Сообщение жизнь и творчество шукшина кратко. Василий шукшин биография краткая
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Алтайского Края Сростки. Вырос он в семье крестьян-середняков. В период коллективизации отец Шукшина был арестован, а затем расстрелян.
Будущий писатель окончил семилетнюю школу и поступил в автомобильный техникум в Бийске. Отучившись неполные три года, юноша решил отказаться от образования и пошел работать в колхоз, чтобы прокормить семью. В 1946 году Василий оставил родное село и переехал в Калужскую область, где устроился на тракторный завод слесарем. Затем Шукшин трудился во Владимире и в Подмосковье, пока не пришла повестка в армию. Служить довелось матросом на Балтийском флоте, позже Василий стал радистом.
В эти годы Шукшин пробует писать рассказы, которые в свободное время пересказывает сослуживцам. В 1953 году у Василия была обнаружена язва желудка, и его уволили в запас. Молодой моряк возвратился в родное село, где сдал экстерном экзамены и устроился в местную школу преподавателем русского языка.
Но заветной мечтой Шукшина был кинематограф. Василию удалось поступить во ВГИК на режиссерское отделение. В период учебы молодой автор продолжал писать рассказы, которые рассылал во многие журналы.
В 1956 году Шукшин сыграл совсем крохотный эпизод в картине С. Герасимова «Тихий Дон», а через два года дебютировал уже в главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора». В это время рассказ Шукшина «Двое на телеге» опубликовал журнал «Смена». В 1963 году впервые увидел свет его сборник «Сельские жители».
Первый режиссерский проект Шукшина – полнометражный фильм «Живет такой парень» вышел на экраны в 1964 году. Эта кинолента очень понравилась публике и завоевала гран-при международного Венецианского кинофестиваля. Спустя два года Шукшин завершил работу над фильмом «Ваш сын и брат». Картина получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Одновременно писатель выпустил сборник рассказов «Там, вдали».
За свою актерскую карьеру Василий Макарович сыграл около 30 ролей в кино. В шести фильмах он выступил в качестве сценариста и режиссера. Его перу принадлежат около ста рассказов, которые вошли в сборники «Беседы при ясной луне», «Земляки», «Там, вдали». Шукшин написал киноповести «Позови меня в даль светлую», «Точка зрения», «Калина красная», «До третьих петухов», «Энергичные люди», исторические романы «Любавины», «Я пришел дать вам волю», а также множество пьес и сценариев. Творческий путь Шукшина отмечен званием «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
2 октября 1974 года писатель, режиссер и актер умер на съемочной площадке своего нового фильма «Они сражались за Родину».
В своих произведениях Шукшин часто сопоставлял жизнь сельчан и горожан, применял колоритную разговорную речь, подробно описывал быт земляков. Поскольку сам родился и вырос в деревне, проблемы крестьянской жизни были ему хорошо знакомы.
Сюжеты произведений писателя довольно просты – это обыденные сцены из жизни. Но главным мотивом творчества Шукшина является не внешний антураж, а совокупность мудрости, чувств и душевных порывов. Сюжет у него служит лишь предлогом завязать разговор.
Из-под пера автора вышла оригинальная галерея русских людей. Литературные герои Шукшина всегда естественные и живые. Иногда они стихийно протестуют против обыденного болота, абсурдности жизни. Но именно в этом протесте писатель находит проявление духовного начала личности. Персонажей своих повестей и рассказов Шукшин не идеализирует. Среди них много непутевых мудрецов-мечтателей, людей со странностями и чудачествами. Часто для литературного исследования автор изображал человека в период его надлома, душевного напряжения.
Литературный язык Шукшина богат и своеобразен. Речь персонажей полна диалектов и «неправильных» слов. Но часто и в самих авторских высказываниях сложно уловить грань между разговорной и литературной речью. Эту грань постоянно размывают неологизмы, жаргонные и просторечные слова, которые придают произведениям яркость и самобытность. Для раннего творчества Шукшина характерно обилие метафор, близких к народной поэтике.
Рассказы Василия Макаровича часто носят нравоучительный характер, им свойственна лаконичность. Но простота и краткость экспозиции насыщена нестандартными мыслями. Автору удавалось выразить главную идею всего лишь парой фраз. Шукшин мог глубоко проникнуть в душу, задеть за живое. По мнению самого писателя, человек искусства должен уметь донести свою мысль так, чтобы его поняли молча. И молча выразили благодарность.
Василий Макарович Шукшин вступил в литературу с рассказами о русской деревне. Первый сборник рассказов, опубликованный в 1963 году, назывался «Сельские жители». Однако основной проблемой его творчества, в отличие от других писателей, разрабатывавших деревенскую тематику, стала проблема «межкультурья». Писателя больше волновала судьба крестьянина, с переселением в город оторвавшегося от родной почвы, но и не укоренившегося в городе. С первых же своих произведений Шукшин ставил критиков в тупик: положительные его герои или отрицательные? На этот вопрос невозможно было ответить как-то определённо, ибо своими «чудачествами» они озадачивали, с непривычной точки зрения заставляли думать о добре и зле, об истинной и ложной красоте...
Определение «чудик» для шукшинского героя критиками было найдено не сразу. Поначалу творчество Шукшина соотносилось с творчеством писателей-«деревенщиков», затем его героев стали называть «промежуточными», в силу того что от деревни они отошли, а к городу пристать не могут, потому и страдают. Если же действие происходит в деревне, то вовсе не о деревне и не о деревенском жителе вроде бы идёт речь. «Чудиком» шукшинского героя назвали после того, как в 1967 году в «Новом мире» был опубликован рассказ писателя, который так и назывался - «Чудик». «Меня больше интересует “история души”, и ради её выявления я сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует» - так писал В. Шукшин, «возражая по существу» тем литературным критикам, которые называли его «бытописателем». Душа человеческая, мятущаяся, страдающая, тоскующая, пытающаяся «перемочь» себя, - вот сквозной образ в его творчестве.
Не может забыть войну в рассказе «Миль пардон, мадам!» талантливый в охотничьем деле Бронька Пупков, потому и «чудит», рассказывая историю о том, как он покушался на Гитлера. Беспокойная душа Броньки болит от того, что не довелось ему принимать участия в боевых действиях на фронте, а выдуманная героическая история позволяет хоть на время облегчить эту боль. И Шукшин понимает своего героя, не осуждает его, а жалеет, даёт ему возможность пережить момент «ликования», не случившийся у Броньки в реальной жизни.
Страдает душа Василия Князева («Чудик»), Ивана Петина («Раскас»), Вени Зяблицкого («Мой зять украл машину дров!») - всех и не перечислишь! - от злобы человеческой, которая, похоже, утверждается в жизни как норма: «...Веня часто злился на людей, но не боялся их, теперь он вдруг с ужасом понял, что они бывают - страшные».
Чудачеством оборачивается и забота Сёмки - «забулдыги, но непревзойдённого столяра» - из рассказа «Мастер». В попытках уберечь от разрушения церковь - «светлую каменную сказку», созданную «неведомым мастером», Сёмка Рысь обращается за помощью и к светским, и к церковным властям. Однако везде «мастер» получает отказ, и ничего другого ему не остаётся, как напиться на «поповские деньги» (откуп?) и больше «про талицкую церковь» «не заикаться».
В полной мере представление об измаявшейся душе современного человека выражено Шукшиным в рассказе «Верую!». Этот рассказ писатель считал одним из лучших своих произведений. Примечателен в нём образ священника, с которым герой рассказа Максим поделился своими размышлениями о смысле жизни. Оказалось, что и у священнослужителя на душе нет покоя, хотя, по его же признанию, «у верующих душа не болит».
Размышляя о своём герое Егоре Прокудине из киноповести «Калина красная», писатель в одном из интервью так объяснял его душу: «Устраивает дикий кутёж, швыряется деньгами направо и налево, бегает за каждой юбкой. Что это? Прожигание жизни? Разврат? Погоня за утехами и развлечениями измаявшегося в заключении мужика?
Да нет. Меньше всего это. Не женщин ищет Егор, не сладкой жизни и не забвения вовсе. А праздник для души. Ищет, не находит и мается. Душа его не на месте. Он тоскует и мечется, шарахается из одной крайности в другую, потому что сознаёт где-то, что живёт неладно, что жизнь его не задалась».
Между тем приходит к Егору прозрение, находит он себя в любви к женщине, к матери, к родной земле, но в этот момент герой погибает. Вам, наверное, знакома русская народная поговорка «Рад бы в рай, да грехи не пускают». Прошлое - вот за что пришлось заплатить Егору своей собственной жизнью.
Шукшин был далёк от сентиментального пафоса в обрисовке народных характеров. В «рабочих записях» писателя содержится довольно резкое высказывание по поводу его отношения к созданным им героям: «Во всех рецензиях только: “Шукшин любит своих героев... Шукшин с любовью описывает своих героев...” Да что я, идиот, что ли - всех подряд любить?! Или блаженный?..» Действительно, среди его персонажей немало и таких, хамоватых и злобных, которые вызывают совсем иные чувства. Так, например, В. Распутин очень точно указал на два отрицательных человеческих типа, созданных Шукшиным, которые символизируют современность, - это «так называемый маленький человек», овладевший приёмами демагогии, и Герострат, получивший «небывалый оперативный простор».
Олицетворением первого типа является Глеб Капустин - герой рассказа «Срезал», вредный, несимпатичный мужичок, «срезающий» земляков, наезжающих время от времени в родные края. В критике образ Капустина получил прямо противоположные оценки: от хама-«демагога» до мужика, режущего правду-матку, невзирая на лица. В. Коробов заметил, что «некоторые дорогие собственные выстраданные мысли» Шукшин «вложил в уста и этому персонажу». Вполне возможно, но это не даёт оснований идеализировать Глеба. Всё-таки, говоря словами самого Шукшина, «если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке». Второй тип - «Герострат» - в полной мере явлен в образе Николая Сергеевича Шурыгина - героя рассказа «Крепкий мужик». Именно по этому названию получил определение в критике шукшинский тип предприимчиво-самодовольного человека. В финале рассказа возникает перекличка с гоголевским образом «птицы-тройки» из поэмы «Мёртвые души»: «Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду». Это наш современник, который не задумываясь сносит церковь, построенную ещё в XVII веке, чтобы «на халяву» заполучить кирпичи для постройки свинарника. Предприимчивость Шурыгина, попирающая святыни, возводит этот образ к типу «мёртвых душ», изображённых Н.В. Гоголем.
Василий Макарович Шукшин известный писатель, кинорежиссер.
Когда-то Василий Макарович Шукшин заметил, что ему везло в жизни на хороших людей… Быть может, все дело было в его особом видении мира и людей. Человек, который стремится узреть хорошее, неизменно это узрит.
Василий Макарович со смехом вспоминал, как ему почти улыбнулось счастье в виде направления в летное училище, данное из военкомата.
Там нужно было собрать большое количество справок и, не доверяя никому столь ответственного дела, Василий повез в Тамбовскую область (там располагалась летная школа) документы самолично, ну, и, конечно же, потерял их дорогой.
Ему была стыдно являться в училище без документов, вернуться за новыми в военкомат он тоже не насмелился. Не хотел он расстраивать хороших людей в военкомате тем, что так вот «прошляпил» свое счастье…
В общем, летчика из Василия Шукшина не вышло. Но это, возможно, и к лучшему. Потому что, благодаря этой неслучайной случайности в виде роковой потери документов, мы и весь мир теперь знает Шукшина - писателя, Шукшина - режиссера и Шукшина - актера…
Происхождение
Родился русский самородок в Алтайском крае, в селе Сростки 25 июля 1929 года в семье крестьян-середняков. После того, как в стране началась коллективизация, родители Василия Шукшина вступили в колхоз, но это, правда, не спасло отца от репрессий.
Как сложилась его судьба после ареста, не знал никто, но впоследствии он был реабилитирован. Мать Василия, оставшись на руках с двумя детьми, вышла замуж во второй раз, но и тут ее счастье длилось недолго. Грянула , и отчим Василия ушел на фронт, чтобы больше никогда не вернуться домой. Через год в избу принесли похоронку. Таким образом, уже в тринадцать лет Василий становится кормильцем в семье.
С 1945 по 1947 год молодой Шукшин вначале учился в автотехникуме в Бийске, после его окончания трудился слесарем-такелажником на разных заводах во Владимире и Калуге. В 1949 Василия призвали в армию. Службу проходил он на флоте радистом. Целый год, с 1953 по 1954 работал учителем истории и директором школы в своей родной деревне.
В том же 1954 году Василий Шукшин решил предпринять попытку получить высшее образование, и для этой цели направился прямиком в поступать во ВГИК. В связи с поступлением Василия Макаровича в этой славный кинематографический ВУЗ ходит много легенд и баек, одна из который гласит, что изначально, Шукшин планировал поступать на актерский факультет, потому как, в принципе, ничего не знал о существовании такой профессии как режиссер.
семья В.М. Шукшина фото
Шукшин совершенно искренне полагал, что актеры в кино сами договариваются кто кого играть будет и все вместе решают, какие события за какими следуют. Поэтому, когда деревенский парень узнал, что существует на свете профессия режиссера, его восторгу не было предела! Командовать артистами - да об этом только мечтать можно было!
Он поступил в мастерскую к М. И. Ромму, которого вначале пленила, а затем и окончательно покорила шукшинская непосредственность. И впрямь, кто еще мог, кроме Василия Шукшина, с совершенной честностью ответить на собеседовании, что единственная «толстая» книга, которую он читал - это «Мартин Иден» Лондона, и именно поэтому она является любимой книгой. Ромм вначале решил, что парень, если не шутит, то уже играет, черт, как талантливо-то, играет такого деревенского простака, даже не подозревая, что все ответы на поставленные вопросы Василий давал с совершенной серьезностью.
По совету того же Михаила Ромма, Шукшин стал отправлять свои рассказы во все журналы подряд, в надежде, что хоть где-нибудь, да когда-нибудь напечатают. Так и случилось. Его рассказ «Двое на телеге» был опубликован в журнале «Смена», который впрочем, не вызвал никакого ажиотажа ни среди читателей, ни среди критиков. Да и сам Шукшин, как всегда, взыскательный к себе, позже не включил его ни в один из своих сборников. Одновременно с этим Василий Макарович, будучи уже четверокурсником, снялся в фильме Марлена Хуциева «Два Федора».
фильм Они сражались за Родину фото
Всю жизнь Василий Макарович разрывался между кинематографом и литературой. Сколько обвинений ему приходилось выслушивать от критиков! Слишком деревенский, какой-то аляповатый и где-то недосказанный. Но уже в начале шестидесятых рассказы Шукшина начали публиковать и в журнале «Октябрь», а в 1963 году издательство «Молодая гвардия» решила издать первый сборник Василия Шукшина под названием «Сельские люди», и в том же году журнал «Новый мир» публикует еще несколько рассказов алтайского самородка.
«Калина красная», «Живет такой парень», «Печки-лавочки»… Бесконечно талантливый, немного грустный, остро чувствующий социальную несправедливость лирический герой Шукшина всегда трогателен и одновременно с этим силен, как сама земля Русская, которая рождает таких великих людей… Умер Василий Шукшин 2.10.1974г на сьемкх фильма "Они сражались за Родину".
Говоря о Шукшине, как-то даже неловко упоминать об органической связи его с народом России. Да ведь он сам и есть этот народ-труженик, вышедший на новую дорогу жизни и полностью творчески осознавший себя, свое бытие. Осознавший глубинно.
Бескомпромиссное, гневное, яростное обличение того, что мешает добру и свету, и радостное приятие, ответное сияние навстречу тому, что утвердилось верно и хорошо,- таков был Шукшин в творчестве. Его собственное духовное становление, рост личности неотъемлемы от все более глубоких постижений таланта - актерских ролей, режиссуры и писательской, чисто литературной работы. Все вместе это являло собою целостный непрерывный процесс. Я предлагаю разложить этот процесс на удобные для рассмотрения “составляющие”, если мы хотим постигнуть тайну жизненности его дарования, все-таки невозможно.
Сам художник незадолго до своей смерти, как известно, вроде бы даже и склонен был многое пересмотреть в своем творческом сосуществовании, чтобы выбрать для себя наконец что-то одно.
Эту ориентацию на зрелость, на завершен не поиска подсказали Шукшину Шолохов и Бондарчук, когда артист, создавая образ солдата Лопахина в фильме “Они сражались за Родину”, получил возможность сполна постичь и выразить еще одно и, пожалуй, наиболее дорогое в нем для всех народное качество-чистейший, беспримесный и предельно скромный героизм человека нынешнего. Героический характер человека-борца, сознающего себя сегодня мыслящей, активной, деятельной частью народа, частью Родины, а потому и идущего на подвиг, на борьбу за нее осознанно-во весь рост.
Последняя роль в кино и в жизни - Лопахин - обозначила новую огромную высоту художественной, писательской ответственности, когда Шукшин вдруг почувствовал необходимость решающего, окончательного выбора между литературой только - и только кинематографом. Но было ли это возможно вообще?.. Ведь доселе оба эти дарования отнюдь не были разъединены в его творческом существе художника: напротив, они существовали именно как целое. Шукшин, едва придя в искусство, всегда выражал себя в нем монолитно: он не “писал” и не “играл” своих героев,- он жил их жизнью, носил их в душе, в самом существе своем еще до того, как они оживали на страницах его сценариев или появлялись на экране.
В литературу Шукшина привел именно кинематограф. Он закончил Институт кинематографии и стал режиссером. Но уже тогда обнаружился в нем писатель. Причем писатель-драматург, писатель-сценарист, даже в прозе, в новеллистке остающийся драматургом. Писатель со своим голосом, своей динамикой, своей темой, разрабатываемой им, пусть интуитивно на первых порах - но опять с тем же редкостным единством и целостностью натуры, прошедшей через все преграды. Через трудное преодоление судьбы, заявившей о себе необычностью, духовной и нравственной масштабностью таланта, резко выраженной социальной природой. Его современностью.
Во всех общепризнанных удачах Шукшина индивидуальность художника, все присущие ему особенности выразились полностью прежде всего в своей идейной, гражданственной мощи. Ибо Шукшин, сила его воздействия на нас - прежде всего в глубинном моральном содержании творчества, в его воспитывающем значении. С этих позиций писатель говорит и о прошлом, и о настоящем. Для него именно этим дорого духовное богатство, которое оставляют нам деды и прадеды, а потом отцы и матери наши. Шукшин требует понимать, беречь и хранить святыни народной жизни, не делая из них кумира, но обращая их в движимый, повседневно требующий приращения и умножения человеческий, нравственный капитал. Измена им, забвение этих ценностей есть святотатство. Даже горько, покаянно впоследствии осознанное, все равно обернется оно неминуемой черной бедой для Егора Прокудина...
Шукшин, подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, Шаляпину, шел в литературу и искусство из самых “низов” народа, из русской “глубинки”. Шел со своими собственными “университетами”. С тем доскональным, ничем не заменимым, практическим-трудовым, рабочим знанием жизни, которое люди получают не из книг, а из опыта, порою и сегодня все еще достаточно нелегкого, а уж в пору шукшинского детства особенно тяжкого и горького. Но это - всегда университеты. Всегда без кавычек, понимаемые как школа настойчивости и трудолюбия, а главное, как школа, обучающая знанию самой жизни. Известно, что важнее этого знания ничего нет, а для художника и быть не может.
Когда Шукшина сравнивают с лучшими писателями России, тут нет ни малейшей натяжки. Сравнения эта справедливы: в их основе несомненная народность, искренность таланта. Но еще очень важно то, что он у Шукшина - свой. Шукшин не похож на Куприна, Чехова пли Гоголя - да и ни на кого другого. И язык у него - не бунинский, не шолоховский, не лесковский... И хотя всюду возможность аналогии - пусть даже подспудной - бывает очень соблазнительна, в данном случае не стоит, однако, ей поддаваться. Взаимная симпатия Шолохова и Шукшина, несомненно, была порождена их общей центростремительной силой - непредвзятым обращением к душе народа, к образу русского трудового человека, в котором и заключено вечное чудо жизни, вечный ее огонь.
В самом деле. Шукшин во всем, за что бы ни брался, был художником неповторимым, артистом подлинным.
Все киносценарии написаны Шукшиным подобно тому, как писал их Довженко,- рукой большого и зрелого драматурга. Хотя в то же время сценарии эти остаются еще и безусловным достоянием прозы. И если “Калину красную” можно считать своеобразной кино-повестью, то и роман, и сценарий, а вернее, кинороман, или кино-поэму о Разине “Я пришел дать вам волю”, несомненно, следует отнести еще и к тем лучшим и редким произведениям русской (да и не только русской) эпической, масштабной прозы, где сама история, не успев ожить на экране, уже наполнилась живой, прекрасной, образной жизнью героев. Шукшин сам хотел играть и сыграл бы Степана Разина. Настолько могуч его актерский дар. Но он был больше чем актером, ибо был еще и замечательным режиссером. Он и тут сумел выйти “из ряда вон”
Вот и получается: как ни ищи сравнений - их нет. Шукшин не был “похож”, разумеется, на писавших и игравших своп пьесы Шекспира и Мольера; но ему ведь даже и это лестное “сходство” - вроде бы тоже ни к чему. Он - Шукшин. Этим все сказано. Он - сам по себе. Он был - и остается - удивительным явлением нашей жизни.
Жизнь словно сама становится гегемоном, формообразующим началом во всем этом великолепном разноликом творчестве, которое покоряет нас ощущением не “сходства”, но сущности. Истинности. Правды. Ее неподдельной живой гармонии.
Что и говорить, у этого творчества всегда есть форма. Да еще какая! Она не блещет “искусностью”, псевдосовременостью - тем показным лоском, внешним изяществом, виртуозностью, в которых всегда есть подспудное любование собою, своим мастерством, своей одаренностью (если только она есть). Шукшин же пишет так естественно, как говорит и мыслит его народ. Он играет своп роли так же просто, как существует: без натуга, без грима, без малейшего желания быть замеченным, услышанным, оставаясь словно в пределах ощущения собственного, личного, духовного бытия. Такова всегда бывает высочайшая ступень мастерства, та ступень искусства, где оно, это искусство, как бы уже исчезает,- будто даже перестает существовать. Перед нами остается видимое глазу, а еще больше - чувству, первозданное чудо жизни. Простое чудо. Некий, словно сам по себе творящий, животворный источник жизни.
Василий Шукшин - русский писатель, живший в ХХ веке. Он был человеком непростой судьбы. Родился Шукшин в 1929 году в маленьком селе Сростки (Алтайский край). Это было трудное время. В детстве будущий писатель потерял отца. Его репрессировали. Отчим погиб на войне. Шукшин учился в автомобильном техникуме, работал слесарем в разных городах Советского Союза. Служил в армии. Так прошли его первые послевоенные годы.
Путь к призванию
Среднее образование будущий писатель завершил только в начале 50-х. Автомобильный техникум он так и не закончил. Аттестат Шукшин получил в своем родном селе. В Сростках Василий Макарович работал учителем и даже был директором школы.
Как получилось, что после нескольких лет, проведенных в родном селе, Шукшин отправился в Москву, чтобы поступать во ВГИК? Какие думы терзали его в эти годы? Чувства, бередившие душу, Шукшин позже опишет в своих знаменитых деревенских рассказах. На вырученные от продажи коровы деньги будущий актер и режиссер уехал в столицу. Он следовал зову сердца.
Первые творческие достижения
Чувствуя писательский дар, Шукшин подает документы на сценарный факультет, но поступает на режиссерский. Его педагогом стал знаменитый автор фильмов «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм». Именно этот маститый режиссер посоветовал молодому Шукшину печатать свои рассказы. Литературный успех пришел не сразу. Только в начале 60-х вышли в свет некоторые произведения.
Первая режиссерская работа осталась незамеченной, зато Василий Макарович быстро получил признание как актер. Творчество Шукшина началось с эпизода в фильме «Тихий Дон». Уже через два года актер снялся в своей первой главной роли. Его пригласил выдающийся режиссер (фильм «два Федора»). Актерская карьера Шукшина складывалась удачно. Режиссеры часто обращались к нему с предложениями работы. Примерно два раза в год в Советском Союзе выходили фильмы с участием актера.
Кинематограф и литература
Режиссерское творчество Шукшина официально начинается в 60-х. Василий Макарович устраивается работать в киностудию имени Горького. Шукшин считается перспективным писателем. Свой первый фильм Василий Макарович снял по мотивам собственных рассказов. Кинокартина «Живет такой парень» получила хорошие отзывы публики и критики. Эта жизнерадостная комедия награждена призами фестивалей в Ленинграде и Венеции.
Следующие десять лет творчество Шукшина как режиссера не было особенно продуктивным. Его фильм о восстании Степана Разина отклонил Государственный комитет по кинематографии. Однако это время не прошло бесследно. Василий Макарович снял два фильма и издал сборник рассказов «Сельские жители». Кроме того, за эти десять лет он дважды женился и стал отцом троих дочерей.
Личная жизнь
Первый брак Шукшина оказался неудачным. Его жена, Мария Шумская, была односельчанкой писателя. Они зарегистрировали брак в Сростках, но из загса вернулись врозь, с тех пор так и жили по отдельности, он - в столице, она - в селе.
Личная жизнь писателя была сложной. В Москве он пристрастился к алкоголю. Из-за этой пагубной привычки распался второй брак писателя с Викторией Софроновой. В этой семье появился на свет первый ребенок Шукшина - девочка. В третьем браке с актрисой Лидией Федосеевой у Василия Макаровича родились две дочери - Мария и Ольга.
Главные герои - люди из села
Литературное творчество Шукшина связано с советской деревней и ее жителями. Герои его рассказов удивляли читателей и критиков своей странностью. Персонажей книг Василия Макаровича нельзя назвать однозначно положительными или отрицательными. Они способны и на хорошее, и на плохое. Герои Шукшина порывисты, импульсивны. Они часто совершают нелогичные действия. Эти люди независимы и глубоко несчастны. Они совершают необдуманные поступки с тяжелыми последствиями потому, что душа их растоптана изменой, предательством и несправедливостью.
Жизнь и творчество Шукшина взаимосвязаны. Писатель - выходец из деревни. Прототипов своих героев он знал не понаслышке. Часто персонажи рассказов Шукшина не могут понять, что с ними происходит. Почему они несчастны? И сами не могут объяснить и оправдать свои поступки. Все дело в душе человеческой. Она знает, Такое интуитивное понимание находится в конфликте с реальностью незадавшейся судьбы деревенского дурачка, пьяницы или бывшего заключенного.
Храм как символ
В рассказах Шукшина часто упоминается церковь. Она выступает возвышенным символом чистоты и нравственности. И, как правило, подвергается разрушению. В произведении «Мастер» деревенский пьяница Семка-столяр старается спасти местную церковь. Но все его попытки терпят неудачу. А в сочинении «Крепкий мужик» герой разрушает храм, чтобы добыть кирпичи для строительства хлева. О нравственном падении повествуют жизнь и творчество Шукшина.
Внимание к повседневности
Рассказы Василия Макаровича критики часто упрекали в бытописательстве. Это значит, что, по их мнению, Шукшин слишком много внимания уделял крестьянской повседневности. Казалось бы, для таких обвинений есть все основания. Писатель детально изображает неказистый быт своих героев, но этот прием художественно оправдан. Деревенские люди не привыкли обдумывать свою участь в философских терминах. Они просто живут, работают, едят и спят, занимаются ежедневными привычными делами. И только мятущаяся душа время от времени дает о себе знать. Герои Шукшина часто сами не понимают причины страданий, а потому реагируют на них резко и бурно.
Разные сочинения - одна проблематика
Многообразие народных характеров в творчестве Шукшина ярко проявляется в рассказе «А поутру они проснулись». Это одно из самых известных сочинений писателя. В произведении автор повествует об утреннем пробуждении оказавшихся в вытрезвителе людей. Каждый вспоминает вчерашний день и рассказывает собравшимся свою историю. Среди них есть люди из всех слоев общества: сантехник, тракторист, бывший заключенный и даже профессор.
Центральное место в творчестве Шукшина занимает роман «Я пришел дать вам волю». Это произведение посвящено историческому событию - крестьянскому восстанию под предводительством Степана Разина. Герой романа чем-то напоминает чудаков из деревенских рассказов писателя. Степан Разин такой же сильный, независимый, мятущийся человек, обладающий обостренным чувством справедливости.
Характерные черты персонажей
И творчество которого изучаются во многих школах и университетах, писал в основном в жанре рассказа. Большинство его сочинений демонстрируют схожую проблематику. Писатель не идеализирует своих героев. Как правило, в его рассказах далеки от образцов возвышенности характера и чистоты помыслов. Автор редко объясняет поступки героев. В каждом из рассказов Шукшина - жизненная ситуация, стандартная или уникальная.
Творчество Василия Шукшина очень разнообразно. Однако все его персонажи чем-то похожи. Их общая черта - нереализованность. Проявляется это по-разному. В рассказе «Срезал» деревенский мужик Глеб Капустин любит унижать односельчан, добившихся успеха. Он человек умный и эрудированный. Однако не находит полезного применения своим качествам, работая на сельской пилораме. Отсюда - неудовлетворенность. Глеб не пьет, не бедокурит. Он находит оригинальный выход своему уязвленному самолюбию, унижая людей, которым повезло в жизни больше, чем ему.
Жизнь и творчество Василия Шукшина отражают метания его героев. Колю Паратова (рассказ «Жена мужа в Париж провожала») унижает супруга Валентина. Она постоянно упрекает в том, что он, не имея профессии, зарабатывает мало. Коля интуитивно чувствует выход и стремится вернуться в деревню. Ведь в городе иные ценности, не все измеряется деньгами. Но удерживает ребенок. Коля начинает пить, угрожает жене расправой. Очутившись в жизненном тупике, он совершает самоубийство.
Центральное кинематографическое произведение
Василий Шукшин, биография и творчество которого привлекают внимание всех любителей искусства, вошел в историю русской литературы. Он снял не очень много фильмов. Его режиссерские работы напрямую связаны с литературным творчеством. Центральное кинематографическое произведение - «Калина красная».
Этот фильм рассказывает историю Егора Прокудина. Вор-рецидивист, он недавно освободился из заключения. Егор отправляется в деревню, в гости к Любе. С ней он познакомился заочно, по тюремной переписке. Получилось так, что в деревне Егор обрел не только любовь, дружбу и работу по душе. Он впервые в жизни понял, что значит жить правильно, по Божьим законам. Но прошлое не отпускает Егора. Его находят подельники. Прокудин отказывается вернуться к прежней жизни. За это его убивают.
Во многих произведениях Шукшина присутствует мотив деревни как спасения. Именно в ней находит счастье Егор Прокудин. В деревню рвется Коля Паратов из рассказа «Жена мужа в Париж провожала». В селах люди ближе к природе. Современное еще не коснулось их души. Но и деревня - лишь символ потерянного счастья. Сельских жителей мучат те же внутренние проблемы, что и горожан. Об этом нам рассказал великий русский писатель Василий Макарович Шукшин.