Ст лида. Расписание поездов лида
Начало каждой истории, написанной журналистом, должно привлекать внимание читателя и вызывать его искренний интерес. Речь идет о первых абзацах текста, так называемых лидах. Эти абзацы достаточно часто выделяют шрифтом, отличающимся от шрифта основного текста. Лид, словно заголовок статьи, призван ввести читателя в курс произошедшего события, завлечь его для дальнейшего прочтения всей статьи. Но журналист обязательно должен помнить о том, что не у каждого читателя на сайте есть возможность дочитать весь текст, часто он ограничивается первым абзацем, в котором очень сжато должна быть передана суть.
Виды лидов с примерами
Лид, кратко излагающий содержание, предназначен для информировании о событии и не открывает загадку. Ответы на вопросы «что?», «где?», «когда?» даны в основном тексте.
Пример :
14 июля милиционерами было обнаружено тело молодой девушки в заброшенной шахте неподалеку от города Первоуральска. Две недели назад произошел идентичный случай, тело женщины было обнаружено в этой же шахте.
Лид одиночный необходим для подчеркивания лишь одного факта, который, по мнению журналиста, является самым .
Пример :
Около 100 дипломов УрИБа были признаны поддельными в ходе недавней проверки.
Лид драматический призван обратиться к эмоциональному настрою читателя.
Пример
:
Несмотря на подписание международного договора «О мире и согласии», Сирия хранит и по сей день атомные бомбы. Правительство страны сделало заявление о том, что готовится к захвату соседствующих стран с использованием атомной бомбардировки.
Лид – цитата создан с помощью процитированного заявления. Такая цитата должна быть яркой (по мнению журналиста) и красочной.
Пример
:
— Роддом оснащен первоклассной техникой. Сюда будут съезжаться мировые светила акушерской практики для принятия сложнейших родов, — объявил главврач нового роддома.
Лид описательный берет свое начало с необычной и интересной , которая поможет ввести читателя в ту атмосферу, которая присуща происходящему событию.
Пример :
Уютный рубленый домик в самом центре леса не привлекает к себе внимания, но так и манит зайти на огонек. В этом доме живет народная целительница Алевтина, вот уже многие годы лечащая всех желающих от хворей.
Лид прогнозирующий – это предположение журналиста о какой-либо ситуации в будущем.
Пример :
Инфляция в РФ в будущем году возрастет в среднем на 15%, что поднимет собой волну кризиса и массовые всплески недовольства народа повышением цен.
Лид вопросительный – это абзац в начале текста с вопросом.
Пример :
Из-за чего мужья чаще всего разводятся с женами? Виноваты противоречия, копящиеся с каждым годом или же измена одного из супругов? Топовые версии причин развода представлены здесь.
Лид плакатный похож на лид одиночный, но его главное отличие — в том, что его составляют из тех предложений, которые присутствуют во всей статье.
Пример :
Скорость пассажирского поезда не должна превышать 120 км/ч. Такое решение было принято Управлением железной дороги для безопасности пассажиров.
Лид анекдотический/юмористический – анекдот, который является своеобразным вступлением к статье.
Пример:
На приеме у врача:
— Доктор, что делать? У моей жены – температура!
— Высокая?
— Да, метр восемьдесят.
Тому, как часто пациенты не понимают лечащих врачей и наоборот, посвящается статья.
Заголовок как вид самого краткого вступления
Заголовок призван дать ответы на вопросы любого жанра журналистики. Он, словно визитная карточка, должен заинтриговать читателя для того, чтобы тот прочитал всю статью. Заголовок – афиша, которую логично придумывать лишь по завершении написания статьи. Дело в том, что когда сначала придуман заголовок, то и статья подгоняется под него, при этом важные моменты могут быть упущены. Если же первоначально журналист пишет текст, а заголовок придумывает по окончании работы, то он статья получается блестящей, а заголовок – наиболее подходящим к ней.
Однозначных требований к заголовку в мире журналистики не существует. Он может состоять как из одного слова, так и из нескольких, отвечать на вопрос, либо таить в себе иронию. Самое важное – сделать так, чтобы по его прочтению у человека возникло непреодолимое желание прочитать весь текст, а не пропустить его, поэтому заголовок не должен быть неопределенным и скучным.
Для внутреннего разбития текста применяют внутренние заголовки. Они предназначены для облегченного восприятия текста. Иначе их называют главки. Такой заголовок ни в коем случае не должен повторять основной, в противном случае журналист рискует потерять интерес читателя к своей статье.
Для успешной статьи оптимально будет начать текст с лида, способного всколыхнуть ум и душу читателя, а продолжить такими абзацами, которые удовлетворят возникший интерес полностью.
Эффективная приманка — подводка
В период с 1 по 5 октября 2013 года в г. Иркутске состоится VII Международный информационный форум «Интеграция соотечественников» (МИФИС-2013).
Форум является ключевым ежегодным событие в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и проводится Министерством регионального развития Российской Федерации в целях популяризации Государственной программы и содействия адаптации и интеграции соотечественников-переселенцев
из-за рубежа.
МИФИС-2013 будет посвящен возможностям, которые открывает соотечественникам новая редакция Государственной программы, разработанная Минрегионом России совместно с другими федеральными ведомствами, утвержденная президентом Российской Федерации в сентябре 2012 г., и вступившая в силу с 1 января 2013 г. Кроме того будут подведены итоги реализации Государственной программы в 2006-2012 гг., в рамках которой в Россию переехало 125 тыс. соотечественников из-за рубежа.
