Страна не входящая в страны большой семерки. Большая семерка
Так называемая Группа семи была сформирована в 70-х годах ХХ века. Её сложно назвать полноценной организацией. Это, скорее, простой международный форум. Тем не менее список которых приведен в этой статье, имеют влияние на мировой политической арене.
Кратко о G7
"Большая семерка", "Группа семи" или просто G7 - в мире этот клуб ведущих государств называют по-разному. Называть этот форум международной организацией ошибочно, так как данное сообщество не имеет своего устава и секретариата. Да и решения, принятые "Большой семеркой", не обязательны к выполнению.
Изначально в аббревиатуру G7 вкладывалась расшифровка "Группа семи" (в оригинале: Group of Seven). Однако российские журналисты еще в начале 1990-х годов истолковали её как Great Seven. После этого в русской публицистике закрепился термин "Большая семерка".
В нашей статье перечислены все страны "Большой семерки" (список представлен ниже), а также их столицы.
История образования международного клуба
Первоначально "Группа семи" имела формат G6 (Канада присоединилась к клубу немного позже). Лидеры шести ведущих государств планеты впервые встретились в этом формате в ноябре 1975 года. Инициатором встречи стал французский президент Валери Жискар Д"Эстен. Главными темами того совещания стали проблемы безработицы, инфляции, а также мировой энергетический кризис.
В 1976 году к группе присоединилась Канада, а в 1990-х G7 пополнилась еще и Россией, преобразовавшись постепенно в
Идея создания подобного форума завитала в воздухе еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Сильных мира сего подтолкнул к подобным мыслям энергетический кризис, а также обострение отношений между Европой и США. Начиная с 1976 года G7 проводит свои встречи ежегодно.
В следующем разделе перечислены все страны "Большой семерки". Список включает столицы всех этих государств. Также указаны представители от каждой страны (по состоянию на 2015 год).
"Большая семерка" стран мира (список)
Какие государства входят в сегодня?
Ниже перечислены все страны "Большой семерки" (список) и их столицы:
- США, Вашингтон (представитель - Барак Обама).
- Канада, Оттава (Джастин Трудо).
- Япония, Токио (Синдзо Абе).
- Великобритания, Лондон (Девид Кэмерон).
- Германия, Берлин (Ангела Меркель).
- Франция, Париж
- Италия, Рим (Матео Ренци).
Если посмотреть на политическую карту, то можно сделать вывод, что страны, входящие в "Большую семерку", сосредоточены исключительно в Северном полушарии планеты. Четыре из них находятся в Европе, одна - в Азии, еще два государства расположены в Америке.
Саммиты "Большой семерки"
Страны, входящие в "Большую семерку", ежегодно встречаются на своих саммитах. Встречи поочередно проходят в городах каждого государства из числа членов "Группы". Это негласное правило действует до сегодняшнего дня.
Целый ряд известных городов принимал у себя саммиты "Большой семерки": Лондон, Токио, Бонн, Санкт-Петербург, Мюнхен, Неаполь и другие. Некоторые из них успели принять ведущих мировых политиков дважды или даже трижды.
Темы встреч и совещаний "Группы семи" различны. В 1970-х годах чаще всего поднимались вопросы инфляции и безработицы, обсуждалась проблема стремительного роста цены на нефть, налаживался диалог между Востоком и Западом. В 1980-х в G7 обеспокоились проблемами СПИДа и быстрого роста численности населения Земли. В начале 1990-х годов мир пережил массу крупных геополитических катаклизмов (распад СССР и Югославии, образование новых государств, и т. д.). Разумеется, все эти процессы стали главной темой для обсуждения на саммитах "Большой семерки".
Новое тысячелетие поставило перед новые глобальные проблемы: изменения климата, бедность, локальные военные конфликты и другие.
"Большая семерка" и Россия
В середине 90-х годов Россия начинает активно внедряться в работу "Большой семерки". Уже в 1997 году G7, по сути, меняет свой формат и превращается в G8.
Российская Федерация оставалась членом элитного международного клуба вплоть до 2014 года. В июне страна даже готовилась принять саммит G8 в Сочи. Однако лидеры остальных семи государств отказались принимать в нем участие, и саммит был перенесен в Брюссель. Причиной этого стал конфликт в Украине и факт присоединения Крымского полуострова к территории РФ. Лидеры США, Канады, Германии и других стран "Большой семерки" пока не видят возможности вернуть Россию в состав G7.
В заключение...
Страны "Большой семерки" (список которых представлен в этой статье), вне всякого сомнения, имеют значительное влияние на За всю историю своего существования "Группа семи" провела несколько десятков встреч и форумов, на которых обсуждались насущные вопросы и глобальные проблемы. Членами G7 являются США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия.
|
большая семёрка машина, большая семёрка 4
Группа семи
(англ. Group of Seven, G7) - международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.
«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.
В 1997-2014 годах в работе группы на равных правах с другими её членами участвовала Россия, а само объединение именовалось «Группой восьми» (англ. Group of Eight, G8), однако после присоединения Крыма к РФ членство России в клубе было приостановлено.
- 1 Название
- 2 История
- 3 Лидеры «Большой семёрки»
- 4 Председатель
- 5 Совещания («саммиты»)
- 6 Лидеры стран «Большой семёрки» с момента её создания
- 7 Кандидаты
- 7.1 Участники
- 8 Саммиты
- 9 Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный валютный фонд)
- 10 Темы и места встреч «Большой семёрки»
- 11 Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997-2014)
- 12 Названия советов
- 13 См. также
- 14 Примечания
- 15 Ссылки
Название
Термин «Большая семёрка», продолжением которого стал термин «Большая восьмёрка», возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («Большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина «Большая семёрка» зафиксировано в статье «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов», газета «Коммерсантъ» от 21 января 1991 года.
История
G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991-2002 поэтапно (по схеме «7+1») была преобразована в «восьмёрку» с участием России.
Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.
На первое совещание (15-17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержался призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказе от установления новых дискриминационных барьеров.
В дальнейшем встречи проводятся ежегодно.
