Тайная революционная организация земля и воля. Земля и воля (народническая организация)
«Земля и воля» (1876-1879)
Посчитав, что одной из причин неудачи «хождения в народ» стало отсутствие какой-либо организации, уцелевшие от арестов народники создали в 1876 году партию, которая с 1878 года начала именоваться «Земля и воля». Вот что писал о ней Александр Михайлов: «В 1877 г. весной почти весь кружок народников, местным своим составом, вместе с десятками связанных с ними людей, двинулись в народ, так как там, в организации народных вожаков и местных экономических протестах были все его надежды. В Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани, на Урале, в Ростове, на Кубани и вообще на юго-восточных окраинах образовался ряд поселений, но центр был Саратов». Михайлов А. Д. Автобиографические заметки. // Жур-л «Былое», 1906. - № 2. - С. 163.
В Николин день, 6 декабря члены организации после молебна, который отслужили в Казанском соборе Петербурга за здравие Николая Чернышевского, устроили на площади демонстрацию, где подняли красное знамя с надписью «Земля и воля». Его держал в руках поднятый демонстрантами шестнадцатилетний рабочий Яков Потапов. «Эта выходка, -- говорилось далее в обвинительном заключении, -- сопровождалась криками «ура» и бросанием в воздух шапок». Раздались возгласы: «Да здравствует социальная резолюция, да здравствует «Земля и воля»!». Государственные преступления в России в XIX веке. В 3-х т. - СПб.: Донская Речь, 1906. - Т.2. - 1016 с. - С.4.
Центральный петербургский кружок составили 26 человек: М. А. Натансон, О. А. Натансон, А. Д. Оболешев, А. Д. Михайлов, А. Ф. Михайлов, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, А. А. Квятковский, А. С. Емельянов (Боголюбов), М. Р. Попов, Г. В. Плеханов, Г. Н. Преображенский, В. Ф. Трощанский, А. И. Зунделевич, А. И. Баранников, Г. М. Тищенко, Л. П. Буланов, А. А. Хотинскии, Н. П. Мощенко, О. В. Аптекман, В. Н. Игнатов, Н. И. Сергеев, М. К. Крылова, Мельгунов, С. А. Харизоменов и О. Николаев. Впоследствии в основной состав организации было кооптировано еще 35 человек. Ткаченко П. С. Революционная народническая организация «Земля и воля». - М., 1961. - С. 74--75.
Землевольцы, полагая, что ошибка их предшественников заключалась в непродолжительном пребывании среди крестьян, перешли от «летучей» агитации к «оседлой» пропаганде - стали создавать поселения народников в деревне. Землевольцы при активном участии наиболее политизированных и сознательных рабочих создали в Петербурге «Северный союз русских рабочих» (1878 г.). Первой же рабочей организацией в России стал «Южнороссийский союз рабочих», созданный в 1875 году народником Е.О. Заславским в Одессе. Стремясь поднять народ на революцию, землевольцы считали необходимым проводить:
· организаторскую деятельность с целью передачи всей земли крестьянам на правах общинного владения, введения мирского самоуправления, демократических свобод;
· акции по дезорганизации государства (привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство провокаторов и наиболее «вредны» представителей власти). Революционное народничество 70-х годов XIX века. [Электронный ресурс] // С.С.Волк. - М.: Изд-во "Наука", 1965. - Т.2. - Режим доступа: http://krotov.info/history/19/1870/1870narvol.html#03, свободный. - Загл. с экрана.
Попытка Я. В. Стефановича и Л. Г. Дейча поднять в 1877 г. бунт среди крестьян Чигиринского уезда с помощью подложной царской грамоты провалилась и дискредитировала организацию. Дезорганизаторские акты «Земли и воли» первоначально носили характер мести и самообороны. В январе 1878 г. давняя участница народнического движения В. И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. Суд присяжных оправдал Засулич, что с энтузиазмом было воспринято либеральной общественностью.
Для части революционеров-народников вердикт суда стал показателем общественного сочувствия к их деятельности и подтолкнул на путь политической борьбы и индивидуального террора. Они стали устраивать покушения на правительственных чиновников, в августе 1878 г. Кравчинский убил кинжалом на улице Петербурга главу III Отделения Н. В. Мезенцова. Землевольцы стали рассматривать террор как средство воздействия на народ. 2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев стрелял в Александра II. Покушение оказалось неудачным, Соловьев был повешен. Общественное движение при Александре II. Исторические очерки. - Париж: Изд-е ред-и «Освобождения», 1905. - С.161-168.
Новое «хождение в народ» не дало результатов. В рядах «Земли и воли» назрел кризис. В июне 1879 г. состоялся съезд в Воронеже, который привел к компромиссу. Он оставил неизменной программу организации, но признал террор методом ведения политической борьбы. Участники съезда высказались за цареубийство. Последовательным противником террора был Г. В. Плеханов, который, оставшись в одиночестве, покинул съезд и вышел из организации. Вскоре на петербургском съезде произошел полный раскол: на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию «Черный предел», и сторонников политической борьбы и «достижения политической свободы» как необходимого условия для социалистической пропаганды - «политиков», образовавших «Народную волю».