Помимо пленарного заседания программой Форума запланировано проведение «круглых столов» по актуальным вопросам реализации Государственной программы и региональных программ переселения.
Представители СМИ и организаций соотечественники в рамках специализированного пресс-тура смогут ознакомиться с территориями вселения Иркутской области.
В рамках Форума состоится презентация 40 региональных программ переселения субъектов Российской Федерации, согласованных в настоящее время Правительством Российской Федерации.
В работе МИФИС-2013 примут участие представители федеральных органов исполнительной власти, депутатского корпуса, русскоязычных СМИ ближнего и дальнего зарубежья, эксперты по вопросам миграции. Ряд соотечественников, проживающих за рубежом и планирующих переселиться в Иркутскую область в рамках Государственной программы также получат возможность принять участие в Форуме и ознакомиться с регионом переселения.
На официальном интернет-сайте http://mifis.ru/ размещена подробная информация о работе Форума и архивная информация о прошедших Форумах.
Организатор Форума: Министерство Регионального развития Российской Федерации.
Контактное лицо: Карпов Евгений Александрович . Конт. тел 8-495-980-25-47, доб. 24040, 8-903-547-14-157; e-mail: [email protected]
Уполномоченный оператор: ООО «Айрис ПРО»
Генеральный директор: Гришина Елена Владимировна
Контактное лицо: Михайлова Валерия Чингисовна
. Конт. телефон: +7-495-690-16-86; e-mail: [email protected]
Пресс секретарь: Хмелева Елизавета Дмитриевна , +7-495-690-16-86; +7-916-656-57-89; e-mail: [email protected]
Подготовлено пресс-службой ООО “АйрисПРО”
В период с 10 — 11 октября 2013г. в г. Владивостоке состоится VII Международный Экологический Форум «ПРИРОДА БЕЗ ГРАНИЦ» .
Организатор Форума — Администрация Приморского края. Форум проводится при поддержке Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Согласно приказу №25 от 21.01.2013 г Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Форум включен в план официальных мероприятий по проведению в 2013 году в Российской Федерации — Года охраны окружающей среды.
Основная тема Форума «Окружающая среда: состояние, охрана, регулирование» особенно актуальна в год охраны окружающей среды в России и вызывает широкий интерес специалистов и общественности, поддерживается на межгосударственном уровне.
Секции Форума:
- «Мониторинг, нормативно-правовые вопросы регулирования и охраны окружающей среды»;
- «Обращение с отходами производства и потребления, ликвидация накопленного ущерба»;
- «Устойчивое водопользование и охрана водных объектов».
Форум, ставший уже традиционным, известен не только в Российской Федерации, но и за ее пределами, особенно в странах Юго-Восточной Азии, где широко распространено явление трансграничности.
Основной задачей Форума является привлечение российской и мировой общественности к проблемам экологии и формирование единой политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В работе и освещении Форума примут участие ведущие российские и зарубежные эксперты и Средства Массовой Информации.
Генеральный информационный партнер: Информационное Агентство «ИНТЕФАКС».
Официальный партнер: Международный Экологический Некоммерческий Фонд «Дом тигра».
Место проведения: Администрация Приморского края (г. Владивосток, ул. Светланская, д. 22).
На официальном интернет-сайте www.naturewithoutborders.ru размещена подробная информация о работе Форума и архивная информация о прошедших Форумах.
Организатор:
Администрация Приморского края, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
Контактный телефон: +7 -423-221-53-99; e-mail: [email protected]
Единый оператор по подготовке и проведению Форума
: ООО «Айрис ПРО»
Генеральный директор: Гришина Елена Владимировна
Контактный телефон: +7-495-690-16-86; e-mail: [email protected]
Аккредитация для СМИ: Хмелёва Елизавета Дмитриевна
Контактный телефон: +7-495-690-16-86; +7-916-656-57-89; e-mail: [email protected]
Полиция продолжает розыск Олега Титова, который являлся правой рукой основателя одного из колумбийских наркокортелей Лео Френсиса Моргана. Кроме того разыскиваемый вел всю бухгалтерию наркоборона и контролировал поставки кокаина в Европу и Африку через территорию России.
Согласно сообщению МВД, лицо, сообщившее информацию о местонахождении Олега Титова, получит вознаграждение в размере 1 миллион рублей. На данный момент, как предполагает следствие, преступник скрывается на территории Украины.
Напомним, некоторое время назад силовиками России, Панамы и Бразилии была проведена операция по разоблачению и обезвреживанию крупного наркокортеля. Практически все участники преступной группировки были задержаны и осуждены судом на сроки от 18 до 22 лет. Основатель и глава наркокортеля Лео Френсис Морган получил срок в 24 года лишения свободы. Олега Титова задержать не удалось.
В МВД считают, что использование широких связей в криминальном мире может позволить Титову продолжить распространение наркотиков по многим мировым державам.
На данный момент Олег Титов объявлен в международный розыск.
В столице Украины подошел к концу первый Международный фестиваль современной керамики «Современная керамика в урбанистическом пространстве», прошедший с 26 по 29 сентября. Его кураторами стали искусствовед Оксана Билоус и художник керамист Олеся Дворак-Галик , а площадкой для него оказался культурный центр на Андреевском спуске, на месте снесенной около года назад фабрики «Юность», вернее, строительная площадка, на которой идут работы по его возведению.
