Т 80уд береза в украинской армии. Для реактивных «восьмидесяток» Российской армии
Крылатые ракеты - одна из главных ударных сил современной армии. Основной разработчик этого оружия в нашей стране - военно-промышленная корпорация «НПО Машиностроение», с которой ВТБ связывает многолетнее сотрудничество. Именно эта компания создала, возможно, самый знаменитый на сегодняшний день российский ракетный комплекс - «Бастион».
Максимальная скорость «Оникса» составляет 2,6 скорости звука (750 м/с)
О нем заговорили после документального фильма «Крым. Возвращение домой», в котором президент России охарактеризовал «Бастион» как, «пожалуй, самый эффективный береговой комплекс в мире». Что же представляет собой это оружие и какими преимуществами оно обладает-
1.Сверхзвуковая скорость
Максимальная скорость «Оникса» составляет 2,6 скорости звука (750 м/с). Это, во-первых, крайне затрудняет перехват ракеты средствами ПВО из-за малого подлетного времени, а во-вторых, снижает требования к точности системы внешнего целеуказания. Корабль просто не успевает далеко уплыть за те несколько минут, что ракета находится в воздухе.
Достигать столь высоких скоростей «Ониксу» позволяет прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). В отличие от обычного турбореактивного двигателя у него нет вращающихся частей - турбины и компрессора, что обеспечивает высокую надежность и эффективность на больших скоростях. Именно такой двигатель будет применяться и на перспективных гиперзвуковых ракетах, разработку которых в настоящее время ведет «НПО Машиностроение».
2.Универсальность
«Ониксы» поставляют в войска, упакованными в транспортно-пусковой стакан, который не только облегчает эксплуатацию и оберегает ракету от внешних воздействий, но и позволяет применять ее с пусковых установок разного типа и на разных платформах: из вертикальных шахт на больших кораблях, из наклонных пусковых установок на катерах, с подводных лодок, самолетов, автомобильных пусковых установок.
Обеспечить такую универсальность - непростая задача. К примеру, упомянутый выше ПВРД работает только на большой скорости, поэтому для разгона ракеты применяется твердотопливный ракетный ускоритель. Как же его разместить, чтобы ракета поместилась в компактный транспортно-пусковой контейнер- Конструкторы придумали оригинальное решение: ускоритель спрятан... прямо в камере сгорания маршевого ПВРД. После разгона и прекращения работы ускоритель просто выбрасывается из ПВРД набегающим потоком воздуха. Именно такая, по типу матрешки, компоновка вкупе с раскладным крылом и позволила разместить ракету с ускорителем в универсальном и компактном пусковом стакане, в то время как ранее для пусков таких ракет нужны были громоздкие установки.
3.Гибкая траектория полета
После пуска «Оникс» сначала поднимается на высоту 14 км и с большой скоростью летит к цели. На расстоянии 75 км включается радар головки самонаведения, который фиксирует положение кораблей противника. После этого радар выключается, ракета пикирует вниз и «молча» продолжает полет ниже уровня радиогоризонта на высоте 10-15 м над поверхностью воды. Как только ракета выходит из-за радиогоризонта уже в непосредственной близости от цели, снова включается радар и «Оникс» окончательно наводится на цель. Сверхзвуковая скорость не оставляет средствам ПВО времени на ответные действия. Дальность действия «Бастиона» - до 500 км, если цель «легкая» и к ней можно лететь по высотной траектории. Если цель имеет средства ПВО, то необходима комбинированная траектория с 40-километровым участком бреющего полета. В таком случае дальность снижается до 300 км.
4.Интеллект
Система управления «Оникса» содержит «электронные портреты» типовых кораблей, поэтому ракета в состоянии отличить главную цель от второстепенной, а также отсеивает ложные цели. Кроме того, система управления ракеты держит в памяти меры по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы и типовые приемы уклонения от средств ПВО, в чем ей помогают высокая тяговооруженность «Оникса», а также аэродинамическая схема, позволяющая совершать маневры с углом атаки до 15 градусов.
5.«Коллективный разум»
«Ониксы» - это не просто высокоточное интеллектуальное оружие, действующее по принципу «выстрелил и забыл». Эти ракеты обладают еще и «коллективным разумом». Они наиболее эффективны при залповом пуске. В полете «Ониксы» обмениваются информацией друг с другом и на основе анализа состава корабельной группировки распределяют между собой цели по принципу, составляют план атаки и тактику ее реализации. Одни ракеты могут атаковать цель в лоб, другие - скрытно облететь корабль и зайти с тыла, причем время подлета подбирается так, чтобы атака несколькими ракетами осуществлялась одновременно.
