Священное животное в китае 8 букв. Животные Китая
Пять священных животных древнего Китая Дракон С древних времён драконы в китайской культуре символизируют уровни иерархии царствующих особ. Легенда гласит, что у Дракона девять сыновей: старший сын Цю Ню увлекается музыкой, второй сын Яй Цзы любит убивать, третий сын Чао Фен любит риск, четвёртый сын Ба Ся способен нести тяжкое бремя, пятый сын Би Хан любит судебные процессы и правосудие, шестой сын Чи Вэнь любит уничтожать, седьмой сын Тао Те - обжора, восьмой сын Цзинь Ни любит фейерверки и девятый сын Пу Лао любит звон и эхо. Четвёртый сын имеет внешность черепахи с головой дракона, и люди называют его дракон-черепаха. Богиня Нюй Ва когда-то поддержала рушившееся небо с помощью Ба Ся. Как дракон, несущий тяжкое бремя, он защищает людей от бедствий и несчастий, охраняет жильё, приносит счастье в дом, благословляет людей на удачу и счастье. Дракон связан с мужским началом и является у китайцев наиболее священным существом. Он также символизирует энергию, силу, мастерство и изобилие. Феникс Феникс означает «Король птиц» - это самая известная священная птица древнего Китая. Курица в китайском гороскопе, состоящем из 12 животных, это, на самом деле, Феникс. Первоначально Феникс, также известный как Птица-Солнце или Огненный Феникс, олицетворял мужское начало, а Дракон был связан с женским, символизирующим водные существа. Однако император Лю Бан династии Хань утверждал, что он перевоплотился из белого дракона. Поскольку император является Сыном Неба, то Дракон и Феникс поменялись ролями, и ассоциация с женским полом поменялась на мужской. Затем Феникс усвоил женские особенности и стал символом императрицы. На протяжении нескольких тысяч лет Феникс символизирует красоту, счастье, доброту, спокойствие, силу, природу, а также, следуя Божьей воле, выступает за развитие гуманитарных наук, которые ведут к миру и ясности. Иногда Феникс используется в качестве метафоры для выражения преданной любви между мужем и женой, или людей, которые благословенны счастливым браком. Черепаха Китайцы были глубоко убеждены, что из-за сложных узоров и линий на панцире Черепаха хранит многие тайны неба и земли. Таким образом, Черепаха стала символом таинственности и богатства национальной культуры. Она также символизирует долгую жизнь. Обычно люди используют метафору «возраст черепахи» или «возраст журавля», когда говорят о долголетии. С давних времён люди с почтением относились к Черепахе, она стала пророком, духовным существом. Если в доме поставить нефритовую статуэтку черепахи, она сможет приводить в равновесие Инь и Ян, регулировать магнитные поля и действовать, как магнит удачи. Черепаха из нефрита может также служить для охраны дома, чтобы обеспечить его безопасность и благополучие. Ци-Линь Самцов называют Ци, а самок Линь. Ци Линь выглядит очень необычно: голова дракона, рога оленя, копыта лошади, хвост быка, лоб волка и тело, покрытое разноцветной чешуйчатой кожей. Легенда гласит, что любой Ци Линь может принести удачу. В традиционной китайской культуре это благоприятный знак, который показывает, что «Ци Линь вступает в цветущий возраст». Люди верят, что Ци Линь считается священным существом, которое может уберечь от бед, развеять зло, охранять дом и приносить удачу, а также помогать в продвижении по службе. Статуэтки Ци Линь дарят в знак признательности, дружбы, благословения, а также, когда хотят показать силу и компетентность. Пи Сю Пи Сю - существо из китайской мифологии. Также его называют Би Се, что означает «отвести зло», Пи Сю охраняет северную часть Китая. Есть несколько разновидностей этого зверя. Животное с одним рогом называется Тянь Лу, а зверь с двумя рогами известен как Би Се. У него есть маленькие крылья, вьющийся хвост, грива и бородка. Считается, что Пи Сю священное животное, потому что чем больше он открывает пасть, тем больше ты получишь денег. Чем больше становится его живот, тем больше денег в нём содержится. Людям нравится Пи Сю, поскольку у него необычный рот, символизирующий сохранность денег. Люди стремятся быть похожими на Пи Сю, не тратить много денег, не быть расточительными, стремятся к успешности. Считается, что Пи Сю интересуется обменом иностранных валют, акциями, финансами, лошадиными скачками, фьючерсами и другими видами денежных каналов, которые регулируются удачей. Следовательно, работая в сфере бизнеса, люди ставят статуэтки Пи Сю в офисе компании или на рабочем месте. Тем не менее, Пи Сю не работает для тех, кто нарушает закон или совершает преступления, так как он является духовным существом.
Китайская астрология
4 священных животных Китая. Каждый из них представляет одну сторону света, одну четверть зодиакальной полосы неба, и одно время года, и каждый обладает собственными свойствами и происхождением. Они описываются во множестве исторических китайских и корейских мифах и рассказах, а также появляются в современной японской манге и анимации.
Считается, что одним из источников традиции 4-х священных животных, исполненных мудростью, было «Описание правил приличия и церемоний» («Лицзи») — трактат, приписываемый Конфуцию.
Историки полагают, что эта традиция представляет собой слияние четырёх мудрых существ и идеи четырёх духов, которым люди приносили жертвоприношения со времен династии Чжоу для защиты от нападения с четырёх сторон.
Все четыре знака зодиака соотнесены со стихиями системы У-син. Каждый из священных зверей содержит по 7 созвездий, что вместе дает 28 знаков, которые адаптируются к 12-ти привычным.
1.Лазоревый (сине-зеленый) дракон
(
青龍
- Цин Лун), Восток - Дерево. Родившиеся весной.
Ассоциируется с красотой и мощью, процветанием и развитием, счастьем и удачей, с богатством и властью. Духовный символ подъема, лидерства, плодотворности творчества, новаторства, оставление следа в истории.
Янский символ - светлый мужественный.
Лазоревый Дракон является символом восточной области Неба. Включает 7 мелких созвездий:
Цзюэ «Рог» и Ган «Шея» - Шру-Син (звезда долголетия) соответствует Рыбам - «Дракон манипулирования».
Тянь ди «Основа», Фан «Дом» и Синь «Сердце» - Да-хо (Великий огонь) соответствует Овну - «Дракон очага».
Вэй «Хвост» и Цзи «Корзина» - Си-му (Ограда) соответствует Тельцу - «Дракон защиты».
Изображения этого дракона обнаружены на керамике 6000-4000 лет до н.э., что свидетельствует о синхронности возникновения этого образа с возникновением самой китайской культуры.
Цин-луна изображали в древности на знамёнах и несли с восточной стороны.
Извивающийся в облаках, он сыплет чудесными, источающими пламя, жемчужинами, золотом, серебром, кораллами в "вазу, собирающую сокровища", само его тело покрыто вместо чешуи золотыми монетами.
Миф гласит, что Цин Лун, поднявшийся из вод Хуанхэ, натолкнул мудреца Фу Ши на открытие символов, которыми можно было бы описать сразу все существующие философские понятия. Так появились обозначающие все процессы и предметы, символы ян и инь, «Книга перемен», концепция ба-гуа (8 триграмм) и фэн-шуй.
2.Красная птица
(朱雀
- Чжу Няо, Чжу Цяо) или Феникс (鳳凰
-
Фэнхуан
), Юг
- Огонь. Родившиеся летом.
Ассоциируется с благим предвестием, интуицией, внутренней концентрацией. Миротворчество, процветание, человеколюбие, героизм, верность, справедливость, страстность. Великолепие и красота. Продолжение рода, семейственность.
Иньский символ - светлый женственный.
Включает 7:
Цзин «Колодец» и Гуй «Души предков» - Чунь Шоу (Голова Феникса) - соответствует Близнецам - «Чтимый Феникс».
Лю «Изгиб», Ци-син «Семь звезд» и Чжан «Лук» - Чунь Хо (Огонь Феникса) - соответствует Раку - «Взрывающийся Феникс».
И «Крыло» и Чэнь «Колесница» - Чунь Вэй (Хвост Феникса) - соответствует Льву - «Смелый Феникс».
Чжу Няо родоначальник династии Мин. У этой птицы «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров.
Появление Б.-х. устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса мирных наук.
Существуют многочисленные изображения на могильных рельефах рубежа и начала н.э.
Встречалась на гадательных надписях (ок. 15 в. до н. э.). Изображалась на военных знаменах, несли с южной стороны.
3.Белый тигр (白虎 - Бай Ху ) , Запад - Металл. Родившиеся осенью.
Соединяет в себе противоположные начала. Перемены, видоизменение, гуманность, чувство долга. Вместе с тем, свирепость, агрессивность, капризность, изменчивость. Властность и сила.
Темное женское начало инь.
Согласно древнекитайской астрономии и астрологии, ему соответствует «Западный дворец Неба», включающий в себя:
Куй «Скипетр» и Лоу «Оковы» - Сян-Лоу (Жнецы) - соответствует Деве - «Цепкий белый Тигр».
Вэй «Желудок», Мао «Гнездо утки», Би-сю «Сеть» - Да-лян (Болото) - соответствует Весам - «Практичный белый Тигр».
Цзуй «Голова Тигра» и «Шэнь Заслуги» - Ши-чэнь (вечные борцы) - соответствует Скорпиону - «Тщеславный белый Тигр».
Страж страны мертвых - зверь должной справедливости, являющийся белой тигрицей с черным узором (вэнь) и хвостом длиннее туловища, питающийся мясом неубитых и не едящий живых существ». Гадатели и прорицатели считали появление Бай Ху признаком «гуманного правления».
С середины 1000 стал атрибутом ритуального облачения императора и высших сановников. Изображался в местах захоронения около 433 до н.э. Вместе с Цин Луном воспроизводит архаическое деление пространства и времени надвое (восток-запад: дун-си, весна-осень: чунь-цю).
4.Чёрная черепаха или Черный воин (玄武 - Сюань У ), Север - Вода. Родившиеся зимой.
Ассоциируется с борьбой духовной и физической. Аскетизм, самосовершенствование, раскрепощенность или наоборот замкнутость, справедливость. Гордость, желание опередить всех, стать иконой современности.
Темное мужское начало - ян.
«Северный дворец неба» включает также 7 созвездий:
Тянь-гуань «Ковш» и Цань-ню «Воловод» - Син-цзи (Звезда памяти) - соответствует Стрельцу - «Целеустремленная черная Черепаха».
Нюй «Дева», Сюй «Пустота» и Цзя-ву «Идол» - Сюань-Сяо (Пустыня) - соответствует Козерогу - «Одинокая черная Черепаха».
Ин-ши «Постройка» и Дун-би «Стена» - Цзуй Цзы (Рот Рыбы) - соответствует Водолею - «Красноречивая черная черепаха».
«Темная воинственность». Согласно одному из даосских преданий, Сюань-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости») после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. Когда Сюаньу начал свой путь обучения, ему открылось, что он должен искупить все свои прошлые грехи, чтобы стать богом. Он промывал желудок и кишечник в реке. Вымытые из его внутренностей, его грехи приняли тёмную, чёрную форму. Они воплотились как чёрные черепаха и змея, которые стали терроризировать людей. Когда Сюаньу понял это, он вернулся и победил свои грехи, после чего они стали его слугами. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшаиь (провинция Хубэй) он средь бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. Сюань-У спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.
В китайских текстах поясняется, что понятие «Сюань-У» сложилось в связи с представлением о цвете земнего ночного неба - чёрный с красным оттенком и о черепахе, как существе с панцирем-бронёй («у», означает «воинственность»).
Черепаха, перевитая змеей, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н. э. - нач. 3 в. н. э.), а в более ранние времена - на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска в северной части.
5-ый священный зверь, не входящий в систему знаков — Жёлтый дракон (黃 龍 - Хуан Лун) — Земля.