Лидеры «Большой семёрки»
Государство | Представитель | Должность | Полномочия с | Полномочия до | Фото |
---|---|---|---|---|---|
Дэвид Кэмерон | Премьер-министр Великобритании | 11 мая 2010 | |||
Германия Германия | Ангела Меркель | Федеральный канцлер Германии | 22 ноября 2005 | ||
Канада Канада | Стивен Харпер | Премьер-министр Канады | 6 февраля 2006 | ||
Италия Италия | Маттео Ренци | Председатель Совета Министров Италии | 22 февраля 2014 | ||
США США | Барак Обама | Президент США | 20 января 2009 | ||
Франция Франция | Франсуа Олланд | Президент Французской республики | 15 мая 2012 | ||
Япония Япония | Синдзо Абэ | Премьер-министр Японии | 26 декабря 2012 | ||
Дональд Туск | Председатель Европейского совета | 1 декабря 2014 | |||
Жан-Клод Юнкер | Председатель Европейской комиссии | 1 ноября 2014 |
Председатель
Председателем «семёрки» является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).
Совещания («саммиты»)
Встречи глав государств и правительств стран «Группы семи» проходят ежегодно (обычно - летом) на территории государства-председателя. заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, два представителя Европейского союза, а именно - председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС.
Повестку дня саммита формируют шерпы - доверенные лица руководителей стран «семёрки».
Лидеры стран «Большой семёрки» с момента её создания
Великобритания - премьер-министры- Гарольд Вильсон (до 1976)
- Джеймс Каллаган (1976-1979)
- Маргарет Тэтчер (1979-1990)
- Джон Мейджор (1990-1997)
- Тони Блэр (1997-2007)
- Гордон Браун (2007-2010)
- Дэвид Кэмерон (c 2010)
- Гельмут Шмидт (до 1982)
- Гельмут Коль (1982-1998)
- Герхард Шрёдер (1998-2005)
- Ангела Меркель (c 2005)
- Альдо Моро (до 1976)
- Джулио Андреотти (1976-1979)
- Франческо Коссига (1979-1980)
- Арнальдо Форлани (1980-1981)
- Джованни Спадолини (1981-1982)
- Аминторе Фанфани (1982-1983)
- Беттино Кракси (1983-1987)
- Аминторе Фанфани (1987)
- Джованни Гориа (1987-1988)
- Чириако де Мита (1988-1989)
- Джулио Андреотти (1989-1992)
- Джулиано Амато (1992-1993)
- Карло Адзелио Чампи (1993-1994)
- Сильвио Берлускони (1994-1995)
- Ламберто Дини (1995-1996)
- Романо Проди (1996-1998)
- Массимо Д"Алема (1998-2000)
- Джулиано Амато (2000-2001)
- Сильвио Берлускони (2001-2006)
- Романо Проди (2006-2008)
- Сильвио Берлускони (2008-2011)
- Марио Монти (2011-2013)
- Энрико Летта (2013-2014)
- Маттео Ренци (с 2014)
- Пьер Элиотт Трюдо (до 1979)
- Джо Кларк (1979-1980)
- Пьер Элиотт Трюдо (1980-1984)
- Джон Тёрнер (1984)
- Брайан Малруни (1984-1993)
- Ким Кэмпбелл (1993)
- Жан Кретьен (1993-2003)
- Пол Мартин (2003-2006)
- Стивен Харпер (c 2006)
- Борис Ельцин (1997-1999)
- Владимир Путин (2000-2008)
- Дмитрий Медведев (2008-2012)
- Владимир Путин (2012-2014)
- Джеральд Форд (до 1977)
- Джимми Картер (1977-1981)
- Рональд Рейган (1981-1989)
- Джордж Буш (1989-1993)
- Билл Клинтон (1993-2001)
- Джордж Буш младший (2001-2009)
- Барак Обама (с 2009)
- Валери Жискар д’Эстен (до 1981),
- Франсуа Миттеран (1981-1995),
- Жак Ширак (1995-2007)
- Николя Саркози (2007-2012)
- Франсуа Олланд (с 2012)
- Такэо Мики (до 1976)
- Такэо Фукуда (1976-1978)
- Масаёси Охира (1978-1980)
- Дзэнко Судзуки (1980-1982)
- Ясухиро Накасонэ (1982-1987)
- Нобору Такэсита (1987-1989)
- Сосукэ Уно (1989)
- Тосики Кайфу (1989-1991)
- Киити Миядзава (1991-1993)
- Морихиро Хосакава (1993-1994)
- Цутому Хата (1994)
- Томиити Мураяма (1994-1996)
- Рютаро Хасимото (1996-1998)
- Кэйдзо Обути (1998-2000)
- Йосиро Мори (2000-2001)
- Дзюнъитиро Коидзуми (2001-2006)
- Синдзо Абэ (2006-2007)
- Ясуо Фукуда (2007-2008)
- Таро Асо (2008-2009)
- Юкио Хатояма(2009-2010)
- Наото Кан (2010-2011)
- Ёсихико Нода (2011-2012)
- Синдзо Абэ (с 2012)
Кандидаты
- Европейский союз (с 1977) - председатель Комиссии европейских сообществ / Европейской комиссии -
- Рой Дженкинс (1977-1981),
- Гастон Торн (1981-1985),
- Жак Делор (1985-1995),
- Жак Сантер (1995-1999),
- Романо Проди (1999 - 21 ноября 2004),
- Жозе Мануэл Дуран Баррозу (с 22 ноября 2004, срок полномочий - до 2014).
- Лидер страны-председателя ЕС:
- 2003 I - Хосе Мария Аснар (Испания),
- II - Сильвио Берлускони (Италия),
- 2004 I - Берти Ахерн (Ирландия),
- II - Ян Петер Балкененде (Нидерланды),
- 2005 I - Жан-Клод Юнкер (Люксембург),
- II - Тони Блэр (Великобритания).
- 2006 Австрия и Финляндия, 2007 - Германия и Португалия, 2008 Австрия
- Также участвуют представители Китая (Ху Цзиньтао) и Индии (Манмохан Сингх). Бразилия (Луис Инасиу Лула да Силва) (2005), Мексика (Висенте Фокс), ЮАР (Табо Мбеки), ООН (Пан Ги Мун), Испании.
Участники
Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в G20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).
