Стрекотание кузнечиков. Почему стрекочут кузнечики и как они это делают
В разделе на вопрос анализ стихотворения Заболоцкого "Я не ищу гармоний в природе" заданный автором Пробросаться
лучший ответ это Готовя свой итоговый сборник, Заболоцкий во главу раздела «Стихотворения (1932-1958)» выдвинул, нарушая хронологический принцип, стихотворение 1947 года «Я не ищу гармонии в природе» .
В нем Заболоцкий рассматривает картину мира, представлявшуюся поэту «захватывающей темой для воображения» .
Представленный в стихотворении вечерний пейзаж вызывает устойчивую ассоциацию с успокоением беспорядочной, разнонаправленной деятельности природы, сознающей свое несовершенство. Эмоциональный центр картины сосредоточен на «воде» (река, озеро). Вода – один из древнейших символов «обновления». Смысл обновления раскрывается в предпоследней строфе, в которой вводится идея «второй природы»:
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда…
В программном стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» грезы «дикой природы » о переходе в качественно иное состояние, осуществляемом под руководством человеческого разума, переданы Заболоцким в весьма любопытном сравнении:
Так… .
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Ключевые слова уже сами по себе адресуют к канону богородичных икон, а указание поэта на «высокий мир дитяти» превращает эту параллель из произвольной в необходимую. Среди поэтических «образцов» едва ли не самый близкий кругу мысли Заболоцкого найдем у Пушкина, в картине, которой он «желал быть вечно зритель»:
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах…
Если ранний Н. А. Заболоцкий идеализировал природу, то в этом стихотворении отношение к ней иное, поскольку в самой по себе природе господствует "дикая свобода, где от добра неотделимо зло". Но отсюда не следует, что поздний Н. А. Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы.
Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе...» написано вскоре после возвращения Н.А. Заболоцкого в Москву.
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих нор, увы, не различал.
Как своенравен мир её дремучий!
В ожесточённом пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, -
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встаёт передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Природа, о которой мечтал писать Заболоцкий в своём заточении, вся состоит из противоречий - как жизнь. Эти противоречия не уменьшают величия. Не случайно третья, четвёртая и пятая строфы насыщены словом «когда», за которым следует описание успокоенности («Когда умолкнет ветер вдалеке»), иногда умиротворения - олицетворённое, очеловеченное («Когда огромный мир противоречий / Насытится бесплодною игрой...»). Образ «печальной природы» противопоставлен чуждой «дикой свободе», «где от добра неотделимо зло». Это сердце стихотворения, его основная художественная и человеческая мысль.
Что же не вызывает противоречия и отторжения? Созидание, труд. Употребляя градацию, Заболоцкий с каждой строкой усиливает значения именно этого начала в человеке, способного залечить душевные раны.
Для вас, любознательные
В уже цитированных воспоминаниях поэт Яков Хелемский писал: «В лирике последних лет Заболоцкий чаще всего говорит от своего имени. А если и прибегает к посредничеству, вместо пунктирных фигур в стихах возникают живые характеры, подтверждённые поступками. Некрасивую девочку мы узнаём и успеваем полюбить с первых же строк. Мы видим лицо дурнушки, видим её жалкую одежду и богатую бескорыстную душу. Девочка не произносит ни слова, нам неведомо её имя, но огонь, мерцающий в её душе, не угасает в нашей памяти...
Перечитайте другие стихи-портреты, созданные поздним Заболоцким. „Прохожий", „Жена", „Старая актриса", „В кино", „Это было давно", „Железная старуха", „После работы", „Поэт"... как удивительны и разнообразны судьбы! Как достоверны наблюдения».
Прочитайте стихи Н. Заболоцкого. Выберите одно из них, охарактеризуйте его самостоятельно. Примерное начало вам дано - строки Я. Хелемского.
Я не ищу гармонии в природе
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке,
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, -
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.
4)Синтаксис и пунктуация предложений
5)Звукопись
6)Рифма, ритм, размер
Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Не являясь одним из популярных поэтов советской эпохи, тем не менее, Николай Заболоцкий занимает заметное место в русской и советской литературе. Своей неоднозначностью, своим нестандартным взглядом на вес процессы, происходящие в мире и в обществе. Вся сложность судьбы русского поэта на переломе политической системы, кардинальных перемен в обществе, политических репрессий и становления нового государства отразилось в его творчестве. Самое известное стихотворение поэта «Я не ищу гармонии в природе» явилось квинтэссенцией его понимания мироустройства в это непростое время.
Отражение внутреннего смятения в глубинных стихах
Созданное в 1947 году, это стихотворение находит отклик и в сегодняшнем мире. При первом прочтении создаётся впечатление, что это финал творчества поэта, настолько они пессимистичны. Отражение собственной неустроенности, непринятие навязываемых ценностей отражается в описании природы, как продолжение отношений в человеческом обществе. Похожие мотивы прослеживаются у многих поэтов и писателей того времени. Подмена морали и общечеловеческих ценностей политическими и классовыми мотивами вызывала внутренний протест в душах русской творческой интеллигенции. Не случайно поэт выделял для себя творчество А. Блока со всем его символизмом. И только позже приходит понимание всей глубины образов, которые больше обращены к будущему, после того, как обращаешься к другим произведениям поэта.
Описание отсутствия гармонии в природе, невозможности существования равновесия в ней в принципе, продиктованы скорее наблюдениями за обществом и собственными переживаниями, а не сформировавшейся философией. Обвинения, выраженные как «огромный мир противоречий», обращены не к природе - к человеку. Отсутствие соразмерности и бесполезность «буйного движения» поэтом показаны как следствие собственной усталости и неверие в гармонию человека. Кажущийся перенос «прообраз боли человечьей» из природы, на самом деле является образом несовершенства современного общества. Ведь далее возникает аллегория отношений «матери и дитяти», где именно природа является любящим совершенным началом. Как человек, серьёзно интересовавшийся живописью, Заболоцкий не мог не видеть этого совершенства природы. Но успокоение от собственного смятения и усталости он видит только в «тихом часе осеннего заката», и в этом проявляется весь трагизм стихотворения.
Художественный приём «антитеза»
Противопоставление, как художественный приём, наиболее часто используется Н. Заболоцким в своих стихах. Он старается не использовать часто метафоры и гиперболы, старается передать свои ощущения проведение своеобразной оси «верх-низ», противопоставляя простые и понятные образы. Контраст оказывается более выразительным, чем преувеличение. «В ожесточённом пении ветров - и тихий час осеннего заката», «И не мила ей дикая свобода, где от добра неотделимо зло», «от бесполезно тяжкого труда - и мерный звук разумного труда». Такие образы заставляют почувствовать всю экспрессию, спрятанную в произведении. По мнению многих критиков, стройность всего стихотворения нарушается двумя последними четверостишиями, невозможностью понять вдруг изменившийся образ. Но эта аллегория является не только законченным образом справедливости и жертвенности матери-природы по отношению к человеку. Это и скрытый ироничный реверанс в пользу административных тенденций в требовании воспевания торжества классового подхода и свободного труда, торжества «укрощения природы человеком».