Су 35 против ф мнения. Авиация россии
Сразу многие сетевые СМИ России опубликовали заметки о том, что "летные испытания нового российского истребителя Су-35 показали, что по своим техническим характеристикам самолет превосходит основные зарубежные аналоги, включая французский Rafale, Eurofighter Typhoon, а также американские F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18E/F Super Hornet и F-35 Lightning II."
Эти и им подобные заявления появлялись много-много раз, но, кроме скепсиса, мало что вызывают.
Начнем с того, что "сравнение" произведено некорректно. Су-35, являющийся модификацией семейства Су-27, является по российской классификации "тяжелым истребителем", а по классификации НАТО - "истребителем завоевания превосходства в воздухе". В этом классе истребителей есть F-22 Raptor и семейство истребителей F-15 Eagle. Все остальные, перечисленные истребители относятся по российской классификации к классу "легких" или "средних", а по НАТОвской - к классу истребителей-бомбардировщиков или "многофункциональных" истребителей. Если сравнивать Еврофайтеры, Рафали, F-16 Fighting Falcon и F/A-18E/F Super Hornet, то в российской номенклатуре ВВС они в классе семейства истребителей МиГ-29. А F-35 Lightning II вообще нельзя включать в этот список, поскольку он не только другого класса, но и другого поколения.
Кстати о спорах про то, что же такое это самое пресловутое "пятое поколение".
Понятно, что в зависимосто от типа истребителя, является ли он истребителем "завоевания превосходства" или истребителем-бомбардировщиком, к его тактико-техническим возможностям и тактике применения предъявляются различные требования. Не весом единым, как говорится.
Тактика применения истребителей завоевания превосходства 4-го поколения требовала подавляющего преимущества в воздушном бою на дальней и средней дистанции за счет лучшего БРЭО (Бортового Радиоэлектронного Оборудования) и ракетного вооружения, преимуществ в ближнем воздушном бою за счет лучшей маневренности, управляемости и пушечного вооружения. Кроме того, к истребителям 4-го поколения предъявлялись повышенные требования по выживаемости, то есть способности переносить серьёзные повреждения в ходе выполнения боевых вылетов.
По таким требованиям создавались в 70-х годах F-15 Eagle.
В 1982 году ВВС Армии Обороны Израиля первыми применили в воздушных боях эти самолеты и поразили весь мир их превосходством. В битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, они сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Сушек, без единой потери со своей стороны. Один израильский F-15 был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Этот самолет получил ракету Р-60 прямо в сопло одного двигателя, но сработала заложенная выживаемость и машина смогла вернуться на свой аэродром.
Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем Скайхок во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но всё-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!
В то время, когда истребители 4-го поколения только начали "становиться на крыло", в США были достигнуты серьёзные успехи в области создания самолетов по технологиям Стелс - ровно за год до сражения над Бекаа, свой первый полет совершил F-117 Nighthawk. Когда военные теоретики убедились в преимуществах малозаметности, естественным образом родилась идея совместить высочайшие боевые возможности истребителей 4-го поколения с малозаметностью технологии Стелс. Так появилась концепция истребителя 5-го поколения. В мае 1981 года Пентагон обратился к авиастроительным компаниям с запросом по программе Advanced Tactical Fighter (ATF). Через пять лет, в 1986 году в финал конкурса вышли проекты Локхид Мартин YF-22 и Нортроп Груманн YF-23. Оба самолета сочетали развитые возможности F-15 с малозаметностью не хуже, чем у F-117.
Через 4 года, 27 августа 1990 года впервые взлетел Нортроповский YF-23, а месяц спустя и Локхидовский YF-22. Окончательную победу в конкурсе одержал проект Локхида и 7 сентября 1997 года первый летный экземпляр Раптора F-22 совершил свой первый полет.
8 лет испытаний и первые же "пробы" в учениях показали, что тактику применения придется срочно и полностью переосмысливать. Иннерция мышления военных теоретиков привела к "избыточным" возможностям, которым в новой тактике не находилось применения. К таким "избыточным" характеристикам пришлось отнести сверхманевренность.
Малозаметность истребителя завоевания превосходства в воздухе 5-го поколения позволяет ему не вступать в бой на ближних и средних дистанциях с истребителями противника, а появление ракетного вооружения всеракурсного применения вообще сделали маневренность малозначительным фактором. В тоже время, применение управляемого вектора тяги значительно усложнило и конструкцию самолета, и программное обеспечение бортовых компьютеров, плюс сделало самолет значительно дороже.
Тактика применения F-22 заключается в барражировании на очень большой высоте (18-22 км) и на сверхзвуковой скорости (крейсерский сверхзвук) вне радиуса обнаружения воздушными и наземными средствами обнаружения противника. Одновременно, благодаря очень мощному радару с АФАР, который очень трудно обнаружить пассивными средствами радиолокации, а также сетевым возможностям и мощному ракетному вооржению, F-22 способен гарантированно поражать истребители противника, не вступая с ними в боевое соприкосновение. Коротко этак концепция выражается фразой "первым увидел - первым сбил".
Сверхманевренность осталась "не у дел".
Ошибку с сверхманевренностью учли при проектировании второго истребителя 5-го поколения. На этот раз проектировали истребитель-бомбардировщик.
Понятно, что требования к самолету, который больше "заточен" работать против объектов противника на поверхности, чем сбивать истребители противника, должны быть совершенно другими, чем к "истребителю истребителей". Тактика применения иная, требуемые характеристики тоже иные.