Остается лишь привести еще одну цитату Владимира Путина из фильма о Крыме: «Такого оружия нет ни у кого».
Бастион — это комплекс, оснащенный ракетами, устанавливается на берегу, у него имеется противокорабельная ракета «Оникс» либо «Яхонт». Данный оборонительный комплекс защищает берег и его территорию, является современным, эффективным и высокоточным оружием в РФ, других аналогов в мире нет. Используется для того, чтобы поражать корабли надводного значения разных типов и классов, конвои, авианосцы, корабли одиночного типа и наземные цели радиоконтрастного типа при условиях противодействия противника огнем и радиотехническим .
Комплекс был создан в 1990-х годах в городе Реутов, генеральным конструктором является Г.Ефремов. Может быть подвижным на шасси с колесами либо стационарным.
Состав комплекса:
Сверхзвуковая ра¬ке¬та в пусковом стакане;
Пусковые установки самоходного типа;
Машина управления;
Аппаратура, через которую идет связь средств боевого назначения Бастиона с основным командным пунктом;
Заряжающие машины;
Комплекс с наличием средств техобслуживания;
Машины, обеспечивающие дежурство боевого характера;
Средства для проведения учебы и тренировок.
Ракета комплекса может стрелять до 300 км при ее полете по комбинированной территории. Если она будет лететь по низкой траектории, то дальность полета может составлять до 120 км.
Оперативно-тактическая крылатая ракета находится в пусковом герметичном контейнере, в нем она выходит с завода уже полностью готовая к применению, хранится, перевозится и подается в пусковое устройство. Ракета и системы ее наведения могут контролироваться внутри контейнера с помощью специального бортразъема.
Комплекс имеет шасси с 4-мя колесами, 2 ракеты с углом пуска 90 градусов. Самая маленькая скорость ракеты составляет 70 км в час. В нем находятся командир-оператор управления, связи и водитель, который знает электромеханику.
У машины управления шасси состоит из 3-х колес. Оборудование находится в контейнере. Здесь в экипаже предусмотрен еще один человек — командир дивизиона, а также два оператора (управления и связи) и водитель.
Заряжающая машина предназначена для перевозки пускового контейнера, внутри которого находятся ракеты. У нее есть подъемный кран на 5-9 тонн, с помощью него загружаются ракеты и перезаряжается пусковая установка.
Чтобы подготовить комплекс для атаки понадобиться всего 5 минут. В автономном режиме боевое дежурство может находиться 5 дней. Еще в составе комплекса может быть вертолетный комплекс целеуказания.
Отличительные особенности комплекса:
Главная особенность данного комплекса — это полная автономность применения ракет, т.е. «выстрелил-забыл». Ракета может самостоятельно маневрировать по заданному курсу, поэтому сторона, оказывающая противодействие, никогда не сможет точно рассчитать траекторию полета ракеты.
Изюминка комплекса состоит в крылатой ракете Яхонт или Оникс. Она может пролетать по нескольким гибким траекториям:
Высотная — 14 км;
маловысотная — 10 м;
комбинированная.
У Бастиона есть бортовая уникальная программа, с помощью которой наводится цель на одиночный корабль. Ракета самостоятельно распознает цели по важности, выбирает тактику боевой атаки и дальнейший план ее осуществления. Такая программа дает хороший результат, если ракеты запускаются залпом.
В системе заложены данные по оказанию противодействия слежению противника и уклонению от огня его противовоздушных сил. После уничтожения ракетой основной цели в ордере, другие ракеты начинают атаковать другие корабли, при этом две ракеты не поражают один и тот же корабль. Ракета может также атаковать цель, которую не видно за морским горизонтом (загоризонтальная дальность). А если цель находится за горой или зданием, ракета самостоятельно их обогнет и поразит цель с высокой точностью. Комплекс может отлично защищать побережье, у которого протяженность составляет 600 км. Ракета действует по сигналу противника и при этом себя не выдает, т.е. корабли противника могут не засечь движение ракеты, получив при этом удар в борт.
Особенности ракеты Оникс:
Высокие скорости сверхзвукового плана на всех участках траектории движения ракеты;
Высокая степень невидимости для радиолокационных средств обнаружения ракет (технология «Стелс»);
Возможность полной унификации для разных носителей — подводных лодок, кораблей надводного типа всех классов, наземных установок с пусковым механизмом.