Самым известным культовым животным Китая является дракон, который внешне не отличается от своего европейского сородича: он также напоминает гигантскую крылатую ящерицу, обладающую огромной силой. Однако если в мифах европейцев и индийцев дракон - воплощение зла, страшного хтонического мира, а сражение с ним - главное испытание, которое проходят все истинные боги и герои от Аполлона и Сигурда до Святого Георгия, то у китайцев дракон воплощает, прежде всего, стихию воды. Драконы формировали дождевые облака, которые приносили столь необходимые для посевов дожди, многочисленные божества рек и озер тоже представлялись в виде этого животного. В древности, чтобы сдержать ярость рек, их владыкам приносили многочисленные жертвы, в том числе и человеческие. У драконов есть свой царь Лун-ван, который однажды заболел и был вылечен знаменитым целителем (ему за чешую на пояснице заползла сколопедра, которую удалил врач, а затем смазал поврежденную рану мазью). В благодарность за исцеление царь драконов обещал посылать людям по их просьбе хорошую погоду и полное благополучие, поэтому каждый год в этот день (День исцеления) в Китае исполняется танец дракона. Дракон символизирует не только силу и мощь, но и счастье, благополучие и императорскую власть. Дракон - знак правителя. Его изображение в качестве геральдической эмблемы встречалось только на знаменах самых знатных родов. Императоры и великие герои могли даже повелевать драконами: так Хуан-ди побеждает врагов с их помощью, а усмирителю потопа Юю дракон своим хвостом намечает расположение каналов. В Китае существовал культ царя драконов Лун-вана, ему строились храмы, его заступничества просили все, кто зависим от стихии воды: моряки, рыбаки, земледельцы, водоносы. Другой знаменитый дракон Чжулун - Дракон со Свечой с горы Чжуншань - в одном из космогонических мифов называется создателем Вселенной, но особо подчеркивается, что он - разгоняющий мрак. Итак, китайский дракон - символ вечно движущейся и эволюционирующей природы, которая не враждебна человеку, но требует особого отношения и понимания.
Другим популярным мифологическим существом Китая является феникс (китайское название «фенхуан») - царь птиц. Согласно одному из описаний, он напоминает египетского сфинкса: у него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки и петушиный клюв, но другие же представляют его лебедем со спиной единорога. Однако чаще всего загадочный феникс походит на царскую птицу - павлина. Первоначально чудесная птица была олицетворением божества ветра, затем - восходящего солнца. Появление ее считалось знаком наступления мира и процветания. Феникс - символ императрицы-государыни, связанный со светлым началом янь.
Но, несомненно, самым загадочным животным был единорог (цилинь). Его изображали лошадью или быком с единственным рогом в центре лба. Согласно китайским представлениям, он являлся людям лишь раз в несколько столетий, символизировал процветание и возвещал о рождении великого мудреца. Легенда гласит, что он появился незадолго до рождения Конфуция. Часто единорога изображали с младенцем на спине.
Культ великой черепахи связан с представлениями о долголетии, силе и выносливости. Ее панцирь был надежным материалом для гадания, т.е. для общения с сверхъестественным миром. Каменные изваяния черепах можно было встретить у берегов рек, поскольку они почитались как покровители дамб.
Царем зверей в Китае считался тигр. Его почитали как укротителя демонов, поэтому все маги - покорители злодеев - изображались сидящими на тигре. Его клыки и когти, обрамленные в серебро, служили ценными амулетами, сберегающими здоровье, а многих богов сопровождали эти могучие животные. Тигр в Китае не воплощение злобы и коварства (европейское представление об этом хищнике, доставшееся в наследство от Киплинга), но олицетворение силы природы, достойное подражания и восхищения, но, что самое удивительное, прекрасно сосуществующее с человеком.
Культ кота, этого прирученного домашнего тигра, был очень распространен. Он, как и его дикий собрат, отгонял демонов, поэтому потеря кота считалась огромным несчастьем. Кроме того, главным врагом шелководства были крысы, а кот как гроза коварных грызунов стал покровителем этого национального ремесла. Видящий в темноте кот был, по мнению китайцев, связан с потусторонним миром; сохранилась даже легенда о возможности перерождения человека после смерти в кота для отмщения своим врагам.
Петух стал объектом почитания как символ солнца, глашатай прихода дня, Нового года (изображение красного петуха на щите выставлялось перед домом в канун Нового года), защитник от огня и пожара. Как и тигр с котом, петух - гроза демонов, живого петуха или хотя бы его изображения часто дарят во время брачной церемонии.
Главным враждебным существом животного мира в Китае была лиса. Лиса - царь демонов, она может явиться человеку в любом облике, посулив многое и, конечно, обманув, она его погубит. Главные свойства лисы коварство и умение перевоплощаться: в возрасте 50 лет - в женщину, в 500лет - в прекрасную девушку, в 1000 лет - в небесного лиса, бессмертного существа, владеющего всеми тайнами мира. Любая встреча с лисой плохо заканчивается для человека, поэтому существовало множество амулетов, призванных охранить от влияния злого демона. Проделкам лис, влиянием лисьих чар на человека посвящена в Китае специальная литература, возглавляемая «лисьим эпосом» Ляо Чжая. Отчасти он напоминает французский «Роман о Лисе», но отличия достаточно существенные: европейский Ренар никогда не демонизировался в сознании средневекового читателя, а воспринимался скорее как пикаро, приключения которого вызывали смех, но не страх.
Мифы, религии, исторические предания Китая. Еще с V в. до н.э. в Китае начинает свой путь конфуцианство, в I веке н.э. приходит буддизм, приносит свои представления и мифы. Тогда же в Китае начинает распространяться даосизм. В первые столетия н.э. древняя мифология была окончательно вытеснена назидательно-исторической традицией этих учений и религий. В результате появилось около 500-600 божеств, официальных и народных. Особую группу среди них составляли божества природы, в представлениях о которых отчасти вошли древние мифы. Но чаще всего персонажи первобытных мифов получали новую жизнь добродетельных или плохих царей, сановников, ученых магов.
А сами мифы не были записаны целиком, не получили продолжения в каких-либо циклах сказаний, как у других народов. Мифические мотивы были вытеснены на дальний план традиции и остались больше всего в фольклоре.
Из письменных источников, где сохранились следы мифов, следует назвать «Книгу гор и морей», где есть сведения о мифических горах и существах, и поэму «Вопросы и ответы», которая содержит перечень вопросов, касающихся разных персонажей древних мифов.
Поклонение Небу, Солнцу, Луне, Земле. Главным объектом императорского культа стало Небо. Оно мыслилось как божество, которое карало за проступки и награждало за добрые дела. Глашатаем воли Неба объявлялся народ. В крупных городах строились алтари Неба. Их форма всегда должна была быть круглой, а храмы, находиться в южной части императорского города-усадьбы. Эти храмы обязательно покрывались черепицей цвета небесной лазури. Такого же цвета должны были шить одежду сановникам, участвовавшим в поклонении Небу. К храму вела лестница с девятью ступенями. Формы остальных алтарей должны были быть квадратными, и размещаться в других строго определенных сторонах от дворца.
Солнцу приносили жертвы в день весеннего равноденствия, его храм и алтарь были красными, такого же цвета была одежда участников жертвоприношения, и украшалась она кораллами. Луне поклонялись на алтаре из белых камней, и делали это в одеяниях «лунно-белого» цвета, украшенных бирюзой.
Парадные одежды императоров украшались изображениями солнца и луны. На императорском халате светлый солнечный диск украшал правое плечо, темный лунный диск - левое.
Поклонение Небу и Земле входило издавна и в свадебный ритуал. Молодые в доме жениха начинали праздник у семейного алтаря, где по очереди отвешивали поклоны духам Неба и Земли, Солнцу и Луне. Эта традиция в деревнях существует и до сих пор. Обряд поклонения Небу и Земле, а также предкам жениха считается официальным уведомлением о состоявшемся браке.
Мифологические существа (животные) в поверьях. Китайцы сохранили и даже дополнили мифологические представления о разных фантастических существах и особых свойствах многих реальных животных.
Дракон. Главный «герой» мифологии - дракон. Он и доныне остается олицетворением водной стихии. Считается, что в виде личинки он зимует в замерзших водах. А весной взмывает в небеса, и его дыхание проливается оттуда обильным дождем.
Его доныне представляют и изображают как существо фантастическое: он имеет тело змеи, которое покрыто золотистой чешуей карпа. По поверьям, 117 драконьих чешуй обладают благой силой, а 36 способны причинить вред. Брюхо у дракона лягушечье. Он имеет тигриные с четырьмя или пятью когтями лапы и волосатый хвост. Еще диковинней выглядит голова дракона: у него уши коровы, глаза зайца, усы и длинная борода. В бороде скрыта «волшебная жемчужина» - символ солнечного сияния. Дракон любит драгоценные камни и не любит железо.
Драконы прочно вошли в китайскую символику. Так, два дракона, возносящийся и низвергающийся, которые борются между собой за «огненную жемчужину», олицетворяют императорскую власть. По преданию первые цари мира обладали парой драконов, на которых они могли возноситься на небо. Парадные одежды императоров также украшались вышивками, изображавшими драконов.
Фигурки драконов находят в раскопках, относящихся к древних китайских царствах 1 тысячелетия до н.э.
Единорог. Согласно поверью, именно единорог принес на своей спине и передал основателю цивилизации и культуры Фуси знаки, от которых произошли письмена. Сам единорог имеет тело оленя, конские копыта, хвост быка и большой рог, растущий из лба. Его голос сильный и красивый напоминает колокольный звон. Питается единорог только сухой травой, отличается очень нежным нравом, и его невозможно поймать. Он появляется пред людьми только во времена всеобщего счастья и благоденствия. В последний раз единорога видели незадолго до смерти древнего мудреца VI-V вв. до н.э. Конфуция, и он сетовал, что явление чудесного зверя было напрасным, потому что добрые нравы древности не удастся воскресить.
Птица фэнхуан. Как и единорог, она показывается людям только во времена великого умиротворения. Питается семенами бамбука. Думают, что у нее зоб ласточки, клюв цыпленка, шея змеи и хвост рыбы. Ее оперение очень красиво, в нем пять счастливых цветов - белый, красный, желтый, голубой, черный. Она считалась в средние века эмблемой императрицы.
Черепаха. Как помним, черепаха была важным персонажем древних китайских мифов, связанных с созданием мира. Изображение сплетенных черепах издавна символизировало сотворение мира. Она превратилась в символ долголетия, силы и выносливости. Ее изваяние часто служило основанием для каменных стел-памятников на могилах.
До сих пор бытует уходящее в миф объяснение того, почему у черепахи такой необычный панцырь: мудрая черепаха помогла Фуси догнть убегавшую от него Нюйву, за что та разбила панцирь черепахе. Фуси вновь пришлось собирать его из отдельных кусков.
Рыбы в Китае до сих пор символизируют изобилие и согласие. А птицы - свободу и радость.
Мифологические персонажи в рельефах, росписях, на лубочных рисунках. Больше всего темы и герои мифологических сказаний представлены именно в художественном творчестве китайцев. Их можно обнаружить на древних глиняных и бронзовых сосудах, которые использовались в ритуалах жертвоприношений богам.
В древности по обоим сторонам дороги, которая вела к гробнице знатного человека, могли стоять каменные изваяния мифических животных. В первые века нашей эры фигурами Фуси в паре с Нюйвой стали украшать рельефы могильных сооружений. Они представлены там в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетенными змеиными (драконьими) хвостами, что символизирует супружество.
Фигурки мифических существ устанавливали (и до сих пор это делают) на коньках и карнизах крыш домов. А на юге Китая дома одного клана или фамилии образуют сплошные концентрические круги, напоминающие свернувшегося дракона.
Использовали вещи и украшения с мифологической тематикой и на свадьбах. Скажем, семьи жениха и невесты выдавали друг другу брачные поручительства, которые писались на листках счастливого красного цвета, украшенных изображениями дракона и волшебной птицы. В особых красных коробках высылались подарки. Обычно лицо невесты скрывала вуаль из красного шелка с изображением дракона, чтобы уберечь новобрачную от дурного глаза. Переезжала невеста в дом жениха в особом красном паланкине. Так, в одной из провинций сохранился свадебный паланкин. Его украсили деревянной резьбой с изображением 20 пар волшебных птиц-фениксов, 36 драконов, 54 журавлей (символов долголетия), 250 других мифологических персонажей.
Фигурками мифических персонажей расшивали шелковые одежды. В Китае с древности до наших дней каждую девочку обучают искусству вышивания по шелку.
Мифологические драгоценные камни. Из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера до сих пор отдают предпочтение яшме - воплощению творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В глубокой древности яшму считали столь священной, что ограничивались минимальной обработкой камня, придавая ему круглую (символ Неба) или квадратную (символ Земли) форму. Такие яшмовые диски и пластины использовались в религиозных церемониях. Кусочек яшмы в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Кроме того, одежду покойного скрепляли яшмовыми застежками в виде драконов или рыб.
Яшмовая печать была обязательной принадлежностью китайского императора и его сановников. До сих пор личная печать остается обязательной принадлежностью каждого китайца. Ныне их делают из яшмы для любого человека. Но по-прежнему они украшаются фигурками мифических зверей или божеств.
В свое время только император мог пользоваться предметами из белой яшмы, или «яшмы как бараний жир» - самой красивой и ценной. От средних веков сохранился рассказ о том, как один император приобрел кусок белой яшмы, в котором увидел фигуру дракона, борющегося с двумя псами. Он позвал мастера, а тот заявил, что ему видится образ карпа, плавающего в зеленых водах Небесного дворца. Через некоторое время мастер поднес императору готовое изделие, и оказалось, что опилки, оставшиеся от обработки этого куска, едва покрывают тонким слоем одну монету.
Из яшмы с древности делают фигурки мифических существ, животных - драконов, птиц, черепах, единорогов, пары рыбок. И ныне китайцы хранят любовь к этому камню. А если человека сравнивают с яшмой, значит, видят в нем большого ученого и мудреца.
Современные народные представления о мифологических персонажах. Изустно некоторые мифы бытуют среди населения китайских провинций и ныне. Так, специалисты в экспедиции записали предание о Фуси и Нюйве. Они превратились в мифах в брата и сестру, которые спаслись от потопа, затем вступили в брак, чтобы возродить погибшее человечество. Думают, что Нюйва породила ровно сто бесформенных комочков плоти, от которых пошел человеческий род, именуемый по-китайски «сто фамилий».
Кроме того, считается, что Фуси впервые изобрел музыкальный инструмент сэ, или лютню. У инструмента была квадратная нижняя часть, символизирующая Землю, и округлый верх - символ Неба. Цитра имела пять струн, символизировавших пять мировых стихий, большую голову, символизировавшую правителя, и тонкую шею - народ. Звук больших струн обозначал голос правителя, а малых - глас народа. Прекрасная музыка могла родиться, если большие и малые струны находились в полной гармонии.
Музыкальные приемы до сих пор носят названия, напоминающие о мифологических существах: «дракон парит в небесах», «черепаха выходит из воды».
Наконец, тот же Фуси изобрел кулинарное искусство в Китае. И в названиях некоторых из 5000 блюд можно услышать отголоски мифов. Например, «Борьба дракона с тигром» приготовляется из ядовитых змей трех видов, дикой кошки и множества пряностей.
Мифологические сюжеты в литературе. Древние мифы не нашли большого отражения в китайской литературе. Их темы встречаются лишь в отдельных небольших поэмах эпохи средневековья, а также в «Сказании о начале мира», возникшем в ХУI в., где есть сюжеты о Паньгу и Нюйве.
Самым замечательным примером современного использования подобных сюжетов является сочинение Лу Синя «Старые истории в новом изложении». Автор перелагает в них историю Небесного стрелка И и его жены Чанъэ, повествование об усмирителе потопа Юе и другие.
Итак, мифы в Китае продолжают жить больше всего в народных представлениях, обрядах и традициях. Они показывают вековое уважение китайцев к древним истокам собственной истории и культуры.
Одна из трёх наибольших стран мира по величине и разнообразию диких это Китай. Имея огромные масштабы государства, какие животные в Китае только не живут: лис, рысь, волк и медведь, это жители таёжной части.
Джейран
Красивые, стройные жители пустынных территорий это антилопы джейраны. На многочисленных фото животных Китая можно рассмотреть всю красоту и грациозность газели. Самцы отличаются от самок своими необычными, лирообразными рогами.
Джейраны живут, строго следую только своему графику. Ранней осенью у самцов начинается гон, то есть территориальное деление. Интересное зрелище, самцы, вырыв копытцем небольшое углубление, откладывают в ней свои экскременты, тем самым застолбив место. Другой, более наглый, откапывает их, вытаскивает и откладывает свои, помечая, что теперь он здесь хозяин.
Зимуют джейраны стаями, но при этом они не уходят высоко в горы, так как их стройные ноги не переносят глубокого снега. А с наступлением весны, самки уходят искать убежище для себя и будущего потомства.
Родившиеся детки, первые семь дней лежат, плотно прижавшись к земле и вытянув голову, маскируясь от хищников, которых у них очень много. Мать, приходя кормить малышей своим молоком, не сразу к ним приближается.
Сначала она с опаской осмотрит всё вокруг. Заметив угрозу для жизни детёныша, она бесстрашно бросится на врага, забивая его головой и острыми копытами. В жаркие летние дни, чтобы укрыться от жары, джейраны ищут себе дерево или кустарник спрятаться в тени, и потом целый день передвигаются за этой тенью.
Панда
Всем известные бамбуковые медведи, эти животные являются символом Китая, они официально объявлены народным достоянием. В девяностом году прошлого века животное внесли в Красную книгу Китая как исчезающий вид. Ведь в природе их осталось всего тысячи полторы особей, и где-то двести проживают в зоопарках страны.
Из-за черно-белого окраса, ранее их называли пятнистыми медведями. А сейчас если дословно перевести с китайского название животного это «кошка-медведь». Многие зоологи-натуралисты видят в панде схожесть с енотом. Эти медведи вырастают в длину более полутора метров, а весят в среднем 150 кг. Самцы, как часто бывает в природе, крупнее своих дам.
У них очень интересное строение передних лап, а точнее пальцев, они шестипалые, поэтому без труда берут ими молодые ветки бамбука. Ведь в сутки животному, для полноценного развития нужно съедать до тридцати килограммов растения.
Их окрас очень красивый, белое тельце, на мордочке вокруг глаз чёрная шерсть в виде «пенснэ». Ушки и лапы у панд тоже чёрного цвета. Но как бы они миловидно не выглядели, с ними нужно быть осторожными. Всё-таки дикая природа даёт о себе знать, и медведь может легко набросится на человека.
Панды заселяют бамбуковые леса, им же и питаются, очень редко разбавляя свой рацион грызунами или травой. Из-за массовой вырубки бамбука, панды взбираются всё дальше в горы.
Медведи привыкли жить поодиночке, за исключением мам с детьми. Они могут до двух лет прожить вместе, затем расходятся каждый своей дорогой. В Поднебесной очень ценят и охраняют панд, и строго карают законом тех, кто не дай бог убьёт медведя, за это человека приговаривают к смерти.
Гималайский медведь
Необычайно красивое животное, принадлежащее к разряду хищников. Гималайские медведи, ещё их называют белогрудые или лунные медведи. Это потому, что у каждого из них на груди есть белоснежное пятно в форме перевёрнутого полумесяца.
Само животное размерами меньше обычного собрата, чёрного цвета. Их шерсть очень мягкая, плюшевая. У них аккуратные небольшие закруглённые ушки и длинный нос. Эти медведи частые гости на деревьях, они там питаются и прячутся от недоброжелателей.
Хоть они и считаются хищниками, однако рацион их на 70 процентов состоит из растительности. Если им захочется мяса, мишка поймает муравья или жабу, падалью он тоже может питаться. При встрече с людьми, животное ведёт себя крайне неприветливо. Были случаи столкновения со смертельным исходом для человека.
Оронго
Они же чиру или тибетские антилопы выходцы из козьего семейства полорогих. У парнокопытных очень ценная меховая шуба, поэтому они часто становятся жертвами браконьеров. Их массово отлавливают и убивают, и по подсчётам численность таких животных чуть более семидесяти тысяч.
Тибетские антилопы почти метровой высоты и сорока килограммового веса. От самочек, самцы отличаются большими размерами, наличием рогов и полос на передних лапах. Рога у чиру растут около четырёх лет, и вырастают до полуметра в длину. Оронго коричневого цвета с красным оттенком, белым животом и чёрной мордой.
Живут эти парнокопытные небольшими семьями, самец и до десяти самок. После рождения телят, детёныши мужского пола живут с родителями около года, затем уходят собирать свои гаремы.
Девочки будут находиться возле матери, пока сами не станут мамой. Численность антилоп с каждым годом уменьшается, за последнее столетие их стало меньше на один миллион.
Лошадь Пржевальского
В 78-году 19 века, великому путешественнику и натуралисту Н.М.Пржевальскому подарили подарок, останки неизвестного животного. Он недолго думая, отправил их своему другу биологу обследовать их. В ходе выяснилось, что это не известная науке дикая лошадь. Её подробно описали и назвали именем человека, который её обнаружил и не оставил без внимания.
В данное время они на страницах Красной книги как исчезнувший вид. Лошадь Пржевальского в природе более не проживает, только в зоопарках и заповедных зонах. По всему миру их не более двух тысяч особей.
Животное полутораметровой высоты и двух метровой длины. Её параметры немного напоминают ослиные – крепкое тело, короткие ноги и большая голова. Весит лошадь не более четырёх сот килограмм.
У неё короткая грива, как хаер на голове у панка, а хвост наоборот достаёт до земли. Лошадь светло коричневого цвета, с чёрными ногами, хвостом и гривой.
Во времена её обитания в дикой природе, большие табуны заселяли территорию Китая. Её так и не смогли одомашнить, даже проживая в неволе, у неё сохранились все привычки дикого животного. В поисках пропитания лошади вели кочевой образ жизни.
Утром и вечером они паслись, а в обед отдыхали. Причём это делали только женщины и дети, в то время как их вожак, отец семейства обходил окрестные территории, чтобы вовремя обнаружить врага, и обезопасить свою семью. Натуралистами были предприняты попытки возвратить лошадей в естественную среду но, к сожалению ни одна из них не увенчалась успехом.
Белый тигр
В Китайской мифологии существуют четыре священных животных , одно из них – белый тигр. Он олицетворял власть, суровость и отвагу, и на полотнах его часто рисовали одетым в военные кольчуги.
Эти тигры произошли от бенгальских, но мутировав внутриутробно, вследствие обрели абсолютно белоснежный окрас. Из тысячи бенгальских тигров, только один будет белым. По всей белоснежной шубе животного проходят кофейного цвета полосы. А глаза его как небо голубые.
В 1958 году прошлого столетия был убит последний представитель этого семейства, и после в дикой природе их больше не стало. В зоопарках страны живёт чуть более двух сот особей белого тигра. И чтобы познакомиться поближе с животным, ничего не остаётся, как листать журналы, шерстить просторы интернета в поисках информации.
Кианг
Животные, принадлежащие к семейству лошадиных. Заселяют все горы Тибета, отчего не сильно любимы местными жителями. Так как из-за своей многочисленности, домашнему скоту совсем не остаётся места для пастбища.
Кианги полутораметровой высоты, и двухметровой длины. Весят в среднем триста-четыреста кг. У них необычно красивый окрас тела, в зиму они почти шоколадного цвета, а к лету светлеют до светло коричневого. От гривы, по всей длине позвоночника и до хвоста проходит темная полоса. А его брюшко, бока, ноги, шея и нижняя часть морды совсем белые.
Кианги не живут по одному, численность их групп составляет от 5-ти до 350-ти особей. В большом стаде преимущественное количество матерей и детей, а так же молодняка, как самцов, так и самок.
Во главе стаи, как правило, стоит зрелая, мудрая и сильная самочка. Мужские особи киангов ведут холостяцкий образ жизни, и только с приходом холодов собираются в небольшие группы.
С середины лета у них начинается половая активность, они прибиваются к стадам с самочками и устраивают показательные бои между собой. Победитель завоёвывает даму сердца, оплодотворяет её и уходит восвояси.
Спустя год беременной жизни на свет появляется лишь один телёнок. Он крепко становится на все четыре копыта и везде следует за своей мамой. Кианги отличные пловцы, поэтому в поиске пропитания переплыть какой-нибудь водоём им не составит труда.
Становится грустно и даже стыдно за поступки людей, по вине которых почти все описанные выше животные, сейчас в критическом состоянии и находятся на грани исчезновения.
Китайская исполинская саламандра
Чудо-юдо существо, даже трудно с кем-то или с чем-то сравнить, живёт в ледяных, чистейших горных реках северного, восточного и южного Китая. Питается исключительно мясной пищей – рыбой, мелкими рачками, лягушками и другой мелочью.
Это не только самое большое, но и самое необычное земноводное во всём мире. Саламандра вырастает, без малого, двух метровой длины, и весит более шестидесяти кг. Голова, так же как и всё туловище, большая, широкая и немного сплюснутая.
По обе стороны головы, вдалеке друг от друга находятся малюсенькие глазки, на которых совсем нет век. У саламандры есть четыре конечности: две передние, имеющие три приплюснутых пальца, и две задние, на них по пять пальцев. А так же хвост, он короткий, и как вся саламандра тоже сплюснут.
Верхняя часть тела земноводного серо-шоколадного цвета, из-за не однотонного окраса и сильно пупырчатой кожи животного, она кажется пятнистой. Её брюхо разрисовано тёмно и светло серыми пятнами.
К пяти годам своей жизни саламандра готова к размножению. Из её личинок появляется на свет около полу тысячи деток. Они рождаются трёх сантиметровой длины. Их наружные жаберные перепонки уже достаточно развиты для полноценного существования.
Китайская исполинская саламандра, как и многие животные Китая, внесена в Красную книгу как исчезающий вид. Этому способствует природный и человеческий фактор.
Недавно, в изолированной горной пещере с источником, была обнаружена двухсот летняя саламандра. Она была полутораметровой длины и весила 50 кг.
Двугорбый верблюд
Он же бактриан или хаптагай (это значит домашний и дикий), из всех верблюдовых он самый крупный. Верблюды уникальные животные, так как чувствуют абсолютно комфортно себя и в палящее солнце и в морозную зиму.
Вот сырости они совсем не переносят, поэтому среда их обитания — знойные районы Китая. Верблюды могут целый месяц обходиться без жидкости, но найдя живительный источник, с лёгкостью выпьют до ста литров воды.
Индикатором сытости и достаточного количества влаги в организме являются именно его горбы. Если у животного всё в порядке, то они стоят ровно, как только обвисли, значит, верблюд должен хорошенько подзаправиться.
Ещё в 19веке, уже знакомый нам великий путешественник Пржевальский описал его, это говорит о том, что двугорбые верблюды самые древние из всего своего семейства. Количество их в дикой природе уменьшается стремительными темпами, биологи-натуралисты бьют тревогу, сомневаясь, что даже принятые меры по их спасению, возможно, им не помогут.
Малая панда
Вот, кто действительно похож на енота, так это малая или красная панда. Китайцы называют её «огненной кошкой», «медвежьей-кошкой», а французы прозвали по своему – «блистающей кошкой».
Ещё в 8 веке в исторических летописях древнего Китая упоминалось о «кошке-медведе». А потом только в 19 веке во время очередной экспедиции натуралистом из Англии Т.Хардвиком, животное было замечено, изучено и описано.
Очень долго малую панду не могли отнести к какому либо виду, то приписывали к енотам, то к медведям. Ведь мордочкой малая панда похожа на енота, а ходит точно как медвежонок, подгибая вовнутрь свои мохнатые лапки. Но затем, внимательно изучив животное на генном уровне, определили в отдельное – мало-пандовое семейство.
Проживают чудо-зверьки, в густо заросших хвойных и бамбуковых лесах. В отличие от больших панд, они питаются не только бамбуком, но и листиками, ягодами, грибами. Очень любит птичьи яйца, своровав их в гнезде.
Не прочь поймать рыбку в водоёме или мимо пролетающее насекомое. На поиски пищи животные отправляются в утреннее и вечернее время, а днём отлеживаются на ветках или прячутся в пустых дуплах деревьев.
Панды живут в умеренном климате с температурой воздуха не выше двадцати пяти градусов тепла, большую из-за своей длинной шёрстки они практически не переносят. В слишком жаркие дни, животные разваливаются на ветках деревьев, свесив к низу свои лапки.
Этот миленький зверёк полуметровой длины, а хвост его сорока сантиметровый. С красивой круглой рыжей мордашкой, белыми ушами, бровями и щеками, и маленьким беленьким носом, с чёрным пятачком. Глаза чёрного цвета как два уголька.
У красной панды очень длинная, мягкая и пушистая шубка интересного сочетания цветов. Её тело тёмно рыжего с коричневым отливом цвета. Живот и лапы чёрные, а хвост рыжий в светлую поперечную полоску.
Китайский речной дельфин
Редчайший вид, который уже, к огромному сожалению обречён. Ведь его осталось около десяти особей. Все попытки спасти дельфинов в искусственных, максимально приближенных к натуральным условиях потерпели фиаско, ни одна особь не прижилась.
Речные дельфины занесены в Красную книгу ещё в 75 году прошлого столетья как исчезающий вид. В этом году специальная комиссия Китая официально признала этот вид вымершим.
Они обитатели неглубоководных рек и озёр в восточных и центральных районах Китая. Ещё речных дельфинов называли – несущие флаг, так как их спинной плавник не большой, в форме флага.
Впервые обнаружили это млекопитающее в 18 году прошлого века. Дельфин своей формой был больше похож на кита, с серо-голубым телом и белым брюшком. Длина его от полутора до двух с половиной метров, и вес от 50 до 150 кг.
Отличался речной дельфин от морского, своим рострумом-клювом (т.е. носом), он был загнут к верху. Питался он речной рыбёшкой, которую доставал с речного дна с помощью клюва. Дельфин вёл дневную жизнь, а ночью предпочитал отдохнуть где-нибудь на мелководье.
Они жили парами, а время брачного периода наступало на конец зимы — начало весны. Предположительно самки дельфинов носили свою беременность чуть менее года. Они рожали только одного дильфинёнка метровой длины, и то не каждый год.
Малыш вообще не умел плавать, поэтому мама ещё какое-то время удерживала его своими плавниками. У них плохое зрение но, хорошая эхолокация, благодаря чему он прекрасно ориентировался в мутной воде.
Китайский аллигатор
Одно из четырёх священных животных Китая. Редкий, находящийся на грани исчезновения вид. Ведь в природе их осталось две сотни особей. Зато в заповедниках не равнодушным людям удалось сохранить и размножить рептилий, и там их насчитывают почти десять тысяч.
Как это часто бывает, «старательные» браконьеры стали причиной вымирания аллигаторов. В данное время китайский аллигатор обитает на востоке Китая на берегах речки под названием Янцзы.
От крокодилов они отличаются чуть меньшим размером, в среднем вырастают полутораметровые рептилии, с длинным хвостом и короткими конечностями. Они серого цвета с рыжеватым оттенком. Вся спина покрыта бронёй – окостеневшими наростами.
С середины осени и до начала весны аллигаторы находятся в спячке. Пробудившись, они будут долго лежать, и прогреваться на солнышке, восстанавливать температуру тела.
Китайские аллигаторы самые спокойные из всего семейства крокодиловых, и если им и случалось напасть на человека, то только в качестве самообороны.
Золотистая курносая обезьяна
Или Рокселланов ринопитек, её вид так же находится на страницах Красной книги. В природе их осталось не более 15000 обезьянок. Они проживают в горных лесах на высоте от 1000 до 3000 метров, ниже никогда не спускаются. Питаются только вегетарианской пищей, у них в рационе веточки, листики, шишки, мох, кора.
Эти обезьянки необычной красоты, в первую очередь хочется описать её мордашку: она синего цвета, с абсолютно приплюснутым носом так, что даже ноздри у неё вытянутые. Оттопыренные в сторону светлые ушки, и по центру головы чёрный, как у панка, хаер. А детёныши выглядят как маленькие Етти, светлые и с длинной шерстью.
Тело обезьяны золотисто-рыжего цвета, длина его семьдесят сантиметров, длина хвоста такая же. Самцы вырастают пятнадцати килограммовые, самки же почти вдвое больше.