Сверхманевренность заменили сферической информационной осведомленностью очень большого радиуса и всеракурсным ракетным вооружением. С этим вопросов не возникает. "Садиться на хвост" такому истребителю столь же смертельно опасно, как и иметь его на своём хвосте.
Но нужен ли этому истребителю крейсерский сверхзвук? Какая скорость ему требуется при выполнения основных задач - поддержки войск и уничтожения систем ПВО противника? Оказывается, что оптимальная скорость не превышает 800-900 км/час. Так его и построили, с крейсерской скоростью 850 км/час.
Назначение малозаметности у F-35 тоже другое. F-22 малозаметен, чтоб с бОльших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может "работать" по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.Возвращаясь к концепции "истребитель 5-го поколения, снова отмечу, что глупо предъявлять к истребителям разного назначения одинаковые требования. Так крейсерский сверхзвук - это требование к "истребителю истребителей" и соответствует тактике его использования. В тоже самое время эта характеристика абсолютно не требуется для истребителя бомбардировщика 5-го поколения, а значит "требованием к 5-му поколению" являться не может. Сверхманевренность вообще перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только "излишнее" качество, но и довольно вредное. Нельзя забывать о том, что эти самолеты ещё не беспилотные, а человек - не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении "сверх"-маневров резко снижают возможности пилота, если и не приводят к потери сознания и аварии (пример - F-22, разбившийся 25 марта 2009 года, когда опытнейший пилот-испытатель компании Локхид, полковник ВВС в отставке David Paul Cooley потерял сознание при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g на малой высоте).
Сверхманевренность очень зрелищна на всяческих "показах" для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это "трюкачеством". Надо отметить, что в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности. Были разработаны устройства 3-осевого управления вектором тяги двигателей, которые устанавливались на экспериментальные истребители 4-го поколения F-15, F-16 и F/A-18, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.
Испытания F-15 ACTIVE (с управляемым вектором тяги и ПГО) ВВС завершили ещё в 1991 году, передав самолет НАСА для их исследовательских работ. Дальнейшего развития тема управляемого векторя тяги в США не получила. Вернемся к новейшему истребителю НПО Сухой Су-35, с которого я начал эту статью. Су-35 является модификацией истребителя Су-27 и его наследника Су-30МКИ, который поставляется для ВВС Индии. По сути, кроме некоторого эволюционного развития некоторых систем БРЭО и (обещанных) новых двигателей (двигатели Су-30МКИ с управляемым вектором тяги на поверку оказались безобразно плохими), эта машина ничем новым не отличается. Всё тоже направление на развитие характеристик маневренности, от которых Западная школа самолетостроения отказалась ещё 10-12 лет назад. Пару лет назад индусы принимали участие в учениях Красный Флаг, которые проводятся в США и прилетали на своих Су-30МКИ. Несмотря на бравурные рапорты индийской прессы, в интернет просочилась видеозапись разбора учений, который проводил инструктор-полковник ВВС США. Не знаю, сработает ли, но попробую поставить видео:
Американцы оказались сильно разочарованы этой Сушкой. Указывалось на отвратительное качество двигателей, крайне низкая надежность, очень слабые программы бортовых компьютеров, управляющих полетом. Очень быстро пилоты американских F-15 разработали тактические приемы, которые заставляли индийских пилотов маневрировать с использованием управления вектора тяги, что приводило к резкому снижению скорости и "просадкой" Су-30МКИ на хвост. В результате, в ходе учебных ближних боёв все Су-30 оказались условно сбиты, не нанеся урона условному противнику. Много хлопот доставили двигатели Сушек организаторам учений. Для взлета с одной ВПП Сушкам требовался интервал не менее 4 минут. В противном случае двигатели могли выйти из строя или мог возникнуть "помпаж". Ценой больших усилий американцам удалось добиться сокращение интервала взлетов до 2 минут, но и это неприемлимо, если в воздух должны подняться сотни машин. К концу 3 дня полетов ВСЕ двигатели вышли из строя и требовали замены, а транспорт с сменными движками опаздывал. Когда, наконец, двигатели прибыли, оказалось, что их замена займет несколько дней (на F-15 норматив времени работ по замене двигателя - 8 часов для бригады техников из 3 человек. Кстати, на F-22 этот норматив всего 4 часа и для 2 человек). Много нареканий вызвала гидравлика механизма уборки шасси - постоянные протечки, лужи, доливы жидкостей при обслуживании и т.д. В результате массовых поломок, индусы отказались от продолжения участия в учениях. Хочется думать, что на Су-35 в значительной степени смогли избавиться от этих болезней.
Далее, в российских СМИ пишут, что радар Су-35 может обнаружить цель на дистанции около 400 километров. При этом не говорят о том каковы характеристики этой "цели". Это, видимо, в рассчете на лохов из ура-патриотической публики. Во всем мире давным давно принято указывать дальность действия радара в отношении целей по группам ЭПР: менее 1 кв.м; 1-5 кв.м.; 5-10 кв.м. и более 10 кв.м. Иначе эти цифры бессмысленны. Так радар Раптора с АФАР - AN/APG-77 доказал свою способность обнаруживать, идентифицировать и сопровождать цель с ЭПР до 1 кв.м. на расстоянии до 150 морских миль (270 км). Этот радар готовятся модифицировать для увеличения дальнодействия по ЭПР менее 1 кв.м. до дистанции 250 морских миль (450 километров). Повторяю, это всё в отношении цели с ЭПР до 1 кв.м. Чтоб было понятней, ЭПР Су-30 в фронтальной проекции свыше 12 метров, а наиболее "вылизанный" из российских истребителей МиГ-35 имеет фронтальную ЭПР около 5 метров.
