Сравнение армии рф и нато. Россия против нато
В последнее время мы все чаще слышим сообщения о том, что Россия и НАТО возобновили гонку вооружения, как это было в годы «холодной войны». Страны Североатлантического Альянса готовы увеличить расходы на разработку и производство новых видов оружия, чтобы не отставать от модернизирующегося военного комплекса РФ. В свете этих событий, мы решили сравнить новейшую отечественную военную технику с тем, что готовы противопоставить ей страны НАТО.
Танк «Армата» и танк Leopard 2A7
Танк «Армата» с полностью цифровым управлением и изолированной бронированной капсулой для размещения экипажа был представлен на Красной площади во время Парада Победы 9 мая 2015 года. Примечательно, что еще до официальной демонстрации танк вызвал горячий интерес общественности, особенно зарубежной.
Основное вооружение танка – пушка калибра 125 мм. Мощность двигателя машины – 1500 л.с. Экипаж «Арматы» состоит из трех человек. Однако производители не исключают, что в будущем он будет сокращен до двух благодаря усовершенствованному уровню автоматизации. Серийное производство «Арматы» должно стартовать в 2017-2018 годах.
Главный противником «Арматы» нередко называют немецкий танк Leopard 2A7. Он представляет собой модернизированную версию нидерландской боевой машины Leopard 2A6NL. Основное орудие усовершенствованного «Леопарда» - гладкоствольная пушка калибра 120мм. Мощность двигателя такой же, как и у «Арматы» – 1500 л.с. В танке также предусмотрена цифровая система управления огнем. Объем двигателя немецкой боевой машины такой же, как и у «Арматы». Правда, масса «Леопарда» на 20% больше.
«Коалиция СВ» и «M109A6 Паладин»
Еще одна российская боевая новинка, показанная на параде Победы и вызвавшая живейший интерес Запада – самоходная гаубица «Коалиция СВ» со стволом калибра 152 мм. Разработана машина, предназначенная для уничтожения танков, бронированной техники, ядерных средств, а также минометных и артиллерийских батарей в нижегородском научно-исследовательском предприятии «Буревестник». Основные отличительные особенности самоходной гаубицы – автоматическое формирование модульного метательного заряда, система, позволяющая вести огонь при любых углах наведения, автоматизированный выбор типов снарядов и модульных зарядов. Также машина оснащена модулем управления для размещения экипажа, системой спутниковой навигации.
Одно из ближайших эквивалентных орудий НАТО в этом же сегменте – американская 155-мм самоходная артиллерийская установка M109A6 Paladin. Отличительные особенности этой версии: автоматизированная система управления огнем, улучшенная боевая защита и обшивка из кевлара (волокно высокой прочности), бортовой баллистический вычислитель, система автоматического наведения.
Истребители Су-35 и F-35
Российский многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 представляет собой модернизированную версию машины Су-27. В основе ее системы управления лежит радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, обладающая уникальными характеристиками по количеству сопровождаемых целей и дальности их обнаружения. Максимальная скорость Су-27 на высоте 11000 метров составляет 2250 км/ч.
Один из ближайших «оппонентов» Су-35 – американский истребитель пятого поколения F-35. Эту машину, которая по задумке создателей, должна была быть абсолютно невидимой для всех типов радаров, нередко называют самым затратным, но далеко не самым успешным проектом Пентагона. В западных СМИ F-35 частенько называют «слишком тяжелым и медленным», а также не дотягивающим до пятого поколения. Максимальная скорость истребителя – 2065 км/ч. Базовая стоимость одного истребителя, который пока для радаров все же остается видимым, составляет 75 миллионов долларов.
Автомат АК-12 концерна «Калашников» и автоматическая винтовка M16A4
«Калашников» в модификации АК-12 (образец 2012 года) сохранил классическую ударную автоматику, но стал на 100 граммов легче своего предшественника – АК-74 – а также получил укороченное тело, немного смещенную вперед рукоятку и усовершенствованный спусковой механизм, который позволяет перезаряжать автомат одной рукой. Зимой 2015 года АК-12 был выбран Минобороны РФ в качестве основного оружия экипировки военнослужащих «Ратник».
Главный «противник» автомата Калашникова – американская автоматическая винтовка M16 и ее многочисленные модификации. Как, например, одна из последних – M16A4, использующаяся на сегодняшний день в Корпусе морской пехоты США.
Зенитные ракетные комплексы С-400 и MIM-104 «Пэтриот»
ЗРК семейства С-400 считается одни из мощнейших и наиболее эффективных систем ПВО в мире. Разработана конструкторским бюро «Алмаз-Антей» на базе ЗРС С-300П. Ракетная система предназначена для поражения воздушных целей всех типов: крылатых ракет, самолетов, а также беспилотников. Скорость поражаемых целей – до 4800 м/с. Одни из главных отличий от системы С-300 – более быстрое развертывание (5-10 мин), а также повышенная дальность (до 400 километров), скорость и количество поражаемых целей.
ЗРК семейства С-400 приняты на вооружение в 2007 году.
Основу тактической ПВО армии Соединенных Штатов составляет зенитный ракетный комплекс MIM-104 «Пэтриот». В соответствии с тактико-техническим характеристикам, ЗРК «Пэтриот» может перехватывать и уничтожать цели, скорость которых составляет до 2500 м/с, на дальности до 100 километров. Время развертывания комплекса – 25 мин.
