Социальное развитие и молодежь. «Социальное развитие и молодежь Эссе на тему социальное развитие и молодежь
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж»
Реферат по обществознанию
На тему: Социальное развитие и молодежь.
Работу выполнила: Тюляндина Т.Н.
Студентка группы: 291
Руководитель: Филатова Л.В.,
Преподаватель обществознания
Проверил:____________________
Оценка:______________________
«______________________» 2010 г.
пос. Ува,
2010 г.
Содержание:
Введение……………………………………………… …………………………………..3
1. Социальное развитие человека…….………………………………………………… .4
2. Молодежь как социально- демографическая группа………………………............... .6
2.1. Молодежь (демографическая характеристика)……………………………………. 6
2.2 Молодежные субкультуры…………………… ……………………………...............7
2.3. Проблемы молодежи………………………………… ……………………………..12
Заключение…………………………………………………… ………………………....13
Литература…………………………………………………… ………………………….14
Введение.
Изменения, охватившие
все сферы общественной жизни в нашей
стране, пожалуй, наиболее остро проявляются
в социальной сфере. Их характер очень
сложен и противоречив.
Социализация человека - установление
связей между индивидуумами и освоение
социальных навыков. Социальные связи
человека различны в разные периоды его
жизни – от рождения до старости.
Молодость
как определённая фаза, этап жизненного
цикла биологически универсальна, но
её конкретные возрастные рамки, связанный
с ней социальный статус и социально-психологические
особенности имеют социально- историческую
природу. И зависят от общественного строя,
культуры и свойственных данному обществу
закономерностей
социализации
. Социологическое исследование
молодежи предполагает единство анализа
социально-классового деления общества
и системно-структурного подхода, прослеживающего
особенности положения и социальных функций
молодежи в ряду других возрастных групп
данного общества, на основе определенного
способа производства и более широкого
исторического анализа.
В
своей работе я хочу разобраться:
что же такое социальное развитие человека,
и рассмотреть молодежь с точки зрения
социологии и демографии. Также я рассмотрю,
с какими проблема она сталкивается.
1. Социальное развитие человека.
С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.
Этапы социализации:
Первое
детство.
Для образования связи между ребенком
и каждым из его родителей наибольшее
значение имеют первые мгновения его жизни.
В основе формирования этих связей лежат
взгляды, движения и особенно улыбки ребенка.
Cо второй недели жизни новорожденный
не только проявляет интерес к человеческому
лицу, но и отличает лицо своей матери.
Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться
привязанности ребенка. Он разражается
криком и плачем, когда его забирают от
матери (или от лица, постоянно ухаживающего
за ним). Это - не страх перед незнакомым
человеком, а неузнавание в нем черт материнского.
Граница этого этапа имеет происхождение
в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев
ребенок начинает активно искать исчезнувший
внезапно предмет, то есть формирует у
себя представление о постоянстве (перманентности)
предмета (до того, если закрыть игрушку
бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает).
Кроме того, именно постоянное присутствие
социального партнера приводит к формированию
у ребенка представления о собственной
перманентности.
Показано
также большое значение надежной социальной
привязанности (в первую очередь - присутствия
матери) для освоения ребенком незнакомых
мести налаживания социальных контактов
с другими детьми. В то же время, как уже
говорилось, эмоциональное общение ребенка
со взрослым - ведущая деятельность младенца.
Эта деятельность трудна для ребенка,
поэтому нельзя постоянно тискать младенца,
таскать его на руках и требовать его внимания,
как это часто делается.
Детство
и отрочество.
В преддошкольном возрасте (1 - 3 года)
формируется основной механизм социализации
и социального развития - речь, что позволяет:
·
включать социально-фиксированные
эталоны в персептивную деятельность
ребенка, то есть происходит переход к
опосредованности понятий;
·
включать произвольность
в память и другие формы поведения (то
есть идет переход "наблюдать - смотреть".
"Запоминать - выучивать" и т.д.); так
формируется волевое регулирование, являющееся,
кстати, основным показателем готовности
ребенка к школе.
В этом
же преддошкольном возрасте начинается
формирование собственного "я". Тем
не менее, к концу преддошкольного возраста
"я" ребенка представляет собою весьма
неустойчивый, элементарный, недифференцированный
комплекс, включающий представление о
своих простейших индивидных и социальных
характеристиках. Ребенок начинает называть
себя по имени, выделять себя как постоянное
целое из текущего потока изменяющихся
собственных действий и состояний. Так,
очень долго ребенок называет себя "он/она",
практически только к трем годам он начинает
говорить о себе "я". К трем годам
он может произвольно изменить поведение
и затормозить непосредственные импульсы
по словесному приказу взрослого.
Первый
этап социального
развития (3 - 6/7 лет) -
дошкольный возраст
.
Что может ребенок к 6/7 годам?
Природные формы психики приобретают
вербальность (связывает воспринимаемый
объект со словом), произвольность (поступает
не импульсно, а сознательно), опосредованность
(тормозит свои реакции; волевая регуляция).
Возникают нравственные оценки (хорошо
- плохо), хотя еще неадекватные и в общей
форме. Пример: на вопрос "что такое
доброта" дается либо конкретный пример,
либо общее понятие "это дядя хороший".
Ребенок усваивает нравственные оценки
как от общения со взрослыми, так и в непосредственной
практике детского коллектива; важно,
чтобы между этими каналами не было разрыва.
Появляется определенный социальный статус
ребенка в группе.
Обобщая,
можно сказать, что к концу
дошкольного периода у ребенка
формируется готовность к обучению.
Второй
этап социализации -
школьный возраст.
Социальные воздействия принимают систематизированную
форму. Формируются социальные характеристики
- характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная
сфера и т.д. Здесь особенно большую роль
играют группы сверстников, особенно для
развития идентификации и формирования
установок. Показано, что подростки гораздо
легче идентифицируют себя с другими подростками,
чем со старшими (даже если последние относятся
к тому же полу, расе, религии и общине,
что и сам подросток). На этой стадии тесно
связаны дружба и сексуальность. Так, у
подростка "хороших друзей" обычно
меньше, чем в любом другом возрасте (не
более 5), но среди них больше представителей
другого пола
Зрелость.
Происходит развитие познавательной сферы,
освоение новых социальных ролей (субъекта
деятельности, родителя, начальника, пенсионера
и т.д.). Объем социальных контактов в это
время значительно варьирует. Так, обычно
больше всего друзей у молодых взрослых
людей, состоящих в браке (в среднем - 7
чел.). Они подбираются по сходству вкусов,
интересов и склада личности, взаимности
в помощи и обмене откровенностями, совместимости
на основе взаимного удовольствия, извлекаемого
из общества друг друга, удобству общения
в географическом отношении, взаимному
уважению. В расцвете зрелости приоритеты
отдаются деятельности, направленной
на достижение поставленных жизненных
целей; поддерживаются только самые прочные
связи. Число друзей снижается до 5 и менее.
В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое»,
сдвигается в сторону биологического.
Нужно отметить все усиливающуюся ретардацию
старения – отодвигание собственно старческого
возраста, то есть сохранение продуктивного
периода вплоть до смерти. С приходом старости
и в связи с драматическими событиями,
дружеские связи укрепляются, особенно,
когда друзья оказываются в сходной ситуации.
Среднее число друзей у человека, ушедшего
на покой, составляет 6 чел.
2.
Молодежь как социально- демографическая
группа.
2.1. Молодежь (демографическая характеристика)
Нижняя
возрастная граница определяется, что
с 14 лет наступает физическая зрелость
и человек может заниматься трудовой деятельностью
(период выбора учиться или работать).
Верхняя граница определяется достижением
экономической самостоятельности, профессиональной
и личной стабильности (создание семьи,
рождение детей).
В
этот период человек проживает важный
этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация
- это процесс становления личности,
обучения, усвоения ценностей, норм, установок
образцов поведения, принятых в данном
обществе. У молодежи есть особые черты,
которые характеризуют её как самостоятельную
социально-демографическую группу.
По
данным переписи населения 1989г. молодежи
от 14 до 30 лет в РФ насчитывается
34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.)
численность молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.
С
1989 по 1999 годы численность продолжала
сокращаться. По современным данным
численность давно упала ниже
30 млн. человек, точных данных привести
невозможно, так как различные источники
указывают различные цифры.
Современную
численность молодежи покажет перепись
населения, которую собираются провести.
Падение
рождаемости в Российской Федерации
привело к "старению" молодежи:
увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь
составляет 41% населения России в
трудоспособном возрасте. В народном
хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых
людей. Однако доля молодежи среди занятых
в народном хозяйстве постоянно
снижается, особенно среди рабочих
промышленности, строительства и транспорта.
В связи со структурными изменениями,
происходящими в экономике, растет доля
молодежи в непроизводственной сфере.
А это требует внесения изменений в структуре
ее трудовой подготовки и переподготовки.
Численность молодежи на селе за 10 лет
сократилась на 25% и составляет лишь около
9% сельского населения России.
2.2. Молодежная субкультура.
Для
России таким источником субкультуры
стал Запад. Отечественные молодежные
субкультуры начиная со стиляг конструировали
«свой Запад» в соответствии с представлениями
и традициями российской культуры, являясь
сложным переплетением инновационных
элементов с элементами «своей» и «чужой»
культурных традиций. Например, субкультура
отечественных хиппи унаследовала традиции
странничества и анархопацифизм: толстовское
отрицание государства и «непротивление
злу насилием». Таким образом, многие отечественные
молодежные субкультуры - явление органическое,
а на привнесенное и заимствованное. Западные
образцы субкультурных стилей, ритуалы
и ценности во многих случаях переработаны
и переосмыслены в соответствии с особенностями
российской цивилизации и ментальности.
Особенность отечественных молодежных
субкультур состоит и в том, что большинство
из них ориентированы либо на проведение
досуга, либо на передачу и распространение
информации. Тогда как на Западе альтернативное
движение, выросшее из молодежных субкультур
60-70 гг., активно участвует в социальных
программах, помощи больным, инвалидам,
престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно,
такое различие также связано с российской
спецификой, местом и ролью государства,
долгое время отучавшего граждан от самодеятельности
и спонтанной активности. Классификация
молодежных субкультур, разработанная
применительно к США, Канаде и Западной
Европе, в российских условиях должна
быть несколько модифицирована. С. А. Сергеевым
предложена следующая их типология: романтико-эскапистские
субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты,
с известными оговорками - байкеры), гедонистическо-развлекательные
(мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминальные
(«гопники», «люберы») и анархо-нигилистические
(панки, экстремистские политизированные
субкультуры «левого» и «правого» толков),
которых можно также назвать радикально-деструктивными.
Большинство
современных исследователей отечественных
молодежных субкультур обращены к ситуации
«субкультурного бума» конца 80-х - начала
90-х гг. Ситуация середины 90-х гг., когда
этот «бум» миновал, изучена меньше. Обращает
внимание и то обстоятельство, что преимущественно
изучаются субкультуры молодежи Москвы,
реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных
субкультур в регионах и республиках в
составе Российской Федерации меньше.
Это в известной мере оправданно, так как
субкультурные мода и стиль «западнического»
характера распространялись в первую
очередь среди молодежи столиц. Вместе
с тем изучение субкультурной ситуации
в российских регионах, региональных особенностей
представляется интересной и важной задачей,
учитывая увеличение значения регионов
в сегодняшней России.
Влияние
молодежных субкультур (хиппи) на территории
России стало проявляться во второй половине
60-х - начале 70-х гг. Но применительно к
указанному периоду нельзя говорить о
специфических региональных особенностях
этой и другой молодежных субкультур.
Мода на них приходила из столиц; ситуация
остается практически такой же до сих
пор, если говорить о группе молодежных
субкультур, названных С. А. Сергеевым
гедонистическо- развлекательными (рэпперы,
рэйверы). Положение, однако, меняется
с романтическо-эскапистскими молодежными
субкультурами. С начала 90 гг. Казань наряду
с Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом
становится одним из центров распространения
толкинистской субкультуры (данный процесс
рассмотрен ниже). Нет необходимости напоминать,
что в 80-е гг. именно в Казани (а затем в
других городах Татарстана) появились
молодежные группировки или шайки, породившие
криминальную молодежную субкультуру.
Субкультура
хиппи
- одна из старейших молодежных
субкультур в России. Движение хиппи развивалось
«волнами»: первая волна относится к концу
60-х - началу 70-х гг., вторая - к 80-м гг.
Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад,
выражавшийся в резком уменьшении числа
приверженцев данной субкультуры. Однако
в середине 90-х гг. неожиданно заявила
о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения
молодых (15-18 лет) являются преимущественно
школьниками и студентами младших курсов.
Внешний
вид хиппи «третьей волны» достаточно
традиционен: длинные распущенные
волосы, джинсы или джинсовая куртка,
иногда балахон неопределенного цвета,
на шее - «ксивник» (небольшая кожаная
сумочка), украшенная бисером или вышивкой.
На руках - «фенички», т.е. самодельные
браслеты или бусы, чаще всего из бисера,
дерева или кожи. Данный элемент атрибутики
хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись
среди молодежи: «фенички» могут украшать
руки и школьницы, и преподавательницы
вуза. От «классических» хиппи «третью
волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок
и три-четыре колечка в ушах, реже в носу
(пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести
к субкультурам, которым свойственно стремление
к самопознанию.
Молодежной
субкультурой, относимой к числу
романтическо-эскапистских, являются
индеанисты. Они изучают культуры индейцев,
преимущественно североамериканских,
стремясь к точному воспроизведению их
обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской,
индеанисты - нечто среднее между клубом
любителей американских индейцев и религиозно-мистическим
движением. При всей «этнографической»
атрибутике индеанистской субкультуры
ценности ее: коллективизм (общинность),
экологизм, космизм, - перекликаются с
традиционными российскими ценностями.
В 70-х - начале 80 гг. Казань была одним
из центров зарождавшихся индеанистского
движения и индеанистской субкультуры.
Позже инициатива перешла к более многочисленным
и энергичным группам индеанистов Ленинграда
и Москвы. Пик индеанистского движения
приходится на 1985-1990 гг.
В
молодежной культуре 80-х - 90-х гг.
появились толкинистское движение
и связанная с ним, порожденная им толкинистская
субкультура. Известный английский филолог
и писатель Дж. Р.Р. Толкин (на сленге толкинистов
- Профессор) родился в 1892 г., а умер в 1973
г. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион»
и другие относятся к жанру fantazy - сказочной
фантастики. Толкин - мастер особой, завораживающей
атмосферы повествования, так что читатель
начинает отождествлять себя с героями
книги. Это стало одним из факторов, вызвавших
к жизни неожиданный для самого автора
социокультурный феномен - ролевые игры
по книгам Толкина. Ролевая игра близка
к импровизированной театральной постановке.
Готовится реквизит (безопасное оружие,
одежда, соответствующая толкиновскому
условному средневековью). Мастера - режиссеры
игры - распределяют роли, игроки проходят
нечто вроде экзамена на знание фантастического
мира Толкина и предыстории своего персонажа,
намечается сюжетная линия.
Толкинистское
субкультурное движение стало частью
и продолжением российской романтико-эскапистской
традиции, находившей в разное время выражение
и в хиппизме, и в туристическом движении.
В начале 90-х гг. отечественные толкинисты
стремительно вовлекли в свою «сферу влияния»
и
ассимилировали часть представителей
других молодежных субкультур (хиппи,
рокеров и даже панков). Появляются продолжения
Толкина, написанные с иных мировоззренческих
позиций, издается обширная фэн-пресса.
есть странички толкинистов в Интернете.
Это существенно отличается от движения
западных почитателей Толкина: известно,
что там преобладают узость, изолированность,
деятельность толкинистов сводится к
компьютерным играм, переписке по Е-mail
и узкоакадемическим студиям.
В
1993-1994 гг. субкультура толкинистов
пережила кризис роста. Он был преодолен
путем расширения диапазона ролевых игр,
включившего произведения не только Толкина,
но и других писателей-фантастов, а также
исторические сюжеты. Организационно
отделилось движение ролевых игр, хотя
по атрибутике, ценностным ориентациям
ролевики близки к толкинистам. Впрочем,
организационное размежевание не было
абсолютным.
Можно
констатировать, что субкультура толкинистов
и ролевиков развивается в последние годы
наиболее активно и динамично.
С
определенными оговорками можно
отнести к романти- ческоэскапистским
субкультурам также байкеров и хакеров.
Традиционно их относят к субкультурам
соответственно спортивной и интеллектуальной
направленности. Вместе с тем гонки на
мотоциклах - особый, претендующий на
элитарность мир мужского братства, как
и уход в виртуальный мир, - можно рассматривать
как своеобразный эскапизм.
Байкеры
- мотоциклисты, которых у нас
часто именовали рокерами, что неточно:
рокеры - это любители рок-музыки. Отечественная
субкультура байкеров, как и хиппи, пережила
по крайней мере два подъема: один в конце
70-х - начале 80-х гг., другой - уже в 90-е
гг. Самые крупные в России байк-клубы
- московские «Ночные волки» и питерские
«Шоссейные монстры».
Хакеры
(компьютерные фанаты) - молодежная
субкультура, находящаяся в процессе формирования.
Численность хакеров пока незначительна,
хотя установить точно численность хакеров
затруднительно еще и потому, что общаются
они преимущественно посредством компьютерных
сетей. Кроме того, не все компьютерные
фанаты осознают себя некоей общностью
со своими ценностями, нормами, специфическим
стилем. Вероятно, это дело будущего.
Из
субкультур, названных гедонистическо- развлекательными,
подробнее охарактеризуем рэйверов и
роллеров. Обычно рэйверов относят к музыкантам,
а роллеров - к спортивным субкультурам,
однако общность базовых ценностей, лежащих
в основе этих субкультур: легкое, беззаботное
отношение к жизни, стремление жить сегодняшним
днем, быть одетым по последней моде, достаточное
основание для их сближения при типологизации.
Субкультура рэйва (англ. - бред, бессвязная
речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании.
В России распространяется с 1990-1991 гг.
В музыкальном отношении стиль рэйв -
преемник стилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая
часть рэйверского стиля жизни - ночные
дискотеки с мощным звуком, компьютерной
графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов
характерны яркие краски и использование
искусственных материалов (винил, пластик).
Развитие субкультуры рэйва шло параллельно
с распространением наркотиков, в частности,
«экстази». Принятие галлюциногенов с
целью «расширения сознания» стало, к
сожалению, практически неотъемлемой
частью рэйверской субкультуры. Вместе
с тем многие деятели молодежной культуры,
в том числе ди-джеи - ключевые фигуры
рэйв-субкультуры, - высказывали и высказывают
крайне негативное отношение к приему
наркотиков.
Роллерами
называют любителей роликовых коньков.
Они предпочитают спортивную одежду ярких
расцветок: также их можно идентифицировать
по разноцветным нашлепкам на коленях.
В основном роллеры - школьники старших
классов (13-16 лет), но есть и студенты,
младшие школьники. Интересно, что роллерские
компании возглавляются девушками. Роллеры,
как правило, дети из обеспеченных семей.
Их численность - несколько десятков
человек, что обусловлено, вероятно, не
в последнюю очередь ценой роликов - от
50 до 150 долларов и выше.
Субкультуры,
относимые к анархо- нигилистическим
или радикально-деструктивным, в настоящее
время маргиналы среди молодежных субкультур.
Это относится, в частности, к панкам. Влияние
панковской субкультуры никогда не было
значительным. Многие из них поддерживали
тесные контакты с хиппи, входили в Систему,
как именовала себя общность хиппи. Подобная
субкультурная диффузия характерна для
молодежных субкультур российской провинции
80-х гг. В 90-х гг. субкультурная диффузия
охватывает субкультуры панков и металлистов
(музыка стиля хэви-металл или трэш-металл).
Среди рок-музыкантов и их слушателей
появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами.
Деструктивный
и нигилистический характер носит
и субкультура сатанистов. Еще в конце
80-х гг. от субкультуры хэви-металлистов
отделилась группа «черных металлистов»,
сблизившаяся с приверженцами церкви
сатаны. К середине 90-х гг. уже можно говорить
о формировании в России сатанистской
субкультуры. Есть основания предполагать,
что одна или несколько групп сатанистов,
имеющие конспиративный характер, существуют
в Ростове-на-Дону. Время от времени в прессе
появляются интервью с лидерами сатанистов:
последние, разумеется, пытаются отрицать
или затушевать антиобщественный и античеловеческий
характер ритуалов и ценностей сатанизма.
В
рамках субкультур анархо-нигилистического
типа можно выделить также анархо-левацкую
и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты,
как известно, против любых выборов, якобы
подавляющих меньшинства, и предлагают
заменить выборы «консультациями». Тогда
как приверженцы правоэкстремистской
молодежной субкультуры бьют иностранцев.
Наконец,
криминальная молодежная субкультура
(«гопники», «группировочники», «мотальщики»).
Расцвет ее приходится на 80-е гг. В середине
90-х гг. появляется новое поколение «гопников»,
неконтролируемое организованной преступностью
или контролируемое в меньшей степени.
Они быстро проявили себя как «культурные
враги» большинства молодежных субкультур:
байкеров, рэйверов. роллеров и т.д. Любой
подросток, не только принадлежащий к
иной субкультуре, может быть избит, подвергнут
сексуальному насилию, ограблен.
Такова
пестрая картина разнообразных
молодежных движений и субкультур,
которые должны стать предметом
глубоких социологических исследований.
2.3. Десять проблем молодежи.
Опросив
1875 молодых людей и использовав
богатейшую базу исследований прошлых
лет, социологи Научно- исследовательского
центра при Институте молодежи выделили
десять главных проблем российской
молодежи. Это преступность, деньги,
безработица, образование, досуг, здоровье,
наркотики, проституция, права и родина…
Анализ проблем показывает, что они расположены
в нескольких основных «измерениях» и
сопряжены, в первую очередь, с возможностью
реализации молодежью своих прав: человека,
гражданина, члена общества. От реализации
этих прав зависят перспективы развития
и будущее России.
Первая
группа проблем связана непосредственно
с безопасностью – это жизнь
и здоровье молодого человека, физическое,
душевное и духовное. Большинство
молодых людей России (70%) обеспокоены
прямой угрозой жизни и здоровью. Причин
для этого множество. Многие не чувствуют
себя в безопасности на улицах, рост преступности
– один из доминирующих страхом молодежи,
они боятся войны, болезней, их беспокоит
экологическая ситуация, которая также
напрямую связана со здоровьем.
Другой
комплекс проблем - жизненные перспективы
молодого поколения. Молодой человек
должен иметь чувство жизненных
перспектив, а это, в первую очередь,
творческая самореализация, а значит,
образование, профессия, карьера, возможность
достигнуть определенного уровня благосостояния
и обеспечить свою будущую семью, которая
неожиданно, вопреки стереотипам, вышла
на роль ведущей ценности в глазах молодежи.
Третья группа проблем обозначена как
проблема «социального участия».
и т.д.................
- Кого считать молодым?
- В каких условиях живет российская молодежь?
- Каковы особенности ее интересов и устремлений?
- Молодежная субкультура: быть похожей или отличаться?
Социальные процессы в современной россии
Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее остро проявляются в социальной сфере. Их характер очень сложен и противоречив.
Одной из проблем нашего общества является все более очевидное социальное расслоение на богатых и бедных. Это чрезвычайно глубокий, серьезный процесс, меняющий лицо общества: происходит глубокая социальная дифференциация, основанная на имущественном расслоении и доходах- Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, так называемых групп социального риска. К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры. (Вспомните, что государство делает для этих категорий населения.)
Особенность российской ситуации состоит в том, что на грани бедности и за ее чертой оказались вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых много специалистов с высшим образованием, прежде всего представителей массовых интеллектуальных профессий (преподаватель, врач, инженер). Из-за значительного снижения ассигнований на науку и отсутствия спроса на научные достижения со стороны экономики произошло падение социального статуса интеллектуального труда вообще.
Одной из особенностей социального развития последних лет стало усложнение социальной структуры общества. Появились новые группы и социальные слои общества: предприниматели и банкиры, мелкие торговцы, «новые русские» и «новые бедные». Возникли новые тенденции в социальной среде рабочих и крестьян, связанные с приватизацией собственности, акционированием предприятий, появлением фермерства.
Еще одна особенность - быстрое нарастание социальных различий по территориям. Социальные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе, на селе, в разных регионах России. (Приведите известные вам примеры.)
Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Маргинальные слои формируются в большинстве случаев из бывших работников умственного труда (инженеров, работников научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро), беженцев из других республик СНГ, женщин в возрасте старше 35 лет и молодежи. Возможно, у вас возникнет вопрос, почему среди перечисленных категорий населения оказалась молодежь. Чтобы ответить на него, необходимо определить, какое место занимает молодежь в социальной структуре общества.
Прежде всего молодежь наиболее перспективная возрастная категория в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. Но такие перспективы имеют далеко не все молодые люди: возможности получения образования и самореализации во многом определяются на сегодняшний день социальной принадлежностью молодого человека, имущественным положением его семьи. Вот почему кому-то из молодых свойственно неверие в свои силы и разочарование в обществе. Кто-то, наоборот, полон оптимизма, верит в возможности реализации своих способностей.
Наряду с этим, к сожалению, очевидна криминализация части российской молодежи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения, с одной стороны, и «романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому трудовых усилий,- с другой, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах.
Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, она обладает большими способностями к труду, технической и культурно-художественного творчества, производительной деятельности во всех сферах человеческого бытия;
Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.
Принципиальным вопросом при рассмотрении роли молодежи в обществе является вопрос о молодежи как субъекта и объекта общественных преобразований. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, семьи, институтов образования, а позже в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития начинает сам существенно влиять на общество. То есть, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлен общественное влияние с целью ее развития. Молодежь выступает объектом и к обществу и к самому себе.
Без сомнения, молодёжь является очень важной частью для Чувашии и для России в целом, так как это наиболее активная составляющая государства. Молодые наиболее лучше приспособлены к внедрению новых технологий, инноваций и реформ. Они мобильны и полны сил, поэтому российское государство заинтересовано в том, что бы подрастающее поколение было вовлечено в экономическую жизнь России и политическую... Совсем недавно наша страна миновала экономический кризис, и сейчас находится на стадии стабилизирования, поэтому молодые специалисты в сфере экономики просто необходимы для Чувашии. Отсюда следует, что государство должно быть заинтересовано в формировании жизнеспособного и здорового нового поколения, ведь молодежь и есть "спасение" для государства в плане создания семьи и устранения демографического кризиса.
Словом, Чувашия в наше время делает все для благополучного развития молодого поколения - остальное зависит уже от нас самих. Целеустремленность и амбиции - главные составляющие счастливой жизни и обеспеченного будущего, поэтому важно правильно выбрать свой путь уже сейчас, ведь Молодость не вечна и уходит с каждым днем... Отказ от вредных привычек, достойное занятия, поиск любимой работы помогут изменить свою жизнь к лучшему. Будущее России в руках молодежи и об этом стоит помнить всегда.
МОЛОДЁЖЬ - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.
Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:
"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".
Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:
"Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.
Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.
С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе. Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.
Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений. Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.
В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.
Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.
К базовым ценностям относятся:
1. Человечность;
2. Воспитанность;
3. Образованность;
4. Терпимость;
5. Доброта;
6. Честность;
7. Трудолюбие;
8. Любовь;
Молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.
К положительным можно отнести такие как:
1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;
2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;
3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;
4. Участие в организации своего досуга;
5. Ориентация на самообразование;
К отрицательным качествам такие как:
1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;
2. Ничегонеделание;
3. Сексуальное экспериментирование;
4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);
5. Неопределённость и непредсказуемость;
Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:
1. Здоровая семейная микросреда;
2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;
3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;
4. Влияние СМИ;
5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)
6. Активное вовлечение в общественную деятельность;
Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды; Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Специфические моменты технологии социальной адаптации:
* только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;
* только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;
* процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;
* человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;
Социальная адаптация - процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.
Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.
Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.
Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.
Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.
Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.
Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.
В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:
1. психические расстройства;
2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;
3. алкогольная и наркотическая зависимость;
4. венерические заболевания;
Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.
В-третьих - в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ѕ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.
В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.
Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.
В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.
Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.
Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.
Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.
Департамент образования и науки Тюменской области
ГАОУ СПО Тюменской области
«Ишимский сельскохозяйственный техникум»
Реферат на тему: «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
Направление: социальные проблемы молодёжи
Выполнила: Богомазова Н.А.
группа П-09.12.1
специальность «Продавец, контролёр,
Руководитель: Иноземцева Н.А.
Ишим 2014 г.
Введение
Основная часть
1.1 Взаимоотношения с семьей и обществом. Вседозволенность, равнодушие, эгоизм
2 Влияние средств массовой информации
3 Трудовая незанятость. Безработица. Отсутствие профессии
5 Низкий уровень здоровья
6 Половое воспитание молодежи
Литература
Введение
молодежь общество воспитание эгоизм
Одной из обособленных групп нашего современного общества является молодежь: социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленная различными социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Именно на развитие этой ячейки опирается современное общество, возлагая на молодое поколение свои надежды и веру в успешное будущее, формируя из нее основу, фундамент нашего общества и государства в целом, на котором по истечении срока будут стоять наши культурные, социальные, нравственные и материальные ценности. Но до достижения этого порога молодежь, как субъект нашего общества, претерпевает определенные этапы роста и развития, т. е. социальную адаптацию, которая ведет к определению волнового характера современной молодежи. К сожалению, с определением основного становления характера этой общности связано множество факторов, именуемых социальными проблемами, которые можно объединить в несколько групп.
1. Основная часть
1 Взаимоотношения с семьей и обществом. Вседозволенность, равнодушие, эгоизм
К сожалению, одной из причин социальной деградации молодежи является безразличное отношение к той среде, в которой она находится - это, прежде всего, семья и общество. Об этом говорят многочисленные опросы, проводимые социологами среди молодежи. Так доминирующим звеном в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, а так же деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. В свою очередь стимул, определенное стремление зарабатывать своим трудом средства дохода на подобные запросы у современной молодежи практически отсутствует. Отсюда вытекают определенные последствия - образование семьи отходит на последние ниши в планах становления. Развивается преступность в стремлении к получению материальных благ (мошенничество, воровство, грабежи, преступления особой тяжести), образуется сексуальная распущенность, равнодушное отношение к членам своей семьи (недостойное отношение, прежде всего к родителям, братьям, сестрам и прочим родственникам), к которому приводит стремление к независимости и самоутверждению в определенных кругах нашего общества. Обратной стороной подобного социального поведения является скорейшее падение в глазах остального общества, нередко приводящее к иждивенческому существованию, зависимости от семьи и государства.
2 Влияние средств массовой информации
В современном обществе СМИ - это распространение развлекательной, политической, элитной и другой информации, в своем большинстве направленной на привлечение молодежи к своему содержанию. Вошло в практику использование СМИ в коммерческих целях как средство дохода. В 70% всего своего содержания, преподносимая информация несет в себе развлекательный разножанровый характер, не приносящий при этом никакой пользы для общества - фильмы ужасов, порнография, самостоятельно снятые фильмы, называемые "Home video" и другая информация, именуемая общественным мусором. Более всего угнетает распространение информации порнографического содержания, нередко с моментами жестокого насилия. Реакция большого количества молодых людей на снятые фильмы подобного рода или любительские ролики ужасающа - они уподобляются антигероям, мечтая самим участвовать в подобном или, что еще хуже, стараются воплотить свои помыслы в реальности.
Техническим прорывом в истории развития СМИ является сеть Интернет. И здесь содержится очень много угнетающей информации, дезинформации, легкодоступной для молодежи и негативно влияющей на ее сознание.
Это в свою очередь приводит к развитию массовой агрессии, подражанию вымышленным, нередко отрицательным, персонажам, развитию преступности.
3 Трудовая незанятость. Безработица. Отсутствие профессии
Бедность и материальное неблагополучие приводят к отсутствию образования у большого количества молодых людей, что приводит к получению недостаточно востребованной профессии на рынке труда, соответственно с низкой заработной платой по общепринятому прейскуранту в российском обществе. В свою очередь из - за невостребованности определенной профессии молодые люди становятся безработными, а значит и материально необеспеченные, что может неизбежно привести к потере себя, как индивида социума, к употреблению алкоголя, наркотиков, токсичных и других веществ, наносящих непоправимый ущерб здоровью.
Еще одним фактором трудовой беспомощности молодого поколения является собственное нежелание работать и обеспечивать себя и свою семью. Инфальтивное и довольственное отношение к своему сосуществованию приводит к иждивенческому образу жизни, отягчающего жизнь семьи и общества в целом, а значит, приводящего к деградации такого слоя общности, как молодежь.
Еще одной немаловажной проблемой является проблема трудоустройства молодежи в сельской местности. Как известно, проживая в сельских поселениях, практически невозможно найти себе работу с достойной заработной платой даже имея хорошее образование. Молодежь привлекает высокий заработок труда, когда как сельские специалисты в различных областях получают немногим выше прожиточного минимума. Люди, работающие в сфере образования, в последнее время получают более достойную поддержку государства, чем в недалекие годы. По-прежнему остается тяжелой ситуация с оплачиваемым трудом таких специалистов, как ветеринары, работники культуры, продавцы, работники сельхозпредприятий. Имея возможность достойно работать в городах, получая удовлетворяющую по всем показателям зарплату, молодежь, не раздумывая, покидает сельскую местность, таким образом, оставляя бесплодными многие возможности.
Также немаловажной проблемой является трудоустройство молодых специалистов. Которые еще вчера были студентами и обучающимися. Во многих организациях при трудоустройстве приветствуется наличие стажа у будущего работника, которого, по понятным причинам, у вчерашнего студента быть не может.
Проблематичным является и трудоустройство для молодых матерей, у которых один и более детей. Конечно, работодатель учитывает ту ситуацию, в которую может попасть молодая мать - больничный по уходу за ребенком, устройство детей в детские сады, декретные отпуска и др. на этот период времени работодателю нужно будет искать замену временно отсутствующему работнику, что является ненужной потерей времени и некоторых издержек со стороны последнего. Потому в организациях отдают предпочтение работникам средних лет с имеющимся опытом работы.
4 Непатриотическое отношение к Родине
Подобное отношение к своей Родине построено на недоверии к власти, государству. Так, например, в последние годы много раз запятнывалась честь Российской Армии, при выходе на обозрение всей страны многих ситуаций, связанных с избиением, унижением военнослужащих офицерами или сослуживцами пострадавших солдат.
Антиморальное поведение, увеличение таких общностей, как скинхеды или другие неформальные группы, разрушают первоочередное истинное отношение к своим истокам, а также искажение истории России, великих битв и побед.
Много раз история нашей страны переписывалась, обрастая новыми событиями, а то и легендами, иногда не столь украшающих нашу Родину, сколь порочащих ее. (Тому свидетельство множество примеров из истории Великой Отечественной Войны, в которой для многих стран наша страна в те годы была освободительницей, а в наше время наши герои признаны оккупантами и захватчиками).
Плохо сложившаяся обстановка на рынке труда, в сфере образования так же разрушительно влияет на сознание современной молодежи. Зазывающие легкой жизнью западноевропейские страны высокими и стабильными заработками нередко перетягивают «умы» России на свою сторону, в то время как наше государство вполне могло бы само обеспечить свои дарования.
Во многих сферах (особенно в области науки) нашим специалистам элементарно не хватает специального оборудования или финансовых средств для воплощения своих многочисленных идей в жизнь.
Подражание западноевропейским странам и равнение их стандартам приводит к уничижительному отношению к российским достижением, в таких областях, как кинематограф, или российская продукция на мировом рынке.
Все это ведет к разрушению веры среди молодого поколения в себя и в свое государство, к неподобающему отношению к истокам своей Родины.
5 Низкий уровень здоровья
За последние десятилетия численность молодого населения сокращается. Связано это с высоким уровнем различных заболеваний среди молодежи и ее смертности. Отношение к своему здоровью современного общества можно назвать халатным - то же чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков, беспорядочной половой жизни ведет к смертности среди молодежи и рождаемости детей - инвалидов с физическими и психическими отклонениями.
Неправильное питание, пассивный образ жизни, проводимый в основном, возле экранов телевизоров и компьютеров, постоянные психические нагрузки приводят к сильному нарушению здоровья молодежи. Также к снижению численности ведут повышенная в нашей общности агрессия, расовая неприязнь, преступность, которые часто становятся причинами убийств, насилий и суицидов.
Радует тот факт, что молодое поколение нашей страны, наблюдая деградацию своей ячейки современного общества, все же принимает меры по восстановлению своего здоровья - как физического, так и психического. В подтверждение этому - вспыхивающие как очаги гражданской революции, очаги молодежных движений за здоровый образ жизни по всей стране, ведущие борьбу со многими вредными привычками, присущих человеческой натуре. Но одной только деятельности подобных движений мало - нужна и поддержка государства, а так, же семьи и общества в целом.
6 Половое воспитание молодежи
В нашем современном обществе также есть некоторые проблемы, связанные с половым воспитанием. Если совершеннолетними у нас считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, то планка полового взросления продвигается на несколько лет вперед - это четырнадцать, пятнадцать и шестнадцать лет.
В чем причина столь раннего полового созревания? И есть ли оно на самом деле, или просто принято считать, что молодежь нынешнего поколения быстрее « созревает»?
На самом деле готовность к половой жизни в организмах молодых людей наступает намного позже, а причины активной половой жизни еще не взрослых, но уже не детей, а точнее выразиться - подростков. Кроется в другом.
Недостаточное половое воспитание в семье. Известно, что многие родители считают неприличным или стесняются, или не считают необходимым обсуждать в семье с детьми такие важные вопросы, как ранние сексуальные отношения, беспорядочная половая жизнь. Виды контрацепции, различные половые заболевания.
Ранняя половая жизнь приводит к нежелательным беременностям молодых девушек, огромному количеству абортов, брошенных детей. Участились случаи преступлений в отношении к новорожденным детям - их попросту выбрасывают в мусорные контейнеры, подъезды и даже общественные туалеты, оставляют в холодное время года замерзать на улице или попросту убивают. Возрастает количество половых заболеваний, связанных с беспорядочной половой жизнью. Что говорить об образовании молодой девушки, которая в пятнадцать - шестнадцать лет становится молодой матерью. В стране появилось огромное количество неполноценных семей - попросту матерей-одиночек.
В российских школах и других учебных заведениях не приветствуется предметная программа по половому воспитанию детей и подростков, между тем как в других странах эти действия давно и с успехом используется, так в США около 95% образовательных учреждений проводят подобные программы. А закон об их внесении в образовательный процесс был принят еще в 40-е годы.
Заключение
Для благополучного развития нашей молодежи и построения крепкого и прочного фундамента, прежде всего обществу, государству и семье нужно научиться взаимодействовать, находить и развивать общие цели и задачи.
Общество должно поддерживать любые порывы и цели молодежного направления, ведущего к улучшению качества жизни, способствовать развитию творческих способностей, поддерживать морально и помогать развиваться в любых сферах деятельности, взаимодействовать с государством и семейным институтом.
И наконец, прежде всего в семье формируется личность человека, индивид, приносящий свой опыт взросления и воспитания в семье в слои общества. Именно те качества, которые были привиты человеку в детстве, он впоследствии переносит в свою группу. А это означает, что именно семья должна передать своим будущим потомкам значение великого будущего, привить любовь и уважение к семейным традициям, научить ценить и уважать окружающих людей, относится к себе с чувством гордости и с чувством выполненного долга перед своей Родиной.
Именно тогда под ногами современного молодежного общества выстроится надежный и прочный фундамент нашего светлого будущего.
Литература
1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007
Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.
Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006
Махмутова Н.Н. Молодежный рынок труда. М.:Инфра-М, 2008
Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 200