Табаков еврейская фамилия. Памятные встречи
Талант этого актера позволяет назвать его великим. Он многогранен. Он из той плеяды русских актеров театра и кино, которых сейчас остались единицы, те, что смогли сыграть любую роль, причем, сделать это с блеском. Речь идет об Олеге Павловиче Табакове, актере театра и кино, Народном артисте CCCР, художественном руководителе МХТ имени А.П. Чехова. У него количество одних только киноролей давно уже перевалило за сотню.
Причем половина их - главные, да и остальные, отнюдь не проходные. Взять Сашу Егорова из "Испытательного срока" по повести Павла Нилина, Николая Ростова из "Войны и мира" Сергея Бондарчука, Искремасса из "Гори, гори, моя звезда" Александра Митты, Вальтера Шелленберга из "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой, Обломова из экранизации Никиты Михалкова знаменитого романа Ивана Гончарова. Достаточно разные по своему формату и эмоциональному накалу образы. И это малая толика его послужного списка. Молодое поколение его помнит по озвучению персонажа кота Матроскина из мультяшной трилогии про Простоквашино. В анимации он также преуспел, его голосом заговорили герои 20 мульфильмов.
О том, что у этого актера мордовские корни стали говорить давно, по крайней мере, лет двадцать с лишним. Вначале не верилось. Да и ничем не подкреплялось предположение, что именитый мастер имеет отношение к нашей республике. Родился он в Саратове, там тоже есть мордва, но еще ничего не значит. Но вот он вошел в состав организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства. А в пятницу в рамках подготовки по проведению этого праздника сам прилетел в Саранск. Познакомиться с родиною своих предков. Олег Павлович встретился с Главой нашей республики, совершил экскурсию по Саранску, а в Национальном театре Мордовии пообщался с творческой интеллигенцией.
Накануне Президент России Дмитрий Медведев вручил народному артисту СССР высший орден страны "За заслуги перед Отечеством" I степени. В тот же день Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин подписал Указ о присвоении Олегу Табакову звания "Почетный гражданин Республики Мордовия".
В одном из своих интервью Олег Табаков как -то сказал: "Я в достаточной мере – честолюбивый человек. И поэтому то дело, которым я занимаюсь, намерен делать максимально хорошо. А иначе просто незачем им заниматься". В том случае речь шла о его преподавательской деятельности на театральных курсах. Но определение "максимально хорошо" с равным правом можно отнести к любой из сторон его творчества, жизнедеятельности. Он максимально хорошо играет на театральной сцене, снимается в кино, обучает премудростям профессии молодых актеров (вон, сколько звезд выпустил!), максимально красиво живет. Насколько это максимально получается, он и рассказал на своей встрече с творческой интеллигенцией Мордовии.
Когда предварительно зашел разговор: в каком помещении провести эту встречу и об этом спросили Табакова, то он сказал, что желательно по объему поменьше. И согласился, когда назвали параметры нашего национального театра. По его мнению, идеальная цель считается достигнутой, когда энергия актера может покрыть всю аудиторию. Поставленной цели достичь ему удалось и на этот раз, хотя пришедших на встречу было более чем достаточно: все места в партере и на балконе оказались заняты, в том числе и приставные. Были даже сидевшие на ступеньках (правда, это все больше из нашей журналистской братии). Это сравнительно новый театр заслужил похвалы из уст великого актера.
Он сказал, что появление театра в настоящее время в России доказывает лишний раз не только потребность россиян в сценическом искусстве, но и потребность сограждан сострадать (в данном случае сострадать героям на сцене). Это - чисто русская черта. Недаром раньше у нас слова «любить» и «жалеть» являлись синонимами. Говоря о сострадании, Олег Павлович, вспомнил случай, когда через весь Саратов, где прошли его детские годы, гнали пленных немцев. Его бабушка, которую он ласково называл бабаня, собрала хлебный паек, что выдавался на всю семью, отрезала часть буханки и послала его: "Иди, Лелик, догони их, отдай…". Эту потребность к состраданию не удалось в народе вытравить за 72 года Советской власти, она жива до сих пор.
Я невольно забежал в своем повествовании вперед, между тем, Олег Павлович, начиная рассказ о себе со сцены нацтеатра, сразу объявил, что он, вообще-то не Табаков, а Утин (тут же пошутил: "Прошу не путать с Путиным"). Его прадеда в свое время взяли на воспитание и прокорм богатые крестьяне Табаковы. И его дед уже стал носить эту фамилию. Про свою национальную принадлежность сказал, что прослеживаются две линии: одна- мордовская, а вторая- польско-украинская. Он родился в 1935 году, в Саратове, в семье врачей. Про детство довоенное говорит, что это было самое светлое время в его жизни.
Подобное ощущение вселенского счастья, которое сопутствовало ему в детстве, он позже испытывал лишь, когда рождались его дети. Табаков вспомнил военные годы, своих родителей, "бабаню", мордовку по национальности. Он говорит, что в раннем детстве она ему пела песни, среди них были и мордовские. По его словам, рос он быстро, и к 15 годам знал твердо, что станет только актером и никем больше. В Саратове были очень сильны театральные традиции, и он вдохновенно рассказывал о преподавателях драмкружка, где занимался. А когда в 1953 году поехал в Москву поступать в школу-студию МХАТ, его любимая бабаня молила: лишь никуда не поступил, лишь бы вернулся обратно. Но на этот раз ей не повезло – Табакова приняли.
В 1957году под крыши школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал свою студию молодых актеров, впоследствии преобразованную в театр "Современник". Табаков вспоминал, как на III курсе репетировали спектакль "Вечно живые" по пьесе Розова, где у него оказалась сравнительно небольшая роль. Он тогда с завистью наблюдал за Евгением Евстигнеевым и Галиной Волчек, у которых роли были побольше, и мечтал: вот бы научиться играть так, как они…
В 1970-ом году после назначения Ефремова художественным руководителем МХАТа, Олег Табаков становится директором "Современника". В то же время режиссером театра становится Галина Волчек, которую вначале не хотели утверждать за ее беспартийность и неполадки "по пятой статье". Чтобы ее все-таки утвердили, немало усилий пришлось приложить новому директору. Через шесть лет Олег Павлович на базе ГИТИСа набирает курс из 26 студентов. Так началась его преподавательская деятельность. Впоследствии именно он выдал "путевку в жизнь" многим ныне известным актерам: Андрею Смолякову, Александру Мохову, Сергею Безрукову, Владимиру Машкову, Марине Зудиной, Евгению Миронову, Евдокии Германовой, Андрею Фомину.
Сейчас ему – 75 лет. Но не жалуется, вспоминает строки Тютчева: "На старости я сызнова живу". Он вместе с другими театральными новаторами ездит по России в поисках талантов, совершает благое дело: помогает юным дарованиям быть вовремя замеченным. Сокрушается, что на сей раз не доехали до Саранска, но в следующий раз обязательно достигнут. При воспоминании про свои кинороли, говорит, что вне всякого сомнения, из 120 фильмов наберется 10-12 довольно достойных образов. К примеру, таких как Обломов. Эта роль была его любимой. Воплощаясь в образ героя романа Гончарова, он пребывал в особом состоянии, не ведомом доселе.
Следует отметить, что выступление актера прерывали не только бурные овации, но и частые телефонные звонки: кто- то все хотел достать мэтра. Он извинялся перед зрителями и отвечал в трубку, чтобы позвонили через час.
Торжественный момент наступил, когда московского гостя вышел чествовать Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин. По словам Николая Ивановича, сегодня большой праздник встречи с выдающимся актером современности. Если бы Олег Павлович согласился бы выступать не на этой сцене, а на большой площади, то и она бы была заполнена до отказа, как свидетельство любви зрителей к своему именитому земляку.
Глава вспомнил, как еще в 1995 году Олег Табаков встречался в Москве с мордовской диаспорой и с тех пор эти встречи стали постоянными. Так поступает не Иван, родства не помнящий, а человек по- настоящему великий. Когда Табакову предложили стать членом оргкомитета по подготовке и встрече 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства, то он с удовольствием согласился. Он будет представлять блок культуры, а в предстоящем мероприятии культурная часть займет около 70%. Накануне артист был удостоен звания "Почетный гражданин Республики Мордовия".
И вот на сцене театра состоялась церемония награждения народного артиста СССР.
Потом Олег Павлович ответил на вопросы, интересующие присутствующих на встрече. А затем вниманию артиста был представлен концерт-парад национальной культуры мордвы. Наряду с народными коллективами из районов республики перед Табаковым выступали фольклорные ансамбли "Масторава", "Келу", "Торама". Маленький артист Саша Рубцов пел задорные частушки, аккомпанируя сам себе на гармошке, что особенно умилило Олега Павловича. Там были такие слова: "Хорошо, что в Табакове есть частичка мордвина…".
Энергичный, моторный, мощный Табаков может все и все успевает [видео + фотогалерея]
Изменить размер текста: A A
Ровно 30 лет назад, 15 февраля 1979 года, на экраны вышел фильм «Несколько дней из жизни И. И.Обломова ». Роль известного русского ленивца сыграл Табаков , полная его противоположность: скорее Штольц , нежели Обломов. Энергичный, моторный, мощный Табаков может все и все успевает.
«Человеку с железной нервной системой в нашем цеху делать нечего», – сказал он однажды. А между тем, человеку публичному, человеку удачи, всенародному любимцу, кажется, должна быть свойственна именно железная нервная система.
Какая она у него?
«Причина та же…»
- Про тебя говорят, что ты любишь носить на брюхе связку ключей – что это значит?
Это было в процессе освоения подвала, который потом назвали «Табакеркой». Тогда надо было контролировать процесс. А когда прибавилось уже это хозяйство – ключи как-то отошли в прошлое.
- Ты себя ощущаешь хозяином? Или, скажем, ребенком…
Когда человек говорит про себя, что он ребенок, это означает, что у него сохранилась свежесть ума пятилетнего ребенка или нерастраченное жеманство, не канализированное естественным способом. Ни к той, ни к другой категории не отношусь. Хозяином я себя ощущаю – да. Это выкристаллизовалось, когда меня в 73-м году Министерство культуры вытолкнуло в Великобританию ставить спектакль «Ревизор».
- Первая твоя зарубежная постановка…
Да. Почему я туда попал, не стоит объяснять. Возможно, хотели снизить средний возраст выезжающих режиссеров. И вот там я, практически впервые, понял, что все зависит не от вышестоящей организации и даже не от Екатерины Алексеевны Фурцевой , а от тебя самого. Если хочешь, чтобы тебя позвали еще раз, ты должен сделать свою работу качественно, чтобы она долго продержалась в репертуаре.
