Судьба страны и женщины в поэме ахматовой "реквием". Cочинение «Тема родины и гражданского мужества в поэзии А
Т.Г.Прохорова
Изучая ахматовскую поэму, чрезвычайно важно задуматься над тем, что выделяет эту вещь на фоне многих других произведений, посвященных теме «человек и тоталитарное государство». Попробуем начать с предельно обобщенного вопроса: «О чем эта поэма? Какова ее главная тема?»
Наверное, при размышлении над этим вопросом в первую очередь вспоминаются события, послужившие толчком к написанию поэмы, - арест в 1935 году сына и мужа А.Ахматовой (Л.Н.Гумилева и Н.Н.Пунина), соответственно, «Реквием» воспринимается как поэма о репрессиях 1930-х годов, о трагедии народа в эпоху сталинизма, «в страшные годы ежовщины».
Но если главная тема поэмы связана со сталинскими репрессиями, с какой целью А.Ахматова включила в нее главу «Распятие»? Какова ее роль в произведении? Почему не только в этой, но и в других главах мы встречаем христианские символы, детали, религиозные аллюзии. И вообще почему лирическая героиня "Реквиема" представлена как человек верующий, как православная христианка?
Напомню, что А.Ахматова – поэт, чье формирование происходило в эпоху Серебряного века – в период расцвета модернизма, и, хотя «Реквием» был написан значительно позже, его автор оставалась в русле этой традиции. Как известно, на первый план в модернизме выдвигаются не социальные, не конкретно-исторические, а вечные, универсальные проблемы: жизнь, смерть, любовь, Бог. В соответствии с этим художественное время и пространство в произведениях модернизма организовано иначе, чем, предположим, в реалистических текстах, где время чаще всего носит линейный характер, а пространство вполне конкретно. Так, в акмеизме, с которым А.Ахматова изначально была тесно связана, принципиально важна идея вечного возвращения, а потому и в пространственно-временной картине акцент делается, прежде всего, на том, что с годами остается неизменным.
Чтобы понять принцип организации художественного времени и пространства в ахматовском «Реквиеме», проанализируем четыре строчки из «Вступления», являющиеся своеобразным ключом к пониманию авторской концепции поэмы:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь,
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Вначале обратим внимание на конкретно-исторические детали, которые относятся к эпохе 1930-х годов. Мы находим их, прежде всего, в последней, четвертой строке – это «черные маруси» - так в то время называли в народе определенную марку машин, на которых обычно увозили арестованных.
Следующая строка тоже, казалось бы, содержит вполне конкретную вещную деталь – «кровавые сапоги», но она уже не столь четко закреплена за определенным временем: увы, наша история такова, что следы «кровавых сапог» можно встретить где и когда угодно.
Далее обращаем внимание на образ «безвинной Руси». Задумайтесь, почему Ахматова употребляет именно такое – древнее – наименование своей родины? Размышляя над этим вопросом, обратим внимание на то, что не только художественное время, но и пространство поэмы расширяется: от конкретного оно постепенно, шаг за шагом уводит нас вглубь истории, к 17-18 векам, а затем и ко времени раннего христианства. Если попытаться графически изобразить картину, характеризующую художественное время и пространство поэмы "Реквием", то получится несколько концентрических кругов: первый символически выражает события личной жизни поэта, ее семейную трагедию, которая и послужила толчком к созданию "Реквиема" (это время автобиографическое), второй круг - шире - это эпоха 1930-х годов, когда миллионы людей стали жертвами репрессий, третий круг еще шире, он выражает трагическую историю Руси, где было не меньше страданий, несправедливости и слез, чем в 1930-е, и, наконец, четвертый круг - это уже время Вечное, которое выводит нас к трагическому сюжету распятия Христа, заставляет вновь вспомнить о страданиях сына Божьего и его матери.
Таким образом, в поэме вырисовывается концепция исторического движения как некоего трагического порочного круга. Вот почему возникает образ «звезд смерти», «стоящих над нами». Это знак высшего суда, божьей кары. Подумайте, где подобный образ вам уже встречался? В Библии, в Апокалипсисе, в литературе? Вспомните, к примеру, слова, звучащие в финале романа М.Булгакова «Белая гвардия»: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет,
а звезды останутся (…)». Попробуйте сопоставить символику звезд у Ахматовой и у Булгакова. А, может быть, вы найдете другие литературные параллели?
А теперь выделим в поэме «Реквием» повторяющиеся, сквозные образы, воспринимающиеся как символические знаки Вечности, - это «крест», «звезда» и «река». Попытаемся их расшифровать.
Начнем с символики «креста», ведь даже тюрьма, у стен которой, «трехсотая с передачею» стояла лирическая героиня, называется Кресты. Конечно, крест – это символ страдания. Но если принять во внимание христианскую традицию, следует уточнить, что речь идет о страдании во имя любви к людям. Если вы обратитесь к «Словарю символов», то узнаете, что «крест» - один из древнейших символов, известный в культурах разных народов. Он олицетворяет не только страдание, но и воспринимается как знак вечной жизни, бессмертия, как космический символ, точка сообщения между Небом и Землей. В христианстве «крест» символизирует спасение через жертву Христа, страдание, веру, искупление. Таким образом, этот символ, возникающий уже в самом начале поэмы, можно воспринять не только как трагический знак, но и как знак спасения, любви и искупления.
В связи с этим задумаемся над вопросом: почему в поэме Ахматовой ключевым становится образ матери, почему даже в главе «Распятие», в известном евангельском сюжете выделена фигура не сына Божьего, а именно матери, чья боль настолько велика, что люди даже боятся взглянуть в ее сторону? Логика предшествующих рассуждений позволяет прийти к заключению, что с образом матери у Ахматовой связана идея любви и искупления. Все боли мира проходят, прежде всего, через сердце матери. Неудивительно в связи с этим, что своеобразными двойниками лирической героини становятся и «стрелецкие женки», чьи мужья и сыновья были казнены за участие в восстании в 17 веке («буду я как кремлевские женки под московскими башнями выть»), и сама Богоматерь.
Не менее значимы в поэме и символические образы «звезды» и «реки». Выявляя их значения, мы можем еще раз убедиться в том, что эти образы тесно связаны с символом «креста», они как бы дополняют друг друга. С помощью «Словаря символов» устанавливаем, что «звезда» олицетворяет присутствие божества. В христианстве «звезда» также олицетворяет рождение Христа. Следовательно, мы вновь приходим к тому, что мотив страдания и смерти у Ахматовой теснейшим образом связан с мотивом жизни вечной. Это значение по-своему воплощается и в образе «реки» - символе, известном еще со времен античности и обозначающем мировой поток, течение жизни, обновление и одновременно - необратимое течение времени, которое предполагает забвение.
Итак, все три рассмотренных нами ключевых символических образа заставляют при чтении поэмы постоянно соотносить то, что происходит на земле с измерением Вечности. Вот почему лирическая героиня, чье горе, вызванное страданиями сына, было так велико, что жизнь казалась ей просто ненужной обузой, все же смогла в итоге пройти через пустыню смерти и пережить духовное воскрешение. Идея бессмертия, обновления, жизни вечной звучит и в финале поэмы «Реквием». Здесь она связана с темой памятника, которая имеет давнюю историю в русской и в мировой литературе. Сравним, как трактовалась эта тема в «Памятнике» Г.Р.Державина, в пушкинском «Я памятник себе воздвиг…», во вступлении к поэме В.Маяковского «Во весь голос» и в ахматовском "Реквиеме".
