Совокупностью интересов государства общества личности. Национальные интересы россии на современном этапе развития общества
2.1 Интересы личности, общества и государства
Большинство исследователей вопроса относительно понятия «национальный интерес» соглашаются, что национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства, причем эти интересы неразрывно связаны, они не противопоставляются, но дополняют друг друга. В связи с этим понятия «национальный интерес» и «национально-государственный интерес» употребляются в современной юридической литературе как синонимы. Хижняк, В.С. Классификация национальных интересов современной России. // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 10-11 Концепция же национальной безопасности РФ говорит о соотношении интересов несколько иначе: один участник - государство - сохраняет свои позиции, в то время как гражданское общество трансформируется в отдельные понятия «общество» и «личность». В результате структура национальных интересов России включает в себя интересы личности, общества и государства:
«Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества» «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) .
Такой подход в целом, возможно и целесообразен: он дает представление о содержании интересов различных элементов организации, только вот организация это несколько иная. Личность, общество, государство - элементы социальной организации в масштабах всего человечества. Такая терминология не совсем правомерна в условиях формирования национального государства и его национальных интересов. Конечно, можно сослаться на многонациональность Российской Федерации, которая вызывала и продолжает вызывать большое количество внутригосударственных конфликтов. Но в рамках единого государства абсолютно все национальности приобретают один общий статус - гражданский, и носитель этого статуса - гражданское общество Российской Федерации. Не углубляясь в правовую сущность этих понятий, укажу, что гражданский статус устанавливает полную взаимозависимость государства и населяющего его общества с точки зрения обоюдной защиты имеющихся у них интересов. Так государство защищает интересы своих граждан с той целью, чтобы они, в свою очередь, удовлетворяли интересы такого крупного общественного образования, как государство. В процессе такой обоюдной защиты интересов и вырастает понятие «нация», которое имеет более высокое положение, нежели понятия «личность» и «общество». Нация - понятие не просто государственного уровня, а мирового: оно представляет государство на мировой арене. Так во все времена выходцев из любого конца нашей страны именовали не иначе, как русскими, что имеет место и до сих пор.
Тогда, действительно, можно отметить, что, как отмечалось в первой главе, понятие «национальных интересов» имеет внешний вектор - оно направлено на обеспечение безопасного существования, эффективного функционирования и развития страны, а вопросы соотношения интересов личности и общества лежат в плоскости внутренней политики государства. Именно это, как мне кажется, имеют в виду мировые политологи, используя понятие «национальный интерес». Ведь если вернуться к истокам термина и представить фундаментальные национальные интересы, выделяемые английским политологом А. Бэттлером:
1. территориальная целостность,
2. независимость или политический суверенитет,
3. экономическое развитие и процветание,
4. сохранение существующего политико-экономического режима,
5. поддержание национально-культурной самобытности страны - образ жизни,
То можно отметить, что все они направлены на то, чтобы определить и защитить место нации, а точнее, государства, на мировой карте, с тем, чтобы дать возможность населению страны и каждому ее гражданину спокойно существовать и развиваться. Если переиначить это определение с точки зрения самой нации, то можно получить формулировку, приводимую специалистами в области права: «Концепция национальных интересов представляет собой общее видение гражданами того или иного государства его места и роли в мировом сообществе». Саидов, А.Х., Кашинская, Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. - 2005. - № 12.
Такой подход используется отечественными учеными в области геополитики, но в нормативных актах страны не отражается. Так Е.А. Олейников в учебнике «Экономическая и национальная безопасность» к числу коренных, основополагающих национальных интересов относит: территориальная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп. А в учебно-методическом комплексе по курсу «Геополитика» под редакцией Тургаева А.С. можно найти определение: «Национальные интересы государства - это жизненно важные потребности в его выживании и сохранении политической независимости, территориальной целостности, неприкосновенности границ и обеспечении безопасности. Национальные интересы государства также заключаются в усилении его геополитического влияния на международной арене, экономическом и культурном развитии общества».
Возникновение государства и права
Государство представляет собой конкретно - историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле...
Государство и личность
Понятие общества, личности и государства Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности...
Государство, личность, общество
Общий ретроспективный взгляд на историю предыдущих «перемен центров жизни» и соответствующих изменений в развитии национального духа позволяет выделить их одну общую черту, касающуюся взаимодействия с западноевропейской традицией...
Государство, право и личность
Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения. К первому поколению относятся гражданские и политические права...
Законные интересы как элемент правового статуса личности
Реализация основных прав личности (и, соответственно, связанных с ними законных интересов) - это процесс их материализации, в ходе которого происходит получение каждым того блага, которое составляет содержание права (или законного интереса)...
Основные признаки правового государства
Основы конституционного строя Российской Федерации
Человек, его права и свободы - высшая ценность. Гуманизм - своеобразный принцип всего конституционного строя. Его закрепление ст...
Ответственность государства перед гражданином в случае нарушения его прав. Право служебной тайны как гарантия неприкосновенности частной жизни
Право на поиск, получение и использование информации
Один из основных вопросов в реализации права на информацию - возможность доступа к ней...
Правовое государство
Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, то есть, личность и государство вступают в правоотношения, то есть, отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности...
Правовое государство: от теоретической модели к практическому воплощению
Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности...
Правовое государство: сущность и основные черты
Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности...
Соотношение законных интересов в сфере публичного и частного права
Пpaвa чeлoвeкa - этo oпpeдeлeнныe нopмaтивнo cтpyктypиpoвaнныe cвoйcтвa и ocoбeннocти бытия личнocти, кoтopые выpaжaют ee cвоoбoдy и являются нeoтъeмлeмыми и нeoбxoдимыми спocoбaми и ycлoвиями ee жизни, ee взaимooтнoшeний с oбщecтвoм, гocyдapcтвoм, дpyгими индивидaми...
Сущность государства и его роль в обществе
Взаимоотношения государства и человека являются главными показателями состояния общества в целом, а так же перспективы его развития. При этом личностью признается индивидуальная совокупность значимых свойств человека...
Вернуться назад на
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Национальные интересы определяют:
Основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
- условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).
Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своём поле деятельности, всем российским обществом и государством.
Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.
Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.
Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.
Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и подержанием общественного согласия, духовным обновлением России.
Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:
В сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
- в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
- в завершении процесса становления демократического общества;
- в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:
Динамично развивающегося производства и рынка;
- высокого уровня жизни народов России.
Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:
Нравственных ценностей общества;
- традиций патриотизма и гуманизма;
- культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы России в международной сфере заключаются:
В обеспечении суверенитета;
- в упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира;
- в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками СНГ и традиционными партнёрами России;
- в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются:
В защите её независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
- в предотвращении военной агрессии против России и её союзников;
- в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.
В рамках Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента РФ №24, определяются условия целостной системы безопасности личности, общества и государства, учитывающей центральное место человека в существующей системе ценностей, усиление роли и ответственности человека за свои дела и поступки при соблюдении мер безопасности во всех сферах жизнедеятельности, повышение общей культуры в области безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой исто-рией и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную между-народную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уни-кального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.
В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными эко-номическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общ-ность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.
Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позииий России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные си-туации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходяшие позитивные изменения в международных отно-шениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри стра-ны и в целом ущемить национальные интересы России.
Национальные интересы России 2 - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутрипо-литической, социальной, международной, информаиионной, военной, по-граничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.
Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспе-чиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом мно-гонационального российского общества.
Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.
На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижеиие и поддержание общественного согласия, повышение созидательной актив-ности населения и духовное возрождение России.
Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суве-ренитета и территориальной целостности России, в установлении полити-ческой, экономической и социальной стабильности, в безусловном испол-нении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.
Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внут-риполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.
Нашональные интересы России в области экономики являются ключе-выми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией националь-ных интересов России, возможно только на основе устойчивого функциони-рования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущис отрасли экономики качественными сырьем и оборудо-ванием, армию - вооружснием, население и социальную сферу - предмета-ми потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами.
Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обес-печить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойнуго жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.
С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расши-ренного воспроизводства, защиты интересов отечественных производите-лей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоян-ного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.
Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой облас-ти является переход экономики к модели устойчивого развития с определен-ным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-эко-номических задач, проблем сохранения окружаюшей среды в целях удовле-творения потребностей нынешнего и будущего поколений.
Единство экономического пространства, наличие большого и разнооб-разного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализа-ции регионов имеет консолидируюшее значение для российской экономики. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заклю-чаются в установлении для российских производителей таких экономических связсй, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предпри-ятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых мстодов во внешнеэкономической деягельности.
Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориачь-ной целостности, единства правового пространства, стабильности государ-ственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнаииональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.
Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной го-сударственной национальной политики - важнейшие задачи, решение кото-рых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство Рос-сии. Комплсксное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.
Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с пре-ступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и госу-дарства, резкого ограничения экономической и социальнополитической ос-новы этих противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, обще-ства и государства от преступных посягательств, для создания системы кон-троля за уровнем преступности.
Усилия общества и государства должны быть направлены на формирова-ние системы мер действенной социальной профилактики и на воспитание законопослушных граждан.
Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных дсйствий, неотвратимость ответственности за любое пре-ступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений.
Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение обще-ства, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровснь раз-вития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным является утвер-ждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.
Реализация этого требуеттакой государственной политики, при проведе-нии которой исключается возможность нанесения ущерба российской куль-туре, обеспечиваются сохранеиие и приумножение ее национальных ценно- стей и национального достояния, дальнейшее духовное и и?1теллсктуальное развитие обшества.
Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятель-ных центров формирующегося многополярного мира. Основными состав-ляюшими этого курса являются:
формирование на добровольной основе интеграционного объединсния государств - участников Содружества Независимых Государств;
развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;
развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом;
упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми поли-тическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Бсзопасности ООН.
Безусловно приоритетным направлением внешнеполитичсского курса России является и будет являться деятельность по обеспечению неруилимо-сти границ и территориальной целостности государства, по защите его кон-ституционного строя от возможных посягательств других государств.
Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграиионными объединениями мирового сообщества. Развитие равноп-равных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Феде-рации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить глобальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финан-совом сотрудничсстве.
Национальным интересам России отвечаетразвитие диалога и всесторон-него сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Амери-ки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно признанных граж-данских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.
Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются преж-де всего в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обесаечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий обшества и государства на планомерном военном строительстве.
Национальные интересы России в информационной сфере обусловлива-ют необходимость сосредоточения усилий общества и государства на реше-нии таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, зашита национальных ду-ховных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на по- лучение достоверной информаиии, развитие современных телекоммуника-циониых технологий. Планомерная деятедьность государства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров миро-вого развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование инфор-мации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита го-сударственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.
Национальные интересы России носят долгосрочный характер и опреде-ляют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, рсализуются через систему государственного управления.
Необходимым условисм реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические. экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.
Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую направленность на него личности.
Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.
Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы - интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интересах, - обусловливают «интерес» в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.
Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.
Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной дея-тельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направленности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же желание и интерес не совпадают.
Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. «Опредмеченность» интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.
Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.
Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.
Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.
Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы - восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.
Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту - побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань.
Интересы различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.
В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимущества, которые может дать образовательный ценз... Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный.
Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности. Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.
С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различных областях (например, один - в практической деятельности или науке, а другой - в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всестороннего развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности.
Различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он помимо его стараний возникает. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения. Известно немало примеров (М. В. Ломоносов, А. М. Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором - об активном интересе; но пассивный и активный интересы - это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций количественные различия в их силе или интенсивности. Правда, это количественное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.
Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим. Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т.е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.
При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, более частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым.
Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что данный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать желания ее слушать). Общие интересы --латентные интересы, которые легко актуализируются.
Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не означает их косности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, изменчивостью. В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, применительно к изменившимся конкретным условиям. Таким образом, интересы в общей направленности личности образуют систему подвижных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести.
Интерес, т. е. направленность внимания, помыслов, может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деле, которое нам дорого, на человеке, которого мы любим.
Формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле слова никак не ограничивается предметами, непосредственно связанными с потребностями. Уже у обезьян ярко проявляется любопытство, не подчиненное непосредственнопищевой или какой-либо другой органической потребности, тяга ко всему новому, тенденция к манипулированию с каждым попавшимся предметом, давшая повод говорить об ориентировочном, исследовательском рефлексе или импульсе. Это любопытство, способность обратить внимание на новые предметы, вовсе не связанные с удовлетворением потребностей, имеет биологическое значение, являясь существенной предпосылкой для удовлетворения потребностей.
Склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом превратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической деятельности по получению научного знания. Интерес может вызвать у человека все новое, неожиданное, неизведанное, неразгаданное, проблематичное - все, что ставит перед ним задачи и требует от него работы мысли. Будучи мотивами, побуждениями к деятельности, направленной на создание науки, искусства, интересы являются вместе с тем и результатом этой деятельности. Интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники, интерес к изобразительному искусству - с возникновением и развитием изобразительной деятельности, а интерес к науке - с возникновением и развитием научного знания.
В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользу-ется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов - существеннейшая задача обучения.
Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.
Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.
Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.
В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это по большей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.
Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к пси-хическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.
Господствующие интересы проявляются в преимущественно читаемой литературе - в так называемых читательских интересах. У подростков наблюдается значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется характерным для этого возраста интересом к внутренним переживаниям, к личност-ным моментам. Интересы в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Так, обычно присущий подросткам интерес к технике особенно возрос у них в связи с индустриализацией страны.
Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т. п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учитывать и формировать.
Развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся.
Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.
В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.
Интересы и увлечения в жизни человека – шанс достичь успеха
19.03.2015Снежана Иванова
Интересы и увлечения человека можно смело сравнивать со счастьем. Они вызывают положительные эмоции, ощущение наполненности...
Интерес – это эмоция или желание достичь определенного душевного состояния; отношение субъекта к явлениям или предметам, что представляют собой душевную ценность.
Увлечения – способ достичь гармонии в личном внутреннем мире методом выражения своей индивидуальности, успешная попытка понять и принять свое призвание.
Интересы и увлечения человека можно смело сравнивать со счастьем. Они вызывают положительные эмоции, ощущение наполненности, удовлетворенности, дарят радость. В свою очередь, радость – противопоставление скучности, поэтому личность, которая уделяет достаточно времени своим интересам, намного реже страдает от недомогания, нехватки эмоций и скуки. Даже постоянная занятость обыденными делами не дает того ощущения радости, которое может подарить любимое занятие. Отчасти увлечения можно назвать и смыслом жизни, ведь каждый работает, чтобы зарабатывать достаточно денег и тратить их на свое удовольствие, на любимый вид отдыха.
Почему интерес и увлечения человека настолько важны?
У каждого есть потребность реализовать себя как индивидуальность, открыть что-то новое, интересное, заявить миру о себе. Именно устойчивый интерес привлекает внимание и не вызывает надоедания. Субъект заинтересован не в результате, а в самом процессе, от которого он получает удовольствие.
Каждое интересное занятие отвечает определенным мотивам так же, как интерес мотивирует заниматься определенным увлечением с пользой для своей личности. Эту взаимосвязь можно показать графически:
Когда пропадает выгода (духовная, эмоциональная, материальная), тогда и пропадает интерес к занятию, но от потребности в постоянном увлечении не деться никуда. Значит, увлечения могут быть разные, противоположные друг другу, а интерес в жизни человека – изменчивый и разносторонний, но он постоянно присущ и его можно назвать главной мотивацией и стратегической эмоцией. Интерес побуждает каждого к новым начинаниям.
Как влияют личные интересы человека на его жизнь
Свои увлечения и интересы каждый пытается реализовать в жизни по-своему. Кому-то удается сделать из этого успешный бизнес, в остальных случаях увлечения интерпретируются в хобби. Они представляют настоящую жизненную ценность, не зависимо от внешних факторов. Когда личность систематично уделяет внимание своей потребности, у нее появляется стимул достичь чего-то нового, работать над собой и, тем самым, улучшить свой уровень жизни, а такие действия влекут новое, не менее важное качество – уверенность в себе. У субъекта есть своя ценность, он сам себе может ее обеспечить, он готов делиться этим с окружающим миром – личность становится интересной. Дальнейшие действия очевидны: он ищет себе подобных людей, с которыми интересы совпадают, для обмена опытом или из-за желания почувствовать себя в окружении единомышленников.
Какие виды интересов человека бывают?
Одни виды интересов человека могут побуждать появление других. В зависимости от выгоды, которую преследует особа в своих увлечениях, доминируют интересы материальные и духовные, общие и личные, непосредственные и опосредованные.
Непосредственный интерес – желание достичь непосредственного успеха от того или иного процесса.
Пример такого интереса прост: студент учится непосредственно ради знаний. Он хочет получить определенный опыт и успешно его использовать. Перспектива получить диплом отходит на задний план.
Опосредованный интерес – желание достичь результата посредством определенных возможностей.
Такой интерес демонстрируют студенты, которые просто хотят получить дипломы посредством обучения в университете. Большой багаж знаний, квалификация их не интересуют.
Материальные интересы – потребность в устранении своих недостатков, предотвращение развитий угрожающих ситуаций комфортной и качественной жизни.
Материальные интересы отображают экономические потребности личности. Он старается продать подороже свою рабочую силу, получить выгоду и ему не важна духовная сторона этой сделки. Благодаря материальным интересам человечество постоянно делает новые открытия, так как они направлены чисто на улучшение качества жилищных удобств, обогащение, облегчение труда. Работа вполне может стать материальным интересом, если ее основная цель – большой заработок.
Духовные интересы – актуализация возможности проявить себя как личность, индивидуальность; расширение кругозора, культурный рост, который не предусматривает каких-либо материальных изменений или обогащений.
Духовные интересы предусматривают налаживание психологической гармонии, личный рост, эмоциональное удовлетворение и насыщение, душевное спокойствие. Они побуждают познать мир, открыться с новой стороны, проявить свои таланты. Точка насыщения для каждого субъекта определяется индивидуально. Кому-то важно получить много поверхностной информации, но в разных сферах, кто-то хочет научиться конкретному ремеслу и стать настоящим мастером, поэтому одни за всю жизнь могут объездить весь мир, выучить несколько языков, а у других получается добиться результатов в чем-то определенном, какой-то узкопрофильной сфере.
Личные интересы – взгляды, желания, мотивы, которые присущи только конкретному субъекту, его субъективным понятиям и его потребностям.
Личные интересы формируются на основе переживаний, желаний, позиции, материального достатка субъекта. Их никто не может навязать или заставить от них отказаться. Личность сама решает, что ей интересно, а что — нет.
Социальные интересы – потребности, свершения, пожелания, которые испытывает социальная группа на основе внутренних побуждений каждого отдельного индивида.
Интересы социальных групп зависят от социально-экономической ситуации, их положения в социально-трудовой сфере. В большинстве случаев социальные интересы личности сводятся к сфере политики и экономики.
Какие интересы у человека влияют на его восприятие внешнего мира
Достаточно часто встречается версия, будто социальные и личные интересы человека – это одно и то же. Человек – индивид, и социальная группа – социальная единица, выступающая одним объектом, которая преследует общие для всех цели. Но сопоставлять эти два понятия не является правильным. Личные интересы лежат в основе социальных интересов. Они формируют общую позицию и могут совпадать как полностью, так и частично. Каждый может поддаваться общим целям и интересам, а может остаться при своем мнении.
Социальные интересы могут охватывать разные сферы культуры и науки, но назвать их точными на 100% нельзя, ведь у каждого индивида сформировано свое понятие, отличающееся от общего мнения. Один субъект может испытывать больше интереса, чем другой, а такой факт является отличием между индивидами.
Сферы, в которых переплетаются личные и социальные интересы:
- Чтение. Образованные люди нередко любят читать. При этом у каждой личность есть свой любимый автор, свое произведение;
- Общение. Это скорее потребность, чем интерес, но с хорошим собеседником всегда есть о чем поговорить, и разговор может быть достаточно увлекательным;
- Спорт. Разные виды спорта объединяют людей, которые готовы поддержать любимую команду или самому стать участником любимой игры;
- Компьютерные игры. Наверное, одно из основных увлечений нашего времени. При этом можно играть одиночно или в команде – все зависит от индивидуальных пожеланий личности;
- Музыка. Разные направления и стили музыки дают возможность сделать выбор по душе.
В списке только малая часть тех сфер, которые могут объединять людей по интересам и, в то же время, являться причиной их разногласий. Поэтому сопоставлять индивидуальные и социальные интересы не есть правильным.
Роль социальных интересов личности в ее жизни
Социальный интерес может стать причиной побуждения активизации деятельности субъекта. После включения личности в отношения между обществом, она становится частью социальной группы. На социальный интерес влияют следующие условия:
Феномен социального интереса заключается в способности субъекта разделять чувства социальной группы и умении идентифицировать себя как ее часть. Эта социальная группа не ограничивается близкими людьми, а носит более глобальный характер. Социальный интерес зарождается еще с младенчества в период общения ребенка с родителями и продолжает формироваться на протяжении всей жизни.
Социальный интерес проявляется в готовности индивида сотрудничать с людьми при разных условиях, даже не очень благоприятных, старании личности давать окружающим больше, чем требовать в ответ, готовности его сопереживать и принимать чужой опыт. По теории А. Адлера главная задача каждого из людей быть частью социума. И если особа способна к сотрудничеству, ее по жизни будут сопровождать дружба, любовь, понимание, доверие.
Социальные интересы строятся на сопоставлении интересов одной социальной группы против интересов другой. Таким образом, кроме сотрудничества к формам взаимосвязи интересов между социальными группами можно отнести соперничество.
Но есть социальные интересы, которые поддерживаются во всем мире и объединяют народы, в перечень входят интерес сохранности жизни на Земле, цивилизации и культуры.
Приоритет духовных интересов
Какие бы интересы ни возникали у человека, он всегда отдаст первенство реализации и развитию духовных интересов. Духовный интерес мотивирует субъекта на рост, преодоление неуверенности, проявления себя как личности. Они заставляют отказаться от статуса потребителя культуры и перейти на уровень ее создателя. Благодаря духовным интересам личность открывает новые грани этого мира, получает , расширяет свой кругозор. Стремление стать лучше дарит именно то эмоциональное насыщение, которое ищет каждый в увлечениях. Личность раскрывает свои таланты и возможности через труд, который не приносит дискомфорта и усталости.
Деятельность каждого на протяжении всей жизни, его достижения и разочарования могут влиять на интересы, побуждать появление новых, или напрочь убивать старые. Социальный статус, окружение, изменения могут кардинально сменить интересы субъекта, точно так же, как интересы влияют на жизнь человека. Достижение успеха в той или иной сфере, желание быть интересным стоит того, чтобы преодолевать все препятствия. Конечный результат всегда приносит положительные эмоции, самоутверждение, благоговение и желание идти дальше. Благодаря таким переживаниям жизнь становится значительно качественнее и ярче.