Су 35 против ф мнения экспертов. Авиация россии
Зачем Джорджу Соросу цыгане?
Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35С принят на вооружение российской армии. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации . Казалось бы, эта новость сильно запоздала, поскольку истребитель уже давно прописался в частях ВКС. В настоящий момент эксплуатируется уже 60 этих эффективных машин . Более того, Су-35С уже более двух лет воюют в Сирии, нанося ракетно-бомбовые удары по объектам террористической инфраструктуры.
И вот теперь выясняется, что самолет все это время находился «на птичьих правах». Но это не вполне так. Первая серия построенных в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе им. Гагарина проходила этап опытной эксплуатации. Принятие на вооружение военной техники осуществляется после всесторонних испытаний - полигонных, войсковых. В данном случае испытания проводились и в реальных боевых условиях.
Тут есть и еще один момент, внешний. Военная техника, принятая на вооружение, получает зеленую улицу для ее экспортных поставок. Поскольку покупатель получает официальный паспорт приобретаемой техники. То есть все абсолютно четко - на бумаге, а не на словах.
Хотя Су-35С настолько хорош, настолько зарекомендовал себя не только на авиасалонах, но и в реальной боевой обстановке , что заявки на его приобретения начали поступать из-за границы задолго до принятия самолета на вооружение. В ВВС Китая уже осваиваются около десяти этих истребителей. А всего были заказаны 24 машины. 11 самолетов намеревается приобрести Индонезия.
Достоинства Су-35
Итак, в чем же заключаются достоинства Су-35 , который относится к поколению 4++? С формальной точки зрения он совсем немного не дотягивает до истребителя пятого поколения. Лишь по двум требованиям, которые к ним предъявляются. Во-первых, у него отсутствует РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Решетка пассивная. Во-вторых, при его создании стелс-технологии применялись по минимуму. Критики пытаются приписать самолету еще один «грех» - якобы он неспособен развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Однако это не так, в этом режиме она равна 1,1 М . Пусть и небольшое превышение, но оно есть. Чего не скажешь об американском истребителе F-35 , чью принадлежность к пятому поколению многие подвергают сомнению. Его бесфорсажная скорость не дотягивает до сверхзвуковой, вопреки рекламной информации, сочиненной компанией-разработчиком.
Самое сильное качество Су-35С - несомненно, сверхманевренность . Этот истребитель способен выполнять такие фигуры высшего пилотажа, которые больше никому не под силу. Например, «блинчик» - разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости и высоты. Когда Су-35С впервые продемонстрировал свои летные возможности на авиасалоне в Ле Бурже, то это была сенсация мирового значения . Самолет немедленно назвали «русским НЛО».
У сверхманевренности две составляющие - двигатель с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и прекрасный планёр. Планёр достался в наследство от Су-27, который конструкторы ОКБ Сухого вылизывали не одно десятилетие, доводя до максимально возможных аэродинамических качеств. Такой преемственности у американских конструкторов не наблюдается, в связи с чем не происходит развития летных качеств истребителей по нарастающей. Прекрасный тому пример - вышеупомянутый F-35, который все никак не доведут до ума . В ответ на критику относительно летных характеристик самолета руководство компании «Локхид Мартин» не устает повторять, что это практически не имеет никакого значения. Поскольку эта машина сильна своей малозаметностью и уникальным радаром. И должна неизменно одерживать победы в воздушных боях благодаря принципу «первый увидел - первый выстрелил».
Проверка компьютерным боем
Такие заявления опровергает и теория, и практика. В конце прошлого десятилетия на базе Хикам ВВС США на Гавайях были проведены «компьютерные маневры», в которых американские истребители F-22, F/A-18 и F-35 сражались против Су-35. Моделировались групповые бои, в которых принимали участие до дюжины самолетов с каждой стороны. Российский самолет неизменно брал верх, хоть иногда его и поражали американские ракеты. Наиболее стойким оказался F-22, его шансы на победу были определены как 0,35−0,36. F/A-18 оказался более слабым самолетом. Присутствовавшие на маневрах представители ВВС Австралии, которые намеревались совершить массовые закупки F-35 , были обескуражены. Вернувшись на родину и пообщавшись с прессой, они изрекли: «F-35 был избит дубинкой, как ребенок ». Однако Пентагон выкрутился, заявив, что в связи со строгой секретностью при составлении моделирующей программы были использованы не все возможности самолета. В результате Австралия начала платить очень серьезные деньги за гнилой товар .