Если у Державина и Пушкина, каждый из которых представил свой вариант вольного перевода оды Горация «К Мельпомене», речь идет о памятнике поэту, и им становится само его творчество, обеспечивающее ему бессмертие, то у Маяковского "памятником" названа уже не столько сама поэзия, сколько "построенный в боях социализм", то есть общее дело, служению которому поэт подчинил свой талант. Закономерно, что в его поэме поэтическое «я» все чаще сменят «мы» («пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм»). А.Ахматова, включаясь в этот поэтический диалог, тоже трактует известную тему в полемическом ключе: размышляя о памятнике, она обрывает все нити, связанные с памятью о поэте как о конкретной личности. Этот памятник должен увековечить не ее персону и даже не ее творчество, а материнское страдание и вечную материнскую любовь как единственный залог того, чтобы эти страдания больше не повторялись. Именно с этой любовью связана надежда, что порочный кровавый круг истории будет когда-нибудь прерван и наступит обновление. Как символические знаки обновления можно воспринять и возникающие в заключительных строчках поэмы образы «реки» с идущими по ней кораблями и «голубя» (еще один известный евангельский символ), указывающие на то, что замкнутость «порочного круга» все же может быть преодолена.
А теперь, исходя из проделанного анализа, попробуйте вновь ответить на вопрос, с которого мы начали: «О чем поэма Ахматовой «Реквием»?» Хочется верить, что ответы будут уже другими, чем они были.
Каковы особенности ранней лирики А. Ахматовой?
Ранняя лирика А. Ахматовой — в основном лирика любви. Стихи-миниатюры сюжетны, драматичны, в них очень важна деталь, которая передает психологическое состояние человека. Например, в стихотворении «Песня последней встречи» смятение и волнение передано лишь одной деталью: «Я на правую руку надела / перчатку с левой руки». Нежность и хрупкость чувств сочетались с твердостью и классической стройностью стиха. Интимность и предельная откровенность ранней лирики определили ее камерность.
Какие топонимы являются постоянными в лирике А. Ахматовой?
Топонимы (название местности) Царское Село, связанное с именем А.С. Пушкина, и Петербург — символ культуры и державного величия.
Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?
Родина в поэзии А. Ахматовой — понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой войны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифистском плане. А. Ахматова в стихах «Утешение», «Молитва» готова на любые жертвы ради того, «чтобы туча над темной Россией / стала облаком в славе лучей». В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрировали, А. Ахматова не оставила Родину (см. 4).
Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть родину (по стихам)?
А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах «Мне голос был, он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю». Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: «Темна твоя дорога, странник, /Полынью пахнет хлеб чужой». Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».
Каким предстает Петербург в поэме «Реквием» А. Ахматовой?
Петербург — прежде город культуры и символ державной власти в 1930-е годы становится в поэзии А. Ахматовой Ленинградом. В поэме «Реквием» он превращается в некий придаток к репрессивной государственной машине: «Ненужным придатком болтался / Возле тюрем своих Ленинград».
Какова композиция поэмы «Реквием» А. Ахматовой?
«Реквием» состоит из прозаического Предисловия, где рассказывается о жизненной основе и внутренней цели поэмы; Посвящения женщинам, разлученным с сыновьями, мужьями; Вступления, которое адресовано уходящим на каторгу или расстрел. Поэма состоит из 10 стихотворений, написанных в разное время — с 1935 по 1940 годы. Заключает поэму двухчастный Эпилог. В Эпилоге возвращается образ тюремной очереди и развивается тема Памятника поэту, известная из Державина и Пушкина. Но в отличие от предыдущих памятников, современный поэт должен быть запечатлен стоящим у тюремной стены.
Как А. Ахматова понимает роль поэта и поэзии?
А. Ахматова была далека от понимания социальной роли поэзии. Она считала, что у поэта прежде всего моральные обязательства перед обществом. Это выражено в стихах «Нам свежесть слов и чувства простоту», где Поэт уподобляется Христу, которого предают ученики, не понимает толпа. Но смысл поэтического творчества «расточать, а не копить».
Новая эпоха, начавшаяся в стране после революции, была воспринята А. Ахматовой как трагическое время потерь, горя и разрушений. Свое предназначение с ее приходом она видела в том, чтобы до конца разделить судьбу своей страны, своего народа. Об этом говорится в эпиграфе поэмы: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Ахматова ощущает боль родины как свою собственную, и по этой причине отказывается от эмиграции. Поэма «Реквием» при жизни поэта не была напечатана. Она оказалась слишком правдивым и горьким повествованием о страшных для России годах. Поэма выходит за рамки личной боли. Она являет собой глубокое размышление о судьбе всего народа, перенесшего «страшные годы ежовщины». Ахматова посвящает поэму «невольным подругам» двух своих «осатанелых лет», отстоявших долгие месяцы в тюремных ленинградских очередях, переживших горе, перед которым «гнутся горы», надеявшихся на спасение и перенесших тяжесть приговора. «Это было, когда улыбался только мертвый»,- так характеризует Ахматова время, описанное в поэме. Говоря о страданиях родины, она олицетворяет ее: «И безвинная корчилась Русь..» Строфы поэмы написаны разным стихотворным размером, что придает им неодинаковое звучание. То отчаянный крик слышится в них, то стон, то плач, то погребальная песня. Скрежещут постылые двери, гудят паровозы, плачут дети, громыхают черные маруси.... Трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэта. Ахматовой пришлось пережить гибель двух мужей, созерцать исковерканную судьбу сына, самой терпеть преследования. «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне»,- пишет она. Глубокое горе матери заключено во многих строках поэмы. Огромная трагедия происходящего в том, что «не разобрать теперь кто зверь, кто человек». Героиня поэмы пытается мужественно переносить ниспосланные ей удары. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь... Самое тяжелое - «память до конца убить». Она обращается к смерти с просьбой прийти поскорее: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь?». «Мне очень трудно»,- умоляет героиня. Такая боль легко может довести человека до безумия, лишить его желания жить, надеяться. «Уже безумие крылом души накрыло половину»,- звучит как последний стон. Глубок смысл названия поэмы. Победа исторической памяти над забвением - основной пафос «Реквиема». Поэма стала памятником и живым, и мертвым, а сама Ахматова - голосом национальной трагедии. Литературовед Б. Зайцев писал о «Реквиеме»: «Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей» и «насмешницей»... Можно ли было предположить..., что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль - женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих - женах, матерях, невестах... ». Зайцев отмечает в «Реквиеме» мужскую силу стиха, «гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое».
Ахматова "Реквием" - сочинение "Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой"
Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий. Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого “серебряного века”, поэтому неудивительно, что ранняя лирика Ахматовой — почти исключительно лирика о любви. Но постепенно в ее стихах появляется ощущение конца эпохи. “Здесь все мертво и немо, как будто мира наступил конец”, — напишет она после посещения Царского Села.
Все чаще в стихах звучит предчувствие катастрофы, которую несет “не календарный — настоящий Двадцатый Век”. Для Ахматовой он начался осенью 1914 года. Тема родины все более властно звучит в поэзии в годы I мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, “чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей”. Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год. И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсегда именно здесь. Наверное, были минуты сомнения:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда.
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда”.
Но любовь к родине была сильнее, ощущение неразделимости своей судьбы с судьбой народа окажется той силой, которая поможет принять существенное для нее решение:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Пройдя пять лет скорбного пути с окровавленной, разоренной гражданской войной Россией, пережив личную трагедию (в 1921 году был расстрелян муж — поэт Николай Гумилев), Ахматова уверенно скажет: “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам”. И постепенно “я” превращается в “мы”: “Мы ни единого удара не отклонили от себя”. Это “мы”, выросшее из ощущения родства со страной, с горькой ее судьбой, особенно часто будет звучать в годы Великой Отечественной войны. Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту “двадцать четвертую драму Шекспира”, которую пишет страшное время, “уже мы не в силах читать!”. Не в силах потому, что позади 30-е годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына).
Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь “перед этим горем гнутся горы, не течет великая река”. К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии. Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной трагедией (арест сына во второй раз). И опять звучит “мы” в военной лирике:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Война расширяет родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну — она ее не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа:
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Победы-вдовы. Всю боль своей родины поэтесса вобрала в себя, и, только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое -
Душа моя и тело.
Ахматова всегда была “там, где народ, к несчастью, был”. И мы должны быть вечно благодарны великой поэтессе, что она, к счастью, была, есть и будет со своим народом.
Ранняя лирика А. Ахматовой – в основном лирика любви. Стихи-миниатюры сюжетны, драматичны, в них очень важна деталь, которая передает психологическое состояние человека. Например, в стихотворении “Песня последней встречи” смятение и волнение передано лишь одной деталью: “Я на правую руку надела \ перчатку с левой руки”. Нежность и хрупкость чувств сочетались с твердостью и классической стройностью стиха. Интимность и предельная откровенность ранней лирики определили ее камерность.
Какие топонимы являются постоянными в лирике А. Ахматовой?
Топонимы (название местности) Царское Село, связанное с именем А. С. Пушкина, и Петербург – символ культуры и державного величия.
Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?
Родина в поэзии А. Ахматовой – понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой войны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифистском плане. А. Ахматова в стихах “Утешение”, “Молитва” готова на любые жертвы ради того, “чтобы туча над темной Россией \ стала облаком
в славе лучей”. В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрировали, А. Ахматова не оставила Родину (см. 4).
Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть родину (по стихам)?
А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах “Мне голос был, он звал утешно”, “Не с теми я, кто бросил землю”. Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: “Темна твоя дорога, странник, \Полынью пахнет хлеб чужой”. Она горда тем, что “ни единого удара не отклонили от себя”, чем и будет “оправдан каждый час”.
Каким предстает Петербург в поэме “Реквием” А. Ахматовой?
Петербург – прежде город культуры и символ державной власти в 1930-е годы становится в поэзии А. Ахматовой Ленинградом. В поэме “Реквием” он превращается в некий придаток к репрессивной государственной машине: “Ненужным придатком болтался \ Возле тюрем своих Ленинград”.
Какова композиция поэмы “Реквием” А. Ахматовой?
“Реквием” состоит из прозаического Предисловия, где рассказывается о жизненной основе и внутренней цели поэмы; Посвящения женщинам, разлученным с сыновьями, мужьями; Вступления, которое адресовано уходящим на каторгу или расстрел. Поэма состоит из 10 стихотворений, написанных в разное время – с 1935 по 1940 годы. Заключает поэму двухчастный Эпилог. В Эпилоге возвращается образ тюремной очереди и развивается тема Памятника поэту, известная из Державина и Пушкина. Но в отличие от предыдущих памятников, современный поэт должен быть запечатлен стоящим у тюремной стены.
Как А. Ахматова понимает роль поэта и поэзии?
А. Ахматова была далека от понимания социальной роли поэзии. Она считала, что у поэта прежде всего моральные обязательства перед обществом. Это выражено в стихах “Нам свежесть слов и чувства простоту”, где Поэт уподобляется Христу, которого предают ученики, не понимает толпа. Но смысл поэтического творчества “расточать, а не копить”.
Глоссарий:
- как трансформируется образ родины в поэме реквием
- как трактуется тема родины в поэзии ахматовой
- тема родины в поэзии ахматовой
- тема родины в лирике ахматовой
- образ родины в поэме реквием
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- …Но ложимся в нее И становимся ею – Оттого и зовем так Свободно – свою… “Родная земля” 1961г На протяжении многих лет поэты обращаются к...
- Как много лет назад, поэзию Ахматовой и сегодня воспринимают по-разному. Есть люди, которые любят ранние её стихи, наиболее остро воспринимая изображение любви. Других привлекает тайна,...
- Тайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как дышать. В цикле “Тайны...