Тарасов николай лазаревич. Алексей Грибов: фильмы, биография, семья и личная жизнь актера Николай лазаревич тарасов история любви
Дополните информацию о персоне
Биография
Выходец из армянской купеческой семьи Торос, которая происходила из Армавира. Имел доходы от капиталов во многих акционерных обществах, состояние получил в наследство от отца.
В Москве "Товарищество мануфактур братьев Тарасовых»" торговало очень успешно и тоже приносило немалые доходы.
В 1906 году, едва вступив в наследство, Тарасов, будучи в Берлине, одолжил деньги Немировичу-Данченко без всяких условий, когда труппа Московского художественного театра попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТа и спонсором многих актрис, в том числе Алисы Коонен.
В 1908 году вместе со своим другом Никитой Балиевым основал театр-кабаре «Летучая мышь». Они решили подыскать дом для будущего кабаре, и в результате нашли совершенно заброшенное помещение - подвал в доме Перцова недалеко от храма Христа Спасителя на Пречистенке. Когда взломали заколоченную дверь и Тарасов с другом впервые вошли в подвал, оттуда вылетела летучая мышь. Тут же и решили назвать будущее кабаре «Летучая Мышь».
Изображения
Разное
- Жизнь Николая Тарасова закончилась трагически из-за любовного «треугольника». Его бывшая любовница, актриса Ольга Грибова (жена магната Грибова) просила у Николая Тарасова денег для своего любовника, юнкера Николая Журавлева, содиректора Барановской мануфактуры, который сильно проигрался в карты. Тарасов отказал, и юнкер застрелился. На следующий день Ольга Грибова тоже стрелялась, но неудачно и умерла в больнице. На третий день Тарасов узнал об этом из газет и тоже застрелился. Подруга Ольги Грибовой якобы заказала гроб и венок на адрес Тарасова, когда он еще не знал о смерти своей бывшей любовницы. Слуга нашел тело самоубийцы и уже доставленный гроб. В день смерти Тарасова в МХТ отменили спектакль.
- Его похоронили на Армянском кладбище в Москве. Надгробие, которое воспроизводит сцену самоубийства Николая Тарасова, сделал известный скульптор Николай Андреев. Надгробие Тарасова считается лучшим из всех кладбищенских мемориалов созданных Андреевым. Могилу окружает кованая ограда, изготовленная в Венеции по рисункам Андреева. В советские времена Фигура Тарасова на надгробии исчезла. Восстановил ее скульптор Юрий Орехов.
Библиография
- Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.177, ISBN 978-9939-0-1120-2
- «Почитай отца и мать твоих», глава из книги Тарасов А. Миллионер: Исповедь первого капиталиста новой России, М., Вагриус, 2004, ISBN 5-475-00046-8
- Владимир Седов. Особняк Тарасова в Москве
- ТЕАТР ДЛЯ СВОИХ, ИЛИ ИСТОРИЯ С ТРЕМЯ САМОУБИЙЦАМИ Trud.ru № 36 02.03.2006
- Рустам Рахматуллин Облюбование Москвы: Кузнецкий Мост и выше «Новый Мир» 2002, № 11
- «Русская мемориальная скульптура» М.,1978
Тот, кто имеет представления о фильмах немого кино начала 20 века, знает, что любовные мелодрамы очень часто сопровождались сценами убийств и самоубийств. На этом сюжет и строился - "Измена? Я убью себя! Нет, сначала убью его, а потом себя! Нет, сначала ее, потом его, потом себя!" Или так: "Ты принадлежишь другому! Я не в силах это переносить! Я убью себя!" - бах, выстрел в висок - "Как я могла не ответить на его чувства! Я только теперь поняла, как люблю его! А теперь его смерть на моей совести! Я не могу так жить!" - бах, выстрел в сердце - "О, моя любовь! Ты навеки оставила меня, чтобы соединиться с другим в лучшем мире! Но я иду за тобой!" - бах, и третий труп в развитие сюжета...
Нам сейчас это кажется не трагическим и зловещим, а наивным и немного смешным, когда по прихоти сценариста (сценариуса, как тогда говорили) артисты из фильма в фильм "стрелялись" из бутафорских револьверов, а потом театрализованно "умирали". Но ведь давно замечено, что искусство так или иначе отражает реалии жизни. Самоубийства и убийства из ревности не были в начале 20 века редкостью, напротив, это было довольно распространенное деяние, отвечающее модной эстетике декаданса. До 1905 года пистолеты продавались вполне свободно, а потом (из-за разгула революционных событий) требовалось получить на покупку разрешение в полиции, но благонамеренным обывателям их как правило выдавали без лишних формальностей. И оружия на руках у населения скопилось достаточно...
В реальной жизни происходили истории, которые вполне могли бы стать сюжетами для синематографа.
Всем любителям московской истории знакома книга воспоминаний Павла Бурышкина "Москва купеческая", ставшая главным пособием о жизни, лицах и коммерческой деятельности московских предпринимателей.
Павел Бурышкин
Бурышкин среди прочих купеческих родов с большим уважением говорит о миллионерах Тарасовых и упоминает о трагедии, случившейся с одним из представителей этого рода - Николаем Лазаревичем Тарасовым. А в 1910 году эта история всколыхнула всю Москву. О ней судачили, писали в газетах, кто-то горячо сочувствовал, кто-то занимался злопыхательством...
Род Тарасовых происходил от армянских купцов Торос (Торосян) из Армавира. Начинали они как владельцы текстильных и ватных фабрик, и вскоре смогли перебраться из провинции в Москву. Семья Тарасовых "поднялась" на глазах московского купечества, но тем больше уважения к себе вызывала. Бурышкин приводил слова Щукина:
"В начале братья Тарасовы, - пишет он, - жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которым питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками"...
К началу 20 века Тарасовы разделились на несколько ветвей, связанных между собой не слишком дальним родством, и одним из самых заметных Тарасовых был Николай Лазаревич Тарасов (Никогайос Торосян). Молодой наследник громадного состояния, он занимался уже не только семейным мануфактурным делом, но и перспективным бизнесом - нефтяными разработками в Баку, и считался нефтепромышленником. В Москве его знали как первого денди и плейбоя... У него был роскошный автомобиль - модная и редкая по тем временам техническая новинка. Костюмы он заказывал в Париже...
Николай Тарасов
"Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого дэнди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще, не подделывается ни под какой "тип": прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел; ко всему, на каждом шагу подходит со вкусом, точно пуще всего боится вульгарности", - говорил о нем Владимир Немирович-Данченко.