Проигрыш американских невидимок (F-22 и F-35) в групповых боях объясняется тем, что они имеют минимальную эффективную площадь рассеяния лишь во фронтальной плоскости . То есть когда идут с противником лоб в лоб. С боков же, сверху и снизу F-22 и F-35 видны гораздо лучше, и этим пользуются самолеты группы, которые занимают разные эшелоны.
Су-35 vs F-35. "Дядя избивает дубинкой ребенка"
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…
На днях главнокомандующий ВВС России выступил с заявлением, что Россия уже начала испытывать пятый и шестой летные образцы новейшего истребителя Т-50 (ПАК ФА), а также выразил уверенность в том, что уже к 2017 году вместе с началом серийного производства самолет будет принят на вооружение, в результате чего в части ВВС поступит от 450 до 600 истребителей. Когда дело касается самолетов нового поколения, Америка тоже не желает оставаться в стороне: пресс-секретарь министерства обороны США заявил, что причины неполадок в новейших F-35 уже выявлены, в свете чего Пентагон разрешил ВВС возобновить полеты этих машин. В это же время армия США готова выделить 6.9 миллиардов долларов на модернизацию истребителей F-22, чье производство было ранее приостановлено. «Белоголовый орлан» и «полярный медведь», армия США лучшие во всем мире. И их новейшие истребители F-22. F-35 и T-50, разработанные с использованием технологий малой заметности (согласно западноевропейским стандартам, это истребители 4-го поколения, согласно советско-российским стандартам, это истребители 5-го поколения) – прямое отражение реальной военной мощи каждой из этих держав. Какие же самолеты лучше показывают себя в небе, какие у каждой из моделей преимущества и слабые места?
Морской ястреб со стальными когтями
Одного F-22 достаточно, чтобы сбить 7 самолетов третьего поколения.
В 80-х годах XX века Советский союз удерживал лидирующее положение в небе засчет таких мощных машин третьего поколения как МиГ-29 и Су-27, противостоявших в то время американским истребителям третьего поколения F-15 и F-16. Чтобы захватить превосходство в небе, Пентагон первым пошел по пути разработки истребителя нового, четвертого поколения. В 80-х годах задача была поставлена, к 90-м годам – утвержден план разработки. Новый самолет получил обозначение F-22 «Раптор». В 1997 году успешно прошли летные испытания первого образца этого самолета, в 2003 году уже была сдана первая партия серийных «Рапторов». Отличительными чертами F-22 стали его высокая маневренность, сверхзвуковая крейсерская скорость, соответствие идее «первым обнаружил – первым поразил» и низкая заметность. По сравнению с боевыми самолетами предыдущего поколения это был огромный скачок вперед.
Представители Пентагона заявляли, что один F-22 может справиться с 7 советскими истребителями 3-го поколения, За разработкой этого истребителя внимательно следил весь мир. Сочетаемые в нем качества стали образцом для всех последующих разработок истребителей 4-го поколения, его стали так или иначе копировать все другие военные державы. Вплоть до 2013 года F-22 оставался единственным в мире стоящим на вооружении истребителем 4-го поколения. Раз F-22 – настолько великолепный самолет, кому бы не хотелось иметь такой в своей армии? Однако Америка строго запретила экспорт этих истребителей, отнесясь к ним как к драгоценности, которую нельзя продавать направо и налево. Чтобы подсластить пилюлю для своих союзников, США начали разработку другого самолета, который можно было бы передать в чужие руки: так началась работа над другим истребителем 4-го поколения, F-35 «Лайтнинг».
В воздушном бою новая машина показывала себя несколько хуже F-22, однако «Лайтнинги» оказались лучше приспособленными для выполнения таких задач как нанесение ударов по наземным целям. План Пентагона был прост: в зоне ведения военных действий захватывать превосходство в воздухе с помощью F-22, а удары по противнику наносить уже на F-35.