- Это не чувство хозяина, это какое-то другое чувство…
Чувство хозяина своей судьбы – я в этом смысле говорю. Хотя сейчас, по прошествии лет, я думаю, что я никакой не режиссер, а, наверное, очень профессиональный, квалифицированный актер, который может научить какое-то количество других актеров играть хорошо. Это все вместе не называется спектаклем в моем понимании. Но это очень редкое свойство.
- Как ты их научаешь?
Просто у меня штампов так много, что я их раздаю. Как Михаил Михайлович Тарханов говорил молодым артистам: у меня шестьсот штампов, а у вас шесть.
- Штамп – это ты пронаблюдал за кем-то и сложил в копилку? Или что-то в себе открыл, что-то сделал и запомнил? Скажем, в знаменитой роли молодого Адуева в «Обыкновенной истории», поставленной Галиной Волчек…
Не-ет! Адуев – это такой акт познания… Из идеалиста – в махровые конформисты. Я боюсь показаться патетичным, но это – время, выраженное в человеке. Такое нечасто удается актерам.
- То есть когда речь идет о жанре…
Когда речь идет о жанре, я скажу тебе, как я поступал. Первая роль в «Современнике», безусловно принесшая успех, была довольно игривая, в пьесе Блажека «Третье желание». Мне было двадцать пять. Ставил единственный спектакль в своей жизни мой любимый актер Женя Евстигнеев . Как говорится: доверил – и не проиграл. Это было 35-минутное антре, последовательно и подробно рассказывающее, как человек пьянеет. С придуманной мною репризой: причина та же….
- Ставшей потом весьма популярной…
Да. И в конечном итоге зрители доходили до мочеиспускания.
- Откуда брал?
Это был гибрид из моего тестя, отца Людмилы Ивановны Крыловой , и еще одного соседа, так же, как и тесть, печатающего газету «Правда» по ночам лет пятьдесят.
- Ты в детстве был такой маленький Молчалин. Молчалин, а не Чацкий. Санчо Пансо, а не Дон Кихот. Но за жизнь мы кардинально меняемся: в Молчалине каким-то образом прорастает Чацкий, в Санчо Пансе Дон Кихот…
Оль, я не склонен рассказывать об облагораживании моей души. Я отношусь к категории тех мужчин, которые совершают поступки. Я помогаю людям не по директивному регламенту или спущенной сверху рекомендации. В свое время, будучи директором «Современника», я отказал племяннице зампреда Совмина взять ее в театр. И не одной ей. Ну, в силу того, что я был баловень судьбы и довольно молодой директор, это сходило с рук. Или вот недавно показывали по телевидению какой-то телевизионный фильм и в нем неосторожно сказали, что я купил стулья для зрительного зала Дворца пионеров. Я действительно купил эти стулья – я больше не буду к этому возвращаться, – но я об этом не говорил. И о других вещах не говорю и говорить не буду. А те, кто говорят, они у меня…
- …проходят по другому разряду?
Да. Поэтому кем я стал, Господь ведает. Наверное, сочтемся славою, свое место мне отведут.
- Но ты никогда не хотел играть Гамлета…
Нет. К слову, и Иннокентий Михайлович Смоктуновский , с его мощным талантом, на мой взгляд, средне играл в одноименном фильме эту роль…
- А «Гамлет» в твоем МХАТе тебе нравится?
Я думаю, это незавершенная работа, но мне нравится.
- Мне очень нравится. Я совершенно влюблена в твоих молодых актеров.
Я тебе еще скажу про Смоктуновского. Когда мы халтурили в одно и то же время на студии научно-популярных фильмов в Алма-Ата и писали текст, я про сахарную свеклу, а он, по-моему, про поголовье бараньего стада – ах, какие дивные у него были интонации! Понимаешь, дело не обязательно в масштабе роли, которую играет актер…Дело в том, как много он может в эту роль вложить.
- У тебя самая масштабная роль – кот Матроскин, всенародный любимец.
А почему нет? У Бориса Бабочкина – Чапаев . Чем Матроскин хуже? Даже, думаю, Матроскин ширше в сознании народа. Потому что дети сменяются, а там все-таки ограниченный контингент.
Маршал Лелик Табаков
- Когда я попросила тебя о встрече, ты сказал: ничего интересного, я удачник…
Я удачник, выполняющий взятые на себя обязательства.
- Меня как раз интересует философия удачи.
Восемь лет назад – в зале 40% зрителей, женщины-актрисы гасят окурки о батареи в гримерных, срач, пьянь, воровство. На приведение в норму понадобилось меньше полугода.
- В чем секрет?
В неотвратимости наказания и отсутствии индульгенций. Кто бы ни был, как бы ни был – и так далее. Два сезона понадобилось, чтобы появились аншлаги.
- Что это тебе стоило? Тебе?
Я не склонен об этом говорить. На все я положил восемь с половиной лет. Я сократил реализацию своих актерских способностей раза в четыре. За восемь первых актерских лет я снялся в сорока фильмах, в результате чего заработал инфаркт в двадцать девять. Тут, видишь, инфаркта нет...
- А давление?
Нормализовал. Четыре ингредиента, и нормально.
- Ты, когда маленьким писал папе письма, подписывался: «маршал Лелик Табаков». Этот маршальский жезл так и носил всю жизнь?
Честолюбец? Наверное, честолюбец. Хотя какое честолюбие! Как говорится в одной несовершенной эпиграмме: «Волосы дыбом, зубы торчком, старый м…к с комсомольским значком». Евтушенко – по-моему, про Безыменского. Ну какой безумец мог пойти в этот театр в 2000 году! Ты вспомни…
- Лелик, очень много причин, чтобы тебе пойти в этот театр. Твоя любовь и роман всей твоей жизни с Олегом Ефремовым…
Это единственное… Нет, не единственное, конечно. В этом доме мне дали в руки профессию, которая меня хорошо кормила. В этом доме я видел самые удивительные театральные свершения. «Три сестры» Немировича -Данченко … но и руинного состояния «Горячее сердце»… Фантастические работы главного учителя по профессии. Василия Осиповича Топоркова . В «Плодах просвещения» он – профессор Круглосветлов . Верхогляд в смысле науки, Лев Николаевич Толстой пишет профессору Круглосветлову не просто абракадабру, а не знаю что. Но к третьей минуте я себя ловил на том, что я понимаю все, что он говорит...
- У тебя у самого есть такая роль – Нильса Бора в спектакле «Копенгаген».
Василий Осипович – главный учитель. Хотя и Наталья Иосифовна Сухостав, дочь чешского профессора, руководительница драмкружка в Саратове , тоже, и Олег, конечно – по системе этических координат театра… Василий Осипович приходил, уже совсем пожилой, ширинка иногда расстегнута, и перхоть на пиджаке, а у меня от этого слезы выступали – я так его любил. Он говорил какие-то очень важные вещи на занятиях. А вечером я смотрел спектакль, где он все реализовывал. Вот это и есть самый продуктивный, самый плодотворный способ педагогики. Потому что ремесло наше, оно как у замечательного сапожника – из рук в руки.
- А все-таки – что надо для того, чтобы стать удачником?
Чтобы стать удачником, им надо родиться. Если ты спрашиваешь, что надо, чтобы стать конформистом, это совсем другой рецептурный справочник и совсем другой смысл.
- Ты человек, принимающий вызовы судьбы?
Да. Ведь в первые года четыре, если ты посмотришь средства массовой информации, что писали! Ну, немыслимо!
- А что писали?
Буржуазность… а зачем... а где тайна?.. Писали, что мне дают деньги меценаты, и поэтому все хорошо. Смотри, вот заработанные в поте лица деньги театра – они дают среднюю заработную плату за прошлый месяц. 58,5 тысяч. Это, конечно, с грантом Президента. Я тебе скажу, чем отличается этот театр. Я бы сюда еще и подвал добавил. Здесь наибольшее количество актеров, видеть которых доставляет радость зрительному залу. Так было в «Современнике»…
- Олег, но это твоя стезя – тебя всегда укоряют за что-то. В том же «Современнике» укоряли, что ты клоун, еретик, театр гражданские позиции защищает, а ты эпиграммы по этому поводу сочиняешь. Но поскольку ты не любишь о своем благородстве распространяться, я напомню, как, получив предложение сняться в роли Есенина с Ванессой Редгрейв в роли Айседоры, ты поломал контракт, потому что в этот момент театр боролся за свою знаменитую трилогию «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики», и ты посчитал нужным быть с театром.
Это идеализм «Современника», его последние спазмы…
- Значит ты тоже был идеалист…
Конечно. Я боюсь, что я и до сих пор такой. Просто количество защитных средств, путающих моих оппонентов, прибавилось. Я тебе скажу, в моем фундаменте есть несколько опор: мои дети, в диапазоне от сорока восьми до двух с половиной лет, и мои ученики. Если собрать сборную команду, как говорят американцы, dream team, команду мечты, самых интересных, самых значительных актеров этого помета, от тридцати до пятидесяти, потому что я преподавал двадцать пять лет, думаю, половина будет моих. Почему, собственно, я начал заниматься педагогикой? Потому что очаровательная Люся Крылова, моя тогдашняя жена, родив сына и дочь, не захотела дальше рожать. Если бы она, вслед за моей бабушкой, родившей семерых, двое померли, а пятеро были живы…
Утин и «Утятница»
- Я тебе еще подскажу, кто твоя опора. Твоя мама-доктор. Твой папа-доктор, похожий на доктора Чехова…
Да, то, что было вывезено из Саратова. Это – защищенная спина. Когда какой-то жизненный удар, я чувствовал, что мама как бы подставляет свою руку. И еще был человек – внучка художника Валентина Александровича Серова , Олечка Хортик
- Ты какое-то время жил у них…
Был нахлебником. Она вправила мне привычный вывих конформизма.
- Тогда-то Молчалина мы из себя и удалили?..
Да. Да. Царство ей небесное.
- Как она это сделала?
Путем любви. Я думаю, она меня любила. Понимай, как хочешь. Она была много старше меня.
- Я понимаю как надо. Я вообще думаю, что все в мире делается путем любви.
А как же, абсолютно. Это ты совершенно права в своем заблуждении.
- Я с некоторым удивлением прочла в твоей книжке «Моя настоящая жизнь», что вы часто совпадали в мыслях с Лилей Толмачевой, не обмениваясь даже этими мыслями, но догадываясь, что они таковы. Лиля – самая светлая душа театра, наивная и чистая, и именно с ней…
Я об этом сказал в первый раз позавчера, на стодесятилетии МХАТа , что я довольно рано узнал так много мерзости, так много дряни театральной и так много прекрасного, возвышенного, нигде больше не встречающегося, что меня уже ничем не удивишь.
- Кроме Лили – Александр Володин…
Я ему звонил время от времени и говорил, что я его люблю. До слез. Он очень терялся. Это непривычное…
- Хотя казалось бы, чего проще... А ты часто плачешь?
Редко. Но плачу.
- Отчего?
Странные, знаешь, вещи. Вот от девочек, которые в Оренбургской губернии погибли в обрушившейся школе. От того, сколько я буду видеть Машку, младшую. Это у меня было с молодости. Я Отомара Крейчу, чешского режиссера, вез по Московской области, дорогу переходила старушка, и я, глядя на нее , заплакал. Он смотрит: ну ты м…к…
- Сильно развитое воображение…
Да. Я несколько раз срывался с репетиции, думая, что с мамой что-то случилось – такой импульс, дорисовывающий беду… Знаешь, в детстве мне мой дядя Толя рассказывал: был 18-й год, уже свершился переворот Октябрьский, это было в доме у деда, Андрея Францевича Пионтковского, в городке Балта Одесской губернии. «Балта – городок приличный, городок что надо, нет нигде румяней вишни, слаще винограда». Стук в ворота господского дома, мамин младший брат Толя в нижней рубашке выходит сонный во двор, ему лет тринадцать, вот-вот сломают ворота, и он видит, как старый-старый еврей, с пейсами, бежит, видимо, оттуда, где он прятался в доме моего деда, и с разбегу перемахивает через забор, а высота забора – метр восемьдесят. Этот рассказ мне несколько раз снился… Наверное, это мера страха за свою жизнь… вообще за жизнь…
- И мера сверхспособностей, которые включаются…
Я тебе скажу про деда Андрея Францевича – откуда начало двойной бухгалтерии, что ли, эстетико-политической. Бабушка рассказывала, как он, владея с 13-го года островом возле Капри, помимо огромного имения в Балтском уезде, спустя два года и два месяца после Октябрьского переворота умер в своей библиотеке, в своем доме, в своей постели. У Менделеевых библиотеку сожгли, а он – в своей постели, его крестьяне содержали и кормили его…
- Почему?
Наверное, делал много добра.
- Он поляк?
У меня четыре крови – польская, русская, мордовская и украинская. Я даже не Табаков, я Утин. Потому что на самом деле фамилия по папе – Утины. Бедного Утина Ивана богатые крестьяне Табаковы взяли на воспитание. И дедушка, Кондратий Иванович, отец папы, Павла Кондратьевича, уже был Табаков.
- А то была бы не «Табакерка», а «Утятница»…
Паша и Маша - Скажи, пожалуйста, ты уже научился быть мужем Зудиной? А Зудина научилась быть женой Табакова?
Да. Я думаю, что рождение Марии завершило не только круг знакомства, но и утверждения себя. Не профессионального, а вот в жизни. Это я думаю о Марине. Что до меня – я довольно рано все понял. По сути дела, такой подарок судьбы! Федор Иванович Тютчев все сказал: «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!» Словом, «на старости я сызнова живу».
- На какой старости… когда вы встретились, сколько тебе было?
Дорогая моя, когда я решился воспользоваться своим положением профессора, мне было сорок восемь.
- Замечательный возраст.
Возраст хороший, я с тобой согласен.
- А ей двадцать четыре?
А ей восемнадцать. Нет, это такая… я даже не знаю, с чем сравнить. В советское время был каламбур: «выиграть «Волгу» по трамвайному билету».
- Притирались трудно?
Ну почему, она влюблена была.
- Я имею в виду, когда стали жить вместе.
Знаешь, видимо, влюбленность компенсировала многие мои недостатки.
- И вот Паша и Маша… Что главное из жизни ты извлек, что мог бы передать им?
Бессмыслица все. Бессмыслица.
- Передать ничего нельзя?
Надеешься, что станут интеллигентными людьми, – вот максимум. У Миши Рощина , по-моему, сформулировано: чужое никого не убеждает.
- Любовь можешь передать.
Конечно. Конечно.
- Много удается перелить в них любви? Часто видишь их?
Стараюсь. Чем старше становишься, тем больше стараешься. То есть я еду после тяжелого спектакля к Машке – я снимаю дачу, чтобы Машке было, где дышать…
Я приходил, смотрел на Майю Михайловну Плисецкую , на то, как Володя Васильев танцевал, или Корень, или Бессмертнова, когда она махала своими крыльями в «Легенде о любви» из левой дальней кулисы правой передней кулисе. Это можно, понимаешь, до… до полного мужского восторга дойти. Это то, что американцы понимают на Бродвее, регулярно давая людям радость.
- У тебя тоже есть такая радость – «Конек-Горбунок», новая «Синяя птица» для детей и взрослых.
В зрительном зале МХТ больше, чем треть зала, молодые. И ведут себя очень агрессивно: мы здесь, и нам это нравится. Вот это оно и есть – сеять разумное, доброе, вечное. Посильно. То, что театр может. Потому что – что було, то було. И ушло, и не надо делать вид, что вернется.
- Подводя итоги…
Ты вспомнила про фильм Карела Райша «Айседора». Были еще возможные повороты судьбы. Один – когда был роман с американской прелестной девочкой из семьи миллиардеров. Она мне говорила: у тебя мечта о театре, а у меня – и называла цифру с такими нулями, которые не папа и не мама, а бабушка ей оставила, – половину тебе, делай свой театр… И второй раз – когда американцы хотели приобрести меня как театрального педагога…
- Что помешало?
Это моя земля - моя… Такая тупая, совсем русская какая-то идея. Река Волга… Все, по сути дела, говорит об одном: что я безнадежно испорченный русский человек. Со всеми вытекающими. Даже расшифровывать глупо.
- Не будем рассчитывать на дураков, которые не поймут, будем рассчитывать на умных.
Конечно.
БЛИЦ-ОПРОС
- Что значит красиво стареть?
- Какая у тебя главная черта характера?
Оптимизм.
- А какая черта характера в других людях тебе нравится?
Вера в лучшее.
- Кем бы ты стал, если б не стал актером?
Думаю, мало на что бы я сгодился. Возможно, врачом.
- Есть ли у тебя девиз или какое-то правило?
Делай, что должен делать, а там Господь с ним.
ДОСЬЕ «КП»
Олег Табаков родился в 1935 году в Саратове.
Закончил Школу-студию МХАТ, был принят в театр «Современник».
Основатель «Табакерки». Художественный руководитель МХТ имени Чехова .
Народный артист СССР . Лауреат Государственных премий СССР и РФ .
Играл более, чем в ста фильмах, включая фильмы «Шумный день», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Обломов», «Полеты во сне и наяву», «Президент и его внучка».
Женат вторым браком. Имеет четырех детей.
x HTML-код
Олег Табаков. Лучшие роли.
В начале 90-х годов прошлого века Олег Табаков привёз в Америку два спектакля: "Учитель русского" и "Матросская тишина". Первую пьесу написал Александр Буравский, а вторую - Александр Галич.
"Матросская тишина" (другое название "Моя большая земля") была запрещена в СССР с 1957 года из-за еврейских персонажей и из-за "неверно расставленных политических акцентов". В пьесе показана жизнь отца и сына, начиная с 1929 года в местечке Тульчин и до 1937 года в Москве.
"Учитель русского" - аллегорическая история, происходящая в приморской больнице, глава которой сдаёт больничные койки отпускникам. По жанру это чёрная комедия. Главную роль в спектакле играла Мария Владимировна Миронова, артистка эстрады, мать артиста театра и кино Андрея Миронова. Люди старшего поколения помнят её эстрадные выступления в дуэте с мужем-партнёром Александром Менакером, помнят её фразы из скетчей, например: "Ах, боже мой, боже мой, как я его любила». В 1982 году она потеряла мужа, а через пять лет сына и впала в глубокую депрессию, из которой её пытались вывести друзья и, в первую очередь, Олег Табаков, занимавший её в спектаклях, вывозивший на гастроли. Мы встретились с Марией Владимировной и Олегом Павловичем в Америке, в Нью-Йорке.
Олег Павлович, как вам пришла идея пригласить в театр Марию Миронову?
За этим стоит не столько режиссёрская задумка, сколько простые человеческие чувства. У меня давно умерла мама. И, с одной стороны, у меня есть какая-то слабость к пожилым женщинам, хотя Марию Владимировну пожилой не назовёшь... А с другой стороны, её сын Андрей Миронов был моим соседом по дому. Мы жили рядом, наверное, лет десять. Ну и, кроме всего, она очень талантливый и мало реализованный человек, несмотря на то, что прожила долгую жизнь. А я, знаете ли, больно реагирую на то, что актёры наши уходят, не сделав и третьей части того, что могли бы сделать. Всё вместе взятое и было причиной.
Мария Владимировна Миронова была немногословна:
Если бы не Олег Павлович Табаков, который меня, можно сказать, достал из пепла, я бы с искусством, конечно, покончила. После смерти сына я не думала, что вернусь на сцену.
У каждого человека, а тем более человека искусства, бывают разные, порой противоположные периоды, когда последующий как бы отрицает предыдущий. Олег Табаков сегодняшний совсем иной по своему мировоззрению, чем Табаков времён "Современника", или времён Перестройки, или 90-х годов. Хотя как актёр он великолепен во все свои периоды. Но вернёмся в 90-е, к нашей встрече в Нью-Йорке.
Американские зрители к нам чрезвычайно добры, - рассказывает Табаков. - Они хлопают, когда им спектакль нравится, а когда не нравится, они... уходят. Смотрят довольно внимательно. Их легко рассмешить и легко расстрогать. Они не стесняются своих чувств. Открытый народ.
Вам в Нью-Йорке было спокойно или тревожно?
Было спокойно до момента, когда я не прошёлся вечером по Центральному парку, куда отправился из отеля "Плаза" подышать свежим воздухом. Иду по дорожке один. Оглянулся и увидел шедшего позади темнокожего парня выше меня раза в полтора. Я чуть прибавил шаг, и тут появился другой темнокожий впереди меня. Я подумал: "Тот, сзади, в довольно выгодной для него боевой позиции". И тогда, впервые за то время, что я здесь, мне стало до противного не по себе. Наверное, в Нью-Йорке я бы жить не смог. Зато в университетских кампусах я чувствую себя превосходно, говорю это "со всей большевистской прямотой".
Студенческая атмосфера - это по мне. Если говорить о том, что мне нравится в Америке, так это отношение старых американцев к внукам, с которыми они с удвольствием возятся. Здесь я, как дед, тоскующий по своей внучке, становлюсь сентиментальным. И ещё нравится состояние скоростных дорог.
Видно, за что люди платят налоги. Когда я преподавал в Нью-Йоркском университете, газета "Нью-Йорк Таймс" льстивую статью обо мне напечатала. А на следующее утро пришёл актёр Дастин Хофман и просидел у меня целый урок. И задавал вопросы. Потом пришёл другой актёр Мюррей Абрахам, который Сальери сыграл у Милоша Формана. И вот эта пытливость, эта вера в то, что ты можешь научиться ещё чему-то, что приехавший издалека, может быть, знает то, чего не знаю я, - это тронуло меня необыкновенно. Вот ещё один пример американского психического здоровья.
Кроме профессиональных встреч, какие ещё вам запомнились?
Мы, как я уже говорил, жили здесь, в Нью-Йорке, в отеле "Плаза", что напротив южного входа в Центральный парк. Собрались выйти в город. Ждём на улице такси. Подъезжает машина, выходит оттуда водитель и по-русски восклицает:"Олег? Ты уже здесь?! Так давай я тебя повезу куда надо!" Оказалось, он из Одессы и когда-то снимался со мной в массовке. Я даже не помню, как его звали. Он потом, спустя минут пять, всё ещё объяснял кому-то: "Это Олег! Что, вы не знаете Олега?! Да он мне как брат!" Здесь ко мне часто подходят, трогают за рукав...
Ну, понятно, нам дорого то, что мы любили в молодости: те кинофильмы, те актёры. Встреча с носителями того прошлого всегда приятна. Эмигранты, бежавшие из нашей страны, наверно, с горечью вспоминают свою родину. Кто с болью, кто даже с ненавистью, но к русской литературе, к театру, к языку всё же тянутся. Я всегда понимал, что от хорошей жизни люди не бегут. Бежали, потому что у нас им было плохо. Среди моих знакомых, давно живущих в Америке, многие ассимилировались и, наверное, счастливы, потому что условия жизни здесь лучше, детям лучше и старикам. Тот массовый исход, который продолжается с середины 70-х годов, - это большая беда для моей страны. Для меня, во всяком случае. Но сам я вряд ли уеду.
Советский и российский актер, народный артист СССР Олег Табаков скончался в возрасте 82 лет, об этом сообщил телеканал РЕН-ТВ , информацию подтвердили в пресс-службе театра Табакова.
Состояние 82-летнего Табакова ухудшилось в конце ноября 2017 года, когда его госпитализировали в отделение реанимации городской клинической больницы имени Пирогова (Москва). Точный диагноз актера при этом остался невыясненным. По неподтвержденной информации канала РЕН ТВ, у Табакова диагностировали сепсис — заражение крови возбудителями инфекции.
Похоронят артиста 15 марта на Новодевичьем кладбище в Москве. Как стало известно Федеральному агентству новостей , отпевание пройдет ранее в тот же день в Софийском соборе.
В 9.00 состоится прощание с артистом в МХТ им. Чехова. Панихида начнется в 11.00 в Софийском соборе напротив Кремля, где служит духовник Табакова.
Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей. В его родословной намешаны крови четырех национальностей: русская, мордовская, украинская и польская.
Театр вошел в жизнь Табакова во многом случайно. Когда ему было 13 лет, отец ушел из семьи. Олег остался без присмотра и стал проводить время среди местной шпаны. Тогда мать отвела его за руку в драматическую студию при городском Дворце пионеров. Впрочем, мальчик и раньше любил театральные постановки, поэтому не стал сопротивляться.
Олег Табаков в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Фото: скриншот видео
Как признавался адвокат Генри Резник, который занимался в студии вместе с Табаковым, тот уже тогда считался местной знаменитостью. После окончания 10 класса будущий актер уехал в Москву и держал экзамены сразу в два творческих вуза: ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Он поступил в оба заведения, но выбрал школу-студию, которую окончил в 1957 году.
Первоначально его распределили в драматический театр Станиславского. Но вскоре Табаков вместе с Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Галиной Волчек и другими молодыми актерами организовал студию молодых актеров при МХАТ. После третьей премьеры актеры-«старики» обвинили молодежь в попрании традиций и отправили молодой коллектив в свободное плавание. Вскоре бывшая студия стала театром «Современник» — одним из самых популярных в Москве.
В 1960-е годы Табаков работал в буквальном смысле на пределе сил: много играл как в «Современнике», так и в кино. В итоге в 1965 году (в 30 лет!) у него случился инфаркт. Врачи подумывали и вовсе запретить ему выходить на сцену. Но уже через два месяца Табаков сыграл Адуева-младшего в «Обыкновенной истории» Гончарова, теряя каждый вечер по полтора килограмма веса.
В 1970 году лидер «Современника» Олег Ефремов перешел во МХАТ. Поэтому Табаков, не оставляя кино- и театральную карьеру, стал директором театра. В эти годы он закрепил свой статус всесоюзной звезды, снявшись в фильмах «Семнадцать мгновений весны» (1973, роль начальника разведки генерала Шелленберга), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, роль Павла Петровича Щербука), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979, роль Ильи Ильича Обломова).
В середине 1970-х годов Табаков занялся педагогикой. Он набрал в ГИТИСе свой курс, на базе которого зимой 1979 года появилась студия Олега Табакова — будущий театр «Табакерка», который Олег Павлович возглавлял до последних дней.
В те годы Табаков мало снимался в кино (чаще — в эпизодах), зато перезапустил свою актерскую карьеру: в 1983-м он перешел в МХАТ, где сразу стал играть классические роли: Сальери («Амадей»), Сорин («Чайка»), Фамусов («Горе от ума»). Одновременно Табаков озвучил роль кота Матроскина в мультфильме о деревне Простоквашино. Обаятельный кот сделал актера любимцем всех советских детей.