При выходе на цель, у ракеты высота сверхмалая — 10 м над уровнем моря, ее сложно ликвидировать системами кораблей противника. В конечной точке она самостоятельно выбирает основную цель в ордере, а также и план ее поражения, руководствуясь своей базой данных.
Ракета имеет трепецевидное крыло, которое складывается, оперение, комбинированную систему наведения цели, реактивную двигательную установку с носовым воздухозаборником и конусом в центре.
Таким образом, ракетный комплекс «Бастион» выполняет роль надежного защитника от атак противника с моря.
С унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) "Яхонт" ("Оникс") предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.
Работы по созданию комплекса начались в конце 1970-х — начале 1980-х годов в "НПО машиностроения". Комплекс был принят на вооружение ВС России в 2010 году. Серийное производство ракет "Оникс" (для ВС России) и "Яхонт" (для поставок на экспорт) ведется НПО "Стрела" (город Оренбург).
Комплекс "Бастион" предлагается в двух вариантах — подвижном "Бастион-П" и стационарном "Бастион-С".
Подвижный береговой ракетный комплекс (ПБРК) "Бастион" обеспечивает защиту побережья протяженностью более 600 км от десантных операций противника, дальнего рубежа политико-административного района в составе единой системы его береговой обороны.
Время с момента получения приказа на марше до полного развертывания на боевых позициях составляет пять минут , после чего комплекс полностью готов к ведению стрельбы. Позиция комплекса может быть удалена от береговой линии на 200 километров. После своего развертывания ПБРК может оставаться в полной боевой готовности в течение 3-5 суток, в зависимости от имеющихся запасов топлива.
В состав ПБРК "Бастион" входят :
— противокорабельные ракеты "Яхонт" в транспортно-пусковом стакане (ТПС);
— самоходные пусковые установки К-340П на шасси МЗКТ-7930 (экипаж — три человека);
— машина боевого управления (экипаж — пять человек);
— аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;
— автоматизированная система боевого управления комплексом;
— комплекс средств технического обслуживания.
Полностью заправленная и снаряженная ракета хранится в герметичном ТПС с компактно сложенными крыльями и оперением. Проведение необходимых регламентных проверок осуществляется без извлечения ракеты из ТПС.
Дополнительно к противокорабельному комплексу "Бастион" могут поставляться :
— транспортно-заряжающие машины К-342Р;
— машины обеспечения боевого дежурства;
— учебно-тренировочные средства;
— вертолетный комплекс целеуказания.
Подвижный береговой ракетный комплекс "Бастион" с ПКР "Яхонт" обладает следующими преимуществами: полная автономность боевого применения ПКР, набор адаптивных траекторий полета и высокая сверхзвуковая скорость на всей траектории. Также комплекс отличает высокая боевая эффективность при радиоэлектронном и огневом противодействии, высокая мобильность и скрытность. При этом он компактен и требует минимального объема обслуживания и минимального боевого расчета.
Основные тактико-технические характеристики ПРК :
Дальность полета: по комбинированной траектории — до 300 км, по смешанной траектории — до 120 км.
Высота полета ПКР: на маршевом участке — до 14 000 метров, на конечном участке траектории — 10-15 метров.
Максимальная скорость полета ПКР: 750 м/с.
Сороковые и пятидесятые годы прошлого века был настоящим «звездным часом» для турбинных силовых установок. Турбинный двигатель одержал легкую победу над поршневым в авиастроении и танкостроители также стали изготавливать первые чертежи танков с подобными силовыми установками. И это не удивительно: этот двигатель имеет гораздо более высокие характеристики, по сравнению с традиционным дизельным или бензиновым двигателем; имея тот же вес газотурбинный двигатель намного мощнее, а это увеличивает скорость танка и позволяет установить на него более мощное вооружение.
Советский Союз — первая страна в мире, наладившая серийный выпуск танка, на котором стоял газотурбинный двигатель (ГТД). Хотя надо сказать, что на это ушло несколько десятков лет. Чертежи танков с газотурбинными двигателями стали появляться в конце 40-х годов, а боевой танк Т 80 приняли на вооружение в 1976 году. Но задача оказалась не из легких. Первые турбины были несовершенны и плохо подходили для использования в виде танковых двигателей.
В Харькове, в 1963 году была создана модификация танка Т-64, на которую был установлен газотурбинный двигатель, но в серию этот танк не пошел. Несмотря на все преимущества ГТД, существовали и проблемы, которые так и не удалось решить в 60-х. Основной трудностью использования газотурбинной силовой установки была очистка воздуха от пыли. Если турбина самолета сталкивается с этой проблемой только во время посадки и взлета, то танковый двигатель работает в совершенно других условиях и танковая колонна часто идет в сплошном облаке пыли. Также ГТД имел более высокий расход топлива, чем традиционные двигатели. В 50-70 годах прошлого столетия были созданы многочисленные чертежи танков с ГТД, но большинство из них остались на стадии проекта.