В разработке «Лайтнингов» принимало участие множество стран, включая Америку, Великобританию, Канаду, Австралию и Италию. Расчет изначально делался на то, что F-35 станет основным боевым самолетом первой половины XXI века для Америки и всех ее союзников; одна американская армия планирует закупить до 7400 машин, в то время как ее союзники по НАТО и Япония собираются приобрести до 12000 самолетов.
Кто одержит верх, если новейшие истребители России и Америки сойдутся в воздушном бою? В действительности, обсуждая этот вопрос, мы можем сейчас лишь высказывать предположения, поскольку американский F-22 уже давно стоит на вооружении, в то время как российский Т-50 пока еще проходит стадию летных испытаний. У нас пока еще нет четкого представления о реальных возможностях российского истребителя. Если говорить о конструкции, то длина корпуса, размах и площадь крыла у российского самолета немного больше, нежели у «Раптора», однако при всем при этом Т-50 оказывается довольно легким, благодаря чему можно сделать вывод, что российский истребитель будет довольно маневренным. Предельная скорость F-22 – 2400 км/ч, а российский самолет сможет, по предварительным оценкам, достигать скорости в 2600 км/ч, однако Т-50 может проигрывать «Раптору» в крейсерской скорости. Как заявляет сама российская сторона, Т-50 может нести на себе огромный запас топлива, благодаря чему он также будет превосходить F-22 как по практической дальности, так и по боевому радиусу. Если говорить о вооружении, то на российскую машину, помимо пушки для ведения ближнего воздушного боя и ракет малой и средней дальности, также будут ставиться ракеты класса воздух-воздух сверхбольшой дальности, способные поражать цели на расстоянии свыше 400 км. Следует помнить, что на данный момент для F-22 основными средствами борьбы с воздушным противником являются лишь ракеты малой и средней дальности.
Во-первых, это электронно-навигационное оборудование: в этом поле советские и российские разработки всегда уступали американским аналогам. Новый T-50 будет оснащаться передовой радиолокационной системой и сможет обнаруживать цели на расстоянии свыше 400 км, одновременно отслеживать до 60 воздушных целей и поражать еще 16, однако, несмотря на то, что в этой области у российских разработчиков есть некоторый прогресс, бортовое радиоэлектронное оборудование, отвечающее за сбор и обработку информации, активную помехозащиту и авторегулировку, по-прежнему оставляет желать лучшего. На F-22 ставится многофункциональная многочастотная авионика, в то время как защитные системы Т-50 не покрывают всей ширины частотного спектра. Если же говорить о применении технологий скрытности, ставших характерной чертой для всех самолетов четвертого поколения, то здесь российский истребитель тоже несколько уступает американским аналогам. Большой размах крыла делает самолет более маневренным, но в это же время увеличивает риск обнаружения.
Похожая ситуация и со строением хвостового обтекателя: за превосходную маневренность приходится расплачиваться меньшей малозаметностью. Безо всякого сомнения, Т-50 – это великолепный самолет; снизив эффективную площадь рассеяния (ЭПР) этого истребителя до 0.5 м², российские инженеры проделали невероятную работу. Однако это все равно больше, чем у F-22: согласно официальным данным, при просвечивании одним и тем же радаром расстояние, на котором обнаруживается российский истребитель, вдвое больше, чем у «Раптора». Есть, однако, и те специалисты, которые считают, что благодаря особенностям конструкции Т-50 в реальных боевых условиях будет менее заметным, нежели американский истребитель. Поэтому в целом можно сделать такой вывод: если брать непосредственно боевые характеристики самолета (предельная скорость, огневая мощь), то Т-50 оказывается лучшим выбором, однако если мы взглянем на другие показатели (малозаметность, электронная начинка), то российский истребитель проигрывает «Раптору». Каким будет исход реального боя, пока что не может предсказать никто. Однако нам не следует забывать, что F-22 разрабатывается и совершенствуется уже не один десяток лет. Выбиваться изо всех сил, а на выходе получать самолет, который едва может соперничать с машиной двадцатилетней давности – не самое завидное положение для российских военных.
