Танк су 18 история создания. T18 — американская ПТ-САУ II уровня
T18 — первая американская ПТ-САУ в ветке развития. Обладает толстым лобовым бронированием, хорошей подвижностью и отличным орудием, что превращает этот маленький танк в грозного соперника или прекрасного союзника.
Прокачка
- Для исследования T18 требуется 110 единиц опыта. Предыдущий танк — T1 Cunningham;
- Первым делом изучаем фугасницу — 75 mm Howitzer M1A1. Она имеет колоссальный урон, но плохую точность;
- Далее устанавливаем топовый двигатель. Это даст нам высокую максимальную скорость;
- Чтобы улучшить поворотливость танка ставим топовую ходовую;
- Исследуем радиостанцию;
- В последнюю очередь изучаем топовое орудие — QF 2-pdr Mk. IX. Обладает высокой скорострельностью, но небольшим уроном;
- Следующий танк в ветке — T82. Для его исследования необходимо 1050 единиц опыта.
Топовая комплектация
Преимущества
- Быстрая перезарядка
- Высокая максимальная скорость;
- Крепкое лобовое бронирование;
- Хорошая поворотливость
- Таран
Недостатки
- Низкая скорость заднего хода
- Мало HP
- Слабый обзор
Умения и навыки экипажа
Оборудование
Снаряжение
Бронирование
Применение
T18 — ПТ-САУ закрытого типа, что положительно сказывается на ее защите от фугасных снарядов. В зависимости от выбранного орудия есть две тактики применения этого танка в бою:
С топовым QF 2-pdr Mk. IX : Дистанция — дальняя. Орудие точное, скорострельное, рация мощная, надо только занять хорошую позицию и стрелять по засвету союзников (желательно так, чтобы самому не «засветиться»). Для этой тактики очень полезной будет маскировочная сеть. Крайне важно менять позицию после обнаружения противником, так как стоящий T18 — легкая мишень, даже с толстой лобовой броней. Ни в коем случае нельзя идти в первом ряду и выезжать на противников, поджидающих T18 за углом — выстрел в движении или сразу после остановки скорее всего уйдет мимо, и ПТ-САУ будет уничтожена раньше, чем сведется или перезарядится.
С «фугасницей» 75 mm Howitzer M1A1 : Дистанция — ближняя и средняя (точность у «фугасницы» небольшая). При обнаружении противника выстрелить и спрятаться. Во-первых у этого орудия долгая перезарядка, во-вторых часто бывает, что у противника остается 5-10 ХП, и в результате, пока произойдет перезарядка, он сможет сделать по T18 2-3 выстрела(хотя иногда спасает толстая лобовая броня). И именно поэтому лучше воевать в группе с союзниками, которые смогут добить противника. Также можно затаранить еле-живой танк противника, благо масса и скорость танка позволяют это сделать с наименьшими потерями ХП у самой ПТ-САУ.
Видео
Историческая справка
С октября 1941 по май 1942 велись работы по созданию самоходной гаубицы на базе шасси легкого танка M3 Stuart. Изначально, проект под названием Т18 разрабатывался как САУ поддержки. На вооружении состояла 75-мм гаубица, располагавшаяся в просторной, полностью закрытой бронированной рубке. Однако проект был заброшен из-за появления более совершенной САУ М8 на базе танка М5.
Говоря о первых советских танках, да еще и применяя термин «серийный», можно поговорить и о «Танке М», и о Т-16, и о Т-17.
Все вышеперечисленные боевые машины были выпущены количеством более 1 единицы, что в принципе, дает возможность говорить о серийном производстве. Однако если мы говорим о заводском серийном производстве, а не отверточной сборке, то здесь, без сомнений и оговорок, первенец советского танкостроения именно Т-18.
959 изготовленных машин – это как раз и есть то, что принято считать серией.
В конструкции Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения», модель 1-я) явно прослеживается все тот же старина «Рено» FT-17. Именно эта машина стала опорной при производстве всех вышеперечисленных моделей.
Но деваться было некуда, в Российской империи танков не было вообще, поэтому оставался только путь лицензионного производства. Для чего во Франции была закуплена официальная лицензия на производство FT-17.
В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны требования к танку сопровождения пехоты.
В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч.
При этом с 1924 года шло активное изучение трофейных иностранных танков. Более других советским военспецам приглянулся итальянский «Фиат 3000», являвшийся творением на базе «Рено-17».
Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, требования были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки, и пулемёта.
К марту 1927 года был закончен первый прототип, получивший индекс Т-16. Танк-прототип был очень похож на «Рено-17», но имел меньшую длину корпуса, меньшую массу и лучшую подвижность. Но главное – танк был значительно дешевле, чем первенец советского танкопрома «Танк М».
Испытания, правда, выявили огромное количество недостатков, и прототип одобрен не был.
Второй прототип, при постройке которого были учтены все замечания, был закончен к маю 1927 года и пошел на испытания под индексом Т-18. Испытания закончились успешно, и в июне 1927 года танк был принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.
Т-18 (МС-1) образца 1927 г.
Боевая масса, т: 5,3
Экипаж, чел: 2
Размеры:
Длина корпуса, мм: 3500, 4380 с «хвостом»
Ширина, мм: 1760
Высота, мм: 2120
Клиренс, мм: 315
Бронирование: стальная катаная, 8-16 мм
Вооружение: 37-мм пушка Гочкиса (либо ПС-1), боекомплект 104 снаряда, 2 пулемета Федорова 6,5-мм или Дегтярева ДТ-29 с боекомплектом 1040 патронов.
Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с: 35
Скорость по шоссе, км/ч: 16
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 6,5
Запас хода по шоссе, км: 100
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,37
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 0,5
Преодолеваемый ров, м: 1,85
Преодолеваемый брод, м: 0,8
В целом тот еще «гадкий утенок». Однако, пусть в контурах Т-18 никак нельзя было разглядеть силуэта Т-34 и тем более, Т-90, это был наш первый серийный танк.
Строили первенца на ленинградском заводе «Большевик» и Мотовилихинском машиностроительном заводе в Перми.
Странно, но жизнь у первенца оказалась весьма длинной и насыщенной. Несмотря на неказистость и откровенно не блещущие ТТХ.
Годы эксплуатации МС-1/Т-18 во всех справочниках значатся как с 1928 по 1942 год. Но даже до Великой Отечественной танк успел повоевать.
Боевое крещение Т-18 получил в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была придана рота из 10 танков, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября.
Боевые испытания показали недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 37-мм пушки, но в целом танки отработали удачно.
К началу 1938 года, находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. Однако, вместо утилизации и отправки на металлолом танкам была уготована иная участь.
Распоряжением наркома вооружений Ванникова от 2 марта 1939 года все оставшиеся в строю Т-18 были сняты с вооружения, и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов.
На деле еще с 1934 года началось оборудование укрепрайонов Ленинградского военного округа 160-ю списанными танками Т-18 в качестве БОТов – бронированных огневых точек.
Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки образца 1932 г.
Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.
Те танки, которые еще могли двигаться и находились в удовлетворительном техническом состоянии, придавались гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек.
Превращённые в доты Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, однако довольно значительное (около 140) количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.
Сведения о боевом применении Т-18 в Великой Отечественной войне в основном носят отрывочный характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.
Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах. Известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском Укрепрайонах.
Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941-1942 года использовались 9 единиц Т-18 из состава 150-й танковой бригады.
Размещённые в районе озера Хасан в виде фортификационных сооружений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.
Зато в наше время дальневосточные Т-18 являются объектами работы поисковиков и реставраторов. И, как это ни странно, но количество Т-18 в нашей стране исчисляется не единицами.
Только на Дальнем Востоке России известно не менее восьми сохранившихся Т-18, один из танков принял участие в Параде 9 мая 2018 года в городе Уссурийске.
Танк Т-18, который послужил фотомоделью, находится в Музее отечественной военной в деревне Падиково Истринского района Московской области.
Основой для реставрации этого экспоната послужил танковый корпус, найденный поисковиками на местах боев Великой Отечественной.
Реставрация ведется уже больше двух лет и фактически близится к завершению. На сегодняшний момент машина на 90% является оригинальной, а так как поставлен вопрос с восстановлением в музее, уверен, что через год мы сможем увидеть ее на ходу.
И, соответственно, покажем танк изнутри.
В 1937 году перед руководством ГАБТУ была поставлена задача по модернизации всех имеющихся на вооружении устаревших образцов бронетехники с целью ее возможного использования в условиях современной войны. В основном это касалось танков и бронеавтомобилей, выпущенных до 1930 года. В первую очередь это касалось танков МС-1. Основное внимание при модернизации было обращено на установку в танк нового силового агрегата. В качестве двигателя предложили использовать ГАЗ-М1 с коробкой передач и радиатором танка Т-38 , для установки которого МТО подверглось переделкам. Кроме того, была облегчена башня. Вместо грибообразной наблюдательной вышки на крыше башни появилась конусная крышка из углеродистой стали, а также упразднена кормовая ниша. Модернизированный танк получил обозначение Т-18М.
Таким «омоложением» старого Т-18 занимался завод № 37 им. Орджоникидзе. Испытания состоялись в марте 1938 года. На них была достигнута скорость 24,3 км/ч, но на четвертой передаче старый изношенный двигатель работать отказался (предполагалось достижение скорости 33–35 км/ч). Ввиду смещенного назад центра тяжести нового танка он «юзил» при торможении на мокром шоссе и плохо тянул в гору. В результате испытаний было отмечено, что идея использования силового агрегата ГАЗ М-1 разумна, но боевая ценность Т-18М может оказаться чрезвычайно малой по сравнению со стоимостью затрат на его модернизацию.
Описание конструкции Т-18
В машине сохранена компоновочная схема прототипа. Впереди располагалось отделение управления, в центре - боевое, в корме моторно-трансмиссионное. При этом с места механика-водителя и командира-стрелка, составляющих экипаж обеспечивался хороший обзор местности, кроме того непростреливаемое пространство в направлении движения танка вперед было небольшим.
Бронекорпус
Корпус танка представлял собой клепаную конструкцию из броневых листов толщиной 8–16 мм, собираемых на каркасе. Броневые листы лобовых поверхностей корпуса и башни наклонены под большими углами к вертикальной плоскости, что повышало их защитные свойства, и соединены заклепками. Первые танки несли особые листы двухслойной (дно и крыша) и трехслойной брони, изготовленной по способу А. Рожкова . Позднее для удешевления танка использовались обычная однослойная броня. Танк делился на три отделения:
Машинное (моторно-трансмиссионное) отделение;
- боевое отделение;
- отделение управления.
Интересно отметить, что Т-18 имел «классическую компоновку» с моторно-трансмиссионным отделением и ведущим колесом в кормовой части.
В передней части танка располагалось отделение управления, именовавшееся «передок». Для доступа в него механика-водителя служил трехстворчатый люк. Две его створки откидывались влево и вправо. Ход створок ограничивался кронштейнами. Передний откидной щиток, расположенный в вертикальном лобовом листе поднимался вверх и в таком положении удерживался стопором.
В правой части щитка располагался прилив для установки корпуса монокулярного перископического прибора наблюдения (броневой глаз). Слева - узкая щель для наблюдения. В случае интенсивного огневого воздействия противника она прикрывалась броневой заслонкой с двумя крестообразными отверстиями. А при крайней необходимости могла закрываться полностью. Для панорамного обзора поля боя в передних скуловых скосах имелись также узкие наблюдательные щели, прикрываемые изнутри задвижками.
В бортах носовой части корпуса устанавливались кронштейны под оси ленивца (направляющего колеса). Кронштейны служили для регулировки натяжения гусеницы при помощи специальных анкеров, расположенных на бортах танка. Впереди слева на кронштейне натяжного механизма устанавливалась фара. Справа - звуковой сигнал. В боевой обстановке фара укладывалась в корпус. Задний фонарь, закрытый стеклом красного цвета, располагался на корме слева (иногда - справа над выхлопным патрубком). Он служил не только предупреждающим сигналом в темное время суток, но и световым устройством для управления колонной.