В 1969 году на Кировском заводе начали разработку нового танка, на который был установлен газотурбинный двигатель. Танк разрабатывался на базе Т-64, однако после первых испытаний стало понятно, что чертежи танка требует существенных изменений. В первую очередь это относилось к ходовой части машины. На отработку всех изменений ушло семь лет и в 1976 году на вооружение был принят основной танк Т 80. Этот танк более 20 лет был на вооружении армии СССР, теперь это основной боевой танк вооруженных сил России. Эта машина прошла через множество конфликтов и войн, была задействована во время КТО в Чечне .
Боевой танк Т-80. Описание
Как и любой другой советский танк, основной танк Т 80 имел классическую схему компоновки, внутри его размещался экипаж из трех человек. Масса машины составляла 42 тонны, лобовые части танка были выполнены из многослойной брони. Это позволило повысить защищенность танка без увеличения толщины брони и добавления лишнего веса. Двигатель танка имел специальную систему очистки воздуха от пыли, которая позволяла удерживать 97% пылевых частиц. Использование ГПД позволило серьезно повысить технические характеристики нового танка, серьезно возросла скорость и маневренность машины. Одной из положительных особенностей машин с ГТД является их «неразборчивость» в отношении топлива, для заправки Т-80 можно использовать бензин, авиационный керосин, дизель и другие виды топлива. Расход топлива сравнительно небольшой. Хорошо продумано внутреннее устройство танка и условия для экипажа – вождение танка весьма легкое и удобное.
Танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой (дальность стрельбы до 5 км), в боекомплект входят 40 снарядов (у поздних модификаций 38 и 45 снарядов), как подкалиберных , так и кумулятивных и осколочно-фугасных. Поздние модификации машины получили возможность стрелять ракетами «Кобра» и «Рефлекс» (дальность стрельбы 4 и 5 км). Также в комплект вооружения входит зенитный пулемет и ПКТ (7,62 мм).
Советский основной танк Т 80 имел следующие модификации: Т-80У, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80УД и Т-80У-М1 «Барс», хотя последний – это полностью русский танк, созданный в России после распада СССР. Ниже приведена таблица, с описанием всех основных характеристик Т-80 и его модификаций.
ТТХ основных модификаций танка Т-80
Модификация | Т-80 | Т-80Б (Т-80БВ) | Т-80У | Т-80УД | |
Завод-разработчик | Кировский з-д | Харьковский з-д | |||
Принят на вооружение | 1976 | 1978 | 1985 | 1987 | |
Масса | 42 | 42,5 | 46 | 46 | |
Габариты | |||||
Длина, мм | 6780 | 6982 | 7012 | 7020 | |
Ширина, мм | 3525 | 3582 | 3603 | 3755 | |
Высота, мм | 2300 | 2219 | 2215 | 2215 | |
Клиренс, мм | 451 | 529 | |||
Наличие и тип защиты | |||||
Динамическая | Нет | «Контакт-1» | «Контакт-5» | «Контакт-5» | |
Активная | Нет | «Штора» | |||
Броня | литая и катанная, комбинированная | ||||
Вооружение | |||||
Пушка | 2А46-1 | 2А46-1 | 2А46-1/4 | 2А46-1 | |
Дальность стрельбы, м | 0-5000 | ||||
40 | 38 | 45 | 45 | ||
Экипаж | 3 | ||||
Силовая установка | |||||
Тип двигателя | Газотурбинный | Дизельный | |||
Мощность, л.с. | 1000 | 1100 | 1250 | 1000 | |
70 | 60 | ||||
Скорость по пересеченной местности | 40-45 | ||||
Удельная мощность л.с/т | 23,8 | 25,8 | 21,74 | 21,7 | |
Запас топлива, л | 1840 | ||||
Расход топлива л/км | 3,7 | ||||
Тип подвески | Торсионная |
Модификации Т-80У и Т-80УД – это наиболее совершенными версиями этого танка. Т-80У был создан в 1985 году, в Ленинграде, а Т-80УД – в 1987 году в Харькове. А Т-80У-М1 «Барс» уже создали в России, после распада СССР. Эти машины получили наиболее совершенную систему управления огнем, была улучшена их защита (путем увеличения толщины брони и установки динамической защиты). При этом вес машины увечился незначительно. Т-80УД отличается более мощным двигателем (дизель 1000 л.с.), новой башней с более совершенной броней и улучшенной системой управления огнем. Был увеличен боекомплект.
