безумно дорого... все как и было раньше, только вот нет уже ни Н.Л.Тарасова, ни магазина "Чертежник"...
Рассказывает экскурсовод Ирина Стрельникова:
В газете осенью 1910 года появились одна за другой три заметки:
«29 октября в доме Лопатиной, на Бол. Никитской ул., выстрелом из револьвера покончил расчеты с жизнью содиректор Барановской мануфактуры, сын действительного статского советника Николай Михайлович Журавлев, 24 лет. В оставленном письме покойный просит в смерти его никого не винить».
«Вчера, 30 октября, в 10 часу вечера, в собственном доме, по Чудовскому переулку (нынче – улица Огородная слобода – прим. СДГ) , застрелилась из револьвера жена известного в Москве негоцианта, Ольга Васильевна Грибова, урожденная Ясюнинская. Накануне покойная была в особенности грустна, но ничто не предвещало катастрофы. После обеда к супругам Грибовым пришли двое знакомых. Весь вечер разговор вращался на самоубийстве сына известного богача Журавлева и все искренно сожалели этого, всегда жизнерадостного молодого человека, не так давно окончившего Императорский лицей Цесаревича Николая. Напившись чаю, супруг покойной, Алексей Назарович Грибов, пошел с своим приятелем в биллиардную играть. Его супруга со своею приятельницею прошла в спальню и там стала ей высказывать свое горе по поводу смерти молодого Журавлева и, вынув из шифоньерки револьвер, сказала: „Не последовать ли и мне за ним?” Подруга стала ее успокаивать, и г-жа Грибова дала ей слово ничего над собой не делать, но, как только ее подруга отошла в сторону, грянул выстрел, и О.В. Грибова упала на ковер с простреленным сердцем».
И ещё 1 ноября, в «Новом времени» — заметка «Самоубийство Н.Л.Тарасова»:
«Вчера, в 10 1/2 час. утра, у себя на квартире застрелился пайщик Художественного театра, основат. кабарэ «Летучая мышь», Николай Лазаревич Тарасов.
Накануне рокового дня покойный был на спектакле Художественного театра и вернулся домой бодрый, веселый со своим приятелем Н.Ф.Балиевым, с которым беседовал до 2 час. ночи. Условившись, что на следующий день, после дневного спектакля, они поедут вместе обедать, покойный пошел в свою спальню. Утром, в 10 1/2 ч. прислуга услышала грохот и шум, раздавшийся из спальни г. Тарасова, и поспешила туда. Глазам ее представилась ужасная картина. На кровати, в луже крови лежал Тарасов и тяжело стонал. Тотчас же было послано за врачом, которому пришлось констатировать смерть.
Покойный никаких записок не оставил.
Говорят, что три последних самоубийства: Н.М.Журавлева – в пятницу, О.В.Грибовой – в субботу и вчера Н.Л.Тарасова, стоят в тесной связи. В городе упорно циркулирует такая версия:
Н.М.Журавлев в пятницу, в условленный час, в 9 час. вечера, ждал решительного ответа от О.В.Грибовой. Пробило 9 часов. Ответа нет. Еще 15 минут ожидания – и из кабинета Журавлева раздается выстрел. Через 10 минут звонок от г-жи Грибовой.
На первой панихиде у гроба Н.М.Журавлева, в 7 час. веч. в субботу, присутствовала и г-жа Грибова. Тотчас после панихиды она возвращается домой, запирается в своей комнате. И новый выстрел. После тяжелых мучений О.В. скончалась только в полночь.