Соответственно, Рапотр, согласно официальным сообщениям Локхида и компании, проводившей тестирование по заказу Пентагона, имеет фронтальную ЭПР 0,0001 кв.м. - примерно ЭПР металлической бусинки. Удивляет, конечно товарисч Погосян, который "афтаритетно" заявил, что ЭПР Раптора 0,5 кв.м., хотя откуда он это взял - можно только догадываться. Скорее всего он так решил, посовещавшись с товарисчем Сурковым. Интересно, конечно, было бы узнать реальные, а не бумажные, данные радара, который ставится на Су-35 и интересно, какого типа этот радар. Если это не АФАР, то это уже будет не радар, а "радиомаяк сбей меня" - слишком велика мощность излучения, слишком легко его обнаружить пассивными сенсорами. Надеюсь, что это всё-таки давно обещанный АФАР-радар, хотя тот, что заявляли, имеет меньше 1000 трасмиттеров-приемников против 1800 у американского радара. Пока официально заявляли, что радар на Су-35 ставится уже известный Ирбис-Е (устанавливается на индийские Су-30МКИ. Ирбис - радар с пассифной фазированной решеткой (ПФАР), его характеристики известны более-менее точно, 350-400 км. дальнодействия он имеет по целям с ЭПР около 5 кв.м. С уменьшением ЭПР его дальность резко падает и цель с ЭПР менее 0,5 кв.м. он ни фига не видит дальше 30-40 км. при самых благоприятных условиях. F/A-18 Super Hornet с ЭПР около 0,25 кв.м он, возможно, засечет километрах на 90-100, но... не поздновато ли будет? Американцы ведь давно малозаметностью увлеклись... Даже старенькие В-1В имеют фронтальную ЭПР меньше 1 кв.м. Несколько месяцев назад как раз было интервью главкома ВВС, в котором он сетовал на "отставание" по БРЭО именно Су-35.
Заметьте, что американцы не стремятся сколько-нибудь улучшить маневренные характеристики своих истребителей. Нет - они снижают радиозаметность, они снижают тепловую заметность, они совершенствуют и так уже очень сильное БРЭО.
У нового Игла ЭПР резко снижена - по заявлениям изготовителя, фронтальная ЭПР примерно такая же, как у F-35 (-35 dB, 0.0015 кв.м.?). Вооружение упрятано во внутренние объёмы, на самолет ставится новейший радар с АФАР APG-82(V)1.
Cудя по всему, Су-35 должен бы был позиционироваться соперником именно этой машине, но, похоже, не потянет. Eagle увидит Сушку значительно раньше и шансов ей вряд ли оставит. Так по каким-же таким характеристикам новейший Су-35 кого-то там превзошел?
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
На сей раз The National Interest сосредоточился на теме борьбы F-35 с самыми совершенными в мире системами ПВО китайского и российского производства. Нет, журнал не намерен воевать с Китаем и Россией. Логика тут вполне дипломатичная. Поскольку эти два главных врага США интенсивно торгуют оружием, то оно может достаться какой-либо стране, с которой у США может случиться военный конфликт.
В качестве главных объектов ПВО, с которыми предстоит бороться истребителю, выбраны российские зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400. А в перспективе и ЗРС С-500, которая должна появиться в начале 20-х годов.
Что на этот счет делается в ВВС США? С пилотами проводятся теоретические и практические занятия. Для чего используются программные тренажеры.
Однако из статьи не вполне понятно, какими же именно инструментами обладает F-35 для того, чтобы не только обезопасить себя от зенитных ракет. Сказано лишь, что у этого самолета прекрасная РЛС, что, разумеется, не подлежит сомнению. Еще говорится о малозаметности. Однако, во-первых, она не столь и мала, тут «чемодан без ручки» уступает и немолодому уже истребителю F-22, и нашему первому самолету пятого поколения Су-57. Во-вторых, РЛС российских комплексов ПВО работают в широком частотном диапазоне. И способны прекрасно видеть даже самый малозаметный самолет.
В качестве еще одного инструмента борьбы приводятся летные качества. Журнал утверждает, что маневренность у F-35 столь же высокая, как и у F-15 и F-16. С этим согласиться никак нельзя. Говорится и о «замечательной» скорости, равной 1,6 М. Эта скорость не замечательная, а весьма средняя.
Затем частично перечисляется вооружение самолета. Причем почему-то такое, которое к непосредственной борьбе с ЗРК отношения не имеют. Например, ракета «воздух-воздух» для ближнего боя AIM-9X Sidewinder, которую начинают осваивать F-22 и F-35. Ракета, действительно, хорошая, лучше российской ракеты того же назначения. У нее отклоняемый вектор тяги и матричная ГСН. Но к борьбе с ЗРК она никакого отношения не имеет.
Еще более странно выглядит глава, полностью посвященная авиационной пушке, делающей 3300 выстрелов в минуту. Кстати, с этой пушкой у «Локхид Мартин» серьезные проблемы — во время стрельбы самолет начинает рыскать в горизонтальной плоскости.
Так что тема, по сути, не раскрыта. В связи с чем нам приходится делать за автора американского журнала работу, которую он не доделал.