Первые народнические организации в России формируются в конце пятидесятых годов девятнадцатого века. Так возникает студенческий кружок, располагающийся в Харьковском университете, а потом московский кружок пропагандистов, возглавляемый П.Г. Заичневским и П.Э Аргиропуло. Однако, впоследствии их стало больше.
Кружок «Земля и воля» функционирующий с 1861 по 1864 год был первой большой организацией народников, который насчитывал более трёхсот членов. В роли руководителей данной организации выступали В.А. Обручев, Н.А. Серно-Соловьевич, а также А.А. Слепцов. В качестве основной цели общества считалось формирование условий для будущей революции, ожидаемой в 1863 году, время, когда бы завершилось подписание уставных грамот. Для осуществления целей использовались нелегальная и легальная пропаганда. В легальные общества «Земли и воли» (Шахматный клуб и Артель литераторов) входили П.Л. Лавров, И.А. Гончаров, А.Н. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.И. Писарев, а также Ф.М. Достоевский и Н.Г. Чернышевский.
В период репрессий 1864 года организация самораспустилась.
С 1863 по 1866 годы действовала иная революционная организация под названием "Ишутинцы", которую возглавлял Н.А. Ишутин. Д.В. Каракозов в 1866 году, являющийся членом данной организации совершил неудачное покушение на жизнь Александра Второго.
В конце шестидесятых годов того же столетия была организована "Народная расправа". Возглавлял её революционно настроенный фанатик С.Г. Нечаев, отрицавший какую-либо этику, серьёзно считая, что цель оправдывает любые средства. Чтобы возвысить революционные идеалы он даже смог пойти на организацию уголовного преступления.
Так называемые «чайковцы» - члены "Большого общества пропаганды" работали с 1869 по 1874 годы. Данная организация возглавлялась такими известными деятелями как П.А. Кропоткин, С.М. Кравчинский, С.Л. Перовская, Н.В. Чайковский, а также М.А Натансон.
Революционно настроенная народническая организация «Народная воля», существовавшая с 1879 по 1882 год и возглавляемая Исполнительным комитетом, включающим в себя таких деятелей как Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская и А.И. Желябов, ставила в качестве основной цели революционный захват власти в государстве, утверждение общинного социализма и утверждение для каждого политических свобод.
Также, одной из самых известных стала организация «Черный передел», просуществовавшая с 1879 по 1882 год.
Самой значительной тайной революционной организацией 60-х годов была «Земля и Воля» (не смешивать с «Землёй и Волей» 70-х годов).
Это была наиболее крупная после разгрома декабристов конспиративная революционная организация. Общество «Земля и Воля» сложилось в конце 1861 г. - в первой половине 1862 г.
В его создании активно участвовала группа ближайших последователей и сподвижников Чернышевского, среди которых находились и некоторые близкие друзья Герцена и Огарёва (Николай Обручев, братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Александр Слепцов и др.). Чернышевский был вдохновителем складывающегося общества. Крупнейшие потери, понесённые революционным лагерем в середине 1862 г., не остановили деятельности «Земли и Воли», центр которой пополнился новыми людьми. С конца 1862 г. этот центр, теперь окончательно оформившийся, стал называться «Русским центральным народным комитетом».
Общество имело целью соединить все существующие в столицах и на местах революционные кружки и группы в одно централизованное целое и возглавить освободительное движение в стране. Основы платформы «Земли и Воли» исходили из тех приемлемых для всего демократического лагеря установок, которые давались как Чернышевским, так и Герценом - Огарёвым. Землевольцы потом указывали на важную роль, какую сыграла в определении платформы общества статья-прокламация Ы. П. Огарёва «Что нужно народу?», опубликованная в «Колоколе» от 1 июля 1861 г. «Народу нужна земля да воля»,- отвечал Огарёв на поставленный вопрос в первой же строке своей статьи. Понятие «земли» раскрывалось как требование передачи крестьянам всей земли, находившейся в их пользовании до реформы, с прирезкой за счёт помещичьих земель везде, где прежний надел являлся недостаточным (год спустя Огарёв перешёл от этого минимального требования к более широкому - объявлению всей земли «земской» и отдаче её целиком в крестьянское пользование). Требование воли разъяснялось как избавление народа от чиновников, полное самоуправление в общинах и волостях через своих выборных, уездное и губернское самоуправление, наконец - общегосударственное народное представительство, без решения которого не допускалось бы расходования средств, содержания войска и пр. Статья-прокламация Огарёва касалась и тактических вопросов. Разъясняя враждебность царя народу, она звала к сплочению народных сил, к сближению народа с войском, к соединению народа с «людьми преданными» (революционерами), которые помогут «и советом, и руководством, и словом, и делом, и казной (т. е. денежными средствами.- Ред.), и жизнью». Прокламация призывала народ твёрдо, дружно и сильно «отстоять» (т. е. по существу - завоевать) «против царя и вельмож» землю и волю.
Ослабление крестьянского движения, некоторая убыль революционных настроений в более или менее широких кругах интеллигенции, общий спад революционной ситуации к исходу 1862 г. ещё не сломили энергии революционного авангарда: он оставался твёрд духом и был полон желания продолжать борьбу, несмотря на постигшие движение тяжёлые неудачи. До нас дошёл важный документ революционного движения, принадлежащий Огарёву; считая, что в данных условиях «единое централизованное общество невозможно», он полагал, что революционный центр должен стянуть к себе на «федеративных началах» все уже имеющиеся организации. Огарёв предлагал разделить всю Россию на 16 революционных округов, из которых каждый должен возглавляться одним ответственным лицом; эти 16 человек и должны представить собой революционный центр, руководящий движением. Цель движения — сначала открытая повсеместная подача правительству требовании о созыве Земского собора, который разрешает вопросы о земле и о форме плавления в России, а если (в чём Огарев почти не сомневался) «правительство в Земском соборе откажет, то… произвести восстание со всех периферий разом». Восстание на этот раз предполагалось на весну 1863 г., когда истекал срок введения в действие «Положений 19 февраля». «Опять нам приходится приняться за работу подготовки следующего русского военно-крестьянского восстания»,- писал Огарёв в начале 1863 г. Однако планам этим не удалось осуществиться. История «Земли и Воли» 60-х годов недостаточно изучена, её связи, организация, деятельность и условия её исчезновения недостаточно выяснены. Известно, однако, что отделения «Земли и Воли» существовали не только в Петербурге и в Москве, но также в Казани, Саратове и других городах. В феврале и июле 1863 г. вышли два номера «Свободы», органа «Земли и Воли». «Свобода» видела источник бедствий русского народа в самодержавии - антинародном правлении. «Уродливые попытки разных реформ», по её словам, только нагляднее показали несостоятельность самодержавия, которое «по самому принципу» не могло удовлетворить общественных потребностей. «Свобода» признавала неизбежность революции в России. При жестокости и тупоумии правительства народное восстание должно было получить «исполинские размеры кровавой драмы», если передовая часть «образованных классов» не станет на сторону народа и «не обессилит тем самым окончательно правительство». «Свобода» призывала всех граждан «на служение великому делу народного освобождения», торжество которого должно было выразиться прежде всего в созыве народного собрания для определения «нового общественного строя».
В течение 1863 г. в деятельности «Земли и Воли» большое место неизбежно должны были занять вопросы, связанные с польским восстанием и отношением к нему различных слоев русского общества. К «Земле и Воле» примкнула революционная организация русских офицеров, действовавшая в воинских частях, которые стояли в Царстве Польском. Главой этой организации был офицер-революционер Андрей Потебня, поддерживавший от имени революционных офицерских кругов тесные отношения с редакцией «Колокола». Задачи военно-революционной организации в принципе отнюдь не ограничивались поддержкой польского национально-освободительного движения - она предполагала влиться в общерусскую военную организацию, которая должна была быть создана и была бы призвана действенно помочь борьбе русского народа за освобождение от самодержавия и крепостничества. Такой общероссийской военно-революционной организации «Земля и Воля» не смогла создать, хотя сочувствием и известной поддержкой в немногочисленных кругах наиболее передовых, демократически настроенных офицеров, главным образом молодёжи, «Земля и Воля», несомненно, пользовалась.
Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства. Однако реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно- политической борьбы, еще большее размежевание общества.
Земля и воля”.
Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к “Земле и воле” примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.
Первые тайные организации просуществовали недолго/. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима – все это привело к их самороспуску лли разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).
Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.
В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию “Народная расправа”. Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжениям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. “Нечаевщина” на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.
На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Земля и воля” (1876-1879).
В 1876 г. уцелевшие участники “хождения в народ” образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название “Земля и воля”. Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение “мирского самоуправления” в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.
Было предпринято второе “хождение в народ” – для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии “Земли и воли” в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции.
В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его. Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оправдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу.
Черный передел”.
В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию “Черный передел” (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам “Земли и воли” и агитационно-пропагандистским методам деятельности.
В том же году другая часть землевольцев создала организацию “Народная воля” (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет – центр и главный штаб организации.
Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством. Программные требования народовольцев включали: подготовку
политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим. (Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи – партия социалистов- революционеров.)
Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.
Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.
Похожая информация.
Народническая организация «Земля и воля»
Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75 гг. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России), основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям».
«Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» - бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг.
Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В.И.Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием». Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.
Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале.
«Земля и воля» в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы, вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79 гг.
«Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своём существовании.
Программа «Земли и воли» предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «Земли и воли» было убийство шефа жандармов Н.В.Мезенцова (1878). Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству.
Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации.
В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок «Земли и воли»».
Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества - «деревенщиками» и «политиками» - с защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов, потребовали созыва в июне 1879 году Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками.
Таким образом, основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А.Бакуниным, ПЛ.Лавровым и П.Н.Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.
М.А.Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ.Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции. П.Н.Ткачев, так же не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.
В 1874 г., опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Однако «хождение в народ» провалилось, народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы. Еще раз подтвердилась неэффективность террористических методов борьбы, приведших к усилению реакции и полицейского произвола в стране.
В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.
С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно начинает уступать первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5 изд. - т.12. - С.135.