Что же «Лайтнинг» F-35 тоже относится к самолетам пятого поколения, но мы должны понимать, что это просто более дешевый многоцелевой истребитель, который был спроектирован, чтобы успокоить союзников и наносить удары по наземным целям. Малозаметность, скорость, боеспособность – по всем этим параметрам «Лайтнинги» совсем не чета «Рапторам». Возможно, по сравнению с новым российским истребителем F-35 будет более эффективен при поражении наземных и наводных целей, однако если эти истребители сойдутся в схватке, то T-50 обречен на мгновенную гибель.
В то время как США захватили превосходство в небе с помощью новейших F-22, Россию одолевали невзгоды: распад Советского союза резко сократил военную мощь страны, обвал всей экономической системы завел перспективные военные разработки в тупик. После того, как в власти пришел Путин, экономическая ситуация в стране улучшилась, но российская армия отнюдь не стала богаче, виной тому фантастическая коррупция, многие разработчики покинули Россию, уехав в Китай где стабильная ситуация и Китайское правительство создало все условия для российских инженеров, многие из них зарабатывают больше чем конструкторы в данной отрасли в США..
В Китае, судя по сообщениям интернет-СМИ, проведен первый испытательный полет истребителя пятого поколения J-20, Аналог Т-50 разработанный китайскими и российскими инженерами которые покинули Россию. Китай планирует в ближайшие годы построить 8000 единиц J-20. К сожалению Россия пока не может себе позволить иметь такое количество техники..
Как в таких условиях найти огромные средства, необходимые для того, чтобы продолжить разработку своего собственного истребителя нового поколения? И тут, к счастью для России, свою помощь предложила Индия. Индия тоже грезит о том, чтобы стать сверхдержавой, поэтому две страны быстро пришли к компромиссу и начали совместную разработку истребителя Т-50. Каков формат этого «сотрудничества»? Все ключевые технологии находятся в руках у российских разработчиков, от Индии требуется лишь платить по счетам, но и тут не без проблем оказывается средства которые Индия перевела на разработку новой техники были похищены в различных военных ведомствах, следствие по данному делу ведутся до сих пор но пока безрезультатно.
По этой причине Индия, и другие страны пока предпочитают закупать технику не у России...
В ближайшие десять лет Москва планирует вложить в свой истребитель около 2-3 миллиардов долларов, 10 лет большой срок и к этому времени Т-50 будет уже устаревшим по сравнению с F-35. В это же время, согласно плану индийской стороны, в течение двадцати лет Индия потратит на покупку (F-35) 144 самолетов 35 миллиардов долларов. Выходит, что цена одного истребителя колеблется в районе 200 миллионов долларов..
Космополит К°
on
Американский журнал The National Interest решил оценить возможности российского многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С в воздушном бою с американской авиацией. Получилось крайне интересно.
Отдавая дань сверхманевренности и его «неплохим электронным и оружейным системам», журнал делает вывод: этот истребитель нисколько не уступает западным самолетам, таким, как F-15 Eagle, Eurofighter Typhoon и Rafale. Что касается «европейца» и «француза», которые, разумеется, обладают большими боевыми возможностями, чем американский F-15, то тут заявление «не уступает западным самолетам» опровергнуто реальным положением вещей.
В индийских ВВС служат более двухсот истребителей Су-30МКИ, которые относятся к поколению 4+. Это, конечно, мощные машины, но они не дотягивают по возможностям до Су-35. Тот не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения, всего по трем пунктам. По малозаметности, по РЛС с АФАР и по сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. Все остальное, как говорится, при нём.
Так вот во время ежегодно проходящих в Индии учений, на которые приглашаются пилоты США и ряда других стран НАТО, Су-30МКИ безраздельно господствовали в небе. С разгромным счетом они одерживали победы в учебных боях против F-15, F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale. Такой способ сравнения качества истребителей является наиболее достоверным. И заявление, что Су-35 лишь «не уступает» вышеперечисленным самолетам, не выдерживает никакой критики.
Журнал признает, что по сверхманевренности с Су-35 не в состоянии конкурировать даже истребители ВВС США пятого поколения F-22 и F-35 . И это предопределено не только совершенством планера и органов управления российской машины. На ней установлены двигатели рыбинского НПО «Сатурн» АЛ-41Ф1С, имеющие всеракурсно отклоняемый вектор тяги. Это обеспечивается за счет того, что сопла поворачиваются в двух плоскостях - вертикальной и горизонтальной.
