Сочинение «Тема любви в поэзии Анны Ахматовой. Тема любви в творчестве ахматовой Трагическое в любовной лирике ахматовой
План-конспект урока литературы
Класс – 9 А
Тема: « А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике »
Задачи:
Дать представление о личности Ахматовой, о мотивах и настроениях лирики;
Развивать навыки выразительного чтения, поэтического анализа текста;
Воспитывать активность, самостоятельность в суждениях по лирике Серебряного века, умение аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: портрет поэта, сборники стихов, опросный лист, эпиграфы.
Организация начала урока:
Проверка готовности обучающихся к уроку
Проверка домашнего задания:
Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов Серебряного века.
Ответы на вопросы:
Назовите временные рамки поэзии Серебряного века.
Почему данная поэзия получила такое название?
Назовите течение и направление поэзии Серебряного века.
Назовите уже известных вам представителей Серебряного века.
Сообщение темы и целей урока:
1. Чтение учителем стихотворения А.Ахматовой «молюсь оконному лучу…»
Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
Это произведение было написано 3 ноября 1910 года в городе Киеве замечательным поэтом, чувственным лириком, ярким представителем Серебряного века – А.А.Ахматовой.
О душевном состоянии не сказано почти ничего, только «сердце - пополам», остальное понимает читатель сам (рукомойник преображается в «праздник золотой, утешенье», обыденная деталь становится значимой; звонкий слог, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе, первое слово и последняя строка как бы закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние.
Сегодня мы будем знакомиться с поэзией А.Ахматовой. какие цели мы можем поставить на этом уроке?
Познакомиться ….
Развивать навыки ……
Формировать ….
Основная часть урока.
Эпиграфом к началу урока возьмем четверостишие из стихотворения «Многим»
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,-
Ведь все равно я с вами до конца…
Ребята, прошу вас заполнить опросный лист, колонка №1.(Приложение №1)
(лекция с элементами беседы с чтением и кратким анализом произведений автора, слушая материал беседы и чтение стихотворений постарайтесь заполнить таблицу №2)
11 (23) июня 1889 года родилась Анна Андреевна Горенко в дачном предместье Одессы в семье потомственного моряка, инженер-капитана второго ранга Андрея Антоновича Горенко (мать Инна Эразмовна Стогова)
25 апреля 1910 года в Никольской церкви села Никольская Слобода венчание с Николаем Степановичем Гумилевым.
Осень 1912 года - родился сын Лев
1912 год – выходит первый сборник стихов «Вечер»
1914 год – выходит сборник «Четки»
1917 год – «Белая стая»
Выходит сборник «Подорожник»
1922-1935 – творческий кризис – всего 20 стихотворений
1933 год – впервые арестован Лев Гумилев (1935, 1938, 1949)
1940 – 1965 годы – пишет «Поэму без героя»
1935 – 1940 года – поэма «Реквием»
14 августа 1946 года - исключение из Союза писателей СССР, исключение из Литфонда
1962 год – выдвинута на Нобелевскую премию
1964 год - присуждена международная премия «Этна-Теормина»
15 декабря 1964 года Оксфордский университет принял постановление о присуждении А.Ахматовой степени почетного доктора наук
1965 год- выходит сборник «Бег времени»
5 марта 1966 года скончалась А.Ахматова в кардиологическом санатории. Похоронена на комаровском кладбище близ С.- Петербурга
Лирику А.А.Ахматовой многие литературоведы называют любовной, ибо главной темой - всегда была любовь, но любовь у А.Ахматовой имеет очень глубокий и проникновенный смысл, множество оттенков – это и любовь – страдание, любовь – разочарование, любовь – боль, любовь – отчаяние, это и гражданская позиция и многое другое.
Поэзия А.Ахматовой – неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культуры.
(Произведения для зачитывания и краткого анализа: «Молюсь оконному лучу…», «В ремешках пенал и книги были», «Сжала руки под темной вуалью», «Сероглазый король», «Молитва», «не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…», «Муза», «И упало каменное слово…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Я пришла к поэту в гости…», «А ты думал – я тоже такая…», «Мужество» и др)
V . Подведение итогов по основной части урока.
1. Заполните опросный лист колонку №2. Какие записи вы внесли в
опросный лист?
2. Вспомнив услышанное ранее, прочтите эпиграф окончания урока, попробуйте его обосновать:
… Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…
«Реквием»
Подведение итогов урока по реализации целей, поставленных в начале урока.
Реализовали ли мы поставленные цели?
Что нового вы узнали на данном уроке по сравнению с предыдущим?
Учитель подводит итог работы на уроке учащихся
Домашнее задание
Написать краткий отзыв на стихотворение А.А.Ахматовой (по выбору)
Выучить наизусть на выбор 2 стихотворения А.А.Ахматов
Приложение №1.
Опросный лист к изучаемой теме
Я знаю, что…Я узнал (а) , что…
Для меня стало открытием, что….
Меня поражает…………
Меня поразило
Я помню …………….
Я запомнил (а) …………….
А.Ахматова – это……….
А.Ахматова – это……….
Приложение №2.
Таблица №2
Сжала руки под темной вуалью…
А, ты думал – я тоже такая…
Я научилась просто, мудро жить…
Молитва
Не с теми я, кто бросил землю…
Все расхищено, предано, продано…
Мужество
Памяти М.М.Зощенко
Родная земля
Приложение №3.
План анализа лирического произведения
Творческая история
Тема и идея
Композиция и внутренний сюжет (если есть)
Лирический герой и система образов
Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса
Жанр
Эмоциональная окраска
Особенности ритмики, размера, рифмы
Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?
10.Его место в творчестве поэта и русской поэзии вообще.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВВЕДЕНИЕ
В творчестве Ахматовой четко различаются три периода, каждому из которых соответствует определенный угол авторского зрения, обусловливающий тот или иной круг идей и мотивов, общность поэтических средств. Основные художественные принципы Ахматовой сложились именно в начальный период, отмеченный сборниками «Вечер» и «Четки».
Лирика Ахматовой - это, по преимуществу, а если иметь в виду раннее творчество, то и почти исключительно лирика любви. Недаром поэтессу сразу же и в один голос, едва вышли «Вечер» и «Четки», титуловали званием «Сафо нового времени». Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно-вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.
Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в «Аполлоне», но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик и заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями. Между тем любовная лирика Ахматовой, обратившая на себя внимание знатоков уже в 1912 году, когда вышел «Вечер», с течением времени, в предреволюционные, а затем и в первые послереволюционные годы, завоевывала все новые и новые читательские круги и поколения, не переставая быть объектом восхищенного интереса ценителей и поэтических гурманов из того круга, откуда она вышла.
Новые оттенки чувства, которые сумела открыть Ахматова в старой любовной теме, воплотив их в простой и строгой, благородной и лаконичной индивидуальной форме, связаны с правдивым, современным и реалистическим подходом к этой теме, характерным скорее для психологической прозы, чем для поэзии. В этом смысле прав был друг Ахматовой, поэт О. Мандельштам, когда он писал: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и богатство русского романа XIX в.»
Особенностям ранней лирики Ахматовой и изображению в ее творчестве темы любви и посвящена данная работа.
1 . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основное место в лирике Ахматовой бесспорно занимает любовная тема. Любовь в стихотворениях Ахматовой - это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное, хотя в силу реальных жизненных причин обычно тронутое печатью облагораживающего страдания. Чувство поэтессы знает разных героев, и мы в настоящее время, в свете биографических данных, можем назвать их имена и распознать их непохожие друг на друга лица в ее поэтическом изображении, и в то же время они сливаются в едином образе большой, настоящей любви. Это чувство не легкое и разбросанное, но сосредоточенное, не безответственное в своей мимолетности, а всеохватывающее и внутренне необходимое. Отсюда - высокое благородство, большая нравственная чистота ее любовных стихов.
У Ахматовой сложилась концепция любви, воплощение которой составило психолого-поэтическое открытие в русской лирике ХХ века. Ахматова отошла от символистского стереотипа изображения любви как преломления в душе человека неких мировых сущностей (вселенской гармонии, стихийного или хаотического начала) и сосредоточила свое внимание на "земных приметах", психологическом аспекте любви.
Новым (вернее, редким в истории поэзии, в том числе и русской) было в особенности то, что устами Ахматовой заговорила женщина). Из объекта поэтического чувства женщина стала в поэзии лирическим героем. По примеру Ахматовой дар поэтического слова обрели ее бесчисленные подражательницы и последовательницы, торопившиеся излить в стихах интимные переживания женской души. Но стихи Ахматовой менее всего были "женскими" или "дамскими" стихами, подобно творчеству ее многочисленных - в большинстве своем забытых - подражательниц, Как в народной женское песне, в любовных стихах Ахматовой женское чувство имеет общечеловеческое звучание подобно тому как общечеловечны "мужские" стихи Пушкина или Гете.
Каковы бы ни были взаимоотношения мужчины и женщины, воспроизводимые классикой, их основа - чувство с положительным знаком, даже если это уходящее или минувшее чувство. И «несчастная любовь» не исключение, а аспект направленного изображения; "несчастье" тут стоит в одном ряду с "безумным счастьем", с "восторгом", с "радостью", что "не знает предела", - в одном ряду, но на другом полюсе. Ахматова же фокусирует свой взгляд на любви-нелюбви, на переплетении и столкновении эмоциональных противоположностей, даже крайностей, на отсутствии подлинной, глубинной близости - при наличии интимности. Поэзия осваивает особый, ранее не изображавшийся вариант схождения-расхождения, особую разновидность поведенческой ситуации.
Сущность любви, по Ахматовой, драматична. В выстраивании сюжетов ранних сборников, варьирующих мотивы несостоявшейся встречи, разлуки, обманутой надежды, видится следующая закономерность: в самой природе любви, любовной страсти заключена некая недосягаемость блаженства, постоянства, гармонии, взаимности. Но драматична, по Ахматовой, не только любовь без взаимности, но и "счастливая". "Остановленное мгновение" счастья умирает, ибо утоление любви чревато тоской и охлаждением. Анализу этого состояния посвящено стихотворение "Есть в близости людей заветная черта...".
В подобной трактовке любви косвенным образом отразился напряженный драматизм существования личности в преддверии мировых катастроф. Отсюда - мотив ожидания гибели, подспудно проходящий через лирические миниатюры "Вечера" и "Четок". Любовь в художественном мире Ахматовой - начало экзистенциальное: сквозь призму любовной драмы постигаются закономерности жизни души. Любовная страсть, по Ахматовой, совершенно меняет ощущение мира. Масштабы восприятия реальности оказываются сдвинутыми, горизонты души, всецело поглощенной любовью, сужаются, любовь нередко становится силой, подавляющей человека ("И я не могу взлететь, / А с детства была крылатой"). Но в то же время все, что попадает в поле внимания любящего, обретает особую субстанциальную значимость. Поэтому любовь становится творческим приемом постижения мира, ибо лирическая героиня в состоянии любовного томления чрезвычайно остро воспринимает реальность.
Любовная повесть развертывается и вширь и вглубь - и как цепь драматических событий, и как наслоение переживаний и самоощущений. "Я" и "ты" ("она" и "он") многообразно обнаруживают несходство взаимовосприятия, соответственно личностного поведения: он для нее - "милый", даже "непоправимо милый", "самый нежный, самый кроткий", "мудрый и смелый", "сильный и свободный", но и "наглый и злой", "пленник чужой"; она для него - "незнакомка", обессиленная своим влечением, чувственно желанная, но душевно безразличная ("Какую власть имеет человек, / Который даже нежности не просит!"). Она - мучительно страдает, ей горько, больно, он - иронизирует, рисуется, наслаждается своей властью ("О, я знаю: его отрада - / Напряженно и страстно знать, / Что ему ничего не надо, / Что мне не в чем ему отказать"). Она ему: "Ты знаешь, я томлюсь в неволе, / О смерти Господа моля", он - ей: "...иди в монастырь / Или замуж за дурака...". Она вместе с тем уверена в проникающей силе чувства, в неотвратимости его воздействия ("Я была твоей бессонницей, / Я тоской твоей была", "А обидишь словом бешеным - / Станет больно самому"), он, при всем своем высокомерии, порой испытывает беспокойство, тревогу ("проснувшись, ты застонал").
Ее мучение переливается в мстительное предупреждение ("О, как ты часто будешь вспоминать/Внезапную тоску неназванных желаний"), он иной раз готов оправдываться ("Я с тобой, мой ангел, не лукавил"), в его чувственное желание порой прорывается истинное чувство ("Как божье солнце, меня любил"), так что и определение "безответная любовь" (тоже используемое) вряд ли годится, оно сужает, упрощает ситуацию. Кое-когда происходит и перемена ролей: мужчине (точнее, "мальчику") дано испытать "горькую боль первой любви", женщина остается к нему равнодушной ("Как беспомощно, жадно и жарко гладит/Холодные руки мои"). Ситуация скреплена сквозным лейтмотивом, и притом к нему несводима.
В перипетиях напряженной драмы любовь окружается сетью противоречивых названий-толкований: свет, песнь, "последняя свобода" - и грех, бред, недуг, отрава, плен. Чувству сопутствует динамика разнородных состояний: ожидания, томления, изнеможения, окаменения, забвения. И, возвышаясь до неутолимой страсти, оно впитывает в себя другие сильные движения души - обиду, ревность, отречение, измену. Содержательное богатство любви-нелюбви делает ее достойной длительного, многосоставного повествования: количество (написанного) и качество (описываемого) соразмерны. ахматова лирика любовь творчество
В лирической героине стихов Ахматовой, в душе самой поэтессы постоянно жила жгучая, требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной. Любовь у Ахматовой - грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство.
Трактовка любви сказалась в разработке образа лирической героини. Героиня Ахматовой по своему психологическому складу - женщина ХХ века. Под внешней простотой облика скрывается совершенно новый образ современной женщины - с парадоксальной логикой поведения, ускользающей от статичных определений, с "многослойным" сознанием, в котором уживаются противоречивые начала.
Явственна множественность обличий лирического "я": женщина - то из светской среды ("под темной вуалью"), то из низов ("муж хлестал меня... ремнем"), то из богемного кружка ("Да, я любила их, те сборища ночные"); разница в социальном статусе осложняется переменой статуса семейного: порой она одинока, порой замужем, к тому же не только жена, но и любящая мать; иногда мы застаем ее на пороге молодости, а иной раз за этим порогом (кое-где это косвенно обозначено: "десять лет замираний и криков", "ждала его напрасно много лет"). Мужчина также не один и тот же: то ли его влечение к "ней" - единственное ("со мной всегда мой верный, нежный друг"), то ли у него "другая жена" и суждено ему "со своей подругой тихой/Сыновей растить». Между тем в наше сознание "она" и "он" входят как две самотождественные фигуры, над всеми личностными различиями берет верх устойчивость типологического свойства - стабильность их ролевого положения в развертывающейся драме. Общее проступает, настойчиво прорезывается сквозь переменное.
Контрастные грани сознания персонифицированы в разных типах лирической героини. В одних стихотворениях перед нами представительница литературно-артистической богемы, в других - смиренная черница. Иногда лирическое "я" стилизовано под деревенскую женщину (ср.: "Муж хлестал меня узорчатым...") , иногда предстает в "простом", будничном облике. Тенденция отчуждения лирического героя от авторского "я" характерна для поэтики акмеизма. Но если Гумилев тяготел к персоналистической форме выражения лирического "я", а герой раннего Мандельштама "растворялся" в предметности изображаемого мира, то у Ахматовой "объективация" лирической героини происходила иначе.
Как и в классике, лирический рассказ регистрирует характерные моменты движущихся отношений: свидания, расставания, отдаление друг от друга, переход события во власть "любовной памяти". Но какой бы то ни было порядок действий не соблюдается, разновременные стадии на страницах книг и сосуществуют и сочетаются. Уже в первом сборнике сначала - стихи о былом страдании ("Странно вспомнить: / душа тосковала, / Задыхалась в предсмертном бреду"), потом - шаг назад, к сравнительно поздней фазе сохраняющейся близости ("Еще так недавно-странно / Ты не был седым и грустным"), потом - словно снимок остановленного мгновения ныне происходящего ("Сжала руки под темной вуалью..."), а рядом - раздумья о пережитом ("Может быть, лучше, что я не стала / Вашей женой"). И такое повторяется неоднократно, много первых встреч, много последних, и нет какой-либо тропы от начала к концу. Там, где смежные стихи притягиваются друг к другу, то не в силу событийной последовательности, а по признаку смысловой схожести (в "Вечере": два стихотворения о "я" в деревенском облике, два - о других лицах, "сероглазом короле" и "рыбаке"; в "Белой стае": два - о побеге, три - о "музе", "песне", "предпесенной тревоге"). Внимание поэта сосредоточено на сущностных особенностях изображаемого явления, и понимается поэтому оно внехронологически. Ценой усечений и перестановок можно бы сконструировать схему развития любви-нелюбви, но подобная операция увела бы нас далеко в сторону от авторского замысла. Тем менее приложимо к ахматовской тетралогии понятие дневника или романа.
Персонажи Ахматовой готовы как будто смешаться с толпой, их дни и ночи - такие же, как у многих других любовных пар, встречи, разлуки, размолвки, прогулки - из разряда общеизвестных. В то же время исповедь героини прорывает оболочку обыденности, ее чувство возводится в круг понятий торжества и проклятия, храма и темницы, пытки и гибели, ада и рая. И это - восходящая спираль лирики, активизирующей ее собственные резервы.
В ранних стихах смысл того, что было и чего не было - во взаимоотношениях "я" и "ты", - сравнительно ясен, редкие неясности (скажем, вызванные сдвинутостью сюжета к легенде, притче) осложняют, однако не расшатывают общего впечатления.
Всякое душевное состояние обозначается у Ахматовой внешним признаком, который делает его конкретным и индивидуальным. Тоскующая, безответная любовь высказывается так:
Потускнели и, кажется, стали уже
Зрачки ослепительных глаз.
Вот выражение душевного смятения:
Я не могу поднять усталых век,
Когда мое он имя произносит.
Или еще яснее и более внешним признаком:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Любовь -- это образ возлюбленного. И мужской образ, впечатление мужской красоты изображены такими же скупыми, зрительно ясными и вместе с тем психологически значительными чертами. Вот о его глазах:
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
Портретное сходство может выражаться сжатой психологической формулой, или прямая моральной характеристикой, или выразительным жестом, за которым скрывается душевное переживание.В каждом стихотворении Ахматовой мы воспринимаем, всякий раз по-иному, но всегда отчетливо и ясно, звук голоса, движения и жесты, костюм, манеры и целый ряд других незначительных особенностей внешнего облика возлюбленного. Конечно, эти детали не нагромождены без разбора, для фотографической точности, как в реалистических произведениях; иногда это одна частность, одно лишь прикосновение кисти художника, но всегда это не лирический намек, а строгое и точное наблюдение, и всегда оно раскрывает душевный смысл пережитого. Так, в стихотворении «У меня есть улыбка одна..» точно и тонко воспроизведенная деталь -- «движенье чуть видное губ» -- внезапно развивается в целое повествование, вскрывающее глубочайшее душевное содержание, вложенное в эту деталь.
Пристальное внимание к эмоциональной, чувственной сфере в сочетании с представлениями об онтологической ценности реального бытия способствовали формированию у Ахматовой феноменологической модели видения мира. Эта модель охватывает круг представлений поэтессы о взаимоотношениях субъекта и объекта и приводит к возникновению нового способа лирического воплощения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оригинальное творчество Ахматовой - продукт большой и многосложной поэтической культуры, воспитанной на классических достижениях русской и мировой литературы.
Ахматова в поздние годы не любила, когда ее поэзию называли, по поверхностным воспоминаниям о "Четках", - "усталой", "слабой", "болезненной". Поэтому из ранних отзывов о своих стихах она особенно ценила статью Н.В. Недоброво, который назвал ее "сильной" и в стихах ее усмотрел "лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную". «Как он мог угадать жесткость и твердость впереди, - говорила она Л.К. Чуковской через много лет после смерти своего друга. - Ведь в то время принято было считать, что все эти стишки - так себе сентименты, слезливость, каприз... Но Недоброво понял мой путь, мое будущее угадал и предсказал его, потому что хорошо знал меня». Эта внутренняя сила и мужество большого поэта перед лицом трагических испытаний определили в дальнейшем творческий путь Ахматовой.
Ахматова вошла в литературу, более того, художественно утвердилась под знаком любовной темы. Путь, пройденный поэтессой, начиная с первых стихов, собранных в книге «Вечер», через «Четки» и «Белую стаю», - это путь постепенного, но достаточно интенсивного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьезность и высота моральных требований неуклонно выводили Ахматову на дорогу общественных интересов. Стихи не о любви резко проявляют причастность поэта к сверхличной сфере бытия и быта.
Однако главенство интимно-личного начала остается непоколебленным, скорее наоборот: откровения, обращенные в глубины души, очерчивают индивидуальность лирического "я" и тем самым обосновывают его право на гражданский пафос. Стихи о любви образуют, по сути, фон и подпочву программных поэтических заявлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахматова А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Екатеринбург, 2005.
2. Гурвич И. Любовная лирика Ахматовой (целостность и эволюция) // Вопросы литературы.1997. № 5.
3. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.
4. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // http://novruslit.ru/library/?p=36
5. Кихней Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны Ремесла. М., 1997.
6. Недоброво Н. В. Анна Ахматова // http://www.akhmatova.org/articles/nedobrovo.htm
7. Павловский А. И. Анна Ахматова. Очерк творчества. 2-е изд. Л., 1982.
8. Щеглов Ю. К. Черты поэтического мира Ахматовой // http://novruslit.ru/library/?p=17
9. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа // Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии: Сб. статей. Л., 1986.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Верность теме любви в творчестве Ахматовой 20-30 годов. Анализ высказываний литературных критиков о её лирике.
реферат , добавлен 05.02.2014
Начало творческого становления А. Ахматовой в мире поэзии. Анализ любовной лирики поэтессы. Отображение женской души в ее стихах. Характерные черты ее поэтической манеры. Любовь – "Пятое время года". Верность теме любви в творчестве поэтессы 20-30 гг.
реферат , добавлен 11.01.2014
Жизненный путь Анны Андреевны Ахматовой и загадка популярности ее любовной лирики. Традиции современников в творчестве А. Ахматовой. "Великая земная любовь" в ранней лирике. Ахматовское "я" в поэзии. Анализ любовной лирики. Прототипы лирических героев.
реферат , добавлен 09.10.2013
Мотив как структурно-смысловая единица поэтического мира. Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой: обзор творчества. Решение вечных проблем человеческого бытия в лирике А.А. Ахматовой: мотивы памяти, жизни и смерти. Христианские мотивы лирики поэтессы.
курсовая работа , добавлен 26.09.2014
Оксюморон как эпитет, противоречащий определяемому. Явный и неявный оксюморон. Оксюморон в ранней и поздней лирике. Роль Иннокентия Анненского в становлении Ахматовой как поэтессы. Основные примеры использования оксюморона в творчестве Анны Ахматовой.
контрольная работа , добавлен 05.02.2011
Женская поэзия России - поэзия Анны Андреевной Ахматовой. Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства.
реферат , добавлен 07.07.2004
Детство и юность, семья Ахматовой. Брак Ахматовой с Гумилевым. Поэт и Россия, личная и общественная темы в стихах Ахматовой. Жизнь Ахматовой в сороковые годы. Основные мотивы и тематика творчества Анны Ахматовой после войны и в последние годы жизни.
курсовая работа , добавлен 19.03.2011
Методика изучения лирики. Стиховедческие методические аспекты изучения лирики в школе. Путь индивидуального подхода к лирическому произведению как основной при работе над поэзией Ахматовой. Система уроков по лирике Анны Ахматовой.
курсовая работа , добавлен 12.12.2006
Изучение особенностей любовной лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой. Лирическая героиня в творчестве Цветаевой - женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания. Лирическая же героиня Ахматовой – бытийная женщина (и юная, и зрелая) в ожидании любви.
презентация , добавлен 19.02.2012
Особенности метафорического словоупотребления в ранней лирике А. Ахматовой. Приемы включения метафоры в художественную ткань стиха. Метафорический комплекс "любовь-змея" в поэтике Ахматовой, графическая схема строения и особенности ветвления структуры.
Великая земная любовь является движущим началом всей лирики Ахматовой. Благодаря ее великолепным стихам читатель по-другому, более реалистично, видит мир. Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь “необыкновенным пятым временем года”, с помощью которого ею были замечены и остальные обыкновенные четыре. Любящему человеку мир видится более прекрасным и счастливым, чувства обострены и напряжены. Все обычное преобразуется в необыкновенное. Мир для человека превращается в огромную силу, и от этого человек,
Действительно, достигает в ощущении жизни вершин. Постигается необыкновенная, дополнительная реальность: “Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы”. Именно любовь у Анны Ахматовой является основным центром, который сводит к себе весь остальной мир ее поэзии. Однажды Герцен сказал, что женщина “загнана в любовь”, как о великой несправедливости в истории человечества. Да, действительно, вся ранняя лирика Ахматовой “загнана в любовь”.
В своих стихотворениях Анна Ахматова использует огромное разнообразие эпитетов. Они рождаются из слитного восприятия мира. В мире, где чувства материализуются, а предметы
Одухотворяются, глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нём ухо. “В страсти раскалённой добела”, - скажет Ахматова. И она же увидит небо:
Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло.
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло…
Не стоит думать о стихах поэта, как о фрагментарных зарисовках. Это не разрозненные психологические этюды. В них прослеживается острота взгляда, которая сопровождается остротой мысли. Ее стихотворение может начаться как непритязательная песенка, а закончиться, библейски:
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Очень часто в стихах Ахматовой личное, например, как “голос твой”, восходит к общему, сливаясь воедино. Тоска по ушедшему соотносится с картиной, померкнувшего, в этом состоянии мира.
Он весь сверкает и хрустит,
Обледенелый сад.
Ушедший от меня грустит,
Но нет пути назад.
И солнца бледный тусклый лик -
Лишь круглое окно;
Я тайно знаю, чей двойник
Приник к нему давно…
Любовь практически никогда не описывается в спокойном пребывании у Ахматовой. Само по себе чувство всегда острое и необыкновенное. Оно приобретает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении. Например, первой пробуждающей встречи, или совершившегося разрыва, взлёта или падения; смертельной опасности или смертной тоски. Анна Ахматова больше всего любила писать лирические новеллы, необыкновенные баллады. Часто новеллы были с неожиданным, прихотливо капризным концом психологического сюжета. “Город сгинул”, “Новогодняя баллада”.
Город сгинул, последнего дома
Как живое взглянуло окно…
Это место совсем незнакомо,
Пахнет гарью, и в поле темно.
Но когда грозовую завесу
Нерешительный месяц рассек,
Мы увидели: на гору, к лесу
Пробирался хромой человек.
Лирические стихи Ахматовой, часто грустны. Они, как бы несут особую стихию любви-жалости. В самых первых стихах Ахматовой порождалась не только любовь любовников. Эта любовь превращалась в другую, любовь-жалость, недаром есть в русском народном языке, в русской народной песне синоним слова “любить” - слово “жалеть”; “люблю” - “жалею”:
О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнём,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоём.
Именно сопереживание, сострадание, сочувствие, в любви-жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно народными, эпичными. Любовь у Ахматовой в самой себе несёт возможность саморазвития. Раскрывается выход из мира замкнутой, эгоистической, камерной любви-страсти, любви-забавы к подлинно “великой земной любви” и “вселюбви”, для людей и к людям. Наверное, все-таки, поэтому в самых первых стихах вошла в поэзию Ахматовой ещё одна любовь - к родной земле, к Родине, к России.
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Ещё в 20-е годы Мандельштам написал: “…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19-го века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и “Анны Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова”.
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану - Христос помоги! -
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки…
Не стоит считать, что любовь у Ахматовой это только любовь-счастье, тем более, благополучие. Довольно часто - это страдания, пытка, своеобразная “антилюбовь”, и мучительный, вплоть до распада, до прострации, излом души, болезненный, декадентский. В ранних стихах Ахматовой этот образ такой “больной” любви был и образом больного предреволюционного времени 1910-х годов и образом больного и старого мира.
Дал Ты мне молодость трудную.
Сколько печали в пути.
Как же мне душу скудную
Богатой Тебе принести?
Долгую песню, льстивая,
О славе поёт судьба.
Господи! я нерадивая,
Твоя скупая раба.
Ни розою, ни былинкою
Не буду в садах Отца.
Я дрожу над каждой соринкою,
Над каждым словом глупца.
В стихах 1917 года отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению к ней. “Замкнуло слух” - не от искушения, не от соблазна, а от скверны. А в1922 года она писала:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Подобное изложение не было эпизодическим, эмоциональным всплеском. Строки стихотворения написанного в 1922 года стали эпиграфом к стихам 1961 года “Родная земля”. У Ахматовой любовь к Родине представляется таким образом - будет Родина, значит, будет жизнь, дети, стихи. Если нет её, значит, нет ничего:
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Анны Ахматовой обладает прекрасным свойством, которое основано на исконной национальной особенности - чувстве сопричастности с миром, сопереживания миру и ответственности перед ним: моя судьба - судьба страны, судьба народа - история.
«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века»
(О. Э. Мандельштам)
Творчество замечательного поэта А. А. Ахматовой характеризуется трагизмом, искренностью, художественной цельностью. В ее стихах и красота, и народная мудрость, и бескомпромиссность убеждений, и жизнелюбие, и верность идеалам добра и справедливости. Другой большой поэт XX века М. Цветаева в посвященном Ахматовой цикле стихов называет ее «музой плача», «прекраснейшей из муз», «луной на небе», «царскосельской Музой».
Лирика Ахматовой заражает любовью к жизни, передает движения души - радость, восторг от встречи, печаль от неразделенной любви, гордость за свое чувство:
Меня покинул в новолунье Мой друг любимый. Ну так что ж! Шутил: «Канатная плясунья! Как ты до мая доживешь? <...> Оркестр весело играет, И улыбаются уста. Но сердце знает, сердце знает, Что ложа пятая пуста!
Для поэзии Ахматовой характерен глубокий психологизм и лиризм, умение раскрыть самые глубины женского внутреннего мира. Чувства лирической героини тесно связаны с обостренным восприятием предметного мира и передают ее душевное состояние не прямо, не лирически, а через окружающие ее вещи (эту характерную для поэтики Ахматовой особенность литературовед В. М. Жирмунский обозначил термином «вещная символика»). Проиллюстрируем характерную ахматовскую «вещную символику» на примере ее стихотворения «Настоящую нежность не спутаешь»:
Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные, Несытые взгляды твои.
Душевные движения героини передаются в стихотворении через бытовое, психологическая тема развертывается в конкретно-чувственных деталях. О переживаниях женского сердца написаны прекрасные стихи Ахматовой: «Настоящую нежность не спутаешь...», «Вместо мудрости опытность...», «Ждала его напрасно много лет...», «Не любишь, не хочешь смотреть...», «Сказал, что у меня соперниц нет...» из книги стихов «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник».
«Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман, - писал после выхода сборника „Подорожник" Борис Эйхенбаум. - Она насыщает лирику сюжетной конкретностью. В этом смысле она - не менее революционное явление в искусстве, чем Маяковский». Лирический «роман» Ахматовой передает разнообразие нюансов, эмоций, все оттенки переживаний ее героини. Передаче состояния героини соответствует выбранный поэтом стихотворный размер. Излюбленный стихотворный размер Ахматовой- дольник с его ритмическим разнообразием, подвижностью ударений, подчас их пропуском для передачи интонационного многообразия разговорной речи. Как образец дольника во многие учебники по теории литературы вошло выше процитированное нами стихотворение ранней Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь».
Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви - «Сероглазый ко роль» (1910). В нем - драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к «сероглазой» дочери. Нельзя не отметить тончайший психологизм стихо-
творения. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для ее лирики «драма-тур-гичность» стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении. О. Э. Мандельштам по этому поводу заметил в 1916 г. в статье «О современной поэзии»: «Сочетание тончайшего психологизма (школа Анненского) с песенным ладом поражает в стихах Ахматовой наш слух. Психологический узор в ахматовской песне так же естественен, как прожилки кленового листа». А в статье 1922 г. «Письма о русской поэзии» Мандельштам прослеживает истоки психологизма лирики Ахматовой глубже: «Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с „Анной Карениной", Тургенева с „Дворянским гнездом", всего Достоевского и отчасти даже Лескова. Генезис Ахматовой лежит в русской прозе, а не в поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу».
Язык стихов Ахматовой афористичен, построен по законам разговорной речи, но это язык раздумий. В строчки стихотворения «Сероглазый король» включается прямая речь, размышления лирической героини. («Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли»); «Дочку мою я сейчас разбужу...»). Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о нежности, тоске, ревности, любви, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце. Лирическая кульминация - прорыв чувства - в строчках: «Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки ее погляжу». И в конце - итог, подведенный «шелестящими тополями»: «Нет на земле твоего короля». Критик и друг Ахматовой В. М. Жирмунский в своем исследовании «Творчество Анны Ахматовой» верно и глубоко в качестве своеобразной черты поэтической манеры Ахматовой назвал «разговорность» ее ранних стихотворений. Он отметил, что стихи Ахматовой «написаны как бы с установкой на прозаический рассказ, иногда прерываемый отдельными эмоциональными возгласами... он основан на психологических нюансах».
Развитие Ахматовой как национального поэта, как тонкого выразителя внутренней жизни, духовного богатства человека определило ее соприкосновение с устным народным творчеством. Многие стихотворения Ахматовой написаны в традициях фольклора: деревенской частушки, народного плача, причитания, заклички, колыбельной. «Великолепное владение поэтическими средствами русского языка было воспитано в ней не только традициями русской классики, но и постоянным соприкосновением с живой народной поэтической стихией», - отмечает В. Жирмунский, исследуя своеобразие поэтической манеры Ахматовой. Корневая связь с народной лирикой как в содержании, так и в высокохудожественной форме прослеживается в стихотворении «На руке его много блестящих колец...». Поэтическими средствами фольклора в стихотворении являются и прием антропоморфизма, очеловечивания неживых предметов (луч беседует с лирическим героем, шепчет «с мольбой»: «будь мечтою горда»); и живая разговорная интонация, и яркие сравнения, и метафоры, и повтор - действенный прием поэтики фольклора, служащий средством активного воздействия на слушателя («Никому, никогда не отдам я его»). Язык стиха богат и гибок, он выражает самые тонкие оттенки чувств, радует слух своим многообразием, так как питается соками живой разговорной речи:
На руке его много блестящих колец - Покоренных им девичьих нежных сердец. Там ликует алмаз и мечтает опал, И красивый рубин так причудливо ал. Но на бледной руке нет кольца моего, Никому, никогда не отдам я его. Мне сковал его месяца луч золотой И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой: «Сохрани этот дар, будь мечтою горда!» Я кольца не отдам никому никогда.
Об облагораживающем воздействии поэзии Ахматовой верно сказал А. П. Платонов в статье «Анна Ахматова» (написана в 1940, напечатана в 1966), увидев источник
силы и значительности ее поэзии в связи с жизнью: «Не всякий поэт... может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека. <...> Ахматова способна из житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих. <...> Высший поэт- это тот, кто находит поэтическую форму для действительности. <...> Будем же ценить Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности».
Патриотическая нота - отличительная черта поэзии Ахматовой. Для нее нет эстетики вне этики. Верность родной земле, человеческое достоинство, честь, любовь к Отчизне диктовали поэту Ахматовой строки таких произведений, как поэма «Реквием», стихотворения «Мне голос был...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Родная земля» и др. Ахматова утверждает, что любовь к своей Отчизне не позволяет человеку оставить «...свой край глухой и грешный», оставить «Россию навсегда». Ее лозунг-«Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам». В стихах Ахматовой - стойкость и воля, сила характера, и сами стихи как бы стали судьбой Ахматовой. В них -внутренняя биография поэта, направление ее творческих поисков, предвидение признания потомками. О художественном реализме, как «главном и постоянном отличье», присущем творчеству Ахматовой, образно и справедливо сказал Б. Л. Пастернак в предисловии к сборнику Ахматовой, вышедшем в 1942 г. в Ташкенте в издательстве «Советский писатель»: «Вера в родное небо и верность родной земле прорываются у нее с естественностью природной походки». О «суровой и почти религиозной простоте и торжественности» стихов Ахматовой справедливо писал О. Мандельштам еще в 1916 г. в статье «О современной поэзии. К выходу „Альманаха Муз", отметив, что поэзия Ахматовой «близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».
Тема: А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Из книги «Белая стая»: «Сразу стало тихо в доме...», «Молитва». Из книги «Подорожник»: «Я спросила у кукушки...». Из книги «Anno Domini»: «Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Что ты бродишь неприкаянный...».
Цели: помочь детям создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с живописными портретами поэтессы, показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке.
Развивающие: развивать внимание к поэтическому слову.
Воспитывающие: воспитывать интерес к поэзии.
Оборудование: учебник, презентация
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной русской поэтессы Анны Ахматовой.
2. Сообщение темы и целей урока.
Попытаемся и мы создать на уроке образ поэтессы.
а) Работа по теме(слайд1)
1. Вступление
Ее называли “Северной звездой”, хотя родилась она на Черном море. Она прожила долгую и очень насыщенную жизнь, в которой были войны, революции, потери и очень мало простого счастья. Ее знала вся Россия, но были времена, когда даже ее имя было запрещено упоминать. Великий поэт с русской душой и татарской фамилией – Анна Ахматова.
2. Детство и юность (слайд2)
Родилась Анна Андреевна Горенко 11 июня 1889 года под Одессой. Ахматова – это псевдоним, который идет от прабабушки – татарской княжны. Отец был отставным инженером – механиком флота. Годовалым ребенком была перевезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Самые сильные впечатления тех лет – древний Херсонес, около которого жила семья. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда было 11 лет. Училась в Царскосельской женской гимназии.
В 1905 году родители расстались, мама с детьми уехала на юг. Целый год прожили в Евпатории, где Анна дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество стихов. Отзвуки революции пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в киевской гимназии, которую окончила в 1907 году.
После окончания гимназии Анна поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
3. Начало творческой деятельности. (слайды 3-7)
Первый сборник стихов Ахматовой “Вечер” вышел весной 1912 года.
Через два года появилась книга стихов “Четки”. Книги “Белая стая” (1917 г.) и “Подорожник” (1921 г.) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов современной России.
Образ ее к тому времени отразился не только в стихах. Мы не будем сейчас рассматривать всю галерею портретных образов Анны Ахматовой, остановимся на тех, которые стали хрестоматийными.
Это портреты, написанные Альтманом, Анненковым и Петровым-Водкиным.
Какой изобразили художники Ахматову на этих портретах?
В своих работах портретисты закрепили тот образ, который складывался в сознании читателей, знакомых с творчеством поэтессы.
Портрет Альтмана не сразу приняли современники. Казалось, он разрушает представления о художественном идеале и женском обаянии модели. Но впоследствии многие отмечали, что в портрете есть и своя красота, и свой характер, и свое выражение. Его помнили и через пять, и через двадцать лет. А так писала о нем сама Ахматова:
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым…
В начале двадцатых годов лик Ахматовой, ее образ привлекают таких разных портретистов, как Юрий Анненков и К. С. Петров-Водкин. Их ахматовские портреты отделяет всего год, но расстояние между ними гораздо больше.
4. Жизнь и творчество(слайды 8-14)
Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы и завершившийся в советское время, был длительным и нелегким. С самого начала ее поэзия отличалась правдивостью поэтического слова. Она сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и четкостью мыслей. Было ясно, что у молодого поэта свой голос и своя интонация.
Прежде всего, Анна Ахматова стала известна читателям своими стихотворениями о любви. Стихи о любви – это встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, страдание, но всегда это нравственно чистое, всепоглощающее чувство.
В тридцатые годы Ахматову настигла волна сталинских репрессий. Сначала она потеряла мужа. Поэта Николая Гумилева. Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства. Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Был арестован и единственный сын поэтессы Лев Гумилев.
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах.
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя. Русская речь.
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Февраль 1942 г.
Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту её творчества, как гражданственность и патриотизм. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается полностью в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, с горем родины, то у этого человека огромное сердце.
Нет, и не под чуждым небосводом;
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом.
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Вторая годовщина
Нет, я не выплакала их.
Они внутри скипелись сами.
И все проходит пред глазами
Давно без них, всегда без них.
Без них меня томит и душит
Обиды и разлуки боль.
Проникла в кровь – трезвит и сушит
Их всесжигающая соль.
Но мнится мне в сорок четвертом,
И не в июня ль первый день,
Как на шелку возникла стертом
Твоя страдальческая тень.
Еще на всем печать лежала
Великих бед, недавних гроз, -
И я свой город увидала
Сквозь радугу последних слез.
Она вобрала в своё сердце боль всего народа и полностью отдала его родине. Поэтому её творчество волнует людей до настоящего времени.
5. Мировое признание(слайд 15)
В шестидесятые годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. Послушайте стихотворение из сборника “Белая стая” в переводе Ильи Шамбат.
В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь. (18 слайд) В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной. К ней стремились попасть и маститые, и начинающие поэты, ее оценок ждали. К ней приезжали советские и зарубежные исследователи, изучавшие ее поэзию, историю русской литературы XX века. Ее авторитет был непререкаем.
6.Чтение и анализ стихотворений А.Ахматовой.
«Сразу стало тихо в доме…»
Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак,
Замерла я в долгой дреме
И встречаю ранний мрак.
Плотно заперты ворота,
Вечер черен, ветер тих.
Где веселье, где забота,
Где ты, ласковый жених?
Не нашелся тайный перстень,
Прождала я много дней,
Нежной пленницею песня
Умерла в груди моей.
Пожалуй, самой сильной любовью Ахматовой был Борис Васильевич Анреп, художник и литератор. Познакомились они в середине 1910-х годов по инициативе поэта Николая Васильевича Недоброво. Роман оказался страстным, но недолгим. После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию, уехав в Великобританию. Анна Андреевна адресовала оставившему ее возлюбленному около тридцати стихотворений. Одно из них – «Сразу стало тихо в доме…», написанное в 1917 году и вошедшее в сборник «Подорожник». Произведение представляет собой фрагмент, в том числе и на уровне сюжета. Возможно, изначально оно выступало в роли третьей части «Сказки о черном кольце».
Для стихотворения важен сюжет «исчезающего» дома. Ахматова вводит его еще в книге «Белая стая». В «Подорожнике» он находит логическое завершение. Это связано с изменением общей модели пространства, становящегося дисгармоничным. В нем нет места уютному жилищу, способному защитить человека от невзгод. Отныне в доме – мрак, тишина, запустение, о чем говорится в начальных строках анализируемого текста. Ощущение бесприютности в лирике Анны Андреевной возникает из-за событий, произошедших в России. Сборник «Белая стая» выпущен в 1917 году, «Подорожник» - в 1921-ом. Ахматова видела кровь, смерть, болезни, разруху, принесенные Великой Октябрьской революцией и Гражданской войной. Поэтесса прекрасно осознавала, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. Это предчувствие беды не могло не найти отражения в творчестве.
В нескольких стихотворениях Анны Андреевны, в том числе и в рассматриваемом «Сразу стало тихо в доме…», встречается мотив кольца. Согласно воспоминаниям Анрепа, Ахматова всегда носила черный перстень, приписывая ему таинственную силу. В начале 1916 года она подарила его Борису Васильевичу. Этот талисман от возлюбленной Анреп долгое время носил на цепочке вокруг шеи. Утеряна реликвия была в ходе Второй мировой войны. Дело в том, что однажды цепочка порвалась. Анреп убрал кольцо в шкатулку. От бомбы сильно пострадала его студия, расположенная в Лондоне, где хранился подарок Ахматовой. Тогда и исчезло кольцо.
Стихотворение «Сразу стало тихо в доме…» - это концентрированная боль, возникшая из-за потери возлюбленного. Без него и дом стал не мил и бесприютен. Без него нет веселья, нет заботы, беспросветно черны вечера. Нет ласкового жениха – умерла «нежной пленницею песня».
«Я спросила у кукушки…»
Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу…
Сосен дрогнули верхушки.
Желтый луч упал в траву.
Но ни звука в чаще свежей…
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой.
Анна Ахматова прожила достаточно долгую и насыщенную событиями жизнь. Она застала сразу несколько эпох, став свидетельницей метаморфоз, которые происходили в российском обществе. Революция и свержение самодержавия, волна репрессии и Великая Отечественная война, блокадные Ленинград и послевоенные годы гонений на вольнодумцев – все это пережила Анна Ахматова.
За свои 76 лет поэтесса научилась не доверять даже очень близким людям и, одновременно, полагаться на волю судьбы, даже если та не сулила ей ничего хорошего. Однако в далеком 1919 году, когда было написано стихотворение «Я спросила у кукушки…», Ахматова даже не предполагала, какие испытания выпадут на ее долю. Первые потрясения от революции, которая принесла с собой много крови и жестокости, уже остались в прошлом. Более того, поэтесса пережила развод с Николаем Гумилевым и даже успела повторно выйти замуж. Но это не привнесло в ее душу долгожданного спокойствия. Что-то подсказывало Ахматовой, что самый безмятежный и счастливый период ее жизни остался далеко позади. Она сделала свой выбор, отказавшись эмигрировать за границу, так как считала, что не вправе оставлять родину в столь сложное для нее время. Но патриотический подвиг этой женщины будет оценен потомками гораздо позже, а пока же она пытается узнать, что ждет ее в будущем.
Давно доказано, что по-настоящему счастливые люди подобными вопросами никогда не задаются. Поэтому можно предположить, что Ахматова, настойчиво спрашивающая у кукушки, сколько лет предстоит ей прожить, испытывает смутное чувство беспокойства. Она не может понять, откуда ей стоит ждать очередного удара судьбы, считая, что нет ничего более страшного, чем скоропалительная смерть. Пройдет немного времени, и поэтесса убедится, что собственная гибель пугает ее гораздо меньше, чем неизвестность в отношении близких людей, которые исчезают один за другим с нелицеприятным ярлыком «враг народа». Пока же она надеется получить от кукушки ответ на свой довольно наивный вопрос, однако мудрая птица молчит, и «ни звука в чаще свежей».
«Не с теми я, кто бросил землю…»
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью па?хнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей безслёзней,
Надменнее и проще нас.
После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором – остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода и предстоящих репрессий. У Ахматовой также была возможность вместе с сыном уехать за границу. Сразу после революции во Франции оказался ее супруг, поэт Николай Гумилев, и, воспользовавшись этим, Ахматова могла беспрепятственно уехать. Но она отказалась от такой возможности, хотя и предполагала, что отныне жизнь в мятежной России обещает превратиться в настоящий кошмар. Вплоть до начала массовых репрессий поэтессе неоднократно предлагали покинуть страну, но каждый раз она отказывалась от столь заманчивой перспективы. В 1922 году, когда стало ясно, что границы закрыты, а внутри страны начались гонения на неугодных власти людей, Ахматова пишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…», исполненное патриотизма.
Действительно, эта поэтесса неоднократно признавалась, что не представляет своей жизни вдали от родины. Именно по этой причине она поставила на кон собственную литературную карьеру и даже жизнь ради возможности остаться в любимом Петербурге. Даже во время блокады она ни разу не пожалела о своем решении, хотя балансировала между жизнью и смертью. Что же касается самого стихотворения, то оно появилось на свет после того, как поэтесса пережила личную драму, связанную с арестом и расстрелом ее бывшего супруга Николая Гумилева. Но даже этот факт не остановил Ахматову, которая не хотела становиться предательницей родины, считая, что это единственное, чего никто не сможет у нее отнять.
7. Заключение(слайды17-19)
До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: “ Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа”.
Поэзия Анны Ахматовой, ее судьба, ее облик – прекрасный и величественный – олицетворяет Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории.
8. Итоги урока, рефлексия
Сегодня на уроке с помощью стихов, биографических сведений, известных портретов мы попытались представить образ Анны Ахматовой как Поэта.
Какой же образ останется у вас в памяти?
9.Домашнее задание: выучить одно понравившиеся стихотворение наизусть.