Действительно, для истребительной авиации самую большую опасность представляют не самолеты противника, а именно средства ПВО. С момента появления ЗРК от зенитных ракет пострадало значительно больше самолетов, чем во время воздушных боев. Именно поэтому в любом конфликте первоочередная задача авиации — подавление средств ПВО. «Искусные маневры» с целью обмануть зенитную ракету, находясь в зоне действия ПВО, на которые уповает The National Interest, бесперспективны. Самый результативный маневр в таком случае — катапультирование.
Борьба с ПВО начинается с разведки. С помощью каких-либо провокационных действий добиваются включения на рабочую мощность РЛС ЗРК. И самолет-разведчик засекает точки, в которых находятся эти РЛС, а также фиксируют рабочие частоты. Правда, с С-400 не так-то это и просто, поскольку рабочая частота постоянно изменяется по случайному закону.
Прежде, до появления технологии РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), эту задачу решали, как и сейчас решают, самолеты радиотехнической разведки RC-135W. Их радары в пассивном режиме, то есть, ничего не излучая, постоянно сканируют пространство. И собирают таким образом важную разведывательную информацию относительно электромагнитных излучений на территории противника. Так, в частности, обнаруживаются и РЛС систем ПВО.
На F-35 установлена бортовая РЛС с АФАР AN/APG-81. За счет того, что каждый излучатель антенной решетки независим от других и управляется по своему каналу, появилась возможность одновременно решать несколько задач. То есть не только при помощи активного излучения обнаруживать и сопровождать воздушные и наземные цели, но и формировать излучение радиоэлектронной борьбы, осуществлять цифровую связь с землей и другими самолетами группы, а также в пассивном режиме производить радиотехническую разведку. То есть этот самолет способен создавать карту расположения РЛС ПВО.
Кстати, для того, чтобы повысить интерес Конгресса США, который утверждает финансирование «чемодана без ручки», компания «Локхид Мартин» внедрила в умы руководящего состава ВВС мысль о том, что F-35 может использоваться еще и в качестве самолета дальнего радиолокационного наблюдения, то есть как АВАКС. И эту задачу минувшим летом вписали в качестве дополнительной его функции.
После как средства ПВО засечены, по найденным точкам производится массированная ракетная атака. Однако в силу непонятных обстоятельств F-35 принимать в ней участия не может. Потому что для этой атаки используются противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM (High-Speed Anti-Radar Missle). Но они не включены в вооружение данного самолета. F-35, будучи истребителем-бомбардировщиком, имеет довольно ограниченный набор оружия, предназначенного для работы по наземным целям.
Это, прежде всего, высокоточная дальняя ракета (до 1000 км) AGM-158 JASSM. Ее запускают вне зоны действия ПВО, и она приближается к району цели по сигналу GPS. На финальном участке включается тепловая головка самонаведения. Однако для поражения РЛС требуется пассивная радиолокационная ГСН.
Также есть планирующая бомба AGM-154 JSW, дальность которой достигает 130 км. В случае же оснащения бомбы двигателем, она способна улетать на 550 км. Это тоже за пределами зоны действия ПВО. Но и бомба тоже не оснащена инструментами охоты на РЛС.
То есть задача перекладывается на немолодые уже истребители-бомбардировщики F-16E, которые оснащены противорадиолокационными ракетами. Но для них эта работа смертельно опасна. Поскольку дальность AGM-88 HARM не превышает 100 км, а ракеты российских ЗРС дальней зоны способны поражать цели на расстоянии до 400 км. Ну, наверное, их американцем не жалко, все равно их со временем должны заменить на F-35.
В целом, как видим, F-35 задачи подавления систем ПВО решает не напрямую, а опосредованно.
Что же касается действия данного самолета в условиях не подавленных систем ПВО, то у The National Interest довольно странные рекомендации пилотам. Необходимо максимально использовать возможности бортовой РЛС для того, чтобы обнаруживать средства ПВО и обходить их. То есть обнаруживать незащищенные участки, через которые можно проходить, не рискуя быть обнаруженными. На российской границе такое возможно было еще два-три года назад. Однако сейчас страна полностью прикрыта от такого рода «тайных прорывов» сплошным, без разрывов, радиолокационным полем.
Еще пилотам рекомендуется по максимуму использовать возможности радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Однако на С-300 и С-400 тоже есть системы РЭБ. Также обладают повышенной помехоустойчивостью и противоракеты. При этом следует учитывать, что в области РЭБ Россия существенно опережает США. Это признают и американские генералы.
Разумеется, в случае массированных воздушных атак никакие средства ПВО не могут дать стопроцентную гарантию. Кто-то может и прорваться. Но шансы на прорыв у F-35 достаточно невелики. Именно поэтому они предназначены для того, чтобы выполнять полет вдали от зоны действия российских средств ПВО, используя дальнобойные ракеты и планирующие бомбы.
Является ли наиболее скрытный американский боевой самолет F-35 легкой добычей истребителя Су-35? Некоторые считают, что это совершенно верное утверждение, пишет indrus.in 26 июля.
В июле 2008 года было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей - F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был «избит дубинкой как ребенок». Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».
Компания «Сухой» представляет Су-35 как истребитель поколения 4++ с некоторыми признаками пятого поколения, то есть с характеристиками стелс. Его способность сбивать стелс-самолеты во многом определяется сверхманевренностью. Очень дорогие западные истребители оказываются в роли «тарелочек» для ружейной стрельбы.
Силовая установка Су-35 позволяет выполнять все виды сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и беспрецедентный «блин» (Pancake – горизонтальный разворот практически на месте на 360 град без потери скорости – «без потери скорости» это сомнительное утверждение – прим. «ВП»).
