Стихи про дождь и грозу для детей. Исполняется песня «Тучка» сл и муз
В композиции драмы причинно-следственные связи и мотивировки играют чрезвычайно большую роль. Специфика композиционной структуры сценария театрализованного представления заключается в том, что здесь вместо причинно-следственной связи единство действия создается за счет других средств, по-особому. Это не значит, конечно, что причинно-следственная связь вовсе исключается из структуры сценария театрализованного представления. Как в отдельном цикле действия (будь то эпизод, номер или документальный факт), так и во всем сценарии могут существовать и, как правило, имеют место несколько линий причинности; но они должны развиваться обязательно к единой, общей цели, ибо общий замысел -- это в конечном счете главное в сценарии театрализованного представления (как и в любом роде искусства.
Д.М.Генкин в своей работе «Массовые праздники» говорит о композиции следующее: «композиция определяет внутреннюю структуру произведения, логику доказательства заложенной в нем идеи, что очень важно для режиссера массового праздника. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, то есть вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его».
Рассмотрим основные единицы композиции сценариев досугово массовых мероприятий.
Драматургическая кривая характеризуется следующими элементами: экспозиция (начальная ситуация), завязка, развитие конфликта (основное действие, развитие действия), кульминация, развязка (событие), финал (эпилог).
Выстраивая сценарий театрализованного представления, автор должен обратить особое внимание на четыре важнейших элемента, называемых в практике: вступлением (экспозиция), развитием действия, разрешительным моментом (кульминация) и финал.
Первый момент развития действия называется экспозицией или выставкой действия. Экспозиция знакомит нас с обстоятельствами, событием, персонажами и т.д. экспозиция вводит нас в правила сценической игры. Не ознакомившись с ними, зрители не смогут сочувствовать или ненавидеть, анализировать, размышлять. Это значит, не состоится соучастие зрителей и зала - столь важный художественно-педагогический процесс.
Экспозиция (от лат. «expositio» - «изложение», «объяснение») - часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В ее задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматургического произведения. Даже само название пьесы служит в известной степени экспозицией. Кроме этого в задачу экспозиции, кроме изложения всей предыстории пьесы входит экспонирование действия. В зависимости от замысла экспозиция может быть: прямой (специальный монолог); косвенной (раскрытие обстоятельств по ходу действия);
Так же в роли экспозиции может лежать быть показ событий произошедших задолго до основного действия пьесы (см. «Без вины виноватые» А.Н. Островского). Назначение этой части композиции - сообщение информации необходимой для понимания предстоящего действия, сообщение о стране, времени, месте действия, описание некоторых событий предшествовавших началу пьесы и оказавших на нее влияние. Рассказ об основной расстановке сил, об их группировке к конфликту, о системе взаимоотношений и взаимосвязи персонажей в данной ситуации, о контексте в котором необходимо все воспринимать. Наиболее распространенный вид экспозиции - показ последнего отрезка жизни, течение, которого прерывается возникновением конфликта.
В экспозиции лежит событие, которое происходит в начале пьесы. С него начинается исходная ситуация, дающая толчок для движения всей пьесы. Это событие принято называть исходным. Оно способствует не только выявлению фабульной первоосновы, но действенно готовит завязку. Завязка и экспозиция - неразрывно связанные элементы единого, начального этапа пьесы, которое образует исток драматического действия. Не стоит думать, что исходное событие и составляет экспозицию - это неверно. Кроме него туда же могут входить еще несколько событий и различные факты. Отметим, что наше рассмотрение затрагивает экспозицию драматургическую, но существует еще и экспозиция театральная. В ее задачу входит ввод зрителя в мир предстоящего представления. В этом случае само расположение зрительного зала, освещение, сценография и мн. др. относящиеся к театру, но не к пьесе, будет своего рода экспозицией.
Экспозиция - знакомство зрителя с персонажами, временем и местом действия. Действие в экспозиции может развиваться постепенно, неторопливо, а может динамично, активно. Экспозиция вводит в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его.
Поскольку действие представляет собой отражение лишь некоторой, искусственно ограниченной части реального жизненного действия, то одной из первоочередных задач драматурга является задача, верно, определить исходную ситуацию - как первооснову коллизии, из которой должен развернуться конфликт.
Воспроизведя исходную ситуацию, режиссер-сценарист тем самым экспонирует (буквально - выставляет на показ, показывает) начало действия. Способы экспонирования многообразны. Они могут быть разделены на два основных вида:
Прямую экспозицию - когда вводят зрителя в курс ранее совершившихся событий, познакомить с действующими лицами, решается прямолинейно.
Косвенную экспозицию - когда режиссер вводит необходимые экспозиционные данные по ходу действия.
Роль экспозиции призвана дать картину жизненной среды, в которой развертывается борьба, и - в теснейшей связи со средой - анализ характеров, вступающих в борьбу.
Экспозиция - расстановка и представление сторон, создающих своеобразную «критическую массу», в результате чего начинается реакция, то есть активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей на аудиторию. Экспозиция действенно готовит завязку, то есть она в сценариях обычно перерастает в завязку.
Завязка - важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие. Сталкиваются, как правило, две противоположные точки зрения, разные интересы, мировоззрения, способы существования. И не просто сталкиваются, но завязываются в один конфликтный узел, разрешение которого и есть цель действия пьесы. Можно даже сказать, что развитие действия пьесы есть разрешение завязки.
По поводу того, что считать началом действия, Гегель заметил, что «в эмпирической реальности у каждого действия очень много предпосылок, так, что трудно бывает установить, в каком месте следует отыскивать настоящее начало. Но поскольку драматическое действие существенным образом основывается на определенной коллизии, соответствующая исходная точка будет заключаться в той ситуации, из которой в дальнейшем должен развиться этот конфликт» . Именно эту ситуацию мы и называем завязкой.
Завязка - возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, то есть возникновение и начало развития конфликта.
Завязка дает толчок дальнейшему проведению персонажей. Она - начало противоречий, начинающих развитие событий в произведении. Завязка реализует конфликтные возможности, заложенные и более или менее ощутимо развитые в экспозиции.
Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад. В качестве экспозиции-завязки могут выступать стихотворные заставки, сцены из пьес, фрагменты из кинофильмов, песни, театрализованные шествия.
Следовательно, экспозиция и завязка представляют собой неразрывно слитые элементы единого начального этапа сценария, образуют исток театрализованного действия.
Следующая часть композиции - основное действие (развитие конфликта, развитие действия), то есть изображение процесса борьбы и ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Это самый сложный этап в построении сценария, драмы. Он охватывает основной массив действия. Одна схватка ведет за собой другую, чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону, вводятся в бой новые силы, возникают непреодолимые преграды, постепенно обостряя и повышая степень конфликта.
В ходе развития действия становятся явными все связи и противоречия между людьми, заложенными автором в произведении, раскрываются человеческие характеры, происходит формирование личности каждого персонажа. Если завязка подводит к пониманию поставленной проблемы, то развитие действия дает представление о возможных путях ее решения
Каждый из «циклов действия», которые могут быть выделены с разной мерой отчетливости в произведениях любого драматурга или сценариста, должен знаменовать собой более высокий этап развертывания конфликта по сравнению с предыдущим этапом, обострять противоречия вплоть до последнего этапа - развязки. То есть действие в сценарии развивается по восходящей, напряжение по мере развития действия усиливается.
Развитие действия в сценариях должно подчиняться следующим основным требованиям, имеющим как искусствоведческое, так и психолого-педагогическое значение:
Строгая логичность построение темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.
Нарастание действия. Заданное экспозицией и завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.
Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.
Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрализованного представления, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотреблять той или иной краской, однообразия, монотонности.
Следовательно, конструктивно единое действие в сценарии строится из совокупности «циклов действий», обладающий всеми признаками драматической композиции: в каждом из эпизодов есть своя экспозиция, завязка, кульминация и развязка.
Завершенная внутри себя композиционная структура театрализованного представления, в сущности, делится на ряд циклов действия. Драма, как известно, состоит из нескольких таких циклов, название которых исторически менялось: акт, действие, часть. В сценарии театрализованного представления, чаще всего одночастного, эти тематически однородные циклы принято называть эпизодами. Каждый эпизод в сценарии театрализованного представления распадается на еще более мелкие, относительно завершенные структуры.
Развитие действия - наиболее обширная часть пьесы, ее основное поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определенных эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия. Число актов в принципе не ограничено, но, как правило, колеблется от 3 до 5.
Необходимо отметить, что в развитии действия находить и кульминация - еще один структурные элемент композиции. Он носит независимый характер и функционально отличается, от развития действия. Именно поэтому мы его определяем как самостоятельный (по функции) элемент.
Сценарий театрализованного представления состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен обязательно, закончиться прежде, чем начинается другой эпизод.
Эпизод в сценарии есть структурная единица, или драматургический модуль, театрализованного представления, который представляет собой отдельный и драматургически целостный фрагмент последнего. Эпизод является художественным воплощением одной из граней, одного из аспектов той или иной проблемы театрализованного представления. Развитие конфликта через сценическое действие внутри эпизода происходит по закону драматургической кривой.
Эпизодное построение сценарий театрализованных представлений заимствован у театральной драматургии. Принцип эпизодического построения восходит еще к шекспировскому театру. Конструктивные элементы всякого произведения драматургии состоят из многих звеньев, в каждом из которых решаются отдельные драматургические задачи.
В том, что сценарий театрализованных представлений заимствует у театра именно эпизодный, и не иной принцип построения, отнюдь не формальный прием. Он обусловлен содержанием художественно-педагогического воздействия. Зная, что сценарий состоит из эпизодов, можно уже говорить, что движения драматургической логики автора идет от одного эпизода к другому.
Блок эпизодов - это совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием. В любом сценарии театрализованного представления выделяются эпизоды, тематически тяготеющие друг к другу и образующие по этому признаку относительно самостоятельные группы.
Поскольку каждый эпизод содержит разные аспекты общего конфликта, поскольку отношения между эпизодами в блоке конфликтны. Именно это и позволяет рассмотреть грани авторской концепции с нескольких сторон. Как правило авторская концепция имеет несколько аспектов. Число блоков в сценарии должно быть ровно числу аспектов. Отношения между блоками также строятся по законам конфликта.
Последовательно развиваясь, действие нас подводит к кульминации.
Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы. Начинает стремительно надвигаться развязка, Именно этот момент принято называть - кульминацией. В основе кульминации лежит центральное событие, которое является коренным переломом в действии пьесы, в пользу той или иной, занятой в конфликте стороны. По своему строению кульминация, как элемент композиции, может быть сложной, т. е. состоять из нескольких сцен.
Кульминация (от лат. «culmen» - «вершина») - это событие, в котором действие достигает высшего своего напряжения, где полностью проясняется суть характеров и начинается движение действия к развязке. Это рубеж, обостряющий характер развивающихся противоречий, это рубеж, который резко поворачивает судьбы героев и участников праздничного действа.
Действие обязательно должно подводиться к кульминации. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрализованного сценарного произведения. Например, сценарий торжественного митинга посвященного Дню Великой Победы, которое широко распространенно сегодня. Кульминационным моментом этого митинга является приобщение молодого поколения к уважению тех, кто нас защищал, чтобы помнили о них и не забывали о тех страшных событиях 40-х годов. Оно включает в себя обязательно возложение цветов, тем самым, отдавая дань памяти тем, кто не вернулся с войны.
Несмотря на кажущуюся архаичность, это определение наиболее глубоко и точно выражает сущность кульминации. Только понимая внутреннюю обусловленность идейной и композиционной структуры произведения, можно безошибочно отыскать кульминационный момент, перелом в развитии действия.