Какой-то неизвестный Тарасову женский голос немедленно сообщил ему о покушении Грибовой на самоубийство. Но Тарасов до 2-х часов ночи не мог добиться ответа: жива ли О.В. И только на утро из газет узнал об ее смерти. через три дня»…
ОСОБНЯК
Особняк, украшенный двумя симметрично расположенными эркерами с изящным лепным декором, сочетает черты модерна и неоклассицизма. Был построен в 1885 году по заказу владельца текстильной фабрики Щербакова архитектором Петером-Йозефом Дриттенпрейсом, уроженцем Баварии. Известно, что заказчик выдвинул единственное условие: чтобы дом был весь голубой. Что архитектор и воплотил (так что нынешний цвет — не совсем правильный). Но Щербаков, по всей видимости, остался не слишком доволен результатом, потому что довольно быстро продал особняк одному из Грибовых – владельцев крупной мануфактуры бумажных, шелковых и суконных товаров. Алексей Назарович Грибов поселился здесь со своей женой, актрисой Ольгой Васильевной Грибовой. Той самой самоубийцей. Драма разыгралась именно в этом особнячке. Со временем газетам удалось докопаться до причины трех самоубийств. Мало того, они заподозрили, что вот-вот произойдет и четвертое – у ворот виллы Николая Рябушинского несколько дней толкались репортеры, ожидая очередной трагической сенсации. Впрочем, обо всем по порядку. Прежде всего – о Николае Лазаревиче Тарасове, третьем самоубийце, которого горько оплакивала артистическая Москва…
СПАСЕНИЕ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
Летом 1905 года Станиславский записал: «Со смертью милого и незабвенного Саввы Тимофеевича (кстати, тоже застрелившегося — во всяком случае по официальной версии — прим.СДГ) материальные условия театра резко изменились к худшему». Конечно, в Московский Художественный по-прежнему ломилась публика. Да и сам Станиславский – человек весьма небедный, управляющий фамильной золотоканительной фабрикой Алексеевых. Но с самого основания МХТ был задуман как театр для публики недорогой, общедоступный – соответственно, продажа билетов не окупала весьма затратных постановок. А фабричные дела с театральными Константин Сергеевич никогда не путал – это в Камергерском переулке он был Станиславским. А у себя на фабрике, на Малой Алексеевской — по-прежнему Алексеевым, промышленником, предпринимателем, администратором, и отчасти не мог, а отчасти и не считал нужным финансировать МХТ за счет доходов золотоканительного производства.
Для поправки дел решили организовать первые в истории МХТ зарубежные гастроли. Взяли довольно большой кредит и отправились в Берлин. Дальше предполагались Дрезден, Прага, Париж. Да вот только деньги кончились уже в Берлине. «Немцы идут в театр очень туго», - признавал Немирович-Данченко. Зал не наполнялся, спектакли ведь шли на русском (поди-ка, сыграй по системе Станиславского на неродном языке!). Константин Сергеевич позже писал: «Мы истощились материально и готовы были возвращаться по шпалам из–за границы».
И тут пришло неожиданное спасение. Актеры Москвин и Вишневский передали Немировичу, что о встрече с ним просят два российских подданных – горячие поклонники МХТ. Эти люди давно уже не пропускали ни одного спектакля и, соответственно, поехали за труппой в Европу: Николай Лазаревич Тарасов, только что по смерти отца унаследовавший трехмиллионное состояние и семейное дело (оптовую мануфактурную торговлю), и его неразлучный друг Никита Федорович Балиев. Оба, кстати, обрусевшие армяне (Тарасовы в недавнем прошлом были Торосянами, а настоящее имя Никиты Федорвича Балиева — Мкртич Асвадурович Балян).
В первый раз к Немировичу на беседу пришел один Балиев - бойкий толстяк с круглым веселым лицом и плутовскими глазами. «Сколько вам нужно, чтобы продолжить гастроли?» - без обиняков спросил он. Оказалось, 30 тысяч. Которые Балиев тут же обещал дать. Да не в долг, а просто так, безвозмездно. На развитие театра.
Поскольку переговоры вел он, у Немировича создалось сначала ошибочное впечатление, что деньги – балиевские. На самом деле Никита Федорович был гол, как сокол, просто Тарасов всегда предпочитал выставлять вместо себя именно его, а сам вечно держался в тени из-за некоторой нелюдимости и скромности натуры. Хотя скромничать у него, объективно говоря, не было никаких причин. Немирович писал о нем: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них». Остается добавить, что Тарасову было 24 года, он отличался яркой красотой, эрудированностью и, мало того, всесторонней одаренностью. С одинаковой легкостью писал (стихи, пьесы, скетчи, пародии) и рисовал (карикатуры, эскизы костюмов, да и просто картины). Как-то раз он подарил актеру Качалову картину Константина Коровина с подписью художника. И довольно долго эта картина висела в гримуборной у Качалова в качестве шедевра, вызывая восторг у поклонников Коровина. Пока Тарасов не признался, что это – его собственный этюд «под Коровина», и подпись он тоже подделал сам. При этом на оригинальное творчество, под себя самого, Тарасов не решался.