Западные аналитики не придают большого значения сверхманевренности, полагая, что в ходе реальных боевых действий малозаметность куда важнее, чем сверхманевренность. Стелс это параметр, который остается с истребителем «в любое время в любой день». Руководитель бизнес-программ компании Northrop Grumman Пит Бартош (Pete Bartos) говорит, что стелс был основным требованием для разработки F-35 и потому он не нуждается в высокой маневренности.
Однако авторитетный военный источник Defense Industry Daily пишет, что «стелс очень полезен, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». Действительно, ВВС США зациклились на стелсе, в то время как теория воздушного боя непрерывно развивается. «В 1940-1950-х годах приоритетами были сначала высота, потом скорость, маневр и огневая мощь. С третьего и четвертого поколений истребителей приоритеты сместились на скорость, затем маневр, и наконец, сверхманевренность. Это как нож в кармане солдата», заявил в интервью Aviation Week главный летчик-испытатель ОКБ «Сухой» Сергей Богдан.
Эксперт по авиации Билл Свитман (Bill Sweetman) говорит, что те маневры, которые демонстрировал Су-35 на Парижском авиасалоне, нельзя принимать за фактор превосходства в воздухе. «Тем не менее, эти маневры не пилотажные трюки. Непредсказуемая траектория полета истребителя может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника, сам истребитель может пустить ракеты малой дальности с большой вероятностью поражения вражеского самолета», говорит эксперт.
F-35 полностью зависит от своей малозаметности и предпочитает не ввязываться в ближний воздушный бой («поножовщину» - knife fight), где он будет весьма уязвим от Су-35. Российский истребитель обладает большим арсеналом смертоносного , повышенной дальностью полета и, конечно, легендарной сверхманевренностью, которая стала визитной карточкой семейства Су-27.
Сергей Богдан напоминает, что в 1989 году Су-27 выполнил «кобру»: «Быстрое изменение скорости может привести к срыву сопровождения допплеровской РЛС управления оружием вражеского истребителя. Маневр еще более эффективен на Су-35С, потому что после этого маневра пилот может направить самолет в любом направлении».
Билл Свитман говорит, что тактическое преимущество выполнения «кобры» состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает, где будет цель через некоторое время, но не в случае с «коброй». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его», говорит эксперт. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, снижают дальность эффективного пуска ракет противника, считает Свитман.
Для уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен подойти ближе, тем самым подвергая себя риску быть обнаруженным (мощный радар Су-35 вполне может это сделать, тем более этот самолет имеет в своем арсенале самые дальнобойные ракеты воздушного боя с дальностью 400 км разработки компании «Вымпел», что является мировым рекордом – какие ракеты имеются в виду, источник не уточняет – прим. «ВП»).
Эксперт также сообщает, что американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». С появлением Су-35 эта тактика может быть пересмотрена. F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. «В этом случае преимущество стелс значительно снижается», считает Свитман.
В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Максимальная скорость самолета составляет 2,5М, дальность полета 3600 км, в конфигурации истребителя воздушного боя может нести 12 ракет средней дальности «Вымпел» (вероятно, имеются в виду УР Р-77 различных модификаций – прим. «ВП»). Истребитель F-35 может нести лишь «горстку» ракет, дальность полета составляет всего 2222 км, а его максимальная скорость 1,6М, кажется, говорит лишь о желании «поскорее погибнуть».
В самом деле, F-35 не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются большинство ВВС стран мира. И, наоборот, Су-35С предлагает эффективность наравне с истребителями пятого поколения. Еще страшнее для западных ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят уязвимость F-35, когда он еще не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся боевые стелс-истребители «Сухого» ПАК ФА. Осталось еще достаточно времени, чтобы пилоты многих западных истребителей сменили свою профессию на другую, более безопасную карьеру.
Если присмотреться к F-35, то становится понятно, что единый ударный истребитель не обладает маневренностью «Раптора» и даже F-16 или F/A-18. В случае воздушного боя превосходные навыки и опыт летчика F-35 станут единственным фактором, способным спасти его и машину от гибели. Дело в том, что F-35, будучи самолетом-невидимкой, имеет только внутреннее оружие и не может нести ракеты AIM-9X, действующие по принципу пропорциональной навигации. Если когда-нибудь эта ракета будет размещена в отсеке вооружения, то это будет сделано за счет ракеты AIM-120 AMRAAM, которую считают более подходящей для таких самолетов как F-35. Получается, что пилоту этого самолета надо избегать ближнего боя любой ценой.
Маловероятно, что командующий воздушными силами объединенной группировки войск поставит задачу по завоеванию превосходства в воздухе подразделению F-35, если у него будут другие варианты действий. Но поскольку F-22 Raptor в ВВС США очень мало, а парк F-15C сокращают, вполне возможно, что командующий авиацией объединенной группировки войск будет просто вынужден использовать F-35 для завоевания господства в воздухе. Тем не менее, главную угрозу американской авиации в большинстве регионов мира создают не вражеские самолеты, а комплексные системы противовоздушной обороны.
Единый ударный истребитель F-35 компании Lockheed Martin должен стать основой тактической истребительной авиации США, однако не всем странам мира по карману этот дорогой самолет пятого поколения.
Даже Россия и Китай вряд ли будут оснащать свои ВВС только истребителями пятого поколения. Скорее всего, в обозримом будущем основу их тактической авиации будут составлять различные варианты истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27. Самой эффективной модификацией Су-27 является Су-35, который намного совершеннее, имеет более современную авионику, двигатели и планер. В предстоящие годы Су-35 наверняка появится в арсеналах многих стран мира.