Саммиты
Дата | Принимающая страна | Лидер принимающей страны | Место | Инициативы |
---|---|---|---|---|
November 15-17, 1975 | Франция Франция | Jean-Pierre Fourcade | Château de Rambouillet, Rambouillet | |
June 27-28, 1976 | США США | Rafael Hernandez Colon | Dorado Beach Hotel, Dorado, Puerto Rico | |
May 7-8, 1977 | Великобритания Великобритания | Denis Healey | 10 Downing Street, London | |
July 16-17, 1978 | Германия Германия | Hans Matthöfer | Official residence of the Chancellor of the Federal Republic of Germany Bonn | |
June 28-29, 1979 | Япония Япония | Masayoshi Ohira | Tokyo | |
May 28-30, 1983 | США США | Ronald Reagan | Colonial Williamsburg, Williamsburg, Virginia | |
June 19-23, 1988 | Канада Канада | Michael Wilson | Metro Toronto Convention Centre, Ontario | |
July 9-11, 1990 | США США | James Baker | Rice University and other locations in the Museum District Houston, Texas | |
June 1994 | Италия Италия | Lamberto Dini | Naples | |
June 15-17, 1995 | Канада Канада | Paul Martin | Summit Place, Halifax, Nova Scotia | |
June 27-29, 1996 | Франция Франция | Jean Arthuis | Musée d"art contemporain de Lyon, Lyon | initiative for the 42 heavily indebted poor countries, founding of G20 |
June 19, 1999 | Германия Германия | Gerhard Schröder | Cologne | Financial Stability Forum and G20 |
February 11-13, 2001 | Италия Италия | Vincenzo Visco | Palermo | |
February 6-8, 2010 | Канада Канада | Jim Flaherty | Toronto, Ontario | |
May 10-11, 2013 | Великобритания Великобритания | George Osborne | Hartwell House Hotel and Spa, Aylesbury | |
March 24, 2014 | Европейский союз Европейский союз | Mark Rutte | Catshuis, The Hague, Netherlands | |
June 4-5, 2014 | Европейский союз Европейский союз | Herman Van Rompuy | Brussels, Belgium | |
June 7-8, 2015 | Германия Германия | Angela Merkel | Bavaria, Germany |
- 25-й Саммит G8 (1999)
- 26-й Саммит G8 (2000)
- 27-й Саммит G8 (2001)
- 28-й Саммит G8 (2002)
- 29-й Саммит G8 (2003)
- 30-й Саммит G8 (2004)
- 31-й Саммит G8 (2005)
- 32-й Саммит G8 (2006)
- 33-й Саммит G8 (2007)
- 34-й Саммит G8 (2008)
- 35-й Саммит G8 (2009)
- 36-й Саммит G8 (2010)
- 37-й Саммит G8 (2011)
- 38-й Саммит G8 (2012)
- 39-й саммит G8 (2013)
- 40-й саммит G8 (2014) планировался в Сочи (Краснодарский край, Россия) 4 и 5 июня, но в ходе последних событий вокруг Крыма, саммит был перенесен в Брюссель.
Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный валютный фонд)
Динамика ВВП в странах Большой восьмёрки в 1992-2009 годах, в процентах от уровня 1992 года.- Франция
- Германия
- Италия
- Япония
- Великобритания
- Канада (с 1976)
- Россия (1997-2014)
2006 | Население | ВВП | ||
---|---|---|---|---|
Млн | % | Млрд $ | % | |
Мир | 6345,1 | 100,0 | 66228,7 | 100 |
США | 302,5 | 4,77 | 13543,3 | 20,45 |
Япония | 127,7 | 2,01 | 4346,0 | 6,56 |
Германия | 82,4 | 1,3 | 2714,5 | 4,2 |
Великобритания | 60,2 | 0,95 | 2270,9 | 3,43 |
Франция | 64,1 | 1,01 | 2117,0 | 3,2 |
Россия | 142,5 | 2,25 | 2076,0 | 3,13 |
Италия | 59,1 | 0,93 | 1888,5 | 2,85 |
Канада | 32,9 | 0,52 | 1217,1 | 1,84 |
Страны «Большой восьмёрки» вместе |
871,4 | 13,73 | 30006 | 45,56 |
Темы и места встреч «Большой семёрки»
- 1975 Рамбуйе Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.
- 1976 Сан-Хуан Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.
- 1977 Лондон Безработица среди молодёжи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортёров нефти.
- 1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.
- 1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.
- 1980 Венеция Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.
- 1981 Монтебелло Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.
- 1982 Версаль Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.
- 1983 Уильямсберг Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.
- 1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.
- 1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.
- 1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.
- 1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.
- 1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.
- 1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.
- 1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.
- 1991 Хьюстон Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.
- 1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.
- 1993 Токио Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.
- 1994 Неаполь Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.
- 1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов - МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.
- 1996 Москва (встреча) Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация в Украине.
- 1996 Лион (саммит) Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.
- 1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.
- 1998 Бирмингем Новый формат встреч - «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.
- 1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.
- 2000 Наго Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.
- 2001 Генуя Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.
- 2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.
- 2003 Эвиан-ле-Бен Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.
- 2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.
- 2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.
- 2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.
- 2007 Хейлигендамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки
- 2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо, а также с инфляцией в целом.
- 2009 Л"Акуила Глобальный мировой экономический кризис 2008-2009 гг.
- 2010 Хантсвилл
- 2011 Довиль Гражданская война в Ливии. Проблемы энергетики и изменение климата, продовольственная безопасность и питание, преобразования в экономике Афганистана, перемены на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
- 2014 Брюссель Ситуация на Украине. Обсуждение расширения санкций против России.
Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997-2014)
С 1996 года, после встречи в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»)..
Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года (председатель - Владимир Путин), тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой восьмёрке» - энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).
На саммите 2012 года Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин отказался от участия во встрече, сославшись на необходимость продолжить формирование Правительства. Дмитрий Медведев объяснил своё появление на саммите необходимостью сохранения выбранного курса внешней политики. Такое решение вызвало критику в СМИ США.
По инициативе России с 2006 года проводятся молодёжные саммиты группы. Каждый год по инициативе Лиги международной молодёжной дипломатии на основе конкурсного отбора проводится формирование российской делегации.
С 1 января 2014 года Россия приняла председательство в «Большой восьмёрке». На 4-5 июня 2014 года планировался саммит лидеров G8 в Сочи. Однако 3 марта 2014 года в связи с Крымским кризисом лидеры всех стран, кроме России, заявили о приостановке участия в саммите. Также прозвучало предложение исключить Россию из «Большой восьмёрки».
18 марта 2014 года глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что западные страны договорились приостановить участие России в «Большой семёрке».
20 марта 2014 года Ангела Меркель заявила: «Пока нет политических условий для такого важного формата, как G8, более нет самого G8 - ни саммита, ни формата как такового».
В апреле 2015 года министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что «дорога лежит через реализацию минских соглашений, разрешение конфликта на Украине и выполнение Россией взятых ей на себя обязательств. По этому поводу разногласий нет. Это общая позиция „Большой семерки“».