Самый маневренный из американских «пятерочников» - F-22 Raptor - способен отклонять вектор тяги только в вертикальной плоскости. Что облегчает взлет этого истребителя и позволяет на высоте совершать маневры с меньшим радиусом в вертикальной плоскости. Однако к сверхманевренности это не относится. То, что может делать в воздухе Су-35, не способен повторить ни один самолет в мире. Не случайно на авиасалоне в Ле Бурже во время демонстрации пилотирования его окрестили «Русским НЛО».
Однако, как считает журнал, данное качество способно влиять на исход поединков лишь на малой дистанции. А это якобы уже вчерашний день авиационной тактики. «Американцы» имеют рекордно низкую видимость для РЛС противника. И в то же время оснащены мощными радарами, что позволяет увидеть Су-35 значительно раньше, то есть на большей дистанции, чем «россиянин» увидит F-22 или F-35. И соответственно выпустит по Су-35 ракету большой или средней дальности.
Однако существуют нюансы. У Су-35 все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американцев», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м. Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км. В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.
Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние - Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.
Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение. Этого, конечно, недостаточно, чтобы Су-35 успел сделать ответный залп. Хотя бы потому, что дальность нашей ракеты не 150 км, а всего 110 км. Но российский пилот при обстреле может приготовиться к противоракетному маневру, который, учитывая сверхманевренность его истребителя, может оказаться эффективным.
Также на Су-35 будет приведена в готовность авиационная система обороны. И вот тут у американской ракеты еще меньше шансов на успех. Дело в том, что на большей протяженности полета ее траектория корректируется при помощи сигнала GPS. На финальном участке включается активная радиолокационная ГСН. По признанию целого ряда высокопоставленных чиновников Пентагона, США не менее, чем на 10 лет отстают от России в области систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В качестве примера: всем известен случай, года наш фронтовой бомбардировщик Су-24 погасил всю электронику американского эсминца в Черном море, совершив несколько проходов над палубой ставшего беззащитным корабля. Так вот, система РЭБ Су-35 вполне способна справиться с американской ракетой на любом ее участке полета, блокировав сигнал GPS, а также устанавливая помехи для ГСН. И способность ракеты переключаться с самолета на источник ложных целей тут не сработает, РЭБ Су-35 устроена значительно хитрее. На «Рапторе» станция РЭБ вообще отсутствует.
При оценке способности выиграть бой на большой дистанции необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что у F-22 отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения. Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть - не обнаруживая себя. Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.
То есть это максимально скрытная система, которая позволяет самолету «прятаться» при выключенной бортовой РЛС. У Су-35 IRST интегрирована в оптико-локационную систему ОЛС-35, в которой помимо тепловизионного канала есть и телевизионный.
Это достоинство. Правда, не слишком большое, если говорить о столкновении Су-35 с «Раптором». Поскольку дальность действия ОЛС - 80 километров. При этом она способна сопровождать до четырех целей одновременно.
F-22 для обнаружения Су-35 должен включить РЛС вне зависимости от того, на каком расстоянии российский самолет. Су-35 этого не требуется, он обнаружит «Раптора» при помощи ОЛС всего на 10 км ближе, чем при работе бортовой РЛС.
Из вышесказанного следует, что при столкновении на дальней дистанции шансы у самолетов примерно равны. Решающую роль может сыграть мастерство пилотов. Ясность в решении этого вопроса могла бы внести Индия. Она высказывает намерения приобрести несколько Су-35. И могла бы устроить новые учебные бои с «Раптором».
Что же касается столкновения на ближней дистанции, то сверхманевренность российского самолета существенно повышает его шансы на победу. Однако не настолько, чтобы с легкостью справляться с американскими «пятерочниками». Дело в том, что многое зависит от используемых в ближнем бою ракет. У нас это Р-73М. У США - AIM-9X Sidewinder.
Принятая на вооружение в 1983 году Р-73 длительное время была одной из лучших (по некоторым данным - самой лучшей) ракетой «воздух-воздух» ближнего действия. Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 в лидирующие позиции. Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия. Соответственно, у нее шире угол поиска и захвата цели. Еще одно достоинство этой ракеты - управляемый вектор тяги.