Немирович-Данченко хорошо знал этого человека. Однажды труппа Художественного театра, будучи на заграничных гастролях, столкнулась в Германии с финансовыми проблемами и осталась без гроша, не зная даже, как и на что вернуться домой в Москву. И случайно встреченный ими соотечественник Николай Тарасов, путешествовавший вместе с приятелем "по Еропам", узнав о трудностях артистов, сразу же под честное слово дал им 30 000 рублей (крупную сумму по тем временам). И театр с блеском продолжил гастроли.
Никита Балиев
Тем самым приятелем Тарасова был Никита Балиев (Балян), начинающий режиссер, уговоривший молодого мецената открыть в Москве кабаре в парижском стиле. Они долго подбирали помещение, пока не забрели в дом купцов Перцовых, оригинальное, недавно построенное здание, в котором был большой, никому не нужный подвал. Он вполне подходил для артистического кабаре...
Дом Перцовых в Соймоновском проезде
Когда Тарасов и Балиев пришли смотреть помещение, из заброшенного подвала им навстречу вылетела летучая мышь. Сразу же родилось название - кабаре "Летучая мышь". Тарасов стал его директором. В 1908 году "Летучая мышь" распахнула двери.
Боковой фасад дома Перцовых
Тарасов оплатил ремонт, оборудование, взял на себя все первоначальные расходы... Даже билеты в "Летучую мышь" стали продавать не сразу, но в одно из самых популярных в Москве мест кабере превратилось с первых дней. Здесь устраивались остроумные представления вроде капустников, в которых принимали участие самые знаменитые актеры и режиссеры Москвы. Качалов, Книппер-Чехова и другие звезды часто представали в необычных амплуа. Станиславский, например, показывал тут фокусы...
Здесь был вход в кабаре
Тарасов и сам увлекся сценой. В качестве актера он на нее не выходил, но как увлеченный человек буквально жил этим делом - придумывал скетчи и шутки, сочинял музыку для представлений, рисовал эскизы декораций, решал финансовые и прочие проблемы актеров.
Представление в "Летучей мыши"
Вид от дома Перцовых на Храм Христа Спасителя, современное фото
Вид на дом Перцовых от Москвы-реки
Конечно, вращаясь в артистических кругах, Тарасов был знаком со многими актрисами, кого-то протежировал (например, помогал с театральной карьерой Алисе Коонен), кому-то просто симпатизировал. Но его возлюбленной стала актриса Ольга Грибова, хорошенькая и довольно легкомысленная женщина, не оставившая значительного следа в истории театра. Ольга была замужем за состоятельным предпринимателем, но к моменту знакомства с Тарасовым оказалась то ли в разъезде, то ли в разводе с мужем, и вела довольно свободный образ жизни. Роман с Николаем Тарасовым вспыхнул у Ольги мгновенно и оказался пылким, однако недолгим.
Ольга Грибова
Тарасов Ольгу обожал, но их отношения отравляли сомнения - увы, небеспочвенные, - что ей нужны скорее его деньги, чем он сам. Она довольно быстро завела другого возлюбленного, тоже известного в Москве денди и прожигателя жизни Николая Журавлева. Журавлев стал юнкером, мечтая о военной карьере (ах, эти душки-военные!), но одновременно он был совладельцем крупной Барановской мануфактуры и даже входил в состав ее директоров. Ни меценатом, ни благотворителем он не стал, легкомысленно прокучивая свои доходы. Для Тарасова это оказалось большой обидой - надо же, Ольга предпочла ему какое-то ничтожество!
Дом на Большой Дмитровке (№9), целый этаж в котором занимали апартаменты Николая Тарасова
В октябре 1910 года Ольга позвонила Тарасову и, рыдая, стала просить у него денег. Наверное, он ей не отказал бы, но все же поинтересовался - зачем ей вдруг, срочно потребовались 25 тысяч? Ольга призналась. что деньги нужны для любовника - он проигрался в карты, а наличных денег у него сейчас нет, и теперь нужно либо где-нибудь их найти, чтобы вернуть долг чести, либо придется застрелиться.
- Он застрелится, он - человек чести, он застрелится! - повторяла Ольга.
Николай возмутился. Надо же, "человек чести", который берет деньги у женщины! И как ей пришло в голову, что еще и Тарасов станет содержать ее альфонса!
Ольге он резко отказал, назвав ее просьбу абсурдной.
Николай Тарасов
Вероятно, Тарасов рассчитывал, что оставшись без денег, Журавлев проявит свою подлинную сущность, и Ольгу это оттолкнет. Но события приняли трагический оборот - легкомысленный юнкер действительно застрелился. После панихиды Ольга вернулась домой и... тоже выстрелила в себя. Она не так умело обращалась с оружием и сразу не умерла. Ее отвезли в больницу, но спасти все равно не смогли. Подруга Ольги, желая уязвить Тарасова, которого считала виновником этих смертей, сообщила ему о несчастье с Ольгой, когда та была еще жива. Николай в ужасе ожидал известий из больницы, а "добросердечная" подруга заказала гроб и велела доставить его Тарасову на дом.
Но прежде, чем заказ выполнили, Николай узнал о смерти возлюбленной. К тому моменту, когда гроб был доставлен, он тоже свел счеты с жизнью.
Ему было 28 лет.
Могила Николая Тарасова на Ваганьковском кладбище
Московские газеты писали в те дни:
"Самоубийство Н.Л. Тарасова
Вчера, в 10 1/2 час. утра, у себя на квартире застрелился пайщик Художественного театра, основат. кабарэ «Летучая мышь», Николай Лазаревич Тарасов.
Накануне рокового дня покойный был на спектакле Художественного театра и вернулся домой бодрый, веселый со своим приятелем Н.Ф.Балиевым, с которым беседовал до 2 час. ночи. Условившись, что на следующий день, после дневного спектакля, они поедут вместе обедать, покойный пошел в свою спальню. Утром, в 10 1/2 ч. прислуга услышала грохот и шум, раздавшийся из спальни г. Тарасова, и поспешила туда. Глазам ее представилась ужасная картина. На кровати, в луже крови лежал Тарасов и тяжело стонал. Тотчас же было послано за врачом, которому пришлось констатировать смерть.
Покойный никаких записок не оставил".
"Три самоубийства
Говорят, что три последних самоубийства: Н.М. Журавлева - в пятницу, О.В. Грибовой - в субботу и вчера Н.Л. Тарасова, стоят в тесной связи. В городе упорно циркулирует такая версия:
Н.М.Журавлев в пятницу, в условленный час, в 9 час. вечера, ждал решительного ответа от О.В.Грибовой. Пробило 9 часов. Ответа нет. Еще 15 минут ожидания - и из кабинета Журавлева раздается выстрел. Через 10 минут звонок от г-жи Грибовой.
На первой панихиде у гроба Н.М. Журавлева, в 7 час. веч. в субботу, присутствовала и г-жа Грибова. Тотчас после панихиды она возвращается домой, запирается в своей комнате. И новый выстрел. После тяжелых мучений О.В. скончалась только в полночь.
Какой-то неизвестный Тарасову женский голос немедленно сообщил ему о покушении Грибовой на самоубийство. Но Тарасов до 2-х часов ночи не мог добиться ответа: жива ли О.В.
И только на утро из газет узнал об ее смерти..."
Тарасова похоронили на Армянском кладбище в Ваганьково. Памятник был заказан выдающемуся скульптору Николаю Андрееву, автору первого памятника Гоголю на Гоголевском бульваре, драматургу Островскому у Малого театра и несохранившегося, но все же знаменитого обелиска Свободы на Тверской площади...
Памятник Тарасову - одна из самых необычных работ скульптора. В свое время памятник произвел сильное, но несколько шокирующее впечатление на современников - молодой человек запечатлен в момент самоубийства. Поначалу кажется, что он спит, откинувшись на спинку кресла, но по тому, как заострились черты его лица, и как бессильно откинулась рука, из которой, наверное, только-только выпал револьвер (само оружие в надгробии не присутствует), понимаешь, что уснул он вечным сном. Лицо скульптуры выполнено с использованием посмертной маски, снятой с Николая Тарасова.
Автор снимка mccuntz, 2007 год.
Плакальщицы на боковых фрагментах скульптуры, выполненные в стиле старинных армянских миниатюр, добавляют трагизма... В общий ансамбль входила и решетка, выполненная по эскизу Андреева в Венеции, но ныне она в плохом состоянии и уже наполовину разрушена.
Кружась летучей мышью
Среди ночных огней,
Узор мы пестрый вышьем
На фоне тусклых дней...
Николай Тарасов
Один из первых в нашем отечестве постперестроечных миллионеров Артем Тарасов, внучатый племянник Николая Тарасова, в своей книге "Миллионер", посвященной собственной жизни, кратко рассказывает историю родственника среди других семейных преданий. Интересно, но его рассказ не совсем совпадает со словами очевидцев. С годами что-то забывается...
В Москве ходила легенда, что памятник с надгробья Николая Тарасова в советские времена исчезал, а потом был то ли возвращен, то ли восстановлен по модели Андреева. Не уверена, что это достоверно.
А у кабаре "Летучая мышь" после смерти Тарасова начались определенные финансовые проблемы. Балиев с ними как-то справлялся, однако из дома Перцовых пришлось переехать в более скромное здание в Милютинском переулке.
Сворачиваем во дворы с Дмитровки.
Сохранившийся до наших дней трёхэтажный главный дом усадьбы Стрешневых, построенный в 1836 году (основа дома допетровских времен).
В 1833 году в усадебном доме жил под надзором полиции близкий знакомый А. С. Пушкина, член Северного тайного общества Мусин-Пушкин.
в 1866 году в бельэтаже снимал шесть комнат писатель Л.Н.Толстой, работая над романом«Война и мир»
В конце XIX века в строениях усадьбы находились шляпные магазины; квартира Аксакова и контора издаваемой им газеты «Москва»; редакция сатирического журнала «Будильник».
Еще до революции здание застраивается со стороны улицы доходными домами, что и спасает не один дворянский дом от разрушения, но сейчас дом тихо загибается в глубине, несмотря на присутствие мемориальных досок.
Вокруг него - доходные дома 1911-1913гг.
Возвращаемся на улицу.
Дом с фараонами - доходный дом Михайлова (№ 11) - самый известный на улице, построен в 1903г. арх.Эрихсоном.
Известна история, что в 1910г. здесь застрелился некий армянин Тарасов, известный театрал, влюбленный в ктрису Грибову. Она ушла от него, но как-то ей пришлось обратиться за деньгами для другого мужчины. Тарасов отказал (что понятно), тот не смог выплатить долг и застрелился, следом Грибова, ну а следом и сам Тарасов. Такая трагическая история.
Справка: Тарасов Николай Лазаревич (Торосян Никогайос) 1882- 10.1910
Меценат, нефтепромышленник-миллионер, московский щёголь и ловелас.
Выходец из армянской купеческой семьи Торос, которая происходила из Армавира. Имел доходы от капиталов во многих акционерных обществах, состояние получил в наследство от отца. В Москве "Товарищество мануфактур братьев Тарасовых»" торговало очень успешно и тоже приносило немалые доходы. В 1906 году, едва вступив в наследство, Тарасов, будучи в Берлине, одолжил деньги Немировичу-Данченко без всяких условий, когда труппа Московского художественного театра попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТа и спонсором многих актрис, в том числе Алисы Коонен. В 1908 году вместе со своим другом Никитой Балиевым основал театр-кабаре «Летучая мышь». Они решили подыскать дом для будущего кабаре, и в результате нашли совершенно заброшенное помещение — подвал в доме Перцова недалеко от храма Христа Спасителя на Пречистенке. Когда взломали заколоченную дверь и Тарасов с другом впервые вошли в подвал, оттуда вылетела летучая мышь. Тут же и решили назвать будущее кабаре «Летучая Мышь».
Жизнь Николая Тарасова закончилась трагически из-за любовного «треугольника». Его бывшая любовница, актриса Ольга Грибова (жена магната Грибова) просила у Николая Тарасова денег для своего любовника, юнкера Николая Журавлева, содиректора Барановской мануфактуры, который сильно проигрался в карты. Тарасов отказал, и юнкер застрелился. На следующий день Ольга Грибова тоже стрелялась, но неудачно и умерла в больнице. На третий день Тарасов узнал об этом из газет и тоже застрелился. Подруга Ольги Грибовой якобы заказала гроб и венок на адрес Тарасова, когда он еще не знал о смерти своей бывшей любовницы. Слуга нашел тело самоубийцы и уже доставленный гроб. В день смерти Тарасова в МХТ отменили спектакль. (http://armyanskoe.ru/nekropol/view/item/id/177/catid/3)
До революции в доме размещался принадлежащий Михайлову магазин меха, во дворе был меховой холодильник, первый и единственный в России.воздух вентиляции охлаждался артезианской водой, стены камер были облицованы панелями из экзотического пробкового дерева, с третьего по восьмой этаж полностью отсутствовали окна.
После революции, в 1920-м году, «Меховой холодильник» был национализирован и передан в распоряжение Народного комиссариата внешней торговли. Здесь стали не только хранить меха и ковры, но и сортировать и готовить для продажи на экспорт сырье пушнины и выделанные шкурки. Из-за множества видов пушнины и объемов Холодильник называли «Мировой академией пушнины».
Самое удивительное, что Холодильник действует до сих пор. Здесь организовано весьма процветающее производство по пошиву меховых изделий, есть химчистка и, как и прежде, можно хранить меха. Просто зайдите в арку дома 11 и вы увидите: строение 7 с гербами и цифрами «1912».
Напротив с ангелочками №12/1- доходный дом купцов Живаго перестроен по проекту архитектора Эйбушица в 1884 году.
Розовый дом № 16- новодел 2004г, воссоздание фасада 1902г., проживала тут профессорская элита.
Дом, стоявший на этом месте, был построен по проекту архитектора Залесского и инженера Чаплина для размещения архитектурно-технической конторы «В.Залесский и В.Чаплин» и жилых помещений для своих семей. В этом доме в семье Чаплина воспитывался выдающийся русский архитектор Константин Мельников. В 1935 году внучка Чаплина — научный сотрудник Московского зоопарка и будущая известная писательница Вера Чаплина вырастила в комнате коммунальной квартиры № 3 львицу Ки́нули. Эта история стала широко известна и послужила основой повести «Ки́нули».
Зеленый новодел 13/8. Когда-то тут стояла церковь во имя Воскресения что в Скоморошках 16в. в, дом стоит частично на ее основании(хотя это докумантально не подтверждено)
Культовое здание сгорело во время пребывания в Москве наполеоновской армии и после войны его решили не восстанавливать.
В первой трети девятнадцатого столетия на церковной земле священник Беляев строит двухэтажный дом. Третий этаж у здания был надстроен лишь в 1873 году.
Владение часто переходило из рук в руки и в результате обрело историческую ценность.
В разные годы здесь располагались: оптический магазин «Милк и сынъ», который посещал и приобретал там для себя пенсне писатель Чехов; меблированные комнаты под вывеской «Версаль», которые после 1917 года были преобразованы в гостиницу «Спартак».
Самым известным пивным заведением советской эпохи в Москве был бар "Яма", так как располагался в подвале дома. Бар представлял собой так называемую автопоилку: внутри были установлены автоматы, точно такие как со сладкой газировкой. За 20-копеечную монету автоматы наполняли кружку пенным, но сильно разбавленным водой пивом. Но, несмотря на качество напитка, посетителей в баре было в избытке: на входе в бар и внутри к автоматам почти всегда выстраивались очереди
Тут все вспоминают сцену из "Берегись автомобиля", Правда, на самом деле съемки фильма проводились в павильоне "Мосфильма", а не в баре. Но декорации действительно были словно скопированы с зала знаменитой "Ямы".
В 1998 году рядом с домом начали прокладывать подземный коллектор. Из-за производства земляных работ здание начало разрушаться. Для его укрепления строители были вынуждены смонтировать на фасаде стальные балки.
В этом же году мэр города Москвы Лужков подписывает нелепое распоряжение о сносе исторического памятника, но дом продолжал стоять еще семь лет, пока не был найден инвестор.
Разрушили здание и возвели новодел лишь к 2006 году. От былого строения осталась лишь небольшая угловая часть. Таким образом, была реализована технология реставрации по-московски того времени - «реконструкция со сносом».
Напротив - еще одна очень обидная история с провалом грунта, а сбоку - уцелевший особняк.
С 1820-х годов и до недавнего времени на углу Дмитровки и Столешникова стоял невысокий двухэтажный дом №18/10, сохранявший черты послепожарной архитектуры. Он был известен как дом нотного издателя Юргенсона, видного персонажа культурной жизни Москвы второй половины 19 века. В 1861 году он открыл магазин нот и музыкальных инструментов. Впоследствии здесь стал собираться кружок единомышленников, композиторов и музыкантов, в котором участвовали директор Консерватории Н.Рубинштейн и начинающий П.Чайковский. В 1863 году этот музыкальный клуб почтил присутствием Рихард Вагнер.
Старый дом безмятежно дожил до 1998 года, когда его буквально подкосило неожиданное происшествие. Средь бела дня просел грунт посреди Дмитровки, в образовавшийся провал ухнул проезжающий джип и угловая часть дома №18 (по счастью, он был нежилым и в этот день пустовал).
Дом пообещали воссоздать. Вскоре на образовавшемся пустыре появилась новостройка, повторяющая общие очертания прежнего здания, однако с повышением высоты этажей, упрощением декора и совсем иными пропорциями.
Столешников переулок - версии происхождения расходятся: то ли тут жили изготовители столешниц, то ли те, кто шили скатерти.
Правая сторона - новоделы.
Дом №12 - там располагалась канцелярия, где был Пушкин на допросе по поводу "возмутительных стихов". Не уберегло, снесли по распоряжению Лужкова в преддверии 850-летия Москвы "чтобы было красиво".
Дом №14
Слева дом №7, доходник 1903г. с винным магазином прежде.
Дом №9. Дяд Гиляй жил тут долго, любил Столешников за тишину. Это был самый "желтый" журналист 1910-х годов, очень любил приукрасить действительность.
Дом №11 - доходник 1883г.
Дом №16 в стиле Модерн - новодел по образцу 1903г., обращаем внимание на округлое окно.
На этом месте находился дом крестьянина Васильева с фотоателье в верхнем этаже (1900—1910)
Новодел 90-х годов в псевдо-псевдорусском стиле, похожий на церкви в Коломенском.
Раньше площади не было, была церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках
Кирпичная церковь была построена в 1620 году как приходская для небольшой слободы столешников-столяров. Трапезная и шатровая колокольня достроены в 1699—1702 годах, примерно того же времени и три придела:мученицы Варвары, Пафнутия Боровского, Николая Чудотворца. В 1836—1841 годах старая церковь была перестроена, трапезная была увеличена. В центральной части церкви, которая была увенчана пятиглавием, между большими апсидами и широкой трапезной, сохранялись части древних стен церкви. Украшением церкви была шатровая колокольня, сохранившая свой изначальный вид
Снесли в 1927., как "мешающую движению".
В 1928г. здесь была стоянка такси. А сейчас поставлена часовня, и это лучше, чем никакого упоминания о снесенной церкви, как много-много где.
(а вы знали, что шатровые церкви запретили в 17в. как языческие? "В 1652 г. патриарх Никон предписал впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить» . По мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого» , во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу")
Улица Большая Дмитровка, самый центр Москвы, почти каждый дом, из сохранившихся, таит в себе ту или иную историю. Истории могут быть грустными, курьезными или же трагическими. Вот о трагической истории, произошедшей в доме № 9-11 по улице Большая Дмитровка, и пойдет речь. Но сначала немного о том, чем знаменит сей дом, который знают хорошо те москвичи, кто учился в технических ВУЗах и вынужден был выполнять великое множество чертежей. На первом этаже этого дома располагался в советское время знаменитый магазин "Чертежник".
Улица Большая Дмитровка, дом №9. Архитектор А.Э.Эрихсон 1905 г
Первоначально на месте нынешнего дома располагался дом генерала Н.Н. Муравьева. Создавая регулярную русскую армию, Петр Великий стремился перенять многое полезное из армий европейских государств. Одним из этих новшеств было создание квартирмейстерской части, явившейся прообразом современного Генерального штаба. К началу XIX века эта служба претерпела ряд изменений и стала называться по повелению императора Павла - “Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части”.
В конце 1810 года 14-летний студент Московского университета Михаил Муравьев (будущий граф), большой любитель математики, собрал вокруг себя товарищей с близкими ему интересами и организовал с ними Общество математиков. Им же был написан устав общества. Своей целью общество постановило распространение математических знаний путем сочинений, переводов и преподавания. Президентом общества был избран отец Михаила Муравьева - Николай Николаевич. Выйдя в отставку после окончания войны, Н. Н. Муравьев весной 1815 года вновь занялся в Москве у себя на дому преподаванием военных наук. Слушателями его были родственники и близкие знакомые. Узнав об этом, главный квартирмейстер князь Волконский предложил этим молодым людям вступить в колонновожатые.
В 1816 году было официально образовано училище, которое получило официальное название - Московское учебное заведение для колонновожатых. Однако оно оставалось по-прежнему на иждивении Н. Н. Муравьева, который предоставил ему свой каменный двухэтажный дом по Большой Дмитровке № 9, приличную библиотеку, большое количество инструментов и иных учебных пособий. Предоставив свой дом под учебный корпус, сам Н. Н.Муравьев жил в одном из дворовых флигелей, окружавших главное здание. Московское училище для колонновожатых воспитало многих будущих декабристов: И. Б. Абрамова, Н. Ф. Заикина, В. П. Зубкова, П. И. Колошина, А. 0. Корниловича, В. Н. Лихарева, Н. Н. Муравьева, П. П. Титова, А. А. Тучкова, 3. Г. Чернышова, А. В. Шереметева и других. Летом 1826 года по высочайшему повелению училище было упразднено. Причиной его закрытия явилось то, что большое количество выпускников Московского учебного заведения для колонновожатых было привлечено по делу 14 декабря "Декабристов". Из привлеченных осуждено было 13 человек...
С 1818 года, чувствуя нехватку средств для содержания своего любимого детища, Муравьев вынужден был сдавать под Английский клуб свой главный дом, переселив учеников во второй флигель. Английский клуб, находившийся в этом доме видел в своих стенах и А.С.Пушкина и его друзей. Потом клуб переехал и уже в 1903-1905 гг. двухэтажный особняк был перестроен и объединен в единое целое с домом № 11, став доходным домом купца Михайлова. На первом этаже располагался знаменитый меховой салон поставщика Двора Его Императорского Величества купца А.М. Михайлова, продававший горжетки, палантины и кокетливые шапочки, в общем меховые мечты многих женщин...
1910 год... именно в это время и разыгралась та самая трагедия, о которой упоминалось выше. Причиной трагедии стала и любовь и сложные человеческие отношения. Основных действующих лиц всего четверо: директор Барановской мануфактуры Журавлев, московская красавица Оленька Грибова, нефтяной магнат и меценат Николай Лазаревич Тарасов и также меценат, богатый промышленник Николай Павлович Рябушинский.
История не сохранила нам изображения Оленьки Грибовой, но внешность ее типична и пусть условно эта девушка на фото олицетворяет нашу... роковую женщину
Первый персонаж истории был удачливым карьеристом, бонвиваном. Его часто можно было встретить в "Славянском базаре" или же у цыган в "Яре". Оленька Грибова была хорошей знакомой Журавлева, дамой приятной во всех отношениях. Она была невероятно красива и имела головокружительный успех у мужчин. В салон Оленьки Грибовой были вхожи лишь люди с деньгами и положением, она кружила головы и разбивала судьбы.
Н.Л.Тарасов
"Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще не подделывается ни под какой тип, сам по себе: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел".
В.И.Немирович-Данченко о Н.Л.Тарасове
Третий персонаж истории наиболее значителен. Николай Лазаревич Тарасов - представитель богатого армяно-черкесского рода. И при всем при том денди, спортсмен и любитель прогресса (у Тарасова был самый мощный в городе автомобиль). Пользовался английскими духами, название которых держал в тайне. Ежедневно прогуливался по Кузнецкому мосту, а по завершении прогулки в одиночестве сидел в кондитерской Трамбле (угол Петровки и Кузнецкого). Николай Лазаревич, писал изящные стихи. Но, правда, собственной манеры не имел, все больше увлекался подражаниями. К примеру, модному тогда Верлену. Актеру В. Качалову он подарил собственноручно сделанный этюдник "под Коровина". Из множества художников один лишь Бенуа смог разгадать подделку.
Но главным увлечением Тарасова все-таки был театр. Получив в наследство состояние отца, Николай Лазаревич отправился путешествовать за границу. В Германии в 1906 году труппа Московского Художественного театра, гастролирующая тогда в Европе, едва не прервала гастроли: у нее не было денег. Николай Лазаревич и его друг Никита Балиев встретились с Немировичем-Данченко и Тарасов одолжил безвозмездно труппе тридцать тысяч рублей. Театр смог продолжить гастроли, а Тарасова и Балиева записали в состав пайщиков и сделали членами дирекции МХТа. По правде сказать, Тарасов любил театр, но актрис - гораздо больше. Был увлечен Алисой Коонен и постоянно раскатывал с ней на своем шикарном авто.
Именно друзья Тарасов и Балиев и начали при МХТ новое дело - открыли кабаре под названием "Летучая мышь", где с конферансом Балиева (и, конечно, на средства Тарасова) устраивались знаменитые мхатовские капустники. Кабаре было закрытым, для своих. Поначалу оно размещалось в подвале доходного дома Перцова (Соймоновский переулок, 1) - этаком теремке, сделанном по рисункам Сергея Малютина. Когда Тарасов и Балиев в первый раз вошли в этот подвал, им навстречу метнулась летучая мышь. Так и возникло название. Главным же правилом было остроумно шутить и, естественно, не обижаться на шутки.
Затея удалась. Один из посетителей писал: "Лица, которые мы привыкли видеть важными и деловитыми, стонали от спазм неудержимого хохота. Всех охватило какое-то беззаботное безумие смеха: профессор живописи кричал петухом, художественный критик хрюкал свиньей. Такое можно встретить только на кипучем карнавале в Италии или веселой Франции ".
Н.П.Рябушинский
Четвертый персонаж, Николай Павлович Рябушинский. Меценат, издатель роскошного журнала "Золотое руно", любитель прекрасного, устраивающий, по слухам, на своей вилле "Черный лебедь" афинские ночи с голыми актрисами. Рябушинский спонсировал в тоже время приюты, больницы, помогал художникам и композиторам. Именно ему принадлежит фраза:"Богатство обязывает!"
И тут приключилась трагедия. Оленька Журавлева успешно морочила голову и Тарасову и Рябушинскому, но ни тот, ни другой успеха не достигли. Сердце же красавицы завоевал господин Журавлев, он был робок и нежен и не сводил глаз с дамы сердца. И тут господин Журавлев прилично проигрался в карты. Обратился к своей возлюбленной, Оленьке Грибовой с тем, чтобы та одолжила необходимые средства, иначе его ждал страшный скандал за растрауте денег акционеров. Угрожал, что иначе застрелится.
У красавицы денег, не было, и она обратилась за помощью к Николаю Тарасову. Нет, Тарасов вовсе не был до беспамятства влюблен в госпожу Грибову. Но выручать соперника не позволяла честь. Естественно, Тарасов отказал. А Журавлев и вправду застрелился - тоже дело чести. Тарасов вместе с Грибовой отправились на панихиду по директору. После чего Оленька Грибова покончила с собой. Она неумело стрелялась, попала в больницу, но спасти самоубийцу не смогли.
Николай Лазаревич по газетам следил за состоянием Грибовой. И, когда прочитал о ее смерти, то накрылся одеялом (чтобы не слышали соседи) и выстрелил себе в висок. Трагедия же эта разыгралась именно в этом доме на Большой Дмитровке №9, где Николай Лазаревич Тарасов снимал роскошнейше мебелированную квартиру. Тарасов занимал целый этаж, часть аппартаментов выделил другу Никите Балиеву.
После трагедии стали расползаться слухи о том, что застрелился еще и промышленник и меценат Николай Павлович Рябушинский. Но четвертый фигурант не состоялся - Рябушинский тихим образом сидел в Петровском парке, на своей вилле "Черный лебедь", конечно, сильно горевал среди своих роскошных статуй и картин, однако же стреляться и не думал.
Памятник-надробие на могиле Н.Л.Тарасова. Скульптор Н.Андреев
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал по тем временам шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент самоубийства. На постаменте возлежит мертвое тело с беспомощно откинутой рукой. Разве что пистолета не хватало. Лицо Николая Лазаревича сделано с посмертной маски, но кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если обойти могилу, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами, стилизованными под восточные миниатюры. Памятник окружает высокая кованная ограда из девяти прясел, изготовленная в Венеции, по рисункам Андреева. На пряслах изображен райский сад с павлинами и гроздьями винограда. По бокам входа стоят архангелы Гавриил и Михаил. Большая часть решетки в очень печальном состоянии: часть фрагментов разъята, часть исчезла. Детали памятника можно посмотреть вот тут: Ваганьковское (Армянское) кладбище. Надгробие Н.Л. Тарасова
Н.Ф.Балиев
С прекращением финансирования Балиеву пришлось самостоятельно зарабатывать деньги на содержание "Летучей мыши". Это уже был не закрытый клуб, а общедоступный театр с весьма дорогими билетами.После революции Балиев со своим театром эмигрировал в Америку. Артисты уехали в Париж, где уже назывались "La shouve sourrie" - "Летучая Мышь", а потом с большим успехом гастролировали на Бродвее. Свои восторженные отзывы о театре оставили и Мелани Гриффит, и Чарли Чаплин. Однако, по разным причинам, театр перестал существовать. Балиев умер в Нью-Йорке, в возрасте чуть более 60-ти лет.
Вот так выглядел магазин "Чертежник" во времена СССР
Улица Большая Дмитровка, дом № 9. Детали фасада
А дом? А дому в 2003 году исполнилось сто лет и он продолжает поражать московских обывателей своим смелым фасадом, оформленным архитектором А.Э.Эрихсоном в египетском стиле. И жильцы сейчас, как и раньше... богатые и самодовольные, квартиры в доме стоят безумно дорого... все как и было раньше, только вот нет уже ни Н.Л.Тарасова, ни магазина "Чертежник"...
Сейчас российский кинематограф не балует зрителя хорошими и запоминающимися фильмами, такими, которые хочется пересматривать много раз, потому и тянутся люди к старым советским картинам. Мы наизусть помним все сюжеты, крылатые фразы и, конечно же, любимых актеров. В эпоху СССР мастера перевоплощения еще не получали баснословных гонораров, но зато были богаты на народную любовь. Их судьба зачастую была непроста, им приходилось преодолевать трудности военного времени, постоянного безденежья или проблемы взаимоотношения с властью.
Одной из таких ярких личностей был известный советский актер Грибов Алексей Николаевич. Возможно, не все вспомнят его фамилию, но стоит взглянуть на фото, чтоб вспомнить его знаменитые образы в кино или театре.
Раннее детство
Родился Алексей Грибов в Москве в 1902 году. В официальных источниках семья актера обозначена, как рабочая, ведь его отец был шофером в доме богатых промышленников, а дед всю жизнь работал на железной дороге. Однако в конце 19-го века - начале 20-го такие профессии были чрезвычайно редки, так что мужчины в семье Грибовых отличались смелостью взглядов и стремлением ко всему новому и интересному. Отец Алексея даже принимал участие в автомобильном пробеге Москва - Париж.
Маленький Алеша уже в детстве столкнулся с горем и смертью, его мать умерла, когда ему было всего два года. Отец недолго оставался вдовцом и вскоре в доме появилась другая женщина, приход мачехи мальчик запомнил на всю жизнь, ее появление ассоциировалась у него с апельсинами, которые принесла новая жена Грибова-старшего.
Вскоре в семье родились еще дети, и на Алексея, как на старшего брата, легла большая ответственность. Отец, несмотря на свою высокую квалификацию, часто выпивал и вздорил с хозяевами, и потому семья постоянно переезжала с места на место. Жили небогато, и мальчик уже с детства подрабатывал как у своего отца, так и в других местах. Но мальчик не унывал, актер Алексей Грибов и его семья самой жизнью были научены бороться и, главное, не сдаваться никогда перед трудностями. А вскоре в его жизни появилась отдушина, увлечение, которое с годами стало для него всем.