Вертолеты Ми-28 «Ночной охотник» и AH-64 «Апач»
Боевой вертолет Ми-28Н разработан на Московском вертолетном заводе им. М. Л. Миля. «Ночной охотник» оснащен 30-миллиметровой пушкой (боезапас – 1200 снарядов, скорострельность – до 900 выстрелов в минуту). Вооружение также включает в себя ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля», неуправляемые ракеты Hydra-70. Крейсерская скорость вертолета – 265 км/ч, максимальная скорость в горизонтальном полете – 324 км/ч.
Первые машины в этой модификации поступили в Вооруженные Силы РФ в 2008 году.
Американский АН 64 «Апач» на сегодняшний день является ведущим боевым вертолетом НАТО. Крейсерская скорость машины, оснащенной 30-миллиметровой пушкой (625 выстрелов в минуту), – 293 км/ч, а максимальная скорость – 365 километров в час.
По сравнению с «Ночным охотником» американский «Апач» легче почти на три тонны. Однако российский вертолет имеет более мощные двигатели, что дает ему определенное преимущество и в летных характеристиках, и в максимальной боевой нагрузке.
Производители и американской, и российской машин одинаково подчеркивают возможность применения вертолетов в любую погоду и время суток.
День оружейника отмечается 19 сентября в России. По этому случаю Sibnet.ru собрал некоторые образцы отечественного оружия и военной техники, которые, как заявляли в последнее время эксперты, могут сказать решающее слово на поле боя, составив конкуренцию западным аналогам.
«АРМАТА» ПРОТИВ «ЛЕОПАРДА»
Последняя новинка отечественной бронетехники, а именно танк на платформе «Армата», который стал открытием 2015 года. Для западных военных экспертов – открытием печальным.
Его броня обеспечивает защиту от всех современных танковых снарядов, противотанковых управляемых ракет и гранатометов. Основным вооружением «Арматы» является пушка калибра 125 мм, однако в перспективе не исключено использование 152-мм орудия. В планах сделать танк дистанционно управляемым.
Лучший танк Запада - немецкий «Леопард 2А7». Однако специалисты не видят его сопоставимым противником российской бронированной машины. Его снаряды будут просто отскакивать от брони «Арматы», подобно снарядам советских Т-34 от немецких «Тигров» в годы Великой Отечественной войны. Немцы лихорадочно ищут слабые места «Армат», но пока в виртуальных поединках российский танк остается неизменным победителем.
УБИЙЦА ПОДЛОДОК VS СИКОРСКИЙ
Вертолет Ми-14 прозван в странах НАТО «убийцей подводных лодок», так как в одной из своих модификаций винтокрылая машина вооружена ядерной глубинной бомбой, уничтожающей субмарины в расстоянии в один километр.
Ми-14 был разработан в 60-е годы и состоял на вооружении советской, а потом и российской армии до 2003 года. В период «братания» со странами Запада российская армия отказалась от его использования. Хотя, именно такой вертолет «поймал» западную, возможно американскую, субмарину в советских территориальных водах в конце 80-х.
Сейчас военные заговорили о возобновлении производства Ми-14 на Казанском вертолетном заводе. Модернизированная версия будет оснащена новыми двигателями, современным электронным оборудованием и улучшенной системой наведения. Вертолет сможет дольше оставаться в воздухе и лучше держаться на воде.
Западных аналогов МИ-14 попросту нет. Ближайший соперник - американский многоцелевой вертолет Sikorsky SH-60 Sea Hawk, однако он вооружен только торпедами и крылатыми ракетами.
«БУРАТИНО» ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ
Среди наземных видов вооружения трудно найти более устрашающий, нежели российская тяжёлая огнемётная система «Буратино». Её выстрел термобарическими ракетами способен испепелить восемь городских кварталов, создавая тем самым для всех, кто окажется в зоне поражения, «ад на Земле».
«Огневая мощь ТОС «Буратино» стала хорошим подспорьем в проведении операции. Высокая точность и большая эффективность стрельбы этой системы позволили достичь результатов там, где другие огневые средства оказались бессильны», - вспоминал генерал Геннадий Трошев о боях в Чечне.
На Западе ничего подобного «Буратино» нет.
С-400 VS «ПАТРИОТ»
Зенитно-ракетная система С-400 «Триумф» считается лучшей в мире. Каждая машина обеспечивает одновременный обстрел до 36 целей с наведением на них до 72 ракет.
Система обеспечивает поражение целей, летящих со скоростями до 4 800 м/с на дальности до 400 километров при высоте до 30 километров. При этом минимальная дальность стрельбы комплекса составляет всего 2 километра, а минимальная высота поражаемых целей всего 5 метров. К примеру, американские комплексы «Патриот» не способны уничтожать цели, летящие ниже 60 метров.
«Патриот» способен перехватывать уничтожать цели, летящие со скоростью до 2500 километров в час, на дистанциях до 100 и на высоте до 25 километров.
ВЕЧНЫЙ СПОР «ГРАЧА» И «ТАНДЕРБОЛТА»
В авиации уже много лет длится спор сторонников отечественного российского штурмовика Су-25 «Грач» и американского А-10 Thunderbolt. Штурмовики - один их родов военной авиации, которая используется для поддержки наземных войск, предназначены они для уничтожения противника прямо на поле боя.
Су-25 более маневренный, у него нет ограничений как у А-10. К примеру, наш самолет может полностью выполнять сложный пилотаж, а «американец» не может. Зато заокеанский штурмовик имеет более мощные двигатели, но они при этом очень уязвимы, так как находятся наверху в открытом виде. У Су-25 они закрыты внизу под брюхом, и между ними титановая плита. Если один из двигателей поражается попаданием ракеты, то второй работает.
При этом Су-25 всеядны, тогда как американский штурмовик летает только на авиационном керосине.
«КОРНЕТ» И «ДЖАВЕЛИН»
Уже несколько десятилетий на поле боя играют большую роль противотанковые ракетные комплексы. Объективно говоря, американское оружие является лучшим в этой категории, хотя по некоторым показателям ему далеко до российского «Корнета». Тем не менее, сегодня комплекс FGM-148 Javelin признанный мировой лидер среди ПТРК.
Ракеты комплекса FGM-148, с инфракрасной головкой самонаведения, созданы по принципу «выстрелил и забыл». Ракеты способны атаковать цели по пологой и навесной траектории, что в комплексе с мощной тандемной кумулятивной боевой частью позволяет без проблем поражать все современные танки (не считая «Армату»). Система «мягкий пуск» допускает производить запуск из помещений.
Javelin не чувствует помех, вот только имеет серьезное ограничение – ей можно пользоваться лишь в прямой видимости. ПТРК дорогой: пусковое устройство стоит 125 тысяч долларов, а одна ракета – 80 тысяч долларов.
В сравнении с «американцем» российский «Корнет» тяжеленный – 50 килограммов. ПТУР наводится на цель по лазерному лучу, что демаскирует позицию установки. Зато его ракета способна пробить броню любого западного танка на расстоянии 5,5 километра. Стоит установка с ракетой 30 тысяч долларов.
ОРУЖИЕ СУДНОГО ДНЯ
Нельзя не сказать об оружии, применение которого навеки поставит точку в любом споре – победителя не будет.
Итак, российская межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 «Сармат», которая придет на смену РС-20 (в НАТО известной как «Сатана»). Характеристики ракеты засекречены. Известно, что она будет жидкостная, двухступенчатая и оснащена мощным комплексом преодоления ПРО. К цели «Сармат» доставит 10 боевых блоков индивидуального наведения.
Принять «Сармата» на вооружение планируется в 2018 году. После этого начнется его развертывание в тех ракетных соединениях, которые в настоящее время вооружены ракетным комплексом с МБР «Воевода».
Единственная американская ракетная система «Минитмен» за годы своего существования подвергалась многократной модернизации, перейдя в начале от МБР «Минитмен-2» к МБР «Минитмен-3», а затем создав несколько разновидностей той же МБР «Минитмен-3», которые различаются главным образом боевым оснащением.
ПОДВОДЯ ЧЕРТУ
Сегодня российская армия имеет массу современного вооружения и военной техники, превосходящей или находящейся на одном уровне с лучшими зарубежными аналогами. Однако тут есть одно, но существенное «но». Собственных разработок в современной России очень немного. К примеру, это танк «Армата». Все остальное создано в эпоху СССР, модернизируется и развивается на базе прошлых десятилетий.
«Альянс справляется с противниками, располагающими устаревшими системами противовоздушной обороны и слабыми наступательными возможностями, и не имеющими военно-воздушных сил. При этом сложно сказать, какие результаты альянс покажет в бою с полным решимости и хорошо подготовленным оппонентом, имеющим на вооружении современную боевую технику – таким, как Россия», – приводит статью .
Комплекс «Искандер».
«Дальность поражения российского ракетного комплекса "Искандер-М" составляет 400 километров, при этом ракета способна нести 700-килограммовую боеголовку различных типов. Круговое вероятное отклонение ракеты не превышает пяти метров. Благодаря этим свойствам данная система представляет собой смертельную опасность для аэродромов, тыловых пунктов и прочей стационарной инфраструктуры», – говорится в статье.
Су-27 и его модификации.
«Размеры, дальность, скорость и маневренность самолетов семейства Су-27 превращают этот истребитель в смертоносную платформу. Су-27 всем своим видом показывает, насколько он опасен», – пишет автор.
Отмечается, что «планер самолета хорошо приспособлен к модернизации», кроме того, «скорость и тяжелый корпус истребителя позволяют ему нанести мощный удар, а затем скрыться, прежде чем его успеют перехватить».
ЗРК С-400.
«Для С-400 существует несколько типов ракет, и каждый из них предназначен для поражения воздушных целей на различных расстояниях. Максимальная дальность поражения составляет 400 километров», – сообщает журнал.
Система датчиков комплекса «считается чрезвычайно эффективной, тем более что Россия может создавать зоны обороны с применением С-400 почти на любом театре военных действий».
Подлодки класса "Щука-Б".
«Когда в 80-90-х годах в СССР построили подлодки класса "Щука-Б", это были исключительно скрытные и малозаметные субмарины. Позднее российские конструкторы усовершенствовали их за счет дополнительной технологии снижения шумности», – говорится в материале.
«Важнее всего то, что лодки "Щука-Б" несут на своем борту внушительный арсенал вооружений, в том числе торпеды и крылатые ракеты, которые способны поражать как морские, так и наземные цели», – пишет журнал.
Российский спецназ.
«Российский спецназ – внушительный военно-политический инструмент, способный повлиять на ход боя во всех областях военных действий. Спецназ не является " ", но он представляет собой одно из наиболее эффективных средств в российском арсенале», – отмечает издание.
Подлодки «Вирджиния».
Что касается военной техники стран НАТО, здесь стоит отметить АПЛ "Вирджиния". «Планируется, что Соединенные Штаты закупят девять таких субмарин в течение следующих пяти лет. Кроме того, модуль разнообразной боевой нагрузки этих подлодок будет модернизирован, что позволит утроить их ударный потенциал», – пишет автор.
F-35 Joint Strike Fighter.
Журнал напоминает, что «производство истребителей Lockheed Martin F-35 Joint Strike на несколько лет отстает от графика, а сам самолет страдает от бесконечных технических сбоев».
«Однако со временем у F-35 есть шансы стать грозным оружием», – полагает NI, отмечая, что «среди преимуществ этого истребителя являются малозаметность и мощные системы радиоэлектронной борьбы».
Бомбардировщик B-3.
«Россия добивается немалых успехов в разработке средств ПВО, в частности, низкочастотных РЛС, способных отслеживать малозаметные самолеты, поэтому в США создают дальний ударный бомбардировщик, который позволит угрожать целям в глубине российской территории», – говорится в публикации.
«Программа LRS-B совершенно секретная, и сегодня против нее протестуют многие», однако разработчики обещают, что «новый бомбардировщик сможет преодолевать даже самую плотную систему противовоздушной обороны».
Танк "Леопард 2".
«Танк "Леопард 2А7" будет составлять основу бундесвера и армий других стран НАТО», – пишет журнал. Машина была «усовершенствована за счет удлиненной пушки L55 с улучшенными характеристиками, которые позволяют бороться с тяжелобронированными танками противника».
«Из-за недостатка боеприпасов из вольфрама немецкие военные сомневаются в том, что его снаряды смогут пробивать броню последних российских танков. У снарядов может оказаться недостаточно кинетической энергии для поражения российских танков Т-80, Т-90, и Т-14 "Армата"», – говорится в статье.
Вертолет AH-64 Apache.
«Ударный вертолет AH-64 Apache компании Boeing начал поступать на вооружение стран НАТО в 1986 году. Он способен нести на борту 16 противотанковых ракет Hellfire, которых хватит, чтобы одним залпом уничтожить целую танковую роту», – пишет NI.
Для того, чтобы определиться с возможной ролью авианосцев в масштабном неядерном конфликте, попробуем разобраться с тем, каким количеством тактической авиации будут располагать РФ и НАТО в самом ближайшем будущем – скажем, к 2020 г. Автор не ставил себе задачи достичь абсолютной достоверности в подсчете ВВС, собирая их по открытым источникам, но в порядках цифр ошибаться не должен.
ВКС РФ по 2020 г включительно должны располагать:
ПАК ФА – 12 шт. Это будут машины для опытной эксплуатации в войсках, так что вряд ли их стоит учитывать в общем количестве.
Су-35С – 98 машин ориентировочно. Контракт на 48 машин уже исполнен, сейчас выполняется второй, на 50 самолетов до конца 2020 г.
Су-30 М2/СМ – по слухам, планируется довести до 180 машин к 2020 г.
Су-33 – непонятно, оставим 14 машин.
Су-27 СМ/СМ3 – 61 машина. Вообще изначально говорили о том, что модернизацию пройдут как минимум 100 машин, но последнее время о Су-27СМ3 что-то не слышно. Быть может, программа свернута?
МиГ-35 – 30 машин
МиГ-29СМТ – 44 машины
МиГ-29УБТ – 8 машин
МиГ-29КР – 19 машин
МиГ-29КУБР – 4 машины
МиГ-31 – 113 модернизированных к 2020 г.
Кроме этого, предположительно в составе ВВС РФ сохранится некоторое количество не модернизированных машин: 78 Су-27, 69 МиГ-31 и 120 МиГ-29.
Что касается фронтовой авиации, то тут все сложнее:
Су-34 – 124 машины до 2020 г, но возможно, что их количество увеличат еще. С учетом того, что их сейчас производят по 16-18 бортов в год, вполне возможно доведение количества самолетов до 142 самолета. Так и посчитаем.
Су-24 – 0 машин. Увы, но по имеющимся планам, Су-24 к 2020 г должны быть полностью списаны из состава ВВС. С другой стороны, в случае обострения международной обстановки, это решение могут пересмотреть. Да и, собственно, даже в случае принятия решения о выводе, можно предположить, что модернизированные Су-24 будут законсервированы, а не уничтожены. Оставим примерно половину от сегодняшнего количества Су-24 в строю - 120 машин ориентировочно.
Су-25 – может быть до 200 машин.
Ту-22М3М – планируется модернизировать 30 машин. Строго говоря, это самолеты дальней ракетоносной авиации, а не тактической, но они, с высокой долей вероятности, будут использоваться для решения задач тактической авиации, поэтому учтем их здесь.
Разумеется, есть еще и Ту-95, и Ту-160, которые теоретически могли бы выполнять нестратегические функции, но практически, в случае конфликта с НАТО вряд ли будут выступать в этой роли.
Таким образом, мы насчитали:
Истребителей – 458 шт.
Перехватчиков – 113 шт
Тактических бомбардировщиков – 262 шт.
Дальних ракетоносцев – 30 шт
А всего, получается, 863 новых или модернизированных самолетов и, кроме этого, 267 не модернизированных истребителей и перехватчиков и 200 штурмовиков – всего 1 330 машин.
Понятно, что все эти машины не могут подняться в воздух одновременно, потому что необходимость техобслуживания и ремонтов никто не отменял. Но у нас сегодня отнюдь не 90-е на дворе, поэтому можно смело предполагать, что количество не боеготовых самолетов в каждый момент времени будет находиться в разумных пределах.
А что у наших противников? Посчитаем сперва европейские страны НАТО
Германия. Формально – на сегодня в составе ВВС насчитывается 125 «Еврофайтеров» и 93 «Торнадо». По факту – способны выполнять боевые задачи 55 «Еврофайтеров» и 29 «Торнадо». Вообще говоря, Германия планировала приобрести 180 «Еврофайтеров», но в течение какого срока, и сколько их будет «на крыле» к 2020 г? Вряд ли к той дате некогда могучие ВВС смогут похвастаться хотя бы сотней боеготовых или проходящих текущий ремонт самолетов.
Франция. 167 «Миражей-2000» различных модификаций, примерно 115 «Рафалей» в ВВС к 2020 г и 44 «Рафаля» в авиации ВМС. Всего – 326 самолетов. Вроде бы – большая сила, да только боеготовы из этого числа примерно 40% самолетов.
Англия – 141 «Еврофайтер» (заказано всего 232), 76 «Торнадо». График поставки «Еврофайтеров» автору неизвестен, допустим, дотянут до 160 машин - итого получится 236 самолетов. Но нет никаких оснований считать, что положение с боеготовыми самолетами много лучше, чем во Франции или Германии.
Италия – 83 «Еврофайтера», 68 «Торнадо» в варианте истребителя-бомбардировщика, 82 легких штурмовика AMX ACOL и AMX-Т ACOL
Испания – 86 F-18 и 61 «Еврофайтер».
Греция – 156 F-16, 22- Мираж-2000, 34 «Фантом II» и 34 штурмовика «Корсар»
Турция –260 F-16 различных (в том числе – вполне современных) модификаций, 51 «Фантом II», 35 старичков F-5
Норвегия – 57 довольно старых F-16.
Нидерланды – 63 старых F-16.
Бельгия – 68 старых F-16
Дания – имеющиеся на вооружении 30 старых F-16 должны быть списаны к 2020 г. Оставим их все же
Португалия - 30 старых F-16
Венгрия и Чехия – по 12 шведских СААБ, всего – 24
Болгария – 15 МиГ-29 и 14 Су-25
Румыния – 12 F-16 и 36 МиГ-21
Словакия – 12 МиГ-29
Хорватия – 16 МиГ-21
Польша – 48 F-16. Есть еще МиГ-29 и Су-22, но их как будто бы выводят из состава ВВС.
А всего, получается, 2 177 самолетов, из которых никак не менее 814 (скорее – существенно больше) – уже очень старые машины.
Поскольку 2 177 заметно больше 1 330, то вроде бы получается, что ВВС европейских стран – участников НАТО существенно сильнее ВКС РФ. Но если копнуть чуть глубже, то все становится совсем не так однозначно.
Первое – это, конечно, процент исправных машин в общем их количестве. К сожалению, этот показатель для новых самолетов ВВС РФ автору неизвестен. В то же время имеются данные по ВВС США, где уровень готовности самолетов F-15 и F-16 составляет 71-74% общей численности, а штурмовиков А-10 – даже 77% и нет никаких оснований считать, что у нас сегодня хуже.
Предположим, что % исправности ВКС РФ на уровне 70%. В то же время обладатели наиболее мощных ВВС Европы, оснащенных самыми современными самолетами – Германия, Англия, Франция – имеют крайне низкие проценты исправности на уровне примерно 40%.
Получается интересно. Если сопоставить общую предположительную численность наиболее современных самолетов РФ (Су-35/30, МиГ-35/29СМТ/К), каковых, даже не принимая в расчет модернизированные МиГ-31БМ, к 2020 г должно насчитываться порядка 383 машин с самыми современными машинами НАТО (440 «Еврофайтеров» максимум, плюс 159 «Рафалей», а всего – 599 машин), то получается, что у европейских стран НАТО более чем полуторакратное преимущество. Но если сопоставить количество боеготовых машин (при 70% для ВКС РФ и путь даже 50% для НАТО), то получается 268 против 299, т.е. практически паритет.
Если предположить, что процент исправных машин в среднем по европейским странам НАТО не превосходит 50-55% против 70-75% РФ, то соотношение боеготовых самолетов составит 1 088 – 1 197 самолетов НАТО против 931-997 самолетов РФ, то есть превосходство европейских стран НАТО минимально.
Но и это еще не все. Ведь мало иметь самолеты, ими надо еще и управлять. И если ВКС РФ подчиняются единому командованию и способны с самого начала конфликта действовать как единое целое, то ВВС европейских членов НАТО (мы перечислили ВВС 19 (!) стран) ничего подобного из себя не представляют. А ведь это очень важно. Безусловно, страны НАТО проводят совместные тренировки своих ВВС, но вряд ли они достаточно интенсивны и массовы, чтобы обеспечить такое слаживание и взаимодействие авиации, которое возможно в рамках ВВС одной страны.
Вспомним также, что подготовка пилотов НАТО весьма неоднородна. Автор не располагает точными данными на тот счет, но вряд ли подготовка турецких или болгарских пилотов эквивалентна французским или английским.
Следует учитывать также и взаимоотношения стран в самом НАТО. Не так-то легко поверить, что в случае возникновения серьезного локального конфликта, европейские страны НАТО, как один, вступят в войну монолитной силой. Весьма непросто представить себе вооруженные силы Греции, до последней капли крови сражающиеся за интересы Турции.
Опять же, крайне сложно ожидать, что даже те страны, которые все-таки ввяжутся в конфликт, бросят в бой всю свою авиацию. Можно быть уверенным едва ли не наверняка, что при каком-то масштабном столкновении, допустим, в Восточной Европе, ни Англия, ни Франция не бросят в бой всю мощь своих ВВС, а ограничатся отправкой «ограниченного контингента». Безусловно, у РФ та же проблематика, потому что полностью обнажить Дальний Восток и южные границы нельзя, но в целом процент от общего числа боеспособной авиации, которая способна будет ввести в дело РФ в каком-либо конфликте, вполне может оказаться выше, чем у европейских стран НАТО.
Вопросы логистики. Нет, безусловно, аэродромная сеть Европы очень велика и насчитывает свыше 1800 аэродромов с твердым покрытием. Но дело в том, что по завершении холодной войны европейцы сильно экономят на своих военных бюджетах, что создаст для них определенные проблемы при попытке сконцентрировать мощь своих ВВС, скажем, поближе к Восточной Европе. Не то, чтобы у РФ не было подобных сложностей, но справиться с ними в пределах одной страны проще.
Все вышесказанное приводит нас к тому, что несмотря на списочное превосходство в воздухе европейских стран НАТО над РФ, фактическое соотношение сил во внезапно разгоревшемся конфликте может оказаться для европейцев совсем не таким блестящим, каковым оно выглядит на бумаге.
А если выйти за пределы собственно воздушных сил, и вспомнить столь важный фактор как ПВО?
Вооруженные силы РФ обладают очень сильной наземной ПВО, значительно превосходящей таковую у европейских стран НАТО. Не то, чтобы у НАТО совершенно нет наземных компонентов противовоздушной обороны, но раньше, во времена
Холодной войны, они традиционно делали ставку на свое превосходство в воздухе. А после того, как СССР распался и в Европе стали повсеместно урезать военные бюджеты, конечно на разработке и обновлении средств противовоздушной обороны изрядно экономили. Да и так ли нужны были в то время странам НАТО новые версии тех же ЗРК? В «замечательные» 90-е годы, если бы вдруг случился военный конфликт с РФ, вопрос был не в том, как разбить ВВС РФ, а в том, как их найти.
Однако всякая политика разоружения хороша лишь тогда, когда противник еще слабее, если же он вдруг начинает усиливаться, то… Безусловно, никакая наземная ПВО, сколь бы мощной она ни была сама по себе, не в состоянии противостоять современным ВВС. Но в качестве одного из компонентов сбалансированных вооруженных сил страны она способна сильно затруднить действия авиации противника и серьезно увеличить ее потери.
До недавнего времени авиация НАТО имело определенное превосходство в тактическом управлении, ракетном оружии и средствах РЭБ, а кроме того – в подготовке летчиков. Но общеизвестно, что в ГПВ 2011-2020 гг. очень большое внимание уделено вопросам связи и управления войсками, так что можно рассчитывать на то, что если мы и не уравнялись по данному вопросу, то хотя бы сократили отставание. В части ракетного ситуация также постепенно стабилизируется, так, например, к 2020 г следует ожидать поступления в войска заметного количества РВВ-СД. Что же до средств РЭБ, то здесь отставание полностью ликвидировано, и можно с большой долей вероятности предположить, что сейчас в догоняющих оказалось НАТО. По вопросу боевой подготовки ситуация также существенно улучшилась – мало того, что ВКС РФ стали расходовать на обучение значительно большие ресурсы, так еще и война в Сирии позволила многим пилотам приобрести боевой опыт. И хотя «бармалеи», конечно, не являются серьезным противником для ВВС, но все же, как минимум, можно говорить об «учениях, приближенных к боевым условиям».
С учетом всего вышесказанного, автор настоящей статьи может сделать вывод, что ВКС РФ (при наличии достаточного количества подготовленных пилотов) в самом ближайшем будущем может получить не просто паритет с ВВС европейских стран НАТО, но даже неплохие шансы на завоевание превосходства в воздухе на начальном этапе гипотетического военного конфликта.
Разумеется, все это верно ровно до того момента, пока мы не вспомним о ВВС США. Даже не беря в расчет F-35, которые, скорее всего, по состоянию на 2020 г так и останутся в полубоеспособном состоянии, ВВС США располагает 1 560 истребителями (184 F-22; 449 F-15 и 957 F-16 различных модификаций) а также 398 штурмовиками, включая 287 А-10 и 111 AV-8В. И это не считая 247 F-18, и 131 AV-8В авиации морской пехоты, и 867 F-18 палубной авиации. США имеет в своем распоряжении 3203 самолета тактической авиации, и по части воздушной мощи США, пожалуй, превосходит европейские страны НАТО и ВКС РФ вместе взятые.
Таким образом, можно говорить о том, что США в воздухе обладают подавляющим превосходством. Но… как говорит одна очень мудрая пословица: «если Ваш пистолет лежит на миллиметр дальше, чем Вы можете дотянуться, то пистолета у Вас нет».
В настоящее время США разместили на европейских базах 136 боевых самолетов F-15 и F-16, не считая транспортной и разведывательной авиации. Эта авиагруппа не может принципиально повлиять на соотношение сил в Европе. Обеспечение превосходства в воздухе целиком будет зависеть от скорости переброски американских ВВС с территории США в Европу.
Казалось бы, а что тут такого – заправился, сел за штурвал, да и перелетел через Атлантику… Но такое бывает разве что в третьесортных боевиках. Даже самые неприхотливые боевые самолеты требуют обслуживания из расчета 25 человеко-часов на один час полета. Нужны люди, нужно оборудование, нужно прикрытие аэродромов, на которых будут разворачиваться перебрасываемые авиакрылья, нужно топливо, боеприпасы и многое, многое другое. И проблема заключается в том, что ничего этого сейчас у американцев в Европе нет. И у европейцев, кое-как поддерживающих процент исправных машин на уровне 40-50%, нет тоже. А доставить все это из США в Европу – совсем не такое простое дело, как может показаться.
Вспомним операцию «Щит пустыни»
Перевозки продолжались с начала августа 1990 г по середину января 1991 г. Было переброшено 729 самолетов тактической авиации и 190 самолетов корпуса морской пехоты, а всего – порядка 900 самолетов тактической авиации сухопутного базирования (729+190 = 919 самолетов, но часть «Харриеров» морской пехоты действовала с палуб десантных кораблей), а также 5 дивизий, 4 бригады и 1 отдельный полк сухопутных войск и морской пехоты. К началу «Бури в пустыне» данный контингент был обеспечен всеми необходимыми припасами на один месяц ведения боевых действий. Это, вне всякого сомнения, выдающийся результат. Но на создание этой группировки ушло больше пяти месяцев – переброски шли в период с 7 августа 1990 г по 17 января 1991 г!
Конечно, речь идет не только о переброске авиации, но и о крупных контингентах сухопутных войск, но ведь в случае какого-то масштабного конфликта эти самые сухопутные войска крайне понадобятся США на континенте. Дело в том, что с сухопутными войсками у европейских стран НАТО примерно та же проблема, что и с ВВС – вроде бы на бумаге и много, а пока сосредоточишь в нужном месте, война уж трижды закончится успеет. Мы уже упоминали состояние некогда грозного бундесвера, имеющего сегодня всего три дивизии при 95 боеспособных танках. У Франции – две танковых дивизии при трех полках сил специальных операций и еще – иностранный легион, но в случае внезапного конфликта очень проблематично будет извлечь его части из Таити, Джибути и аналогичных мест. Тремя дивизиями располагает Италия, двумя (и несколькими бригадами) – Великобритания… В совокупности европейские страны НАТО располагают весьма внушительными по меркам XXI века сухопутными силами, но лишь при одном условии – если собрать их все в одном месте, а с этим в случае внезапного военного конфликта будут очень большие проблемы.
Если изложенные выше резоны верны, то в обозримом будущем Российская Федерация может добиться паритета в воздухе с НАТО в случае внезапного широкомасштабного конфликта. И США понадобятся даже не недели, а месяцы, чтобы реализовать свое военно-воздушное превосходство. Совсем другое дело, если конфликту будет предшествовать длительный (несколько месяцев) период обострения отношений – в таком случае война может начаться с полутора-, а то и двукратного преимущества НАТО в воздухе.
Продолжение следует...
Агрессивный блок НАТО, созданный в 1949 году, изначально был направлен против нашей страны. После предательства советского руководства и распада СССР и социалистического блока НАТО начало экспансию на восток, всё ближе подбираясь к границам России. Американские империалисты уже предвкушали, как развалится российская армия, а натовские оккупанты ступят на нашу землю. Однако Россия так и не развалилась, а наша армия начала масштабную модернизацию и перевооружение. Уже сейчас в российскую армию поступают новые образцы оружия, разработанные после распада СССР, а в планах — обновление практически всех видов вооружений. Какое же новое и перспективное оружие России впечатляет больше всего и какого оружия больше всего боится НАТО? Об этом — в данном посте.
Ракеты
Есть много различных видов ракет, рассчитанных на разную дальность и предназначенных для поражения различных целей. Сегодня уважающее себя государство должно иметь ракеты, способные поражать цели на большом расстоянии, с высокой точностью, да ещё и желательно такие, которые не смогут сбить и даже просто засечь вражеские ПВО. И у России есть ракеты, по своим характеристикам сравнимые или превосходящие ракеты стран НАТО.
Впервые массированно применять крылатые ракеты для ударов по различным целям начали США. В начале 80-х на вооружении американской армии появились «томагавки», способные ориентироваться по рельефу местности и наносить точные удары на расстояниях свыше 1000 км. Во время войн в Ираке, Афганистане, Югославии, Ливии американцы тратили на нанесение ударов сотни «томагавков». Но у России есть аналог ничуть не хуже, и называется он «калибр» . Залп 26-ю «калибрами» из Каспийского моря по боевикам в Сирии был, скорее, демонстрацией возможностей, т. к. авиаудары по наземным целям, конечно, дешевле ударов крылатыми ракетами, но в случае какого-то конфликта «калибры» будут весомым аргументом.
пуск «калибра»
«Калибр» не просто аналог «томагавка», но и во многих отношениях его превосходит. Наши ракеты более универсальны, их можно разместить на небольших кораблях, и не только на кораблях. На выставке вооружений экспортный вариант «калибра» запихнули в стандартный грузовой контейнер, такой же, как те тысячи контейнеров, которые ежедневно перевозят транспортные суда по всему миру. И этот факт перепугал США — ведь теперь любая страна, купив «калибр», может отправить ракеты к их берегам под видом обычного груза и предпринять неожиданную атаку. Наконец, «калибр», в отличие от «томагавка», ускоряется при подлёте к цели, поэтому сбить его значительно сложнее.
Ещё одной новой крылатой ракетой, применённой в Сирии, стала Х-101 . Этой ракетой оснащаются самолёты, в первую очередь стратегические бомбардировщики. Ракета может оснащаться как обычным, так и ядерным зарядом, при этом она высокоточная и малозаметна для радаров. Главное же преимущество X-101 — огромная дальность, составляющая 5 тыс. км. У стран НАТО в настоящее время нет ракет, близких по характеристикам.
Выдающимися характеристиками обладают и другие новые российские ракеты, такие, как наземный ракетный комплекс «Искандер», отличающийся высокой скоростью развёртывания и точностью поражения целей, или ракеты «воздух-воздух» большой дальности, способные сбить самолёт противника на расстоянии 400 км. Но больше всего напугали НАТО разработки российских конструкторов в области гиперзвуковых ракет. О секретной разработке Ю-71 , испытания которой якобы прошли в начале 2015 года, написала газета Washington Times. Согласно информации газеты, ракета Ю-71 способна нести ядерный заряд и развивать скорость в 10 раз выше скорости звука, активно маневрируя на конечном участке траектории. Это делает бесполезными любые системы ПРО, в т. ч. те, которые НАТО только.лишь планирует развернуть в Восточной Европе.
ЗРК «Прометей»
Наша страна всегда лидировала в области разработки эффективных систем ПВО и даже сейчас комплексы С-300, разработанные ещё в советское время, очень опасны для авиации и превосходят западные аналоги.
Сейчас на вооружении российской армии находятся уже более совершенные комплексы С-400, но настоящим прорывом должен стать С-500. Этот зенитно-ракетный комплекс, разработка которого должна быть завершена в 2016 году, будет обладать поистине уникальными характеристиками — дальность поражения целей до 600 км., скорость поражаемых целей до 7 км/с, высота поражаемых целей до 185 км. С-500 будет способен сбивать баллистические ракеты, гиперзвуковые ракеты (которые ещё только разрабатываются) и низкоорбитальные спутники.
Ядерная торпеда
Ядерная торпеда «Статус-6», информация о разработке которой недавно промелькнула в новостях на российском телевидении, это ещё один вариант ответа на планы развёртывания американскими империалистами системы ПРО в Европе. «Статус-6» — автономная подводная лодка-робот с ядерным реактором. Согласно проекту, она будет способна опускаться на глубину до 1000 м и перемещаться со скоростью до 185 км/ч, оставаясь при этом малозаметной для традиционных средств обнаружения подводных лодок. Она может использоваться для разных целей, и один из вариантов — оснащение её мощным ядерным зарядом (до 100 мегатонн) и использование в качестве ядерной торпеды.
Подобное устройство — действительно ужасное оружие. Такая полностью автономная роботизированная торпеда способна доставить мощный ядерный заряд к берегам США. При этом она не просто может уничтожить морские базы и затопить прибрежные районы, но и загрязнить обширные области радиацией, сделав их непригодными для жизни. Ядерная торпеда способна вызвать апокалипсис, но рассматривается она в качестве оружия возмездия, если противник первым развяжет ядерную войну.
Системы РЭБ и СВЧ-пушка
Ещё одна область, где российские конструкторы преподнесли НАТО неприятный сюрприз — системы радиоэлектронной борьбы. Такие системы ставят помехи, не позволяя нормально работать радарам противника и способны нарушать нормальную работу электронного оборудования. Самолёты и корабли противника в радиусе действия системы не смогут захватить и обнаружить цель, будут бесполезны беспилотники и ракеты, наводящиеся по радарам. Сейчас в российскую армию поступают различные комплексы РЭБ, как наземные, так и размещаемые на самолётах или вертолётах. Например, система РЭБ «Красуха-4» способна глушить сигнал радаров противника на расстоянии до 300 км.
Ещё одна новейшая российская разработка — мобильная СВЧ-пушка, способная направленным излучением выводить из строя электронику и предназначенная для борьбы в первую очередь с беспилотниками противника, а также самонаводящимися крылатыми ракетами. Действует СВЧ-пушка на расстоянии до 10 км.
ПАК ФА
ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Под таким названием проходит новый российский истребитель пятого поколения, разработка которого уже близится к концу.
ПАК ФА — малозаметный для радаров быстрый истребитель, он оснащён системой радаров с круговым обзором, системой РЭБ и продвинутой электроникой, позволяющей частично автоматизировать действия пилота. Он традиционно превосходит зарубежные аналоги по манёвренности и лётным качествам, хотя и не дотягивает до лучшего из конкурентов — американского F-22 — по малозаметности.
Американские эксперты уже выразили обеспокоенность в связи с предстоящим принятием ПАК ФА на вооружение (и вероятным началом его экспорта в другие страны), т. к. опасаются, что новейший американский истребитель F-35, оказавшийся не очень удачным проектом, не сможет соперничать с ним в реальном бою.