Связь между человеком с миром природы. Взаимосвязь человека и природы
Нематериальные связи человека и природы очень сильны, но наша современная наука, основанная на физических процессах не учитывает этого, осознанно или по незнанию….
Сегодня мир стоит на распутье: либо пойти путём осознания и исправления, либо подвергнуться тяжким страданиям.
Воздействие Человека на Природу.
Сегодня уже многие видные ученые – геофизики, климатологи, экологи, биологи и другие рассматривают нашу планету как высокоорганизованный, энергонасыщенный и самонастраиваемый единый организм, в котором мы являемся высокоактивной частью.
Однако, к сожалению, большая часть общества еще далека от таких взглядов. Человек оторвался от единства с природой, объявив себя хозяином планеты. Развил хищническое, ничем не обоснованное потребление земных ресурсов, приводящее к катастрофическим последствиям.
Примеров тому достаточно. Это и добыча нефти на морском шельфе, и выработка подземных ископаемых, приводящая к образованию коллоссальных пустот c последующими провалами в земле и даже с локальными землетрясениями.
Совершенно непродуманное отношение к водным и лесным ресурсам планеты, ведущее к острому дефициту пресной воды.
Нарушается существовавший сотни тысяч лет баланс взаимоотношений между человеком и природой, обеспечивающий комфортность существования его как вида.
Взаимосвязь между Человеком и средой.
Сегодня многие ученые подтверждают связи человека не только с биосферой, но и с планетой Земля в целом.
Так, например, ведущие российские геофизики - профессор, доктор геол. мин. наук А. Н. Дмитриев и кандидат геол. мин. наук И. Н. Яницкий наглядно показали, что окружающая среда в жизнедеятельности человека является определяющим фактором, а человек со своей стороны выступает как активный элемент, видоизменяющий окружающую среду.
Поддержание баланса всех систем жизнеобеспечения человека является первостепенной задачей его выживания. Однако в последние десятилетия нарушение баланса, необходимого для комфортного существования, принимает все более угрожающий характер.
Так, например, модифицированные продукты питания, загрязненные питьевая вода и воздух в конечном итоге приводят к генетическим мутациям человеческого организма.
К этому необходимо добавить исчезновение животных и растительных видов, являющихся на протяжении тысячелетий жизненно необходимым источником существования человека.
Наблюдающаяся сегодня массовая гибель пчел грозит человечеству глобальным голодом, ввиду того, что без пчел не будет опыления многих необходимых человеку растений. Это касается цитрусовых, яблок, орехов, дынь, лука, кабачков, фасоли, перца, баклажанов, помидоров, огурцов, кофе, какао, ягод, и т. д.
Дальнейшее игнорирование нами природных законов и в первую очередь закона динамического равновесия всего земного организма не может оставаться без ответа. Рано или поздно природа должна была включить защитные механизмы.
Так случилось, что в последние сотни лет академическая наука не считала и не считает нужным рассматривать сознание как активный элемент всей космофизической системы. Вселенную представляют наполненной лишь веществом и энергией, но не информацией.
Лишь в квантовой физике в последние десятилетия некоторые ученые, как, например, М.Б.Менский стали вводить параметр сознания в теоретические модели.
Однако, не только объекты микромира при взаимодействии с наблюдателем, но и Земля в целом, как единый организм, по утверждению многих специалистов - астрофизиков, геофизиков и других обладает, при взаимодействии с человеком, разумными свойствами.
В связи с этим весьма любопытную гипотезу предложил в 1977 году в США известный специалист в области психиатрии профессор М. Персингер (M.A.Persinger). Рассматривая сверхнизкочастотную область геофизики, он выдвинул следующую гипотезу “геопсихизма”.
«Наши сознания приходят в психорезонанс при сильном эмоциональном возбуждении и начинают активно влиять на геофизические параметры планеты.
При этом наиболее обобщающим эмоциональным состоянием, которое объединяет всех людей в одну группу ощущений, является страх.
Оказалось, что если одновременно перепугать 500-600 млн. людей, то геомагнитное поле Земли активно среагирует на этот соборный страх переходом в буревой режим».
Но если так сильно воздействует коллективный страх, то, возможно, и другие эмоции не менее активно влияют на геомагнитное поле.
Экспериментальные наблюдения взаимосвязи Человека с Природой.
Массовый накал страстей в обществе порождает поток негативной психофизической энергии, которая накапливается как во внешнем, так и во внутреннем пространстве Земли.
При этом возможна трансформация одного вида энергии в другой. С достижением критической величины накопленная энергия сбрасывается в виде землетрясений и других стихийных бедствий. Как утверждает известный ученый доктор тех. наук В. Д. Плыкин: ” это мы, люди своими черными душами, своими грязными помыслами, своей взаимной друг к другу злобой вызываем землетрясение или ураган в какой-то части нашей планеты”.
Когда геофизиками (И.Н.Яницкий, А.Н.Дмитриев.) была проведена профессиональная оценка этого положения, то оказалось, что сейсмические частоты и эмоции людей лежат в одном диапазоне: от 0,7 до 100 герц.
При этом психическая энергия, по мнению ученых, не задерживается вещественной материей и, следовательно, совершенно не важно, в каком месте находится очаг эмоциональной напряженности.
В местах геологических напряжений в любой точке Земли общепланетарные человеческие эмоции могут стать решающим толчком для реализации сценария «природного» катаклизма по типу «эффекта бабочки».
Отсюда и следует непротиворечивость выводов сейсмологов о том, что любой мощности землетрясение может возникнуть в любом месте. И, следовательно, в перечне причин крупных землетрясений не последнее место будут занимать землетрясения, вызванные психофизическими потоками.
Наблюдения за геомагнитными полями, регулярно проводимые российскими геофизиками на протяжении последних ста лет на территории страны ясно демонстрируют корреляцию между потрясениями в России, магнитными отклонениями и землетрясениями.
Вполне закономерно, что наиболее сильные геомагнитные отклонения с последующими катастрофическими землетрясениями пришлись на период Великой Отечественной войны с 1941 по 1946 года, что соответствует наибольшему эмоциональному потрясению многомиллионного населения страны.
Без сомнения, данные выводы ученых для части читателей покажутся поставленными с ног на голову. То есть, как будто, причина и следствие переставлены местами. Однако в данном случае присутствует взаимпроникающее влияние одного в другое.
То есть, коллективные человеческие сильные эмоции вызывают магнитные отклонения, которые в свою очередь оказывают обратное влияние на людей.
Но, как утверждают некоторые ученые, психическая энергия является наиболее сильным видом энергии, воздействующей на всю окружающую нас среду. Академической науке этот вид энергии все еще не известен, хотя многие видные представители научного сообщества солидарны с М. Персингером.
Сибирские геофизики не раз в своих исследованиях на Алтае фиксировали, что в некоторых местах отрицательное эмоциональное состояние приводит к изменению напряженности геомагнитного поля.
Во время проводимых измерений, в районе активного пятна, оператор заметил, что присутствие одного из сотрудников в зоне замера резко увеличивает значение напряженности магнитного поля. Были сознательно проведены эксперименты по воздействию психофизического поля человека на показатели магнитометрических приборов.
Выбрали два крайних мужских эмоциональных типа сотрудников: один - стойкий оптимист, во всех ситуациях он видел только хорошее; другой - пессимист, все, что ни происходило, для него было плохо.
На этих двух «ярких личностях» ученые и решили проверить воздействие психофизического поля на геомагнитное поле в разных эмоциональных состояниях.
Когда в активную точку поместили пессимиста, приборы показали падение напряженности магнитного поля на 90 нТл. Следуя программе испытаний, пессимист вспомнил самое радостное событие в его жизни.
Приборы зафиксировали подъем напряженности на 35 нТл. Следующим был оптимист. Вспоминая самое грустное событие из жизни, он сумел снизить напряженность на 16 нТл. При радостном воспоминании приборы показали 1000 нТл.
Этими экспериментами ученые продемонстрировали реальное воздействие человеческого сознания на окружающее пространство. Кроме того, были проведены измерения геомагнитного поля в районе крупных городов России.
Оказалось, что в городе с населением свыше 200 тысяч наблюдается резкое падение магнитной напряженности.
В объяснение этого факта геофизики, во главе с профессором А.Н. Дмитриевым, считают, что «отрицательное магнитное поле возникло от длительного проживания на этой земле людей, обладающих значительной силой отрицательных эмоций».
В подтверждение своих слов они приводят данные спутниковой регистрации изменения геомагнитного поля на территории России, полученные за последние 10 лет. Так на Кавказе, где длительное время наблюдается взрыв отрицательных эмоций, фиксируется катастрофическое убывание геомагнитного поля.
Если согласиться с мнением именитых ученых, что Земля вместе с нами является единым организмом, а наша психическая энергия - активно действующим на нее фактором, то можно понять обнаруженную геофизиками прямую зависимость между массовой фобией и падением напряженности магнитного поля.
Все наши беды – продукт нашего эгоистического сознания, направленного лишь на удовлетворение своих гипертрофированных желаний. В результате человеческий фактор становится причиной катастрофического хода процесса перемен на планете.
Если учесть, что психическая энергия весьма действенна, то не приходится удивляться, что наша частная реакция, а тем более массовая, непосредственно вызывает эффекты планетарного масштаба.
Лишь Добро и Любовь к окружающему нас миру (обществу, природе) приведут к ослаблению негативных процессов и в итоге к равновесию с Природой.
ДРУГИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ:
ЧТО СКРЫВАЕТ ОТ НАС ОФИЦИАЛЬНАЯ НАУКА? ПОДМЕНЫ И ИСКАЖЕНИЯ В ОФИЦИАЛЬНОЙ НАУКЕ, препятствующие дальнейшему гармоничному развитию науки и технологий человечества в единстве с Природой и Космосом:
НАША ПЛАНЕТА НАЧАЛА ЖИТЬ В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ! КВАНТОВЫЙ ПЕРЕХОД, О КОТОРОМ ТАК МНОГО ГОВОРИЛИ, ПРОИЗОШЕЛ!
ПРИРОДА ЛЕЧИТ. ДЕНДРОТЕРАПИЯ (ЛЕЧЕНИЕ ДЕРЕВЬЯМИ) И ЛЕСОТЕРАПИЯ. ПОЛЬЗА ОТ ХОЖДЕНИЯ БОСИКОМ:
ВИБРАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ УНИЧТОЖЕНИЯ РУСИЧЕЙ, ПОДАВЛЕНИЯ ИХ ВОЛИ. Секреты супермаркетов и аптек! И как повысить свои вибрации!
Современный этап общественного развития характеризуется обострением противоречий во взаимодействии общества и природы. Использование новейших технических средств превратило человеческую деятельность в мощную геологическую силу, превосходящую по своим масштабам действие стихийных сил природы. Ныне в хозяйственный оборот вовлечены громадные территории. Подсчитано, в частности, что человек эксплуатирует около 55% суши, использует 50% прироста леса, добывает около 150 млрд. т полезных ископаемых. Более того, эти показатели значительно возрастут уже в ближайшие годы, что не может не сказаться на характере протекания природных процессов
Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и открыло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Имеются в виду прогрессирующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т. д., а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся странах в связи с взрывом и другими обстоятельствами
Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием современного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» в последние годы стало очень модным. И сфера его применения существенно расширилась с того момента, когда Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного научного направления, изучающего взаимоотношения животных и рас гений со средой их обитания. Слово «экология» сейчас встречается в лозунгах, под которыми проходят демонстрации в западных странах (так называемое движение «зеленых»); упоминается в официальных государственных документах, в статьях ученых, юристов, журналистов и представителей других профессий. Экологический взгляд на мир в самом широком смысле слова предполагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека.
От понятия экологии как точки зрения следует отличать, по крайней мере, еще два случая употребления этого термина. Первый из них характерен для современной науки, в которой под экологией традиционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ с окружающей их средой (в русле понимания экологии, идущего от Геккеля) Второй вариант употребления термина «экология» чаще встречается в трудах философов, географов и представителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания и называемых чаще всего экологией человека, социальной экологией, глобальной экологией и даже современной экологией в отличие от традиционной экологии. В данной работе без специальной оговорки термины «экология» и «экологическая проблема» будут пониматься многоемко.
Проблема взаимоотношения человека и природы во всей целостности всегда была предметом глубокого философского интереса к ней так или иначе обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Универсуме. В связи с этим встает вопрос, как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующая неотложных естественно-научных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской проблемой взаимоотношений человека и природы?
Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды, его можно определить как часть природы, в которой существует человек, средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности. Термин «природная среда» имеет важный практический и психологический смысл, поскольку акцентирует внимание именно на той части природы, в центре которой находится человек и которая является сферой его обитания и объектом изучения и преобразования. Важность этого термина определяется еще и тем, что природа все в большей степени понимается в наше время как нечто внешнее для человека и противостоящее ему. Понятие же «природная среда» подводит природу к человеку, ориентирует на рассмотрение природы для человека.
Биосфера, как и многие другие сложные системы, обладает свойством самоподдержания и даже самовосстановления в ответ на некоторые разрушающие воздействия. Однако эти свойства проявляются в достаточно ограниченных пределах, выход за которые влечет необратимые изменения в биосфере и ее разрушение.
Техническая мощь современного человека впервые в истории дала ему потенциальную возможность (и опасность) таких воздействий на биосферу, которые в конечном итоге могли бы привести к ее уничтожению. Это факт имеет чрезвычайно важное мировоззренческое значение.
Отдельные организмы имеют ограниченные сроки жизни. А жизнь на Земле в целом? В XIX столетии постановка этого вопроса стимулировалась концепцией «тепловой смерти Вселенной». Так интерпретировалось состояние всеобщего термодинамического равновесия, на пути к которому неизбежно разрушение всякой структурности и организованности материи. Такая перспектива признавалась возможной, но лишь как тенденция, удаленная на многие миллионы лет вперед и к тому же никак не связанная с практической деятельностью человека. Примерно такой же абстрактный характер имеет и возможность разрушения жизни вследствие столкновения с каким-либо небесным телом, вследствие возможного взрыва на Солнце либо другого природного катаклизма.
Однако ныне этот вопрос приобретает принципиально иное звучание. Человечество обладает столь мощными средствами уничтожения жизни, что теперь не столько от природы, сколько от самих людей зависит дальнейшее сохранение жизни на Земле.
В нынешних условиях первым и неотложным условием спасения жизни на Земле является предотвращения ядерного пожара, причем, как показал пример Чернобыля, это касается не только специфики использования ядерного оружия, но и эксплуатации «мирного атома». Поэтому неизмеримо возрастает роль и всепланетная ответственность соответствующих видов инженерной, в том числе военно-инженерной деятельности. Существуют и другие источники опасности для живого, связанные, например, с химической или бактериологической угрозой, искусственным регулированием климата и т.д.
Жизнь всегда воспринималась людьми как ценность. Известный мыслитель-гуманист первой половины ХХ столетия А. Швейцер, к примеру, развивал «этику благоговения перед жизнью»: «…Самоотречение, - писал он, - должно совершаться не только ради человека, но и ради других существ, вообще ради любой жизни, встречающейся в мире и известной человеку».
Великие мыслители нашего столетия ввели и обосновали понятие ноосферы, подчеркнув тем самым, что человечество ныне становится ведущей силой, которой впредь определять эволюцию планеты. Поэтому дальнейшее существование жизни на Земле до многом зависит от того, достанет ли человечеству мудрости для надлежащего устройства своих отношений с природой, с другими людьми.
Инженерная деятельности. На первый взгляд инженер непосредственно имеет дело лишь с неживой материей, по крайней мере, когда речь идет о предметной основе технической деятельности. Но такой подход является ограниченным. И не только потому, что техника в конечном итоге служит удовлетворению социальных потребностей, нужд и интересов человека - высшей формы организации живого на Земле.
Живая материя выступает и как непосредственный объект профессиональной деятельности инженера. В качестве сырья и материалов в самых различных технологических процессах выступают продукты переработки и преобразования живых организмов и продуктов их жизнедеятельности: деревянные и иные конструкции органического происхождения, растительные и животные масла и т.д. Целый ряд технологических процессов современного производства включает процессы функционирования живой материи: брожение дрожжей, поглощение определенных веществ микроорганизмами. Структуры живых организмов и алгоритмы их деятельности нередко выступают моделями для создания технических устройств. Решение подобного рода задач является содержанием особого научного направления - бионики.
Чаще всего техника создается с учетом биологических особенностей человеческого организма не только для того, чтобы обеспечить комфортность условий работы оператора, но и для того, чтобы в целом повысить эффективность функционирования системы «человек - техника». К примеру, создание усилителей низкой частоты в технике связи во многом обусловлено тем, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Оценка мощностей, напряжений и т.д. в технике связи с помощью логарифмических зависимостей определяется не столько удобством расчетов, сколько тем, что чувствительность органов слуха к силе сигнала подчиняется логарифмическому закону. Совокупность проблем, обусловленных необходимостью оптимального «сопряжения» человека и техники, решается в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других научных дисциплин.
Возрастающую роль в труде современного инженера играет всесторонний учет экологических последствий технической деятельности. Экологическая оценка техники, технических устройств и производственных технологий нередко выступает решающим фактором при окончательном определении целесообразности создания подобных объектов или процессов.
Созидательная деятельность человека, прежде всего техническая и инженерная, создали искусственную среду обитания, которая наступает на естественную среду, на природу. Достаточно отметить, что вся биомасса, производимая живой материей на земной суше в год, составляет около 1012 т, в то время как техномасса, производимая человеком за этот же период, равна примерно 1013 - 1014 т. Уже сейчас человечество создало такую искусственную среду обитания, которая в десятки и сотни раз продуктивнее самой природы. Это еще один фактор, который приводит к обострению экологических проблем, вынуждает человека все чаще и пристальнее огладываться на результаты своей производительной деятельности в их отношении к природе.
Особенно пагубное влияние на природную среду оказывает такой специфический вид технической деятельности, как военно-техническая, и военное дело в целом.
Природа и военное дело. Связи природы и военной, военно-технической деятельности весьма сложны и многообразны. Покажем некоторые из них.
Природный, в первую очередь географический фактор становится одним из важных факторов современной вооруженной борьбы. Географическая специфика театров военных действий существенным образом влияет на применение того или иного оружия, на использование конкретных способов ведения вооруженной борьбы. Географическое расположение страны по отношению к другим государствам - дружественным, нейтральным, враждебным - влияет на соотношение видов вооруженных сил, оперативное оборудование территории театров военных действий. Размеры территории страны в известной степени определяют живучесть экономики в случае войны, границы и возможности маневра вооруженными силами.
Природные богатства, наличие или отсутствие стратегического сырья и топливно-энергетических ресурсов у воюющих государств оказывают чрезвычайно важное влияние на специфику военного производства, на подготовку, ход и исход войны.
Следует иметь в виду и обратную сторону рассматриваемого отношения: всевозрастающее негативное влияние военного дела на природу. Наиболее ярко это влияние выражается в выявленном учеными разных стран в начале 80-х годов эффекте «ядерной зимы» - всеобщего и резкого похолодания на Земле в случае ядерной войны, даже локальной. Подобный эффект может с неизбежностью привести к гибели живого на Земле. Однако не только сама война, но и подготовка к ней наносят чрезвычайно большой экологический ущерб.
Возрастает объем и доля непроизводительных затрат ограниченных природных ресурсов, употребляемых для нужд военного дела. Так, мировое потребление в военных целях таких металлов, как алюминий, медь, никель и платина, превышает весь спрос на них в странах Азии, Африки и Латинской Америки, вместе взятых. В непроизводительную сферу военной деятельности втягиваются огромные людские массы. Ныне в этой сфере занято в мире столько людей, что это примерно равно количеству рабочих перерабатывающей промышленности всех стран Европы. Из сферы производительного освоения исключаются огромные территории. Только в 13 наиболее развитых странах мира площадь земли, отторгаемой под военную деятельность, составляет более 14 млн. гектаров.
Все большее влияние производство и испытание средств массового поражения оказывают на повышение уровня химического, радиоактивного и др. заражения окружающей среды. Так, подземные испытания на острове Амчитка привели к почти полному исчезновению алеутского канадского гуся. Радиоактивные изотопы надолго удерживаются лишайниками и мхами и через мясо оленей, поедающих эти растения, попадают в организм местных жителей. Природные экологические цепочки, через которые радиоактивные изотопы проникают в человеческий организм, стали хорошо известны и в нашей стране после Чернобыля.
Таким образом, резкое снижение уровня милитаризации жизни современного человечества становится необходимым и насущным с точки зрения требований экологии.
Существует такая наука – экология, которая изучает взаимодействие живых организмов со средой их обитания, в том числе и взаимную связь между человеком и природой, которая существовала всегда. Как же взаимосвязаны человек и природа ?
Во-первых, природа удовлетворяет потребности человека в пище, воде, воздухе, без которых люди жить не могут и поэтому эта связь между природой и человеком вечна и неизменна. Засухи и неурожаи даже для современного человечества составляют проблему, а для людей прошлых веков они были настоящим бедствием.
Во-вторых, особенности окружающей природы формируют сам образ жизни человека. Жизнь людей, живущих, например, на берегу моря, отличается от образа жизни населения лесных или горных районов, а народы Севера вынуждены организовать свой быт и трудовую деятельность совсем иначе, чем южные народы. Соответственно и прогрессировало в своём развитии население различных районов планеты в зависимости от природных условий проживания.
В-третьих, природные ресурсы оказывают огромное влияние на экономическое развитие человечества. По-настоящему глобальные масштабы эта связь между человеком и природой приняла в последние два столетия, когда людям для обеспечения своей жизнедеятельности стали необходимы такие полезные ископаемые, как уголь, нефть, уран и так далее. Экономика десятков стран (и нашей тоже), а следовательно, и жизнь миллионов людей сегодня зависит от наличия в недрах их территорий этих природных ресурсов.
В-четвертых, человек всё ещё зависит от различных стихийных изменений, происходящих в природе. Резкое изменение климата, землетрясения, ураганы способны кардинально повлиять на жизнь населения целых районов земного шара. Цунами в Таиланде, землетрясение в Японии и многочисленные ураганы в США тому примером.
Однако связь между природой и человеком взаимообразна. Человечество своей деятельностью тоже воздействует на природу и, к сожалению, чаще всего это воздействие негативно, то есть, наносит природе ощутимый и иногда непоправимый вред.
Сегодня в сферу своей производственной деятельности люди вовлекают практически все существующие природные ресурсы – земные недра, горные породы, верхние слои почвы, водные запасы, леса и даже воздух. Такое «вмешательство» в установившиеся в течение сотен тысяч лет естественные природные процессы может привести и часто приводит к катастрофам, которые принято называть экологическими. Например, к пересыханию рек, высыханию озер или глобальному загрязнению окружающей среды в результате аварий на различном техническом оборудовании.
Именно поэтому в наши дни многие люди выбирают своей профессией защиту природы, создаются официальные и неофициальные организации экологов, а в Интернете существуют интернет проекты, посвященные спасению рек и лесов. Например, на сайте http://pihtahvoya.ru можно найти информацию о том, как важно и почему сегодня необходимо беречь и сохранять величественные хвойные леса России.
Эйнштейн в свое время говорил о том, что человек - часть целого, называемого нами Вселенной. Эта часть ограничена и во времени, и в пространстве. И когда человек ощущает себя как нечто отдельное, это является самообманом. Взаимосвязь человека и природы всегда волновала великие умы. Особенно в наши дни, когда одно из основных мест занимает проблема выживания людей как вида на Земле, проблема сохранения всего живого на нашей планете. О том, как проявляется взаимосвязь человека и природы, какими способами можно попытаться ее гармонизировать, читайте в данной статье.
Узкие рамки
Неотделимость человека, как и всего живого на Земле, от биосферы определяет его существование. Причем эта жизнедеятельность становится возможна только лишь в адекватных условиях, весьма ограниченных. Узкие рамки соответствуют особенностям человеческого организма (доказано, например, что повышение общей температуры окружающей среды всего на несколько градусов может привести к плачевным для человека результатам). Он требует для себя поддержания той экологии, среды, где проходила его предыдущая эволюция.
Способность адаптироваться
Знание и понимание подобного диапазона - насущная необходимость для человечества. Безусловно, каждый из нас может приспосабливаться к Но это происходит постепенно, исподволь. Более резкие изменения, превышающие возможности нашего организма, могут привести к патологическим явлениям и в конечном итоге к гибели людей.
Биосфера и ноосфера
Биосфера - все живое, сущее на Земле. Кроме растений и животных в нее входит и человек, как ее весомая часть. Влияние человека как вида влияет на процесс реорганизации биосферы все более и более интенсивно. Это связано с воздействием научно-технического прогресса в последние столетия существования человечества. Таким образом, осуществляется переход биосферы к ноосфере (от греческого «ум», «разум»). Причем ноосфера не является отрешенным царствием ума, а скорее, следующей ступенью эволюционного развития. Это новая реальность, связанная с разнообразными формами воздействия на природу и окружающую среду. Ноосфера также подразумевает не только использование достижений науки, но и сотрудничество всего человечества, направленное на сохранение и разумное и гуманное отношение к общечеловеческому дому.
Вернадский
Великий ученый, определивший само понятие ноосферы, подчеркивал в своих трудах, что человек не может быть физически независимым от биосферы, что человечество - это живое вещество, связанное с процессами, происходящими там. Другими словами, для полноценного существования человека важна не только но и среда естественная (он нуждается в определенном ее качестве). Такие фундаментальные условия, как воздух, вода, земля обеспечивают саму жизнь на нашей планете, и в том числе - человеческую! Разрушение комплекса, изъятие хотя бы одного компонента из системы привело бы к гибели всего живого.
Экологические потребности
Потребность в хорошей экологии у человека сформировалась в незапамятные времена, наряду с потребностями в пище, жилье, одежде. На ранних стадиях развития экологические потребности удовлетворялись как бы автоматически. Представители людского рода были уверены, что всеми этими благами - водой, воздухом, почвой - они наделены в достаточном количестве и на все времена. Дефицит - еще не острый, но уже пугающий - стал ощущаться нами только лишь в последние десятилетия, когда угроза вышла на передний план. Сегодня многим уже становится ясно, что сохранить здоровую окружающую среду не менее важно, чем питаться или реализовывать духовные потребности.
Пересмотр векторов
Видимо, настало время для человечества переориентировать основные направления развития науки и техники, чтобы само отношение к природе и окружающей среде стало иным. Это понятие должно по праву занять свое центральное место в умах людей. Философы и практики, занимающиеся проблемами экологии, давно уже вынесли окончательный вердикт: либо человек меняет свое отношение к природе (и сам, соответственно, меняется), либо ему будет суждено быть стертым с лица Земли. И это, по свидетельствам многих ученых, произойдет уже довольно скоро! Так что времени на раздумья у нас становится все меньше и меньше.
Отношение человека к природе
В различные эпохи взаимоотношения складывались непросто. Мысль о том, что человек - часть природы, была высказана и воплощена еще в древние времена. В различных дохристианских религиозных культах мы наблюдаем обожествление Матери-Земли, водной среды, ветра, дождя. У многих язычников существовало - часть природы, а она, в свою очередь, воспринималась, как единое начало всего существующего. У индейцев, например, существовали могущественные духи гор, ручьев, деревьев. А к некоторым зверям культивировалось значение равенства.
С приходом христианства меняется и отношение человека к природе. Человек уже ощущает себя рабом Божиим, которого сотворил Бог по своему подобию. Понятие природы уходит как бы на второй план. Происходит своеобразная переориентация: взаимосвязь человека и природы нарушается. Взамен ей культивируется родство и единение с божественным началом.
А в философских системах конца девятнадцатого и начала двадцатого века мы видим формирование идеи богочеловека, где индивидуум воспринимается как безусловный царь над всем сущим. Таким образом, проблема человека и природы решается однозначно в пользу первого. А отношения с Богом и вовсе заходят в тупик. Понятие «человек - царь природы» с особенной силой культивируется в середине-конце двадцатого века. Этим оправдываются бездумные вырубки стратегически важных лесов, поворачивание рек вспять, сравнивание гор с землей, неразумное использование газовых и нефтяных ресурсов планеты. Все это - негативные действия человека по отношению к окружающей среде, в которой он живет и существует. Проблема человека и природы максимально заостряется с образованием озоновых дыр, возникновением эффекта глобального потепления, других негативных последствий, ведущих Землю и само человечество к гибели.
Возвращение к истокам
В наше время наблюдается тенденция возвращения людей «в лоно природы». Взаимосвязь человека и природы пересмотрена многими общественными деятелями и организациями (например, движением «Гринпис», которое выступает за всеобщее сохранение окружающей среды и разумное использование природных ресурсов). В науке также мы видим успешное воплощение идей экологически чистых механизмов. Это и электромобили, и и магнитные двигатели. Все они способствуют сохранению окружающей среды, всячески препятствуют ее дальнейшему загрязнению. Крупные бизнесмены проводят технические реконструкции предприятий, приводят продукцию в соответствие международным экологическим стандартам. Схема "человек и природа" снова начинает активно действовать. Прогрессивное человечество восстанавливает былые родственные узы. Только бы не было слишком поздно, но люди по-прежнему надеются на то, что Мать-Природа их поймет и простит.
Человек и природа: темы сочинений
В этом свете становится необходимым и важным воспитание поколения, которое будет разумно и с подобающим пиететом относится к окружающей среде. Школьник, заботящийся о птицах и деревьях, культурно выбрасывающий обертку от мороженого в урну, не мучающий домашних животных, - вот что нужно на современном этапе. Культивируя такие простые правила, в будущем общество сможет сформировать целые поколения, формирующие правильную ноосферу. И в этом немаловажную роль играют школьные сочинения «Человек и природа». Темы могут варьироваться для младших и старших классов. Важно одно: работая над этими сочинениями, школьники становятся частью природы, приучаются вдумчиво и с уважением к ней относиться. Ребята осознают взаимосвязь человека и природы, аргументы, которые неопровержимо свидетельствуют о единстве и неделимости этих понятий.
Разумное преобразование среды
Конечно же, каждое общество влияет на ту в которой оно непосредственно обитает. Преобразует ее, использует достижения предыдущих поколений, передает эту среду в наследство своим потомкам. По словам Писарева, весь труд по преобразованию природы положен в землю, словно в большую сберегательную кассу. Но уже настала пора использовать все разумное, созданное человечеством на пользу природе, а все негативное забыть навсегда!
Вконтакте
Одноклассники
Взаимосвязь человека и природы прослеживается в формировании человеческих потребностей . Человек как субъект общественных отношений является особым видом живого, телесного существа, продуктом исторического развития общества.
Отличительным признаком Homo sapiens является не его биологическая организация, а способность создавать «вторую природу» и культурные ценности. Человек, по словам К. Маркса, может вести себя по мерке любого вида.
Удовлетворение потребностей человека находит свое выражение в человеческом интересе . Человек как личность стремится познать окружающий мир и воздействовать на него практическим образом. Роль природы в жизни человека огромна. Природное окружение, климат, особенности почв, минералов, сортов деревьев - все это влияет в определенной степени на формирование человеческих потребностей.
Так, Египет, - страна камня - отсюда пирамиды, гробницы, каменные стелы, колонны; в Греции много мрамора - отсюда материал для статуй, храмов, рельефов. Свойства материала облегчали поиск и «подсказывали» наиболее целесообразное осуществление духовных потребностей человека, развивая в нем чувство красоты. Папирус (иероглифы) и глиняные плитки (клинопись), бумага (печатное слово) по-разному служили одному делу - развитию человеческой культуры.
Бивни мамонта и моржа, мрамор и различные породы деревьев влияли на форму произведений изобразительного искусства. Потребности детей в игре вполне удовлетворяют игрушки из пластмассы, в чем-то они лучше деревянных, но из пластмассы еще никому не удавалось изготовить скрипку, равную по звучанию скрипке Страдивари.
Многие потребности, способы и средства их удовлетворения диктуются природой. Например, в не столь отдаленном прошлом у чукчей не было потребностей не только в книгах, но и во фруктах, поскольку они не подозревали об их существовании. Многие явления природы подсказывали научные открытия и изобретения. Наблюдая полет птиц, человек стремился к полетам и пришел к самолету, движения небесных светил подсказали ему многие вычисления, а смена природных ритмов - первые философские обобщения (идея цикличности).
Человек - высшее творение природы . Но отсюда нельзя сделать вывод, что и культура - творение природы. Культура - это творчество человека , который является связующим звеном между ней и природой. Природа существовала и может существовать без человека и без культуры, человек же не может порвать с природой, «убежать» от нее.
Некоторые исследователи даже считают, что главную роль в играет не человек, а различные вещи: напитки, пряности, деньги, источники энергии, дерево, уголь, города, географическое единство, климат и т. п. Это так называемый географический детерминизм (щедрость природы Африки и характер негров).
Так, например, французский историк Л. Февр писал, что смерть Венеции наступила после того, как был открыт морской путь вокруг Африки в Индию: Океан победил Море. Другой историк Ф. Бродель считает, что трудность при изготовлении сухарей есть, но изобретение сухарей позволило держать в Средиземном море огромный флот (нет хлеба - нет флота). «В истории пшеницы, - пишет он, - история цивилизации». Сахара когда-то была цветущей саванной, но бесчисленные стада домашних животных превратили ее в пустыню. Все это имеет значение для изучения материальной основы цивилизации, но при этом забывается, что главным, решающим элементом культуры является человек .
Рассматривая основные тенденции взаимоотношения и взаимодействия человека и природы в динамике социально-культурной жизни, можно увидеть тенденцию гармонизации их отношений путем приспособления к ней. Противоречия между существуют, но исторический опыт человечества свидетельствует о том, что они порождаются «малокультурным» отношением к природе. Так, человек в период палеолита был охотником, природа была враждебна ему, над ним постоянно витал страх голодной смерти. Не случайно тотемизм был первой формой религии. Переход к земледелию и скотоводству, т. е. производящему хозяйству, изменил отношения человека и природы. Начался длительный период аграрной культуры. Бытие человека двойственно: с одной стороны — он активно действующее существо, с другой - он еще не оторван от природных условий своего существования, что говорит о большом значении природы в жизни человека.
Природный элемент в производительной деятельности человека преобладает, т. к. земля в качестве объекта труда и сам производитель не зависят от деятельных сил человека. Они только «встречаются» в процессе трудовой деятельности, но результат этой «встречи» в большей степени определяется стихийными силами природы. В сознании человека этот этап взаимодействия с природой отразился в земледельческих культах, в мифологизме, в антропоморфном восприятии мира (бог моря - Пойседон, бог солнца - Ра, бог скота - Белес и т. п.). Такое мировоззрение человека той эпохи базировалось на неотделенности культурного от природы. Это породило анимистические представления о Вселенной, т. е. одухотворенности предметов и явлений природы.
Взаимосвязь культуры и природы всегда была опосредствована мировосприятием человека . Мировые религии отражают этот процесс. Так, в индийской культурной традиции (индуизм, буддизм) с ее направленностью на достижение морального совершенства и состояния внутренней сосредоточенности, акцент делается на практическое отрицание мира. И как следствие - пассивное отношение человека к природе. Но в конкретном контакте с природой действует традиция уважения всего живого и не причинения вреда. С давних времен и до настоящего времени культура Индии, Китая, Японии удерживала представление о божественной сущности природы.
В философских системах древности Индии, Китая и античной Греции были впервые сформулированы научные концепции человека, где он рассматривался как часть космоса. Человек может выступать как малый мир (микрокосм) и как большой мир (макрокосм) .
Согласно представлениям древних китайцев, природа трактовалась как живой организм, а человек - как сочетание различных «стихий» космоса. Один из китайских мудрецов сказал: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». Наиболее самобытными и оригинальными концепциями человека в древнекитайской философии являются теории конфуцианства и даосизма.
Конфуцианство (основоположник - мудрец Конфуций, VI в. до н. э.) утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом, где каждому человеку отводилось право занимать предопределенное ему изначальное место. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. Каждый обязан помогать другому достичь того, к чему сам стремится, и не делать того, чего не желает себе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли) и нормам, включающим этикет.
Другим важнейшим направлением древнекитайской философии, в котором особое внимание уделяется проблеме человека, являлся даосизм (основоположник Лао-цзы - VI в. до н. э.). Центральным понятием этого учения является «дао» - путь . Согласно учению даосизма, все в мире находится в движении, изменении, в пути; все непостоянно и конечно.
В европейской культуре с ее принципом прагматизма, доминирует принцип полезности в отношении к природе . «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - утверждает герой романа «Отцы и дети» И. Тургенева. А персонаж горьковского рассказа «Мальва» - крестьянский парень Гаврила в ответ на восхищение женщины безбрежной картиной моря тоскливо говорит: «...Эх, кабы это земля бы, да чернозем бы, да распахать бы». Здесь мы встречаемся с западноевропейской традицией овладения природой.
В христианской культуре мира природный мир принимается на условиях его активного усовершенствования , т. к. человек - творение Бога и самим этим фактом призван творчески относиться к себе и к природе.
Эти радикальные изменения в соотношении природы и культуры наблюдаются и сейчас. В период промышленного культурного развития, т. е. следующего этапа культурной эволюции, человек не столько зависит от природных обстоятельств, сколько от исторически созданных условий производственной деятельности. В литературе, посвященной борьбе с экологическими злоупотреблениями, понятие «природа» нередко заменяется на словосочетание «природные ресурсы» или «сырье», в лучшем случае - на «естественные условия существования человека». В таких условиях речь идет не о гармонизации отношений между природой и культурой, природой и человеком, а о природе, как объекте утилитарного использования для своих потребностей.
В таких условиях возникает проблема человека и культуры и гармонизации этих взаимоотношений . Понимание природы как полезной вещи для человека губительно для культуры. На это обращали внимание многие выдающиеся философы. Гегель: «практическое отношение к природе обусловлено в общем заносчивостью, а последняя эгоистична. Потребность стремится к тому, чтобы употребить природу на свою пользу, стереть ее грани, выхолостить, короче говоря, уничтожить ее» .
К.Маркс: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню» . С. Л.Рубинштейн предостерегал, что «культура, которая вообще изгнала бы из жизни природу, разрушила бы сама себя и стала нестерпимой» . Такое влияние человека на природу может привести к пагубным последствиям и экологическим катастрофам.
Использованные источники:
1. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук в 2-х т. М., 1975. – Т. 2., с.12.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 32, с. 43.
3. Рубинштейн Л. С. Проблемы общей психологии, М., 1973, с. 62.
4. Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.