Контекст
Российский МиГ-35 готов к бою?
The National Interest 10.06.2016F-35 у порога Путина
Washington Examiner 16.04.2017F-35: игра в русскую рулетку
L"Opinione 01.04.2014Чтобы противостоять распространению модификаций Су-27, ВВС США, корпусу морской пехоты и в меньшей степени ВМС придется сделать ставку на F-35, хотя он не предназначен для завоевания господства в воздухе. Он был и остается истребителем-бомбардировщиком, обладая хорошими возможностями для самообороны в воздухе, хотя Пентагон пытается превратить его в мастера на все руки.
Как поведет себя четверка F-35, если встретит в воздухе четверку Су-35? Скорее всего, американские летчики сменят курс и вызовут самолеты F-22 Raptor и F-15C, которые как раз и предназначены для завоевания превосходства в воздухе. А F-35 радостно полетят дальше — выполнять поставленные им задачи.
Но как учит нас история, очень часто на войне не приходится выбирать оптимальное решение. Если самолетам F-35 придется действовать самостоятельно, они могут выдержать даже в бою с Су-35 — но только если правильно разыграют свои карты. Летчикам F-35 придется по максимуму использовать такие преимущества этого самолета как малозаметность, бортовые и внешние приборы обнаружения, а также применять умную тактику, избегая при этом его слабых мест. Это значит, что им надо будет использовать малозаметность самолета и его датчики, чтобы нанести удар по авиации противника без визуального контакта с целью, а также не допускать сближения и воздушного боя в пределах видимости, поскольку в этих условиях F-35 весьма уязвим.
В отличие от F-22, который с самого начала создавался в полном смысле слова как убийца для воздушного боя, F-35 таковым не является. У «Раптора» планер с превосходными характеристиками малозаметности, большой потолок и сверхзвуковая крейсерская скорость, превышающая М=1,8. А F-35 даже на полном форсаже с трудом может развить скорость М=1,6. Далее, F-22 обладает отличной маневренностью, что позволяет ему успешно вести воздушный бой в пределах прямой видимости. Он превосходит другие самолеты по таким характеристикам как угловая скорость и радиус разворота, угол атаки и усиление тяги на всех высотах.
Если звено из четырех «Рапторов», летящее на сверхзвуковой скорости в разреженной атмосфере на высоте более 15 тысяч метров, может по сути дела выбирать, когда и где вступать в бой, то менее скоростные F-35 могут быть вынуждены реагировать на действия более совершенных самолетов противника, если не проявят осторожность.
Мультимедиа
F-35 против Су-35: атака «Молний»
Binkov"s Battlegrounds 22.02.2017Более того, F-35 не хватает ни скорости, ни высоты, чтобы придать ракете AIM-120 такую же кинетическую энергию при пуске, какую ей придает «Раптор». Это значит, что у ракет F-35 меньше дальность полета. Кроме того, F-35 берет на борт меньше ракет класса «воздух-воздух», что создает серьезные проблемы, так как постановщики помех с цифровой радиочастотной памятью могут нарушить работу системы наведения AIM-120.
Если присмотреться к F-35, то становится понятно, что единый ударный истребитель не обладает маневренностью «Раптора» и даже F-16 или F/A-18. В случае воздушного боя превосходные навыки и опыт летчика F-35 станут единственным фактором, способным спасти его и машину от гибели. Дело в том, что F-35, будучи самолетом-невидимкой, имеет только внутреннее оружие и не может нести ракеты AIM-9X, действующие по принципу пропорциональной навигации. Если когда-нибудь эта ракета будет размещена в отсеке вооружения, то это будет сделано за счет ракеты AIM-120 AMRAAM, которую считают более подходящей для таких самолетов как F-35. Получается, что пилоту этого самолета надо избегать ближнего боя любой ценой.
Маловероятно, что командующий воздушными силами объединенной группировки войск поставит задачу по завоеванию превосходства в воздухе подразделению F-35, если у него будут другие варианты действий. Но поскольку F-22 Raptor в ВВС США очень мало, а парк F-15C сокращают, вполне возможно, что командующий авиацией объединенной группировки войск будет просто вынужден использовать F-35 для завоевания господства в воздухе. Тем не менее, главную угрозу американской авиации в большинстве регионов мира создают не вражеские самолеты, а комплексные системы противовоздушной обороны.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
(C=серийный) – многоцелевой истребитель почти-пятого поколения (т.н. поколение 4++). До желанного 5-го не хватает малозаметности: ЭПР=0,7м 2 (у F-22 показатель эффективной площади рассеивания = 0,1 м 2 , а во фронтальной проекции и вовсе 0,001 м 2).
Отличие Су-35 от зарубежных аналогов – двигатель с вектором тяги, отклоняемым горизонтально и вертикально. Это значит, что Су-35 может рулить двигателем в любую сторону и быстро менять направление, а также:
- «встать на хвост» («кобра Пугачёва»), чтобы резко сбросить скорость и обмануть ракету;
- сделать мёртвую петлю малого радиуса («чакра Фролова», радиус – длина самолёта), чтобы зайти в хвост противнику;
- горизонтально крутиться, как юла, почти не теряя скорости («блин», он же «сухой лист»), чтобы мигом собрать информацию на 360 о вокруг.