На всех модификациях танка Т-80 используется автоматическая система управления работой двигателя, что существенно снижает расход топлива. Был улучшен обзор для экипажа.
Т-80У-М1 «Барс»
Хотелось бы отдельно рассказать о последней модификации этой очень интересной машины – о знаменитом русском «летающем» танке Т-80У-М1 «Барс», который был создан в начале 90-х годов в России.
Создатели русского «Барса» ставили своей целью улучшить защиту танка, увеличить его маневренность и обеспечить его более легкой и совершенной системой вооружения. Также была значительно улучшены системы прицеливания и обзор членов экипажа. Весит танк 47 тонн. Схема компоновки – классическая. Танк может стрелять управляемыми ракетами, дальность стрельбы до 5 км. Боекомплект состоит из разных типов снарядов.
На русском «Барс» установлена все та же надежная и проверенная 125-мм пушка 2А46М (дальность стрельбы до 5 км), боекомплект – 45 выстрелов. Была повышена жесткость ствола и это улучшило меткость стрельбы. Система управления огнем, которая установлена на танке учитывает множество характеристик: дальность до цели, ее скорость, скорость самого танка, силу ветра, температуру заряда. Все это значительно улучшает меткость стрельбы и позволяет отправлять снаряд точно в цель. Система управления позволяет стрелять и командиру танка. Т-80У-М1 дает прекрасный обзор для всех членов экипажа. На танк можно установить ночной прицел или тепловизор. Увеличена толщина брони, при незначительном увеличении массы танка.
Защита танка также соответствует лучшим мировым аналогам. Она состоит:
- комбинированная многослойная броня верхней передней части корпуса и башни;
- встроенная динамическая защита (ВДЗ);
- комплекс активной защиты «Арена»;
- КОЭП «Штора-1».
Установка комплекса активной защиты в несколько раз увеличивает живучесть танка, даже без увеличения толщины брони и сохранения веса танка. Особенно при участии в локальных конфликтах, когда основным средством поражения являются ручные гранатометы. Опыт использования «Барса» во время КТО в Чечне подтвердил это. Можно смело заявить, что Т-80У-М1 – это один из наиболее защищенных танков современной России. Встроенная защита обеспечивает лучшую защиту от снарядов.
На этот танк установлен двигатель с максимальной мощностью 1250 л.с. Его удельная мощность 27,2 л.с./т, что является рекордом. Недаром «Барс» называют «летающим танком», он отличается прекрасной скоростью и маневренностью. Ниже дано описание танка Т-80У-М1. Система управления двигателем позволяет существенно снизить расход топлива.
В автомат заряжания Т-80У-М1 входит 28 выстрела из боекомплекта и это обеспечивает быстрый темп стрельбы.
Ниже приведена таблица с описанием параметров танка.
Модификация | Т-80У-М1 «Барс» |
Принят на вооружение | 1976 |
Вес | 47 |
Габариты | |
Длина, мм | 7010 |
Ширина, мм | 3603 |
Высота, мм | 2202 |
Клиренс, мм | 450 |
Наличие и тип защиты | |
Динамическая | Есть |
Активная | Есть |
Вооружение | |
Пушка | 2А46-1 |
Дальность стрельбы, м | 0-5000 |
Боекомплект, количество снарядов | 40 |
Силовая установка | |
Тип двигателя | Газотурбинный |
Мощность, л.с. | 1250 |
Максимальная скорость по шоссе | 70 |
Удельная мощность л.с/т | 23,8 |
Запас топлива, л | 1840 |
Расход топлива л/км | 3,7 |
При этом русский «Барс» легкий в управлении, устройство боевого отделения чрезвычайно продумано и удобно. Для этого танка русскими специалистами была разработана уникальная система кондиционирования, что делает вождение машины легким и удобным. Можно заявить, что танк русский танк Т-80У-М1 – лучший из всех модификаций этой машины.
Видео о танке Т-80
Т-80У-М1 «Барс»
Танк Т-80 состоит на вооружении России и еще десятка стран. Танк принимал участие во многих войнах и конфликтах, в том числе в Чечне и Кавказе. Сколько еще лет будет на службе в России этот танк, не может сказать никто.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.
Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.
Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.
Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.
Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.
Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.
Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.
Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).
Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.
Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.
Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.
Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.
Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.
Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.
Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.
Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".
Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.
Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.
Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.
Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).
Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".
Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.
Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.