Однако оснащение «Рапторов» новейшей ракетой только начинается. Сейчас они летают с AIM-9M, которая не имеет управляемого вектора тяги и оснащена обычной ИК ГСН. И уступает Р-73М по боевым возможностям.
К достоинствам Р-73М следует отнести возможность запуска при любых режимах полета, включая сверхзвуковой, с интенсивным маневрированием. В настоящий момент на Су-35 внедряется последняя модификация Р-73 - . В ней удалось расширить угол поиска ИК ГСН до 120 градусов. Также существенно повысилась помехозащищенность ракеты.
Несмотря на жесточайшую критику американского истребителя F-35, особенно в российской прессе, Пентагон принял принципиальное решение о закупке очередной партии самолетов.
В ближайшее время компания Lockheed Martin получит заказ на изготовление 130 машин. И это вдобавок к тем 300, которые уже сошли с конвейера и даже разошлись по разным странам.
Об крупном контракте сообщал портал Aviation Week со ссылкой на источники в Конгрессе. Долгое время ВМС США в лице вице-адмирала Мэта Уинтера долго торговались с производителем о цене, но в конце концов самолету дали добро.
Дело в том, что F-35 с укороченным взлетом и вертикальной посадкой позарез нужен американцам. Истребителями планируется планируется вооружить новые авианосцы типа "Джеральд Р. Форд", которые в будущем заменят легендарные "Нимиц". Из относительно старых самолетов останутся только модернизированные F/A-18E/F, но именно "тридцать пятые" должны стать неуловимыми и невидимыми "дьяволами", способными взять под крыло хоть ядерную бомбу и взлететь даже с небольшого пятачка.
В российских СМИ долгое время идет кампания по дискредитации американского истребителя, сообщается о малейшем проколе в ходе испытаний. Подливают масла в огонь и американские средства массовой информации, которые неоднократно писали, что моряки недовольны программным обеспечением самолета, а также подачей кислорода в машину, из-за чего пилоты постоянно жалуются на симптомы гипоксии.
Однако все это рабочие моменты. Модернизация и доработка истребителя не прекращалась с 2000 года, когда F-35 совершил свой первый полет. Да, "тридцать пятый" критикуют за относительно небольшую скорость – самолет не разгоняется и до 2000 км/час. Но нужно ли это истребителю? Запредельные скорости нужны перехватчикам, чтобы настигать сверхзвуковые бомбардировщики, а также сбивать баллистические ракеты на большой высоте. В условиях современного воздушного боя на первый план вышли локаторы и маневренность самолетов, причем первое намного важнее.
В прошлом году на учениях Atlantic Trident "тридцать пятые" практически всухую разгромили лучшие истребители четвертого поколения, включая французский Dassault Rafale, британский Eurofighter Typhoon и американский F-15E. У "Рафалей" F-35 выиграли 18:0, у "Еврофайтеров" 19:1 и у F-15E – 16:1. Летчики даже не успели понять, что произошло, как их самолеты были поражены условными ракетами. Пилоты F-35 просто раньше засекли противников и "поразили" их ракетами "воздух-воздух" AIM-120. Радар AN/APG-81 с активной фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать противника на расстоянии более 100 км. Это огромное премущество, по сравнению с которым проигрыш в скорости меркнет.
По понятным причинам, учебные бои F-35 с российскими Cу-35С и Су-57 не проводились, что позволяет журналистам, экспертам и "диванным аналитикам" без конца представлять в небе их противостояние.
Но факт остается фактом: только Су-57 оснащены радаром с активной фазированной решеткой. Но российские пилоты могут только мечтать о таком количестве самолетов пятого поколения, которым обладают США. Пока заключен контракт на поставку 12 истребителей Су-57. По сути это пробная партия.
Кроме того, своим F-35 американцы убили сразу двух зайцев. Помимо того, что они создали малозаметный истребитель пятого поколения они предложили флоту долгожданные самолеты вертикальной посадки. Те самые, которые в свое время были у СССР, прежде всего, Як-141, который так и не удалось сохранить из-за развала Советского союза.