Биеннале керамики привлекло большое внимание киевлян и гостей города, которые осмотрели работы десятков мастеров Украины, Белоруссии и Латвии. Также многие на фестивале посетили мастер-классы, на которых узнали что такое керамическая мозаика и как самому сделать простейшие предметы этого прикладного искусства.
Наиболее заметными участниками мероприятия стали киевские художники-керамисты Марк Галенко, Егор Зигура, Нелли Исупова и Наталья Колпакова. А также — Каспарс Гайдукс, Дина Милига и Влентинс Петько из Риги и Вероника Любчич из Минска. Прикладной характер работы керамистов подчеркивало и то, что фестиваль был полностью посвящен урбанистике. И «Крысиная армия», и «Мир на спине кита», а также все лешие, носороги, маяки и, разумеется, плачущие ангелы — могут, вероятно, появятся на улицах городов. И даже вечера поэзии, устроенные в рамках фестиваля были посвящены городам.
И, хоть фестиваль и проходил первый раз за всю новейшую историю Украины, как независимого государства, его обещают сделать регулярным. Во всяком случае, организаторы уверены, что успешность использования площадей бывшей фабрики в качестве культурного пространства в очередной раз продемонстрирована.
Одна из средних школ города Чегем, расположенного в горной местности Кабардино-Балкарской республики, перешла на электронные книги. И дело вовсе не в высоком уровне жизни здесь. Просто учителя и родители вместе посчитали, что стоимость современной цифровой «читалки», даже одной из самых современных моделей — Onyx Boox i63SML Kopernik , сопоставима с комплектом учебников, учебных пособий и дополнительной литературы для чтения, необходимым школьнику в восьмом классе.
По решению родительского комитета, средства на гаджеты собирались на добровольной основе с родителей. Закупались они также централизованно и к 1 сентября ученики получили новенькие электронные книги с предустановленными в них учебниками и методическими пособиями. Например, книги, которые необходимо будет прочитать в рамках курса литературы, ученики также смогут закачать на него из сети.
Впрочем, отмечают сегодня в школе, при работе с электронными книгами им сразу же пришлось ввести ряд ограничений. В первую очередь это должны быть книги, чьи настройки наиболее благоприятны для детских глаз. Не напрягают глаза аппараты, обладающие функцией «электронные чернила». Разумеется, это исключает из списка наиболее дешевые модели.
Кроме того, учителям приходится контролировать, чтобы дети использовали книги на уроках только для учебы, а не для общения на социальных сетях, например. И, наконец, в интернете, к сожалению педагогов, отсутствует информация о краеведении, истории и местной географии КБР, но это временное затруднение, уверены учителя Чегемской средней школы.
Азартные игры, запрещенные на территории Украины с лета 2009-го года, могут вернуться в поле легального бизнеса. Об этом рассуждают местные эксперты, наблюдая за тем, как вернули право продлевать лицензии устроителям лотерей, отменив решением Верховной Рады мораторий. Как заявляли ранее украинские политики, уже в феврале этого года лотерейная деятельность должна была оказаться полностью под запретом.
Эксперты предсказывают, что в ближайшее время будет отменен и запрет на организацию тотализаторов и азартных игр. Во многом этот прогноз объясняется еще и тем, что после запрета эти услуги не исчезли, а лишь перекочевали в интернет. Например, не составляет проблемы сделать лайф ставки на сайте Париматч — ставки на все виды матчей в Украине. (ссылка)А это значит, что из-за ограничений лишь бюджет недополучает доходов.
В настоящее время уже сняты законодательные ограничения на количество действующих на территории Украины устроителей лотерей, хоть они все еще и должны быть связанными с государством. Местные эксперты указывают, что эти условия не позволяют количеству лотерей увеличиваться бесконтрольно. Вместе с тем, таким образом, серьезные игроки лотерейного бизнеса смогут развиваться более интенсивно.
Также известность получили предложения разрешить организацию казино в отелях, например, в расположенных на полуострове Крым и в других курортных зонах. Этот проект вносил на рассмотрение коллег по Верховной Раде Олег Царев, заместитель руководителя фракции большинства – «Партии Регионов». В прошлом году широко обсуждалась и инициатива о легализации букмекерских фирм к футбольному чемпионату Евро-2012, что в итоге так и не было сделано.
Основным лоббистом возвращения игорного бизнеса на Украину считается владелец единственного легального казино в этой стране, бизнесмен Михаил Спектор. Игорное заведение в отеле премиум-класса Premier Palace считается законным, как открытое до запрета на игру. Дело в том, что в этот бизнес-проект были привлечены иностранные инвесторы. А такого рода проекты должны продолжаться в течение трех лет, не смотря на вступление в силу новых законов, ухудшающих условия ведения бизнеса. Эта норма и защищает казино в Premier Palace.
В одном из последних своих интервью Спектор признался, что его организация, вместо того, чтобы готовится к закрытию игорного заведения, активно продвигает законопроекты о легализации казино в крупных отелях высокого класса. В последнем номере журнала Forbs он заявил, что работает в этом направление как с партией власти, так и с оппозиционными депутатами Рады. «Мы надеемся, что все-таки примут закон, ведь в этом бизнесе нет ничего крамольного и плохого», — в частности заявил он, беседуя с журналистом делового издания.