Анатолий Эфрос писал об этом удивительном человеке: «Как будто был он баловнем жизни, этот изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Но феи, стоявшие у его колыбели, позабыли туда положить один подарок - способность радоваться жизни. А без этого подарка чего стоят все остальные, самые щедрые и прекрасные? Тарасов носил в себе жажду этой радости - и никогда не мог ее утолить. Он любил те места, где звенел смех, где порхала шутка, но сам лишь едва улыбался и редко ронял слова. В нем жила богатая фантазия, но не то застенчивость, не то какая-то необоримая лень вязали ей крылья при первом взлете, и она упадала, не воспарив». А Качалов сетовал, что богатство губит Тарасова, рождает в нем комплекс неполноценности, отравляет для него отношения с людьми. Тарасов подозревал, что всем нужны только его миллионы, и никому не мог поверить: ни женщинам, ни друзьям. Разве что одному Никите Балиеву…
30 тысяч, которые Тарасов дал Московскому Художественному театру, пошли впрок. Гастроли были продолжены, а тут германский кайзер Вильгельм выразил желание посмотреть «Царя Федора». Это послужило прекрасной рекламой: публика повалила на спектакли московских гастролеров. Газеты раструбили об их успехе, и во всех других городах проблем со сборами уже не было. Театр действительно сумел поправить дела. Ну а Станиславский с Немировичем были людьми благодарными. По возвращении в Москву Балиева приняли в труппу в качестве актера. Предлагали и Тарасову – он отказался. Хотели вернуть ему долг – не взял. Тогда его просто сделали пайщиком (со взносом 30 тысяч рублей) и членом дирекции. Эту честь Тарасов с благодарностью принял, но в управление театром деликатно не вмешивался. Просто помогал театру, чем мог.
Тем временем дела друга Тарасова Никиты Балиева в театре складывались не очень хорошо. Актерский дар, который у него, несомненно, имелся, по своей природе мало подходил МХТ. Балиев раз за разом получал маленькие роли (вроде Хлеба в «Синей птице») и проваливал их. У него было слишком комичное лицо, не поддававшееся никакому гриму, плюс армянский акцент. Но нет худа без добра! Ему поручили капустники, и тут-то талант Балиева развернулся! Так родилась знаменитая, легендарная «Летучая мышь» — театр-кабаре для увеселения и отдыха труппы. В который при этом мечтала попасть вся Москва, да только это было потруднее, чем попасть в МХТ в день премьеры…
Дом Перцевой – первый адрес «Летучей мыши». Фото Ю.Звездкина
Помещение для «Летучей мыши» Балиев с Тарасовым нашли сами — подвал в доме Перцова в Курсовом переулке. Когда они в первый раз вошли в этот подвал, им навстречу метнулась летучая мышь. Отсюда и название. Кстати, к потолку зала была подвешена матерчатая летучая мышь. Что же за представления давались в «Летучей мыши»? Об этом театре впору делать отдельную статью – он того стоит. Сейчас расскажу только пару их скетчей.
В те дни в газетах писали о поразительной политической ловкости и пробивной силе создателя партии «17 октября» Александра Ивановича Гучкова (из московской купеческой династии староверов Преображенского кладбища, о которых СДГ). Гучков был избран в III Государственную думу и поставил себе цель добиться поста председателя, причем шел к этой цели, как танк. И вот – очередное ночное представление в «Летучей мыши». На сцене – огромный бутафорский телефон, который то и дело звонит. Балиев поднимает трубку: «Откуда говорят? Из Петербурга? Здравствуйте! Очень счастлив»… Затем, после паузы: «Нет! Извините, не могу, никак не могу. Вынужден отказать. Да, спасибо, всего доброго»… Вешает трубку. Снова звонок, и снова какие-то реплики того же рода, означающие вежливый отказ. Балиев весьма комично изображает нарастающее раздражение, муку… В конце концов закрывает ладонью трубку и обращается к залу: «Гучков спрашивает, не нужен ли на нашем капустнике председатель». Зал хохочет.