Реальная оценка боя СУ 35 против F 22
Реального боя, даже учебного, у F-22 «Раптор» против Су-35 никогда не было. Зато были 2 условных столкновения истребителей, лестные для нашего самолёта:
- В июле 2008 Австралия выбирала, какие истребители купить у США. На американской базе на Гавайях смоделировали 20 воздушных боёв Су-35 против F-22 «Raptor» (а также других «эфок»: F/A-18 и F-35). В результате австралийцы отказались закупать «эфки»: авиапарк США победил только 1 раз. Детали не раскрываются, победу Су-35 объяснили сверхманёвренностью;
- В декабре 2017 F-22 «Раптор» и Су-35 встретились в Сирии. По данным российского Минобороны, F-22 мешал Су-25 планово уничтожать террористов, по американским данным, это наш самолёт нарушил их воздушное пространство (хотя откуда у них своё воздушное пространство в Сирии?). Су-35 пришёл на помощь соотечественнику, «Раптор» тут же покинул зону видимости.
«Cушки» будто специально созданы для противостояния «Рапторам». В Сирии Су-35 защитил собрата Су-25 от F-22. А Су-27 однажды защитил самолёт Сергея Шойгу – опять-таки от «Раптора»!
Мнения экспертов «Business Insider» и «National Interest» сходятся по поводу 3 преимуществ Су-35 над их истребителями 5-го поколения (F-22 и F-35):
- сверхманёвренность;
- системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ, иными словами – антирадарам и антиракетам) – блокировка GPS, лазерные и тепловые помехи для самонаводящихся ракет;
- боевая нагрузка (12 ракет «воздух-воздух» дальностью 20-300 км), которая запускается даже на сверхзвуке (что придаёт дополнительную мощность).
Военный эксперт портала «Defense Industry Daily» Билл Свитман также отмечает сверхманёвренность. Ракеты «воздух-воздух» моделируют, где будет цель через 1-2 сек., а фигуры вроде «кобры» или «блина» не укладываются в алгоритмы. У Ф22 к тому же нет боковых датчиков (РЛС бокового обзора). Если цель резко уходит вбок (90 о и больше), «Раптору» придётся тоже менять курс и «вести» ракету, иначе она потеряет целеуказание (до финального участка оно поступает от истребителя).
Сравнение характеристик СУ 35 и F 22
F-22 «Raptor» делает ставку на незаметность и дальний бой: быстрее обнаружить противника (150 км против 90 км) и быстрее выпустить ракету (дальность самой совершенной AIM-120D Scorpion – 180 км). Су-35 хорош для ближнего боя (догфайта). Если он переживёт дальнюю атаку (а шансы довольно высокие) и увидит противника на радаре, у F22 будут серьёзные проблемы.
Принципиально важные сравнительные технические характеристики – в следующей таблице:
F-22 | Су-35 | |
Характеристики 5-го поколения | ||
ЭПР | 0,001-0,1 м 2 | 0,7-2 м 2 |
Радиолокационная станция | AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения: Су-35 – 150 км Воздушных целей с ЭПР=1м 2 – 225 км | «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения: «Раптора» (целей с ЭПР=0,01 м 2) — 90 км Воздушных целей с ЭПР=3 м 2 – 150-400 км |
Оптика в инфракрасном спектре | Нет (ночью не отследит полёт других истребителей) | ОЛС-35 (оптико-локационная система) с тепло- и телевизионными каналами |
Система инфракрасного обнаружения и сопровождения цели | нет | IRST (инфракрасная система пассивного сканирования – не выдаёт себя, т.к. не излучает волны) встроена в ОЛС-35, дальность – 80 км, 4 цели одновременно. |
Предупреждение о пуске ракеты | да | да |
Сверхзвук без форсажа | Да (крейсерская скорость — 1960 км/ч, или 1,82 Маха) | Да (крейсерская скорость – 1350 км/ч, или 1,1 Маха) |
Габариты и лётные характеристики | ||
Максимальная скорость на форсаже | 2,25 Маха (2410 км/ч) | 2,25 Маха (2410 км/ч) |
Боевой радиус | 760 км | 1600 км |
Перегоночная дальность (без подвесных топливных баков и дозаправки) | 3220 км | 3600 км |
Максимальная высота | 20 км | 20 км |
Размер | 19х14х5 м | 22х15х6 м |
Масса | Пустого — 19,7 т Взлётная – 38 т Топлива – 8,2 т | Пустого – 19 т Взлётная – 34,5 т Топлива – 11,5 т |
Вооружение | ||
Максимум ракет «воздух-воздух» | 6 внутри + 2 снаружи | 6 внутри + 8 снаружи | 3,5 т | 8 т |
Оружие дальнего боя | AIM-120 в разных модификациях с инфракрасным и радиолокационным самонаведением, дальность – 50-180 км | Р-27 в разных модификациях с инфракрасным или радиолокационным самонаведением, дальность – 50-110 км K-77M с радиолокационным самонаведением, дальность — 190 км Р-37 с радиолокационным самонаведением, дальность — 300 км |
Оружие ближнего боя | Новая AIM-9 с матричной инфракрасной головкой самонаведения и управляемым вектором тяги. Дальность – 18 км | Р-73М с двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения и аэрогазодинамическим управлением. Дальность – 20 км |
Авиапушка | Барабанный 20-мм Вулкан М612А | 30-мм ГШ-30-1 |
Сколько и за сколько | ||
стоимость | 140 млн. долларов | 50 млн. долларов |
Количество на вооружении (на 2019 год) | 180+ | 50 |
Опыт использования | С 2005 | С 2014 |
F 35 против СУ 35
F-35 «Lightning II» (Молния) – невидимые истребители-бомбардировщики 5-го поколения в 3 вариантах:
- наземные (CTOL) F-35A, идут на экспорт союзникам НАТО ;
- с вертикальным взлётом и посадкой(STOVL) F-35B;
- палубные (CV) F-35C.
