Существует ли йети на самом деле. Существует ли йети
В двадцатых годах нашего века от жителей Якутии поступило сообщение, что в местных лесах появился "чучунны" (якутское название дикого человека, означающее "отверженный"). Это существо собирало ягоды и обеими руками засовывало их в рот. Один из местных жителей рассказывал: "Заметив нас, он выпрямился в полный рост. Он был худощав и очень высок, более двух метров. Одет в оленью шкуру. На голове - копна нечесаных волос. Очень длинные руки. Лицо - как у человека, но лоб узкий и нависает над глазами как козырек. У него широкий массивный подбородок, значительно крупнее, чем у человека. Он вдруг бросился наутек. Бежал он очень быстро, подпрыгивая через каждые два шага. Он был бос".
Насколько достоверны подобные сообщения? Найти веские доказательства существования "снежного человека" было очень трудно. По слухам, в тибетских монастырях хранились скальпы, шкуры и даже мумии тел подобных существ, но западным ученым не удавалось заполучить эти ценные вещественные доказательства, чтобы произвести необходимые анализы.
В 1921 году полковник Ч.К. Говард-Бери первым из европейцев увидел настоящего живого "йети"... Полковник возглавлял английскую экспедицию на высочайшую вершину мира Эверест. Во время восхождения на высоте около семи тысяч метров альпинисты увидели группу необычных существ. Они решили, что это, должно быть, "дикие снежные люди". Подойдя к тому месту, где находились странные существа, альпинисты увидели на снегу огромные следы. "Каждый отпечаток был в три раза больше человеческой ступни". Вернувшись в Англию, Говард-Бери изучил литературу по "дикому человеку" Гималаев. Он узнал, что тибетцы стращали этим огромным диким зверем своих непослушных детей.
Говард-Бери рассказывал: "Детям внушали: для того чтобы страшилище не поймало их, надо быстро бежать вниз с горы. Тогда его длинные волосы упадут ему на глаза и оно не сможет их увидеть". Он также узнал, что самкам "йети" очень мешают груди огромных размеров. Один из альпинистов подтвердил это, заметив: "Мы преследовали двух самок "йети", и груди у них были такие большие, что для того, чтобы нагнуться, им приходилось забрасывать груди за спину".
Весной 1925 года английский фотограф Томбази наблюдал одно из этих редких животных на леднике Зему. Так как он состоял членом Королевского географического общества, его информацию все восприняли серьезно. Джон Напиер в своей книге "Большая нога" (это название впоследствии укоренилось за обезьяноподобными существами Северной Америки) приводит следующие слова Томбази: "Вне всяких сомнений, его фигура сильно напоминала человеческую. Будучи темного цвета, она четко вырисовывалась на фоне белого снега. Насколько я мог разглядеть, на нем не было никакой одежды. Через несколько минут существо скрылось в густом кустарнике. За это короткое мгновение я, к сожалению, не успел воспользоваться фотоаппаратом с телеобъективом или хотя бы рассмотреть его получше через бинокль. Но во время спуска я специально сделал крюк, чтобы пройти по тому месту, где увидел этого человека или зверя. Я внимательно осмотрел следы, которые четко выделялись на снегу".
В 1936 году экспедиция Рональда Каулбека подтвердила, что на гималайских склонах встречаются многочисленные загадочные следы. Через год Фрэнку Смиту удалось сделать первый фотоснимок следа "йети". Ситуация изменилась 8 ноября 1951 года, когда альпинисты Эрик Шиптон, Майкл Уорд и Сен Тенсинг совершали восхождение на горную гряду Гаури Санкар. На леднике Мен-Лунг они набрели на совершенно четкие отпечатки очень странных следов. Следы были оставлены существом с пятью пальцами на ступнях, один из которых был гораздо больше остальных. Фотографиям и безупречным знаниям опытного следопыта Шиптона просто невозможно было не поверить. Наконец неприступный Эверест покорился новозеландцу Эдмунду Хиллари и шерпу Тенсингу Норгею. Хотя Хиллари тоже обнаружил гигантские следы, он по-прежнему не верил в существование "йети". Однако несколько позже новозеландец отправился в экспедицию, целью которой были поиски "йети" и изучение возможности адаптации человека к жизни на очень больших высотах. Из этой экспедиции сэр Эдмунд вернулся со скальпом "снежного человека" в руках, который он нашел в Хумьюнгском монастыре. Сенсация продержалась недолго: зоологи определили, что это скальп антилопы.
Сенсация продержалась недолго: зоологи определили, что это скальп антилопы. В 1957 году экспедицию в Гималаи снарядил техасский нефтяник Томас Слик. Его группа наткнулась на следы, оставленные, по словам непальских крестьян, "йети", которые убили в этом районе пятерых человек. Но и эта экспедиция так и не обнаружила "снежного человека".
Более доступными - и во многом более загадочными - оказались леса и горы западного побережья Северной Америки. В этой дикой местности тоже появляются загадочные животные. Одно из них встречается людям чаще других. Его называют "Большая нога" ("бигфут"). Первые сообщения о человекообразных животных в Северной Америке начали поступать еще в начале XIX века. Индейцы рассказывали белым поселенцам о волосатых существах, обитавших в лесах. По их словам, они достигали двух с лишним метров в высоту, имели мощную грудь и широкие плечи, у них почти отсутствовала шея. Первым европейцем, обнаружившим признаки таинственного существа в виде огромных следов ног, был исследователь Дэвид Томас. Произошло это в начале XIX века близ Джаспера, провинция Альберта.
В 1851 году появилось первое газетное сообщение о невиданном существе. Удивительно, но оно поступило не с западного побережья, откуда в дальнейшем в основном и сообщалось о "бигфуте", а из округа Грин, штат Арканзас. Было сделано предположение, что это "существо, имевшее неоспоримое сходство с человеком", и было человеком, одичавшим "после разрушительного землетрясения в этом регионе в 1811 году". "Бигфут" был замечен, когда он преследовал домашний скот.
Президент Теодор Рузвельт, заядлый охотник, в 1903 году рассказывал о нападении таинственного существа на двух охотников в районе реки Салмон в штате Айдахо. В 1924 году произошла самая драматическая встреча с "бигфутом" из всех известных до сих пор. Однажды лесоруб Альберт Остман ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Вдруг его схватил гигантский "битфут" и, взвалив на плечо "как мешок картошки", около трех часов нес в свое логово. С рассветом Остман понял, что он оказался в плену у семьи "бигфутов" - взрослых самки и самца и двух детенышей. У него в мешке было ружье, которым он не хотел воспользоваться, так как обезьяноподобные существа не причинили ему вреда, несколько банок консервов и другие съестные припасы. Этим он и питался, пока был в плену. Тем временем семья "бигфутов" собирала себе на прокорм молодые побеги еловых веток, сладкие травы и коренья. Лесорубу была предоставлена относительная свобода в пределах долины, где обитало дикое семейство, однако за ним постоянно присматривали не менее двух "бигфутов". В конце концов, заподозрив, что его похитили, чтобы сделать мужем детеныша-самки, Остман решил при первом же удобном случае бежать. Он подсыпал отцу семейства в пищу нюхательного табаку и, пока тот бегал к реке, чтобы промыть пасть, скрылся. Всего Остман пробыл в плену у "бигфутов" целую неделю, но, боясь насмешек, еще некоторое время умалчивал о своем приключении. А когда все же рассказал, оно показалось слушателям просто невероятным. Невероятным оно казалось до той самой поры, пока новые сведения не подтвердили наблюдений лесоруба.
Одна из любопытнейших встреч с "бигфутом" произошла в Британской Колумбии в 1955 году. Охотник Уильям Роу сидел в засаде, замаскировавшись в кустах, когда вплотную к нему приблизилась самка "бигфут". Огромное животное, ростом свыше двух метров и весом около полутора центнеров, не подозревало, что за ним наблюдают. Приблизившись к Роу, оно уселось под кустом, за которым он прятался. Это позволило охотнику наблюдать за ним почти в упор. Роу удалось хорошо разглядеть форму головы "бигфута", лицо, волосы, фигуру, повадки и походку. Охотник был настолько поражен неожиданной встречей, что в растерянности забыл о своем фотоаппарате.
Впоследствии он писал об этой встрече: "Видимо, существо наконец почуяло мое присутствие, так как взглянуло на меня прямо через просвет между ветками. На его лице появилось выражение крайнего удивления. Животное в этот момент выглядело настолько комичным, что я не смог сдержать улыбку. По-прежнему оставаясь на корточках, оно непроизвольно сделало три-четыре шага назад, затем выпрямилось во весь рост и быстро зашагало туда, откуда пришло. Удаляясь, оно продолжало следить за мной через плечо, не из страха, а будто не желая иметь дело с чем-то, что было незнакомо и непонятно ему". Роу признался, что какое-то мгновение колебался, не пристрелить ли ему это уникальное существо как доказательство его существования. Он даже поднял ружье и прицелился. Но выстрелить не смог. "Хотя я и называю его "оно", я теперь чувствую, что это был человек. И я сознавал, что никогда не смогу простить себе, если убью его".
Настоящий прорыв в охоте за "бигфутом" произошел 20 октября 1967 года. Роджер Патгерсон, бывший ковбой и скотовод, и его друг индеец Боб Гимлин бродили по лесу в районе ручья Блафф Крик. Они вышли на поляну и за ручьем увидели, по их собственным словам, самку "бигфут", бегущую вдоль берега. Патгерсон схватил свою кинокамеру и, пока животное не скрылось из виду, отснял потрясающие кадры на 71 сантиметре цветной пленки. Затем двое друзей засняли следы, оставленные им. Отснятый дрожащей рукой фильм обошел весь мир, и большинство экспертов признали его достоверность.
Человека всегда интересовали различные необъяснимые события, загадки природы, странные случаи. Не исключением стали и алмасты, бигфуты, йети - наиболее известные как снежный человек – загадочные, мистические существа. Издавна ходит множество легенд и мифов, связанных с ними. Существует ли снежный человек на самом деле или все это выдумки и сказки? Дать однозначный ответ на этот вопрос не возможно. Многие ученые считают, что снежного человека не существует и пытаются найти этому научное объяснение. Встречи с ними происходят по всему миру, но очень быстро заканчиваются. По рассказам очевидцев, высокие волосатые существа буквально исчезают на глазах. Также находят необычные следы, которые они оставляют. В глубинах лесов часто обнаруживают странные сооружения из вырванных с корнем деревьев, такое простому человеку не под силу.
Чаще всего эти существа обитают в труднодоступных для людей местах: высоко в горах или в лесной глуши. В Гималаях в 1936 году были обнаружены огромные следы. В этом регионе очень серьезно относятся к факту существования йети. Так, в Тибете считают, что снежные люди охраняют вход в мистический город Шамбала. В некоторых тибетских храмах хранятся фрагменты останков человекообразных существ. В начале 20-го века в Монголии произошел случай встречи с детенышем алмасты. К сожалению, он погиб, но очевидцы рассказывают, что видели маленькое тело, покрытое шерстью. В 1967 году американцам удалось запечатлеть на видео уникальные кадры: по берегу ручья пробегала высокая волосатая фигура. Считается, это была самка йети.В начале 19-го века в Абхазии князем Ачба было поймано необыкновенное существо, которое оказалось дикой женщиной. Внешний вид у дикарки был довольно специфический. Она была ростом около двух метров, ее мускулистое тело покрывала густая темно-бурая шерсть, глаза у нее были красного цвета. Широкое с грубыми и крупными чертами лицо женщины имело плоский нос, нижняя челюсть с мощными зубами выступала вперед. У нее были довольно толстые и длинные пальцы на руках. Благодаря своей внешности пленница получила имя Зана.
Снежный человек Зана, йети
Позже она была подарена князю Эдже Генаба. Он держал снежную женщину в яме, обнесенной частоколом, из-за ее необычайной силы. Дикая женщина пугала окружающих своими способностями, она была невероятно вынослива. Также вела себя она достаточно агрессивно, кидалась на людей. Однако со временем ее удалось постепенно успокоить и приручить. Для нее построили шалаш, в который позже переселили. Самка алмасты научилась входить в помещение только с разрешения хозяина, смогла выполнять несложные поручения. Благодаря своей силе и мощи легко справлялась с тяжелой работой. Разговаривать Зана не умела, но человеческую речь понимала, в питании была не привередлива, одежду носить отказывалась. Лишь под конец жизни начала надевать набедренную повязку. Зато постоянно учувствовала в гуляньях князя, во время которых часто употребляла алкоголь и имела связи с мужчинами. Самое интересное, что у нее не было внешних признаков старения. Предположительно, умерла самка снежного человека в конце 19 века во время родов.
Родив без посторонней помощи своего первого ребенка, женщина хотела его искупать в реке, но вода в ней была слишком холодная, младенец простудился и умер. То же самое произошло и со вторым ребенком. После этих случаев новорожденных у Заны стали отбирать и воспитывать люди. Детей было у нее четверо: две девочки и два мальчика. Все дети женщины выросли абсолютно нормальными людьми, хоть и со своими особенностями. О судьбах двоих из них практически ничего не известно, но мальчик Хвит и девочка Гамаса выросли в одной семье Ходил слух, что их отцом был сам Эдже Генаба. Дочь Заны умерла в 1920-х годах, Хвит дожил почти до 70 лет и скончался в 1954 году.
Прямые потомки Заны
Дети Заны росли вместе с обычными детьми и особо от них ничем отличались. Они все имели свои семьи, детей, занимали определенное место в сообществе. У сына Заны была темная кожа, большие губы, как у представителей негроидной расы, прямые жесткие волосы. Хвит был высоким, как мать обладал нечеловеческой силой. Местные старожилы рассказывали, что он мог зубами поднять стул с сидящим на нем человеком и при этом танцевать. Также он отличался взрывным характером, часто ввязывался в драки, в результате одной из которых потерял руку. Даже имея одну руку, потомок снежной женщины прекрасно управлялся с огородными и полевыми работами.
Хвит - сын Заны
Хвит был дважды женат и имел троих детей. Его сыну Шалико передалась неимоверная сила, мужчина зубами поднимал накрытый стол. Погиб сын Хвита в результате несчастного случая в горах.
Сын Хвита
С его дочерью тоже произошла трагедия, она умерла от разряда электрического тока. Говорят, что при жизни Раиса обладала уникальным даром - женщина умела видеть кожей: она становилась босыми ступнями на газету и слово в слово читала написанное.
Дочь Хвита в молодости
Дочь Хвита
Гамаса также обладала крепким телосложением, как и брат, кожа у нее была темного цвета, тело покрывали волосы. Умерла женщина в возрасте 60 лет. Подробности о ее жизни неизвестны.
Слева череп Хвита, справа – предположительно, Заны
Игорь Бурцев с черепом Хвита, сына Заны
Ученые не один год ищут ответ на этот вопрос. Проводя различные исследования, было установлено, что череп сына йети строением значительно отличается от обычного человеческого. Он объединяет в себе структурные признаки неандертальца и современного человека. Череп уникален и не имеет аналогов в природе. Также ошибочными были предположения, что Зана африканская рабыня, ее ДНК не совпало с генами африканцев, ведь волосы у йети и ее потомков были прямыми, что является значительной отличительной чертой от представителей негроидной расы. Сам же Игорь Бурцев абсолютно уверен, что дикая женщина относится к неандертальцам, а ее сын гибрид с современным человеком.
Историк Поршнев тоже считает, что йети являются неандертальцами. Предположительно, эти предшественники современного человека не исчезли, а продолжают сосуществовать с людьми. Данный факт подтверждает и строение скелета снежного человека.
Некоторые ученые высказывают предположения, что на самом деле снежного человека не существует. Это обычные люди с психическими отклонениями, которые покинули свое место жительства и скрываются в лесах вдали от общества.
Хотя с точки зрения науки подтверждений существований алмастов не имеется, кто-то же оставляет следы огромных ног, клочки темной длинной шерсти в разных уголках земного шара. Есть предположение, что йети приходят к нам из параллельного мира, возможно, поэтому они появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Также сооружения из деревьев, обнаруженные в лесах, могут служить порталом для таинственных существ. Одно известно, что еще много лет будут продолжаться споры вокруг снежного человека. Впрочем, некоторые загадки должны оставаться неразгаданными.
Описание
В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде - моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.
Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.
Происхождение названия
Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.
Существование
Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.
…о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.
Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.
Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :
Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]
Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…- «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.
В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .
Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.
С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:
На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.
Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .
Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»
Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .
Общество криптозоологов
Упоминания в истории и литературе
Абстрактный рисунок снежного человека.
Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе косматый ), Рамаяне (ракшасы ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн , сатир и силен в Древней Греции , йети на Тибете , в Непале и Бутане , гулей-бани в Азербайджане , чучунны, чучунаа в Якутии , алмас в Монголии , ежэнь (野人 ), маожэнь (毛人 ) и жэньсюн (人熊 ) в Китае , киик-адам и албасты в Казахстане , леший , шиш и шишига у русских , див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине , дев и албасты на Памире , шурале и ярымтык у казанских татар и башкир , арсури у чувашей , пицен у сибирских татар , абнауаю в Абхазии , сасквоч в Канаде , тэрык , гиркычавыльин , мирыгды , килтаня , арынк , арыса , рэккем , джулии на Чукотке , бататут , седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве , какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.
Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:
Ссылки
См. также
Примечания
- К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
- Фильм Паттерсона
- Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
- Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
- Жанна-Мария Кофман
- см. например, «Популярный биологический словарь», 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
- В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
- Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
- КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
- Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
- Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev In The Footsteps of the Russian Snowman 240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
- Б. А. Шуринов Парадокс XX века «Международные отношения» 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
- Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
- Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.
Среди мифических созданий встречаются существа, о реальности которых спорят по сей день. Невозможно сказать точно, существует ли снежный человек, т. к. за последние 100 лет накопилось множество доказательств, как поддерживающих теорию о реальности йети, так и опровергающих их существование.
Общая характеристика
Снежный человек (йети) - персонаж и тибетского фольклора, человекоподобное существо, обитающее в горах. В отличие от многих мифических персонажей, чье мистическое происхождение было доказано, существование йети остается причиной для споров.
В государстве Непал снежный человек был признан на официальном уровне в середине ХХ в. Согласно законам этой страны, любой, кто обнаружит поселение йети, получит крупное денежное вознаграждение.
Внешний вид создания
В Тибете существует множество легенд о внешнем облике снежного человека. Создания имеют такие особенности:
- Рост колеблется от 3,5 до 5 м.
- Руки существа непропорционально большие и касаются земли при ходьбе.
- Густая шерсть горных обитателей имеет черный или темно-серый цвет.
Характер йети
Снежные люди отличаются спокойным нравом. Они стараются не контактировать с людьми и в основном прячутся среди скал и на деревьях.
Йети являются всеядными, однако их рацион преимущественно состоит из овощей и фруктов. Существа живут в пещерах семьями. Некоторые виды предпочитают строить дома на деревьях, т. к. эти постройки защищают их от наземных хищников.
Врагами снежного человека считаются барсы, тигры и леопарды, однако йети способны дать отпор этим хищникам. Благодаря сильным рукам, снежный человек может переломить хребет крупному животному.
Встречи со снежным человеком
На сегодняшний зафиксировано множество Основными рассказчиками подобных историй являются охотники и альпинисты.
Есть истории о целых экспедициях, посвященных поискам снежного человека. Такие люди называют себя криптозоологами.
Первые упоминания об йети
Миф о снежном человеке возник после обнаружения огромных человеческих следов в горах Гималаев в конце XIX в. Человек, который нашел отметины, являлся гражданином Британии и носил фамилию Уэддел. Свидетель обнаружил только следы, а самого зверя не видел.
Первая встреча с йети
Официально первая встреча со снежным человеком произошла в 1914 году, во время экспедиции на гору Джомолунгму. Группа альпинистов заметила огромные следы на снегу.
Вечером, во время привала, экспедиторы услышали странные звуки, идущие с горных троп. Осветив путь факелом, ученые увидели огромную человекоподобную фигуру, покрытую темной шерстью. Согласно описанию альпинистов, существо достигало 4 м в высоту.
Опровержение существования снежного человека
На сегодняшний день было сделано заявление профессором биологических наук Петром Каменским о том, что снежный человек не может существовать в современном мире. Это связано с развитой системой наблюдения, которая позволяет зафиксировать перемещение любого живого существа на большом расстоянии.
Последний крупный вид обезьян был открыт в начале ХХ в. Чтобы сохранить свою численность, йети должны существовать группами. Однако прятаться от зоологов и горных жителей на протяжении века не смогут даже самые проворные создания.
Эти аргументы указывают на мифологическое происхождение снежного человека. Подобные великаны смогли бы спрятать свои поселения от людей только с помощью магии.
История происхождения бигфута
Бигфут (дословный перевод «большая ступня») или сасквоч является аналогом тибетского йети. Это создание встречается в горах и чащах Северной Америки.
Первое упоминание о бигфуте было зафиксировано в 1961 году гражданином США Роем Уоллесом. Вокруг его жилища были обнаружены огромные следы человеческих босых ног. Это история быстро распространилась по Штатам. Сасквоча признали аналогом снежного человека из Тибета.
В начале 70-х Уоллес заснял женскую особь йети, которая бродила по лесным сугробам. Многие эксперты подтвердили подлинность этой пленки.
Однако после смерти Уоллеса его ближайшие друзья опровергли все доказательства, указывая на фальсификацию данных. Самкой сасквоч являлась жена Роя, одетая в тяжелую медвежью шубу. Сам автор пленки использовал для создания следов йети вырезанные из досок трафареты.
Несмотря на поддельность всех доказательств, коренные жители конвента уверены, что сасквочи существуют. Индейцы утверждают, что великаны в звериных шкурах являются предками жителей Северной Америки. Из характерных особенностей бигфута можно выделить:
- Рост мужской особи достигает 3,2 м.
- Цвет шкуры - темно-рыжий или коричневый.
- Размер ступни составляет 50-60 см.
Альберт Остман и семья сасквочей
Это история произошла в начале 70-х. Обычный лесоруб Ванкувера, Альберт Остман, опубликовал свой рассказ, в котором поведал соотечественником о жизни в семье йети. На момент похищения мужчине было 18 лет.
Согласно его словам, Альберт остался ночевать в лесу после работы на лесопилке. Внезапно нечто большое схватило спальный мешок и уволокло к себе в жилище. Похититель оказался бигфутом, который жил в пещере со своей женой и двумя разнополыми детьми.
По словам лесоруба, сасквочи не обижали его и относились как к домашнему животному. Альберту удалось сбежать через 5 дней после похищения.
Йети на ферме Мишелин
На западе Канады в 20-ых года проживала семья Мишелен, которая содержало собственное ранчо. В течение 3-х лет все жители фермы сталкивались с йети, однако со временем он перестал приходить на территорию ранчо. Семья рассказала о нескольких случаях встречи с этим созданием:
- В первый раз сасквоча увидела дочь хозяина фермы. Она играла на опушке леса и заметила огромное человекообразное существо, которое следило за девочкой. Йети направился к ней, однако девочка громко закричала, и подоспевший отец спугнул сасквоча ружьем.
- Второй раз младшая дочь увидела бигфута, когда мыла посуду. Она посмотрела в окно и заметила чудовище, наблюдающее за ней из окна. Дочь закричала и чудовище прогнали выстрелами родители.
- В третий раз гоминид посетил ранчо в ночное время. Однако собаки, охранявшие ферму, спугнули йети громким лаем.
Бигфут в леднике
Еще одна история, проливающая свет на то, существует ли снежный человек на самом деле, произошла в 1968 году с летчиком Френком Хансеном. На один из фестивалей, посвященных загадочным существам, американец доставил необычный экземпляр. Экспонат выглядел как огромный контейнер, внутри которого было замерзшее во льду существо. Это создание было покрыто густой черной шерстью.
Неизвестное животное заинтересовало государственные службы, однако летчик не позволил им забрать экспонат. До самой смерти Френк хранил контейнер в подвале. В 2012 замороженного йети передали в музей Стивена Басти.
Экспертиза замороженного сасквоча
Мистер Хансен разрешил ученым осмотреть тело замороженного мужчины в конце 70-х. Изначально зоологи выдвинули теорию, что создание во льду является неандертальцем. Однако при детальном осмотре тела было выявлено, что существо погибло от пулевого ранения.
Сасквоч имел мужской пол, его рост составлял 2,3 м. Ученых удивила густота волосяного покрова, т. к. шерсть на теле существа не являлась следствием генетического заболевания. Также создание обладало такими особенностями:
- Широко посаженые небольшие глаза.
- Маленький плоский лоб.
- Широкий приплюснутый нос и густые брови.
- Отсутствие губ.
Ступни и ладони гоминида значительно превышали размеры человеческих частей тела. Однако пальцы на ногах и руках были короче в два раза.
Раскрытие тайны замороженного йети
Перед смертью Френк ответил на вопрос, как труп бигфута попал к нему в руки. Во время охоты мужчина преследовал оленя. Ступая по его следам, он вышел на поляну и увидел странную картину. Человекообразные существа с густой темной шерстью поедали внутренности убитого животного.
Одно из созданий направилось к летчику и Френк от страха застрелил неизвестное чудовище,подозревая, что это . Остальные сасквочи испугались выстрелов и убежали в чащу. Сначала летчик хотел бросить существо в лесу, однако после решил забрать труп с собой в качестве доказательств своей истории.
Собранные по всему миру образцы шерсти, которые считали принадлежащими снежному человеку, на самом деле собраны от обычных животных.
Йети, бигфут, снежный человек, сасквоч – так называют таинственное человекообразное существо огромного роста, передвигающегося на двух ногах и покрытого густой шерстью. По рассказам одних очевидцев, которые якобы наблюдали снежного человека в лесах и горах, на Алтае, в Гималаях и Северной Америке, выглядит загадочное существо, как гигантская обезьяна из гигантопитеков (которые вымерли миллион лет назад). Другие утверждают, что йети напоминает гибрид неандертальца и денисовского человека, двух вымерших видов древних людей.
Примечательно, что исследованиями снежного человека наука почти не занимается, не считая криптозоологии, научность которой вызывает большие сомнения. Большинство ученых отмахиваются от историй о йети, считая их по большей части выдумками. Как недавно выяснилось, вполне возможно, что это на самом деле так. В частности, еще в 2008 году было установлено, что шерсть, якобы принадлежащая снежному человеку и обнаруженная в штате Джорджия, на самом деле представляет собой смесь волос опоссума и гориллы. Но, несмотря на это, фанаты йети утверждают, что помимо фальшивок все же существуют и настоящие образцы, просто наука оставляет вопрос о снежном человеке без должного внимания.
Тогда ученые из Швейцарии, Германии, Франции и США решили, наконец, решить вопрос о том, существует ли снежный человек на самом деле. Предварительно исследователи собрали образцы шерсти, которые, как считали, принадлежат йети. В итоге у них оказалось 57 образцов, которые любезно были предоставлены как музеями со всего мира, так и отдельными энтузиастами, в том числе из России и Индии. Причем возраст образцов оказался самый разный, некоторые даже хранились в течение полувека.
На первом этапе исследования, ученые сразу же исключили то, что являлось даже не шерстью, а различными растительными и искусственными волокнами. В итоге у них осталось 37 образцов, которые далее подвергли генетическому анализу. Основная трудность в проведении анализа состояла в том, что шерсть снежного человека оказалась загрязнена человеческой ДНК. Проще говоря, образцы захватали руками. Тогда эксперты решили отправить на анализ не всю ДНК, а только ту, которая кодирует рибосомную РНК митохондрий. Именно ее в основном используют для идентификации биологических видов.
В ходе проведения анализа еще семь образцов пришлось отбросить, так как из них невозможно было взять достаточно материала для лабораторного определения видовой принадлежности. Оставшиеся тридцать, как потом сообщили авторы исследования, принадлежали различным животным. По мнению ученых, они никак не могли являться шерстью «неизвестного человекообразного примата». Так, из имеющихся образцов часть волос принадлежала енотам, коровам, оленям, людям, дикобразам и койотам. Там даже были волосы чепрачного тапира – единственного из тапиров, обитающего в Азии.
Хотя два образца все же привлекли внимание ученых. В них были выделены ДНК полярных медведей, хотя шерсть привезли из Бутана. По мнению специалистов, возможно, что современные гималайские медведи имели среди своих предков древних полярных медведей, которые потом полностью исчезли с этих земель. Примечательно, что живущие на Гималаях люди используют три слова для обозначения разных видов снежного человека. Один из них также обозначает медведя.
Между тем ученые уверяют, что нет никаких оснований утверждать, что представленные образцы шерсти — это результаты мошенничества. Дело в том, что психология человека — сложная штука, поэтому вера в существование загадочного существа способна сильно повлиять на восприятие. Поэтому многим могло и впрямь показаться, что они повстречали йети, поэтому найденную на месте происшествия шерсть приняли за доказательство существования загадочного существа. Хорошо, что новейшие методы генетического анализа помогли узнать, кому на самом деле принадлежат обнаруженные волосы.
Впрочем, настоящих фанатов йети, вряд ли можно убедить в том, что снежный человек – это всего лишь миф. К тому же, некоторые образцы и правда не были подвергнуты анализу в результате их плохого состояния. Но самое главное, для настоящего паранаучного фаната научные методы и исследования ученых не имеют никакого значения. Так что поклонники йети будут все равно продолжать выходить на поиски этого существа.