В то время изменился семейный статус актера. Еще в 1960-м Табаков женился на студентке Щепкинского училища Людмиле Крыловой. В их браке родились сын Антон и дочь Александра. Но в начале 1980-х начался роман Олега Павловича с его студенткой Мариной Зудиной. Их отношения продолжались более десяти лет, пока Табаков не ушел из семьи и в 1994 году не женился на Зудиной. В браке у них родились сын Павел и дочь Мария.
Олег Табаков и Алиса Фрейндлих в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера». Фото: скриншот видео
Что касается актерской карьеры Табакова, то в 1987 году МХАТ раскололся на два коллектива: МХАТ имени Чехова, который возглавил Ефремов, и МХАТ имени Горького во главе с Татьяной Дорониной. Табаков остался вместе с Ефремовым. В 2000 году его друг и старший товарищ скончался, после чего Олег Павлович возглавил коллектив и проявил себя как один из лучших российских театральных менеджеров. Под его руководством МХТ имени Чехова (в названии исчезло упоминание об академическом статусе) сделался одной из ведущих театральных площадок Москвы, открытой для режиссеров-новаторов.
В 1957 году он стал актером и режиссером Студии молодых актеров при МХАТ, возглавляемой Олегом Ефремовым, которая вскоре была преобразована в самостоятельный театр "Современник". В театре дебютировал в роли студента Миши в спектакле "Вечно живые".
В 1966 году он сыграл Александра Адуева в "Обыкновенной истории" Виктора Розова. Спектакль со временем был перенесен на экран ТВ, удостоен Государственной премии СССР. Затем были роли в спектаклях "Четвертый" Константина Симонова, "Баллада о невеселом кабачке" Эдварда Олби (Лаймон), "Назначение" Александра Володина (Лямин), "По московскому времени" Леонида Зорина (Маврин), "С вечера до полудня" Виктора Розова (Лева), "Декабристы" Михаила Шатрова (Рылеев) и др.
В 1968 году по приглашению театра "Чиногерны клуб" Табаков сыграл в Праге (Чехословакия, ныне Чехия) одну из любимых ролей — Хлестакова в спектакле "Ревизор" Николая Гоголя.
В 1970-1976 годах одновременно с актерской деятельностью Табаков занимал должность директора "Современника".
С 1976 года до 1983 года Олег Табаков оставался в "Современнике" в качестве артиста на так называемых разовых ролях.
В 1983 году артист был принят в труппу МХАТ, где дебютировал в роли Сальери в "Амадее" Петера Шеффера. Играл в спектаклях "Скамейка" Александра Гельмана, "Кабала святош" Михаила Булгакова (Бутон, Мольер), "Горе от ума" Александра Грибоедова (Фамусов), "Тартюф" Жана-Батиста Мольера (Тартюф).
В 1976-1986 годах Табаков выпустил два курса в ГИТИСе, ставших основой Студии на улице Чаплыгина, которая позже была преобразована в Московский театр п/р О. Табакова.
На сцене этого театра артист сыграл Меера Вольфа ("Матросская тишина" Александра Галича), Петра Адуева ("Обыкновенная история" Гончарова), Херба Таккера ("Я хочу сниматься в кино" Нила Саймона), Ивана Коломийцева ("Последние" Максима Горького), Степана Алексеевича Судакова ("Год, когда я не родился" по пьесе Виктора Розова "Гнездо глухаря") и др.
В 1960-1970-х годах он снимался в таких фильмах, как "Шумный день" (1960), "Живые и мертвые" (1963), "Война и мир" (1965-1967), "Гори, гори, моя звезда" (1969), "Семнадцать мгновений весны" (1972-1973), "Каштанка" (1975), "Двенадцать стульев" (1976), "Д"Артаньян и три мушкетера" (1978), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979).
Среди его киноработ — картины "Полеты во сне и наяву" (1983), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Ближний круг" (1991), "Сирота казанская" (1997), "Президент и его внучка" (2000), "Статский советник" (2005), "Поклонница" (2012), "Тот еще Карлсон" (2012), "Вечное возвращение" (2012), "Кухня. Последняя битва" ().
Олег Табаков много работал на радио. Им были записаны такие работы, как "Юность Герцена" Александра Герцена (1957), "Станция первой любви" Владимира Амлинского (1959), "Убить пересмешника" Харпер Ли (1963), "На дне" Максима Горького (1969), "Предел возможного" Иосифа Герасимова (1979), "Ревизор" Николая Гоголя (1987), "История одного города" Михаила Салтыкова-Щедрина (1996), "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына (2000), "Анна Каренина" Льва Толстого () и другие.
Широкую известность приобрели также работы Табакова по озвучиванию мультипликационных фильмов: "Бобик в гостях у Барбоса" (1977), "Трое из Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино", "Зима в Простоквашино" (1978-1984), "Ежик плюс черепаха" (1981), "Волк и теленок" (1984) и другие.
Всего в театре, в кино, на радио и телевидении Табаков сыграл около 200 ролей .
Олег Табаков — народный артист СССР (1988), лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (). Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства (2002). Он был удостоен многочисленных профессиональных премий и наград. Среди них — премии "Золотой Овен" (1994), "Золотая маска" (1996, 2017), "Хрустальная Турандот" (1999, 2004, 2011, 2015), премии "Чайка" (2003, 2005), премия Европейской культуры "Треббия" (2011).