12 мая 2015 года пресс-секретарь администрации президента США Джон Эрнест в ходе пресс-конференции заявил, что в связи с политикой России по украинскому кризису в настоящее время «трудно себе представить» возможность возрождения формата G8 с участием России.
- Совет глав промышленных государств
- Совет министров финансов
- Совет министров иностранных дел
- Совет министров образования
- Совет генеральных прокуроров
- Совет спикеров парламентов промышленных государств
См. также
- Большая двадцатка
- Оппозиция Севера и Юга
- Встреча «Большой восьмёрки» в 2007 году
- Исламская восьмёрка или «D-8»
- Гражданская восьмёрка
- Live 8
- Шерпа (должность)
- Юношеская Восьмёрка
Примечания
- Министры финансов и главы центробанков G7 встретятся в Риме. РИА Новости (13 февраля 2009). Проверено 13 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
- Yahoo! Search - Web Search
- G8 Summit 2012 (англ.). Проверено 30 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
- Телефонный разговор с Президентом США Бараком Обамой (рус.). Проверено 30 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
- Дмитрий Медведев провёл пресс-конференцию для представителей российских СМИ по итогам встречи глав государств и правительств «Группы восьми» в Кэмп-Дэвиде (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
- На саммит G8 Путин посылает вместо себя Медведева (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
- Резоны Путина пропустить саммит G8 не убедили прессу США (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
- Председательство в G8 перешло к России - Интерфакс
- Все страны «Большой семёрки» заморозили подготовку к саммиту G8 в Сочи
- Russia G8 status at risk over "incredible act of aggression" in Crimea, says Kerry.
- Глава МИД Франции: западные страны договорились приостановить участие России в G8.
- Меркель не считает, что в нынешних условиях формат G8 имеет смысл.
- Глава МИД Германии надеется, что G7 опять станет G8. Русская служба Би-би-си (15.04.2015).
- Press Briefing by Press Secretary Josh Earnest, 5-12-2015 The White House
Ссылки
- Официальный российский сайт «Большой восьмёрки»
- Статистические сборники «Группа восьми» на сайте Росстата
- G8 Information Centre - Toronto University, Canada
- О «Группе восьми» на сайте НИУ ВШЭ
- Большая восьмёрка. Статья в энциклопедии Кругосвет.
- Что такое Большая Восьмёрка, и почему в нее входит Россия? («In The National Interest», США). Статья в ИноСМИ.
Геополитика и «сила» в международных отношениях | |
---|---|
Типы власти | Экономическая сила · Продовольственная сила · Мягкая сила · Жёсткая сила · Умная сила · Политическая сила (Machtpolitik Реальная политика) |
Властные и сравнительные статусы важнейших государств |
Гипердержава · Сверхдержава (Потенциальная сверхдержава · Военная сверхдержава · Ядерная сверхдержава · Энергетическая сверхдержава) · Великая держава · Региональная держава · Ближняя держава · Ядерная держава · Космическая держава · Энергетическая держава |
Историческая геополитика и гегемония | Исторические сверхдержавы · Исторические державы · Колониальные державы · Европейский «век» · Азиатский «век» · Римский «мир» · Монгольский «мир» · Британский «мир» · Американский «мир» · Советский «мир» · Китайский «мир» · прочие «миры» · Центральные державы · Державы Оси · Союзники |
Теория и история | Баланс сил (Военно-стратегический паритет) · Историческая держава · Теория перехода державы · Вторая сверхдвержава · Крах сверхдержавы · Распад сверхдержавы · Евроатлантизм |
Организации и группы | Большая семёрка (G7) · Большая двадцатка (G20) · Группа 77 (G77) · БРИКС · Группа одиннадцати · ШОС · НАТО · ОДКБ · АНЗЮС · ОПЕК · Группа 5+1 |
большая семёрка 4, большая семёрка машина, большая семёрка пик, большая семёрка червей
Большая семёрка Информацию О
Государственный Университет Управления
Экономика «Большой семерки»
Выполнил:
Информационный менеджмент III-1
Москва - 2002
«БОЛЬШАЯ СЕМЁРКА» - наиболее развитые в экономическом отношении страны: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада. В начале 1990-х гг. на их долю приходилось свыше 50% мирового ВНП и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. С 1975 на регулярных встречах "в верхах" вырабатывают согласованную межгосударственную экономическую, финансовую, валютную политику. На основе общего анализа мировой экономики страны "Большой семерки" определяют пути воздействия на темпы и пропорции ее развития.
В состав «большой семерки» входят экономически развитые страны и в середине 90-х годов к этим странам присоединилась Россия.
Современное мировое хозяйство представляется неоднородным. Роль в нем отдельных национальных экономик существенно различаются. Приведенные ниже в таблице статистические данные ООН наглядно свидетельствуют, что сред лидеров мировой экономики находятся страны Северной Америки (США и Канада), страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия, Франция) и Япония. Но экономика, России находится в упадке, хотя она входит в состав «большой восьмерки», (см. раздел Россия)
Последние десятилетия лидером в мировой экономике ос таются Соединенные Штаты Америки.
На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством на, другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.
Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходует больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. При этом фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса ориентированного на высокие стандарты потребления. В США ежегодно закладывается строительство в среднем 1,5 млн. новых домов, продается более 10 млн. новых легковых автомобилей и множество других товаров длительного пользования.
Современная промышленность США потребляет около одной трети всего добываемого в мире сырья. Сарана обладает наиболее емким в мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых странах продукции машиностроения. Располагая самым развитым машиностроением, США одновременно стали крупнейшим импортером машинотехнических изделий. США принимает сейчас свыше одной четверти мирового экспорта машин и оборудования, производя закупки практически по всем видам техники.
К началу 90-х гг. в США сложилась устойчивая прогрессивная структура хозяйства, в котором преобладающая доля принадлежит производству услуг. В ВВП на них приходится свыше 60%, на материальное производство - 37% и примерно 2,5% - на продукцию сельского хозяйства. Еще более значительна роль сферы услуг в занятости: в первой половине 90-х годов здесь занято более 73% самодеятельного населения.
На современном этапе США обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, который является сейчас решающим фактором динамичного развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ассигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Великобритании, Германии, Франции и Японии вместе взятых (в 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долларов США). По-прежнему более половины государственных ассигнований на НИОКР направляются на работы военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Но США все еще существенно опережают страны Европы и Японию по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваться быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и технические новшества.
Корпорации США прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производство полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.
Сегодня США крупнейший производитель продукции высоких технологий, или как ее принято называть - наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х гг. 36%, в Японии - 29%, Германии – 9,4%, Великобритании, Италии, Франции, России - около 20%.
Прочные позиции удерживают США и в обработке накопленных массивов знаний, предоставлении информационных услуг. Этот фактор играет очень существенную роль, так как быстрое и качественное информационное обеспечение во все возрастающей степени определяет эффективность работы всего производственного аппарата. В настоящее время в США сосредоточено 75% банков данных, имеющихся в развитых странах. Поскольку в Японии, как и в Западной Европе, нет равнозначной системы банков данных, еще длительное время их ученые, инженеры и предприниматели будут продолжать черпать знания в основном из американских источников. Это усиливает их зависимость от США, влияет на коммерческую и производственную стратегию потребителя информации.
Необычайно важно, что основу научно-технического потенциала США составляют кадры высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых проведением научных исследований и разработок. Так, в начале 90-х гг. общая численность научных сотрудников в США превышала 3 млн. чел. США лидируют по удельному весу ученых и инженеров в составе рабочей сипы. Высоким образовательным уровнем характеризуется весь контингент рабочей силы в США. В начале 90-х гг. 38,7 % американцев в возрасте от 25 лет и старше имели законченное среднее образование, 21,1% - законченное высшее и 17,3% - незаконченное высшее образование. Только 11,6% взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе. Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень образованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американских корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и мировом рынках.
Продолжающееся лидерство США в современных мирохозяйственных связях закономерный результат их предыдущего развития и представляет очередную ступень в процессе интеграции США в мировое хозяйство. США принадлежит особая роль в формировании мирового хозяйственного комплекса, в особенности во второй половине XX в. Отношения лидерства и партнерства в области мировой торговли, инвестиций и финансов, которые складываются между США, Западной Европой, Японией и догоняющими их новыми индустриальными странами обнаруживают определенную закономерность. Вначале было абсолютное преобладание США, но по мере усиления экономики других участников эти отношения переходили в конкурентное партнерство, в котором США вынуждены частично уступать свою долю влияния соперникам, перемещая при этом функцию лидера на более высокий уровень.
США последовательно преобладали в мировой торговле, экспорте ссудного капитала, прямых и портфельных заграничных инвестициях. Ныне это преобладание реализуется главным образом в масштабах экономического потенциала и динамизме его развития, научно-техническом прогрессе, заграничных инвестициях и влиянии на мировой финансовый рынок.
На современном этапе США крупнейший мировой инвестор и одновременно основной объект для иностранных капиталовложений. Наиболее значительные инвестиции в США сделала Великобритания (12 млрд. долл.). Всего же в США поступило из-за рубежа в качестве прямых вложений свыше 560 млрд. долл. Американские фирмы по-прежнему остаются самыми крупными в мире инвеститорами, общая сумма их прямых капитальных вложений за рубежом превышает все мировые инвестиции и составило примерно 706 млрд. долл. США.
Кроме того, американские корпорации включились в последние годы в бум капиталовложений в связи упрочнением курса доллара. Прибыли корпораций в процентном отношении к национальному доходу гораздо выше, чем в 80-х гг. Издержки на единицу рабочей силы не повысились за 1995 г. по сравнению со среднегодовым ростом в 4,1% в 80-е гг., что служит явным признаком повышения экономической эффективности.
Подобные успехи обусловлены мощным ростом производительности, которая в 90-х гг. в нефермерском секторе повышалась на 2,2 % ежегодно, что вдвое выше аналогичного темпа предыдущих двух десятилетий. Если сохранить текущий темп в 2%, национальная производительность повысится еще почти на 10% в следующем десятилетии.
В послевоенный период поэтапно происходила интернационализация хозяйственной жизни. При этом в мировом хозяйстве происходил переход экономики США от превосходства над слабыми партнерами к конкурентному партнерству и усилению взаимозависимости сильных партнеров, среди которых США сохраняют лидирующее положение.
Другая богатейшая страна североамериканского континента, имеющая более чем вековую историю, - Канада .
Но реальные доходы населения Канады сократились в L991 г. на 2%. Небольшое расширение занятости и незначительные прибавки к заработной плате в государственном и в частном секторе экономики тормозили рост трудовых доходов, составляющих 3/5 совокупных доходов населения. Три раза подряд снижались инвестиционные доходы, сначала из-за сокращения выплат по дивидендам, а в 1993 г. - главным образом из-за падения процентных ставок. 8 результате - реальные потребительские расходы в 1993 г. возросли всего на 1,6% против 1,3% в 1992г.
Статистика свидетельствует, что сокращение масштабов производства в начале 90-х гг. не было значительным, однако происходило оно в условиях самой серьезной за последние три десятилетия структурной перестройки, затронувшей промышленность двух обладающих наиболее развитым индустриальным потенциалом провинций - Онтарио и Квебек.
Экономический рост, оживление экономики Канады происходит с 1992 г., когда темпы прироста ВВП составили 0,6%; в 1993 г. они повысились до 2,2%. В 1994 г. по темпам экономического роста (4,2%) страна кленового листа впервые с 1988 г. оказалась лидером в "Большой семерке" и сохранила эту позицию за собой в 1995 г., увеличив реальный ВВП в 1995г. на 3,8%.
Наблюдается также резкий скачок в приросте объема частных инвестиций - с 0,7% в 1993 г. до 9% в 1994 г. и 8,0% в первом квартале 1995 г. Примерно вдвое быстрее стали расти потребительские расходы - на 3% по сравнению с 1,6% в 1993 г.
Рост производства в Канаде обусловлен увеличением доходов населения и корпораций. Если во время спада 1990-1991 гг. реальные доходы населения (после уплаты налогов, с учетом роста цен) сокращались, то в 1994 г. они возросли на 2,9%, а в 1995 г. - на 4,0%. При этом прибыли канадских корпораций увеличились на 35% в 1994 г. и на 27% в 1995 г. Такой рост поддерживается расширением внутреннего спроса, увеличивающимся потоком экспорта и повышением товарных цен на мировом рынке. Речь идет о высоких ценах на энергоносители, химическое сырье, металлы, бумагу, древесину.
Немаловажную роль в росте доходов корпораций играет структурная перестройка в канадской промышленности, меры по сокращению издержек и техническому перевооружению, что привело к увеличению производительности труда, которая в обрабатывающих отраслях превышает 5%.
Новое федеральное правительство, пытаясь решать наиболее острые проблемы внутриэкономической ситуации, в феврале 1995 г. предложило план реформ, свидетельствующий радикальном пересмотре роли государства в социально-экономической жизни страны. Так, предусматриваются:
снижение расходов по линии федеральных министерств на 19% в течение предстоящих трех лет, сокращение субсидий предпринимателям на 50%;
поддержка малого бизнеса (но формы помощи малому бизнесу будут менее льготные и более соответствующий режиму жестокой бюджетной экономии);
коммерциализация деятельности государственных учреждений и приватизация.
Это означает, что произойдет перевод на коммерческие основы или передача в частные руки функций госучреждений и корпораций во всех случаях, когда это представляется практически возможным и эффективным. Программа включает и возможность полной или частичной приватизации государственных предприятий.
Канада, экспорт и импорт которой составляют 2/3 ВНП, весьма заметно зависит от ситуации на мировом рынке. За последние три года ее экспорт вырос на 31,6%, а импорт - на 31,3%.Подобные позитивные сдвиги обусловлены низким курсом канадского доллара по отношению к американскому, структурной перестройкой экономики и связанной с ней возрастающей конкурентоспособности, канадской продукции, а также экономическим оживлением в США, на рынок которых, собственно, и ориентирована продукция страны кленового листа.
Сегодня Канада серьезно нуждается в широком экспорте в Соединенные Штаты, чтобы добиться даже самого скромного экономического роста. Любое внезапное "похолодание"" в экономике к югу от канадской границы вызывает сильный поток "холодного воздуха" в северном направлении. Сейчас Канада крепко привязана к США, у нее слабый потребительский рост и такой же рост личных доходов. Единственное, что сможет продвинуть ее экономику, - это расширение экспорта, а большая его часть приходится на США.
Невысокие в целом темпы экономического роста в Канаде скрывают серьезные проблемы, переживаемые канадцами. Среди них: высокая безработица (около 9,5%), рекордный потребительский долг, низкий уровень сбережений и тяжелые последствия, вызванные сокращением на десятки миллиардов долларов бюджетов федерального правительства и правительства провинций.
Как известно, многие европейские страны стабилизировали свои валюты, "привязав" их к немецкой марке. В Канаде же сохранялся свободно плавающий курс национальной валюты. Центральный банк страны "кленового листа" лишь изредка осуществляет интервенцию для сглаживания колебаний курса канадского доллара, но не поддерживает его на каком-либо определенном уровне. Так, не предпринято сколько-нибудь активных действий для предотвращения падения национальной валюты в начале 1994 г., поскольку справедливо рассчитывают на то, что это падение, с одной стороны, стимулирует экспорт, а с другой - переключает спрос на потребительские товары канадского производства.
Смена правительства в Канаде (в 1993 г.) не создала сколько-нибудь значительных препятствий для реализации соглашения о формировании североамериканской зоны свободной торговли, в которую вошли три страны Северной Америки. Поэтому перспективы ее экономического роста и повышения роли Канады в современном мировом хозяйстве представляются весьма определенными.
Европейские страны «большой семерки» занимают особое место в мировом хозяйстве.
По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности западноевропейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь регионе приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны - Германию, Францию, Италию, Великобританию, которые сосредоточивают 50% населения и 70% валового внутреннего продукта.
На современном этапе в Западной Европе весьма велик потенциал научно-технических исследований. Европейские страны «большой восьмерки» тратят большие средства на новые исследования. Но общий эффект снижается дублированием исследований, поэтому реальное значение этого показателя будет ниже номинальной величины. Тем не менее, европейская часть «большой восьмерки» выделяют на гражданские исследования на 16% меньше, чем США, но в два раза больше, чем Япония. В тоже время, расходы западноевропейских стран в значительной степени ориентированы на фундаментальные исследования. Эти страны отстают в таких ключевых производствах, как интегральные схемы и полупроводники, изготовление микропроцессоров, супер ЭВМ, биоматериалов. Это не удивительно, так как до сих пор они ассигновали на исследования в области микроэлектроники почти столько же, сколько в США выделяет одна крупная компания IBM.
Среди факторов, отрицательно влияющих на ход экономического развития Западной Европы, выделяется массовая безработица - до 20 млн. чел. Более 80% безработных сосредоточено в странах ЕС. Уровень безработицы в них составлял в 1996 г. 11,4% рабочей силы в сравнении с 5,5% в США и 3,3% в Японии.
Современное экономическое развитие западноевропейских стран протекает под знаком структурных изменений. Эти изменения отразили общие тенденции развития производства и общественного разделения труда в условиях нового этапа НТП, а также явились следствием структурных кризисов и кризисов перепроизводства 70-х и начала 90-х гг.
На современном этапе структурный кризис пережили судостроение, черная металлургия, текстильная и угольная промышленность. Такие отрасли, бывшие не так давно стимуляторами роста, как автомобилестроение, химия, электротехника, столкнулись с сокращением внутреннего спроса, изменениями в международном разделении труда. К наиболее динамичным отраслям относятся электронная промышленность, в которой преимущественное развитие получило производство оборудования промышленного и специального назначения, прежде всего, ЭВМ. Выделились новые отрасли и производства, связанные с изготовлением роботов, станков с ЧПУ, атомных реакторов, аэрокосмической техники, новых средств связи. Однако они оказались не только не в состоянии обеспечить высокие темпы роста экономики, но и в своем развитии отставали от США и Японии. Отечественные компании обеспечивают только 35% регионального потребления полупроводников, 40% электронных компонентов, еще меньше интегральных схем. Западноевропейская промышленность по выпуску информационной техники обеспечивает 10% потребностей мирового и 40% регионального рынков.
Прошедшее десятилетие характеризуется некоторым отставанием Западной Европы от основных конкурентов в прогрессивности отраслевой структуры. На изделия, пользующиеся высоким спросом, приходится 25% продукции обрабатывающей промышленности европейской части «большой восьмерки» примерно 30% в США и почти 40% в Японии. В последнее время в западноевропейской экономике большое место занимала модернизация рентабельно функционирующего производственного аппарата, а не его коренное обновление на базе новейшей техники.
Как показывают данные страновых сопоставлений по структуре обрабатывающей промышленности, машиностроение и тяжелая промышленность получили развитие в ведущих странах региона. Также значителен удельный вес химии. Многие западноевропейские страны являются крупные производители потребительской продукции. Доля отраслевой легкой промышленности в Италии, составляет 18-24%.
Для большинства стран региона характерно повышение или стабилизация роли пищевой промышленности, - и в производстве, и в занятости.
Наиболее существенными являются различия в структурных показателях по доле сельского хозяйства в формировании ВВП - от 1,5 до 8%. Высокоразвитые страны достигли практически предела по этому показателю (2-3% ВВП). При снижении занятости до 7% трудоспособного населения (I960 г. -17%), происходило повышение объемов производства. На долю Западной Европы приходится около 20% мирового производства сельскохозяйственной продукции. Сегодня ведущие производители сельскохозяйственных товаров в ЕС Франция (14,5%), Германия (13%), Италия (10%), Великобритания (8%). Сравнительно высокие темпы роста этой отрасли способствовали увеличению самообеспеченности западноевропейских стран в сельскохозяйственной продукции и поставки на внешние рынки основной способ реализации "излишней" продукции региона.
На протяжении последних лет серьезные изменения произошли в топливно-энергетическом балансе стран Западной Европы. В результате осуществления комплексных энергопрограмм, направленных на максимальную экономию и повышение эффективности использования энергии, произошло относительное сокращение потребления энергии, а потребление нефти снизилось абсолютно. Снижение энергопотребления протекало в регионе с различной интенсивностью и сохранялась тенденция к его увеличению. Сдвиги в структуре энергобаланса связаны с падением доли нефти (с 52 до 45%), значительным ростом удельного веса атомной энергии, возрастанием роли природного газа. Наиболее широко природный газ используется в Нидерландах, где он составляет половину потребляемой энергии, и в Великобритании. Атомная энергия производится и потребляется в 10 странах. В целом ряде стран на нее приходится значительная часть потребляемой энергии, во Франции - свыше 75%.
Происходившие в последние годы сдвиги в экономике западноевропейских стран шли в одном направлении - сокращение в их ВВП удельного веса отраслей материального производства и повышение доли услуг. Этот сектор в настоящее время во многом определяет рост национального производства, динамику инвестиций. На него приходится 1/3 экономически активного населения.
Это увеличивает значение западноевропейских стран как финансового центра, центра оказания другого рода услуг.
Структурная перестройка крупного капитала привела к существенному укреплению позиций западноевропейских компаний в мировом хозяйстве. За 70-80-е гг. в числе 50 крупнейших компаний мира количество западноевропейских увеличилось с 9 до 24. Все крупнейшие компании имеют международный характер. Произошли изменения в соотношении сил между западноевропейскими гигантами. Вперед вышли корпорации Германии, в меньшей степени – Франции и Италии.
Позиции британских компаний ослабли. Сохранили свои позиции западноевропейские ведущие банки, 23 из них входят в число крупнейших 50 банков мира S германских и 6 французских).
Современные процессы монополизации в Западной Европе имеют отличия от подобных процессов в Северной Америке. Наиболее прочные позиции крупнейшие западноевропейские компании занимают в традиционных отраслях, значительно отставая в новейших наукоемких. Отраслевая специализация крупнейших объединений Западной Европы менее подвижна, чем у корпораций США. А это, в свою очередь, тормозит структурную перестройку экономики.
Как показывают прогнозы, рынок будущего в меньшей степени будет предъявлять спрос на массовые виды продукции с возможно более низким уровнем себестоимости. Поэтому повышается роль компаний, которые опираются на широкую производственную программу с частой сменой выпускаемых моделей и эффективного приспособления к изменяющимся условиям рынка. На смену "экономики масштабов" приходит "экономика возможностей". Набирает силу процесс децентрализации управления производством, растет внутрифирменное разделение труда. Прогрессирующее дробление рынков по мере углубления специализации потребительского спроса, развитие сферы услуг способствует росту мелкого предпринимательства, на долю которого приходится до 30-45% ВВП. Рост мелкого предпринимательства повышает гибкость хозяйственных структур применительно к потребностям рынка.
Наиболее динамично развивающимся регионом в мировой экономике последние десятилетия считается Восточная Азия.
Не случайно, первой среди стран региона совершила переход к современному экономическому росту Япония. Экспансионистское влияние Запада дало Японии в послевоенный период толчок для перехода модели современного экономического роста, который осуществлялся гораздо быстрее и безболезненнее, чем, скажем, в Китае.
Еще в конце XIX в., начиная с реформы Мэйдзи, японское правительство создало условия для свободного предпринимательства и инициировало осуществление модернизации экономики. Особенностью японской модернизации хозяйственной деятельности явилось то, что иностранный капитал занимал незначительную долю при создании современной экономики, а также и тот факт, что немалую роль в модернизации играю патриотическое движение, инициируемое государством.
В итоге в послевоенный период (на протяжении жизни одного поколения) Япония подняла экономику из руин до положения равенства с богатейшими странами мира. Сделала она это в условиях демократического правления и при распределении экономических выгод среди широких кругов населения.
Немалую роль при этом сыграли бережливость и предприимчивость японцев. С 50-х гг. темпы сбережений в Японии были самыми высокими в мирен часто в два и более раза превосходили сбережения других крупных промышленных стран. В 1970-1972 гг. сбережения японских семей и бизнеса, не входящего в корпорации, составили 16,8% ВНП, или 13,5%после амортизации, соответствующие цифры для американских се-ме4 были 8,5% и 5,3%. Чистые сбережения японских корпораций составили 5,8% ВНП, американских корпораций - 1,5%. Чистые сбережения японского правительства - 7,3% ВНП, американского правительства - 0,6%. Общие чистые сбережения Японии составили 25,4% ВНП, США - 7,1%. Эти исключительно высокие темпы сбережений сохранились в течение многих лет и все это время поддерживали весьма высокие темпы инвестиций.
На протяжении прошедших 40 лет Япония богатела феноменальными темпами. С 1950 г. до 1990 г. реальный доход на душу населения повысился (в ценах 1990 г.) с 1230 долл. До 23970 дол., т. е. темпы роста составили 7,7% в год. За этот же период Соединенные Штаты смогли добиться роста доходов всего на 1,9% в год. Послевоенные экономические достижения Японии оказались непревзойденными в мировой истории.
Современная экономика Японии в удивительной степени зависит от мелких предпринимателей. Почти одну треть рабочей силы составляют работающее на себя и неоплачиваемые члены их семей (по сравнению с менее чем 10% в Великобритании и США). В начале 80-х гг. в Японии было 9,5 млн. предприятий, имеющих менее 30 рабочих, из них 2,4 млн. - это фирмы, а 6 млн. - не объединенные в корпорации деловые предприятия, не связанные с сельским хозяйством. В этих фирмах было занято более половины рабочей силы. В промышленности почти половина рабочей силы работает на предприятиях, имеющих менее 50 рабочих. Эта пропорция повторяется в Италии, но в Британии и США этот показатель составляет около 15%.
Правительство поощряет сбережения и рост малых предприятий с помощью налоговых льгот, финансовой и другой помощи. Из мелкого бизнеса формируются огромные сети поставщиков и субподрядчиков крупных монополий "первого", "второго" и "третьего" уровней. Их руками создается, например, половина стоимости автомобилей, которые изготовляет фирма «Тойота».
Япония стала первой страной, в экономике которой реализовалась модель сбалансированного роста. В 1952 г. в Японии завершился этап современного экономического роста с годовыми темпами прироста ВНП до 5%. С 1952 г. по 1972 г. Япония прошла этап сверхбыстрых темпов с показателем ежегодного прироста ВНП до 10%. С 1973 г. по 1990 г. - следующий этап - этап постепенного затухания сверхбыстрого прироста ВНП (до 5%). С 1990 г. эта страна также первая и пока единственная вступила в последний этап в реализации все той же экономической модели сбалансированного роста. Это - этап умеренного прироста ВНП зрелой рыночной экономики. А это означает, что" высокие темпы роста японской экономики сменятся ежегодным приростом ВНП в среднем в 2-3%. Начало этого этапа совпало с четырехлетней депрессией мировой экономики, которая после семилетнего процветания вступила в 1990 г. в серьезный экономический кризис, из которого Япония выбирается до сих пор. Это подтверждается статистикой, и в середине 90-х гг. в экономике Японии четвертый год продолжался спад
Наибольшую известность из неформальных межправительственных организаций имеет «G-7» — группа семи крупнейших экономик мира: США, Канада, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония. По сути это элитарный клуб на уровне глав государств, возникший в 70-х гг. XX в. в период краха Бреттон-Вудской валютной системы. Главная цель его — избежать глобального дисбаланса в мире. В 1998 г., в основном по политическим соображениям, в клуб принимают Россию. В июле 2006 г. впервые саммит «G-8» проходил в России в Санкт-Петербурге. Эксперты отмечают, что главным результатом саммита можно назвать окончательную трансформацию организации из элитарного клуба развитых стран, принимавших консолидированные решения по основным международным вопросам, в дискуссионный клуб, который формирует мировую повестку дня. Но такая повестка невозможна без участия Китая и Индии. В Петербурге они присутствовали в качестве гостей, однако имеют все основания стать полноправными членами клуба мировых лидеров.
Помимо межправительственных организаций возрастает число неправительственных добровольных общественных организаций (НПО). Так, на Всемирный саммит по проблемам Земли в Рио-де-Жанейро 1992 г. собралось около 15 тыс. представителей неправительственных организаций.
Широко известны такие объединения, как «Гринпис», «Римский клуб», «Сеть третьего мира». При всем разнообразии таких организаций их деятельность обычно направлена на защиту прав человека, экологии, прав женщин, решение проблем развивающихся стран и часто носит антиглобалистскую направленность.
В этой связи возникло понятие «сеть глобальной публичной политики» — совместная инициатива НПО, деловых кругов, национальных правительств, международных организаций. В рамках этих инициатив участники вырабатывают общественное мнение, международные нормы и стандарты по конкретным спорным проблемам: например, эффективность возведения больших плотин. Глобализация делает НПО все более влиятельными и предполагает создание транснациональной сети НПО, способных оказать влияние на формальные договоренности. Их главным аргументом становится тезис о том, что созданные институты международного управления страдают от глубокого дефицита демократии. Деятельность этих организаций неподвластна воле населения — система прямых демократических выборов отсутствует, а информация, общественный контроль и обсуждения крайне ограничены. Это значит, что принятые решения могут отвечать узким коммерческим интересам отдельных групп лиц или стран.
" - регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих (стратегических) политических, а также экономических решений. РФ ведет линию по превращению "Б.с." в "Большую восьмерку" за счет вхождения в нее России.
Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Смотреть что такое ""БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА"" в других словарях:
- «БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА» (англ. Group of Seven, сокр. G7), объединение семи ведущих экономически развитых стран, в которое входят США, Германия, Япония. Великобритания, Франция, Италия и Канада. Группа оформилась в 1976. С тех пор главы этих государств… … Энциклопедический словарь
Большая восьмёрка Большая восьмёрка (англ. Group of eight, G8) международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократий мира («Группа семи» или Большой семёрки (G7)) и России. Так же называют и неофициальный форум … Википедия
Большая семерка (Группа семи) - (Group of 7, G7), группа из семи ведущих промышленно развитых демокр. стран. Б.с. была создана в 1975 г. с целью координации усилий по обеспечению роста и стабильности мировой экономики и поддержания обменных курсов осн. валют. Первоначально в… … Народы и культуры
Регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих стратегических политических, а т.ж. экономических… … Энциклопедический словарь экономики и права
Большая семерка Большой юридический словарь
“БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА” - регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих (стратегических) политических, а также экономических … Большой юридический словарь
БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА - (Big even) регулярные встречи руководителей глав государств и правительств семи ведущих западных стран (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады), на которых оцениваются текущая экономическая ситуация в мире и предпринимаются… … Внешнеэкономический толковый словарь
большая семерка финансовых министров - группа министров финансов семи крупнейших промышленно развитых стран Канады, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Японии и США Большой семерки. С недавнего времени министр финансов России также приглашается на встречи Большой семерки.… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
«Большая семерка» - международный политический институт«великих держав», организующих регулярные встречи на высшем уровне для обсуждения стратегических проблем. В «семерку» входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Эти страны, за… … Геоэкономический словарь-справочник
Регулярные встречи на высшем уровне руководителей семи наиболее экономически развитых государств (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада), проводимые для выработки общих (стратегических) политических, а также экономических … Юридический словарь
Книги
- Открытые системы. СУБД №04/2016 , Открытые системы. В номере: Ускорители инноваций: «большая семерка» ОС, версия 2017 Журнал «Открытые системы. СУБД» традиционно завершает год обзором технологий, которые «сделают»год грядущий. Именно… электронная книга
- Открытые системы. СУБД №10/2014 , Открытые системы. В номере: Пришествие третьей платформы: «большая семерка» ОС, версия 2015 На фоне текущей макроэкономической ситуации прогнозы развития индустрии ИТ на 2015 год несулят кардинальных…