Или вот еще, накануне отъезда певца Собинова (большого друга МХТ) на гастроли в Буэнос-Айрес в «Летучей миши» были устроены проводы. На сцене – фанерный поезд. Кондуктор-Балиев звонит в колокольчик, приглашает всех присутствующих занять места в купе. Начинает играть оркестр. Минуты через три Балиев опять звонит в колокольчик и объявляет: станция Витебск! Музыка умолкает. Публику приглашают выйти на перрон – то есть к столам, где расставлены рюмки с водкой. Не успевают все выпить, как снова колокольчик – пора по вагонам. Оркестр принимается играть опять. Дальше – станция Варшава. Краков. Прага. Берлин. И так далее. Много станций. И везде хлопается по рюмахе. Так и ехал поезд до утра. Правда, до Буэнос-Айреса в здравом уме и трезвой памяти добрались немногие. Собинов сошел с дистанции довольно рано – его увезли домой на извозчике с полдороги. Кстати, те гастроли так и не состоялись: разорился антрепренер Собинова… но это уж не вина «Летучей миши». Их дело было – проводить!
Для «Летучей мыши» Балиев оказался бесценной находкой. Его способность на мгновенную импровизацию, его комический дар, бурная и неутомимая натура – все было к месту. Но за всеми этими придумками, идеями, комическими куплетами, пародиями, эпиграммами, буффонадой, за всеми этими блестящими в своей веселости и абсолютной несерьезности номерами стоял Тарасов. Он же был и автором карикатур на труппу МХТ, повсюду развешенными на стенах «Летучей мыши». При этом Николай Лазаревич по-прежнему держался в тени. Будто и не имеет к происходящему никакого отношения. Эфрос пишет: «Как будто Тарасов был посторонний в «Летучей Мыши», или только ее золотой мешок. Первый среди гостей, всегда на том же месте, с цветком в петлице похожий на героя из уайльдовского романа». Ну а после представления Тарасов терпеливо ждал, пока его друг, разгоряченный и возбужденный успехом, снимет грим и переоденется. Они шли домой по ночной Москве и разговаривали. Вернее, Балиев делился радостью от успеха, обсуждал реакцию публики на ту или иную шутку, а Тарасов молча слушал. При этом за ними медленно-медленно, черепашьим ходом следовал тарасовский автомобиль – самый мощный и дорогой в Москве…
Друзья жили вместе, в роскошной квартире на Большой Дмитровке. Нет-нет, это не то, о чем вы подумали. Они просто были очень нужны друг другу. По отдельности они не могли проявлять свои таланты в полной мере. При этом оба, конечно, использовал свое холостяцкое положение в полной мере, то есть крутили бесконечные романы. Вернее, Балиев все больше «мопассанничал», то есть искал знакомств с невзыскательными дамами, бурно ухаживал, но редко добивался успеха. Его комическая фигура как-то мало вязалась с романтикой. Но и Тарасов был не так уж счастлив в любви. Всерьез увлекся замужней дамой – Ольгой Грибовой, ученицей Намировича… А она его бросила – завела себе другого. И добро бы – какого-нибудь гения, перед гениями Тарасов привык молча и скромно склонять голову. Но ее новый избранник был довольно ничтожен: юнец, папенькин сынок Николай Журавлев. Ну пристроил его отец (к слову, гораздо менее богатый, чем Тарасов) содиректором Барановской мануфактуры, а толку-то? У Журавлева-младшего были одни карты на уме. Вот он и проигрался в пух, спустил чужие деньги. Бросился к Грибовой за помощью, грозил самоубийством. Ольга, попутно кокетничавшая (а может, и не только кокетничавшая) еще и с третьим Николаем – миллионером Рябушинским, кинулась за помощью к нему. Тот, вроде бы, был в нее страстно влюблен. К тому же, он был (единственный из восьмерых братьев Рябушинских, вообще-то отличавшихся большой деловой хваткой) известным прожигателем жизни, легкомысленно швырял деньгами направо-налево (о его художествах я много рассказываю на экскурсии , где у него была вилла «Черный лебедь» — в частности, там во дворе в будке на цепи сидел леопард). Но Николай Павлович Рябушинский вовсе не был дураком. И денег сопернику не дал. Отказал и глазом не моргнул!
Тогда Грибова не нашла ничего лучше, чем обратиться к Тарасову. Уж на что жертвенный человек – но все-таки эта просьба показалась ему унизительной. Отказал и он… В самых изысканных выражениях, надо полагать. В итоге Журавлев, не получивши помощи, выполнил свою угрозу и застрелился. Вслед за возлюбленным покончила с собой и Грибова. Правда, в газете немного поспешили объявить ее мертвой – она попала не прямо в сердце и жила еще три дня. Все это время Николай Тарасов названивал в больницу, справляясь о ее здоровье…
И ведь у него уже началась после расставания с ней другая жизнь. Завязался новый роман – с восходящей звездой МХТ Алисой Коонен. Мало того, накануне описываемых событий судьба сделала Николаю Лазаревичу очередной подарок в виде дядюшкиного наследства: роскошного особняка на Спиридоновке, почти точно скопированного архитектором Жолтовским с палаццо Тьене в городе Виченце, чуда архитектуры XVI века (Жолтовский вообще много копировал итальянского архитектора Андреа Палладио, сделав подражательство своего рода собственным стилем).
Дом Тарасова на Спиридоновке https://pastvu.com/p/82478
Но и этот подарок щедрой фортуны Николай Лазаревич так же мало оценил, как и все предыдущие за все 28 лет своей недолгой, но богатой такими подарками жизни. И когда Ольга Грибова все-таки умерла, вынес себе приговор.
Алиса Коонен вспоминала: «Рано утром меня разбудил телефонный звонок. Ольга Лазаревна (сестра Тарасова, тоже актриса МХТ – прим.СДГ) каким–то странным, чужим голосом попросила меня сейчас же приехать на квартиру к Тарасову. Предчувствуя что–то страшное, я помчалась на Дмитровку. Дверь была открыта, и я прямо прошла в комнату Николая Лазаревича. Он лежал на тахте в костюме, тщательной одетый. Лицо было спокойное, чуть розовое, можно было подумать, что он спит, на виске запеклась одна-единственная капелька крови. На полу рядом с тахтой лежал маленький револьвер… Уткнувшись мне в плечо, глухо рыдала Ольга Лазаревна».
Там было еще одно страшное и дикое обстоятельство. Одна экзальтированная дама, подруга Грибовой, узнавшая о ее смерти часом-другим ранее Тарасова и посчитавшая виновником именно его, позволила себе жестокую выходку: послала на квартиру Николаю Лазаревичу могильный венок и гроб. Не понятно, застал ли Тарасова в живых этот «подарок», или пришел несколькими минутами позже. Хочется верить, что все-таки – позже. Но как бы то ни было, когда явилась полиция, гроб с венком уже стояли у дверей.
В тот вечер в Художественном театре был отменен спектакль. Кажется, в первый раз за историю театра. Ну а гражданская панихида состоялась на следующий день — в «Летучей мыши». МХАТовсцы были неутешны. Ну а Никита Балиев просто убит горем. Как назло, его в роковой час не было рядом с другом. Был бы, может, все сложилось бы иначе…
Николай Лазаревич Тарасова похоронен на Армянском кладбище. Памятник изваял скульптор Андреев (знаменитый автор сидящего, трагического Гоголя, что нынче задвинут во двор дома 7 на Никитском бульваре). И это хоть и по-своему красивый, но странный, даже шокирующий памятник: скульптор запечатлел момент самоубийства.
Впрочем, надо отдать должное, этот памятник отлично отражает эпоху декаданса. Вся эта история ее отражает. Тройное самоубийство в стиле модерн…
Ну а мне остается только прибавить, что Николай Павлович Рябушинский и не подумал присоединиться к этому «клубу самоубийц». Напрасно газетчики взволновались. Даже самый легкомысленный Рябушинский был слишком здравомыслящим для таких жестов. Его личный декоданс ограничивался леопардом и прочими диковинками виллы «Черный лебедь», да еще поддержкой символистов: Брюсова, Бальмонта… Для них он сделал, пожалуй, не меньше, чем Тарасов для Московского Художественного…
Вилла Рябушинского в Петровском парке. Фото Ю.Феклистова
Да, чуть не забыла. В этой истории есть же еще один персонаж, о котором мы как-то забыли. Владелец дома 5 по Огородной слободе — Алексей Грибов, муж роковой красавицы Ольги. Он все это время тихо пил. А овдовев, и вовсе ушел в загул, и в скором времени сам тоже умер – в момент, когда протянул руку к очередному бокалу с вином. В общем, все умерли. Кончилось кино.
#совсемдругойгород
Дом Щербаковых-Грибовых. Фото Ю.Звездкина