Олень Давида
В 18 столетии одним китайским императором были подарены олени зоопаркам трёх стран: немцам, французам и англичанам. Но только в Великобритании животные прижились. В дикой природе их было не большое количество.
В 19 веке французский ученый-зоолог Арман Давид, в саду этого императора нашёл останки давно умерших двух взрослых и дитёныша оленя. Он немедленно направил их в Париж. Там всё тщательно обследовали, описали и дали название.
Вот так доселе неизвестный олень стал называться гордым именем – Давида. Сегодня их можно встретить лишь в зоопарках и заповедниках, в частности и в Китае.
Животное больших размеров, двух сот килограммового веса и полутораметровой высоты. В летнее время их шерсть коричневого цвета с красным оттенком, к зиме она становятся более серых тонов. Их рога немного загнуты к спине и меняют их олени по два раза в год. Самочки оленей Давида вообще безрогие.
Южно Китайский тигр
Он самый маленький и самый быстрый из всех тигров. В погоне за добычей его скорость равна 60-ти километрам в час. В длину эта дикая кошка 2.5 метра, а весит в среднем 130 кг. Китайский тигр, один из десяти животных, которые вымирают с катастрофической скоростью.
В природе обитает и обитал он только на территории Китая. Но ради сохранения вида, многие зоопарки поселили у себя этих вымирающих животных. И, о чудо, в нашем столетии, в заповеднике Африки на свет появился малыш, наследник рода южно китайских тигров.
Коричневый ушастый фазан
Эти уникальные птицы заселяют северные и восточные леса Китая. В данное время, большинство их находится в неволе, так как находятся на грани вымирания.
Со своего семейства они самые крупные, с упитанным тельцем и длинным бархатным хвостом. Их ноги достаточно короткие, мощные, и как у петухов, у них есть шпоры. У них небольшая голова, немного изогнут клюв и красная морда.
На макушке головы находится шапочка из перьев и обязательно ушки, собственно, за что эти птицы и получили своё название. Внешне, самец и самка ничем не отличаются.
Эти птицы умеренно спокойные за исключением брачных периодов, тогда они сильно агрессируют, в горячке могут налететь и на человека. Самочки откладывают яйца или в вырытых ими ямках или на низах кустарников и деревьев.
Белорукий гиббон
Гиббоны обитают на юге и западе Китая, в густых тропических лесах. Практически всю свою жизнь приматы находятся на деревьях, рождаясь, взрослея, старея и умирая. Живут они семьями, самец выбирает себе самочку один раз и на всю жизнь. Вот так, папа с мамой, разновозрастные детишки, возможно даже и особи в преклонном возрасте, и живут.
Самка белорукого гиббона рожает только одни раз в три года по одному малышу. Почти год мать кормит ребёнка своим молоком и всячески его оберегает.
Перебираясь с ветки на ветку в поисках пищи, гиббоны могут перескакивать на трёх метровые расстояния. Питаются они в основном плодами с фруктовых деревьев, в дополнение к ним могут послужить листочки, почки, насекомые.
Они от тёмно, до — светло коричневых окрасов, но их лапы и мордочка всегда белого цвета. Шубка у них длинная и густая. Передние и задние конечности длинные, передние большие, для лучшего лазания по деревьям. У этих животных совсем нет хвоста.
Эти животные живут каждый на своей территории и, обозначая где чья земля, они начинают петь. Причём песнопения начинаются каждое утро, и с такой громкостью и красотой, что не у каждого человека так получиться.
Медленный лори
Это тридцати сантиметровый примат 1.5 килограммового веса. Они как плюшевые игрушки, с густой темно рыжей шёрсткой. По их спине проходит полоса тёмного цвета, но не у всех, а брюшко немного светлее. Глаза большие и выпученные, между ними полоса из белой шерсти. Ушки у лори маленькие, большая их часть спрятана в шерсти.
Медленный лори один из немногих млекопитающих, который токсичен. Щелезы на его руках вырабатывают определённый секрет, который при соединении со слюной становится ядовитым. Таким способом лори защищаются от врагов.
Животные проживают и одиночно и семьями, при этом разделяя территории. А помечают они её, обмочив свои лапы в собственной моче. И каждое прикосновение к ветке всё больше и больше обозначает его владения.
Илийская пищуха
Это самое скрытное животное во всём мире, которое проживает только в Поднебесной. Её территории это горные склоны Тибета, поднимается пищуха почти на пять километров высоко в горы.
Внешне она похожа на миниатюрного зайца, правда с маленькими ушами, а лапки и хвостик в точность заячьи. Шубка серенькая с тёмными крапинками. Илийские пищухи исчезающие виды, их численность очень мала.
Снежный барс
Или Ирбис, один из немногих зверей, которых так полностью и не изучили. Очень мало людей, которые сталкивались с ним нос к носу. Это очень осторожный и недоверчивый хищник. Следуя его тропами можно только видеть следы его жизнедеятельности.
Барс тонкий, гибкий и грациозный. У него короткие лапки, аккуратная маленькая голова и большой длины хвост. А вся его длина вместе с хвостом – два метра, и 50 кг. в весе. Животное сизого цвета, со сплошными или в форме кольца черными пятнами.
Китайский веслонос
Самая большая и древняя речная пресноводная рыбина. Она ещё известна под названием осётр-меченосец. В длину веслоносы вырастают около пяти метров и весят три центнера.
Из-за своего неординарного носа они получили такое название. Только океанологи не могут понять прямое предназначение этого весло. Одни полагают, что с его помощью рыбине удобнее питаться, другие думают, что этот нос остался ещё с далёкой древности.
Питаются они мелкой рыбкой, ракообразными и планктонами. Сейчас очень модно держать этих рыб дома в больших аквариумах, и проживут они со своими хозяевами пол жизни.
Тупайя
Своей внешностью очень похожа на белку дэгу имея острую мордочку, пушистый хвостик. Она двадцати сантиметровой длины, коричнево-серого окраса. На её небольших ножках имеется по пять пальцев с длинными коготками.
Обитают они высоко в горах, в лесах, на фермерский плантациях и в садах. В поисках пищи, были случаи варварских взломов домов людей и воровством еды со стола.
Подобно белке, зверюшка кушает, сидя на задних лапах, а передними удерживает свой добытый кусочек. Живут они, строго разграничивая свои территории. Есть одиночные особи, а есть и целые группы этих зверьков.