Соответствии с мировым международным стандартом. Международная стандартизация
Психолог-консультант.
Итак, когда мы говорим об эго-состояниях по Берну, мы имеем ввиду идею о структуре личности.
Согласно Эрику Берну под эго-состоянием понимается определенный паттерн мыслей, чувств, переживаний, связанный с определенным паттерном поведения.
Различают три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя).
Эго-состояние ребенок (Д)
Эго-состояние Ребенок – это комплекс мыслей, чувств и поведения, которые пережиты личностью ранее, в детстве. Когда человек находится в детском эго-состоянии, его обуревают яркие эмоции и разнообразные желания и потребности. Диагностировать эго-состояние Ребенка можно, когда ваш собеседник демонстрирует восторг, хихикает, или, например, неуверенно ерзает на стуле и ежится под строгим взглядом начальства (совсем как когда-то в детстве, видя суровую учительницу).Психотерапевт Ирина Стуканёва об Исцеление внутреннего Ребёнка (прим.ред.)
Для Ребенка характерны грандиозность и всемогущество, а также обесценивание. Часто можно услышать такую фразу: "Я боюсь, что если я уйду от него, то он это не переживет". Тут сразу два варианта: я настолько грандиозна, что мой уход может погубить другого человека, а партнер настолько обесценен, что у него не хватит силы пережить разрыв отношений.
С точки зрения функциональной модели Ребенок может быть Адаптивным (послушным, воспитанным, соответствующим социальным требованиям, возможна утрата ощущения своих чувств, особенно таких социально неодобряемых как гнев, ярость, раздражение) и Свободным (творческим, спонтанным, импульсивным и т.д.).
Эго-состояние родитель (Р)
Эго-состояние Родитель – это мысли, чувства и поведения, которые мы переняли у родителей или фигур, их замещающих. У каждого из нас в голове звучат голоса, говорящие, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Если мы внимательно их послушаем, то мы поймем, чьим голосом из нашего прошлого произносится та или иная установка.Например: Вечер, пора ложиться спать, а работа не сделана. И в голове личности может происходить примерно такой диалог:
– Спать пора, завтра рано вставать, не выспишься
(маминым голосом).
– Как это спать?! Я должен доделать проект сегодня! Надо было быстрее шевелиться и меньше отвлекаться. Ну я и черепаха
(папиным голосом).
По функциональному критерию различают Заботливого Родителя (опекающий, оберегающий, поддерживающий, а может быть и гиперопекающий) и Критикующего Родителя (критикующий, навешивающий ярлыки, контролирующий).
Гештальт-терапевт Елена Митина: О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых (прим.ред.)
Эго-состояние взрослый (В)
Во Взрослом эго-состоянии мы работаем как компьютеры: осознается реальность, принимаются логически выверенные решения, анализируются причинно-следственные связи. Информация собирается путем исследования и проверки. Взрослое эго-состояние отвечает на вопросы когда, сколько, где и т.д.Список литературы.
У каждого человека возникают ощущения по поводу того, как нужно вести себя в определенной ситуации и с конкретным человеком. Часто ли люди задумываются откуда берется тот или иной тип поведения? Психотерапевт Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» раскрыл секрет появления внутриличностных ролей и их влияния на поведение индивидуума.
Итак, эго-состояния — это роли в межличностных отношениях, выражаемые в трёх фигурах — Ребенок, Родитель, Взрослый.
«Ребенок»
Поведения «Ребенка» характеризуется капризами, требованиями, беспомощностью, самокритичностью. Но также непосредственной детской радостью, любознательностью, креативностью и счастью по мелочам. Примером поведения взрослого человека в роли «Ребенка» выступают взаимоотношения парня и девушки. Часто девушка, чтобы заполучить внимание своего молодого человека совершает детские поступки: требует что-то здесь и сейчас, смеётся со всего или наоборот счастлива от любой мелочи в её сторону. Это не есть плохо, всем важно почувствовать себя малышом — это придаёт простоту окружающей нас действительности. Но если человек практически постоянно пребывает в роли «Ребенка», то стоит задуматься о его детских неразрешенных проблемах и переживаниях.
«Родитель»
Модель роли «Родителя» берётся из детства, из поведения родных людей. Откуда человек выносит понятия «хорошо» и «плохо», впитывает все необходимые «нужно», сохраняет какие-то убеждения. Родитель контролирует и «знает как правильно». Если родители конкретного человека не были справедливы к оценке обстоятельств в детстве, то это перенесётся в его дальнейшую жизнь.
«Взрослый»
«Взрослый» — человек, который сам учится, познает, не отталкиваясь от опыта родителей или других людей, он проверяет, приобретенную информацию и исследует её. «Взрослого» отличает объективность оценивания ситуации. Его поведение, взвешенное и спокойное, логичность действий не даёт усомниться в правильности. Редко бывает так, что взрослый человек пребывает в единичной роли на протяжении долгого времени. Тем более что в жизни эти роли между собой переплетаются, и трудно судить какая модель поведения на данный момент. В отношениях с родителями индивидуум остается всё теми же «Ребенком», но с задатками «Родителя»: заботится о родных, советует и поучает.
- Это интересно —
Важно сбалансировать отношения этих трех эго-состояний, чтобы вести себя согласно определенной ситуации. Человек не должен всегда находиться в позиции «Взрослого», но должен адекватно оценивать свои возможности и не действовать вслепую «родительскому сценарию». Важно определить свои жизненные ценности и приоритеты. Ведь это не только поможет сохранить и создать статус мудрого человека в обществе, а и спасёт нервную систему от заболеваний и неврозов. Способность контролировать мысли, желания и реакции приведёт к осмысленности между эго-состояниями.
Три Эго-состояния — видео
Эго- состояние |
Хранимые записи |
Примеры поведения |
Родитель |
* все наставления, правила и законы, которые ребенок слышал от своих родителей и видел в их образе жизни; * восприятие родительского отношения в самом раннем возрасте; * тысячи «нет» и «нельзя»; * образы счастливых или нестчастных родителей; * сдерживание, принуждение, разрешение, запрещение - «многотомное собрание информации, существенное для выживания человека в группе людей. |
Физические признаки: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, «грозный вид», топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п. Слова и выражения: «Всегда», «Никогда», «Сколько раз я тебе говорил», «Запомни раз и навсегда», «Я бы на твоем месте..», слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо. |
Взрослый |
Информация, приобретенная путем исследования и проверки |
Физические признаки: Поза – прямая, мерцание глаз- 3-6 раз в минуту. Слова и выражения: почему, что, когда, кто и как, каким образом, относительный, сравнительный, верно/неверно, вероятно, возможно, неизвестно, я думаю, я вижу, это мое мнение и т.п. |
Ребенок |
Поскольку маленькая личность не владеет словарем во время наиболее критических из ее ранний переживаний, то большинство реакций проявляется в чувствах. негативные данные о самом себе: «Это моя вина», «Опять!», «И так всегда»; созидание, любознательность, желание исследовать и узнать, стремление потрогать, почувствовать, испытать, а также записи чудесных чувств первых открытий. |
Физические признаки: слезы, дрожание губ, вспыльчивость, раздражительность, пожимание плечами, потупленный взор, поддразнивание, восхищение и восторг, поднятие руки, чтобы получить разрешение говорить, привычка грызть ногти, ковыряние пальцем в носу, ерзание, хихиканье. Слова и выражения: я хочу, не знаю, мне все равно, мне кажется, когда я вырасту |
Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека, как композиции трех состояний «Я»:
Родитель;
Взрослый;
Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе контакта ребенка с родителями, он получает от них образы и пример поведения, принимает сценарий, пути его реализации, получает антисценарий.Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве»,
Трансакция - это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:
Параллельные (англ. reciprocal / complementary ) - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).
Пересекающиеся (англ. crossed ) - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
Скрытые (англ. duplex / covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.
Тест. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки. 9
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 7
3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей. 6
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. 6
5. Меня провести нелегко. 5
6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 10
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому. 4
8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события. 8
9. Каждый должен выполнять свой долг. 9
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 0
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 10
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить. 8
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив. 8
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 9
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей. 6
16. Я - увлекающийся человек. 8
17. Мой основной критерий оценки человека - объективность. 6
18. Мои взгляды непоколебимы. 8
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 5
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны. 7
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств. 4
Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну
I (состояние ""ребенок""): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. (9+6+4+0+8+8+5= 40)
II (состояние ""взрослый""): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. (7+5+8+10+9+6+7= 52)
III (состояние ""родитель""): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. (6+10+9+8+6+8+4= 51)
ФОРМУЛА II - III - I или ВРД
Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям.
Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
Если на первом месте в формуле состояние I или Д-состояние (""ребенок""), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
Признаки актуализации различных эго-состояний
1. Эго-состояние ребенок
Вербальные признаки : а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.
Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.
: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.
2. Эго-состояние взрослый
Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки : поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
3. Эго-состояние родитель
Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.
Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).
Поведенческие (невербальные) признаки : указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.
Если хочешь изменить свою жизнь – начни со своего характера. Хочешь изменить характер – начни со своих привычек. Хочешь изменить привычки – начни делать то, чего раньше не делал. Но при этом спроси себя: «Кто Я?»
Владимир Карикаш, директор Украинского института Позитивной психотерапии
У каждого человека есть три состояния Я, или, как еще говорят, три Эго-состояния, определяющие, как он ведет себя с окружающими, и что из этого в итоге получается.
Эти состояния называются: Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти три Эго-состояния описаны в теории транзактного анализа Эрика Берна, изложенной в его книге «Люди, которые играют в игры».
В каждый момент своей жизни мы находимся в одном из этих трех состояний. Причем их смена может происходить сколь угодно часто и быстро: например, вот только что я общалась со своим другом с позиции Взрослого, уже через секунду обиделась на него как Ребенок, а через минуту начала его поучать из состояния Родителя.
Состояние «Родитель» является точной копией родительских образцов поведения
В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. Он копирует поведение своих родителей. И тут надо учитывать два Родительских компонента: один - от отца, другой - от матери.
Состояние Я-Родитель может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека, выполняя функции внутреннего контролера, голоса совести.
Состояние «Взрослый» заключается в том, что человек объективно оценивает то, что с ним происходит
Человек в позиции Я-Взрослый пребывает в состоянии «здесь и сейчас». Он адекватно оценивает свои действия и поступки, полностью отдает себе в них отчет и берет на себя ответственность за все, что он делает.
Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве.
Это состояние Я называется «Ребенок»
Когда мы в позиции Я-Ребенка, мы находимся в состоянии контролируемых, в состоянии объектов воспитания, объектов обожания, то есть в состоянии тех, кем мы являлись, когда были детьми.
Человек становится зрелой личностью, когда в его поведении доминирует состояние Взрослого. Если же преобладает Ребенок или Родитель, это приводит к неадекватному поведению и к искажению мироощущения.
Очень важно сбалансировать три Я-состояния с помощью усиления роли Взрослого, и отчетливо анализировать: Кто Я? В каком Эго-состоянии я сейчас нахожусь? Соответствует ли это Я-состояние сложившейся ситуации?