Можно сколько угодно ругать F-35 и писать о том, что он в подметки не годится российским "сушкам", "разваливается на лету" и не способен обогнать поезд. Но иначе как "шапкозакидательством" это назвать нельзя. F-35 – это современный самолет, который построен специально для того, чтобы одерживать победы над истребителями предыдущих поколений. И недооценивать его нельзя.
В последнее время в СМИ широко обсуждают возможный отказ от поставки Турции партии F-35 только из-за того, что Эрдоган решил купить российские С-400. В Вашингтоне опасаются, что русские смогут заполучить секретные технологии в обмен на скидку по С-400. Если в Москве досконально изучат F-35, сбить его будет ПВО РФ гораздо проще.
В последнее время в различных СМИ довольно часто можно встретить противопоставление пятого поколения F-35, выпускаемых компанией Lockheed Martin (США), и российского МиГ-35, разработанного РСК «МиГ» и в качестве самолета поколения 4++.
Насколько справедливо такое сравнение - вопрос отдельный, учитывая, что F-35 создавался «с нуля» и «в цифре», как машина 5-го поколения, тогда как МиГ-35 является логическим продолжением хорошо известной, но довольно старой машины 4-го поколения - МиГ-29. Однако, как показывает практика, исход боя далеко не всегда определяется поколением самолета.
«Ридус» решил внимательно рассмотреть обе машины, чтобы понять, на что им стоит рассчитывать в случае потенциального боевого столкновения (которого, как мы надеемся, никогда не случится).
«Локхид-Мартин» F-35 «Молния II»
Lockheed Martin F-35 Lightning II («Локхид-Мартин» F-35 «Молния II») - семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения , разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трех вариантах: наземный истребитель (CTOL) для нужд ВВС США , истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, а также палубный истребитель (CV) для нужд ВМС США .
Свой первый полет он совершил почти 18 лет назад - 24 октября 2000 года . Однако по разным причинам его эксплуатация началась с 2012-го (для учебных целей), а в ВВС США он с 2 августа 2016 года. Самолет находится в серийном производстве с 2006 года. Произведено более 290 машин (май 2018 года). Его эксплуатантами являются такие страны, как США , Великобритания , Австралия , Израиль , Япония , Нидерланды , Италия .
Программа разработки F-35 обошлась американским налогоплательщикам в 55,1 млрд долларов. Стоимость единицы, планируемая на начало полномасштабного крупносерийного производства в 2019 году: F-35A - 83,4 млн долларов, F-35B - 108,1 млн долларов, F-35C - 93,3 млн долларов.
Интересно отметить, что еще в 1995 году компания Lockheed Martin объявила о получении военных секретов от ОКБ имени Яковлева . Знания и опыт советских технических специалистов, накопленные в процессе разработки советского истребителя вертикального взлета и посадки Як-141 , использовались для разработки F-35.
Да и демонстрационная версия, Lockheed Martin X-35B, во многом внешне напоминала Як-141, за исключением того, что у Як-141 для вертикального взлета и посадки были установлены два дополнительных подъемных турбореактивных двигателя РД-41, а изделие Lockheed Martin обходится одним основным двигателем.
МиГ-35 «Fulcrum-F»
МиГ-35 (по кодификации НАТО : «Fulcrum-F» - «точка опоры») - легкий многофункциональный авиационный комплекс поколения 4++ , предназначенный для уничтожения воздушных, наземных (надводных) целей как с использованием высокоточного управляемого оружия, так и неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
МиГ-35 предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием
по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника. Летные испытания начались в январе 2017 года
. Предполагается поступление 30 самолетов в ВКС России
до 2020 года.
Разработчик - КБ РСК «МиГ », производитель - авиазавод «Сокол» . Первый полет состоялся в 2016 году . Начало эксплуатации запланировано в 2018 году. В войска МиГ-35 поступит в 2018 году (может быть). Эксплуатанты: Россия и другие возможные покупатели. Произведено - 2 (прототипа). Базовая модель - МиГ-29К .
Кто победит?
Чисто в теории, если F-35 и МиГ-35 сойдутся в бою на дальнем расстоянии, то с большой вероятностью победа останется за F-35. Это объясняется более высокой дальностью обнаружения целей американцем, а также его возможностью поражать цели далеко за пределами прямой видимости.
Так, в частности, на нем стоит AN/AAQ-37 - электронно-оптическая система (ЭОС) с распределенной апертурой (DAS), состоящая из шести ИК- датчиков, расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов. Система позволяет выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, сопровождать данные цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме, обнаруживать иные наземные и воздушные цели, осуществлять навигацию при полете днем/ночью.
Сторонники F-35 утверждают, что передовые компьютерные технологии и бортовые датчики самолета позволят ему обнаружить и уничтожить вражеские истребители на гораздо больших дальностях, чем все известные самолеты, включая МиГ-35. Уничтожение противника будет происходить прежде, чем он сможет обнаружить F-35.
Оружие у американского оппонента F-35 также более современное и продвинутое. Это ракеты класса «воздух - воздух» AIM-9 Sidewinder , AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM , а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM .
Впрочем, представление о том, что F-35 способен уничтожить МиГ-35 раньше, чем тот его увидит на экране локатора, также базируется исключительно на теоретических умозаключениях. В условиях реального боя обнаружение противниками друг друга может зависеть от самых различных причин.
Если же американцу не удастся засечь и уничтожить российский самолет до своего собственного им обнаружения, то шансы самолетов практически уравниваются. Основа вооружения МиГ-35 при решении задач «воздух - воздух» - это управляемые ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения и ракеты ближнего боя и их модернизированные варианты.
Российский истребитель перестает уступать в части вооружения американцу, в случае установки на него модернизированной «Гадюки» - ракеты Р-77 (РВВ-АЕ в экспортном варианте, по классификации МО США и НАТО - AA-12 Adder). При средней дальности ее полета в 110 км вероятность поражения цели составляет 0,6-0,7.
На МиГ-35 также могут быть установлены и такие ракеты класса «воздух - воздух», как РВВ-МД и РВВ-СД (малой и средней дальности соответственно), практически ни в чем не уступающие американским, а по некоторым характеристикам даже их превосходящие. Например, дальность стрельбы РВВ-МД почти вдвое больше, чем у AIM-9X.
Российская ракета оснащается усовершенствованной тепловой головкой самонаведения. По чувствительности она идентична американской, по помехозащищенности они соизмеримы.
Что же касается ближнего боя, то здесь победит тот, кто быстрее увидит самолет противника. Пилотаж не поможет. Если конструкция МиГ-35 выдерживает примерно 10g, то F-35 рассчитан на 9g. Разница небольшая, но иногда летчики предпочитают уйти в сторону, чем биться в ближнем бою.
Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырехствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм. Количество стволов уменьшено с пяти до четырех, что позволило примерно на 20 кг уменьшить массу, объем на 20%, а также повысить точность попадания.
Боекомплект пушки - 180 снарядов. Максимальная дальность стрельбы - 12 000 футов (3660 м).
На МиГ-35 тоже есть пушка, и калибром она побольше. Это стандартная для всех самолетов семейства МиГ-29 встроенная скорострельная автоматическая пушка ГШ-301 калибра 30 мм. Боекомплект составляет 150 снарядов.
Единственная проблема этой пушки - невысокая дальность стрельбы, не превышающая 800 м, что почти в 5 раз меньше, чем у F-35A.
Безусловно, в части пушечного вооружения российский самолет проигрывает американцу. Впрочем, это мало волнует военных, так как возможность того, что современные истребители когда-нибудь сблизятся в воздушном бою до расстояния полета пушечного снаряда (к F-35 это тоже относится), близка к нулю.
Таким образом, что же мы имеем в «сухом остатке»?
А имеем мы то, что F-35 действительно превосходит МиГ-35 во всем, что касается боя на дальней дистанции. Однако сама возможность нанесения дальнего удара зависит от целого ряда причин, включая погодные условия и выучку экипажей. Если американцу не удалось обнаружить и уничтожить МиГ с дальнего расстояния, ему придется биться на средней дистанции, где шансы самолетов стремительно выравниваются.
В любом случае все будет зависеть не только и не столько от навешанного на самолеты вооружения, сколько от выучки экипажей, которая, как показывает боевая практика, часто компенсирует отсутствие того или иного оружия.