25 сентября в Волгограде ждали большой митинг. В соответствии с заявкой Волгоградского обкома КПРФ, на площади Ленина на митинг протеста против результатов выборов в городскую думу должны были собраться 5000 человек.
В первую очередь, в глаза бросались люди, одетые в красные манишки с буквами «КПРФ» с красными знаменами в руках. В разговоры с журналистами и прохожими они вступали охотно — рассказывая, что они жители Калмыкии, свезенные на митинг из Элисты.
Подобное происходит уже не первый раз: неделю назад, 18 сентября, когда Волгоград посетили высокие столичные гости из ЦК КПРФ, руководители волгоградского обкома партии также, по активно циркулирующей информации, обеспечили массовость своей акции за счет привезенных из Калмыкии однопартийцев. Кроме того, в тот день сами же волгоградцы заметили и активно обсудили в Интернете то обстоятельство, что несколько сотен участников митинга являлись сотрудниками ритуальной службы «Память», которых свозили на акцию в приказном порядке на шести автобусах.
А вот уже 25 сентября компанию жителям Калмыкии на митинге коммунистов неожиданно составили некие молоденькие девушки. В отличие от элистинских коммунистов, на разговоры с журналистами девушки шли с явной неохотой — видимо, потому, что находились под бдительным присмотром строгих дам бальзаковского возраста. Тем не менее, удалось-таки выяснить: эти девушки, фактически и составившие большинство «протестующих», являются студентками двух волгоградских учебных заведений — педагогического университета и технологического колледжа. Они оказались на площади Ленина также — исключительно в приказном порядке, коммунистических идей не разделяют и в будущем разделять не собираются.
Отдельного упоминания заслуживает и участие в коммунистических акциях скандально известной волгоградской неонацистки Елены Самошиной. Напомним, она известна тем, что в эфире Первого канала призналась: у нее на теле выколота татуировка в форме фашистской свастики и своих детей они с мужем заставляют штудировать книгу Адольфа Гитлера «Майн кампф». Ныне Самошина позиционирует себя как многодетную мать, якобы борющуюся за права многодетных семей Волгоградской области. В этой связи она уже неоднократно пыталась объявлять голодовки, которые либо вообще не начинались, либо заканчивались ничем через пару дней. Сегодня место для очередной «голодовки» волгоградской неонацистке предоставил обком КПРФ: в своем стремлении аккумулировать вокруг себя любой волгоградский негатив коммунисты явно перегибают палку.
В то самое время, пока Самошина митинговала на площади Ленина, некоторые волгоградские мамы детей-инвалидов, поначалу было поддержавшие голодовку, встречались с министрами Волгоградской области — и по итогам этой встречи, найдя решение своих проблем, от протестных акций отказались. А вот наиболее близкие соратники Елены Самошиной, несмотря на сделанные им приглашения, встречу с министрами проигнорировали: вместо того, чтобы решать проблемы детей, предпочли появиться на митинге КПРФ в компании со студентками и жителями соседней Калмыкии.
Но самое большое возмущение волгоградцев вызвало то, как этот митинг осветили отдельные интернет-СМИ. В реальности, как пишут волгоградские блогеры, побывавшие на митинге, за счет калмыков и свезенных студенток на площади Ленина было собрано порядка трехсот человек. Однако уже в этот же день в сообщениях ряда информагентств число митингующих было постепенно раздуто с «четырехсот» до «более тысячи», как, например, написал местный интернет-портал с соответствующим названием «Город героев». А уже утром на некоторых федеральных сайтах вообще сообщалось, что на площади Ленина собрались «две тысячи» протестующих волгоградцев.
Блогеры окрестили все это «коммунистическими приписками» — и призвали бойкотировать СМИ, разместившие подобную информацию.
Интересно, что, несмотря на все акции и протесты, волгоградские коммунисты до сих пор так и не озвучили ни одного доказанного факта выборных фальсификаций. Более того: в ночь после выборов на всех избирательных участках Волгограда все члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, в том числе — и представители КПРФ, все соответствующие итоговые протоколы согласовали и подписали без единого замечания. Всего таких протоколов было 644 — по два на каждом из 322 участков. То есть в ночь выборов никаких нарушений самими же коммунистами замечено не было.
Необходимость собирать протестные акции появилась уже на следующий день, когда стал известен полный масштаб провала кандидатов от КПРФ на выборах в гордуму.
Тем временем, ряд экспертов, в том числе — в Государственной Думе РФ, говорят о том, что за сегодняшними протестными акциями волгоградских коммунистов и за искусственно создаваемой негативной информационной повесткой вокруг Волгограда стоят местные силовые структуры. Волгоградские силовики, по некоторым оценкам, хотели бы видеть «своих» людей в органах власти региона, — и именно с этой целью сейчас оказывают серьезное давление на главу обкома КПРФ Николая Паршина, вынуждая того продолжать фактически бессмысленные акции протеста.
Ряд депутатов Госдумы уже потребовали от соответствующих государственных органов дать правовую оценку действиям волгоградских силовиков и коммунистов.
В журналистском тексте широко используется метод лида: от английского слова lead - вести, возглавлять. Материал начинается с максимально полного и максимально концентрированного изложения основного факта. Все остальное в тексте посвящено расшифровке того, что заявлено в лиде. Это позволяет журналисту максимально сжато изложить факты и максимально четко выстроить структуру материала; читателю - быстро сориентироваться в материале, оценить значимость факта, решить* продолжать или не продолжать чтение. Специфика этого лида: он подходит только для информационных жанров, максимальная эффективность его в жанрах заметки или корреспонденции, иногда эффективен в интервью-монологе.
Различают два типа лида: лиды, рассчитанные на жесткую структуру материала (фактологическая информация" о событии, сенсации); лиды, рассчитанные на мягкое построение материала (к фактологической информации добавляются еще подробности и детали, иногда комментарии).
Лиды жестких материалов - л ид одного элемента. Используется в том случае, когда в новости есть очень сильный элемент. Например, весь лид может быть сосредоточен на итоге какого-то мероприятия, события, времени его происшествия.
Лид-обобщение. Используется, если в материале фигурируют несколько одинаково важных элементов. Например, необходимо обратить внимание на место и время действия или на действие и персону.
Лид-«вешалка». Его особенность заключается в том, что первый абзац практически полностью исчерпывает весь материал. На него «навешиваются» все факты. Это очень сложный лид, поскольку он намного обесценивает следующий далее материал и сам носит сумбурный характер.
Лид - быстрая идентификация. Прямо отвечает на вопрос «кто?». Дает очень точный ответ. Оправдан в материалах, извещающих об участии очень известной личности в описываемом событии.
Лид-затянутая идентификация. Используется в материалах, основанных на участии в событии не столь важного лица, но лица, ставшего важным в результате события (убийство, катастрофа). Заход «кто» не дает полных сведений о личности. Часть их переносится в последующие абзацы.
Лид-одиночный выстрел. Применим, когда предмет сообщения может быть кратко или афористично обозначен.
Лид-комментарий. По форме выражения мысли он состоит из новости, которая объективно выглядит, но сопровождается комментариями. Такие комментарии малозаметны. Ими могут быть оценочные слова, оговорки, вводные слова.
Лиды мягких материалов:
Повествовательный лид. Отличается от лида-рассказа присутствием ярко выраженной интриги.
Лид-контраст. В первом абзаце происходит столкновение старого и нового, разных обстоятельств, сопутствующих основному материалу.
Направленно-адресованный лид. В первом абзаце текста - прямое обращение к читателю (вы, вам...).
Лид-стаккато. Ряд коротких, отрывистых фраз, содержащих намеки, недосказанность.
Лид-вопрос. Это может быть любая форма вопросов - открытый, закрытый, полуоткрытый, прямой, косвенный.
Лид-цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма лида пришла к нам из французской журналистики и до сих пор именно там особенно распространена.
Как написать лид к текстам разных жанров, что в него входит и как он устроен. Как не упустить читателя, раскрыв в лиде всю суть текста.
Формула лида к расширенной новости .
«Что произошло? + Что это значит?»
Вначале мы называем событие, затем сообщаем, что из этого события следует. Вот пример лида, написанного по такой формуле:
В понедельник правительство утвердило новый порядок расчета тарифов за услуги ЖКХ. Теперь холодная вода подорожает в полтора раза, а горячая - втрое. Пенсионеры и любители принимать ванную уже готовятся в знак протеста перекрывать улицы .
С одной стороны, суть заметки нам понятна, и дальше можно ее не читать. С другой - многим захочется узнать подробности: почему повышается плата за воду, для всех ли граждан или будут исключения, как изменятся тарифы на другие услуги, какие именно улицы собираются перекрыть возмущенные граждане. Таковы признаки хорошего лида: суть понятна, но хочется узнать подробности.
Иногда в лиде можно ограничиться ответом только на первый вопрос «Что произошло?» Однако эту информацию следует подать так, чтобы читателю было одновременно ясно и не ясно. Ясно, что произошло, и не ясно, как все это могло произойти. Например, как в этом лиде из газеты «Коммерсант»:
Как стало известно «Ъ», главное следственное управление следственного комитета России (СКР) по Московской области заканчивает расследование дела банды малолеток, несколько месяцев державшей в страхе подмосковный город Балашиху. В конце 2010-го — начале 2011 года группа 14-16-летних подростков буквально завалила трупами два городских парка, расположенных между судом и прокуратурой.
Нам понятно, что заканчивается следствие по делу банды подростков, но не понятно, как подростки могли завалить трупами парки, тем более, расположенные между судом и прокуратурой.
Подаваемую в лиде информацию можно обострить либо довести до абсурда, если текст это допускает. Вот пример такого лида из газеты «Новые Известия»:
Сегодня Госдума рассмотрит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, многократно ужесточающие наказание за остановку и стоянку в неположенном месте. Плату за перемещение машины на штрафстоянку вернут, а за парковку на газоне начнут наказывать по фотографии машины. Однако депутаты хотят разрешить садиться за руль автомобиля с неисправными тормозами пьяным водителям без документов.
Информация из последнего предложения кажется невероятной. Не могут же депутаты Госдумы, будучи в здравом уме, разрешить пьяным водителям ездить на неисправных машинах? Это побудит читателя погрузиться в текст. Там говориться, что, если полицейский остановит машину и наложит запрет на ее эксплуатацию, то эту машину можно будет не бросать на дороге, а для предотвращения пробки перегнать на стоянку, причем сделать это сможет как полицейский, так и сам водитель. Такую поправку подготовили депутаты. По закону запрет эксплуатации автомобиля наступает в случаях, когда у машины не работают тормоза или руль, а водитель пьян или не имеет документов. То есть может сложиться ситуация, когда инспектор остановит пьяного водителя без документов на неисправной машине, а затем попросит этого водителя проехать несколько сотен метров, чтобы не создавать затор.
Рекомендуемый объем лида - 350-400 знаков. Такой лид не отпугнет читателя своей сложностью и нагроможденностью. Стереотип «Большое = Сложное» широко распространен, а навык чтения у среднего читателя гораздо хуже, чем у начинающего журналиста. К тому же не надо втискивать в лид все интересные подробности. Оставьте что-то и для остального текста.
Распространенная ошибка при написании лида новостной заметки - нарушение фокусировки (когда внимание заостряется на том, что происходило, а не на том, что произошло). Например, если чиновники собрались на совещание, что-то обсуждали, и один из докладчиков огласил новую и интересную статистику, лид надо начинать с этой статистики. Ее обнародование, а вовсе не совещание и есть событие. В редакционном руководстве для журналистов интернет-издания gzt.ru это правило изложено так:
Следует четко отличать собственно новость от обстоятельств , при которых новость стала известна, а также от информационного повода , который служит «спусковым крючком» для публикации новости. Новостной журналист совершает ошибку, когда под видом сообщения о новости рассказывает об обстоятельствах, при которых она стала известна, или об информационном поводе. Ни пресс-брифинг, ни круглый стол, ни конференция сами по себе не могут быть для нас новостью (конечно, если речь не идет о прямой линии Владимира Путина с народом). Новость - это какая-то информация, которая стала известна на мероприятии (например, о том, что в условиях кризиса девелоперы начали завуалировано предоставлять существенные скидки на квартиры).
Перейдем к лиду репортажа . Здесь возможны три варианта.
Первый - это такой же лид, как и к новостной заметке. Мы пишем, что произошло и что это значит, а затем идет репортаж, в котором показываем, как все это происходило. Пример лида такого типа к репортажу из газеты «Коммерсант»:
Вчера в Москве на Васильевском спуске прошел стотысячный митинг «Россия против террора». Лучшие чувства людей - сострадание и любовь к детям - были использованы для организации спецмероприятия, напомнившего специальному корреспонденту «Ъ» Валерию Панюшкину советские демонстрации и единодушное осуждение врагов народа.
Второй - лид-сцена, когда текст начинается с погружения в атмосферу происходящего. Пример лида-сцены из репортажа корреспондентки журнала «Русский репортер» о работе продавцом в цветочном магазине:
Небо хмурое, утро темное.
- Давненько я жене не делал приятного, - мужчина лет тридцати в строгом костюме и коротком пальто заглядывает в холодильник. - Соберите-ка букетик для жены, чтобы небо показалось ей голубым-голубым.
Утро сегодня и в правду темное, как вечер. Мимо стеклянных стен нашего салона ртутной массой плывут серые тени. Вряд ли, кому-то в такую рань приспичит покупать цветы. Но у нас - первый покупатель. Часы показывают… короче, еще очень рано.
Сцена должна погружать читателя в драматическую ситуацию, когда персонаж текста сталкивается с какой-то проблемой. Лид задает вопросы и обещает на них ответы, ради которых нужно прочесть текст. Какой букет соберет продавец первому покупателю? Будут ли еще покупатели, и что за цветы они захотят купить? Как вообще выглядит работа продавца цветов изнутри?
Третий - лид-ситуация , когда текст начинается с рассказа о месте, в котором побывал корреспондент. Этот рассказ должен быть необычным, когда одновременно понятно, что там происходит, но не понятно, как люди дошли до такой жизни. Пример лида-ситуации из журнала «Русский репортер»:
Бывший русский анклав Харбин давно стал рядовым китайским областным центром: всего каких-то 9 млн. жителей. Связанное с Россией прошлое здесь превратилось в доходный туристический аттракцион. Заповедник «Русская деревня», парк Сталина, сотни русских ресторанов, караоке-клубов, тысячи русских проституток. Туристы со всего Китая приезжают в Харбин, чтобы за большие по местным меркам деньги посмотреть на бывшего «старшего брата», роль которого исполняют гастарбайтеры из российской провинции.
Распространенная ошибка при написании репортажного лида - заканчивать его фразой «наш корреспондент побывал там-то» или «наш корреспондент передает оттуда-то» . Здесь ничего не говорится о том интересном, что узнал корреспондент и о чём теперь может рассказать читателю. Еще хуже, если лид закончен фразой «наш корреспондент разбирался …» . Разбирался - значит, не разобрался. Зачем тогда писать?
Формула лида к интервью:
Информационный повод + ключевые идеи, высказанные собеседником
Эти идеи должны звучать максимально провокационно. Например:
На минувшей неделе Верховный суд Чечни оставил в силе решение Грозненского суда о включении в список экстремистских материалов скандальной статьи о чеченцах в энциклопедии издательства «Терра». Участвовавший в этом процессе адвокат Мурад Мусаев убежден, что чеченцев опорочили преднамеренно, и надеется привлечь авторов статьи к уголовной ответственности. В интервью «Новым Известиям» адвокат рассказал также о том, кого пытаются обвинить в убийстве Анны Политковской, и объяснил, почему невиновны чеченцы, осужденные за участие в беспорядках в карельском городе Кондопога в конце августа 2006 года.
Б ыть чеченцем - не преступление, но почти всегда отягчающее обстоятельство // Новые известия. 2010. 31 мая.
Иногда информационный повод опускают, и лид начинается сразу с необычной идеи, которую высказал собеседник. Например, интервью из «Новых Известий»:
Солдат защищают матери, а не отцы, потому что женщины в России более свободомыслящие и независимые, чем мужчины. В этом уверена лидер Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова.
Лучше, если необычных идей, высказанных собеседником, будет несколько. Например:
Антисемитизм в нашей стране придумала интеллигенция, которая считала евреев конкурентами, утверждает в интервью «Новым Известиям» президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. По его словам, выдумками являются и еврейский заговор, и богатство евреев, и их взаимопомощь, и влияние на российскую политику. При этом некоторых олигархов с еврейскими фамилиями другие евреи евреями не считают.
Антисемитизм свойственен русской интеллигенции // Новые известия. 2011. 3 октября.
В этом лиде содержится шесть идей, из которых первая звучит провокационно, следующие четыре противоречат общепринятому мнению, а последняя кажется абсурдной.
Лид к текстам разных жанров пишется по-разному.
- Лид новостной заметки пишут в самом начале работы над текстом и переделывают в конце. Исходный вариант будет рабочим и поможет сфокусироваться на сути события. Но после написания текста лид нужно отшлифовать и обострить.
- Лид к репортажу можно написать как в начале, так и в процессе работы над текстом. Разумеется, со шлифовкой в конце.
- Лид к интервью пишется в последнюю очередь, когда текст завизирован собеседником, и можно отбирать идеи, которые пойдут в лид.
Когда в США проводился конкурс на написание лучшего лида, на кону был приз в сто тысяч долларов. А победил в тот день вовсе не журналист, а шесть вопросов. Как и почему? Обо всем по порядку.
Что это такое?
Пол О’Нил сказал о функции лида наиболее емко и лаконично: «Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором сдавить покрепче и держать его у стенки до последней строки». Отсюда понимаем, что Лид - самый важный абзац во всей статье.
Более научное определение лида таково: лид — это вводная часть, первый абзац; вынесенная в начало главная новость события, его суть. Он позволяет сразу вводить читателя в содержание. Классический лид отвечает на шесть вопросов (те самые, которые и помогли пронырливому журналисту заработать сотню тысяч):
— когда?
— где?
— что?
— кто?
— почему?
— как?
Следует отметиться, что в современной журналистике идет тенденция к использованию альтернативного лида - это вариант лида, который отвечает лишь на один из представленных вопросов. Сам Лид стал величиной не более двадцати строк, что считается идеальным размером для первого абзаца. Однако прежде, чем писать материал, необходимо разобраться для себя в некоторых вопросах. Итак, вы должны выбрать тип лида, манеру изложения и то, от какого лица будет вестись повествование. Второй и третий пункт для журналиста - дело сугубо личное и не требует вмешательства, а вот первый, пожалуй, следует разъяснить.
Какой же бывает лид?
Резюме - лид, содержащий краткое изложение событий. Подобный лид чаще всего отвечает на три-четыре вопроса из шести.
Единичный - этот вид лида акцентирует внимание читателя лишь на одном, наиболее важном аспекте, который и обыгрывается в первом абзаце.
Драматический - вид лида, которые ведет читателя по лезвию ножа, накаляя его при этом до последнего предложения. Часть интриги раскрыта, чего же ждать далее?…
Есть также несколько видов лида, названия которых говорят сами за себя и не требуют комментариев: цитатный, аналитический, описательный, вопросительный, а также парочка типов-изюминок, о которых я расскажу позднее.
Что помнить?
Когда приступаете к написанию лида, задайте себе несколько вопросов. Свежа ли информация? Событие простое или требующее глубоко анализа (расследования)? На что сделан акцент в материале: на людей или на события? Насколько это событие известно в кругу читателей? Важно ли это событие читателю?
Получив ответы на все вопросы, можно набросать себе план и приступить к составлению лида.
Советы от Дэвида Рэндалла:
«Лид должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет «нет», если лид будет двусмысленен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания - словом, все что может подождать до второго абзаца, а то и дольше».
«Лид должен быть самодостаточным. За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него».
Чего не нужно делать?
Никогда не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит сделать более динамичным, а придаточные предложения его «тормозят». Также стоит избегать «числового» начала лида, тем более не пишите числа цифрами в первом абзаце.
Не начинайте свой материал с цитаты. Зачастую, лишь автор знает точно, зачем он выбрал ту или иную цитату, а читатель на первых порах, не дойдя еще до сути материала, окажется сбитым с толку.
Никогда не растягивайте первый абзац более чем на двадцать строк. Это утомляет, а также не способствует тому, чтобы читатель настроился на материал, ведь он попросту будет дольше читать вводную часть.
Попробуйте сделать ваш лид уникальным. Начните с того момента, который зацепит читателя. То может быть игра слов, парадокс, динамичность или же шутка, которая поможет настроить читателя на расслабляющее чтение.
Лид для многих журналистов давно стал слабым местом, ведь отнюдь не многие могут последовать совету О’Нила. Но кто мешает именно вам написать такой лид, который вмиг обогатит вас, ну если не на сто тысяч долларов, то уж точно на тысячи благодарностей читателей!
Подзаголовок и лид входят в так называемый заголовочный комплекс. Их задача - обозначить тему журналистского материала.
Отличия и сходство
В заголовочный комплекс входят шапки, рубрики, заголовки (о них мы уже ), надзаголовки (как правило, их придумывает выпускающий редактор, оформляя полосу), подзаголовки и лиды.
«Лидом» в журналистике называется первый абзац (от английского lead - вести, побуждать, руководить, быть первым, быть впереди, возглавлять).
По общим наблюдениям, многие журналисты, даже состоявшиеся, путают подзаголовок с лидом. Между тем подзаголовок и лид - это разные составные части заголовочного комплекса.
Отличить их можно так: подзаголовок обычно поддерживает только заголовок (конкретизирует его содержание), лид раскрывает основную тему/идею журналистского материала.
И еще отличия: подзаголовок обычно состоит из одного предложения (как правило, до десяти слов), лид может состоять из нескольких предложений. Или одного, но длинного, с периодами.
Вот пример, не первый попавшийся, но попавшийся все-таки под руку, из свежего номера «КП в Беларуси»:
Заголовок: «В Витебске пьяный в трамвае средь бела дня напал с ножом на ребенка».
(К слову, несколько затянутый и слишком эмоциональный заголовок, «средь бела дня» из него вполне можно было перенести в подзаголовок или лид).
Подзаголовок: «Мальчика спас сотрудник Следственного комитета».
(Классический образец подзаголовка: пять слов, одно предложение, в нем три существительных, один глагол и одно прилагательное).
Лид: «13-летний мальчик получил резаную рану плеча, когда просто ехал в трамвае. На одной из остановок в салон зашел подвыпивший мужчина и устроился на сиденье Максима. Мужчина некоторое время бормотал что-то непонятное, а потом выхватил заточку и ударил ребенка». (Стандартный лид: три предложения, кратко описывающие произошедшее).
Как видим из вышеприведенного примера, подзаголовок и лид значительно отличаются друг от друга. А объединяет их общая задача: увлечь читателя вглубь текста. В смысле - заманить.
Но это, по-хорошему, без всяких там УК и КоАП: так уж устроена современная журналистика.
Зачем они нужны?
Подзаголовки и лиды журналисты используют не всегда. Но уж лучше бы использовали: с ними материал становится более увлекательным с самого начала, и с самого начала становится понятно - читать его или нет.
Скажем больше: развернутая информация, корреспонденция, статья без подзаголовка и лида - это вообще катастрофа. Бывает, надо доползти до середины материала, чтобы понять, о чем речь, что за тема?
Привести здесь пример такого рода довольно трудно, в таком случае надо цитировать весь материал. Но любопытные могут легко их найти и увидеть «картину» из серии: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»
Между тем все больше и больше в наших центральных (и не только) СМИ считается хорошим тоном использовать подзаголовок или хотя бы лид в информационных материалах (которые, в общем-то, и составляют большую часть газетных или интернет-публикаций).
И эта тенденция понятна: здесь не только вопрос вкуса и качества, но и конкуренции. Читатель предпочтет иметь дело с той прессой, где материалы поданы удобно и вкусно.
Причем, как отмечают современные исследователи, на долю заголовка/подзаголовка и лида должно приходиться примерно 70% общего смысла информации и только 30% - на всю оставшуюся часть публикации вне зависимости от общего количества строк.
И это правильно: скользящий по заголовкам, подзаголовкам и лидам читатель должен сразу понять, что за материал перед ним и какова его основная тема.
Именно так, с этой целью, и выстраивается информационный материал в современных СМИ: в начале - главное (ответы если не на все шесть (кто? что? когда? где? почему? как?), то, как минимум, на четыре вопроса журналистики), затем - второстепенное (детали, пояснения, комментарии, предыстория)…
Такой принцип построения называется «перевернутой пирамидой» (о ней мы подобно поговорим в последующих публикациях).
Где и как используются?
До сих пор мы говорили о подзаголовках и лидах - в целом. Не привязывая их к жанрам. Но, разумеется, есть разница, для какого материала планируется их написать.
Если для информационного (заметка, репортаж, интервью, отчет), то, как мы уже отметили, подзаголовок и лид для удобства читателей должны нести в себе информацию о событии. О том, о чем журналист собирается рассказать в публикации.
Если для тематической статьи, корреспонденции, очерка, фельетона и т. д., то подзаголовок (если используется) и лид не обязательно должны быть «информационными».
В частности, лид здесь может быть «игровым», или, как его еще называют, «сценическим», вопросительным, анекдотическим. А также - контрастным, статистическим, ретроспективным и т. д.
Здесь уже сам журналист должен определить, что ему важнее выделить, вынести в материале на первый план. Причем, так вынести, чтобы читателей «снесло», накрыло волной интереса к этой публикации. Когда это случилось, считайте, что ваша задача как журналиста выполнена.
Мнение эксперта
Александр Томкович, журналист, писатель.
На мой взгляд, подзаголовки и лиды важны не меньше, чем то, что мы напишем «в развернутом виде», то есть - в самом журналистском материале. Поскольку в них - сама суть, само сердце материала.
Например, в книгах (говорю уже как писатель) это кажется не столь важным. Но это - только на первый взгляд. Все эти вещи и в них, на самом деле, не менее важны, чем в газетах. Ибо книги тоже нужно «продать» читателям. Только с той разницей, что они «продаются» не каждый день, а гораздо реже…