Архитектоника кульминации может быть весьма сложной, кульминация может состоять из нескольких сцен. Попытки теоретически установить ее место в каждом отдельном случае определяются стилевым и жанровым обликом произведения, но прежде всего - смысловой задачей. Неизменно лишь одно - эстетическая сущность кульминации, знаменующей собой перелом в ходе борьбы.
В развитии действия каждого произведения есть рубеж, знаменующий собой решительный переворот, после которого изменяется характер борьбы и неудержимо надвигается развязка, финал.
Развязка - событие, знаменующее собой исчезновение, разрешения конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне. Она играет важную роль идейно-художественной концепции пьесы. Развязка помогает зрителю окончательно определиться в понимании сути происходящего, способствует раскрытию замысла автора, раскрывает идейный и нравственный пафос драмы. Развязка завершает мысль автора, ставит точку в действии.
Развязка - здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции - разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой это зона сюжета. Именно здесь заканчивается сквозное действие пьесы и герои приходят к тому или иному результату, как говориться в теории санскритской драмы - «обретению плода», но не всегда он сладок. В европейской трагедии это момент гибели героя
Финал (эпилог)- итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею
Развязка это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности театрализованного представления. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для проявления активности участников театрализованного представления.
Эпилог - (epilogos) - часть композиции, которая производит смысловое завершение произведения в целом (а не сюжетной линии). Эпилог можно считать неким послесловием, резюме в котором автор подводит смысловые итоги пьесы. В драматургии может выражаться в виде завершающей пьесу сцены, следующей после развязки. Не только содержание, стиль, форма, но и само назначение его менялось в истории драмы. В античности эпилог - обращение хора к зрителю, которое комментировало происшедшие события и объясняло авторский замысел. В эпоху Возрождения эпилог выступает как обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку событий, резюмирующей идею пьесы. В драматургии Классицизма - просьба благожелательно отнестись к актерам и автору. В реалистической драматургии XIX века эпилог приобретает черты дополнительной сцены, раскрывающей закономерности, определяющие судьбы героев. Очень часто, поэтому эпилог изображал жизнь героев, спустя много лет. В ХХ веке существует полифония в понимании и использовании эпилога. Он часто бывает в начале пьесы, а в ходе пьесы объясняется, как герои пришли к подобному финалу. Чехов постоянно был занят вопросом об «оригинальном» финале пьесы. Он писал: «есть у меня интересный сюжет для комедии, но не придумал еще конца. Кто изобретет новые концы для пьес, тот изобретет новую эру! Не даются подлые концы! Герой или женись или застрелись, другого выхода нет» .
Волькенштейн наоборот считал, что «эпилог - является обычно статистическими сценическими положениями: признак неумелости автора дать в последнем акте исчерпывающее разрешение «драматической борьбы». Весьма спорное определение, но все же не лишенное своего смысла. Действительно, некоторые драматурги чересчур злоупотребляют эпилогом для выражения не столько своих идей, но завершения действия. Насколько важна проблема финала пьесы и вытекающего из всего содержания пьесы эпилога подчеркивает следующее мнение. «Проблема последнего акта - это прежде всего проблема идеологическая и лишь затем технологическая. Именно в последнем акте, как правило, дается разрешение драматического конфликта, следовательно, именно здесь наиболее активно и определенно заявляет себя идейная позиция драматического писателя» .
Тема : Конфликты и взаимопонимание
Задачи: расширить знания учащихся по проблемам общения; совершенствовать навыки общения; обучать бесконфликтному общению; развивать навыки ведения дискуссии; пропаганда культуры общения.
Подготовительная работа : поручения ребятам, помощь в подборе литературы; работа с психологом; распечатка анкет; музыкальное и техническое оснащение; взаимодействие с руководителем драмкружка; подготовка портретной галереи; плакаты с высказываниями.
Участники: классный руководитель; учащиеся класса; члены драмкружка; психолог; лаборант ТСО.
Ход мероприятия
Худой мир лучше доброй ссоры.
Классный руководитель . Мы уже пришли к выводу, что человеку необходимо общение (так распорядилась природа), что общение - одно из условий его жизни. Недаром, наказывая человека, его изолируют от других. И далеко не все человеческие ценности могут сравниться с такой ценностью как возможность общаться с умными, близкими тебе по духу и взглядам людьми. Ведь не даром говорят, что самая большая роскошь, существующая в человеческом обществе, — это роскошь общения.
Когда ребенок появляется на свет, он еще только кандидат в человека, человеком он становится только в общении с людьми. А чтобы стать еще и успешным человеком в обществе людей, надо обладать определенными достоинствами. Можно, конечно, иметь достоинства и суметь их реализовать. Но нельзя его (высокого положения в обществе) достигнуть, как говорил Ф. Ларошфуко, не имея хоть каких-нибудь достоинств. Одним из необходимых достоинств и является умение общаться. Залог успеха - богатство языка, которое определяет и богатство мыслей человека, а значит его ум и умение жить успешно, но, к сожалению, есть люди, которые «хорошо говорят, но плохо разговаривают» (В.О. Ключевский).
Сценка драмкружка
Действующие лица: Диоген (длинная черная борода, короткая туника, сандалии, овощи); Аристипп (туника, сандалии).
Диоген сидит на рынке и чистит остатки овощей.
Мимо проходит Аристипп.
Диоген (насмешливо, указывая на овощи). Аристипп, если бы ты умел кормиться вот этим, не пришлось бы тебе пресмыкаться при дворах тиранов.
Аристипп (спокойно, с достоинством). А если бы ты умел общаться с людьми, не пришлось бы тебе кормиться остатками овощей.
Классный руководитель. К каким же выводам мы можем прийти?
Диоген. Моя проблема - неумение общаться. Я не смог удержаться от того, чтобы не задеть самолюбие Аристиппа. Мне хотелось надерзить ему, уязвить.
Аристипп. А мое умение общаться с окружающими помогло занять высокое положение в обществе, принесло успех в делах.
Классный руководитель . Как вы считаете, умение общаться приходит само или ему все-таки необходимо учиться.
Учащиеся:
— Думаю, что некоторые просто рождаются с этим умением. Ученые пришли к выводу, что есть люди, которые излучают поток так называемых симпатических частиц. Если человек излучает сильный поток «теле» (т.е. от него исходит какое-то внутренне обаяние), то ему симпатизируют, к нему тянутся, его хотят видеть в своем окружении.
— Такие люди — обычно носители многих приятных эпитетов: симпатичный, с изюминкой, обаятельный, обворожительный, привлекательный, располагающий, милый, душа-человек, приятный во всех отношениях, симпатяга и т.д.
Классный руководитель. Далеко не каждый человек в это мире соответствует тому портрету, который вы написали своими эпитетами. Что же делать остальным? Ведь мы уже поняли, что без располагающего общения вряд ли можно реализовать даже те достоинства, которыми уже обладаем. (Значит надо получать необходимые знания по интересующим нас вопросам, приобретать необходимые навыки и совершенствовать их.)
Человек чему-то учится всю свою жизнь. Накопив необходимую сумму знаний, можно всегда реализовать ее с пользой для дела. Давайте начнем это делать прямо сегодня, чтобы прийти в ваше завтра уже с определенным полезным багажом. Поможет нам в этом наш школьный психолог... {Ф.И.О. психолога).
Психолог. Все могут научиться общаться, но для этого необходимо прежде всего понять с кем вы общаетесь. Надо разобраться в человеке не судя о его чертах личности по единичным поступкам или внешности. Ведь еще древний мудрец сказал: «Не презирай человека, если его внешность неприглядна, и он ходит в скромных черных одеяниях. Возможно, в нем заключены, сокрытые от глаз твоих, такие достоинства, о которых ты и не подозреваешь».
Общение не должно быть разрушительным, а для этого необходимо:
— разбираться в себе и людях;
— эмоционально правильно откликаться на состояние людей и их поведение;
— обязательно выбрать соответствующий способ обращения к человеку.
(Ребята из драмкружка демонстрируют взгляды. Психолог вместе с учащимися класса распознает их и классифицирует: дружеский, враждебный, агрессивный, участливый, сожалеющий, сочувствующий, неуверенный, неприязненный, грубый, отчужденный, покорный, отталкивающий, притягивающий и т.д.)
Психолог. Прямоту личности отражает прямой, спокойный взгляд. Если же человек смотрит исподлобья, а выражение лица настороженное, значит, он не доверяет вам, у него есть опасения на ваш счет. Часто люди взглядом отражают сущность своей натуры: жестокость и беспощадность, гордость и высокомерие, благородство и скромность, робость и наивность, прямодушие и честность и т.д. Очень важно ответить на улыбку вашего собеседника, потому что она чаще всего выражает симпатию к вам и дружелюбное расположение. Ответ на вашу улыбку — это своеобразное разрешение для знакомства или начала разговора.
(Если нет возможности пригласить ребят из драмкружка, то вы можете оформить портретную галерею репродукций известных картин, фотогалерею из фотографий самих ребят или их родственников, при условии согласия, а также обратиться к школьному учителю рисования или руководителю изостудии. У вас получится замечательная галерея взглядов, которую по желанию могут прокомментировать сами учащиеся: соответствие взгляда и их характера. Если в вашем классе есть талантливые ребята, художники-портретисты (карикатуристы), вы можете организовать их авторскую выставку, укрепив тем самым их авторитет среди ребят и повысив их самооценку.)
Психоло г. Общаясь, смотрите на говорящего, это поможет сосредоточиться на теме разговора. Но в тоже время, если вы долго и пристально будете рассматривать своего собеседника, то это может смутить его, а ваш пристальный взгляд могу растолковать как враждебность. Подтвердите ваш интерес друг к другу взглядом в течение нескольких секунд. Но помните, что чем чаще люди смотрят друг на друга, чем чаще встречаются их глаза, тем ближе они становятся друг другу. Открытый дружелюбный взгляд помогает почувствовать взаимное расположение и симпатию. Общение становится приятным, и велика возможность дальнейшей дружбы.
(Ребята из драмкружка представляют небольшой диалог в качестве примера (это может быть любой отрывок из ранее подготовленной пьесы).)
Классный руководитель. А сейчас наши гости из драмкружка продемонстрируют характерные позы людей при общении. Желающие могут принять участие.
Психолог. Встаньте прямо, поднимите вверх голову, туловище отклоните назад, ноги слегка расставлены, руки одна на другой — вот поза высокомерия, надменности и самоуверенности. Вы с пренебрежением взираете на окружающий вас мир и собеседников. А сейчас — руки в стороны, слегка прижаты и согнуты в локтях, голова приопущена, плечи приподняты. Перед вами неуверенный и растерянный человек.
(Далее ребята распознают (а по желанию изображают) льстеца (подобострастно изогнутая спина с приопущенной головой и сладкой улыбкой); натуру робкую, нерешительную (напряженная поза, нервно теребит руки); человека почтительного (стоит ровно, ненапряженно, взгляд прямой, открытый, выражение лица спокойное, внимательное); демонстрируют натуру нерешительную (топтание на месте, не знает куда деть руки, садится на краешек стула) и т. д. В данном случае портретная галерея портретов литературных героев, друзей и знакомых, представленная художниками класса, вызывает живой интерес и активное обсуждение.)
Психолог. Ребята, а что еще помогает людям общаться?
Учащиеся:
— Ни один человек не может обойтись во время разговора без жестикуляции. Мы взмахиваем руками и разводим ими в удивлении, потираем лоб в раздумье, делаем взмах ладонью от себя, демонстрируя неприятие и отвращение, покручиваем указательным пальцем у виска (кстати, этот жест у всех народов говорит об одном и том же - человек говорит глупость, хотя другие жесты зачастую имеют совершенно противоположное значение).
— Жесты бывают разные, среди них встречаются и непристойные. Это уже зависит от культуры вашего собеседника. Некоторым людям бывает просто мало слов, чтобы выразить свои мысли и особенно чувства, которые их переполняют. Поэтому они прибегают к активной жестикуляции. Самые сдержанные в разговоре это финны (1 жест в час), а самые импульсивные - мексиканцы и французы (180 и 120 жестов в час соответственно). Итальянцы только на третьем месте (до 80 жестов в час).)
(Можно посмотреть небольшой отрывок из кинофильма «Невероятные приключения итальянцев в России».)
Классный руководитель. Итак, мы приходим к мысли, что знать о человеке как можно больше — это залог успеха вашего общения. Потому что можно построить беседу с учетом всех положительных и отрицательных сторон вашего собеседника. Но достаточно ли этого?
Учащиеся. В любом общении важно взаимопонимание. Но чтобы этого достичь, надо обязательно внимательно выслушать вашего собеседника. Не настраивать себя предвзято, не смотреть скептически, перебирая в уме все недостатки и промахи говорящего (кто без них?). А ведь многие из нас именно так и поступают, удивляясь потом, почему разговор не получился.
Психолог . Когда мы слушаем собеседника молча и спокойно, происходит так называемое нерефлексивное слушание. При этом мы можем пользоваться репликами в качестве реакции на разговор: интересно, ясно, понимаю, да, конечно. Но есть еще и рефлексивное слушание — это умение задавать вопросы.
Учащиеся:
— Чтобы разговор состоялся и пошел по нужному мне руслу, я конечно должен уметь задавать собеседнику вопросы. Помолчать можно потом.
— Когда благодаря моим вопросам разговор наладится и говорящий начнет раскрываться, тогда появится искренность и взаимопонимание в нашем общении.
— Нив коем случае нельзя задевать чувство собственного достоинства собеседника, лучше спокойно отнестись к его бурно выражаемым эмоциям. Упреки, критика, агрессивность — тоже помеха взаимопониманию в общении. Психолог. Я хочу предложить вам памятку, которая содержит несколько принципов взаимопонимания. При условии их соблюдения вы станете приятным и желаемым собеседником.
Несколько принципов взаимопонимания
Чтобы добиться взаимопонимания в общении, надо:
1. Доверять себе и другим.
2. Быть искренним в своих чувствах и мыслях.
3. Признать право другого человека думать, чувствовать и поступать самостоятельно.
4. Уметь смотреть на людей и различные события глазами человека, которого мы хотим понять.
5. Уважать своего собеседника.
6. Прощать собеседника, если иногда он оказывается не прав.
7. Ценить мнение другого человека.
8. Не игнорировать сознательно других людей.
9. Сочувствовать точке зрения другого человека, даже если вы не согласны с ним.
10. Не надевать маску или вести себя формально.
11. Выслушивать другого человека.
Психолог. Есть ряд позитивных выражений, которые способствуют общению:
1. Для уточнения неясного:
— Пожалуйста, поправьте меня, если я не прав...
— Вы думаете, что...
— Другими словами вы считаете, что...
— Может я ошибаюсь, но...
2. Для установления доброжелательной атмосферы:
— Я доверяю вам, поэтому...
— Если мы договоримся, то...
— Если мы не договоримся...
— Иметь с вами дело было очень приятно.
3. Для поощрения собеседника в разговоре:
— Мне кажется, что ты чувствуешь отчаяние.
— Просто ты несколько расстроен.
— Так и кажется, что ты взлетишь от радости.
4. Слушая и реагируя на речь собеседника:
Да, конечно.
— Я тебя понимаю.
— Это интересно.
Продолжай, пожалуйста, я тебя внимательно (с удовольствием) слушаю.
Классный руководитель. Согласитесь, что жизнь — это не сплошной позитив. Она вся состоит из противоречий. Точно также обстоят дела и в одной из форм ее проявления - общении. Конфликтные ситуации в разговоре не так уж редки. Что же этому способствует?
Учащиеся:
— Иногда мы, чувствуя свое превосходство или забывая, что перед нами просто человек, который может быть оскорблен или обижен, говорим с ним приказным тоном.
— Не заладится разговор, если в нем звучат угрозы.
— Если тебя все время поучают, читают нравоучения, критикуют и бранят, не предоставив возможности ни оправдаться, ни выслушать твое мнение, то, естественно, может последовать и соответствующая реакция, а значит и конфликт.
— Плохо, когда собеседник, расположив тебя к откровенному разговору, тянет потом необходимую для себя информацию. Когда ты начинаешь это понимать, возникает чувство обиды и досады, потому что казалось, что ты интересен другому человеку сам по себе.
— Надо быть очень осторожным, когда даешь своему собеседнику совет, т. к. впоследствии (когда у человека что-то не заладится), это может стать причиной конфликта. Не зря люди говорят: Мой совет — не давай никаких советов.
Классный руководитель . Что касается меня, то я с большой симпатией отношусь к остроумным людям, обладающим чувством юмора. А как вы думаете, зачем человеку чувство юмора?
Учащиеся:
— Человеку, обладающему чувством юмора, легче приспособиться к любым жизненным условиям.
— Чувство юмора помогает поддерживать настроение, удерживает от нытья и жалоб, помогает смотреть на жизнь с оптимизмом.
— Если человек умеет шутить даже над собой, то он легче переносит неудачи; чувство юмора — это своеобразная психологическая защита.
— Однако надо заметить, что одно дело смеяться над собой, а совсем другое, когда смеются над тобой. И шутка шутке — рознь. Одна поможет установить хорошие отношения, а другая - вызвать конфликт, особенно в том случае, когда мы в этой шутке затрагиваем самооценку человека (внешность, привычки, манеры, его неудачи — все это запретная зона для шуток).
Классный руководитель. Вот и оказалось, что причин, для того чтобы общение разладилось, достаточно много. А что вам мешает общаться?
Учащиеся:
— Очень часто причина в плохом знании предмета разговора. Чувствуешь себя неловко, молчишь, потому что боишься выглядеть глупым.
— Мне мешают общаться несимпатичные мне люди. Пропадает всякое желание даже вступать с ними в разговор, а не то чтобы его поддерживать. А ведь иногда обстоятельства вынуждают это делать.
— Мне мешает мой характер и застенчивость.
— А мне неумение поддерживать беседу. Далеко не каждый умеет говорить так, как его собеседник. Я имею в виду построение фраз, предложений, знание аргументов и фактов, чисто внешнее обаяние и т. д. Ведь некоторые люди добиваются успеха в деле исключительно благодаря своему умению быть обаятельным. Взять хотя бы того же Чичикова.
— Я не умею выслушивать людей, часто перебиваю друзей в разговоре.
— А мне ничего не мешает. Я стараюсь соблюдать во всем чувство меры.
— А мне этого чувства меры иногда не хватает. У меня проскальзывают довольно злые шутки. Я часто и сама жалею о сказанном, а извиняться бывает довольно трудно. У меня непростой характер.
Психолог. Хорошо, что ты признаешь это и так критично подходишь к отрицательным чертам своего характера. Не расстраивайся, возможно, что это просто неумение общаться. В любом случае, ты на правильном пути к исправлению, потому что осознаешь свои поступки и сожалеешь о них.
Классный руководитель . Вот мы и определили ряд ситуаций и причин, из-за которых возникают конфликты, которые разрушают наше общение. Но мало знать причины и иметь желание уладить конфликтную ситуацию. Необходимо еще и знать, как это сделать. Прежде чем мы послушаем рекомендации психолога по разрешению конфликтов, я хочу предложить вам тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов». Ребята, в каждом из 30 вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
6. А. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю условия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. !2. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Обработка результатов проводится в соответствии с ключом. По каждому из стилей (колонке) подсчитываегся количество совпадений вариантов ответов с ключом, при совпадении начисляется один балл.
Интерпретация
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает предстаатение о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях — соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Суммы баллов, соответствующие каждому из 5 стилей, следует проранжировать. Доминирующий стиль - тот, по которому набрано наибольшее количество баллов, на втором месте - стиль, используемый часто и т.д., до последнего — наименее характерного.
Характеристики стилей поведения
1. Стиль конкуренции:
— человек идет к разрешению конфликта собственным путем;
— не заинтересован в сотрудничестве с другими;
Преобладают волевые решения.
(Ставки слишком высоки, чтобы поступать иначе; принимается быстрое решение, обеспеченное вашей властью или у вас просто нет другого выхода.)
2. Стиль уклонения:
Человек не отстаивает свои права;
— не желает сотрудничать, решать проблему. (Проблема не важна для вас; у вас безвыходное положение; вы чувствуете, что другой человек прав.)
3. Стиль приспособления:
Человек не пытается отстаивать свои собственные интересы.
(Исход дела слишком важен для другого человека, у кого-то больше власти, чем у вас; вы смягчаете ситуацию, преобладает важность сохранения хороших отношений.)
4. Стиль сотрудничества:
— отстаиваете свою позицию, учитывая интересы другого человека;
— для вас очень важно решение проблемы;
У вас есть возможность решать проблему на равных.
5. Стиль компромисса:
Частичное удовлетворение интересов конфликтующих сторон.
(Сохраняете хорошие взаимоотношения, быстро приходите к согласию, принятое решение устраивает вас на данном этапе.)
Психолог собирает анкеты для обработки и проведения в дальнейшем консультаций для ребят по вопросам поведения в конфликтных ситуациях.
№ вопроса |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
№ вопроса |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Психолог:
— Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.
— Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
— В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.
— Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.
— Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.
— Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.
— Не спешите реагировать на чужое раздражение.
— Идите на все возможные компромиссы.
— Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
— Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.
— Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.
— Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
— Помните, что безвыходных ситуаций не бывает. Классный руководитель. Ребята, не зря же говорят, что худой мир лучше доброй ссоры. А какие пословицы и поговорки знаете вы? Учащиеся:
— Бранись, а на мир слово оставляй.
— Всякая ссора красна мировою.
— Гнев — плохой советчик.
— Криком изба не рубится.
— Мир да лад - большой клад.
— Недобранка лучше перебранки.
— Нелады да свары хуже пожара.
— Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.
— Одна задириха, а другая неспустиха.
— С людьми браниться — никуда не годится.
— Свой со своим бранится — сам помирится, А чужой пристанет — век постылым станет.
— У бодливого барана лоб всегда в крови.
— Ссора до добра не доводит.
Классный руководитель. А что бы вы отнесли к самым действенным мерам для устранения конфликтных отношений, для того чтобы не делать общение разрушительным?
Учащиеся. Важно каким тоном сказаны слова. Одно и тоже слово можно произнести по-разному. И в соответствии с этим оно будет восприниматься вашим собеседником. Например: подумаешь; еще чего придумал; только мне этого и не хватало; зачем мне это; глупо и т. д. Все это можно сказать беспечным тоном, с досадой, с пренебрежением, спокойно, зло и т. д.
Ребята приводят свои примеры, рассказывают случаи из жизни:
— Добрая улыбка открывает многие замки человеческой души. Она — условие хорошего общения и прощения, взаимопонимания и помощи. Начните улаживать конфликт с улыбки, которая бы выражала ваше сожаление по поводу сказанного вами.
— Очень важно говорить людям комплименты. Это улучшает настроение, потому что повышает самооценку человека. Он начинает чувствовать себя увереннее, становится менее уязвимым.
Классный руководитель . К каким же выводам мы можем прийти?
Учащиеся. Улаженный конфликт, комплимент, улыбка сберегают нервную систему человека, а значит и его здоровье.
Классный руководитель. Так давайте же будем, как говорил Б. Окуджава, «понимать друг друга с полуслова» и «говорить друг другу комплименты», не забывая о том, что человек живет на Земле не так долго, чтобы тратить это время на зло и съедающее здоровье выяснение отношений.
Все поют под гитару песню Б. Окуджавы «Давайте восклицать...»
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно.
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значение злословью —
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более что жизнь короткая такая.
Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 1
Игра «Скажи другому комплимент»
Цель : раскрепощение, объединение, активизация участников группы ; создание хорошего настроения.
Описание : Участник сидят в кругу . Педагог бросает мяч тому, кто хочет сказать комплимент. Затем комплимент тот ребенок, у кого оказался мяч.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут комплимент
Беседа о конфликтах с детьми
Цель : разъяснить детям понятие «Конфликт » ; способность формированию позитивного отношения к людям.
Задачи :
Дать характеристику понятия «Конфликт »
Рассмотреть природу конфликта , определить его положительные и отрицательные стороны
Познакомиться с методом выхода из конфликтных ситуаций
Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта , разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу
Оборудование :
Классическая музыка
Цветы на клеевой основе
План беседы :
1. Чтение притчи. Вступительное слово
2. Что такое конфликт ?
3. Причины конфликтов
4. Как разрешить конфликт ?
5. Правила поведения для конфликтных людей
6. Рефлексия. Итоги.
Ход беседы (беседу ведёт педагог)
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое , идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.
Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый , он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.
Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
Могут ли быть у всех людей интересы, убеждения, взгляды? (Дети – нет)
Возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными? (Дети – да)
Какие ассоциации возникают у вас со словом «конфликт » ? (Ссора, драка, слезы, спор, крик)
Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о таких ситуациях как конфликт , их причинах и путях решения или выхода из конфликта .
Так что такое конфликт ?
Конфликт – это спор , ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.
У на с в группе тоже иногда возникают конфликтные ситуации . Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске – «У меня причиной конфликта было то , что …» (Дети называют свои предложения)
Как мы видим возникновение конфликта необходимы участники спора , предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.
Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов ?
Причины конфликтов :
Несовпадение целей и желаний
Неуважение к другим людям
Неумение общаться
Разница чувств и состояний
Давайте познакомимся с некоторыми правилами во время конфликта
Методы выхода из конфликта :
Найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию , выйти из конфликта первым
Найти компромисс спорного вопроса
Подчиниться, принять правила или точку зрения противника
Понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры
Правила поведения для конфликтных людей
Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало
Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда
Критикуя, чаще улыбайтесь
Будьте справедливы и терпимы к людям
Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других
Умейте вовремя остановиться!
Дети! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Рефлексия
Перед вами на столах лежат бумажные цветы. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.
Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос : «считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»
1- Интересно полезно
2- Сложно, но интересно
3- Бесполезно, безразлично
Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый . Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова «Гляжу с высока на обиду, теряю обиду из виду»
Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением
Цель : актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта ; проигрывание возможных вариантов негативного разрешения конфликтной ситуации
Описание игры : детям предлагается несколько конфликтных ситуаций , развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся сценки обсуждают к кругу.
Примеры конфликтных ситуаций :
1. Друг взял у тебя куклу и обещал поиграть и вернуть. Но нечаянно сломал ее. Назревает конфликт
2. Вы решили поиграть в игру «Магазин» , но не можете решить, кто будет продавцом, а кто покупателем. Назревает конфликт
Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта , обоснованности их требований, взаимной зависимости конфликтных сторон .
Рефлексия
Прощание
Игра «Король»
Цель : предоставление детям возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не сущая и не обижая
Инструкция : Кто из вас когда – нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. Н на всегда, конечно, всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы нему кланялись, чтобы ему подавали и т. д. кто хочет стать первым королем?
Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.
Как та чувствовал себя, когда был королем?
Что тебе больше всего понравилось в роли?
Легко ли отдавать приказы?
Что ты чувствовал, когда был слугой?
Когда королем был Игорь, он был добрым или злым королем?
Проигрывание ситуации
Цель : помочь ребенку эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни
Инструкция : Ребенку предлагаются ситуации , в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными , придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций :
Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться
Мама принесла три апельсина, тебе и сестре (брату, как ты поделишь их? Почему?
Ребят из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?
Игра «Добрый волшебник»
Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками
Инструкция : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя
Рефлексия
Прощание
Игра «Паровозик»
Цель : сплочение группы
Ход игры : Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний – кончик хвост. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост» . Остальные дети крепко держаться друг за друга. Ели дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
Упражнение «Что и когда я чувствую»
Цель : профилактика развития нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Описание : ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытать люд. 9злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда…» , «Мне бывает страшно, когда…» и т. д.)
Игра «Ссора»
Цель : учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта ; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания : дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций , а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры . Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек
Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами : Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по угла.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения :
Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)
А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?
А что чувствуют те, кто ссорится?
А можно обойтись без ссор?
Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю :
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу : «Играй, давай!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину
Рефлексия
«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.
Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,
для всего, что не чуждо человеку»
Жан Жак Руссо
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка»
г. Омутнинска Кировской области.
Сценарий родительского собрания
«Разрешение конфликтов между детьми и взрослыми»
(совместное мероприятие родителей и детей подготовительной к школе группы)
Воспитатель:
Чумакова Елена Алексеевна
г. Омутнинск 2015 г.
- Содержание………………………………………………………. стр.2
- Пояснительная записка…………………………………………...стр.3
- Цели и задачи …………………………………………………….стр. 3
- Понятие «толерантности»………………………………………...стр.5
- Педагогические ситуации………………………………………стр.5-6
- Подведение итогов ……………………………………………….стр.7
- Список литературы……………………………………………….стр. 8
Пояснительная записка.
«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.
Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,
для всего, что не чуждо человеку»
Жан Жак Руссо
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.
Время проведения : март – апрель.
Форма проведения: игра – тренинг.
Продолжительность: 1 час.
Цель: Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Задачи:
- Ознакомить родителей с понятиями: «толерантность», воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребёнка, разрешение конфликтов с позиции толерантного подхода.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросе «толерантного подхода к детям».
Ход мероприятия:
- Вступительное слово.
Ведущий-педагог приветствует присутствующих на собрании.
- Проведение беседы.
Ведущий-педагог: Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (Способность мирным путём решать проблему; способность вставать на место другого человека и понять его; терпимость к чужому мнению и другому образу жизни; лояльность; широта взглядов и т.д.)
Ведущий – педагог обобщает ответы родителей.
Толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможным достижение взаимопонимание между людей, родителями и детьми мирным и бесконфликтным путём. Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомлённости в психологии личности ребёнка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам нетрудно простить друг к другу серьёзную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждаете его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты.
Предлагаю разрешить ситуацию.
- Решение педагогических ситуаций.
Ситуация первая: «Будь опорой и примером своему ребёнку».
Маруся (с радостью): Мам, давай пойдём гулять, помнишь ты мне обещала?
Мама (проблемы на работе): Отвяжись! Мне не до тебя. Мало ли что я обещала!
Маруся : Пожалуйста, ну давай погуляем!
Мама : Какая же ты глупая. Иди почитай лучше!
Ведущий-педагог : Какую ошибку совершила мама? (не сдержала слово, оскорбила).
Как нужно поступить? (пообещать сходить завтра, предложить одной погулять.)
: Марусе не так важно погулять, так как она могла бы сделать это одна, но для неё очень важно, чтобы мама посидела рядом, потому что дети стремятся походить на родителей, гордятся ими и восхищаются.
Совет маме : оставить проблемы за дверью и отвлечься с дочерью на прогулке, не создавая ещё больше конфликтов.
Игра «Клубочек» (родители)
Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того, как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, посредствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот, от кого начал разматываться клубочек, должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.
Ситуация вторая: «Неразрешимые конфликты опасны»
Отец говорит дочке: Настя, тише, не шуми. Опять у вас бардак. А вчера изрисовала новую куклу. Вставай в угол быстро! И хватит реветь, сама виновата… (папа на взводе и оправдания ребёнка не воспринимает)
Ведущий-педагог: Не многовато ли претензий в один момент? Как решить ситуацию? (ответы - научить прибирать игрушки, поиграл - положи на место).
Объяснение с позиции толерантности : Малышка, давай не будем шуметь, ведь уже поздно, и кукла Маша хочет спать. Пойдём её укладывать и другие игрушки не забудь взять. А чтобы им приснились цветные сны, мы их нарисуем.
Итог : решение найдено - конфликт не возник. Все счастливы!
Вывод: Когда на ребёнка сваливается куча обвинений, ему трудно это осознать. Поэтому отцу и дочери сложно их решить разом, следовательно, возникает конфликт.
Какова же причина конфликта? (причина конфликта - это поведение папы. Необходимо конкретизировать претензию и не расширять их количество. Не допустимы оскорбления на ребёнка, крики и унизительный тон). Помните, ребёнок это тоже личность, хоть и маленькая. И он тоже требует к себе уважения и понимания.
Игра «Лавата» (дети)
Цель: развитие навыков работы в коллективе, навыков общения, снятие тактильного напряжения.
Ход игры : Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий называет, что хочет (талия, плечи и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.
Игра «Зеркало» (родители и дети)
Цель : знакомство, сплоченность, отработка навыков общения, единства, воспитание собственным примером.
Ход игры : Родители - зеркало, ребёнок – человек, смотрящийся в зеркало. Ребёнок показывает движения, родители повторяют. Играющие меняются ролями. Задача игры: повторить лучше движения и мимику другого.
Дождик, дождик, пуще, травка будет гуще!..
Іди, іди, дощику, зварю тобі борщику…
Дощик, дощик крапає дрібненько!..
Все детки с самого раннего возраста слушают потешки и стихи про дождик!
Какой он, дождик? Веселый, летний, тёплый, звонкий! Задумчивый, тихий, грозовой, проливной! Вот какой разный бывает дождь. А сколько стихов про дождь для детей придумано!
Для самых маленьких — вот такая задорная потешка, с ней не страшно, даже если небо нахмурилось и вот-вот гроза!
Видишь тучи, слышишь гром?
Потемнело всё кругом.
Эй, лиса, хвостом махни,
Тучи в небе разгони!
А после грозы будет радуга!!!
Расскажите деткам, что дождик — это здорово! Все деревья, травки и цветы пьют и купаются, дождик для них — словно душ! А как нужен дождь для урожая! Оказывается, есть прямая связь между летним дождём и вкусными булочками, которые мы спечем осенью из муки нового урожая! Вот Вам и занятие по логике:)
Е. Трутнева
Дождик
Дождик, дождик, пуще
По лугам цветущим,
Дождик, дождик, лей весь день
На овёс и на ячмень,
И на рожь, и на пшеницу,
Пусть скорее колосится.
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Дождик, дождик, припусти,
Дай гороху подрасти.
В нашем огороде
Помидоры всходят.
Развернулась густо
Сизая капуста,
А морковка и салат
Всех лохматей быть хотят.
А. Майков
«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем…
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Л. Завальнюк
Лето — это что такое?
Это чайки над рекою,
Берег, солнцем залитой,
Теплый дождик золотой.
Но случаются и грозы,
Небо, словно шлет угрозы,
В тучах страшный гром грохочет,
Напугать кого – то хочет.
Хлещет дождь как из ведра.
А земля кричит:
— Ура!
Дождик, дождик, веселей
Лей, водицы не жалей! —
Сильный дождь в начале лета –
Это радость для полей.
На дождь здорово смотреть. И столь же замечательно его слушать. А звучит дождь по-разному! То шуршит по листве, то барабанит по подоконнику, то шумит, как море!.. Давайте послушаем дождь вместе. Какой он сегодня? А потом пусть малыш попробует рассказать, что дождик ему нашептал. (и это уже урок-игра по развитию речи).
С. Маршак
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
Здоров выйти гулять после дождя! Воздух пахнет дождём и озоном, а во дворе — шикарные лужи! И не надо их бояться! Одеваем резиновые сапожки — и вперёд!