Зарождение интереса к театру
Благодаря работе отца Алексей часто ездил с ним и его хозяином фон Кнопом за город. Неподалеку от имения находился летний театр, куда мальчик убегал и отдыхал от скуки и рутины родного дома. Там он впервые увидел игру актеров в спектакле "Дети Ванюшина" и, конечно же, влюбился в театр. Поддерживать его интерес помогали и две его тетушки, которые на большие праздники дарили племяннику билеты в театр. Так, актер позже с умиленьем вспоминал случай, когда он попал на показ пьесы "Снегурочка", но не смог досидеть до конца, и позже очень жалел, что не увидел, как тает снежная девочка. Алексей Грибов не довольствовался только лишь просмотром театральных постановок, а ставил сказки и маленькие сценки даже дома с сестрой.
Первая мировая война не обошла стороной и семью будущего актера. Отца призвали на фронт, а шестнадцатилетний Алексей вынужден был пойти на фабрику. Тяжелый труд по 12 часов в день не испугал подростка, он не переставал работать даже после революции, когда фабрика перешла в руки большевиков и вернулся с фронта отец. Более того, Алеша еще успевал участвовать в самодеятельности в клубе молодежи. Наверное, тогда он еще до конца понимал, что театр - это его призвание, но именно здесь, в этой актерской школе он встречает своего будущего наставника, давшего Грибову большой толчок в жизнь.
Начало актерской карьеры
Очень сложно даже талантливому человеку своевременно найти себя и свое призвание. Повезет тому, кто сможет встретить хорошего наставника, того, кто направит тебя в нужно русло. В этом смысле Грибову очень повезло, он попал в учебное учреждение, основателем которого был успешный юрист Вячеслав Барановский. Тот содержал частную школу, где, помимо основного обучения, ставились спектакли по русской классике.
Барановский сразу разглядел в Алеше талантливого человека и принял активное участие в его жизни. Так, мальчик был вхож в семью юриста, Вячеслав Валерьянович занимался с ним по своей особой программе, учил актерскому мастерству и даже забрал юношу с каторжной работы на фабрике, устроив его у себя.
В школе-студии Барновского Алексей Грибов впервыеиграет значительную роль в пьесе "Бедность не порок", и с этого времени уже не видит жизни вне театра. Он с восторгом принимает знания от своего учителя, который, кстати, отнюдь не прочил любимому наставнику актерского пути. Здесь их дороги разошлись, Грибов решает поступать в МХАТ, тогда как Барановский ожидал, что тот будет заниматься наукой.
И Алексей не прогадал, далеко не сразу и очень непросто начиналась его творческая судьба, однако Грибов все же смог доказать, что он совершенно особый актер, с собственной неповторимой харизмой.
Работа в МХАТе
Совсем не сразу достиг своей цели Алексей Грибов, биография его богата и неудачами. Увидев спектакль "На дне" по одноименной пьесе М. Горького на сцене МХАТа, постановщиками которого в то время были прославленные Немирович-Данченко и Станиславский, будущий актёр просто сошел с ума от обуревающей его гаммы чувств. Он видел себя только там, среди великих талантов. Однако первые три попытки поступить в институт не увенчались успехом. Грибов не отчаивался, и благодаря своему упорству не просто попал в ряды актеров этого театра, но и первой же своей ролью он в постановке "Битва жизни" заслужил похвалу самого мэтра Станиславского. Тот назвал его настоящим народным талантом. Правда, наставник увидел в Грибове именно талант комедийного актера, тогда как последний мечтал о драме и высоких чувствах.
Первые несколько лет Алексей играл преимущественно эпизодические роли, но даже небольшому выходу на сцену предшествовала серьезная подготовка. Продержаться все это время Грибову помогала безоговорочная любовь к театру.
В тот период МХАТ был буквально переполнен гениями сцены - Б. Ливанов, Н. Хмелев, В. Качалов. Начинающий актер долго находился лишь в массовке позади признанных авторитетов. Все изменилось в 30-е годы, когда молодое поколение МХАТа постепенно выходило из тени, и Алексею Грибову доверяют уже значимые роли. Так, он играет фактурного Собакевича из "Мертвых душ" Н. В. Гоголя, Чебутырина в "Три сестры" А. П. Чехова.
На него не обрушивалась баснословная слава, его путь скорее напоминал постепенное восхождение, Алексей Грибов действительно переживал каждую свою роль, в театре его ценили и признавали незаурядный талант. Подтверждение тому пришло несколько позже, когда ему доверили играть самого Ленина, привилегия только избранных и очень удавшихся актеров. Его вождь разительно отличался от предыдущих, несколько очеловеченный, не небожитель.
На одном из спектаклей в зрительном зале оказался бывший наставник Барановский, он был восхищен игрой Грибова, состоялось примирение, и Алексей, как и раньше, стал часто бывать в доме старого друга.
Путь в кинематограф
Фильмы Алексея Грибова известны всем, кто старше 30-40 лет. Да и молодежь, если и не слышала имени актера, сможет без труда узнать его знаменитые роли. В кино он начал сниматься в середине 30-х годов, на первых порах так же, как и в театре, Грибову доставались незначительные и маленькие роли. Но очень скоро фактурная внешность и большой талант актера обратили на себя внимание режиссеров.
Сам Грибов не придавал своему участию в фильмах такого уж большого значения, театр был и оставался его единственной любовью всю жизнь. А широкий зритель узнал об Алексее Николаевиче именно с экранов телевизора.
Удивительно, но ему доставались с одинаковым постоянством роли как примерных героев, так и людей с мелкой душонкой, бюрократов или завистников. Он не стал заложником одного образа, оттого, наверное, так полюбился всему народу.
В 1939 г. Алексей Грибов сыграл немецкого подпольщика, а в конце 40-х кинозрители увидели его в образе Ворошилова. Еще в первые его годы работы в МХАТе Станиславский предрек ему амплуа комедийного актера, это пророчество вполне оправдалось. Любимые и всем знакомые персонажи из фильма "Шведская спичка", незабвенный начальник строительства Нехода из "Верные друзья" или капитан корабля из картины "Полосатый рейс" - все это работы Алексей Грибова.
Особенно хорошо удавались ему трагикомические роли. В фильме В. Азарова "Взрослые дети" поднимались вечные проблемы непонимания разных поколений. Но одна роль стала особенной для Алексея Николаевича, любой при упоминании его имени сразу вспомнит хитренького Тимофея Храмова из кинокартины "Начальник Чукотки" и его знаменитые изречения.
Все фильмы Алексея Грибова несут положительные эмоции, даже отрицательные персонажи поданы зрителю так, что не оставят равнодушными к переживаниям героя ни одного человека.
Особый типаж
Настоящий актер никогда не выходит на сцену, как на работу, были в истории нашей страны такие таланты, которые буквально жили на сцене и все свои личные трагедии переплетали с конфликтом произведения.
Алексей Грибов почти сорок лет играл недотепу Чебутыкина из пьесы А. П. Чехова "Три сестры", это была его роль, каждый раз выстраданная и вывернутая наизнанку. Ведь внешность, по сути, не позволила бы ему играть героев-любовников или аристократов. Небольшого роста, коренастый, с широким лицом и несколько раздавшейся фигурой. Комичная внешность компенсировалась трагизмом содержания. Каждая роль была разной, но он всегда оставался один и тот же - Алексей Грибов. Фильмы, спектакли с его участием никогда не оставались незамеченными.
Даже его мужики, рабочие, слуги выделялись на сцене, сначала фигурой, потом игрой. А уж его комедийные персонажи в кино мало кто вспомнит без улыбки на лице. Фильмография Грибова Алексея насчитывает более 60 картин, даже в сложное время расцвета социалистической идеологии, когда правила игры для актера диктовала сама партия, ему удавалось привносить самобытность в своего героя, отделить его от массы.
Это был поистине народный характер, это отмечали и критики, и элита, и простой зритель. Недаром у Грибова множество наград и Государственных премий. Даже гастролируя за границей с труппой МХАТа, он оставался русским с головы до ног, зарубежные знатоки кино даже назвали его советским Жаном Гобеном.
Непростой характер
Наши мамы и бабушки без всяких подсказок интернета смогут ответить, кто такой Алексей Грибов. Фото актера в советское время часто встречалось в журналах, газетах или на киноафишах. В СССР люди привыкли относиться к гильдии актеров как к небожителям, про них писали только хорошее, они всегда лучезарно улыбались с экранов телевизоров. Но прежде всего это были просто люди, со своими переживаниями, проблемами и чудачествами.
Многие, кто работал с Грибовым, отмечают его непростой характер, еще Немирович-Данченко говорил, что как актер - он гениален, а вот как человек - непонятно. По воспоминаниям его сына, Алексей Николаевич иногда отличался нетерпимостью, мог быть жесток по отношению к коллегам или даже в семье. Театр занимал его полностью, единственное, что еще интересовало Грибова - это машины, черта, унаследованная от отца и деда. Зачастую был неудержим и азартен, и даже играл на конных бегах, и не всегда удачно для себя.
Еще одна тяжелая черта, доставшаяся от отца - запои. По воспоминаниям родственников, иногда алкоголь завладевал им на несколько дней, но Грибов всегда находил силы вернуться в нормально состояние. Однажды даже такое увлечение спиртным помогло ему найти свою любовь.
Вообще, личная жизнь Алексея Грибова не всем известна, было в ней что-то трагическое. Так, в самом начале войны на улице актер случайно встретил жену своего учителя Барановского, ее муж умер, и она не знала, куда идти и как питаться. Грибов неожиданно женился на женщине гораздо старше себя, поступок странный, если не учитывать, что в то тяжелое и голодное время благодаря такому браку у Барановской появилась возможность получать карточки на питание за Алексея Николаевича.
Со второй женой, красавицей Изольдой Апинь, он встретился уже после войны, и очень скоро у них родился сын, но два сложных характера не смогли существовать долго вместе, и они расстались.
Алексей Грибов, личная жизнь которого с самого начала не была простой, свое последнее счастье нашел уже позже, именно тогда, когда лежал дома, опустошённый после очередного запоя, а из театра приехала машина с очаровательной помощницей режиссера - Натальей Валандиной. Непросто начались отношения этих двух людей. Но все же она стала его третьей женой, выхаживала артиста после тяжелого инсульта и оставалась с актером до конца.
Последний спектакль
Алексей Грибов - актер действительно любимый и по-настоящему народный, все свои силы и здоровье он оставил там, на сцене. На гастролях любимого театра в Ленинграде еще до спектакля артисту стало плохо. Он уже предчувствовал беду и даже поделился своими переживаниями с коллегами, но к врачу не обратился и вместе со всеми вышел на сцену. Это была та самая значимая роль Чебутыкина, он мужественно пытался продолжать играть, но вскоре не смог говорить. Представление прервали, но актер вновь вышел на сцену! По недосмотру или упрямству организаторов спектакль не прекратили, и медики смогли оказать помощь Алексею Николаевичу только спустя несколько часов, когда уже стало очевидно, что организм не сможет восстановиться после тяжелейшего инсульта.
Трудно вообразить, как сложно было артисту вдруг оказаться запертым в своем теле и не иметь возможности заниматься любимым делом. Но в Москве он смог немного восстановиться и даже стал преподавать в школе-студии МХАТа. Алексей Грибов, фильмы и роли в театре которого внесли большой вклад в советский кинематограф, умер 26 ноября 1977 года тихо, перед телевизором, среди близких.
Чтобы перечислить все театральные работы и фильмы с участием Алексея Грибова, понадобится немало времени. Он был по-настоящему трудоголиком. Особенно это его качество ценила Екатерина Фурцева - министр культуры СССР, она даже предлагала ему возглавить МХАТ, от чего актер отказался, подчеркнув, что каждый должен заниматься своим делом.
Примечательно, что Грибов - единственный, кто после Николая Симонова удостоен звания Герой Социалистического Труда, в те времена это была огромная привилегия. Но даже все заслуги не спасали от вездесущей экономии государства. Алексей Николаевич в месяц мог играть спектаклей куда больше уставной нормы, что однажды сильно взбудоражило и рассердило проверяющую комиссию. Они нашли выход - просто распорядились отказать ему в некоторых работах.
Грибов никогда не боялся маленьких ролей, их в его активе было предостаточно, если он чувствовал, что из этого может получиться что-то необычно и значимое - брался за роль. Не пугали его и трудности съемок. Так, в фильме "Смелые люди" он так увлекся игрой, что чуть не свалился с лошади в пропасть.
Вообще, это был актер высшей лиги, с удивительной трудоспособностью и умением показывать на сцене по-настоящему народный характер.
Память актёра
Алексей Грибов, фильмография и театральные работы которого могут послужить примером для любого современного актера, учился у самого Станиславского и Немировича-Данченко и стал настоящим мэтром сцены. Его герои никогда не были проходными или случайными, каждый нес свою философию, был личностью.
Так, редкость для талантливого человека - быть признанным при жизни, Алексею Грибову в этом смысле повезло, он был любим народом, имел десятки премий и заслужил признание коллег по цеху.
Соответствующие почести актёру воздали и после смерти. Могила Алексея Грибоварасположена на Новодевьичем кладбище, любой желающий может почтить здесь память знаменитого актера. В Москве на доме, где когда-то жил артист, установлена мемориальная доска.