Модификации отличаются габаритами (палубный самый большой, но всё же меньше Су-35) и лётными характеристиками, однако назначение всех трёх – обстрелять землю после того, как воздух расчистят тяжёлые истребители (например «Рапторы» F-22). Ракеты воздух-воздух (до 180 км дальности) и 25-мм авиапушка у «Молнии Второй» есть (у F-35B и С – в отдельном подвесном контейнере), но это оружие не основное.
Ближнего боя в воздухе F-35 будет избегать всеми силами:
- Сама концепция «невидимки» предполагает дальний бой (первый увидел – первый послал ракету);
- В задачи бомбардировщика не входит сражаться со сверхманёвренными истребителями.
По количеству вооружения и скоростным параметрам он тоже не рассчитан на догфайт. Внутренних подвесок — 4, внешних – 6, но они сильно снижают стеллс (ЭПР предположительно 0,005 м2*). А ставка сделана всё-таки на невидимость, а не на сверхманёвренность или суперскорость:
- лететь на сверхзвуке (1,2 Маха) без форсажа F-35 может только 150-240 км (по разным данным) – у двигателя небольшая производительность;
- крейсерская скорость – 850 км/ч;
- максимальная скорость – 1,6 Маха (1930 км/ч);
- дальность – 2500 км;
- высота – 18 км.
Если сравнивать бомбардировщик с истребителем, все вышеперечисленные характеристики проигрывают Су-35. А вот что у «Молнии» выше всяких похвал – так это радиолокационная станция AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой:
- обзор — 360о;
- дальность обнаружения целей с ЭПР=1м2 – 250-400 км;
- ночная навигация;
- всеракурсная пассивная инфракрасная камера (не излучает волны, а только поглощает, не выдавая себя).
С её помощью F-35 вовремя заметит Су-35 и сориентируется в ситуации, оставаясь невидимым. Если успеет, закончит боевую задачу и улетит, пока цел. Если наготове ракета, сблизится до 180 км и попробует сбить противника, а сам попробует увеличить расстояние (вдруг ракета не достигнет цели…). И при любом раскладе будет избегать сближения – по оценкам австралийских экспертов, вероятность победы в схватке с Су-35 – 28%.
Еврофайтер тайфун против СУ 35
Еврофайтер Тайфун (EF2000) – добротный европейский истребитель поколения 4+. Как и Су-35,он не дотягивает до 5-го поколения из-за высокой заметности (ЭПР=1м2), зато уже обзавёлся активной ФАР (фазированной антенной решёткой).
Кстати, АФАР есть и у французского истребителя «Рафаль». Против Су-35 он тоже никогда не сражался в реальных условиях, но Индия чуть было не купила его вместо нашего Су-30МКИ. К счастью, инцидент закончился в нашу пользу.
Внешне «Еврофайтер» на 6 м короче и на 4 м уже по сравнению с Су-35. Различия в габаритах дают разность массы (11 т против 19 т на Су-35) и скороподъёмности (315 м/с vs 280 м/с соответственно). При этом боевая нагрузка у них почти идентичная: 8 т у Су35 против «Еврофайтера» с 7,5 т. Узлов подвески у EF-2000 целых 13 – на 1 больше, чем у Су-35. Максимальная (2,25 Маха) и крейсерская (1,2 – 1,1 Маха) скорости истребителей примерно равны, как и потолочная высота (19,8 против 20 т), так что ракеты, выпущенные на сверхзвуке, будут лететь с колоссальной энергией.
Дальность обнаружения целей у Су-35 немного выше - 400 км против 300 км для целей с ЭПР=3 м2. Также у Су-35 есть система предупреждения о пуске ракет. Оба истребителя управляют двигателями всеракурсно, но преимущество в манёвренности – у Су-35. Боевой радиус EF-2000 c полной загрузкой ракетами «воздух-воздух» и 1 ПТБ — 1300 км. Су-35 в аналогичных условиях охватывает 1800 км.
«Еврофайтер» может похвастать ракетой «Метеор» (дальность – 100 км) с активным радиолокационным наведением. Целеуказание возможно в пассивном режиме – от ИК-комплекса или по источнику излучения, одурачить её очень непросто.
Обозреватель «National Interest» Дейв Мажумдар и эксперт Королевского объединённого института оборонных исследований Джастин Бронк дают положительную оценку Су-35: он хорош в постановке помех и радиоэлектронной борьбе. «Ирбис-Э» позволяет перехватывать высокоточные стелс-ракеты, а баллистические ракеты уничтожать как на маршевом, так и на завершающем этапах.
Преимущество пассивной радиоразведки они оставляют за «Тайфуном», отмечая превосходство европейских систем распространения информации MIDS и Link 16. «Тайфуну» же они отдают и первенство по части взаимодействия лётчика и самолёта, удобства кабины пилота и интерфейса.
Преимущество опыта и численности – на стороне западного истребителя. С 2003 года «Еврофайтеров» произведено уже почти 600 экземпляров (для авиации стран Европы, Омана и Саудовской Аравии). Су-35 увидел свет в 2014, к середине 2019 только 70 самолётов имеются в России и ещё 14 — в Китае.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать