Союзная сочинительная связь примеры. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение
В состав сложных предложений всегда входят два или более простых (их также называют предикативными частями), соединяющихся различными видами связи: союзная сочинительная, бессоюзная и союзная подчинительная связь. Именно наличие или отсутствие союзов и их значение позволяют установить вид связи в предложении.
Определение подчинительной связи в предложении
Подчинение, или подчинительная связь - вид связи, при котором одна из предикативных частей является главной, подчиняющей, а другая - зависимой, придаточной. Такая связь передаётся посредством подчинительных союзов или союзных слов; от главной части к придаточной всегда возможно задать вопрос. Таким образом, подчинительная связь (в отличие от сочинительной) подразумевает синтаксическое неравноправие между предикативными частями предложения.
Например: На уроках географии мы узнали, (о чём?) почему бывают приливы и отливы, где На уроках географии мы узнали - главная часть, бывают приливы и отливы - придаточная часть, почему - подчинительный союз.
Подчинительные союзы и союзные слова
Предикативные части сложного предложения, связанные подчинительной связью, соединяются с помощью подчинительных союзов, союзных слов . В свою очередь, подчинительные союзы подразделяются на простые и сложные.
К простым союзам относятся: что, чтобы, как, когда, едва, пока, если, будто, словно, точно, ибо, хотя и другие. Мы хотим, чтобы все народы жили счастливо.
Сложные союзы включают в себя как минимум два слова: потому что, оттого что, так как, для того чтобы, как только, в то время как, до тех пор пока, несмотря на то что, как будто и другие.Как только взошло солнце, проснулись все певчие птицы.
В качестве союзных слов могут выступать относительные местоимения и наречия: кто, что, который, чей, какой, сколько (во всех падежах); где, куда, откуда, когда, как, зачем, почему и другие. Союзные слова всегда отвечают на какой-либо вопрос и являются одним из членов придаточного предложения. Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал! (Г. Розен)
Нужно знать: что такое , его примеры в литературе.
Виды подчинения в сложном предложении
В зависимости от средства, связывающего предикативные части , выделяются следующие виды подчинений:
- союзное подчинение - части сложного предложения соединяются простыми или сложными союзами. Он открыл двери пошире, чтобы процессия прошла свободно.
- относительное подчинение - между предикативными частями стоит союзное слово. После смерти люди возвращаются туда же, откуда они явились.
- вопросительно-относительное подчинение - части сложного предложения связаны посредством вопросительно-относительных местоимений и наречий. В придаточной части поясняется выраженный глаголом или именем существительным член главного предложения, имеющий значение высказывания, мыслительной деятельности, чувства, восприятия, внутреннего состояния. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. (М. Булгаков).
Нередко в одном сложном предложении содержится более двух предикативных частей, являющихся зависимыми по отношению к главной. В связи с этим различают несколько типов подчинения:
Это интересно: в правилах русского языка.
Отталкиваясь от того, какой член главного предложения поясняет или распространяет зависимая, придаточные предложения в некоторых источниках подразделяются на подлежащые, сказуемые, определительные, дополнительные и обстоятельственные.
- Каждый , кого он здесь встретил, предложил ему помощь . Придаточная часть распространяет подлежащее главной части каждый .
- Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. (И. Павлов) Придаточная часть поясняет сказуемое главной думайте .
- Никогда не стоит сожалеть о том, что уже нельзя изменить. В данном случае придаточная часть отвечает на вопрос предложного падежа.
Более распространена классификация, согласно которой в зависимости от вопросов, на которые они отвечают, придаточные части делятся следующим образом:
Это второй урок по теме "Сложные предложения с разными видами связи". На уроке углублялись представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, отрабатывалось умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении, навык постановки знаков препинания в таких предложениях и вся эта работа проводилась в сочетании с повторением к экзамену (ОГЭ).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 9 классе
Дата проведения: 08.04.2017 г.
Учитель: Полькина И.А.
Тема: Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Цель
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: закрепление изученного материала, подготовка к ОГЭ.
Оборудование: раздаточный материал, тестовые задания.
Ход урока
I. Сообщение целей и задач урока.
Сегодня на уроке мы будем углублять ваши представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, т.е. будем отрабатывать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении, навык постановки знаков препинания в таких предложениях и всю эту работу проводить в сочетании с повторением к экзамену.
Запись числа и темы урока. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
II. Повторение изученного.
А) Повторим орфографию.
Запишите в столбик словосочетания, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму. На какую орфограмму подобраны слова?
И..коренить зло, бе..пристрастный взгляд, бе..вкусица в одежде, ра..полагается по-разному, во..хождение на гору, ра..хвораться не на шутку, бе..жалостный поступок.
Правописание приставок на З/С. Правило: З пишется пред звонкими согласными, С – перед глухими). Какое это задание в ОГЭ? Как оно может формулироваться?
Б) Повторим лексику.
Определим ЛЗ слова Беспристрастный - не имеющий ни к кому пристрастия, справедливый (Ожегов)
Подберём синонимы к слову. Беспристрастный - объективный, нелицеприятный (словарь синонимов).
Замените разговорное слово «расхвораться» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Найдите среди записанных словосочетаний фразеологизм - «Не на шутку», определите его значение (основательно, всерьез).
В) Замените словосочетание «безжалостный поступок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание (поступок без жалости).
А теперь выполним задание 4 ОГЭ. Ответы запишите в тетрадь (самостоятельно, проверка).
Задание 4 ОГЭ
1. Из предложений 16-19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными - С».
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает , что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
2. Из предложений 25-29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая , пошёл бы в огонь и в воду.
(29)Почти год держал он меня в отчуждении.
3. Из предложений 40-43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными - С».
(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно . (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…
4. Из предложений 29-33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия».
– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?
(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила…
5. Из предложений 28-30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».
– (28)А вот и жених пришёл ! (29)Здорово, юный жених!
(30)Ребята засмеялись.
Проверяем выполненные задания.
I II. Переходим к теме нашего урока.
Повторим теорию: Комбинации каких синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи?
(Это предложения с такими видами связи: А) сочинительная и подчинительная;
Б) сочинительная и бессоюзная;
В) подчинительная и бессоюзная;
Г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.)
Запись под диктовку (предложения взяты из текста изложений ФИПИ) на доске, синтаксический разбор с объяснением.
1 (Чтобы оценить доброту и понять её значение), 2 [ надо непременно самому испытать ее] : 3 [ надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём], 4 [ надо почувствовать] , 5 (как луч этой доброты овладевает сердцем , словом и делами всей жизни).
Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится ; это теплота , от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.
(СП с подчинит. и бессоюзной связью).
О чем записанные предложения? (о доброте)
IV. Проверка домашнего задания
Зачитайте сочинение 15.3 по тексту про белку (Текст №3 ФИПИ)
Что такое доброта?
Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. И если для того, чтобы кого-то выручить из беды, требуется показать кулаки и физически стать на защиту слабого, то добрый человек, будь он даже слабее обидчика, сделает это.
На защиту белки, на которую устроили настоящую травлю десять старшеклассников, отчаянно бросился герой рассказа Альберта Лиханова. Мальчика до глубины души возмутило то, что у каждого из них была и голова, и сердце, но ни один не понимал, что делает. Крики и требование прекратить на мальчишек не действовали, их предводитель открыто злорадствовал, а белка уже упала вниз... Добро должно быть с кулаками. И главный герой ринулся на толпу обидчиков, отчаянно сопротивляясь, не чувствуя боли и желая только одного: «протаранить ещё кто-то нибудь». Этот поступок по достоинству оценил подоспевший на помощь дед.
Мне не раз приходилось видеть подростков, ведущих себя по отношению к животным безобразно. Останавливая их и спрашивая, зачем они это делают, почему не думают, что котёнку или щенку больно, страшно, я всегда поражалась их ответу: «Подумаешь, кошка. Это же не человек!» Так хочется ответить словами Льва Толстого «Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу». Бездушие по отношению к слабым и беззащитным животным, если его оставлять безнаказанным, незамеченным, непременно приведёт к тому, что такая агрессия будет проявляться и к людям. И наоборот: человек, относящийся с душой к животным, и к людям будут относиться с добротой.
Оглянитесь вокруг. Если вы видите, что кто-то нуждается в вашей помощи, если вы чувствуете, что не можете не помочь, пройти мимо, значит, в вашем сердце живёт доброта. Совершайте добрые дела и помните - быть добрым человеком значит быть настоящим человеком.
V . Закрепление
Записываем следующие предложения и разбираем их (предложения взяты из текста изложений ФИПИ):
[Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение], и [ вы заметите] , (как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова). (СП с сочинит. и подчинит. связью).
[После прочтения серьёзных произведений вы будете соображать быстрее] , [ваш ум станет острее] , и [ вы поймёте] , (что читать полезно и выгодно) .
(СП с сочинит., подчинит. и бессоюзной связью).
А сейчас в качестве проверки знаний выполним экзаменационные задания
Задание 14 ОГЭ (работа в парах)
1. Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
2. Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(12)Сергеева - артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, - улыбнулся парень. - (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
3. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! - предупредил нас Витёк Носков.
(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов.
4. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
5. Среди предложений 15–22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(15)После урока Лисапета подскочила к Вере:
– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
– (18)Кому отправлял?
(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться - так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.
– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!
VI. Обобщение
– Какие виды союзной связи в сложных предложениях вы знаете?
– Если нет союза, что это за связь?
– Какие знаки препинания ставятся в бессоюзных предложениях?
Домашнее задание. К ОГЭ – повторить всё о синонимах, выполнить подборку заданий на карточках, а также доделать варианты 2 и 3; по учебнику: параграф 37, упр.211
Самоанализ урока
Тема урока «Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях». Это второй урок по данной теме.
Цель : углубить представления учащихся о структуре сложных предложений с различными видами связи.
Задачи:
Образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; вся эта работа проводится в сочетании с повторением к экзамену.
Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;
Воспитательные: воспитывать добрые чувства по отношению к животным.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: использование раздаточного материала.
Этапы урока следующие: повторение изученного (подготовка к ОГЭ), изучение нового материала, проверка домашнего задания, закрепление и проверка знаний.
Все дидактические задачи на этапах урока были выполнены.
Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.
Широко распространенным средством контроля знаний сегодня является тестирование. После повторения материала в качестве закрепления учащимся предлагается тест. Отвечая на вопросы теста, учащиеся определяют виды союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, учатся находить сложные предложения с различными видами связи в тексте. Таким способом можно проверить, как учащиеся ориентируются в новых понятиях, как они усвоили новую тему.
Урок прошел в оптимальном темпе, части логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.
Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей.
Бессоюзная и союзная связь
между частями сложного предложения
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
- продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;
- систематизировать знания о бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связи между частями сложного предложения;
- отрабатывать навык выполнения задания данного типа
Задание по данной теме
в КИМах формулируется
следующим образом:
Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной (подчинительной) связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Чтобы выполнить это задание,
попробуйте составить
алгоритм действия
Алгоритм выполнения
данного задания
Определите количество грамматических основ в предложении
Одна грамматическая
Две и более
грамматических основ
предложение
предложение
сочинённое
подчинённое
бессоюзное
Алгоритм выполнения
задания
Найди предложение, в котором
более двух грамматических основ
Установи тип связи между простыми предложениями
в составе сложного
сочинительный тип связи:
предложения
относительно
самостоятельны, связаны
союзами И, ДА(=И), НО,
ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО),
А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…
подчинительная связь: от
главного предложения придаточному можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО,
КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО,КОТОРЫЙ …
бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу
Бессоюзное сложное предложение
, .
(перечисление фактов)
; .
(перечисление фактов, предложения распространены, осложнены)
Весело и беззаботно поют птицы , порхают бабочки.
Кусты орешника разрослись по берегам ручья ; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы.
: [ причина ].
(потому что)
Осень Павел не любил : она приносила ему страдания.
: [ пояснение ].
(а именно)
Через некоторое время слышим : чибисы кричат во всё горло.
: [ дополнение ]
(и увидел, и услышал, и почувствовал)
[ → ] - [ ← ].
(противопост.)
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Я поднял глаза : надо мной радостно сияло безоблачное небо.
: [ дополнение ].
(как, что)
[ время, условие ] - .
(когда, если)
- [ вывод (так что) ].
Вдруг Павел почувствовал : чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.
Настанет утро – двинемся в путь.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Сложносочинённое предложение
, сочинительный союз .
[ Упали две-три крупные капли дождя ] , и [ вдруг блеснула молния ] .
[ Лишь ивол ги кричат ] , да [ кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы ] .
То [ солнце тусклое блестит ] , то [ туча чёрная висит ] .
Не то [ светало , не то [ темнело ] .
Сочинительные союзы
Соединительные
Противительные
И, да(и), тоже, также; ни..., ни; как..., так и
Разделительные
А, но, да(но), зато, однако, же и др.
Или, либо, то..., то..., не то..., не то...
Сложноподчинённое предложение
, ( подчинительный союз …) .
( Подчинительный союз …) , .
[… , ( подчинительный союз …) , … ] .
[ Я вернулся в город ] , (где прошло моё детство ).
(Если открыть окно ) , [ комната наполнится ароматом летних цветов ].
[ Отец, ( когда вернулся с рыбалки) , похвастался невиданным уловом ] .
Виды придаточных предложений .
Определительные
Изъяснительные
Какой? Чей?
Союзные слова
Обстоятельственные
Вопросы косвенных падежей
Что, как, чтобы, будто, словно.
Какой, который, каков, чей, кто, что, где
Указательные слова
Смысловые вопросы
Тот, такой, таков, всякий, любой
Кто, что, чей, как отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько.
Я живу в доме, который находится на краю деревни [..сущ.], (который).
[Он знал], (что основа всего – нравственность).
Придаточные обстоятельственные
Где? Куда? Откуда?
[ Никогда не возвращайся туда], где был счастлив. […туда], (где…).
Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
Сравнения
Как? Насколько?
Образа действия и степени
(Когда открыл окно), [комната наполнилась ароматом цветов] . (Когда…), .
Как? Каким образом? В какой мере? до какой степени?
[Герасим вырос немой и могучий], (как дерево растёт на плодородной почве). , (как …).
Зачем? С какой целью? Для чего?
[Дядюшка пел так], (как поёт простой народ).
, (как …).
При каком условии
[Всякое дело надо любить], (чтобы хорошо его делать). , (чтобы …).
Почему? Отчего?
По какой причине?
[Куплю новый телефон], (если будут деньги).
, (если …).
Следствия
[Я не пришёл в школу], (потому что заболел).
, (потому что …).
Что из этого следует
Несмотря на что? Вопреки всему?
[Погода была холодная, ветреная], (так что сугробы намело высокие). , (так что).
[ Мы вышли на прогулку], (хотя шёл дождик).
Инструкция по работе
с учебным тренажёром
- Каждое задание имеет несколько вариантов ответа. Вы должны выбрать один правильный.
2. Если вы выбрали правильный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «плюс» (правильно).
3. Если вы выбрали неверный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «минус» (неправильно).
4. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. Но навесной обстрел противника не утихал. Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю.
Проверьте свои знания
Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. Серёже удалось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лёд, снега. Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. Лазить по скалам было опасно. Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. Она всё ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед.
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–3 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7) Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было .
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. Но и уезжать надолго не приходилось. Самый первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые...
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. Бабушка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремоту. (4) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от неё со всей своей суетой. Лишь грохот войны ещё слышала она и вздрагивала от этого грохота. И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли.
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. С напряжёнными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолёт. Эта собранность моряков передалась ребятам: они стали сдержаннее. Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками.
Проверьте свои знания
Туловище у кайры вальковатое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. По земле она передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды. (3) Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. Весит кайра до двух килограммов, мясо её съедобно. Единственное яйцо она кладёт прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов.
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Дни стоят уже необычно тёплые. В весеннем воздухе разлита прохлада. Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идёт огромная работа. День и ночь корни всеми своими мочками вбирают влагу из земли, обильно напоённой недавно стаявшим снегом. Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели серёжки на ольхе, хотя корни лежат ещё под снегом. На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность.
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры. Я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. Боль стала моей неразлучной спутницей. (….. Она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Девочка звала собаку к себе:
Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь? Ну, пойди же!
Но Кусака не шла: боялась.
Старик разгладил длинную бороду.
Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Старик, наклонившись к самому уху мальчика, прошептал что-то.
Проверьте свои знания
Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался. Я повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?
– Нет, не дам: это подарок.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла. Тут Мишка говорит:
– Не дашь, значит, самосвал?
И протянул мне коробку от спичек. Я взял её, открыл и сначала ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
– Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47.. Таня! Загляни в шкатулку!
– Нету, – тихо сказала Таня. – Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.
Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
Проверьте свои знания
Среди предложений 1–5 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир! (4… Краб неделю просидел под кроватью. Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6…) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
на уроке
МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫ
Было много ошибок:
нужно повторить правило
Всем
спасибо
за работу!
- Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
- Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/6?page=3
Использованный материал
Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.
Виды сложных предложений в русском языке
В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.
Сложносочиненные предложения
Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.
- С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.
Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.
Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).
- С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
- С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).
Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.
Основные виды сложных предложений с подчинительной связью
Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.
Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.
Виды придаточных в СПП
Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.
Тип придаточной | Вопрос | Средство связи | Пример |
|
Определительные | Какой, который, чей, когда, что, где и др. | У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась. |
||
Изъяснительные | Падежные | Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др. | Михаил не понимал, как решить проблему. |
|
Обстоятельственные | Когда? Как долго? | Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др. | Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село. |
|
Где? Куда? Откуда? | Где, куда, откуда | Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти. |
||
Почему? Отчего? | Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др. | Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали. |
||
Следствия | Что из этого следует? | К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше. |
||
При каком условии? | Если, когда (= если), коли, раз, в случае если | Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться. |
||
Зачем? С какой целью? | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы, | Фролов был готов на все, чтобы получить это место. |
||
Несмотря на что? Вопреки чему? | Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др. | Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации. |
||
Сравнения | Как? Подобно чему? | Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы, | Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка. |
|
Меры и степени | До какой степени? | Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько | Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе. |
|
Присоединительные | что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это | Машины все не было, отчего тревога только возрастала. |
СПП с несколькими придаточными
Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.
В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).
- С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
- С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
- С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.
Бессоюзное сложное предложение
Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.
Виды бессоюзных сложных предложений
- Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
- Части неравноправны, вторая:
- раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
- дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
- указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).
3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:
- первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
- во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).
СП с разными видами связи
Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.
Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:
Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.
Что такое сложное предложение?
Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.
Сложные предложения с сочинительной связью
Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.
Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.
Сложные предложения с подчинительной связью
Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.
Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.
Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.
Сложные предложения с бессоюзной связью
Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.
ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой
Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.
Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).
Сложные предложения с разными видами связи
Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.
Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.
Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.
Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 513.