Особенностью конструкции корпуса было то, что он изготавливался цельным без подбашенной коробки, однако в верхней части на бортах корпуса крепились специальные призматические карманы (надгусеничные ниши), в которых размещались топливные баки. Заливные горловины баков закрывались броневыми пробками сверху. Для доступа к бакам в задней части кармана имелась крышка, закрепленная тремя болтами и дополненная подвесным кольцом. При удалении болтов крышка открывалась в сторону на петле. Надгусеничные ниши выполняли также функцию грязевиков в средней части машины. В кормовой части грязевики (крылья) изготовлялись из тонкого металла, а в передней - из брезента (малое количество танков первой серии имели металлические, или фанерные передние части крыльев).
Моторно-трансмиссионное отделение танка закрывал сзади фигурный кормовой лист, который при необходимости мог откидываться на шкворнях вниз, обеспечивая доступ в машинное отделение. Сверху над машинным отделением на крыше, могущей откидываться вверх-вперед, устанавливался колпак со щелевидным отверстием, обращенным в сторону башни. Его назначение - обеспечить доступ охлаждающего воздуха к двигателю с одновременной защитой машинного отделения от поражения огнем противника. В кормовой части корпуса выполнен прилив - с задней стороны прикрытый металлическим кожухом с рядом отверстий малого диаметра. Нагретый воздух из машинного отделения через направляющий рукав направлялся к отверстиям и выходил наружу. Для прогрева мотора рукав закрывался заслонкой. Защита мотора от попадания пуль и осколков обеспечивалась вертикальным бронелистом, расположенным перед кожухом со стороны мотора.
Внутри корпуса боевое отделение было изолировано от машинного моторной (по руководству - задней) перегородкой. Для доступа к мотору и его агрегатам изнутри в перегородке имелась двустворчатая дверь с запором. На перегородку также выводились краны переключения правого и левого топливного баков и кран переключения для работы системы питания мотора на самотек или под давлением.
В днище корпуса под боевым отделением размещался люк, который служил для выброса стреляных гильз и удаления попавшей в корпус воды. Люк закрывался крышкой и удерживался рычагом, закрепленным барашком. Для удобства работы в танке сверху крышка люка закрывалась вставкой пола.
На танках первых серий в днище корпуса присутствовал также люк под картером двигателя, однако проку от него было немного, и распоряжением по ОАТ от 14 февраля 1930 года он был упразднен.
В кормовой части корпуса располагался удлинитель - «хвост», облегчавший сравнительно короткому танку возможность преодоления широких окопов. Для эвакуации танка в нижней части корпуса сзади были приварены две, а впереди - одна петля.
Башня Т-18
Башня танка - клепаная, первоначально имела почти правильную шестигранную форму с наклонными стенками. Она опиралась на подбашенный лист через шариковую опору и поворачивалась посредством спинного упора, к которому подвешивался ремень - сиденье командира танка. Фиксация башни производилась посредством трех стопоров, расположенных равномерно на башенном погоне (два впереди и один - сзади). На крыше башни находилась наблюдательная башенка (именовавшаяся вышкой), прикрытая сверху колпаком, который мог откидываться на петлях и служил крышкой люка. Для открывания колпака установлены пружины, а для удержания в открытом состоянии - стопор. По периметру основания колпака были проделаны вентиляционные отверстия, закрываемые при необходимости подвижной кольцевой заслонкой. Наблюдательные щели в вертикальных стенках башенки во избежание травм оборудовались кожаными налобниками, а сама башенка в месте соединения с крышей башни имела кожаную обивку. В правом борту башни располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое сдвижной заслонкой каплевидной формы.
При модернизации танка форма башни была изменена. Она дополнилась кормовой нишей, предназначенной для установки радиостанции. Ниша закрывалась с тыльной стороны откидной крышкой, облегчавшей монтаж и демонтаж радиостанции и оружия (реально в нише располагали часть боекомплекта). Бортовая заслонка вентиляционного окна башни стала прямоугольной и теперь откидывалась на петлях вверх. Новая башня стала тяжелее на 140 кг.
В передних гранях башни располагалось вооружение танка, состоявшее из 37-мм пушки Гочкиса и пулемета. Пушка располагалась в левой передней грани в прямоугольном вырезе, пулемет - в правой в полушаровой установке. При необходимости пулемет можно было перенести в кормовую амбразуру, расположенную на левой задней грани и прикрытую в нормальных условиях броневой заслонкой.
Вооружение Т-18
Первоначально артиллерийское вооружение танка состояло из 37-мм пушки Гочкиса : ствол орудия, длиной 20 калибров, был заимствован от одноименной морской пушки, но клиновой затвор имел иную конструкцию. Противооткатные приспособления состояли из гидравлического компрессора-тормоза и пружинного накатника, собранных вместе. Боекомплект с пушечным вооружением состоял из 250 унитарных артиллерийских выстрелов. Официально пушка была принята на вооружение Красной армии в 1920 году и устанавливалась на танки «Русский Рено» и некоторые бронеавтомобили. На танках Т-18 первых серий пушка устанавливалась из старых запасов, среди которых попадались образцы, имевшие «обратную» нарезку (справа налево). Однако в 1928 году ее сменила 37-мм пушка ПС-1 , изготовленная в советской России и представлявшая собой усовершенствованный П. Сячентовым вариант пушки Гочкиса. В ПС-1 был изменен ударный и спусковой механизмы, а также некоторым изменениям подверглась маска пушки. Отечественная версия стала проще в производстве, в ней добавился модератор наката, уравновешиватель для облегчения вертикальной наводки, изменена обойма, плечевой упор и т. д.
Для стрельбы из пушки применялись унитарные выстрелы, которые размещались в танке в брезентовых сумках.
На танках первых серий орудия оснащались только диоптрическими прицелами, однако в 1929 году Мотовилихинский Машиностроительный завод начал сборку 2,45-кратного оптического прицела для 37-мм танковых пушек с полем зрения 14° 20′ и диаметром выходного зрачка 2,6 мм. Этот прицел, разработанный в Ленинграде, пошел на оснащение некоторых танков Т-18, выпущенных после 1930 г.
Модернизация танков в 1929–30 гг. предусматривала увеличение их огневой мощи путем установки в башне 37-мм пушки Б-3 , изготовленной по переработанным чертежам фирмы «Рейнметалл». Новое орудие отличалось большей дальностью стрельбы, а также имело полуавтоматический затвор, так что танк, несущий его, значительно выигрывал с точки зрения вооружения. Одновременно с установкой нового орудия, отличавшегося большим весом, было принято решение по уравновешиванию башни, что привело к появлению в ней кормовой ниши. Однако выпуск этих орудий не был толком освоен практически до 1932 года и первым танком, получившим их, стал БТ-2 . На долю же Т-18 осталась ПС-1 .
Пулеметное вооружение танка состояло первоначально из двуствольного 6,5-мм танкового пулемета Федорова-Иванова в шаровой установке Шпагина . Однако жизнь пулемета была очень недолгой. В 1930 году для вооружения всех танков РККА был принят танковый пулемет Дегтярева - ДТ , который почти на 20 лет стал основным автоматическим оружием советских танков.
Варианты пушек Т-18
Похожая информация.
Первый советский серийный легкий танк Т-18 (МС-1) обр. 1927г.
Гони империализма гиену,
Могучий рабочий класс!
Вчера были танки лишь у Чемберлена,
А нынче есть и у нас!!!
Помаленьку подбираюсь к началу постройки первого серийного советского танка. Пластик в коробке больше всего напоминает легкий танк Т-18 (МС-1) образца 1927 года. Его и будем строить.
Легкий танк Т-18 МС-1. Материалы для постройки модели
Потратил несколько вечеров на поиск фотографий, чертежей и другой информации по этой машине. Общий вывод: информации сохранилось очень мало, большая часть фотографий очень плохого качества, в найденных чертежах есть небольшие расхождения в геометрии и размерах.
В общем тактика пока такая: грубые косяки геометрии и отдельных узлов буду исправлять по мере желания, но гнаться за миллиметрами не вижу смысла. Постараюсь соблюсти баланс достоверности и «художественности» модели с приоритетом «художественности».
Скорее всего буду делать интерьер. Интересное решение по интерьеру нашел .
Легкий танк т 18 (мс 1). Литература
Первые советские танки.
По танку нашел замечательную книжку «Первые советские танки». Авторы: М. Свирин и А. Бескурников. История создания танка, много фотографий, чертежей, сведений по мат. части.
В книге относительно подробно дана мат. часть по внутреннему устройству танка. Для себя пока не решил, буду ли заниматься интерьером. Скачать книгу
Легкий танк т 18 (МС-1). Чертежи модели в масштабе 1/35
Сделал очень полезное дело, подобрал все более-менее приличные чертежи легкого танка т-18 и его узлов и привел их к масштабу 1:35. Прилично так повозился с подгонкой, чисткой исходников и версткой.
Исторические фотографии легкого танка Т-18 (МС-1)
Отобрал фотографии с хорошим качеством, которые могут быть полезны для постройки.
Машина МС-1 (Т-18 — название прототипа) стала первенцем советского танкостроения. Танк разрабатывался в 1925-1927 годах на базе трофейной французской машины Renault FT-17, захваченной в ходе советско-польской войны 1920 года. Проектные работы велись инженерами Н.И. Хрулёвым и П.И. Салтановым совместно со специалистами Ижорского завода и рабочими московского завода АМО. Технической площадкой для разработки и реализации проекта стал завод «Большевик», где и началось впоследствии серийное производство танков МС-1. Всего за период с 1927 по 1931 год было выпущено 959 машин четырьмя производственными сериями.
Название машины МС-1 — это сокращенная аббревиатура «малый танк сопровождения – первый».
Особенности конструкции
Танк МС-1 имел классическую для гусеничных бронированных машин схему – бронированный клепаный корпус, оснащенный вращающейся шестигранной башней. Броневая защита противопульная. Толщина стальных катаных листов на последней модификации танка 1931 года составляла 16 мм. Экипаж танка состоял из двух человек – водителя-механика и командира, выполняющего функции заряжающего и наводчика. Размеры боевой машины были следующими: длина 3500 мм, ширина 1800 мм. При этом масса танка в снаряженном состоянии составляла 5,9 тонн.
Основные ТТХ танка МС-1
Советская бронированная машина имела следующие тактико-технические характеристики:
- мощность карбюраторного двигателя 35 л/с;
- максимальная скорость передвижения танка МС-1 — 16-17 км/ч;
- запас хода у бронированной машины составлял 120 км по дороге с твердым покрытием;
- танк мог преодолевать ров глубиной 1,85 м и стенку высотой 0,5 м.
Вооружение первого советского танка МС-1 было пушечно-пулеметным. Во вращающейся башне устанавливалась 37-мм орудие системы Гочкиса. На поздних версиях в башне рядом с орудием устанавливали 7,62 мм пулемет ДТ-29.
Технические характеристики образца 1930 года
- Годы производства: 1927-1931гг.
- Всего изготовлено: 959 шт.
- Боевое применение: военный конфликт на КВЖД.
- Экипаж - 2 человека.
- Боевая масса - 5,9 т.
- Размеры: длина - 3,5 м, ширина - 1,8 м, высота - 2,2 м, клиренс - 315 мм.
- Вооружение: 37-мм пушка (заряжание унитарное, боекомплект - 104 снаряда); 7,62-мм пулемет (боекомплект - 2019 патронов).
- Основные типы боеприпасов: бронебойный, осколочный снаряды, картечь.
- Толщина брони: лоб корпуса - 16 мм, борт - 16 мм, башня - 16 мм.
- Двигатель карбюраторный, мощность - 35 л.с.
- Максимальная скорость - 16,4 км/ч.
- Запас хода по шоссе - 120 км.
- Преодолеваемые препятствия: стенка - 0,5 м, ров, 1,85 м.
Боевое применение
Боевое крещение первенец советского танкостроения получил в ходе советско-китайского вооруженного конфликта на КВЖД в 1929 году. Снятые с вооружения РККА танки МС-1 в 1938-1939 годах использовались в качестве стационарных огневых точек в составе укрепрайонов на западной границе и на Дальнем Востоке. В первые дни Великой Отечественной войны некоторое количество устаревших машин приняли участие в приграничных сражениях.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении