Советские певцы эмигрировавшие за границу. Судьбы советских и российских знаменитостей в эмиграции (50 фото)
Немало наших талантливых соотечественников, оказавшись в Америке, сделали завидную карьеру. Многие наши актеры, попавшие в Голливуд, тоже сумели обрести славу на чужой земле, хотя и не всем удалось найти свое счстье.
Но главное все равно осталось неизменным: они продолжали радовать своим талантом зрителей, дали жизнь образам, без которых ни российский, ни американский кинематограф не были бы такими, каковы они сейчас. И конечно, они навсегда вошли в историю благодаря своей самоотверженной работе — ведь у каждого из них есть в активе роли, которыми они по праву могут гордиться.
Савелий КрамаровКадр: Мосфильм Этого замечательного актера горячо любил весь Советский Союз, от мала до велика. Кто не помнит изумительные образы, созданные им — тут вам и одноглазый шахматист-любитель в «12 стульев (1971) », и Федя-Косой из «Джентльменов удачи », а уж дьяк Феофан из «Иван Васильевич меняет профессию » и вовсе бессмертная фигура. Но из-за обострения отношений с Израилем чиновники записали Крамарова с его еврейским происхождением в разряд «неблагонадежных личностей», и его перестали снимать. Просидев больше двух лет без работы, Савелий Крамаров решил уехать. В Голливуде он не затерялся в толпе. Все помнят заметные картины «Москва на Гудзоне » и «Космическая одиссея 2010». Потом Крамарова можно было увидеть в эпизодических ролях в популярной комедии «Вооружен и опасен», и боевиках «Красная жара » и «Танго и Кэш ». В 1995 году актер наконец-то подписал заветный контракт на главную роль в новой картине. Этот фильм должен был стать его звездным часом в Голливуде, но все планы Крамарова сорвала тяжелая болезнь. Артист слег и через несколько месяцев борьбы за жизнь покинул нас.
Елена Соловейкадр: Мосфильм Актриса уехала в Америку, когда находилась на пике своей популярности, в 1991 году. Для многих режиссёров, которые очень любили Елену Соловей, эта новость стала полной неожиданностью. В стране наступили смутные времена. Елена Соловей и её супруг, художник Юрий Пугач, приняли решение эмигрировать в США ради детей. Елена Яковлевна не рассчитывала на то, что в Америке сможет продолжить актёрскую карьеру. Она занималась исключительно семьёй. Однако спустя несколько лет актриса все же появилась на сцене под восторженные овации американских и русских зрителей. Это был театр Александра Журбина, находящийся на Брайтоне. Позднее свои знания и актёрское ремесло она смогла передать другим талантливым актерам, став преподавателем университета Нью-Йорка. Кроме того, на русском радио выходила программа «Кулисы», где Соловей читала произведения Чехова, Бунина и Толстого, брала интервью у актёров. Голливуд покорять Елена не стала, желая остаться русской актрисой.
Наталья Андрейченкокадр: Мосфильм Леди Совершенство — Наталью Андрейченко — без сомнения, знает в нашей стране каждый. Пусть знаковых ролей в её карьере не так уж и много, но и те, что есть, навсегда вписали имя актрисы в историю отечественного кинематографа. В середине 80-х актриса встретила любовь всей своей жизни — известного актера и режиссера, обладателя «Оскара» Максимилиана Шелла . Опасаясь преследований со стороны КГБ, влюбленные стремительно поженились и покинули страну. Но карьера Андрейченко за рубежом не сложилась: муж считал, что в семье должна быть лишь одна звезда — он сам и разрешал Наталье сниматься лишь изредка, да и то в эпизодических ролях. Впрочем, по ее собственным словам, она ничуть не жалеет о тех годах, ведь у нее было время обо всем подумать, разобраться в себе и вырастить не только двоих детей, но и маленькую внучку. Сегодня Наталья Андрейченко проживает в Мексике и активно снимается в мексиканских сериалах, так что можно сказать, что ее карьера за границей сделала новый виток.
Олег Видовкадр: Мосфильм Личная жизнь Олега Видова немного похожа на детективную историю. Он — заслуженный артист СССР, красавец и кумир миллионов женщин, внезапно исчез с экранов в начале восьмидесятых годов. Бывшая жена Олега решила отомстить за неудавшуюся семейную жизнь и обратилась за помощью к своему отцу, работнику КГБ. Актера перестали снимать, и с тяжелым сердцем он принял решение бежать из страны. Сначала в обстановке строжайшей секретности он бежал в Югославию, оттуда — в Австрию, затем в Италию, а уже потом, когда опасность миновала, артист выехал в США, на родину своей новой возлюбленной Джоан Борстейн. Талант Олега Видова оценили в Голливуде высоко, ведь он проявил себя не только как профессиональный актер, но и как дальновидный продюсер, явивший зарубежному зрителю такое чудо как советские мультфильмы. И хотя на родине Видова этот поступок расценили как жажду наживы, американский зритель до сих пор остается под впечатлением от творчества российских мультипликаторов.
Алла Назимовакадр: Raifing/Bates Первый наплыв актеров из России в Америку принято связывать с Октябрьской революцией. Но это правда только отчасти. И до 1917 года некоторые артисты из Российской империи становились известными благодаря американским немым фильмам. Главной «нашей» звездой голливудского немого кино была ныне всеми забытая Алла Назимова — женщина с невероятно красивым лицом и полной драматических поворотов судьбой. В 1905 году Назимова вместе со своей театральной труппой оказалась с гастролями на Бродвее, и ей так понравилась жизнь в Америке, что после окончания гастролей она наотрез отказалась уезжать. Ее популярность у зрителей была так высока, что, оставшись и подписав контракт с киностудией Metro Pictures, она моментально оказалась на вершине славы и царствовала в американском кино больше десяти лет, став основным прототипом героини классического фильма Билли Уайлдера «Сансет бульвар ».
Юл Бриннеркадр: MGM Юлий Борисович Бринер, родившийся во Владивостоке, никогда не думал, что станет актером. Его привлекала разгульная жизнь — работа в цирке, вечеринки, общение с самыми разными творческими людьми, красивые женщины. Казалось, он объехал не только всю Европу, но и половину Азии, где в то время проживала его семья. Все решил случай. Матушка будущего актера тяжело заболела, и не оставалось иного выхода, кроме как вывезти ее на лечение в США. Все это стоило весьма дорого, и Бринеру пришлось работать за десятерых, в том числе и подрабатывать разнорабочим в театре. Спустя пару лет ожесточенной борьбы с лейкемией мама актера все же скончалась, но к этому времени он уже знал, чего хочет. Юлий сократил свое имя, удлинил фамилию, сделавшись Юлом Бриннером и начал штурмовать Бродвей, параллельно посещая курсы актерского мастерства. Остальную часть истории все мы с вами знаем.
Илья Баскинкадр: Мосфильм Некоторые считают его самым знаменитым русским в американском кино. Он эмигрировал в США в 1976 году по семейным причинам. Фильмография его огромна. За 35 лет работы в Голливуде Илья снялся в сорока картинах и в нескольких десятках сериалов, приобретя в США статус востребованного исполнителя эпизодических ролей (в основном, конечно, русских персонажей). Все критики как один считают, что у Баскина отличная фактура. Его лицо очень характерно, в чем-то трогательно, и неизменно создает тот самый русский колорит, который так нужен режиссерам. Даже крупнейшие блокбастеры последних лет не обходятся без его участия — вот и в третьей части «Трансформеров » Баскин играет космонавта Дмитрия, ну, а мистера Дитковича, домовладельца, русского папашу страшненькой дочки, влюбленной в Питера Паркера, прекрасно помнят все, кто смотрел боевик «Человек-паук ». Если говорить о карьере актера второстепенных ролей, Илья Баскин добился огромного успеха.
Александр Годуновкадр: Warner Brothers История еще одного русского, прославившегося в Голливуде, печальна. Начать стоит с того, что во время зарубежных гастролей этот талантливый балетный танцор рассорился со своей родиной, и Советский Союз отобрал у него жену. Ее насильно увезли из Америки. Александр несколько лет пытался вернуть ее назад, и пара приобрела известность, как «Ромео и Джульетта холодной войны». Больше они никогда не виделись. Как танцор он был блистателен, и когда его приняли в Американский Театр балета, которым руководил великий Барышников, Годунов был там ведущим исполнителем. Начиная с середины 80-х он стал появляться в кинофильмах, первым из которых стал великолепный триллер «Свидетель» с Харрисоном Фордом . Далее была роль экспрессивного дирижера оркестра в комедии «Прорва » с набирающим популярность Томом Хэнксом , ну, а самой заметной работой Александра в Голливуде стала роль немецкого террориста-психопата Карла в легендарном боевике «Крепкий орешек ». Увы, больше крупных проектов в карьере Годунова не появилось. Актер обладал богатырским здоровьем и никогда не обращал внимания, если у него вдруг что-то начинало болеть. В 1995 году неожиданно для всех он скончался от запущенного гепатита.
Ольга Баклановакадр: Raifing/Bates Ольга Бакланова отправилась покорять Голливуд, освободив на Родине место для… Любови Орловой . Оперетта «Перикола», в которой Бакланова исполняла главную роль, была самым изысканным развлечением российской столицы 1920-х, и слава представления докатилась до Запада. Театр отправился в США. Американскую публику и «Перикола», и Бакланова покорили, и когда пришло время возвращаться в Россию, актриса никуда не поехала. Пришлось экстренно искать ей замену для роли в «Периколе». Пробы прошли сотни красивейших блондинок столицы, но удача улыбнулась мало кому известной тогда Любови Орловой. Бакланова тем временем стала звездой по ту сторону океана. На смену ролям в театре пришли громкие работы в кино. Началось все с крошечной роли в мелодраме «Голубки». Посмотрев фильм, актрису заметил популярный актер Конрад Фейд. Фейд был настолько потрясен внешностью Баклановой, что тут же предложил ей стать партнершей по фильму «Человек, который смеется». Эта экранизация Гюго, которую и по сей день считают одной из лучших, вышла на экраны США в 1928 году. Нечеловечески красивая Бакланова в одно мгновенье стала кинозвездой. Один из критиков назвал ее «русской тигрицей» — это прозвище и закрепилось за Баклановой до конца ее жизни.
Игорь Жижикинкадр: ТАСС История этого циркового гимнаста, ставшего состоятельной голливудской звездой, как нельзя лучше подходит под определение «из грязи в князи». В 1991 году юный Игорь вместе с цирковой труппой попал в США на гастроли, но цирк стремительно обанкротился, и артисты оказались предоставлены сами себе. Жижикин остался в Лас-Вегасе без гроша в кармане. Он голодал. Не знающему языка нелегальному русскому эмигранту платили сущие гроши. Но удача все же улыбнулась ему: спустя полтора года мытарств Жижикина приметил один театральный продюсер, и взял его в танцевальное шоу. А настоящим прорывом стала победа на кастинге в популярный мюзикл «Самсон и Далила». После этого артист в одночасье стал популярен, и у него появились деньги. В начале 2000-х Игорь попробовал сняться в кино, сыграв русского злодея Болотова в фильме легендарного Клинта Иствуда «Кровавая работа ». Актер оказался настолько колоритным и убедительным, что спустя короткое время предложения посыпались одно за другим. Жижикин принял участие в работе над сериалом «Шпионка», где вместе с ним играл Квентин Тарантино , а самой заметной его ролью в Голливуде стал, без сомнения, образ полковника Довченко из блокбастера Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа ». Причем Спилберг говорил, что Жижикин — «лучший из всех возможных плохих парней».
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Ирина Шмелева снималась в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины”. Фото из личного архива Ирины Шмелевой
Люди, которые рассуждают о переезде из одной страны в другую, делятся на 2 категории: одни говорят, что все к лучшему, а другие вздыхают со словами “ну, кому же я там нужен”. После долгих лет проживания в Америке у актрисы Ирины Шмелевой сформировалась четкая позиция и ответ для всех, кто сейчас в раздумьях: “Если человек думает, что он никому не нужен, он прав. Если думает, что будет успешным, он тоже прав. Я абсолютно верю, когда человек говорит, что будет чемпионом или Президентом. Жаль, что когда я только переехала в США, я не сказала себе, что буду сниматься в Голливуде”.
Ирина Шмелева — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации . Вы видели ее в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины” и других.
20 лет назад Ирина Шмелева эмигрировала в США. О том, с какими сложностями ей пришлось столкнуться, насколько тяжело было сменить профессию и не жалеет ли она о том, что пришлось отказаться от звездной карьеры, Ирина рассказала в интервью ForumDaily.
20 лет назад актриса эмигрировала в США. Фото из личного архива Ирины Шмелевой
Готовилась мыть полы
Как отмечает Ирина, расцвет ее кинокарьеры совпал с закатом советского кино. В 1995 году Шмелёвой было присвоено звание заслуженной артистки России , а в 1998-м она уже переехала в Америку к своему мужу, который к тому времени несколько лет жил и работал в Штатах.
“Я готова была ко всему, даже научилась профессионально петь, чтобы подрабатывать в ресторанах, — говорит Ирина. — Думала, и полы мыть буду. Не получилось: муж уже подготовил для меня безбедное существование, поэтому я сразу пошла учиться”.
Роль в фильме «Кин-дза-дза!» (1986). Фото kino-teatr.ru
Сначала Шмелева осваивала английский язык, потом училась в NYU, а затем открыла компанию, которая занималась маркетингом, работала на русском телевидении, а вдобавок ко всему — освоила профессию риэлтора. Пробовала себя в разных сферах и подготовилась, так сказать, на все случаи жизни.
“Дело в том, что я перестала говорить, что я — актриса, — объясняет Ирина. — Тем более, термин “заслуженная” тут никто не понимает. Конечно, в Америке нужно себя продавать и рассказывать, какой ты замечательный. А вообще, в этой стране все артисты: кому стукнуло в голову, тот и артист. У меня есть знакомый, который ушел на пенсию и в 70 лет решил, что он — актер. В России же, чтобы стать артистом, ты должен получить специальное образование, иначе в театр не возьмут, снимать не будут. А тут… Гвинет Пэлтроу, например, не училась этому, но актриса — потрясающая”.
Ирина готова была ко всему — и мыть полы, и петь в ресторанах, но муж подготовил для нее безбедное существование. Фото из личного архива Ирины Шмелевой
Советские советы и сожаления
Когда Ирина переезжала в США, у нее был простой план: получится — останусь, нет — вернусь. Делать карьеру актрисы в Штатах у Ирины и в мыслях не было. Как она признается: всему виной стереотипы, навязанные на Родине.
“Я приехала из России, где всегда говорили, что “наш” человек никогда не может быть актером в Америке, — рассказывает Шмелева. — И теперь я понимаю, какая это глупость.
Слушаю, как Шварценеггер говорит — это какой-то ужас! Бешеный акцент! А Сальма Хайек? Я просто не могу в это поверить.
Надо было спокойно заниматься актерством, потому что я еще в детстве так решила. Но мой посыл, что нужно учиться и овладевать разными профессиями, сбил меня с толку, несмотря на то, что петь и мыть, необходимости не было”.
Билет в киношное настоящее
Несмотря на то что Ирина решила поставить точку в карьере, ей поступали предложения сниматься в российских фильмах и сериалах. Она бралась за роли, но признается: чтобы быть в кадре, нужно быть в тусовке, постоянно дружить и вертеться в нужной среде. Тем более, по словам артистки, сейчас появилось много новых режиссеров, которые и не знают, кто такая Ира Шмелева.
Роль в фильме «Акселератка» (1987). Фото kino-teatr.ru
“Помню, через несколько лет после моего переезда, мне позвонили и пригласили на съемки одной картины, но потом заявили, что весь бюджет фильма равен моему билету на самолет” , — улыбаясь, рассказывает актриса.
Шмелева признается, что несколько раз летала на съемки в Россию за свой счет, а в Америке, например, вообще принято это делать: работа — это тебе надо, а как ты доберешься — никого не волнует.
Ирина Шмелева на съемках сериала «Час Волкова». Фото Ruskino.ru
“Я бы с удовольствием ездила сниматься, я очень легкая на подъем, — говорит Ирина. — Я, кстати, только что летала. Сижу, читаю книжку “Money ” и вдруг мне звонят: “Приезжайте сниматься, нам нужна девушка, которая долгое время жила в Америке и может половину сценария по-русски, а половину — по-английски, название картины “Деньги”. Я с удовольствием примчалась и снялась. Тем более, в этот раз оплатили и проезд, и гостиницу. Организация на площадке была потрясающая!”.
Случайные понты
Шмелева рассказывает, что когда она заходит в кадр, помимо основного текста, ее просят добавить американский сленг. “Я помню раньше, когда русские приезжали из США, я не понимала, с какого это перепуга они вставляют английские слова. Что за понты такие? — смеется Ирина. — Теперь прекрасно понимаю. Сама, когда нахожусь в России, стою перед продавцом в магазине, вспоминаю, как то или иное слово на нашем, на родном”.
Роль в фильме «Бабник» (1980). Фото kino-teatr.ru
Новая роль
Актриса признается, что кино для нее сейчас — как хобби, больше для души. Уже много лет Ирина работает риэлтором в Манхэттене и в Нью-Джерси, получая большое удовольствие от профессии.
“Когда я только приехала, муж сразу советовал отучиться и начать работать специалистом по недвижимости. Я отмахивалась и говорила, что только идиоты этим занимаются. Сейчас же понимаю, как ошибалась! Очень сложная профессия. Туда легко попасть и очень сложно что-то сделать. Люди вкладывают самые большие деньги в своей жизни в квартиры и дома, а это для них — большой стресс”, — рассказывает Шмелева.
Всем, кто переезжает в США и думает, что выбрать: сразу испытать шок от большого города (актриса считает, что та же Москва по темпу жизни в 10 раз медленнее Нью-Йорка) или выбрать “Одноэтажную Америку”, Ирина советует селиться в мегаполисе:
“Вся работа в городе, развлечения тоже, поэтому цены на недвижимость здесь быстро растут”, — объясняет она.
Сама Шмелева много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити и очень этому рада: всего лишь одна остановка до Манхэттена, чисто и спокойно. “12 лет, как я живу здесь, — говорит Ирина. — Раньше никто не говорил по-русски. Сейчас очень много наших, ведь они всегда селятся там, где получше”.
Ирина много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити. Фото из личного архива Ирины Шмелевой.
Сделаны в СССР
Когда СССР распался, Америка еще сильнее стала казаться для многих раем, и туда уезжали и артисты, и певцы, недовольные тем, что их не ценили на родине. Узнав, какие гонорары платят в Голливуде, звезды кино, недовольные недостойными условиями жизни, искали пути для отъезда. Они покидали родную страну в поисках лучшей жизни и нового опыта, но сложно сказать, нашел ли кто-то из них то, что искал.
Савелий Крамаров, Олег Видов, Наталья Андрейченко, Виктор Ильичев, Елена Соловей эмигрировали в США.
Звезда советского кино 1960-1970-х гг. Олег Видов («Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Всадник без головы») вынужден был бежать из СССР, поскольку бывшая жена – дочь генерала КГБ – повлияла на то, чтобы его больше не приглашали сниматься. В 1983 г. в багажнике автомобиля друг вывозит его из Югославии в Австрию, затем он уезжает в Италию, а потом – в Америку. Он редко снимался в кино, но ему и этого было достаточно для того, чтобы входить в 10% голливудских актеров, ежегодно подтверждающих свой профессиональный статус, пишет издание «Культурология «.
Наталья Андрейченко («Сибириада», «Военно-полевой роман», «Мэри Поппинс, до свидания!» и др.) эмигрировала в 1991 г. в США к мужу, Максимилиану Шеллу. Она снялась в нескольких голливудских фильмах, но эти роли вряд ли можно считать достойной реализацией для актрисы, привыкшей работать с лучшими режиссерами. В воспоминаниях она писала: «Мне пытались внушить, что я должна измениться – говорить без акцента, играть американские роли. Но ведь тогда, без своих русских корней, я буду совсем другой – переделанной, «сломанной» русской, а американкой при этом так и не стану». В 2005 г. она вернулась в Россию.
Виктора Ильичева прославили роли в советском кино 1970-1980-х гг. («Искренне ваш», «Зеленый фургон», «Самая обаятельная и привлекательная»). Наибольшую популярность ему принесла роль Фабио в «Собаке на сене». В начале 1990-х работы не было, а его жену пригласили преподавать в американской балетной школе. И хотя работы для себя актер так и не нашел и тяжело переживал невостребованность, назад он уже не вернулся.
Савелий Крамаров: главный контракт напоследок
В 70-е годы в СССР его полюбили все. Его невозможно было не заметить: яркие образы в лучших фильмах (“12 стульев”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Джентльмены удачи”), цитаты его героев до сих пор на языке, а фильмы с его участием хочется пересматривать, независимо от времени.
Карьера Крамарова закончилась из-за политической ситуации: еврей, да еще и увлекался йогой. В Израиль переехать не удалось — Савелия не пустили, “чтоб не наболтал лишнего”, а вот с Америкой сложилось.
Конечно, в США Савелий мог играть только русских, а именно — космонавтов, кэгэбэшников и прочих персонажей «из-за железного занавеса». Но нужно отдать ему должное — он не канул в лету. В 84-м вышли заметные картины «Москва на Гудзоне» с Робином Уильямсом и «Космическая одиссея 2010» с Роем Шайдером, а потом актера можно было увидеть в популярной комедии «Вооружен и опасен», и боевиках «Красная жара» со Шварценеггером и «Танго и Кэш» со Сталлоне. Жаль, что это были лишь эпизодические роли.
Говорят, он очень скучал по Родине и даже вернулся. Но, увидев ситуацию с российским кино в 90-е, снова уехал в Голливуд, где подписал контракт на главную роль и… ушел из жизни. Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года, на 61-м году жизни, в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульт а, после борьбы с раком.
Илья Баскин: свой среди “чужих”
Кстати, именно по приглашению Ильи Баскина Савелий Крамаров уехал в США. Актеры познакомились и подружились на съемках «Большой перемены» в 1972 году.
Надо сказать, что Баскин — один из немногих советских актеров-эмигрантов, у кого успешно сложилась карьера в США. Но это случилось не сразу. Он работал в ресторане, затем страховым агентом и в русскоязычной газете. Но в итоге актер добился своего — на Баскина обратили внимание режиссеры.
Сейчас он активно снимается в кино и в телесериалах, его партнерами были такие звезды, как Шон Коннери и Хеллен Мирен. Конечно же, в основном, актеру предлагают роли русских или советских персонажей (например, в году в “Трансформерах-3 ” он сыграл космонавта Дмитрия) , но, тем не менее, Баскину удалось — он прочно вписался в голливудский цех.
О том, как живет сейчас артист, ForumDaily рассказывал в статье « »
Елена Соловей: главная роль — в семье
Самая женственная актриса советского кино уехала в Америку в 1991 году. Конец карьеры в самом ее расцвете… На первом месте у актрисы всегда была семья. Как раз в стране наступили неспокойные времена. Елена Соловей с мужем - художником Юрием Пугачем - приняли решение переехать в США, чтобы быть спокойными за детей.
Елена без колебаний променяла жизнь известной актрисы на жизнь домохозяйки. Соловей признается, что никогда не питала иллюзий, что покорит Голливуд. Первое время она занималась исключительно домом, детьми, внучкой. Семью обеспечивал муж, который устроился художником по камню в ювелирную мастерскую.
Дом Елены Соловей в США. Фото kulturologia.ru
Спустя какое-то время Елена начала преподавать актерское мастерство в университете Нью-Йорка, работала на русском радио, а в 2001 году организовала студию, где проводились занятия по музыке, рисованию и танцам для детей из русскоязычных семей. Снималась в эпизодических ролях в кино и сериалах, в том числе «Клан Сопрано «.
О своей жизни в Америке актриса рассказала в статье « «.
Сегодня многие российские актеры, стремящиеся построить карьеру в Голливуде - например, «русский Шварценеггер» Александр Невский, - признают, что мало просто переехать в США, нужно стать настоящим американцем по складу ума и отношению к жизни. А наши звезды если не на 100, то на 99 процентов были советскими людьми, с советским менталитетом и отношением к ремеслу актера. И артистическая школа у него была русская, кардинально отличающаяся от голливудской.
Даже более молодые певцы и актеры, часто отбывающие за «американской мечтой», возвращаются в итоге на родину к тому зрителю, который их любит и ценит. Либо, симают корону, которую надели на них поклонники, и, засучив рукава, идут в новую профессию, играют совсем другую роль.
29 июня 1922 года Федор Шаляпин, отправившись в гастрольное турне, навсегда покинул Русскую землю. Вспоминаем 7 великих русских эмигрантов, чей отъезд стал серьезной потерей для России. Эмиграция обрушивалась на Россию неоднократно. Кто-то покидал страну добровольно, кто-то становился изгнанником, вынужденный бегством спасать свою жизнь. Большинство из них до конца дней сохраняли тонкие нити, связывающие их с Родиной, лелея мечту рано или поздно вернуться домой.
В погоне за мечтой
Федор Шаляпин - человек, оказавший огромное влияние на мировое оперное искусство, эмигрировал из страны 29 июня 1922 года. Официально – на очередные гастроли. Решение об эмиграции пришло не сразу. Однако уже по возвращению из вторых заграничных гастролей у Шаляпина появилось твердое намерение «осуществить мечту». Проблема заключалась в том, что у семьи было мало шансов последовать за Федором Ивановичем. Для получения заветного разрешения он придумывает версию, будто своими гастролями демонстрирует «какие в «советах» живут и процветают артисты». В 1927 году Шаляпин пожертвовал все сборы от своего концерта детям эмигрантов. Этот жест на Родине расценивается как поддержка белогвардейцев. 24 августа этого же года он лишается звания Народного артиста и права когда-либо вернуться в СССР.
"Русский витязь"
Выдающийся авиаконструктор Игорь Сикорский создал на Родине первые в мире четырехмоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Отец Сикорского придерживался монархических взглядов и был русским патриотом. Из-за угрозы собственной жизни авиаконструктор эмигрировал сначала в Европу, но, не увидев возможностей для развития авиации, принял решение об эмиграции в 1919 году в США. Будучи на Родине состоятельным человеком, он вынужден был начать в Америке все с нуля. Сикорский основал «Сикорски аэро инжиниринг». До 1939 года авиаконструктор создал более 15 типов самолетов, в том числе «Американский клипер», а также ряд моделей вертолетов, в том числе VS-300 с одним несущим винтом и небольшим хвостовым винтом, по принципу которого сегодня строится 90% вертолетов в мире. Первый полет на новом аппарате Сикорский всегда осуществлял сам.
Окаянные дни
Иван Бунин какое-то время пытался «убежать» от большевиков в родной стране. Он считал, что «дом, населенный могучим семейством, освященный богопочитанием, памятью о прошлом» разорили и превратили в кошмарно-кровавый балаган под руководством «выродка и нравственного идиота от рождения» Ленина. В 1919 году он переезжает из красной Москвы в не занятую Одессу, и только в 1920 году при подходе Красной Армии к городу он переезжает в Париж. Во Франции Бунин напишет свои лучшие произведения: «Митина любовь», цикл рассказов «Темные аллеи» и, наконец, автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». В 1933 году Ивану Бунину, человеку без гражданства, будет вручена Нобелевская премия по литературе с официальной формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
"Синий всадник"
Основоположник абстракционизма, основатель группы «Синий всадник» Василий Кандинский покидает Москву в 1921 году по причине несогласия с отношением страны «советов» к искусству. В Берлине он преподает живопись и становится видным теоретиком школы «Баухауз», теоретические посылки которой сводятся к понятию «функционализма». Вскоре он получает мировое признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1939 году он бежит от нацистов в Париж, где получает французское гражданство. С 2007 года в России ежегодно вручается Премия Кандинского за новаторство, оказавшее влияние на ситуацию в современном российском искусстве.
Отец "глянца"
Имя практически неизвестно в России. В мировой же индустрии глянцевых журналов, рекламы, графического дизайна модной фотографии Бродович является такой же культовой фигурой, как, скажем, для кинематографа. А, может быть, даже больше. Когда Алексею исполнилось 16 лет, он, ничего не сказав родителям, отправился воевать на Первую мировую. Правда, с фронта беглец был возвращен домой и был отправлен изучать военную науку в кавалерийское училище. Однако революция 1917 года не позволило Бродовичу развить карьеру кавалериста: в 1920 году он вместе с семьей эмигрирует во Францию, где реализуется совсем в неожиданном качестве - как художник. В 1924 году он выиграл конкурс на лучший дизайн афиши благотворительного бала, обойдя самого Пабло Пикассо. Это становится путевкой в жизни для бывшего кавалериста. Спустя всего несколько лет Алексей Бродович становится одним из самых авторитетных дизайнеров и фотографов в Европе, изменившим подход как к дизайну, так и к фотографии. Он переезжает в США, где становится арт-директором знаменитого модного журнала Harper"s Baazar, в котором он сделал настоящую революцию в дизайне рекламы и глянцевых журналов.
В эпоху катастроф
Как писал сам Николай Бердяев в своих воспоминаниях, на его долю философа выпало слишком много событий. Бердяев пережил три войны, две российских революции, духовный ренессанс начала века, русский коммунизм, мировой культурный кризис, но более тяжелым испытанием стали для него трансформации, приспособления и измены людей. Он четыре раза оказывался в тюрьме, при этом два раза при старом режиме и два – при новом, провел в сибирской ссылке 3 года, пережил процесс, который грозил ему вечным поселением в Сибири и в итоге – был выслан с Родины в 1922 году. Следователь предупредил: если появитесь на границе СССР, будете расстреляны. В эмиграции Бердяев написал самые известные свои работы «Смысл истории», «Философия свободного духа», «О назначении человека» и ряд других.
Русский стиль
Русский композитор, пианист-виртуоз Сергей Рахманинов эмигрировал из страны вскоре после революции 1917 года, воспользовавшись неожиданным приглашением дать ряд концертов в Стокгольме. За рубежом Рахманинов создал 6 произведений, которые явили собой вершину русской и мировой классики. Он создал свой исключительный стиль, в который гармонично слились традиции русской музыки и джаз, древнерусский знаменный распев и «ресторанная» эстрада 30-х годов, виртуозность стиля конца позапрошлого века и жесткий авангард. Произведения зарубежного периода отличает наполненность философским звучанием: абсурдностью, жестокостью бытия в современном мире и утратой духовности. Он впервые вывел русскую фортепианную школу на мировой уровень, а его произведения входят в репертуар ведущих пианистов мира.
Нуриев стал первым невозвращенцем. В июне 1961 года Кировский (ныне Мариинский) театр поехал на гастроли в Париж. Нуриев очень ждал этой поездки, он давно мечтал увидеть Европу и даже несколько раз подавал прошения о туристической визе, но каждый раз получал отказ.
После гастролей во Франции Нуриев должен был продолжить выступления в Англии, имя артиста уже было внесено в списки на поездку в Лондон, но властям ничего не стоило задержать Нуриева в последний момент и снять с гастролей, что, собственно, и случилось.
Во Франции артист балета очень быстро сдружился с парижской богемой, что раздражало сотрудников КГБ, которые всегда следили за соотечественниками в зарубежных поездках. 3 июня в отчётах КГБ появилась такая запись: “Нуриев Рудольф Хаметович нарушает правила поведения советских граждан за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты”.
Только мне стоило высунуть нос из двери отеля, как тут же мелькала быстро исчезающая тень полицейского, которому было поручено не спускать с меня глаз. Однажды мой друг весь вечер прождал меня на нижнем этаже отеля, пока я тщетно пытался избавиться от наблюдения. Я понимал, что только и ждут, чтобы поймать меня на каком-нибудь ошибочном шаге, результатом которого была бы немедленная отправка домой
из автобиографии Рудольфа Нуриева
Балетовед Виолетта Майниеце подтверждает, что Нуриев жил так, как он хотел, и в Париже вёл себя так, как советским людям не разрешалось.
Это и стало одной из причин его невозвращения. А вообще он был в восторге от датского премьера Эрика Бруно, которого увидел во время его гастролей в России. Оказавшись на Западе, он с ним познакомился, и между ними возникла долголетняя дружба и любовь, - говорит Майниеце. - Нуриев понимал, что если он ведёт себя не так, как положено советскому человеку, и возвращаться назад ему не следует.
16 июня, когда труппа театра должна была вылететь на дальнейшие гастроли в Лондон, КГБ задержал Нуриева в аэропорту Лё Бурже и хотел насильно отправить его в Советский Союз. По словам балетоведа Натальи Зозулиной, именно тогда артист принял решение не возвращаться.
Он понял, что в СССР его ждут трудности: если он вернётся - ему грозит арест сроком до 7 лет. До гастролей Нуриев не думал об эмиграции. Есть несколько фактов, подтверждающих это: он собирался домой, мыслил о творчестве в труппе, покупал костюмы, - говорит Наталья.
И Нуриев, без багажа и с 30 франками в кармане, совершил знаменитый "прыжок к свободе" из зоны контроля в аэропорту в руки парижской полиции и попросил политического убежища у французских властей. По словам Виолетты Майниеце, с итуация в Лё Бурже была несколько приукрашена журналистами:
Никакого прыжка он не делал! И вообще, это была заранее оговорённая ситуация - что он должен отдаться в руки французских полицейских и попросить политического убежища.
Нуриев остался в Париже, но Парижская опера не пригласила его работать по той простой причине, что Франция не хотела осложнений с Советским Союзом. Не побоялась предоставить ему место в труппе "Ковент-Гардена" Англия, у которой были плохие отношения с Москвой. Там он стал главной звездой.
Наталья Макарова
Когда осенью 1970 года Макарова приехала на гастроли в Лондон с труппой Кировского театра, то у неё не было мыслей не возвращаться в Советский Союз. Балерина никогда не ругала свою страну и не выдвигала политических лозунгов. Для этого и не было причин - Макарова была ведущей балериной Мариинского театра. Лондонские гастроли прошли с успехом, имя Макаровой было первым в списке гастролёров. Она купила себе автомобиль, родным - подарки. Но когда приехала в аэропорт, чтобы лететь вместе с труппой обратно в Ленинград, неожиданно попросила у властей политического убежища.
Балетовед Виолетта Майниеце считает, что Макарова так поступила в силу того, что она импульсивный человек:
Она решила внезапно, что останется там, и осталась. Посчитала, что на Западе жизнь будет лучше и интереснее. У неё там были знакомые, но уверенности, что сразу же ей предоставят работу, не было.
В труппе на следующий день, разумеется, поднялся переполох - начались пересуды, для всех известие о моём defection было как удар грома. Ещё бы, и я сама не ожидала такого оборота. Особенно, как мне рассказывали, убивалась моя костюмерша Валечка. Она напилась и рыдала, приговаривая: "Кто бы мог подумать, что Наташка, наша Наташка останется! Все думали - Барышников, Барышников
из автобиографии Натальи Макаровой
По мнению балетоведа Натальи Зозулиной, причина невозвращения Макаровой кроется в том, что в СССР у неё не было возможности себя раскрыть.
Творческому человеку очень сложно жить, когда нет работы, нет нового, когда заставляют существовать без развития. И когда человек понимает, что есть возможность совершенно по-другому реализовать себя в творчестве, он принимает подобное решение, до этого не предполагая, что так сделает. А она и не могла предполагать, ей была неизвестна западная жизнь, - считает Зозулина.
Макарова хотела танцевать в лондонском "Ковент-Гардене", но артисты королевского театра заявили дирекции, что не выйдут с Макаровой на сцену. Наталья Зозулина считает, что труппа отказалась с ней работать, потому что Макарова была лучше, а они просто испугались конкуренции - никто не хотел такой соперницы.
Вскоре Макарова отправилась в США, откуда получила приглашение от Американского балетного театра. И там она смогла добиться мирового признания.
В СССР все видели в ней потенциал, но не было хореографов, которые поставили бы балет, рассчитанный на её талант, - говорит Зозулина. - Когда с ней начали работать гениальные западные хореографы - Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Энтони Тюдор, Серж Лифарь, Глен Тетли - тогда она раскрылась и стала мировой звездой. Но ей, как и другим невозвращенцам, удалось сделать карьеру на Западе, потому что она была прекрасно выучена у нас в стране.
Михаил Барышников
Летом 1974 года гастрольная группа из самых знаменитых артистов балета СССР отправилась в Канаду, от Кировского театра в ней участвовали только Ирина Колпакова и Михаил Барышников. Через несколько дней к Барышникову прилетел его бывший коллега Александр Минц, эмигрировавший в США двумя годами раннее. Минц хотел не просто повидать друга, но и передать, что Барышникова хотят принять в труппу Американского балетного театра, он не стал уговаривать артиста, а просто дал ему время подумать.
Барышников всю жизнь мечтал быть американцем, - рассказывает Виолетта Майниеце. - Он знал, что он великолепный танцовщик, и хотел, чтобы его ценили не только в плане творческого успеха, но и материально. Миша говорил: "Я всё танцую-танцую, а еле-еле на какую-то машину заработал".
Окончательное решение не возвращаться в Советский Союз Барышников принял за два дня до завершения гастролей в Торонто. Артист сильно нервничал: на последних спектаклях во время поддержек у него даже дрожали руки.
Мне было ясно, что мне легче прыгнуть, как говорят в России, очертя голову с моста в воду сейчас, чем вернуться
Михаил Барышников
29 июня перед заключительным концертом Барышников встретился с адвокатом и подписал бумаги, где просил политического убежища. После спектакля его должны были встретить на машине друзья и отвезти в безопасное место. После выступления Барышников оставил в гримёрке записку для Колпаковой: "Прости и прощай. Не будь злой на меня", - а далее по плану труппы артист должен был ехать на банкет в сопровождении агентов КГБ.
Когда Барышников вышел из театра, его ожидала толпа зрителей. Он подписал несколько программок, а потом извинился и сказал, что ему нужно отойти на минутку, и пошёл вдоль улицы. Из машины, в которой его ждали агенты КГБ, закричали: "Ты куда?". И тогда Барышников побежал.
Артист так разнервничался, что пробежал мимо автомобиля, где его ждали друзья. Машина поехала за ним, и Барышников на ходу вскочил в неё. Преследователи их не догнали, и они благополучно доехали до фермы под Торонто. Как только были сделаны все необходимые документы, Барышников переехал в США.
Валерий Панов
Желание эмигрировать в Израиль у артиста балета Кировского театра Панова и его жены Галины Рогозиной появилось ещё в 1972 году. Они подали прошение на визу в Израиль, и их тут же сделали невыездными. Балетовед Наталья Зозулина считает, что нельзя точно сказать, думал ли Панов о последствиях или нет.
Он просто хотел выехать. В то время было огромное количество людей еврейской национальности, которые хотели уехать из СССР, - Израиль их принимал. Это был единственный путь на Запад, - говорит Зозулина. - Панов мечтал о новых творческих возможностях. Поэтому и пошёл этим путём и получил по полной программе: увольнение с работы, угрозы, избиения, удержание выезда и неизвестность - с ним играли как кошка с мышкой. Всё для того, чтобы он испугался и забрал прошение на визу.
Карьера Панова и его жены оборвалась, они не могли устроиться на работу, перебивались случайными заработками. По словам Виолетты Майниеце, для артиста балета невозможность тренироваться и быть в форме подобна смерти.
Теряется профессиональный фон, который очень тяжело вернуть назад, он занимался дома, но это не то, - рассказывает Майниеце. - Многие друзья и коллеги перестали с ним общаться, потому что боялись, что тень неугодного антисоветского человека ляжет и на них. Идеологические нормы в то время были очень чёткие.
Но Панов не отступал, как не отступала и советская власть: артист был арестован и провёл несколько месяцев в тюрьме. Но его ситуацию обсуждали в компаниях, слухи из которых дошли и до мировой общественности. Из разных балетных театров мира Панову стали поступать приглашения о работе. Но только после 24-дневной голодовки Панову и его жене разрешили уехать в Израиль, где он сразу же получил гражданство. В последующие годы он выступал с гастролями по всему миру.
Александр Годунов
Четыре года Годунов был невыездным, когда труппа уезжала на гастроли, он оставался в Москве. А всё потому, что всем было понятно: он тоже не вернётся, если выпустят. У него был материальный стимул: он считал, что будет жить на Западе лучше, чем в Советском Союзе.
В Большой театр его взял Юрий Григорович, но артисты балета п остарались, чтобы у них испортились отношения, а потом труппа и вовсе распалась на три группировки, где велись междоусобные бои, - рассказывает Майниеце. - Годунов начал выступать с Плисецкой, это был "контр" Григоровичу, и он уже не давал ему партии в своих спектаклях. Саша был доведён.
Перед гастролями Большого театра в Нью-Йорке в 1979 году Григоровича вызвали в КГБ, где спросили, может ли он гарантировать, что Годунов вернётся назад, на что он ответил: "Нет". Но эти гастроли были очень важными, без Годунова обойтись не могли. И ему разрешили выехать в США.
19 августа Годунов сыграл в спектакле "Ромео и Джульетта" в Нью-Йорке, после чего у него было три дня выходных, поэтому его исчезновение никому не бросилось в глаза. Даже его жена Людмила Власова не была в курсе, она думала, что он заночевал у друзей. Но когда на следующее утро Годунов не вернулся домой, стало понятно, что он договаривается о предоставлении политического убежища. Руководители делегации спросили Власову, что намерена делать она, и балерина попросила отправить её домой, к матери.
Ещё до известия в американской прессе о том, что советский артист балета Годунов попросил политического убежища, у отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР. Но 23 августа, когда Годунов попросил предоставить политическое убежище, КГБ вывез артистку из отеля незаметно для американских спецслужб и доставил её на борт самолёта, вылетавшего в Москву. Когда про это узнали американские власти, они заблокировали полосу для вылета советского авиалайнера. Американцы были уверены, что Власову вывозят насильно, но она утверждала обратное. Наталья Зозулина считает, что жена Годунова вернулась в Россию, только потому что её не выпустили из самолёта:
Рядом с ней стояли наши доблестные органы, что она ещё могла сказать, как не то, что хочет вернуться в Советский Союз. Власти США не давали самолёту вылететь, правильно понимая, что её задерживают насильно.
Виолетта Майниеце, хорошо знакомая с супругами, подтверждает, что изначально, они вместе должны были остаться в Америке.
Три дня советскому самолёту с 112 пассажирами на борту не разрешали вылететь. Всё это время Годунов вместе со своим другом Иосифом Бродским сидел в аэропорту и умолял жену через американские власти вернуться. Но противостояние закончилось и самолёт всё-таки вылетел в Москву. Годунова и Власову назвали "Ромео и Джульетта" холодной войны. Артист пытался добиться возвращения жены, но безуспешно. Через год был оформлен их развод. Власова продолжила танцевать в Большом театре, а Годунов устроился в труппу Американского балетного театра, где выступал как ведущий танцор.
Эмиграция из России стала массовой в XIX — начале XX века. Причины исхода были в основном политические, что особенно ярко проявилось после революции 1917 года. сайт вспомнил самых известных русских эмигрантов и «невозвращенцев».
Андрей Курбский
Одним из первых сканальных эмигрантов можно назвать князя Андрея Курбского. Во время Ливонской войны ближайший приближенный Ивана Грозного перешел на службу к королю Сигизмунду-Августу. Последний передал во владение знатному русскому беглецу обширные поместья в Литве и на Волыни. И в скором времени князь начал воевать против Москвы.
Чориков Б. «Иван Грозный выслушивает письмо от Андрея Курбского»
Алексей Петрович
В 1716 году в результате конфликта с отцом, который хотел отстранить его от наследования, Алексей тайно бежал в Вену, а затем переправился в Неаполь, где планировал дождаться смерти Петра I и затем, опираясь на помощь австрийцев, стать русским царём. Вскоре царевича выследили и вернули в Россию. Алексей был осуждён на смерть как изменник.
Орест Кипренский
Внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова при первой же возможности отправился в Италию постигать секреты изобразительного мастерства. Там он провел несколько лет, хорошо зарабатывая портретами и пользуясь заслуженной славой. После 6 лет в Италии Кипренский был вынужден вернутсья в 1823 году в Петербург. Холодный прием на родине, неудачи в работе и разгром критиками полотен привели художника к мысли о возвращении в Италию. Но и там его ожидали трудности. Итальянская публика, еще незадолго до этого носившая его на руках, успела забыть Кипренского, над умами теперь царствовал Карл Брюллов. 17 октября 1836 года Кипренский скончался от воспаления легких в возрасте 54 лет. Надгробную плиту над его могилой в храме Сант-Андреа-делле-Фратте вскладчину поставили русские художники, работавшие в Риме.
Место погребения Кипренского
Александр Герцен
Эмигрантом Герцен стал после смерти отца, который оставил приличное состояние. Получив финансовую независимость, Герцен вместе с семьей в 1847 году отправился в Европу. За границей Герцен издавал альманах «Полярная звезда» (1855−1868) и газету «Колокол» (1857−1867). Последняя стала рупором откровенно антирусской пропаганды, что оттолкнуло от Герцена многих даже весьма либеральных читателей.
В 1870 году 57-летний Герцен скончался в Париже от плеврита. Его похоронили на кладбище Пер-Лашез, затем прах перевезли в Ниццу, где он и покоится по сей день.
Герцен против Герцена, двойной портрет. Париж, 1865
Огарёв и Герцен, лето 1861
Илья Мечников
В 1882 году покинул Россию ученый Илья Мечников. Свой отъезд он объяснял отсутствием условий для работы, придирками со стороны чиновников из Министерства народного просвещения. Именно в Италии, наблюдая за личинками морских звезд, Мечников буквально натолкнулся на свою будущую сферу научной деятельности — медицину. 15 июля 1916 года великий ученый скончался в Париже после тяжелого приступа сердечной астмы в возрасте 71 года. Урна с его прахом находится в Пастеровском институте.
Мечников с женой, 1914
Софья Ковалевская
Ковалевская, желая получить высшее образование (в России женщинам поступать в высшие учебные заведения было запрещено), вышла замуж за Владимира Ковалевского, чтобы выехать за границу. Вместе они обосновались в Германии.
Она скончалась от воспаления легких 29 января 1891 года. Могила самой знаменитой женщины-математика находится на Северном кладбище столицы Швеции.
Василий Кандинский
Основоположник абстракционизма, основатель группы «Синий всадник» Василий Кандинский покинул Москву в 1921 году по причине несогласия с отношением новопришедших властей к искусству. В Берлине он преподавал живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре он получил мировое признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1939 году он бежал от нацистов в Париж, где получил французское гражданство. Умер «отец абстракционизма» 13 декабря 1944 года в Нёйи-сюр-Сен и был там же похоронен.
Кандинский за работой
Кандинский перед своей картиной. Мюнхен, 1913
Кандинский с сыном Всеволодом
Кандинский со своим котом Васькой, 1920-е
Константин Бальмонт
Поэт, чье творчество стало одним из символов начала XX столетия, покидал Россию и возвращался на родину неоднократно. В 1905 году он с головой окунулся в стихию бунта. Осознав, что зашел слишком далеко и опасаясь ареста, Бальмонт покинул Россию в новогоднюю ночь 1906 года и поселился в парижском пригороде Пасси. 5 мая 1913 года Бальмонт по амнистии, объявленной в связи с 300-летием дома Романовых, вернулся в Москву. Февральский переворот поэт, как и абсолютное большинство россиян, восторженно приветствовал, а вот октябрьские события его ужаснули. Жизнь в Москве была невероятно тяжелой, голодной, почти нищенской. С трудом добившись разрешения выехать за границу для лечения, Бальмонт с женой Еленой и дочерью Миррой 25 мая 1920 года покинул Россию. Теперь уже навсегда. После 1936 года, когда Константину Дмитриевичу диагностировали психическое заболевание, он жил в городке Нуази-ле-Гран, в приюте «Русский дом». Ночью 23 декабря 1942 г. 75-летний поэт ушел из жизни. Его похоронили на местном католическом кладбище.
Бальмонт с дочерью, Париж
Бальмонт, 1920-е
Бальмонт, 1938
Иван Бунин
Писатель какое-то время пытался «убежать» от большевиков в родной стране. В 1919 году он переезжает из красной Москвы в не занятую Одессу, и только в 1920 году при подходе Красной Армии к городу он переезжает в Париж. Во Франции Бунин напишет свои лучшие произведения. В 1933 году ему, человеку без гражданства, будет вручена Нобелевская премия по литературе с официальной формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Ночью 8 ноября 1953 года 83-летний писатель скончался в Париже и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Бунин. Париж, 1937
Бунин, 1950-е
Сергей Рахманинов
Русский композитор, пианист-виртуоз Сергей Рахманинов эмигрировал из страны вскоре после революции 1917 года, воспользовавшись неожиданным приглашением дать ряд концертов в Стокгольме. За рубежом Рахманинов создал 6 произведений, которые явили собой вершину русской и мировой классики.
Иван Бунин, Сергей Рахманинов и Леонид Андреев
Рахманинов за роялем
Марина Цветаева
В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. К 1939 году вся семья вернулась в СССР. Однако в скором времени Ариадну арестовали, а Эфрона расстреляли. После начала войны Цветаеву с сыном эвакуировали в Елабугу, где поэтесса и повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.
Цветаева, 1925
Сергей Эфрон и Марина Цветаева с детьми, 1925
Марина Цветаева с сыном, 1930
Игорь Сикорский
Выдающийся авиаконструктор Игорь Сикорский создал на Родине первые в мире четырехмоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Отец Сикорского придерживался монархических взглядов и был русским патриотом. Из-за угрозы собственной жизни авиаконструктор эмигрировал сначала в Европу, но, не увидев возможностей для развития авиации, принял решение об эмиграции в 1919 году в США, где вынужден был начать все с нуля. Сикорский основал «Сикорски аэро инжиниринг». До 1939 года авиаконструктор создал более 15 типов самолетов, в том числе «Американский клипер», а также ряд моделей вертолетов, в том числе VS-300 с одним несущим винтом и небольшим хвостовым винтом, по принципу которого сегодня строится 90% вертолетов в мире.
Скончался Игорь Сикорский 26 октября 1972 года в возрасте 83 лет и был похоронен в городе Истон, штат Коннектикут.
Сикорский, 1940
Сикорский, 1960-е
Владимир Набоков
В апреле 1919 года, перед захватом Крыма большевиками, семья Набоковых навсегда покинула Россию. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в Кембриджском университете. С началом Второй Мировой войны писатель с женой бегут в США, где они провели 20 лет. Набоков возвращается в Европу в 1960 году — селится в швейцарском Монтрё, где создаёт свои последние романы. Скончался Набоков 2 июля 1977 года, похоронен на кладбище в Кларансе, вблизи Монтрё.
Набоков с женой
Сергей Дягилев
Популярность Русских сезонов, которые Дягилев организовывал в Европе, была крайне высока. Вопрос, возвращаться ли на Родину после революции, перед Дягилевым не стоял в принципе: он уже давно был гражданином мира, а у пролетарской публики его изысканное искусство вряд ли встретило бы горячий прием. Скончался великий «человек искусства» 19 августа 1929 года в Венеции от инсульта в возрасте 57 лет. Его могила находится на острове Сан-Микеле.
Дягилев в Венеции, 1920
Дягилев с артистом труппы Русских сезонов
Жан Кокто и Сергей Дягилев, 1924
Анна Павлова
В 1911 году Павлоа, уже ставшая к тому времени звездой мирового балета, вышла замуж за Виктора д’Андре. Супруги поселились в пригороде Лондона в собственном особняке. Живя вдали от России, балерина не забывала о родине: во время Первой Мировой отправляла лекарства солдатам, после революции снабжала продуктами и деньгами учеников хореографического училища и артистов Мариинского театра. Впрочем, возвращаться в Россию Павлова не собиралась, о власти большевиков она неизменно отзывалась резко отрицательно. Великая балерина скончалась в ночь с 22 на 23 января 1931 года, за неделю до своего пятидесятилетия, в Гааге. Ее последними словами были «Приготовьте мне костюм Лебедя».
Павлова, середина 1920-х
Павлова и Энрико Чекетти. Лондон, 1920-е
Павлова в гримерной
Павлова в Египте, 1923
Павлова с мужем прибыла в Сидней, 1926
Федор Шаляпин
С 1922 года Шаляпин находился на гастролях за границей, в частности в США. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение на родине. В 1927 году он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз, 12 апреля 1938 года он скончался в Париже на руках жены. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль.
Шаляпин лепит свой бюст
Шаляпин с дочерью Мариной
Репин пишет портрет Шаляпина, 1914
Шаляпин у Коровина в его парижской мастерской, 1930
Шаляпин на концерте, 1934
Звезда Шаляпина на голливудской «Аллее славы»
Игорь Стравинский
Начало Первой Мировой застало композитора в Швейцарии, где была вынуждена подолгу лечиться его жена. Нейтральная страна была окружена кольцом враждебных России государств, поэтому Стравинский остался в ней на все время боевых действий. Постепенно композитор окончательно ассимилировался в европейской культурной среде и принял решение не возвращаться на родину. В 1920-м он переселился во Францию, где его поначалу приютила Коко Шанель. В 1934 году Стравинский принял французское гражданство, что позволяло ему свободно гастролировать по всему миру. Спустя несколько лет и после череды трагических событий в семье Стравинский переехал в США, став гражданином этой страны в 1945 году. Скончался Игорь Федорович 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке в возрасте 88 лет. Его похоронили в Венеции.
Стравинский и Дягилев в аэропорту Лондона, 1926
Стравинский, 1930
Стравинский и Вуди Герман
Рудольф Нуреев
16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, Нуреев отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем». В связи с этим был осужден в СССР за измену родине и приговорен к 7 годам заочно.
Вскоре Нуреев начал работать в Королевском балете (Королевский театр Ковент-Гарден) в Лондоне и быстро стал мировой знаменитостью. Получил австрийское гражданство.
Нуреев и Барышников
С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. В последние годы жизни выступал как дирижёр.
Нуреев в своей квартире в Париже
Нуреев в гримерной
Иосиф Бродский
В начале 1970-х Бродский был вынужден покинуть Советский Союз. Лишенный советского гражданства, он переезжает в Вену, а затем в США, где принимает пост «приглашенного поэта» в Мичиганском университете в Энн-Арборе и преподает с перерывами до 1980 года. С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведет жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском.
В 1977 году Бродский принимает американское гражданство, в 1980 окончательно перебирается в Нью-Йорк. Поэт умер от инфаркта в ночь на 28 января 1996 года в Нью-Йорке.
Бродский с Довлатовым
Бродский с Довлатовым
Бродский с женой
Сергей Довлатов
В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Partisan Review» и «The New Yorker».
Довлатов и Аксенов
За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода». Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности.
Василий Аксёнов
22 июля 1980 года Аксёнов эмигрировал в США. Сам он впоследствии называл свой шаг не политическим, а культурным сопротивлением. Советского гражданства он был лишен через год. Писатель сразу же был приглашен преподавать в Институте Кеннана, затем работал в Университете Джорджа Вашингтона и Университете Джорджа Мейсона в Фэрфаксе, штат Вирджиния, сотрудничал с радиостанциями «Голос Америки» и «Радио Свобода».
Евгений Попов и Василий Аксенов. Вашингтон, 1990
Попов и Аксенов
Аксенов с супругами Золотницкими на открытии их выставки в Вашингтоне
Уже в конце 1980-х, с началом перестройки, его начали широко печатать в СССР, в 1990-м вернули советское гражданство. Тем не менее Аксёнов остался гражданином мира — он жил с семьей во Франции, США и России попеременно. 6 июля 2009 года он скончался в Москве. Аксёнова похоронили на Ваганьковском кладбище.
Савелий Крамаров
К началу 1970-х Крамаров был одним из самых востребованных и любимых комедийных актеров в СССР. Однако блестящая карьера сошла на нет так же быстро, как и началась. После того как дядя Крамарова эмигрировал в Израиль, а сам актер начал регулярно посещать синагогу, количество предложений начало резко сокращаться. Актер подал документы на выезд в Израиль. Ему отказали. Тогда Крамаров пошел на отчаянный шаг — написал письмо президенту США Рональду Рейгану «Как артист артисту» и перебросил его через забор американского посольства. Только после того, как письмо трижды прозвучало по «Голосу Америки», Крамарову удалось покинуть СССР. Эмигрантом он стал 31 октября 1981 года. Актер поселился в Лос-Анджелесе.
6 июня 1995 года на 61-м году жизни Крамарова не стало. Он похоронен недалеко от Сан-Франциско.
Первое фото, которое Крамаров прислал из Америки
Крамаров с женой
Крамаров с дочерью
Савелий Крамаров в фильме «Вооружены и опасны»
Александр Солженицын
12 февраля 1974 года Солженицын был арестован и заключен в Лефортовскую тюрьму. Его признали виновным в государственной измене, лишили гражданства и на следующий день специальным самолётом отправили в ФРГ. С 1976 года Солженицын жил в США недалеко от города Кавендиш, штат Вермонт. Несмотря на то что в Америке Солженицын прожил около 20 лет, о предоставлении ему американского гражданства он не просил. За годы эмиграции в Германии, США и во Франции писатель опубликовал множество произведений. Вернуться в Россию писатель смог только после перестройки — в 1994-м. Скончался Александр Исаевич 3 августа 2008-го на 90-м году жизни на своей даче в Троице-Лыкове от острой сердечной недостаточности.
Вручение Нобелевской премии Солженицыну
Солженицын среди американских сенаторов. Вашингтон, 1975
Михаил Барышников
В 1974 году во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде, приняв приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу «Американского театра балета», Барышников стал «невозвращенцем».
Барышников перед отъездом в США
Барышников с Мариной Влади и Владимиром Высоцким, 1976
Барышников, Лайзой Минелли и Элизабет Тейлор, 1976
Барышников с Джессикой Лэнг и их дочерью Александрой, 1981
За время работы в американском балете оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию. Барышников много снимался в кино, сериалах, играл в театре. Вместе с Бродским они открыли ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке.