Согласование, управление, примыкание.
Тема: Деепричастие в словосочетании. Примыкание
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников:
М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (ключевые слова, алгоритм, схема), пользоваться навыками аудирования.
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный и самоконтроль, строить рассуждения.
6ЛР: анализировать синтаксические связи между деепричастием и глаголом-сказуемым, деепричастием и зависимыми от него словами, определять тип связи – примыкание, отличать его от согласования и управления.
3ЛР: конструировать словосочетания и предложения с деепричастиями, определяя их связи с другими словами.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Повторение теории.
Продолжите начатые учителем предложения:
- Деепричастие это-
-Деепричастие совмещает признаки
-Деепричастие как и наречие
-Образуется деепричастие при помощи...
-Деепричастие в предложении является
-Деепричастный оборот это-
-Деепричастие и деепричастный оборот на письме всегда
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку со слайдом.
2.Слуховой графический диктант
Учитель читает предложения. Ученики на слух определяют наличие или отсутствие в нём деепричастия (деепричастного оборота) и его место (начало, середина, конец предложения). В тетрадях делаются только графические обозначения:
Два человека работают на закрытых досках.
1.Писал Гайдар свои книги совершенно особенным образом. 2.Он ходил по саду и бормотал, рассказывая вслух самому себе новую главу из начатой повести. 3.Затем он на ходу исправлял её, меняя слова и фразы, смеялся, хмурился, а потом уходил в свою комнату.
4.Собираясь прочесть мне новую повесть, Гайдар никакой рукописи из кармана не вынимал. 5Он останавливался, закладывал руки за широкую спину и, покачиваясь, начинал спокойно и уверенно читать повесть наизусть.6. Он читал страницу за страницей, почти никогда не сбиваясь.
Коллективная проверка с комментированием.
Полный синтаксический разбор 5 предложения.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
2. Анализировать, группировать, обобщать, устанавливать аналогии.
3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
–Какое деепричастие встретилось вам в предложении?
Каковы его морфологические признаки?
Приведите пример морфологического разбора одного из деепричастий из домашнего задания (на выбор).
2. – Выберите признаки, общие для деепричастия и наречия. (Признак действия, вторичное действие, неизменяемость, форма сравнения, обстоятельство, вид.) (Неизменяемость, обстоятельство.)
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать.
2. Устанавливать аналогии.
3. Выявлять закономерности на основе наблюдений.
IV. Введение в тему урока.
Как называются смысловые отрезки, представленные на экране? (Словосочетания)
Какая особая форма глагола есть в каждом из них? (Деепричастие)
Зная эти опорные слова, сформулируйте тему урока. (Деепричастие в словосочетании.)
Прочитайте тему урока и убедитесь, что вы правы. Какое еще слово присутствует в формулировке темы? (Примыкание)
Что нужно вспомнить, чтобы перейти к изучению данной темы? (Что такое примыкание. Вид подчинительной связи при которой зависимое слово не изменяется.)
Выпишите словосочетания со связью примыкание из предложения в языковой разминке.
Как вы находите эту связь? Какой первый «шаг» в ваших поисках? (Найти наречие и посмотреть, с каким словом оно связано.)
(5Он останавливался, закладывал руки за широкую спину и, покачиваясь, читал спокойно и уверенно повесть наизусть.)
Читать спокойно, читать уверенно, читать наизусть.
Могут ли быть ещё какие-то слова, кроме наречий, которые связаны примыканием? (Которые не изменяются: деепричастие, неопределённая форма глагола).
Докажите, выписав это словосочетание и обозначив синтаксическую связь.
Х
Читатл (как?) покачиваясь.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Устанавливать алгоритм действий.
V. Решение проблемы. Открытие новых знаний.
1. Наблюдение.
Упр. 308 – наблюдение над синтаксическими связями деепричастий с главными и зависимыми словами.
Работа в парах по вопросам и заданиям к упражнению.
Сформулируйте 1-й вывод: какая связь между деепричастиями и зависимыми от них словами? Покажите на примерах.
Сформулируйте 2-й вывод: какая связь между деепричастиями и главными для них словами – глаголами-сказуемыми? Докажите примерами.
2. Теория.
Чтение текста в рамке.
Представьте виды связи деепричастий в словосочетании с помощью схемы. (См. материалы предметного диска – интерактивная графическая схема «Деепричастие в словосочетании» – сначала даётся схема с пропусками, затем по гиперссылке – проверка.)
А какие словосочетания иллюстрируют подчинительную связь управление? (Закладывал руки, закладывал за спину, читал повесть)
- Почему вы не назвали Он останавливался? (Не является словосочетанием-грамматическая основа)
Что ещё не является словосочетанием?(Однородные члены).
Какие ещё виды связи в словосочетании вы знаете? Может ли деепричастие образовывать эти виды связи? Почему?
- Найдите в предложении словосочетание с подчинительной связью согласование (широкую спину).
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель, подбирать аналогии).
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической и диалогической речью.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.
VI. Итог урока.
Вспомните, что общего у наречий и деепричастий (см. этап актуализации). (Неизменяемость, обстоятельство.)
Чем ещё можно дополнить это сходство? (Примыкание.)
Что является главным показателем при определении вида связи – примыкания? (Неизменяемость зависимого слова.)
Работа в группах.
Дополните информацию в схеме об изученных видах связи слов в словосочетании. (См. материал предметного диска к § 32 и дополнение в пунктирной рамке.)
ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ
согласование управление примыкание
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
прилагательное
существительное
наречие
причастие
мест.-существ.
деепричастие
мест.-прил.
поряд.числ.
Практическая часть.
Замените словосочетание С УСЕРДИЕМ ОБУЧАЛИСЬ построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Замените словосочетание ВОСТОРЖЕННО СПРОСИЛА), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание ЛИПОВЫХ БОЧОНКОВ, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание БРЕВЕНЧАТЫМ ЗАБОРОМ, построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление
Замените словосочетание С РОДИТЕЛЬСКОЙ УСАДЬБОЙ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Рефлексия.
Тест с коллективной проверкой.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД
1. Составлять алгоритм действий.
2. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.
Коммуникативные УУД
1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание.
2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
VIII. Домашнее задание.
Н Упр. 311 – выписать все словосочетания из одного предложения, определить виды связи слов (по одному предложению для ряда).
П Подобрать материл для языковой разминки, составить к нему задания (компьютерная презентация).
© Баласс, 2015
ЗАВИСИМОЕ СЛОВО
Рисунок 1Рисунок 1vЗаголовок 5uђЗаголовок 6vЗаголовок 715
Подчинительная связь — связь, передающая такие отношения между элементами языка (словами или частями сложного предложе-ния), когда они являются неравноправными, и один из них оказывается главным, а второй — зависимым. Подчинение встречается в разных типах словосочетаний и между частями сложноподчиненного пред-ложения:
медный колокольчик; обжечь губы; сладко пахнуть и др.;
Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку (Б. Л. Пастернак)
Если утро зимнее темно, То холодное твое окно Выглядит, как старое панно (О.Э. Мандельштам)
Для выражения подчинения в русском языке используется целый ряд грамматических средств: окончания в форме зависимого слова, различные служебные слова (предлоги, послелоги, подчинительные союзы и союзные слова), порядок слов, интонация.
Внутри подчинения принято различать три его разновидности: со-гласование, управление и примыкание.
Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором грамматические характеристики главного слова повторяются в зависи-мом. При этом если меняется грамматическая форма главного слова, то обязательно меняется и форма зависимого слова, например: смелый человек, смелого человека, смелым людям.
Согласование может происходить по роду, числу, падежу — как по отдельности, так и по всем этим грамматическим категориям одно-временно: тогда его называют соответственно неполным и полным. Так, в случаях на семи ветрах и город Москва наблюдается неполное согласование, а в словосочетаниях пишущая машинка и этот дом со-гласование будет полным.
Управление — такой вид подчинительной связи, при котором глав-ное слово требует от зависимого определенной формы того или иного падежа, и при изменении формы главного слова форма зависимого слова не меняется, например: строит дом, строили дом, построив дом. Как правило, требование определенного падежа связано с лексико-грамматическими характеристиками главного слова.
В ряде работ различают понятия сильного и слабого управления. В случае сильного управления главное слово жестко предопределяет появление при нем конкретной падежной формы зависимого слова, это зависимое слово необходимо при главном, т.к. их связывают опреде-ленные смысловые отношения: читать учебник, просмотр фильма, наедине с тобой. Слабое управление не предполагает обязательного распространения главного слова какой-либо падежной формой, появ-ление зависимого слова может быть факультативным: сильный духом, улыбнуться шутке.
Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово не диктует зависимому никаких грамматических харак-теристик, и подчинение одного слова другому проявляется не фор-мально (в структуре зависимого слова), а только семантически. В ряде случаев средствами выражения примыкания могут служить порядок слов и интонация.
Бесспорно, этот вид связи используется в словосочетаниях, где за-висимые слова в принципе не имеют форм словоизменения. Такими являются наречия, деепричастия, инфинитивы, некоторые прилага-тельные, формы сравнительной степени, например: смотреть иско-са, быть умнее, плакать не переставая. Как правило, в большинстве школьных учебников только такие случаи и относят к примыканию.
В лингвистической литературе примыкание может пониматься более широко, и тогда выделяют так называемое падежное примыка-ние (предложное и беспредложное). К нему будут относиться случаи типа видеться каждый день, платье из ситца, их семья. При па-дежном примыкании чаще всего выражаются либо определительные отношения между словами (как в последних двух примерах), либо обстоятельственные — обычно пространственные (лежать на диване, стрелять из окопа). Материал с сайта
Эти случаи не считаются управлением, поскольку при управле-нии именно главное слово должно определять падеж (с предлогом или без) зависимого слова. Здесь же скорее зависимое слово выбирает для себя ту или иную падежную (или предложно-падежную) форму, и этот выбор зависит от конкретной ситуации и от лексического значения именно зависимого (а не главного) слова. Например, можно поставить в качестве определения при слове платье зависимое существительное и в родительном падеже (платье сестры), и в винительном с предло-гом в (платье в горошек), и в родительном с предлогом из (платье из шелка), и в творительном с предлогом с (платье с запахом) и т.д.; при глаголе видеться зависимое слово не обязано стоять только в винитель-ном падеже без предлога (как в видеться каждый день), оно может выбрать для себя и какую-то другую форму (видеться по выходным, видеться через день, видеться в конце недели и т.п.). Следовательно, не существительное платье и не глагол видеться заставляют зависимые слова стоять в определенной форме, а эти слова сами решают, какой падеж и предлог им выбрать. Поэтому случаи такого рода могут трак-товаться как примыкание.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- правило на тему согласование примыкание управление
- управление подчинение согласование
- для чего служит примыкание
- подчинительная связь управление ее виды
- главные слова в примыкании, согласование, управление
B3 - типы подчинительной связи
Комментарии преподавателя
Возможные трудности | Добрые советы |
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное , где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги. | Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы
), то тип связи слов в этом словосочетании - согласование. |
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа. | Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки - красавице артистке . Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа - директору колледжа. |
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом - восхищаться летом, сварить вкрутую - в крутую передрягу. | Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
|
Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например: | В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака
. |
Синтаксис. Понятие о предложении и словосочетании
Синтаксис - это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений .
Предложение - это основная единица синтаксиса, выражающая мысль, содержащая сообщение, вопрос либо побуждение. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью, т. е. оформляется как отдельное высказывание.
На улице холодно (сообщение).
Когда отходит поезд? (вопрос).
Закройте, пожалуйста, окно! (побуждение).
Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).
Утренний туман над городом еще не рассеялся, хотя и поредел (простое предложение).
Тот, который был с золотым зубом, оказался официантом, а не жуликом (сложное предложение).
По характеру грамматической основы простые предложения бывают двусоставные и односоставные .
По полноте своей реализации предложения делятся на полные и неполные .
По цели высказывания предложения бывают повествовательные , побудительные и вопросительные .
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные .
Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи ).
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.
Зайти (куда?) в глушь.
Зарядка (чего?) аккумулятора.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:
Утро - летнее утро;
Спать - долго спать.
Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование , управление и примыкание .
Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема : Нормы согласования, управления и примыкания.
Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях.
Задачи:
обучающие:
- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) ;
Сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;
2. развивающие:
Создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Продолжить развитие творческих способностей;
Формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
Воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Оборудование : учебник, раздаточный материал.
Методы работы : устная, письменная.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к началу урока.
Актуализация знаний.
Что такое словосочетание?
Как связаны слова в словосочетании?
На какие две группы делятся слова в словосочетании?
По своей структуре словосочетания делятся?
По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите примеры.
Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им характеристику. Приведите примеры.
Проверка домашнего задания.
Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:
Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.
1. а) на письменном столе
2. а) постучать в дверь
б) корабль отплыл
б) жить по-новому
в) прыгнули с моста
в) вследствие опоздания
г) громко засмеялся
г) в первых рядах
3. а) платье в клетку
4. а) будем работать
б) проснуться утром
б) сидел молча
в) пропущенный урок
в) сомневаться в сказанном
г) бить баклуши
г) за интересной книгой
Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:
1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;
2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;
3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;
4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.
Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.
Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.
Самостоятельная работа 1.
Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.
1. а) к голубому вагончику
2. а) заглянуть в окно
б) состав прибыл
б) сделать по-старому
в) наблюдали с балкона
в) будут цвести
г) низко нагнулся
г) на ярких лепестках
3. а) дом с колоннами
4. а) вопреки предсказаниям
б) молча переглянуться
б) сидел сгорбившись
в) выполненное задание
в) во всём сомневаться
г) все обрадовались
г) с обаятельной соседкой.
5. а) падающий снег
6. а) снежинка на рукаве
б) лететь в окна
б) самый глубокий
в) несмотря на запрет
в) узорчатый край
г) поднять высоко
г) совсем холодная
Самостоятельная работа 2.
1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?
а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;
б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;
в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;
г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.
2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?
а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;
б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;
в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;
г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.
3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?
а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;
б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;
в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;
г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.
4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?
а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;
б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;
в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;
г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.
Изучение нового материала.
Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.
Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.
Главное слово : существительное.
Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам) : прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.
Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.
Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам) : существительное, местоимение, числительное.
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.
Примечание.
1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление , в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.
2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление , в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.
Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).
Примечание.
1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.
2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.
Подсказки для тех, кому трудно:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении
И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.
Закрепление.
Укажите неправильный вариант ответа.
1. Согласование
4. Согласование
а) думать о будущем
а) в сиреневом облаке
б) решающий ученик
б) с огромным букетом
в) к следующему понедельнику
в) цветущую сирень
г) от дурных мыслей
г) растущие в саду
2. Управление
5. Управление
а) праздник весны
а) пусть светит
б) солнечным утром
б) работа над ошибками
в) виться над головой
в) смеясь над собой
г) заглянувший в парк
г) рассказанная на уроке
3. Примыкание
6. Примыкание
а) очень приятно
а) обижаться по-прежнему
б) разговаривать сидя
б) крикнуть громко
в) прищурив глаза
в) пришёл заранее
г) решил прогуляться
г) уехал на отдых
Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)
2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)
3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)
4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)
5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)
6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)
7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)
8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)
9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)
10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)
Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека
Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов ); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд );
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );
3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф );
4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:
вера во что-либо - уверенность в чём-либо;
заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;
идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;
обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;
обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;
обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;
опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;
отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;
превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);
предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;
препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;
различать что и что - отличать что от чего;
рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;
свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;
удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;
упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;
уплатить за что-либо - оплатить что-либо.
Подведение итогов.
Что вы сегодня узнали?
Какие нормы подчинительной связи вам стали известны?
Домашнее задание.
_______________
_______________
Р.р.
***
***
***
***
Различаются два основных типа синтаксической связи слов в предложении: сочинительная и подчинительная . Сочинительной связью соединяются равноправные, независимые друг от друга слова, являющиеся в предложении однородными членами: Густые и сочные травы сулили богатый покос (М.Исак,). При подчинительной связи одно слово является главным, а другое зависимым. От главного слова к зависимому ставится вопрос: яркое солнце (солнце какое?), очень полезный (полезный в какой степени?). Подчинительная связь более тесная, чем сочинительная. Словосочетаниям свойственна только подчинительная связь. Существует 3 вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание .
Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Основной вид согласования свойствен словосочетаниям: белая берёза, стройный тополь. При согласовании с изменением форм главного слова изменяются формы зависимого слова: белой берёзы, белой берёзе, белую берёзу. Зависимость подчинённого слова от главного выражается с помощью окончаний. При согласовании в словосочетаниях главным словом является существительное, а зависимым - прилагательное или другая часть речи, склоняющаяся подобно прилагательному: первый урок, решенная задача, моя книга. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. В составе предикативного сочетания (сочетания главных членов) наблюдаются другие виды согласования. Глагол-сказуемое согласуется с именительным падежом существительного в числе: грачи прилетели; Солнце светит. В форме прошедшего времени единственного числа и в форме условного наклонения единственного числа глагол согласуется с существительным в числе и роде: Туман рассеялся; Скорее пришёл бы отец!
Управление - такой вид связи, при котором зависимое слово (существительное, местоимение-существительное, субстантиват) ставится при главном в определённом падеже без предлога или с предлогом. Например: встретить друга (в,п.), верить другу (д.п.), думать о матери (пр.п.), лечить больного (в,п.).
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: встретить друга, встречу друга, встретив друга. Зависимым словом при управлении всегда является существительное или слово, заменяющее существительное (местоимение, субстантиват). Главным словом может быть глагол, существительное, прилагательное, наречие: читать книгу, книга сестры, добрый сердцем, вдали от дороги.
По наличию или отсутствию предлога при зависимом слове различают предложное и беспредложное управление: работать за товарища, поступить в институт - предложное управление; топать книгу, верить другу, чтение книги - беспредложное управление.
Зависимость существительного при управлении выражается только его окончанием, если нет при нём предлога, и предлогом и окончанием, если предлог есть (работать за товарища).
Примыкание - это вид связи, в который вступает неизменяемые слова и формы. Примыкание - связь в основном смысловая. Примыкают наречия, инфинитивы, деепричастия, сравнительная степень прилагательных: повернуть направо, привычка курить, идти прихрамывая, пришли дети постарше. Объединению примыкающих слов в составе словосочетания помогает контактное расположение слов, отсутствие паузы между главным и зависимым словом при чтении предложения, т.е. интонация предложения. Например: Друзья повернули направо; В лесу дышится легко.
Подчеркнём, что вид синтаксической связи зависит от принадлежности слов к части речи, а не от их синтаксической роли в предложении. Так, зависимые существительные всегда управляются, хотя они могут быть в предложении и дополнениями, и обстоятельствами, и несогласованными определениями, например: читать книгу (доп.), читать на кушетке (обет.), книга брата (несогл. определение).